1. Глобальные экономические проблемы сельскохозяйственных рынков

Одним из аспектов глобализации мировой эко­номики является формирование межгосударст­венной стратегии торговли сельскохозяйствен­ной продукцией, в процессе реализации которой на международной арене сталкиваются интересы разных групп стран. Сельскохозяйственный сек­тор большинства экономически развитых стран защищен сложной и достаточно эффективной го­сударственной системой мер, включающей такие инструменты, как тарифная система, нетариф­ные ограничения, количественные ограничения импорта, выборочное лицензирование, добро­вольные ограничения экспорта и т.п. [4].

Протекционистская система дополняется госу­дарственным субсидированием национальных сельскохозяйственных производителей посредст­вом дотаций, льготного финансирования и других форм. Ежегодная финансовая поддержка сель­скохозяйственного сектора экономически разви­тых стран достигает, по некоторым оценкам, 140 млрд. долл. Поскольку международная тор­говля - одна из важнейших движущих сил эконо­мического роста мирового сообщества, вопрос о существенном и быстром снижении барьеров в торговле сельскохозяйственной продукцией объ­ективно очень важен.

Основополагающий   вопрос   в   рамках ГАТТ/ВТО. Попытки включить вопрос о либера­лизации торговли сельскохозяйственной продук­цией в повестку дня многосторонних торговых переговоров (МТП), которые проходили в рам­ках Генерального соглашения по тарифам и тор­говле (ГАТТ), предпринимались неоднократно. Начиная с первого раунда МТП (Женева, 1947 г.) развивающиеся страны-участницы ГАТТ систе­матически выносили этот вопрос на широкое об­суждение. Однако существенного прогресса в его решении не было. Лишь спустя 26 лет в ходе То­кийского раунда (1973-1979 гг.) торговля сель­скохозяйственной продукцией была выделена в особый пункт повестки дня. Ряд стран выступил за то, чтобы в ходе переговоров, касающихся сельскохозяйственного сектора, применялись те же подходы, что и в отношении промышленных товаров. Несмотря на то, что эта инициатива не была поддержана большинством, позитивным ре­зультатом Токийского раунда можно считать ре­шение об увеличении импортных квот на некото­рые виды сельскохозяйственной продукции, а так­же частичное согласование тарифных уступок [1].

Более существенный прогресс был достигнут в ходе Уругвайского раунда. Договаривающиеся стороны - члены ГАТТ - сумели включить сельскохозяйственный сектор в режим многосторон­него регулирования. Основные договоренности отражены в Соглашении по сельскому хозяйству и заключаются в обеспечении более либерально­го и предсказуемого доступа к рынку, сокраще­нии экспортных субсидий, ограничении внутрен­ней поддержки сельхозпроизводителей.

Обязательства стран ВТО в отношении либе­рализации торговли сельскохозяйственной про­дукцией обобщены в таблице 1 [6].

Достигнутые договоренности можно считать существенными, тем более что, как уже отмеча­лось, данный вопрос в течение долгих лет был вне обсуждения в рамках многосторонней торговой системы. Однако, ход реализации этих догово­ренностей ставит чрезвычайно важный вопрос: как либерализация мировой торговли сельскохо­зяйственной продукцией повлияет на обеспече­ние продовольственной безопасности большинст­ва стран мира?

Четыре измерения продовольственной безо­пасности. По определению, данному в 1996 г. в хо­де саммита ООН по сельскому хозяйству и продовольствию (ФАО), «продовольственная безопас­ность обеспечена, когда все люди в любое время имеют физический и экономический доступ к бе­зопасному и питательному продовольствию, до­статочному, чтобы удовлетворить свои физиоло­гические потребности и предпочтения, необходи­мые для активной и здоровой жизни».

Таблица 1

Либерализация торговли сельскохозяйственной продукцией по результатам Уругвайского раунда, %

Развитые страны (период выполнения 1995-2000гг.)

Развивающиеся страны (период выполнения 1995-2004 гг.)

Тарифы

Среднее сокращение по всем сельхозпродуктам

36

24

Минимальное сокращение на продукт

15

15

Внутренняя поддержка

Общее сокращение поддержки сельхозпроизводителей (базовый период 1986 – 1988 гг.)

20

13,3

Экспортные субсидии

Стоимость субсидий

36

24

Объемы субсидий (базовый период 1986 – 1990 гг.)

