Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1 Сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность………..5

1.1. Сущность и основные понятия консолидированной

        отчетности…………………………………………………………5

1.2. Процедуры и принципы подготовки и представления

       консолидированной отчетности…………………………………14

Глава 2 Краткая экономическая характеристика

              Ново-Кемеровской ТЭЦ…………………………………………...20

Глава 3 Техника составления бухгалтерской отчетности………………...29

3.1. Мероприятия,     предшествующие     составлению    

        годовой (бухгалтерской) отчетности…………………………..29

3.1.1. Инвентаризация имущества и обязательств………………….29

3.1.2. Закрытие операционных и результативных счетов………….33

3.2. Порядок составления формы № 1 «Бухгалтерский баланс»…..35

3.3. Порядок составления  формы № 2 «Отчет о прибылях

       и убытках»………………………………………………………...37

3.4. Порядок   составления  формы  №   3   «Отчет   об 

       изменении капитала»…………………………………………….39

3.5. Порядок составления формы № 4 «Отчет о движении

       денежных средств»………………………………………………40

3.6. Порядок составления формы №5 «Приложения

        к бухгалтерскому балансу»……………………………………..43

3.7. Взаимная увязка показателей  форм  годовой 

       бухгалтерской отчетности……………………………………….44

Заключение…………………………………………………………………..46

Список литературы………………………………………………………….48

Приложения………………………………………………………………….50

Введение

Когда мы используем термин «отчетность», то рассматри­ваем финансовую отчетность организации, не углубляясь в ее организационно-экономические структуры. Современные круп­ные организации могут объединять несколько предприятий с различной системой участия. Под одним наименованием нахо­дится не одно предприятие, а целая группа связанных предпри­ятий. Организации, имеющие в своей структуре дочерние пред­приятия, составляют консолидированную отчетность, получив­шую в нашей стране название сводной отчетности.

При составлении консолидированной отчетности ставится цель: элиминировать (исключить) влияние вышеперечисленных факторов (искажающих данные отчетности) на показатели дея­тельности группы в целом. Достижению этой цели способствует реализация целого комплекса мер. Следует отметить, что в стра­нах с развитой и высокоинтегрированной экономикой, где дав­но существуют корпоративные группы, этим вопросам уделяет­ся пристальное внимание.

ОБЪЕКТ исследования – Ново-Кемеровская ТЭЦ.

ПРЕДМЕТ исследования – бухгалтерская отчетность Ново-Кемеровской ТЭЦ.

ЦЕЛЬ исследования – изучить бухгалтерскую отчетность Ново-Кемеровской ТЭЦ и представить анализ основных показателей хозяйственной деятельности.

ЗАДАЧИ исследования:

1. Проанализировать показатели себестоимости, использование трудовых ресурсов, основных и оборотных средств, показатели прибыли и рентабельности Ново-Кемеровской ТЭЦ.

2. Рассмотреть особенности инвентаризации имущества и обязательств в Ново-Кемеровской ТЭЦ.

3. Рассмотреть особенности закрытия операционных и результативных счетов НК ТЭЦ.

4. Рассмотреть порядок составления  форм №1-5 бухгалтерской отчетности предприятия.

5. Дать характеристику взаимной увязки показателей форм годовой бухгалтерской отчетности.

Глава 1 Сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность

1.1. Сущность и основные понятия консолидированной отчетности

Понятия «сводная отчетность» и «консоли­дированная отчетность» не являются идентичными. Специалис­ты, занимающиеся вопросами консолидированной отчетности [11], считают, что использование этих двух понятий в качестве синонимов некорректно, потому что эти формы отчетности раз­личаются не только по назначению, технике составления, кру­гу пользователей, но и концептуально. Сводная отчетность со­ставляется в рамках одного собственника или для статистичес­кого обобщения данных, а консолидированная - несколькими собственниками по совместно контролируемому имуществу.

В приказе № 112 Минфина России от 30 декабря 1996 г. «О методических рекомендациях по составлению и представле­нию сводной бухгалтерской отчетности» [3] даны развернутая ха­рактеристика общих положений сводной (консолидированной) отчетности, порядок ее составления и представления, правила объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ, правила включения данных о зависимых обществах в сводную бухгалтерскую отчетность, а также разработаны правила составления пояснений к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убыт­ках.

В частности, в приказе № 112 сводная отчетность характери­зуется как «система показателей, отражающих финансовое по­ложение на отчетную дату и финансовые результаты за отчет­ный период группы взаимосвязанных организаций».

Впервые в мировой практике применили консолидацию и опубликовали консолидированный отчет американские компа­нии в самом начале XX века. Это было вызвано большими мас­штабами концентрации и централизации капитала, появлени­ем холдингов, концернов. Первой компанией, опубликовавшей консолидированную отчетность, стала «United States Steel Company» [14].

Позже консолидированная отчетность стала составляться и в европейских странах. Это произошло в конце 40-х годов 20-го столетия. В законодательстве Великобритании первое упомина­ние о консолидированной отчетности относится к 1947 г., в Западной Германии - к 1965-му, а во Франции - к 1986 г. Однако первые публикации по данному вопросу появились в Великобритании еще в 20-х годах. Лондонская фондовая биржа стала требовать представления консолидированной отчетности в 1939 г. Лишь 22 французские компании опубликовали консо­лидированный баланс в 1967 г., но только в 1986 г. требования к такой публикации стали во Франции обязательными. В Герма­нии консолидирование отчетности является обязательным лишь с 1990 г. при наличии следующих условий:

-   большинства голосов;

-   персонального влияния, обеспечивающего контроль;

-   контроля по контракту;

-   контроля на основании учредительных документов - ак­цент делается на фактическом контроле.

В еще меньшей степени консолидированная отчетность рас­пространена в других европейских странах - Испании, Ита­лии, Греции [12].

Возникновение транснациональных корпораций, имеющих высокую долю зарубежных активов, экспортных операций и рабочей силы за рубежом, создание предприятий с участием иностранного капитала, появление разнообразных форм ком­мерческих, производственных, финансовых связей между ком­паниями потребовали представления информации об их деятельности в форме консолидированной отчетности.

Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение при помощи специальных учетных процедур (а не простого суммирования) отчетности двух и более предприятий, находящихся в определенных юридических и финан­сово-хозяйственных взаимоотношениях, когда одно или несколько юридически самостоятельных предприятий находятся под конт­ролем лишь одного общества - так называемого материнского (родительского) общества, стоящего над всеми прочими членами группы [9, c.49].

Консолидированные отчеты показывают, какими были бы отчеты организации, если бы она закрыла все дочерние пред­приятия и осуществляла непосредственное управление их дея­тельностью в рамках одного юридического лица.

Вопросы порядка составления, структуры и назначения консолидированной отчетности отражаются в нескольких Меж­дународных стандартах финансовой отчетности (IAS). В част­ности, наиболее важными по проблемам консолидированной отчетности являются стандарты: 22 «Объединение компаний» (IAS 22"Business Combinations»); 25 «Учет инвестиций» (IAS 25 «Accounting for Investments»); 27 «Сводная финансовая отчет­ность и учет инвестиций в дочерние компании» (IAS 27 «Consolidated Financial Statements and Accounting for Investments in Subsidiaries»); 28 «Учет инвестиций в ассоциированные предприятия» (IAS 28 «Accounting for Investmens in Associates»), 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной дея­тельности» (IAS 31 «Financial Reporting of Interests in Joint Ventures»).

