Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность………..5
1.1. Сущность и основные понятия консолидированной
отчетности…………………………………………………………5
1.2. Процедуры и принципы подготовки и представления
консолидированной отчетности…………………………………14
Глава 2 Краткая экономическая характеристика
Ново-Кемеровской ТЭЦ…………………………………………...20
Глава 3 Техника составления бухгалтерской отчетности………………...29
3.1. Мероприятия, предшествующие составлению
годовой (бухгалтерской) отчетности…………………………..29
3.1.1. Инвентаризация имущества и обязательств………………….29
3.1.2. Закрытие операционных и результативных счетов………….33
3.2. Порядок составления формы № 1 «Бухгалтерский баланс»…..35
3.3. Порядок составления формы № 2 «Отчет о прибылях
и убытках»………………………………………………………...37
3.4. Порядок составления формы № 3 «Отчет об
изменении капитала»…………………………………………….39
3.5. Порядок составления формы № 4 «Отчет о движении
денежных средств»………………………………………………40
3.6. Порядок составления формы №5 «Приложения
к бухгалтерскому балансу»……………………………………..43
3.7. Взаимная увязка показателей форм годовой
бухгалтерской отчетности……………………………………….44
Заключение…………………………………………………………………..46
Список литературы………………………………………………………….48
Приложения………………………………………………………………….50
Введение
Когда мы используем термин «отчетность», то рассматриваем финансовую отчетность организации, не углубляясь в ее организационно-экономические структуры. Современные крупные организации могут объединять несколько предприятий с различной системой участия. Под одним наименованием находится не одно предприятие, а целая группа связанных предприятий. Организации, имеющие в своей структуре дочерние предприятия, составляют консолидированную отчетность, получившую в нашей стране название сводной отчетности.
При составлении консолидированной отчетности ставится цель: элиминировать (исключить) влияние вышеперечисленных факторов (искажающих данные отчетности) на показатели деятельности группы в целом. Достижению этой цели способствует реализация целого комплекса мер. Следует отметить, что в странах с развитой и высокоинтегрированной экономикой, где давно существуют корпоративные группы, этим вопросам уделяется пристальное внимание.
ОБЪЕКТ исследования – Ново-Кемеровская ТЭЦ.
ПРЕДМЕТ исследования – бухгалтерская отчетность Ново-Кемеровской ТЭЦ.
ЦЕЛЬ исследования – изучить бухгалтерскую отчетность Ново-Кемеровской ТЭЦ и представить анализ основных показателей хозяйственной деятельности.
ЗАДАЧИ исследования:
1. Проанализировать показатели себестоимости, использование трудовых ресурсов, основных и оборотных средств, показатели прибыли и рентабельности Ново-Кемеровской ТЭЦ.
2. Рассмотреть особенности инвентаризации имущества и обязательств в Ново-Кемеровской ТЭЦ.
3. Рассмотреть особенности закрытия операционных и результативных счетов НК ТЭЦ.
4. Рассмотреть порядок составления форм №1-5 бухгалтерской отчетности предприятия.
5. Дать характеристику взаимной увязки показателей форм годовой бухгалтерской отчетности.
Глава 1 Сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность
1.1. Сущность и основные понятия консолидированной отчетности
Понятия «сводная отчетность» и «консолидированная отчетность» не являются идентичными. Специалисты, занимающиеся вопросами консолидированной отчетности [11], считают, что использование этих двух понятий в качестве синонимов некорректно, потому что эти формы отчетности различаются не только по назначению, технике составления, кругу пользователей, но и концептуально. Сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения данных, а консолидированная - несколькими собственниками по совместно контролируемому имуществу.
В приказе № 112 Минфина России от 30 декабря 1996 г. «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» [3] даны развернутая характеристика общих положений сводной (консолидированной) отчетности, порядок ее составления и представления, правила объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ, правила включения данных о зависимых обществах в сводную бухгалтерскую отчетность, а также разработаны правила составления пояснений к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках.
В частности, в приказе № 112 сводная отчетность характеризуется как «система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций».
Впервые в мировой практике применили консолидацию и опубликовали консолидированный отчет американские компании в самом начале XX века. Это было вызвано большими масштабами концентрации и централизации капитала, появлением холдингов, концернов. Первой компанией, опубликовавшей консолидированную отчетность, стала «United States Steel Company» [14].
Позже консолидированная отчетность стала составляться и в европейских странах. Это произошло в конце 40-х годов 20-го столетия. В законодательстве Великобритании первое упоминание о консолидированной отчетности относится к 1947 г., в Западной Германии - к 1965-му, а во Франции - к 1986 г. Однако первые публикации по данному вопросу появились в Великобритании еще в 20-х годах. Лондонская фондовая биржа стала требовать представления консолидированной отчетности в 1939 г. Лишь 22 французские компании опубликовали консолидированный баланс в 1967 г., но только в 1986 г. требования к такой публикации стали во Франции обязательными. В Германии консолидирование отчетности является обязательным лишь с 1990 г. при наличии следующих условий:
- большинства голосов;
- персонального влияния, обеспечивающего контроль;
- контроля по контракту;
- контроля на основании учредительных документов - акцент делается на фактическом контроле.
В еще меньшей степени консолидированная отчетность распространена в других европейских странах - Испании, Италии, Греции [12].
Возникновение транснациональных корпораций, имеющих высокую долю зарубежных активов, экспортных операций и рабочей силы за рубежом, создание предприятий с участием иностранного капитала, появление разнообразных форм коммерческих, производственных, финансовых связей между компаниями потребовали представления информации об их деятельности в форме консолидированной отчетности.
Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение при помощи специальных учетных процедур (а не простого суммирования) отчетности двух и более предприятий, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях, когда одно или несколько юридически самостоятельных предприятий находятся под контролем лишь одного общества - так называемого материнского (родительского) общества, стоящего над всеми прочими членами группы [9, c.49].
Консолидированные отчеты показывают, какими были бы отчеты организации, если бы она закрыла все дочерние предприятия и осуществляла непосредственное управление их деятельностью в рамках одного юридического лица.
Вопросы порядка составления, структуры и назначения консолидированной отчетности отражаются в нескольких Международных стандартах финансовой отчетности (IAS). В частности, наиболее важными по проблемам консолидированной отчетности являются стандарты: 22 «Объединение компаний» (IAS 22"Business Combinations»); 25 «Учет инвестиций» (IAS 25 «Accounting for Investments»); 27 «Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании» (IAS 27 «Consolidated Financial Statements and Accounting for Investments in Subsidiaries»); 28 «Учет инвестиций в ассоциированные предприятия» (IAS 28 «Accounting for Investmens in Associates»), 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности» (IAS 31 «Financial Reporting of Interests in Joint Ventures»).
Одним из наиболее сложных стандартов, без которого понимание процедуры составления консолидированной отчетности крайне затруднено, является МСФО 22 «Объединение компаний». Целью данного стандарта является описание методологических проблем бухгалтерского учета при объединении компаний. В нем разбираются примеры приобретения одного предприятия другим, а также ситуации, когда невозможно определить предприятие-покупателя. В этом же стандарте рассматриваются вопросы определения стоимости приобретения, ее распределения между приобретаемыми идентифицируемыми активами и обязательствами предприятия, проблемы учета возникающей положительной или отрицательной деловой репутации, ее дальнейшей амортизации. Не менее важно также определение доли меньшинства в капитале группы [10].
