Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1 Правовые основы социальной работы

              в Российской Федерации…………………………………………5

1.1. Правовая характеристика понятий «социальная работа»

       и «социальное государство»…………………………………...5

1.2. Механизм реализации социальной работы

       в российском законодательстве………………………………..7

Глава 2 Административные основы в технологии

              в социальной работы…………………………………………….14

2.1. Сущность управления в социальной работе…………………14

2.2. Характеристика основных методов управления…………….23

Заключение………………………………………………………………..35

Список литературы……………………………………………………….36

Введение

Информационно-технологическая революция, охватываю­щая все сферы человеческой деятельности, превращается в мощный ускоритель социального прогресса, повышения уров­ня и качества жизни людей. Социальные нововведения порой оказывают большее влияние, чем внедрение технических нов­шеств. Одним из основных видов социальных инноваций, ока­зывающих серьезное воздействие на характер социальных от­ношений в обществе, на их гармонизацию, являются соци­альные технологии.

Особую актуальность социальные технологии приобретают в современной России, когда осуществляются коренные преоб­разования в политике, экономике, в социальной сфере. В об­щественной жизни идет процесс отказа от многих утвердив­шихся за годы Советской власти стереотипов, идет критичес­кая переоценка социальных ценностей, осуществляется поиск новой модели общественного и государственного устройства, сопровождающийся порой значительными издержками в уров­не и качестве жизни людей.

Организаторы политических и экономических преобразо­ваний оказывались не всегда способны адекватно реагировать на негативные последствия проводимых экономических пре­образований. Во многом это объясняется недооценкой соци­альных технологий в управленческой деятельности.

Между тем именно в управленческой деятельности на всех уровнях нагляднее всего проявляется действенность технологизации. Вот почему особую актуальность приобретают разработ­ка и умелое использование социальных технологий примени­тельно ко всем уровням структуры управления, в том числе и для деятельности социальных служб. Вооружение кадров комп­лексом методов и способов социальной работы позволяет опти­мально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы и эффективно организовывать работу на порученном участке.

В управлении наглядно проявляется эффективность технологизации. Управленческие отношения представляют со­бой сложную систему взаимообусловленных и переплетаю­щихся отношений экономического, технического, организа­ционного, политического, идеологического, правового, мо­рального, социального (в узком смысле), психологического характера. В практике социального управления, в социаль­ной работе их разделение почти невозможно, ибо оно связано непосредственно с человеком, через которого познаются, фор­мируются и индуцируются эти отношения. Социальная рабо­та призвана решать не столько задачи организации совмест­ной деятельности, сколько экономические, политические, правовые, психологические, технологические и другие зада­чи, то есть задачи социальной жизнедеятельности индивида в целом.

Объект исследования – технология социальной работы.

Предмет исследования – правовые и административные основы технологии социальной работы.

Цель исследования – изучить правовые и административные основы технологии социальной работы.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать правовую характеристику понятий «социальная работа» и «социальное государство».

2. Рассмотреть механизм реализации социальной работы в российском законодательстве.

3. Выявить сущность управления в социальной работе.

4. Представить характеристику основных методов управления

Глава 1 Правовые основы социальной работы в Российской Федерации

1.1. Правовая характеристика понятий «социальная работа» и «социальное государство»

В условиях реформирования Российского государства, становления рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите. Поэтому все большее внимание уделяется социальной работе, которая призвана решить социальные проблемы людей. Социальная работа – функциональное выражение социально-политической и социально-правовой ответственности государства и общества перед населением. Социальная работа, как деятельность, не может эффективно реализовываться без ее законодательного закрепления в нормах права государства.

Правовые основы социальной работы косвенно закреплены в главном законе государства - Конституции Российской Федерации. Так, в ст.7 Конституции Российской Федерации говорится [1]:

«1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2.     В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Понятие    «социальное    государство»    ново    для     российского законодательства: оно впервые употреблено в нашей стране именно в Конституции 1993 года и подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека. Политика социального государства направлена на создание социальных условий для достойной жизни и свободного развития человека, охраняет труд и здоровье людей, устанавливает гарантированный размер оплаты труда, обеспечивает поддержку семьи, материнства, детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, организует и проводит социальную работу.

Термин «социальное государство» лишь в середине XX века начал  входить в конституционные документы, отражая новую, возросшую ныне роль государства: забота о человеке, поддержка, менее социальнозащищенных слоев населения [8].

Социальное государство призвано заботиться о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Сами термины «достойная жизнь» и «свободное развитие» нуждаются в конкретизации. Под достойной жизнью обычно понимают, прежде всего, материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развития общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием – физическое, умственное и нравственное совершенствование человека [13].

Для уяснения природы социального государства необходимо иметь в виду следующее. Его обязанность оказывать социальные услуги населению не означает замену государственным попечительством экономической свободы   и   активности,   хозяйской  и  предпринимательской   инициативы членов общества. Не опека над гражданами, а создание благоприятных правовых и организационных возможностей, чтобы граждане собственными усилиями достигали материального достатка для себя и своей семьи.

Ст.39 Конституции РФ также закрепляет правовые основы социальной работы, так в ней говорится о том, что [1]:

«1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в  случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в  иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются    законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».

1.2. Механизм реализации социальной работы в российском законодательстве

Право на социальное обеспечение заключается в том, что государство гарантирует предоставление средств к жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей.

Конкретные правовые основания для получения гарантированных социальных выплат взамен трудовых доходов или в дополнение к ним многочисленны. Основные виды выплат закреплены в Конституции.

Обычный, или общеустановленный, пенсионный возраст в Российской Федерации – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Именно с этим возрастом для большинства граждан связано официальное окончание рабочего периода жизни. С ним, как правило, связывается и предоставление льгот и услуг, предназначенных пожилым людям.

