Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1. Сущность понятия «доходы населения» и источники

    их формирования…………………………………………………………...4

2. Показатели оценки дифференциации доходов населения………………7

3. Сущность и методы государственного финансового

     регулирования денежных доходов населения…………………………...9

4. Социальная защищенность населения: сущность,

    основные направления……………………………………………………13

Заключение…………………………………………………………………..15

Список литературы………………………………………………………….16

Приложение………………………………………………………………….17

Введение

Доходы участников рыночной экономики распределяются по факторам производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, знания). Рыночная система влечет за собой значительное неравенство в распределении доходов между различными слоями населения. С целью смягчения этого неравенства государства проводит социальную политику, главным содержанием которой является перераспределение доходов между отдельными категориями населения.

Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль.

Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

1. Сущность понятия «доходы населения» и источники их формирования

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени [3]. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Источники доходов населения:

- оплата труда работающих лиц;

- доходы от предпринимательской деятельности;

- пенсии, стипендии, различные пособия;

- доходы от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты;

- доходы от оказанных на сторону различных услуг;

- страховые возмещения;

- ссуды;

- доход от продажи иностранной валюты;

- натуральные доходы (продукция, произведенная домашними хозяйствами) и др. [2; 3].

 Доходы классифицируются следующим образом:

1) совокупные доходы, представляющий собой общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам и поступлениям с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг, оказываемых за счет социальных фондов;

2) номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен;

3) располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, то есть средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен;

4) реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен (и тарифов);

5) реальные располагаемые денежные доходы определяется исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен [6].

Заработная плата – это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий при реализации их деловой активности [2]. Номинальная заработная плата – это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.). Реальная заработная плата – это номинальная заработная плата с учетом движения розничных цен (и тарифов). Так, повышение номинальной заработной платы на 15% при росте уровня розничных цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата.

Функциональное распределение доходов происходит между владельцами факторов производства. Однако в реальной жизни многие из факторных доходов переплетаются (например, участие наемных работников в прибыли предприятия) и перераспределяются (как в случае с социальными трансфертами).

Главными составляющими денежных доходов    населения   являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты (пенсии, стипендии и т.д.).

При переходе к рыночной экономике в РФ произошли значительные изменения в структуре денежных доходов населения (табл. 1) [5].

Таблица 1

Структура денежных доходов населения России в 90-х гг., % к итогу

Денежные доходы

1990г.

1995г.

2000г.

Оплата труда

От предпринимательской деятельности и собственности

Социальные трансферты

74,1

12,9

13,0

58,0

24,8

17,2

43,4

43,8

12,8

Формируются и интенсивно развиваются новые формы доходов: от предпринимательства и от собственности (проценты, дивиденды, рента, поступления от продажи ценных бумаг).

Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При обладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества.

Относительные денежные доходы по федеральным округам представлены в табл. 2 [4].

Таблица 2

Относительные денежные доходы (в месяц) по федеральным округам

Регион

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Российская Федерация

1,95

2,08

2,29

2,05

1,83

1,89

2,05

2,18

Центральный федеральный округ

2,64

2,88

3,19

3,03

2,73

2,75

2,97

2,94

Северо-Западный федеральный округ

2,12

2,13

2,21

2,05

1,75

1,85

2,02

2,13

Южный федеральный округ

1,19

1,32

1,47

1,29

1,18

1,21

1,32

1,46

Приволжский федеральный округ

1,39

1,49

1,67

1,50

1,36

1,41

1,53

1,64

Уральский федеральный округ

2,28

2,44

2,75

2,26

2,01

2,25

2,53

2,58

Сибирский федеральный округ

1,85

1,92

2,11

1,71

1,50

1,56

1,67

1,79

Дальневосточный федеральный округ

2,42

2,55

2,67

2,33

2,00

1,99

2,12

2,30

Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Наибольший разрыв в уровне доходов отмечался в традиционной системе. Этот разрыв был больше, чем в эпоху капитализма свободной конкуренции. Затем при переходе к современной рыночной экономике различия в уровне доходов (и имущества) заметно уменьшаются. При  переходе от административно-командной к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся слой, действующий по законам рыночной экономики. По  мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются.

2. Показатели оценки дифференциации доходов населения

Для количественной оценки дифференциации доходов  применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рис. 1), при построении которой по оси абсцисс откладывали доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода) [3].

    r

      Доля

    доходов, %                                                                                                             Линия абсолютно

                                                                                                                                    равного

                                                                                                                                    распределения

                                                                                                              Линия

                                                                                                              фактического

                                                                                                              распределения

0

                                     Доля семей, %

Рис. 1 Кривая Лоренца

Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена    биссектрисой,      которая  указывает на то,  что  любой   данный

процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60 процентов семей получают соответственно 20, 40, 60 процентов от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов. В результате она показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех их получателей. Если бы доходы распределялись равномерно, то есть 10% получателей имели бы десятую часть доходов, 50% половину и т.д., то такое распределение имело бы вил линии равномерного распределения. Неравномерное распределение характеризуется кривой Лоренца, то есть линией фактического распределения, отстоящей от прямой тем дальше, чем больше дифференциация. Например,  20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами – 15% и т.д. [3].

