Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

I глава Теоретические основы врачебно-педагогического контроля

             в оздоровительно-физической культуре……………………………5

1.1. Сущность и основные принципы врачебно-

        педагогического контроля……………………………………….5

1.2. Врачебный контроль за физическим воспитанием

       и самоконтроль……………………………………………………7

II глава Цель, задачи и методы исследования…………………………….17

III глава Результаты исследования………………………………………...19

IV глава Выводы…………………………………………………………….27

V Список литературы……………………………………………………….30

Введение

В наш жестокий век с его ускорен­ным ритмом и повышенным стрессовым уровнем, постепенным вытеснением бес­платного здравоохранения разнообраз­ными коммерческими лечебницами многократно возрастает цена здоровья, осо­бенно детского, от которого зависит, сможет ли человек в дальнейшем макси­мально реализовать свой врожденный жизненный потенциал.

Здоровье является главным богатством каждого индивидуума и общества в це­лом. А общество, большую часть которо­го составляют больные люди, здоровым быть не может.

Проходящая в настоящее время диспансеризация детского населения страны выявила ужасающую картину: лишь 10% выпускников школы вступают во взрослую жизнь здоровыми. Такое по­ложения вещей не может оставить рав­нодушным никого: ни врачей, ни педагогов, ни госу­дарственных деятелей. И тем более не могут стоять в стороне от этой серьезной проблемы родители.

Большую роль в оздоровлении детей играют учебные заведения (школы, вузы и т.д.). В этой связи актуальной становится проблема врачебно-педагогического контроля в оздоровительно-физической культуре.

Анализ литературы показывает, что вопрос врачебно-педагогического контроля за результатами занятий, физическими упражнениями учащихся  находится не на должном уровне. Критерии оценки физической подготовленности и функционального состояния разработаны по единому :шаблону», отсутствует индивидуальный подход, ориентированный на конституцию человека, учитывающий перенесенные им ранее заболевания и т.д. Также наблюдается нехватка доступных в практической деятельности воспитателя-валеолога тестов, позволяющих контролировать результаты работы с учащимися, имеющими существенные отклонения в состоянии здоровья в промежутках между основными врачебными обследованиями.

Объект исследования – оздоровительно-физическая культура.

Предмет исследования – особенности применения врачебно-педагогического контроля в оздоровительно-физической культуре.

Цель исследования – изучить степень использования врачебно-педагогического контроля в процессе занятия физкультурой.

База исследования – Кемеровский государственный университет, студенты 1 и 2 курсов, в количестве 40 человек.

Гипотеза заключается в том, что в исследуемой группе применяются единые методы врачебно-педагогического контроля вне зависимости от   уровня физической подготовки студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении разрозненного материала по проблеме врачебно-педагогического контроля в оздоровительно-физической культуре.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в практической деятельности специалистов, осуществляющих врачебно-педагогический контроль за проведением занятий по физической культуре со студентами вузов.

I глава Теоретические основы врачебно-педагогического контроля в оздоровительно-физической культуре

1.1. Сущность и основные принципы врачебно-педагогического контроля

 

Большая роль в наблюдении за развитием и состоянием здоровья учащихся наряду с учителем физкультуры (тренером) отводится врачу-педиатру и медицинской сестре. Задачей медицинского контроля является определение медицинских групп для занятий физкультурой и спортом, а в последующем - постоянный контроль за состоянием здоровья и развитием учащихся, корректировка физических нагрузок, их планирование и т.п. [13; 15].

Понятие о врачебном контроле не должно ограничиваться только медицинскими осмотрами, инструментальными исследованиями, оно значительно шире и включает в себя широкий комплекс мероприятий, а именно:

- контроль за состоянием здоровья и общим развитием занимающихся физической культурой и спортом;

- врачебно-педагогические наблюдения на уроках физкультуры в процессе тренировочных занятий, соревнований;

- диспансерное обследование занимающихся в секциях;

- медико-санитарное обеспечение школьных соревнований;

- профилактика спортивного травматизма на уроках физкультуры и на соревнованиях;

- профилактика и текущий санитарный контроль мест и условий проведения занятий и соревнований;

- врачебные консультации по вопросам физической культуры и                   спорта [5; 9; 11].

Важным участком работы школьных и вузовских медицинских работников является врачебно-педагогический контроль за занимающимися, который должен охватывать все формы физического воспитания в школе - уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях и т.д. И главное - определение влияния занятий физкультурой на организм учащегося. Школьный (вузовский) врач (или медицинская сестра) определяют интенсивность урока физкультуры (по пульсу, частоте дыхания и внешним признакам утомления), достаточна ли разминка, соблюдены ли принципы распределения занимающихся на медицинские группы (иногда учащихся с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья отстраняют от занятий, но еще хуже, когда они занимаются вместе со здоровыми детьми). Врач (медсестра) следит за соблюдением ограничений в занятиях того или иного учащегося, имеющего отклонения в физическом развитии (нарушение осанки, плоскостопие и др.) [15].

Важным направлением врачебно-педагогических наблюдений является проверка выполнения санитарно- гигиенических правил в отношении условий и мест проведения занятий физкультурой (температура, влажность, освещение, покрытие, готовность спортивного инвентаря и т.п.), соответствия одежды и обуви, достаточности страховки (при выполнении упражнений на спортивных снарядах). Об интенсивности нагрузки на уроках физкультуры судят по моторной плотности урока физкультуры, физиологической кривой урока по пульсу и внешним признакам утомления.