В международных стандартах финансовой отчетности приведены и все основные определения разных понятий, так или иначе связанных с консолидированной отчетностью.
Консолидация - обобщение коммерческих и финансовых результатов группы предприятий, рассматриваемых в качестве единой хозяйственной единицы.
Группа (корпорация) - объединение предприятий (компаний), не являющееся юридическим лицом и состоящее из холдинговой (головной) компании и всех ее дочерних предприятий, которые в свою очередь являются юридическими лицами.
Материнская компания (холдинговая компания, основное общество) - держатель контрольного пакета акций дочерних или других предприятий, контролирует деятельность одной или нескольких дочерних компаний. Обязана составлять сводную (консолидированную) финансовую отчетность.
Контрольный пакет акций (более 50% обыкновенных акций по номинальной стоимости с правом голоса) обеспечивает решение вопросов распределения доходов, назначения всех или большинства членов правления или совета директоров контролируемого предприятия. Материнское предприятие вместе с дочерними и другими предприятиями образует группу и имеет право и возможность извлекать экономические выгоды из дочерних предприятий. Концепция материнского предприятия основана на наличии правового контроля.
Дочерняя компания (общество) признается таковой, если другая компания, называемая материнской, в результате преобладающего участия в ее уставном капитале, либо в соответствии с договором между ними, либо иным способом осуществляет существующий контроль ее деятельности, имеет возможность определять решения, принимаемые такой компанией.
Консолидированная финансовая отчетность составляется материнской компанией по всей совокупности контролируемых компаний (предприятий) и отражает имущественное финансовое положение и результаты хозяйственной деятельности всех компаний, входящих в сферу консолидации, как единого экономического целого. Консолидированная финансовая отчетность необходима всем, имеющим интересы или предполагающим их иметь в данной группе компаний: инвесторам, кредиторам, поставщикам и заказчикам, персоналу и профсоюзам, банкам и иным финансовым организациям, правительственным органам и местным властям.
Группа (сфера) консолидации - материнская компания со всеми ее дочерними компаниями. Совокупность компаний, по которым следует составлять сводную финансовую отчетность.
Консолидированный баланс - сводный отчетный баланс всех компаний, входящих в данную сферу консолидации. Составная часть консолидированной финансовой отчетности. Имущество, обязательства и капитал дочерней компании включаются в консолидированный баланс начиная с даты фактического перехода контроля над приобретенной дочерней компанией к покупателю, когда он получает возможность управлять финансовой и оперативной политикой приобретенной дочерней компании.
Консолидированный отчет о прибылях и убытках включает результаты финансово-хозяйственной деятельности всех компаний, входящих в данную сферу консолидации. Это обязательный элемент консолидированной финансовой отчетности.
Сводная финансовая отчетность - финансовая отчетность группы, представленной как единая хозяйственная организация.
Контроль финансово-хозяйственной деятельности - право компании устанавливать принципы финансовой и производственной (коммерческой) деятельности другой компании с целью получения выгоды от нее [10; 14].
Совместный контроль - контроль деятельности предприятия (компании), подлежащего консолидации, осуществляемый совместно двумя или несколькими другими компаниями.
Объединение компаний - соединение самостоятельных предприятий в единую экономическую единицу в результате слияния или вследствие приобретения контроля одним предприятием над нетто-активами и производственной деятельностью другого предприятия.
Покупка (приобретение) - такое объединение предприятий, при котором одно из предприятий, называемое покупателем, получает контроль над нетто-активами и производственной деятельностью другого предприятия, покупаемого в обмен на передачу активов, принятие обязательств или выпуск акций.
Слияние, или объединение, долей капитала - такое объединение предприятий, при котором акционеры объединенных предприятий осуществляют контроль над всеми или почти всеми общими нетто-активами и производственной деятельностью для совместного разделения риска и получаемой прибыли объединенных предприятий, так что ни одна из сторон не может быть определена как приобретающая.
Контроль - полномочия, позволяющие осуществлять руководство финансовой и производственной деятельностью предприятия с целью получения прибыли.
Доля меньшинства (доля миноритарных акционеров), владеющего менее чем 50% акций, - часть чистых результатов деятельности и чистых активов дочернего предприятия, приходящаяся на долю, которой материнское предприятие не владеет прямо или косвенно через дочерние предприятия. В МСФО 27 специально указано, что в консолидированном бухгалтерском балансе доля меньшинства отражается отдельно от обязательств и капитала материнской компании. В консолидированном отчете о прибылях и убытках доля меньшинства в прибыли консолидированной группы компаний отражается отдельно.
Справедливая стоимость - сумма, по которой актив может быть обменен или обязательство погашено заинтересованными осведомленными сторонами в предстоящей в ближайшее время сделке.
Дата покупки (приобретения) - дата установления контроля над нетто-активами и производственной деятельностью приобретаемого предприятия [10; 14].
В российском законодательстве также отражаются вопросы, связанные с определением тех или иных понятий и терминов консолидированной отчетности.
В соответствии со ст. 105 ГК РФ дочерним признается хозяйственное общество, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
В ст. 106 ГК РФ дано определение зависимого хозяйственного общества, которое признается таковым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью [1].
Группа лиц - это совокупность юридических или юридических и физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько условий:
- лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договоров купли-продажи, доверительного управления, договоров о совместной деятельности, поручения или иных сделок) более чем 50% общего числа голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица. Под косвенным распоряжением голосами юридического лица понимается возможность фактического распоряжения ими через третьих лиц, по отношению к которым первое лицо обладает указанным правом или полномочием;
- между двумя или более лицами заключен договор, которым предоставлено право определять условия ведения предпринимательской деятельности одного или нескольких участников договора или иных лиц либо осуществлять функции их исполнительного органа;
- лицо имеет право назначения более 50% состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица;
- одни и те же физические лица представляют более 50% состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) двух и более юридических лиц [6].
Прямой контроль трактуется как возможность юридического или физического лица определять решения, принимаемые юридическим лицом, посредством одного или нескольких действий:
- распоряжения, в том числе совместно с иными лицами в результате соглашения (согласованных действий), более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;
- получения права определять, в том числе совместно с иными лицами, условия ведения предпринимательской деятельности юридического лица или осуществлять функции его исполнительного органа;
- получения права назначать более 50% состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица;
- участия совместно с одними и теми же физическими лицами в исполнительном органе и (или) совете директоров (наблюдательном совете) двух и более юридических лиц с представлением более 50% состава их органа управления [4].
Косвенный контроль рассматривается как возможность юридического или физического лица определять решения, принимаемые юридическим лицом, через третьих лиц, по отношению к которым первое обладает одним или несколькими правами или полномочиями:
- распоряжаться, в том числе совместно с иными лицами в результате соглашения (согласованных действий), более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;
- определять, в том числе совместно с иными лицами, условия ведения предпринимательской деятельности юридического лица или осуществлять функции его исполнительного органа;
- назначать более 50% состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица;
- участвовать совместно с одними и теми же физическими лицами в исполнительном органе и (или) совете директоров (наблюдательном совете) двух и более юридических лиц, представляя более 50% состава их органа управления [4; 7].