Одним из наиболее сложных стандартов, без которого по­нимание процедуры составления консолидированной отчетно­сти крайне затруднено, является МСФО 22 «Объединение ком­паний». Целью данного стандарта является описание методоло­гических проблем бухгалтерского учета при объединении ком­паний. В нем разбираются примеры приобретения одного пред­приятия другим, а также ситуации, когда невозможно опреде­лить предприятие-покупателя. В этом же стандарте рассматрива­ются вопросы определения стоимости приобретения, ее рас­пределения между приобретаемыми идентифицируемыми акти­вами и обязательствами предприятия, проблемы учета возника­ющей положительной или отрицательной деловой репутации, ее дальнейшей амортизации. Не менее важно также определе­ние доли меньшинства в капитале группы [10].

В международных стандартах финансовой отчетности при­ведены и все основные определения разных понятий, так или иначе связанных с консолидированной отчетностью.

Консолидация - обобщение коммерческих и финансовых ре­зультатов группы предприятий, рассматриваемых в качестве еди­ной хозяйственной единицы.

Группа (корпорация) - объединение предприятий (компа­ний), не являющееся юридическим лицом и состоящее из хол­динговой (головной) компании и всех ее дочерних предприя­тий, которые в свою очередь являются юридическими лицами.

Материнская компания (холдинговая компания, основное об­щество) - держатель контрольного пакета акций дочерних или других предприятий, контролирует деятельность одной или не­скольких дочерних компаний. Обязана составлять сводную (кон­солидированную) финансовую отчетность.

Контрольный пакет акций (более 50% обыкновенных акций по номинальной стоимости с правом голоса) обеспечивает ре­шение вопросов распределения доходов, назначения всех или большинства членов правления или совета директоров контро­лируемого предприятия. Материнское предприятие вместе с до­черними и другими предприятиями образует группу и имеет право и возможность извлекать экономические выгоды из до­черних предприятий. Концепция материнского предприятия ос­нована на наличии правового контроля.

Дочерняя компания (общество) признается таковой, если другая компания, называемая материнской, в результате пре­обладающего участия в ее уставном капитале, либо в соответ­ствии с договором между ними, либо иным способом осуществляет существующий контроль ее деятельности, имеет возможность определять решения, принимаемые такой компа­нией.

Консолидированная финансовая отчетность составляется материнской компанией по всей совокупности контролируемых компаний (предприятий) и отражает имущественное финансо­вое положение и результаты хозяйственной деятельности всех компаний, входящих в сферу консолидации, как единого экономического целого. Консолидированная финансовая отчетность необходима всем, имеющим интересы или предполагающим их иметь в данной группе компаний: инвесторам, кредиторам, поставщикам и заказчикам, персоналу и профсоюзам, банкам и иным финансовым организациям, правительственным орга­нам и местным властям.

Группа (сфера) консолидации - материнская компания со всеми ее дочерними компаниями. Совокупность компаний, по которым следует составлять сводную финансовую отчетность.

Консолидированный баланс - сводный отчетный баланс всех компаний, входящих в данную сферу консолидации. Составная часть консолидированной финансовой отчетности. Имущество, обязательства и капитал дочерней компании включаются в кон­солидированный баланс начиная с даты фактического перехо­да контроля над приобретенной дочерней компанией к покупа­телю, когда он получает возможность управлять финансовой и оперативной политикой приобретенной дочерней компании.

Консолидированный отчет о прибылях и убытках включает результаты финансово-хозяйственной деятельности всех компа­ний, входящих в данную сферу консолидации. Это обязатель­ный элемент консолидированной финансовой отчетности.

Сводная финансовая отчетность - финансовая отчетность группы, представленной как единая хозяйственная организация.

Контроль финансово-хозяйственной деятельности - право компании устанавливать принципы финансовой и производ­ственной (коммерческой) деятельности другой компании с це­лью получения выгоды от нее [10; 14].

Совместный контроль - контроль деятельности предприя­тия (компании), подлежащего консолидации, осуществляемый совместно двумя или несколькими другими компаниями.

Объединение компаний - соединение самостоятельных пред­приятий в единую экономическую единицу в результате слия­ния или вследствие приобретения контроля одним предприяти­ем над нетто-активами и производственной деятельностью дру­гого предприятия.

Покупка (приобретение) - такое объединение предприятий, при котором одно из предприятий, называемое покупателем, получает контроль над нетто-активами и производственной де­ятельностью другого предприятия, покупаемого в обмен на пе­редачу активов, принятие обязательств или выпуск акций.

Слияние, или объединение, долей капитала - такое объеди­нение предприятий, при котором акционеры объединенных предприятий осуществляют контроль над всеми или почти все­ми общими нетто-активами и производственной деятельностью для совместного разделения риска и получаемой прибыли объе­диненных предприятий, так что ни одна из сторон не может быть определена как приобретающая.

Контроль - полномочия, позволяющие осуществлять руко­водство финансовой и производственной деятельностью пред­приятия с целью получения прибыли.

Доля меньшинства (доля миноритарных акционеров), владе­ющего менее чем 50% акций, - часть чистых результатов дея­тельности и чистых активов дочернего предприятия, приходя­щаяся на долю, которой материнское предприятие не владеет прямо или косвенно через дочерние предприятия. В МСФО 27 специально указано, что в консолидированном бухгалтерском балансе доля меньшинства отражается отдельно от обязательств и капитала материнской компании. В консолидированном отче­те о прибылях и убытках доля меньшинства в прибыли консо­лидированной группы компаний отражается отдельно.

Справедливая стоимость - сумма, по которой актив может быть обменен или обязательство погашено заинтересованными осведомленными сторонами в предстоящей в ближайшее время сделке.

Дата покупки (приобретения) - дата установления контро­ля над нетто-активами и производственной деятельностью при­обретаемого предприятия [10; 14].

В российском законодательстве также отражаются вопросы, связанные с определением тех или иных понятий и терминов консолидированной отчетности.

В соответствии со ст. 105 ГК РФ дочерним признается хозяй­ственное общество, если другое (основное) хозяйственное об­щество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность опре­делять решения, принимаемые таким обществом.

В ст. 106 ГК РФ дано определение зависимого хозяйственно­го общества, которое признается таковым, если другое (преоб­ладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосую­щих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью [1].

Группа лиц - это совокупность юридических или юридичес­ких и физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько условий:

- лицо или несколько лиц совместно в результате согла­шения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании до­говоров купли-продажи, доверительного управления, договоров о совместной деятельности, поручения или иных сделок) более чем 50% общего числа голосов, при­ходящихся на акции (вклады, доли), составляющие ус­тавный (складочный) капитал юридического лица. Под косвенным распоряжением голосами юридического лица понимается возможность фактического распоряжения ими через третьих лиц, по отношению к которым первое лицо обладает указанным правом или полномочием;

-  между двумя или более лицами заключен договор, кото­рым предоставлено право определять условия ведения предпринимательской деятельности одного или несколь­ких участников договора или иных лиц либо осуществ­лять функции их исполнительного органа;

- лицо имеет право назначения более 50% состава испол­нительного органа и (или) совета директоров (наблюда­тельного совета) юридического лица;

- одни и те же физические лица представляют более 50% со­става исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) двух и более юридических лиц [6].

Прямой контроль трактуется как возможность юридическо­го или физического лица определять решения, принимаемые юридическим лицом, посредством одного или нескольких дей­ствий:

- распоряжения, в том числе совместно с иными лицами в результате соглашения (согласованных действий), бо­лее чем 50% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (скла­дочный) капитал юридического лица;

-  получения права определять, в том числе совместно с иными лицами, условия ведения предпринимательской деятельности юридического лица или осуществлять фун­кции его исполнительного органа;

-   получения права назначать более 50% состава исполни­тельного органа и (или) совета директоров (наблюда­тельного совета) юридического лица;

-   участия совместно с одними и теми же физическими ли­цами в исполнительном органе и (или) совете директо­ров (наблюдательном совете) двух и более юридических лиц с представлением более 50% состава их органа уп­равления [4].