Врачебные обследования могут проводиться в лабораторных условиях и в условиях спортивной деятельности. Комплексное врачебное обследование в лабораторных условиях включает в себя следующие методы:

- общепринятый комплекс методов – анализ общий и спортивный, определение физического развития;

- физикальное обследование систем и органов, комбинированная функциональная проба;

- клинические анализы крови и мочи;

-  электрокардиофафия, рентгеноскопия грудной клетки, рентгенокимография сердца;

- дополнительный комплекс инструментальных методов [14].

В условиях спортивной деятельности применяются методы: определение воздействия тренировочного занятия используя показатели частоты пульса, частоты дыхания, кровяного давления, динамометрии, спирометрии, веса тела и дополнительные инструментальные методы; испытания с повторными нагрузками используя показатели пульса и частоты дыхания, определение кровяного давления, регистрация внешних признаков утомления, учет показателей работоспособности, учет субъективных ощущений и дополнительные инструментальные методы.

Подробнее о методах врачебно-педагогического контроля речь пойдет в следующем параграфе. Здесь же отметим, что медицинское обследование охватывает всех учащихся (школьников, студентов) и проводится в соответствии с инструкцией об организации врачебного контроля за физическим воспитанием школьников, студентов страны. В начале учебного года студенты в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование, антропометрические измерения. Периодические медицинские осмотры занимающихся физической культурой и спортом проводятся не менее одного раза в год. Отдельные учащиеся по назначению врача или преподавателя проходят медицинские осмотры повторно.

1.2. Врачебный контроль за физическим воспитанием и самоконтроль

Согласно цели нашего исследования, считаем целесообразным в данном параграфе уделить особое внимание врачебному контролю в оздоровительно-физической культуре студентов вузов.

Врачебный контроль за занимающимися в специальном учебном отделении является обязательным и проводится в форме: а) первичного врачебного обследования перед началом занятий физическими упражнениями; б) повторных ежегодных врачебных обследований; в) дополнительных врачебных осмотров перед возобновлением занятий после перенесенного заболевания [4].

При проведении врачебных осмотров студенты заранее оповещаются о дне и времени. Их информируют, что нельзя, например, приходить на осмотры тотчас после занятий физическими упражнениями, после обильного приема пищи, бани или грубых нарушений режима в предшествующий день. Заканчиваться врачебный контроль должен не позже 1 ноября текущего года.

Врачебное обследование, служащее основанием для определения студентов в специальную медицинскую группу, является комплексным. В него включаются: общий и физкультурный анамнез, определение физического развития (наружный осмотр, антропометрия) и функционального состояния некоторых систем организма [15].

Рассмотрим все составляющие врачебного обследования более подробно:

1. Общий и физкультурный анамнез.

Общий и физкультурный анамнез начинается с опроса вновь принятых студентов, из которого узнают, занимался ли обследуемый физкультурой в школе и в какой медицинской группе, если не занимался, то какие имел отклонения в состоянии здоровья. Данные опроса следует по мере возможности сопоставлять с результатами объективного освидетельствования и сведениями медицинской справки (форма № 286). К данным опроса нужно подходить осторожно, так как опыт показывает, что при первичном обследовании некоторые студенты скрывают перенесенные ранее заболевания. В противоположность этому другие студенты, стремясь освободиться от занятий по физической культуре, переоценивают и преувеличивают свои недомогания. Обычно к числу последних относятся лица, имеющие слабое физическое развитие и потому особенно нуждающиеся в систематических занятиях физическими упражнениями.

Помимо вопросов о перенесенных заболеваниях, жалобах на боли и неприятные ощущения, выяснений условий жизни, наследственности, необходимо при помощи наружного осмотра и антропометрии выяснить степень физического развития [2; 3; 7].

2. Наружный осмотр.

Наружный осмотр дает представление о пропорциональности телосложения, положительных и отрицательных сторонах физического развития, телесных недостатках. Повышенное жироотложение, сутуловатость, крыловидные лопатки, слабое развитие мышечной системы или отдельных мышечных групп (верхнего плечевого пояса, брюшного пресса и др.) -  вот далеко не полный перечень физических недостатков, на которые следует обратить внимание и по которым необходимы рекомендации [10].

3. Антропометрия.

Антропометрия - это измерения человеческого тела [1]. Она включает определение веса тела, роста стоя, окружности грудной клетки и другие обхватные размеры тела, а также жизненной емкости легких, динамометрии кисти и силы мышц спины. При измерениях необходимо соблюдать некоторые правила: измерительные приборы должны быть хорошо предварительно выверены и содержаться в порядке; при повторных измерениях обязательно пользоваться теми же приборами, что и в первый раз; измерения должны производиться всегда одним и там же человеком; проводить обследование по возможности в одно и то же время, лучше всего утром, сразу после сна и посещения туалета.

Для индивидуальной оценки показателей антропометрии целесообразно пользоваться методом индексов или установления определенных постоянных пропорций между некоторыми антропометрическими признаками [2; 3]:

1) Весо-ростовой индекс =  Вес тела в (кг)    для муж. = 350 - 400 г.

   (индекс Кетле)                   Рост в (см)          для жен.  = 325 - 375 г.

