ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………….………………3

1. Эмоциональный процесс и условия его возникновения……………...6

    1.1. Сущность и основные компоненты эмоционального процесса….6

    1.2. Факторы, вызывающие эмоциональный процесс……………….13

2. Взаимосвязь эмоций и качества деятельности……………………….17

    2.1. Многообразие взглядов на проблему взаимосвязи эмоций

            и качества деятельности………………………………………….17

    2.2. Проблема эмоциональной устойчивости и

           неустойчивости человека………………………………………….23

Заключение………………………………………………………………...27

Библиографический список………………………………………………29

Приложение………………………………………………………………..31

ВВЕДЕНИЕ

Мир эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность.

Специфические субъективные переживания, порой очень ярко окраши­вающие то, что человек ощущает, воображает, мыслит представляют собой один из наиболее обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Благодаря непосредственному  жизненному опыту эти явления не только легко обнару­живаются, но и довольно тонко понимаются. Речь идет об опыте, который уже ребенку позволяет быть чувстви­тельным к эмоциональным состояниям других людей, об опыте, который достигает значительного совершенства в сфере, например, эстетического восприятия.

Эмоции продолжают оставаться предметом больших споров при попытках осмыслить их в психологической теории. Дискуссии ве­дутся буквально по всему кругу связанных с эмоциями проблем - от вопроса о том, какие психические явления следует относить к эмоциональным, до вопроса о принципиальной роли эмоций в осуществлении процес­сов жизнедеятельности. Со времен античной философии высказываются мнения как о нарушающем, дезоргани­зующем влиянии эмоций на поведение, так и о том, что они представляют собой важнейшее его условие.

Затруднения в теоретической интерпретации эмоций обусловлены целым рядом причин. Одной из таких причин было влияние, которое в истории изучения этой проблемы на собственно психологическую ее разработку неминуемо оказывали религия, эстетика и  особенно этика, проявлявшие к эмоциям большой интерес. При­чинами морально-этического  характера обусловлены также и затруднения совершенно иного рода. Как пока­зало развитие так называемой глубинной психологии, воспитанные у человека моральные убеждения в отдель­ных случаях способны не только затруднять, но даже активно препятствовать осознанию им собственных эмоций. Поэтому  непосредственное понимание эмоций, которое оказывало и продолжает оказывать влияние на развитие теории, может представлять собой неполную и даже искаженную их картину.

Потеряв надежду решить свои проблемы при помо­щи спекулятивного анализа, психология на  рубеже нашего века, когда в связи с развитием техники расши­рились возможности экспериментального исследования, сделала резкий поворот к этому более надежному источнику данных. В гласном и негласном виде в пси­хологической науке распространилось требование непре­менной «объективности» научного исследования, обязы­вающее ставить и обсуждать проблемы лишь в той мере, в которой они доступны эмпирической проверке.

Оценивая сегодня последствия этой коренной пере­мены курса, мы имеем все основания радоваться как значительному числу новых интересных фактов, полу­ченных именно благодаря эксперименту, так и возрос­шей конкретности и строгости психологических работ. Однако, согласно достаточно широко разделяемому мне­нию, эта общая оценка не в одинаковой мере относится к отдельным областям психологической науки. По срав­нению с психологией познавательных процессов, для которой эксперимент стал не только источником фактов, но и мощным стимулом общего развития, возможности экспериментального исследования в области эмоций оказались, к сожалению, более ограниченными.

Для того чтобы психология, изучающая влияние эмоционального состояния на восприятие личности, более полно охватила круг связанных с эмоциями проблем, необходимы, очевидно, интенсивные поиски новых направле­ний теоретического и экспериментального их изучения. При осуществлении этой актуальной задачи очень важно не только знать результаты уже проведенных исследований, но овладеть также тем позитивным методическим опытом, который накоплен в психологических ла­бораториях.

Объект исследования – «эмоции», как психологическая категория.

Предмет исследования – основные направления развития представлений об эмоциях в психологической науке.

Цель исследования – изучить основные направления развития представлений об эмоциях в психологической науке.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие репрезентаций эмоций в сознании.

2. Рассмотреть эмоциональные процессы и реорганизация приобретенного опыта.

4. Изучить факторы, определяющие избирательное влияние эмоций на           познавательные процессы.

1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И УСЛОВИЯ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ

1.1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Будучи специфической реакцией организма на изме­нения во внутренней или внешней среде, эмоциональный процесс включает три основных компонента.

Первый из них, общий для всех изменений состояния равновесия, - это компонент эмоционального возбужде­ния, определяющий мобилизационные сдвиги в организме. Можно сказать, что во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для субъекта, и такое собы­тие констатируется в форме эмоционального процесса, это приводит к возникновению (или увеличению) возбуж­денности, общему изменению скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных про­цессов; в отдельных случаях под влиянием таких событий возбужденность может, напротив, уменьшаться.

Второй компонент эмоции связан с тем, какое значе­ние эмоциогенное событие имеет для субъекта - пози­тивное или негативное. Он определяет знак эмоции: по­ложительная эмоция возникает тогда, когда событие оце­нивается как позитивное, отрицательная - когда оно оценивается как негативное. Функция положительного эмоционального процесса заключается в побуждении дей­ствий, поддерживающих контакт с позитивным событием,             отрицательного - в побуждении действий, направленных на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент эмоции связан со специфическими качественными особенностями события, имеющего значе­ние для субъекта, и соответственно может быть охарак­теризован как содержание (или качество) эмоции. В зависимости от этого компонента эмоциональные реакции или вызванные эмоциями особые формы поведения приобретают специфический             характер [1; 10].

