Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Формирование культурно-гигиенических навыков у детей
среднего дошкольного возраста: теоретический аспект…………5
1.1. Обзор методик здоровьесберегающей педагогической
системы в дошкольном образовательном учреждении………...5
1.2. Основные правила личной гигиены детей среднего
дошкольного возраста……………………………………………11
Глава 2 Экспериментальное исследование сформированности
культурно-гигиенических навыков у детей среднего
дошкольного возраста……………………………………………...19
2.1. Констатирующий эксперимент………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………………….27
Приложения………………………………………………………………….29
Введение
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.
Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.
Приходить в детский сад или школу с чистыми руками - это гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в детский сад или школу больным? Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения, систематического воспитания и это должны делать в первую очередь родители.
Наши отечественные педагоги (Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева и др.) и психологи (В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания.
Изучив теоретический материал по вопросу о формировании культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что ученые, как правило, рассматривают эту проблему в целом, не заостряя внимания на особенностях того или иного возраста ребенка. Поэтому темой нашего исследования стала сформированность культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Исходя из данной темы, объектом исследования будут культурно-гигиенические навыки детей среднего дошкольного возраста.
Предметом исследования являются особенности формирования культурно-гигиенических навыков детей среднего дошкольного возраста.
Целью исследования является изучение особенностей формирования культурно-гигиенических навыков детей среднего дошкольного возраста.
В исследовании мы выдвигаем такое предположение, что проявление культурно-гигиенических навыков заключается в соблюдении режима, питании и гигиенических процедурах.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
2. Выявить актуальный уровень развития культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические – библиографическое описание, выписки, конспектирование.
2. Эмпирические – эксперимент, математическая обработка данных.
База исследования – г.Кемерово ДОУ №235 средняя группа, 22 человека.
Глава 1 Формирование культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста: теоретический аспект
1.1. Обзор методик здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольном образовательном учреждении
На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова.
Т.Н. Доронова [6] - кандидат педагогических наук - в своей программе «Радуга» обращает внимание на воспитание и развитие детей детского сада, основным компонентом она отдавала предпочтение самому важному предмету воспитания - физической культуре. «От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит здоровье человека. Ребенок в дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни», - пишет она. Ею определены основные формы работы с детьми, и вся работа вынесена в разделы «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Суточный режим жизни», «Бодрствование», «Сон», «Питание», «Навыки здоровья», «Формируем культуру движений». Постепенно ребенок овладевает основными культурно- гигиеническими навыками, знакомится с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Ею освещены важные на современном этапе вопросы поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей, умению избегать или даже предварять их. Т.Н. Дороновой раскрыты средства и формы физического воспитания. Это гигиенические факторы, гигиена нервной системы, физические упражнения. Профилактическая, развивающая, лечебная, реабилитационная направленность в подборе физических упражнений [6].
В программу авторского коллектива под руководством Л.А. Венгер «Развитие» заложены два теоретических положения: теория А.В.Запорожца о само ценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к гуманистическому пониманию и концепция Л.А.Венгер о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. Данная программа не содержит задач по физическому развитию ребенка.
М.Д. Маханева и доктор психологических наук О.М.Дьяченко в 2000 году разработали методические рекомендации по воспитанию здорового ребенка к программе «Развитие». Они содержат в себе, с одной стороны, общую характеристику средств, обеспечивающих здоровье ребенка (гигиенические, закаливание, физические упражнения) с другой - конкретные описания физкультурных занятий проводимых в зале. Они ценны тем, что позволяют использовать их при планировании самых различных сторон организации здорового образа жизни детей, сочетая занятия по программе «Развитие» и ряд дополнительных с проведением необходимых оздоровительных мероприятий. М.Д. Маханевой обращается большое внимание на правильное питание детей, на необходимость его полноценности. Ею критикуется общепринятая система физического воспитания, «…которая не может решить проблемы на современном этапе, так как не учитывает конкретные условия детских учреждений в разных регионах России, не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями и здоровьем, не реализует потребности детей в движении». М.Д. Маханевой разработаны:
1. Гигиенические факторы:
- режим;
- питание;
- гигиенические процедуры.
2. Средства физического воспитания:
- закаливание (специальные меры закаливания, беседы);
- физические упражнения (спортивные игры, праздники, развлечения, физкультурные занятия, подвижные игры, утренние гимнастики, плавание) [16].
В.Т. Кудрявцев [12] - доктор психологических наук, Б.Б.Егоров [7] - кандидат педагогических наук определили идею комплексного междисциплинарного подхода к вопросу физического воспитания дошкольника, и возникла развивающая педагогика оздоровления в 2000 году. Их Программно-методическое пособие отражает две линии оздоровительно - развивающей работы:
1. Приобщение к физической культуре.
2. Развивающая форма оздоровительной работы.
Они критикуют устоявшийся подход к физкультурно-оздоровительной работе дошкольников, говорят о необходимости кардинального пересмотра существующих методов физического воспитания в дошкольных учреждениях, школах. В.Т. Кудрявцев и Б.Б. Егоров указывают на ряд противоречий существующих на современном этапе. В частности, Б.Б. Егоров пишет: «Роль движений в целостном психологическом развитии является очевидной и общепризнанной и потому не требует какого-то особенного обоснования. С другой стороны, двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка-дошкольника» [7; 12]. Они вынесены на их взгляд, на периферию образовательного процесса. То же они говорят об оздоровительной работе.
