Оглавление

1. Русское государство в период феодальной раздробленности………….3

2. Ордынское иго над Русью и его влияние на развитие

    русского государства…………………………………………………….11

Список литературы…………………………………………………………23

1. Русское государство в период феодальной раздробленности

Первый раздел земель произошел при Владимире Святославиче, с его правления начинают разгораться княжеские распри, пик которых пришелся на 1015-1024 гг., когда из двенадцати сыновей Владимира в живых остались только трое. Разделы земель между князьями, усобицы лишь сопутствовали  развитию Руси, но не определяли ту или иную политическую форму государственной организации. Они не создавали нового явления в политической жизни Руси. Экономической основой и главной причиной феодальной раздробленности часто считают натуральное хозяйство, следствием которого было отсутствие экономических связей. Натуральное хозяйство - сумма экономически самостоятельных, замкнутых хозяйственных  единиц, в которых продукт проходит путь от его изготовления до  потребления. Ссылка на натуральное хозяйство лишь  верная  констатация имевшего место факта. Однако его господство, что  для  феодализма характерно, еще не объясняет причин распада Руси,  так  как натуральное хозяйство господствовало и в единой Руси, и в  XIV-XV веках, когда в русских землях шел процесс образования единого государства на базе политической централизации [2].

Сущность феодальной раздробленности заключается в  том,  что она была новой формой государственно-политической организации общества. Именно  такая  форма  соответствовала  комплексу  сравнительно небольших феодальных мирков не связанных друг с  другом  и государственно-политическому сепаратизму местных боярских союзов.

Феодальная раздробленность - прогрессивное явление в  развитии феодальных отношений. Распад раннефеодальных империй  на  самостоятельные княжества-королевства был неизбежным этапом в  развитии феодального общества, касалось  ли  это  Руси  в  Восточной Европе, Франции в Западной Европе или Золотой  Орды  на  Востоке.

Феодальная раздробленность прогрессивна была потому, что она  была следствием развития феодальных  отношений,  углубления  общественного разделения труда, результатом чего был  подъем  земледелия, расцвет ремесла, рост городов. Для развития феодализма  нужны были уже иные масштабы и структура государства,  приспособленная к нуждам и чаяниям феодалов, прежде всего боярства.

Первой причиной феодальной раздробленности  был  рост  боярских вотчин, числа зависимых в них смердов. XII-начало XIII  века характеризовались дальнейшим развитием боярского землевладения  в различных княжествах Руси. Бояре расширяли свое владение за  счет захватов земель свободных смердов-общинников, закабаляли их,  покупали земли. Стремясь получить больший прибавочный  продукт  они увеличивали натуральный оброк и отработки, которые выполняли  зависимые смерды. Увеличение за счет этого получаемого боярами прибавочного продукта делало их  экономически  мощными  и  самостоятельными. В различных землях Руси стали складываться  экономически мощные боярские корпорации стремившиеся  стать  полновластными хозяевами на землях, где были расположены их вотчины. Они  хотели сами вершить суд над своими крестьянами,  получать  с  них  штрафы-виры. Многие бояре  обладали  феодальным  иммунитетом  (правом невмешательства в дела вотчины), «Русская правда» определяла права боярства. Однако великий князь  (и  такова  природа  княжеской власти) стремился сохранить в своих руках всю полноту власти.  Он вмешивался в дела боярских вотчин, стремился сохранить  за  собой право суда над крестьянами и получения с них вир во  всех  землях Руси. Великий князь, считаясь верховным  собственником  всех  земель Руси, и их верховным правителем продолжал рассматривать всех князей и бояр как своих служилых людей,  а  потому  заставлял  их участвовать в организуемых им многочисленных походах. Эти  походы часто не совпадали с интересами бояр, отрывали их от  своих  вотчин. Бояре начинали тяготиться службой  великому  князю,  стремились увильнуть от нее, что приводило к многочисленным конфликтам. Противоречия между боярством на местах и великим киевским  князем вело к усилению стремления первых к политической самостоятельности. К этому также толкала боярство необходимость  своей,  близкой княжеской власти, которая могла бы быстро претворить в жизнь нормы «Русской правды», так как сила великокняжеских  вирников,  воевод, дружинников не могла оказать быструю реальную помощь  боярам удаленных от Киева земель. Сильная  власть  местного  князя  была необходима боярам и в связи с ростом сопротивления горожан, смердов захватам их земель, закабалению, увеличению поборов.

