Содержание

Введение. 3

Глава 1. Задача и принципы деятельности милиции Российской Федерации. 5

1.1. Задачи милиции Российской Федерации. 5

1.2. Принципы деятельности милиции РФ.. 6

Глава 2. Система милиции Российской Федерации. 8

2.1. Криминальная милиция. 8

2.2. Милиция общественной безопасности. 10

2.3. Служебные обязанности и права сотрудника милиции. 12

Глава 3. Пути и средства совершенствования организации и деятельности ОВД на современном этапе развития России. 16

Заключение. 23

Список источников и литературы.. 25

Введение

"Моя милиция меня бережет" - любой человек мечтает, чтобы этот лозунг реально работал. К сожалению, наша милиция занимается не только своими прямыми обязанностями, но и старается заработать лишний рубль. Недобросовестные правоохранители пользуются тем, что люди не знают, в каких пределах могут действовать те или иные милицейские структуры.

Деятельность милиции регулирует Закон "О милиции"[1]. Если руководствоваться только им, можно подумать, что любое милицейское подразделение обязано предотвращать, раскрывать и расследовать любые правонарушения и преступления, защищать жизнь и здоровье граждан, охранять имущество и т.д. На самом деле не каждый милиционер вправе проверять деятельность предприятия или заниматься поиском продавцов наркотиков. Их компетенция определяется положениями, приказами и инструкциями МВД.

Мало кто знает, что милиция делится на две большие части: милиция общественной безопасности и криминальная милиция. Следователи МВД тоже подчиняются милицейскому руководству, но имеют некоторую обособленность. Формально считается, что следствие находится "при МВД". Существуют еще транспортная милиция и отдел вневедомственной охраны (ОВО).

Знакомство с правами милиции начнем с самой заметной ее части - милиции общественной безопасности. Заметна она главным образом потому, что ее сотрудники в рабочее время носят форменную одежду. Эта часть милиции занимается в основном административными нарушениями, и главная ее задача - охранять общественный порядок. В ее структуру входят участковые инспекторы, патрульно-постовая служба, паспортно-визовый отдел, Госавтоинспекция и некоторые другие службы.

Целью работы является изучение правового положения милиции Российской Федерации.

Теоретическую основу исследования составляют монографии А.П. Коренева, Д.Н. Бахраха, А.Г. Братко, Р.А. Журавлева, А.С. Коваленко, А.П. Лебедева, А.Д. Ульянова, В.П. Божьева, В.М. Семенова, Г.А., Пахомова, О.В. Перевозчикова, А.В. Ромахова и В.Ф. Сухарева и другие.

Нормативную базу работы составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской федерации», Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ», Закон «О милиции», Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

Глава 1. Задача и принципы деятельности милиции Российской Федерации

1.1. Задачи милиции Российской Федерации

Задачами милиции являются: обеспечение личной безопасности граждан; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; оказание помощи в пределах, установленных законом «О милиции»[2], гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их прав и законных интересов. Иные задачи на милицию могут быть возложены только законом. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в деятельность милиции.

Деятельность милиции строится в соответствии с принципами законности, уважения личности, социальной справедливости, демократизма, гуманизма, уважения прав человека и гражданина, постоянного учета общественного мнения, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности. Милиция информирует государственные органы, общественные объединения, коллективы предприятий, учреждений и организаций, население и средства массовой информации о состоянии правопорядка и мерах по его укреплению. Не подлежит разглашению информация, составляющая государственную, служебную и коммерческую тайну, а также информация, затрагивающая личную жизнь, честь и достоинство граждан, полученная в процессе служебной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Милиция решает свои задачи во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.

В своей деятельности милиция руководствуется: Конституцией Российской Федерации, законом «О милиции», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, законами и иными нормативными правовыми актами государственных органов представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, изданными в пределах их полномочий, актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.

1.2. Принципы деятельности милиции РФ

В общем виде принцип определяется как основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д.; руководящая идея, основное правило деятельности. Установленные законом принципы деятельности милиции - это основополагающие начала, идеи, на которых должна строиться ее деятельность в целом. В них отражаются представления законодателя о месте и роли милиции в обществе и государстве, допустимых пределах, методах и средствах ее вмешательства в социальную жизнь.

