1. Понятия «информационного менеджмента» и «информационного управления»

Понятие управление информацией введено в начале 1970-х гг. с целью улучшить обеспечение административной информацией в качестве средства поддержки принятия решений.

Необходимо различать понятия информационное управление и информационный менеджмент.

Информационное управление выступает прежде всего внешне мотивированной деятельностью, обусловленной требованиям создания информационного общества, деятельностью, обязательной в своей основе и осуществляемой в рамках функциональных обязанностей и инструкций.

Информационный менедж­мент обусловлен личной заинтересованностью менеджера в конечных результатах, его квалификацией, опытом и личным искусством управления; предполагает преобладание результатов над процессами их достижения, обязательный учет негативных результатов деятельности, первичность активного, творческого подхода, необходимость поиска новых возможностей и путей для достижения цели.

В соответствии с этими отличиями можно предложить следующее понимание информационного управления:  деятельность государственных органов и субъектов, направленная на создание и выполнение обязательных требований информационного законодательства, а также на разработку и реализацию соответствующих целей, проектов и программ.

Сегодня "информационный менедж­мент - это процесс предоставления нужной информации в нужном виде и в нужное время, информации, которая выделяется из дан­ных,  генерируемых  сегодня  многочисленными  транзакционными системами – бухгалтерскими, учетными  и др. ".

Термином "информационный менеджмент" обозначают широкий спектр деятельности:  от  технического  обслуживания  информационных систем до стратегического планирования. Условно можно выде­лить следующие наиболее популярные сегодня трактовки информа­ционного менеджмента:

• информационное обеспечение (в широком смысле);

• информационные ресурсы и управление ими;

• информационные услуги и предпринимательство;

• информационные системы, их техническая поддержка и управ­ление ими;

• организация научно-информационной деятельности;

• обработка и анализ информации;

• офис-менеджмент;

• организация коммуникации;

• стратегическое планирование и менеджмент.

А.В.Лебедев, автор многочисленных работ по информационному менеджменту предлагает сузить понимание информационного менеджмента до двух смыслов:

-         управление информацией в узком смысле слова (на уровне предприятия) – информационными потоками и информационными ресурсами, т.е. технология работы в определенной предметной области;

-         управление с помощью информации, т.е. управленческая технология, менеджмент в собственном смысле этого слова.

Составными частями  информационного менеджмента могут выступать:

1. Предметный информационный менеджмент как технология управления деятельностью на базе обеспечения документами, информацией и знанием в соответствующих деятельности формах.

2. Технологический информационный менеджмент как технология обеспечения соответствующего материально-технического уровня информационной среды.

3. Программный информационный менеджмент как основа обеспечения информационного взаимодействия  «человеко-машинных сред».

4. Кадровый менеджмент как технология профессионализации и специальной подготовки пользователей в информационных средах.

2. Информационный менеджмент как технология организации управленческой деятельности

В общем виде технология – это формализованное описание деятельности, включающее набор ресурсов, инструментов, приемов их использования, и способов организации производства – необходимое и достаточное для воспроизводства процесса получения определенных продуктов, предметов, услуг, изменений или любых иных значимых результатов с заранее заданными параметрами.

На основе данного определения можно выделить, по меньшей мере, три дополняющих друг друга группы технологий:

1) ресурсные (отличающиеся друг от друга тем, какие ресурсы используются для производства конкретного продукта);

2) инструментальные (отличающиеся набором используемых орудий труда);

3) управленческие (отличающиеся способами организации производственного процесса).

 

Понятие «информационный менеджмент», как правило, связывается с двумя первыми группами. Однако ряд авторов утверждает, что есть все основания рассматривать информационные технологии как неотъемлемый компонент технологий управленческих.

 

Элементы новых управленческих технологий:

- средства оперативной коммуникации (электронная почта, списки рассылки, новостные разделы различных сайтов);

- распределенные ресурсы и средства доступа к ним (базы данных, порталы, терминалы компьютерных сетей);

- средства координации деятельности (электронные доски объявлений, форумы, электронные опросы);

- формы обратной связи и организации сотрудничества (гостевые книги, телеконференции);

- средства производства (инструментарий поиска ресурсов и партнеров, стандартные и специализированные программные средства).

Какие Вы знаете места делового общения в виртуальной среде?

Web-клубы; интернет-кафе; Web-лаборатории и т.д.

Контрольная работа:

         

          Обозначьте принципы информационного менеджмента, опираясь на общие принципы менеджмента, выделенные А.Фойолем.