Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1.   Система законодательного и нормативного регулирования

       бухгалтерского учета в России………………………………………….5

2.   Порядок опубликования и вступления в силу законодательных и

      нормативных актов……………………………………………………...10

3.   Закон РФ о бухгалтерском учете и   Положения по ведению

      бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности…………………...15

4.   Стандарты бухгалтерского учета……………………………………….19

5.   Методические рекомендации и методические указания

      Минфина России………………………………………………………...29

6.   Нормативное регулирование учета (на примере

      ОАО «Кемеровский хладокомбинат»)…………………………………34

Заключение…………………………………………………………………..38

Список литературы………………………………………………………….39

Введение

Информация, полученная из бухгалтерского учета, является ос­новой для принятия большей части управленческих решений. Дан­ные, которые сгруппированы и детализированы по соответствующим признакам, позволяют сделать вывод о финансовом состоянии орга­низации и перспективах ее развития, оценить финансовые риски и сформировать инвестиционные программы. На базе учетных данных формируется бухгалтерская и статистическая отчетность, откуда об­щество узнает о состоянии экономики.

В получении оперативной и точной бухгалтерской информации заинтересованы все, кто так или иначе связан с производством и ре­ализацией продукции, работ или услуг.

В настоящее время в связи с углублением рыночных преобразо­ваний и усложнением задач, стоящих перед бухгалтерским учетом, возрастает требовательность к квалификации и профессионализму бухгалтерских работников.

Оперативность и качество бухгалтерской информации во многом зависит от того, насколько рационально организован бухгалтерский учет на предприятии или в организации и насколько эффективно осуществляется деятельность бухгалтерской службы.

Решение перечисленных задач возможно только при условии понимания базовых понятий, целей и задач бухгалтерского учета, овладения основными принципами и требованиями, которые уста­новлены законодательными и нормативными актами.

Потребность в выработке общих принципов и требований к бухгалтерскому учету и возможности осуществления контроля за их выполнением обуславливает необ­ходимость формирования системы законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета. Так как регулированию подлежат вопросы разной степени сложности, система регулирования бухгалтерского учета должна быть многоступен­чатой — на более высоких уровнях устанавливаются общие принципы, на более низких — эти принципы детализируются.

Объект исследования – бухгалтерский управленческий учет.

Предмет исследования – нормирование регулирование российского учета и возможности использования принципов управленческого учета.

Цель исследования - изучить особенности системы законодательного и нормативного регулирования в бухгалтерском учете, общие требования законодательства о бухгалтерском учете.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Уяснить состав законодательных и нормативных актов, регулирующих бухгалтерскую деятельность.

2. Изучить основные требования Закона о бухгалтерском учете и Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

3. Составить общее представление о составе стандартов бухгалтерского учета и их содержании.

4. Уяснить порядок разработки и принятия внутренних распорядительных докумен­тов организации.

5. Изучить порядок вступления в силу законодательных и нормативных актов.

1.   Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в России

В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федера­ции официальный статистический и бухгалтерский учет находятся в ведении Российской Федерации [1]. Это означает, что порядок органи­зации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в РФ регламентируется законодательными и иными нормативными актами, принимаемыми на федеральном уровне, а также на уровнях регионального и отраслевого управления.

Статьей 3 Закона о бухгалтерском учете определено, что законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из данного Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской     Федерации [2].

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:

- обеспечение единообразного ведения учета имущества, обяза­тельств и хозяйственных операций, осуществляемых органи­зациями;

- составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности [2; 24].

Таким образом, Закон о бухгалтерском учете устанавливает три уровня законодательного регулирования бухгалтерского учета. Разумеется, на федеральном уровне невозможно учесть все отрасле­вые и региональные особенности бухгалтерского учета. Поэтому наряду с законодательным используется нормативное регулирование бухгалтерского учета, осуществляемое прежде всего Минфином России, а также другими органами отраслевого и регионального управления. Кроме того, в каждой конкретной организации имеют место особенности, обусловленные технологическими, управлен­ческими и иными причинами, что предполагает необходимость регулировать бухгалтерский учет и на уровне организации.

Следовательно, в системе законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета можно выделить следующие уровни [24 25]:

Первый уровень - законодательство Российской Федерации: Закон о бухгалтерском учете, Налоговый, Гражданский и Бюджет­ный кодексы и т.п. Основным законодательным актом, регули­рующим бухгалтерский учет, является Закон о бухгалтерском учете. Вместе с тем некоторые аспекты осуществления деятельности в об­ласти бухгалтерского учета могут регулироваться и иными законами Российской Федерации.

Второй уровень - указы Президента Российской Федерации. Указы Президента России могут регулировать (в пределах, определенных Конституцией страны) практически любую сферу общественной жизни, производственной и иной деятельности. В части бухгалтерского учета указы Президента могут устанавливать общие принципы для осуществления и отражения отдельных хозяйственных операций. В настоящее время, характеризующееся реформированием законодательной нормативной базы рыночных отношений, указы Президента России разрабатываются и принимаются тогда, когда тот или иной аспект предпринимательской деятельности зако­нодательно не урегулирован, а его осуществление необходимо. Примерами такого рода являются указы, регулирующие аудиторскую деятельность, некоторые стороны земельных отношений и т.п. Как правило, через какое-то время в развитие указа разрабатывают соответствующий федеральный закон, который принимает Феде­ральное Собрание Российской Федерации. После этого указ Прези­дента отменяется, и начинают действовать положения закона.

Третий уровень - постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Подобные документы разрабатывают, как правило, в развитие федеральных законов и указов Президента. В постановлениях и распоряжениях Правительства детализируются и уточняются отдельные требования федеральных законов и указов Президента России. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Рос­сийской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Россий­ской Федерации.

