ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3
1. Проблемы выработки у школьников нравственных ценностей……...5
1.1. Особенности нравственного развития школьников………………5
1.2. Психологические механизмы выработки нравственных
ценностей…………………………………………………………..10
2. Выработка нравственных ценностей у школьников через
формирование духовности…………………………………………….16
2.1. Светское воспитание духовности………………………………...16
2.1.1. История и литература в духовном развитии…………………...19
2.1.2. Музыка и живопись в духовном развитии………………….….21
2.2. Православное воспитание духовности…………………………...24
2.2.1. Основа и возрождение православной духовности…………….24
Заключение………………………………………………………………..32
Библиографический список………………………………………………34
Приложение 1….………………………………………………………….36
Приложение 2……………………………………………………………..36
ВВЕДЕНИЕ
Духовность является сущностной категорией, она может рассматриваться как общечеловеческая (проявление мирового духа, всеобщего разума), межконтинентальная (характерная для Запада, Востока…), как религиозная (православная, мусульманская, иудейская), национальная (отражающая уровень культуры русского, армянского и других народов в тот или иной период их развития). Общей характеристикой духовности является присущая ей интеллектуальная и нравственная природа. Она свойственна не только обществу в целом, но и человеку и противопоставляется его физической и телесной сущности.
Обычно духовность связывают с религиозностью. Отсюда частое обращение к понятию духовенства как определенной прослойки общества, служителей религиозного вероисповедания; духовника – как наставника в рамках православной (или иной) веры.
Но духовность понятие более широкое и многоаспектное. Кроме религиозной есть еще и светская духовность. История содержит многочисленные свидетельства, что духовность есть многосторонняя устремленность и проекция человека на Вселенную. Поэтому содержанием духовности является культура народа, получившая в процессе его развития различные направления: литература, искусство, история, живопись, архитектура, музыка и др.
В психическом развитии человека духовности принадлежит особая роль. Психологии придется объяснить, почему одни люди духовно богаты, и почему все чаще приходится говорить о бездуховности.
Развитие духовности стало неотложной задачей всего современного общества. Кого только и что не обвиняют иные критики в бездуховности современного человека. Многочисленный набор обвинений в адрес образования в том, что оно не оправдало надежд на развитие и воспитание человека, способного к переустройству общественной жизни, включает и обвинение в бездуховности как самого общества, так и образовательной системы, которая пренебрегла в свое время воспитанием общей культуры учителей, а одновременно к духовному и нравственному развитию подрастающего поколения.
Сейчас идет поиск оптимальной системы духовного развития школьников. К этому побуждает неблагоприятная социальная обстановка.
В работе предполагается рассмотреть психологические механизмы выработки у школьников нравственных ценностей.
Объект исследования – нравственные ценности.
Предмет исследования – психологические механизмы выработки у школьников нравственных ценностей.
Цель исследования – изучить психологические механизмы выработки у школьников нравственных ценностей.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности нравственного развития школьников;
- рассмотреть психологические механизмы выработки нравственных ценностей;
- проанализировать историю и литературу в духовном развитии;
- определить роль музыки и живописи в духовном развитии;
- рассмотреть традиции духовного воспитания;
- рассмотреть основу и возрождение православной духовности.
1. ПРОБЛЕМА ВЫРАБОТКИ У ШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
1.1. Особенности нравственного развития школьников
Воздействие на личность школьника «искусственной» воспитательной среды должно быть в соответствии с процессом развития ценностных ориентаций в «естественных» условиях жизнедеятельности ребенка. В качестве естественного рассматривается процесс формирования мнений, оценочных суждений и отношений в ходе повседневного общения ребенка с окружающими его детьми и взрослыми.
Наиболее глубоко данный процесс рассмотрел швейцарский психолог Жан Пиаже в своем фундаментальном исследовании «Моральное суждение ребенка», стимулировавшем множество экспериментальных работ. По мнению ученого, всякая мораль есть система правил, и сущность ее – добиваться уважения, почитания этих правил. Большинство моральных устоев ребенок получает от взрослых, но не сразу. Сначала дети усваивают правила различных игр, что по сути является исполнением определенной роли. Поэтому автор осуществляет свое исследование путем анализа процессов понимания и соблюдения детьми положения игры, в отношении которых Пиаже раскрывает два феномена.
Первый он называет «практическими правилами», т. е. способами, при помощи которых дети разного возраста применяют правила игры. Второй – «осознание правил» - знания и идеи, которые ребенок формирует о характере игры. Процесс овладения практическими правилами делится на четыре стадии.
Первая стадия представляет собой чисто моторные, двигательные правила. Ребенок придерживается собственных ритуализованных схем игры и совершенно не соблюдает общепринятые положения. На второй стадии он начинает уже имитировать правила, увиденные у старших. Однако пока он продолжает играть сам, не старается найти партнера или, играя с другими, еще не пытается выиграть. На данной стадии дети от 2 до 5 лет подчиняют увиденные правила своим эгоцентрическим схемам восприятия. На третьей стадии (7-8 лет) зарождаются кооперативные навыки: каждый теперь пытается выиграть, следовательно, все игроки заинтересованы во взаимном контроле и унификации правил. Тем не менее до 11-12 лет познания правил и их выполнение остаются еще неточными. Четвертая, последняя, стадия, которую Пиаже называет стадией кодификации правил, наступает с 11-12 лет. Правила теперь известны ребенку до тонкостей, и он безоговорочно подчиняется им.
