Оглавление
Введение ……………………………………………………………………....3
1. Экономическая политика послевоенных лет …………………………….4
2. Промышленность ……………………………………………………….…5
3. Аграрный сектор экономики …………………………………………...…6
4. Денежная реформа ……………………………………………………...…7
Заключение …………………………………………………………………..11
Список литературы ………………………………………………………….12
Введение
После победы
в Великой Отечественной войне и капитуляции Японии 3 сентября
«Демократическому импульсу» войны, однако, противостояла вся мощь созданной Сталиным Системы. Ее позиции не только не были ослаблены в годы войны, но, казалось, еще более окрепли в послевоенный период. Даже сама победа в войне отождествлялась в массовом сознании с победой тоталитарного режима. Борьба демократической и тоталитарной тенденции становилась в этих условиях лейтмотивом общественного развития.
Советский Союз представлял собой победоносную, но полностью разрушенную страну. Для того, чтобы выиграть величайшую в истории войну, пришлось понести потери, которые превышали потери врага и вообще потери любой нации в любой войне. Только усилиями миллионов можно было поднять из руин разрушенные города, заводы, восстановить инфраструктуру. Этот период не может не волновать нас – граждан сегодняшней России, так как поколение наших родителей являются детьми тех трудных лет.
1. Экономическая политика послевоенных лет
Первоочередной задачей послевоенного времени стало форсированное восстановление советской экономики (в первую очередь тяжелой промышленности) и конверсия военного производства [1].
Западная Европа на эти цели получила по плану Маршалла 13 млрд. долл. В СССР главными оставались внутренние источники [5]:
- централизованная экономика,
- репарации с Германии (в сумме 4,3 млрд.рублей),
- перераспределение средств из аграрного сектора в промышленный;
- сокращение расходов на социальную сферу;
- бесплатный труд узников ГУЛАГа и военнопленных;
- денежная
реформа
Кроме того, большую роль играл трудовой энтузиазм советских людей в деле строительства новой мирной жизни.
В целом план
Его проявлением стал относительно низкий рост производительности труда (в среднем 6% в год за четвертую пятилетку) [3].
В
2. Промышленность
В первые послевоенные годы
труд советских людей мало, чем отличался от военной чрезвычайщины. Постоянная
нехватка продуктов (карточная система была отменена лишь в
После войны
среди ряда хозяйственных руководителей, экономистов проявилось стремление к
реорганизации системы управления экономикой, к ослаблению сверхцентрализации и
даже допущению элементов рыночных отношений (одним из сторонников подобных
изменений выступал Председатель Совета министров РСФСР М.И. Родионов). В плане восстановления и развития народного
хозяйства страны на четвертую пятилетку (1946-1950 гг.), разработанном под
руководством председателя Госплана СССР Н.А.
Вознесенского, были заложены показатели, рассчитанные на определенную
самостоятельность предприятий и отдельных отраслей промышленности. Планом
предусматривалось достижение довоенного уровня производства к
Одновременно был восстановлен 8-часовой рабочий день, возобновлены отпуска, постепенно вводился свободный набор рабочей силы.
Составной
частью экономической политики СССР послевоенного периода являлась конверсия,
которая проводилась однако частично. В условиях начала холодной войны огромные
средства продолжали вкладываться в развитие военно-промышленного комплекса, в
частности, в реализацию атомного проекта, который курировал Л. Берия.
Реализацию атомного проекта обеспечивала приборостроительная промышленность.
Атомное оружие в СССР появилось в
Таким
образом, в целом, за годы четвертой пятилетки, несмотря на форсированные темпы
реконструкции и официальные заявления о превышении промышленного производства
довоенного уровня на 73% (при плане 48%), план в реальности был недовыполнен.
Полностью восстановить экономику удалось лишь к
В то же время по отраслям тяжелой индустрии действительно были превзойдены показатели 1939-1940 гг. Было построено и восстановлено, часто из руин, 6200 предприятий, включая такие крупные объединения как Днепрогэс, Запорожсталь, Минский тракторный завод и многие другие.
В годы пятой пятилетки (1951-1955 гг.) сохранились те же тенденции на преимущественное развитие отраслей тяжелой индустрии в ущерб сфере народного потребления. Вследствие этого производство товаров широкого потребления в послевоенный период не соответствовало нуждам населения, хотя ассортимент этих товаров увеличивался, росло их приобретение (в числе радиоприемников, фотоаппаратов, мотоциклов).
3. Аграрный сектор экономики
Положение в сельском хозяйстве в послевоенный период оставалось чрезвычайно сложным. В
С
К началу 50-х годов в стране фактически наступил аграрный кризис. При этом Сталин, все более терявший ощущение реальности, считал необходимым дальнейшее движение к превращению сельского хозяйства в государственное. В результате продолжилась политика укрупнения колхозов: их число с 1950-1952 гг. сократилось в 2,6 раза (с 252 тыс. до 94 тыс.).
