СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

1. Дошкольное детство и психологическая готовность ребенка

    к школьному обучению…………………………………………………5

   1.1. Возможности дошкольного детства………………………………..5

   1.2. Психологическая и социальная готовность ребенка

          к школьному обучению и ее диагностика………………………….8

2. Нравственно-волевая готовность к школе……………………………13

    2.1. Характеристика понятий готовности к школе.………………….13

    2.2. Готовность к учению……………………………………………...15

    2.3. Подготовка к новому образу жизни……………………………...17

    2.4. Диагностика нравственно-волевой готовности к школе ……….20

Заключение………………………………………………………………..20

Библиографический список………………………………………………22

Приложение……………………………………………………………….23

ВВЕДЕНИЕ

По мере роста дети развиваются и знания о развитии человека в детстве служит его успешной подготовке к дальнейшей жизни. Обучение, воспитание, и следовательно, развитие в детстве предопределяют в общей форме поведение человека как субъекта мира, реализующего уникальную возможность не только взаимодействовать с ним, но и изменять его. А само активное избирательное, свободное поведение человека в этом взаимодействии становится нравственным и оптимальным лишь на основе социального наследования, социального воспитания и обучения, творческой самодеятельности, при опосредовании всех этих обстоятельств неустанным душевным трудом. Поведение человека именно формируется, строится, конструируется, человек конструирует себя.

Поэтому вопрос ставится так: что и как развивается у человека в детстве, чтоб осуществилось его предназначение во взрослой жизни, чем, собственно, интересуется детская психология и чем она может помочь и образованию и человеку на этом этапе его развития. 

Детский возраст – это не календарная дата. Реальный процесс психического развития человека всегда является конкретным индивидуальным процессом, в котором возрастные особенности могут быть аспектом, моментом, стороной. У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. В то же время, по определению Л.С. Выготского, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Дети дошкольного возраста проходят в своем развитии несколько внутренних циклов.

Исследование детских возрастов понадобилось больше всего системе образования. Она обозначила жесткие (календарные) рамки детских возрастов и приписала им особые ступени для обучения, воспитания и развития детей-дошкольников.

Объективные условия развития общества вызвали не только становление системы образования и школы, но и гуманистической детской психологии. Ее главная задача – понимание ребенка как естественного субъекта жизнедеятельности, а не как производительной силы общества – стала на очередь дня.

Обучение и воспитание, составляющие главное содержание жизни детей в период детства, потребовали ответа на вопросы: как происходит естественное, ненасильственное развитие ребенка, его взаимодействие с миром, как происходит усвоение знаний, как протекает взросление ребенка, какие условия обеспечивают оптимальный процесс развития и др., - все они вызывают первоочередной интерес и у психологов, и у педагогов.

В работе предполагается рассмотреть психологическую диагностику готовности детей к школьному обучению.

Объект исследования – дети дошкольного возраста.

Предмет исследования – готовность детей к школьному обучению.

Цель исследования – психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть возможности дошкольного детства;

- рассмотреть психологическую и социальную готовность ребенка к школьному обучению;

- рассмотреть диагностику психологической и личностной готовности ребенка к школьному обучению;

- изучить характеристику понятий готовности к школе;

- определить готовность к учению;

- рассмотреть подготовку к новому образу жизни;

- рассмотреть диагностику нравственно-волевой готовности к школе.

1. ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

1.1. ВОЗМОЖНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

Задача, которая ставится перед родителями и дошкольными работниками, состоит в том, чтобы в период дошкольного детства обеспечить общее развитие детей. Это важно сделать именно сейчас, поскольку от рождения до поступления в школу, по мнению специалистов всего мира, происходит стремительное физическое и психическое развитие ребенка, первоначальное формирование физических и психических сил, необходимых человеку в течение всей его последующей жизни.

В дошкольный период закладывается фундамент для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, усвоения различных видов деятельности, формируется общий характер поведения, отношение ко всему окружающему. Эти «заделы» на будущее выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода развития.

В современной литературе приводится сопоставление прежней учебно-дисциплинарной модели общения воспитателя и ребенка с новой личностно-ориентированной моделью [1].