Процесс осознания правил, по мнению Пиаже, проходит три ступени. На первой правила игры детьми еще не воспринимаются ни как принудительные, ни как обязательные. Вторая ступень знаменует собой усвоение детьми правил игры как священных, неизменных, продиктованных авторитетом взрослых. На третьей – правила видятся как закон, установленный благодаря обоюдному согласию. Правила теперь не считаются вечными и могут быть изменены, если все игроки согласны.
В общем процессе морального развития индивида два периода: примитивный моральный реализм и более зрелая автономная мораль. Первый период Пиаже иначе называет гетерономной моралью, или моралью принуждения, второй – кооперативной, или реципрокной. Они различаются, по крайней мере, по девяти признакам (приложение 1).
Моральный реализм преодолевается в основном к 8-9 годам. Наступает вторая стадия: теперь правила уже не считаются священными и неизменными; возможны отступления от них, их можно даже подвергать изменениям [11].
Стержневым моментом морального развития, по Пиаже, выступает переход ребенка от эгоцентрической (реалистической) перспективы к релятивистской. Эгоцентрическая перспектива – отношение ребенка к окружающему, в котором он сам является центром всего мира; релятивистская перспектива – отношение ребенка к окружающему, при котором ребенок способен включить в свой мир других людей и ставить себя на их место.
Поэтому Пиаже утверждает, что моральная скованность ребенка держится в тисках двух взаимодействующих факторов: когнитивной незрелости и эмоционального одностороннего чувства уважения, которое он испытывает к старшим. Моральный рост требует освобождения от пут как эгоцентризма и реализма, так и одностороннего почитания. Все это позволило Пиаже определить закономерности перехода в суждении детей от объективной и субъективной ответственности [10].
Воспитание как формирование духовности рассмотрено в работе основателя антропософской духовной науки Рудольфа Штейнера «Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки». В 1919 г. он вместе с директором табачной фабрики «Вальдорф-Астория» Э. Мольтом организовал в Штутгарте первую вальдорфскую школу, что положило начало всемирному движению вальдорфских школ (500 школ и 1000 детских садов).
По его мнению, задачу подхода к практическому осмыслению мира, всесторонне охватывающего существо человеческой жизни, должна принять на себя духовная наука. «Говоря о человеке, - писал он, - мы различает четыре члена его существа: физическое тело, эфирное (или жизненное) тело, астральное тело (или тело ощущений) и «Я» тело. Душа ощущающая, душа рассудочная, душа самосознающая, а также более высокие члены человеческой природы – самодух, жизнедух и духочеловек – формируются вследствие преобразования этих четырех членов, которые, собственно, и являются объектом рассмотрения. Воспитатель работает над этими четырьмя членами существа человека и, если он желает стоять на уровне своей задачи, должен изучать их природу».
Существуют два ключевых слова, раскрывающие суть отношения ребенка к его окружению, - подражание и пример. В эфирном теле ребенка до семи лет развитие представлений, привычек, памяти должно протекать как бы само собой. Физическое тело создает критерии того, что ребенку полезно. Оно достигает этого, формируя желания. Поэтому нужно чутко прислушиваться к тому, чего требует здоровая склонность, здоровое желание, влечение. Радость и удовольствие – силы, наилучшим образом формирующие физические органы.
Духовный слой сознания – это особая онтология, к которой психология прикасалась лишь изредка и которая, по словам М. Бубера, обнаруживает себя лишь между двумя трансцендирующими личностями. По мнению В.П. Зинченко, образ узкого горного хребта очень точен. Если бы мы попытались изобразить модель сознания, она бы не уместилась на плоскости. Духовный слой сознания – это на самом деле его вертикальное измерение, это прорыв, взрывающий бытие или заставляющий бытие оцепенеть и замерзнуть [2].
Ближе всех к рассмотрению педагогических аспектов возникновения духовности в жизни человека подошел отечественный педагог В.А. Сухомлинский. В своих работах он писал, что формирование личности тесно связано с воспитанием гражданственности, нравственности, ответственности. Причем ответственность должна быть, прежде всего, перед своей совестью, перед этим «беспокойным и строгим стражем разума». Для этого он разработал комплекс приемов и мероприятий, основные из них: беседы о гражданственности, раскрытие перед детьми азбуки нравственной культуры, общечеловеческих норм морали, программа воспитания привычки к труду.
Согласно Сухомлинскому, с раннего возраста следует формировать стремление к сопереживанию, потребность в самоуважении, способность творить добро, преданность высоким идеалам, чуткость совести и благородство сердца. Результатом всей воспитательной работы должно стать развитие уточненного духовного мира личности. Для этого еще в младшем возрасте, пока душа ребенка податлива к эмоциональному воздействию, надо торопиться раскрыть ему азбуку общечеловеческой морали – начальную школу нравственности, состоящую, по Сухомлинскому, из пяти видов норм, нарастающих по степени активности в утверждении добра. Начинается эта азбука нравственной культуры от пассивного «не причинять другим зла», а завершается призывом «бороться против зла и несправедливости» [14].
1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людей.
2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца.
5. Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости.
Тем самым в психолого-педагогической теории появляются такие нетрадиционные для этой науки понятия, как душевность, духовность, сердечность, сострадание, человечность и т. п.
1.2. Психологические механизмы выработки нравственных ценностей
В процессе обучения человек готовится к вхождению в новые для себя виды деятельности, а в процессе воспитания – в систему еще не освоенных общественных отношений. Для целенаправленного формирования личности и ее мотивационно-смысловой сферы в образовательных учреждениях проводится воспитательная работа. В этом случае предметом психологии воспитания выступает развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива.
В процессе воспитания основное воздействие оказывается на систему смыслообразующих мотивов и ценностных ориентаций человека. Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного [3].
Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Они действуют на уровне как сознания, так и подсознания, определяя сосредоточенность волевых усилий, внимания, интеллекта.
