ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………….………………3
1. Эмоциональный процесс и условия его возникновения……………...6
1.1. Сущность и основные компоненты эмоционального процесса….6
1.2. Факторы, вызывающие эмоциональный процесс……………….13
2. Взаимосвязь эмоций и качества деятельности……………………….17
2.1. Многообразие взглядов на проблему взаимосвязи эмоций
и качества деятельности………………………………………….17
2.2. Проблема эмоциональной устойчивости и
неустойчивости человека………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………...27
Библиографический список………………………………………………29
Приложение………………………………………………………………..31
ВВЕДЕНИЕ
Мир эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность.
Специфические субъективные переживания, порой очень ярко окрашивающие то, что человек ощущает, воображает, мыслит представляют собой один из наиболее обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Речь идет об опыте, который уже ребенку позволяет быть чувствительным к эмоциональным состояниям других людей, об опыте, который достигает значительного совершенства в сфере, например, эстетического восприятия.
Эмоции продолжают оставаться предметом больших споров при попытках осмыслить их в психологической теории. Дискуссии ведутся буквально по всему кругу связанных с эмоциями проблем - от вопроса о том, какие психические явления следует относить к эмоциональным, до вопроса о принципиальной роли эмоций в осуществлении процессов жизнедеятельности. Со времен античной философии высказываются мнения как о нарушающем, дезорганизующем влиянии эмоций на поведение, так и о том, что они представляют собой важнейшее его условие.
Затруднения в теоретической интерпретации эмоций обусловлены целым рядом причин. Одной из таких причин было влияние, которое в истории изучения этой проблемы на собственно психологическую ее разработку неминуемо оказывали религия, эстетика и особенно этика, проявлявшие к эмоциям большой интерес. Причинами морально-этического характера обусловлены также и затруднения совершенно иного рода. Как показало развитие так называемой глубинной психологии, воспитанные у человека моральные убеждения в отдельных случаях способны не только затруднять, но даже активно препятствовать осознанию им собственных эмоций. Поэтому непосредственное понимание эмоций, которое оказывало и продолжает оказывать влияние на развитие теории, может представлять собой неполную и даже искаженную их картину.
Потеряв надежду решить свои проблемы при помощи спекулятивного анализа, психология на рубеже нашего века, когда в связи с развитием техники расширились возможности экспериментального исследования, сделала резкий поворот к этому более надежному источнику данных. В гласном и негласном виде в психологической науке распространилось требование непременной «объективности» научного исследования, обязывающее ставить и обсуждать проблемы лишь в той мере, в которой они доступны эмпирической проверке.
Оценивая сегодня последствия этой коренной перемены курса, мы имеем все основания радоваться как значительному числу новых интересных фактов, полученных именно благодаря эксперименту, так и возросшей конкретности и строгости психологических работ. Однако, согласно достаточно широко разделяемому мнению, эта общая оценка не в одинаковой мере относится к отдельным областям психологической науки. По сравнению с психологией познавательных процессов, для которой эксперимент стал не только источником фактов, но и мощным стимулом общего развития, возможности экспериментального исследования в области эмоций оказались, к сожалению, более ограниченными.
Для того чтобы психология, изучающая влияние эмоционального состояния на восприятие личности, более полно охватила круг связанных с эмоциями проблем, необходимы, очевидно, интенсивные поиски новых направлений теоретического и экспериментального их изучения. При осуществлении этой актуальной задачи очень важно не только знать результаты уже проведенных исследований, но овладеть также тем позитивным методическим опытом, который накоплен в психологических лабораториях.
Объект исследования – «эмоции», как психологическая категория.
Предмет исследования – основные направления развития представлений об эмоциях в психологической науке.
Цель исследования – изучить основные направления развития представлений об эмоциях в психологической науке.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие репрезентаций эмоций в сознании.
2. Рассмотреть эмоциональные процессы и реорганизация приобретенного опыта.
4. Изучить факторы, определяющие избирательное влияние эмоций на познавательные процессы.
1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И УСЛОВИЯ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
1.1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Будучи специфической реакцией организма на изменения во внутренней или внешней среде, эмоциональный процесс включает три основных компонента.
Первый из них, общий для всех изменений состояния равновесия, - это компонент эмоционального возбуждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме. Можно сказать, что во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для субъекта, и такое событие констатируется в форме эмоционального процесса, это приводит к возникновению (или увеличению) возбужденности, общему изменению скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов; в отдельных случаях под влиянием таких событий возбужденность может, напротив, уменьшаться.
Второй компонент эмоции связан с тем, какое значение эмоциогенное событие имеет для субъекта - позитивное или негативное. Он определяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная - когда оно оценивается как негативное. Функция положительного эмоционального процесса заключается в побуждении действий, поддерживающих контакт с позитивным событием, отрицательного - в побуждении действий, направленных на устранение контакта с негативным событием.
Третий компонент эмоции связан со специфическими качественными особенностями события, имеющего значение для субъекта, и соответственно может быть охарактеризован как содержание (или качество) эмоции. В зависимости от этого компонента эмоциональные реакции или вызванные эмоциями особые формы поведения приобретают специфический характер [1; 10].