Реализация специфических возрастных возможностей психического развития детей в личностно-ориентированной модели воспитания происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности:

1) игра;

2) речевое общение;

3) рисование;

4) конструирование;

5) музыка и др.

Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного (по мере накопления детьми соответствующего опыта) свободного самодеятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания педагогов.

Характерными проявлениями того, что именно традиционные детские виды деятельности соответствуют основному руслу психического развития дошкольника, является, с одной стороны, их безусловная привлекательность для детей и, с другой – наличие в них начал общечеловеческого знания (общение и установление взаимоотношений с окружающими, употребление  предметов обихода и простейших орудий, планирование действий, построение и реализация замысла, подчинение поведения образцу и правилу и др.) [7].

Что касается других предпосылочных психических свойств и способностей, то их формирование не должно идти во вред формированию качеств, непосредственно обнаруживающих себя в сегодняшней жизни ребенка. Здесь опасен всякий нажим, всякое забегание вперед, которое может привести к искусственному ускорению развития с неизбежными потерями.

Подведение ребенка к психологическим новообразованиям, полное развертывание которых осуществляется за пределами дошкольного детства, должно осуществляться не вопреки особенностям возраста, а на их основе.

Данные специальных исследований и опыт лучших детских учреждений показывают, что сама логика развития детских видов деятельности и детских форм познания мира, если ими разумно руководить, подводит к зарождению новых психических качеств и в конечном счете к переходу на новую ступень детства.

Такой переход носит скачкообразный характер, выступает в виде возрастного кризиса, а позднее психологические новообразования, занимавшие место предпосылочных, становятся стержнем дальнейшего развития. На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные способности, индивидуальные особенности психики и поведения [1].

Быть человеком – значит не только быть «таким, как все», владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

О значении первых лет детства сказано много. Можно привести лишь некоторые высказывания. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы жизни, и то, что ложится в этот характер в эти первые годы, ложится прочно, становится второй натурой человека…» Л.Н. Толстой сказал о себе так: «Разве не тогда я приобретал все то, чем теперь я живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг». А.С. Макаренко был уверен: «Главные основы воспитания закладываются до пяти лет».

Психическая жизнь ребенка разворачивается буквально на глазах. Путь, который проходит ребенок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Важным условием развития являются врожденные особенности ребенка и ход созревания его организма, его нервной системы. Но они составляют лишь необходимую предпосылку психического развития: наследственные задатки не предопределяют фатально ни хода, ни уровня этого развития. Решающую роль в этом процессе играют его человеческое происхождение, социальная природа, условия жизни и воспитания [5].

 

1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И ЕЕ ДИАГНОСТИКА

Итак, дети стоят у порога школы. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как совокупностью людей, осуществляющих необходимую и общественно полезную деятельность. Для него это кризисная ситуация. В основе этого кризиса (кризис 7 лет) лежит переход к новой социальной ситуации.

Основная симптоматика кризиса означает:

1) потерю непосредственности;

2) новые переживания по поводу соответствия или несоответствия между желанием и действием;

3) манерничание, ребенок что-то «из себя строит», что-то скрывает; он начинает замыкаться и становиться малоуправляемым.

У него возникла внутренняя жизнь, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Это очень важное новообразование, теперь ориентация его поведения будет осуществляться во внутренней жизни. Внутренняя жизнь влияет на внешнее поведение [12].

Готовы ли дети к школе? Исследования развития свойств личности ребенка в дошкольном возрасте служат ценнейшим материалом для решения вопроса о готовности к обучению в школе. С учетом индивидуальных различий дети идут в школу 6-7 лет. Готовы ли они принять на себя новую роль и чем они должны располагать, чтобы адаптироваться к школе?

1. Педагоги и психологи сходятся на том, что к 6-7 годам у подавляющей массы детей наступает социально-психологическая готовность обучаться в школе.

Они готовы к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Она выражается в отношении к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самим себе.

Без социальной готовности ребенку будет трудно в школе: ему надо войти в детское сообщество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. У детей, поступающих в 1-й класс, как правило, сформированы основные психические функции, свидетельствующие о готовности ребенка включиться в процесс обучения. 

