1. Глобальные экономические проблемы сельскохозяйственных рынков
Одним из аспектов глобализации мировой экономики является формирование межгосударственной стратегии торговли сельскохозяйственной продукцией, в процессе реализации которой на международной арене сталкиваются интересы разных групп стран. Сельскохозяйственный сектор большинства экономически развитых стран защищен сложной и достаточно эффективной государственной системой мер, включающей такие инструменты, как тарифная система, нетарифные ограничения, количественные ограничения импорта, выборочное лицензирование, добровольные ограничения экспорта и т.п. [4].
Протекционистская система дополняется государственным субсидированием национальных сельскохозяйственных производителей посредством дотаций, льготного финансирования и других форм. Ежегодная финансовая поддержка сельскохозяйственного сектора экономически развитых стран достигает, по некоторым оценкам, 140 млрд. долл. Поскольку международная торговля - одна из важнейших движущих сил экономического роста мирового сообщества, вопрос о существенном и быстром снижении барьеров в торговле сельскохозяйственной продукцией объективно очень важен.
Основополагающий вопрос в рамках ГАТТ/ВТО. Попытки включить вопрос о либерализации торговли сельскохозяйственной продукцией в повестку дня многосторонних торговых переговоров (МТП), которые проходили в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), предпринимались неоднократно. Начиная с первого раунда МТП (Женева, 1947 г.) развивающиеся страны-участницы ГАТТ систематически выносили этот вопрос на широкое обсуждение. Однако существенного прогресса в его решении не было. Лишь спустя 26 лет в ходе Токийского раунда (1973-1979 гг.) торговля сельскохозяйственной продукцией была выделена в особый пункт повестки дня. Ряд стран выступил за то, чтобы в ходе переговоров, касающихся сельскохозяйственного сектора, применялись те же подходы, что и в отношении промышленных товаров. Несмотря на то, что эта инициатива не была поддержана большинством, позитивным результатом Токийского раунда можно считать решение об увеличении импортных квот на некоторые виды сельскохозяйственной продукции, а также частичное согласование тарифных уступок [1].
Более существенный прогресс был достигнут в ходе Уругвайского раунда. Договаривающиеся стороны - члены ГАТТ - сумели включить сельскохозяйственный сектор в режим многостороннего регулирования. Основные договоренности отражены в Соглашении по сельскому хозяйству и заключаются в обеспечении более либерального и предсказуемого доступа к рынку, сокращении экспортных субсидий, ограничении внутренней поддержки сельхозпроизводителей.
Обязательства стран ВТО в отношении либерализации торговли сельскохозяйственной продукцией обобщены в таблице 1 [6].
Достигнутые договоренности можно считать существенными, тем более что, как уже отмечалось, данный вопрос в течение долгих лет был вне обсуждения в рамках многосторонней торговой системы. Однако, ход реализации этих договоренностей ставит чрезвычайно важный вопрос: как либерализация мировой торговли сельскохозяйственной продукцией повлияет на обеспечение продовольственной безопасности большинства стран мира?
Четыре измерения продовольственной безопасности. По определению, данному в 1996 г. в ходе саммита ООН по сельскому хозяйству и продовольствию (ФАО), «продовольственная безопасность обеспечена, когда все люди в любое время имеют физический и экономический доступ к безопасному и питательному продовольствию, достаточному, чтобы удовлетворить свои физиологические потребности и предпочтения, необходимые для активной и здоровой жизни».
Таблица 1
Либерализация торговли сельскохозяйственной продукцией по результатам Уругвайского раунда, %
Развитые страны (период выполнения 1995-2000гг.) |
Развивающиеся страны (период выполнения 1995-2004 гг.) |
|
Тарифы |
||
Среднее сокращение по всем сельхозпродуктам |
36 |
24 |
Минимальное сокращение на продукт |
15 |
15 |
Внутренняя поддержка |
||
Общее сокращение поддержки сельхозпроизводителей (базовый период 1986 – 1988 гг.) |
20 |
13,3 |
Экспортные субсидии |
||
Стоимость субсидий |
36 |
24 |
Объемы субсидий (базовый период 1986 – 1990 гг.) |
21 |
14 |
Исходя из этого можно сформулировать следующие основные положения продовольственной безопасности. Во-первых, для обеспечения продовольственной безопасности той или иной страны должны быть гарантированы устойчивые и достаточные уровни производства продовольствия, полностью обеспечивающие запросы страны. Во-вторых, продовольственная безопасность может быть достигнута только тогда, когда гарантированы физические и экономические условия доступа к продовольствию. В-третьих, с целью достижения продовольственной безопасности продукция сельскохозяйственного производства должна стабильно и в достаточном количестве поставляться на мировые рынки. И, наконец, последним, но не менее важным элементом продовольственной безопасности является обеспечение населения доброкачественным, не приносящим ущерба здоровью продовольствием [5; 6].