Четвертый уровень - положения по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые Минфином. Данные положения относятся к системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, а не к системе законодательного регулирования. В этих документах устанавливают общие правила ведения бухгалтерского учета в организациях и порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных видов хозяйственных операций или операций, осуществляемых организациями и предприятиями различных организационно-правовых форм. Основным документом данной системы  является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Кроме того, в настоящее время действуют 14 отдельных Положений по бухгал­терскому учету. К документам этого же уровня следует отнести пла­ны счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению. Требования положений по бухгалтерскому учету не могут противо­речить документам более высоких уровней. Если же подобные противоречия имеют место, соответствующие пункты положений не должны применяться. Более подробная характеристика требований этих положений приведена в последнем параграфе дан ной главы.

Пятый уровень - методические рекомендации, инструкции и другие нормативные документы, разъясняющие применение отдель­ных положений по бухгалтерскому учету, которые разрабатывают и утверждают в федеральных органах управления (министерствах и ве­домствах). Требования данных документов носят общий характер и обязательны к применению для всех организаций, ведущих бухгал­терский учет. Положения, противоречащие положениям документов более высоких уровней, применению не подлежат.

Шестой уровень - методические рекомендации, инструкции и другие нормативные документы, разъясняющие применение отдель­ных положений по бухгалтерскому учету, которые разрабатывают и утверждают в федеральных отраслевых органах управления (мини­стерствах и ведомствах). К числу таких органов управления относят­ся, например, министерства обороны, образования, экономического развития и торговли Российской Федерации. Требования докумен­тов данного уровня обязательны к применению для организаций, осуществляющих деятельность в пределах полномочий соответству­ющих министерств или ведомств.

Седьмой уровень - указания, разъяснения, письма и другие до­кументы, уточняющие порядок применения отдельных требований и положений документов более высокого уровня. В отличие от за­конодательных актов и документов системы нормативного регули­рования бухгалтерского учета и отчетности указания, разъяснения и письма отраслевых органов управления (прежде всего Минфина и МНС) не обязательны к применению для всех организаций, а носят рекомендательный характер.

Восьмой уровень - внутренние документы организации, разра­батываемые соответствующими структурными подразделениями (отделами или отделениями) организации и утверждаемые распо­рядительным документом - как правило, приказом руководителя организации [24; 25].

Приведенная классификация законодательных и нормативных документов условна и основана на их юридической значимости (ис­ходя из того, какой из двух документов, противоречащих друг другу, подлежит выполнению). В других пособиях можно встретить подразделение всех документов на три-пять групп. Приведенная классификация представляется наиболее полной.

Следует отметить, что документом, имеющим высшую юриди­ческую силу, является Конституция Российской Федерации. Однако ни одно из положений Конституции прямо не регулирует бухгалтерский учет. Поэтому ее нельзя отнести к системе законодательного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

Законодательные документы первого-третьего уровней госу­дарственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации не подлежат.

Нормативные документы четвертой группы подлежат обязательной регистрации в Минюсте. Документы пятого и шестого уровней могут не проходить процедуру регистрации в Минюсте РФ, но в этом случае они не имеют статуса нормативного документа, носят реко­мендательный характер и не обязательны к выполнению.

Документы седьмого и восьмого уровней не относятся прямо к системе законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, а только дополняют эту систему.

Весьма часто возникают ситуации, когда требования документов одного или разных уровней противоречат друг другу. Возникающие коллизии решаются в судебном порядке. Поэтому при организации и осуществлении бухгалтерского учета следует учитывать судебную и арбитражную практику. Постановления и информационные пись­ма Высшего арбитражного суда Российской Федерации и Верховного; суда Российской Федерации не являются элементами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, но обязательны для всех участников хозяйственных отношений, включая органы управления (прежде всего налоговые и контролирующие органы).

2.   Порядок опубликования и вступления в силу законодательных и нормативных актов

Порядок вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания регулируется отдельным федеральным законом (в настоящее время - Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ). В соответствии с данным законом:

- на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опуб­ликованы;

- датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации;

- федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации;

- акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее де­сяти дней после дня их принятия;

- международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными зако­нами об их ратификации;

- официальным опубликованием федерального конституционно­го закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании за­конодательства Российской Федерации»;

- законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания;

- федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одно­временно на всей территории Российской Федерации по истече­нии десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу;

- публикуемые в «Собрании законодательства Российской Феде­рации» акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера. Приложения к актам помещаются в тех же статьях, что и сами акты. При публикации федерального консти­туционного закона и федерального закона указываются наиме­нование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписав­шее, место и дата его подписания, регистрационный номер. При публикации постановления палаты Федерального Собрания ука­зываются его наименование, должностное лицо, его подписав­шее, место и дата его принятия, регистрационный номер. При публикации иного акта палаты Федерального Собрания указы­ваются его наименование, место и дата его принятия, ре­гистрационный номер. Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме [3].

Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в настоящее время регулируется Указом Президента Рос­сийской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763. В соответствии с этим документом [20]:

- указы и распоряжения Президента Российской Федерации (далее именуются — акты Президента Российской Федерации), постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее именуются — акты Правительства Российской Федерации) подлежат обязательному официальному опублико­ванию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих    сведения, составляющие государственную тайну или сведения    конфиденциального характера;

- акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после дня их подписания. Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации счи­тается публикация их текстов в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Офици­альными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде Научно-техническим центром правовой информации «Система»;

- акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печат­ных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по теле­видению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи;

- акты Президента Российской Федерации, имеющие норматив­ный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиден­циального характера, вступают в силу со дня их подписания;

- акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования;

- иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тай­ну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания;

- в актах Президента Российской Федерации и актах Правитель­ства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу;

- нормативные правовые акты федеральных органов исполни­тельной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юсти­ции Российской Федерации, подлежат обязательному официаль­ному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера;

- нормативные правовые акты федеральных органов исполнитель­ной власти подлежат официальному опубликованию в «Россий­ской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации. Официаль­ным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде Научно-техническим центром правовой информации «Система»;

- нормативные правовые акты федеральных органов исполнитель­ной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликован­ные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров;

- нормативные правовые акты федеральных органов исполнитель­ной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установ­лен другой порядок вступления их в силу;

- нормативные правовые акты федеральных органов исполнитель­ной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера и не подлежа­щие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Рос­сийской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не уста­новлен более поздний срок их вступления в силу [20].