Механизм действия и развития ценностных ориентаций связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, селекции стремлений личности, в наиболее общей форме, выраженной в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка.
Такое понимание сущности воспитания помогает более отчетливо различать воспитательный процесс и процесс управленческого воздействия на школьников. Еще немецкий педагог И.Ф. Гербарт (1776-1841) предложил разграничивать в процессе воспитания три момента:
1) управление;
2) обучение;
3) нравственное воспитание.
Управление, по Гербарту, ставит своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время, т. е. в процессе самого воспитания. Оно призвано подавить «дикую резвость», свойственную детям. При поддержании внешнего порядка управление создает предпосылки для осуществления процесса воспитания, но оно не воспитывает, а является как бы временным, но обязательным условием воздействия. Главная цель управления – занять время ребенка, главный итог управления – дисциплина.
В противоположность управлению нравственное воспитание призвано повлиять на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки. Подавляются проявления воли и сознания ребенка, а в системе нравственного воспитания все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже есть у воспитанника [12].
Нравственное воспитание должно стремиться «поднять в глазах воспитанника его собственное «я» посредством глубоко проникающего одобрения». Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты и не впадать в уныние, если это сразу не удается. «Одна искра может тотчас же зажечь другую».
В современных условиях отличительной чертой воспитательной работы является, как считает А.Г. Асмолов, ее направленность на мотивационно-смысловую сферу личности. По его мнению, психологическим объектом воспитания предстают рождаемые в ходе жизни личности в обществе личностные смыслы, ценностные ориентации и смысловые установки, регулирующие действия и поступки в разных проблемно-конфликтных ситуациях нравственного выбора. Основное содержание ценностных ориентаций личности составляют ценности, порождаемые и удерживаемые в общественном сознании:
1) духовное, наиболее полно представленное в различных вероучениях и поддерживаемые таким социальным институтом, как церковь;
2) идеологические, широко отраженные в идеологии государства; их основным выразителем являются политические структуры и государственные идеологические учреждения;
3) архетипические, воспроизведенные в национальном сознании, которое формируется и передается, прежде всего, посредством семьи [5].
В воспитании в качестве средства воздействия необходимо использовать те ценности, которые способны наиболее эффективно влиять на содержание и характер реализуемых человеком отношений. По мнению А. Инкельс и А. Смит, для любой современной страны значат следующие ценности:
1) открытость новому опыту;
2) готовность к социальным переменам;
3) понимание разнообразия мнений и установок окружающих;
4) готовность формировать и отстаивать свое мнение;
5) ориентация времени на настоящее и будущее, а не на прошлое;
6) чувство влиятельности, т. е. убеждение, что человек может воздействовать на само окружение;
7) вера в основном в предсказуемость мира, в то, что на народ и институции можно положиться в смысле исполнения их обязанностей.
В рамках образовательного учреждения воспитание реализуется как процесс воспитательной работы. При этом основная сложность деятельности педагога заключается в поиске адекватных средств и способов воздействия на смысловые структуры личности. Это связано, в первую очередь, с тем психологическим фактором, что изменение личностных смыслов и смысловых установок всегда опосредовано изменением деятельности, реализующей объективное отношение субъекта к миру. Важно отметить и такое традиционное средство воспитания, как слово, способное изменять только те психологические структуры, которые существуют на «поверхности» сознания (субъективные переживания, желания и т. п.). Изменения мотивационной сферы как глубинной структуры личности возможны лишь при условии следующих психологических факторов:
- опосредованность изменения мотивационно-смысловых отношений изменением лежащей в ее основе деятельности;
- недостаточность осознания личностного смысла для его изменения;
- невозможность непосредственного воплощения личностного смысла в значениях.
Практика воспитательной работы должна строится таким образом, чтобы обеспечить реализацию данных условий. В частности А.Г. Асмолов сформулировал ряд методических принципов построения системы воспитательной работы в школе, способных реализовать выдвинутые психологические условия:
- учет ведущей мотивации личности при построении воспитательного процесса;
- включение личности в значимую деятельность;
- смена социальной позиции личности в группе;
- демонстрация последствий поступка личности для референтной группы [1].
Еще Л.С. Выготский в книге «Педагогическая психология» отмечал, что «в основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность… Учитель является с психологической точки зрения организатором воспитательной среды, регулятором ее взаимодействия с воспитанником. … Социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом. Психологический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его, позаботься о том, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность. Главная психологическая цель воспитания – целенаправленная и преднамеренная выработка у ребенка новых форм его поведения, деятельности, т. е. планомерная организация его развития» [8].
Таким образом, главной фигурой воспитательного процесса является сам ребенок как субъект собственной деятельности. Учитель (воспитатель), пользуясь большими возможностями социальной среды, в которой живет и действует ребенок, призван направлять и руководить личной его деятельностью с целью ее дальнейшего развития.
Создание воспитательной среды предполагает предоставление школьникам условий для реализации ими своих интересов. Это могут быть различные объединения (кружки, секции, клубы и т. п.), отличительная черта которых – в достаточно свободной процедуре вхождения детей в такие общности и выхода и в активном участии самих школьников в управлении этими структурами. Здесь школьники получают возможность новых для себя типов деятельности – художественной, спортивной, творческой, игровой и др. Однако они не должны повторять содержание учебной деятельности. Вместе с тем целесообразно согласовывать структуру и содержание воспитательной работы с целями и средствами учебного процесса.
Вхождение в новые детско-взрослые общности создает благоприятные условия для изменения статусно-ролевых позиций школьников.