Как видим, данная концепция предполагает не только производство достаточного количества высококачественного продовольствия, но также поддержание адекватных и бесперебойных поставок сельскохозяйственной продукции на мировые рынки. Другими словами, продовольственная безопасность достигается при наличии соответствующих систем и механизмов, гарантирующих достаточный объем производства и поставок продовольствия и адекватно реагирующих на риски, которые могут вызывать перебои в этой сфере. Важно и то, что в решении вопросов продовольственной безопасности необходимо тесное взаимодействие всех стран.
Финансовые возможности и физический доступ - ключевые критерии в обеспечении населения продовольствием. В этой связи перед странами с разным уровнем доходов и потенциалом ресурсной базы стоят задачи разной степени сложности. И если физический доступ к продовольствию может быть блокирован непредвиденными обстоятельствами (война, экспортные эмбарго и ограничения), то экономически доступность ограничивается прежде всего недостаточной покупательной способностью, иначе говоря - бедностью.
Важно отметить, что факторы первого рода — общие и для экономически развитых, и для развивающихся стран, в то время как экономический фактор, препятствующий доступу к продовольствию, особенно серьезен для развивающихся стран и некоторых стран с переходной экономикой. С учетом сказанного можно сделать вывод, что критические вопросы обеспечения продовольственной безопасности могут возникнуть практически перед любой страной, независимо от степени ее экономического развития [3].
Либерализация мировой торговли и обеспечение продовольственной безопасности. В достижении продовольственной безопасности велика роль международной торговли. Она способствует экономическому росту стран; обеспечивает широкий сортамент поставок; создает условия для более эффективного использования мировых ресурсов; содействует расширению производства именно в тех областях, которые с экономической точки зрения больше других подходят для этого [2].
Для стран, зависящих от сельскохозяйственной торговли (как экспортеров, так и импортеров), эффективное развитие мировой экономики н торговли будет способствовать экономическому росту и росту доходов. Экспортеры извлекут выгоды из оживления спроса, в то время как для импортеров откроются возможности без особых проблем оплачивать импортные контракты. Более устойчивый общий торговый режим ослабит опасения, что непредсказуемая политика торговых партнеров может привести к перебоям в поступлениях валюты и падению покупательной способности в отношении импорта продовольствия.
Поощряя рост доходов, увеличивая объем и разнообразие продовольствия, доступного внутри страны, мировая торговля укрепляет продовольственную безопасность в каждом из ее измерений (наличие продовольствия, его доступность, стабильность поставок, качество продукции) [1; 7].
Однако расчет только на международную торговлю может нести в себе и определенные риски, такие как неустойчивость цен и неопределенность в поставках продовольствия: влияние экспортеров на стабильность поставок. Рассмотрим подробнее каждый из них.
Страны, в наибольшей степени зависящие от импорта продовольственных товаров, не без основания озабочены тем, что перспективы торговли ими не очень оптимистичны и нет достаточных гарантий, что так называемая свободная торговля действительно приведет к стабилизации поставок. Либерализация мировой торговли сельскохозяйственной продукцией может изменить условия спроса и предложения. Рыночные регуляторы, воздействия на цены, в конечном итоге стабилизируют ее, уменьшив вероятность резких колебаний. Однако чувствительные перепады сельскохозяйственного производства, например в зависимости от погодных условий, не позволяют полностью исключить перепады мировых цен, а следовательно, гарантировать стабильность поставок продовольствия. Более того, отличительной особенностью торговли сельскохозяйственными товарами является доминирование на мировых рынках ограниченного числа стран-экспортеров, что также не способствует стабилизации поставок и цен, особенно в годы неблагоприятных для сельского хозяйства погодных условий. С учетом данного фактора глобальную неустойчивость поставок и цен на продовольствие нельзя устранить в краткосрочной перспективе. Таким образом, очевидно, что либерализация торговли также может оказать и неблагоприятное воздействие на продовольственную безопасность в каждом из вышеперечисленных измерений [6].