2. Произошло осознание себя. Функционирует центральная функция самосознания – осознание своего желания и действия как способа осуществления этого желания (осознается цель поступка, способ сохранить эту цель и практически реализовать ее).

Дальнейшее развитие этой функции требует внимания к собственным потребностям, побуждениям и намерениям. Ребенка отучают от привычного функционирования, вводят в более сложные отношения:

- приучают ставить новые задачи;

- помогают сформировать новые желания;

- контролировать соответствие выбранных средств реализуемому намерению [1; 11].

3. Совершилось становление самооценки. Представления о себе тесно связаны с особенностями самооценки. К 6 годам ребенок становится значительно более самостоятельным, независимым от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающим.

Дети с высокой самооценкой чувствуют себя в классе увереннее, смелее, активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более высокие цели.

Но существует и другая крайность – чрезмерно завышенная самооценка, которая ведет к возникновению высокомерия, агрессивности. Популярность ребенка в группе, его общая самооценка зависят в первую очередь от успеха, которого он добивается в совместной деятельности.

4. На новый уровень вышло развитие мотивационной сферы. В шестилетнем возрасте наиболее значимой является познавательная потребность. Она становится источником формирования многих мотивов. Мотивы шестилеток ученые делят на группы:

1) установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье и школе.

Это делает ребенка особенно чувствительным к оценкам педагога, родителей, вызывает желание выполнить их требования, правила. Он стремится завоевать их благосклонность, а также симпатию детей-сверстников;

2) мотивы личных побуждений, самолюбие, самоутверждение.

На основе стремления к самоутверждению возникает и развивается соревновательный мотив (выиграть, победить, быть лучше других). Он проявляется в притязаниях ребенка на главные роли в играх, на роль отличника, в обидах или радостях при достижении успеха, иногда – в приписывании себе пока не существующих качеств, в капризах. Но в школе притязания на признание реализуются главным образом через успеваемость. Все другие успехи не имеют такого значения.

Развитие мотивов связано с частой сменой потребностей: они переживаются как неотложное хотение. Хотение малыша бывает так сильно, что он готов приступить к реализации потребности немедленно.

Актуальные потребности переплетаются с импульсивной активностью. Ребенок часто не в состоянии сдерживать возникшую мысль, спешит сказать обо всем, стремится поделиться впечатлениями. Замечено, что скудный социально-нравственный опыт не позволяет детям быть сдержанными и уступчивыми, разумными и волевыми [1; 4].

5. Уровень умственного развития свидетельствует об интеллектуальной готовности.

К школе дети уже имеют определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов.

Дошкольнику доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей. Но не следует переоценивать его умственные возможности. Логическая форма доступна, но не характерна для него. Его мышление остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заменителями». Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом развития дошкольника.

6. Умения как компонент интеллектуальной готовности.

Ребенок способен выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Дети эмоционально удивляются, замечают сходство и различия, замечают новые свойства.

Есть достаточные основания считать, что произошло становление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, при необходимости проявить усилие, оценить результат своего действия. Но выделяемые цели не всегда устойчивы и осознанны, удержание цели зависит от трудности задания, длительности его выполнения.

Воспитание воли напрямую связано с дальнейшим развитием компонентов волевого действия [1; 9].

7. Известна и особенность эмоциональных переживаний. Психическая жизнь детей насыщена разнообразными эмоциональными состояниями, что дает право говорить об эмоциональности как характерной особенности детства.

Она выражается в том, что каждое впечатление от предмета у детей вызывает эмоциональные реакции или эмоционально окрашивается. Чем младше ребенок, тем это заметнее.

Детские эмоциональные состояния часто неустойчивы и поверхностны, и этим в большей мере объясняется импульсивность маленьких детей. Импульсивные реакции быстрые, стихийные, безудержные. Ребенок эмоционально возбужден: он бегает, прыгает, скачет – ему хорошо. Дети вялые и болезненные менее склонны к импульсивным действиям, потому что их эмоции слабы и носят астенический характер (астения – физическая и нервно-психическая слабость, быстрая утомляемость, неустойчивость настроения) [1].