Второй причиной стал рост столкновений смердов и горожан с боярством стал  феодальной  раздробленности.  Необходимость   княжеской власти на местах,  создание  государственного  аппарата  вынудили местных бояр приглашать в свои земли князя с дружиной. Но,  приглашая князя, бояре были склонны видеть в нем лишь  полицейскую  и военную силу, не вмешивающуюся в боярские дела. Князьям и  дружине такое приглашение тоже было  выгодно.  Князь  получал  постоянное княжение, свою земельную вотчину, переставал  метаться  с  одного княжеского стола на другой. Довольна была и дружина, которой  тоже надоело следовать со стола на стол с князем. Князья и  дружинники имели возможность получать устойчивую  ренту-налог.  В  тоже время князь обосновавшись в той или иной земле,  как  правило  не удовлетворялся той ролью, которую отводило ему боярство, а  стремился сосредоточить в своих руках всю полноту  власти,  ограничивая права и привилегии бояр. Это неизбежно вело  к  борьбе  между князем и боярами.

Третьей причиной феодальной раздробленности был рост и усиление городов, как новых политических и культурных центров. В период феодальной раздробленности количество городов в русских землях достигло цифры 224. Возрастала их экономическая и  политическая роль, как центров той или иной земли. Именно на города опиралось местное боярство и князь в борьбе против великого  киевского князя. Возрастание роли боярства и местных князей вело к  оживлению городских вечевых собраний.  Вече,  своеобразная  форма  феодальной демократии, было органом политическим. Фактически оно находилось в руках боярства, что исключало реальное решающее участие в управлении простых горожан. Бояре, контролируя вече,  пытались использовать политическую активность горожан в своих интересах. Очень часто вече использовалось, как инструмент давления  не только на великого, но и на местного князя, принуждения его  действовать в интересах местной знати. Таким образом, города, как локальные политические и экономические центры, тяготевшие  к  своим землям, были оплотом децентрализаторских устремлений местных князей и знати [2; 3].

К причинам феодальной раздробленности следует отнести  также упадок Киевской земли от постоянных половецких набегов  и  упадок власти великого князя, земельная  вотчина  которого  в  XII  веке уменьшилась.

Русь распалась на 14 княжеств, в Новгороде была  установлена республиканская форма правления. В каждом княжестве  князья  совместно с боярами «думали о строе земельном и ратех». Князья объявляли войны, заключали мир и различные союзы.  Великий  князь  был первым (старшим) среди равных князей. Сохранились княжеские съезды, где обсуждались вопросы  общерусской  политики.  Князья  были связаны системой вассальных отношений. Нужно отметить, что при всей прогрессивности феодальной раздробленности она имела один  существенный  отрицательный  момент. Постоянные то стихавшие, то вспыхивавшие с  новой  силой  усобицы между князьями, истощали силы русских земель, ослабляли их обороноспособность перед лицом внешней опасности. Распад Руси не привел однако к распаду древнерусской  народности, исторически сложившейся языковой, территориальной,  экономической и культурной общности. В русских землях  продолжало  существовать единое понятие Руси, Русской земли. «О, Русская земля, ты уже за холмом возглашал автор «Слово о полку Игореве». В период феодальной раздробленности в русских землях выделились три центра:  Владимиро-Суздальское,  Галицко-Волынское  княжества и Новгородская феодальная республика [4].

Ростово-Суздальское княжество досталось младшему сыну  Ярослава Мудрого Всеволоду Переяславскому и закрепилась за его потомками, как родовое владение. В  XII - первой  половине  XIII  века Ростово-Суздальская земля переживала экономический подъем. Плодородные земли, огромные лесные массивы, многочисленные реки, озера создавали возможность для развития  земледелия,  скотоводства.