21

14

Исходя из этого можно сформулировать сле­дующие основные положения продовольствен­ной безопасности. Во-первых, для обеспечения продовольственной безопасности той или иной страны должны быть гарантированы устойчивые и достаточные уровни производства продовольст­вия, полностью обеспечивающие запросы стра­ны. Во-вторых, продовольственная безопасность может быть достигнута только тогда, когда гаран­тированы физические и экономические условия доступа к продовольствию. В-третьих, с целью до­стижения продовольственной безопасности продук­ция сельскохозяйственного производства должна стабильно и в достаточном количестве поставлять­ся на мировые рынки. И, наконец, последним, но не менее важным элементом продовольственной безопасности является обеспечение населения до­брокачественным, не приносящим ущерба здоро­вью продовольствием [5; 6].

Как видим, данная концепция предполагает не только производство достаточного количества высококачественного продовольствия, но также поддержание адекватных и бесперебойных поста­вок сельскохозяйственной продукции на мировые рынки. Другими словами, продовольственная бе­зопасность достигается при наличии соответству­ющих систем и механизмов, гарантирующих до­статочный объем производства и поставок про­довольствия и адекватно реагирующих на риски, которые могут вызывать перебои в этой сфере. Важно и то, что в решении вопросов продоволь­ственной безопасности необходимо тесное взаи­модействие всех стран.

Финансовые возможности и физический до­ступ - ключевые критерии в обеспечении населе­ния продовольствием. В этой связи перед странами с разным уровнем доходов и потенциалом ресурс­ной базы стоят задачи разной степени сложности. И если физический доступ к продовольствию мо­жет быть блокирован непредвиденными обстоя­тельствами (война, экспортные эмбарго и ограни­чения), то экономически доступность ограничива­ется прежде всего недостаточной покупательной способностью, иначе говоря - бедностью.

Важно отметить, что факторы первого рода — общие и для экономически развитых, и для разви­вающихся стран, в то время как экономический фактор, препятствующий доступу к продовольст­вию, особенно серьезен для развивающихся стран и некоторых стран с переходной экономикой. С учетом сказанного можно сделать вывод, что критические вопросы обеспечения продовольст­венной безопасности могут возникнуть практиче­ски перед любой страной, независимо от степени ее экономического развития [3].

Либерализация мировой торговли и обеспече­ние продовольственной безопасности. В достиже­нии продовольственной безопасности велика роль международной торговли. Она способствует экономическому росту стран; обеспечивает ши­рокий сортамент поставок; создает условия для более эффективного использования мировых ре­сурсов; содействует расширению производства именно в тех областях, которые с экономической точки зрения больше других подходят для этого [2].

Для стран, зависящих от сельскохозяйствен­ной торговли (как экспортеров, так и импорте­ров), эффективное развитие мировой экономики н торговли будет способствовать экономическо­му росту и росту доходов. Экспортеры извлекут выгоды из оживления спроса, в то время как для импортеров откроются возможности без особых проблем оплачивать импортные контракты. Бо­лее устойчивый общий торговый режим ослабит опасения, что непредсказуемая политика торго­вых партнеров может привести к перебоям в по­ступлениях валюты и падению покупательной спо­собности в отношении импорта продовольствия.

Поощряя рост доходов, увеличивая объем и разнообразие продовольствия, доступного внутри страны, мировая торговля укрепляет продоволь­ственную безопасность в каждом из ее измерений (наличие продовольствия, его доступность, ста­бильность поставок, качество продукции) [1; 7].

Однако расчет только на международную тор­говлю может нести в себе и определенные риски, такие как неустойчивость цен и неопределен­ность в поставках продовольствия: влияние экс­портеров на стабильность поставок. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Страны, в наибольшей степени зависящие от импорта продовольственных товаров, не без ос­нования озабочены тем, что перспективы торгов­ли ими не очень оптимистичны и нет достаточ­ных гарантий, что так называемая свободная тор­говля действительно приведет к стабилизации поставок. Либерализация мировой торговли сель­скохозяйственной продукцией может изменить условия спроса и предложения. Рыночные регу­ляторы, воздействия на цены, в конечном итоге стабилизируют ее, уменьшив вероятность резких колебаний. Однако чувствительные перепады сельскохозяйственного производства, например в зависимости от погодных условий, не позволяют полностью исключить перепады мировых цен, а следовательно, гарантировать стабильность поста­вок продовольствия. Более того, отличительной особенностью торговли сельскохозяйственными товарами является доминирование на мировых рынках ограниченного числа стран-экспортеров, что также не способствует стабилизации поста­вок и цен, особенно в годы неблагоприятных для сельского хозяйства погодных условий. С учетом данного фактора глобальную неустойчивость по­ставок и цен на продовольствие нельзя устранить в краткосрочной перспективе. Таким образом, очевидно, что либерализация торговли также мо­жет оказать и неблагоприятное воздействие на продовольственную безопасность в каждом из вышеперечисленных измерений [6].