Задача психологической и педагогической диагностики состоит не в том, чтобы препятствовать поступлению ребенка в школу. Главная задача – установить степень готовности, уровень его развития. Этими данными пользуются школьные руководители и педагоги, комплектуя первые классы.

Согласно показаниям развития детей учителя, принимающие класс, вырабатывают стратегию образовательного процесса, характер взаимодействия с классом в целом и с отдельными учениками, с их родителями.

Психолог, как правило, изучает интеллектуальное развитие ребенка, реактивность, внимание, степень эмоциональной устойчивости. Учителей же интересуют умения читать, писать, социальные навыки [1].

2. НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

 

2.1.ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

Подготовка к школе – длительный процесс, включающий в себя педагогическую работу, направленную на формирование качеств, умений, навыков, необходимых ребенку для успешного обучения в школе.

Готовность к школе – это результат подготовки к обучению, общая и специальная готовность к нему.

Под общей готовностью понимается физическое развитие ребенка, наличие у него определенных нравственно-волевых качеств, социальная и специальная подготовка.

Специальная готовность – это сформированность умений и навыков, облегчающих постижение учебных предметов.

Психологическая – готовность всех психических процессов к новым условиям функционирования.

Социальная – готовность к взаимодействию и взаимоотношениям с другими детьми и со взрослыми в новой ситуации.

Нравственно-волевая – готовность к новому образу жизни, к обучению.

Рассматриваемые понятия тесно взаимосвязаны, особенно психологическая, социальная и нравственно-волевая готовность. Начинать подготовку к школе следует с младшей группы детского сада или с трех лет, если ребенок не посещает дошкольное учреждение, но будет учиться в школе. Все виды готовности необходимы ребенку даже в условиях обучения вне школы, дома [10].

Нельзя ограничиваться лишь специальной подготовкой и готовностью ребенка к обучению, поскольку при переходе в школу меняется образ его жизни, его социальная позиция, которая требует умения самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и выполнять правила поведения и взаимоотношений.

Недооценка общей подготовки к школе приводит к формализации процесса учения, снижает внимание к решению главной задачи – формированию разносторонней личности. Известны случаи, когда ребенок, умевший до школы читать, на время утрачивал навык чтения из-за неумения установить контакт с учителем и учениками [2].

Таким образом, в понятие нравственно-волевой готовности ребенка к обучению в школе включаются два аспекта: готовность к обучению и готовность к принятию нового образа жизни.

2.2. ГОТОВНОСТЬ К УЧЕНИЮ

Какими нравственно-волевыми качествами должен обладать первоклассник? Педагоги выделяют прежде всего самостоятельность. Воспитанная с младшего возраста самостоятельность способствует формированию независимости, уверенности в себе, умения справляться с заданием без помощи взрослого.

Ответственность рассматривается как предпосылка воспитания чувства долга, как умение и желание доводить дело до конца, отвечать за свои поступки перед другими, это важное для будущего ученика качество следует формировать у детей шести-семи лет.

Готовность к учению определяется также дисциплинированностью и послушанием. Дисциплинированность способствует концентрации внимания на уроке, четкому выполнению заданий учителя, помогает правильно реагировать на замечания учителя.

Умение доводить дело до конца, преодолевать трудности и проявлять способность к произвольным действиям также помогут ребенку в учебе. Научившись этому в дошкольном возрасте, первоклассник будет легче справляться с трудными заданиями, более того, будет с удовольствием выполнять их.

Готовность к учению в школе связана и с развитием интереса к знаниям. Развитые познавательные интересы способствуют не только интеллектуальному, но и нравственному развитию, помогают ребенку приобрести уважение и сверстников, и учителей [8; 10].

Существуют разные подходы к формированию в дошкольном возрасте готовности к учению. Однако их объединяют обязательность и систематичность проведения занятий с детьми, вырабатывающие стереотип поведения, создающие психологическую установку на обучение; приучение к соблюдению определенных требований, например, отвечать по одному, не мешать товарищам, выслушивать их, выполнять задание воспитателя. При этом следует помнить, что превращать занятие в урок недопустимо.