Документы, разъясняющие порядок применения отдельных требований и положений документов более высокого уровня и не носящие обязательного к применению характера, применяются (по существу, вступают в силу) с момента опубликования или поступле­ния в организацию (в том случае, когда органы государственного отраслевого или ведомственного управления дают разъяснения или ответы на конкретные запросы хозяйствующих субъектов) [23]. На практике органы, давшие такие разъяснения, требуют их применения с начала действия того законодательного или нормативного акта, действие которого разъясняется. Однако такое требование обязатель­ным не является.

Внутренние распорядительные документы и локальные норма­тивные акты, разрабатываемые и применяемые в рамках одной организации или группы взаимосвязанных организаций, начинают действовать с той даты, которая указана в распорядительной части. Некоторые из таких документов - учетная политика организации, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, положения о премировании и об инвентаризации и т.п. - действу­ют с 1 января следующего года.

3.   Закон РФ о бухгалтерском учете и   Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности

Основным законодательным актом, регулирующим организацию и ведение бухгалтерского учета, является Закон о бухгалтерском уче­те. В дальнейшем мы неоднократно будем обращаться к отдельным положениям этого федерального закона. Здесь же я приведу лишь его общую структуру и обращу внимание на наиболее важные элементы.

Закон о бухгалтерском учете регулирует следующие вопросы:

- определяет объекты и основные задачи бухгалтерского учета;

- однозначно определяет основные понятия, используемые в законодательном регулировании бухгалтерского учета;

- устанавливает права и обязанности должностных лиц органи­заций за организацию ведения бухгалтерского учета, а также от­ветственность за нарушение требований законодательства о бухгалтерском учете;

- определяет основные требования к ведению бухгалтерского уче­та, оформлению и ведению первичных бухгалтерских документов и учетных регистров бухгалтерского учета;

- устанавливает общие принципы оценки имущества и обяза­тельств организации;

- устанавливает сроки и общие требования к проведению инвен­таризации имущества и обязательства организации;

- определяет сроки, адреса и порядок представления бухгалтерской отчетности;

- устанавливает порядок хранения бухгалтерских документов [24].

Все перечисленные элементы более подробно определены и детализированы в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и иных документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской от­четности в Российской Федерации разработано во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержден­ной постановлением Правительства Российской Федерации. Поло­жение утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. №34н [19].

Положение определяет порядок организации и ведения бухгал­терского учета, составления и представления бухгалтерской отчетно­сти юридическими лицами по законодательству Российской Феде­рации, независимо от их организационно-правовой формы, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгал­терской информации. Положение не применяется в кредитных организациях и бюджетных учреждениях. Это обусловлено специфи­кой деятельности этих организаций и учреждений.

Положение разработано на основании Закона о бухгалтерском учете и уточняет применение отдельных его требований.

С другой стороны, Минфин России на основании Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности разраба­тывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому уче­ту, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регули­рования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению органи­зациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации.

Таким образом, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности имеет вторичный характер по отношению к Закону о бухгалтерском учете и является основой для всех нормативных документов, разрабатываемых Минфином.

В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности дублированы основные требования к организации бухгалтерского учета, установленные Законом о бухгалтерском учете. Каждое из положений Закона о бухгалтерском учете детализировано и расшифровано.

Кроме того, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности установлена возможность выбора из двух или нескольких вариантов отражения отдельных хозяйственных операций. Например, организация может выбрать способ ведения и форму бухгалтерского учета, метод оценки материалов, списываемых в производство, способы начисления амортизации объектов основ­ных средств и объектов нематериальных активов и т.п. Это расширяет самостоятельность организации в части организации бухгалтерского учета, но, с другой стороны, требует отражения выбранного варианта в соответствующем распорядительном документе - «Учетной поли­тике организации» [24].

Отдельные разделы и параграфы Положения по ведению бух­галтерского учета и отчетности в РФ регулируют следующие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета:

- общие требования к ведению бухгалтерского учета;

- порядок документирования хозяйственных операций;

- порядок заполнения регистров бухгалтерского учета и основные требования, предъявляемые к формам учетных регистров;

- правила оценки имущества и обязательств;

- порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств и отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризаций;

- основные правила и порядок составления и представления бухгалтерской отчетности;

- основные правила составления сводной бухгалтерской отчет­ности;

- правила оценки статей бухгалтерской отчетности (от оценки иму­щества и обязательств данный раздел отличается тем, что регла­ментирует порядок оценки стоимости активов и пассивов

- организации на отчетную дату, а оценка имущества и обязательств осуществляется при их поступлении, движении в процессе про­изводственного цикла и выбытии), в том числе правила оценки:

- незавершенных капитальных вложений (вложений во внеобо­ротные активы);

- финансовых вложений;

- основных средств, средств в обороте и объектов немате­риальных активов;

- материально-производственных запасов (сырья, материалов, готовой продукции и товаров);

- незавершенного производства и расходов будущих периодов;

- капитала и резервов;

- расчетов с дебиторами и кредиторами;

- прибылей и убытков организации;

- правила хранения документов бухгалтерского учета [19; 24].