Участник группы лиц - это юридическое или физическое лицо, прямо или косвенно контролирующее другое юридическое лицо либо прямо или косвенно контролируемое другим лицом.
Участники одной группы лиц - это:
- лица, прямо или косвенно контролирующие одно юридическое лицо, включая это юридическое лицо;
- лица, контролируемые лицами, указанными в предыдущем пункте.
Определение контроля, установленное в современном российском законодательстве, является ключевым при выяснении того, необходимо ли составлять консолидированную отчетность. Оно достаточно близко к определению контроля в зарубежных странах.
Консолидированная финансовая отчетность адресована руководству и наблюдательным советам предприятий, входящих в корпоративную семью, учредителям, а также внешним потребителям информации, таким, как существующие и потенциальные инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели, государство. Тем самым она оказывается замкнутой на информационной функции. Для внешних пользователей она выступает в качестве дополнительной информации, которая устраняет ограниченность частных балансов. Для материнской компании консолидированная отчетность является своеобразным «расширением» и «дополнением» к своей отчетности.
1.2. Процедуры и принципы подготовки и представления консолидированной отчетности
При составлении консолидированной отчетности данные отчетности материнской компании и дочерних предприятий объединяют поэтапно, чтобы представить их как единую хозяйственную организацию. В этих целях сначала постатейно суммируют статьи отчетности компаний группы, а затем исключают взаимные инвестиции и операции.
Консолидирование должно обеспечить исключение повторного учета взаимных операций компаний группы.
При составлении сводной бухгалтерской отчетности головная организация и дочерние общества должны использовать единую учетную политику в отношении оценки аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов и пр.
В сводную бухгалтерскую отчетность объединяется бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату.
Организация должна составлять сводную бухгалтерскую отчетность в объеме и порядке, установленных Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) [2], по формам, разработанным головной организацией на основе типовых форм бухгалтерской отчетности. При этом:
- формы бухгалтерской отчетности могут дополняться данными, необходимыми пользователям сводной бухгалтерской отчетности;
- статьи (строки) форм бухгалтерской отчетности, по которым у группы отсутствуют показатели, могут не приводиться, кроме случаев, когда соответствующие показатели получены в периоде, предшествовавшем отчетному;
- числовые показатели об отдельных активах, пассивах и хозяйственных операциях должны приводиться в сводной бухгалтерской отчетности обособленно, если без знания о них для пользователей невозможна оценка финансового положения группы или финансового результата ее деятельности. Числовые показатели по отдельным видам активов, пассивов и хозяйственных операций не приводятся в сводном бухгалтерском балансе или сводном отчете о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности не существен для оценки пользователями финансового положения группы или финансового результата ее деятельности, а отражаются общей суммой в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках.
Головная организация придерживается принятой формы сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного периода к другому. Изменение избранных форм сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним раскрывается в пояснениях к данным формам отчетности с указанием причин, вызвавших это изменение.
Объем и порядок, включая сроки представления бухгалтерской отчетности дочерних и зависимых обществ головной организации (в том числе дополнительной информации, необходимой для составления сводной бухгалтерской отчетности), устанавливает головная организация.
До составления сводной бухгалтерской отчетности необходимо выверить и урегулировать все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения головной организации и дочерних обществ, а также между дочерними обществами.
Наименование каждой составляющей сводной бухгалтерской отчетности должно содержать слово «сводный» и название группы.
Сводная бухгалтерская отчетность представляется учредителям (участникам) головной организации, а иным заинтересованным пользователям - в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, или по решению головной организации [13].
Головной организации целесообразно составлять сводную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 июня следующего за отчетным года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредительными документами этой организации.
Сводную бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер (бухгалтер) головной организации.
По решению участников группы сводная бухгалтерская отчетность может публиковаться в составе публикуемой бухгалтерской отчетности головной организации.
В консолидированную бухгалтерскую отчетность не включаются отчеты предприятий, в принципе входящих в сферу консолидации, но не представляющих интереса для объединения. К ним относятся:
1) компании, контроль над которыми можно считать временным. Например, контрольный пакет акций дочернего общества приобретается и находится в собственности материнского общества исключительно с целью его последующей продажи в недалеком будущем;
2) дочерние общества, действующие в условиях долгосрочных непреодолимых ограничений, которые лишают их возможности (или существенным образом снижают ее) переводить денежные средства на счет материнского общества. Например, из-за валютных ограничений на зарубежных филиалах, «блокирования» банковских счетов и т.п.;
3) дочерние компании, хозяйственная деятельность которых резко отличается от характера деятельности основной материнской компании, например, банк и промышленное акционерное общество, торговое и страховое общества [5; 8].
Таким образом, процедура консолидации охватывает такие расчеты, как:
- консолидация капитала;
- консолидация статей баланса, связанных с внутригрупповыми расчетами и операциями;
- консолидация финансовых результатов (прибыли или убытков) от внутригрупповой продажи продукции (работ, услуг), а также взаимных объемов продажи продукции (работ, услуг) между основным и дочерними обществами и соответствующих затрат;
- консолидация прочих взаимных (операционных и внереализационных) - доходов и расходов внутри группы;
- суммы дивидендов основного и дочерних обществ.
В соответствии с международными стандартами консолидированная отчетность должна базироваться на определенных принципах и методах (отвечать определенным требованиям).
1. Принцип полноты. Все активы, обязательства, расходы будущих периодов, доходы будущих периодов консолидированной группы принимаются в полном объеме независимо от доли материнской компании. Долю меньшинства показывают в балансе отдельной статьей под соответствующим заголовком.
2. Принцип собственного капитала. Поскольку материнская компания и дочерние предприятия рассматриваются как единая экономическая единица, собственный капитал определяется по балансовой стоимости акций консолидируемых предприятий, а также по финансовым результатам деятельности этих предприятий и резервам.
3. Принцип справедливой и достоверной оценки. Консолидированная отчетность должна быть представлена в ясной и удобной для понимания форме и давать правдивую и достоверную картину активов, обязательств, финансового положения, прибылей и убытков предприятий, входящих в группу и рассматриваемых как единое целое.
4. Принцип постоянства использования методов консолидации и оценки и принцип функционирующего предприятия. Методы консолидации должны применяться продолжительное время при условии, что предприятие является функционирующим, т.е. не намеревается прекращать свою деятельность в обозримом будущем. Отклонения допустимы в исключительных случаях, причем они должны быть раскрыты в приложениях к отчетности с соответствующим обоснованием. Эти принципы распространяются как на формы, так и на методы составления консолидированной отчетности.
5. Принцип существенности. Данный принцип предусматривает раскрытие таких статей, величина которых может повлиять на принятие или перемену решения о финансово-хозяйственной деятельности компании.
6. Единые методы оценки. Активы, пассивы, расходы будущих периодов, прибыли и затраты консолидированной компании должны быть учтены во всей полноте. Не имеет значения, как они представлены в текущем учете и отчетности предприятий, входящих в группу, поскольку материнская компания не налагает запрета и не осуществляет избирательных учетных подходов. Важно, чтобы при консолидировании активы и пассивы материнской компании и дочерних предприятий были оценены по единой методологии, применяемой материнской компанией. Методы оценки по законодательству, которое соблюдает материнская компания, должны применяться при формировании консолидированной отчетности.