2) Росто-весовой индекс. При определении соответствия веса росту человека принято считать, что вес должен быть равен росту (в см) минус 100, если рост до 166 см. При росте от 166 до 176 - минус 105, а свыше - минус 110.

3) Развитие грудной клетки оценивается по грудному показателю:

     окружность грудной клетки (см) х  100% = для муж. - 50-55%  

                         рост (см)                                          = для жен. - 50-65%.

4) Показатель крепости телосложения. Получается путем вычитания из величины роста стоя (в см) суммы величины веса (в кг) и окружности грудной клетки (в см). Пример: рост 182 см, вес 78 кг, окружность грудной клетки 92 см: 182 - (78 + 92) = 12.

5) Жизненный индекс характеризует функциональные возможности дыхательной системы. Он определяется путем деления ЖЕЛ (мл) на вес тела в кг и равен:

        ЖЕЛ (мл)  =  для муж. = 65-70 мл/кг 

           вес (кг)       для жен. = 55-60 мл/кг

6) Показатель силы кисти (сильнейшей руки) получается от деления динамометрии кисти на вес и умноженной на 100. Пример:

 Сила кисти (кг)  х 100%  = для муж. - 70-75%               

      вес(кг)                            для жен. - 50-60%

7) Показатель становой силы получается от деления становой силы на вес. В среднем он равен: для мужчин - 2 - 2,5;  для женщин - 1,5 - 2,0 [2; 3].

Основным недостатком метода индексов является невозможность при оценке физического развития должным образом учесть особенности возраста, характера деятельности, географических и других условий жизни людей.

4. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы используются функциональные пробы, которые обязательно должны быть стандартными и строго дозированными. При оценке реакции организма на функциональные пробы используются данные частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД), а также сведения о характере и времени восстановления.

Частота пульса у молодых людей 17-25 лет в положении стоя в состоянии покоя равна 65-78 ударам в минуту, у девушек несколько выше - 75- 88 ударам в минуту [8].

Артериальное давление в плечевой артерии в норме составляет: максимальное - 100-130 мм рт. ст., минимальное - 60-80 мм рт. ст., пульсовое - 40-50 мм рт. ст. АД в течении суток меняется в связи с приемом пищи (максимальное - увеличивается, минимальное понижается); утром давление ниже, вечером - выше, во время сна АД наиболее низкое; в положении лежа давление на 8-12 мм рт. ст. ниже, чем стоя. Для определения индивидуальной нормы АД предлагаются следующие простые формулы: возраст до 20 лет (полное количество лет) - максимальное АД = 1,7 x возраст + 83; минимальное - АД = 1,6 x возраст + 42; возраст от 20 - максимальное АД = 0,4 x возраст + 109; минимальное - АД = 0,3 x возраст + 67. Если действительная величина максимального АД окажется выше на 15 и более мм рт. ст., рассчитанной по предложенным формулам, то это свидетельствует о повышенном АД. Напротив, если действительная величина максимального АД окажется ниже рассчитанной на 20 и более мм рт. ст., а минимального - на 15 и более мм рт. ст., то такое состояние следует рассматривать как пониженное АД [8; 10].

К функциональным пробам с дозированной физической нагрузкой относятся:

а) одномоментные - 20 приседаний за 30 сек.; 2-х мин. бег на месте в темпе 180 шагов в 1 мин., З-х мин. бег на месте; 15-сек. бег в максимальном темпе и т.д.; 

б) двухмоментные (сочетание двух стандартных нагрузок); 

в) 3-х моментная проба Летунова (20 приседаний, 15-сек. бег, 3-х мин. бог на месте) [10; 12].

К функциональным пробам можно отнести велоэргометрические нагрузки, степ-тест и т.д.

Реакция организма на одномоментную пробу (20 приседаний за 30 сек.) по ЧСС можно оценивать на основании таблицы 1.

Оценка пульса производится следующим образом: например, пульс до нагрузки за 10 сек. был равен 12 ударам, а после выполнения нагрузки за 10 сек. на 1-й минуте восстановления - 20 ударов. Составляется пропорция и рассчитывается процент учащения пульса:

12 - 100%            Х =  8х100  = 67 %

(20 - 12) - х                  12

                                                                                                                          

Таблица 1

Индивидуальная оценка некоторых показателей функционального

развития и здоровья

Наименование

признаков

Пол

Оценка

5

4

3

2

1

1. Показатель крепости телосложения

муж. Жен.

10

10-20

20-25

25-35

35 и выше

2. Функциональная проба: 20 приседаний (увеличение частоты пульса в %)

муж. Жен.

20 и меньше

21-40

41-65

66-75

76 и более

3. Проба Штанге

муж. Жен.

40 и выше

30-39

20-29

19 и ниже

 -

4. Проба Генче

муж. Жен.

30 и выше

20-29

15-19

14 и ниже

 -

5. Количество простудных заболеваний в течение года, раз

муж. жен.

 -

1

2 - 3

4 - 5

Более 5

По таблице 1 учащение пульса на 67% соответствует неудовлетворительной оценке. Чем работоспособнее или функционально полноценнее сердце, тем меньше учащается пульс в ответ на дозированную нагрузку.