Базовые требования Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ являются основой для разработки нормативных документов более низких уровней.

С развитием нормативной базы бухгалтерского учета в Положе­ние по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности вносятся соответствующие изменения и дополнения. При этом если положения других нормативных актов противоречат Положению, они не могут быть применены на практике.

Для того чтобы бухгалтерский учет в организации соответство­вал требованиям Положения, необходимо обеспечить постоянное наблюдение за состоянием законодательной и нормативной базы. Наиболее вероятные изменения, которые могут быть внесены в По­ложение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетно­сти в ближайшее время, скорее всего, будут связаны с дальнейшим реформированием бухгалтерского учета и приближением его к международным стандартам, а также дальнейшим развитием налого­вого законодательства (принятием очередных глав Налогового кодекса Российской Федерации) [21].

4.   Стандарты бухгалтерского учета

К тому же уровню нормативного регули­рования бухгалтерского учета, что и Положение по ведению бухгал­терского учета и бухгалтерской отчетности, относятся положения (стандарты) бухгалтерского учета.

На современном этапе действуют следующие положения по  бухгалтерскому учету [25]:

1. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика  организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г                       № 60н [16]. В ПБУ 1/98 изложены требования по формированию учетной политики организации, порядок ее утверждения, а также порядок внесения изменений в учетную политику. Кроме того, в ПБУ 1/98 сформулированы основ­ные принципы бухгалтерского учета - требования и допущения. В данном ПБУ указаны вопросы, которые обязательно должны быть раскрыты в учетной политике организации, независимо от ее  организационно-правовой формы, сферы деятельности и объема производства и реализации.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденное приказом Минфина от 20 декабря 1994 г. № 167 [13].

ПБУ 2/94 является самым старым из действующих стандартов. Как следует из названия ПБУ, оно носит ярко выраженный отраслевой характер: регулирует отдельные вопросы организации бухгалтерского учета в строительных организациях. Отдельные разделы и пункты Положения устанавливают требования по организации бухгалтерского учета в организациях, являющихся участниками договора строительного подряда, - заказчиками строительства и подрядными строительными организациями, порядок осуществления расчетов за выполненные строительно-монтажные работы, порядок определения доходов и финансового результата по договорам на строительство.

В настоящее время в Министерстве финансов идет работа над новой редакцией ПБУ 2.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обя­зательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утвержденное приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. № 2н [11]. Данный стандарт применяется теми организациями, которые осуществляют расчеты в иностранной валюте. В Положении дано определение курсовых разниц, установлен порядок их учета. Кроме того, однозначно определены даты осуществления отдельных операций, что необходимо для определения  курсовых разниц. Следует различать понятия «курсовые разницы» и  «суммовые разницы». Те и другие возникают в том случае, когда стоимость активов или обязательств выражена в иностранной валюте.

Для возникновения курсовых разниц необходимо, чтобы расчеты проводились в валюте. Суммовые разницы возникают тогда, когда расчеты производятся в рублях. В этом же ПБУ устанавливается порядок пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в рубли, правила учета активов и обяза­тельств, используемых организацией для ведения деятельности за пределами Российской Федерации, а также порядок формирования учетной и отчетной информации об операциях в иностранной валю­те. В отдельном приложении приведен перечень дат совершения отдельных операций в иностранной валюте (банковские и кассовые операции, признание доходов и расходов, формирование финансо­вого результата и т.п.).

4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина от 6 июля 1999 г. № 43н [4]. В нем установлен состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ее составлению.

В частности. Положением определены: содержание бухгал­терского баланса, содержание отчета о прибылях и убытках, поясне­ний к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, правила оценки статей бухгалтерского баланса, примерный состав информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, правила составления и представления промежуточной бухгалтерской отчет­ности (квартальной и месячной). Кроме того, отдельным разделом ПБУ установлена обязательность представления в составе бухгал­терской отчетности итоговой части аудиторского заключения (в отно­шении тех организаций, которые в соответствии с законодательством подлежат обязательному аудиту).

Помимо ПБУ 4/99 требования по составу информации, обяза­тельной к раскрытию в бухгалтерской отчетности, пояснениях к ней или в информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, содержатся в ряде других Положений по бухгалтерскому учету.

На основании ПБУ 4/99 Минфин регулярно разрабатывает мето­дические рекомендации или указания по составлению бухгалтерской отчетности, которые действуют в течение одного года или несколь­ких лет.

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Мин­фина от 9 июня 2001 г. № 44н [15].

ПБУ 5/01 устанавливает порядок оценки материально-произ­водственных запасов в зависимости от источников их поступления (приобретение за плату, изготовление силами организации, внесение в качестве вклада в уставный капитал и т.п.), методы оценки мате­риалов при их списании в производство, состав информации о состоянии материальных запасов, подлежащей отражению в отчетности. Кроме учета материалов и готовой продукции в организациях всех сфер деятельности ПБУ 5/01 регулирует порядок оценки, оприходования и списания товаров в организациях торговли и об­щественного питания.

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н [18]. Действие данного ПБУ приостановлено до внесения соответствующих изменений в По­ложение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетно­сти и другие документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. ПБУ 6/01 устанавливает подхо­ды к оценке объектов основных средств в зависимости от источни­ков их поступления в организацию, способы и порядок начисления амортизации, порядок отражения в учете операций по восстановле­нию основных средств (реконструкции, модернизации и ремонта), порядок отражения в учете выбытия основных средств, а также операций по их переоценке. Применяя положения ПБУ 6/01, следует учитывать то, что для целей налогообложения (в соответствии с требованиями налогового законодательства) учет основных средств, и особенно амортизации, имеет особенности, существенно отлича­ющиеся от бухгалтерского учета. Это обуславливает необходимость организации и ведения налогового учета, параллельного бухгал­терскому.

7. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное приказом Минфина от 25 ноября 1998 г. № 56н [9]. Положение применяется исклю­чительно для целей бухгалтерской отчетности и только при наличии соответствующих условий - событий после даты составления бухгалтерской отчетности. В ПБУ 7/98 сформулировано понятие «со­бытия после отчетной даты», приводятся перечень таких событий и методология оценки их последствий. Отдельно регулируется бухгалтерский учет последствий событий, подтверждающих суще­ствовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность, и событий, свидетельствующих о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность. Примерный перечень обеих групп событий после отчетной даты приведен в приложении к ПБУ 7/98.

В связи с тем, что налоговые последствия положений ПБУ 7/98 пока не определены, применение данного стандарта в настоящее время является весьма ограниченным.

8. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяй­ственной деятельности» ПБУ 8/01, утвержденное приказом Минфи­на от 28 ноября            2001 г. № 96н [10]. Данное Положе­ние также применяется при составлении бухгалтерской отчетности. Условными фактами являются такие виды деятельности, которые могут либо произойти, либо нет, но результаты этих фактов весьма существенны для того, чтобы пользователь отчетности мог составить представление о финансовом состоянии организации. В ПБУ 8/01 приведены примерный перечень подобных фактов и методика их оценки, а также порядок раскрытия информации о последствиях ус­ловных фактов в бухгалтерской отчетности организации. Примерная оценка вероятности последствий условного факта хозяйственной де­ятельности приведена в приложении к ПБУ 8/01.

Так же как и в случае с ПБУ 7/01, широкое применение ПБУ 8/01 существенно затруднено в связи с тем, что не определены налоговые последствия применения норм стандарта.

9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 32н [7]. Положение регулирует порядок определения выручки от продаж (реализации) продукции, работ или услуг, формирования прибыли и учета внереализационных доходов. Уста­навливаются условия, при которых поступившие суммы (или суммы, подлежащие получению) могут быть отнесены к доходам органи­зации. Приводится также перечень поступлений денежных средств и иного имущества, которое не учитывается в составе доходов. ПБУ 9/99 установлено, что все доходы организации делятся на две большие группы - поступления от обычных видов деятельности и прочие поступления. Прочие поступления в свою очередь подразделяются на операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы. Приведены определения и примерный перечень доходов от обычных видов деятельности, операционных, прочих и чрезвычай­ных доходов. ПБУ 9/99 применяется организациями при учете выручки от реализации продукции, работ или услуг, а также при формировании финансовых результатов по основной деятельности организации и по прочим видам деятельности (не относящимся к основным или обычным).

10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н [8]. В настоящее время этот стандарт является единственным, для которого отсутствует аналог в международных стандартах финансовой отчетности. ПБУ 10/99 регулирует порядок признания и общие правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности расходов организации, относимых на увеличение себесто­имости продукции (работ, услуг) и принимаемых к уменьшению ва­ловой прибыли организации. Приводится перечень случаев выбытия активов, которые не отражаются в составе расходов организации (в частности, выбытие денежных средств и иного имущества в связи с приобретением внеоборотных активов, передаче имущества в ус­тавные капиталы других хозяйственных обществ и товариществ и т.п.). Также как и ПБУ 9/99, ПБУ 10/99 установлено, что все расходы организации делятся на две большие группы: расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Прочие расходы в свою очередь подразделяются на операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы. В ПБУ 10/99 приведены определение рас­ходов организации, примерный перечень расходов по обычным видам деятельности, операционных, внереализационных и чрезвы­чайных расходов. Приведен также перечень условий, когда расходы могут быть признаны в бухгалтерском учете, - это имеет существен­ное значение для правильного формирования себестоимости продукции, работ или услуг.

ПБУ 10/99 - основной нормативный документ, который исполь­зуется при разработке отраслевых и ведомственных нормативных актов, устанавливающих общий порядок и особенности формирования себестоимости продукции (работ, услуг).

При учете расходов организации следует иметь в виду, что требования нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет, и требования налогового законодательства по организации на­логового учета существенно различаются.

11. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, утвержденное приказом Минфи­на от 13 января 2000 г. № 5н [5]. Сфера действия Положения весьма ограничена - оно применяется только ак­ционерными обществами для формирования бухгалтерской отчетно­сти при условии, что среди акционеров имеются так называемые аффилированные лица (лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность). К числу таких лиц относятся, например, физические лица или организации, владеющие более чем 20 процентами акций акционерного общества. Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой акционерным обществом для внутренних целей (включая внут­реннюю бухгалтерскую отчетность), отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной инфор­мации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями и для иных специальных целей.

12. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегмен­там» (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Минфина от 27 января 2000 г.                  №11н [6]. Данное Положение также применяется далеко не всеми организациями. Положение рас­пространяется на организацию при составлении сводной бухгал­терской отчетности в случае наличия у нее дочерних и зависимых обществ, а также если на нее учредительными документами объеди­нений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, возложено составление сводной бухгал­терской отчетности. ПБУ 12/2000 не применяют при формировании отчетности, составляемой для государственного статистического на­блюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составлении отчет­ной информации для иных специальных целей.

Таким образом, требования ПБУ 12/2000 обязательны к при­менению организациями, осуществляющими нескольких видов деятельности (выпускающими несколько видов продукции, выпол­няющими несколько видов работ, оказывающими несколько видов услуг либо занимающимися одновременно выпуском продукции и выполнением работ или оказанием услуг) или имеющими струк­турные подразделения в различных регионах. В первом случае речь идет об операционных сегментах, во втором - о географических.