Все это на их взгляд ведет к утрате источников развития ребенка, росту детской заболеваемости. Материалы В.Т.Кудрявцева и Б.Б. Егорова продолжают идеи физиологов - А.А.Ухтомского и Н.А. Бернштейна, психологов - А.В.Запорожца и В.П. Зинченко, педагога П.С. Лесгафта, философа Э.В. Ильенкова, педиатра и педагога Ю.Ф. Змановского.
Авторы программы исходят из того, что «…ребенок - это целостный духовно-телесный организм - средоточник, посредник и преобразователь значимых для него природно- и социально-экологических связей.. Эффект образовательно-оздоровительный усматривается нами в воспитании у ребенка способности осмысленно регулировать эти связи через особые формы двигательно-игровой деятельности» [9]. Общая цель данной программно-методического материала состоит в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.
Развивающая педагогика оздоровления состоит из 4 разделов. И постепенно оформляется на стыке возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Одним из его зачинателей был российский ученый-педиатр и педагог Ю.Ф. Змановский.
Названному направлению присущ ряд отличительных черт:
1. Представление о здоровом ребенке как эталоне и практически достижимой норме детского развития.
2. Здоровый ребенок рассматривается в качестве «целостного телесно-духовного организма».
3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
4. Индивидуально-дефферинцированный подход является ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми [9].
Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Ефименко [8] в 1999 году выпустил программу «Театр физического развития и оздоровления» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ней автор сформулировал основные принципиально новые системы физического воспитания и оздоровления детей первых 10 лет жизни. Данная система опирается на объективные законы развития человеческого организма. Красной нитью проходит идея превратить однообразные занятия в занятия-спектакли, дарящие детям радость и приносящие пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений.
Коренным образом система Н.Н. Ефименко отличается от других (Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, Д.В. Хухлаевой, Ю.В. Змановского, Л.В. Карманова) 10-ю профессиональными заповедями:
1. «Следуй логике природы» (педагогика должна быть естественной).
2. «Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающей спирали».
3. «Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнениях», подбирай подготовительную часть занятия в соответствии с «эволюционной гимнастикой».
4. «Деление занятий на 3 части должно быть не формальным, а по физиологической сути».
5. «Театр физического воспитания дошкольников», играя - оздоравливать, играя - воспитывать, играя - развивать, играя – обучать».
6. «Физическое воспитание должно заряжать детей положительными эмоциями».
7. «Двигательный портрет дошкольника «рисует» методика игрового тестирования».
8. «Создавай тренажеры сам».
9. «Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции».
10. «Через движение и игру - к воспитанию Человека будущего: комплексная педагогика жизни» [8].
В программе «Основы безопасности дошкольников» В.А. Ананьев [1; 17] ставит задачи развития физической активности детей, о том, что их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться. Пути решения задач: занятия, игры - занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально- привлекательных форм. Работа с родителями направленная на оздоровление детей и на развитие их физической активности.
Программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», разработанная кандидатами психологических наук Н.Н. Авдеевой и Р.Б. Стеркиной, кандидатом педагогических наук О.Л. Князевой. Авторы отмечают, что безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в жизненных различных ситуациях, в том числе и неожиданных. Определяя основное содержание работы по ОБЖ и направления развития детей, авторы программы посчитали необходимым выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность жизни. Основное содержание работы по программе должно строиться, по мнению авторов, по нескольким направлениям:
1. Ребенок и другие люди.
2. Ребенок и природа.
3. Ребенок дома.
4. Эмоциональное благополучие ребенка.
5. Ребенок на улицах города.
6. Здоровье ребенка.
Содержание последнего раздела «Здоровье ребенка» представляет для нас научный интерес, поскольку позволило выявить, какое содержание работы предлагают авторы в этом разделе, каков его объем, какими средствами предлагают его решать. Так, авторы содержание раздела направляют на формирование у ребенка представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Ребенок должен знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.
Педагог, работающий по этой программе, должен рассказать детям, как устроен организм человека, как работают основные системы и органы (опорно-двигательная, мышечная, пищеварительная, выделительная, кровообращение, дыхание, нервная система, органы чувств). Важно при этом сформировать у ребенка умение прислушиваться к своему организму, помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы, говорящие о состоянии всех органов и систем [3; 15].
Полноценное здоровье невозможно без соблюдения правил личной гигиены, которая является неотъемлемым компонентом здорового образа жизни. По этой причине считаем целесообразным уделить особое внимание правилам личной гигиены, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.
1.2. Основные правила личной гигиены детей среднего
дошкольного возраста
Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Личная гигиена - это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней. Когда ребенок бегает, прыгает и ему становится жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому с детства ребенку нужно прививать навык ухаживать за своим телом [2].
Каждое утро все дети должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером. Вот какие навыки необходимо соблюдать самому и привить ребенку в процессе умывания:
1. К умыванию нужно подготовить мыло, полотенце и если нет крана и умывальника, то кувшин с водой и таз.
2. Полотенце следует повесить на вешалку или гвоздик, чтобы ребенок без труда смог его достать.
3. Умываться лучше всего раздетым до пояса или в трусиках и майке.
4. Сначала надо хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из-под крана или кувшина, но не в тазу. Руки следует намыливать один-два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей.
5. Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши.
6. После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем. У каждого ребенка должно быть свое полотенце [18].
