ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3
1. Возникновение аудита и его основная характеристика……………….5
1.1. История становления аудита……………………………………...5
1.2. Сущность аудиторской деятельности, цели и задачи аудита…..8
2. Виды аудита и аудиторских услуг…………………………………….16
2.1. Классификация аудита…………………………………………...16
2.2. Основные виды аудиторских услуг……………………………..22
Заключение………………………………………………………………..30
Библиографический список литературы………………………………...32
Приложения……………………………………………………………….33
ВВЕДЕНИЕ
С переходом к рыночным отношениям в России стали создаваться кооперативы, частные фирмы, совместные предприятия, которые уже не являлись собственностью государства и в связи, с чем изменились формы контроля государства за предпринимательской деятельностью.
В данное время каждое предприятие становится самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляет свою деятельность без какого-либо руководства со стороны министерств и ведомств, без регулирующего воздействия государственного плана. Предприятие самостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжения после уплаты налогов и других обязательных платежей. Законы и иные правовые акты устанавливают порядок создания фондов и резервов, отнесение амортизационных отчислений, коммерческих и командировочных расходов на результаты хозяйственной деятельности предприятия, и предприятия, руководствуясь этими правилами, самостоятельно рассчитывают и уплачивают налоги и обязательные платежи.
Любое предприятие обязано вести бухгалтерскую и статистическую отчетность, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном в законодательстве. Обязанность предприятия вести учет своего имущества и совершенных хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, данными которых могут пользоваться все заинтересованные предприниматели и предприятия, вызвало необходимость независимого вневедомственного финансового контроля - аудита.
Объект исследования – аудит и аудиторская деятельность.
Предмет исследования – сущность аудита и аудиторской деятельности.
Цель исследования – изучить сущность аудита и аудиторской деятельности.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить историю становления аудита.
2. Рассмотреть сущность аудиторской деятельности, цели и задачи аудита.
3. Рассмотреть классификацию аудита.
4. Дать описание основных видов аудиторских услуг.
Информационной базой для написания работы послужили публикации таких авторов, как: Ю.А. Данилевский, Ю.Ю. Кочинев, С.В. Панкова, В.И. Подольский, Г.М. Пупков и т.д. А также Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АУДИТА И ЕГО ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ АУДИТА
Аудит имеет уже достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы. Слово «аудит» в разных переводах означает «он слышит» или «слушающий».
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета не имело сначала основного значения, однако с усложнением бухгалтерского учета необходимым условием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора1.
______________________
1 Аудиторская деятельность: организационные основы, стандарты, особенности отраслевого аудита / Сост. В.В. Калинин. – М.: ИКФ Омега-Л, 2000. – 456с.
Исторической родиной аудита считается Англия, где с 1844г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.
В России звание аудитора
было введено Петром I. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя,
секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами.
Все три попытки организации института аудита (в 1889, 1912 и
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В это время резко ужесточаются требования к качеству аудиторской проверки и ее обязательности, увеличивается рыночная потребность в такого рода услугах. После окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, и обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.
До конца 40-х гг. аудит в основном заключался в проверке документации, подтверждающей записанные денежные операции, и правильной группировке этих операций в финансовых отчетах. Это был так называемый подтверждающий аудит.
После
Третий этап развития аудита - его ориентация на возможный риск при проведении проверок или при консультировании, предупреждение и избежание риска; аудит, при котором исходя из условий бизнеса клиента проверка проводится выборочно, в основном там, где риск ошибки или мошенничества максимальный. В начале 70-х гг. началась разработка аудиторских стандартов. В Англии аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах. Во Франции в области независимого финансового контроля действуют две профессиональные организации: бухгалтеров-экспертов, которые занимаются непосредственно ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности и оказанием консультационных услуг в этой области, и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности. В США проверку достоверности финансовой отчетности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер2.
Во всех развитых странах лицам, желающим приобрести профессию бухгалтера-аудитора, предстоят долгие годы учебы и практической деятельности, а также многочисленные экзамены. Представители Палаты аудиторов, организации, объединяющей всех лиц этой профессии, регулярно проверяют их работу, и исключение из Палаты аудиторов означает запрещение дальнейшей деятельности3.
_______________________
2 Кочинев Ю.Ю. Аудит. - СПб.: Питер, 2003. - 304с.
3 Лабынцев Н.Т. Аудит: теория и практика: Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2000. – 208с.
1.2. СУЩНОСТЬ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТА
2. ВИДЫ АУДИТА И АУДИТОРСКИХ УСЛУГ
2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ АУДИТА
2.2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанной работы было выявлено, что аудиторская деятельность представляет собой процесс проверки аудиторами (аудиторскими фирмами) правильности ведения бухгалтерского учета, осуществляемого экономическими субъектами.
Главная цель аудита - определение достоверности и правдивости бухгалтерской отчетности, а также контроль за соблюдением компанией законов и норм хозяйственного права. В ходе аудиторской проверки бухгалтерской отчетности устанавливается точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия, соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям, соблюдение законодательства. Важно, что проверку осуществляет независимый аудитор. Аудитор сам может выбирать клиента, а предприятие само выбирать аудитора. Аудитор может оказать клиенту в выдаче заключения до устранения недостатков, невозможность аудиторской проверки при родственных отношениях.