Три выделенных компонента эмоционального процесса характеризуют его как внутреннее состояние, как акт регуляции, а не как поведенческий акт или субъективно переживаемое психическое явление. Другими словами, эмоциональный процесс рассматривается нами как теоретический конструкт, а не как факт, доступный наблюдению. Однако данная трактовка не означает, что обсуждаться будет некоторое умозрительное построение. Напротив, речь идет о действительных фактах, для рассмотрения которых необходима разработка сложных абстракций. Таким образом, выделенные выше компоненты эмоционального процесса представляют собой абстрактную теоретическую схему; переход от этой схемы к фактам, наблюдаемым в поведении, и вегетативным реакциям предполагает принятие ряда дополнительных положений.
Остановимся более подробно на каждом из этих компонентов.
Эмоциональное возбуждение. Предполагается, что возникновение эмоционального процесса в принципе равнозначно появлению состояния возбуждения. Это возбуждение связано с повышением уровня активации (arousal) центральной нервной системы. Но данным Линдсли, в течение нескольких десятков лет проводившего электро-физиологические исследования, эмоциональные процессы можно описывать при помощи континуума активации; на одном полюсе будет состояние комы или глубокого сна, при котором исчезают рефлексы и который не могут нарушить даже очень сильные раздражители, на другом - состояние крайнего возбуждения, как в случаях, например, приступа бешенства, паники, ярости, экстаза. Между этими двумя полюсами располагается целый ряд промежуточных состояний, таких, как сон, апатия, сонливость, безразличие, заинтересованность, бодрость, возбуждение, сильное возбуждение.
Представленный Линдсли континуум активации охватывает три типа изменений: изменения в электрической активности мозга, в состоянии сознания, а также в качестве деятельности (Приложение 1) [10].
Приведенный континуум более подробно дифференцирует состояния низкого уровня активации; это понятно, так как в лабораторных условиях трудно различить состояния сильного и очень сильного эмоционального возбуждения. Однако, исходя из данных наблюдения над поведением людей, следовало бы в верхней части континуума различать состояние сильного эмоционального возбуждения - аффекта (страх, гнев, радость), при котором еще сохраняются ориентация и контроль, и состояние крайнего возбуждения, описываемое такими словами, как «паника», «ужас», «бешенство», «экстаз», «полное отчаяние», когда ориентация и контроль практически невозможны [9; 15].
Тот факт, что повышение эмоционального возбуждения может привести не только к увеличению интенсивности внешних реакций, но и к усилению внутренней активности, известен уже давно. В связи с этим различали стенические эмоции (приводящие к увеличению активности - к действию) и астенические (не побуждающие к действию).
В отдельных случаях фактор, нарушающий равновесие, может привести к уменьшению возбуждения, то есть к снижению активации. Эмоциональный процесс, для которого характерно уменьшение возбуждения, возникает тогда, когда сложившаяся ситуация исключает какую бы то ни было возможность приспособления (во всяком случае, с точки зрения субъекта); такое снижение активации может быть также следствием бурной эмоциональной вспышки или длительного пребывания в состоянии возбуждения.
Эмоциональное возбуждение может принять также специфическую форму, обычно называемую «эмоциональным напряжением». Что такое «эмоциональное напряжение»?
Клинические наблюдения позволяют утверждать, что это - состояние, характеризующееся повышенным уровнем активации и соответствующим ему эмоциональным возбуждением, которые блокируются в экспрессивно-исполнительной фазе. Другими словами, эмоциональное напряжение возникает, как правило, в ситуациях, которые вызывают страх, но исключают бегство, вызывают гнев, но делают невозможным его выражение, возбуждают желания, но препятствуют их осуществлению, вызывают радость, но требуют сохранения серьезности и т. п. Оно характерно также для состояния конфликта. Во всех таких случаях наблюдается сильная тенденция к определенным действиям, тенденция эта блокируется - именно тогда и возникает состояние, которое можно назвать эмоциональным напряжением. Его характерным признаком являются непроизвольные выразительные движения [14].
Возможно, однако, что эмоциональное напряжение возникает и при других обстоятельствах. Так, оно является необходимым опосредующим звеном для развития некоторых эмоций. Это означает, что некоторые эмоции развиваются не плавно, а скачкообразно: кумуляция возбуждения в одной системе приводит к внезапному включению другой системы. Таким образом, не исключено, что эмоциональное напряжение может возникнуть в фазе накопления возбуждения в некотором механизме и что соответствующий акт поведения возможен только после такого накопления. Это позволило бы объяснить взрывной характер некоторых эмоций и типичную последовательность их развития: напряжение – взрыв - разрешение. Так протекают гнев, отчаяние, обида и ряд других эмоций.
Кумулятивное развитие эмоций подробно описано Т. Томашевским, выделившим на примере эмоции гнева четыре фазы ее развития: фазу кумуляции, взрыв, уменьшение напряжения и угасание.
Согласно этим представлениям, эмоциональное напряжение следует объяснять не задержкой внешней активности, а накоплением возбуждения, которое, чтобы вызвать определенные реакции, должно достигнуть необходимого уровня.