При оценке реакции артериального давления на функциональную пробу с физической нагрузкой следует обращать внимание на изменение максимального, минимального и пульсового давления. Наиболее рациональная реакция АД характеризуется увеличением максимального давления на 15-30% и уменьшением минимального давления на 10-35% или неизменностью его по сравнению с исходными величинами покоя.

В результате увеличения максимального и уменьшения минимального давлений увеличивается пульсовое давление. Однако процент увеличения пульсового давления должен быть в тех же пределах или чуть выше процента учащения пульса при выполнении различных по интенсивности нагрузок.

Процент учащения пульсового давления рассчитывается так же, как процент учащения пульса. Пульсовое давление в покое принимается за 100%, а разница в величине пульсового давления непосредственно после нагрузки и пульсового давления в покое за X.

Уменьшение пульсового давления следует расценивать как нерациональную реакцию АД на физическую нагрузку.

Реакцию пульса и АД на функциональную пробу, при которой увеличение ЧСС происходит в нормальных пределах, а минимальное давление остается без изменений, расценивают как вариант нормотоническей реакции. Например, пульс в покое за 10 сек составляет 10 ударов, АД - 110/70 мм рт.ст., пульсовое давление (110-70) - 40; после нагрузки - пульс на 1-й мин. в течение 10 сек - 19 ударов, АД - 150-70 мм рт. ст., пульсовое давление - 80. Следовательно пульс участился на 90%, а пульсовое давление - на 100% [10].

Помимо нормотонической реакции пульса и АД на функциональную пробу, которая является типичней для хорошо физически подготовленных людей, возможны атипические реакции (гипотоническая, гипертоническая, дистоническая и ступенчатая).

Для окончательной оценки реакции пульса и АД на функциональную пробу необходимо провести анализ восстановительного периода по двум параметрам - времени и характеру восстановления пульса и АД (как протекает восстановление - постепенно или волнообразно). При появлении волнообразного характера восстановления АД реакцию принято считать неблагоприятной.

При выполнении функциональной пробы (20 приседаний) о восстановлении пульса и АД судят по следующим критериям: при хорошем функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы пульс восстанавливается в течение 2 мин., максимальное и минимальное АД - к концу 3-й минуты.

 После функциональной пробы - 2-х минутного бега на месте и 5-минутного степ-теста пульс должен восстанавливаться в течение 5 мин., максимальное АД - на 4-5-й мин., минимальное - на 2-4-й мин. [6].

 Для того, чтобы оценить реакцию пульса и АД на функциональную пробу в целом, необходимо учесть данные покоя, изменения пульса и АД сразу после нагрузки, длительность и характер восстановительного периода.

Реакция на функциональную пробу считается хорошей в том случае, когда при нормальных исходных данных пульса и АД на 1-й минуте после нагрузки отмечаются сочетанные изменения пульса и АД (процент увеличения пульса и пульсового давления в нормальных пределах), т.е. наблюдается нормотоническая реакция, причем при пробах - 20 приседаний в течение 2-3 мин., и 2-мин. бега на месте пульс восстанавливается на 3-й мин., а АД - на              4-5-й минуте [10].

Для оценки функционального состояния аппарата внешнего дыхания из многих показателей выделим: частоту дыхания, жизненную емкость легких, пробы Розенталя, Штанге и Генче.

5. Частота дыхания.

Частота дыхания - весьма индивидуальный показатель. Для подсчета частоты дыхания ладонь кладут так, чтобы она захватывала нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота. Дыхание при этом равномерное, без изменения частоты. У здорового взрослого человека в покое число дыхательных движений в минуту колеблется от 12 до 20. Частота дыхания меняется от ряда причин: в покое дыхание реже, а при движении чаще. Это же наблюдается при положении тела лежа и стоя. Учащается дыхание при повышении окружающей температуры и температуры тела, во время и после езды, при волнении. У женщин дыхание чаще на 2-4 в минуту, чем у мужчин. При занятиях физкультурой нагрузку следует регулировать таким образом, чтобы частота дыхания после занятий не превышала 30 в минуту, а восстановление ее до исходной величины происходило не позднее                           7 минут [2; 3]..

6. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ).

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - объем максимального вдоха, сделанного после максимального вдоха. Определяется с помощью спирометра. ЖЕЛ  у мужчин -  4500 мл., а у женщин 3500 мл. У занимающихся физическими упражнениями ЖЕЛ значительно выше и зависит от вида физических упражнений [2; 3].

Судить о состоянии дыхательного аппарата по данным ЖЕЛ затруднительно из-за большого диапазона индивидуальных колебаний этой величины. Поэтому ЖЕЛ того или иного лица надо сопоставлять с должной величиной. ЖЕЛ считается нормальной, если она отличается от должной не более чем на +10%. С целью определения должной ЖЕЛ (ДЖЕЛ) предлагается формула (Г.М. Куколевский): для мужчин (40 х  рост в см) + (30 х масса в кг) - 4400; для женщин - (40 х рост в см) + (10 х масса в кг) – 300 [10].

ДЖЕЛ не регулярно занимающихся физкультурой или занимающихся 1-2 раза в неделю не интенсивно может быть рассчитан по формуле (А.Ф. Синяков, 1995): для мужчин - ДЖЕЛ = (31 х рост) + (32 х вес) - (20 х возраст) - 2950; для женщин - ДЖЕЛ = (25 х рост) + (26 х вес) - (15 х возраст) - 2150.