Три выделенных компонента эмоционального процесса характеризуют его как внутреннее состояние, как акт регуляции, а не как поведенческий акт или субъективно переживаемое психическое явление. Другими словами, эмоциональный процесс рассматривается нами как теоретический конструкт, а не как факт, доступный наблюдению. Однако данная трактовка не означает, что обсуждаться будет некоторое умозрительное построение. Напротив, речь идет о действительных фактах, для рас­смотрения которых необходима разработка сложных аб­стракций. Таким образом, выделенные выше компоненты эмоционального процесса представляют собой абстракт­ную теоретическую схему; переход от этой схемы к фак­там, наблюдаемым в поведении, и вегетативным реак­циям предполагает принятие ряда дополнительных поло­жений.

Остановимся более подробно на каждом из этих ком­понентов.

Эмоциональное возбуждение. Предполагается, что возникновение эмоционального процесса в принципе рав­нозначно появлению состояния возбуждения. Это возбуж­дение связано с повышением уровня активации (arousal) центральной нервной системы. Но данным Линдсли, в течение нескольких десятков лет проводившего электро-физиологические исследования, эмоциональные процессы можно описывать при помощи континуума активации; на одном полюсе будет состояние комы или глубокого сна, при котором исчезают рефлексы и который не могут на­рушить даже очень сильные раздражители, на другом - состояние крайнего возбуждения, как в случаях, напри­мер, приступа бешенства, паники, ярости, экстаза. Между этими двумя полюсами располагается целый ряд проме­жуточных состояний, таких, как сон, апатия, сонливость, безразличие, заинтересованность, бодрость, возбуждение, сильное возбуждение.

Представленный Линдсли континуум активации охва­тывает три типа изменений: изменения в электрической активности мозга, в состоянии сознания, а также в каче­стве деятельности (Приложение 1) [10].

Приведенный континуум более подробно дифферен­цирует состояния низкого уровня активации; это понятно, так как в лабораторных условиях трудно различить со­стояния сильного и очень сильного эмоционального возбуждения. Однако, исходя из данных наблюдения над поведением людей, следовало бы в верхней части конти­нуума различать состояние сильного эмоционального воз­буждения - аффекта (страх, гнев, радость), при котором еще сохраняются ориентация и контроль, и состояние крайнего возбуждения, описываемое такими словами, как «паника», «ужас», «бешенство», «экстаз», «полное отчая­ние», когда ориентация и контроль практически                        невоз­можны [9; 15].

Тот факт, что повышение эмоционального возбужде­ния может привести не только к увеличению интенсив­ности внешних реакций, но и к усилению внутренней активности, известен уже давно. В связи с этим различа­ли стенические эмоции (приводящие к увеличению актив­ности - к действию) и астенические (не побуждающие к действию).

В отдельных случаях фактор, нарушающий равнове­сие, может привести к уменьшению возбуждения, то есть к снижению активации. Эмоциональный процесс, для которого характерно уменьшение возбуждения, возникает тогда, когда сложившаяся ситуация исключает какую бы то ни было возможность приспособления (во всяком слу­чае, с точки зрения субъекта); такое снижение активации может быть также следствием бур­ной эмоциональной вспышки или длительного пребывания в состоянии возбуждения.

Эмоциональное возбуждение может принять также специфическую форму, обычно называемую «эмоциональ­ным напряжением». Что такое «эмоциональное напря­жение»?

Клинические наблюдения позволяют утверждать, что это - состояние, характеризующееся повышенным уров­нем активации и соответствующим ему эмоциональным возбуждением, которые блокируются в экспрессивно-исполнительной фазе. Другими словами, эмоциональное напряжение возникает, как правило, в ситуациях, которые вызывают страх, но исключают бегство, вызывают гнев, но делают невозможным его выражение, возбуждают же­лания, но препятствуют их осуществлению, вызывают радость, но требуют сохранения серьезности и т. п. Оно характерно также для состояния конфликта. Во всех таких случаях наблюдается сильная тенденция к опреде­ленным действиям, тенденция эта блокируется - имен­но тогда и возникает состояние, которое можно назвать эмоциональным напряжением. Его характерным призна­ком являются непроизвольные выразительные движения [14].

Возможно, однако, что эмоциональное напряжение воз­никает и при других обстоятельствах. Так, оно является необходимым опосредующим звеном для развития некото­рых эмоций. Это означает, что некоторые эмоции разви­ваются не плавно, а скачкообразно: кумуляция возбуж­дения в одной системе приводит к внезапному включению другой системы. Таким образом, не исключено, что эмоциональное напряжение может возникнуть в фазе накопления возбуждения в некотором механизме и что соответствующий акт поведения возможен только после такого накопления. Это позволило бы объяснить взрывной характер некоторых эмоций и типичную последовательность их развития: напряжение – взрыв - разрешение. Так протекают гнев,  отчаяние,  обида  и ряд других эмоций.