Однако в действительности эмоциональное напряжение проявляется, скорее всего, в обеих вормах: торможения внешней активности и накопления возбуждения [7; 10].
Эмоциональный процесс у человека не только приводит к появлению определенных форм внешнего поведения, но бывает представлен также в особой инстанции контроля, в механизмах метарегуляции - в сознании [12].
Эмоциональный процесс сопровождается, как правило, субъективным состоянием – переживанием [6]. Говоря об эмоциях, в данной работе мы имеем в виду не этот специфический компонент процессов регуляции, а весь сложный регуляторный процесс, не само переживание, а действие сложного механизма, компонентом которого оно является.
Осознание эмоций. Эмоциональные процессы, как и другие процессы регуляции, могут регистрироваться в сознании. Слово «могут» указывает на то, что в сознании регистрируется отнюдь не всякий эмоциональный процесс и отнюдь не всегда. Типичной, скорее, является определенная степень регистрации, то есть она может быть частичной, неопределенной, неправильной. Бывает и так, что эмоция вообще не регистрируется в сознании и о ее существовании можно узнать лишь по определенным особенностям поведения. У взрослого человека, сознание которого достигает высшей степени развития, эмоциональный процесс отражается, как правило, в знаковых формах. Человек не только гневается, печалится, радуется, любит, восхищается, ревнует, но одновременно отдает себе в этом отчет. Следовательно, эмоции проникают в сознание и способны оставить в нем след. Однако способность осознания эмоций не дана человеку изначально. Это способность, которая вырабатывается в процессе развития [4; 10; 17].
Ответим на вопрос: что представляет собой регистрация на уровне сознательной ориентации? Точное определение этого явления, понимаемого скорее интуитивно, вызывает известные трудности. Довольно распространенным является такое представление, что способность к сознательной ориентации - это способность к словесному выражению внутренних и внешних процессов. Однако такое понимание оставляет некоторые неясности. Как справедливо замечает Эриксен, невозможность дать словесное описание некоторого переживания не означает неосознаваемости этого переживания. Когда, например, мы оказываемся не в состоянии описать лицо хорошо знакомого нам человека, означает ли это, что мы не осознаем это лицо? Ведь мы можем нарисовать это лицо или опознать его среди тысяч других лиц.
Исходя из этого, следует различать способность непосредственно чувственной репрезентации явлений (в форме восприятия, воображения) и способность ее передачи в определенные исполнительные системы. Поскольку существуют различны исполнительные системы, один и тот же образ восприятия или воображения может получить графическое, вокальное или иное выражение [6].
Более того, не существует полного соответствия между восприятием или воображением я выражающим их действием; точность выражения не совпадает с точностью восприятия. Поэтому, зная, например, то, что человек описал или нарисовал, мы не имеем возможности с точностью указать, что именно он увидел пли услышал.
Человек не только отражает мир в чувственной форме (восприятия, представления) и выражает это при помощи физических действий. Он еще располагает системой знаковой репрезентации и знаковых реакций, которая обеспечивает обобщенную, абстрактную, социально выработанную категоризацию и организацию информации в виде системы взаимосвязанных значений. В основе этой системы лежат, как правило, словесные знаки артикулированного языка (хотя эта функция может выполняться, по-видимому, также и знаками другой природы) [2; 3].
Когда мы говорим, что человек осознает то или иное свое состояние, то имеем в виду репрезентацию явлений по крайней мере на одном из двух уровней. Мы тем самым указываем либо на то, что у человека некоторый факт зафиксирован настолько отчетливо, что он способен учитывать его в своих практических действиях, либо на то, что он способен выразить этот факт в знаковой форме. В первом смысле мы говорим, что человек осознает, например, свои действия, когда переходит улицу, обходит препятствия и достигает намеченного места, хотя все эти действия выполняются им автоматически во втором смысле - когда он знает и может рассказать о том, что он воспринимает и что делает.
Перейдем к рассмотрению проблемы осознания эмоций. Прежде всего, следует различать два явления. Во-первых, проявление достаточно обособленного и организованного процесса, влияющего на протекание деятельности и переживаемого субъективно, когда человек знает, что он нечто переживает и что это переживание явно отличается от всех предыдущих (так, впервые влюбленный человек испытывает состояние, которое он не может определить, но в то же время знает, что оно продолжается и что его невозможно ни с чем сравнить); во-вторых, собственно осознание, которое заключается в знании о своем состоянии, выраженном в словесных (знаковых) категориях [10].
Характерной особенностью осознания во втором значении этого слова является включение полученных сигналов в систему информации (о себе, о мире, об эмоциях), упорядоченную и организованную соответственно социально выработанной и усвоенной индивидом системе значений. Этот второй вид осознания лежит в основе процессов контроля над эмоциями, в основе способности предвидеть их развитие.