Косвенный контроль рассматривается как возможность юри­дического или физического лица определять решения, прини­маемые юридическим лицом, через третьих лиц, по отноше­нию к которым первое обладает одним или несколькими права­ми или полномочиями:

-   распоряжаться, в том числе совместно с иными лицами в результате соглашения (согласованных действий), бо­лее чем 50% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

-  определять, в том числе совместно с иными лицами, ус­ловия ведения предпринимательской деятельности юри­дического лица или осуществлять функции его исполни­тельного органа;

-  назначать более 50% состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) юри­дического лица;

-   участвовать совместно с одними и теми же физическими лицами в исполнительном органе и (или) совете директо­ров (наблюдательном совете) двух и более юридических лиц, представляя более 50% состава их органа управления [4; 7].

Участник группы лиц - это юридическое или физическое лицо, прямо или косвенно контролирующее другое юридичес­кое лицо либо прямо или косвенно контролируемое другим ли­цом.

Участники одной группы лиц - это:

-  лица, прямо или косвенно контролирующие одно юри­дическое лицо, включая это юридическое лицо;

-   лица, контролируемые лицами, указанными в предыду­щем пункте.

Определение контроля, установленное в современном рос­сийском законодательстве, является ключевым при выяснении того, необходимо ли составлять консолидированную отчетность. Оно достаточно близко к определению контроля в зарубежных странах.

Консолидированная финансовая отчетность адресована ру­ководству и наблюдательным советам предприятий, входящих в корпоративную семью, учредителям, а также внешним потре­бителям информации, таким, как существующие и потенци­альные инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели, госу­дарство. Тем самым она оказывается замкнутой на информаци­онной функции. Для внешних пользователей она выступает в качестве дополнительной информации, которая устраняет ог­раниченность частных балансов. Для материнской компании консолидированная отчетность является своеобразным «расши­рением» и «дополнением» к своей отчетности.

1.2. Процедуры и принципы подготовки и представления консолидированной отчетности

При составлении консолидированной отчетности данные отчетности материнской компании и дочерних предприятий объединяют поэтапно, чтобы представить их как единую хозяй­ственную организацию. В этих целях сначала постатейно сумми­руют статьи отчетности компаний группы, а затем исключают взаимные инвестиции и операции.

Консолидирование должно обеспечить исключение повтор­ного учета взаимных операций компаний группы.

При составлении сводной бухгалтерской отчетности голов­ная организация и дочерние общества должны использовать еди­ную учетную политику в отношении оценки аналогичных ста­тей имущества и обязательств, доходов и расходов и пр.

В сводную бухгалтерскую отчетность объединяется бухгал­терская отчетность головной организации и дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату.

Организация должна составлять сводную бухгалтерскую от­четность в объеме и порядке, установленных Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) [2], по формам, разработанным головной организаци­ей на основе типовых форм бухгалтерской отчетности. При этом:

- формы бухгалтерской отчетности могут дополняться дан­ными, необходимыми пользователям сводной бухгалтер­ской отчетности;

- статьи (строки) форм бухгалтерской отчетности, по ко­торым у группы отсутствуют показатели, могут не при­водиться, кроме случаев, когда соответствующие пока­затели получены в периоде, предшествовавшем отчетному;

-  числовые показатели об отдельных активах, пассивах и хозяйственных операциях должны приводиться в свод­ной бухгалтерской отчетности обособленно, если без знания о них для пользователей невозможна оценка финансового положения группы или финансового резуль­тата ее деятельности. Числовые показатели по отдельным видам активов, пассивов и хозяйственных операций не приводятся в сводном бухгалтерском балансе или свод­ном отчете о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности не существен для оценки пользователями финансового положения группы или финансового результата ее деятельности, а отражаются общей суммой в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках.

Головная организация придерживается принятой формы сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о прибы­лях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного пе­риода к другому. Изменение избранных форм сводного бух­галтерского баланса, сводного отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним раскрывается в пояснениях к данным формам отчетности с указанием причин, вызвавших это изменение.

Объем и порядок, включая сроки представления бухгалтер­ской отчетности дочерних и зависимых обществ головной орга­низации (в том числе дополнительной информации, необходи­мой для составления сводной бухгалтерской отчетности), уста­навливает головная организация.

До составления сводной бухгалтерской отчетности необхо­димо выверить и урегулировать все взаиморасчеты и иные фи­нансовые взаимоотношения головной организации и дочерних обществ, а также между дочерними обществами.

Наименование каждой составляющей сводной бухгалтерс­кой отчетности должно содержать слово «сводный» и название группы.

Сводная бухгалтерская отчетность представляется учреди­телям (участникам) головной организации, а иным заинтере­сованным пользователям - в случаях, установленных законо­дательством Российской Федерации, или по решению голов­ной организации [13].

Головной организации целесообразно составлять сводную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 июня следующего за отчетным года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредительными документами этой организации.

Сводную бухгалтерскую отчетность подписывают руководи­тель и главный бухгалтер (бухгалтер) головной организации.

По решению участников группы сводная бухгалтерская от­четность может публиковаться в составе публикуемой бухгал­терской отчетности головной организации.

В консолидированную бухгалтерскую отчетность не включа­ются отчеты предприятий, в принципе входящих в сферу кон­солидации, но не представляющих интереса для объединения. К ним относятся:

1)  компании, контроль над которыми можно считать вре­менным. Например, контрольный пакет акций дочернего обще­ства приобретается и находится в собственности материнского общества исключительно с целью его последующей продажи в недалеком будущем;

2)  дочерние общества, действующие в условиях долгосроч­ных непреодолимых ограничений, которые лишают их возмож­ности (или существенным образом снижают ее) переводить де­нежные средства на счет материнского общества. Например, из-за валютных ограничений на зарубежных филиалах, «блокиро­вания» банковских счетов и т.п.;

3)  дочерние компании, хозяйственная деятельность кото­рых резко отличается от характера деятельности основной мате­ринской компании, например, банк и промышленное акцио­нерное общество, торговое и страховое общества [5; 8].

Таким образом, процедура консолидации охватывает такие расчеты, как:

- консолидация капитала;

- консолидация статей баланса, связанных с внутригрупповыми расчетами и операциями;

- консолидация финансовых результатов (прибыли или убытков) от внутригрупповой продажи продукции (работ, услуг), а также взаимных объемов продажи продук­ции (работ, услуг) между основным и дочерними обще­ствами и соответствующих затрат;

-   консолидация прочих взаимных (операционных и внере­ализационных) - доходов и расходов внутри группы;

-   суммы дивидендов основного и дочерних обществ.

В соответствии с международными стандартами консолиди­рованная отчетность должна базироваться на определенных прин­ципах и методах (отвечать определенным требованиям).

1. Принцип полноты. Все активы, обязательства, расходы будущих периодов, доходы будущих периодов консолидиро­ванной группы принимаются в полном объеме независимо от доли материнской компании. Долю меньшинства показывают в балансе отдельной статьей под соответствующим заголов­ком.

2.  Принцип собственного капитала. Поскольку материнская компания и дочерние предприятия рассматриваются как еди­ная экономическая единица, собственный капитал определяет­ся по балансовой стоимости акций консолидируемых предпри­ятий, а также по финансовым результатам деятельности этих предприятий и резервам.

