Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
1. Система законодательного и нормативного регулирования
бухгалтерского учета в России………………………………………….5
2. Порядок опубликования и вступления в силу законодательных и
нормативных актов……………………………………………………...10
3. Закон РФ о бухгалтерском учете и Положения по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности…………………...15
4. Стандарты бухгалтерского учета……………………………………….19
5. Методические рекомендации и методические указания
Минфина России………………………………………………………...29
6. Нормативное регулирование учета (на примере
ОАО «Кемеровский хладокомбинат»)…………………………………34
Заключение…………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………………………………….39
Введение
Информация, полученная из бухгалтерского учета, является основой для принятия большей части управленческих решений. Данные, которые сгруппированы и детализированы по соответствующим признакам, позволяют сделать вывод о финансовом состоянии организации и перспективах ее развития, оценить финансовые риски и сформировать инвестиционные программы. На базе учетных данных формируется бухгалтерская и статистическая отчетность, откуда общество узнает о состоянии экономики.
В получении оперативной и точной бухгалтерской информации заинтересованы все, кто так или иначе связан с производством и реализацией продукции, работ или услуг.
В настоящее время в связи с углублением рыночных преобразований и усложнением задач, стоящих перед бухгалтерским учетом, возрастает требовательность к квалификации и профессионализму бухгалтерских работников.
Оперативность и качество бухгалтерской информации во многом зависит от того, насколько рационально организован бухгалтерский учет на предприятии или в организации и насколько эффективно осуществляется деятельность бухгалтерской службы.
Решение перечисленных задач возможно только при условии понимания базовых понятий, целей и задач бухгалтерского учета, овладения основными принципами и требованиями, которые установлены законодательными и нормативными актами.
Потребность в выработке общих принципов и требований к бухгалтерскому учету и возможности осуществления контроля за их выполнением обуславливает необходимость формирования системы законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета. Так как регулированию подлежат вопросы разной степени сложности, система регулирования бухгалтерского учета должна быть многоступенчатой — на более высоких уровнях устанавливаются общие принципы, на более низких — эти принципы детализируются.
Объект исследования – бухгалтерский управленческий учет.
Предмет исследования – нормирование регулирование российского учета и возможности использования принципов управленческого учета.
Цель исследования - изучить особенности системы законодательного и нормативного регулирования в бухгалтерском учете, общие требования законодательства о бухгалтерском учете.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Уяснить состав законодательных и нормативных актов, регулирующих бухгалтерскую деятельность.
2. Изучить основные требования Закона о бухгалтерском учете и Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
3. Составить общее представление о составе стандартов бухгалтерского учета и их содержании.
4. Уяснить порядок разработки и принятия внутренних распорядительных документов организации.
5. Изучить порядок вступления в силу законодательных и нормативных актов.
1. Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в России
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации официальный статистический и бухгалтерский учет находятся в ведении Российской Федерации [1]. Это означает, что порядок организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в РФ регламентируется законодательными и иными нормативными актами, принимаемыми на федеральном уровне, а также на уровнях регионального и отраслевого управления.
Статьей 3 Закона о бухгалтерском учете определено, что законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из данного Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации [2].
Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:
- обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
- составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности [2; 24].
Таким образом, Закон о бухгалтерском учете устанавливает три уровня законодательного регулирования бухгалтерского учета. Разумеется, на федеральном уровне невозможно учесть все отраслевые и региональные особенности бухгалтерского учета. Поэтому наряду с законодательным используется нормативное регулирование бухгалтерского учета, осуществляемое прежде всего Минфином России, а также другими органами отраслевого и регионального управления. Кроме того, в каждой конкретной организации имеют место особенности, обусловленные технологическими, управленческими и иными причинами, что предполагает необходимость регулировать бухгалтерский учет и на уровне организации.
Следовательно, в системе законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета можно выделить следующие уровни [24 25]:
Первый уровень - законодательство Российской Федерации: Закон о бухгалтерском учете, Налоговый, Гражданский и Бюджетный кодексы и т.п. Основным законодательным актом, регулирующим бухгалтерский учет, является Закон о бухгалтерском учете. Вместе с тем некоторые аспекты осуществления деятельности в области бухгалтерского учета могут регулироваться и иными законами Российской Федерации.
Второй уровень - указы Президента Российской Федерации. Указы Президента России могут регулировать (в пределах, определенных Конституцией страны) практически любую сферу общественной жизни, производственной и иной деятельности. В части бухгалтерского учета указы Президента могут устанавливать общие принципы для осуществления и отражения отдельных хозяйственных операций. В настоящее время, характеризующееся реформированием законодательной нормативной базы рыночных отношений, указы Президента России разрабатываются и принимаются тогда, когда тот или иной аспект предпринимательской деятельности законодательно не урегулирован, а его осуществление необходимо. Примерами такого рода являются указы, регулирующие аудиторскую деятельность, некоторые стороны земельных отношений и т.п. Как правило, через какое-то время в развитие указа разрабатывают соответствующий федеральный закон, который принимает Федеральное Собрание Российской Федерации. После этого указ Президента отменяется, и начинают действовать положения закона.