Еще один вопрос, часто вызывающий обеспо­коенность в странах - импортерах продовольст­вия, заключается в обеспечении непрерывности поставок. В ситуации, когда на мировых рынках продовольствия по существу отсутствует нор­мальная конкурентная среда, есть основания опа­саться, что страны-экспортеры могут периодиче­ски вводить экспортные эмбарго или экспортные налоги. Правда, опыт прошлых лет показывает, что воздействие таких ограничений было очень незначительно и касалось в основном рынка сои (эмбарго США на экспорт сои в течение 1973 г.) и зерна (введение ЕС налогов на экспорт хлебных злаков в 1995-1996 гг.). В то же время включе­ние сельскохозяйственной отрасли в систему мно­гостороннего регулирования торгово-экономических отношений ГАТТ/ВТО дает определен­ные    гарантии,    что    в    будущем дискриминационные меры не будут использо­ваться.

Вместе с тем необходимо помнить, что страны - экспортеры продовольствия принимают решения о продаже товаров за границу в зависимости от со­стояния собственного внутреннего рынка. Они мо­гут регулировать свой сельскохозяйственный экс­порт, не только поднимая экспортные пошлины (в рамках ГАТТ/ВТО требование «связывать» экспортные пошлины отсутствует), но также вво­дя количественные ограничения, если они не про­тиворечат положениям ст. XI, п. 2 (а) ГАТТ-94. А когда речь идет о стратегически важном това­ре, создается определенный потенциал для введе­ния эмбарго, что уменьшает возможность свобод­ной мировой торговли сельскохозяйственными товарами [4].

Учитывая все это, можно сделать вывод, что продовольственной безопасности нельзя достичь только введением согласованных на многосто­ронней основе принципов и правил международ­ной торговли. Проблема продовольственной бе­зопасности - комплексная и решать ее надо с уче­том всех измерений.

Как обеспечить продовольственную безопас­ность? Считается, что имеются два основных пу­ти обеспечения продовольственной безопасности на национальном уровне: стремиться к самообес­печению и создавать возможности систематичес­ки оплачивать импорт. Ряд стран проводит поли­тику, поощряющую производство достаточного количества продовольствия с тем, чтобы обеспе­чить минимально необходимый уровень потреб­ления и защититься от случайностей, когда невоз­можно будет импортировать продовольствие да­же по высокой цене.

Самообеспечение продовольствием означает удовлетворение потребности в нем, прежде всего путем внутренних поставок при минимальной за­висимости от внешней торговли. На эффектив­ность реализации концепции самообеспечения влияет ряд факторов, которые важно учитывать в процессе формирования политики. Среди них - возможность использования технологий, увели­чивающих урожай, воздействие на сельское хо­зяйство социальных потрясений и политической нестабильности, а также различных форм дегра­дации окружающей среды.

Устойчивое использование внутренних сельско­хозяйственных ресурсов в каждой стране играет важную роль для обеспечения продовольственной безопасности. Сохранение внутреннего сельскохо­зяйственного производства смягчает беспокойство населения относительно нехватки продовольствия в случае непредвиденных событий. Внутреннее про­изводство является механизмом страхования от та­ких рисков, как ограничения импорта, плохие уро­жаи в странах-экспортерах и т.п. [8].

Внутреннее сельскохозяйственное производ­ство не только способствует продовольственной безопасности, но выполняет и другие функции:  сохранение земли и водных ресурсов, защита ок­ружающей среды, развитие сельских районов, со­хранение ландшафтов и традиционных культур. Для стран, где высока доля рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве, состояние этой отрасли важ­но и с социально-экономической точки зрения.

Импорт продовольствия может внести сущест­венный вклад в обеспечение продовольственной безопасности. Перед странами, полагающимися на такой способ решения проблемы, стоят две се­рьезные задачи: во-первых, сохранить импорт продовольствия на требуемом уровне (то есть иметь валютные ресурсы, достаточные для его оплаты); во-вторых, обеспечить надежный до­ступ к источникам этого импорта [6].