Фактическая ДЖЕЛ, составляющая 84-70% от ДЖЕЛ, расценивается как умеренно сниженная, 69-50% значительно сниженная, 49% и менее - резко сниженная.

После занятий физическими упражнениями показатели ЖЕЛ могут остаться прежними или измениться в сторону повышения или понижения. При выполнении интенсивной и утомительной нагрузки ЖЕЛ может снизиться на 200-300 мл, а к вечеру восстановиться до исходной величины. Если ЖЕЛ не достигает исходного уровня на следующий день после занятий, то это может свидетельствовать о чрезмерности выполненной нагрузки.

Проба Розенталя - пятикратное измерение ЖЕЛ, проводимое через каждые 15 сек. В зависимости от функционального состояния костно-мышечного аппарата системы высшего дыхания ЖЕЛ в процессе последовательных измерений ведет себя по-разному: при хорошем - увеличивается от одного измерения к другому, при удовлетворительном - остается без изменений, а при неудовлетворительном – уменьшается [12].

Большой интерес для занимающихся в спецгруппах представляют пробы, позволяющие оценивать функциональное состояние системы дыхания.

Проба Штанге - в положении сидя делают глубокий вдох и выдох, затем снова вдох (примерно 80% от максимального), закрывают рот и одновременно зажимают пальцами нос, задерживая дыхание (секундомер включается в конце вдоха). Здоровые нетренированные студенты способны задерживать дыхание на 40-55 сек и более [10; 12].

Проба Генче основана на задержке дыхания после выдоха. Если она проводится сразу же после пробы Штанге, то необходим отдых 5-7 мин. Здоровые студенты способны задерживать дыхание на 25-30 сек и более. При улучшении функционального состояния продолжительность задержки дыхания увеличивается, а при ухудшении – уменьшается [10; 12].

Главный принцип занятий физическими упражнениями - не навре­ди. Поэтому студентам полезно осуществлять наблюдение над состоя­нием своего организма в процессе физического воспитания.

При самоконтроле руководствуются следующими правилами [15]:

1.  Точная и объективная регистрация всех показателей, кото­рые подлежат учету.

2. Проведение измерений в одно и то же время и в постоянных условиях, чтобы исключить влияние каких-либо  привходящих факто­ров на организм.

3. Обязательная регистрация произвольных или неумышленных нарушений режима в «Дневнике самоконтроля».

4. Систематическое предъявление «Дневника самоконтроля» преподавателю и сдачу для учета данных самоконтроля.

II глава Цель, задачи и методы исследования

Исследование проводилось в Кемеровском государственном университете. Нами было обследованы студенты 1 и 2 курсов различных групп в количестве 40 человек. Исследование было проведено во время урока физической культуры.

Цель исследования – изучить степень использования врачебно-педагогического контроля в процессе занятий физкультурой.

Задачи исследования:

- изучить теоретический аспект врачебно-педагогического контроля в оздоровительно-физической культуре;

- разработать адекватные теме методы исследования;

- провести исследование;

- обработать полученные в ходе исследования результаты.

В качестве метода исследования был использован эксперимент.

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. 

Главной задачей проведенного нами эксперимента была проверка выдвинутой в начале работы гипотезы, имеющей принципиальное значение. В связи с этим наш эксперимент, как одна из форм практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.

Под экспериментальными исследованиями понимается сбор пер­вичной информации путем выбора однотипных групп обследуемых, вы­дачи им разных заданий, контроля за факторами, которые влияют на результаты, и сравнения различий в групповых реакциях.

Проектирование эксперимента заключалось в том, чтобы создать такие условия, которые гарантировали бы влияние на зависимую пере­менную только одной изучаемой зависимой переменной, исключив при этом влияние побочных факторов.

При проектировании эксперимента мы обратили внима­ние на следующие факторы, определяющие внутреннюю достоверность:

- наличие побочных явлений или факторов, влияющих на резуль­таты эксперимента;

- биологические, психологические изменения иссле­дуемого объекта в процессе эксперимента;

- однородность с точки зрения точности и чувствительности ин­струментов измерения в течение всего эксперимента;

- идентичность характеристик обеих групп.

Внешнюю достоверность характеризует пределы, в которых можно использовать выявленные зависимости, полученные в ходе эксперимента.

При определении внешней достоверности мы учитывали следующие факторы:

- обладает ли нужным уровнем репрезентативности выборка ис­пытываемых единиц?

- характеризует ли с достаточной полнотой выборка популяцию в целом?

- соответствуют ли условия эксперимента реальным условиям?

Отвечая на данные вопросы, мы пришли к выводу, что выборка характеризует популяцию в целом, так как программа, по которой преподается физическая культура, во всех вузах одинакова. Условия эксперимента также соответствуют реальным условиям, так как он проводился непосредственно на уроке физкультуры.

Мы провели эксперимент в два этапа:

1-ый этап – констатирующий эксперимент, который отражает рассматриваемые нами показатели физического здоровья студентов до занятия физкультурой.

2-й этап – формирующий эксперимент, отражающий те же показатели, но после занятий физическими упражнениями.

III глава Результаты исследования

Врачебно-педагогические наблюдения за здоровьем студентов в процессе проведения занятия осуществлялось в соответствии с прилагаемой схемой      (табл. 1).    

                                                                                                      Таблица 1

Схема врачебно-педагогических наблюдений за студентами

на занятиях по физвоспитанию

п\п

Показатели

До урока

После           урока

1.