Заштрихованная область между линией абсолютно равного распределения и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривую Лоренца можно использовать для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.

Статистические данные по социально-экономической дифференциации (2002 г. в сравнении с 1997 г.) представлены в Приложении 1 [4; 7; 9]. 

Для характеристики распределения совокупного дохода между группами     населения применяется индекс концентрации доходов населения  (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство,    то   есть   чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к единице. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю [2; 3].

Коэффициент Джини рассчитывается по формуле:

                                          КL = 1 -     (Fi – F (i-l)) (S (i-l) + Si),                                     (1)

где  S – нарастающие проценты денежного дохода;

        (Fi – F (i-l)) – доля населения, относящегося к i-му интервалу;

        S (i-l) ,  Si – доля суммарного дохода, приходящегося на начало и конец i-го интервала.

Объем доходов каждой интервальной группы определяется на основании кривой распределения населения по размеру среднедушевого дохода путем умножения середина доходного интервала на численность населения в этом интервале.

Жизненный уровень населения в нашей стране значительно отстает от таким стран, как Польша, Бразилия, США (самый большой разрыв с последней страной). Об этом свидетельствует то, что в 2002 г. коэффициент Джини в России был не намного меньше, чем в 1995 г. – в США. Это означает, что уровень жизни населения в нашей страны в 2002 г. практически приравнивался к аналогичному в США в 1995 г. Таким образом, можно сделать вывод, что наша страна отстает по уровню жизни от США на 5 лет. Для того, чтобы изменить такое положение вещей, необходимы изменения в политике России в области финансов. Меры, предпринимаемые в этом направлении, будут рассмотрены в следующем параграфе.

3. Сущность и методы государственного финансового регулирования денежных доходов населения

Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач:

1) оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения;

2) нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов из сбережений населения [1; 8].

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали систему социальной поддержки малоимущих.

Социальные трансферты – это система денежных или натуральных выплат населению, несвязанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса [3].

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введение минимальных ставок заработной платы.

Главный аргумент в пользу равного распределения доходов заключается в том, что оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности [1].

Перераспределение доходов от богатых к бедным американский специалист А.Окунь (Оукен) сравнил с «дырявым ведром», то есть этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Окуня» определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрение инвестирования, сдерживания инфляции.

Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной экономики могут быть различными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного согласия работодателей и работников при участии правительства, что не исключает применения административных мер государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями предприятия [5].

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантируемого минимума.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью применяется индексация, то есть установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров.

В России индексация денежных доходов установлена законом от                  24 октября 1991 года и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия.

Повышение зарплат и пенсий, введение и выплата различного рода социальных трансфертов, прогрессивное налогообложение доходов – все это рычаги, которые использует государство для проведения социальной политики. В общем и целом это проверенные и широко используемые в мировой практике социальные инструменты. Отказываться от них, разумеется, не следует, но следует менять существенным образом механизм их использования. И главным образом в этом измененном механизме должно стать усиление адресности при использовании социальных инструментов вместо категориального порядка их выплаты. О том, насколько это важно, свидетельствуют данные МОТ: в Российской Федерации только 19% социальных трансфертов приходится на долю семей с доходами ниже прожиточного минимума, в то время как в странах Центральной и Восточной Европы эта доля составляет около 50% [8].

Следовательно, рассматривая своевременную выплату зарплаты и пенсий, а также их повышение в качестве неотложных мер социальной политики государства, необходимо дополнить их адресным характером осуществления социальных трансфертов. Но такая социальная политика в современной России уже совершенно недостаточна, особенно если ее рассматривать в аспекте обеспечения экономической безопасности.

Катастрофическое снижение уровня жизни в России и огромный разрыв, образовавшийся в доходах низко- и высокооплачиваемых групп населения, не могут быть ликвидированы только названными мерами. Эти меры в какой-то степени могут служить увеличению доходов, но они не решают проблему их недоп4устимо высокой дифференциации. Для того, чтобы снизить уровень дифференциации доходов хотя бы до порогового ее значения (8:1), мероприятий, направленных на регулярную выплату зарплаты, пенсий и иных социальных трансфертов, недостаточно. Недостаточно также простого повышения уровня этих доходов. Дело в том, что сложившаяся дифференциация во многом вызвана переделом собственности, который был осуществлен в результате обвальной приватизации. При сохранении результатов этого передела дифференциация в доходах в обозримой перспективе будет удерживаться на запредельном уровне, являясь источником социальной напряженности в обществе. Поэтому нужны серьезные изменения также и в структуре отношений собственности [1].

