Оглавление
Введение 3
Глава 1 Самоопределение личности в раннем периоде
взрослой жизни 5
1.1. Период взросление человека (23-30 лет):
проблематика семейных отношений 5
1.2. Особенности переходного возраста (30-35 лет) 11
Глава 2 Черты позднего периода взрослой жизни 14
2.1. Зрелость 36-50 лет 14
2.2. Поздний период взрослой жизни (пожилой возраст
от 51 до 65 лет и старше) 18
Заключение 22
Список литературы 23
Введение
Взрослый период жизни человека, как объект исследования, является категорией возрастной психологии, которая в последнее время приобретает все большую популярность. Возрастная психология изучает не только то, что происходит с человеком сегодня, она располагает данными о том, что может быть в жизни человека вообще, так как пытается изучать всю его жизнь. Естественно, что каким-то возрастам уделяется большее внимание, а каким-то меньшее. Взрослому периоду жизни, как самому продолжительному периоду жизни человека, в возрастной психологии уделяется достаточное внимание.
Во взрослом периоде особое и значительное место в жизни каждого человека занимает семья. Семейный отношения играю важную роль в самоопределении личности. Они по-новому творят личности, открывают в ней все ее грани (и положительные, и отрицательные черты ее характера), которые впоследствии начинают развиваться во всей своей яркости и оказывать влияние на дальнейшую судьбу человека. По этой причине эта тема всегда является актуальной, во все времена психологи уделяли ей огромное внимание.
В работе предполагается рассмотреть характеристики взрослого периода жизни путем дробления его на принятые в психологии временные отрезки.
Объект исследования – личность во взрослом периоде жизни.
Предмет исследования – особенности самоопределения личности в семье во взрослом периоде жизни.
Цель исследования – изучить особенности самоопределения личности в семье во взрослом периоде жизни.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности самоопределения личности во взрослом периоде жизни в семейных отношениях;
- рассмотреть особенности периода взросления человека в 23-30 лет сквозь призму проблематики семейных отношений;
- изучить особенности переходного возраста (30-35 лет);
- проанализировать основные черты зрелости (36-50 лет);
- изучить характеристики пожилого возраста (от 51 до 65 лет и старше).
Глава 1 Самоопределение личности в раннем периода взрослой жизни
1.1. Период взросление человека (23-30 лет): проблематика
семейных отношений
Принято считать, что период в жизни с 23 до 30 лет является началом взрослой жизни. Внешне взрослые, люди еще растут с физиологической точки зрения. С точки зрения их природных свойств они могут считаться еще маленькими и даже не подозревают об этом.
Юридическая (с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни), это ситуация безусловная, взрослость нормального здорового человека безусловна.
Психологическая точка зрения может быть, по мнению Г.С.Абрамовой [1], представлена теми важнейшими новообразованиями, которые вносит в жизнь нормального человека создание собственной семьи и родительство.
Современные исследователи семьи, как отечественные, так и зарубежные, давно и с тревогой пишут о ее кризисе. Особенно остро он проявляется в тех конкретных случаях, когда возрастной личностный кризис членов семьи приходится на кризис межличностных семейных отношений. Исследователи семьи давно заметили, что межличностные отношения в семье подвержены закономерной динамики, которая отражает естественное изменение в содержании отношений. Существует множество периодизаций с указанием более-менее точных возрастных границ разных периодов, но большинство исследователей сходится во мнении, что семейное наиболее хрупким бывает в первые пять лет супружеской жизни и на рубеже пятнадцатилетнего совместного проживания.
Интересным представляется вопрос, как человек решает важнейшую задачу своего личного развития (а теперь и развития конкретного другого человека – партнера по браку) – устройство жизни в новой семье. Выделим в этой задаче несколько планов: физиологический, социальный и психологический. Физиологический план решения жизненной задачи создания семьи и ее существования предполагает освоение пространства своего тела и тела другого человека.
Социальный план решения задачи жизни в новой семье очень быстро становится фантомным проявлением жизни в том случае, если партнеры по браку не умеют строить новую общность, а копируют существующий в обществе идеал семьи. Такими образованиями, как идеалы, нормы, правила, ритуалы, обычай и так далее, заполнено фантомное проявление жизни, которое, несмотря на его внешнюю неосязаемость, обладают огромной силой воздействия на человека [2, 10].