Положение определяет порядок выделения информации по от­четным сегментам, порядок формирования показателей, раскры­ваемых в информации по отчетному сегменту, а также способ представления и состав информации по отчетным сегментам (в част­ности, какой из сегментов - операционный или географический - следует считать главным в зависимости от тех или иных условий).

ПБУ 12/2000 используется для целей бухгалтерской отчетности, а также для анализа данных о финансовых показателях деятельнос­ти различных операционных и географических сегментов.

13. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Минфина от 16 октября 2000 г. №92н [12]. Данное Положе­ние применяют организации, получающие государственную помощь или средства бюджетного финансирования под выполнение опре­деленного заказа (выпуск продукции, выполнение работ или оказа­ние услуг). ПБУ 13/2000 определяет порядок признания полученных средств суммами государственной помощи, а также устанавливает схему бухгалтерского учета поступления и использования бюджетных средств. При этом следует помнить, что суммы, не использованные или использованные не по назначению, включаются в состав вало­вой и налогооблагаемой прибыли организации. Положением отдель­но регулируется учет бюджетных средств, бюджетных кредитов и прочих форм государственной помощи. Отдельным разделом уста­новлен состав информации, обязательной к представлению в бухгалтерской отчетности организациями, получающими государст­венную помощь.

Помимо учета средств государственной помощи (прежде всего, бюджетных средств) отдельные положения ПБУ 13/2000 могут ис­пользоваться при организации и ведении учета сумм, поступивших в порядке целевого финансирования отдельных мероприятий или программ.

14. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г.       №91н [17]. Положение регули­рует порядок оценки, учета и списания такого вида внеоборотного имущества организации, как нематериальные активы. В Положении приводится перечень объектов нематериальных активов, а также затрат, которые не могут быть включены в состав объектов не­материальных активов. Установлено несколько обязательных усло­вий, когда имущество может быть принято к учету как отдельный объект нематериальных активов. Все условия должны выполняться одновременно. Отдельный раздел ПБУ 14/2000 посвящен методам оценки объектов нематериальных активов (определения их перво­начальной стоимости). Также как и в отношении объектов основных средств и материально-производственных запасов, методы оценки различаются в зависимости от источников поступления немате­риальных активов в организацию (приобретение, создание собствен­ными силами, внесение в качестве вклада в уставный капитал и т.д.).

В ПБУ 14/2000 установлен перечень способов начисления амор­тизации, причем этот перечень шире, чем аналогичный перечень, установленный Положением по ведению бухгалтерского учета и от­четности в Российской Федерации.

Особой разновидностью объектов нематериальных активов явля­ется деловая репутация организации. Особенности организации бухгалтерского учета подобных активов также регламентируют от­дельный раздел ПБУ 14/2000.

Здесь же определены требования к составу и порядку раскрытия  бухгалтерском учете информации, связанной с поступлением, дви­жением и выбытием объектов нематериальных активов.

Требования налогового законодательства по налоговому учету нематериальных активов отличаются от требований нормативных документов бухгалтерского учета по данному виду имущества. Это касается порядка начисления амортизации.

15. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 г. №60н [14]. Поло­жение устанавливает общеметодологические подходы к учету заем­ных средств и расходов, связанных с их привлечением. В частности, установлен порядок учета задолженности по полученным займам, кредитам, выданным заемным обязательствам, состав и порядок признания затрат по займам и кредитам, а также состав и порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности. ПБУ 15/01 ус­танавливает различные схемы для бухгалтерского учета долгосрочных кредитов и займов (привлекаемых, как правило, для приобретения объектов основных средств, объектов нематериальных активов и иных внеоборотных активов, а также для пополнения недостатка оборотных средств) и краткосрочных заемных средств (привле­каемых для приобретения материально-производственных запасов и удовлетворения краткосрочной потребности организации в денеж­ных средствах). Также отдельно регулируется отражение в бухгал­терском учете привлечения заемных средств, осуществленного посредством выпуска и продажи ценных бумаг (облигаций, векселей и т.п.). Положение не применяется к беспроцентным договорам займа и договорам государственного займа.

Указанные положения ежегодно дополняются и корректируются. Однако, основные моменты остаются те же.

5.   Методические рекомендации и методические указания

Минфина России

Более низкий уровень нормативного регулирования бухгал­терского учета и бухгалтерской отчетности образуют методические рекомендации и методические указания, разрабатываемые и при­нимаемые Минфином. Эти нормативные документы должны пройти регистрацию в Минюсте, для того чтобы их использование в организациях всех форм собственности и всех организационно-правовых форм стало правомерным. Исключение составляют внутренние отраслевые документы (в частности, Методические ука­зания по применению отдельных глав или положений Налогового кодекса России, разрабатываемые и утверждаемые МНС РФ). Эти документы процедуру регистрации не проходят и обязательны к ис­полнению только службами и отдельными работниками, подчинен­ными (непосредственно или через систему органов управления) органам, которые разработали такие указания [22].

В методических указаниях и методических рекомендациях осуществляется еще более детальная проработка основных требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету законодательными и норма­тивными актами более высоких уровней. В частности, в методических рекомендациях и указаниях приводятся конкретные схемы бухгал­терских проводок, корреспонденция счетов бухгалтерского учета, применяемая в отдельных хозяйственных ситуациях, а также подробно характеризуются обстоятельства и условия, при которых те или иные проводки могут быть оформлены.

