Оглавление

10.1 Планирование сбытовой деятельности

        в производственном предприятии……………………………………...3

10.2 Организация материальной ответственности в торговле……………12

10.3 Задача……………………………………………………………………18

Список литературы…………………………………………………………..20

10.1 Планирование сбытовой деятельности в производственном предприятии

Успех на рынке в продаже того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирм, сколько от планирования сбытовой деятельности предприятия.

Планирование сбытовой деятельности предприятия состоит в том, чтобы доводить товары до потребителя в том месте, в том количестве и такого качества, которые требуются.  

 При планировании сбытовой деятельности достижение целей производства происходит через оценку и удовлетворения требований потребителя.

Сбытовую политику фирмы-изготовителя продукции следует рассматривать, как целенаправленную деятельность, принципы и методы, осуществления которой  призваны организовать движение потока товаров  к конечному потребителю. Основной задачей является создание условий для превращения потребностей потенциального покупателя в реальный спрос на конкретный товар. К числу таких условий относятся элементы сбытовой политики, капиталы распределения (сбыта, товародвижения) вместе с функциями, которыми они наделены [7].

Основными элементами сбытовой политики являются следующие:

- транспортировка продукции - ее физическое перемещение от       производителя к потребителю;  

- доработка продукции - подбор, сортировка, сборка готового изделия и прочее, что повышает степень доступности и готовности продукции к потреблению;

- хранение продукции - организация создания и поддержание необходимых ее запасов;

- контакты с потребителями - действия по физической передачи товара,       оформлению заказов, организации платежно-расчетных операций, юридическому оформлению передачи прав собственности на товар, информированию потребителя о товаре и фирме, а также сбору информации о рынке [4].

Система сбыта  продукции - ключевое звено логистики сбыта и своего рода финишный комплекс во всей деятельности фирмы по созданию, производству и доведению товара до потребителя.

Собственно, именно здесь потребитель либо признает, либо не признает все усилия фирмы полезными и нужными для себя и, соответственно, покупает или не покупает ее продукцию и услуги.

Но все же сбыт продукции необходимо рассматривать как составляющий элемент логистики.

Прежде чем осуществлять непосредственное распределение продукции, надо удостовериться в том, чтобы товар был надлежащего качества, по приемлемой цене, и была проделана работа в области мер продвижения товара.

Выбор способа  сбыта продукции  является неотъемлемой частью планирования сбыта на предприятии и предполагает интерпретацию всей деятельности фирмы, необходимо соответствующим образом планировать и организовывать систему сбыта продукции от предприятия-изготовителя к получателю.

Процесс организации товародвижения включает следующие этапы:

- выбор места хранения запасов и способа складирования;

- определение системы перемещения грузов;

- введение системы управления запасами;

- установление процедуры обработки заказов;

- выбор способов транспортировки  продукции [2].

При эффективной организации товародвижения каждый из этих этапов планируется как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей системы.

Несмотря на то, что главных классификационных признаков всего два (основа организации системы и число посредников), отношения между фирмой-производителем, торговыми посредниками и конечными потребителями могут приобретать множество видов и форм.

Наиболее активная роль в этих отношениях принадлежит фирме-производителю, которая при выборе системы сбыта в первую очередь учитывает фактор риска товародвижения, а также оценивает издержки на сбыт и прибыль.

Позиции занимаемые фирмами по отношению к сбыту, имеют признаки позволяющие классифицировать сбыт по видам (табл. 1) [7].

Система прямого сбыта предусматривает непосредственную реализацию продукции конечному потребителю. Соответственно, их связывает и прямой канал сбыта. Ее отличительной особенностью является возможность для фирмы-производителя контролировать путь прохождения продукции до конечного потребителя, а также условия ее реализации.

Однако в этом случае фирма несет существенные внепроизводственные издержки, обусловленные необходимостью создания дорогостоящих товарных запасов, и затрачивает большое количество ресурсов на осуществление функции непосредственного доведения (продажи) товара  до конечного потребителя, при этом возлагая на себя все коммерческие риски товародвижения.

