Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

1. Железнодорожный транспорт, его классификация, достоинства

    и недостатки………………………………….………………………….5

Заключение………………………………………………………………..10

Список литературы...……………………………………………………..11

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что происходящие в нашей стране за последние 13-15 лет глубокие социально-экономические преобразования всех отраслей экономики в полной мере затронули железнодорожный транспорт.

Особенно повлияли на его состояние ослабление функций государственного регулирования и управления, сокращение бюджетного финансирования, отмена жесткого планирования перевозок, изменение тарифной, кредитной и налоговой политики, рост цен на энергоносители и т.д.

В результате стали наблюдаться тенденции снижения качества обслуживания населения, рост тарифов и дотаций из бюджетов, снижение уровня безопасности, ухудшение экологических характеристик транспортных систем.

Анализ показывает, что в России реформирование железнодорожного транспорта происходило в основном стихийно, без единого государственного подхода к решению финансовых, экономических и структурных проблем.

Основные виды современного транспорта:

- железно­дорожный;

- водный (морской и речной);

- автомобильный;

- воздушный;

- трубопроводный.

Вместе они образуют единую транспортную систему мира.

Оценку уровня развития транспортной системы по видам путей сообщения производят с помощью пока­зателей - длины (протяженности) и густоты транспорт­ной сети (последняя определяется как отношение дли­ны путей к единице площади территории или к опре­деленному количеству жителей); доли того или иного вида транспорта (в %) в транспортной работе (в общем, грузообороте).

Быстрее всех в последнее время развивался автомо­бильный, трубопроводный и воздушный транспорт. Возросло значение морского транспорта. Почти во всех раз­витых странах мира ухудшились позиции железнодо­рожного транспорта.

1. Железнодорожный транспорт, его классификация, достоинства и недостатки

Транспорт - особая сфера материального производ­ства. В отличие от сельского хозяйства и промышленно­сти он не создает в процессе производства новый про­дукт, не изменяет его свойства (физические, химичес­кие) и качество.

Продукция транспорта - это перемеще­ние в пространстве грузов и людей, изменение их место­нахождения. Поэтому показателями работы транспорта являются соответственно грузооборот в тонно-километ­рах (т-км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах (пассажиро-км), представляющих собой произведение объема перевозок (в тоннах или пассажирах) на расстояние (в км). Сумма тонно-километров и пассажиро-километров называется приведенными тонно-километрами, или приведен­ной продукцией транспорта.

Подавляющая часть всех транспортных средств и пу­тей сообщения сосредоточена в развитых странах. На них приходится значительная доля грузооборота и пассажирооборота мирового транспорта. Развивающиеся страны гораздо хуже, чем развитые, обеспечены транс­портом.

Среди региональных транспортных систем особо вы­деляются:

1) система Северной Америки, лидирующая в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети) и по грузообороту большинства видов транспорта;

2) система зарубежной Евро­пы, превосходящая системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения;

3) единая система стран СНГ (10% мировой транспортной сети), занимающая первое место по общему объему грузооборота [3].

В остальных регионах мира - в развивающихся стра­нах Африки, Азии и Латинской Америки транспорт­ные системы в стадии формирования, еще велика роль гужевого транспорта, некоторые виды современного транспорта развиты слабо либо вообще отсутствуют (же­лезные дороги, трубопроводный транспорт и др.).

В целом в мире происходит качественное изменение транспортной сети:

во-первых, растет протяженность электрифи­цированных железных дорог;

во-вторых,  растет протяженность автомагистралей с твер­дым покрытием;

в-третьих, растет протяженность сети трубопроводов большего диаметра.

Другое проявление повышения качества транспорт­ной сети - дублирование транспортных коммуникаций мирового значения:

1) прокладка нефтепроводов, автома­гистралей параллельно каналам, другим путям сообще­ния

(например, созданы нефтепроводы параллельно Суэцкому и Панамскому каналам, Транспиренейская автомагистраль вдоль Гибралтарского пролива и др.);

2) формирование контейнерной системы перевозок грузов

(в контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов);

3) трансконтинентальных контейнерных «мостов», представляющих собой комбинацию морского транспор­та с маршрутными железнодорожными составами и ав­топоездами - контейнеровозами

(Транссибирский, Япо­ния - Восточное побережье США, Трансамериканский, Западная Европа - Ближний и Средний Восток);

4) созда­ние транспортных коридоров (полимагистралей) для перевозок грузов через территорию нескольких госу­дарств

(например, в Европе выделено девять, в России - два транспортных коридора:

а) Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород;

б) Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Киев - Одесса с продолжением до Новороссийска и до Астрахани).