Под  болезнью (травмой)  понимается  нарушение  состояния  здоровья, повлекшее   временную   утрату   трудоспособности, то есть   необходимость прекращения обычного профессионального труда в течение относительно непродолжительного периода времени [2].

В отличие от болезни инвалидность означает потерю трудоспособности на длительный срок или постоянно. Согласно пенсионному законодательству, инвалидностью считается нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным  затруднениям в жизни.

Потеря кормильца (смерть, безвестное отсутствие) вызывает потребность в обеспечении нетрудоспособных членов семьи, находившихся на его иждивении.

Конституция дополняет традиционные основания социального обеспечения новым – воспитанием детей. Оно является обобщенным выражением ряда конкретных оснований для социальной поддержки семьи, которые появляются с рождением и воспитанием детей и предусмотрены действующим законодательством (беременность и роды рождение ребенка, уход за малолетним ребенком и т.д.).

Действующим законодательством установлены и некоторые другие основания социального обеспечения (например, выслуга лет, безработица). Практически оно закрепляет право граждан на социальную защиту от всех известных мировой практике случаев социального риска, т.е. риска утраты заработка или его недостаточности по объективным причинам [9; 13].

По своему содержанию право на социальное обеспечение складывается из права на получение денежного дохода и права на социальное обслуживание, призванное удовлетворить особые потребности людей, обусловленные расстройством здоровья (потребность в помощи в ведении домашнего хозяйства, в специальных средствах передвижения, в содержании и комплексном обслуживании в домах-интернатах и т.д.).

Другой вид обеспечения – социальные пособия – имеет большое значение в поддержании соответствующего жизненного уровня трудоспособного населения. Они либо компенсируют временно утраченный заработок, либо дополняют трудовые и иные законные доходы лиц (семей), несущих повышенные расходы, связанные, как правило, с рождением и воспитанием детей. По специфике оснований обеспечения и социальному назначению можно выделить три группы пособий:

1)     пособия по временной нетрудоспособности (по болезни, по уходу за больным членом семьи, при карантине и т.п.);

2)     пособия по безработице;

3)     пособия семьям, имеющим детей (или собирающимся иметь             детей) [3; 15].

Уровень и характер правового регулирования системы пособий различны, но закрепление в законе прав граждан необходимо и в этой области социального обеспечения, тем самым, закрепляя правовые основы социальной работы.

Конституция ориентирует законодательство и социальную практику на всемерное развитие негосударственных форм социального обеспечения, которые всегда сопутствовали государственной системе, но получили особо заметное распространение в последние годы. Конституция подтверждает право негосударственных форм социального обеспечения на независимое функционирование, предоставляет им государственное покровительство.

Такой подход свидетельствует о стремлении к постепенному формированию многоуровневой системы социальной защиты, включающей выплаты от государства, от предприятий, в порядке личного страхования, из других частных источников. Многоканальность поступления средств расширяет индивидуальные возможности защищаемых лиц, повышает эффективность социального обеспечения в целом.

Поощрение развития негосударственных форм социального обеспечения не означает ограничение сферы действия или снижение качества государственной системы социального обеспечения. Именно она составляет основу материального благополучия и определяет общий социально-экономический статус миллионов пожилых и нетрудоспособных граждан. Необходимость ее сохранения и развития определена в ст.7 Конституции [1], формулирующей цели социальной политики. В силу узкой сферы действия и недостаточно высоких размеров выплат негосударственные формы и в перспективе будут играть дополнительную, вспомогательную роль в формировании уровня и качества жизни пенсионеров, складывающихся на основе выплат по государственной системе.

Наиболее типичными формами благотворительности являются разовые или периодические пожертвования денежных средств предприятиями, общественными организациями, частными лицами во внебюджетные социальные фонды, находящиеся под контролем государственных органов, обществам инвалидов и ветеранов, а также систематическая материальная помощь наиболее нуждающимся лицам (семьям), передача материальных ценностей непосредственно социальным учреждениям. Расширяется сеть благотворительных фондов, т.е. специализированных организаций, аккумулирующих, сохраняющих и распределяющих денежные средства в соответствии с уставными задачами, собственными социальными программами. Создание благоприятного правового режима для развития благотворительности и благотворительных фондов как структурной основы благотворительной деятельности дополнит правовую базу социальной работы [13].

В ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации [1] также косвенно упоминается о правовых основах социальной работы. В соответствии с этой статьей, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. А государство обязано обеспечить охрану здоровья своих граждан и медицинскую помощь нуждающимся в ней. Эта функция государства осуществляется различными методами, включая правовые, направленные на предупреждение повреждения здоровья и на оказание гражданам медицинской помощи. Медицинская помощь гражданам оказывается бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст.43 Конституции Российской Федерации [1] каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их замещающие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Основой государственных гарантий получения гражданами образования является государственное и муниципальное финансирование образования.

В Российской Федерации сфера образования рассматривается в качестве приоритетной. И это не случайно, ведь как показывает мировая практика образование влияет на социальную, политическую и экономическую сферы жизнедеятельности человека; от образования зависит будущее государства.

 В Российской Федерации каждый в праве на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в соответствующем высшем учебном заведении. Каждое высшее учебное заведение имеет свой устав, действует в соответствии с выдаваемой ему в установленном порядке лицензией. Лицам, окончившим высшее учебное заведение, выдается диплом государственного образца. Лицам, имеющим диплом о высшем образовании, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации и соответственно ученой степени.

Следует отметить, что наряду с бесплатным обучением в высших учебных заведениях ныне в соответствии с Законом «Об образовании» допускается возможность организации учебного процесса на платной основе в негосударственных образовательных учреждениях либо в учреждениях, создаваемых при научных центрах и т.п.  [7].

Упоминаемые статьи Конституции РФ содержат основополагающие нормы (основные права) прямого действия, на базе которых развивается социальное законодательство.

