Часто считается, что музеи – чисто затратные организации, выполняющие свои социальные функции за счет государственного бюджета. Нередко так думают и руководители музейных учреждений. И хотя некоторые из них действительно до сих пор находятся в таком положении, большинству музеев мира в последние несколько десятилетий пришлось серьезно задуматься над тем, как использовать свой потенциал для получения дохода.

В последние годы много внимания уделяется имеющимся у музеев возможностям самостоятельно зарабатывать деньги. В этой связи представляется интересным анализ зарубежного и отечественного опыта, касающийся самостоятельного заработка музейных учреждений.

Для начала отметим, что самостоятельный заработок, как ясно из названия, связан со спо­собностью музея получать доход от собственных усилий, в отличие от привлечения государственных средств, а также субсидий, пожертвова­ний и т.п.— всего того, что можно назвать привлеченными средствами. Самостоятельное получение доходов предполагает использование ис­точников средств, по большей части связанных с обслуживанием посе­тителей (их иногда так и называют — доходы от посетителей). В мировой практике к самостоятельному заработку музеев принято от­носить:

• входную плату;

• розничную торговлю;

• питание;

• членство в организациях содействия музею;

• арендную плату;

• показ фильмов, различные презентации и разовые мероприятия:

• образовательные программы;

• издательскую деятельность и средства информации;

• оказание услуг по договорам.

Остановимся на каждом из этих видов доходов более подробно и рассмотрим их практическое применение в России и за рубежом.

1. Входная плата.

Вопрос о введении входной платы в государственных музеях был и остается спорным. Аргументы «против» сводятся к тому, что музеи — это социальные учреждения и должны финансироваться за счет нало­гов; поборники введения входной платы утверждают, что сам факт ее существования часто ведет к улучшению качества работы музеев; а кро­ме того, отсутствие входной платы позволяет относительно обеспечен­ным туристам, составляющим почти половину всей музейной аудито­рии, никак не участвовать в содержании музеев, живущих на деньги местных налогоплательщиков. Когда свободный вход в музей заменя­ется платным, его посещаемость, как правило, немедленно падает (обычно примерно на треть), а затем постепенно (но отнюдь не всегда) восстанавливается в течение 5...10лет, причем скорость восстановления зависит от эффективности маркетинга и качества разрабатываемых программ для публики.

За рубежом успешно применяются различные стратегии «платно-бесплатного» посещения музеев. Среди них можно отметить следующие:

- свободный вход в течение 7% рабочих часов музея;

- распространение приглашений посетить музей (бесплатно или со скидкой) среди социокультурных меньшинств и групп с низким доходом;

- платный вход на специальные выставки и разовые мероприятия;

- «рекомендованная» входная плата (посетители должны заплатить столько, сколько пожелают).

Российский опыт введения входной платы показал, что не все потенциальные посетители музеев были готовы к такому повороту дел. В первые годы введения платного посещения музейных учреждений приток посетителей резко пошел на убыль. И только спустя несколько лет музеи, что называется начали оживать. В отечественной практике платного посещения музеев можно выделить такие направления работы как:

- дифференцированная входная плата (различная стоимость входного билета для детей дошкольного возраста; учащихся; взрослого населения; туристов и т.д.);

- дифференцированная плата за экскурсионное обслуживание (цены устанавливаются в зависимости  от продолжительности экскурсии и количества человек в экскурсионной группе);

- бесплатное посещение музеев для социально незащищенных слоев населения (пенсионеров, ветеранов войны, инвалидов, детей из интернатов и детских домов);

- также, как и за рубежом, в некоторых российских музеях начинает практиковаться платный вход на специальные выставки и мероприятия. Хотя это направление развито еще очень слабо.

Некоторые музейные учреждения нашей страны (особенно это касается музеев небольших городов и поселков) продолжают работать бесплатно, в некоторых из них установлена чисто символическая, по современным меркам, плата. Однако, несмотря на это обстоятельство, представленные направления работы, касающиеся платного посещения российских музеев, свидетельствуют о положительных тенденциях, направленных на их приближение к мировому уровню.

2. Розничная торговля.