Кумулятивное развитие эмоций подробно описано Т. Томашевским, выделившим на примере эмоции гнева четыре фазы ее развития: фазу кумуляции, взрыв, умень­шение напряжения и угасание.

Согласно этим представлениям, эмоциональное напря­жение следует объяснять не задержкой внешней актив­ности, а накоплением возбуждения, которое, чтобы вызвать определенные реакции, должно достигнуть необходимого уровня.

Однако в действительности эмоциональное  напряжение проявляется, скорее всего, в обеих вормах: торможения внешней активности и накопления возбуждения [7; 10].

Эмоциональный процесс у человека не только приво­дит к появлению определенных форм внешнего поведе­ния, но бывает представлен также в особой инстанции контроля, в механизмах метарегуляции - в сознании [12].

Эмоциональный процесс сопровождается, как правило, субъ­ективным состоянием – переживанием [6]. Говоря об эмоциях, в дан­ной работе мы имеем в виду не этот специфический компонент процессов регуляции, а весь сложный регуляторный процесс, не само переживание, а действие сложного механизма, компонентом которого оно является.

Осознание эмоций. Эмоциональные процессы, как и другие процессы регуляции, могут ре­гистрироваться в сознании. Слово «могут» указывает на то, что в сознании регистрируется отнюдь не всякий эмоциональный процесс и отнюдь не всегда. Типичной, ско­рее, является определенная степень регистрации, то есть она может быть частичной, неопределен­ной, неправильной. Бывает и так, что эмоция вообще не регистрируется в сознании и о ее существовании можно узнать лишь по определенным особенностям поведения. У взрослого человека, сознание которого достигает высшей степени развития, эмоциональный процесс отра­жается, как правило, в знаковых формах. Человек не только гневается, печалится, радуется, любит, восхищает­ся, ревнует, но одновременно отдает себе в этом отчет. Следовательно, эмоции проникают в сознание и способны оставить в нем след. Однако способность осознания эмо­ций не дана человеку изначально. Это способность, кото­рая вырабатывается в процессе развития [4; 10; 17].

Ответим на вопрос: что представляет собой регистрация на уровне сознательной ориентации? Точное определение этого явления, понимаемого скорее интуитивно, вызывает известные трудности. Довольно распространенным явля­ется такое представление, что способность к сознательной ориентации - это способность к словесному выражению внутренних и внешних процессов. Однако такое понима­ние оставляет некоторые неясности. Как справедливо за­мечает Эриксен, невозможность дать словесное описание некоторого переживания не означает неосознаваемости этого переживания. Когда, например, мы оказываемся не в состоянии описать лицо хорошо знакомого нам челове­ка, означает ли это, что мы не осознаем это лицо? Ведь мы можем нарисовать это лицо или опознать его среди тысяч других лиц.

Исходя из этого, следует различать способность непо­средственно чувственной репрезентации явлений (в фор­ме восприятия, воображения) и способность ее передачи в определенные исполнительные системы. Поскольку су­ществуют различны исполнительные системы, один и тот же образ восприятия или воображения может полу­чить графическое, вокальное или иное выражение [6].

Более того, не существует полного соответствия между восприятием или воображением я выражающим их дей­ствием; точность выражения не совпадает с точностью восприятия. Поэтому, зная, например, то, что человек описал или нарисовал, мы не имеем возможности с точ­ностью указать, что именно он увидел пли услышал.

Человек не только отражает мир в чувственной фор­ме (восприятия, представления) и выражает это при по­мощи физических действий. Он еще располагает системой знаковой репрезентации и знаковых реакций, которая обеспечивает обобщенную, абстрактную, социально вы­работанную категоризацию и организацию информации в виде системы взаимосвязанных значений. В основе этой системы лежат, как правило, словесные знаки артикули­рованного языка (хотя эта функция может выполняться, по-видимому, также и знаками другой природы) [2; 3].

Когда мы говорим, что человек осознает то или иное свое состояние, то имеем в виду репрезентацию явлений по крайней мере на одном из двух уровней. Мы тем са­мым указываем либо на то, что у человека некоторый факт зафиксирован настолько отчетливо, что он спосо­бен учитывать его в своих практических действиях, либо на то, что он способен выразить этот факт в знаковой форме. В первом смысле мы говорим, что человек осознает, например, свои действия, когда переходит ули­цу, обходит препятствия и достигает намеченного места, хотя все эти действия выполняются им автоматически во втором смысле - когда он знает и может рассказать о том, что он воспринимает и что делает.      

Перейдем к рассмотрению проблемы осознания эмоций. Прежде всего, следует различать два явления. Во-первых, проявление достаточно обособленного и орга­низованного процесса, влияющего на протекание деятельности и переживаемого субъективно, когда человек знает, что он нечто переживает и что это переживание явно от­личается от всех предыдущих (так, впервые влюбленный человек испытывает состояние, которое он не может определить, но в то же время знает, что оно продолжается и что его невозможно ни с чем сравнить); во-вторых, собственно осознание, которое заключается в знании о своем состоянии, выраженном в словесных (знаковых) категориях [10].                                       

Характерной особенностью осознания во втором зна­чении этого слова является включение полученных сигна­лов в систему информации (о себе, о мире, об эмоциях), упорядоченную и организованную соответственно социально выработанной и усвоенной индивидом системе значений. Этот второй вид осознания лежит в основе про­цессов контроля над эмоциями, в основе способности пред­видеть их развитие.