Законсервировать ту ситуацию, которая сложилась в России в результате приватизации, - это значит в социальном плане сохранять угрозы для экономической безопасности. Заявление о невозможности вообще передела собственности и в научном, и в практическом плане не может быть убедительно обоснована. Разумеется сразу, как это было с приватизацией, решать данную проблему нельзя. Но сильная и активная социальная политика государства в РФ должна включать и ее решение.

4. Социальная защищенность населения: сущность, основные направления

Система социальной защищенности населения включает в себя обязательное медицинское страхование, пенсионное обеспечение, социальное страхование, минимальные социальные гарантии, выплату пособий (по нетрудоспособности, безработице, малообеспеченным и многодетным семьям, в связи с рождением ребенка, инвалидам, беженцам, детям, оставшимся без попечения родителей), дотации и льготы малообеспеченным слоям населения.

В пенсионном обеспечении начался переход от распределительной системы к накопительной. То же касается пособий по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком, по безработице, различных льгот нуждающимся слоям населения. Осуществляются меры по развитию сети социальных учреждений, обслуживающих нищих и бездомных граждан. Сохранены бесплатная (или страховая) система медицинского обслуживания и бесплатное образование, правда, ориентируемые на минимально гарантированные нормы. В то же время гражданам будет предоставлена широкая возможность выбора различных систем пенсионного обеспечения, здравоохранения, получения образования и др. [5].

Важную роль в программах повышения уровня и качества жизни населения играют улучшение жилищных условий, формирование  и развитие рынка жилья. При нынешнем уровне доходов подавляющему большинству населения улучшение жилищных условий за счет собственных средств пока недоступно. Поэтому необходимо сохранить государственную систему обеспечения жильем самых бедных и имеющих плохие жилищные условия семей, одновременно практикуя наем государственного жилья в кредит, развивая ипотеку.

Борьба с бедностью – одна из важнейших стратегических задач демократического развития общества. Необходимо установить официальный статус бедной семьи с тем, чтобы многие виды социальных пособий в первую очередь пособия на детей и дотации на жилищно-коммунальные услуги – стали исключительно адресными. По оценкам МОТ, в настоящее время лишь около одной пятой суммарных социальных трансфертов в России поступает семьям, находящимся за чертой бедности. Программа борьбы с бедностью должна осуществляться в комплексе с программами долговременного экономического роста и инвестиций, стабилизации кредитно-денежной системы, занятости и создания рабочих мест [8].

При разработке политики доходов и расходов необходимо учитывать два варианта. Первый предполагает развитие исторически сложившихся в России форм социальной защиты населения, основанных на социальной справедливости, коллективистских отношениях, равном доступе к образованию, здравоохранению, заботе государства о гражданах с момента рождения до глубокой старости. Второй вариант основан на сочетании накопительного и распределительного принципов, дифференциации социальной защиты богатых и бедных.

                                                  Заключение

Политика государства в области распределения доходов (социальная политика) направлена на решение следующих задач:

1) стабилизация жизненного уровня населения и недопущения массовой бедности;

2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;

3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;

4) развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

Таким образом, политика доходов представляет собой составную часть социальной политики государства. Последняя направлена, в частности на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

Поэтому важной задачей социальной политики является адресная социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Список литературы

1. Касьянов М. Цель правительства – не сами реформы, а их результаты, воплощенные прежде всего в повышении жизненного уровня российских граждан // Человек и труд. - 2001. - №1. - С.4-10.

2. Колтунов В.М. Основы рыночной экономики. - Ч.1. - Н-Новгород, 1996. - 389с.

3. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина. - М., 1999.-С.18-117.

4. Российский статистический ежегодник. - М.: Госкомстата России, 2003. – 175с.

5. Савченко П.И. др. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России: Материалы к лекциям и семинарам / Савченко П., Федорова М., Шелкова Е. // Российский экономический журнал. -2000. - №7. - С.66-73.

6. Соболевская А. Роль заработной платы в рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - №12. - С. 49-57

7. Социально-экономическое положение России в 1999 году: Основные экономические и социальные показатели // Общество и экономика.-2000.-№2.-С.208-238.

8. Сухарева Т.Л. Экономическая безопасность России как императив социальной политики // Вестник Московского университета. Серия 6 // Экономика. - 2000. - №4. - С.45-54.

9. Феминизация бедности в России. Макроэкономический анализ феминизации бедности в России // Сб-к докладов, подготовленных для Всемирного Банка. – М., 2000. – С.35-39.


Приложение 1

График 18. Социально-экономическая дифференциация населения в 1997 г.

Рис. 1 Социально-экономическая дифференциация населения в 1997 г.

График 19. Социально-экономическая дифференциация населения в 2002 г.

Рис. 2 Социально-экономическая дифференциация населения в 2002 г.