ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПО КУРСУ «МАРКЕТИНГА» НА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ММД
В настоящее время резко возросли требования к образовательной и профессиональной подготовке специалистов. В повестку дня встал вопрос о необходимости осуществления поворота от массового обучения к усилению индивидуального подхода, развитию творческих способностей будущих специалистов, опираясь на их самостоятельную работу, активные формы и методы обучения: семинарские и практические занятия, дискуссии, моделирование производственных практических ситуаций.
Одним из наиболее эффективных методов активного обучения являются деловые игры.
В настоящее время в мире используется более 2000 деловых игр, из них только в бывшем СССР и США — свыше 1200. Распространяются и внедряются деловые игры в Англии, Франции, Германии, Польше и др.
Причина повсеместного интереса к деловым играм заключается в следующем:
во-первых, при использовании деловых игр процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических систем. Другими словами, всякая деловая игра является имитационным методом. Поэтому особую ценность деловые игры представляют для системы подготовки и профессионального роста кадров;
во-вторых, деловая игра является игровым методом обучения. Все участники игры выступают в тex или иных ролях и принимают управленческие решения, соответственно своей роли. А поскольку интересы для разных ролей не совпадают, то игрокам приходится принимать решения в конфликтной ситуации;
в-третьих, деловая игра является коллективным методом обучения. Традиционные методы ориентированы на индивидуальное обучение. Прослушав лекции, отработав на практических и семинарских занятиях, каждый студент сдает зачеты и экзамены, где отчитывается за приобретенные лично им знания, умения и навыки. В деловых играх решения вырабатываются коллективно;
в-четвертых, в деловых играх специальными средствами создается определенный эмоциональный настрой игроков, который дает возможность существенно активизировать и интенсифицировать процесс обучения.
Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20 процентов информации, в то время как в деловой игре — около 90%.
По данным профессоров В. И, Рыбальского и Н. Б. Мироносецкого, введение и широкое использование деловых игр в вузах позволяет уменьшить отводимое на изучение некоторых дисциплин время на 30—50 процентов при большем эффекте усвоения учебного материала. Процесс обучения становится более творческим, увлекательным. Активность учащихся в деловых играх проявляется так ярко, носит настолько продолжительный, а не эпизодический характер, что говорят даже о «вынужденной активности», подразумевая, что сама обстановка деловой игры заставляет ее участников быть активными.
Далее речь пойдет о применении деловых игр при изучении такой дисциплины как «Музейный маркетинг».
«Музейный маркетинг» - новая дисциплина, которая будет впервые введена со следующего года в нашем вузе. Для более продуктивного проведения занятий, для лучшего усвоения материала предполагается проводить со студентами деловые игры.
Прежде всего при конструировании деловой игры будет создаваться модель реальной социально-экономической системы, в структуре которой студенты (играя роли руководителей и специалистов) будут вырабатывать управленческие решения.
Организация совместной деятельности и межличностного общения участников игры будет продумана так, чтобы она, с одной стороны, в максимальной степени соответствовала реальной совместной деятельности и реальному профессиональному общению, а с другой — обеспечивала решение задач обучения, таких, например, как привитие навыков выработки и принятия решений, совместной деятельности и делового общения.
Чтобы участники игры действовали «как в жизни», будут разработаны критерии и системы оценки их деятельности в игре, учитывая, что игра должна соответствовать социальным, экономическим и другим нормам. Предполагается также обеспечить необходимую остроту конфликта при решении управленческих задач, используя те или иные средства для создания управляемого эмоционального напряжения.
Будет разработана структура игры, то есть логическая и временная последовательность заданий, предъявляемых игрокам; продуманы все вопросы, связанные с управлением игрой, в том числе взаимодействие руководителя игры с игровыми группами. И, наконец, необходимо будет серьезно заняться разработкой методического обеспечения игры.
Список литературы
1. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры: (Опыт обучения хозяйственных руководителей).-М.: Экономика,1989.-175с.
2. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.-М.: Профиздат, 1991.-192с.
3. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб.-метод. пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений.-М.: Высш. шк., 1991.-320с.