Вместе с тем, с позиции фирмы-производителя, преимуществом такой формы сбыта является ее право на максимальный объем прибыли, какой только можно выручить от продажи производимой продукции (услуг).

Коммерческую выгоду прямого канала сбыта усиливает возможность непосредственного изучения рынка своих товаров, поддержания тесных связей с потребителями, проведения исследований по повышению качества товаров,  воздействия на скорость реализации с целью уменьшения дополнительной потребности в оборотном капитале.

Прямой сбыт осуществляют, используя принадлежащие фирме производителю:

- региональные сбытовые филиалы, имеющие штат квалифицированных специалистов, знающих местный рынок, конкурентов, способных предложить соответствующие запросам потребителей условия продажи товаров и сервис;

                                                                                                               Таблица 1

Классификация видов сбыта                                                                                                             

Признак классификации

Виды сбыта

Схема

1.  По организации системы сбыта.

1.1.  Прямой – непосредственная реализация продукции производителя конкретному потребителю.

Производитель

 

Потребитель

1.2.  Косвенный – использование независимых торговых посредников в канале сбыта.

Производитель

Оптовая и (или) розничная торговля

Потребитель

2.  По числу посредников.

2.1. Интенсивный – большое число оптовых и различных посредников.

Цель: расширение сбыта, приближение товара к потребителю.

Производитель

Оптовая торговля

1\  2\  3\  4\   …  n

Розничная торговля

1\2…   1\2…   1\2…

2.2. Селективный – ограничение числа посредников.

Цель: достижение большого объема продаж при сохранении контроля над капиталом сбыта.

 

Производитель

Оптовая торговля

1\  2\  3\   4\   …    n

Розничная торговля

1\2\3…     1\2\3…

2.3. Исключительный – малое (или единичное) число посредников.

Цель: сохранение престижного образа и контроля за каналом сбыта.

 

Производитель

Оптовая торговля

       1        \       2

Розничная торговля

1\   2   \   1

- сбытовые конторы или службы без создания товарных запасов с выполнением функций по заключению сделок «под заказ», изучению рынка поддержанию контактов с потребителями;

- специальных агентств имеющих или не имеющих право на заключение сделок, функциональные обязанности которых, помимо прочих, входит демонстрация товара клиенту;

- розничную сеть (киоски, магазины, салоны и др.) [5].

Предусматривается также использование средств массовой информации и личных контактов собственника фирмы-производителя с конечным потребителем.

Фирма осуществляет товародвижение посредством каналов распределения (сбыта). Канал распределения - это система, обеспечивающая доставку товара к местам продаж. В случае, когда система предусматривает участие в сбыте торговых посредников и отличие между производителем и конечным потребителем опосредованы, такая их связь носит название косвенного канала. Такие каналы строятся на использовании опыта посредников и различных форм сотрудничества с торговой сетью. Здесь фирма перекладывает значительную часть издержек по сбыту и соответствующую долю риска на формально не зависимых контрагентов, снижая контроль за товародвижением, и, как следствие, уступает им часть коммерческой выгоды. Существуют также смешанные каналы, которые объединяют черты первых двух каналов товародвижения

При организации косвенного канала сбыта возникает потребность в определении его длины и ширины. Длина канала - это количество уровней канала, то есть однофункциональных посредников, а ширина канала - это число посредников, условно находящихся на одном уровне (рис. 1. рис.2. рис.3) [5].

По количеству посредников на каждом уровне каналов сбыт может носить характер интенсивного селективного или исключительного.

 

 

Косвенный канал первого уровня.

 

Косвенный канал второго уровня.

 

 

Косвенный канал третьего уровня.

 

 

Рис. 1  Пример длины каналов сбыта

 

  

 

 

Рис. 2  Пример узкого канала сбыта

           

Рис. 3  Пример широкого канала сбыта

По мере продвижения товара на рынок фирма производитель ищет посредников для дальнейшего распространения  продукции и  в зависимости от количества посредников через которых прошел товар канал сбыта может иметь разную длину и ширину.