Доступные для добычи месторождения  железных  руд  способствовали развитию ремесленного производства. В  Ростово-Суздальской  земле пролегали важнейшие торговые пути на юг, восток и  запад,  что  и определило здесь сильное развитие торговли. Северо-восточные земли Руси были хорошо защищены лесами и реками от половецких  набегов, что привлекало сюда жителей южных земель, страдавших от частых нападений кочевников. Рост  населения  в  Ростово-Суздальском княжестве имел большое значение для его экономического  развития. Росло число городов. До нашествия Батыя  возникли  такие  города, как Владимир, Переяславль-Залесский, Кострома, Тверь, Нижний Новгород и другие. В летописной записи 1147 года впервые  упоминается Москва, небольшой городок,  построенный  Юрием  Долгоруким  на месте усадьбы боярина Кучки. Города в  Ростово-Суздальской  земле создавали и внутри и на границах, как крепости,  центры  административного властвования. Они, обрастая торгово-ремесленными посадами, превращались также в центры развития ремесла и торговли.  В XI-XII веках здесь сложилось крупное княжеское, боярское  и  церковное землевладение. Феодалы захватывали земли  сельских  соседских общин и закабаляли смердов. Отложилась от Киева Ростово-Суздальская земля  в  30-е  годы XII века при сыне Владимира Мономаха Юрии Владимировиче  Долгоруком, правившем с 1125 по 1157 год. Прозвище Долгорукий князь Юрий получил за свою военную и политическую активность. Он всегда  был в центре всех распрей, усобиц русских князей. Юрий Долгорукий начал борьбу с Новгородом и Волжской Булгарией, стремясь  расширить земли своего княжества. Под  влияние  ростово-суздальского  князя попали Рязань и Муром. В течение многих лет Юрий  Долгорукий  вел изнурительную и вовсе ненужную для его княжества борьбу за  киевский великокняжеский стол. Хотя власть великого князя безвозвратно ушла в прошлое, но княжение в Киеве  подчеркивало  старшинство князя. Для поколения князей Юрия Долгорукого это еще было важно в политической борьбе. Последующие поколения русских князей,  называвшие свои княжества «великими», а себя «великими  князьями», такого пиетета к титулу великого киевского князя уже не испытывали [2].

После смерти Юрия  Долгорукого  князем  Ростово-Суздальского княжества стал его сын Андрей Юрьевич Боголюбский,  правивший  до 1174 года. Он как и его отец, продолжал  борьбу  с  Новгородом  и Волжской Булгарией, стремился расширить границы своего княжества.

Галицко-Волынское княжество с ее плодородными почвами,  мягким климатом, степным пространством, перемежающимся  с  реками  и лесными массивами, была центром высокоразвитого земледелия и скотоводства.

 До середины XII века Галицкая земля была разделена  на  мелкие княжества. В 1141 году перемышльский князь Владимир Володаревич объединил их, перенеся столицу в Галич.  Наивысшего  могущества  Галичское  княжество  достигло  при  сыне  Ярославе  Осмысле (1151-1187 гг.), получившим это прозвище за высокую  образованность и знание восьми иностранных языков. Ярослав Осмысл обладал непререкаемым авторитетом, как во внутри русских делах, так и в  международных.

После смерти Осмысла Галицкая земля стала ареной долгой междоусобной борьбы князей с местным боярством. Длительность и сложность ее объясняется  относительной  слабостью  Галицких  князей, землевладение которых отставало по своим размерам  от  боярского. Огромные вотчины Галицких  бояр  и  многочисленные  слуги-вассалы позволяли им вести борьбу с неугодными им князьями, так как  последние, имея меньшую вотчину не могли из-за нехватки земель  увеличивать количество служилых людей, своих сторонников,  на  которых опирались в борьбе с боярством.

По иному дело обстояло в Волынской земле, ставшей в  середине XII века  родовым  владением  потомков  Изяслава  Мстиславича. Здесь рано сложилась мощная княжеская вотчина. Увеличивая за счет раздач земель  число  служилых  людей,  волынские  князья  начали борьбу с боярством за объединение галицких  и  волынских  земель, усилие своей власти. В 1189 г.  волынский  князь  Роман  Мстиславич объединил Галицкую и Волынскую земли. В 1203 году он занял  Киев. Под властью Романа Мстиславича объединились Южная и  Юго-Западная Русь. Период его правления отмечен усилением позиций  Галицко-Волынского княжества внутри русских земель и на международной  арене. В 1205 году Роман Мстиславич погиб в Польше,  что  привело  кослаблению княжеской власти в Галицко-Волынском княжестве  и  его распаду. Галицкое боярство начало длительную и разорительную феодальную войну, длившуюся около 30 лет. Бояре заключили договор  с венгерскими и польскими  феодалами,  которые  захватили  Галицкую землю и часть Волыни. Началась национально-освободительная борьба против польских и венгерских захватчиков.  Эта  борьба  послужила основой для консолидации сил в Юго-Западной  Руси.  Князь  Даниил Романович, опираясь на горожан и своих служилых людей, сумел  укрепить свою власть, утвердиться на Волыни, а в  1238  году  взять Галич и вновь объединить Галицкие и волынские земли. В 1240  году он взял Киев и объединил снова Южную и Юго-Западную Русь.  Экономический и культурный подъем Галицко-Волынского княжества в  годы правления Даниила Романовича был прерван нашествием Батыя [5].

В Новгородской земле в отличии о других русских земель установилась боярская республика. Это была  одна  из  самых  развитых русских  земель. Ее  основная  территория  располагалась между Ильмень озером и Чудским озером, по берегам рек Волхова,  Ловати, Великой, Мста.