Если полотенце, после того как им вытирались, остается чистым, значит, ребенок умылся хорошо.
Ребенок в 4 года должен научиться самостоятельно мыть лицо, уши, верхнюю часть груди и руки до локтя, а с 5 - 7-летнего возраста - обтираться до пояса. После умывания следует помочь ему хорошенько растереться полотенцем до ощущения приятной теплоты [2].
Необходимо приучить ребенка перед сном мыть ноги, потому что на ногах особенно сильно потеет кожа и накапливается грязь. Редкое мытье ног, ношение грязных носков, колгот способствует появлению опрелостей и потертостей, а также предрасполагает к грибковым заболеваниям. По этой причине не рекомендуется надевать и мерить чужую обувь. В бане, бассейне, на пляже нужно надевать специальные тапочки.
После мытья ноги нужно тщательно вытирать специальным полотенцем. Колготы и носки менять не реже, чем через день. Дома переодевать домашние туфли или тапочки.
Водные процедуры утром и вечером перед сном имеют для ребенка не только гигиеническое, но и закаливающее значение, хорошо влияют на нервную систему, способствуют быстрому засыпанию.
Все тело необходимо мыть не реже одного раза в неделю дома в ванне, под душем или в бане. Для того чтобы снять с кожи жир и грязь, мыться нужно обязательно теплой водой, натирать тело мочалкой с мылом. После мытья следует одеть чистое белье.
Очень тщательно нужно промывать волосы, т.к. на них и между ними накапливается много кожного жира, грязи и пыли. Легче ухаживать за короткими волосами: они лучше промываются. Поэтому желательно, чтобы мальчики стриглись коротко, особенно в летнее время. Девочкам, у которых длинные волосы, нужно мыть голову не реже одного раза в неделю, после мытья их тщательно расчесывать только своей и обязательно чистой расческой.
Требуют также ухода ногти на пальцах рук и ног. Один раз в 2 недели их необходимо аккуратно подстригать потому, что под длинными ногтями обычно скапливается грязь, удалить которую трудно. Кроме того, такими ногтями можно поцарапать кожу себе и окружающим. Грязные ногти - признак неаккуратного, неряшливого человека, который не соблюдает правил личной гигиены. Ни в коем случае ногти нельзя грызть.
Особенно важно следить за чистотой рук. Ребенку нужно объяснить, что руками он берет различные предметы: карандаши, ручки, книги, тетради, мячи, игрушки, гладит животных (кошек, собак), берется за дверные ручки, притрагивается к различным предметам (ручкам, цепочкам, крючкам и т.д.) в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая глазом и она остается на коже пальцев. Если брать немытыми руками продукты питания (хлеб, яблоки, конфеты и т.д.), то эта грязь попадает сначала в рот, а потом в организм. С грязью передаются различные болезни от больного человека здоровому. Поэтому нужно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после всякого загрязнения (уборка комнаты, работа в огороде, игра с животными и т.д.) и перед сном. Совершенно недопустимо брать пальцы в рот [14; 19].
Каждый ребенок должен следить за чистотой зубов и ухаживать за ними, ибо зубы влияют на здоровье, настроение, мимику и поведение человека. Приятно видеть, как преображают человека красивые зубы и, наоборот, неприятное впечатление оставляет человек с гнилыми зубами.
Самой распространенной болезнью зубов является кариес - разрушение зуба с образованием в нем полости. При этом возникает сильная боль от приема холодной или горячей, кислой или соленой пищи. Если такой зуб не запломбировать вначале заболевания, то внутри зуба развивается сложный воспалительный процесс с поражением зубного нерва, корня и надкостницы. Кариозные зубы, как и другие очаги хронического воспаления могут быть причиной гайморита, тонзиллита, отита, менингита, а также ревматизма, бронхиальной астмы, болезней почек. При наличии кариозных зубов пища попадает в желудок плохо пережеванная и мало пропитанная слюной. Такая пища механически раздражает стенки кишечника, желудка и медленнее переваривается. Возникают хронические гастриты, спастические колиты, боли в животе, запоры и др. Как правило, кариес наблюдается у детей среднего дошкольного возраста. Непосредственной причиной кариеса зубов является гниение остатков пищи, застревающей между зубами. В результате гнилостного брожения остатков пищи у детей возникает неприятный запах изо рта и начинается разрушение зубов. Развитию кариеса зубов благоприятствует деформация прикуса и нарушение зубного ряда.
Очень важно устранить болезни, вызывающие затрудненное дыхание через нос, и не допускать дурных привычек, таких например, как сосать пальцы, грызть твердые предметы (карандаши, ручки, орехи, леденцы и т.п.). Для удаление частиц пищи, застрявшей в межзубных пространствах, нужно пользоваться зубочисткой. Ни в коем случае не применять для этого иголки и булавки. Не есть много сладкого. Побольше есть фруктов, овощей, черного хлеба, творога и пить молоко. Избегать резкого перехода от горячей пищи к холодной и наоборот. Два раза в год посещать зубного врача [4].
С раннего детства необходимо приучать ребенка обязательно пользоваться носовым платком. Он должен знать, что, кашляя и чихая из носоглотки, выделяется большое количество микробов и если не пользоваться платком, то с брызгами происходит заражение окружающих. Кроме того, если у ребенка нет носового платка, он втягивает в себя отделяемое из носа и проглатывает, что крайне вредно.