1.2. ФАКТОРЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Эмоции возникают под влиянием внешних воздействий или процессов, происходящих в самом организме. Факто­ры, вызывающие эмоциональный процесс, можно подраз­делить на три класса:

1) факторы, которые могут вызывать эмоцию вслед­ствие врожденной чувствительности к ним организма; мы будем называть их натуральными (безусловными) эмоци­ональными раздражителями;

2) факторы, которые приобрели способность вызы­вать эмоции вследствие того, что стали сигналами важ­ных для субъекта событий;

3) факторы, которые приобрели способность вызывать эмоцию вследствие того, что они соответствуют пли про­тиворечат приобретенным в опыте познавательным струк­тур; эти факторы были названы Берлайном «коллативными», или «сопоставительными» [10; 16].

Возбудителем эмоций являются любые физические воздействия на организм, вызывающие воз­буждение рецепторов и определенные изменения в биологическом равновесии организма (гомеостатические изменения). По-видимому, эмоциональные процессы могут быть вызваны также некоторыми специфическими конфигурациями раздражителей, в том числе и некоторыми ситуациями. Однако об этих факторах, во всяком случае когда речь идет о человеке, фактически ничего не известно, а предположения, которые по этому поводу можно строить, основываются на экстраполяциях резуль­татов исследований на животных и весьма несистема­тических наблюдениях на человеке [8].

Как известно, контакт человека с окружающим миром начинается с воздействия на рецепторы сенсорных разд­ражителей. Эти раздражители дают информацию о свой­ствах объектов и событий и в то же время вызывают изменения аффективного характера. Как величина, так и знак этих изменений зависят в известной степени от сенсорной модальности, то есть от вида анализатора, ко­торым был принят сигнал. В одних модальностях эмо­циональный компонент имеет второстепенное значение, в других - играет доминирующую роль. Французский пси­холог А. Пьерон выразил эту зависимость в специальной таблице (табл. 1), в которой произвольно определил по­знавательный и аффективный коэффициенты для отдель­ных видов сенсорных воздействий [10].

Таблица 1

Эмоциональное значение сенсорных раздражителей

Зре-ние

Слух

Ося-зание

Теп-ло

Хо-лод

Вкус

За-пах

Вести-буляр-

ные ощу-щения

Укол

Щи-пок

Ожог

Познава-тельный коэффициент

10

8

8

6

6

6

4

4

4

3

2

Аффек-

тивный коэффициент

2

4

4

6

6

6

8

8

8

9

10

Таким образом, согласно Пьерону, в зрительных ощу­щениях доминирует познавательный компонент (10:2), а в ощущениях боли (укол, щипок, ожог) - аффективный.

Однако приводимые Пьероном цифры не основаны на каких-либо реальных измерениях и представляют собой лишь сокращенную форму описания интуитивной оценки.

Аффективнй компонент зависит не только от сенсорной модальности, но также и от вида воздействия в пределах модальности.

Учитывая приведенные данные, можно уверенно ут­верждать, что каждый сенсорный раздражитель обладает определенной эмоциональной значимостью. Иначе говоря, он вызывает состояние удовольствия пли неудовольствия, изменения в уровне активации и в деятельности внутрен­них органов; если он достаточно сильный, то может выз­вать также организованную активность в форме, напри­мер, хватания, убегания, нападения  т.п. Эмоциональ­ное значение раздражителя зависит от его интенсивности, а также от того, какими рецепторами он воспринимает­ся - раздражение одних рецепторов обычно вызывает положительные реакции, других - отрицательные; резкое, внезапное, сильное раздражение любого рецептора вызы­вает негативную реакцию (чаще всего в форме страха пли ярости). Умеренные воздействия обычно вызывают положительные эмоции. Эмоциональная значимость сен­сорного раздражителя изменяется под влиянием опыта, а также в зависимости от органических условий; повто­рение приводит к уменьшению эмоциональной значимо­сти раздражителя (то есть к привыканию) [10].

Эти утверждения имеют весьма обобщенный характер, так как относятся к различным сенсорным раздражите­лям, и, прежде всего, к тем, в которых преобладает позна­вательный (информационный) компонент. Более под­робная характеристика эмоциональных особенностей этих раздражителей потребовала бы особого обсуждения от­дельных модальностей, что выходит за рамки данной ра­боты.

Рассмотренные выше данные раскрыли основные источники эмоционального процесса. Возникает, однако, еще один вопрос: какое влияние оказывают эмоции на протекание процессов регуляции? Это влияние касается организации и направленности внешних поведенческих реакций, избирательности познавательных процессов, четкости протекания психомоторных и познавательных действий, а также деятельности внутренних органов. Это влияние связано с характерными свойствами эмоций – их содержанием, знаком и интенсивностью. В связи с этим можно сказать, что эмоция:

Во-первых,  оказывает организующее влияние на процессы регуляции, вызывая выразительные движения, а также эмоциональные действия и отношения.

Во-вторых, оказывает избирательное влияние на процессы регуляции, способствуя или затрудняя их возникновение.

В-третьих, оказывает тонизирующее влияние на все психические процессы, изменяя условия их протекания.