Все фантомные проявления жизни обладают высокой степенью жесткости, они как бы проявление смерти в жизни. Воспроизведение в своей новой семье стереотипов поведения родительских семей – один из наиболее распространенных ошибочных путей решения совей личной задачи в семейной жизни. Фантомы социальных ожиданий, идеалов и норм будут вмешиваться в отношения, лишая их непосредственности, то есть жизни. Нужна большая сила «Я», переживание присутствия в себе этой силы, чтобы противостоять фантомным образованиям и в себе и в другом человеке.
Психологический план решения задач жизни в новой семье проявляется как творчество друг друга и творчество совместной общности – общего дома для двух разных, но единых душ.
Каждый план решения задачи жизни в новой семье выделим относительно условно, в ежедневных хлопотах и заботах к обустройстве семейной жизни они переплетаются в поток дня, но каждый из них обладает и своими законами, как свои законы есть в мире реальном, фантомном, творческом. Бесконечное число фактических данных подтверждает тот факт, что любовная лодка разбивается о быт очень часто. Статистика разводов ужасающая. Может быть, она отражение того печального последствия развития научно-технического прогресса, которое привело к утрате человеком своей цельности и создало массового, частичного человека, для которого даже встреча в юности со своей собственной экзистенциальностью (с собственным свободным «Я») приводит к отказу от него [1, 4].
Вернемся к общим возрастным закономерностям, их можно увидеть на графике «Развитие кризисов в семейных отношениях» (рис.1.1.).
Кривая изображенная на этом графике, заставляет остановить взгляд на крутом спуске вниз к кризису, к нулевой отметке этого состояния. Возникает вопрос, что происходит? Все объясняется тем, что решение жизненных задач создания семьи требует особого опыта жизни собственного «Я» и знаний. Далеко не всегда любовь дает опыт, необходимый для создания семьи, она слишком сложна для этого. Создание семьи требует опыта устройства собственного «Я» в его психологическом пространстве, то есть опыта осознания собственной концепции жизни, собственной же «Я» - концепции и концепции другого человека.
Во время периода взросления человек сдает жизненный экзамен на наличие у него собственного «Я» и возможности воздействовать на него, возможность не только проявлять сове «Я» в настроении, в непосредственном эмоциональном состоянии, но и в возможности действовать по принятому в отношении себя и других людей долгу. Это предполагает четкое выражение переживания границ собственного «Я», меры воздействия на другого человека и на себя [13].
Сравнивая семью с микрокосмосом, как это делают многие исследователи, надо не забывать о том, что микрокосмос сотворен, у него есть Создатель. Если у микрокосмоса его не будет, то он перестает быть таковым, исчезая как явление. У семьи таких создателей двое. Ощущение его в себе – это и есть переживание своих интегративных возможностей, когда
Спокойствие
Ось равновесие
Отношений
Кризис
Годы совместной
Жизни 0 2 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36
Первая Вторая кризис-
кризис- ная ситуаця
ная
ситуация
Средний возраст
Мужа 27 33 42 50
Жены 22 28 37 45
Первого ребенка 1 9 16 27
Рис. 1.1. Развитие кризисов в семейных отношениях
собственное «Я» воспринимается как «Я» самоизменяющееся, обладающее достаточной степенью прочности и пластичности, то есть проявляющее свою силу, обладающее достаточным интеллектуальным потенциалом для того, чтобы дифференцировать разные проявления жизни.
Сила «Я» в эмоциональной жизни человека проявляется в возможности свободно переживать свои чувства, ясно для себя и других выражать их и управлять ими так, чтобы они не разрушали отношения, а создавали их. Серьезная проблема периода взросления состоит в том, что, основанные на чувстве, семейные отношения, не являются в то же время непосредственными в процессе организации совместной жизни. На них буквально обрушивается шквал стереотипов в виде ожиданий и требований, которые в силу своей омертвелости могут разрушить живое чувство.