В Новгородской земле рано сложилось боярское земледелие. Все плодородные земли были фактически перераспределены между боярами, что не привело к созданию крупной княжеской вотчины. Ее складыванию также не способствовало положение князей, присылаемых  в  качестве князей-наместников. Это ослабляло позиции князя в борьбе с новгородским боярством, фактически  превратившем  князя  в  военно-полицейскую силу. Новгородская земля отделилась от Киева после восстания 1136 г. [6].

Восставшие горожане изгнали князя Всеволода Мстиславича за  «небрежение» городских интересов. В Новгороде  установился  республиканский строй. Высшим органом власти в Новгороде  стало  собрание свободных горожан - владельцев дворов и усадеб в городе  -  вече.

Тысяцкий возглавлял народное ополчение и вершил суд  по  торговым делам. Дабы  сделать  новгородскую  епископию  своим   союзником, боярство в 1156 году добилось выборности архиепископа, который не только возглавлял церковь в Новгороде, но также ведал казной республики и ее внешними сношениями.

Пять концов были самоуправляющимися, территориально-административными и политическими единицами. В концах собирались кончанские вече, где избирались кончанские  старосты.  Нижней  ступенью Новгородской организации и управления были объединения  «уличан», жителей каждой улицы, возглавлявшихся выборными старостами, избиравшихся на уличанских вече. Вечевой строй Новгорода был формой феодальной  «демократии», где демократические принципы народного  представительства,  гласности и выборности должностных лиц, создавали иллюзию народовластия [5; 6].

Фактическая власть в республике находилась в руках  боярства и верхушки купечества. За всю ее  историю  должности  посадников, тысяцких и кончанских старост занимали только представители элитной знати, называвшейся «300 золотых поясов». «Меньшие» или «черные» люди  Новгорода  подвергались  произвольным поборам со стороны «лучших» людей, т.е. боярства  и  верхушки привилегированного купечества. Ответом на это  были  частые восстания простых новгородцев. Самым крупным из них было  восстание 1207 года против посадника Дмитра Мирошкинича и его родственников. Новгород вел постоянную борьбу за свою независимость  против соседских княжеств, в первую очередь против Владимиро-Суздальского, стремившихся подчинить себе богатый и вольный  город.  Новгород был форпостом обороны русских земель от крестоносной агрессии немецких и шведских феодалов.

Таким образом, вырисовывается следующая картина на  Руси  до начала XIII века (до  татаро-монгольского  нашествия).  Всю  феодальную Русь можно представить, как полтора десятка  самостоятельных княжеств. Все они жили самостоятельно,  независимой друг от друга жизнью, представляя собой микроскопические государства, мало сцепленные друг с другом и в известной степени свободные от контроля государства. Но не правильно  считать  феодальную раздробленность временем упадка и регресса или отожествляя  ее  с княжескими усобицами, начавшимися еще в X веке. Для молодого русского феодализма единая Киевская Русь была как бы нянькой, воспитавшей и охранившей от всяких бед и напастей целую семью  русских княжеств. Они пережили в ее составе и двухвековой натиск  печенегов, и вторжений варяжских отрядов, неурядиц княжеских распрей, и нескольких войн с половецкими ханами. К концу XII века выросли на столько, что смогли начать самостоятельную жизнь. И этот  процесс был естественным для всех стран Европы, беда Руси  заключалась  в том, что начавшиеся процессы объединения русских земель были  нарушены татаро-монгольским нашествием, на  борьбу  с  которым  Русь потратила более 150 лет.

2. Ордынское иго над Русью и его влияние на развитие русского государства

В декабре 1237г. полчища азиатских кочевников, руководимых монгольской династией Чингизидов, вторглись в пределы Рязанского княжества. Завоевав его, они обрушились на другие княжества, и в 1242 году установили свою власть над русскими землями.

Завоеванные татарским войском русские земли не вошли непосредственно в состав Золотой Орды. Золотоордынские ханы рассматривали русские земли как политически автономные, имеющие свою собственную власть, но находящиеся в зависимости от ханов и обязанные платить дань – «выход». Русские феодальные княжества стали в вассальные отношения к хану.

Чтобы как можно более четко поддерживать систему властвования, ханы вживляли элементы монгольской администрации на завоеванной территории. Цель ее была двойственной: обеспечивать армию рекрутами и собирать налоги для поддержания государства и императорской семьи.