Ребенок должен иметь отдельный платок для носа и отдельный для глаз (особенно во время простуды), во избежание попадания инфекции из носа на глаза и наоборот. Платки должны быть чистыми. Менять их необходимо ежедневно, даже если они не использованы. Вытирать рот, лицо или перевязывать царапину нужно только чистым платком.
Начиная пользоваться носовым платком его нужно полностью развернуть и сморкаться в середину, освобождая сначала одну ноздрю, а потом другую. Потом платок нужно свернуть использованной частью внутрь, не комкать, но и не складывать. Дело в том, что если использованный, например, для носа платок сложить, то можно забыть, что он использован, и через некоторое время воспользоваться им как чистым. Это опасно, т.к. инфекция с платка может попасть на глаза, кожу, губы и т.д., вызывая такие заболевания как конъюнктивит, герпес, стоматит и т.п. [11; 13].
Не нужно разрешать детям вытирать нос пальцами, тереть руками глаза, брать пальцы в рот.
Также необходимо следить за тем, чтобы дети не пили из стаканов или кружек, которыми пользовались много людей, а использовали разовые стаканчики. Но если такой возможности нет, то необходимо помнить, что общий стакан или кружку нужно хорошо вымыть, прежде чем пить из них. Особенно важно хорошо вымыть края, так как к ним прикасаются губами и вместе со слюной возбудители болезней от больного человека могут перейти к здоровому. Недопустимо также пить воду из крана, прикасаясь к нему губами.
Не нужно разрешать ребенку навещать товарищей, заболевших инфекционными заболеваниями.
Очень важно следить за своевременным опорожнением кишечника и мочевого пузыря у ребенка. Запоры и задержка мочи очень вредны и могут вызвать отравление организма. Детям необходимо об этом знать, т.к. некоторые из них терпят, особенно первоклассники, потому что стесняются попроситься в туалет. Туалетом же нужно пользоваться аккуратно.
Личная гигиена включает вопросы гигиены быта, в первую очередь - поддержание чистоты воздуха в жилище, уход за одеждой и постельными принадлежностями, создание нормальных условий для сна и отдыха.
Воздух жилого помещения легко подвергается загрязнению, при котором увеличивается содержание в нем микробов. Проветривание позволяет снизить загрязненность воздуха в 3-5 раз. Оно должно производиться зимой не менее 3-х раз в день (утром, во время уборки и перед сном) продолжительностью не менее 30 минут. Наиболее эффективно сквозное проветривание. При наличии печного отопления целесообразно сочетать топку печей с одновременным проветриванием. Наиболее благоприятная температура в жилых помещениях 18-20 и относительная влажность 30-60%. Во избежание сырости следует избегать сушки белья в жилых помещениях. Уборка должна проводиться влажным способом (влажной тряпкой, щеткой) или с помощью пылесоса. Сухое подметание приводит к подъему в воздух большого количества пыли и микробов. С раннего возраста детей необходимо приучать всегда вытирать ноги при входе в помещение, и дома переодевать сменную обувь, содержать в порядке свои игрушки [5].
У ребенка должна быть отдельная постель, чистая и не слишком мягкая. Длина кровати должна быть на 15 - 25 см больше длины тела ребенка. Спать он должен в ночной рубашке или пижаме из мягкой хлопчатобумажной ткани и его не надо слишком укутывать. Одежда в процессе носки и постельное белье подвергаются загрязнению пылью и микроорганизмами. Накопление загрязнений в белье за 6 дней носки достигает 4-5% его веса; за 120 дней носки - 11%, в верхней одежде накапливается грязи до 15%. Очищение одежды от грязи достигается чисткой щеткой, выколачиванием и стиркой.
Ребенка нужно научить быть опрятным в одежде и обуви, уметь пользоваться одежной и обувной щетками и ежедневно чистить свою одежду и обувь. Так, придя с улицы, одежду надо снять, очистить от пыли при помощи платяной щетки и проветрить. Далее переодеться в специальную чистую одежду для дома. Верхнюю одежду необходимо хранить изолированно в специальном месте (вешалка, шкаф и т.д.).
Недопустимо садиться и тем более ложиться на кровать в верхней одежде, не сняв обувь и класть домашних животных на постель. Для животных, содержащихся в доме, необходимо отводить специальное место, выделять посуду, расческу, подстилку [2].
Нужно запретить ребенку гладить и трогать бездомных и чужих кошек и собак. При укусе животных срочно обращаться к врачу или к взрослому.
Ребенок дошкольного возраста легко поддается воспитательному воздействию благодаря развитому чувству подражания, наблюдательности, любознательности и потребности в самостоятельных действиях. Поэтому необходимо использовать эти свойства ребенка при привитии детям гигиенических навыков (своевременное мытье рук, чистка зубов, бережное хранение своей одежды и т.п.). Для этого широко практикуется наглядный показ правильного выполнения гигиенических процедур. Закрепление этих навыков происходит быстрее, если по времени они совпадают с очередными режимными моментами (чистка зубов перед сном, полоскание рта после еды и т.д.). Большое значение имеет личный пример взрослых, которым дети обычно подражают и уважительное отношение к ним.
Дети должны иметь возможность обращаться за разъяснениями при возникновении каких-либо вопросов к близким взрослым. Для этого необходимы дружба и откровенность с родителями.