Успешность становления семейного психологического пространства зависит от тог, на сколько члены семьи могут осознавать свое сходство с другими людьми. Сходство это проявляется прежде всего существований чувств, о них еще говорят как о базальных, то есть основных, существенных человеческих чувств [18, 21].
Период взросления – это и начало освоения экзистенциальных социальных ролей – родительских ролей. Это не просто роли, о которых можно достаточно конкретно сказать, как они осуществляются, это идеи, идеалы, которым можно следовать, но они труднодостижимы, так как не обладают выраженностью в конкретных действиях.
Освоение родительской роли жизненная задача развития человека в период взросления. Самая главная предпосылка этого в том, что родительская роль открывает по-новому конечность и бесконечность в жизни, то есть она еще раз обостряет переживание смерти как реальности. Противостоять ей может только ответственность – друг за друга и за себя, ответственность и любовь к жизни.
Психологи называют освоение родительской роли – важнейшей задачей личностного развития в периоде взросления.
Освоение родительской роли, так же и супружеской требует от людей в период взросления принятия на себя обязательств, регулирующих их место как в семье, так и в обществе [1, 6].
В период взросления вырабатывается определенный стиль жизни. Выработка стиля жизни в период с 23 до 30 лет (в период возникновения семьи) предполагает и семейное единение «мы» и свободное существование «Я» каждого члена семьи.
1.2. Особенности переходного возраста (30-35 лет)
Об этом возрасте известно очень много и очень мало одновременно. Известен он, в первую очередь, тем, что это возраст Иисуса Христа. Этот образ и окрашивает все психологические задачи, которые встают перед людьми в переходный период. Прежде всего надо разобраться в том, переход кем и от чего к чему осуществляется в это время. В это время у людей проявляются первые признаки старения – морщины, избыточный вес, сердечно-сосудистые заболевания.
Это период завершения критического периода в семейной жизни, который, как известно, может закончиться стабилизацией отношений или их существенными изменениями вплоть до развода [3, 16].
В 35 лет заканчивается официальный возраст молодости – молодых ученых, начинающих писателей и тому подобное. С 36 лет их уже не будут называть молодыми. Значит, это переход к официальной, формальной зрелости, предполагающей развитую способность к социальному бытию.
Кроме того, переходный возраст совпадает с началом подросткового возраста их старших детей, это создает для взрослых членов семьи особые проблемы [5].
Переходный возраст – это очень короткий период жизни, когда у человека много сил, чтобы чувствовать свои возможности действия и достаточно ума, чтобы контролировать свои цели.
В переходном возрасте человек достигает максимума в своем физиологическом развитии, то есть чувствует себя сильным, источник силы – его тело, его органическая, полноценная жизнь; это рождает переживание своих потенциальных возможностей действия («Я могу», потому что у меня есть силы»); дети к этому времени подрастают, связь между ними и родителями становится не только (не столько) эмоциональной, но и интеллектуализированной отношением к психологической информации о ребенке (о детях).
Психологическое пространство семейных отношений начинает испытывать на себе более-менее опосредованное влияние чужих людей, (друзей и учителей детей, сослуживцев родителей и др.). Личность в семейной жизни начинает сталкивается с новыми для проблемами – проблемами защиты социальных прав своих близких от воздействия чужих людей [1, 8].
Одна из психологических ловушек этого возраста состоит в соблазне уйти в собственные чувства. Уход в собственные чувства создает иллюзию жизни [11, 15].
Нагрузка на чувства возрастает многократно из-за изменившихся социально-психологических обстоятельств. Разрешить себе жить не только чувствами, порождаемыми близкими людьми, - так можно было бы сформулировать задачу личностного развития человека в переходном возрасте. Для этого как минимум надо обнаружить в себе свое собственное «Я», свою собственную психическую реальность, а это невозможно без переоценки значимости других людей для осуществления собственной жизни.
Итак, в самоопределении личность рассматриваемого возраста со всей остротой встает проблема осознания содержания своей индивидуальности, которая связана со сменой оценки привязанностей и принятых обязательств в отношении близких людей и самой себя. В тоже время продолжается освоение родительской роли, которая основывается на существенном изменении психологической дистанции с детьми, которая включает и переоценку значимости людей в осуществлении собственной индивидуальной судьбы. Решение этой проблемы приводит к обновлению всех переживаний, появляется чувство полноты жизни, причастности ко всем ее проявлениям.
