Оглавление
1. Таможенные платежи…………………………………………………...3
2. Международное сотрудничество в сфере налогообложения…………9
Задача № 30……………………………………………………………….15
Задача № 40……………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………….20
1. Таможенные платежи
Таможенная пошлина взимается на основе Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (вступил в силу с 1 января 2004 г.) и Закона РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».
В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа [1; 2; 8].
Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:
- инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка при его взаимодействии с мировым рынком;
- свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
- конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины [5].
В отдельных странах таможенная территория может не совпадать с географической территорией. Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.
Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.
К таможенным платежам относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
5) таможенные сборы.
Таможенная пошлина (customs duty) – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.
Таможенный сбор – платеж, уплата которого является одним из условий таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров (подп. 31 п. 1 ст. 11 ТК РФ введен Федеральным законом от 11 ноября 2004 г. ; 139-ФЗ).
Под налогами в ТК понимаются НДС и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с НК РФ и ТК РФ [1; 8].
Таможенные функции выполняют три основные функции:
1) фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку она является одной из статей доходной части государственного бюджета;
2) протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
3) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, по тем или иным причинам ниже мировых.
Классификация таможенных пошлин:
1. По способу взимания:
а) адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
б) специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1т.);
в) комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1т.).
2. По объекту обложения:
а) импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
б) экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
в) транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются как средство торговой войны.
3. По характеру:
а) сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
б) антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
в) компенсационные – пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
4. По происхождению:
а) автономные – пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
б) конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ);
в) преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин – поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.
5. По типам ставок:
а) постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
б) переменные – таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы – довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
6. По способу начисления:
а) номинальные – тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;
б) эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров [4].
Для измерения нетарифных методов обычно используют один из следующих индексов:
1. Индекс частотности – индекс, показывающий долю тарифных позиций, покрытых нетарифными ограничениями.
2. Индекс покрытия торговли – показывает стоимостную долю экспорта или импорта, покрытую нетарифными ограничениями.
3. Индекс воздействия на цены – соотношение цены мирового рынка и внутренние цены на товар, импорт или экспорт которого подвергается нетарифным ограничениям.
Обычно для целей сопоставимости с помощью одного из перечисленных индексов рассчитывают стоимость нетарифных барьеров в виде эквивалента адвалорной пошлины.
Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики – тарифный или нетарифный – использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, так как не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения [3; 7].
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если:
1) в соответствии с законодательством РФ или ТК РФ:
- товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами;
- в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;
2) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5 тыс. руб.;
3) до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных ТК РФ, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);
4) товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами.
Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Декларант – лицо, перемещающее через таможенную границу товары и (или) заявляющее (декларирующее), представляющее и предъявляющее товары для целей таможенного оформления [8].
2. Международное сотрудничество в сфере налогообложения
Международные налоговые отношения представляют собой отношения между странами по поводу взаимного урегулирования сфер применения налогового законодательства и другими вопросами налогообложения. Международные налоговые отношения могут регулироваться в одно-, двух- и многостороннем порядке. Такое регулирование необходимо преимущественно в отношении подоходных налогов, рассчитываемых на основе общей суммы доходов налогоплательщиков, включающей и доходы, полученные из-за рубежа (на основе принципа резидентства), что неизбежно вызывает вторжение в налоговую юрисдикцию другого государства.
Регулирование международных налоговых отношений может проводиться странами в одностороннем порядке – путем издания законодательных актов, определяющих налоговые режимы как для иностранных юридических и физических лиц на территории данной страны, так и для ее юридических и физических лиц, получающих доходы или осуществляющих деятельность за рубежом; или на основе двусторонних и многосторонних международных налоговых соглашений.
В отношении налогов, имеющих своим объектом сделки, например, куплю-продажу товаров, услуг, недвижимости, такое регулирование, как правило, осуществляется в форме издания законодательных актов, а в сфере таможенных пошлин, налогов на доходы и капитал широко применяются налоговые соглашения, дополняющие или заменяющие соответствующие нормы внутреннего законодательства [6].
Особенно важное значение имеют налоговые соглашения, касающиеся налогов на доходы и капитал. Страны – члены ОЭСР практически полностью охвачены сетью таких двусторонних соглашений (некоторые из них заключили между собой дополнительные соглашения об оказании административной и правовой помощи в налоговых вопросах). Страны – участницы Европейского союза в договорном порядке регулируют обложение и другими видами налогов (например, директивы Совета ЕС л единых принципах построения системы НДС).