2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИЙ И КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. МНОГООБРАЗИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОБЛЕМУ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИЙ И КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Как повседневные наблюдения, так и результаты научных исследований дают весьма противоречивую ин­формацию о влиянии эмоций на деятельность человека. Зададимся вопросом: способствуют или препятствуют эмоции деятельности?

Возьмем, например, страх. Известно, что человек, ко­торым владеет сильный страх, выполняет различные дей­ствия неловко и неадекватно. С другой стороны, плохую услугу может оказать человеку и отсутствие эмоции, пол­ное спокойствие. Об этом знают, например, те, кто следил за своим самочувствием перед экзаменом. Они, наверно, могли убедиться в том, что, когда экзамен казался им «совершенно нестрашным», они сдавали его не наилучшим образом. Это хорошо известно и актерам. Волнение является для них не только врагом, но и союзником.

Но, возможно, все зависит от силы эмоции, может быть, слабый страх является полезным, а сильный - вредным? Однако это предположение не вполне верно. Повседневный опыт свидетельствует о том, что интенсив­ный страх (как, впрочем, и ярость) может пробудить в человеке такие силы, которых он никогда в себе и не подозревал. Но столь же верным является и наблюдение, что страх действует парализующе. Таким образом, страх может оказывать как положительное, так и отрицатель­ное влияние на деятельность, мобилизовывать и вызы­вать дезорганизацию.

Но это относится не только к страху. В минуту, когда случается что-то радостное, мы ощущаем в себе небыва­лый прилив сил и готовность выполнить самые трудные дела. Но бывает, что радостное событие «выводит нас из равновесия». Мы становимся рассеянными и не­внимательными [11; 18].

Повседневные наблюдения создают весьма многознач­ную картину, приводят к противоречивым предположе­ниям. Подобная противоречивость свойственна и теоре­тическим интерпретациям. Некоторые авторы подчеркивают дезорганизующее влияние эмоций на поведение, Так, Янг определяет эмоции как «острое, нарушающее (disturbed) аффективное состояние индивида ... прояв­ляющееся в поведении, сознательных переживаниях и висцеральных функциях». Однако он признает, что некоторые состояния облегчают организованную активность (например, чувство заинтересованности). Другие авторы, напротив, делают упор на интегрирующем, организующем влиянии эмоций. Так, на­пример, Липер  считает, что ос­новная функция эмоций состоит в поддержании органи­зованной целенаправленной активности. Наконец, ряд авторов, например Хебб, полагают, что организующее или дезорганизующее влияние эмоций зависит от того, о ка­кой именно эмоции идет речь. По его мнению, некоторые эмоции организуют и поддерживают деятельность – это, прежде всего, положительные эмоции. Другие же дезорга­низуют деятельность - это отрицательные эмоции, такие, как ярость, страх, отвращение, депрессия.

Но и это утверждение не является исчерпывающим. В своей более поздней работе Хебб обращает внимание на то, что отрицательные эмоции умеренной силы не только не оказывают дезорганизующего влияния, но могут даже облегчать протекание деятельности [10].

Противоречивость повседневных наблюдений, а также взглядов, встречающихся в психологической литературе, связана со сложностью факторов, от которых зависит продуктивность деятельности. Ведь эмоциональный про­цесс - явление многостороннее, и поэтому трудно гово­рить о влиянии эмоций вообще. Необходимо также учи­тывать, что этот процесс происходит в рамках определен­ной структуры, в рамках личности, и что особенности этой структуры не остаются без влияния на последствия эмоционального процесса. Рассмотрим влияние обоих ука­занных факторов.

Влияние эмоционального возбуждения. Общеизвестно, что качество выполнения деятельности изменяется вместе с изменением  степени эмоционального возбуждения. Эти изменения сказываются на разных психических функциях.

Таким образом, эмоциональное возбуждение, порожда­емое чувством социальной угрозы, вызывает ухудшение перцептивных функций, выражающееся в склонности к преждевременному распознаванию, в снижении способно­сти к правильному распознаванию и в ухудшении пер­цептивного научения.

Разумеется, это утверждение не является исчерпыва­ющим. Оно не уточняет, какая степень эмоционального возбуждения и при каких условиях вызывает такого рода эффекты. Однако даже такое общее утверждение имеет некоторую практическую ценность, указывая, в частно­сти, на врезные последствия чувства угрозы. Так, учи­тель, создающий атмосферу страха, командир, перед ко­торым дрожат подчиненные, заведующий, который дер­жит врачей своего отделения в состоянии напряжения и неуверенности, могут значительно затруднять протекание процессов ориентировки у тех, кого они учат и кому при­званы помогать [10].                                   

Результаты психологического исследования зависят от столь многих факторов, что при повторении исследо­ваний часто получаются противоречивые результаты. Несмотря на это, работы многих авторов подтверждают вывод, что успех улучшает, а неуспех ухудшает качество деятельности. В частности здесь можно сослаться на опыты Ослер, проведенные с учениками средней школы в имитированной ситуации экзамена. Ослер установила, что испытуемые, которые в предыдущем задании полу­чили отрицательную отметку (независимо от действитель­ного выполнения), хуже выполняли другие задания того же типа. Группы, которые достигали успеха, выполня­ли задания лучше [5].