Принципы деятельности милиции, как и других органов исполнительной власти, во многом обусловлены нормами Конституции Российской Федерации. Они могут быть выведены путем анализа содержания нормативного материала, относящегося к сфере милицейской деятельности. Тот же факт, что законодатель счел необходимым закрепить в нормативном порядке непосредственно сформулированные им принципы деятельности милиции, не должен, на наш взгляд, расцениваться просто как дань модной традиции включать в тексты законов нормоположения декларативного, пропагандистского характера. Обретя форму нормативных предписаний, принципы деятельности милиции, так сказать, ввели ее в "систему координат", определенные рамки, наложили на нее известные ограничения. В этой связи регулирующее значение ст. 3 проявляется прежде всего в тех ситуациях, когда милиция применяет управомочивающие нормы, альтернативные нормы, нормы, содержащие оценочные понятия, когда имеют место правовые пробелы или противоречия, т.е. тогда, когда милиция, ее сотрудники в той или иной мере располагают дискреционными полномочиями (усмотрением).[3]

С другой стороны, провозглашение в законе принципов деятельности милиции обязывает самого законодателя к такому правовому регулированию ее деятельности, которое в содержательном плане полностью соответствовало бы указанным принципам.

Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Глава 2. Система милиции Российской Федерации

Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Российская милиция подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения. В состав милиции общественной безопасности (местной милиции) входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, государственной автомобильной инспекции, охраны объектов по договорам, другие подразделения и учреждения, необходимые для решения стоящих перед ней задач, а также участковые инспектора милиции. В состав милиции входят также подразделения милиции на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, учебные заведения и учебные подразделения для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров милиции.

2.1. Криминальная милиция

Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Криминальная милиция является органом дознания.

Закон возлагает на криминальную милицию три основные задачи: 1) борьбу с преступностью; 2) розыск лиц в случаях, установленных законом; 3) оказание помощи (содействие) милиции общественной безопасности.[4]

Борьба с преступностью ведется путем предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия преступлений, по делам о которых предварительное следствие обязательно. Иными словами, это та категория уголовных дел, которая расследуется следователями органов внутренних дел и следователями органов прокуратуры. В числе таких преступлений тяжкие и особо тяжкие преступления: против личности (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, истязание, похищение человека, изнасилование, торговля несовершеннолетними и т.д.); против собственности (кража, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство, хищение предметов, имеющих особую ценность, обман или злоупотребление доверием и др.); в сфере экономической деятельности (незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство, незаконная банковская деятельность, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, незаконное получение кредита, заведомо ложная реклама, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, контрабанда, незаконный оборот драгоценных металлов, преднамеренное банкротство и т.д.); против интересов службы в коммерческих и иных организациях (злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, превышение полномочий служащими частных охранных и детективных служб и т.д.); против общественной безопасности (терроризм, захват заложников, организация незаконных вооруженных формирований, бандитизм, организация преступного сообщества, массовые беспорядки, хулиганство с применением оружия, незаконное обращение с радиоактивными материалами, незаконный оборот оружия, совершенный организованной группой, хищение оружия, пиратство и т.д.); против здоровья населения и общественной нравственности (незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, их хищение, склонение к потреблению наркотических средств, организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств, незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта, вовлечение в занятие проституцией, незаконное распространение порнографических материалов или предметов и т.д.); против экологической безопасности (незаконная охота, незаконная порубка деревьев в крупном размере и т.д.); против безопасности движения и эксплуатации транспорта; в сфере компьютерной информации (неправомерный доступ к компьютерной информации, создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, нарушение правил эксплуатации ЭВМ); против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (злоупотребление должностными полномочиями, получение или дача взятки, служебный подлог, халатность); против правосудия (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное следствие, незаконное освобождение от уголовной ответственности, побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи и т.д.); против порядка управления (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, самоуправство).

2.2. Милиция общественной безопасности

В милицию общественной безопасности входят:

1) дежурные части;

2) участковые уполномоченные милиции;

3) Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;

4) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;

5) специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке;

6) приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество;

7) медицинские вытрезвители при органах внутренних дел;

8) центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;

9) отряды милиции особого назначения;

10) подразделения:

а) милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел;

б) дознания;

в) патрульно-постовой службы милиции;

г) лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью;

д) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;

е) по делам несовершеннолетних;

ж) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства;

з) по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.[5]

Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.

2.3. Служебные обязанности и права сотрудника милиции

Сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции.