Таким образом, воспитательная система – это всегда:
1) создание условий для формирования и проявления школьниками своих интересов и увлечений;
2) активное участие их в новых видах деятельности и общения;
3) организация и закрепление определенных статусно-ролевых позиций школьников в интересах гармонизации отношений личности и общества;
4) возможность для осмысления и переживания ребенком реализуемых им в процессе воспитания отношений и качеств.
Формирование моральных ценностей и норм рассматривается в тесном единстве с процессами становления духовности в сознании и поведением воспитанников.
2. ВЫРАБОТКА НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОСТИ
2.1. Светское воспитание духовности
Воспитание духовной личности предполагает развитие духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении с родными, друзьями, природой, творчестве, автономии своего внутреннего мира, поиска смысла жизни, счастья, идеала. Образование – основа духовности. Как следствие – светское воспитание и развитие духовности порождают у человека чувства патриотизма, чести, благородства и достоинства, важнейшим критерием становится совесть. В прошлом в истории России светское воспитание было тесно связано с христианско-православным, религиозным воспитанием, что придавало духовности религиозный оттенок [1].
Язык народа возникает раньше других атрибутов человеческого общества и является первым выразителем начинающей формироваться духовности любого народа. Одновременно язык, родное слово становятся хранителями исторических деяний народа, его традиций, культуры, трансформировать в музыку, поэзию, песни, жесты (язык танца). Язык способствует описанию истории жизни народа, окружающей природы, связывает историческое прошлое и настоящее.
Один из ведущих психологов нашего времени А.Н. Леонтьев заметил, что развитие человека как личности следует начинать с развития речи. Овладение языком (литературой, историей…) как средством коммуникации и духовного производства, по мысли ученого, «используются людьми первоначально в процессе внешней совместной деятельности и общения друг с другом, а лишь затем при определенных условиях они трансформируются в эффективные способы внутренней психической деятельности индивида, благодаря чему безгранично возрастает мощь человеческого интеллекта и человеческой воли» [12].
Учащиеся овладевают родным языком до школы, и уже в этот период идет формирование духовности. Родной язык изучают сразу после прихода в школу как учебный предмет и до окончания первой ступени основной школы, а затем в оставшиеся годы родной язык учат в общей связке с литературой. В старших классах средней школы знание языка обогащается благодаря постижению конкретных произведений литературы, окончательно превращаясь в средство духовного развития школьников.
Родной язык (будь то русский или какой иной) выражает не только суть духовности, но является создателем характера народа. Это особенный характер, а язык является его лучшей характеристикой. Т.В. Андронникова, учительница литературы в школе, изучая со старшеклассниками литературные произведения русских писателей, составила описание черт русского национального характера. К ним относятся:
1) духовность, выражающаяся в поисках высшего смысла в жизни, искании правды на земле;
2) душевность, суть которой эмоции, чувства. Для русского человека характерны мягкость, общительность, нежность, жалостливость, сочувствие к бедным, слабым; высшая синтетическая форма всех проявлений душевности – русское гостеприимство;
3) трудолюбие, высокая работоспособность, способность переносить большие и повышенные нагрузки;
4) всемерная отзывчивость – печаль о страданиях не только своего народа, но и людей всего мира, тревога обо всем человечестве, жертвенность, умение поступиться своим и отстаивать чужое;
5) стремление к всечеловеческому единению, отсутствие личной и семейной обособленности, склонность к созданию тех общественных форм, которые основаны на общинном труде, на содружестве (артель, землячество, монастырь);
6) отсутствие ненависти к другим народам, непринятие национализма, расизма, национальной спеси, ярко выраженное чувство солидарности;
7) высокая и разносторонняя одаренность, уникальная даровитость, талантливость, проявляющаяся в лидерстве русских почти во всех областях человеческой деятельности [1; 6].
Таковы особенности русского характера. К.Д. Ушинский говорил, что национальная особенность характера вернее прочих особенностей передается от родителей к детям. Это наследственная основа характера, которая есть у каждого народа.
Освоение родного языка происходит в обучении детей слогу, семантике, морфологии, синтаксису; родной язык, литература, история, естествознание – все эти школьные предметы посредством употребления родного слова способствуют становлению у детей и школьников в течение всех лет обучения в школе духовности. Профессионализм учителей и совершенные технологии обучения могут обеспечить ее высокий уровень, если к этому будут приложены все душевные силы, знание и ум педагогов [9].
2.1.1. История и литература в духовном развитии
Изучение истории как базовой учебной дисциплины в учебном плане школы предоставляет очень большие возможности для формирования духовности у учащихся. Сама история является живым отражением духовности народа, историю развития которого изучают ученики. В истории каждый черпает то, что составляет содержание духовности человеческого сообщества или отдельного народа многонациональной страны в разные исторические эпохи, а отдельный индивид становится и творцом и пользователем этого духовного наследия [4].
Духовные ценности, которые изучает история, представлены в продуктах материального и духовного труда, в системах социальных норм, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Это есть собственно культура народа, которая складывалась на протяжении многих тысячелетий и дает представление о развитии духовности.
Особенность истории как учебной и научной дисциплины в развитии духовности состоит в том, что она имеет дело с прошлым, давно прошедшим. В этом и преимущество и трудность предмета. С одной стороны, детям открывается мощный пласт духовной культуры, накопленной человечеством в течение нескольких тысячелетий. А с другой – их психологические возможности и уровень возрастного развития не позволяют реально представить и объективно оценить масштабы этой многослойной культуры.
Роль истории в формировании духовности у учащихся связана с формированием образа исторического прошлого. Этот образ, формирующийся на основе отражения исторических фактов, конечно, должен характеризоваться с точки зрения предметности, структурности, константности и осмысленности.