Далее государственно-правовые основы социальной работы конкретизируются в следующих нормативно-правовых актах: федеральных законах, актах субъектов Федерации, Указах Президента, постановлениях и распоряжениях Правительства, распоряжениях ведомств и министерств, а также актах местных властей. В этом направлении проделана значительная работа законодательными, исполнительно-распорядительными, судебными органами в центре и на местах.

В последнее время мы становимся свидетелями формирования системы социального  права,  социально-правовой  государственности,  при  которой либеральные ценности, в частности индивидуальная свобода (экономическая, политическая и др.), дополняются социальными ценностями,                             такими, как равенство, являющееся основой социальной                     справедливости.

Таким образом, государство, определенное в Конституции как «социальное», в силу поспешного разрушения преемственности с социалистическими достижениями и расхождения рыночных и социальных приоритетов оказалось как бы только в начале большого пути. Этот путь начат как движение  к  социальному  правовому  государству.  Последнее  утверждение справедливо и по отношению к правовой базе социальной работы с гражданами пожилого возраста, наркоманами, мигрантами, беженцами, вынужденными переселенцами и безработными. Необходимо усилить государственно-правовое регулирование социальных конфликтов, социальные аспекты трудовых отношений, социальную поддержку молодежи и студентов, систему образования и здравоохранения. Совсем незначительны шаги по снижению острой жилищной проблемы.

На трудном пути к правовому социальному государству необходимо принять еще немало правовых нормативных актов, организационных и финансовых мер. Но для социального работника в конечном счете создается правовое поле, позволяющее реализовывать на практике ряд основных направлений профессиональной деятельности.

Глава 2 Административные основы в технологии в социальной работы

2.1. Сущность управления в социальной работе

Существуют различные позиции относительно систем уп­равления в области социального обслуживания. В частности, иногда считается, что администраторы, получившие подготов­ку для работы в сфере государственного управления, могут полностью заменить специалистов, профессионально подго­товленных для сферы социального обслуживания. Однако вряд ли правильно здесь игнорировать определенную дифференциацию. Так, управленческие кадры в области социальной рабо­ты должны обладать способностью решать социально-полити­ческие вопросы, вникать в содержательные, этические аспек­ты, повышать эффективность оказываемых услуг в соответ­ствии с общественными ценностями и законами.

Начало XX века ознаменовалось рождением научного ме­неджмента, у истоков которого стояли такие ученые и практи­ки, как Фридерик У. Тейлор, Франк Б. Гилберт, Генри Л. Ганнт, X. Манстерберг, X. Эмерсон и другие. Становление и развитие управленческих отношений сопровождались совершенствованием социальных технологий.

Существуют различные точки зрения (как в терминологи­ческом, так и в содержательном аспектах) и по отношению к административному управлению и менеджменту. Например, американские специалисты считают, что административное управление и менеджмент - одно целое. В Западной Европе, наоборот, менеджмент используется как основное понятие, а административное управление относится к внутренним зада­чам организации.

Впервые термин «менеджмент» стал употребляться в США и первоначально означал «умение объезжать лошадей». Оно произошло от глагола «to manage» (управлять), а тот, в свою очередь, - от латинского «manus» (рука). То есть в букваль­ном переводе менеджмент означает «управление людьми». Менеджерами называют лиц, имеющих, в соответствии с зако­нодательством, обязанности по руководству корпоративным бизнесом и имуществом. Сегодня в США термин  «менеджмент» означает процесс, который обеспечивает интеграцию и эффективное использование материальных и человеческих ре­сурсов фирмы для достижения стоящих перед ней целей. По сути, менеджмент - это теория и практика управления фир­мой и ее персоналом в условиях рыночных отношений [5; 16].

Сейчас на Западе все большее значение приобретает концеп­ция «человеческих ресурсов», в основе которой лежит призна­ние экономической целесообразности капиталовложений, свя­занных с управлением рабочей силой, поддержанием ее в трудоспособном состоянии, обучением и созданием условий для более полного выявления возможностей и способностей, заложенных в личности.

В соответствии со своими потребностями компании уча­ствуют в образовательных программах, чтобы обеспечить себя в будущем образованной и технически подготовленной рабо­чей силой. Выступая в Американской федерации учителей, Д. Кридон, президент «Метрополитен лайф иншуренс компани», заявил: «Бизнес начинает действовать исходя из призна­ния того, что ему нужны хорошо образованные служащие, клиенты и избиратели». В качестве другого примера, когда бизнес действует одновременно и в своих интересах, и в инте­ресах общества, можно привести систему здравоохранения. Компании по страхованию жизни поддерживают меры против курения на рабочем месте. Это сокращает расходы на медицинскую помощь и может принести более высокие прибыли страховым компаниям. Одна страховая компания в Америке даже ввела программу ранней диагностики и профилактики гипертонических заболеваний служащих банка - самого рас­пространенного заболевания, - поскольку это экономически выгодно фирме.

В целом западные социологи, делая вывод о необходимости профессионализации менеджмента, утверждают, что на смену собственническому менеджменту, целью которого являлось обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя, в бизнес XX века пришел профессиональный менеджмент, несу­щий определенную социальную ответственность перед обще­ством.

Развитие профессионального менеджмента привело к изме­нению специфики деятельности менеджера. Она состоит в том, что менеджер - это не столько должность, сколько профессия, требующая комплекса профессиональных, управленческих, психологических, экономических и, конечно, творческих ка­честв личности.

В настоящее время очевидно, что управленческая деятель­ность по своей сути технологична, она имеет определенные стандарты, закономерности, которые должны знать все управ­ленцы, независимо от сферы своей деятельности. Однако для управленца, работающего в социальной сфере, необходимы и специфические знания, так как в первую очередь он решает проблемы личности, способствует реализации ее жизненных интересов, потребностей [10].