Сотрудники милиции могут проходить службу не на должностях рядового или начальствующего состава в случаях: а) нахождения в распоряжении органов внутренних дел; б) нахождения за штатом; в) прикомандирования к органам государственной власти, а также к иным организациям.

Сотрудникам милиции выдаются служебные удостоверения установленного Министерством внутренних дел Российской Федерации образца и специальные жетоны с личным номером.

Сотрудники милиции имеют форменную одежду, образцы которой утверждаются Правительством Российской Федерации.

Сотрудники милиции имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения указанных оружия и специальных средств определяется министром внутренних дел Российской Федерации.

По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации форменная одежда милиции общественной безопасности субъектов Российской Федерации может иметь дополнительную отличительную нагрудную и нарукавную символику.

Обусловленные особенностями службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод сотрудников милиции устанавливаются федеральными законами и обеспечиваются соответствующими социальными гарантиями.

Устанавливаются следующие специальные звания сотрудников милиции: а) рядовой состав: рядовой милиции; б) младший начальствующий состав: младший сержант милиции, сержант милиции, старший сержант милиции, старшина милиции, прапорщик милиции, старший прапорщик милиции; в) средний начальствующий состав: младший лейтенант милиции, лейтенант милиции, старший лейтенант милиции, капитан милиции; г) старший начальствующий состав: майор милиции, подполковник милиции, полковник милиции; д) высший начальствующий состав: генерал-майор милиции, генерал-лейтенант милиции, генерал-полковник милиции.

Специальные звания начальствующего состава милиции являются пожизненными. При прекращении службы к имеющимся специальным званиям сотрудников милиции добавляются слова "в отставке".

Порядок присвоения и лишения специальных званий сотрудников милиции определяется федеральным законом.

Сотрудник милиции выполняет обязанности и пользуется правами милиции, предусмотренными настоящим Законом, в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью.

Сотрудник милиции на территории Российской Федерации независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени обязан:

- оказывать помощь, в том числе первую доврачебную, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни;

- в случае обращения к нему граждан с заявлениями о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения сотрудником милиции таких событий принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушения, задержанию лица по подозрению в его совершении, охране места происшествия и сообщить об этом в ближайшее подразделение милиции.

Для выполнения служебных обязанностей, установленных частью 2 настоящей статьи, сотрудник милиции может использовать права милиции, предусмотренные настоящим Законом.

На службу в милицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего образования, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на сотрудников милиции обязанности.

Не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо имевшие судимость.

Не могут быть приняты на службу в милицию граждане, лишенные на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать должности сотрудников милиции, в течение указанного срока.

Для поступающего в милицию устанавливается испытательный срок от трех до шести месяцев в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую он поступает. В период испытательного срока указанное лицо является стажером по должности.[6]

Сотрудники милиции принимают присягу сотрудников органов внутренних дел.

Сотрудники милиции могут быть уволены со службы по следующим основаниям: а) по собственному желанию; б) по достижении предельного возраста, установленного Положением о службе в органах внутренних дел; в) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (по инициативе сотрудника либо с его согласия); г) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом; д) в связи с нарушением ими условий контракта; е) по сокращению штатов; ж) по болезни - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел; з) по ограниченному состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе; и) в связи с восстановлением на должность сотрудника, ранее занимавшего эту должность; к) по служебному несоответствию занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации по результатам аттестации; л) за грубое либо систематическое нарушение дисциплины; м) за совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции; н) в связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда; о) в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.

Указанный перечень оснований увольнения сотрудников милиции является исчерпывающим.

Глава 3. Пути и средства совершенствования организации и деятельности ОВД на современном этапе развития России

С середины 90-х гг. в число главных криминальных угроз выдвигается наркоманийная преступность. Адекватным реагированием стало создание подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Расширение международных связей МВД по раскрытию преступлений и поимке преступников обусловило необходимость формирования национального бюро Интерпола.

Организационная структура МВД России не может оставаться неизменной. Она конструируется, видоизменяется, появляются новые подразделения, упраздняются исчерпавшие себя, меняются коммуникации между структурными единицами, их подчиненность, а также протяженность их функций «по вертикали». Но во всем этом движении, во всех этих названных переменах важным остается одно — обеспечение строжайшего следования требованиям научного управления. Это прежде всего требование адекватности структуры, системы и методов управления, свойственных характеру и особенностям оперативной обстановки. В противном случае эксперименты по структурному преобразованию становятся самоцелью, способом демонстрации новаторского склада ума отдельных личностей. Далее. Всеобщим требованием формирования оптимальной структуры является гибкость, подвижность, динамизм, учитывающий все реалии оперативной обстановки. Закостенелость структуры — один из главных тормозящих факторов на пути к цели организации.