Дети хорошо слушают рассказы, стихотворения, смотрят картинки, диапозитивы, плакаты, с большим интересом воспринимают детские фильмы, постановки кукольного театра на гигиенические темы. Разнообразные игры, особенно с куклами, помогают воспитанию гигиенических навыков. Этому способствует и посильная помощь взрослым по хозяйству.
О сохранении и укреплении здоровья детей наряду с семьей должен заботиться детский сад. Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребенка полезных навыков, т.е. перехода их в стойкие привычки [10; 20].
Выводы:
1. Соблюдение правил личной гигиены является важным аспектом здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста. Культурно-гигиенические навыки, привитые ребенку с раннего детства, определяют его дальнейшее существование, а порой и отношение к нему других людей.
2. По проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста ученые имеют множество точек зрения. Однако, большинство авторов к гигиеническим, здоровьесберегающим, факторам склонны относить: режим, питание и гигиенические процедуры.
3. Средний дошкольный возраст – это время «впитывания» всего, что делают и говорят взрослые, поэтому привитие ребенку культурно-гигиенических навыков является наиболее важным именно в этот период времени.
4. С целью более эффективного формирования культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста требуется совместная работа в этом направлении родителей и воспитателей.
Глава 2 Экспериментальное исследование сформированности культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста
2.1. Констатирующий эксперимент
Для достижения поставленной цели и решения экспериментальных задач, а также подтверждения гипотезы исследовательской работы, было необходимо проведение психолого-педагогического эксперимента.
Целью эксперимента стало выявление актуального уровня развития культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Изучив психолого-педагогическую литературу по теме формирования культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста, мы выяснили, что оно основывается на соблюдении режима, питании и гигиенических процедурах.
В связи с этим, методики, применяемые в эксперименте, главным образом, были направлены на выявление актуального уровня развития культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Эксперимент проводился на базе ДОУ №235 г.Кемерово в средней группе, в количестве 22 человек.
Все полученные в ходе исследования данные в процентном соотношении высчитывались по формуле:
М * 100%
Q = ---------------------,
N
где Q – средний балл в процентном соотношении;
M – количество детей определенного уровня;
N – общее количество детей.
Целью первого задания было выявить уровень сформированности навыков соблюдения гигиенических процедур.
Исследование проводилось со всеми детьми сразу. Ход эксперимента заключался в том, что воспитатель принес корзину с фруктами и предложил детям их попробовать. При этом воспитатель намекнул детям, что необходимо вымыть руки прежде чем, кушать фрукты.
Второе задание проводилось с целью изучения навыков соблюдения режима.
Исследование проводилось со всеми детьми сразу. Оценивалось поведение детей во время послеобеденного отдыха.
Третье задание проводилось с целью изучения навыков соблюдения правил питания.
Ребенка приглашали сесть за стол и пообедать. При этом экспериментатор оценивал позу ребенка за столом, манеры поведения, умение держать ложку, аккуратность.
При обработке данных высокий уровень имели дети, которые дисциплинировано выполняли задание, соблюдали все правила и демонстрировали высокоразвитые культурно-гигиенические навыки.
Детям с высоким уровнем присваивалось 3 балла.
При среднем уровне: дети достаточно дисциплинированно выполняли порученное им задание, однако нарушали какие-либо правила
Детям со средним уровнем присваивалось 2 балла.
При низком уровне дети не выполняли задание или выполняли с неохотой, небрежно.
После обработки данных, мы получили следующие результаты:
1. Изучение навыков соблюдения гигиенических процедур
- высокий уровень – 13 человек (59,1%);
- средний уровень – 8 человек (36,4%);
- низкий уровень – 1 человек (4,5%).
Таким образом, в исследуемой группе наблюдаются достаточно высокие показатели сформированности навыков соблюдения гигиенических процедур.
2. Изучение навыков соблюдения режима:
- высокий уровень – 9 человек (40,9%);
- средний уровень – 10 человек (45,5%);
- низкий уровень – 3 человека (13,6%).
Таким образом, полученные данные показали, что навык соблюдения режима у детей развит хуже, чем навык гигиенических процедур.
3. Изучение навыков соблюдения правил питания:
- высокий уровень – 9 человек (40,9%);
- средний уровень – 10 человек (45,5%);
- низкий уровень – 3 человека (13,6%).
Данные показывают, что у обследуемых детей навык соблюдения правил питания развит на таком же уровне, как и навык соблюдения режима.
Для обобщения результатов нашего исследования мы поместили их в сводную таблицу.