Разница между рекомендациями и указаниями состоит в обяза­тельности практического применения их требований. Так, требо­вания методических указаний, как правило, являются максимально конкретными и предметными и, по существу, обязательны к выпол­нению. При наличии указаний по соответствующему поводу организация не имеет права применять другие подходы к отражению той или иной хозяйственной операции или иного объекта бух­галтерского учета в учете или отчетности. Положения методических рекомендаций носят более общий характер и предназначены для использования органами отраслевого и ведомственного управления при разработке и принятии на своем уровне нормативных актов по бухгалтерскому учету, учитывающих специфику осуществления хо­зяйственной, административной, производственной, торговой и иной деятельности в данной отрасли. Кроме того, положения мето­дических рекомендаций используются непосредственно в органи­зациях, ведущих бухгалтерский учет, при проработке методологи­ческой базы учета, а также при формировании и раскрытии учетной политики организации [24].

Методические рекомендации и методические указания можно условно разделить на две большие группы:

- разъясняющие применение отдельных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету;

- устанавливающие порядок организации учета отдельных хозяй­ственных операций или иных объектов бухгалтерского учета, которая другими документами системы нормативного регули­рования бухгалтерского учета не урегулирована. К этой же группе относятся нормативные документы, являющиеся отечественны­ми аналогами международных стандартов бухгалтерской отчет­ности, если для них разработка соответствующего положения по бухгалтерскому учету Программой реформирования бухгалтерского учета не предусмотрена [24].

В первую группу входят, в частности, следующие документы:

1. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина от 28 декабря 2001 г. № 119н. В данном документе нашли отражение вопросы, не урегулированные ПБУ 5/01. К ним относятся: порядок формирования и отражения в учете транспортно-заго-товительных расходов, учет отдельных операций с готовой продукцией, отражение в учете сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам и налоговых вычетов, учет товаров в неторговых организациях, учет недостач и потерь материально-производ­ственных запасов; уточнен порядок проведения инвентаризаций, учета неотфактурованных поставок и т.п.

2. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина от 20 июля 1998 г. № 33н. Данный документ также уточняет и разъясняет отдельные положения ПБУ 6/01. Следует учитывать, что в эти Методические указания изменения и дополнения в связи с изменение норма­тивной базы бухгалтерского учета основных средств (появление новой редакции ПБУ, переход на новый План счетов финансово-хозяйственной деятельности) не вносились. Следовательно, от­дельные положения Указаний могут применяться только в части, не противоречащей другим документам системы нормативного регулирования бухгалтерского учета [24].

Ко второй группе относятся:

1. Рекомендации по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства, утвержденные письмом Минфина от 24 июля 1992г.№ 59.

2. Методические указания по инвентаризации имущества и финан­совых обязательств, утвержденные приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49. Оба документа регулируют вопросы организации бухгалтерского учета, но не имеют непосредст­венного отношения к формированию бухгалтерской отчетности. Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету ориентированы на международные стандарты финансовой отчетности и, следо­вательно, регулируют процессы формирования отчетной ин­формации.

3. Указания об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденные приказом Минфина от 28 ноября 2001 г. № 97н. Процесс передачи имущества в доверительное управление в нашей стране пока не получил достаточно широкого распространения. Поэтому вопросы, которые возникают при организации учета участниками договора доверительного управления имуществом (учредителя управления, доверительного управляющего и выгодоприобретателя), пред­ставляют интерес для весьма ограниченного количества хозяй­ствующих субъектов.

4. Указания об отражении в бухгалтерском учете негосударственных пенсионных фондов операций по негосударственному пенсионному обеспечению, утвержденные приказом Минфина от 19 декабря 2000 г. № 110н. Как явствует из названия документа, его требования относятся к специфической отрасли предпри­нимательской деятельности и могут интересовать только долж­ностных лиц, занятых в этой сфере.

5. Методические рекомендации по раскрытию информации о, прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина от 21 марта 2000 г. № 29н. Данному документу в международных стандартах финансовой отчетности соответствует отдельный стандарт. В отечественном бухгалтерском учете соот­ветствующие операции регулируются документом, который по статусу ниже, чем стандарт, это объясняется тем, что такая организационно-правовая форма, как акционерные общества, менее распространена у нас, чем в развитых странах Запада. В данных Методических рекомендациях определен порядок расчета дивидендов, причитающихся акционерам по результатам очередного финансового года. Отдельно регулируются вопросы расчета базовой и разводненной прибыли (убытка) на акцию и вопросы раскрытия соответствующей информации в бухгал­терской отчетности.

6. Указания по отражению в бухгалтерском учете и отчетности операций при исполнении соглашений о разделе продукции, утвержденные приказом Минфина от 11 августа 1999 г. № 53н. В настоящее время существует только три соглашения о разделе продукции, и процесс развития данной схемы международной интеграции капитала и ресурсов идет сравнительно медленно. Из этого следует, что утверждение подобного документа в виде общего стандарта нецелесообразно.

7. Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н. Данный документ регулирует упрощенный (по сравнению с общепринятым) поря­док организации и ведения бухгалтерского учета организациями, которые соответствуют критериям, установленным федеральным законодательством. В данные Типовые рекомендации изменения и дополнения в связи с изменением нормативной базы бух­галтерского учета не вносились. Следовательно, для того чтобы отдельные положения Типовых рекомендаций могли приме­няться на практике, они должны быть скорректированы с учетом происшедших изменений (в частности, следует уточнить номера счетов бухгалтерского учета) [24].

Приведенный перечень методических рекомендаций и указаний не является исчерпывающим. Минфин ведет постоянную работу по созданию, утверждению и внедрению новых рекомендаций и ука­заний.

Для нормальной организации бухгалтерского учета и эффектив­ного его функционирования необходимо наличие проработанной за­конодательной и нормативной базы. Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации в настоящее время находится в стадии реформирования и приближения к международным стандартам. Поэтому требования отдельных законодательных актов и документов системы норма­тивного регулирования бухгалтерского учета нуждаются в дополни­тельных разъяснениях по их применению и адаптации к конкретным условиям производственной, торговой и иной деятельности.