7. Единая дата составления. Консолидированная отчетность должна составляться на дату баланса материнской компании. Показатели отчетности дочерних предприятий также должны быть пересчитаны на дату консолидированной отчетности [13].
Большая часть рассмотренных выше принципов, на которых строится консолидированная отчетность согласно международным стандартам, нашла отражение и в российских нормативных документах, регулирующих составление сводной бухгалтерской отчетности.
В зависимости от наличия или отсутствия взаимных операций можно выделить следующие этапы консолидирования:
- первичная консолидация производится при составлении впервые консолидированной отчетности ранее независимых предприятий и связана с приобретением инвестируемого предприятия;
- последующая консолидация производится при составлении консолидированной отчетности группы, образованной ранее и уже осуществляющей взаимные операции [11; 13].
Техника и методы составления консолидированной отчетности в разных странах различны.
В зависимости от характера сделки при инвестировании и установлении контроля выделяют два метода составления первичной консолидированной отчетности: метод покупки (приобретения); метод слияния (поглощения) [11].
Эти методы различаются процедурно и оказывают большое влияние на совокупные финансовые результаты, представляемые в консолидированной отчетности.
По результатам первой главы можно сделать следующие выводы:
1. Консолидированная бухгалтерская отчетность – это объединение при помощи специальных учетных процедур отчетности двух и более предприятий, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях.
2. Консолидированная отчетность должна базироваться на принципах: полноты; собственного капитала; справедливости и достоверной оценки; существенности и т.д.
3. Классифицируется консолидированная бухгалтерская отчетность как первичная и вторичная. При этом методами составления первичной консолидированной отчетности являются метод покупки и метод слияния.
Глава 2 Краткая экономическая характеристика
Ново-Кемеровской ТЭЦ
Распоряжением Совета Министров СССР от 18 июля 1946 года было дано разрешение Министерству химической промышленности проектировать строительство Ново-Кемеровского химкомбината («Азот»), в состав которого входит Ново-Кемеровская ТЭЦ.
В настоящее время ТЭЦ является самой крупной станцией ОАО «Кузбассэнерго» по отпуску тепла потребителям. Доля НК ТЭЦ в системе ОАО «Кузбассэнерго» представлена на рис. 1 и 2.
Рис. 1. Отпуск теплоэнергии потребителям
Рис. 2. Отпуск электроэнергии потребителям
Данные рис. 1 и 2 свидетельствуют о том, что рассматриваемое предприятие (НК ТЭЦ) занимает приблизительно 1/5 часть в составе ОАО «Кузбассэнерго» по обеспечению потребителей теплом. По отпуску потребителям электроэнергии доля Ново-Кемеровской ТЭЦ в системе «Кузбассэнерго» незначительна и составляет всего 8%.
Анализ себестоимости показал, что по себестоимости энергии за 2001 г. допущен перерасход в сумме 17322 тыс. руб., в том числе по статье «Топливо» в сумме 16542 тыс.руб., по «Условно-постоянным расходам» в сумме 780 тыс.руб. Перерасход по статье «Топливо» сложился за счет роста цены 1 тут, в значительной степени, цены 1 тут угля. Для более конкретного рассмотрения проведем анализ увеличения цены 1 тут по отдельным факторам, от которых зависит эта цена (табл. 1).
Таблица 1
Факторы изменения цены
Факторы |
Отклонения, тыс.руб. |
1. За счет изменения цены 1 тнт |
6485 |
1.1. угля |
5858 |
1.2. газа |
546 |
1.3. мазута |
81 |
2. За счет изменения калорийности |
8695 |
2.1. угля |
8840 |
2.2. газа |
-58 |
2.3. мазута |
-87 |
3. за счет изменения структуры топлива |
1362 |
3.1. угля |
-1576 |
3.2. газа |
1487 |
3.3. мазута |
1451 |
ВСЕГО |
16542 |
Из приведенного анализа видно, что на увеличение затрат по статье «Топливо» оказало существенное влияние:
1. Рост цены 1 тн угля;
2. Снижение калорийности угля: 5527 ккал - фактически, вместо 5670 ккал, заложенных в тарифе.
Проанализируем, за счет чего произошло увеличение цены 1 тн угля (табл. 2).
Таблица 2
Факторы повышения цены угля
Расчет 2004г. |
Факт 2004г. |
Отклон., руб/тн |
Отклон., % |
|
Цена 1 тонны угля, руб/тн всего |
201,2 |
204,57 |
3,37 |
1,7 |
в том числе прейскурантная цена |
181,98 |
185,91 |
3,93 |
2,2 |
ж/д тариф |
19,22 |
18,66 |
-0,56 |
-3 |
Увеличение фактической прейскурантной цены, по сравнению с расчетной связано с тем, что с сентября 2004 г. поставщики угля начали регулярно увеличивать тарифы на уголь.
Изменение себестоимости продукции НК ТЭЦ представлено в табл. 3.
Таблица 3
Изменение себестоимости продукции
Себестоимость товарной продукции |
тыс.руб. |
Отклонения к 2002 г., тыс.руб. |
Отклонения к 2003 г., тыс. руб. |
2002г. |
6 |
- |
- |
2003г. |
6 442 |
+6436 |
- |
2004г. |
9 950 |
+9944 |
+3508 |
Таким образом, как показывают данные табл. 3 себестоимость продукции Ново-Кемеровской ТЭЦ по сравнению с 2002 г. в 2003 г. возросла на 6436 тыс. руб., в 2004 г. на 9944 тыс. руб. по сравнению с 2002 г. и на 3508 тыс. руб. по сравнению с 2003 г.
На предприятии Ново-Кемеровская ТЭЦ сегодня работают 1058 человек. Численность и заработная плата работников по НК ТЭЦ за 2001- 2004 гг. представлена в Приложении 1.
Анализ данных Приложения 1 показывает, что с 2002 по 2004 год произошло сокращение персонала на 174 человека. За счет этого увеличился фонд заработной платы, хотя и не намного. Темп роста составил приблизительно 8%. Резко возросла сумма выплат социального характера, как работникам списочного состава, так и внешним совместителям.
Данные для анализа использования трудовых ресурсов представлены в табл. 4.
Таблица 4
Анализ использования трудовых ресурсов
Показатели |
2003 г. |
2004 г. |
Абсолют отклон. |
Темп роста, % |
1. Объем товарной продукции в фактических ценах, тыс. руб. |
6 442 |
9 950 |
+3508 |
+54,4 |
2. Среднесписочная численность ППП, чел. |
1088 |
984 |
-104 |
-9,5 |
3. Среднегодовая выработка на 1 работающего, тыс.руб. |
5,9 |
10,1 |
+4,2 |
+71,2 |
За 2003-2004 гг. наблюдается рост объема товарной продукции на 54,4%. Из данных табл. 4 видно, что темп роста товарной продукции значительно опережает темп роста численности работающих (ППП). Среднегодовая выработка на одного работающего возросла на 71,2%. Отсюда вывод – на Ново-Кемеровский ТЭЦ происходит эффективное использование трудовых ресурсов предприятия.
Как показывают данные табл. 5 (составленные по Приложениям 2-4), основное место в структуре основных производственных фондов занимают здания (2002 г. – 49,9%; 2003 г. - 49,0%; 2004 г. – 49,1%), а также машины и оборудование (2002 г. – 34,1%; 2003 г. – 35,5% и 2004 г. – 35,2%).