Если же этого не происходит, то личность погружается в мир своих чувств, отстраняясь от других проявлений жизни за с чет пребывания в фантомном мире собственного «Я».
Некоторым людям в переходном возрасте свойственно, как говорят многие исследователи [5, 16, 17], погружаться в практическую философию. Освоение личностью родительской роли приводит к тому, что она начинает осознавать необходимость осуществления правильной жизни не только в рамках своей семьи, но и в более широкой социальной ситуации (в плоть до космической, планетарной). Это приводит к пересмотру очень многих параметров своей индивидуальности, которые в дальнейшем становятся основой для принятия жизненно важных решений.
В переходном возрасте границы семейной жизни расширяются для всех ее членов, что, естественно, сказывается и на переживании человека своего места в изменившимся жизненном пространстве. Встает проблема определения своего нового места в системе семейных и социальных отношений, которая естественно предполагает изменение ответственности.
На самоопределение личности в переходном периоде жизни оказывают влияние переосмысление ее жизненных принципов и установок в отношении правильной жизни. Личность становится способной к построению целостной картины социальной жизни.
В переходном возрасте условиями, способствующими развитию рефлексии личности на содержание собственного мышления, по мнению Г.С.Абрамовой [1], являются:
- смена оценок близких людей за счет появления в психологическом пространстве большего числа чужих людей;
- необходимость осуществлять по отношению к подрастающим детям осознанную концепцию «правильной» жизни;
- необходимость выстраивать отношения с собственным меняющимся телом и его свойствами;
- необходимость оценивать пройденный жизненный путь как его возможную половину (возможное не соответствие переживаний психологического и физического возраста).
Глава 2 Черты позднего периода взрослой жизни
2.1. Зрелость 36-50 лет
Факт состоит в том, что само понятие зрелой личности появилось в психологии сравнительно недавно. В возрастной психологии оно практически не применяется, а если и используется, то, скорее, в соответствии с контекстом психотерапевтического анализа индивидуальной судьбы человека.
Понятие зрелой личности оказалось нетождественным понятию юридической ответственности человека, так как детство современного человека, как социальная беспомощность, длится очень долго, гораздо дольше физического возраста, с которого начинается эта ответственность (в нашей стране с 14 лет).
Становление наук о человеке и развитии практики профессионального воздействия на его сознание сделало актуальным и вопрос о зрелости. В нем потенциально содержится и необходимость понимания (и исследования) отношения человека к жизни в целом, во всех его проявлениях.
Общая инфантилизация взрослого населения, которую отмечают многие отечественные исследователи, заставляет обращать особое внимание на понятие нормальности, которое на уровне бытового сознания воспринимается как тождественное зрелости и ее уровням [9, 12].
Понятие о том, что является нормальным, меняется очень быстро, может быть, это одна из самых изменчивых характеристик человека, особенно современного, особенно в тех случаях, когда она дается ему его же современниками.
Естественно, что представления о нормальности обусловлены культурой настоящего времени, теми одобренными стандартами поведения (мышления, проявления чувств, силы воли и тому подобное), которые существуют в конкретных группах, видоизменяющихся во времени и социальном и психологическом пространстве.
Для взрослого человека характерно, что он попадает в ситуацию, когда окружающие склонны воспринимать его как неменяющегося, то есть статичного, как бы неживого, тогда как он таковым не является. Создается противоречие разрешается продуктивно в тех случаях, если взрослый человек сумеет отнестись к дискретности, законченности, частностям своей жизни с точки зрения ее общих закономерностей, то есть будет осуществлять свою ежедневную активность в свете собственной миссии (индивидуальной реализации своей сущности).
Если же этого не происходит, в той или иной форме, то у взрослого человека наблюдается состояние, которое в свое время Гегель называл «ипохондрией». Он говорил, и очень справедливо, что жизнь взрослого человека есть по преимуществу практическая жизнь, которая неизбежно связана с разными житейскими мелочами и частностями. Занятие ими может восприниматься человеком достаточно болезненно, а невозможность осуществления идеалов способна вызвать уныние – ипохондрию.