Образ истории (эпохи, события, факты) является основой духовности. Создание образа-представления является важнейшей задачей исторического образования на каждой ступени возрастного развития учащегося [7].
Литература, как история и русский язык – один из базовых компонентов учебного плана средней школы. В духовном развитии учащихся она играет особую роль. Ее особенность состоит в том, что спектр ее потенциального влияния чрезвычайно широк. В нем отражается сложная структура исторического пути развития человеческого сознания, внутреннего мира человека, вся его психология.
Литература раскрывает саму жизнь людей в прошлом и настоящем, поступки и поведение отдельных героев; она приучает молодых читателей к обычаям, правилам, порядку жизни; знакомит с поведением в норме и в отклонениях от нормы. Она учит мыслить, оценивать, мечтать, любить, ненавидеть.
Подростки и старшие школьники, читая произведения, ищут выход в жизнь. Это совпадает с их общим развитием и поэтому, пользуясь литературой, они «пытаются переложить прочитанное на настоящее» (Л.С. Айзерман) [10].
Личностный механизм «переработки» и принятия духовного содержания из литературных произведений еще далеко не изучен. Но бесспорно, что у старших школьников под влиянием литературы возбуждается интерес к становлению человека, его психологии.
Процесс развития духовности сопряжен с постижением прошедшего и настоящего. Важно поэтому придать урокам литературы гражданское звучание, побуждать учащихся искать способы влияния на мир, искать себя в этом мире.
2.1.2. Музыка и живопись в духовном развитии
О значении музыки в духовном развитии человека не приходится говорить. Музыканты и педагоги спорят лишь о том, как организовать музыкально-эстетическое воспитание в дошкольных учреждениях и школах. Не так давно это были уроки пения и уроки музыки, на которых детей обучали хоровому пению и основам музыкальной грамоты [15].
Теперь задачи принципиально изменились. Композитор Д.Б. Кабалевский считал: надо «… вызвать в детях и подростках ясное понимание того, что музыка (как все искусства) – не простое развлечение и не добавление как «гарнир» к жизни… а важная часть самой жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника».
«Все ребята еще до школы – в детском саду, дома и на улице, в городе и деревне, во всей жизни, окружающей их с малых лет, множество раз слышали и сами пели разные песни; множество раз слышали танцевальную музыку, видели танцующих людей и сами танцевали; множество раз слышали маршевую музыку, видели, как под эту музыку шагали солдаты, спортсмены, колонны демонстрантов, и сами маршировали под такую музыку» [1].
Это совершенно реальный жизненный опыт, как правило, ребятами не осознается. Но когда на уроке сами ученики услышат «марш», «танец», «песню», у них возникает не только интерес и они получают не только удовлетворение, но что в высшей степени важно, у них зарождается вера в самих себя, уважение к самим себе, доверие и симпатии к учителю. Учебный процесс становится эмоционально увлекательным, считал Д.Б. Кабалевский. Ребята изучают жизнь, музыка – это сама жизнь.
Музыка в школе стала выполнять роль духовного наставника. «Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний духовный мир учащихся, их чувства и мысли» [16].
Живопись, как и музыка, представлена в учебном процессе своим уроком. Но уроки рисования не отвечали новым задачам. Большой вклад в эту область развития детей внес Б.М. Неменский. Он рассмотрел возможности искусства в духовном, эмоционально-нравственном формировании личности и решал задачу построения программы искусства как неотъемлемой части духовной, а не только профессионально-художественной культуры.
Его концепция соединяла духовно-нравственное отношение людей в мире с отношением эмоционально-чувственным. «Никакими лекциями этого не сделаете: ни изучением норм морали, ни изучением кодекса законов. Все это пригодится человеку как позитивное знание, войдет в его мироотношение, только если наложится на опыт чувств. Опыт чувств дает человеку практика жизни. И вне личного жизненного опыта есть только один путь приобщения к опыту чувств других людей, предыдущих тебе поколений – это опыт чувств, сконцентрированных и обобщенных в искусствах» [1; 13].
Нравственно-эстетический идеал человека формируется через мир эмоциональных отношений. А учебный предмет в школе содержит два взаимосвязанных и основополагающих элемента: увлечение искусством и художественное развитие. Вне увлечения искусством, вне восторга, наслаждения его творениями не может быть не только сформирована потребность постоянного (на всю жизнь) общения с ним, но не может вообще происходить подлинного общения с искусством. А художественное развитие (культура) требует знания сути, содержания искусства, знания языка искусства и творчества.
Предметом изучения в обобщенном понимании является связь искусства с жизнью человека. Приобщение к искусству есть форма жизнедеятельности. Только так оно становится элементом духовности, а значит средством саморазвития и развития человека [6].
В заключение темы можно заметить, что результат развития духовности в процессе обучения определяется не только деятельностью учителя, но и его умением, возбудив внутреннюю психическую деятельность учащихся, опереться на нее. Практика показывает, что привлечение жизненного опыта учащихся способствует «переживанию» детьми содержания уроков истории, литературы, рисования, физики, формированию их самосознания, субъективного восприятия себя, развитию эмоций и чувств.
2.2. Православное воспитание духовности
2.2.1. Основа и возрождение православной духовности
Православное духовное воспитание связано с деятельностью церкви. Возрождение России предполагает одновременно возрождение разных религий, деятельности духовенства, восстановление православных храмов, мечетей, синагог; открытие при них духовных школ. Становление религиозного воспитания происходит параллельно светскому воспитанию, в сотрудничестве с государственной системой светского образования.
