Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие управленческого учета и формирование
учетной политики……………………………………………………5
1.1. Понятия «учетная политика» и «управленческий
учет»…………….………………………………………………….5
1.2. Формирование и раскрытие учетной политики…………………9
Глава 2 Методика управленческого учета…………………………………14
2.1. Изменение управленческого учета и учетной политики………14
2.2. Рабочий план счетов………………………..……………………17
2.3. Учетная политика для целей налогового учета………………...18
Заключение…………………………………………………………………...24
Список литературы……………………………….………………………….26
Приложение………………………………………………………………….28
Введение
Информация, полученная из бухгалтерского учета, является основой для принятия большей части управленческих решений. Данные, которые сгруппированы и детализированы по соответствующим признакам, позволяют сделать вывод о финансовом состоянии организации и перспективах ее развития, оценить финансовые риски и сформировать инвестиционные программы. На базе учетных данных формируется бухгалтерская и статистическая отчетность, откуда общество узнает о состоянии экономики.
С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.
Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, к разработке учетной политики они относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов.
Между тем выбранная организацией учетная полтика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.
Учетная политика организации является основным внутренним документом, регулирующим все существенные элементы организации и ведения бухгалтерского учета. При проведении налоговых проверок именно учетная политика и соблюдение ее положений являются объектами пристального внимания проверяющих. Поэтому необходимы глубокие знания о принципах разработки, утверждения и раскрытия учетной политики.
Объект исследования – бухгалтерский (управленческий) учет.
Предмет исследования – особенности учетной политики организации.
Цель исследования - изучить общие принципы формирования учетной политики предприятия.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить перечень допущений и требований, которые должны быть учтены при формировании учетной политики организации.
2. Определить, какие элементы подлежат обязательному отражению в учетной политике организации.
3. Изучить понятие «существенные способы ведения бухгалтерского учета».
4. Изучить требования положений по бухгалтерскому учету по раскрытию информации в учетной политике организации.
5. Рассмотреть понятие «учетная политика для целей налогообложения», и изучить ее основные элементы.
Глава 1 Понятие управленческого учета и формирование
учетной политики
1.1. Понятия «учетная политика» и «управленческий учет»
Порядок составления учетной политики организации установлен ПБУ 1/98. Из пункта 1 ПБУ 1/98 следует, что процесс составления учетной политики как внутреннего документа организации состоит из двух этапов: формирование (выбор и обоснование) и раскрытие (придание гласности) учетной политики [6].
Первый этап обязателен для всех организаций, имеющих статус юридического лица. Исключение сделано только для кредитных организаций (в силу специфики их предпринимательской деятельности) и для филиалов и представительств иностранных организаций, находящихся на территории Российской Федерации (которые могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, при условии, что эти правила не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности).
Раскрывать учетную политику обязаны только организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству России, учредительным документам либо по собственной инициативе. К числу таких организаций относятся, например, открытые акционерные общества, публичность отчетности которых установлена законодательно (Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 30 декабря 1995 г. № 209-ФЗ) [9].
Учетная политика организации - это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета: 1) первичное наблюдение; 2) стоимостное измерение; 3) текущая группировка; 4) итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности [10, c.88].
К способам ведения бухгалтерского учета (в соответствии с пунктом 3 ПБУ 1/98) относятся способы:
- группировка и оценка фактов хозяйственной деятельности;
- погашение стоимости активов;
- организация документооборота;
- инвентаризация;
- применение счетов бухгалтерского учета;
- система регистров бухгалтерского учета, обработка информации и иные соответствующие способы и приемы [17, c.111].
В соответствии с пунктом 9 ПБУ 1/98 [7], принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.). Так как вид организационно-распорядительного документа жестко не определен, наиболее целесообразно оформление учетной политики приказом руководителя организации, в котором должны быть изложены основные элементы, а элементы, требующие подробной разработки и занимающие сравнительно большой объем, помещать в приложения к данному приказу. В число таких приложений могут входить:
- формы первичной учетной документации, не предусмотренные альбомами форм;
- структура и состав структурного подразделения, занимающегося бухгалтерским учетом и отчетностью, а также основные функции, выполняемые этим подразделением;
- график документооборота и т.п. [17, c.114].
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяют с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Это значит, что приказ (или распоряжение), который утверждает принятие учетной политики, должен быть подписан руководителем организации не позднее 31 декабря года, предшествующего тому, когда данная учетная политика будет применяться.
Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику в соответствии с названным пунктом ПБУ 1/98 до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).
В соответствии с ПБУ 1/98, учетную политику основной организации применяют все филиалы, представительства и иные подразделения организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
ПБУ 1/98 устанавливает четыре допущения и шесть требований, которые должны учитываться при формировании учетной политики.
Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных пунктом 6 ПБУ 1/98, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности. При формировании учетной политики организации исходя из иных допущений такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности [7].
То есть в общем случае каким-либо особым способом описывать допущения учетной политики не нужно. Однако любое отклонение от них должно быть оговорено в учетной политике. Что касается требований, то отклонение от них в принципе невозможно.
При формировании учетной политики предполагается, что:
- активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
- организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
- принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
- факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности) [17, c.120-121; 20, c.96-97].
Учетная политика организации должна обеспечивать:
- полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);
- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
- большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
- отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
- рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности) [14, c.59].
Большая часть перечисленных требований и допущений выделяется в качестве отдельных принципов бухгалтерского учета.