Современные психологи описывают эти переживания взрослого человека как кризис идентичности, проявляющийся в чувстве «отставания от жизни», в потере интереса к жизни, в переживаниях усталости и жизненной скуки, в отсутствии ощущения полноты жизни [1, 9].
Точную возрастную дату таких переживаний обозначить сложно, но она приходится на период зрелости, когда, казалось бы, объективно человек полон сил, занимает прочное социальное и профессиональное место, достиг профессиональной вершины мастерства.
Похоже, что начинают давать о себе знать несколько важных групп и факторов, которые требуют к себе отношения с точки зрения концепции жизни. Это – изменения в физиологической активности организма, в его соматических свойствах (появление явных признаков старения) и резкое изменение социального и психологического пространства жизни человека, связанного с тем, что выросшие дети покидают дом, обзаводятся собственными семьями и вместе с уходом из семьи одновременно в пространстве жизни появляется много чужих людей (новые родственники). Это качественно новая ситуация не только освоения новых социальных ролей (дедушки и бабушки, свекра и свекрови, тещи и тестя), но и нового отношения как к собственной жизни, так и к жизни вообще.
Встает проблема определения своего нового места в системе социальных отношений, в изменившемся психологическом пространстве своей семьи [7, 20].
Самая главная задача для личности в этом периоде жизни связана с оценкой ею взятых жизненных обязательств как по отношению к себе, так и по отношению к близким. К этому ее побуждает множество реально и сильно действующих факторов – изменение собственного физиологического состояния, изменение состава семьи и своей роли в семье, достижение высокого профессионального уровня.
Секреты уверенности в себе в период зрелости для человека находятся во всех проявлениях жизни, если она овладевает обобщенной ее концепцией, основанной не на эмоциях, а на рефлексивном, рациональном, разумном отношении к ней. Для этого у нее есть все потенциальные интеллектуальные возможности, если она действительно будет учиться искусству жить в новом периоде жизни.
Период зрелости – это время, когда личность может найти в себе силы для достижения значимости в обществе, в семье, в собственных глазах за счет обновления границ собственного «Я», за счет возвращения к смыслу своей жизни, за счет осознания своей экзистенциальности.
Функциональных возможностей для освоения новой информации у человека в период зрелости вполне достаточно для того, чтобы решить на новом интеллектуальном уровне свои жизненные задачи.
Особенно сильно на состоянии личности в этот период жизни сказывается синдром опустевшего гнезда. Это выражается в переживаниях, ощущениях опустошенности и ненужности своим близким. При этом человек может потерять уверенность в себе, замкнуться в свои мыслях и переживаниях. Такое состояние на каждой отдельной личности сказывается по-разному и продолжительность нахождения в нем также различна. В такой ситуации для человека просто важно понять, что наступил новый, очень интересный период жизни, свободный от многих повседневных забот. Однако у некоторых людей ощущение полной опустошенности берет верх. Для них период адаптации к новым условиям, конечно, будет более продолжительным.
Трагедия возраста зрелости для личности еще заключается и в том, что ее физическое состояние не соответствует интеллектуальному уровню. Физиологическое состояние, особенно во второй половине периода зрелости, вносит в переживания личности новый оттенок – неуверенность в себе, которая может быть разрушительной и при осуществлении интеллектуальной деятельности.
Человек должен к концу периода зрелости переосмыслить свое место в изменившемся социально-психологическом пространстве, где он испытывает сильное влияние от переживаний, идущих от физиологических изменений в организме [19].
Таким образом, период зрелости является периодом полным всяческого рода переживаний, и от того насколько человек может справиться с ними, зависит состояние и самоопределение его личности в дальнейшем.
2.2. Поздний период взрослой жизни (пожилой возраст от 51 до 65 лет и старше)
Во многих странах мира, и у нас тоже, пожилой возраст – это время выхода на пенсию, то есть предпенсионное состояние человека, сборы на «заслуженный отдых».