1.2. ФАКТОРЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Эмоции возникают под влиянием внешних воздействий или процессов, происходящих в самом организме. Факторы, вызывающие эмоциональный процесс, можно подразделить на три класса:
1) факторы, которые могут вызывать эмоцию вследствие врожденной чувствительности к ним организма; мы будем называть их натуральными (безусловными) эмоциональными раздражителями;
2) факторы, которые приобрели способность вызывать эмоции вследствие того, что стали сигналами важных для субъекта событий;
3) факторы, которые приобрели способность вызывать эмоцию вследствие того, что они соответствуют пли противоречат приобретенным в опыте познавательным структур; эти факторы были названы Берлайном «коллативными», или «сопоставительными» [10; 16].
Возбудителем эмоций являются любые физические воздействия на организм, вызывающие возбуждение рецепторов и определенные изменения в биологическом равновесии организма (гомеостатические изменения). По-видимому, эмоциональные процессы могут быть вызваны также некоторыми специфическими конфигурациями раздражителей, в том числе и некоторыми ситуациями. Однако об этих факторах, во всяком случае когда речь идет о человеке, фактически ничего не известно, а предположения, которые по этому поводу можно строить, основываются на экстраполяциях результатов исследований на животных и весьма несистематических наблюдениях на человеке [8].
Как известно, контакт человека с окружающим миром начинается с воздействия на рецепторы сенсорных раздражителей. Эти раздражители дают информацию о свойствах объектов и событий и в то же время вызывают изменения аффективного характера. Как величина, так и знак этих изменений зависят в известной степени от сенсорной модальности, то есть от вида анализатора, которым был принят сигнал. В одних модальностях эмоциональный компонент имеет второстепенное значение, в других - играет доминирующую роль. Французский психолог А. Пьерон выразил эту зависимость в специальной таблице (табл. 1), в которой произвольно определил познавательный и аффективный коэффициенты для отдельных видов сенсорных воздействий [10].
Таблица 1
Эмоциональное значение сенсорных раздражителей
Зре-ние |
Слух |
Ося-зание |
Теп-ло |
Хо-лод |
Вкус |
За-пах |
Вести-буляр- ные ощу-щения |
Укол |
Щи-пок |
Ожог |
|
Познава-тельный коэффициент |
10 |
8 |
8 |
6 |
6 |
6 |
4 |
4 |
4 |
3 |
2 |
Аффек- тивный коэффициент |
2 |
4 |
4 |
6 |
6 |
6 |
8 |
8 |
8 |
9 |
10 |
Таким образом, согласно Пьерону, в зрительных ощущениях доминирует познавательный компонент (10:2), а в ощущениях боли (укол, щипок, ожог) - аффективный.
Однако приводимые Пьероном цифры не основаны на каких-либо реальных измерениях и представляют собой лишь сокращенную форму описания интуитивной оценки.
Аффективнй компонент зависит не только от сенсорной модальности, но также и от вида воздействия в пределах модальности.
Учитывая приведенные данные, можно уверенно утверждать, что каждый сенсорный раздражитель обладает определенной эмоциональной значимостью. Иначе говоря, он вызывает состояние удовольствия пли неудовольствия, изменения в уровне активации и в деятельности внутренних органов; если он достаточно сильный, то может вызвать также организованную активность в форме, например, хватания, убегания, нападения т.п. Эмоциональное значение раздражителя зависит от его интенсивности, а также от того, какими рецепторами он воспринимается - раздражение одних рецепторов обычно вызывает положительные реакции, других - отрицательные; резкое, внезапное, сильное раздражение любого рецептора вызывает негативную реакцию (чаще всего в форме страха пли ярости). Умеренные воздействия обычно вызывают положительные эмоции. Эмоциональная значимость сенсорного раздражителя изменяется под влиянием опыта, а также в зависимости от органических условий; повторение приводит к уменьшению эмоциональной значимости раздражителя (то есть к привыканию) [10].
Эти утверждения имеют весьма обобщенный характер, так как относятся к различным сенсорным раздражителям, и, прежде всего, к тем, в которых преобладает познавательный (информационный) компонент. Более подробная характеристика эмоциональных особенностей этих раздражителей потребовала бы особого обсуждения отдельных модальностей, что выходит за рамки данной работы.
Рассмотренные выше данные раскрыли основные источники эмоционального процесса. Возникает, однако, еще один вопрос: какое влияние оказывают эмоции на протекание процессов регуляции? Это влияние касается организации и направленности внешних поведенческих реакций, избирательности познавательных процессов, четкости протекания психомоторных и познавательных действий, а также деятельности внутренних органов. Это влияние связано с характерными свойствами эмоций – их содержанием, знаком и интенсивностью. В связи с этим можно сказать, что эмоция:
Во-первых, оказывает организующее влияние на процессы регуляции, вызывая выразительные движения, а также эмоциональные действия и отношения.
Во-вторых, оказывает избирательное влияние на процессы регуляции, способствуя или затрудняя их возникновение.
В-третьих, оказывает тонизирующее влияние на все психические процессы, изменяя условия их протекания.
2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИЙ И КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. МНОГООБРАЗИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОБЛЕМУ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИЙ И КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Как повседневные наблюдения, так и результаты научных исследований дают весьма противоречивую информацию о влиянии эмоций на деятельность человека. Зададимся вопросом: способствуют или препятствуют эмоции деятельности?