В целом за исследуемый период времени произошло увеличение основных фондов предприятия на 30021 тыс. руб. В основном это было вызвано ростом суммы, затраченной на здания (+14399,4 тыс. руб.), а также на машины и оборудование (+11268,2%).
Активная часть основных фондов предприятия возросла в 2003 г. по сравнению с 2002 г. на 12080,4 тыс. руб., а в 2004 г. по сравнению с 2003 г. уменьшилась на 171,6 тыс. руб.
Для оценки состояния оборотных средств составим табл. 6.
Таблица 6
Состав и структура оборотных средств
Показатель |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
|||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
|
Производственные запасы – всего |
1889 |
11,1 |
17734 |
49,8 |
15212 |
40,6 |
В том числе: сырье и материалы Расходы будущих периодов |
1889 - |
11,1 |
17728 6 |
49,75 0,05 |
15204 8 |
40,58 0,02 |
НДС по приобретенным ценностям |
9173 |
53,9 |
10179 |
28,5 |
14005 |
37,3 |
Дебиторская задолженность (после 12 мес.) |
271 |
1,7 |
256 |
0,7 |
217 |
0,6 |
Дебиторская задолженность (в теч. 12 мес.) |
5667 |
33,3 |
7132 |
20,0 |
7813 |
20,9 |
В том числе: Покупатели и заказчики Задолженность дочерних об-в Авансы выданные Прочие дебиторы |
250 - 1242 4175 |
1,5 - 7,3 24,5 |
1131 - 1897 4104 |
3,2 - 5,3 11,5 |
4055 732 1873 1153 |
10,8 2,0 5,0 3,1 |
Денежные средства |
14 |
0,08 |
334 |
1,0 |
219 |
0,6 |
Итого: |
17014 |
100 |
35635 |
100 |
37466 |
100 |
Как показывают данные табл. 6, структура оборотных средств в 2002 г. наибольший удельный вес занимает НДС по приобретенным ценностям (53,9% в 2002 г.). В 2003 и в 2004 гг. на первый план выходят производственные запасы (49,8% и 40,6% соответственно). За ними следуют НДС по приобретенным ценностям и дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев.
Насколько рентабельным является предприятие видно из анализа прибыли и убытков, отраженных в отчетах о прибылях и убытках (Приложение 5-7). В табл. 6 приведены данные о составе и динамике прибыли.
Таблица 6
Состав и динамика прибыли за 2002-2004гг. (тыс. руб.)
Показатель |
2002 |
2003 |
Абсолют-ное отклоне- ние |
2004 |
Абсолют-ное отклоне- ние |
Выручка от реализации |
6 |
8167 |
+8161 |
12311 |
+4144 |
Себестоимость |
6 |
6442 |
+6436 |
9950 |
+3508 |
Валовая прибыль |
0 |
1725 |
+1725 |
2361 |
+636 |
Коммерческие расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
Прибыль от продаж |
0 |
1725 |
+1725 |
2361 |
+636 |
Прибыль (убыток) До налогообложения |
-1567 |
-419 |
+1148 |
-5524 |
-5105 |
Налог на прибыль |
140 |
298 |
+158 |
1067 |
+769 |
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года) |
-1679 |
-717 |
+962 |
-6591 |
-5874 |
Как видно из табл. 6, в 2003 г. прибыль предприятия возросла по всем показателям. Так выручка от реализации выросла на 8161 тыс. руб., валовая прибыль на 1725 тыс. руб. Однако, такое увеличение было вызвано ростом себестоимости.
Показатели прибыли в 2004 г. сократились. Чистая прибыль за весь период времени была со знаком минус, при этом она имела отрицательную тенденцию. В 2002 г. это было вызвано тем, что выручка от реализации равнялась себестоимости продукции и валовая прибыль, соответственно, отсутствовала. В 2003 г. и 2004 г. положение несколько улучшилось, однако, необходимо было покрывать долги по предыдущему периоду, и предприятие сработало в убыток.
Проанализируем показатели рентабельности НК ТЭЦ (табл. 7).
Таблица 7
Показатели рентабельности НК ТЭЦ
Показатель рентабельности |
Год |
Отклонение |
|||
2002 |
2003 |
2004 |
2003/2002 |
2004/2003 |
|
Общая рентабельность предприятия (Р) |
-3,94 |
-0,81 |
-7,67 |
+3,13 |
-6,86 |
Рентабельность продукции (Рпр) |
0 |
26,77 |
23,72 |
+26,77 |
-3,05 |
Рентабельность продаж (оборота) – Рп |
0 |
21,12 |
19,17 |
+21,12 |
-1,95 |
Рентабельность оборотных активов (Роб) |
0 |
6,55 |
6,46 |
+6,55 |
-0,09 |
Исходя из данных табл. 7 можно сделать вывод, что общая рентабельность предприятия находится на критическом уровне. Все показатели отрицательны.
Остальные показатели рентабельности (продукции, продаж, оборотных активов) имели достаточно хорошие значения в 2003 г. В 2004 г. рентабельность продукции снизилась на 3,05%, рентабельность продаж на 1,95%, рентабельность оборотных активов на 0,09%. Однако, все три показателя остаются на высоком уровне.
Таким образом, можно сделать выводы:
1. Ново-Кемеровская ТЭЦ, являясь самой крупной станцией ОАО «Кузбассэнерго», давно и довольно успешно ведет свою деятельность на рынке г.Кемерова.
2. За рассматриваемый период произошло увеличение себестоимости продукции, что было вызвано регулярным ростом тарифов на уголь.
3. На Ново-Кемеровской ТЭЦ сегодня работают более 1000 человек, основу которых составляют рабочие. Среднегодовая выработка на одного работающего за 2004 г. составила 10,1 тыс. руб.
4. Оценка основных фондов предприятия показала увеличение активной части основных средств на 12080,4 тыс. руб. в 2003 г. и незначительное снижение показатели в 2004 г.
5. В свою очередь, в структуре оборотных активов основное место занимают производственные запасы и НДС по приобретенным ценностям.
6. Чистая прибыль предприятия с 2002 г. по 2004 г. была отрицательной. Общая рентабельность предпряития также со знаком минус. Другие показатели рентабельности в норме.
Глава 3 Техника составления бухгалтерской отчетности
3.1. Мероприятия, предшествующие составлению годовой (бухгалтерской) отчетности
3.1.1. Инвентаризация имущества и обязательств
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности НК ТЭЦ проводит инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, в ходе которой проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.
Инвентаризация - это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату [7].
В практике НК ТЭЦ используются следующие виды инвентаризации:
1. Частичная инвентаризация, которая проводится один раз в год для каждого объекта. Это надежный способ проверки, не требующий высокого уровня внутренней организации и, как правило, не мешающий процессу производства.
2. Периодическая инвентаризация, которая осуществляется в конкретные сроки в зависимости от вида и характера имущества.
3. Полная инвентаризация - это проверка всех видов имущества организации. Она проводится в конце года перед составлением годового отчета, а также при полной документальной ревизии, по требованию финансовых и следственных органов.