Очевидно, что по мере движения товара по каналам сбыта с участием посредников, его физическому перемещению может сопутствовать и передача прав собственника. В этом случае полнота передаваемых посреднику прав на товар, форма передачи, степень его ответственности и риска различны. Соответственно этому посредники типизируются, а каналы с их участием приобретают сложную структуру [7].

Логистика сбыта начинается там, где производство ориентируется на рынок, на спросы покупателей. Но это только одна его сторона. А с другой стороны, он сам оказывает активное влияние на рынок и покупателя.. Эти функции в сущности включают две подфункции: - влияние на публику с целью заставить людей купить товар. Эта подфункция называется «формирование спроса»; - влияние на работников сбыта, на торговый персонал с целью заставить их активно и инициативно работать. Эта подфункция называется «стимулирование сбыта». Естественно, что эти подфункции взаимно связаны, переплетаются, поэтому выделение их в какой-то мере условно.

Перечень работ по формированию спроса.

К этой функции относятся следующие виды работ:

- привлечение внимания людей к товарам;

- активизация запросов человека;

- формирование у людей мотивов покупать товары;

- формирование у покупателей лучшего отношения к данным товарам.

Все это осуществляется способами:

- рекламой;

- другими способами [5].

Стимулирование сбыта - это совокупность беспосреднических влияний на покупателей, а также на торгово-промышленный персонал с целью привлечения первых к интенсификации покупок, а вторых - к более активной и инициативной работе. Эта подфункция реализуется путем следующих мероприятий:

- торговые переговоры на уровне руководителей или торговых уполномоченных;

- предложение услуг;

- перераспределение покупателей в процессе продажи;

- консультации по товарам;

- демонстрация товаров, иногда театрализованная;

- предложение товаров (фигуры из товаров);

- внутримагазинная реклама [5; 7].

Объектами влияния в процессе стимулирования сбыта являются покупатели, посредники, оптовые и мелкие торговцы, сбытовой персонал, продавцы торговых залов; это также свой торгово-сбытовой персонал, все люди и организации, которые могут оказывать влияние на поведение покупателей и потребителей, организации и эксперты, заключения которых влияют на сбыт продукции, способы информации.

Способы стимулирования товаров и услуг.

В процессе стимулирования сбыта могут использовать следующие способы:

- охват промышленных предпринимателей (снижение цен при покупке большой партии товара, льготы в оплате и др.);

- премии и подарки представителям закупочных организаций;

- заинтересованность торговых предпринимателей (понижение цен, премии, подарки);

- организация приемов для представителей предпринимателей и торговли;

- стимулирование труда торговых работников (установление подрядной или премиальной системы оплаты труда, специальные подарки продавцам, конкурсы на лучшее знание продавцом своих товаров, конкурсы продавцов на лучшие профессиональные навыки);

- охват массовых покупателей (рассылка первых экземпляров товара бесплатно; приложение бесплатных сувениров к основной покупке; снижение цен при покупке не одной вещи, а определенного количества; приложение марок или купонов к товарам; снижение цены или выдача безвозмездно некоторого количества товара при предъявлении определенного количества упаковок, наклеек и т.д.; конкурс покупателей - кто лучше знает наш товар; премии покупателям товаров на определенную сумму; разработка упаковок, которые можно использовать еще с какой-нибудь целью; гарантия возврата денег; лотерея купонов и т.д.);

- использование специальных методов торговли (самообслуживание, доставка товаров на дом, торговля по почте, торговля в кредит, прием устаревшего товара как первого взноса за новый) [2].

Способами стимулирования сбыта являются выставки и ярмарки, а также установление связей с общественностью, которые заключаются в преодолении «барьера недоверия» к товару и фирме. Для этого создается образ фирмы «имидж».