Управление в рамках отдельной организации представляет собой совокупность следующих процессов:

-  формулирование социальной политики и ранжирование ее в виде оперативных целей;

- разработка программы и руководство ее реализацией;

- организация финансирования и обеспечения материаль­ными и кадровыми ресурсами;

- руководство деятельностью по налаживанию взаимодей­ствия между другими организациями (по вертикали и по гори­зонтали);

- организация и контроль за работой кадров;

- выполнение представительских функций и связь с обще­ственностью;

- просвещение, обучение и воспитание;

-  оценка и внедрение инноваций с целью повышения эф­фективности работы [4; 17].

Теория социального управления использует общенаучные, конкретно-научные методы познания, специфические методы сбора, анализа и обобщения информации о взаимодействии интересов субъекта и объекта управления. Эти методы вклю­чают специализированные способы анкетирования, интервью­ирования, анализа статистических данных, получение экспер­тных оценок, исследование содержания управленческих фун­кций, структур управления, управленческих групп и социаль­ной обусловленности их действий.

Можно в связи с этим выделить два понятия управления: методологическое (содержательное) и процессуальное (техно­логическое). Первое из них показывает место управления в жизнедеятельности общества, его возможности (обусловлен­ные естественно-историческими закономерностями, отноше­ниями и механизмами управления) и характер общественных интересов. Второе понятие характеризуется технологически - в виде набора функций и процедур.

Еще в начале XX века А.А. Богданов выступил с идеей создания «всеобщей организационной науки» - тектологии. Ее особенность (как всеобщей организационно-технологичес­кой науки) состояла в том, что она давала общее описание самых разнообразных процессов возникновения и распада орга­низаций. Идеи А.А. Богданова оказали впоследствии влия­ние на развитие многих исследований этого направления.

Интересно отметить, что в работах 50-60-х гг. при описании управления в обществе фигурирует только термин «управле­ние» (Н. Винер, О. Ленге, Г. Клаус, Б.В. Бирюков, И.И. Болт-ников, К.К. Вавилов,                       К.И. Варламов), и лишь в 70-е гг. появ­ляется термин «социальное управление» (В.Г. Афанасьев, Ю.А. Тихомиров, Т.В. Керимова,                                П.Н. Лебедев, A.M. Омаров, Г.И. Петров, Л.Н. Суворов). Необходимо подчеркнуть, что со­циальное управление неразрывно связывалось с социальными процессами [7].

В отечественной науке исследования в области организаци­онных методов заметно отставали от исследований в области экономических и социально-психологических методов управ­ления. Достаточно сказать, что среди работ, посвященных методам управления, литература по экономическим методам составляет примерно 85%, социально-психологическим - 14%, организационным - всего 1%.

В современной России практически нет достаточно глубо­ких исследований о роли и значении управленческих техноло­гий в области социальной защиты населения, хотя в настоящий момент они крайне необходимы. Поэтому имеющийся богатый теоретический и эмпирический материал в области социального управления должен быть направлен на развитие технологий социальной защиты и социального обслуживания населения. Организационно-управленческие недостатки не могут быть полностью компенсированы ни экономическими, ни социальными, ни психологическими средствами.

Основываясь на изучении работ по теории организации, теории управления производством, праксиологии, можно дать следующее определение организационных методов управле­ния. Это способы, приемы, с помощью которых создаются разнообразные социальные системы, обеспечивающие опреде­ленный уровень (качество) их организованности, и осуществ­ляется организационное воздействие как на систему в целом, так и на ее части и элементы для достижения поставленных целей.

Управление - явление социальное. Любое общество нужда­ется в управлении людьми, социальными группами, в коррек­тировании их поведения, и это является необходимым услови­ем нормального функционирования общества. На определен­ном этапе общественного развития в связи с возникновением кооперации и разделения труда неизбежно возникает особая отрасль деятельности – управленческая [14; 15].

Менеджмент как система знаний развивался по нескольким направлениям. Первое направление - развитие теории орга­низационного управления - получило название «классичес­кой», или «традиционной» школы. Многие компоненты этого направления играют и сейчас важную роль. Однако определен­ная недооценка человеческого фактора, упрощенное представ­ление о мотивах человеческого поведения, имевшие место в «традиционной» школе, вызвали к жизни второе направле­ние в теории управления - это школа «человеческих отноше­ний», или «человеческого поведения». Особое внимание в этой технологии управления уделяется психологическим мотивам поведения людей в процессе производства, рассматриваются такие категории, как «групповые отношения», «групповые нормы», «проблемы конфликта и сотрудничества», «комму­никационные барьеры», «неформальная организация» и др. Таким образом, в теорию управления были введены социаль­но-поведенческие элементы в интегрированном виде.

Третье направление - это так называемая «эмпиричес­кая» школа. Она объединяет исследователей, которые опреде­ляют управление прежде всего как изучение практического опыта с целью его обобщения, тиражирования и передачи практикам, обучение студентов и т.д. Представители этой школы стремятся синтезировать основные идеи двух первых школ «классической» и «человеческих отношений».

Четвертое направление теории организации управления - школа «социальных систем», разрабатывающая системный подход к вопросам организации управления, обращает пре­имущественное внимание на взаимодействие частей системы с целым. Представители этой школы занимаются исследования­ми организации как целого, моделируя организационные про­цессы и их сочетания друг с другом, благоприятные для дости­жения цели, стоящей перед организацией.

Пятое направление образует новая школа «науки управле­ния». Ее представители считают важнейшей целью исследова­ние процессов принятия решений с применением новейших математических методов и средств. Эта школа ставит перед собой задачу повышения рациональности решений, к ней так­же можно отнести большое число исследователей, принимаю­щих участие в разработке различных управляющих и прогно­зирующих систем [15].

Этот краткий и далеко не полный перечень основных тео­рий управления показывает междисциплинарный характер знаний, на основе которых могут быть развиты принципы административной практики. Вместе с тем эти теории не все­гда могут быть адаптированы к отечественной системе управ­ления, так как здесь необходимо учитывать уровень жизни, традиции, приоритеты и возможности в развитии системы социальной защиты и т.д.