Степень утомления по внешним признакам

2.

Частота пульса

3.

Артериальное

давление

5.

ЖЕЛ (жизненная емкость легких)

На этапе констатирующего эксперимента были получены следующие результаты (табл. 2).

Данные, представленные в табл. 2 свидетельствуют о том, что для оценки физического состояния студентов нами были выбраны такие показатели, как:

- степень утомления («+» - присутствует усталость; «-» - усталость отсутствует);

- частота пульса (удар. в мин.);

- артериальное давление (мм рт. ст.);

- ЖЕЛ (мл).

Таблица 2

Показатели физического состояния студентов на этапе констатирующего эксперимента

№ п/п

И.Ф.

Степень утомления

Частота пульса, ударов в мин.

Артериальн. давление,

мм рт. ст.

ЖЕЛ, мл

1

2

3

4

5

6

1.

Евгений А.

-

65

120/70

4350

2.

Оксана А.

-

75

110/60

3325

3.

Алексей А.

-

67

110/60

4500

4.

Ирина Б.

-

77

120/60

3380

5.

Инна Б.

+

90

130/80

3150

6.

Алена Б.

-

85

130/70

3450

7.

Маским В.

-

74

110/70

4450

8.

Юрий В.

-

75

120/60

4500

9.

Наталья Г.

-

75

120/70

3500

10.

Ольга Г.

-

78

130/80

3480

11.

Владимир Д.

+

82

135/80

4150

12.

Олег Е.

-

66

120/70

4490

13.

Александр И.

-

65

110/60

4450

14

Наталья И.

-

75

120/60

3500

15.

Елена К.

-

75

120/70

3200

16.

Людмила К.

+

92

120/60

3110

17.

Александр К.

-

67

120/70

4400

18.

Игорь К.

-

66

130/70

4500

19.

Ольга Л.

-

75

120/60

3400

20.

Ольга М.

+

89

130/80

3100

21.

Татьяна М.

-

75

120/60

3500

22.

Дмитрий Н.

-

65

130/70

4500

23.

Алексей Н.

-

65

120/80

4500

24.

Никита О.

-

68

110/70

4470

25.

Игорь О.

-

74

100/60

4450

26.

Наталья П.

-

75

120/60

3500

Продолжение табл. 2

1

2

3

4

5

6

27.

Оксана П.

-

76

110/60

3500

28.

Максим П.

-

65

100/60

4500

29.

Александр Р.

-

65

120/80

4400

30.

Роман С.

-

68

130/70

4430

31.

Алексей С.

-

70

120/80

4500

32.

Юлия С.

-

75

110/60

3250

33.

Татьяна С.

-

75

100/60

3440

34.

Наталья Т.

-

77

120/70

3400

35.

Марина Т.

-

78

130/60

3500

36.

Дмитрий У.

-

78

120/80

4500

37.

Дмитрий Ц.

-

69

120/70

4350

38.

Павел Э.

-

65

120/70

4500

39.

Елена Э.

-

75

110/60

3500

40.

Татьяна Я.

-

77

110/70

3250

Таким образом, проведение констатирующего эксперимента показало, что у 4 студентов из обследуемых нами (Инна Б., Владимир Д., Людмила К., Ольга М.) наблюдалось утомление еще до занятий физической культурой.

У этих же обследуемых частота пульса была повышенной:

- Инна Б. – 90 удар. в мин.;

- Владимир Д. – 82 удар. в мин.;

- Людмила К. – 92 удар. в мин.;

- Ольга М. – 89 удар. в мин.

Артериальное давление у данных студентов в норме, но находится на верхних пределах допустимых показателей. Показатель ЖЕЛ находится в пределах нормы, но немного занижена.

У остальных обследуемых студентов все показатели на этапе констатирующего эксперимента были в норме.

Далее были проведены обычные занятия физической культурой, как предполагает вузовская программа:

- разминка;

- бег;

- игра в волейбол.

Все студенты находились в равных условиях, нагрузка, полученная ими, была одинаковой.

После урока физкультуры мы вновь провели обследование студентов (Формирующий эксперимент) и оценили их физическое состояние по тем же параметрам. Степень утомления в данном случае мы разделили на три категории:

1 – небольшая степень утомления (НСУ).

Признаки небольшая степень утомления:

- покраснение кожи;

- незначительная потливость;

- характер дыхания – ровный, слегка учащенный.

2 – средняя (ССУ).

Средняя степень утомления характеризуется:

- значительным покраснением;

- большой потливостью;

- глубоким учащенным дыханием;

- нарушением координации движений (неуверенный шаг, покачивание).

3 – большая (БСУ).

Большая степень утомления (переутомление) проявляется в:

- резком покраснении или побледнении или даже синюшности кожи;

- очень большой потливости;

- появление соли на висках, рубашке;

- резко учащенном поверхностном дыхании;

- глубоких нарушениях координации движений (резкие покачивания, замедленные движения).

Результаты исследования, полученные в ходе формирующего эксперимента, мы представили в табл. 3.

 

Таблица 3

Показатели физического состояния студентов на этапе констатирующего эксперимента

№ п/п

И.Ф.

Степень утомления

Частота пульса, ударов в мин.

Артериальн. давление,

мм рт. ст.