Основные цели международного сотрудничества в налоговой сфере – устранение двойного налогообложения и дискриминации налогоплательщиков. Однако не менее важными являются и другие цели:
1) гармонизация налоговых систем и налоговой политики;
2) унификация фискальной политики и налогового законодательства;
3) разрешение проблем двойного налогообложения;
4) предотвращение уклонения от налогообложения;
5) избежание дискриминации налогоплательщиков-нерезидентов;
6) гармонизация налогообложения инвестиционной деятельности.
Международная экономическая интеграция обусловила тенденции гармонизации налоговой политики и национального налогового права в зарубежных странах.
Гармонизация – это процесс приведения к соответствию и взаимной соразмерности налоговых систем различных государств.
Положение об унификации налогового законодательства членов ЕЭС (Великобритания, Италия, Франция, ФРГ, Испания и др.) было зафиксировано в Римском договоре в 1957 году. В процессе формирования единого рынка эти страны сначала ориентировались на унификацию фискальной политики (в рамках таможенного союза), затем перешли к разрешению проблем двойного налогообложения, предотвращению уклонений от налогообложения и ликвидации условий по налоговой дискриминации [6; 9].
В ходе согласования налогового законодательства стран-участников ЕЭС была проведена обязательная и постепенная унификация взимания косвенных налогов. Некоторые акцизы отменили вообще (на чай, соль, сахар), другие косвенные налоги стали взимать по единым ставкам. В дальнейшем возникла идея постепенно перейти от проведения общей налоговой политики к созданию территории с единым налоговым режимом.
Отношения в сфере налогообложения в отдельной стране регламентируется нормами национального законодательства и нормами международного права. Формой реализации второй части законодательства выступают международные договоры и соглашения.
Международные договоры могут быть многосторонними или двусторонними.
По содержанию международные налоговые соглашения подразделяются на:
а) соглашения о взаимных налоговых льготах (таможенные конвенции, налоговые статьи Ломейских конвенций и др.);
б) соглашения об устранении международного двойного налогообложения;
в) соглашения об оказании административной и правовой помощи в налоговых вопросах.
Особую группу составляют многосторонние соглашения по таможенным пошлинам и сборам (Генеральное соглашение о тарифах и торговле – ГАТТ).
К международным налоговым соглашениям относятся также соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства.
К многосторонним региональным международным налоговым соглашениям относятся Соглашение стран Бенилюкса, Налоговая конвенция стран Андского пакта, директивы Совета ЕС по налоговым вопросам, имеющие обязательную силу для членов этой организации. Многосторонними были соглашения стран – членов Совета Экономической Взаимопомощи об устранении двойного налогообложения доходов и имущества физических и юридических лиц.
Обычно соглашения состоят из четырех частей: в первой перечисляются все виды налогов и круг лиц, охватываемых соглашением; во второй содержится описание конкретных режимов налогообложения, установленных соглашением для отдельных видов доходов; третья включает статьи, предусматривающие порядок устранения двойного налогообложения тех доходов и капитала, права на обложение которых сохраняются за обеими странами – участницами соглашения; в четвертую входят статьи, определяющие конкретный порядок выполнения соглашения. Имеются также статьи, устанавливающие срок действия и порядок прекращения соглашения, иногда – преамбула [5].
Для международного двойного обложения обычно характерны идентичность субъектов налогообложения (налогоплательщиков), идентичность объектов налогообложения (источников доходов и самих доходов), подчиненность этих субъектов или объектов налоговой юрисдикции различных государств, одновременность налогообложения, различия в правилах и методиках исчисления облагаемого дохода в разных странах.
Международное налоговое право не содержит общих правил, запрещающих международное двойное налогообложение. Любое государство обладает исключительным правом взимать налоги на своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством (законодательством о налогах и сборах).
Под двойным экономическим налогообложением понимается ситуация, когда с одного и того же дохода налог уплачивают несколько его последовательных получателей. Это проявляется при обложении налогом дохода предприятия как самостоятельного плательщика и обложении налогом дохода акционера или пайщика при распределении прибыли.