Третий уровень - постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Подобные документы разрабатывают, как правило, в развитие федеральных законов и указов Президента. В постановлениях и распоряжениях Правительства детализируются и уточняются отдельные требования федеральных законов и указов Президента России. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
Четвертый уровень - положения по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые Минфином. Данные положения относятся к системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, а не к системе законодательного регулирования. В этих документах устанавливают общие правила ведения бухгалтерского учета в организациях и порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных видов хозяйственных операций или операций, осуществляемых организациями и предприятиями различных организационно-правовых форм. Основным документом данной системы является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Кроме того, в настоящее время действуют 14 отдельных Положений по бухгалтерскому учету. К документам этого же уровня следует отнести планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению. Требования положений по бухгалтерскому учету не могут противоречить документам более высоких уровней. Если же подобные противоречия имеют место, соответствующие пункты положений не должны применяться. Более подробная характеристика требований этих положений приведена в последнем параграфе дан ной главы.
Пятый уровень - методические рекомендации, инструкции и другие нормативные документы, разъясняющие применение отдельных положений по бухгалтерскому учету, которые разрабатывают и утверждают в федеральных органах управления (министерствах и ведомствах). Требования данных документов носят общий характер и обязательны к применению для всех организаций, ведущих бухгалтерский учет. Положения, противоречащие положениям документов более высоких уровней, применению не подлежат.
Шестой уровень - методические рекомендации, инструкции и другие нормативные документы, разъясняющие применение отдельных положений по бухгалтерскому учету, которые разрабатывают и утверждают в федеральных отраслевых органах управления (министерствах и ведомствах). К числу таких органов управления относятся, например, министерства обороны, образования, экономического развития и торговли Российской Федерации. Требования документов данного уровня обязательны к применению для организаций, осуществляющих деятельность в пределах полномочий соответствующих министерств или ведомств.
Седьмой уровень - указания, разъяснения, письма и другие документы, уточняющие порядок применения отдельных требований и положений документов более высокого уровня. В отличие от законодательных актов и документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности указания, разъяснения и письма отраслевых органов управления (прежде всего Минфина и МНС) не обязательны к применению для всех организаций, а носят рекомендательный характер.
Восьмой уровень - внутренние документы организации, разрабатываемые соответствующими структурными подразделениями (отделами или отделениями) организации и утверждаемые распорядительным документом - как правило, приказом руководителя организации [24; 25].
Приведенная классификация законодательных и нормативных документов условна и основана на их юридической значимости (исходя из того, какой из двух документов, противоречащих друг другу, подлежит выполнению). В других пособиях можно встретить подразделение всех документов на три-пять групп. Приведенная классификация представляется наиболее полной.
Следует отметить, что документом, имеющим высшую юридическую силу, является Конституция Российской Федерации. Однако ни одно из положений Конституции прямо не регулирует бухгалтерский учет. Поэтому ее нельзя отнести к системе законодательного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.
Законодательные документы первого-третьего уровней государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации не подлежат.
Нормативные документы четвертой группы подлежат обязательной регистрации в Минюсте. Документы пятого и шестого уровней могут не проходить процедуру регистрации в Минюсте РФ, но в этом случае они не имеют статуса нормативного документа, носят рекомендательный характер и не обязательны к выполнению.
Документы седьмого и восьмого уровней не относятся прямо к системе законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, а только дополняют эту систему.
Весьма часто возникают ситуации, когда требования документов одного или разных уровней противоречат друг другу. Возникающие коллизии решаются в судебном порядке. Поэтому при организации и осуществлении бухгалтерского учета следует учитывать судебную и арбитражную практику. Постановления и информационные письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации и Верховного; суда Российской Федерации не являются элементами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, но обязательны для всех участников хозяйственных отношений, включая органы управления (прежде всего налоговые и контролирующие органы).
2. Порядок опубликования и вступления в силу законодательных и нормативных актов
Порядок вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания регулируется отдельным федеральным законом (в настоящее время - Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ). В соответствии с данным законом:
- на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы;
- датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации;
- федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации;
- акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия;
- международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации;
- официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации»;
- законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания;
- федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу;
- публикуемые в «Собрании законодательства Российской Федерации» акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера. Приложения к актам помещаются в тех же статьях, что и сами акты. При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер. При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистрационный номер. При публикации иного акта палаты Федерального Собрания указываются его наименование, место и дата его принятия, регистрационный номер. Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме [3].
Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в настоящее время регулируется Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763. В соответствии с этим документом [20]:
- указы и распоряжения Президента Российской Федерации (далее именуются — акты Президента Российской Федерации), постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее именуются — акты Правительства Российской Федерации) подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера;
- акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после дня их подписания. Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде Научно-техническим центром правовой информации «Система»;
- акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи;
- акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания;
- акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования;
- иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания;
- в актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу;
- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера;
- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде Научно-техническим центром правовой информации «Система»;
- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров;
- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу;
- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу [20].
Документы, разъясняющие порядок применения отдельных требований и положений документов более высокого уровня и не носящие обязательного к применению характера, применяются (по существу, вступают в силу) с момента опубликования или поступления в организацию (в том случае, когда органы государственного отраслевого или ведомственного управления дают разъяснения или ответы на конкретные запросы хозяйствующих субъектов) [23]. На практике органы, давшие такие разъяснения, требуют их применения с начала действия того законодательного или нормативного акта, действие которого разъясняется. Однако такое требование обязательным не является.