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливается организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, приватизации, а также преобразовании государственной или муниципальной унитарной организации;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
- при смене материально ответственных лиц (на день приема-передачи дел);
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
- в случае пожара, стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации, ликвидации организации и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Инвентаризации подлежит все имущество и виды финансовых обязательств. Инвентаризация в НК ТЭЦ проводится поэтапно и в следующие сроки:
- по основным средствам - один раз в три года, а по библиотечным фондам - один раз в пять лет;
- по капитальным вложениям - один раз в год, но не ранее 1 декабря отчетного года;
- по незавершенному производству и полуфабрикатам собственной выработки, готовой продукции, сырью и материалам - не ранее 1 октября отчетного года.
Инвентаризация денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах, кредитов, займов и т.д. проводится один раз в месяц (как правило, на 1 число каждого месяца). При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы.
Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии организации с данными выписок банка.
Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, с покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами, сумм задолженностей по недостачам и хищениям заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на бухгалтерских счетах.
В соответствии с действующими нормативными документами приказом руководителя организации для проведения инвентаризации назначается инвентаризационная комиссия (включая главного бухгалтера). Проведению инвентаризации предшествует определенная подготовительная работа; материально ответственные лица приводят в порядок имеющиеся в наличии ценности, сдают в бухгалтерию все документы о поступлении или выдаче ценностей; работники учета заканчивают обработку документов по движению имущества и финансовых обязательств, делают записи в учетных регистрах, определяют остатки ценностей по счетам материально ответственных лиц.
По окончании инвентаризации комиссия составляет протокол, отмечая в нем свои решения и предложения, который утверждается руководителем организации. Затем определяют порядок регулирования выявленных разниц между данными инвентаризации и учета.
Основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц. При этом делаются проводки:
Д-т 01 «Основные средства»,
10 «Материалы»,
43 «Готовая продукция»,
50 «Касса» и др.
К-т 91 «Прочие доходы и расходы».
Недостачу имущества и его порчу в пределах норм естественной убыли относят на затраты производства или расходы на продажу. Такой порядок применяется только при выявлении фактических недостач. В этом случае делаются записи:
1) Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К-т 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 41 «Товары» и др.
2) Д-т 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Недостача материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также их порча сверх естественной убыли относятся на виновных лиц. При этом делаются проводки:
1) Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
К-т 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 41 «Товары» и др.
2) Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
При недостаче и порче объектов основных средств делается запись:
Д-т 02 «Амортизация основных средств»
К-т 01 «Основные средства» - на сумму накопленной амортизации;
Д-т 91-3 «Выбытие основных средств»
К-т 01 «Основные средства» - на остаточную стоимость основных средств.
При выявлении виновных лиц недостающие или испорченные объекты основных средств оцениваются по рыночным ценам и оформляются проводкой:
Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
В тех случаях, когда виновные лица не установлены или во взыскании ущерба с виновных лиц отказано судом, убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации. При этом делается проводка:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы»
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после ее проведения.
Таким образом, инвентаризация выступает важнейшим инструментом определения соответствия фактического наличия имущества и обязательств данным бухгалтерского учета; она выполняет функцию контроля за сохранностью основных средств, товарно-материальных и денежных средств, выявляет внутрихозяйственные резервы с целью последующего их использования и дает информационный материал, необходимый для принятия продуманных управленческих решений.
3.1.2. Закрытие операционных и результативных счетов
Операционно-результатные или сопоставляющие (реализации): 46, 47,48 счета.
По дебету этих счетов показываются затраты по реализации: себестоимость, коммерческие расходы налоги по реализации и др.
По кредиту показывается выручка за реализованные хозяйственные средства и начисленный износ в случае реализации основных средств МБП и нематериальных активов, бывших в эксплуатации.
Сопоставление оборота по дебету и оборота по кредиту определяется результат от сделки. Если расходы, т.е. оборот по дебету больше чем выручка (оборот по кредиту), то мы имеем убыток. Если наоборот, то прибыль.
Од>Ок -убыток.
Разница между оборотами по реализации в конце отчетного периода переносится на счет 80 (прибыль и убытки) проводкой: Д80-К46,47,48 - в случае убытка.
В случае прибыли: Д46,47,48-К80 - прибыль.
На конец отчетного периода счет закрывается (сальдо конечное = 0).
Например, реализована продукция:
1) себестоимость продукции 10 млн.;
2) расход по реализации - 1 млн.;
3) выручка составила - 20 млн.;
4) налоги от выручки - 3 млн.
Проводка будет выглядеть следующим образом.
46 |
|
1) 10 млн. |
3) 20 млн. |
2) 1млн. |
|
4) 3млн. |
|
∑ 14 млн. |
20 млн. |
6 млн. |
|
Отражена выручка по К46
1) Д46-К40
2) Д46-К43
3) Д46-К68
4) Д46-К80
Сопоставляя дебет и кредит оборот по 46 счету мы получаем разницу в 6 млн. (20-14млн.) по кредиту. Следовательно, в результате сделки, получена прибыль, которая относится на финансовый результат проводкой: Д46-К80-6млн.
Рассмотрим другой пример. Реализовано основное средство, бывшее в эксплуатации. Первоначальная стоимость 100 000 000. Начисленный износ к моменту эксплуатации 20 000 000. Выручка составила 80 000 000. Налоги с выручки 16 000 000. Расходы по реализации 1 000 000. Составим проводки и определить финансовый результат.
Отнесение в дебет 47 счета (основное средство).
Д 47 К |
|
1) 100 млн. |
4) 20 млн. |
2) 16 млн. |
5) 80 млн. |
3) 1 млн. |
|
∑ 117 млн. |
∑ 100 млн. |
|
17 млн. |
1) Первоначальная стоимость Д47-К01
2) Д47-К68
3) Д47-К43
Отражение по кредиту
4) Д02-К47 - 20 млн.
5) Д51-К47 - 80 млн.
6) Д80-К47 - 17 млн. (убыток)
3.2 Порядок составления формы № 1 «Бухгалтерский баланс»
Бухгалтерский баланс состоит из двух равновеликих частей – актива и пассива.
Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.
Обязательством считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов.
Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации.
В бухгалтерском балансе активы и обязательства представлены с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) как краткосрочные (запасы, дебиторская задолженность, денежные средства, кредиторская задолженность) и долгосрочные (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные займы). Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, превышающей 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.
В соответствии с ПБУ 4/99 бухгалтерский баланс должен объединять средства в активе по разделам:
«Внеоборотные активы»
«Оборотные активы»,
а источники образования этих средств по разделам:
«Капитал и резервы»
«Долгосрочные обязательства»
«Краткосрочные обязательства».
Каждый раздел баланса объединяет группу статей.
Согласно действующим нормативным документам баланс в настоящее время составляется в оценке нетто. Итог баланса дает ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в распоряжении предприятия. Эта оценка является учетной (балансовой) и не отражает реальной суммы денежных средств, которую можно выручить за имущество, например, в случае ликвидации предприятия. Текущая «цена» активов определяется рыночной конъюнктурой и может отклоняться в любую сторону от учетной, особенно в период инфляции.
Непосредственно из аналитического баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния организации. В число исследуемых показателей обязательно включают следующие:
1. Общую стоимость активов организации, равную сумме разделов I и II баланса (стр. 190 + 290).
2. Стоимость иммобилизованных (т.е. внеоборотных) средств (активов), равную итогу раздела I баланса (строка 190).