В нашей светской литературе, особенно философской, предпринималось немало попыток исследовать причины устойчивого, многовекового состояния духа, который характеризует психологию верующего человека и является для него ведущим, направляющим в его поступках, поведении, деятельности вообще. Это положение в первую очередь относится к русскому народу, но оно в равной степени относится к людям других национальностей и религиозных верований [17].
Основу православной духовности для русских составляет учение Иисуса. Оно изложено в евангелиях и не утрачено за прошедшее тысячелетие, а со времени принятия христианства на Руси является для русского народа, а также для многих других народов, населяющих Россию, единственной признаваемой религией, которая с помощью церкви формирует психологию верующих.
Предваряя изложение некоторых положений этого учения, нужно заметить, что оно опирается на способность людей понимать божество и обретать его в своем сознании и сердце. «Кто не чтит в себе эту способность, тот не чтит и божество». В различных ситуациях Иисус излагал божественное понимание поведения людей. Ученые люди попытались соединить все сказанное Иисусом в «нравственный закон». Сам Иисус «твердо решил вечно хранить верность тому, что неугасимо было запечатлено в его сердце: чтить только вечный закон нравственности и того, чья святая воля не подвластна ничему иному, кроме этого закона».
1. Божество выделило человека из мира природы, вдохнуло в него душу отраженным сиянием своей сущности, дало ему разум, и только вера в разум позволяет человеку выполнить свое высокое предназначение.
2. Человек не только чувственное существо, его природа не ограничена одной жаждой наслаждения, в нем есть и дух; искра божественной сущности, данная всем разумным существам, дана и ему.
3. Разум (под разумом Гегель понимает само божество) не осуждает природные инстинкты, но направляет и облагораживает их. Лишь тот, кто не повинуется разуму, сам осуждает себя, ибо он не осознал его света, не хранил его в своей душе и таким образом своими делами засвидетельствовал, какой дух его породил.
4. Истинное благоговение должно быть основано на духе, в котором господствует лишь разум и его высшее проявление – нравственный закон.
5. Если в вас умрет сила добра, то ваши дела пропадут среди бессмысленных забот и дел людских. Помощь, которую вы оказали в беде, утешение, которое вы принесли в несчастье, - будет иметь благотворные последствия во веки веков.
6. Не судите строго других, ибо та мера, которую вы прилагаете к другим, будет применена и к вам, а это не всегда служит вам на пользу.
7. «Пусть властолюбие будет изгнано из вашей среды. Почитайте честью для себя оказывать взаимные услуги и служить друг другу подобно тому, как целью моей жизни никогда не было господство над людьми, но служение человечеству и готовность пожертвовать ради него даже жизнью» [1; 8].
Это лишь некоторые положения. Православные христиане еще ссылаются на Нагорную проповедь Иисуса Христа, главная мысль которой состоит в том, чтобы люди делали «добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Евангелие от Матфея. Гл. 5). Это дает представление о сущности православного нравственного воспитания.
Духовность православная состоит в понимании или неосознанном ощущении основополагающего взгляда на человеческую жизнь как на вечную духовную ценность, в приобщении к мысли, что «высшая идея на земле лишь одна, а именно – идея бессмертия души человеческой, ибо все остальные «высшие идеи» жизни, которыми может быть жив человек, лишь из нее одной вытекают» (Ф.М. Достоевский) [14].
Люди, исповедующие христианскую религию, в большинстве своем не требуют доказательств появления среди израильтян Иисуса, таинства его рождения от Духа Святого, вознесения на небо после казни. Они просто верят в это. Для психологии вообще и для познания психологии верующего человека это очень важная сторона дела. Бесспорно, вера придает жизненные силы человеку, она порождает его жизненные смыслы, она управляет поведением не только отдельного человека, но и большими группами людей: за веру велись войны, неверных сжигали на кострах.
Что же такое - вера? Многие ученые пытаются понять православное учение, осмыслить православную нравственность, вернуться от коммунистической морали к морали общечеловеческой, выйти на создание программы развития духовности у детей в школах. Для понимания сказанного полезна статья В.И. Троцкого «Национальные духовные традиции и будущее русского образования».
Традиции подлинного образования в России, - пишет В.И. Троцкий, - изначально связаны с духовностью, с православием. Современное обезбоженное сознание с трудом воспринимает эту мысль. Поэтому целесообразно подойти к ней умозрительно и прояснить вопрос о духовности в общем культурном смысле. Но прежде всего вопрос: как православие смотрит на человека?
Патриарх Алексий II, действительный член РАО, поясняет, что «христианский взгляд на человека видит в нем образ Божий. Это образ, который есть в каждом. Во многом он замутнен и затемнен грехами. И задача духовного преображения человека, которой служит Церковь, сродни задаче реставрации икон: темный лик надо очистить от наслоений и явить миру изначальную красоту и сияние красок и линий, гармонию лика [5].
Свою восстановительную работу в душах людей Церковь совершает человеческой проповедью и Божией благодатью, таинствами и беседами, явлением добрых дел и воспоминанием о светлых жизненных примерах подвижников духа».
Рассматривая жизнь с точки зрения духовности, продолжает В.И. Троцкий, мы можем повторить вслед за В.Г. Белинским: жизнь человека дана ему «на сближение с Богом», «его наслаждения должны состоять в истине, благе и красоте»… Следовательно, лишь высокие идеи, возвышающиеся над обыденностью и прагматическими взглядами на действительность, обращающие нас к высшим ценностям, могут называться духовными.
Духовное начало было краеугольным камнем русского народного образования, обращенного прежде всего на житейские задачи соборного народного бытия. В эпоху становления русского национального самосознания школа служила именно этому. «Главное внимание педагогии, - писал В.О. Ключевский, видимо, о начальном образовании, обращено было… на житейские правила, а не на научные знания. Кодекс чувств и навыков, какие считались необходимыми для усвоения этих правил, составлял науку о христианском жительстве, о том, как подобает жить христианам [3].
