Тема 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА СКС

Термин менеджмент (management) американского происхождения и не переводится на другие языки дословно. По своей сути он является аналогом термина управление, однако,  не в полной мере.

Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (н-р, управление государством, автомобилем и т.д.).

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами в организациях, а для обозначения управления например техникой в англ. яз. Используются термины:

control [              ]–руководить,

operate [             ] – управлять техникой и т.д.

В словаре ин. слов менеджмент трактуется, как управление производством с целью повышения его эффективности и прибыльности.

В настоящее время термин «менеджмент» применяется и по отношению к некоммерческим организациям. В оксфордском словаре англ.яз. менеджмент трактуется как:

1) способ, манера обращения с людьми;

2) власть и искусство управления;

3) особого рода умелость и административные навыки;

4) орган управления, административная единица.

Наиболее часто используемые подходы к определению сущности и содержанию менеджмента можно сгруппировать по следующим признакам:

1) менеджмент – это вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;

2) менеджмент – это область человеческих знаний, наука, имеющая свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению;

3) менеджмент – это искусство управления;

4) менеджмент – это категория людей, которые осуществляют работу по управлению.

В сфере культуры и искусства имеются, кроме того, свои, особые управленческие термины. Так, термин продюсер - происходит от слова продукция, произведение и является синонимом слова режиссер.

Режиссер - одно из самых широко распространенных управленчес­ких понятий в культуре и искусстве. В русских словарях оно трактуется как "художественный организатор, руководитель театральной или иной-постановки". При этом имеется в виду руководство созданием творческого произведения, программы, фильма и т. п. Термин "импрессарио" итальянского происхождения, означает предприниматель, бизнесмен в сфере искусства и культуры, устроитель зрелищ, концертов и т. п., имею­щий доход от этой деятельности или прибыль. Он, в определенной мере, является синонимом слову "антрепренер", которое в настоящее время встречается редко, а в XIX веке в России оно было широко употребля­емым и означало "частный театральный предприниматель". Как видно, все упомянутые понятия нерусского происхождения, однако они все используются в управленческой практике сферы культуры и искусства.

Тема 2 МЕНЕЖМЕНТ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ.

ПРОЦЕСС МЕНЕДЖМЕНТА

В управлении теории систем была применена в конце 50-х годов. Современными авторами она рассматривается как способ мышления по отношению к организации и управлению.

Общее определение системы рассматривается как некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свою долю в характеристику целого, приобретающего новые качества, которых не имеют его элементы.

Применяя системный подход, управляющий может не только синтезировать (объединить), но и создавать новые знания для применения в тех или иных ситуациях.

Менеджмент в системе управления графически можно изобразить следующим образом (Рис. 1).

Овал: система

                Рис. 1 Менеджмент в системе упр-ния

         Из рис. 1 видно, что самым общим явл-ся система, затем упр-ние, в которое включен менеджмент.

         Рассмотрим менеджмент, как систему управления (Рис. 2).

         Мы разделили менеджмент на четыре сектора (рис. 2). Однако на практике различные составляющие этих секторов переплетаются друг с другом и взаимодополняют друг друга.

Менеджмент - динамичная система

С точки зрения воздействия на систему процесс менеджмента вклю­чает такие понятия:

изменение - возникновение новых элементов, связей или отноше­ний или исчезновение ранее существовавших,

развитие - рост разнообразия системы, дифференциация, обога­щение и усложнение составных элементов системы,

прогресс - развитие в направлении к более совершенной системе, оцениваемой положительно, к более гармоничному взаимодействию со средой, оптимизации ее внутренней структуры и связей,

регресс - изменения, ведущие к ухудшению общей характеристики параметров системы и результатов ее деятельности, к нарастанию энтро­пии (хаосам дезорганизованности).

 

Этапы менеджмента

Процесс управления можно рассматривать как единый цикл. Всякий цикл менеджмента имеет три укрупненных этапа: предварительное управ­ление, оперативное управление и измерения.

Предварительное управление - начало управленческого процес­са. Этот этап предполагает сбор информации, анализ ситуации или про­блемы, прогноз вариантов результатов, цели и пути решения.

Оперативное управление - суть его в реализации принятых целей и программ. Оно предполагает организацию, распорядительство, регули­рование и мотивацию. Как правило, эта часть управленческого цикла в наибольшей степени присуща менеджерам среднего уровня.