3. Стоимость мобильных (оборотных) средств, равную итогу раздела II баланса (строка 290).
4. Стоимость материальных оборотных средств (стр. 210+220).
5. Величину собственного капитала организации, равную итогу раздела III баланса (стр. 490).
6. Величину заемного капитала, равную сумме итогов разделов IV и V баланса (строка 590 + строка 690).
7. Величину собственных средств в обороте, равную разнице итогов разделов III и I баланса (стр.490 — 190).
8. Рабочий капитал, равный разнице между оборотными активами и текущими обязательствами (итог раздела II, стр. 290 минус итог раздела V стр. 690).
Баланс НК ТЭЦ представлен в Приложениях 2-4.
3.3 Порядок составления формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»
Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.
Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.
Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера.
Прибыль - это положительный финансовый результат деятельности организации. Отрицательный результат называется убыток.
Прибыль (убыток) - это разница между всеми доходами организации и всеми ее расходами.
Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.
Анализ финансовых результатов деятельности организации включает:
1. Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период.
2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ).
3. Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ).
4. Исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ).
«Отчет о прибылях и убытках» НК ТЭЦ представлен в Приложениях 5-6.
3.4 Порядок составления формы № 3 «Отчет об изменении капитала»
Капитал организации - это источник финансирования финансово-хозяйственной деятельности. Величина совокупного капитала организации, как отмечалось выше, отражается в пассиве бухгалтерского баланса. Совокупный капитал состоит из собственного и заемного. В форме №3 «Отчет об изменениях капитала» отражается информация о состоянии и движении собственного капитала организации. А в форме №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» есть информация о состоянии и движении заемного капитала.
Для анализа и обоснования оптимальной структуры средств финансирования можно использовать следующую классификацию.
Подразделение собственного капитала:
- на внешние (за счет эмиссии акций) источников средств;
- и внутренние (за счет части прибыли) источники средств, а также
- выделение кредитов банка, займов прочих организаций, средств, поступающих за счет выпуска корпоративных облигаций, бюджетных ассигнований и прочих, в отдельную обособленную группу заемных источников финансирования позволяет аналитикам учесть специфические цели, стоящие отдельно перед собственниками (владельцами, акционерами) организации и ее кредиторами.
Для обоснования структуры капитала можно использовать следующие критерии оценки:
1) скорость возврата вложенного капитала;
2) показатель рентабельности собственного капитала;
3) показатель «прибыль на акцию» (для акционерных обществ);
4) среднюю взвешенную цену капитала.
Важную роль в процессе обоснования оптимальной структуры средств финансирования играют показатели:
- рентабельность собственного капитала;
- экономическая рентабельность;
- финансовый рычаг (коэффициент капитализации).
«Отчет об изменении капитала» НК ТЭЦ представлен в Приложениях 7-9.
3.5 Порядок составления формы № 4 «Отчет о движении денежных средств»
«Отчет о движении денежных средств» (форма № 4) - совокупность показателей, развернуто характеризующих поток денежных средств за отчетный период.
Денежные средства - включают деньги в кассе и на счетах в банках, внесенные на вклады «до востребования». Депозитные вклады в банках относятся к краткосрочным или долгосрочным финансовым вложениям.
Эквиваленты денежных средств - краткосрочные высоколиквидные финансовые вложения, быстро и легко обратимые в денежные суммы и подверженные незначительному риску колебаний их стоимости. Например, депозитные сертификаты, казначейские краткосрочные обязательства и т.п.
Чистые денежные средства - нетто-результат движения денежных средств под влиянием хозяйственных операций. Чистый прирост или уменьшение денежных средств за отчетный период.
Поток денежных средств - поступление и расходование (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов.
Приток (отток) денежных средств - увеличение (уменьшение) денежных поступлений в результате хозяйственной деятельности, отдельных видов деятельности или хозяйственных операций.
Информация, содержащаяся в «Отчете о движении денежных средств», необходима для оценки:
- перспективной возможности организации создавать положительные потоки денежных средств (превышение денежных поступлений над расходами);
- способности организации выполнять свои обязательства по расчетам с кредиторами, выплате дивидендов и иных платежей;
- потребности в дополнительном привлечении денежных средств со стороны;
- причин различия между чистыми доходами организации и связанными с ними поступлениями и платежами;
- эффективности операций по финансированию организации и инвестиционных сделок в денежной и безденежной формах.
Одним из условий финансового благополучия организации является приток денежных средств. Однако чрезмерная величина денежных средств говорит о том, что реально организация терпит убытки, связанные с инфляцией и обесценением денег, а также с упущенной возможностью их выгодного размещения.
Способ оценки достаточности денежных средств состоит в определении длительности периода их оборота:
Средние остатки денежных средств
ОДС = ------------------------------------------------ х t
Оборот денежных средств
Для исчисления среднего оборота следует использовать кредитовый оборот по счету 51. Но если у организации существенная часть расчетов проходит через кассу и специальные счета, то указанные в них расходы денежных средств должны быть прибавлены к сумме кредита по счету 51.
В «Отчете о движении денежных средств» суммируются потоки денежных средств за отчетный период, с тем чтобы получить дополнительную информацию о результатах производственно-хозяйственной деятельности организации, о ее инвестиционной и финансовой деятельности.
В отчете содержится информация, которая дополняет данные отчетного бухгалтерского баланса и «Отчета о прибылях и убытках». В частности, из этого отчета можно получить информацию о том, обеспечивалось ли достижение прибыльности достаточным притоком денежных средств, способствующим расширению проводимых операций или, по крайней мере, позволяющим продолжать их на прежнем уровне, удовлетворяет ли приток денежных средств необходимому уровню ликвидности организации. Отчет отражает инвестиции в дочерние и иные хозяйственные общества, капитальные вложения в основные средства, на увеличение оборотных средств, содержит данные об изъятии денежных средств из сферы инвестиций. Наконец, отчет дает представление о деятельности организации по привлечению финансовых ресурсов для финансирования ее развития и других потребностей.
Потоки денежных средств группируются в отчете по трем направлениям: текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
В международной практике существуют два метода составления отчета о движении денежных средств - прямой и косвенный.
Прямой метод составления отчета предполагает отражение непосредственных потоков денежных средств, поступивших от покупателей, выплаченных персоналу и т.п.
Косвенный метод составления отчета дает отражение только части потока денежных средств, не включающего валовые поступления и расходы от основной производственно-хозяйственной деятельности.
«Отчет о движении денежных средств» НК ТЭЦ представлен в Приложениях 10-12.
3.6. Порядок составления формы №5 «Приложения к бухгалтерскому балансу»
Заемные средства представляют собой правовые и хозяйственные обязательства организации перед третьими лицами.
Обязательства - это задолженность (кредиторская или иная), возникшая в отчетном или предыдущих периодах, по которой имеется уверенность в том, что ее погашение (урегулирование) приведет к уменьшению экономической выгоды, то есть уменьшению реальных активов.
В обязательстве воплощен конкретный долг, который необходимо погашать, либо обязанность действовать (выполнять что-либо) определенным образом, например, устранять неисправности в проданной продукции или выполнять предварительно оплаченную работу.
К обязательствам относятся:
- долгосрочные займы и иные долговые обязательства;
- краткосрочные займы и банковские кредиты;
- кредиторская задолженность поставщикам, различным физическим и юридическим лицам по всевозможным операциям;
- резервы предполагаемых ассигновании;
- планируемые пенсионные выплаты и иные аналогичные финансовые обязательства.