С точки зрения нравственно-волевой подготовки к школе важно пробудить у детей интерес к занятиям. Желанию заниматься способствует наличие трудностей, связанных с содержанием, объемом, способами выполнения задания.

У детей нужно воспитывать интерес к преодолению трудностей, поддерживая его положительной оценкой. При этом нельзя ставить отметок как в детском саду, так и в первые месяцы обучения в школе. «Отметки представляют собой педагогическую Бабу Ягу, переодетую в Добрую Фею» (Ш.А. Амонашвили) [3].

В процессе воспитания самостоятельности, активности, ответственности подбираются соответствующие методы и приемы. Большое значение имеют индивидуальная работа с каждым ребенком, коррекция поведения на занятиях, формирование умения слушать и т. д.

Показатели готовности ребенка к школьному обучению представлены в приложении 1.

2.3. ПОДГОТОВКА К НОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Новый образ жизни потребует от ребенка ряда качеств, которые помогут ему устанавливать положительные взаимоотношения с учителем и с детьми. Прежде всего ребенку необходимо знание норм взаимоотношений и поведения.

Исследования В.Г. Нечаевой, Е.В. Субботинского, С.Г. Якобсон и других педагогов показывают, что дети уже в младшем возрасте усваивают нравственные нормы и стараются им следовать. В школьной обстановке проверяется прочность полученных знаний и готовность приобретать новые.

Очень важно для ребенка умение общаться с детьми и взрослыми. В детском саду он привык к определенному кругу людей, адаптировался в конкретных обстоятельствах и обстановке. В школе же предстоит познакомиться с новыми детьми и установить с ними доброжелательные взаимоотношения.

Какой ценой? Важно, чтобы ребенок не ущемлял себя и не противопоставлял себя другим, чтобы мотивы установления положительных взаимоотношений были морально чистыми, чтобы один ребенок не подавлял другого.

Быть принципиальным, отстаивать свою точку зрения – непростое умение вообще, а для детей шести-семи лет тем более. Тем не менее это качество необходимо формировать уже у дошкольников. Оно должно сочетаться с проявлением элементов коллективизма – отзывчивости, готовности помочь и принять помощь товарищей, сочувствия, доброжелательности. Наличие таких черт у ребенка облегчает его вхождение в новый коллектив [10].

Очень важно для маленького школьника умение радоваться успехам товарищей. Это качество формируется сложнее, чем сочувствие, сопереживание, оно требует глубокого понимания состояния другого человека и умения в этот момент не думать о себе.

Установлению положительных взаимоотношений способствуют и такие качества, как оптимизм, жизнерадостность, понимание юмора, шутки, инициативность, живой интерес к познанию, к коллективной деятельности.

Каждое нравственное качество в той или иной мере отразится на характере устанавливаемых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Поэтому существенной задачей детского сада является формирование морального облика будущего школьника. Чем прочнее будут сформированы нравственные качества, комфортнее будет чувствовать себя ребенок в школе и тем легче применит их в новых условиях.

Прочность нравственных качеств зависит от того, был ли задействован в процессе их формирования весь механизм нравственного воспитания, или в дошкольном возрасте больше внимания уделяли слову, объяснению, как себя вести, а не практике морального поведения [6].

2.4. ДИАГНОСТИКА НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ

К ШКОЛЕ

В середине учебного года в подготовительной группе детского сада полезно провести проверку готовности детей к школе по параметру нравственно-волевой подготовки. Необходимо использовать систему проверочных ситуаций и специальных методик, направленных на определение качества такой подготовки. Успешному выполнению этой работы способствуют:

1) точное соответствие цели;

2) ясность задания для ребенка;

3) непродолжительность ситуации;

4) однотипность показателей;

5) четкий мотив личностной значимости ситуации для ребенка  и др.