Внутренние распорядительные документы и локальные нормативные акты, разрабатываемые и применяемые в рамках одной организации или группы взаимосвязанных организаций, начинают действовать с той даты, которая указана в распорядительной части. Некоторые из таких документов - учетная политика организации, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, положения о премировании и об инвентаризации и т.п. - действуют с 1 января следующего года.
3. Закон РФ о бухгалтерском учете и Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности
Основным законодательным актом, регулирующим организацию и ведение бухгалтерского учета, является Закон о бухгалтерском учете. В дальнейшем мы неоднократно будем обращаться к отдельным положениям этого федерального закона. Здесь же я приведу лишь его общую структуру и обращу внимание на наиболее важные элементы.
Закон о бухгалтерском учете регулирует следующие вопросы:
- определяет объекты и основные задачи бухгалтерского учета;
- однозначно определяет основные понятия, используемые в законодательном регулировании бухгалтерского учета;
- устанавливает права и обязанности должностных лиц организаций за организацию ведения бухгалтерского учета, а также ответственность за нарушение требований законодательства о бухгалтерском учете;
- определяет основные требования к ведению бухгалтерского учета, оформлению и ведению первичных бухгалтерских документов и учетных регистров бухгалтерского учета;
- устанавливает общие принципы оценки имущества и обязательств организации;
- устанавливает сроки и общие требования к проведению инвентаризации имущества и обязательства организации;
- определяет сроки, адреса и порядок представления бухгалтерской отчетности;
- устанавливает порядок хранения бухгалтерских документов [24].
Все перечисленные элементы более подробно определены и детализированы в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и иных документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации разработано во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации. Положение утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. №34н [19].
Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации. Положение не применяется в кредитных организациях и бюджетных учреждениях. Это обусловлено спецификой деятельности этих организаций и учреждений.
Положение разработано на основании Закона о бухгалтерском учете и уточняет применение отдельных его требований.
С другой стороны, Минфин России на основании Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации.
Таким образом, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности имеет вторичный характер по отношению к Закону о бухгалтерском учете и является основой для всех нормативных документов, разрабатываемых Минфином.
В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности дублированы основные требования к организации бухгалтерского учета, установленные Законом о бухгалтерском учете. Каждое из положений Закона о бухгалтерском учете детализировано и расшифровано.
Кроме того, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности установлена возможность выбора из двух или нескольких вариантов отражения отдельных хозяйственных операций. Например, организация может выбрать способ ведения и форму бухгалтерского учета, метод оценки материалов, списываемых в производство, способы начисления амортизации объектов основных средств и объектов нематериальных активов и т.п. Это расширяет самостоятельность организации в части организации бухгалтерского учета, но, с другой стороны, требует отражения выбранного варианта в соответствующем распорядительном документе - «Учетной политике организации» [24].
Отдельные разделы и параграфы Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ регулируют следующие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета:
- общие требования к ведению бухгалтерского учета;
- порядок документирования хозяйственных операций;
- порядок заполнения регистров бухгалтерского учета и основные требования, предъявляемые к формам учетных регистров;
- правила оценки имущества и обязательств;
- порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств и отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризаций;
- основные правила и порядок составления и представления бухгалтерской отчетности;
- основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности;
- правила оценки статей бухгалтерской отчетности (от оценки имущества и обязательств данный раздел отличается тем, что регламентирует порядок оценки стоимости активов и пассивов
- организации на отчетную дату, а оценка имущества и обязательств осуществляется при их поступлении, движении в процессе производственного цикла и выбытии), в том числе правила оценки:
- незавершенных капитальных вложений (вложений во внеоборотные активы);
- финансовых вложений;
- основных средств, средств в обороте и объектов нематериальных активов;
- материально-производственных запасов (сырья, материалов, готовой продукции и товаров);
- незавершенного производства и расходов будущих периодов;
- капитала и резервов;
- расчетов с дебиторами и кредиторами;
- прибылей и убытков организации;
- правила хранения документов бухгалтерского учета [19; 24].
Базовые требования Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ являются основой для разработки нормативных документов более низких уровней.
С развитием нормативной базы бухгалтерского учета в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности вносятся соответствующие изменения и дополнения. При этом если положения других нормативных актов противоречат Положению, они не могут быть применены на практике.
Для того чтобы бухгалтерский учет в организации соответствовал требованиям Положения, необходимо обеспечить постоянное наблюдение за состоянием законодательной и нормативной базы. Наиболее вероятные изменения, которые могут быть внесены в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в ближайшее время, скорее всего, будут связаны с дальнейшим реформированием бухгалтерского учета и приближением его к международным стандартам, а также дальнейшим развитием налогового законодательства (принятием очередных глав Налогового кодекса Российской Федерации) [21].
4. Стандарты бухгалтерского учета
К тому же уровню нормативного регулирования бухгалтерского учета, что и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, относятся положения (стандарты) бухгалтерского учета.