Важнейшими видами сухопутного транспорта явля­ются:

1) железнодорожный;

2) автомобильный;

3) трубопровод­ный [2].

Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) и по пассажирообороту (после автомобильного). По общей длине сети дорог (около 1,2 млн. км) он уступает не только автомобиль­ному, но и воздушному транспорту.

Главная функция железнодорожного транспорта - перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличитель­ная особенность - регулярность движения независимо от погоды и времени года [1].

Велики различия в уровне развития железнодорож­ного транспорта (протяженность, густота сети, степень электрификации железных дорог и др.) по регионам и странам мира.

В целом в мире идет сокращение протяженности сети железных дорог, особенно в развитых странах. Новое их сооружение ведется лишь в отдельных, большей частью развивающихся, странах (Россия, КНР и др.). По протяженности сети железных дорог ведущие позиции в мире занимают крупнейшие (по раз­мерам территории) страны:

1) США - 176 тыс. км;

2) Россия - 87,5 тыс. км;

3) Канада – 85 тыс. км

А также Индия, КНР, ФРГ, Австралия, Ар­гентина, Франция, Бразилия. На долю этих стран при­ходится более половины общей длины железных дорог мира. Страны Северной Америки и Западной Европы перенасыщены железными дорогами, а некоторые стра­ны Африки и Азии их вообще не имеют. По густоте железных дорог лидируют европейские страны (плот­ность их в Бельгии составляет 133 км на 1 тыс. кв. км) [3].

Густота железнодорожной сети в среднем по странам Африки составляет всего 2,7 км на 1 тыс. кв. км. По уровню электрификации железных дорог также опере­жают всех европейские страны:

- в Швейцарии электри­фицировано около 100% железных дорог;

- в Швеции - 65%;

- в Италии, Австрии и Испании - более 50%;

- в России - 43%.

В отдельных регионах и странах мира железные до­роги имеют разную колею. В странах СНГ колея более широкая, чем в странах Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Азии. Не соответствует западноевропейской колея некоторых других государств (напри­мер, Финляндии, государств Пиренейского полуостро­ва). В целом на западноевропейскую колею приходится до 3/4 протяженности дорог мира.

По грузообороту лидирующие позиции в мире зани­мают следующие страны:

1) США;

2) КНР; 

3) Россия.

По пассажирообороту лидирующие позиции в мире занимают следующие страны:

1) Япо­ния (395 млрд. пассажиро-км);

2) КНР (354 млрд. пассажиро-км);

3) Индия (320 млрд. пассажиро-км);

4) Россия (192 млрд. пассажиро-км);

5) ФРГ (60 млрд. пассажиро-км).

В ряде развитых стран (США, Япония, ФРГ, Франция и др.) созданы сверхскоростные (скоростью более 200 км/ч) железные дороги. Железные дороги стран СНГ, зарубежной Европы, Северной Америки в рамках своих регионов соединены в единую транспортную систему, т. е. образуют общерегиональные системы железных дорог [2].

Заключение

Транспорт - особая сфера материального производ­ства. В отличие от сельского хозяйства и промышленно­сти он не создает в процессе производства новый про­дукт, не изменяет его свойства (физические, химичес­кие) и качество. Продукция транспорта - это перемеще­ние в пространстве грузов и людей, изменение их место­нахождения.

Важнейшими видами сухопутного транспорта являются:

1) железнодорожный;

2) автомобильный;

3) трубопровод­ный.

Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) и по пассажирообороту (после автомобильного).

Главная функция железнодорожного транспорта - перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличитель­ная особенность - регулярность движения независимо от погоды и времени года.

В целом в мире происходит качественное изменение транспортной сети: во-первых, растет протяженность электрифи­цированных железных дорог; во-вторых,  растет протяженность автомагистралей с твер­дым покрытием; в-третьих, растет протяженность сети трубопроводов большего диаметра.

Велики различия в уровне развития железнодорож­ного транспорта (протяженность, густота сети, степень электрификации железных дорог и др.) по регионам и странам мира.

В целом в мире идет сокращение протяженности сети железных дорог, особенно в развитых странах. Новое их сооружение ведется лишь в отдельных, большей частью развивающихся, странах (Россия, КНР и др.).

Список литературы

1. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. – М.: Аспект Пресс,1998.-346с.

2. Желтиков В.П. Экономическая география. – Ростов н/Д: Феникс,2001.-384с. 

3. Менеджмент транспортного процесса: Учеб. пособие / Сост. Л.Н. Клепцова, КузГТУ. – Кемерово, 2001.-134с.