Обязательства принимаются на учет только тогда, когда имеются основания полагать, что их урегулирование потребует определенных затрат, уменьшающих активы, либо иным путем ведет к сокращению потенциальных экономических выгод. Здесь выполненные сделки, требующие оплаты, и принятие к исполнению судебного решения, и намерения уплатить неустойку или заплатить налог в бюджет государства.
Заемные средства классифицируют в зависимости от степени срочности их погашения и способа обеспеченности.
По степени срочности погашения обязательства подразделяют на долгосрочные и текущие. Средства, привлекаемые на долгосрочной основе, обычно направляют на приобретение активов длительного использования, а текущие пассивы, как правило, являются источником формирования оборотных средств.
Для оценки структуры заемных средств весьма существенно их деление на необеспеченные и обеспеченные. Важность такой группировки связана с тем, что обеспеченные обязательства в случае ликвидации организации и объявления конкурсного производства погашаются из конкурсной массы.
«Приложения к бухгалтерскому балансу» НК ТЭЦ представлены в Приложениях 13-15.
3.7 Взаимная увязка показателей форм годовой бухгалтерской отчетности
Взаимная увязка показателей форм годовой бухгалтерской отчетности строится следующим образом (табл. 8).
Таблица 4
Взаимоувязка показателей годовой отчетности
Баланс (форма № 1) |
Отчет о прибылях и убытках (форма № 2) |
Отчет о движении капитала (форма № 3) |
Отчет о движении денежных средств (форма № 4) |
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Строка |
Графа |
Строка |
Графа |
Строка |
Графа |
Строка |
Графа |
Строка |
Графа |
и других аналогичных объектов» |
|||||||||
021 «Основные средства, сданные в аренду» |
011 «Основные средства, сданные в аренду» |
||||||||
112 |
3 |
330 |
3 |
||||||
112 |
4 |
330 |
6 |
||||||
113 |
3 |
340 |
3 |
||||||
113 |
4 |
340 |
6 |
||||||
121 |
3 |
360 |
3 |
||||||
121 |
4 |
360 |
6 |
||||||
141 |
3 |
450 |
3 |
||||||
141 |
4 |
450 |
6 |
||||||
142 |
3 |
460 |
3 |
||||||
142 |
4 |
460 |
6 |
||||||
144 |
3 |
530 |
3 |
||||||
144 |
4 |
530 |
4 |
||||||
230 |
3 |
223 |
3 |
||||||
230 |
4 |
223 |
6 |
||||||
230+240 |
3 |
210 + 220 |
3 |
||||||
230+240 |
4 |
210 + 220 |
6 |
||||||
251 |
3 |
530 |
5 |
||||||
251 |
4 |
530 |
6 |
||||||
410 |
3 |
010 |
3 |
||||||
410 |
4 |
010 |
6 |
||||||
420 |
3 |
020 |
3 |
||||||
420 |
4 |
020 |
6 |
||||||
431+432 |
3 |
030 |
3 |
|
|||||
431+432 |
4 |
030 |
6 |
|
|||||
440 |
3 |
060 |
3 |
||||||
440 |
4 |
060 |
6 |
||||||
450 |
3 |
070 |
3 |
||||||
450 |
4 |
070 |
6 |
||||||
460 |
3 |
050 |
3 |
411 |
3 |
||||
460+470 |
4 |
050 |
6 |
411 |
6 |
||||
510 |
3 |
110 + 120 |
3 |
||||||
510 |
4 |
110 + 120 |
6 |
||||||
511 |
3 |
110 |
3 |
||||||
511 |
4 |
110 |
6 |
Таким образом, можно сделать вывод, что техника составления бухгалтерской отчетности включает в себя грамотное (соответствующее нормам) заполнение пяти форм бухгалтерской отчетности: «Бухгалтерского баланса», «Отчета о прибылях и убытках», «Отчета об изменении капитала», «Отчета о движении денежных средств», «Приложения к бухгалтерскому балансу». Особое значение при составлении бухгалтерской отчетности имеет взаимная увязка показателей всех указанных форм.
Заключение
Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что консолидированной отчетности присущи некоторые особенности:
- консолидированная отчетность не является отчетностью юридически самостоятельного предприятия. Ее целью является получение общего представления о результатах деятельности корпоративной семьи. Она имеет явную информационную и аналитическую направленность;
- результаты сделок между членами корпоративной семьи не включаются в консолидированную бухгалтерскую отчетность. В ней показывают только активы и обязательства, доходы и расходы от операций с внешними контрагентами. Любые внутригрупповые финансово-хозяйственные операции идентифицируются и исключаются в процессе консолидации. Консолидация не является простым суммированием одноименных статей финансовой отчетности компаний группы;
- отчеты группы содержат сводную информацию о результатах деятельности и финансовом положении каждой компании, входящей в объединение. Это значит, что прибыль одной дочерней компании может «скрывать» убытки другой, а прочное финансовое положение одной дочерней компании может «скрывать» потенциальную неплатежеспособность другой;
- если группа состоит из компаний, работающих в различных видах бизнеса, то консолидированная отчетность по данной группе может не раскрывать отдельных важных деталей, когда отсутствует дополнительная информация о каждом сегменте деятельности группы.
Сформулированные особенности консолидированной отчетности позволяют полно раскрыть ее роль в деятельности группы:
- предоставить обобщающую информацию в целом по группе для поддержания положительных представлений о группе и укрепления позиций на фондовом рынке (рост котировок акций материнского общества и прочих обществ группы);
- дать более реальную картину хозяйственных операций и финансового положения единой экономической единицы, но не заменять отдельные финансовые отчеты;
- дать основу для принятия управленческих решений;
- охарактеризовать экономическую взаимосвязь и взаимодействие членов группы;
- выполнять контролирующую функцию для материнской компании, так как эта отчетность составляется в валюте материнской компании;
- оказывать влияние на финансирование и финансовое планирование деятельности группы и др.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 23.12.2003 №182-ФЗ. – М.: Юрайт, 2004.
2. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 06.06.99г. приказ №43н.
3. Приказ Минфина России «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» от 30 декабря 1996 г. №112.
4. Бабаев Ю.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. – 456с.
5. Бакаев А.С. Бухгалтерские термины и определения. - М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 325с.
6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность / Под ред. проф. В.Д. Новодворского. - М.: ИНФРА - М, 2003. – 422с.
7. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: Омега-Л, 2002. – 348с.
8. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.: ИНФРА- М, 2002. – 388с.
9. Матвеев А.А., Суйц В.П. Консолидированная отчетность: Методика и практика: Учебно-практическое пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. – 344с.
10. Морозова Ж.А. Международные стандарты финансовой отчетности. - М.: Бератор-Пресс, 2002. – 477с.
11. Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. – 330с.
12. Пучкова С.И., Новодворский В.Д. Консолидированная отчетность. - М.: ИДФБК-ПРЕСС, 1999. – 258с.
13. Селезнева Н.Н. Скоболева И.П. Консолидированная бухгалтерская отчетность. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 305с.
14. Терехова В.А. Международные стандарты финансовой отчетности. - М.: Финансовая академия, 1999. – 354с.