На современном этапе действуют следующие положения по бухгалтерскому учету [25]:
1. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г № 60н [16]. В ПБУ 1/98 изложены требования по формированию учетной политики организации, порядок ее утверждения, а также порядок внесения изменений в учетную политику. Кроме того, в ПБУ 1/98 сформулированы основные принципы бухгалтерского учета - требования и допущения. В данном ПБУ указаны вопросы, которые обязательно должны быть раскрыты в учетной политике организации, независимо от ее организационно-правовой формы, сферы деятельности и объема производства и реализации.
2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденное приказом Минфина от 20 декабря 1994 г. № 167 [13].
ПБУ 2/94 является самым старым из действующих стандартов. Как следует из названия ПБУ, оно носит ярко выраженный отраслевой характер: регулирует отдельные вопросы организации бухгалтерского учета в строительных организациях. Отдельные разделы и пункты Положения устанавливают требования по организации бухгалтерского учета в организациях, являющихся участниками договора строительного подряда, - заказчиками строительства и подрядными строительными организациями, порядок осуществления расчетов за выполненные строительно-монтажные работы, порядок определения доходов и финансового результата по договорам на строительство.
В настоящее время в Министерстве финансов идет работа над новой редакцией ПБУ 2.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утвержденное приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. № 2н [11]. Данный стандарт применяется теми организациями, которые осуществляют расчеты в иностранной валюте. В Положении дано определение курсовых разниц, установлен порядок их учета. Кроме того, однозначно определены даты осуществления отдельных операций, что необходимо для определения курсовых разниц. Следует различать понятия «курсовые разницы» и «суммовые разницы». Те и другие возникают в том случае, когда стоимость активов или обязательств выражена в иностранной валюте.
Для возникновения курсовых разниц необходимо, чтобы расчеты проводились в валюте. Суммовые разницы возникают тогда, когда расчеты производятся в рублях. В этом же ПБУ устанавливается порядок пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в рубли, правила учета активов и обязательств, используемых организацией для ведения деятельности за пределами Российской Федерации, а также порядок формирования учетной и отчетной информации об операциях в иностранной валюте. В отдельном приложении приведен перечень дат совершения отдельных операций в иностранной валюте (банковские и кассовые операции, признание доходов и расходов, формирование финансового результата и т.п.).
4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина от 6 июля 1999 г. № 43н [4]. В нем установлен состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ее составлению.
В частности. Положением определены: содержание бухгалтерского баланса, содержание отчета о прибылях и убытках, пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, правила оценки статей бухгалтерского баланса, примерный состав информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, правила составления и представления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартальной и месячной). Кроме того, отдельным разделом ПБУ установлена обязательность представления в составе бухгалтерской отчетности итоговой части аудиторского заключения (в отношении тех организаций, которые в соответствии с законодательством подлежат обязательному аудиту).
Помимо ПБУ 4/99 требования по составу информации, обязательной к раскрытию в бухгалтерской отчетности, пояснениях к ней или в информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, содержатся в ряде других Положений по бухгалтерскому учету.
На основании ПБУ 4/99 Минфин регулярно разрабатывает методические рекомендации или указания по составлению бухгалтерской отчетности, которые действуют в течение одного года или нескольких лет.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина от 9 июня 2001 г. № 44н [15].
ПБУ 5/01 устанавливает порядок оценки материально-производственных запасов в зависимости от источников их поступления (приобретение за плату, изготовление силами организации, внесение в качестве вклада в уставный капитал и т.п.), методы оценки материалов при их списании в производство, состав информации о состоянии материальных запасов, подлежащей отражению в отчетности. Кроме учета материалов и готовой продукции в организациях всех сфер деятельности ПБУ 5/01 регулирует порядок оценки, оприходования и списания товаров в организациях торговли и общественного питания.
6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н [18]. Действие данного ПБУ приостановлено до внесения соответствующих изменений в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и другие документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. ПБУ 6/01 устанавливает подходы к оценке объектов основных средств в зависимости от источников их поступления в организацию, способы и порядок начисления амортизации, порядок отражения в учете операций по восстановлению основных средств (реконструкции, модернизации и ремонта), порядок отражения в учете выбытия основных средств, а также операций по их переоценке. Применяя положения ПБУ 6/01, следует учитывать то, что для целей налогообложения (в соответствии с требованиями налогового законодательства) учет основных средств, и особенно амортизации, имеет особенности, существенно отличающиеся от бухгалтерского учета. Это обуславливает необходимость организации и ведения налогового учета, параллельного бухгалтерскому.
7. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное приказом Минфина от 25 ноября 1998 г. № 56н [9]. Положение применяется исключительно для целей бухгалтерской отчетности и только при наличии соответствующих условий - событий после даты составления бухгалтерской отчетности. В ПБУ 7/98 сформулировано понятие «события после отчетной даты», приводятся перечень таких событий и методология оценки их последствий. Отдельно регулируется бухгалтерский учет последствий событий, подтверждающих существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность, и событий, свидетельствующих о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность. Примерный перечень обеих групп событий после отчетной даты приведен в приложении к ПБУ 7/98.