Еще один вопрос, часто вызывающий обеспокоенность в странах - импортерах продовольствия, заключается в обеспечении непрерывности поставок. В ситуации, когда на мировых рынках продовольствия по существу отсутствует нормальная конкурентная среда, есть основания опасаться, что страны-экспортеры могут периодически вводить экспортные эмбарго или экспортные налоги. Правда, опыт прошлых лет показывает, что воздействие таких ограничений было очень незначительно и касалось в основном рынка сои (эмбарго США на экспорт сои в течение 1973 г.) и зерна (введение ЕС налогов на экспорт хлебных злаков в 1995-1996 гг.). В то же время включение сельскохозяйственной отрасли в систему многостороннего регулирования торгово-экономических отношений ГАТТ/ВТО дает определенные гарантии, что в будущем дискриминационные меры не будут использоваться.
Вместе с тем необходимо помнить, что страны - экспортеры продовольствия принимают решения о продаже товаров за границу в зависимости от состояния собственного внутреннего рынка. Они могут регулировать свой сельскохозяйственный экспорт, не только поднимая экспортные пошлины (в рамках ГАТТ/ВТО требование «связывать» экспортные пошлины отсутствует), но также вводя количественные ограничения, если они не противоречат положениям ст. XI, п. 2 (а) ГАТТ-94. А когда речь идет о стратегически важном товаре, создается определенный потенциал для введения эмбарго, что уменьшает возможность свободной мировой торговли сельскохозяйственными товарами [4].
Учитывая все это, можно сделать вывод, что продовольственной безопасности нельзя достичь только введением согласованных на многосторонней основе принципов и правил международной торговли. Проблема продовольственной безопасности - комплексная и решать ее надо с учетом всех измерений.
Как обеспечить продовольственную безопасность? Считается, что имеются два основных пути обеспечения продовольственной безопасности на национальном уровне: стремиться к самообеспечению и создавать возможности систематически оплачивать импорт. Ряд стран проводит политику, поощряющую производство достаточного количества продовольствия с тем, чтобы обеспечить минимально необходимый уровень потребления и защититься от случайностей, когда невозможно будет импортировать продовольствие даже по высокой цене.
Самообеспечение продовольствием означает удовлетворение потребности в нем, прежде всего путем внутренних поставок при минимальной зависимости от внешней торговли. На эффективность реализации концепции самообеспечения влияет ряд факторов, которые важно учитывать в процессе формирования политики. Среди них - возможность использования технологий, увеличивающих урожай, воздействие на сельское хозяйство социальных потрясений и политической нестабильности, а также различных форм деградации окружающей среды.
Устойчивое использование внутренних сельскохозяйственных ресурсов в каждой стране играет важную роль для обеспечения продовольственной безопасности. Сохранение внутреннего сельскохозяйственного производства смягчает беспокойство населения относительно нехватки продовольствия в случае непредвиденных событий. Внутреннее производство является механизмом страхования от таких рисков, как ограничения импорта, плохие урожаи в странах-экспортерах и т.п. [8].
Внутреннее сельскохозяйственное производство не только способствует продовольственной безопасности, но выполняет и другие функции: сохранение земли и водных ресурсов, защита окружающей среды, развитие сельских районов, сохранение ландшафтов и традиционных культур. Для стран, где высока доля рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве, состояние этой отрасли важно и с социально-экономической точки зрения.
Импорт продовольствия может внести существенный вклад в обеспечение продовольственной безопасности. Перед странами, полагающимися на такой способ решения проблемы, стоят две серьезные задачи: во-первых, сохранить импорт продовольствия на требуемом уровне (то есть иметь валютные ресурсы, достаточные для его оплаты); во-вторых, обеспечить надежный доступ к источникам этого импорта [6].
Концепция, в основе которой лежит возможность самим оплачивать закупаемое продовольствие, предполагает прежде всего создание экспортного потенциала, обеспечивающего валютные поступления, достаточные для импорта продовольствия в объеме, необходимом для удовлетворения потребности населения.
В процессе разработки и реализации политики обеспечения продовольственной безопасности важно учитывать то, что продовольствие является особой категорией товара. Для стран-импортеров оно - стратегический товар, приобретение и устойчивая поставка которого гарантируют стабильность в обществе; для стран-экспортеров - инструмент политического и экономического давления, поскольку они могут использовать эмбарго на поставки как рычаг воздействия на другие страны.