До 2001 года принципиальная схема структуры МВД выглядела следующим образом[7]:

— руководство — министр, десять заместителей министра, в том числе три первых, а также начальник ГУВД Москвы;

— подразделения, реализующие основные задачи министерства,— 13, из них восемь главных управлений, одно управление (режимных объектов) на правах главного, Следственный комитет при МВД и три управления;

— подразделения, выполняющие обеспечивающие функции,— 12, из них пять главных управлений, аппарат министра на правах главного управления, шесть управлений;

— подразделения, непосредственно подчиненные МВД,— семь. Это Главный информационный центр (ГИЦ), Главное управление вневедомственной охраны, НЦБ Интерпола, Оперативно-псгисковое управление, Управление оперативно-технических мероприятий, Экспертно-криминалистический центр и Управление безопасности информационных технологий.

Таким образом, аппарат МВД сформирован по традиционному линейно-функциональному принципу, где «линия» — это выполнение основных задач, а «функция» — обеспечивающие службы. Некоторым отступлением от традиций линейно-функционального построения является наличие сильного штабного блока, распространяющего организационные полномочия на все структуры.

Подразделения, составлявшие МВД России можно условно разделить на три отраслевых блока: блок криминальной милиции; блок милиции общественной безопасности; блок, обеспечивающий деятельность МВД России. В соответствии со своими задачами и функциями в указанные блоки не входили Главное командование внутренних войск и Главное управление Государственной противопожарной охраны, а также Следственный комитет при МВД России.

Ключевыми блоками являются блок милиции общественной безопасности и блок криминальной милиции, на которые, согласно Положению об МВД России, возлагается выполнение основной задачи Министерства - обеспечение общественного порядка и общественной безопасности и борьба с преступностью. В соответствии с основными задачами и функциями блока милиции общественной безопасности в него входили:

1) Главное управление обеспечения общественного порядка;

2) Главное управление государственной инспекции безопасности дорожного движения;

3) Главное управление внутренних дел на транспорте;

4) Паспортно-визовое управление;

5) Управление режимных объектов;

Соответственно блок криминальной милиции составляли:

1) Главное управление уголовного розыска;

2) Главное управление по борьбе с организованной преступностью;

3) Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями;

4) Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Таким образом организационное построение системы МВД России имело трёхуровневую иерархическую структуру:

1-й уровень - Министерство внутренних дел России;

2-й уровень - Министерство внутренних дел, Управление внутренних дел субъектов Российской Федерации (далее - МВД, УВД);

3-й уровень - городские и районные органы внутренних дел, линейные органы внутренних дел на транспорте (далее горрайорганы, горрайлинорганы внутренних дел).

Структурное построение МВД всегда вызывало и продолжает вызывать столкновение различных мнений и подходов. Если отвлечься от деталей, то суть разночтений в следующем:

— одни настаивают на том, что МВД не должно решать оперативно-тактичесиие задачи, а обязано сосредоточиться на стратегическом управлении. По сути дела речь идет о постепенном переходе к полицейской системе децентрализованного типа с элементами сильных федеральных структур на особо острых направлениях правоохранительной деятельности (США, Великобритания);

— другие, мотивируя свою позицию таким аргументом, как необходимость обеспечения управляемости системы  (ОВД), склонны к конструированию такой структуры, которая расширила бы возможности МВД по организации работы на всех уровнях, вплоть до муниципального.

Структура МВД, в широком смысле этого понятия, включая набор и протяженность функций, методы управления и управленческого влияния, сегодня отражает политические, государственно-правовые и иные социальные реалии нашего времени.

Федеративное устройство государства с достаточно широкой самостоятельностью субъектов Федерации обусловливает систему двойного подчинения органов внутренних дел. Властные полномочия в отношении МВД, УВД и горрайорганов как бы распределяются по двум каналам — ведомственные органы управления и органы власти субъектов Федерации.

Кроме того, децентрализация функций объясняется тем, что попытки решать из единого центра все практические вопросы обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью контрпродуктивны и только тормозят достижение ожидаемого результата.