Таблица №1
Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков
№ |
Ф.И. ребенка |
Цели методик |
Вывод (общий уровень) |
||
Изучение уровня развития гигиенических навыков |
Изучение уровня развития навыков соблюдения режима |
Изучение уровня развития навыков соблюдения правил питания |
|||
1. |
Андрейчик Валя |
В (3) |
В (3) |
В (3) |
В (9) |
2. |
Арно Вика |
В (3) |
С (2) |
С (2) |
С (7) |
3. |
Библейская Наташа |
В (3) |
В (3) |
В (3) |
В (9) |
4. |
Бялков Максим |
С (2) |
С (2) |
С (2) |
С (6) |
5. |
Винокурова Люда |
В (3) |
В (3) |
В (3) |
В (9) |
6. |
Дилярова Дина |
В (3) |
В (3) |
В (3) |
В (9) |
7. |
Зайцев Антон |
С (2) |
С (2) |
С (2) |
С (6) |
8. |
Иванов Андрей |
В (3) |
В (3) |
В (3) |
В (9) |
9. |
Иващенко Саша |
В (3) |
С (2) |
С (2) |
С (7) |
10. |
Коновалова Саша |
С (2) |
С (2) |
С (2) |
С (6) |
11. |
Курбо Света |
В (3) |
В (3) |
В (3) |
В (9) |
12. |
Лапаева Оля |
Н (1) |
С (2) |
С (2) |
Н (5) |
13. |
Мамонько Сергей |
С (2) |
С (2) |
С (2) |
С (6) |
14. |
Митюхина Наташа |
В (3) |
Н (1) |
Н (1) |
Н (5) |
15. |
Молодько Юля |
В (3) |
В (3) |
В (3) |
В (9) |
16. |
Оголайко Андрей |
В (3) |
Н (1) |
Н (1) |
Н (5) |
17. |
Пастушкина Ира |
В (3) |
В (3) |
В (3) |
В (9) |
18. |
Рисовальнов Олег |
С (2) |
Н (1) |
Н (1) |
Н (4) |
19. |
Слободчиков Женя |
С (2) |
С (2) |
С (2) |
С (6) |
20. |
Тарасова Катя |
В (3) |
В (3) |
В (3) |
В (9) |
21. |
Тимофеенко Андрей |
С (2) |
С (2) |
С (2) |
С (6) |
22. |
Уфимцева Катя |
С (2) |
С (2) |
С (2) |
С (6) |
Условные обозначения
В – высокий уровень (3) – 3 балла
С – средний уровень (2) – 2 балла
Н – низкий уровень (1) – 1 балл
Обработав данные сводной таблицы, мы получили такие результаты: по 40,9% детей имеют высокий и средний уровень сформированности культурно-гигиенических навыков. Оставшиеся 18,2% - низкий уровень.
Отобразим результаты в гистограмме.
Гистограмма №1
Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста
Для дальнейшего исследования на основе полученных данных дети были разделены на две группы – контрольную и экспериментальную. В контрольную группу вошли дети с высоким уровнем сформированности культурно-гигиенических навыков, а в экспериментальную – дети со средним и низким уровнем.
Для того, чтобы выявить различия между двумя выборками, использовалась методика Манна-Уитни.
Контрольная группа (1 выборка) |
Экспериментальная группа (2 выборка) |
||||
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Показатель (баллы) |
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Показатель (баллы) |
1. |
Андрейчик Валя |
9 |
1. |
Арно Вика |
7 |
2. |
Библейская Наташа |
9 |
2. |
Бялков Максим |
6 |
3. |
Винокурова Люда |
9 |
3. |
Зайцев Антон |
6 |
4. |
Дилярова Дина |
9 |
4. |
Иващенко Саша |
7 |
5. |
Иванов Андрей |
9 |
5. |
Коновалова Саша |
6 |
6. |
Курбо Света |
9 |
6. |
Лапаева Оля |
5 |
7. |
Молодько Юля |
9 |
7. |
Мамонько Сергей |
6 |
8. |
Пастушкина Ира |
9 |
8. |
Митюхина Наташа |
5 |
9. |
Тарасова Катя |
9 |
9. |
Оголайко Андрей |
5 |
10. |
Рисовальков Олег |
4 |
|||
11. |
Слободчиков Женя |
6 |
|||
12. |
Тимофеенко Андрей |
6 |
|||
13. |
Уфимцева Катя |
6 |
Во-первых, нужно было расположить показатели обеих групп в порядке возрастания баллов – провести ранжирование. R1 - первая выборка; R2 – вторая выборка.
№ п/п |
Показатель (баллы) |
R1 |
R2 |
1. |
4 |
4,0 |
|
2. |
5 |
4,5 |
|
3. |
5 |
4,5 |
|
4. |
5 |
4,5 |
|
5. |
6 |
6,5 |
|
6. |
6 |
6,5 |
|
7. |
6 |
6,5 |
|
8. |
6 |
6,5 |
|
9. |
6 |
6,5 |
|
10. |
6 |
6,5 |
|
11. |
6 |
6,5 |
|
12. |
7 |
7,0 |
|
13. |
7 |
7,0 |
|
14. |
9 |
17,5 |
|
15. |
9 |
17,5 |
|
16. |
9 |
17,5 |
|
17. |
9 |
17,5 |
|
18. |
9 |
17,5 |
|
19. |
9 |
17,5 |
|
20. |
9 |
17,5 |
|
21. |
9 |
17,5 |
|
22. |
9 |
17,5 |
|
∑R1 = 157,5 |
∑R2 = 77 |
Во-вторых, идет вычисление по формуле:
U = ((n1 * n2) + nx (nx + 1) : 2) – Т,
где n1 – количество испытуемых в первой выборке;
n2 – количество испытуемых во второй выборке;
nx – количество испытуемых с большей суммой рангов;
Т – большая из двух ранговых сумм.
U = ((9 * 13) + 9 (9 + 1) : 2) – 157,5 = 4,5
В-третьих, нужно найти и сравнить показатель на пересечении по количеству испытуемых в выборках с показателем получаемых в опыте.
U эмпирическая = 0, сравниваем с U критическим, чем меньше U эмпирическая в сравнении с U критическим, тем различия между группами выше.
Uэмп. = < Uкр. = 33.
Выявлены статистически значимые различия между группами. Гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтверждена.