Сбыт через посредников имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, использование посредников приносит выгоду, поскольку у многих производителей просто не хватит ресурсов для осуществления прямого маркетинга. Даже если производитель и может позволить себе создать собственные каналы сбыта, во многих случаях ему удастся заработать больше, если он направит деньги в свой основной бизнес. Если производство обеспечивает норму прибыли в 20%, а занятие розничной торговлей дает только 10%, фирма естественно не захочет сама заниматься розничной торговлей. Благодаря своим контактам, опыту, специализации и размаху деятельности посредники предлагают фирме больше того, что она могла бы сделать в одиночку. Также плюсом данной системы сбыта для производителя является возможность сразу поставлять крупным оптовым фирмам большие партии товаров. Тем самым отпадает необходимость в создании и финансировании деятельности собственных каналов сбыта.

С другой стороны, работая через посредников, производитель в какой - то мере теряет контроль над тем, как и кому продает товар, и, как отмечают специалисты по маркетингу, не всегда получает от торговых фирм нужную и достаточно эффективную информацию о положении на рынке и продвижении товара. Кроме того, чем длиннее путь сбыта, тем больше расходы на реализацию товара [7].

10.2 Организация материальной ответственности в торговле

На работников торговли может возлагаться материальная ответственность за ущерб, причиненный предприятию. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации данная ответственность может возлагаться только на лиц, работающих по трудовому договору.

Материальная ответственность может быть возложена на работника при наличии следующих условий:

- причинение действительного прямого ущерба;

- наличие противоправного поведения;

-  установленная вина работника;

- причинная связь между противоправным и виновным поведением причинителя ущерба и ущербом возникшим у работодателя [3].

Действительный ущерб выражается в реальном уменьшении имущества работодателя или ухудшении состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановления имущества.

Противоправным является такое поведение (как действие, так и бездействие) работника, которое не соответствует установленным правилам поведения. Например, несоблюдение правил работы на соответствующем оборудовании, правил хранения ценностей и т.д. 

Виновным является такое поведение работника, когда он поступает умышленно или неосторожно. Поступая умышленно, работник сознает противоправный характер своего поведения, предвидит его вредные последствия и желает или сознательно допускает их наступление, либо относится к ним безразлично. Например, присвоение работником вверенных ему ценностей. Поступая неосторожно, работник предвидит возможность наступления вредных последствий своего поведения, но без достаточных к тому оснований рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит возможности наступления указанных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.

И причинная связь между противоправным и виновным поведением заключается в том, что ответственность наступает только за ущерб, являющийся следствием противоправного поведения.

Трудовым кодексом Российской Федерации [1] помимо общих правил возложения материальной ответственности на работников, работающих по трудовому договору, статьей 242  предусмотрена полная материальная ответственность.

Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный ущерб предприятию в полном размере, в следующих случаях:

- при недостачи ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных по разовому документу;

-   умышленного причинения ущерба;

- причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения;

- причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

-  причинения ущерба в результате административного поступка;

- разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну;

- причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей [1; 8].

При этом работники в возрасте до восемнадцати лет, могут также нести полную материальную ответственность, но лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка.  

Помимо содержащихся в статье 243 Трудового кодекса Российской Федерации [1] случаев, когда работник несет полную материальную ответственность, работодатель может дополнительно обезопасить себя от нанесения его имуществу ущерба со стороны работников.

Так статьи 244 и 245 Трудового кодекса Российской Федерации [1] устанавливают, что с работниками, достигшими восемнадцати лет и работающими по трудовому договору возможно заключения индивидуального или коллективного письменного договора о полной материальной ответственности.

Согласно статье 244 Трудового кодекса Российской Федерации [1] Правительством РФ должны были быть установлены перечни работ и категории работников, с которыми могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной ответственности. До принятия данных актов, надлежало руководствоваться ранее принятыми перечнями и типовыми договорами, а именно, перечни и договоры, утвержденные Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 28 декабря 1977 г. и  Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 14 сентября 1981 г.