Еще одной особенностью продовольствия является то, что как товар оно имеет добавленную стоимость, которая не всегда отражается рыночными механизмами. Иначе говоря, для обеспечения продовольственной безопасности правительство готово в определенных случаях платить суммы, не адекватные реальной стоимости закупаемого продовольствия. Таким образом, средства, которые направляются на стратегический импорт продовольствия, можно рассматривать как «цену уязвимости» страны. Возможный ущерб от внезапной потери доступа к одному или нескольким видам товаров зависит как от вероятности наступления такого случая, так и от его интенсивности и продолжительности. Это означает, что «цена уязвимости» будет меньшей, если такая вероятность относительно низка. Так, закупки сельскохозяйственных товаров в дружественных странах более безопасны, и «цена уязвимости» в этом случае минимальна.
При обеспечении продовольственной безопасности посредством импорта правительство должно сконцентрироваться на производстве тех товаров, реализация которых на внешних рынках будет максимально эффективной. Это - важнейшее условие продовольственной безопасности страны, поскольку должный уровень ее доходов - ключевая детерминанта конкурентоспособности на мировых рынках за доступные поставки продовольствия [8].
Многогранность проблемы продовольственной безопасности диктует необходимость поиска еще одного пути ее обеспечения. Оптимальным вариантом может явиться комбинация следующих элементов: сохранение и расширение внутреннего производства продовольствия, обеспечение устойчивого импорта, создание надлежащих запасов продовольствия. Причем ведущим элементом может быть любой из перечисленных в зависимости от ситуации в каждой конкретной стране [4].
Для многих государств проведение эффективной и разумной политики, нацеленной на самообеспечение продовольствием, - основа продовольственной безопасности. Другим странам требуется реализация программ накопления валютных ресурсов для закупки продовольствия за рубежом и принятие превентивных мер по снижению ущерба, который может возникнуть в результате внезапной потери доступа к рынкам продовольствия. При этом наиболее очевидным шагом на этом пути является формирование внутренних резервов продовольствия для потребления в течение кризисного периода. Но использование запасов для удовлетворения спроса в чрезвычайной ситуации -временная мера. В конечном счете в процессе обеспечения национальной продовольственной безопасности существенным для большинства стран является достижение эффективного соотношения уровня потребления и самообеспечения продовольствием, а также установление оптимальной величины импорта сельскохозяйственной продукции при наличии эффективной системы страхования в чрезвычайных ситуациях [2].
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Главная глобальная экономическая проблема сельскохозяйственных рынков является обеспечение продовольственной безопасности. Проблема продовольственной безопасности затрагивает как обеспечение достаточности поставок продовольствия на всех уровнях - глобальном, национальном, региональном и индивидуальном, так и систему страхования от рисков, связанных с этими поставками.
2. Оптимальная комбинация трех элементов -внутреннего производства, импорта, создания общественных запасов - позволяет создать эффективную систему продовольственной безопасности. Импорт из разных стран способствует уменьшению риска в связи с неурожаем в странах-экспортерах. Внутреннее производство служит инструментом страхования против рисков, связанных с достаточностью и доступностью импорта. Накопление запасов - временная, но достаточно эффективная мера для ликвидации внезапных нехваток продовольствия.
3. В рамках многосторонней системы регулирования торговли ГАТТ/ВТО необходимо формировать свод правил, который будет учитывать специфические особенности разных групп стран, иметь достаточную гибкость, содействовать осуществлению наиболее подходящей комбинации мер в области торговой политики с тем, чтобы достичь продовольственной безопасности всех стран. Однако либерализация торговли - не единственный способ достижения продовольственной безопасности. Торговля и внутреннее производство должны органично дополнять друг друга.
4. Реформы в сельскохозяйственной области должны быть направлены на укрепление продовольственной безопасности и достижение устойчивого внутреннего производства, обеспечение доступа к стабильному и предсказуемому мировому рынку.
2. Исследование предпочтения потребителей продукции Совхоза «Суховский»
Совхоз «Суховский» достаточно давно и успешно работает на рынке г.Кемерова. Основными видами продукции совхоза являются: картофель, морковь, свекла, капуста, помидоры, огурцы и другая овощная продукция.
Для того, чтобы оценить насколько данная продукция пользуется спросом и как оценивается ее качество, мы провели опрос потребителей продукции Совхоза «Суховский».