Заключение
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.
Одним из важнейших направлений в этом процессе, как показало исследование, является формирование культурно- гигиенических навыков ребенка, направленное на укрепление здоровья малыша и привитие ему культурных ценностей.
К гигиеническим факторам, соблюдение которых так важно привить ребенку еще в дошкольном возрасте, относятся:
- режим;
- питание;
- гигиенические процедуры.
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников необходима совместная работа воспитателей и родителей.
Список литературы
1. Ананьев В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников. – Томск: ТГУ, 2000. – 58с..
2. Аникеева Л.Ш. Здоровье ребенка. Питание и закаливание детей. – М.: ООО «Мир книги», 2004. – 192с.
3. Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» // Обуч. – 1996. - № 1. - С. 5-6.
4. Вишневская Е.Л., Полесский В.А., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирования норм и навыков здорового образа жизни. - М.: Грамотей, 2000. - 24 с.
5. Гильг И. Здоровый малыш: здоровьесберегающая педагогическая система. – Томск, 2001. – 33с.
6. Доронова Т. Право на охрану здоровья // Дошкольное воспитание. - 2001. -№ 9. - С.5-8.
7. Егоров Б.Б., Змановский Ю.Ф. Система эффективного закаливания // Начальная школа. – 2000. - № 7. – С.15-16.
8. Ефименко Н.Н. Театр физического оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1999. – 56с.
9. Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н., Баранова Н.В. Оздоровительно-профилактический комплекс в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 10. - С.8.
10. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет. – М.: Сфера, 2004. – 96с.
11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 416с.
12. Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка- Пресс, 2000. – 122с.
13. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1972. – 84с.
14. Латохина Л.И. Как быть здоровым душой и телом // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 10. – С.12-14.
15. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М.: Просвещение, 1991. – 227с.
16. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. - М., 2000. – 136с.
17. Основы безопасности дошкольников / Под ред. В.А. Ананьева. - М.: Академия, 2000. – 187с.
18. Ротенберг Р.И. Расти здоровым. - М.: Физкультура и спорт, 1992. – 265с.
19. Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 6. – С.23-25.
20. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1984. – 155с.
Приложение 1
Изучение навыков соблюдения гигиенических процедур
Проведение исследования:
Воспитатель приносит в группу корзину с фруктами и, предлагая детям попробовать лакомства, спрашивает, «что мы должны сделать, прежде чем, взять в руки яблоко, груши и т.д.?» (подразумевает ответ – «вымыть руки»).
Эксперимент проводится со всеми детьми сразу.
Интерпретация результатов
Дети, которые сразу пошли мыть руки и вымыли их тщательно теплой водой с мылом получают высокую оценку (3 балла).
Дети, которые вымыли руки с неохотой или наспех, без мыла получают средний результат (2 балла).
Дети, которые вообще не захотели мыть руки получают низкий результат (1 балл).
Протокол №1
Дата проведения: 20.04.05 г.
Дети средней группы в количестве 22 человек.
Уровень развития навыков соблюдения гигиенических процедур
Ф.И. ребенка |
Справился ли с заданием (балл) |
Примечание |
Вывод |
Андрейчик Валя |
3 |
Охотно вымыл руки |
Высокий |
Арно Вика |
3 |
Охотно вымыл руки |
Высокий |
Библейская Наташа |
3 |
Охотно вымыл руки |
Высокий |
Бялков Максим |
2 |
Вымыл руки после некоторых уговоров |
Средний |
Винокурова Люда |
3 |
Охотно вымыл руки |
Высокий |
Дилярова Дина |
3 |
Охотно вымыл руки |
Высокий |
Зайцев Антон |
2 |
Вымыл руки после некоторых уговоров |
Средний |
Иванов Андрей |
3 |
Охотно вымыл руки |
Высокий |
Иващенко Саша |
3 |
Охотно вымыл руки |
Высокий |
Коновалова Саша |
2 |
Вымыл руки без мыла, просто сполоснув их водой |
Средний |
Курбо Света |
3 |
Охотно вымыл руки |
Высокий |
Лапаева Оля |
1 |
Отказалась вымыть руки |
Низкий |
Мамонько Сергей |
2 |
Вымыл руки после некоторых уговоров |
Средний |
Митюхина Наташа |
3 |
Охотно вымыл руки |
Высокий |
Молодько Юля |
3 |
Охотно вымыл руки |
Высокий |
Оголайко Андрей |
3 |
Охотно вымыл руки |
Высокий |
Пастушкина Ира |
3 |
Охотно вымыл руки |
Высокий |
Рисовальнов Олег |
2 |
Вымыл руки без мыла, просто сполоснув их водой |
Средний |
Слободчиков Женя |
2 |
Вымыл руки без мыла, просто сполоснув их водой |
Средний |
Тарасова Катя |
3 |
Охотно вымыл руки |
Высокий |
Тимофеенко Андрей |
2 |
Вымыл руки без мыла, просто сполоснув их водой |
Средний |
Уфимцева Катя |
2 |
Вымыл руки без мыла, просто сполоснув их водой |
Средний |
Приложение 2
Изучение навыков соблюдения режима
Проведение исследование
Дождавшись времени послеобеденного сна, воспитатель предлагает детям пройти в комнату отдыха и лечь в свои кровати.
Когда дети улеглись, воспитатель читает им небольшую сказку, после чего уходит из комнаты.