Заслуживают внимания также исследования Ланц, установившей, что дети, испытавшие неуспех в специально организованной для них игре. Хуже решали некоторые задачи интеллектуального теста (Стенфорда-Бине). Хатт  установил, что, если во время тестового исследования ребенку предъявляются одна за другой чересчур трудные за­дачи, вследствие чего кумулируется неуспех, испытуемые обнаруживают более низкий коэффициент интеллектуаль­ности, чем в том случае, если успех и неуспех чере­дуются. Снижение коэффициента интеллектуальности было обнаружено прежде всего у плохо приспособленных детей.

Влияние положительных эмоций на деятельность вы­является также в исследованиях совершенно иного рода. Так, Фонберг сообщает, что значительное улучшение функционирования животного можно получить при помощи раздражения электрическим током так называемых центров удовольствия. Таким образом, здесь мы имеем как бы непосредственный довод, свидетельствующий о том, что положительные эмоции могут способствовать регуляторной функции мозга и повышать уровень выпол­нения задач. Можно предположить, что испытываемый успех связан с повышением возбуждения также и в центрах положительного подкрепления (удовольствия), что оказывает положительное влияние на деятельность.

Однако успех не всегда приводит к повышению уров­ня выполнения. В уже цитировавшейся работе Костелло приводятся также и такие исследования, из которых сле­дует, что успех может снижать уровень функциониро­вания.

И в естественных условиях иногда наблюдается, что после достигнутого успеха человек действует хуже. Воз­никает вопрос: при каких обстоятельствах успех может приводить к ухудшению уровня выполнения? Эту про­блему изучала в нашей лаборатории Тереза Затхей. Она предположила, что достаточно большой успех может вы­звать положительное эмоциональное состояние, которое способствует концентрации внимания на достигнутом  успехе, и в результате приводит, например, к недооценке опасностей, к меньшей заинтересованности в результатах выполняемой деятельности [10].

Для проверки данного предположения Затхей провела эксперимент, в котором испытуемые выполняли ряд пер­цептивных, моторных и интеллектуальных заданий в условиях угрозы удара током, о котором сигнализиро­вал условный раздражитель - красная лампочка. Одной группе испытуемых сообщали, что ударов тока можно избежать, если быстро и точно выполнять задания, во второй же группе возможность получить удар тока не зависела от успешности деятельности. Поскольку в дей­ствительности удары тока не применялись, у испытуемых первой группы должно было возникнуть переживание реального успеха. В следующей части эксперимента ана­логичные задачи испытуемые решали в обычных условиях.

Сравнение результатов выполнения отдельных зада­ний в обеих группах показало, что в ряде случаев после достижения успеха происходит снижение качества дея­тельности.

Таким образом, влияние успеха (или неуспеха) за­висит от того, в каком отношении он находится к дея­тельности: возможность успеха (неуспеха) влияет иначе, чем реально испытываемый успех (неуспех).

Из исследования влия­ния положительных и отрицательных эмоций на уровень выполнения можно, видимо, сформулировать следующие                выводы:

- положительные эмоции, связанные с достижением успеха, обычно способствуют повышению, а отрицатель­ные эмоции, связанные с неуспехом, - снижению уровня выполнения;

- при некоторых условиях положительные эмоции могут способствовать снижению уровня выполнения; это про­исходит в тех случаях, когда успех вызывает эмоции большой силы, нарушающие протекание деятельности, а также когда успех достигается ценой особых усилий - появляющаяся затем усталость может ухудшить качество деятельности;

- при некоторых условиях отрицательные эмоции могут быть связаны с повышением уровня выполнения; это происходит, прежде всего, тогда, когда неуспех следует после серии успехов; однако такое повышение имеет, по-видимому, кратковременный характер;

- отрицательные и положительные эмоции оказывают различное влияние на деятельность, с которой они связаны, и на новую деятельность; положительная эмоция способствует, вероятно, лучшему, а отрицательная - худ­шему выполнению деятельности, в результате которой они возникли.

2.2. ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И НЕУСТОЙЧИВОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Некоторые люди при одних и тех же условиях могут занимать различное положение в этом континууме, что зависит от гипотетической особенности человека - эмо­циональной устойчивости.

Это понятие может иметь разные значения. Два из них за­служивают особого внимания, так как их нелегко разли­чить. Оно может означать:

1) разную степень чувствительности к эмоциональным раздражителям;

2) разную степень нарушения психических механиз­мов регуляции под влиянием эмоционального возбуж­дения [13].

Для более полной характеристики эмоциональной устойчивости следовало бы располагать некоторой мерой эмоционального возбуждения. Обладая такой мерой, можно было бы сказать, что человек является эмоционально устойчивым в первом значении, так как, несмотря на сильные раздражители, его возбуждение не превы­шает пороговой величины, или во втором значении, так как, несмотря на сильное эмоциональное возбуждение, в его поведении не наблюдается нарушений.

Как установил Джонс в некоторых преде­лах существует обратное отношение между вегетатив­ным возбуждением (измеряемым при помощи КГР) и возбуждением, выражающимся в поведении: более силь­ным проявлением возбуждения в поведении у многих лиц соответствует более слабая вегетативная реактив­ность, и наоборот. Более того, замечено, что изменения в деятельности различных внутренних органов и си­стем (кровообращения, дыхания, пищеварения) при эмоциональном возбуждении не одинаковы по величине; в определенных условиях изменения в одних органах бы­вают более значительными, чем в других. Возможно, что только регистрация электрических потенциалов разных точек ретикулярной формации предоставила бы достаточные данные для построения однородного континуума эмоционального возбуждения [10].