Для проведения опроса нами была разработана анкеты (Приложение 1), которая включает в себя четыре вопроса, непосредственно связанных с продукцией Совхоза «Суховский» и один вопрос о социально-демографических данных респондентов.
Всего нами было опрошено 20 человек, из которых 10 – мужчин и 10 – женщин. Возрастные пределы респондентов от 25 до 65 лет.
Первый вопрос анкеты касался частоты покупок продукции Совхоза «Суховский». Обработав полученные данные, мы получили следующую картину (Таблица 2).
Таблица 2
Частота покупок продукции Совхоза «Суховский» (%)
Варианты ответов |
Пол |
% |
Возраст |
|||
25-35лет |
36-45лет |
46-55лет |
56-65лет |
|||
Каждые 1-3 дня |
М |
10,0 |
- |
- |
- |
100,0 |
Ж |
10,0 |
- |
100,0 |
- |
- |
|
Один раз в неделю |
М |
20,0 |
- |
50,0 |
50,0 |
- |
Ж |
40,0 |
25,0 |
50,0 |
- |
25,0 |
|
Один раз в 1,5-2 недели |
М |
50,0 |
20,0 |
- |
20,0 |
60,0 |
Ж |
40,0 |
- |
- |
25,0 |
75,0 |
|
Один раз в 3- 4 недели |
М |
20,0 |
100,0 |
- |
- |
- |
Ж |
10,0 |
100,0 |
- |
- |
- |
|
Еще реже |
М |
- |
- |
- |
- |
- |
Ж |
- |
- |
- |
- |
- |
Исходя из данных Таблицы 2 следует, что наибольшее количество респондентов предпочитают покупать овощи один раз в 1,5-2 недели. Самое малое число опрошенных покупают продукцию Совхоза «Суховский» каждые 1-3 дня. При этом мужчины предпочитают делать покупки в среднем один раз в 1,5-2 недели, а женщины один раз в 1-2 недели. Самыми активными покупателями продукции Совхоза «Суховский» являются респонденты в возрасте от 46 до 65 лет.
Второй вопрос анкеты звучал так: «Какой фактор оказывает на Вас наибольшее влияние при покупке продукции данного предприятия?» На данный вопрос было предложено четыре варианта ответа, а также оставлена свободная строка, чтобы респондент мог дописать свой вариант ответа.
Оценив ответы опрошенных на второй вопрос анкеты, мы представили их графически на Рис. 1.
Рис. 1 Оценка факторов, оказывающих влияние на совершение покупки респондентами (%)
Данные Рис. 1 свидетельствуют о том, что явное большинство респондентов отдают предпочтение продукции Совхоза «Суховский» из-за качества товаров и приемлемой цены на них. При этом, опрошенные мужского пола (независимо от возраста) больше ценят качество, а для женщин на первом месте стоит приемлемая цена.
Такой неценовой фактор, как ассортимент, оказывает влияние на решение о покупке 20% опрошенных мужчин и такого же количества опрошенных женщин.
Нам также было интересно узнать, как респонденты оценивают качество продукции Совхоза «Суховский». С этой целью нами был задан третий вопрос анкеты, дабы подтвердить или опровергнуть мнения респондентов по предыдущему вопросу, когда они подчеркивали важность такого фактора, как качество продукции.
На третий вопрос анкеты мы получили следующие результаты (Рис. 2),
Рис. 2 Оценка респондентами качества продукции Совхоза «Суховский» (%)
Данные, представленные на Рис. 2, свидетельствуют о достаточно высокой оценке респондентами качества продукции Совхоза «Суховский». Ровно половина опрошенных мужчин и столько же представительниц женского пола оценили качество продукции, как высокое. Некоторые мужчины-респонденты (10%) отметили даже очень высокое качество продукции Совхоза «Суховский».
За то, что качество овощей Совхоза «Суховский» находится на среднем уровне высказались 40% мужчин и 50% женщин. Видимо при покупке этих товаров они руководствуются другими критериями (например, приемлемой ценой, отсутствием сильных конкурентов и т.д.).
Продолжая анкетирование, мы попросили респондентов отметить наиболее приемлемую цену, за которую они согласились бы покупать различные виды продукции Совхоза «Суховский». Полученные данные сведены в Таблице 3.