Через полчаса экспериментатор фиксирует результаты.
Интерпретация результатов
Дети, которые спокойно отдыхали лежа в своих кроватях, получают высокий результат (3 балла).
Дети, которые лежали в своих кроватях с открытыми глазами и вполголоса разговаривали со своими соседями – средний результат (2 балла).
Дети, которые бегали по комнате, шумели и разговаривали – низкий результата (1 балл).
Протокол №2
Дата проведения: 21.04.05 г.
Дети средней группы в количестве 22 человек.
Уровень развития навыков соблюдения режима
Ф.И. ребенка |
Справился ли с заданием (балл) |
Примечание |
Вывод |
Андрейчик Валя |
3 |
Спокойно спал во время послеобеденного отдыха |
Высокий |
Арно Вика |
2 |
Во время отдыха разговаривал |
Средний |
Библейская Наташа |
3 |
Спокойно спал во время послеобеденного отдыха |
Высокий |
Бялков Максим |
2 |
Во время отдыха разговаривал |
Средний |
Винокурова Люда |
3 |
Спокойно спал во время послеобеденного отдыха |
Высокий |
Дилярова Дина |
3 |
Спокойно спал во время послеобеденного отдыха |
Высокий |
Зайцев Антон |
2 |
Во время отдыха разговаривал |
Средний |
Иванов Андрей |
3 |
Спокойно спал во время послеобеденного отдыха |
Высокий |
Иващенко Саша |
2 |
Во время отдыха разговаривал |
Средний |
Коновалова Саша |
2 |
Во время отдыха лежал с открытыми глазами |
Средний |
Курбо Света |
3 |
Спокойно спал во время послеобеденного отдыха |
Высокий |
Лапаева Оля |
2 |
Во время отдыха разговаривал |
Средний |
Мамонько Сергей |
2 |
Во время отдыха разговаривал |
Средний |
Митюхина Наташа |
1 |
Во время отдыха бегал по комнате |
Низкий |
Молодько Юля |
3 |
Спокойно спал во время послеобеденного отдыха |
Высокий |
Оголайко Андрей |
1 |
Во время отдыха бегал по комнате |
Низкий |
Пастушкина Ира |
3 |
Спокойно спал во время послеобеденного отдыха |
Высокий |
Рисовальнов Олег |
1 |
Во время отдыха бегал по комнате |
Низкий |
Слободчиков Женя |
2 |
Во время отдыха разговаривал |
Средний |
Тарасова Катя |
3 |
Спокойно спал во время послеобеденного отдыха |
Высокий |
Тимофеенко Андрей |
2 |
Во время отдыха разговаривал |
Средний |
Уфимцева Катя |
2 |
Во время отдыха лежал с открытыми глазами |
Средний |
Приложения 3
Изучение навыков соблюдения правил питания
Проведение исследования
Помощники воспитателя приносят еду и накрывают на стол. Затем детям предлагается пообедать.
Экспериментатор фиксирует:
- позу ребенка за столом;
- манеры поведения за столом;
- умение правильно держать ложку;
- аккуратность.
Интерпретация результатов
Дети, которые соблюдают все правила поведения за столом, получают высокий результат (3 балла).
Дети, которые не соблюдают хотя бы одно из правил, получают средний результата (2 балла).
Дети которые вообще не соблюдают правил или соблюдают меньше половины – низкий результата (1 балл).
Протокол №3
Дата проведения: 25.04.05 г.
Дети средней группы в количестве 22 человек.
Уровень развития навыков соблюдения правил питания
Ф.И. ребенка |
Поза ребенка |
Манеры поведения |
Умение правильно держать ложку |
Аккурат-ность |
Вывод |
Андрейчик Валя |
3 |
2 |
1 |
2 |
Высокий |
Арно Вика |
2 |
2 |
2 |
3 |
Средний |
Библейская Наташа |
2 |
3 |
3 |
3 |
Высокий |
Бялков Максим |
2 |
3 |
3 |
2 |
Средний |
Винокурова Люда |
3 |
2 |
2 |
3 |
Высокий |
Дилярова Дина |
3 |
3 |
3 |
3 |
Высокий |
Зайцев Антон |
3 |
3 |
3 |
3 |
Средний |
Иванов Андрей |
3 |
3 |
2 |
3 |
Высокий |
Иващенко Саша |
2 |
3 |
3 |
3 |
Средний |
Коновалова Саша |
3 |
3 |
2 |
2 |
Средний |
Курбо Света |
3 |
3 |
3 |
2 |
Высокий |
Лапаева Оля |
2 |
2 |
1 |
3 |
Средний |
Мамонько Сергей |
3 |
3 |
3 |
2 |
Средний |
Митюхина Наташа |
2 |
3 |
3 |
2 |
Низкий |
Молодько Юля |
2 |
2 |
2 |
3 |
Высокий |
Оголайко Андрей |
3 |
2 |
3 |
2 |
Низкий |
Пастушкина Ира |
3 |
3 |
3 |
3 |
Высокий |
Рисовальнов Олег |
2 |
3 |
3 |
3 |
Низкий |
Слободчиков Женя |
3 |
3 |
3 |
2 |
Средний |
Тарасова Катя |
3 |
3 |
2 |
2 |
Высокий |
Тимофеенко Андрей |
3 |
3 |
1 |
1 |
Средний |
Уфимцева Катя |
2 |
3 |
3 |
3 |
Средний |