В связи с тем, что налоговые последствия положений ПБУ 7/98 пока не определены, применение данного стандарта в настоящее время является весьма ограниченным.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01, утвержденное приказом Минфина от 28 ноября 2001 г. № 96н [10]. Данное Положение также применяется при составлении бухгалтерской отчетности. Условными фактами являются такие виды деятельности, которые могут либо произойти, либо нет, но результаты этих фактов весьма существенны для того, чтобы пользователь отчетности мог составить представление о финансовом состоянии организации. В ПБУ 8/01 приведены примерный перечень подобных фактов и методика их оценки, а также порядок раскрытия информации о последствиях условных фактов в бухгалтерской отчетности организации. Примерная оценка вероятности последствий условного факта хозяйственной деятельности приведена в приложении к ПБУ 8/01.
Так же как и в случае с ПБУ 7/01, широкое применение ПБУ 8/01 существенно затруднено в связи с тем, что не определены налоговые последствия применения норм стандарта.
9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 32н [7]. Положение регулирует порядок определения выручки от продаж (реализации) продукции, работ или услуг, формирования прибыли и учета внереализационных доходов. Устанавливаются условия, при которых поступившие суммы (или суммы, подлежащие получению) могут быть отнесены к доходам организации. Приводится также перечень поступлений денежных средств и иного имущества, которое не учитывается в составе доходов. ПБУ 9/99 установлено, что все доходы организации делятся на две большие группы - поступления от обычных видов деятельности и прочие поступления. Прочие поступления в свою очередь подразделяются на операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы. Приведены определения и примерный перечень доходов от обычных видов деятельности, операционных, прочих и чрезвычайных доходов. ПБУ 9/99 применяется организациями при учете выручки от реализации продукции, работ или услуг, а также при формировании финансовых результатов по основной деятельности организации и по прочим видам деятельности (не относящимся к основным или обычным).
10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н [8]. В настоящее время этот стандарт является единственным, для которого отсутствует аналог в международных стандартах финансовой отчетности. ПБУ 10/99 регулирует порядок признания и общие правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности расходов организации, относимых на увеличение себестоимости продукции (работ, услуг) и принимаемых к уменьшению валовой прибыли организации. Приводится перечень случаев выбытия активов, которые не отражаются в составе расходов организации (в частности, выбытие денежных средств и иного имущества в связи с приобретением внеоборотных активов, передаче имущества в уставные капиталы других хозяйственных обществ и товариществ и т.п.). Также как и ПБУ 9/99, ПБУ 10/99 установлено, что все расходы организации делятся на две большие группы: расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Прочие расходы в свою очередь подразделяются на операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы. В ПБУ 10/99 приведены определение расходов организации, примерный перечень расходов по обычным видам деятельности, операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов. Приведен также перечень условий, когда расходы могут быть признаны в бухгалтерском учете, - это имеет существенное значение для правильного формирования себестоимости продукции, работ или услуг.
ПБУ 10/99 - основной нормативный документ, который используется при разработке отраслевых и ведомственных нормативных актов, устанавливающих общий порядок и особенности формирования себестоимости продукции (работ, услуг).
При учете расходов организации следует иметь в виду, что требования нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет, и требования налогового законодательства по организации налогового учета существенно различаются.
11. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, утвержденное приказом Минфина от 13 января 2000 г. № 5н [5]. Сфера действия Положения весьма ограничена - оно применяется только акционерными обществами для формирования бухгалтерской отчетности при условии, что среди акционеров имеются так называемые аффилированные лица (лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность). К числу таких лиц относятся, например, физические лица или организации, владеющие более чем 20 процентами акций акционерного общества. Положение не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой акционерным обществом для внутренних целей (включая внутреннюю бухгалтерскую отчетность), отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями и для иных специальных целей.
12. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Минфина от 27 января 2000 г. №11н [6]. Данное Положение также применяется далеко не всеми организациями. Положение распространяется на организацию при составлении сводной бухгалтерской отчетности в случае наличия у нее дочерних и зависимых обществ, а также если на нее учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, возложено составление сводной бухгалтерской отчетности. ПБУ 12/2000 не применяют при формировании отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составлении отчетной информации для иных специальных целей.
Таким образом, требования ПБУ 12/2000 обязательны к применению организациями, осуществляющими нескольких видов деятельности (выпускающими несколько видов продукции, выполняющими несколько видов работ, оказывающими несколько видов услуг либо занимающимися одновременно выпуском продукции и выполнением работ или оказанием услуг) или имеющими структурные подразделения в различных регионах. В первом случае речь идет об операционных сегментах, во втором - о географических.
Положение определяет порядок выделения информации по отчетным сегментам, порядок формирования показателей, раскрываемых в информации по отчетному сегменту, а также способ представления и состав информации по отчетным сегментам (в частности, какой из сегментов - операционный или географический - следует считать главным в зависимости от тех или иных условий).
ПБУ 12/2000 используется для целей бухгалтерской отчетности, а также для анализа данных о финансовых показателях деятельности различных операционных и географических сегментов.
13. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Минфина от 16 октября 2000 г. №92н [12]. Данное Положение применяют организации, получающие государственную помощь или средства бюджетного финансирования под выполнение определенного заказа (выпуск продукции, выполнение работ или оказание услуг). ПБУ 13/2000 определяет порядок признания полученных средств суммами государственной помощи, а также устанавливает схему бухгалтерского учета поступления и использования бюджетных средств. При этом следует помнить, что суммы, не использованные или использованные не по назначению, включаются в состав валовой и налогооблагаемой прибыли организации. Положением отдельно регулируется учет бюджетных средств, бюджетных кредитов и прочих форм государственной помощи. Отдельным разделом установлен состав информации, обязательной к представлению в бухгалтерской отчетности организациями, получающими государственную помощь.
Помимо учета средств государственной помощи (прежде всего, бюджетных средств) отдельные положения ПБУ 13/2000 могут использоваться при организации и ведении учета сумм, поступивших в порядке целевого финансирования отдельных мероприятий или программ.
14. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. №91н [17]. Положение регулирует порядок оценки, учета и списания такого вида внеоборотного имущества организации, как нематериальные активы. В Положении приводится перечень объектов нематериальных активов, а также затрат, которые не могут быть включены в состав объектов нематериальных активов. Установлено несколько обязательных условий, когда имущество может быть принято к учету как отдельный объект нематериальных активов. Все условия должны выполняться одновременно. Отдельный раздел ПБУ 14/2000 посвящен методам оценки объектов нематериальных активов (определения их первоначальной стоимости). Также как и в отношении объектов основных средств и материально-производственных запасов, методы оценки различаются в зависимости от источников поступления нематериальных активов в организацию (приобретение, создание собственными силами, внесение в качестве вклада в уставный капитал и т.д.).
В ПБУ 14/2000 установлен перечень способов начисления амортизации, причем этот перечень шире, чем аналогичный перечень, установленный Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.
Особой разновидностью объектов нематериальных активов является деловая репутация организации. Особенности организации бухгалтерского учета подобных активов также регламентируют отдельный раздел ПБУ 14/2000.
Здесь же определены требования к составу и порядку раскрытия бухгалтерском учете информации, связанной с поступлением, движением и выбытием объектов нематериальных активов.
Требования налогового законодательства по налоговому учету нематериальных активов отличаются от требований нормативных документов бухгалтерского учета по данному виду имущества. Это касается порядка начисления амортизации.
15. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 г. №60н [14]. Положение устанавливает общеметодологические подходы к учету заемных средств и расходов, связанных с их привлечением. В частности, установлен порядок учета задолженности по полученным займам, кредитам, выданным заемным обязательствам, состав и порядок признания затрат по займам и кредитам, а также состав и порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности. ПБУ 15/01 устанавливает различные схемы для бухгалтерского учета долгосрочных кредитов и займов (привлекаемых, как правило, для приобретения объектов основных средств, объектов нематериальных активов и иных внеоборотных активов, а также для пополнения недостатка оборотных средств) и краткосрочных заемных средств (привлекаемых для приобретения материально-производственных запасов и удовлетворения краткосрочной потребности организации в денежных средствах). Также отдельно регулируется отражение в бухгалтерском учете привлечения заемных средств, осуществленного посредством выпуска и продажи ценных бумаг (облигаций, векселей и т.п.). Положение не применяется к беспроцентным договорам займа и договорам государственного займа.
Указанные положения ежегодно дополняются и корректируются. Однако, основные моменты остаются те же.
5. Методические рекомендации и методические указания
Минфина России
Более низкий уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности образуют методические рекомендации и методические указания, разрабатываемые и принимаемые Минфином. Эти нормативные документы должны пройти регистрацию в Минюсте, для того чтобы их использование в организациях всех форм собственности и всех организационно-правовых форм стало правомерным. Исключение составляют внутренние отраслевые документы (в частности, Методические указания по применению отдельных глав или положений Налогового кодекса России, разрабатываемые и утверждаемые МНС РФ). Эти документы процедуру регистрации не проходят и обязательны к исполнению только службами и отдельными работниками, подчиненными (непосредственно или через систему органов управления) органам, которые разработали такие указания [22].
В методических указаниях и методических рекомендациях осуществляется еще более детальная проработка основных требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету законодательными и нормативными актами более высоких уровней. В частности, в методических рекомендациях и указаниях приводятся конкретные схемы бухгалтерских проводок, корреспонденция счетов бухгалтерского учета, применяемая в отдельных хозяйственных ситуациях, а также подробно характеризуются обстоятельства и условия, при которых те или иные проводки могут быть оформлены.
Разница между рекомендациями и указаниями состоит в обязательности практического применения их требований. Так, требования методических указаний, как правило, являются максимально конкретными и предметными и, по существу, обязательны к выполнению. При наличии указаний по соответствующему поводу организация не имеет права применять другие подходы к отражению той или иной хозяйственной операции или иного объекта бухгалтерского учета в учете или отчетности. Положения методических рекомендаций носят более общий характер и предназначены для использования органами отраслевого и ведомственного управления при разработке и принятии на своем уровне нормативных актов по бухгалтерскому учету, учитывающих специфику осуществления хозяйственной, административной, производственной, торговой и иной деятельности в данной отрасли. Кроме того, положения методических рекомендаций используются непосредственно в организациях, ведущих бухгалтерский учет, при проработке методологической базы учета, а также при формировании и раскрытии учетной политики организации [24].