Не имея возможности надлежащим образом измерять возбуждение, мы не можем также определить в каждом конкретном случае, с какой формой устойчивости мы имеем дело. Тем не менее, следует, по-видимому, разли­чать два порога устойчивости: порог возбуждения (1) и порог нарушения (2). Эмпирически можно различать людей, которые под влиянием эмоциогенных раздражи­телей ведут себя по-разному, и эти различия описывать с помощью гипотетического континуума эмоциональной устойчивости.

Если допустить существование такого континуума, то возникает вопрос: от чего зависит положение конкрет­ного лица в этом континууме? По-видимому, здесь воз­можны три направления поисков.

«Физиологическое» направление требует признания того, что различия в устойчивости связаны с различиями нервной системы в целом либо тех или иных ее структур. Исследования в этом направлении уже имеют давнюю традицию. Большой вклад в изучение этой проблемы внесло разработанное Павловым понятие типа нервной системы [9].

Основанное на этой концепции изучение темперамента в значительной мере способствовало пониманию явления эмоциональной устойчивости. Эмоциональная устойчи­вость, по всей видимости, в большой степени зависит от свойства, которое было названо «реактивностью инди­вида», или, в более ранних работах, си­лой нервной системы. Реактивность характеризует способность организма к приему раздражителей, а именно величину порога чувствительности и порога работоспособности. Как установлено, между этими двумя порогами существует определенная зависимость: чем ниже порог чувствитель­ности, тем ниже и порог работоспособности; под порогом работоспособности понимается то минимальное значение раздражителя, выше которого перестает действовать закон силы, то есть зависимость между приростом силы раздражителя и увеличением силы реакции. Как оказалось, люди различаются своей реактивностью, или величиной обоих порогов, а также шириной «полосы» раздражите­лей, на которые они реагируют адекватно. Существуют реактивные люди, имеющие большую чувствительность к раздражителям, но вместе с тем не очень высокую работоспособность: действия таких людей под влиянием стресса легко поддаются нарушениям. Таким образом, можно считать, что реактив­ность является свойством, от которого зависит эмоцио­нальная устойчивость индивида.

По-видимому, и другие свойства темперамента (под­вижность, уравновешенность) оказывают влияние на эмоциональную устойчивость индивида. Так, установлено, что устойчивость к определенного рода стрессовым фак­торам зависит от уравновешенности нервных процессов.

Второе направление исследований можно назвать «структурным». Оно предполагает, что процесс формиро­вания личности, который состоит в образовании все более сложных, дифференцированных и централизованных ре-гуляторных структур, создает в конечном счете у лич­ности такие подсистемы, специфические особенности ко­торых делают человека более или менее подверженным действию эмоциональных раздражителей; для исследова­ния эмоциональней устойчивости человека необходимо выяснить виды и взаимосвязи этих подсистем, а также их специфические свойства.

Третье направление состоит в поисках «особого меха­низма» эмоциональной устойчивости. Предполагается, что у человека, помимо других механизмов регуляции, существуют еще специальные «механизмы контроля», осуществляющие нечто вроде надзора над протеканием деятельности и поддерживающие эту деятельность, не­смотря на влияние нарушающих эмоциональных факто­ров. В традиционной психологии такую роль играла обычно воля; однако это понятие трактовалось скорее с точки зрения морали, чем эмпирически. Подобную трак­товку, хотя и лишенную моралистических элементов, предложил психоанализ, ссылаясь на так называемую силу «я» как на фактор, ответственный за регуляцию поведения человека при действии эмоциональных раздражителей [10].

Три указанных направления поисков представляют три разных подхода. Для лучшей иллюстрации этих под­ходов можно воспользоваться следующей аналогией: так, исследуя устойчивость какого-то неизвестного и очень сложного устройства к разным вредным факторам (например, таким как изменения температуры, удары, химиче­ские воздействия), мы можем обращать внимание на ка­чество материала, из которого сделано это устройство («физиологический» подход), на способ монтажа отдель­ных элементов и конструктивные особенности каждого из них («структурный» подход) и, наконец, искать спе­циальные предохранительные механизмы, существующие у такого рода устройств («особый механизм»).

Данные подходы не противоречат друг другу и, ско­рее, являются взаимодополняющими. Можно только от­метить, что из-за трудностей и неудач в попытках обна­ружить особый контролирующий механизм у многих исследователей возникло скептическое отношение к пред­положению о его существовании; поэтому в настоящее время наибольшее распространение получил структурный подход [10].

Таким образом, эмоциональная устойчивость - это явление, определяемое многими разнородными факто­рами: в настоящее время нам известны, по-видимому, лишь немногие из них. Во всяком случае, есть основа­ния полагать, что ее следует связывать, в частности, с силой потребностей, а также со свойствами темпера­мента. Необходимо учитывать дифференциацию структурных компонентов личности. И чем лучше будет по­знана эта дифференциация, тем большие перспективы от­кроются для лучшего контроля человеком собственных действий в эмоционально значимых условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В свете проведенного анализа эмоциональный процесс представляет собой реакцию механизмов регуляции па воздействия, значимые для биологического или психиче­ского равновесия субъекта; эта реакция характеризуется такими особенностями, как степень возбуждения, знак и содержание (или качество). Этот процесс оказывает влияние на поведение человека, принимая участие в регуляции деятельности.