ЖЕЛ, мл/кг

1

2

3

4

5

6

1.

Евгений А.

НСУ

170

130/70

4400

2.

Оксана А.

НСУ

155

110/70

3250

3.

Алексей А.

НСУ

160

110/60

4450

4.

Ирина Б.

НСУ

147

120/60

3350

5.

Инна Б.

БСУ

180

140/80

2980

6.

Алена Б.

ССУ

175

130/70

3640

7.

Маским В.

НСУ

1656

120/70

3050

8.

Юрий В.

НСУ

140

120/60

4600

9.

Наталья Г.

НСУ

142

120/70

3700

10.

Ольга Г.

ССУ

155

130/80

3450

11.

Владимир Д.

БСУ

184

140/90

3680

12.

Олег Е.

НСУ

155

120/70

4500

13.

Александр И.

НСУ

169

110/60

4650

14

Наталья И.

НСУ

126

120/60

3650

15.

Елена К.

НСУ

133

120/70

3300

16.

Людмила К.

БСУ

191

120/60

2800

17.

Александр К.

НСУ

142

120/70

4450

18.

Игорь К.

НСУ

166

130/70

4320

19.

Ольга Л.

НСУ

127

120/70

3300

20.

Ольга М.

БСУ

187

135/80

2780

21.

Татьяна М.

НСУ

166

120/60

3450

22.

Дмитрий Н.

НСУ

154

130/70

4440

23.

Алексей Н.

НСУ

142

120/80

4400

Продолжение табл. 3

1

2

3

4

5

6

24.

Никита О.

НСУ

148

110/70

4350

25.

Игорь О.

ССУ

178

120/60

4400

26.

Наталья П.

ССУ

180

120/80

3300

27.

Оксана П.

НСУ

166

110/60

3450

28.

Максим П.

НСУ

145

100/60

4450

29.

Александр Р.

НСУ

158

120/80

4300

30.

Роман С.

НСУ

146

130/70

4350

31.

Алексей С.

НСУ

177

120/80

4400

32.

Юлия С.

НСУ

156

110/60

3150

33.

Татьяна С.

НСУ

148

100/60

3550

34.

Наталья Т.

НСУ

143

120/70

3500

35.

Марина Т.

НСУ

144

130/60

3380

36.

Дмитрий У.

НСУ

169

120/80

4400

37.

Дмитрий Ц.

НСУ

167

120/70

4250

38.

Павел Э.

НСУ

154

120/80

4470

39.

Елена Э.

ССУ

178

110/60

3350

40.

Татьяна Я.

ССУ

177

110/70

3140

Исходя из данных, представленных в табл. 3, можно констатировать, что после занятия физическим упражнениями показатели степени утомления, частоты пульса, артериального давления и ЖЕЛ несколько изменились.

По степени утомления исследуемых получились следующие результаты (рис. 1). Данные, представленные на рис. 1 свидетельствуют о том, что большинство исследуемых (30 человек, что составляет 75%) имеют небольшую степень утомления. После физической нагрузки они чувствую себя достаточно хорошо. Дыхание ровное, слега учащенное.

6 человек (15%) имеют среднюю степень утомления. После занятий физкультурой их дыхание, как правило, учащено, координация движения слега нарушена.

И, наконец, 4 человека (10%) более других устают. Их степень утомления высока.

Рис. 1 Степень утомления исследуемых после занятия физкультурой

Занятие по физической культуре продолжалось около 90 минут. Исходный пульс занимающихся был в пределах 65-78 уд/мин (за исключением четырех человек). После пятиминутной разминки, состоящей из обычной ходьбы, ходьбы приставными шагами с подниманием плеч и работой рук (руки в стороны, вверх, круговые движения), ходьбы на месте в сочетании с подскоками, ходьбы приставными шагами с подскоками, выполнение «пружинки» стопами, ЧСС достигла 112–134 уд/мин. Во второй части разминки (5 мин) после бега по кругу, в том числе спиной вперед и боком, пульс находился в интервале 132–148 уд/мин. В первой половине основной части занятия (15 минут) после серии упражнений глобального характера, вовлекающих в работу мышцы всего тела (серии наклонов вперед, в сторону, назад; глубокие выпады, приседания, махи и их сочетания), учащение пульса произошло до 140–162 уд/мин., а после серии прыжковых упражнений (3 мин) и игры в волейбол пик учащения пульса достиг 175–191 уд/мин. После незначительного отдыха (7 мин), который включал анализ прошедшего занятия и переодевание, пульс, в основном, вернулся к исходному состоянию.

Самые высокие показатели частоты пульса наблюдались у студентов с высокой и средней степенью утомления. Артериальное давление  у них также немного изменилось. Было видно, что данной группе студентов достаточно тяжело выполнять такую же нагрузку, как и всем остальным.

Реакция на физическую нагрузку должна проявляться умеренными сдвигами физиологических показателей. В зависимости от объема и интенсивности нагрузки ЧСС, АД, частота дыхания повышается, период восстановления показателей до исходного уровня обычно не превышает 5–10 минут. Показатель ЖЕЛ у исследуемых студентов увеличивался или умеренно снижался, свидетельствуя в последнем случае о появлении утомления.

Таким образом, можно констатировать, что после проведения занятий на уроках физической культуры степень утомления исследуемых возросла. При этом студенты, у которых наблюдалась утомляемость еще до занятий, после физкультуры устали значительно больше, чем все остальные.

