Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3
1. Железнодорожный транспорт, его классификация, достоинства
и недостатки………………………………….………………………….5
Заключение………………………………………………………………..10
Список литературы...……………………………………………………..11
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что происходящие в нашей стране за последние 13-15 лет глубокие социально-экономические преобразования всех отраслей экономики в полной мере затронули железнодорожный транспорт.
Особенно повлияли на его состояние ослабление функций государственного регулирования и управления, сокращение бюджетного финансирования, отмена жесткого планирования перевозок, изменение тарифной, кредитной и налоговой политики, рост цен на энергоносители и т.д.
В результате стали наблюдаться тенденции снижения качества обслуживания населения, рост тарифов и дотаций из бюджетов, снижение уровня безопасности, ухудшение экологических характеристик транспортных систем.
Анализ показывает, что в России реформирование железнодорожного транспорта происходило в основном стихийно, без единого государственного подхода к решению финансовых, экономических и структурных проблем.
Основные виды современного транспорта:
- железнодорожный;
- водный (морской и речной);
- автомобильный;
- воздушный;
- трубопроводный.
Вместе они образуют единую транспортную систему мира.
Оценку уровня развития транспортной системы по видам путей сообщения производят с помощью показателей - длины (протяженности) и густоты транспортной сети (последняя определяется как отношение длины путей к единице площади территории или к определенному количеству жителей); доли того или иного вида транспорта (в %) в транспортной работе (в общем, грузообороте).
Быстрее всех в последнее время развивался автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт. Возросло значение морского транспорта. Почти во всех развитых странах мира ухудшились позиции железнодорожного транспорта.
1. Железнодорожный транспорт, его классификация, достоинства и недостатки
Транспорт - особая сфера материального производства. В отличие от сельского хозяйства и промышленности он не создает в процессе производства новый продукт, не изменяет его свойства (физические, химические) и качество.
Продукция транспорта - это перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения. Поэтому показателями работы транспорта являются соответственно грузооборот в тонно-километрах (т-км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах (пассажиро-км), представляющих собой произведение объема перевозок (в тоннах или пассажирах) на расстояние (в км). Сумма тонно-километров и пассажиро-километров называется приведенными тонно-километрами, или приведенной продукцией транспорта.
Подавляющая часть всех транспортных средств и путей сообщения сосредоточена в развитых странах. На них приходится значительная доля грузооборота и пассажирооборота мирового транспорта. Развивающиеся страны гораздо хуже, чем развитые, обеспечены транспортом.
Среди региональных транспортных систем особо выделяются:
1) система Северной Америки, лидирующая в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети) и по грузообороту большинства видов транспорта;
2) система зарубежной Европы, превосходящая системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения;
3) единая система стран СНГ (10% мировой транспортной сети), занимающая первое место по общему объему грузооборота [3].
В остальных регионах мира - в развивающихся странах Африки, Азии и Латинской Америки транспортные системы в стадии формирования, еще велика роль гужевого транспорта, некоторые виды современного транспорта развиты слабо либо вообще отсутствуют (железные дороги, трубопроводный транспорт и др.).
В целом в мире происходит качественное изменение транспортной сети:
во-первых, растет протяженность электрифицированных железных дорог;
во-вторых, растет протяженность автомагистралей с твердым покрытием;
в-третьих, растет протяженность сети трубопроводов большего диаметра.
Другое проявление повышения качества транспортной сети - дублирование транспортных коммуникаций мирового значения:
1) прокладка нефтепроводов, автомагистралей параллельно каналам, другим путям сообщения
(например, созданы нефтепроводы параллельно Суэцкому и Панамскому каналам, Транспиренейская автомагистраль вдоль Гибралтарского пролива и др.);
2) формирование контейнерной системы перевозок грузов
(в контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов);
3) трансконтинентальных контейнерных «мостов», представляющих собой комбинацию морского транспорта с маршрутными железнодорожными составами и автопоездами - контейнеровозами
(Транссибирский, Япония - Восточное побережье США, Трансамериканский, Западная Европа - Ближний и Средний Восток);
4) создание транспортных коридоров (полимагистралей) для перевозок грузов через территорию нескольких государств
(например, в Европе выделено девять, в России - два транспортных коридора:
а) Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород;
б) Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Киев - Одесса с продолжением до Новороссийска и до Астрахани).