3. Принцип справедливой и достоверной оценки. Консолидиро­ванная отчетность должна быть представлена в ясной и удобной для понимания форме и давать правдивую и достоверную кар­тину активов, обязательств, финансового положения, прибы­лей и убытков предприятий, входящих в группу и рассматрива­емых как единое целое.

4.  Принцип постоянства использования методов консолида­ции и оценки и принцип функционирующего предприятия. Методы консолидации должны применяться продолжительное время при условии, что предприятие является функционирующим, т.е. не намеревается прекращать свою деятельность в обозримом буду­щем. Отклонения допустимы в исключительных случаях, при­чем они должны быть раскрыты в приложениях к отчетности с соответствующим обоснованием. Эти принципы распространя­ются как на формы, так и на методы составления консолидиро­ванной отчетности.

5.  Принцип существенности. Данный принцип предусмат­ривает раскрытие таких статей, величина которых может по­влиять на принятие или перемену решения о финансово-хозяй­ственной деятельности компании.

6.  Единые методы оценки. Активы, пассивы, расходы буду­щих периодов, прибыли и затраты консолидированной компа­нии должны быть учтены во всей полноте. Не имеет значения, как они представлены в текущем учете и отчетности предприя­тий, входящих в группу, поскольку материнская компания не налагает запрета и не осуществляет избирательных учетных под­ходов. Важно, чтобы при консолидировании активы и пассивы материнской компании и дочерних предприятий были оценены по единой методологии, применяемой материнской компанией. Методы оценки по законодательству, которое соблюдает мате­ринская компания, должны применяться при формировании консолидированной отчетности.

7. Единая дата составления. Консолидированная отчетность должна составляться на дату баланса материнской компании. Показатели отчетности дочерних предприятий также должны быть пересчитаны на дату консолидированной отчетности [13].

Большая часть рассмотренных выше принципов, на кото­рых строится консолидированная отчетность согласно между­народным стандартам, нашла отражение и в российских норма­тивных документах, регулирующих составление сводной бухгал­терской отчетности.

В зависимости от наличия или отсутствия взаимных опера­ций можно выделить следующие этапы консолидирования:

- первичная консолидация производится при составлении впервые консолидированной отчетности ранее незави­симых предприятий и связана с приобретением инвести­руемого предприятия;

- последующая консолидация производится при составлении консолидированной отчетности группы, образованной ра­нее и уже осуществляющей взаимные операции [11; 13].

Техника и методы составления консолидированной отчет­ности в разных странах различны.

В зависимости от характера сделки при инвестировании и установлении контроля выделяют два метода составления пер­вичной консолидированной отчетности: метод покупки (приобретения); метод слияния (поглощения) [11].

Эти методы различаются процедурно и оказывают большое влияние на совокупные финансовые результаты, представляе­мые в консолидированной отчетности.

По результатам первой главы можно сделать следующие выводы:

1. Консолидированная бухгалтерская отчетность – это объединение при помощи специальных учетных процедур отчетности двух и более предприятий, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях.

2. Консолидированная отчетность должна базироваться на принципах: полноты; собственного капитала; справедливости и достоверной оценки; существенности и т.д.

3. Классифицируется консолидированная бухгалтерская отчетность как  первичная и вторичная. При этом методами составления первичной консолидированной отчетности являются метод покупки и метод слияния.

Глава 2 Краткая экономическая характеристика

Ново-Кемеровской ТЭЦ

Распоряжением Совета Министров СССР от 18 июля 1946 года было дано разрешение Министерству химической промышленности проектировать строительство Ново-Кемеровского химком­бината («Азот»), в состав кото­рого входит Ново-Кемеровская ТЭЦ.

В настоящее время ТЭЦ является самой крупной станцией ОАО «Кузбассэнерго» по отпуску тепла потребителям. Доля НК ТЭЦ в системе ОАО «Кузбассэнерго» представлена на рис. 1 и 2.

Рис. 1. Отпуск теплоэнергии потребителям

Рис. 2. Отпуск электроэнергии потребителям

Данные рис. 1 и 2 свидетельствуют о том, что рассматриваемое предприятие (НК ТЭЦ) занимает приблизительно 1/5 часть в составе ОАО «Кузбассэнерго» по обеспечению потребителей теплом. По отпуску потребителям электроэнергии доля Ново-Кемеровской ТЭЦ в системе «Кузбассэнерго» незначительна и составляет всего 8%.

Анализ себестоимости показал, что по себестоимости энергии за 2001 г. допущен перерасход в сумме 17322 тыс. руб., в том числе по статье «Топливо» в сумме 16542 тыс.руб., по «Условно-постоянным расходам» в сумме 780 тыс.руб. Перерасход по статье «Топливо» сложился за счет роста цены 1 тут, в значительной степени, цены 1 тут угля. Для более конкретного рассмотрения проведем анализ увеличения цены 1 тут по отдельным факторам, от которых зависит эта цена (табл. 1).

Таблица 1

Факторы изменения цены

Факторы

Отклонения, тыс.руб.

1. За счет изменения цены 1 тнт

6485

1.1. угля

5858

1.2. газа

546

1.3. мазута

81

2. За счет изменения калорийности

8695

2.1. угля

8840

2.2. газа

-58

2.3. мазута

-87

3. за счет изменения структуры топлива

1362

3.1. угля

-1576

3.2. газа

1487

3.3. мазута

1451

ВСЕГО

16542

Из приведенного анализа видно, что на увеличение затрат по статье «Топливо» оказало существенное влияние:

1. Рост цены 1 тн угля;

2. Снижение калорийности угля: 5527 ккал - фактически, вместо                 5670 ккал, заложенных в тарифе.

Проанализируем, за счет чего произошло увеличение цены 1 тн угля (табл. 2).

Таблица 2

Факторы повышения цены угля

Расчет 2004г.

Факт 2004г.

Отклон., руб/тн

Отклон., %

Цена 1 тонны угля, руб/тн всего

201,2

204,57

3,37

1,7

в том числе

прейскурантная цена

181,98

185,91

3,93

2,2

ж/д тариф

19,22

18,66

-0,56

-3

Увеличение фактической прейскурантной цены, по сравнению с расчетной связано с тем, что с сентября 2004 г. поставщики угля начали регулярно увеличивать тарифы на уголь.

Изменение себестоимости продукции НК ТЭЦ представлено в табл. 3.

Таблица 3

Изменение себестоимости продукции

Себестоимость товарной продукции

тыс.руб.

Отклонения

к 2002 г., тыс.руб.

Отклонения

к 2003 г., тыс. руб.

2002г.

6

-

-

2003г.

6 442

+6436

-

2004г.

9 950

+9944

+3508

Таким образом, как показывают данные табл. 3 себестоимость продукции Ново-Кемеровской ТЭЦ по сравнению с 2002 г. в 2003 г. возросла на 6436 тыс. руб., в 2004 г. на 9944 тыс. руб. по сравнению с 2002 г. и на 3508 тыс. руб. по сравнению с 2003 г.

На предприятии Ново-Кемеровская ТЭЦ сегодня работают                 1058 человек. Численность и заработная плата работников по НК ТЭЦ за 2001-   2004 гг. представлена в Приложении 1.

Анализ данных Приложения 1 показывает, что с 2002 по 2004 год произошло сокращение персонала на 174 человека. За счет этого увеличился фонд заработной платы, хотя и не намного. Темп роста составил приблизительно 8%. Резко возросла сумма выплат социального характера, как работникам списочного состава, так и внешним совместителям.

Данные для анализа использования трудовых ресурсов представлены в табл. 4.

Таблица 4

Анализ использования трудовых ресурсов

Показатели

2003 г.

2004 г.

Абсолют отклон.

Темп роста, %

1. Объем товарной продукции в фактических ценах, тыс. руб.