6. Нормативное регулирование учета (на примере ОАО «Кемеровский хладокомбинат»)

Открытое акционерное общество «Кемеровский хладокомбинат» учреждено в соответствии с Указом Президента Российской федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные Общества» от 1 июля 1992 года № 721. Акционерное общество является коммерческой организацией, действующей на основании Устава. Уставный капитал образован за счет вкладов акционеров Общества и разделен на равные доли, именуемые акциями, с каждой из которых связана одинаковая совокупность обязательств Общества перед оплатившими ее участниками.

Основной целью предприятия является получение прибыли.

Основными видами деятельности являются:     

- коммерческая, сбытовая, посредническая деятельность;

- долговременное хранение продовольственных товаров;              

- производство товаров народного потребления;

- создание собственных производственных и перерабатывающих мощностей, складских и других вспомогательных объектов, транспортной и торговой сетей (оптовой и розничной);     

- организация совместных предприятий с зарубежными компаниями в интересах насыщения рынка Кемеровской области продуктами питания;

- осуществление экспортных, импортных, товарообменных операций;             

- оказание услуг складского хозяйства;      

- оказание посреднических, консультационных и иных услуг;          

- оказание услуг населению;

-осуществление любых иных видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и в соответствии с его требованиями и целью своей деятельности.

ОАО «Кемеровский хладокомбинат» производит и/или реализует следующую продукцию: замороженную рыбную продукцию; рыбные консервы (пресервы); мороженное «Снежный городок».

В ОАО «Кемеровский хладокомбинат», как и на любом другом предприятии, ведется система бухгалтерского учета. Бухгалтерия осуществляет следующие виды работ:

1) ведет расчеты с работниками по оплате труда и социальному страхованию, осуществляет расчеты с финансовыми органами, банками и депонентами, составляет отчетность по  труду и заработной плате;

2) занимается учетом расчетов с поставщиками, учитывает движение основных средств, материалов; проверяет правильность ведения складского учета;

3) учитывает наличие и движение готовых изделий на складе отдела сбыта;

4) составляет сводные и обобщающие документы, организует бухгалтерский архив.

При этом вся деятельность бухгалтерии ведется в соответствии со следующими законодательными и нормативными актами:

1. Конституция РФ.

2. Кодексы РФ (Налоговый, Гражданский, Бюджетный и т.д.).

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. №129-ФЗ.

4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина от 6 июля 1999 г. № 43н.

5. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, утвержденное приказом Минфи­на от 13 января 2000 г. № 5н.

6. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегмен­там» (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Минфина от 27 января 2000 г. № 11н.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 32н.

8. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н.

9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 г. № 60н.

10. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Мин­фина от 9 июня 2001 г. № 44н.

11. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика  организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г № 60н.

12. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г.       № 91н.

13. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н.

14. Методическим указаниям Минфина России, уточняющим требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету законодательными и нормативными актами более высоких уровней.

15. Внутренние документы предприятия (распоряжения, приказы руководителя).

Заключение

Переход Российской Федерации к рыночной модели хозяйствования с пре­обладанием частной собственности на средства производства вызвало необхо­димость проведения соответствующих изменений  в надстроечных отношениях государства, включая и систему бухгалтерского учета.

В настоящее время в связи с реформированием национальной системы бухгалтерского учета — приведением ее в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, вопросы дальнейшего развития теоретических и методологических основ бухгалтерского учета, на базе использования имеющегося опыта отечественной и зарубежной теории бухгалтерского учета, являются особенно актуальными.

Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отража­ет реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние организации, служит основой для планиро­вания и анализа ее деятельности.

Бухгалтерский учет не только отражает хозяйственную деятельность, но и воз­действует на нее. Являясь частью процесса управления, он дает важную инфор­мацию, позволяющую контролировать его стратегию и тактику; оптимально ис­пользовать ресурсы, измерять и оценивать результаты финансово-хозяйственной деятельности организации; устранять субъективность при принятии решений.

Нормативное регулирование российского учета осуществляется на основании Конституции РФ; Кодексов РФ; Закона о бухгалтерском учете; Указов Президента РФ; Постановлений и распоряжений Правительства РФ; Положений по бухгалтерскому учету, разрабатываемых Минфином РФ; методических рекомендаций, инструкций, разъясняющих отдельные положения по бухучету; указаний, писем и других документов, уточняющих отдельные требования; внутренних документов организации.

Список литературы

1. Конституция РФ. - М.: Юридическая литература, 1993.

2. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21.11.96г. №129-ФЗ.

3. О порядке опубликования и вступлении в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палаты Федерального Собрания. Федеральный закон от 14.06.94г. №5-ФЗ.

4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина от 6 июля 1999 г. № 43н.

5. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, утвержденное приказом Минфи­на от 13 января 2000 г. № 5н.

6. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегмен­там» (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Минфина от 27 января 2000 г. № 11н.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 32н.

8. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н.

9. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное приказом Минфина от 25 ноября 1998 г. № 56н.

10. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01, утвержденное приказом Минфи­на от 28 ноября 2001 г. № 96н

11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обя­зательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утвержденное приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. № 2н.

12. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Минфина от 16 октября 2000 г. № 92н.

13. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденное приказом Минфина от 20 декабря 1994 г. № 167.

14. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 г. № 60н.

15. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Мин­фина от 9 июня 2001 г. № 44н.

16. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика  организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г № 60н.

17. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г.       № 91н.

18. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н.

19. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина России от 29.07.98г. №34-н.

20. Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» от 23.05.96г. №763.

21. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480с.

22. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 568с.

23. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 587с.

24. Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 304с.

25. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 592с.