Методы применения этой политики варьировались в разных частях Руси. На Юго-западной Руси (на современном этапе это – территория Украины) – в Перяславской и Киевской землях и в Подолии – монголы полностью ликвидировали княжескую администрацию, заменив ее своим прямым управлением. В Галицкой, Волынской, Смоленской и Чернигово-Cеверской землях, как и в Восточной Руси, монголы установили собственное управление наряду с княжеской администрацией. Новгород после 1260 года был освобожден от присутствия монгольских чиновников, но не от обязанности платить налоги. Даже в тех русских землях, где князья оставались у власти в качестве вассалов хана, монголы оставляли за собой право ставить определенные местности и группы населения под свой прямой контроль. Некоторые русские земли даровались также в удельное владение членам семье Чингизидов.

Как известно, каждый русский князь должен был получить ярлык на княжение от хана. После этого посланник хана (элчи) торжественно короновал его. Хан мог в любое время забрать назад княжеский ярлык, если у него были причины сомневаться в преданности князя. Получение такой грамоты (ярлыка) обычно сопровождалось вручением русскими претендентами дорогих подарков хану и его близким родственникам, а с течением времени – и ближайшему окружению. Иногда русским князьям приходилось делать долги у ордынских купцов. Эти займы  нередко намного превышали финансовые возможности князя. Тем самым еще более укреплялась зависимость русских князей от Золотой Орды [1].

Хотя русские князья  и оставались при власти, их административные полномочия, как вассалов хана, были ограничены, поскольку ханы назначали своих собственных чиновников для вербовки воинов и сбора налогов. В завоеванных ими землях монголы спешили определить платежеспособность населения, проводя его перепись. Первую перепись в Западной Руси провели еще в 1245г., последнюю в Восточной Руси в 1274-1275гг. После этого монголы больше не прибегали к всеобщей переписи, используя данные предыдущих переписей в качестве основы для налогообложения.

В соответствии с основными принципами монгольской политики монгольская перепись («число» - по-русски) имела две основные цели: установить количество возможных рекрутов и определить общее число налогоплательщиков. Соответственно и термин «число» имел два значения: количество воинов, которые должны быть навербованы, и перепись населения с целью взимания налогов. Именно в свете этого двойного значения нам следует подходить к проблеме числовых разделений, установленных монголами на Руси. Они были идентичны основным подразделениям в  армии и администрации по всей Монгольской империи. Население Руси, за исключениями новгородских земель и людей, живших на церковных землях (не облагавшихся налогом), было разделено на мириады, тысячи, сотни и десятки. Это разделение использовалось и для целей местной администрации; так «тысяча» обозначало не только группу людей, живших в определенном районе, но и сам район. Другими словами, каждое числовое деление представляло собой военно-финансовый район, территориальную единицу, с которой взималось определенное количество рекрутов и налогов.    Население районов, известного по терминологии монголов, как десяток, могло равняться приблизительно 200 человек (мужского и женского пола), а население тьмы или мириады, - приблизительно 200000 [1; 4].

Следует вспомнить, что во время правления Берке, налоги на Руси взимались мусульманскими купцами. Эта система стала причиной многих страданий жителей и позднее была отменена; после этого количество налоговых чиновников существенно возросло. В ханских ярлыках русскому духовенству упоминаются три категории сборщиков налогов: писцы (по-тюркски «битикчи»), сборщики налогов в сельской местности – даньщики  и сборщиков налогов и таможенных пошлин в городе – таможенники.

Существовало две основных разновидности налогов: 1) прямые налоги с населения сельских районов; 2) городские налоги. Основной прямой налог назывался данью. В основе его была десятина. Первоначально, монголы требовали десятую часть «со всего». В их первом приказании (1237г.) люди и лошади были упомянуты особо. Несомненно, скот и продукты сельского хозяйства также подлежали десятине. После восстания в Новгороде в 1259г. был введен сверхналог (туска) как карательная мера. Предположительно, что он также собирался в натуральном виде. Хотя после этого случая взимание этого налога больше не повторилось, и основой дани продолжала оставаться десятина. Со временем количество десятины было упорядочено, и дань выплачивалась в серебре, а не натуральным продуктом. В Новгороде в XIV и XV веках, сбор налога, соответствовавшего дани, назывался «черным cбором». Первоначально, должно быть, его платили шкурами черных куниц. Такие платежи назывались «черными», в отличие от платежей «белым» серебром. Однако во времена правления Василия Второго «черный сбор» определялся в серебряных гривнах [2].

Помимо дани существовал ряд других прямых налогов. Поплужное (на севере Руси – посоха) было налогом на вспаханную землю. Яси являлся особым налогом на содержание конно-почтовых станций. Еще один налог, упоминающийся в ханских ярлыках, - война (военный, или солдатский налог). По-видимому, его собирали в те годы, когда не вербовали рекрутов.