4. Денежная реформа
Восстановление экономики требовало оздоровления финансовой системы. Расстроенные финансы и прогрессирующая инфляция - проблемы, с которыми пришлось столкнуться практически всем воевавшим странам, в том числе и СССР.
Денежная реформа проводилась в сложных условиях послевоенной разрухи. До конца 1947 года в СССР сохранялась карточная система на продукты питания и промышленные товары для населения. Ее отмена планировалась на конец 1946 года, но из-за засухи и неурожая этого не произошло. Отмену удалось провести только в конце 1947 года. Кстати, Советский Союз был одной из первых европейских стран, отменивших карточное распределение [1].
Тщательная подготовка к ней началась уже в
Необходимость
денежной реформы определялась полной разбаллансированностью денежной системы в
годы войны, поскольку резкий рост военных расходов требовал постоянного выпуска
в обращение огромного количества денег, не обеспеченных потребительскими
товарами. Вследствие значительного сокращения розничного товарооборота на руках
у населения оказалось денег больше, чем требовалось для нормального
функционирования народного хозяйства, а потому покупательная способность денег
упала. В результате реформы произошло изъятие лишней денежной массы, а сама
реформа приобрела, в основном, конфискационный характер. В ходе реформы
пострадали, главным образом, сельские жители, которые, как правило, хранили
свои накопления дома, да спекулянты, нажившиеся во время войны и не успевшие
реализовать большие наличные суммы денег. С 1 января 1950 года правительство
признало необходимым повысить официальный курс рубля по отношению к иностранным
валютам, и определило его в соответствии с золотым содержанием рубля (
По данным официальной статистики средняя номинальная заработная плата рабочих выросла за 1928-1954 гг. более чем в 11 раз. Но если общий индекс розничных цен в государственной и кооперативной торговле в 1928 году взять за 1, то в 1932 году он составил 2,6; в 1940 - 6,4; в 1947 - 20,1; в 1950 - 11,9. Реальная же заработная плата за этот период, исключая налоги и подписку на заем, но включая прибавку к заработной плате в виде бесплатного медицинского обслуживания, образования и иных социальных услуг, изменилась следующим образом: если принять уровень заработной платы 1928 года за 1, то в 1937 году она равнялась 0,86; в 1940 - 0,78; в 1944 - 0,64; в 1948 - 0,59; в 1952 - 0,94; в 1954 - 1,19 [4].
С 1947 по
Поэтому ежегодное снижение цен (на несколько процентов) на основные продовольственные товары (да еще с большим пропагандистским эффектом) осуществить было несложно. К тому же данное снижение цен происходило за счет фактического ограбления колхозников, поскольку, как указывалось выше, темпы роста закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию были гораздо ниже, чем рост розничных цен. И, наконец, большинство сельского населения почти не ощущало этого понижения цен, т.к. государственное снабжение в сельской местности было очень плохим, в магазины годами не завозили основные продукты питания.
Главным долгосрочным результатом реформы стало то, что фактически на 15 лет (до конца 50-х гг.) удалось сохранять товарно-денежную сбалансированность и в целом обеспечить стабильность цен. Денежная реформа опять выступает как предваряющий этап в проведении рыночных по своему духу преобразований в режиме сохранения устойчивого и высокого экономического роста.
Заключение
Эйфория победы
не требовала принуждения к тяжелому труду по восстановлению разрушенной страны.
Энергия войны была столь велика и имела такую инерцию, что ее необходимо было
«переключить» на мирное строительство. По напряженности оно было сходно с
войной: в
Но нельзя забывать о том, какой ценой достигался этот рост. Война усилила контроль над всеми сферами жизни. Снижение цен в городах проводилось за счет ухудшения жизни сельского населения. Неадекватная оплата за напряженный производительный труд не давала возможности поднять уровень благосостояния народа. В ответ, как бы в вознаграждение народу за перегрузки двух десятилетий, принципом государственной политики было сделано постоянное, хотя бы и скромное, улучшение жизни населения. Именно тогда возникли закрепленные в государственной идеологии (и укрепляющие государство) специфические стереотипы советского массового сознания: уверенность в завтрашнем дне и убеждение, что жизнь может только улучшаться.
Народ же со своей стороны, в очередной раз предоставил государству, власти огромный кредит доверия - мирился с теми невзгодами, которыми была отмечена их жизнь, их быт, верил в «светлое будущее».
Список литературы
1. История СССР / Под ред. В.П. Островского. – М., 1990. – 412с.
2. Кара-Мурза С. История советского государства и права.- М., 1996. – 375с.
3. Россия и мир / Под ред. А.А. Данилова. – М., 1994.- 380 с.
4. Тимошина Т. М. Экономическая история России. - М., 1998.- 290 с.
5. Хоскинг Дж. История Советского Союза (1917-1991). – М., 1994. – 405 с.