Важнейшими видами сухопутного транспорта являются:
1) железнодорожный;
2) автомобильный;
3) трубопроводный [2].
Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) и по пассажирообороту (после автомобильного). По общей длине сети дорог (около 1,2 млн. км) он уступает не только автомобильному, но и воздушному транспорту.
Главная функция железнодорожного транспорта - перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличительная особенность - регулярность движения независимо от погоды и времени года [1].
Велики различия в уровне развития железнодорожного транспорта (протяженность, густота сети, степень электрификации железных дорог и др.) по регионам и странам мира.
В целом в мире идет сокращение протяженности сети железных дорог, особенно в развитых странах. Новое их сооружение ведется лишь в отдельных, большей частью развивающихся, странах (Россия, КНР и др.). По протяженности сети железных дорог ведущие позиции в мире занимают крупнейшие (по размерам территории) страны:
1) США - 176 тыс. км;
2) Россия - 87,5 тыс. км;
3) Канада – 85 тыс. км
А также Индия, КНР, ФРГ, Австралия, Аргентина, Франция, Бразилия. На долю этих стран приходится более половины общей длины железных дорог мира. Страны Северной Америки и Западной Европы перенасыщены железными дорогами, а некоторые страны Африки и Азии их вообще не имеют. По густоте железных дорог лидируют европейские страны (плотность их в Бельгии составляет 133 км на 1 тыс. кв. км) [3].
Густота железнодорожной сети в среднем по странам Африки составляет всего 2,7 км на 1 тыс. кв. км. По уровню электрификации железных дорог также опережают всех европейские страны:
- в Швейцарии электрифицировано около 100% железных дорог;
- в Швеции - 65%;
- в Италии, Австрии и Испании - более 50%;
- в России - 43%.
В отдельных регионах и странах мира железные дороги имеют разную колею. В странах СНГ колея более широкая, чем в странах Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Азии. Не соответствует западноевропейской колея некоторых других государств (например, Финляндии, государств Пиренейского полуострова). В целом на западноевропейскую колею приходится до 3/4 протяженности дорог мира.
По грузообороту лидирующие позиции в мире занимают следующие страны:
1) США;
2) КНР;
3) Россия.
По пассажирообороту лидирующие позиции в мире занимают следующие страны:
1) Япония (395 млрд. пассажиро-км);
2) КНР (354 млрд. пассажиро-км);
3) Индия (320 млрд. пассажиро-км);
4) Россия (192 млрд. пассажиро-км);
5) ФРГ (60 млрд. пассажиро-км).
В ряде развитых стран (США, Япония, ФРГ, Франция и др.) созданы сверхскоростные (скоростью более 200 км/ч) железные дороги. Железные дороги стран СНГ, зарубежной Европы, Северной Америки в рамках своих регионов соединены в единую транспортную систему, т. е. образуют общерегиональные системы железных дорог [2].
Заключение
Транспорт - особая сфера материального производства. В отличие от сельского хозяйства и промышленности он не создает в процессе производства новый продукт, не изменяет его свойства (физические, химические) и качество. Продукция транспорта - это перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения.
Важнейшими видами сухопутного транспорта являются:
1) железнодорожный;
2) автомобильный;
3) трубопроводный.
Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) и по пассажирообороту (после автомобильного).
Главная функция железнодорожного транспорта - перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличительная особенность - регулярность движения независимо от погоды и времени года.
В целом в мире происходит качественное изменение транспортной сети: во-первых, растет протяженность электрифицированных железных дорог; во-вторых, растет протяженность автомагистралей с твердым покрытием; в-третьих, растет протяженность сети трубопроводов большего диаметра.
Велики различия в уровне развития железнодорожного транспорта (протяженность, густота сети, степень электрификации железных дорог и др.) по регионам и странам мира.
В целом в мире идет сокращение протяженности сети железных дорог, особенно в развитых странах. Новое их сооружение ведется лишь в отдельных, большей частью развивающихся, странах (Россия, КНР и др.).
Список литературы
1. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. – М.: Аспект Пресс,1998.-346с.
2. Желтиков В.П. Экономическая география. – Ростов н/Д: Феникс,2001.-384с.
3. Менеджмент транспортного процесса: Учеб. пособие / Сост. Л.Н. Клепцова, КузГТУ. – Кемерово, 2001.-134с.