Если вопрос о входной плате остается спорным, то практически повсеместное устройство музейных магазинов почти не вызывает воз­ражений. Опросы посетителей в последние годы показывают, что все более значительная часть музейной публики ожидает найти в музее высококачественный магазин и недовольна, если выбор, ка­чество и выкладка товаров, обслуживание покупателей в нем не отве­чают их требованиям. Магазин дает посетителю шанс унести домой что-то, что будет впоследствии напоминать ему о посещении музея, а если это книга, каталог, репродукция, видеокассета или CD-ROM, то с их помощью можно будет вернуться к изучению собрания музея.

Небольшие музеи часто добиваются рентабельности своих мага­зинов, привлекая к работе в них продавцов-помощников под надзором штатных сотрудников, ответственных за организацию розничной тор­говли. Более крупные учреждения, такие, как Музей Виктории и Аль­берта, не только имеют вполне профессиональные собственные магазины, но и успешно расширяют свою коммерческую деятельность в области торговли по каталогам и доставки товаров почтой в любую страну мира.

Нашим музеям еще рано говорить о профессионально организованной коммерческой деятельности. Мы совсем недавно только начали осознавать, что коммерция и музей могут быть совместимыми понятиями (хотя до сих пор далеко не все придерживаются такого мнения). Появление в отечественных музеях магазинов или киосков по продаже сувенирной, книжной, печатной и видеопродукции стало первой ласточкой в развитии этого направления деятельности. Надо сказать, что столичные музеи, музеи с мировой славой, конечно, отличаются от провинциальных. Когда в последних только начинает зарождаться понимание необходимости розничной торговли, в первых работа по данному направлению уже идет полным ходом.

3. Общественное питание.

В отличие от магазинов кафетерии и рестораны, как правило, не приносят музеям больших доходов. Однако, пункты питания в музеях, сегодня становятся популярными. Особенно это является актуальным для музеев с большим количеством посетителей и тех, которые расположены далеко от города (например, музеи под открытым небом, этнографические комплексы и т.д.).

По организации общественного питания в зарубежных музеях применяется следующее:

- заключение договоров на организацию питания с внешними организациями на условиях получения в пользу музея определенной доли прибыли и/или арендной платы;

- небольшие музеи организуют кафе с легкими готовыми закусками, которые подают холодными или подогретыми. В большом музее это может быть и ресторан. Большие музеи с очень высокой посещаемос­тью нередко организуют три уровня обслуживания: быстрое питание той или иной технологии, кафе с легкими закусками и столовую (ресторан) с полным обеденным меню, причем последние два типа заведений обычно соответствующим образом стилизованы. В кафе и прекрасных обеденных залах музея Метрополитэн в Нью-Йорке, пользующихся большой популярностью, в вечерние часы звучит живая музыка;

- организация фуршетов на вернисажах, обслуживание разовых мероприятий.

В отечественной практике музейного бизнеса организация пунктов общественного питания  находится в зародышевом состоянии…

4. Организация содействия музею.

Еще совсем недавно руководители многих музеев считали, что суммы собранных членских взносов едва ли хватит даже на покрытие расходов по обслуживанию членов организации содействия музею. Сегодня музеи возлагают гораздо большие надежды на свои програм­мы работы с этими людьми, видя в таких программах и источник до­полнительных доходов, и средство расширения своей аудитории — путем перехода от работы с традиционным кругом людей (обладающих высоким уровнем образования и доходов) к более широким слоям на­селения во всем его социальном, экономическом и культурном разно­образии.

Известны положительные результаты как отечественного, так и зарубежного опыта организации содействия музею. Например, в 1990 году было создано «Общество друзей музея» в Павловске. Примерно 250 человек из Франции, Англии и США провели акцию, направленную на переоснащение музея осветительной аппаратурой.

Другой вариант - создание общества непосредственно при музее, со строгим списочным составом, золотыми, серебряными и платиновыми карточками в зависимости от членского взноса.

Интереснее опыт небольших музеев, при которых также стали возникать общества (в г. Тихвине, например). Музейные работники уже отмечают замечательный факт: для жителей того или иного города стало престижным иметь членскую карточку такого общества. Бизнесмены, политики, творческая интеллигенция хотят пользоваться в музее почетом и уважением, иметь возможность привести туда свою семью, принять участие в какой-либо значительной акции. Своя практика создания целой системы клубов и обществ сложилась при Вологодской областной картинной галерее.

В крупных городах учреждение «обществ друзей музеев» может оказаться весьма эффективной формой пополнения музейного бюджета