Тема 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА СКС
Термин менеджмент (management) американского происхождения и не переводится на другие языки дословно. По своей сути он является аналогом термина управление, однако, не в полной мере.
Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (н-р, управление государством, автомобилем и т.д.).
Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами в организациях, а для обозначения управления например техникой в англ. яз. Используются термины:
control [ ]–руководить,
operate [ ] – управлять техникой и т.д.
В словаре ин. слов менеджмент трактуется, как управление производством с целью повышения его эффективности и прибыльности.
В настоящее время термин «менеджмент» применяется и по отношению к некоммерческим организациям. В оксфордском словаре англ.яз. менеджмент трактуется как:
1) способ, манера обращения с людьми;
2) власть и искусство управления;
3) особого рода умелость и административные навыки;
4) орган управления, административная единица.
Наиболее часто используемые подходы к определению сущности и содержанию менеджмента можно сгруппировать по следующим признакам:
1) менеджмент – это вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;
2) менеджмент – это область человеческих знаний, наука, имеющая свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению;
3) менеджмент – это искусство управления;
4) менеджмент – это категория людей, которые осуществляют работу по управлению.
В сфере культуры и искусства имеются, кроме того, свои, особые управленческие термины. Так, термин продюсер - происходит от слова продукция, произведение и является синонимом слова режиссер.
Режиссер - одно из самых широко распространенных управленческих понятий в культуре и искусстве. В русских словарях оно трактуется как "художественный организатор, руководитель театральной или иной-постановки". При этом имеется в виду руководство созданием творческого произведения, программы, фильма и т. п. Термин "импрессарио" итальянского происхождения, означает предприниматель, бизнесмен в сфере искусства и культуры, устроитель зрелищ, концертов и т. п., имеющий доход от этой деятельности или прибыль. Он, в определенной мере, является синонимом слову "антрепренер", которое в настоящее время встречается редко, а в XIX веке в России оно было широко употребляемым и означало "частный театральный предприниматель". Как видно, все упомянутые понятия нерусского происхождения, однако они все используются в управленческой практике сферы культуры и искусства.
Тема 2 МЕНЕЖМЕНТ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ.
ПРОЦЕСС МЕНЕДЖМЕНТА
В управлении теории систем была применена в конце 50-х годов. Современными авторами она рассматривается как способ мышления по отношению к организации и управлению.
Общее определение системы рассматривается как некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свою долю в характеристику целого, приобретающего новые качества, которых не имеют его элементы.
Применяя системный подход, управляющий может не только синтезировать (объединить), но и создавать новые знания для применения в тех или иных ситуациях.
Менеджмент в системе управления графически можно изобразить следующим образом (Рис. 1).
Рис. 1 Менеджмент в системе упр-ния
Из рис. 1 видно, что самым общим явл-ся система, затем упр-ние, в которое включен менеджмент.
Рассмотрим менеджмент, как систему управления (Рис. 2).
Мы разделили менеджмент на четыре сектора (рис. 2). Однако на практике различные составляющие этих секторов переплетаются друг с другом и взаимодополняют друг друга.
Менеджмент - динамичная система
С точки зрения воздействия на систему процесс менеджмента включает такие понятия:
изменение - возникновение новых элементов, связей или отношений или исчезновение ранее существовавших,
развитие - рост разнообразия системы, дифференциация, обогащение и усложнение составных элементов системы,
прогресс - развитие в направлении к более совершенной системе, оцениваемой положительно, к более гармоничному взаимодействию со средой, оптимизации ее внутренней структуры и связей,
регресс - изменения, ведущие к ухудшению общей характеристики параметров системы и результатов ее деятельности, к нарастанию энтропии (хаосам дезорганизованности).
Этапы менеджмента
Процесс управления можно рассматривать как единый цикл. Всякий цикл менеджмента имеет три укрупненных этапа: предварительное управление, оперативное управление и измерения.
Предварительное управление - начало управленческого процесса. Этот этап предполагает сбор информации, анализ ситуации или проблемы, прогноз вариантов результатов, цели и пути решения.
Оперативное управление - суть его в реализации принятых целей и программ. Оно предполагает организацию, распорядительство, регулирование и мотивацию. Как правило, эта часть управленческого цикла в наибольшей степени присуща менеджерам среднего уровня.