Возьмем, например, страх. Известно, что человек, которым владеет сильный страх, выполняет различные действия неловко и неадекватно. С другой стороны, плохую услугу может оказать человеку и отсутствие эмоции, полное спокойствие. Об этом знают, например, те, кто следил за своим самочувствием перед экзаменом. Они, наверно, могли убедиться в том, что, когда экзамен казался им «совершенно нестрашным», они сдавали его не наилучшим образом. Это хорошо известно и актерам. Волнение является для них не только врагом, но и союзником.
Но, возможно, все зависит от силы эмоции, может быть, слабый страх является полезным, а сильный - вредным? Однако это предположение не вполне верно. Повседневный опыт свидетельствует о том, что интенсивный страх (как, впрочем, и ярость) может пробудить в человеке такие силы, которых он никогда в себе и не подозревал. Но столь же верным является и наблюдение, что страх действует парализующе. Таким образом, страх может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, мобилизовывать и вызывать дезорганизацию.
Но это относится не только к страху. В минуту, когда случается что-то радостное, мы ощущаем в себе небывалый прилив сил и готовность выполнить самые трудные дела. Но бывает, что радостное событие «выводит нас из равновесия». Мы становимся рассеянными и невнимательными [11; 18].
Повседневные наблюдения создают весьма многозначную картину, приводят к противоречивым предположениям. Подобная противоречивость свойственна и теоретическим интерпретациям. Некоторые авторы подчеркивают дезорганизующее влияние эмоций на поведение, Так, Янг определяет эмоции как «острое, нарушающее (disturbed) аффективное состояние индивида ... проявляющееся в поведении, сознательных переживаниях и висцеральных функциях». Однако он признает, что некоторые состояния облегчают организованную активность (например, чувство заинтересованности). Другие авторы, напротив, делают упор на интегрирующем, организующем влиянии эмоций. Так, например, Липер считает, что основная функция эмоций состоит в поддержании организованной целенаправленной активности. Наконец, ряд авторов, например Хебб, полагают, что организующее или дезорганизующее влияние эмоций зависит от того, о какой именно эмоции идет речь. По его мнению, некоторые эмоции организуют и поддерживают деятельность – это, прежде всего, положительные эмоции. Другие же дезорганизуют деятельность - это отрицательные эмоции, такие, как ярость, страх, отвращение, депрессия.
Но и это утверждение не является исчерпывающим. В своей более поздней работе Хебб обращает внимание на то, что отрицательные эмоции умеренной силы не только не оказывают дезорганизующего влияния, но могут даже облегчать протекание деятельности [10].
Противоречивость повседневных наблюдений, а также взглядов, встречающихся в психологической литературе, связана со сложностью факторов, от которых зависит продуктивность деятельности. Ведь эмоциональный процесс - явление многостороннее, и поэтому трудно говорить о влиянии эмоций вообще. Необходимо также учитывать, что этот процесс происходит в рамках определенной структуры, в рамках личности, и что особенности этой структуры не остаются без влияния на последствия эмоционального процесса. Рассмотрим влияние обоих указанных факторов.
Влияние эмоционального возбуждения. Общеизвестно, что качество выполнения деятельности изменяется вместе с изменением степени эмоционального возбуждения. Эти изменения сказываются на разных психических функциях.
Таким образом, эмоциональное возбуждение, порождаемое чувством социальной угрозы, вызывает ухудшение перцептивных функций, выражающееся в склонности к преждевременному распознаванию, в снижении способности к правильному распознаванию и в ухудшении перцептивного научения.
Разумеется, это утверждение не является исчерпывающим. Оно не уточняет, какая степень эмоционального возбуждения и при каких условиях вызывает такого рода эффекты. Однако даже такое общее утверждение имеет некоторую практическую ценность, указывая, в частности, на врезные последствия чувства угрозы. Так, учитель, создающий атмосферу страха, командир, перед которым дрожат подчиненные, заведующий, который держит врачей своего отделения в состоянии напряжения и неуверенности, могут значительно затруднять протекание процессов ориентировки у тех, кого они учат и кому призваны помогать [10].
Результаты психологического исследования зависят от столь многих факторов, что при повторении исследований часто получаются противоречивые результаты. Несмотря на это, работы многих авторов подтверждают вывод, что успех улучшает, а неуспех ухудшает качество деятельности. В частности здесь можно сослаться на опыты Ослер, проведенные с учениками средней школы в имитированной ситуации экзамена. Ослер установила, что испытуемые, которые в предыдущем задании получили отрицательную отметку (независимо от действительного выполнения), хуже выполняли другие задания того же типа. Группы, которые достигали успеха, выполняли задания лучше [5].
Заслуживают внимания также исследования Ланц, установившей, что дети, испытавшие неуспех в специально организованной для них игре. Хуже решали некоторые задачи интеллектуального теста (Стенфорда-Бине). Хатт установил, что, если во время тестового исследования ребенку предъявляются одна за другой чересчур трудные задачи, вследствие чего кумулируется неуспех, испытуемые обнаруживают более низкий коэффициент интеллектуальности, чем в том случае, если успех и неуспех чередуются. Снижение коэффициента интеллектуальности было обнаружено прежде всего у плохо приспособленных детей.