Концепция, в основе которой лежит возмож­ность самим оплачивать закупаемое продоволь­ствие, предполагает прежде всего создание экс­портного потенциала, обеспечивающего валют­ные поступления, достаточные для импорта продовольствия в объеме, необходимом для удов­летворения потребности населения.

В процессе разработки и реализации политики обеспечения продовольственной безопасности важно учитывать то, что продовольствие являет­ся особой категорией товара. Для стран-импорте­ров оно - стратегический товар, приобретение и устойчивая поставка которого гарантируют ста­бильность в обществе; для стран-экспортеров - инструмент политического и экономического давления, поскольку они могут использовать эм­барго на поставки как рычаг воздействия на дру­гие страны.

Еще одной особенностью продовольствия яв­ляется то, что как товар оно имеет добавленную стоимость, которая не всегда отражается рыночны­ми механизмами. Иначе говоря, для обеспечения продовольственной безопасности правительство готово в определенных случаях платить суммы, не адекватные реальной стоимости закупаемого про­довольствия. Таким образом, средства, которые направляются на стратегический импорт продо­вольствия, можно рассматривать как «цену уязви­мости» страны. Возможный ущерб от внезапной потери доступа к одному или нескольким видам товаров зависит как от вероятности наступления такого случая, так и от его интенсивности и про­должительности. Это означает, что «цена уязви­мости» будет меньшей, если такая вероятность относительно низка. Так, закупки сельскохозяй­ственных товаров в дружественных странах бо­лее безопасны, и «цена уязвимости» в этом случае минимальна.

При обеспечении продовольственной безопас­ности посредством импорта правительство долж­но сконцентрироваться на производстве тех това­ров, реализация которых на внешних рынках бу­дет максимально эффективной. Это - важнейшее условие продовольственной безопасности стра­ны, поскольку должный уровень ее доходов - ключевая детерминанта конкурентоспособности на мировых рынках за доступные поставки про­довольствия [8].

Многогранность проблемы продовольствен­ной безопасности диктует необходимость поиска еще одного пути ее обеспечения. Оптимальным вариантом может явиться комбинация следую­щих элементов: сохранение и расширение внут­реннего производства продовольствия, обеспече­ние устойчивого импорта, создание надлежащих запасов продовольствия. Причем ведущим эле­ментом может быть любой из перечисленных в зависимости от ситуации в каждой конкретной стране [4].

Для многих государств проведение эффектив­ной и разумной политики, нацеленной на самообе­спечение продовольствием, - основа продовольст­венной безопасности. Другим странам требуется реализация программ накопления валютных ре­сурсов для закупки продовольствия за рубежом и принятие превентивных мер по снижению ущер­ба, который может возникнуть в результате вне­запной потери доступа к рынкам продовольствия. При этом наиболее очевидным шагом на этом пу­ти является формирование внутренних резервов продовольствия для потребления в течение кри­зисного периода. Но использование запасов для удовлетворения спроса в чрезвычайной ситуации -временная мера. В конечном счете в процессе обеспечения национальной продовольственной безопасности существенным для большинства стран является достижение эффективного соотно­шения уровня потребления и самообеспечения про­довольствием, а также установление оптимальной величины импорта сельскохозяйственной продук­ции при наличии эффективной системы страхова­ния в чрезвычайных ситуациях [2].

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Главная глобальная экономическая проблема сельскохозяйственных рынков является обеспечение продовольственной безопасности. Проблема продовольственной безопасности затрагивает как обеспечение достаточности по­ставок продовольствия на всех уровнях - глобаль­ном, национальном, региональном и индивиду­альном, так и систему страхования от рисков, свя­занных с этими поставками.

2. Оптимальная комбинация трех элементов -внутреннего производства, импорта, создания об­щественных запасов - позволяет создать эффективную систему продовольственной безопаснос­ти. Импорт из разных стран способствует умень­шению риска в связи с неурожаем в странах-экспортерах. Внутреннее производство служит инструментом страхования против рисков, свя­занных с достаточностью и доступностью импор­та. Накопление запасов - временная, но достаточ­но эффективная мера для ликвидации внезапных нехваток продовольствия.

3. В рамках многосторонней системы регули­рования торговли ГАТТ/ВТО необходимо фор­мировать свод правил, который будет учитывать специфические особенности разных групп стран, иметь достаточную гибкость, содействовать осу­ществлению наиболее подходящей комбинации мер в области торговой политики с тем, чтобы до­стичь продовольственной безопасности всех стран. Однако либерализация торговли - не един­ственный способ достижения продовольственной безопасности. Торговля и внутреннее производ­ство должны органично дополнять друг друга.