Вместе с тем налицо немало объективных факторов, диктующих необходимость централизации управления, объединения организационных и практических усилий под единым руководством, концентрации сил, средств и возможностей на решающих, наиболее сложных и трудоемких оперативно-служебных направлениях.

Центростремительные тенденции отчетливо и рельефно проявляются в организации служебно-боевой деятельности ВВ, в обеспечении борьбы с организованной преступностью, в управлении органами внутренних дел на транспорте, в руководстве ОВД на режимных объектах. На этих и ряде других направлениях МВД России действует как единоначальник, решающий служебные вопросы по принципу «Команда — исполнение».

Кроме того, МВД Россия выступает в такой роли и при руководстве силами и средствами, обеспечивающими выполнение задач в кризисных ситуациях. Наглядный пример—управление силами и средствами, несущими службу в Северо-Кавказском регионе (причем это не разовый эпизод, а система, закрепленная в недавно принятой концепции военной реформы, в которой прямо говорится, что при силовом решении внутренних конфликтов координирующим и непосредственно управляющим органом выступает МВД России с подчинением ему сил и средств других армейских и военизированных структур).

Эффективность выполнения Министерством Внутренних Дел своей основной задачи - охраны правопорядка в немалой степени зависит от его структуры, ибо этот элемент существенно влияет на качество выполнения оперативно-служебных задач.

После проведённой во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2001 года № 644[8] реорганизации, принципиальная схема структуры МВД выглядит следующим образом:

Служба криминальной милиции: Отдел Координации служба криминальной милиции; Главное управление уголовного розыска; Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями; Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; Главное управление по борьбе с организованной преступностью; Управление оперативно-розыскной информации.

Служба общественной безопасности: Отдел координации службы общественной безопасности; Главное управление обеспечения общественного порядка; Главное управление внутренних дел на транспорте и по специальным перевозкам; Главное управление государственной инспекции безопасности дорожного движения; Главное управление внутренних дел на режимных объектах; Паспортно-визовое управление; Главное управление государственной противопожарной службы.

Служба тыла: Отдел координации службы тыла; Финансово-экономический департамент; Медицинское управление; Управление связи и автоматизации.

Также в Министерство входят: Управление делами; Главное организационно-инспекторское управление; Контрольно-ревизионное управление; Управление мобилизационной подготовки; Главное управление кадров; Главное управление собственной безопасности; Главное правовое управление; Управление международного сотрудничества; Управление информации, региональных и общественных связей; Следственный комитет при МВД России.

Кроме того, обновлённая структура Министерства предусматривает наличие подразделений, непосредственно подчиненные МВД России, среди которых: Главное управление вневедомственной охраны; Управление специальных технических мероприятий; Оперативно-поисковое управление; Национальное центральное бюро Интерпола; Главный информационный центр; Всероссийский научно-исследовательский институт; Специальный полк милиции по охране объектов МВД России; Главное управление МВД России по Центральному федеральному округу; Главное управление МВД России по Северо-Западному федеральному округу; Главное управление МВД России по Южному федеральному округу; Главное управление МВД России по Приволжскому федеральному округу; Главное управление МВД России по Уральскому федеральному округу; Главное управление МВД России по Сибирскому федеральному округу; Главное управление МВД России по Дальневосточному федеральному округу.

Главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам являются окружными подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации. Их основными задачами являются:

- координация, контроль и анализ деятельности органов внутренних дел в соответствующих федеральных округах;

- организация деятельности органов внутренних дел в соответствующих федеральных округах по борьбе с организованной преступностью, носящей межрегиональный характер;

- организация взаимодействия органов внутренних дел с полномочными представителями Президента Российской Федерации в соответствующих федеральных округах.

Руководители главных управлений по федеральным округам назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра внутренних дел.

Таким образом, в настоящее время структура МВД России имеет четыре уровня:

1-й уровень - Министерство внутренних дел России;

2-й уровень - окружные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации - Главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам;

3-й уровень - Министерства внутренних дел, Управления внутренних дел субъектов Российской Федерации;

4-й уровень - городские и районные органы внутренних дел, линейные органы внутренних дел на транспорте.[9]

Также Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции упраздняемого Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации в части, касающейся реализации миграционной политики[10].

Заключение

Подводя итог всему вышеизложенному можно сказать о том, что формирование правового государства, укрепление законности и правопорядка требуют повышения эффективности работы всех правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел.