И еще один налог в ярлыках называется пошлиной. Некоторые исследователи толкуют его в терминах монгольской системы налогообложения в Золотой Орде и других частях Монгольской империи как калан. В самом прямом смысле калан (тюркское слово) является налогом на землю; но это слово употреблялось в более широком значении с дополнительным смысловым оттенком «подчинение», «порабощение». Следует здесь заметить, что в Западной Руси в монгольский и послемонгольский период существовала категория царских рабов, которые назывались  каланными. Тогда, если мы допустим, что «пошлина» соотносится с «налогом», мы сможем толковать ее как денежную плату вместо обязанности работать в качестве каланного. Однако четко не установлена идентичность «пошлины» и «калана».

Вдобавок к постоянным налогам ханы сохраняли за собой право требовать дополнительный налог. Известный как запрос, он упоминается в ярлыках, а иногда и в летописях.

Основной налог с городов назывался тамга. Как на монгольском, так и тюркском языках термин «тамга» обозначает «эмблему», особенно – эмблему клана. В качестве эмблемы администрации, тамга представляла собой рисунок на печати, а затем и саму печать, в особенности клеймо на поступающих в налог вещах.

Татаро-монголы не ставили перед собой задачи включения Руси в свою империю. Речь шла только о подчинении и получении дани, а потому сам характер внутренних отношений на Руси оставался в значительной степени нетронутым завоевателями.

В результате, подданство русских князей выражалось в форме раздачи ханами им ярлыков на княжение. Русские князья были также ограничены в административных полномочиях, поскольку из Орды назначались собственные чиновники для вербовки воинов и сбора дани.

Для более успешного и скорого управления завоеванной страной, монголы применили тот же принцип деления населения, что и в своей армии. Каждому району соответствовала определенная сеть административных чиновников. Выход состоял из нескольких видов налогов, основным из которых являлась дань [2; 4].

В XV веке институт баскачества был упразднен. Выход стали собирать сами князья.

Рассмотрим влияние ордынского ига на развитие русского государства.

Удобный метод измерения воздействия на Русь – сравнение русского государства и общества домонгольского периода и пост монгольской эры, в частности, сравнение духа и институтов Московской Руси и Руси Киевского периода.

Политическая жизнь русской федерации Киевского периода строилась на свободе. Три элемента власти – монархический, аристократический и демократический – уравновешивали друг друга, и народ имел голос по всей стране – и бояре, и городское собрание или вече, имели право слова в делах. Типичный князь Киевского периода был просто главой исполнительной ветви правительства, а не самодержавным главой государства.

Картина полностью изменилась после монгольского периода. Прежде всего, в XVI-начале XVII вв. вместо русской федерации, все члены которой имели сходные конституции, мы находим резкое разделение между Восточной Русью (Московией) и Западной Русью (включенной в Польско-Литовское Содружество). Кроме того, на южных окраинах каждой из двух частей Руси появились военные государства нового типа – казачьи поселения. Они представляли собой древнюю русскую демократическую традицию. Аристократический элемент власти в Западной Руси не только сохранился, но даже усилился под влиянием Польши и стал основой политической жизни Украины и Белоруссии. В Восточной же Руси поддерживался и развился до высокого уровня монархический элемент.

Власть московского царя, идеологическая и фактическая, была несравнимо больше, чем власть его суздальских предшественников (в Суздальской земле монархический элемент был наиболее сильным). Хотя в XVI веке наблюдался рост монархических институтов по всему европейскому континенту, нигде этот процесс не шел так быстро и глубоко, как в Восточной Руси. Англичанин Дж. Флетчер, посетивший Москву в XVI веке, пришел к заключению, что «государство и форма его правления чисто тираническая, поскольку во всем исходит из интересов князя, при этом в совершенно откровенной и варварской манере» [6].

Не менее резок контраст между до и пост монгольскими периодами в области социальных отношений. Самые основы московского общества были не такими, как в Киевский период.

Общество Киевской Руси можно, по нашему мнению, с определенными оговорками, назвать свободным обществом. Рабы существовали, но они считались отдельной группой, не входящей в состав нации. Ситуация была схожей с положением в Древней Греции: рабство сосуществовало со свободой большей части общества. Правительство функционировало на основе сотрудничества свободных социальных классов: бояр, горожан и «людей» в сельских районах. Правда, существовала группа крестьян, так называемые смерды, которая находилась в сфере особой княжеской юрисдикции, но даже они были вольными. Была также группа полусвободных – закупы, чье положение, в конце концов, стало схожим с положением рабов, но их обращение в рабство являлось результатом долгов, т.е. нерегулируемого взаимодействия экономических сил, а не действия правительства.