Методические рекомендации и методические указания можно условно разделить на две большие группы:
- разъясняющие применение отдельных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету;
- устанавливающие порядок организации учета отдельных хозяйственных операций или иных объектов бухгалтерского учета, которая другими документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета не урегулирована. К этой же группе относятся нормативные документы, являющиеся отечественными аналогами международных стандартов бухгалтерской отчетности, если для них разработка соответствующего положения по бухгалтерскому учету Программой реформирования бухгалтерского учета не предусмотрена [24].
В первую группу входят, в частности, следующие документы:
1. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина от 28 декабря 2001 г. № 119н. В данном документе нашли отражение вопросы, не урегулированные ПБУ 5/01. К ним относятся: порядок формирования и отражения в учете транспортно-заго-товительных расходов, учет отдельных операций с готовой продукцией, отражение в учете сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам и налоговых вычетов, учет товаров в неторговых организациях, учет недостач и потерь материально-производственных запасов; уточнен порядок проведения инвентаризаций, учета неотфактурованных поставок и т.п.
2. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина от 20 июля 1998 г. № 33н. Данный документ также уточняет и разъясняет отдельные положения ПБУ 6/01. Следует учитывать, что в эти Методические указания изменения и дополнения в связи с изменение нормативной базы бухгалтерского учета основных средств (появление новой редакции ПБУ, переход на новый План счетов финансово-хозяйственной деятельности) не вносились. Следовательно, отдельные положения Указаний могут применяться только в части, не противоречащей другим документам системы нормативного регулирования бухгалтерского учета [24].
Ко второй группе относятся:
1. Рекомендации по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства, утвержденные письмом Минфина от 24 июля 1992г.№ 59.
2. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49. Оба документа регулируют вопросы организации бухгалтерского учета, но не имеют непосредственного отношения к формированию бухгалтерской отчетности. Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету ориентированы на международные стандарты финансовой отчетности и, следовательно, регулируют процессы формирования отчетной информации.
3. Указания об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденные приказом Минфина от 28 ноября 2001 г. № 97н. Процесс передачи имущества в доверительное управление в нашей стране пока не получил достаточно широкого распространения. Поэтому вопросы, которые возникают при организации учета участниками договора доверительного управления имуществом (учредителя управления, доверительного управляющего и выгодоприобретателя), представляют интерес для весьма ограниченного количества хозяйствующих субъектов.
4. Указания об отражении в бухгалтерском учете негосударственных пенсионных фондов операций по негосударственному пенсионному обеспечению, утвержденные приказом Минфина от 19 декабря 2000 г. № 110н. Как явствует из названия документа, его требования относятся к специфической отрасли предпринимательской деятельности и могут интересовать только должностных лиц, занятых в этой сфере.
5. Методические рекомендации по раскрытию информации о, прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина от 21 марта 2000 г. № 29н. Данному документу в международных стандартах финансовой отчетности соответствует отдельный стандарт. В отечественном бухгалтерском учете соответствующие операции регулируются документом, который по статусу ниже, чем стандарт, это объясняется тем, что такая организационно-правовая форма, как акционерные общества, менее распространена у нас, чем в развитых странах Запада. В данных Методических рекомендациях определен порядок расчета дивидендов, причитающихся акционерам по результатам очередного финансового года. Отдельно регулируются вопросы расчета базовой и разводненной прибыли (убытка) на акцию и вопросы раскрытия соответствующей информации в бухгалтерской отчетности.
6. Указания по отражению в бухгалтерском учете и отчетности операций при исполнении соглашений о разделе продукции, утвержденные приказом Минфина от 11 августа 1999 г. № 53н. В настоящее время существует только три соглашения о разделе продукции, и процесс развития данной схемы международной интеграции капитала и ресурсов идет сравнительно медленно. Из этого следует, что утверждение подобного документа в виде общего стандарта нецелесообразно.
7. Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н. Данный документ регулирует упрощенный (по сравнению с общепринятым) порядок организации и ведения бухгалтерского учета организациями, которые соответствуют критериям, установленным федеральным законодательством. В данные Типовые рекомендации изменения и дополнения в связи с изменением нормативной базы бухгалтерского учета не вносились. Следовательно, для того чтобы отдельные положения Типовых рекомендаций могли применяться на практике, они должны быть скорректированы с учетом происшедших изменений (в частности, следует уточнить номера счетов бухгалтерского учета) [24].
Приведенный перечень методических рекомендаций и указаний не является исчерпывающим. Минфин ведет постоянную работу по созданию, утверждению и внедрению новых рекомендаций и указаний.
Для нормальной организации бухгалтерского учета и эффективного его функционирования необходимо наличие проработанной законодательной и нормативной базы. Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации в настоящее время находится в стадии реформирования и приближения к международным стандартам. Поэтому требования отдельных законодательных актов и документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета нуждаются в дополнительных разъяснениях по их применению и адаптации к конкретным условиям производственной, торговой и иной деятельности.