Эгоистическая стагнация в пожилом возрасте поражает тех людей, которые давно уже живут вне концепции жизни, отказались от собственной экзистенции, от собственных проявлений духа и погрузились не в глубины своего «Я» или поднялись к его высотам, а замкнулись на плоскости прошлого. Эгоистическая стагнация – это прерванная связь с настоящим временем, это отождествление собственных фантомов с любыми возможными проявлениями жизни. Это «Я», которое реагирует только на изменения самого себя, где главным проявлением жизни становится собственная физическая боль, на которую «Я» реагирует появлением букета разнообразных заболеваний, от которых уже невозможно избавится, так как без них теряется драгоценная часть «Я».
Эгоистическая стагнация обостряет в человеке его личностные качества, это время и момент жизни для проявления в полной мере сущносных качеств человека – его любви к людям и к жизни или отсутствие таковой [1, 14].
Перестраивается индивидуальная судьба человека в пожилом возрасте. Надо сказать, что сегодня два поколения наиболее остро чувствуют последствия социально-экономических преобразований: это люди зрелого и пожилого возраста. Чтобы жить, а не выживать, особенно людям пожилого возраста нужны знания и навыки для налаживания социальных коммуникаций для того, чтобы реализовать те силы жизни, которые они в себе чувствуют. Семья в этом случае играет наиважнейшую роль. Дети, которые не забывают своих родителей – лучший подарок для родителей.
Возможностями самореализации личности этого периода жизни являются - народная театральная студия, хор ветеранов, дача и тому подобное. Еще, может быть, общественная деятельность которую надо организовать самим, чтобы чувствовать свою значимость, но на нее будут уходить силы, которые не принесут материальной выгоды – только моральное удовлетворение. Предпенсионный возраст и выход на пенсию бесконечно обостряет переживания человека, связанные с модальностью «Я могу» его психической реальности. Они словно волны о берег разбиваются при встрече с реальным «Я», с реальностью изменившихся свойств и качеств организма, с реальностью осуществления жизненных планов.
Напряженность этих переживаний связана с тем, что в диалоге со своим настоящим, прошлым и будущим человеку пожилого возраста трудно найти точку опоры, систему координат для адекватной самооценки. Для его сознания старость всегда связана со смертью, и в ней нет никакого, даже минимального, очарования как в периоде жизни.
Создание личного отношения к бренности существования – это одна из задач личностного развития человека в этом возрасте. Личное отношение к бренности своего существования может принимать разные конкретные формы: от обострения философско-религиозных исканий до приобретения экзотических увлечений (хобби). При решении этой сложнейшей личной задачи пожилой человек сталкивается с необходимостью опираться на свои умственные способности, как бы заново их в себе рефлексируя. Наблюдается удивительное в связи с этим обновление чувств, которое давно отмечено людьми в пословице (она относится не только к сильной половине человечества): «Седина в голову – бес в ребро». Оживление чувств происходит за счет их интеллектуализации, за счет обновления переживаний концепции жизни и «Я»- концепции [9].
После 60 лет в жизни каждого человека наступает старость, времена серьезных жизненных перемен. Психологами установлено, что старость, как и все в жизни, явление далеко не однозначное. Жажда жизни, которую может проявить человек, может иметь не только созидательное для самой жизни содержание. Приходится говорить по отношению к старикам и об очень сложной проблеме – проблеме границ психической реальности. Для этого возраста она может стать болезненно напряженной из-за увеличивающейся зависимости от других людей.
Увеличение зависимости от других людей – психологическая задача, требующая решения. Решения, которое не толкало бы стареющего человека в бездну отчаяния, а поддерживало в нем чувство собственной значимости. Достойные варианты решения такой задачи существуют, далеко не всегда их можно увидеть – они скрыты от любопытных глаз стенами домов. Но ясные, спокойные глаза стариков говорят о их существовании красноречивее многих научных фактов.
Если воспринимать человека только по одному признаку возраста, то от его экзистенциальности не останется ничего. Если лишить его связи с другими людьми, тот в своей космической робинзонаде он не ощутит ничего, кроме той же космической тоски, разрушающей его сознание без надежды на восстановление [6].
Нелегким прессом на душу ложится и осознание неисправимости своего прошлого. Выражаясь философским языком, в старости люди больше погружаются в познание категории покоя, чем категории движения, становясь философами не по профессии, а по складу ума и характера.