XIX в. русского просвещения прошел в борьбе с нигилизмом, т.е. растлением духа. Воспитание умственное, писал в это время А.С. Хомяков, имеет целью не только передачу частных позиций, но и общее развитие всей мыслящей способности. При этом надо исходить из исторического национального опыта, признававшего верным лишь путь через возбуждение духовных переживаний, через презрение к голому нигилизму. Духовность, по мнению А.С. Хомякова, неразрывно связана с первоначальными семейными впечатлениями и невозможна вне целостности образовательных задач, поставленных школой. Целостность, обретаемую через широту охвата мира, через общее просвещение, А.С. Хомяков считал непременным условием отечественного образования. Ибо только полнота представлений о мире, включающих божественную реальность, превращает образование в познание мира как сотворенного Богом.
Отечественная школа советского периода, пройдя через отделение от церкви, «классовый подход к образованию», всевозможные педагогические увлечения, заменила духовность идеологией. Кодекс строителей коммунизма, будучи до неузнаваемости искаженным вариантом христианских заповедей, ни в коей мере не мог заменить их духовную сущность [11].
Следование традициям русской школы означало необходимость воспитания детей и подростков в атмосфере постижения образа Иисуса Христа, его нравственного вероучения. Религиозно-нравственное становление личности в ту пору оставалось первостепенной образовательно-воспитательной задачей.
Сегодня, когда поблекли или отвергаются национальные ценности, а новых пока не придумали, не следует ли нам, спрашивает автор статьи у читателя, с верой и любовью обратиться к народно-христианской традиции, связать, по мере возможного, духовное развитие детей с теми средствами воспитания, с которыми неизбежно столкнется русский человек на пороге третьего тысячелетия.
Пути возрождения современного православного воспитания и духовности изложил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II на VI международных рождественских образовательных чтениях в 1998 г. Вот фрагменты его выступления.
Значительной проблемой остается духовная дезориентация общества. Многие люди утратили нравственный стержень жизни. Все дети независимо от типа школы нуждаются в православном воспитании. Наиболее острую тревогу вызывает современная государственная система образования. Преобразуя ее, надо прежде всего сохранить все лучшее в нашем образовании.
Средства массовой информации используются во зло, для разрушения нравственного уклада и порабощения ума и духа. Они используются для подавления созидающих внутренних сил души, чувств стыдливости и целомудрия, для пробуждения низменных инстинктов, распространения безнравственности и агрессии. Под угрозой оказалось само существование человеческой культуры.
Успешное развитие новых технологий – это еще не культурный прогресс. Без духовного развития и углубления личности, без высоких идеалов служения истине, добру и красоте, без пробуждения в душе своей образа Божия человек все больше закабаляется и становится рабом вещей. По этой причине происходит возрождение архаичных культов, распространение тоталитарных сект. Магия, уничтожение детей в утробе матери, эксперименты с наследственностью и искусственное выведение живых особей, развращение малолетних, осквернение всего святого и чистого – вот последствия отрицания нравственных духовных начал, отрыв их от культурного фонда общения [2].
Православие может и должно помочь нашему народу вновь обрести дыхание жизни, возвратиться к истинной соборности, воскресить почти угасшее сегодня национальное бытие и достоинство.
В основе обучения должны лежать вечные ценности, воспринимаемые к преемству традиций. Не растекаться по древу должна мысль учеников, а учиться собираться, концентрироваться, быть целостной. Учить то, что не устарело и никогда не устареет. Все остальные знания должны быть сгруппированы вокруг этого ядра.
Прежде всего нужно «образование сердца». «Зрение сердцем» предшествует умственному познанию. Сердце видит разом, нераздельно, мгновенно. Идея принадлежит сердцу, а не уму, внутреннему человеку, а не внешнему.
Школа изменяет свой тип и устроение. Но сегодня еще нельзя уяснить себе определенные черты новой школы. Какой бы она ни была, она должна унаследовать лучшие особенности отечественной школы и выполнять свое главное назначение – дать нравственные и ценностные ориентиры, научить детей самому необходимому и привить им способность научения новому и различения существенного от несущественного [1].
В современном информационном мире лоцманом для детей должен быть современный учитель. А компасом для него должна служить нравственная чистота и живая совесть и, конечно, прекрасное знание предмета. Без глубокой укорененности в родной отечественной традиции, выверенной опытом многих поколений людей, этого, конечно, не получится. Совесть – это глас Божий в душе человеческой, и она может не опираться на откровение Божие, данное людям на все времена.
Только развитие отношений между православной и государственными системами образования и нахождение точек взаимопонимания помогут им обогатить друг друга. Православная – развитием нравственного уклада жизни и гармонией личности, государственная – разработанными методами преподавания, школьными помещениями и др. Нравственное возрождение народа, укрепление начал семейной жизни, сохранение лучшего в российском образовании, взаимопомощь и взаимообогащение образования религиозного и светского, действенное противостояние силам разрушения и распада – вот реальная основа для конструктивного взаимодействия Русской православной церкви с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации [4].
Много удивительной красоты, чистоты и нетронутости, силы и свежести заложено в детские души, великие сокровища сокрыты в детских сердцах. Очень важно, чтобы меньше становилось детей, преждевременно одряхлевших душой, утративших всякий интерес к жизни, к высокому и благородному.