4. Реформы в сельскохозяйственной области должны быть направлены на укрепление продо­вольственной безопасности и достижение устой­чивого внутреннего производства, обеспечение доступа к стабильному и предсказуемому мирово­му рынку.

2. Исследование предпочтения потребителей продукции Совхоза «Суховский»

Совхоз «Суховский» достаточно давно и успешно работает на рынке г.Кемерова. Основными видами продукции совхоза являются: картофель, морковь, свекла, капуста, помидоры, огурцы и другая овощная продукция.

Для того, чтобы оценить насколько данная продукция пользуется спросом и как оценивается ее качество, мы провели опрос потребителей продукции Совхоза «Суховский».

Для проведения опроса нами была разработана анкеты (Приложение 1), которая включает в себя четыре вопроса, непосредственно связанных с продукцией Совхоза «Суховский» и один вопрос о социально-демографических данных респондентов.

Всего нами было опрошено 20 человек, из которых 10 – мужчин и 10 – женщин. Возрастные пределы респондентов от 25 до 65 лет.

Первый вопрос анкеты касался частоты покупок продукции Совхоза «Суховский». Обработав полученные данные, мы получили следующую картину (Таблица 2).

Таблица 2

Частота покупок продукции Совхоза «Суховский» (%)

Варианты ответов

Пол

%

Возраст

25-35лет

36-45лет

46-55лет

56-65лет

Каждые 1-3 дня

М

10,0

-

-

-

100,0

Ж

10,0

-

100,0

-

-

Один раз в неделю

М

20,0

-

50,0

50,0

-

Ж

40,0

25,0

50,0

-

25,0

Один раз в 1,5-2 недели

М

50,0

20,0

-

20,0

60,0

Ж

40,0

-

-

25,0

75,0

Один раз в 3- 4 недели

М

20,0

100,0

-

-

-

Ж

10,0

100,0

-

-

-

Еще реже

М

-

-

-

-

-

Ж

-

-

-

-

-

Исходя из данных Таблицы 2 следует, что наибольшее количество респондентов предпочитают покупать овощи один раз в 1,5-2 недели. Самое малое число опрошенных покупают продукцию Совхоза «Суховский» каждые 1-3 дня. При этом мужчины предпочитают делать покупки в среднем один раз в 1,5-2 недели, а женщины один раз в 1-2 недели. Самыми активными покупателями продукции Совхоза «Суховский» являются респонденты в возрасте от 46 до 65 лет.

Второй вопрос анкеты звучал так: «Какой фактор оказывает на Вас наибольшее влияние при покупке продукции данного предприятия?» На данный вопрос было предложено четыре варианта ответа, а также оставлена свободная строка, чтобы респондент мог дописать свой вариант ответа.

Оценив ответы опрошенных на второй вопрос анкеты, мы представили их графически на Рис. 1.

Рис. 1 Оценка факторов, оказывающих влияние на совершение покупки респондентами (%)

Данные Рис. 1 свидетельствуют о том, что явное большинство респондентов отдают предпочтение продукции Совхоза «Суховский» из-за качества товаров и приемлемой цены на них. При этом, опрошенные мужского пола (независимо от возраста) больше ценят качество, а для женщин на первом месте стоит приемлемая цена.

Такой неценовой фактор, как ассортимент, оказывает влияние на решение о покупке 20% опрошенных мужчин и такого же количества опрошенных женщин.

Нам также было интересно узнать, как респонденты оценивают качество продукции Совхоза «Суховский». С этой целью нами был задан третий вопрос анкеты, дабы подтвердить или опровергнуть мнения респондентов по предыдущему вопросу, когда они подчеркивали важность такого фактора, как качество продукции.

На третий вопрос анкеты мы получили следующие результаты (Рис. 2),

Рис. 2 Оценка респондентами качества продукции Совхоза «Суховский» (%)

Данные, представленные на Рис. 2, свидетельствуют о достаточно высокой оценке респондентами качества продукции Совхоза «Суховский». Ровно половина опрошенных мужчин и столько же представительниц женского пола оценили качество продукции, как высокое. Некоторые мужчины-респонденты (10%) отметили даже очень высокое качество продукции Совхоза «Суховский».

За то, что качество овощей Совхоза «Суховский» находится на среднем уровне  высказались 40% мужчин и 50% женщин. Видимо при покупке этих товаров они руководствуются другими критериями (например, приемлемой ценой, отсутствием сильных конкурентов и т.д.).