Измерения - заключительная часть и функция управления, включа­ет установление показателей, сбор информации, анализ и оценку резуль­татов деятельности системы.

 

Ресурсы процесса менеджмента

Для осуществления своих целей менеджер использует ресурсы.

Под ресурсами принято понимать запасы или источники, необходи­мые для производства чего-либо или для деятельности людей.

Выделяют 4 типа ресурсов.

Трудовые ресурсы - это работники, необходимые для выполнения работ. От целей, которые ставит перед собой менеджер, зависит, каких специалистов или рабочих он себе подберет.

Финансовые ресурсы - это деньги, ценные бумаги, векселя, явля­ющиеся средством обмена, особый ресурс, наделенный свойством всеоб­щего эквивалента. В менеджменте используется для достижения целей путем получения инвестиций, субсидий, кредитов и ссуд, а также дохода и прибыли. В качестве важного способа получения финансовых ресурсов является фандрэйзинг (в буквальном смысле "добывание", "выпрашивание" денег), финансовые ресурсы используются для осуществления раз­личных платежей поставщикам, бюджету, служат в качестве основного способа вознаграждения работников организации.

Финансовые ресурсы размещаются на расчетном, валютном и дру­гих счетах в учреждении банка, денежные средства - в кассе учреждения.

Материальные ресурсы - это реально существующее имущество и продукция фирмы, включающие сырье, здания и сооружения, и обору­дование в них, производственные мощности, средства передвижения и коммуникации. Операции управления материальными ресурсами вклю­чают снабжение, хранение и учет, использование в технологическом про­цессе производства продуктов и услуг.

Информационные ресурсы - это все данные, которые в процессе менджмента включаются для выполнения работ. Например, для того, что­бы работникам аттракциона дать указания о режиме работы, директор парка предварительно может собрать данные о потоке посетителей в раз­личные интервалы времени суток.

 

 

Содержание процесса менеджмента

 

Отражается на рис. 3.

 

Шаги достижения цели:

Шаг 1. Менеджер должен осознать цели.

Шаг 2. Цели должны быть альтернативными.

Шаг 3. Цели должны быть осознанными, то есть должен быть этап осмысления, анализа тех понятий, которые связаны с постановкой цели.

Шаг 4. Цель должна быть сформулирована конкретно.

Шаг 5. Необходимо выстроить отношение «цель-средства».

Шаг 6. Цели должны быть согласованы по уровням.

Правила выработки цели (рис. 4)

 

 

 

Функции менеджмента

 

 

1. Целеполагание, то есть процесс определения целей, стратегия их достижения м управления.

2. Планирование – процесс определения конкретных действий по развитию учреждения, достижению поставленных целей и распределения для этого ресурсов.

3. Организация - процесс определения достаточности трудовых и материальных ресурсов, необходимых для выполнения плана и достижения поставленных целей. Организация подразумевает также распределение обязанностей, всего труда на конкретные операции и задания, делегиро­вания полномочий и взаимоподчиненности между группами и отдельными исполнителями. Еще одним аспектом организации является группировка деятельности в структурных подразделениях учреждения.

4. Координация - процесс согласованных действий с целью адаптации учреждения к постоянно меняющейся ситуации внутренней и внешней среды организации.

5. Регулирование - процесс, позволяющий сохранить устойчивость системы путем выравнивания отклонений в технологии снабжения ресур­сами, производства услуг и продуктов.

6. Мотивация - основной процесс в управлении персоналом. Мотива­ция есть побуждение человека к определенному виду деятельности. Моти­вы определяются потребностями человека, его воспитанием, образовани­ем, социальной принадлежностью и формами вознаграждений за трудо­вую деятельность.

7. Измерения - процесс учета и контроля деятельности учреждения по достижению целей. Учет есть мера контроля. Он означает сбор, обра­ботку, анализ и хранение информации о фактическом состоянии учрежде­ния и внешней среды. Измерения позволяют сопоставить данные учета о фактическом состоянии учреждения с ожидаемым, выявляют расхожде­ния и дают их оценку.

8. Принятие решений - волевой, психологический акт субъекта уп­равления относительно осуществления (или неосуществления) каких-либо действий или функций. Решение принимается на основе причинно-следственного анализа.

 

 

Самостоятельная работа

Назовите цели, к которым стремитесь лично Вы:

а) в учебе и делах;

б) в личной жизни;

в) цели, которые хотите достичь  в той ли иной области жизни.