Важнейший вопрос педагогики – не столько напитать знаниями, сколько утолить жажду духовную. Официально православное воспитание осуществляется параллельно светскому. В сложившихся условиях автономия двух систем воспитания и образования не имеет четких границ. Священники работают не только со взрослыми, но и с детьми школьного возраста, религия приходит к детям и от взрослых членов семьи. Соединение двух направлений духовного воспитания возлагает на ребенка немалые трудности: ему самому приходится решать в своем сознании и душе проблему взаимосвязи науки и веры. Для определенной категории детей это непосильный душевный труд, поэтому помочь ребенку может только учитель [8].
Перечень вопросов, необходимых для изучения различных видов духовности представлен в приложении 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходит ряд серьезных изменений. В этот момент не только увеличивается количество правил и норм, которым ребенок должен следовать, но и меняется функция этих норм в его жизни. Выполнение этих норм определяет отношение к ребенку других людей, взрослых и сверстников.
Для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оценку.
Заимствуя критерии нравственной оценки у взрослых, школьники начинают активно требовать от других детей соответствующего поведения. Такая роль – проводника требований взрослых – новая для ребенка.
Как показывают исследования, иногда она положительно влияет на выполнение требований самими детьми. Однако в значительной части случаев требования, например, первоклассника к другим и его собственное поведение различаются достаточно сильно.
Причем противоречие между желанием действовать «правильно» и реальным поведением не вызывает у ребенка чувства недовольства собой, у него не возникает конфликта и связанных с этим острых переживаний, сохраняется положительное отношение к себе.
Младший школьный возраст – очень благоприятное время для усвоения многих моральных норм. Как показывают исследования, дети очень хотят выполнять эти нормы, что при правильной организации воспитания способствует формированию у них положительных нравственных качеств. Однако преимущественно словесный характер предъявляемых требований, а также то, что дети еще не умеют преодолевать встречающиеся им трудности и сравнительно легко отказываются от стремления действовать в соответствии с нравственным правилом, ведет к тому, что возникает разрыв между моральным сознанием ребенка и его реальным поведением. Этот разрыв может привести к такому вредному явлению, как моральный формализм.
Как основную задачу нравственного воспитания в школьном возрасте надо выделить развитие произвольного уровня нравственной саморегуляции поведения. Для этого необходимо, во-первых, сортировать такие навыки поведения, которые необходимы для выполнения предъявленных ребенку моральных правил.
Во-вторых, так развить отношение школьника к себе, чтобы оно базировалось прежде всего на результатах его реальных усилий. Требуется доводить до сознания ребенка противоречие между его представлением о себе как нравственном образце и действительным его поведением так, чтобы оно не только осознавалось, но и переживалось им.
В-третьих, развивать саму произвольность поведения, умение действовать в соответствии с заранее поставленной целью.
Важной задачей является в этот период также развитие нравственной стороны отношения детей к учению, на основе которого развивается трудолюбие, заинтересованность в результатах труда, увлеченность его процессом.
Учение – наиболее точно оцениваемый труд школьника, и для развития нравственного отношения к этому труду необходимо, чтобы оценивался не только результат, но и затраченные ребенком усилия.
Необходимо не просто раскрывать детям значение выполнения нравственных норм как поведения в интересах других людей, но и учить их самих находить нравственный смысл ситуации, судить о поступке другого человека по мотиву этого поступка, развивать у них внимание к переживаниям сверстников и взрослых.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.-384с.
2 Антонова Н.В. Личностная идентичности современного педагога и особенности его общения//Вопросы психологии. – 1997. - №6. – С. 23.
3. Блонский П.Г. Психология школьника. - М., 1997. - 575с.
4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.-320с.
5. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. – 288с.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 1999. - 384с.
7. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспект. - М.: Издательство Московского университета, 1991. - 392с.
8. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1986. - 147с.
9. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976. – 64с.
10. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997. – 688с.
11. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М.: Издательство Московского университета, 1981.-263с.
12. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984. – 334с .
13. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1987. – 147с.
14. Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей общения. - М., 1999.-345с.
15. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения//Вопросы психологии. – 1998. - №5. – С. 49.
16. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений к окружающим. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. -511с.
17. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция//Вопросы психологии. – 1997. - №3. – С. 102.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТАДИЙ МОРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ИНДИВИДА
Признаки морального реализма |
Признаки автономной морали |
Абсолютность моральной Перспективы |
Осознание других точек зрения |
Понимание правил как неизменных |
Понимание правил как изменяемых |
Убеждение в неминуемости Наказания |
Естественное восприятие наказания и справедливости |
«Объективная ответственность» при оценке вины |
«Субъективная ответственность», учет намерений |
Определение морального проступка, исходя из того, что является запрещенным или наказуемым |
Определение морального проступка как нарушение духа кооперации |
Убеждение в произвольности или искуплении наказания |
Взгляд на наказание как на возмещение или реципрокность |
Одобрение наказания, наложенного авторитетом |
Одобрение возмездия по принципу «око за око» |
Одобрение произвольного, неравного распределения благ или вознаграждений, произведенного авторитетом |
Требование равного распределения благ |
Определение долга как послушание авторитету |
Верность принципу равенства или интересам других людей |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДУХОВНОСТИ
Виды духовности |
Что нужно знать? |
Светская духовность: 1. Освоение родного языка 2. История 3. Литература 4. Музыка и живопись Православная духовность: 1. Основа православной духовности |
1. Роль языка в духовном развитии детей. Развитие речи у детей и школьников. 2. Роль истории в духовном развитии. Историкам – умение охарактеризовать духовное развитие общества в различные исторические эпохи 3. Значение литературы в развитии духовности общества 4. Значение музыки и живописи в духовном развитии человека. 1. Иметь представление о системе православного духовного воспитания. |