В настоящее время все больший интерес вызывает теория управленческого поведения, рассматривающая сходство и раз­личия в поведении мужчин и женщин. Для России, на наш взгляд, эта проблема весьма актуальна, ведь среди социальных работников подавляющее большинство - женщины, как и в других сферах социальной деятельности: в медицине, напри­мер, в России 80% составляют женщины (в США, наоборот, только 20% женщин работают врачами), такая же картина в педагогической деятельности и т.д. По мнению американского ученого Р. Кантера, установки, убеждения и поведение явля­ются функцией организационных и иерархических структур, а не половых различий. Моральное состояние, степень удов­летворенности сотрудников и продуктивности подразделений организации зависят от уровня власти и возможностей, кото­рые открываются перед людьми с учетом их половых различий. Как правило, женщины занимают более низкие позиции в организационной иерархии и обладают меньшей властью и меньшими возможностями для продвижения по службе. В значительной степени их поведение является следствием их социального статуса.

Идеи Кантера повлияли на некоторых исследователей, изу­чающих социальные службы. Так, Р. Норман и А. Манкуско указывают, что управление традиционно считается рациональ­ным и ориентированным на достижение целей, а, следователь­но, - мужским делом, даже для тех профессий, где преоблада­ют женщины. Разница между мужчинами и женщинами про­является и в том, что женщины больше внимания уделяют межличностным отношениям, участию в принятии решений, планированию непредусмотренных обстоятельств и коллек­тивному руководству. Отмечается предпочтительность жен­щин для горизонтальных и матричных, а не вертикальных структур, равно как и их стремление к принятию решений на коллегиальных и согласительных началах.

Как частное проявление общего процесса технологизации социальной деятельности выступает технологизация управле­ния. В ней отражаются практически все проблемы, возникаю­щие при внедрении социальных технологий в общественную практику. Как правило, технологии создаются не для уни­кальных видов деятельности, а для многократно повторяю­щихся. Необходимо также учесть, что продуманная разработ­ка социальных технологий начинается в сфере управления и только потом распространяется на другие виды человеческой деятельности. По существу, социальные технологии - резуль­тат развития технологии управления. Сегодня они являются важнейшим направлением развития системы социальной за­щиты населения.

Отсюда потребность в технологиях, во-первых, направлен­ных на социальную защиту той части населения, которой осо­бенно трудно приспособиться к новым социально-экономичес­ким условиям; во-вторых, -в технологиях самоорганизации и новых технологиях обучения, позволяющих с минимальными затратами времени и сил повысить уровень подготовки в новых сферах деятельности. Таким образом, введение термина «соци­альная технология управления» преследует три цели [6]:

- добиться еще большей стандартизации отдельных (струк­турных) этапов процесса управления;

- обеспечить возможность применения целесообразной последовательности в управленческой деятельности;

- достичь быстрого и крупномасштабного «тиражирова­ния» новых видов деятельности, эффективных технологий в социальной сфере.

В целом же, технологизация - это технологическое совер­шенствование управления. А управление общественными про­цессами - это сознательное и целенаправленное воздействие субъекта на объективно существующие общественные отноше­ния и процессы [12]. Это «искусство знать точно, как предстоит сделать это самым лучшим и дешевым способом».

Одна из главных социальных потребностей современного общества - совершенствование системы организации управ­ления, обусловленное необходимостью в кратчайшие сроки преодолеть экономический кризис, а значит, улучшить каче­ство жизни и психолого-нравственную стабильность людей. Для того чтобы определить путь достижения поставленной цели, выявить проблемы, возникающие при этом, и наметить способы их решения, необходимо выяснить особенности про­цессов управления на этапе перехода к новым экономическим отношениям.

Управление в обществе - это воздействие на социальное поведение, на трудовую (социальную) деятельность не только отдельного человека, коллектива людей, но и на общество в целом [11]. Управление социальными процессами в обществе все­гда целенаправленно и предполагает достижение осознанных целей и задач с помощью соответствующих средств и методов, определенная совокупность которых и может быть названа технологиями.

Цивилизованность общества во многом определяется уров­нем культуры управления, которая включает в себя научные знания о характере управления и его принципах, практичес­кий опыт организации людей, координацию их действий с целью повышения их эффективности. XXI столетие будет ве­ком «сознательной технологии», когда люди будут использо­вать технологии для того, чтобы укрепить собственное тело и стимулировать умственные способности, и когда технологии будут все больше принимать человеческие качества.

2.2. Характеристика основных методов управления

Управления без технологии не существует. Организация управления как социальной деятельности всегда преследовала цель - получение лучших, более эффективных результатов при тех же затратах труда. А это невозможно без соблюдения соответствующей технологии.

Система управления предполагает:

-  механизм управления - цели, средства, методы, функ­ции, принципы;

-  структуру управления - кадры, технику управления, организационно-штабную структуру;

- процесс управления - органы управления, технологию, материальную часть органов управления;

-  рационализацию системы управления - внедрение дос­тижений науки в управление, обновление кадров, совершен­ствование хозяйственной системы управления [15].

Как и любая деятельность, социальное управление включа­ет многочисленные средства, формы и методы достижения поставленной цели, которые составляют его инструментарий.

Административные (организационные) методы (их иногда называют организационно-распорядительными) имеют боль­шое значение в практике управления. Они основаны на отно­шениях субординации, власти и подчинения, присущих систе­ме управления.

В системе управления используется достаточно большое число методов административного воздействия, которые мо­гут классифицироваться по нескольким критериям.

Если в качестве критерия или основания классификации взять функцию, которую выполняют способы административ­ного воздействия в реальном управлении, то можно выделить три большие группы: регламентирующие, распорядительные и дисциплинарные методы.

1. Регламентирующие методы - это жесткий тип воздей­ствия. С их помощью создается та или иная система организа­ции, определяются задачи, права и ответственность структур управления, устанавливаются определенные правила, конк­ретные предписания к действию, рамки поведения руководи­телей и подчиненных.