6 442

9 950

+3508

+54,4

2. Среднесписочная численность ППП, чел.

1088

984

-104

-9,5

3. Среднегодовая выработка на 1 работающего, тыс.руб.

5,9

10,1

+4,2

+71,2

За 2003-2004 гг. наблюдается рост объема товарной продукции на 54,4%. Из данных табл. 4 видно, что темп роста товарной продукции значительно опережает темп роста численности работающих (ППП). Среднегодовая выработка на одного работающего возросла на 71,2%. Отсюда вывод – на Ново-Кемеровский ТЭЦ происходит эффективное использование трудовых ресурсов предприятия.

Как показывают данные табл. 5 (составленные по Приложениям 2-4), основное место в структуре основных производственных фондов занимают здания (2002 г. – 49,9%; 2003 г. - 49,0%; 2004 г. – 49,1%), а также машины и оборудование (2002 г. – 34,1%; 2003 г. – 35,5% и 2004 г. – 35,2%).

В целом за исследуемый период времени произошло увеличение основных фондов предприятия на 30021 тыс. руб. В основном это было вызвано ростом суммы, затраченной на здания (+14399,4 тыс. руб.), а также на машины и оборудование (+11268,2%).

Активная часть основных фондов предприятия возросла в 2003 г. по сравнению с 2002 г. на 12080,4 тыс. руб., а в 2004 г. по сравнению с 2003 г. уменьшилась на 171,6 тыс. руб.

Для оценки состояния оборотных средств составим табл. 6.

 Таблица 6

Состав и структура оборотных средств

Показатель

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Производственные запасы – всего

1889

11,1

17734

49,8

15212

40,6

В том числе:

сырье и материалы

Расходы будущих периодов

1889

-

11,1

17728

6

49,75

0,05

15204

8

40,58

0,02

НДС по приобретенным ценностям

9173

53,9

10179

28,5

14005

37,3

Дебиторская задолженность (после 12 мес.)

271

1,7

256

0,7

217

0,6

Дебиторская задолженность (в теч. 12 мес.)

5667

33,3

7132

20,0

7813

20,9

В том числе:

Покупатели и заказчики

Задолженность дочерних об-в

Авансы выданные

Прочие дебиторы

250

-

1242

4175

1,5

-

7,3

24,5

1131

-

1897

4104

3,2

-

5,3

11,5

4055

732

1873

1153

10,8

2,0

5,0

3,1

Денежные средства

14

0,08

334

1,0

219

0,6

Итого:

17014

100

35635

100

37466

100

Как показывают данные табл. 6, структура оборотных средств в 2002 г. наибольший удельный вес занимает НДС по приобретенным ценностям (53,9% в 2002 г.). В 2003 и в 2004 гг. на первый план выходят производственные запасы (49,8% и 40,6% соответственно). За ними следуют НДС по приобретенным ценностям и дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев.

Насколько рентабельным является предприятие видно из анализа прибыли и убытков, отраженных в отчетах о прибылях и убытках (Приложение 5-7). В табл. 6 приведены данные о составе и динамике прибыли.

Таблица 6

Состав и динамика прибыли за 2002-2004гг. (тыс. руб.)

Показатель

2002

2003

Абсолют-ное отклоне-

ние 

2004

Абсолют-ное отклоне-

ние 

Выручка от реализации

6

8167

+8161

12311

+4144

Себестоимость

6

6442

+6436

9950

+3508

Валовая прибыль

0

1725

+1725

2361

+636

Коммерческие расходы

-

-

-

-

-

Прибыль от продаж

0

1725

+1725

2361

+636

Прибыль (убыток)

До налогообложения

-1567

-419

+1148

-5524

-5105

Налог на прибыль

140

298

+158

1067

+769

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года)

-1679

-717

+962

-6591

-5874

Как видно из табл. 6, в 2003 г. прибыль предприятия возросла по всем показателям. Так выручка от реализации выросла на 8161 тыс. руб., валовая прибыль на 1725 тыс. руб. Однако, такое увеличение было вызвано ростом себестоимости.

Показатели прибыли в 2004 г. сократились. Чистая прибыль за весь период времени была со знаком минус, при этом она имела отрицательную тенденцию. В 2002 г. это было вызвано тем, что выручка от реализации равнялась себестоимости продукции и валовая прибыль, соответственно, отсутствовала. В 2003 г. и 2004 г. положение несколько улучшилось, однако, необходимо было покрывать долги по предыдущему периоду, и предприятие сработало в убыток.

Проанализируем показатели рентабельности НК ТЭЦ (табл. 7).

Таблица 7

Показатели рентабельности НК ТЭЦ

Показатель рентабельности

Год

Отклонение

2002

2003

2004

2003/2002

2004/2003

Общая рентабельность предприятия (Р)

-3,94

-0,81

-7,67

+3,13

-6,86

Рентабельность продукции  (Рпр)

0

26,77

23,72

+26,77

-3,05

Рентабельность продаж (оборота) – Рп

0

21,12

19,17

+21,12

-1,95

Рентабельность оборотных активов (Роб)

0

6,55

6,46

+6,55

-0,09

Исходя из данных табл. 7 можно сделать вывод, что общая рентабельность предприятия находится на критическом уровне. Все показатели отрицательны.

Остальные показатели рентабельности (продукции, продаж, оборотных активов) имели достаточно хорошие  значения в 2003 г. В 2004 г. рентабельность продукции снизилась на 3,05%, рентабельность продаж на 1,95%, рентабельность оборотных активов на 0,09%. Однако, все три показателя остаются на высоком уровне.

Таким образом, можно сделать выводы:

1. Ново-Кемеровская ТЭЦ, являясь самой крупной станцией ОАО «Кузбассэнерго», давно и довольно успешно ведет свою деятельность на рынке г.Кемерова.

2. За рассматриваемый период произошло увеличение себестоимости продукции, что было вызвано регулярным ростом тарифов на уголь.

3. На Ново-Кемеровской ТЭЦ сегодня работают более 1000 человек, основу которых составляют рабочие. Среднегодовая выработка на одного работающего за 2004 г. составила 10,1 тыс. руб.

4. Оценка основных фондов предприятия показала увеличение активной части основных средств  на 12080,4 тыс. руб. в 2003 г. и незначительное снижение показатели в 2004 г.

5. В свою очередь, в структуре оборотных активов основное место занимают производственные запасы и НДС по приобретенным ценностям.

6. Чистая прибыль предприятия с 2002 г. по 2004 г. была отрицательной. Общая рентабельность предпряития также со знаком минус. Другие показатели рентабельности в норме.

Глава 3 Техника составления бухгалтерской отчетности

3.1. Мероприятия,     предшествующие     составлению     годовой (бухгалтерской) отчетности

3.1.1. Инвентаризация имущества и обязательств

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности НК ТЭЦ проводит инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, в ходе которой прове­ряется и документально подтверждается их наличие, состоя­ние и оценка.

Инвентаризация - это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату [7].

В практике НК ТЭЦ используются следующие виды инвентаризации:

1. Частичная инвентаризация, которая проводится один раз в год для каждого объекта. Это надежный способ проверки, не требую­щий высокого уровня внутренней организации и, как правило, не мешающий процессу производства.

2. Периодическая инвентаризация, которая осуществляется в конкрет­ные сроки в зависимости от вида и характера имущества.

3. Полная инвентаризация - это проверка всех видов иму­щества организации. Она проводится в конце года перед со­ставлением годового отчета, а также при полной докумен­тальной ревизии, по требованию финансовых и следствен­ных органов.