В Московском царстве XVI-XVII веков мы обнаруживаем абсолютно новую концепцию общества и его отношения к государству. Все пласты нации, от низших до высших, исключая рабов, были прикреплены к государственной службе. И бывшие удельные князья, и бояре теперь становились постоянными слугами царя, как и более низкие слои, такие как дети боярские и дворяне (придворные). Попытки сопротивления новому порядку со стороны князей и бояр сокрушил царь Иван Четвертый во времена террора опричнины. Через институт военных поместий цари контролировали и земельные владения служащих им людей, и армию. Необходимость обеспечения поместий рабочей силой привела к установлению крепостного права, сначала только временного. Это крепостное право крестьян было сделано постоянным и узаконено «Уложением» в 1649 году.  И вольные крестьяне на государственных землях, и крепостные, а также горожане считались низшим классом царских подданных, свободными от воинской или придворной службы, но обязанными платить тяжелые налоги и, в некоторых случаях, выполнять обязательные работы (тягло). «Служба» (в вышеозначенном нами смысле) стала, в конце концов, характеристикой человека благородного происхождения, а «тягло» - простолюдина. Это различие превратилось в основную черту социального строя Московского царства в XVII в. [6].

Из этого краткого сравнительного анализа характерных черт государства и общества Киевской и Московской Руси становится ясно. Что пропасть между этими двумя режимами была огромна. Совершенно очевидно, что такая перемена не могла произойти за одну ночь. В самом деле, процесс трансформации свободного общества в общество обязательной повинности начался во время монгольского периода до середины XVII века.

Вопрос для нас теперь состоит в том, какова роль монголов в этом процессе. Чтобы выяснить это, мы должны кратко рассмотреть изменения, которые произошли в русской национальной экономике, политике, социальной организации за монгольский период.

Массовое разграбление и уничтожение собственности и жизни на Руси во время монгольского нашествия 1237-1240 годов было ошеломляющим ударом, который нарушил нормальное течение экономической и политической жизни. Трудно точно оценить потери русских, но, вне всяких сомнений, они были колоссальны, и, если мы включим в это число огромные толпы людей, мужчин и женщин, уведенных монголами в рабство, они вряд ли составляли меньше 10% от общего населения.

Больше всего в этой катастрофе пострадали города. Такие старые центры русской цивилизации, как Киев, Чернигов, Перяславль, Рязань, Суздаль, несколько более молодой Владимир суздальский, а также некоторые другие города, были полностью разрушены, а первые три из вышеперечисленных потеряли свое былое значение на несколько столетий.

Монгольская политика забирать искусных мастеров и квалифицированных ремесленников на службу к хану накладывала новое бремя даже на те города, которые не постигло физическое разрушение в первый период завоевания. К великому хану посылалась квота лучших русских ювелиров и ремесленников. В результате монгольских завоеваний роль рабского труда значительно возросла. Основная масса русских, попадавших в Золотую Орду, становилась рабами [1].

Сельское хозяйство было меньше затронуто монгольским нашествием, чем промышленные ремесла. В тех частях Южной Руси, которые находились под непосредственным контролем монголов, они сами поощряли возделывание зерновых (просо, пшеница) для нужд своей армии и администрации. В других частях Руси именно сельское население выплачивало основную часть дани, собираемой монголами или для монголов, поэтому они не были заинтересованы в снижении продуктивности сельского хозяйства. Та же ситуация была и в отношении охотничьего промысла и рыболовства. Выплавка железа и добычи соли также не уменьшилась особенно, поскольку большая часть поверхностных залежей железной руды и соли находилась на новгородской территории и в северной части Великого княжества Владимирского, то есть они находились за пределами непосредственной досягаемости монголов.

Если говорить о политическом влиянии со стороны Золотой Орды во время татаро-монгольского ига, то можно с уверенностью сказать, что традиционные взаимоотношения между монархией, демократией и аристократией, как тремя элементами власти, были совершенно разрушены монгольским нашествием. Прежнее равновесие их исчезло.

Одним из подтверждений этому может служить постепенное сокращение власти вече (одного из главных демократических институтов) и последующее его исчезновение. Князьям и боярам удалось приспособиться к требованиям завоевателей и установить с ними относительный мир. Горожане же и ремесленники особенно, вскипали негодованием при каждом очередном ограничении, вводимом новыми правителями. Поэтому монголы, со своей стороны, были полны решимости подавить сопротивление городов и ликвидировать вече как политический институт. Для этого, по всей видимости, они склонили русских князей к сотрудничеству, поскольку те сами опасались революционных тенденций вече в городах.

Действия монголов по внесению раздора между князьями посредством перетасовки ярлыков на княжение, играя на политических амбициях последних – стали причиной, не «желая этого», кардинальных изменений в наследственной традиции.