К этой группе относятся: регламентирование, ориентация, организационные методы, инструментирование и др.

Регламентирование представляет собой разработку и при­менение положений, должностных инструкций и других доку­ментов, регулирующих деятельность членов коллектива.

В положениях аппарата управления, как правило, имеются следующие разделы: общая часть, основные задачи, функции, права, взаимосвязи с другими подразделениями, ответствен­ность.

Регламентный метод включает в себя следующие положе­ния:

- организационную структуру, состав органов управления (самоуправления) коллектива и его подразделений;

-  конкретное разграничение прав и обязанностей, полно­мочий органов управления (самоуправления);

-  порядок разрешения противоречий, возникающих меж­ду отдельными органами управления (самоуправления) в про­цессе профессиональной деятельности;

-  перечень форм и методов управления (самоуправления) в коллективе, организации, используемых для решения тех или иных вопросов; формы - общее собрание, конференция, комис­сия и др.; методы - коллективное обсуждение проблем, изуче­ние общественного мнения, общественная экспертиза и др.;

- конкретные процедуры принятия решений по отдельным социальным, профессиональным и другим вопросам;

-  порядок выборности ответственных руководителей на всех уровнях;

-  порядок, формы и сроки информирования (отчетности) руководителей (органов управления) о состоянии положения дел организации;

-  системы и меры материальной, моральной, администра­тивно-правовой защиты, системы стимулирования;

- порядок изменения и дополнения регламента управле­ния           коллектива [13].

При составлении регламентов необходимо соблюдать ряд технологических требований:

а) нормирование необходимо сочетать со стимулированием (материальным и моральным) и эффективными санкциями за нарушение норм (правил);

б) нормы (правила) должны отражать последние данные науки и прогрессивного опыта;

в) нормы (правила) не должны быть чрезмерно жесткими или слишком вольными;

г) регламенты не должны быть слишком детальными, что сковывает инициативу исполнителей;

д) нормативы (регламенты) необходимо разрабатывать ад­ресно, чтобы они способствовали укреплению личной ответ­ственности, не допускали обезличенности в управленческом процессе [13; 15].

Регламентирование обеспечивает организованность в рабо­те, поддерживает оптимальный режим деятельности, не до­пускает действия стихийных факторов, вносит в деятельность коллектива порядок и дисциплину.

Есть и другие виды регламентов, с помощью которых орга­низуется труд работников: единый распорядок работы (дня); регламенты проведения совещаний и заседаний; регламенты-сценарии проведения различных встреч.

Ориентация - это метод, с помощью которого упорядочи­ваются положение и перемещение работника на предприятии, в учреждении, устанавливаются место и значение того или иного объекта, предмета, события на производстве.

Системы ориентации: нумерационная, словесная (надписи, указатели и т.д.), словесно-нумерационная (комбинация), сим­волическая (символы, пиктограммы, эмблемы, значки), гра­фическая (карты, схемы, таблицы), цветовая.

Организационные методы. Применяются при необходимос­ти создания той или иной социальной системы, при проектиро­вании организационной структуры предприятия, учреждения. Инструктирование - процесс наставления в устной или письменной форме. Используется как метод, с помощью кото­рого руководитель определяет цели, задачи, обязанности и права работников.

Распорядительные (административные) методы ис­пользуются для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для совершенствования организации и на­правлены на решение конкретных задач. Выделяется две фор­мы использования этих методов: письменно-документальная и устная. Такие формы распорядительного воздействия, как директивы, указы и постановления, выражаются только в письменно-документальной форме, а приказы, распоряжения и указания - в обеих.

Распорядительное воздействие методов направлено прежде всего на устранение возникающих трудностей, недостатков в профессиональной деятельности. Они предопределяют объем предполагаемой работы, распределение обязанностей по ее выполнению, а также сроки исполнения и предполагают сис­тематический контроль и проверку исполнения.

Дисциплинарные методы. В социальной работе, когда при­ходится решать многочисленные проблемы, реальное воздей­ствие на людей немыслимо без соответствующего порядка и правил дисциплины. Имеется в виду не только соблюдение трудовой дисциплины, но и установление личной и профессио­нальной ответственности перед клиентами, коллективами, группами. Правильное сочетание различных видов ответствен­ности повышает эффективность и действенность организаци­онных методов управления [9].

Если обобщить все представления о содержании организа­ционной деятельности, то мы получим следующий состав вхо­дящих в нее мероприятий:

- четкое и ясное определение целей и задач;

- отбор исполнителей на основе оценки, с их точки зрения, наилучшего использования их качеств, потенциала в интере­сах дела;

-  передача решений, расстановка исполнителей в соответ­ствии с целями и задачами учреждения, распределение полно­мочий;

-  обеспечение исполнителей средствами производства и создание необходимых для их рационального использования материальных условий;

- создание системы совместного труда путем налаживания межличностных отношений и взаимной заинтересованности в общей работе;

- согласование и координация отдельных работ;

-  обеспечение единства взглядов и целеустремленности всех членов организации;

- контроль за ходом выполнения поставленных целей, задач и распоряжений [15].

Некоторые методы управления могут в определенных усло­виях выступать в качестве функций управления, точно так же, как последние - в качестве методов управления. Это объясня­ется тем, что функции есть форма выражения сущности и содержания управления. Поэтому на различных уровнях уп­равления может происходить качественная смена форм проявления процесса социального управления.

Форма социального управления выступает способом орга­низации взаимодействия субъекта и объекта, отношений меж­ду людьми, их совместной деятельности в управленческом процессе.

Если метод управления - это последовательность необхо­димых действий людей в ходе решения управленческой про­блемы, то форма управления - это структура отношений, связей между людьми при выполнении этих действий. Форма управления определяет те организационные рамки, в которых осуществляются эти действия. Существуют индивидуальные и коллективные формы управленческой деятельности.