Как правило, проблема экономического двойного налогообложения разрешается при разработке национального налогового законодательства, в котором предусматриваются нормы, позволяющие тем или иным способом засчитывать налог, уплаченный на уровне предприятия, при расчете налоговых обязательств акционера.
Под двойным юридическим налогообложением понимается ситуация, когда один и тот же налогоплательщик облагается в отношении одного и того же дохода одинаковыми или сопоставимыми налогами два и более раз за один период. В принципе подобная ситуация может возникать и в том случае, когда налогоплательщик осуществляет деятельность только в одной стране. Такое двойное налогообложение может возникнуть при «несостыковке» общегосударственного законодательства и законодательства на уровне регионов, а также на уровне органов местного самоуправления.
В устранении двойного налогообложения доходов и имущества заинтересованы не только налогоплательщики, налоговое бремя которых многократно возрастает при последовательном обложении одного и того же объекта в разных странах, но и сами государства, стремящиеся к увеличению внутреннего и внешнего товарооборота, привлечению иностранных инвестиций и повышению конкурентоспособности не только отдельных национальных предприятий, но и экономики в целом.
Налоговое бремя юридических и физических лиц, действующих в сфере международных экономических отношений, без устранения двойного налогообложения может достигать таких размеров, что всякое участие в международном разделении труда для них станет экономически неоправданным.
Для избежания международного двойного налогообложения либо применяются односторонние меры, либо заключаются международные налоговые соглашения [8].
В соглашениях об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, заключенных Российской Федерацией, используются два основных механизма устранения двойного налогообложения:
1) зачет налога, уплаченного в другом договаривающемся государстве при определении налоговых обязательств в стране постоянного местопребывания;
2) освобождение от налогообложения доходов, налогообложение которых было произведено в стране-источнике.
В подавляющем большинстве соглашений предусматривается применение зачетного метода [7].
Задача № 30
По материалам конкретного предприятия произвести расчет среднегодовой стоимости имущества, облагаемого налогом на имущество организации, рассчитать налог на имущество предприятия за последний отчетный период.
Ответ:
Налог на имущество организаций – региональный налог, взимаемый на основании гл. 30 части второй НК РФ и законов субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным Порядком ведения бухгалтерского учета.
Налоговая база по налогу на имущество у российских организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и 1-е число следующего за налоговым периодом месяца, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Налоговым периодом по налогу на имущество организации признается календарный год.
Предположим, что налоговый период организации с 01.01.05 г. по 01.01.06 г. Остаточная стоимость имущества на 01.01.06 г. составляет 3000000 руб. Остаточная стоимость имущества на 01.02.06 г. составляет 250000 руб. Тогда получим:
3000000 + 250000
-------------------------- = 250000 руб.
13
Средняя стоимость имущества за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число следующего за отчетным периодом месяца, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Предположим, что отчетный период с 01.01.06 г. по 01.04.06 г. (первый квартал). Остаточная стоимость имущества на 01.04.06 г. составляет 1200000 руб. Остаточная стоимость имущества на 01.05.06 г. 200000 руб. Тогда получим:
1200000 + 200000
-------------------------- = 350000 руб.
4
Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.
В нашем примере налоговая база – 350000 руб.; налоговая ставка – 2,2%.
Следовательно:
350000 * 2,2
------------------------- = 7700 руб.
100
Таким образом, налог на имущество предприятия за последний отчетный период составляет 7700 руб.
Задача № 40
Налоговый учет расходов на ремонт основных средств. Разработать регистры налогового учета расходов на ремонт основных средств. Заполнить на примере организации за последний налоговый (отчетный) период. Показать основные отличия бухгалтерского и налогового учета расходов на ремонт основных средств.
Ответ:
В целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму производственных расходов (за исключением расходов, не учитываемых для целей налогообложения).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы на ремонт основных средств относятся к расходам, связанным с производством и реализацией.
Аналитические регистры налогового учета – это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.
Данные налогового учета – данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.
Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения. При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.
Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.
Список литературы
1. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (вступил в силу с 1 января 2004 г.).
2. Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 01.02.2003г. – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во,2003.-592с.
4. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М,2000.-348с.
5. Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. – М.: Аналитика-Пресс, 1997.-400с.
6. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Н. Евстигнеева. – СПб: Питер, 2000.-320с.
7. Петрова Г.В. Налоговое право. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М-НОРМА,1997.-271с.
8. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. – М.: Юрайт-Издат, 2005.-720с.
9. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.-429с.