Влияние положительных эмоций на деятельность выявляется также в исследованиях совершенно иного рода. Так, Фонберг сообщает, что значительное улучшение функционирования животного можно получить при помощи раздражения электрическим током так называемых центров удовольствия. Таким образом, здесь мы имеем как бы непосредственный довод, свидетельствующий о том, что положительные эмоции могут способствовать регуляторной функции мозга и повышать уровень выполнения задач. Можно предположить, что испытываемый успех связан с повышением возбуждения также и в центрах положительного подкрепления (удовольствия), что оказывает положительное влияние на деятельность.
Однако успех не всегда приводит к повышению уровня выполнения. В уже цитировавшейся работе Костелло приводятся также и такие исследования, из которых следует, что успех может снижать уровень функционирования.
И в естественных условиях иногда наблюдается, что после достигнутого успеха человек действует хуже. Возникает вопрос: при каких обстоятельствах успех может приводить к ухудшению уровня выполнения? Эту проблему изучала в нашей лаборатории Тереза Затхей. Она предположила, что достаточно большой успех может вызвать положительное эмоциональное состояние, которое способствует концентрации внимания на достигнутом успехе, и в результате приводит, например, к недооценке опасностей, к меньшей заинтересованности в результатах выполняемой деятельности [10].
Для проверки данного предположения Затхей провела эксперимент, в котором испытуемые выполняли ряд перцептивных, моторных и интеллектуальных заданий в условиях угрозы удара током, о котором сигнализировал условный раздражитель - красная лампочка. Одной группе испытуемых сообщали, что ударов тока можно избежать, если быстро и точно выполнять задания, во второй же группе возможность получить удар тока не зависела от успешности деятельности. Поскольку в действительности удары тока не применялись, у испытуемых первой группы должно было возникнуть переживание реального успеха. В следующей части эксперимента аналогичные задачи испытуемые решали в обычных условиях.
Сравнение результатов выполнения отдельных заданий в обеих группах показало, что в ряде случаев после достижения успеха происходит снижение качества деятельности.
Таким образом, влияние успеха (или неуспеха) зависит от того, в каком отношении он находится к деятельности: возможность успеха (неуспеха) влияет иначе, чем реально испытываемый успех (неуспех).
Из исследования влияния положительных и отрицательных эмоций на уровень выполнения можно, видимо, сформулировать следующие выводы:
- положительные эмоции, связанные с достижением успеха, обычно способствуют повышению, а отрицательные эмоции, связанные с неуспехом, - снижению уровня выполнения;
- при некоторых условиях положительные эмоции могут способствовать снижению уровня выполнения; это происходит в тех случаях, когда успех вызывает эмоции большой силы, нарушающие протекание деятельности, а также когда успех достигается ценой особых усилий - появляющаяся затем усталость может ухудшить качество деятельности;
- при некоторых условиях отрицательные эмоции могут быть связаны с повышением уровня выполнения; это происходит, прежде всего, тогда, когда неуспех следует после серии успехов; однако такое повышение имеет, по-видимому, кратковременный характер;
- отрицательные и положительные эмоции оказывают различное влияние на деятельность, с которой они связаны, и на новую деятельность; положительная эмоция способствует, вероятно, лучшему, а отрицательная - худшему выполнению деятельности, в результате которой они возникли.
2.2. ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И НЕУСТОЙЧИВОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Некоторые люди при одних и тех же условиях могут занимать различное положение в этом континууме, что зависит от гипотетической особенности человека - эмоциональной устойчивости.
Это понятие может иметь разные значения. Два из них заслуживают особого внимания, так как их нелегко различить. Оно может означать:
1) разную степень чувствительности к эмоциональным раздражителям;
2) разную степень нарушения психических механизмов регуляции под влиянием эмоционального возбуждения [13].
Для более полной характеристики эмоциональной устойчивости следовало бы располагать некоторой мерой эмоционального возбуждения. Обладая такой мерой, можно было бы сказать, что человек является эмоционально устойчивым в первом значении, так как, несмотря на сильные раздражители, его возбуждение не превышает пороговой величины, или во втором значении, так как, несмотря на сильное эмоциональное возбуждение, в его поведении не наблюдается нарушений.
Как установил Джонс в некоторых пределах существует обратное отношение между вегетативным возбуждением (измеряемым при помощи КГР) и возбуждением, выражающимся в поведении: более сильным проявлением возбуждения в поведении у многих лиц соответствует более слабая вегетативная реактивность, и наоборот. Более того, замечено, что изменения в деятельности различных внутренних органов и систем (кровообращения, дыхания, пищеварения) при эмоциональном возбуждении не одинаковы по величине; в определенных условиях изменения в одних органах бывают более значительными, чем в других. Возможно, что только регистрация электрических потенциалов разных точек ретикулярной формации предоставила бы достаточные данные для построения однородного континуума эмоционального возбуждения [10].