Классифицируются методы и по функциям управления. Понятие «функции» в социальной практике связано с деятель­ностью, обязанностями, работой социальных служб и учреж­дений. Социальное управление имеет отчетливо выраженное содержание, которое образует систему функций, т.е. отдель­ных относительно самостоятельных, но тесно связанных меж­ду собой видов соответствующей деятельности. Функции уп­равления - это объективно необходимая, относительно само­стоятельная часть управленческой деятельности (элемент уп­равления), характеризующаяся специфическим содержани­ем, универсальностью осуществления, особой пространствен­но-временной формой выражения.

Содержание социального управления как процесса раскры­вается в его функциях, представляющих собой виды деятель­ности, с помощью которых субъект управления воздействует на управляемый объект.

Анализ процесса управления с точки зрения его функций составляет основу для установления объема работы по каждой из них, определения численности управленческих работников и в конечном счете - проектирования самой структуры и организации аппарата управления.

Всем социальным субъектам социального управления, спе­циалистам социальной работы свойственны следующие общие функции: постановка и ранжирование целей; планирование способов достижения целей, в том числе обеспечение необхо­димыми материальными и нематериальными ресурсами; кон­троль и координация совместной деятельности; обсуждение и решение проблем, регулирование отношений с персоналом и клиентами; установление связей и информационное обеспече­ние; контроль за качеством и количеством социальных услуг, предоставляемых клиентам; оценка будущих потребностей организации; выполнение представительских функций организации или учреждения.

Одна из важнейших функций социального управления - планирование. Она реализуется через систему принципов. В число этих принципов входят: обоснованность, директивность, отражение единства общегосударственных, коллектив­ных и личных интересов, оптимальность планов, их сбаланси­рованность, единство планирования, его комплексность.

Планирование предполагает:

- определение целей деятельности;

- выбор средств осуществления поставленной цели;

- обеспечение необходимыми ресурсами;

-  определение формы организации жизнедеятельности и социальной помощи;

- создание программы достижения поставленной цели;

-  определение конкретных сроков и объема выполнения программы;

- учет результатов деятельности;

- корректировку принятых программ;

-  научно обоснованное предвидение результатов реализа­ции программы;

-  постановку новых задач и целей, появляющихся после реализации программы [17].

Планирование как функция управления имеет сложную структуру и реализуется на практике через свои подфункции: прогнозирование, моделирование и программирование.

Прогнозирование - научное предвидение будущего, опре­деление конечного состояния клиента (объекта воздействия) на перспективу, ее переходных состояний [15; 17].

Моделирование - идеальная разработка различных ситуа­ций и состояний развития объекта в течение всего планируе­мого периода [15].                                                        

Программирование - выявление этапов последовательного перехода в новое состояние [15]. Сюда входит разработка самого алгоритма функционирования системы, определение необходимых ресурсов, выбор средств и методов деятельности соци­альных учреждений, служб и специалистов.

Заканчивается планирование доведением содержания пла­на до исполнителей, сопровождающимся корректировкой пла­новых заданий с учетом вновь выявляемых резервов преобра­зовательной деятельности.

Вместе с тем на любой стадии развития процесса социально­го управления могут возникнуть проблемы (внутренние, вне­шние), которые будут тормозить достижение функциональ­ных целей и задач. При этом социальному работнику необхо­димо предпринять определенные действия, чтобы изменить создавшуюся ситуацию. Можно выделить следующие задачи, решение которых будет способствовать достижению постав­ленной цели:

1. Распределение ролей. Социальный работник должен уметь найти единственно верную позицию, вариант участия в данной ситуации. Например, по мнению психотерапевта В. Леви, в работе учителя содержится около 40 неявных, скрытых ролей: оратор, рассказчик, артист, «нянька», опекун, воспитатель, контролер, оценщик, критик, информатор, консультант, экс­перт и т.д. На наш взгляд, многие эти позиции, роли «проиг­рываются» и социальным работником.

2. Общение и установление коммуникаций. Взаимоотно­шения социального работника с клиентом строятся на основе общения. Технология общения многолика, и здесь важны как теоретические знания, так и практические навыки, соблюде­ние определенных психологических правил.

3. Установление межличностных отношений.  Управ­лять - это значит знать тонкости и приемы психологическо­го, педагогического, административного воздействия на кли­ента. Один из способов выхода из критических ситуаций состо­ит в том, чтобы ненавязчиво использовать все средства убежде­ния, чтобы заставить клиента следовать твоим советам и реко­мендациям. Вежливое обращение и доброжелательность са­мым «волшебным» образом побуждают клиентов двигаться в нужном направлении. То, что в других условиях могло бы казаться «грозным» приказом, теперь превращается в вежли­вую просьбу, выполнение которой становится приятной обя­занностью.

4. Поэтапное разрешение конфликтных противоречий. Ес­ли проблему нельзя снять полностью и сразу, специалист в области социальной работы должен решать ее «по частям».

5. Уточнение цели. Эта работа связана с постоянным анали­зом, диагностикой существующей ситуации и принятием соот­ветствующих решений [15; 17].

Особую группу составляют процедурные методы, рассмат­риваемые в плане основных этапов организаторской деятель­ности: целеполагание, постановка задач (методы определения, формулирования и отображения целей); решение (методы под­готовки и принятия решений); организационно-исполнитель­ская деятельность (методы распределения и закрепления функций, задач, прав, обязанностей и ответственности); кадровое обеспечение (методы оценки, подбора и расстановки кадров); ресурсное обеспечение (методы определения и распределения ресурсов); распорядительство (административные методы); оп­ределение времени работы (методы определения времени, не­обходимого для реализации целей, выполнения задач, рабо­ты); контроль (методы контроля за исполнением). Выявление содержания процедур позволяет типизировать стиль деятель­ности специалистов социальной сферы, разрабатывать реко­мендации по его улучшению, совершенствованию.