Постановлением Правительства от 14 ноября 2002 года № 823 постановил Министерству труда и социального развития РФ разработать и утвердить       

- перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, а также типовую форму договора о полной индивидуальной материальной ответственности;

- перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества, а также типовую форму договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности;

В соответствии с вышеуказанным Постановлением Минтруд РФ от 31 декабря 2002 года утвердил перечни должностей и работ и типовые формы договоров о полной материальной ответственности работников.

В связи с этим, договор о полной материальной ответственности работодатель может заключить с работниками на предприятиях и организациях торговли при наличии на них следующих видов работ:

- работы по приему и выплате всех видов платежей;

- по расчетам при продаже (реализации) товаров, продукции и услуг;

- по обслуживанию торговых и денежных автоматов;

- по купле (приему), продаже (торговле отпуску, реализации) услуг, товаров (продукции), подготовке их к продаже;

- по приему на хранение, обработке (изготовлению), хранению, учету, отпуску (выдаче) материальных ценностей на складах, базах, в кладовых, других организациях и подразделениях;

- по приему и обработке для доставки (сопровождения) материальных ценностей, их доставке, выдаче (сдачи) [1; 3].

В указанный перечень включаются следующие должности, которые могут быть включены в штатное расписание предприятий торговли:

- Кассиры, кассиры-контролеры;

- Директора, заведующие, администраторы организаций и подразделений торговли, их заместители, помощники;

- Продавцы;

- Товароведы всех специализаций;

- Заведующие, руководители складов, кладовых по заготовке, транспортировке, хранению, учету и выдаче материальных ценностей, их заместители;

-  Кладовщики;

-  Агенты по заготовке и/или снабжению;

- Экспедиторы по перевозке и другие работники, осуществляющие получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей [6].

 В договоре о полной индивидуальной ответственности должны содержаться следующие основные положения:

а) работник принимает на себя не только полную материальную ответственность за недостачу вверенного ему имущества, но и за ущерб, возникший в результате возмещения ущерба работодателем третьим лицам.

б) в договоре необходимо указывать как обязанности работника, так и обязанности работодателя [3].

В обязанности работника входит: бережно относиться к переданному ему для осуществления возложенных на него функций имуществу работодателя; принимать меры к предотвращению ущерба; своевременно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю обо всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенного имущества; вести учет, составлять и представлять в установленном порядке товарно-денежные и другие отчеты о движении и остатках вверенного имущества; участвовать в проведении инвентаризациях, ревизиях, иных проверок сохранности и состояния вверенного имущества.

Обязанности работодателя: создавать работнику условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности  вверенного ему имущества; знакомить работника с действующим законодательством о материальной ответственности за ущерб, причиненный ему работниками, а также иными правовыми актами, в том числе локальными (внутренними) о порядке хранения, приема, обработке, продаже (отпуска), перевозки, применения в процессе производства и осуществления других операций с переданным ему имуществом; проводить в установленном порядке инвентаризацию, ревизии и другие проверки сохранности и состояния имущества.

в)  работник не несет материальной ответственности, если ущерб причинен не по его вине (в соответствии со ст. 239 Трудового кодекса РФ)

В перечень работ, при выполнение которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества в сфере торговли являются такими же как и при полной материальной индивидуальной ответственности.

Письменный договор о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности за причинение ущерба заключается между работодателем и всеми членами коллектива.

В договоре обязательно должны содержаться следующие положения [1; 3]:

а)  наименование вида работ, по которому коллектив (бригада) принимает на себя ответственность за сохранность имущества;

б)  в общих положения необходимо предусмотреть что: решение работодателя об установлении полной коллективной материальной ответственности оформляется приказом, который является неотъемлемым приложением к договору; при смене руководителя коллектива или выбытии из него более 50 процентов от его первоначального состава договор должен быть перезаключен; при выбытии из состава отдельных работников договор не перезаключается (в таком случае против подписи выбывшего члена коллектива указывается дата его выбытия, а вновь принятый работник подписывает договор и указывает дату вступления в коллектив);