Измерения - заключительная часть и функция управления, включает установление показателей, сбор информации, анализ и оценку результатов деятельности системы.
Ресурсы процесса менеджмента
Для осуществления своих целей менеджер использует ресурсы.
Под ресурсами принято понимать запасы или источники, необходимые для производства чего-либо или для деятельности людей.
Выделяют 4 типа ресурсов.
Трудовые ресурсы - это работники, необходимые для выполнения работ. От целей, которые ставит перед собой менеджер, зависит, каких специалистов или рабочих он себе подберет.
Финансовые ресурсы - это деньги, ценные бумаги, векселя, являющиеся средством обмена, особый ресурс, наделенный свойством всеобщего эквивалента. В менеджменте используется для достижения целей путем получения инвестиций, субсидий, кредитов и ссуд, а также дохода и прибыли. В качестве важного способа получения финансовых ресурсов является фандрэйзинг (в буквальном смысле "добывание", "выпрашивание" денег), финансовые ресурсы используются для осуществления различных платежей поставщикам, бюджету, служат в качестве основного способа вознаграждения работников организации.
Финансовые ресурсы размещаются на расчетном, валютном и других счетах в учреждении банка, денежные средства - в кассе учреждения.
Материальные ресурсы - это реально существующее имущество и продукция фирмы, включающие сырье, здания и сооружения, и оборудование в них, производственные мощности, средства передвижения и коммуникации. Операции управления материальными ресурсами включают снабжение, хранение и учет, использование в технологическом процессе производства продуктов и услуг.
Информационные ресурсы - это все данные, которые в процессе менджмента включаются для выполнения работ. Например, для того, чтобы работникам аттракциона дать указания о режиме работы, директор парка предварительно может собрать данные о потоке посетителей в различные интервалы времени суток.
Содержание процесса менеджмента
Отражается на рис. 3.
Шаги достижения цели:
Шаг 1. Менеджер должен осознать цели.
Шаг 2. Цели должны быть альтернативными.
Шаг 3. Цели должны быть осознанными, то есть должен быть этап осмысления, анализа тех понятий, которые связаны с постановкой цели.
Шаг 4. Цель должна быть сформулирована конкретно.
Шаг 5. Необходимо выстроить отношение «цель-средства».
Шаг 6. Цели должны быть согласованы по уровням.
Правила выработки цели (рис. 4)
Функции менеджмента
1. Целеполагание, то есть процесс определения целей, стратегия их достижения м управления.
2. Планирование – процесс определения конкретных действий по развитию учреждения, достижению поставленных целей и распределения для этого ресурсов.
3. Организация - процесс определения достаточности трудовых и материальных ресурсов, необходимых для выполнения плана и достижения поставленных целей. Организация подразумевает также распределение обязанностей, всего труда на конкретные операции и задания, делегирования полномочий и взаимоподчиненности между группами и отдельными исполнителями. Еще одним аспектом организации является группировка деятельности в структурных подразделениях учреждения.
4. Координация - процесс согласованных действий с целью адаптации учреждения к постоянно меняющейся ситуации внутренней и внешней среды организации.
5. Регулирование - процесс, позволяющий сохранить устойчивость системы путем выравнивания отклонений в технологии снабжения ресурсами, производства услуг и продуктов.
6. Мотивация - основной процесс в управлении персоналом. Мотивация есть побуждение человека к определенному виду деятельности. Мотивы определяются потребностями человека, его воспитанием, образованием, социальной принадлежностью и формами вознаграждений за трудовую деятельность.
7. Измерения - процесс учета и контроля деятельности учреждения по достижению целей. Учет есть мера контроля. Он означает сбор, обработку, анализ и хранение информации о фактическом состоянии учреждения и внешней среды. Измерения позволяют сопоставить данные учета о фактическом состоянии учреждения с ожидаемым, выявляют расхождения и дают их оценку.
8. Принятие решений - волевой, психологический акт субъекта управления относительно осуществления (или неосуществления) каких-либо действий или функций. Решение принимается на основе причинно-следственного анализа.
Самостоятельная работа
Назовите цели, к которым стремитесь лично Вы:
а) в учебе и делах;
б) в личной жизни;
в) цели, которые хотите достичь в той ли иной области жизни.