В выполнении задач и функций, возложенных на органы внутренних дел, значительная роль принадлежит административной деятельности, осуществляемой административно - правовыми средствами. Эта деятельность непосредственно направлена на защиту личности, ее прав и свобод, на охрану общественного порядка и общественной безопасности, на борьбу с правонарушениями. От ее эффективности во многом зависит состояние правопорядка.

Специальными субъектами управления в рассматриваемой сфере являются органы внутренних дел. Они, так же как и другие органы государственной власти, осуществляют свою деятельность на основе социально-правовых принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

Органы внутренних дел создаются и функционируют в качестве государственных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в сфере внутренних дел. Эти органы образуются Президентом России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и другими уполномоченными на то органами государственной власти, им подотчетны и подконтрольны.

Место органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти (органов управления) и их специфика определяются установленной законодательством компетенцией, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций управления, а также объемом конкретных обязанностей и прав того или иного органа внутренних дел. Компетенция определяется общими, типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе внутренних дел, а также специальными законодательными и иными нормативными актами, которые определяют обязанности и права ряда органов, действующих в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Так, компетенция милиции определяется законом «О милиции», внутренних войск МВД России — законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», правовой статус Государственной автомобильной инспекции определен Положением о ней и др.

В своей деятельности все органы внутренних дел руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными и иными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства России, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами МВД России и других министерств и ведомств, положениями о соответствующих службах и органах внутренних дел, а также международными договорами Российской Федерации.

Список источников и литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2.     Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 22. Ст. 2063

3.     Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3215

4.     Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 20 июля, 22 августа 2004 г., 21 марта, 1 апреля, 9 мая 2005 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503

5.     Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 г. // Российская газета. 2003. 17 мая. N 93

6.     Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая. Учебник. / Под ред. д.ю.н., проф. А.П.Коренева. - М.:, 1998. - 335 с.

7.     Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная. Учебник. / Под ред. д.ю.н., проф. А.П.Коренева. - М.:, 1999. - 362 с.

8.     Бахрах Д.Н., Административное право: Учебник. - М.: 1999. - 368 с.

9.     Братко А. Г. Правоохранительная система  (вопросы теории) — М., 1999.

10.           Коваленко А. С. Реформа горрайорганов—веление времени//Вестник МВД России. 1993. № 6. С. 3—10.

11.           Пахомов Г. А., Перевозчиков О В. Особенности организации органов внутренних дел, обслуживающих сельскую местность,—М., 1990.

12.           Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. - М.: 1999, 414 с.

13.           Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.М. Семенова,. - М.: 1996, 240 с.

14.           Ромахов А. В. Особенности работы штабов ОВД на транспорте. Штабная практика: Материалы Всероссийского учебно-методического сбора начальников штабов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ.—М., 1997. № 3(23).

15.           Сухарев В. Ф. Комплексный подход к совершенствованию организации деятельности органов внутренних дел: Лекция. - М., 1999.

16.           Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации "О милиции". Издание второе, переработанное и дополненное - М.: "Проспект", 2001


[1] Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 20 июля, 22 августа 2004 г., 21 марта, 1 апреля, 9 мая 2005 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503

[2] Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 20 июля, 22 августа 2004 г., 21 марта, 1 апреля, 9 мая 2005 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503

[3] Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации "О милиции". Издание второе, переработанное и дополненное - М.: "Проспект", 2001

[4] Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации "О милиции". Издание второе, переработанное и дополненное - М.: "Проспект", 2001

[5] Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации "О милиции". Издание второе, переработанное и дополненное - М.: "Проспект", 2001

[6] Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. - М.: 1999,

[7] Указ Президента РФ от 18 июля 1996 г. N 1039 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями от 6 сентября 1997 г., 24 апреля, 27 мая, 20 октября 1998 г., 1 декабря 1999 г., 13 января 2001 г.) // "Российская газета" от 31 июля 1996 г. N 143

[8] Указ Президента РФ от 4 июня 2001 г. N 644 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями от 22 апреля, 30 июня 2002 г.) // Собрании законодательства Российской Федерации от 11 июня 2001 г., N 24, ст.2416

[9] Ромахов А. В. Особенности работы штабов ОВД на транспорте. Штабная практика: Материалы Всероссийского учебно-методического сбора начальников штабов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ.—М., 1997. № 3(23).

[10] Указ Президента РФ от 16 октября 2001 г. N 1230 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" // "Российская газета" от 17 октября 2001 г