в)   права и обязанности коллектива (бригады):

- участвовать в приеме вверенного имущества и осуществлять взаимный контроль за работой по хранению, обработке, продаже, перевозке лили применению в процессе производства вверенного имущества;

- принимать участие в инвентаризациях, ревизиях, в необходимых случаях требовать от работодателя проведения инвентаризации;

- знакомиться с отчетами о движениях и остатках вверенного коллективу имущества;

- заявлять работодателю об отводе членов коллектива, которые по их мнению, не могут обеспечить сохранность вверенного коллективу имущества;

- обязанности коллектива (бригады) идентичны обязанностям индивидуального работника;

г) обязанности работодателя:

- своевременно принимать меры по выявлению и устранению причин, препятствующих обеспечению коллективной сохранности вверенного имущества, выявлять конкретных лиц, виновных в причинении ущерба, и привлекать их к установленной законодательством ответственности;

-  обеспечивать коллективу условия, необходимые для своевременного учета и отчетности о движении и остатках вверенного им имущества; 

- рассматривать сообщения коллектива об обстоятельствах, угрожающих сохранности имущества, принимать меры по их устранению, рассматривать в присутствии работника заявленный ему отвод, принимать соответствующие меры, рассматривать вопрос об обоснованности требования проведения инвентаризации;

д)  раздел о порядке учета и отчетности.

Для освобождения от материальной ответственности член коллектива (бригады) должен доказать отсутствие своей вины.

Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

10.3 Задача

Владельцу груза приходится выбирать из двух альтернатив: страховать или не страховать перевозимый груз. Риск заключается в том, что возможна катастрофа с вероятностью 0,1, в результате которой груз будет утрачен. (матрицу полезности см. табл. 2).

Таблица 2

Матрица полезности (эффективности) страхования груза

Решение владельца груза

«Природа»

Катастрофа

(вероятность 0,1)

Без катастрофы (вероятность 0,9)

Страховать груз

+100

-5

Не страховать груз

-95

+5

Полезность исходов определяется владельцами груза следующим образом. Если груз застрахован, то в случае его утраты владелец получает страховую компенсацию в размере 100 единиц, если же катастрофы не было, он теряет 5 единиц, потраченных на страховой полис. Если груз не застрахован, в случае катастрофы теряется его стоимость -95 единиц, при благополучном же исходе владелец может распорядиться суммой в 5 единиц, сэкономленной на страховом полисе.

Страховать или не страховать груз?

Ответ:

Груз необходимо страховать, так как, несмотря на малую вероятность возможности катастрофы (0,1), в случае ее возникновения (при не застрахованном грузе) владелец груза потеряет на 95 единиц. Если же груз будет застрахован, но катастрофа  не произойдет, владелец потеряет всего лишь 5 единиц – это выгоднее на 90 единиц (95-5).

Список литературы

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.06.2003 №86-ФЗ (с изм. и доп. на 2005г.). – М.: Юрайт, 2005.

2. Альбеков А.У., Митько О.А. Коммерческая логистика. Учебник для вузов.  - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 355с.

3. Балашова Т.М. Материальная ответственность в торговле // Главбух. – 2003. - №2. – С.12-15.

4. Бахарев В.О. Производственно–заготовительная и сбытовая логистика фирмы. - СПб.: Изд-во СПб  ГУФЭ, 2000. – 410с.

5. Гольдштейн Г.Я., Катаев А.В. Маркетинговые решения по распределению товаров и услуг. - Екатеринбург, 2000. – 322с.

6. Греховодова М.Н. Экономика торгового предприятия Р-на-Д: Феникс, 2004.-192с.

7. Сбытовая политика фирмы: практическое пособие. - М.: ВНИИЭС, 1998. – 315с.

8. Экономика  и организация  деятельности торгового предприятия: Учебное пособие. /Под общ. ред. А.Н. Соломатина. - М.: Инфра - М, 2004. -295с.