Не имея возможности надлежащим образом измерять возбуждение, мы не можем также определить в каждом конкретном случае, с какой формой устойчивости мы имеем дело. Тем не менее, следует, по-видимому, различать два порога устойчивости: порог возбуждения (1) и порог нарушения (2). Эмпирически можно различать людей, которые под влиянием эмоциогенных раздражителей ведут себя по-разному, и эти различия описывать с помощью гипотетического континуума эмоциональной устойчивости.
Если допустить существование такого континуума, то возникает вопрос: от чего зависит положение конкретного лица в этом континууме? По-видимому, здесь возможны три направления поисков.
«Физиологическое» направление требует признания того, что различия в устойчивости связаны с различиями нервной системы в целом либо тех или иных ее структур. Исследования в этом направлении уже имеют давнюю традицию. Большой вклад в изучение этой проблемы внесло разработанное Павловым понятие типа нервной системы [9].
Основанное на этой концепции изучение темперамента в значительной мере способствовало пониманию явления эмоциональной устойчивости. Эмоциональная устойчивость, по всей видимости, в большой степени зависит от свойства, которое было названо «реактивностью индивида», или, в более ранних работах, силой нервной системы. Реактивность характеризует способность организма к приему раздражителей, а именно величину порога чувствительности и порога работоспособности. Как установлено, между этими двумя порогами существует определенная зависимость: чем ниже порог чувствительности, тем ниже и порог работоспособности; под порогом работоспособности понимается то минимальное значение раздражителя, выше которого перестает действовать закон силы, то есть зависимость между приростом силы раздражителя и увеличением силы реакции. Как оказалось, люди различаются своей реактивностью, или величиной обоих порогов, а также шириной «полосы» раздражителей, на которые они реагируют адекватно. Существуют реактивные люди, имеющие большую чувствительность к раздражителям, но вместе с тем не очень высокую работоспособность: действия таких людей под влиянием стресса легко поддаются нарушениям. Таким образом, можно считать, что реактивность является свойством, от которого зависит эмоциональная устойчивость индивида.
По-видимому, и другие свойства темперамента (подвижность, уравновешенность) оказывают влияние на эмоциональную устойчивость индивида. Так, установлено, что устойчивость к определенного рода стрессовым факторам зависит от уравновешенности нервных процессов.
Второе направление исследований можно назвать «структурным». Оно предполагает, что процесс формирования личности, который состоит в образовании все более сложных, дифференцированных и централизованных ре-гуляторных структур, создает в конечном счете у личности такие подсистемы, специфические особенности которых делают человека более или менее подверженным действию эмоциональных раздражителей; для исследования эмоциональней устойчивости человека необходимо выяснить виды и взаимосвязи этих подсистем, а также их специфические свойства.
Третье направление состоит в поисках «особого механизма» эмоциональной устойчивости. Предполагается, что у человека, помимо других механизмов регуляции, существуют еще специальные «механизмы контроля», осуществляющие нечто вроде надзора над протеканием деятельности и поддерживающие эту деятельность, несмотря на влияние нарушающих эмоциональных факторов. В традиционной психологии такую роль играла обычно воля; однако это понятие трактовалось скорее с точки зрения морали, чем эмпирически. Подобную трактовку, хотя и лишенную моралистических элементов, предложил психоанализ, ссылаясь на так называемую силу «я» как на фактор, ответственный за регуляцию поведения человека при действии эмоциональных раздражителей [10].
Три указанных направления поисков представляют три разных подхода. Для лучшей иллюстрации этих подходов можно воспользоваться следующей аналогией: так, исследуя устойчивость какого-то неизвестного и очень сложного устройства к разным вредным факторам (например, таким как изменения температуры, удары, химические воздействия), мы можем обращать внимание на качество материала, из которого сделано это устройство («физиологический» подход), на способ монтажа отдельных элементов и конструктивные особенности каждого из них («структурный» подход) и, наконец, искать специальные предохранительные механизмы, существующие у такого рода устройств («особый механизм»).
Данные подходы не противоречат друг другу и, скорее, являются взаимодополняющими. Можно только отметить, что из-за трудностей и неудач в попытках обнаружить особый контролирующий механизм у многих исследователей возникло скептическое отношение к предположению о его существовании; поэтому в настоящее время наибольшее распространение получил структурный подход [10].
Таким образом, эмоциональная устойчивость - это явление, определяемое многими разнородными факторами: в настоящее время нам известны, по-видимому, лишь немногие из них. Во всяком случае, есть основания полагать, что ее следует связывать, в частности, с силой потребностей, а также со свойствами темперамента. Необходимо учитывать дифференциацию структурных компонентов личности. И чем лучше будет познана эта дифференциация, тем большие перспективы откроются для лучшего контроля человеком собственных действий в эмоционально значимых условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В свете проведенного анализа эмоциональный процесс представляет собой реакцию механизмов регуляции па воздействия, значимые для биологического или психического равновесия субъекта; эта реакция характеризуется такими особенностями, как степень возбуждения, знак и содержание (или качество). Этот процесс оказывает влияние на поведение человека, принимая участие в регуляции деятельности.