Степень участия эмоций в регуляции поведения может быть разной: эмоция может проявляться в латентной фор­ме - в таком случае она не оказывает непосредственного влияния на протекание деятельности, но создает готов­ность к определенным реакциям, и о ее существовании можно узнать тогда, когда в ответ на слабый раздражи­тель внезапно возникает сильная и хорошо организован­ная эмоциональная реакция (например, вспышка гнева по поводу ничтожной причины у «накалившегося» чело­века); с другой стороны, эмоция может достигать такой степени концентрации и силы, что начинает полностью контролировать поведение, - в таком случае говорят, что она выражается в форме аффекта.

Эмоции различаются и своей продолжительностью. В этом отношении выделяют кратковременные си­туативные эмоциональные состояния (волнения, аффекты и т.п.) и более продолжительные, устойчивые эмоции - настроения. Устойчивая склонность реагировать опреде­ленными эмоциями на некоторые ситуации пли объекты может быть названа эмоциональной установкой.

Эмоциональные процессы оказывают организующее влияние на поведение. Различным эмоциям соответствуют разные комплексы моторных реакций.

Эмоции участвуют также в организации знаковых действий человека, благодаря чему человек приобретает способность выражать свои эмоции в словесной форме. Эта способность создает возможность ориентации в собственных эмоциях и контроля над ними.

Эмоции влияют также причиной возникновения устойчивой готовности к определенному реагированию на некоторый круг внешних ситуаций, так называемого эмоционального отношения.

Комплекс физиологических изменений, вызванных эмоциональным процессом, зависит от уровня эмоционального возбуждения. Повышение уровня возбуждения приводит к такой перестройки функций организма, благодаря которой он становится способным к большим усилиям. Комплекс физиологических изменений зависит также от качества и знака эмоций.

Картина вегетативных изменений, вызванных эмоциональными процессами, модифицируется интер- и интраиндивидуальными различиями. Люди различаются характерными для них типами физиологического реагирования в состоянии эмоционального возбуждения.

Вегетативные процессы оказывают влияние на динамику эмоциональных процессов.

Механизмы, обусловливающие  форму и интенсивность эмоциональных реакций, могут опосредованно определять состояние здоровья. К таким механизмам относится личность человека.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. - 1989. - №4. - С.141 - 149.

2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. - 398с.

3. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. – М., 1970. - 421с.

4. Джемс У. Психология. – М., 1986. - 348с.

5. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 1987. – 252с.

6. Дяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. - 1990. - №1. - С.106 -112.

7. Маклаков А.Г.  Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. - 366с.

8. Писаренко В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека // Психологический журнал. - 1986. - Т.7. - №5. - С.62 -  72.

9. Психология эмоций: Тексты. - М., 1984. - 456с.

10. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: «Прогресс», 1979. - 392с.

11. Рождественская В.И. К вопросу о проявлении силы нервной системы при разных видах монотонной работы. – В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии. - Т.9. - М., 1977. - 387с.

12. Симонов П.В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и  естественнонаучные основы общей психологии. – М.: Наука, 1987. - 276с.

13. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. – М., 1988. - 238с.

14. Психология эмоций. – М.: Прогресс, 1987. - 394с.

15. Суворова В.В. Психофизиология стресса. – М., 1975. - 237с.

16. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: Вып. 6. – М., 1978. - 329с.

17. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. - М.: Изд-во МГУ, 1992. -283с.

18. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред.                                Д.И. Фельдштейна. - М., 1996. - 304с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КОНТИНИУМ АКТИВАЦИИ (ОПУЩЕН ПОСЛЕДНИЙ ЭЛЕМЕНТ ЭТОГО

КОНТИНИУМА - СМЕРТЬ)

Поведение

Электроэнцефалограмма

Сознание

Сильное эмоциональное возбуждение (страх, ярость, тревога)

Десинхронизация:

низкая или средняя амплитуда, высокая или смешанная частота

Ограниченное, расплывчатое сознание, диффузное внимание, растерянность

Бдительность, настороженность

Частичная синхронизация: в основном быстрые низкоамплитудные волны

Полное сознание, концентрированное, избирательное, легко переключающееся внимание, антиципация

Расслабленное бодрствование

Синхронизация: оптимальный альфа-ритм

Лабильное внимание, способствующее свободным ассоциациям

Сонливость

Редукция альфа-ритма, изредка медленные низкоамплитудные волны

Ослабленное частичное сознание, грезы, сноподобное сосотояние

Легкий сон

Веретенообразные вспышки, медленные волны (более высокой амплитуды); угнетение альфа-волн

Значительное редуцированное сознание (отсутствие сознания), сновидения

Глубокий сон

Высокоамплитудные и очень медленные волны (синхронизация на базе медленных волн); случайные, нерегулярные конфигурации

Полное отсутствие сознания (невозможность вспомнить сновидения и какие бы  то ни было воздействия)

Кома

Изоэлектрическое состояние либо нерегулярные высокоамплитудные медленные волны

Полное отсутствие сознания, отсутствие реакций на стимуляцию, амнезия