6. Нормативное регулирование учета (на примере ОАО «Кемеровский хладокомбинат»)
Открытое акционерное общество «Кемеровский хладокомбинат» учреждено в соответствии с Указом Президента Российской федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные Общества» от 1 июля 1992 года № 721. Акционерное общество является коммерческой организацией, действующей на основании Устава. Уставный капитал образован за счет вкладов акционеров Общества и разделен на равные доли, именуемые акциями, с каждой из которых связана одинаковая совокупность обязательств Общества перед оплатившими ее участниками.
Основной целью предприятия является получение прибыли.
Основными видами деятельности являются:
- коммерческая, сбытовая, посредническая деятельность;
- долговременное хранение продовольственных товаров;
- производство товаров народного потребления;
- создание собственных производственных и перерабатывающих мощностей, складских и других вспомогательных объектов, транспортной и торговой сетей (оптовой и розничной);
- организация совместных предприятий с зарубежными компаниями в интересах насыщения рынка Кемеровской области продуктами питания;
- осуществление экспортных, импортных, товарообменных операций;
- оказание услуг складского хозяйства;
- оказание посреднических, консультационных и иных услуг;
- оказание услуг населению;
-осуществление любых иных видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и в соответствии с его требованиями и целью своей деятельности.
ОАО «Кемеровский хладокомбинат» производит и/или реализует следующую продукцию: замороженную рыбную продукцию; рыбные консервы (пресервы); мороженное «Снежный городок».
В ОАО «Кемеровский хладокомбинат», как и на любом другом предприятии, ведется система бухгалтерского учета. Бухгалтерия осуществляет следующие виды работ:
1) ведет расчеты с работниками по оплате труда и социальному страхованию, осуществляет расчеты с финансовыми органами, банками и депонентами, составляет отчетность по труду и заработной плате;
2) занимается учетом расчетов с поставщиками, учитывает движение основных средств, материалов; проверяет правильность ведения складского учета;
3) учитывает наличие и движение готовых изделий на складе отдела сбыта;
4) составляет сводные и обобщающие документы, организует бухгалтерский архив.
При этом вся деятельность бухгалтерии ведется в соответствии со следующими законодательными и нормативными актами:
1. Конституция РФ.
2. Кодексы РФ (Налоговый, Гражданский, Бюджетный и т.д.).
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. №129-ФЗ.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина от 6 июля 1999 г. № 43н.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, утвержденное приказом Минфина от 13 января 2000 г. № 5н.
6. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Минфина от 27 января 2000 г. № 11н.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 32н.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н.
9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 г. № 60н.
10. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина от 9 июня 2001 г. № 44н.
11. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г № 60н.
12. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 91н.
13. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н.
14. Методическим указаниям Минфина России, уточняющим требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету законодательными и нормативными актами более высоких уровней.
15. Внутренние документы предприятия (распоряжения, приказы руководителя).
Заключение
Переход Российской Федерации к рыночной модели хозяйствования с преобладанием частной собственности на средства производства вызвало необходимость проведения соответствующих изменений в надстроечных отношениях государства, включая и систему бухгалтерского учета.
В настоящее время в связи с реформированием национальной системы бухгалтерского учета — приведением ее в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, вопросы дальнейшего развития теоретических и методологических основ бухгалтерского учета, на базе использования имеющегося опыта отечественной и зарубежной теории бухгалтерского учета, являются особенно актуальными.
Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние организации, служит основой для планирования и анализа ее деятельности.
Бухгалтерский учет не только отражает хозяйственную деятельность, но и воздействует на нее. Являясь частью процесса управления, он дает важную информацию, позволяющую контролировать его стратегию и тактику; оптимально использовать ресурсы, измерять и оценивать результаты финансово-хозяйственной деятельности организации; устранять субъективность при принятии решений.
Нормативное регулирование российского учета осуществляется на основании Конституции РФ; Кодексов РФ; Закона о бухгалтерском учете; Указов Президента РФ; Постановлений и распоряжений Правительства РФ; Положений по бухгалтерскому учету, разрабатываемых Минфином РФ; методических рекомендаций, инструкций, разъясняющих отдельные положения по бухучету; указаний, писем и других документов, уточняющих отдельные требования; внутренних документов организации.
Список литературы
1. Конституция РФ. - М.: Юридическая литература, 1993.
2. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21.11.96г. №129-ФЗ.
3. О порядке опубликования и вступлении в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палаты Федерального Собрания. Федеральный закон от 14.06.94г. №5-ФЗ.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина от 6 июля 1999 г. № 43н.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, утвержденное приказом Минфина от 13 января 2000 г. № 5н.
6. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Минфина от 27 января 2000 г. № 11н.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 32н.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н.
9. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное приказом Минфина от 25 ноября 1998 г. № 56н.
10. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01, утвержденное приказом Минфина от 28 ноября 2001 г. № 96н
11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утвержденное приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. № 2н.
12. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Минфина от 16 октября 2000 г. № 92н.
13. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденное приказом Минфина от 20 декабря 1994 г. № 167.
14. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 г. № 60н.
15. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина от 9 июня 2001 г. № 44н.
16. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г № 60н.
17. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 91н.
18. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина от 30 марта 2001 г. № 26н.
19. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина России от 29.07.98г. №34-н.
20. Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» от 23.05.96г. №763.
21. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480с.
22. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 568с.
23. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 587с.
24. Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 304с.
25. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 592с.