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их про­ведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливается организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

-  при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, при­ватизации, а также преобразовании государственной или муниципальной унитарной организации;

-  перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кро­ме имущества, инвентаризация которого проводилась не ра­нее 1 октября отчетного года;

-  при смене материально ответственных лиц (на день приема-передачи дел);

-  при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

-  в случае пожара, стихийных бедствий или других чрезвы­чайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

-  при реорганизации, ликвидации организации и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Инвентаризации подлежит все имущество и виды финансо­вых обязательств. Инвентаризация в НК ТЭЦ проводится поэтапно и в следующие сроки:

- по основным средствам - один раз в три года, а по библиотеч­ным фондам - один раз в пять лет;

- по капитальным вложениям - один раз в год, но не ранее 1 декабря отчетного года;

- по незавершенному производству и полуфабрикатам собст­венной выработки, готовой продукции, сырью и материа­лам - не ранее 1 октября отчетного года.

Инвентаризация денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах, кредитов, займов и т.д. проводится один раз в месяц (как правило, на               1 число каждого месяца). При подсче­те фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы.

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, про­изводится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответ­ствующих счетах, по данным бухгалтерии организации с дан­ными выписок банка.

Инвентаризация расчетов с банками и другими кредит­ными учреждениями по ссудам, с бюджетом, с покупателя­ми, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами, сумм за­долженностей по недостачам и хищениям заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на бухгалтер­ских счетах.

В соответствии с действующими нормативными докумен­тами приказом руководителя организации для проведения инвентаризации назначается инвентаризационная комиссия (включая главного бухгалтера). Проведению инвентаризации предшествует определенная подготовительная работа; материально ответственные лица приводят в порядок имеющиеся в наличии ценности, сдают в бухгалтерию все документы о поступлении или выдаче ценностей; работники учета закан­чивают обработку документов по движению имущества и финансовых обязательств, делают записи в учетных регистрах, определяют остатки ценностей по счетам материально ответ­ственных лиц.

По окончании инвентаризации комиссия составляет прото­кол, отмечая в нем свои решения и предложения, который ут­верждается руководителем организации. Затем определяют по­рядок регулирования выявленных разниц между данными инвентаризации и учета.

Основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подле­жат оприходованию и зачислению на финансовые результаты организации с последующим установлением причин возник­новения излишка и виновных лиц. При этом делаются про­водки:

Д-т 01 «Основные средства»,

10 «Материалы»,

43 «Гото­вая продукция»,

50 «Касса» и др.

К-т 91 «Прочие доходы и расходы».

Недостачу имущества и его порчу в пределах норм естест­венной убыли относят на затраты производства или расходы на продажу. Такой порядок применяется только при выявлении фактических недостач. В этом случае делаются записи:

1) Д-т 94     «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 41 «Това­ры» и др.

2) Д-т 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Недостача материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также их порча сверх естественной убыли относятся на виновных лиц. При этом делаются проводки:

1) Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 41 «То­вары» и др.

2) Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»                                   

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

При недостаче и порче объектов основных средств делается запись:

Д-т 02 «Амортизация основных средств»

К-т 01 «Основные средства» - на сумму накопленной амортизации;

Д-т 91-3     «Выбытие основных средств»

К-т 01 «Основные средства» - на остаточную стоимость основных средств.

При выявлении виновных лиц недостающие или испорчен­ные объекты основных средств оцениваются по рыночным це­нам и оформляются проводкой:

Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

В тех случаях, когда виновные лица не установлены или во взыскании ущерба с виновных лиц отказано судом, убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации. При этом делается проводка:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы»

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Результаты инвентаризации должны быть отражены в уче­те в течение          10 дней после ее проведения.

Таким образом, инвентаризация выступает важнейшим ин­струментом определения соответствия фактического наличия имущества и обязательств данным бухгалтерского учета; она выполняет функцию контроля за сохранностью основных средств, товарно-материальных и денежных средств, выявляет внутрихозяйственные резервы с целью последующего их ис­пользования и дает информационный материал, необходимый для принятия продуманных управленческих решений.

3.1.2. Закрытие операционных и результативных счетов

Операционно-результатные или сопоставляющие (реализации): 46, 47,48 счета.

По дебету этих счетов показываются затраты по реализации: себестоимость, коммерческие расходы налоги по реализации и др.

По кредиту показывается выручка за реализованные хозяйственные средства и начисленный износ в случае реализации основных средств МБП и нематериальных активов, бывших в эксплуатации.

Сопоставление оборота по дебету и оборота по кредиту определяется результат от сделки. Если расходы, т.е. оборот по дебету больше чем выручка (оборот по кредиту), то мы имеем убыток. Если наоборот, то прибыль.

Од>Ок -убыток.

Разница между оборотами по реализации в конце отчетного периода переносится на счет 80 (прибыль и убытки) проводкой: Д80-К46,47,48 - в случае убытка.

В случае прибыли: Д46,47,48-К80 - прибыль.

На конец отчетного периода счет закрывается (сальдо конечное = 0).

Например, реализована продукция:

1) себестоимость продукции 10 млн.;

2) расход по реализации - 1 млн.;

3) выручка составила - 20 млн.;

4) налоги от выручки - 3 млн.

Проводка будет выглядеть следующим образом.

46

1) 10 млн.

3) 20 млн.

2)   1млн.

4)   3млн.

 

 ∑ 14 млн.

20 млн.

      6 млн.

 

Отражена выручка по К46

1) Д46-К40

2) Д46-К43

3) Д46-К68

4) Д46-К80

Сопоставляя дебет и кредит оборот по 46 счету мы получаем разницу в               6 млн. (20-14млн.) по кредиту. Следовательно, в результате сделки, получена прибыль, которая относится на финансовый результат проводкой: Д46-К80-6млн.

Рассмотрим другой пример. Реализовано основное средство, бывшее в эксплуатации. Первоначальная стоимость 100 000 000. Начисленный износ к моменту эксплуатации 20 000 000. Выручка составила 80 000 000. Налоги с выручки 16 000 000. Расходы по реализации 1 000 000. Составим  проводки и определить финансовый результат.

Отнесение в дебет 47 счета (основное средство).

Д 47 К

1) 100 млн.

4) 20 млн.

2)   16 млн.

5) 80 млн.

3)     1 млн.

 

∑ 117 млн.

∑ 100 млн.

 

17 млн.

1) Первоначальная стоимость Д47-К01

2) Д47-К68

3) Д47-К43

Отражение по кредиту

4) Д02-К47 - 20 млн.

5) Д51-К47 - 80 млн.

6) Д80-К47 - 17 млн. (убыток)

3.2   Порядок составления формы № 1 «Бухгалтерский баланс»

Бухгалтерский баланс состоит из двух равновеликих частей – актива и пассива.

Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

Обязательством считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов.

Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организа­ции.

В бухгалтерском балансе активы и обязательства представлены с подразделением в зависимости от срока обра­щения (погашения) как краткосрочные (запасы, дебиторская задолженность, денежные средства, кредиторская задолжен­ность) и долгосрочные (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные займы). Активы и обязательства представ­ляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продол­жительности операционного цикла, превышающей 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как дол­госрочные.

В соответствии с ПБУ 4/99 бухгалтерский баланс должен объединять средства в активе по разделам:

«Внеоборотные   активы»

«Оборотные   активы»,

а источники образования этих средств по разделам:

«Капитал   и резервы»

«Долгосрочные обязательства»

«Краткосрочные обязательства».

Каждый раздел баланса объединяет группу статей.