Таблица 3
Оценка наиболее приемлемых для респондентов цен на продукцию Совхоза «Суховский» (кг)
Виды продукции |
Цена за 1 кг |
||||
0-7 руб. |
8-15 руб. |
16-25 руб. |
26-35 руб. |
Более 36 руб. |
|
Картофель |
4,0 |
2,4 |
1,8 |
1,3 |
0,8 |
Морковь |
1,9 |
1,7 |
1,5 |
1,2 |
0,5 |
Свекла |
1,5 |
1,1 |
1,1 |
0,7 |
0,5 |
Капуста |
1,9 |
1,0 |
1,8 |
0,5 |
0,4 |
Огурцы |
1,8 |
1,5 |
1,2 |
1,0 |
0,8 |
Помидоры |
2,2 |
2,0 |
2,0 |
1,5 |
1,2 |
Исходя из данных Таблицы 3 можно сделать вывод, что чем выше будет цена на продукцию Совхоза «Суховский», тем меньшее количество этой продукции будут приобретать респонденты. Зависимость количества покупок (например, картофеля) от изменения цены отображена на Рис. 3.
Руб.
>36 |
||||||
26-35 |
||||||
16-25 |
||||||
8-15 |
||||||
0-7 |
||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
кг
Рис. 3 Зависимость количества покупок картофеля от изменения цены
Данные рис. 3 свидетельствуют о том, что с увеличением цены на картофель, спрос на него будет падать. Однако, сегодняшняя цена на картофель Совхоза «Суховский» колеблется в пределах 6-8 руб., что оказывается вполне приемлемым для покупателей. По такой цене потребители готовы покупать по 4 кг картофеля в неделю.
Если цена на картофель будет повышаться, то вполне возможно, спрос сократится, что приведет к снижению уровня прибыли Совхоза «Суховский». Для того, чтобы этого не произошло руководству предприятия необходимо принимать комплекс мер по снижению издержек, изучению конкурентов, организации развернутой маркетинговой программы и т.д.
Список литературы
1. Абрамова Г.П. Маркетинг в АПК. – М.,1997. – 218с.
2. Винклер Х. Мировые ресурсы. – М.,1996.-347с.
3. Гончаров В. Продовольственный комплекс России. – М., 1993.- 189 с.
4. Матусевич В.А. Рынок сельскохозяйственной продукции. – М.: Экономика, 1988. – 159с.
5. Осипов В.И. Организация, экономика и менеджмент в АПК. – М.,1997.-456с.
6. Попов Н.А. Экономика отраслей АПК. – М.: ЭКМОС, 2002. – 368 с.
7. Сельскохозяйственные рынки / В.В.Шайкин, Р.Г.Ахметов, Н.Я.Коваленко и др.- М.: Колос, 2001. - 264 с.
8. Серова Е.В. Аграрная экономика .- М.: ГУ ВИЭ, 1999. – 480 с.
Приложение 1
Бланк анкеты
Уважаемый респондент!
Кемеровский сельскохозяйственный институт проводит опрос общественного мнения, целью которого является выявить предпочтения потребителей продукции Совхоза «Суховский». Просим Вас ответить на несколько вопросов. В каждом вопросе выберите правильный (на Ваш взгляд) ответ и обведите его кружочком.
1. Скажите, пожалуйста, как часто Вы покупаете продукцию Совхоза «Суховский»?
1.1. Каждые 1-3 дня
1.2. Один раз в неделю
1.3. Один раз в 1,5-2 недели
1.4. Один раз в 3- 4 недели
1.5. Еще реже
2. Какой фактор оказывает на Вас наибольшее влияние при покупке продукции данного предприятия?
2.1. Качество продукции
2.2. Приемлемая цена
2.3. Ассортимент
2.4. Качество обслуживания
2.5. Другое_______________
3. Как бы Вы оценили качество продукции Совхоза «Суховский»?
3.1. Очень высокое
3.2. Высокое
3.3. Среднее
3.4. Низкое
3.5. Очень низкое
4. Скажите, пожалуйста, сколько килограммов продукции Совхоза «Суховский» и по какой цене Вы готовы покупать один раз в неделю (отметьте по каждому продукту)?
Виды продукции |
Цена за 1 кг |
||||
0-7 руб. |
8-15 руб. |
16-25 руб. |
26-35 руб. |
Более 36 руб. |
|
Картофель |
|||||
Морковь |
|||||
Свекла |
|||||
Капуста |
|||||
Огурцы |
|||||
Помидоры |
5. Укажите, пожалуйста, Ваш:
5.1. Пол_________
5.2. Возраст ______
Благодарим за участие!