IV глава Выводы

Самая совершенная методика занятий физическими упражнениями может дать положительные результаты только при строгом, как педагогическом, так и врачебном контроле. Важно найти оптимальные нагрузки, определить обоснованную динамику их возрастания, эффективные методы врачебно-педагогического контроля, как при проведении самих занятий, так и по результатам итоговых наблюдений в цикле в течение года. Учет и регистрация показателей развития физических качеств позволяют сравнить данные врачебных исследований с результатами, полученными воспитателем-валеологом. 

Для определения физических качеств и функционального состояния занимающихся детей необходимо использовать упражнения, определяющие как скорость и ловкость, так и силу и гибкость. Однако при этом не следует забывать, что физические возможности у учащихся различны.

Целью врачебно-педагогических наблюдений является устранение недостатков, касающихся распределения занимающихся на группы по состоянию здоровья и физической подготовленности, обнаружение перегрузки в занятиях, вызывающей переутомление. Велико значение врачебно-педагогических наблюдений в индивидуализации методики занятий и режима двигательной активности, определении границ функциональной приспособляемости организма к физическим нагрузкам на основании индивидуального учета реакции занимающихся. Большое внимание во врачебно-педагогических наблюдениях уделяется исследованиям в восстановительном периоде, способствующим правильной планировке учебных занятий.

В ходе проведения конкретного исследования было выявлено, что на уроках физкультуры практикуется единый подход ко всем студентам, вне зависимости от их физической готовности к занятиям, что ведет к повышенной утомляемости малоподготовленных студентов.

С целью совершенствования врачебно-педагогического контроля можно предложить рекомендации по созданию специальных медицинских групп для студентов, имеющих какие-либо заболевания, ограничивающие их физическую активность. А именно мы предлагаем сформировать четыре основные группы:

         1. Группа «А» - студенты с сердечно-сосудистыми и легочными патологиями, ревматическими пороками сердца, тонзилло-кардиальным синдромом, хронической пневмонией, туберкулезам легких, гипертонической болезнью.

         2. Группа «Б» - студенты с хроническими тонзиллитами и гастритами, язвенной болезнью, холециститом, с нарушением жирового и водно-солевого обмена и другими заболеваниями.

3. Группа «В» - студенты с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата: остаточного явления после перенесения травм верхних и нижних конечностей, деформацией грудной клетки, позвоночника, стоп и т.д.

4. Группа «Г» - студенты с миопией от -5 до -7 диоптрий.

Не исключается возможность комплектовать группы из студентов, имеющих различные заболевания с учетом индивидуализации методик обучения в отдельных случаях.

Желательно выделять в отдельную группу также студентов с повышенным артериальным давлением.

В вузе может быть создана лечебная группа, которая комплектуется из студентов, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья и перенесших тяжелые заболевания.

Надо понимать, что принадлежность к той или иной специальной медицинской группе - ситуация временная. Она должна пересматриваться при очередном врачебном обследовании. Перевод студентов из спецгруппы в подготовительную, а затем и в основную, просто необходим. Нельзя считать нормальным положение, когда студенты, освоившись с нагрузками специальной группы, привыкают к ним, длительное время (нередко более года, а в КГУ на протяжении всех лет обучения) занимаясь в этой группе. Еще хуже, если к этой мысли привыкают врач или педагог, которые вместо того, чтобы изменить и повысить нагрузку занятий, мирятся с использованием полумер в оздоровлении молодежи.

Полное освобождение студентов от занятий физическими упражнениями может носить только временный характер. Временное освобождение от занятий или ограничения в них бывают необходимы после перенесенных острых хронических заболеваний или их обострении. Сроки возобновления занятий физическими упражнениями в этих случаях определяют строго индивидуально с учетом здоровья и функционального состояния систем организма.

V Список литературы

1. Жуковский М.А. Пока организм формируется. – М.: Педагогика, 1985. – 96с.

2. Здоровье женщины. Том 3. Здоровый образ жизни // Полная медицинская энциклопедия. – М.: ООО «Мир книги», 2003. – 192с.

3. Здоровье мужчины. Том 2. Здоровый образ жизни // Полная медицинская энциклопедия. – М.: ООО «Мир книги», 2002. – 192с.

4. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. - СПб., 1997. – 127с.

5. Ленсгафт П.Ф. Избранные сочинения. - М.: Педагогика, 1988. – 344с.

6. Лещинский Л.А. Берегите здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1995. – 287с.

7. Макарова Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей. – М.: БАРО-ПРЕСС. – 2002. – 800с.

8. Моль Х. Семь программ здоровья. – М., 1983. – 278с.

9. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М.: Физкультура и спорт, 1998. – 276с.

10. Проблемы научно-педагогической подготовки специалистов в области физического воспитания: Сборник научных трудов. - Калининград, 1998. - 86с.

11. Психология / Под ред. В. М. Мельникова. - М.: Физкультура и спорт», 1987. – 387с.

12. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 172с.

13. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. – М.: Академия, 1999. – 208с.

14. Физкультура-здоровье-спорт / Под ред. В.К. Пельменева. – Калининград, 2000. – 185 с.

15. Фурманов А.Г., Юспа М.Б. Оздоровительная физическая культура: Учебник. – М.: Тесей, 2003. – 528с.