Степень участия эмоций в регуляции поведения может быть разной: эмоция может проявляться в латентной форме - в таком случае она не оказывает непосредственного влияния на протекание деятельности, но создает готовность к определенным реакциям, и о ее существовании можно узнать тогда, когда в ответ на слабый раздражитель внезапно возникает сильная и хорошо организованная эмоциональная реакция (например, вспышка гнева по поводу ничтожной причины у «накалившегося» человека); с другой стороны, эмоция может достигать такой степени концентрации и силы, что начинает полностью контролировать поведение, - в таком случае говорят, что она выражается в форме аффекта.
Эмоции различаются и своей продолжительностью. В этом отношении выделяют кратковременные ситуативные эмоциональные состояния (волнения, аффекты и т.п.) и более продолжительные, устойчивые эмоции - настроения. Устойчивая склонность реагировать определенными эмоциями на некоторые ситуации пли объекты может быть названа эмоциональной установкой.
Эмоциональные процессы оказывают организующее влияние на поведение. Различным эмоциям соответствуют разные комплексы моторных реакций.
Эмоции участвуют также в организации знаковых действий человека, благодаря чему человек приобретает способность выражать свои эмоции в словесной форме. Эта способность создает возможность ориентации в собственных эмоциях и контроля над ними.
Эмоции влияют также причиной возникновения устойчивой готовности к определенному реагированию на некоторый круг внешних ситуаций, так называемого эмоционального отношения.
Комплекс физиологических изменений, вызванных эмоциональным процессом, зависит от уровня эмоционального возбуждения. Повышение уровня возбуждения приводит к такой перестройки функций организма, благодаря которой он становится способным к большим усилиям. Комплекс физиологических изменений зависит также от качества и знака эмоций.
Картина вегетативных изменений, вызванных эмоциональными процессами, модифицируется интер- и интраиндивидуальными различиями. Люди различаются характерными для них типами физиологического реагирования в состоянии эмоционального возбуждения.
Вегетативные процессы оказывают влияние на динамику эмоциональных процессов.
Механизмы, обусловливающие форму и интенсивность эмоциональных реакций, могут опосредованно определять состояние здоровья. К таким механизмам относится личность человека.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. - 1989. - №4. - С.141 - 149.
2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. - 398с.
3. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. – М., 1970. - 421с.
4. Джемс У. Психология. – М., 1986. - 348с.
5. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 1987. – 252с.
6. Дяченко М.И., Пономаренко В.А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. - 1990. - №1. - С.106 -112.
7. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. - 366с.
8. Писаренко В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека // Психологический журнал. - 1986. - Т.7. - №5. - С.62 - 72.
9. Психология эмоций: Тексты. - М., 1984. - 456с.
10. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: «Прогресс», 1979. - 392с.
11. Рождественская В.И. К вопросу о проявлении силы нервной системы при разных видах монотонной работы. – В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии. - Т.9. - М., 1977. - 387с.
12. Симонов П.В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. – М.: Наука, 1987. - 276с.
13. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. – М., 1988. - 238с.
14. Психология эмоций. – М.: Прогресс, 1987. - 394с.
15. Суворова В.В. Психофизиология стресса. – М., 1975. - 237с.
16. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: Вып. 6. – М., 1978. - 329с.
17. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. - М.: Изд-во МГУ, 1992. -283с.
18. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1996. - 304с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КОНТИНИУМ АКТИВАЦИИ (ОПУЩЕН ПОСЛЕДНИЙ ЭЛЕМЕНТ ЭТОГО
КОНТИНИУМА - СМЕРТЬ)
Поведение |
Электроэнцефалограмма |
Сознание |
Сильное эмоциональное возбуждение (страх, ярость, тревога) |
Десинхронизация: низкая или средняя амплитуда, высокая или смешанная частота |
Ограниченное, расплывчатое сознание, диффузное внимание, растерянность |
Бдительность, настороженность |
Частичная синхронизация: в основном быстрые низкоамплитудные волны |
Полное сознание, концентрированное, избирательное, легко переключающееся внимание, антиципация |
Расслабленное бодрствование |
Синхронизация: оптимальный альфа-ритм |
Лабильное внимание, способствующее свободным ассоциациям |
Сонливость |
Редукция альфа-ритма, изредка медленные низкоамплитудные волны |
Ослабленное частичное сознание, грезы, сноподобное сосотояние |
Легкий сон |
Веретенообразные вспышки, медленные волны (более высокой амплитуды); угнетение альфа-волн |
Значительное редуцированное сознание (отсутствие сознания), сновидения |
Глубокий сон |
Высокоамплитудные и очень медленные волны (синхронизация на базе медленных волн); случайные, нерегулярные конфигурации |
Полное отсутствие сознания (невозможность вспомнить сновидения и какие бы то ни было воздействия) |
Кома |
Изоэлектрическое состояние либо нерегулярные высокоамплитудные медленные волны |
Полное отсутствие сознания, отсутствие реакций на стимуляцию, амнезия |