Семейная жизнь у стариков продолжается, приближаясь к своей золотой свадьбе, они, нормальные живые люди трогательнее и трепетнее относятся друг к другу. Знаков внимания становится больше, в них и скрытая просьба, и намек, и юмор, и нерастраченные чувства. Нормальные семьи в старости приобретают совершенно фантастическое качество – супруги становятся и внешне похожими друг на друга. Таким супругам скука не страшна. Муж предпочитает общество жены обществу более молодой и красивой женщины, и это обоюдно.
Оценка собственной жизни, подведение ее итогов далеко не праздное занятие для старых людей – это их жизненная задача, решение которой будет скрашивать соответствующими чувствами дни и дни. Печально слышать из уст стариков слова о напрасно прожитой жизни, о ее бессмысленности и трудности.
Умение сказать жизни «прощай» без отчаяния и ужаса, с чувством законченного дела – это еще одна встреча человека с его собственной экзистенциальностью, встреча, которая есть великое таинство.
Заключение
В ходе исследования было выяснено, что взрослый период жизни включает в себя несколько подпериодов: период взросления (23-30 лет); период переходного возраста (30-35 лет); зрелости (36-50 лет); пожилого возраста (51-65 лет); период старости (старше 65 лет). Каждый из этих периодов характеризуется своими особенностями, которые способны оказывать существенное влияние на самоопределение личности.
Период взросления охарактеризован созданием семейных отношений и всех последствий вытекающих из них. Период переходного возраста характеризуется стабилизацией семейных отношений, становлением карьеры, что не может не сказываться на развитии личности. Период зрелости характеризуется достижением значимости в обществе, в семье, в собственных глазах за счет обновления границ собственного «Я». Для пожилого возраста и старости актуально ощущение домашнего комфорта; чувство общности с другими людьми и т.д.
Сознание отдельной конкретной жизни во взрослом периоде жизни (независимо от подпериода) определяется суммой факторов:
1) ее собственным физическим бытием;
2) бытием природной и культурной ее среды;
3) сознаниями множества людей, живущих и живших, ибо эти сознания в значительной мере определили своими усилиями культурную среду, в которой личность живет и которая воздействует на ее бытие и сознание;
4) сознанием n-ного числа других существ, влиявших на ее среду и ее трансформировавших;
5) бытие и сознанием миротворящих иерархий.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов.-М.: Издательский центр «Акадеия».-1997.-804с.
2. Андреев Ю.А. Мужчина и женщина.-Нижний Новгород: ДЕКОМ, 1994.-398с.
3. Анциферова Л.И., Ярошевский М.Г. Развитие и современное состояния зарубежной психологии.-М.,1974.-С.8-45.
4. Афанасьева Т.М. Семейные портреты.-М., 1993.-С.207-290.
5.Байярд Дж. и Р. Ваш беспокойный подросток.-М., 1991.-С.8.
6. Возрастная и педагогическая психология / Сост. И.В.Дубровина.-М., 1998.-320с.
7. Выготский Л.С. Психология.-М.: Апрель Пресс , 2000.-1008с.
8. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям.-М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.-336с.
9. Козлов Н.И. Формула личности.-Спб.: Питер, 1999.-368с.
10. Кузнецова Л.Н. Женщина на работе и дома.-М., 1980.-С.57-110.
11. Майерс Д. Социальная психология.-Спб.:Питер,1997.-С.315-339.
12. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека.-М.:Издательство Московского университета,1987.-С.242-280.
13. Оллпорт Г.В. Личность в психологии.-Спб.: Ювена, 1998.-346с.
14. Петровский А.В. Быть личностью.-М.: Педагогика, 1990.-310с.
15. Рухманов А.А. Познать себя.-М.: Молодая Гвардия, 1981.-207с.
16. Сатир В. Как строить себя и свою семью.-М., 1992.-С.113-123.
17. Селье Г. Стресс без болезней.-СПб., 1994.-С.342.
18. Столин В.В. Самосознание личности.-М., 1983.-С.241-245.
19. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ.-М., 1993.-С.321-344.
20. Штомпка П. Социология социальных изменений.-М.:Аспект Пресс,1996.-С.339-366.
21. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия.-Л., 1990.-С.67-99.