Уважаемый Председатель и члены государственной Комиссии!

Уважаемые присутствующие!

Вашему вниманию представлена дипломная работа на тему «Синдром «профессионального выгорания» у социальных работников и его преодоление».

Вопросы, касающиеся взаимного влияния профессиональной деятельности и личностных особенностей специалиста, в течение нескольких десятилетий привлекали внимание представителей различных областей науки, в том числе психологов. В отечественной психологии основным методологическим принципом является единство сознания и деятельности. В работах отечественных психологов, отмечается, что характеристики личности специалиста могут в той или иной мере обуславливать его профессиональной становление. В свою очередь выполнение профессиональной деятельности вызывает определенные личностные изменения, в том числе развитие эмоционального «выгорания».

Главной практической задачей психологов в этом направлении является установление гармонии между человеком и профессией.

В каждой профессии имеются комплексы факторов, деформирующих психику, обладающих как общей (объективное разделение социального труда и принципиальная ограниченность человеческих ресурсов отдельного человека - субъекта труда), так и специфической природой (особенности конкретного профессионального труда).

Своеобразие социальной работы заключается в том, что она направлена на организацию индивидуализированных услуг с це­лью обеспечения психосоциальной гармонии существования че­ловека. Таким образом, социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала  и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов по социальной работе и профилактики синдрома «эмоционального выгорания».

В ходе изучения феномена «выгорания» нами была выдвинута гипотеза: на развитие синдрома профессионального «выгорания» влияют как личностные особенности социального работника, так и организационные факторы. При этом у специалистов по социальной работе с высоким уровнем «выгорания» имеет место тенденция негативного отношения к клиентам и к себе.

Целью данной работы явилось изучение степени выраженности синдрома «профессионального выгорания» у социального ра­ботника.

Для реализации данной цели и проверки гипотезы нами были решены следующие задачи:

- изучить теоретические подходы проблеме изучения синдрома «профессионального выгорания» в трудах зарубежных и отечественных авторов;

- рассмотреть содержание профессиональной деятельности социальных работников и личностно профессиональные особенности специалиста социальной сферы;

- разработать методы предотвращения и профилактики синдрома профессио­нального выгорания.

Объектом исследования является профессиональная деятельность социального работника.

Предмет исследования - синдром «профессионального выгорания» у социальных работников.

Новизна исследования заключается в уточнении и расширении представ­лений о факторах, влияющих на развитие синдрома эмоционального «выгора­ния» в профессиональной деятельности социального работника.

Базой исследования является Управление социальной защиты населения Администрации Кемеровской области. Исследование проходило в мае 2004 г. Общий объем выборки составил 50 человек. Среди них в возрасте: до 35 лет – 9 человек; от 36 до 45 лет – 17 человек; старше 46 лет – 24 человека. По 19 человек имели высшее и средне специальное образование; 12 человек – среднее образование. Стаж работы в социальной защите: от 1 до 4 лет – 18 человек; от 5 до 10 лет – 25 человек; свыше 10 лет – 7 человек.

Исследование включало в себя два этапа:

1. Изучение степени выраженности синдрома профессионального «выгорания» у социальных работников, принявших участие в                   исследовании.

2. Изучение личностных особенностей социальных работников.

В начале исследования обследуемым предлагалось оценить стиль поведения в конфликте по тесту К.Томаса. Результаты проделанной работы представлены на Рисунке 1.

По результатам тестирования по опроснику К.Томаса выяснилось, что опрошенная нами группа социальных работников в большинстве своем пытается урегулировать конфликт, идя на компромисс. В конфликтных ситуациях они находят такое решение, которое будет «выгодно» как им самим, так и противоположной стороне.

Если компромисс найти не получается, то респонденты предпочитают либо вообще избежать конфликты, либо найти другие способы сотрудничества, что характеризует их с положительной точки зрения, потому что профессия социального работника подразумевает наличие спокойной, доброжелательной обстановки в рабочей среде.

Для определения места локализации локуса контроля, интернальности-экстернальности работников социальной защиты населения, нами была использована методика опросник определения уровня субъективного  контроля (УСК), результаты которой представлены на Рисунке 2.

Результаты исследования по методике УСК показали, что у респондентов с высокой степенью «выгорания» показатели интернальности ниже, чем у социальных работников с отсутствием синдрома «выгорания». Таким образом, развитие синдрома профессионального «выгорания» зависит от того, к какому типу локализации контроля над значимыми событиями относится работник социальной службы. Так, специали­сты с экстернальным локусом контроля в большей степени подвержены фено­мену «выгорания», чем с интернальным локусом. Риск развития эмоционально­го «выгорания» повышается при низких показателях по таким шкалам как об­щая интернальность, интернальность в области неудач, по шкале ингернальности в области производственных отношений.

Для исследования черт личности респондентов нами была использована методика Р. Кэттелла. Полученные результаты были сведены на Рисунке 3. В результате тестирования по данной методике было выяснено, что важным проявлением профессионального «выгорания» является постепен­но нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности. Замечая за собой негативные чувства или проявления, человек винит себя, у него снижается как профессиональная, так и личная самооценка. Он начинает переживать чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе, а возможно, и утрату прежде значимых для него жизненных ценностей.                                                            

С целью определения эмоционального фона социальных работников  использовался тест Люшера. Результаты тестирования показали, что у социальных работников с высокой степенью «выгорания» преобладает повышенная чувствительность к внешним раздражителям; они находятся в поиске выхода из сложной ситуации, которой, возможно, являются условия профессиональной деятельности.

Таким образом, поставленная цель – изучение степени выраженности синдрома «профессионального выгорания» у социального работника – была достигнута, а поставленные задачи решены.  С помощью исследования подтвердилась гипотеза.

Практическая значимость исследования заключается в том, что  полученные в ходе исследо­вания результаты могут быть использованы в системе пси­хогигиенических, профилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья специали­стов по социальной работе.                              

На основе изученного материала, мы выяснили, что проблема «профессионального выгорания» социального работника очень важна и актуальна на сегодняшний день. Знания в этой области помогут для лучшей профилактики «выгорания» специалистов социальной службы. Мерами профилактики синдрома «профессионального выгорания» могут быть: использование физических упражнений, психотренировки, социально-психологические тренинги, деловые игры и т.д.

Дальнейшим развитием темы может быть: разработка и воплощение в жизнь специальных программ, направленных на повышение стрессоустойчивости социальных работников и снижение у них синдрома «выгорания».

В заключении своего выступления хочу поблагодарить членов комиссии и коллег за оказанное мне внимание. Особую благодарность хочу выразить научному руководителю_______________________________________________

за оказание помощи в написании моей дипломной работы.

Большое спасибо!