Продолжая анкетирование, мы попросили респондентов отметить  наиболее приемлемую цену, за которую они согласились бы покупать различные виды продукции Совхоза «Суховский». Полученные данные сведены в Таблице 3.

Таблица 3

Оценка наиболее приемлемых для респондентов цен на продукцию Совхоза «Суховский» (кг)

Виды продукции

Цена за 1 кг

0-7 руб.

8-15 руб.

16-25 руб.

26-35 руб.

Более 36 руб.

Картофель

4,0

2,4

1,8

1,3

0,8

Морковь

1,9

1,7

1,5

1,2

0,5

Свекла

1,5

1,1

1,1

0,7

0,5

Капуста

1,9

1,0

1,8

0,5

0,4

Огурцы

1,8

1,5

1,2

1,0

0,8

Помидоры

2,2

2,0

2,0

1,5

1,2

Исходя из данных Таблицы 3 можно сделать вывод, что чем выше будет цена на продукцию Совхоза «Суховский», тем меньшее количество этой продукции будут приобретать респонденты. Зависимость количества покупок (например, картофеля) от изменения цены отображена на Рис. 3.

      Руб.

>36

26-35

16-25

8-15

0-7

0

 1

2

3

4

5

6

                                                                                                         кг

Рис. 3 Зависимость количества покупок картофеля от изменения цены

Данные рис. 3 свидетельствуют о том, что с увеличением цены на картофель, спрос на него будет падать. Однако, сегодняшняя цена на картофель Совхоза «Суховский» колеблется в пределах 6-8 руб., что оказывается вполне приемлемым для покупателей. По такой цене потребители готовы покупать по 4 кг картофеля в неделю.

Если цена на картофель будет повышаться, то вполне возможно, спрос сократится, что приведет к снижению уровня прибыли Совхоза «Суховский». Для того, чтобы этого не произошло руководству предприятия необходимо принимать комплекс мер по снижению издержек, изучению конкурентов, организации развернутой маркетинговой программы и т.д.

Список литературы

1. Абрамова Г.П. Маркетинг в АПК. – М.,1997. – 218с.

2. Винклер Х. Мировые ресурсы. – М.,1996.-347с.

3. Гончаров В. Продовольственный комплекс России. – М., 1993.- 189 с.

4. Матусевич В.А. Рынок сельскохозяйственной продукции. – М.: Экономика, 1988. – 159с.

5. Осипов В.И. Организация, экономика и менеджмент в АПК. – М.,1997.-456с.

6. Попов Н.А. Экономика отраслей АПК. – М.: ЭКМОС, 2002. – 368 с.

7. Сельскохозяйственные рынки / В.В.Шайкин, Р.Г.Ахметов, Н.Я.Коваленко и др.- М.: Колос, 2001. - 264 с.

8. Серова Е.В. Аграрная экономика .- М.: ГУ ВИЭ, 1999. – 480 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Бланк анкеты

Уважаемый респондент!

Кемеровский сельскохозяйственный институт проводит опрос общественного мнения, целью которого является выявить предпочтения потребителей продукции Совхоза «Суховский». Просим Вас ответить на несколько вопросов. В каждом вопросе выберите правильный (на Ваш взгляд) ответ и обведите его кружочком.

1. Скажите, пожалуйста, как часто Вы покупаете продукцию Совхоза «Суховский»?

1.1. Каждые 1-3 дня

1.2. Один раз в неделю

1.3. Один раз в 1,5-2 недели

1.4. Один раз в 3- 4 недели

1.5. Еще реже

2. Какой фактор оказывает на Вас наибольшее влияние при покупке продукции данного предприятия?

2.1. Качество продукции

2.2. Приемлемая цена

2.3. Ассортимент

2.4. Качество обслуживания

2.5. Другое_______________

3. Как бы Вы оценили качество продукции Совхоза «Суховский»?

3.1. Очень высокое

3.2. Высокое

3.3. Среднее

3.4. Низкое

3.5. Очень низкое

4. Скажите, пожалуйста, сколько килограммов продукции Совхоза «Суховский» и по какой цене Вы готовы покупать один раз в неделю (отметьте по каждому продукту)?

Виды продукции

Цена за 1 кг

0-7 руб.

8-15 руб.

16-25 руб.

26-35 руб.

Более 36 руб.

Картофель

Морковь

Свекла

Капуста

Огурцы

Помидоры

         5. Укажите, пожалуйста, Ваш:

         5.1. Пол_________

         5.2. Возраст ______

Благодарим за участие!