Согласно действующим нормативным документам баланс в настоящее время составляется в оценке нетто. Итог баланса дает ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в рас­поряжении предприятия. Эта оценка является учетной (балан­совой) и не отражает реальной суммы денежных средств, кото­рую можно выручить за имущество, например, в случае ликвидации предприятия. Текущая «цена» активов определяется ры­ночной конъюнктурой и может отклоняться в любую сторону от учетной, особенно в период инфляции.

Непосредственно из аналитического баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния организации. В число исследуемых показателей обязательно включают следующие:

1.  Общую стоимость активов организации, равную сумме разделов I и II баланса (стр. 190 + 290).

2. Стоимость иммобилизованных (т.е. внеоборотных) средств (активов), равную итогу раздела I баланса (строка 190).

3.  Стоимость мобильных (оборотных) средств, равную ито­гу раздела II баланса (строка 290).

4. Стоимость материальных оборотных средств (стр. 210+220).

5. Величину собственного капитала организации, равную ито­гу раздела III баланса (стр. 490).

6.  Величину заемного капитала, равную сумме итогов разде­лов IV и V баланса (строка 590 + строка 690).

7.  Величину собственных средств в обороте, равную разнице итогов разделов III и I баланса (стр.490 — 190).

8.  Рабочий капитал, равный разнице между оборотными активами и текущими обязательствами (итог раздела II, стр. 290 минус итог раздела V стр. 690).

Баланс НК ТЭЦ представлен в Приложениях 2-4.

3.3   Порядок составления  формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»

Финансовый результат деятельности предприятия выража­ется в изменении величины его собственного капитала за от­четный период. Способность предприятия обеспечить неуклон­ный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важ­ные показатели финансовых результатов деятельности предпри­ятия представлены в форме № 2 годовой и квартальной бухгал­терской отчетности.

Показатели финансовых результатов (прибыли) характери­зуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинанси­рования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и пога­шения долговых обязательств организации перед банками, дру­гими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результатив­ности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера.

Прибыль - это положительный финансовый результат деятель­ности организации. Отрицательный результат называется убыток.

Прибыль (убыток) - это разница между всеми доходами организации и всеми ее расходами.

Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позво­ляет учредителям и акционерам, администрации выбрать наибо­лее важные направления активизации деятельности организации.

Анализ финансовых результатов деятельности организации включает:

1.  Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период.

2.  Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ).

3.  Изучение динамики изменения показателей за ряд отчет­ных периодов (трендовый анализ).

4.  Исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ).

«Отчет  о прибылях и убытках» НК ТЭЦ представлен в Приложениях 5-6.

3.4   Порядок   составления  формы  №   3   «Отчет   об   изменении капитала»

Капитал организации - это источник финансирования фи­нансово-хозяйственной деятельности. Величина совокупного ка­питала организации, как отмечалось выше, отражается в пасси­ве бухгалтерского баланса. Совокупный капитал состоит из соб­ственного и заемного. В форме №3 «Отчет об изменениях капи­тала» отражается информация о состоянии и движении собствен­ного капитала организации. А в форме №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» есть информация о состоянии и движе­нии заемного капитала.

Для анализа и обоснования оптимальной структуры средств финансирования можно использовать следующую классифи­кацию.

Подразделение собственного капитала:

- на внешние (за счет эмиссии акций) источников средств;

- и внутренние (за счет части прибыли) источники средств, а также

- выделение кредитов банка, займов прочих организаций, средств, поступающих за счет выпуска корпоративных об­лигаций, бюджетных ассигнований и прочих, в отдель­ную обособленную группу заемных источников финанси­рования позволяет аналитикам учесть специфические цели, стоящие от­дельно перед собственниками (владельцами, акционерами) организации и ее кредиторами.

Для обоснования структуры капитала можно использовать следующие критерии оценки:

1)  скорость возврата вложенного капитала;

2)  показатель рентабельности собственного капитала;

3)  показатель «прибыль на акцию» (для акционерных об­ществ);

4)  среднюю взвешенную цену капитала.

Важную роль в процессе обоснования оптимальной струк­туры средств финансирования играют показатели:

- рентабельность собственного капитала;

- экономическая рентабельность;

- финансовый рычаг (коэффициент капитализации).

«Отчет об изменении капитала» НК ТЭЦ представлен в Приложениях 7-9.

3.5 Порядок составления формы № 4 «Отчет о движении денежных средств»

«Отчет о движении денежных средств» (форма № 4) - сово­купность показателей, развернуто характеризующих поток де­нежных средств за отчетный период.

Денежные средства - включают деньги в кассе и на счетах в банках, внесенные на вклады «до востребования». Депозитные вклады в банках относятся к краткосрочным или долгосрочным финансовым вложениям.

Эквиваленты денежных средств - краткосрочные высоко­ликвидные финансовые вложения, быстро и легко обратимые в денежные суммы и подверженные незначительному риску ко­лебаний их стоимости. Например, депозитные сертификаты, казначейские краткосрочные обязательства и т.п.

Чистые денежные средства - нетто-результат движения денеж­ных средств под влиянием хозяйственных операций. Чистый при­рост или уменьшение денежных средств за отчетный период.

Поток денежных средств - поступление и расходование (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов.

Приток (отток) денежных средств - увеличение (уменьше­ние) денежных поступлений в результате хозяйственной дея­тельности, отдельных видов деятельности или хозяйственных операций.

Информация, содержащаяся в «Отчете о движении денеж­ных средств», необходима для оценки:

- перспективной возможности организации создавать по­ложительные потоки денежных средств (превышение де­нежных поступлений над расходами);

- способности организации выполнять свои обязательства по расчетам с кредиторами, выплате дивидендов и иных платежей;

- потребности в дополнительном привлечении денежных средств со стороны;

- причин различия между чистыми доходами организации и связанными с ними поступлениями и платежами;

- эффективности операций по финансированию органи­зации и инвестиционных сделок в денежной и безденеж­ной формах.

Одним из условий финансового благополучия организации является приток денежных средств. Однако чрезмерная величина денежных средств говорит о том, что реально организация терпит убытки, связанные с инфляцией и обесценением денег, а также с упущенной возможностью их выгодного размещения.

Способ оценки достаточности денежных средств состоит в определении длительности периода их оборота:

             Средние остатки денежных средств

ОДС = ------------------------------------------------ х t

                     Оборот денежных средств

Для исчисления среднего оборота следует использовать кредитовый оборот по счету 51. Но если у организации существенная часть расчетов проходит через кассу и специальные счета, то указанные в них расходы денежных средств должны быть прибавлены к сумме кредита по счету 51.

В «Отчете о движении денежных средств» суммируются потоки денежных средств за отчетный период, с тем чтобы получить дополнительную информацию о результатах производственно-хозяйственной деятельности организации, о ее инвестиционной и финансовой деятельности.

В отчете содержится информация, которая дополняет дан­ные отчетного бухгалтерского баланса и «Отчета о прибылях и убытках». В частности, из этого отчета можно получить инфор­мацию о том, обеспечивалось ли достижение прибыльности до­статочным притоком денежных средств, способствующим рас­ширению проводимых операций или, по крайней мере, позво­ляющим продолжать их на прежнем уровне, удовлетворяет ли приток денежных средств необходимому уровню ликвидности организации. Отчет отражает инвестиции в дочерние и иные хо­зяйственные общества, капитальные вложения в основные сред­ства, на увеличение оборотных средств, содержит данные об изъятии денежных средств из сферы инвестиций. Наконец, от­чет дает представление о деятельности организации по привле­чению финансовых ресурсов для финансирования ее развития и других потребностей.

Потоки денежных средств группируются в отчете по трем направлениям: текущей, инвестиционной и финансовой дея­тельности.