При отборе диагностических методик можно использовать средства, подобранные в книге К.Л. Печоры «Психолого-педагогическое обследование детей в возрасте от 1 года 3 месяцев до 6 лет. Реабилитационные игры и занятия с детьми: Методические рекомендации». Важно правильно и грамотно обработать полученные данные и, сделав вывод, наметить путь дальнейшей коррекции поведения детей.

Работа с родителями должна включать в себя беседы-объяснения, а также обучение родителей конкретным способам общения с детьми дома, знакомство с научно-методической литературой. Воспитатели должны иметь четкий план этой работы, которая включается в общую воспитательно-образовательную деятельность дошкольного учреждения и семьи [10].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе были изложены необходимые элементы готовности ребенка к обучению в школе, однако не следует думать, что все дети одинаково готовы к нему. Наблюдения в первые дни пребывания ребенка в школе показывают, что готовы не все, некоторые не готовы по какому-то параметру, другие – не готовы к обучению в школе вообще.

Наряду с общепризнанным нормальным развитием у некоторых детей ко времени поступления в школу возможны и аномалии в поведении. Как правило, они заключаются в аномальных привычках и девиациях поведения, которые в динамике их появления способствую формированию различных аномально-личностных новообразований, склонности к делинквентному (асоциальному) поведению. На это учителя и школьные психологи обычно обращают внимание. Школа перед началом учебного года проводит психолого-педагогическую диагностику поступающих в школу детей с целью установления степени их готовности к обучению.

Подготовка ребенка к школе – одна из основных задач дошкольного учреждения и семейного воспитания. Однако педагоги и воспитатели часто акцентируют внимание лишь на специальной подготовке. Между тем слабая нравственно-волевая готовность к учебному труду приводит к тому, что дети учатся плохо или не хотят учиться.

Задача, которая ставится перед родителями и дошкольными работниками, состоит в том, чтобы в период дошкольного детства обеспечить общее развитие детей.

В дошкольный период закладывается фундамент для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, усвоения различных видов деятельности, формируется общий характер поведения, отношение ко всему окружающему.

На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные способности, индивидуальные особенности психики и поведения.

Путь, который проходит ребенок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Важным условием развития являются врожденные особенности ребенка и ход созревания его организма, его нервной системы.

Педагоги и психологи сходятся на том, что к 6-7 годам у подавляющей массы детей наступает социально-психологическая готовность обучаться в школе.

К 6 годам ребенок становится значительно более самостоятельным, независимым от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающим.

К школе дети уже имеют определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов.

Психолог, как правило, изучает интеллектуальное развитие ребенка, реактивность, внимание, степень эмоциональной устойчивости. Учителей же интересуют умения читать, писать, социальные навыки.

В процессе воспитания самостоятельности, активности, ответственности подбираются соответствующие методы и приемы. Большое значение имеют индивидуальная работа с каждым ребенком, коррекция поведения на занятиях, формирование умения слушать и т. д.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.-384с.

2. Возрастная и педагогическая психология/Сост. И.В.Дубровина. – М.: Академия, 1998.-320с.

3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: СОЮЗ, 1997.-224с.

4. Детская практическая психология/Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000.-256с.

5. Зюбин Л.М. Растить человека: Записки психолога. – Л.: Лениздат, 1988.-141с.

6. Иванов С.П. Мир личности: Контуры и реальность. – М.: Флинта, 1999.-160с.

7. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М.: Издательство Московского университета,1988.-382с.

8. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988. - 421с.

9. Концепции дошкольного воспитания // Дошк. восп., 1989. №7/1. 

10. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-192с.

11. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. –385с.

12. Овчинникова Т.Н. Особенности осознания себя детьми 6-летнего возраста // Вопр. психол. 1986. №4.

                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Психологическая и социальная готовность

Нравственно-волевая

готовность

1. Готовность к принятию новой        социальной позиции – положения школьника

2. Осознание себя

3. Становление самооценки

4. На новый уровень вышло развитие мотивационной сферы

5. Интеллектуальная готовность

6. Умения как компонент

интеллектуальной готовности

7. Жизнь детей насыщена

разнообразными эмоциональными состояниями

1. Самостоятельность

2. Ответственность

3. Дисциплинированность

и послушание

4. Умение доводить дело до конца