Основными видами аудита являются:
- внутренний и внешний аудит;
- аудит на соответствие требованиям;
- аудит финансовой отчетности;
- обязательный и инициативный аудит;
- первоначальный и согласованны аудит и т.д.
Между тем в аудиторской деятельности значительное место занимают и другие виды работ. Прежде всего консультационные услуги, также аудиторские фирмы принимают на себя бухгалтерские функции
Возникновение аудита как новой доверительной формы проверки финансово-экономической деятельности экономических субъектов вызвано появлением новых организационно-правовых форм этих субъектов. Действительные собственники были заинтересованы в получении достоверной информации о финансово-экономическом положении «родных» предприятий, обоснованных заключений по их ближайшей и долговременной перспективе.
Аудиторская деятельность как таковая, порождена рыночной экономикой и является составной частью механизма этой экономики. Аудиторская служба в России находится в начальном периоде развития.
Заметное влияние на возникновение и развитие в нашей стране аудиторства, существующего в экономически развитых странах свыше полутора столетий и заслужившего доверие предпринимательских кругов этих стран, оказали иностранные инвесторы. Несмотря на быстрый, особенно в последние два года, рост количества аудиторских фирм в России, развитие аудиторского дела в нашей стране существенно задержалось из-за отсутствия должной правовой базы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. №119-ФЗ.
2. Аудиторская деятельность: организационные основы, стандарты, особенности отраслевого аудита / Сост. В.В. Калинин. – М.: ИКФ Омега-Л, 2000. – 456с.
3. Данилевский Ю.А. Аудит: Учебное пособие. – М.: — М.: ИДФБК–ПРЕСС, 2002. – 544 с.
4. Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит: Учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 2000. – 453с.
5. Кочинев Ю.Ю. Аудит. - СПб.: Питер, 2003. - 304с.
6. Лабынцев Н.Т. Аудит: теория и практика: Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2000. – 208с.
7. Мизиновский Е.А. Справочник бухгалтера и аудитора. – М.: Юристъ, 2001. – 328с.
8. Панкова С.В. Международные стандарты аудита. - М.: Экономист, 2003. – 503с.
9. Подольский В.И. Аудит. – М.: Экономистъ, 2004. – 494с.
10. Пупко Г.М. Аудит и ревизия: Учебное пособие. - Мн : Мисанта, 2002. – 429с.
11. Робертсон Дж. Аудит / Пер. с англ. – М.: Аудиторская фирма Контакт, 1993. – 322с.
12. Суец В.П., Ахметбекова А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 556с.
13. Шеремет А.Д., Суец В.П. Аудит: Учебник.-4-е изд., перераб. и доп. – М: ИНФРА-М,2003, - 410с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО АУДИТА
Факторы |
Внутренний аудит |
Внешний аудит |
1. Постановка задач |
Определяется руководством, исходя из потребности управления, как подразделения предприятия, так и предприятия в целом |
Определяется договором между предприятием и аудиторской фирмой |
2. Объект |
Решение отдельных функций задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия |
Главным образом, система учета и отчетности предприятия |
3. Цели |
Определяются руководством, либо явным образом, либо косвенно из планов |
Определяются законодательными или судебными инстанциями |
4. Средства |
Выбираются самостоятельно (определяются стандартами внутреннего аудита) |
Определяются общепринятыми аудиторскими стандартами |
5. Вид деятельности |
Исполнительная деятельность |
Предпринимательская деятельность |
6. Организация работы |
Выполнение конкретных заданий руководства |
Определяется аудитором самостоятельно, исходя из норм и правил аудиторской проверки |
7. Взаимоотно-шения |
Подчиненность руководству предприятия, зависимость от него |
Равноправное партнерство, независимость |
8. Субъекты |
Сотрудники, подчиненные руководству предприятия и находящиеся в штате предприятия |
Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию |
9. Квалифика-ция |
Определяется по усмотрению руководства предприятия |
Регламентируется государством |
10. Оплата |
Начисляется по штатному расписанию |
Оплата предоставляемых услуг по договору |
11. Ответст-венность |
Перед руководством за выполнение обязанностей |
Перед клиентом и третьими лицами, установленными законодательными и нормативными актами |
12. Методы |
Могут быть одинаковы при решении одинаковых задач. Имеются различия в степени точности и детальности |
|
13. Отчет-ность |
Перед руководством |
Итоговая часть аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ФАЗЫ ПРОЦЕССА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Фазы |
Этапы в фазе |
Подготовка |
1. Первый контакт с клиентом. 2. Предварительный диагноз проблемы. 3. Планирование задания. 4. Предложения клиенту относительно задания. 5. Контракт на консультирование. |
Диагноз |
1. Обнаружение фактов. 2. Анализ и синтез фактов. 3. Детальное изучение проблемы. |
Планирование действий |
1. Выработка решений. 2. Оценка альтернативных вариантов. 3. Предложение клиенту. 4. Планирование осуществления решений. |
Внедрение |
1. Помощь в осуществлении. 2. Корректирование предложений. 3. Обучение. |
Завершение |
1. Оценка. 2. Конечный отчет. 3. Расчет по обязательствам. 4. Планы на будущее. 5. Заключительный контакт. |