В международной практике существуют два метода состав­ления отчета о движении денежных средств - прямой и кос­венный.

Прямой метод составления отчета предполагает отражение непосредственных потоков денежных средств, поступивших от покупателей, выплаченных персоналу и т.п.

Косвенный метод составления отчета дает отражение толь­ко части потока денежных средств, не включающего валовые поступления и расходы от основной производственно-хозяй­ственной деятельности.

«Отчет о движении денежных средств» НК ТЭЦ представлен в Приложениях 10-12.

3.6.  Порядок составления формы №5 «Приложения к бухгалтерскому балансу»

Заемные средства представляют собой правовые и хозяй­ственные обязательства организации перед третьими лицами.

Обязательства - это задолженность (кредиторская или иная), возникшая в отчетном или предыдущих периодах, по которой имеется уверенность в том, что ее погашение (урегулирование) приведет к уменьшению экономической выгоды, то есть умень­шению реальных активов.

В обязательстве воплощен конкретный долг, который необ­ходимо погашать, либо обязанность действовать (выполнять что-либо) определенным образом, например, устранять неисправ­ности в проданной продукции или выполнять предварительно оплаченную работу.

К обязательствам относятся:

- долгосрочные займы и иные долговые обязательства;

- краткосрочные займы и банковские кредиты;

- кредиторская задолженность поставщикам, различным физическим и юридическим лицам по всевозможным операциям;

- резервы предполагаемых ассигновании;

- планируемые пенсионные выплаты и иные аналогичные финансовые обязательства.

Обязательства принимаются на учет только тогда, когда имеются основания полагать, что их урегулирование потребует определенных затрат, уменьшающих активы, либо иным путем ведет к сокращению потенциальных экономических выгод. Здесь  выполненные сделки, требующие оплаты, и принятие к ис­полнению судебного решения, и намерения уплатить неустойку или заплатить налог в бюджет государства.

Заемные средства классифицируют в зависимости от степе­ни срочности их погашения и способа обеспеченности.

По степени срочности погашения обязательства подразде­ляют на долгосрочные и текущие. Средства, привлекаемые на долгосрочной основе, обычно направляют на приобретение ак­тивов длительного использования, а текущие пассивы, как пра­вило, являются источником формирования оборотных средств.

Для оценки структуры заемных средств весьма существенно их деление на необеспеченные и обеспеченные. Важность такой группировки связана с тем, что обеспеченные обязательства в случае ликвидации организации и объявления конкурсного про­изводства погашаются из конкурсной массы.

«Приложения к бухгалтерскому балансу» НК ТЭЦ представлены в Приложениях 13-15.

3.7   Взаимная увязка показателей  форм  годовой  бухгалтерской отчетности

Взаимная увязка показателей  форм  годовой  бухгалтерской отчетности строится следующим образом (табл. 8).

Таблица 4

Взаимоувязка показателей годовой отчетности

 Баланс (форма № 1)

Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)

Отчет о движении капитала (форма № 3)

Отчет о движении денежных средств (форма № 4)

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Строка

Графа

Строка

Графа

Строка

Графа

Строка

Графа

Строка

Графа

и других аналогичных объектов»

021 «Основные средства, сданные в аренду»

011 «Основные средства, сданные в аренду»

112

3

330

3

112

4

330

6

113

3

340

3

113

4

340

6

121

3

360

3

121

4

360

6

141

3

450

3

141

4

450

6

142

3

460

3

142

4

460

6

144

3

530

3

144

4

530

4

230

3

223

3

230

4

223

6

230+240

3

210 + 220

3

230+240

4

210 + 220

6

251

3

530

5

251

4

530

6

410

3

010

3

410

4

010

6

420

3

020

3

420

4

020

6

431+432

3

030

3

 

431+432

4

030

6

 

440

3

060

3

440

4

060

6

450

3

070

3

450

4

070

6

460

3

050

3

411

3

460+470

4

050

6

411

6

510

3

110 + 120

3

510

4

110 + 120

6

511

3

110

3

511

4

110

6

Таким образом, можно сделать вывод, что техника составления бухгалтерской отчетности включает в себя грамотное (соответствующее нормам) заполнение пяти форм бухгалтерской отчетности: «Бухгалтерского баланса», «Отчета о прибылях и убытках», «Отчета об изменении капитала», «Отчета о движении денежных средств», «Приложения к бухгалтерскому балансу». Особое значение при составлении бухгалтерской отчетности имеет взаимная увязка показателей всех указанных форм.

Заключение

Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что консолидированной отчетности присущи некоторые особен­ности:

-  консолидированная отчетность не является отчетнос­тью юридически самостоятельного предприятия. Ее це­лью является получение общего представления о ре­зультатах деятельности корпоративной семьи. Она име­ет явную информационную и аналитическую направ­ленность;

-   результаты сделок между членами корпоративной семьи не включаются в консолидированную бухгалтерскую отчетность. В ней показывают только активы и обязатель­ства, доходы и расходы от операций с внешними кон­трагентами. Любые внутригрупповые финансово-хозяй­ственные операции идентифицируются и исключаются в процессе консолидации. Консолидация не является про­стым суммированием одноименных статей финансовой отчетности компаний группы;

- отчеты группы содержат сводную информацию о резуль­татах деятельности и финансовом положении каждой ком­пании, входящей в объединение. Это значит, что при­быль одной дочерней компании может «скрывать» убыт­ки другой, а прочное финансовое положение одной до­черней компании может «скрывать» потенциальную не­платежеспособность другой;

-   если группа состоит из компаний, работающих в различ­ных видах бизнеса, то консолидированная отчетность по данной группе может не раскрывать отдельных важных деталей, когда отсутствует дополнительная информация о каждом сегменте деятельности группы.

Сформулированные особенности консолидированной от­четности позволяют полно раскрыть ее роль в деятельности группы:

-    предоставить обобщающую информацию в целом по груп­пе для поддержания положительных представлений о группе и укрепления позиций на фондовом рынке (рост котировок акций материнского общества и прочих обществ группы);

-  дать более реальную картину хозяйственных операций и финансового положения единой экономической едини­цы, но не заменять отдельные финансовые отчеты;

-   дать основу для принятия управленческих решений;

-   охарактеризовать экономическую взаимосвязь и взаимо­действие членов группы;

-    выполнять контролирующую функцию для материнской компании, так как эта отчетность составляется в валюте материнской компании;

-   оказывать влияние на финансирование и финансовое пла­нирование деятельности группы и др.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 23.12.2003 №182-ФЗ. – М.: Юрайт, 2004.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 06.06.99г. приказ №43н.

3. Приказ Минфина России «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» от                       30 декабря 1996 г. №112.

4. Бабаев Ю.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. – 456с.

5. Бакаев А.С. Бухгалтерские термины и определения. - М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 325с.

6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность / Под ред. проф.                            В.Д. Новодворского. - М.: ИНФРА - М, 2003. – 422с.

7. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: Омега-Л, 2002. – 348с.

8. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.: ИНФРА- М, 2002. – 388с.

9. Матвеев А.А., Суйц В.П. Консолидированная отчетность: Методика и практика: Учебно-практическое пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. – 344с.

10. Морозова Ж.А. Международные стандарты финансовой отчетности. - М.: Бератор-Пресс, 2002. – 477с.

11. Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. – 330с.

12. Пучкова С.И., Новодворский В.Д. Консолидированная отчетность. - М.: ИДФБК-ПРЕСС, 1999. – 258с.

13. Селезнева Н.Н. Скоболева И.П. Консолидированная бухгалтерская отчетность. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 305с.

14. Терехова В.А. Международные стандарты финансовой отчетности. - М.: Финансовая академия, 1999. – 354с.