1. Понятия «информационного менеджмента» и «информационного управления»
Понятие управление информацией введено в начале 1970-х гг. с целью улучшить обеспечение административной информацией в качестве средства поддержки принятия решений.
Необходимо различать понятия информационное управление и информационный менеджмент.
Информационное управление выступает прежде всего внешне мотивированной деятельностью, обусловленной требованиям создания информационного общества, деятельностью, обязательной в своей основе и осуществляемой в рамках функциональных обязанностей и инструкций.
Информационный менеджмент обусловлен личной заинтересованностью менеджера в конечных результатах, его квалификацией, опытом и личным искусством управления; предполагает преобладание результатов над процессами их достижения, обязательный учет негативных результатов деятельности, первичность активного, творческого подхода, необходимость поиска новых возможностей и путей для достижения цели.
В соответствии с этими отличиями можно предложить следующее понимание информационного управления: деятельность государственных органов и субъектов, направленная на создание и выполнение обязательных требований информационного законодательства, а также на разработку и реализацию соответствующих целей, проектов и программ.
Сегодня "информационный менеджмент - это процесс предоставления нужной информации в нужном виде и в нужное время, информации, которая выделяется из данных, генерируемых сегодня многочисленными транзакционными системами – бухгалтерскими, учетными и др. ".
Термином "информационный менеджмент" обозначают широкий спектр деятельности: от технического обслуживания информационных систем до стратегического планирования. Условно можно выделить следующие наиболее популярные сегодня трактовки информационного менеджмента:
• информационное обеспечение (в широком смысле);
• информационные ресурсы и управление ими;
• информационные услуги и предпринимательство;
• информационные системы, их техническая поддержка и управление ими;
• организация научно-информационной деятельности;
• обработка и анализ информации;
• офис-менеджмент;
• организация коммуникации;
• стратегическое планирование и менеджмент.
А.В.Лебедев, автор многочисленных работ по информационному менеджменту предлагает сузить понимание информационного менеджмента до двух смыслов:
- управление информацией в узком смысле слова (на уровне предприятия) – информационными потоками и информационными ресурсами, т.е. технология работы в определенной предметной области;
- управление с помощью информации, т.е. управленческая технология, менеджмент в собственном смысле этого слова.
Составными частями информационного менеджмента могут выступать:
1. Предметный информационный менеджмент как технология управления деятельностью на базе обеспечения документами, информацией и знанием в соответствующих деятельности формах.
2. Технологический информационный менеджмент как технология обеспечения соответствующего материально-технического уровня информационной среды.
3. Программный информационный менеджмент как основа обеспечения информационного взаимодействия «человеко-машинных сред».
4. Кадровый менеджмент как технология профессионализации и специальной подготовки пользователей в информационных средах.
2. Информационный менеджмент как технология организации управленческой деятельности
В общем виде технология – это формализованное описание деятельности, включающее набор ресурсов, инструментов, приемов их использования, и способов организации производства – необходимое и достаточное для воспроизводства процесса получения определенных продуктов, предметов, услуг, изменений или любых иных значимых результатов с заранее заданными параметрами.
На основе данного определения можно выделить, по меньшей мере, три дополняющих друг друга группы технологий:
1) ресурсные (отличающиеся друг от друга тем, какие ресурсы используются для производства конкретного продукта);
2) инструментальные (отличающиеся набором используемых орудий труда);
3) управленческие (отличающиеся способами организации производственного процесса).
Понятие «информационный менеджмент», как правило, связывается с двумя первыми группами. Однако ряд авторов утверждает, что есть все основания рассматривать информационные технологии как неотъемлемый компонент технологий управленческих.
Элементы новых управленческих технологий:
- средства оперативной коммуникации (электронная почта, списки рассылки, новостные разделы различных сайтов);
- распределенные ресурсы и средства доступа к ним (базы данных, порталы, терминалы компьютерных сетей);
- средства координации деятельности (электронные доски объявлений, форумы, электронные опросы);
- формы обратной связи и организации сотрудничества (гостевые книги, телеконференции);
- средства производства (инструментарий поиска ресурсов и партнеров, стандартные и специализированные программные средства).
Какие Вы знаете места делового общения в виртуальной среде?
Web-клубы; интернет-кафе; Web-лаборатории и т.д.
Контрольная работа:
Обозначьте принципы информационного менеджмента, опираясь на общие принципы менеджмента, выделенные А.Фойолем.