Выполняя эти обязанности, руководитель социальной служ­бы или специалист в области социальной работы выступает в нескольких ролях:

во-первых, это управляющий, облеченный властью, руко­водящий определенным коллективом людей;

во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчинен­ных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, вызывая положительные эмоции;

в-третьих, это дипломат, устанавливающий контакты с парт­нерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты;

в-четвертых, это инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство (деятельность) то или иное изобрете­ние или рационализаторское предложение;

в-пятых, это просто человек, обладающий высокими знани­ями и способностями, уровнем культуры, честностью, реши­тельностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружаю­щих [8].

Работа управленца - это сплав необходимых знаний и искусство использования накопленного опыта в конкретных условиях, умение прилагать теоретические представления к обоснованию конкретных решений, действий. Интересно охарактеризовал требования, предъявляемые к управленцу, Р. Фалмер. Они в полной мере могут быть адресо­ваны руководителям социальных служб и учреждений, специ­алистам социальной работы. «Управляющий - это историк, пытающийся извлечь пользу из опыта других, психолог, учи­тывающий особенности природы других людей, ученый-соци­альный психолог, признающий, что групповое состояние яв­ляется очень важным инструментом управления, специалист по управлению группой на основе понимания общественных систем, логик, использующий последние методы принятия решений, математик, использующий системный подход к ре­шению проблем, и сложный коммуникационный центр - принимающий, упорядочивающий и перераспределяющий ин­формацию».

Одним из важнейших этапов технологии социального уп­равления является процесс выработки и принятия решений, который осуществляется с помощью разнообразных приемов и методов организации работы людей. Существуют разнообраз­ные методы выработки и принятия управленческого решения: метод «мозгового штурма», метод общественной дискуссии, метод голосования «за - против», метод «635», метод деловой игры, метод Гордона, метод Дельфы, метод Дельбека, метод утопических игр и др. Каждый из этих методов имеет опреде­ленную технологию. Например, метод «мозгового штурма» предполагает следующие методические правила:

- правильно выбрать место проведения и его оборудование;

- подобрать группы участников (не более 10-12 человек);

-  ознакомить участников с правилами: не критиковать других, высказывать как можно больше идей;

-  позаботиться о размещении участников (целесообразно размещать их за столом в форме латинских букв U или V лицом друг к другу, но так, чтобы они видели таблицы и прочие материалы с правилами и записями высказанных идей);

-  обращать внимание на правильность формулирования проблем;

- не вмешиваться в дискуссию;

- знать методику проведения группового занятия;

- рационально использовать время [9].

Важно выделить следующие четыре этапа проведения «моз­говой атаки»:

-  характеристика анализируемой проблемы;

- выработка максимально возможного количества ее реше­ний, даже, на первый взгляд, самых невероятных;

-  выбор наиболее рациональных идей для дальнейшей проработки;

- разработка альтернативных решений проблемы, что обыч­но занимает основную часть времени [9; 15].

Открытость, богатое воображение, проработка и перекре­щивание идей, отсутствие критики, заторможенности, поиск аналогов решений - все это обычно приносит реальный и высокий результат.

Таким образом, главная задача социальной работы как процесса управле­ния в системе социального обслуживания населения - помочь развить творческий, жизненный потенциал, заключенный в каждом индивиде, посредством полномочий и административ­ных методов, обезопасить социально ущемленные слои населе­ния от негативного воздействия стихийных рыночных отно­шений, негативных последствий социально-экономических реформ в обществе.

Заключение

С утверждением в обществе такой отрасли деятельности, как социальная защита населения, активно развивается инф­раструктура социальной работы, расширяется сеть подготов­ки специалистов для ее организации и проведения. Это обстоя­тельство вызывает к жизни острую потребность технологизации социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма, но и как условия систематизации практического опыта.

Технологизация социальной работы, как и любой другой деятельнос­ти в социальной сфере, является отражением объективных требований, предъявляемых научно-техническим и социальным прогрессом. Она всегда носит инновационный, творческий характер, будучи связанной с постоянным поиском более совершенных, а следовательно, и более эф­фективных и экономичных способов использования ресурсов человека, его физического и интеллектуального потенциала. Внедрение техноло­гического подхода в практику организации социального обслуживания и социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения - это стра­тегическое направление на отказ в работе с людьми от метода «проб и ошибок» и постоянная ориентация на высокий конечный результат при оптимальной затрате сил и средств.

Технологизация социальной работы невозможна без технологизации системы социальных знаний, обосновывающих рациональные способы деятельности в социальной сфере и органично соединяющих теорию и практику, фундаментальность и прикладную направленность.

Только высокая социально-технологическая культура специалиста социальной работы может служить критерием его профессионализма и готовности работать с такой тонкой материей, как человеческие отноше­ния.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.

2. Алексеев Н.И. Управление социальными процессами в общественном производстве. – М., 1990. – 205с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1994. – 334с.

4. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией / Пер. с англ. – М., 1995. – 302с.

5. Глущенко В.В. Системы управления организационно-адмистративными непроизводственными структурами. – СПб., 1996. – 288с.

6. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. – М., 1996. – 322с.

7. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 288с.

8. Основы социальной работы. Учебное пособие / Отв. ред.                          П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 255с.

9. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. – 354с.

10. Саппс, Уэллс К. Опыт социальной работы. Введение в профессию. – М., 1994. – 356с.

11. Слепенков И.М., Аверин Ю.Б. Основы теории социального управления. – М., 1994. – 288с.

12. Социальные технологии: Толковый словарь / Отв. ред. В.Н. Иванов, В.В. Роговин. – М., 1991. – С.56.

13. Теория и методика социальной работы. Краткий курс. – М., 1994. – 237с.

14. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технология. – М., 1994. – 205с.

15. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 240с.

16. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г.  Управление – это наука и искусство. – М., 1992. – 221с.

17. Франчук В.И. Основы современной теории организаций. – М., 1995. – 302с.