С другой стороны, в Орде русские князья усваивали новые, неизвестные на Руси формы политического общения («бить челом»). Понятие абсолютной, деспотической власти, с которой русские были знакомы лишь теоретически, на примере Византии, вошло в политическую культуру Руси на примере ордынского хана. Ослабление городов создавало возможность для князей самим претендовать на такую же власть и подобное выражение чувств подданных [3].

Под влиянием специфически азиатских правовых форм и способов наказания, у русских развивалось традиционное родоплеменное представление о карающей власти общества и ограниченности княжеского права наказывать людей.

Теперь карающей силой стало не общество, а государство в лице палача. Именно в это время Русь узнала «китайские казни» - кнут («торговая казнь»), отрезание частей лица (носа, ушей, языка), пытки на дознании и следствии. Это было совершенно новое отношение к человеку по сравнению с Х в., временем Владимира Святославовича.

В то же время происходит ограничение прав женщин, характерное для восточного патриархального общества. Если на Западе процветал средневековый культ женщин, рыцарский обычай поклоняться Прекрасной Даме, то на Руси девушек запирали в высокие терема, оберегали от общения с мужчинами, замужние женщины должны были определенным образом одеваться (обязательно носить платок), были ограничены в имущественных правах, в быту.

Зависимость от монголо-татар, широкие торговые и политические связи с Золотой Ордой и другими восточными дворами приводил к бракам русских князей с татарскими «царевнами», стремлению подражать обычаям ханского двора. Все это порождало заимствование восточных обычаев, распространяющихся от верхов общества до низов.

Например, русские князья переняли у ханов роскошь в одежде и убранстве дома. Многие специалисты говорят о восточных чертах русского искусства после XV в. в многоцветной узорчатой керамике, в богатой орнаментом резьбе по кости, в элементах архитектуры, в майолике и др. Даже существует такое мнение, что известная шапка Мономаха имеет ордынское происхождение.

Следствием влияния татаро-монгольского ига могут служить и новые черты ментальности в характере русского человека. Кроме того, в русский язык прочно вошли новые слова татарского происхождения (ямщик, например), пословицы (Незваный гость хуже татарина) или выражения (Как Мамай прошел).

О татаро-монгольском иге и по сей день напоминают нам названия улиц, площадей (Черкизовский район в Москве), сел. До сих пор значение и происхождение многих из них неизвестно. Ярким примером тому может служить Ордынка в Москве. Истоки этого топонима до сих пор неясны. Существует три версии. Согласно первой, Ордынка – это в прошлом место, где жили представители монголов. По второй версии, здесь происходил обмен между русскими и монгольскими купцами. Третья же гласит, что Ордынкой, прежде всего, называлась проходящая в этом районе дорога, по которой вывозилась дань [2; 3; 5].   

Итак, в традиционную схему ига как перманентной борьбы с «погаными татарами», плохо укладываются факты проникновения различных ордынских традиций на Русь.

Таким образом, в России к XVI в. сформировалась новая форма власти – монархистская с элементами восточной деспотии. Также происходит унификация всех отношений – исчезли все промежуточные звенья, которые дробили и ограничивали прерогативы верховной власти. На этот процесс самое непосредственное влияние оказало политическое общение русских князей с татарскими ханами. Кстати, по этому поводу некоторые историки считают Россию даже преемницей Золотой Орды.

Несмотря на всю свою «преемственность», с другой стороны, Древняя Русь фактически была разорена после Батыева нашествия, а затем, вследствие татаро-монгольского ига истощена экономически. Уводились в плен талантливые ремесленники и мастера, в результате чего была прервано развитие лучших производственных традиций, разорялись города от сбора непомерной дани и т.д. Еще потом долгое время русское государство не в состоянии было оправиться от причиненного ему ущерба.

В то же время не стоит забывать о хотя и немногих, но положительных сторонах татаро-монгольского ига. Культура Киевской Руси изначально складывалась из славянских, скандинавских, финских, балтийских, иранских и тюркских элементов. Так почему же  Золотая Орда должна отличаться от всех других? Надо признать, что и она оставила свой след в искусстве нашего государства.

Список литературы

1. Гринин В. История России с древнейших времен. - Волгоград, 1995.-108с.

2. История государственного управления в России: Учебник / Под ред. А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2000. – 279с.

3. Любавский К.М. Лекции по Древней русской истории до конца XVI века. - СПб.: ЛАНЬ, 2000. - 480с.

4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. - М.: «Проспект», 1999. - 544с.

5. Отечественная история / Под ред. Ш.М. Мунчаева. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 412с.