1.2. Формирование и раскрытие учетной политики
Начиная с 1999 года учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации. Ранее ответственность за формирование учетной политики организации была закреплена за руководителем организации.
При формировании учетной политики утверждают ряд решений, регулирующих организацию бухгалтерского учета в организации.
Принято различать два аспекта учетной политики — организационный и методологический.
При формировании учетной политики в части организационного аспекта разрабатывают и утверждают:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, который содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила оценки статей бухгалтерской отчетности;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета [12, c.66].
В данном разделе учетной политики должны раскрываться вопросы, не нашедшие отражения в других разделах, но необходимые для организации бухгалтерского учета в организации.
В этом же разделе учетной политики утверждается выбор организационной формы бухгалтерского учета.
Далее в учетной политике должна быть определена форма счетоводства (системы учетных регистров): журнально-ордерная, мемориально-ордерная, автоматизированная, упрощенная и т.п.
К решениям, которые принимают по методологии, относится выбор способов организации бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 8 ПБУ 1/98, при формировании учетной политики организации по конкретному направлению бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету [7].
Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из ПБУ 1/98 и иных положений по бухгалтерского учету.
Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.
К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относят:
1) способы амортизации: основных средств, нематериальных и иных активов;
2) оценки: производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;
3) признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг;
4) другие способы [15, c.132].
Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
В данном разделе учетной политики должны быть определены следующие элементы:
- способы начисления амортизации (по видам амортизируемого имущества);
- метод оценки материально-производственных запасов (при их поступлении в организацию и списании в производство);
- вариант учета материалов (с использованием счетов 15 и 16 или без них);
- метод оценки готовой продукции;
- вариант учета выпуска готовой продукции (с использованием счета 40 или без них);
- вариант оценки товаров - для организаций розничной торговли (по покупным или продажным ценам);
- оценка отгруженной продукции, товаров, работ и услуг;
- метод оценки незавершенного производства;
- порядок и сроки списания расходов будущих периодов;
- создание резервного фонда;
- создание резерва сомнительных долгов;
- создание резервов предстоящих расходов и платежей;
- порядок списания доходов будущих периодов;
- порядок признания коммерческих и управленческих расходов [16, c.88-90; 19, c.45].
Из требований нормативных актов Минфина России вытекает необходимость раскрыть в учетной политике организации некоторые другие элементы. Элементы, которые подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности, должны быть отражены и в учетной политике. В данном случае речь о выборе вариантов, как правило, не идет.
В соответствии с пунктом 27 ПБУ 5/01, в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум, следующая информация:
- о способах оценки материально-производственных запасов по их группам (видам);
- о последствиях изменений способов оценки материально-производственных запасов;
- о стоимости материально-производственных запасов, переданных в залог;
- о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей [5].
Пунктом 32 ПБУ 6/01 предусмотрено, что бухгалтерская отчетность должна раскрывать с учетом существенности, как минимум, следующую информацию:
- о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года;
- о движении основных средств в течение отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и т.п.);
- о способах оценки объектов основных средств, которые получены по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами;
- об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация и переоценка объектов);
- о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);
- об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;
- об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;
- о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам объектов основных средств;
- об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, которые находятся в процессе государственной регистрации [8].
В соответствии с пунктом 17 ПБУ 9/99, в составе данных об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:
- о порядке признания выручки организации;
- о способе определения готовности работ, услуг, продукции, выручка от выполнения, оказания, продажи которых признается по мере готовности [3].
В соответствии с пунктом 20 ПБУ 10/99, в составе информации об учетной политике подлежит раскрытию порядок признания коммерческих и управленческих расходов [4].
Пункт 31 ПБУ 14/2000 предусматривает, что в составе данных об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация: - о способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства; - о принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов (по отдельным группам); - о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам нематериальных активов; - о способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам [6].
Глава 2 Методика управленческого учета
2.1. Изменение управленческого учета и учетной политики
Перечень случаев, когда допускается изменение учетной политики, приведен в пункте 16 ПБУ 1/98, он является исчерпывающим и ограничивается всего тремя позициями.
Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
- изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета; применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
- существенного изменения условий деятельности; существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п. [13, c.101-102].
Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения, соответствующим организационно-распорядительным документом.
Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
Это значит, что при возникновении таких фактов уточнение учетной политики можно производить и в течение календарного года. К числу таких фактов можно отнести, например, приобретение объектов основных средств, относящихся к группе, которая ранее в организации отсутствовала.
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оценивают в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.
Если изменения в учетную политику вносят в результате изменения законодательной или нормативной базы, то в соответствующих актах, как правило, определяется порядок оценки последствий изменения учетной политики.
Если же изменение производится по иным причинам либо в соответствующих законодательных или нормативных актах порядок оценки последствий не установлен, последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.
В таком случае измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, совершившимся только после введения такого способа [17, c.148].
Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному.
Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.
Корректировка бухгалтерской отчетности, как правило, связана с изменением вступительного баланса (валюты баланса или показателей по отдельным строкам). В соответствии с пунктом 4.33 Инструкции о бухгалтерской отчетности, причины таких изменений должны быть подробно объяснены в пояснительной записке. В ней же должны быть раскрыты избранные при формировании учетной политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета.
Пункт 22 ПБУ 1/98 уточняет, что информация об изменениях учетной политики, приводимая в бухгалтерской отчетности, должна, как минимум, включать [7]:
- причину изменения учетной политики;
- оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);
- указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.
2.2. Рабочий план счетов
Рабочий план счетов является составной частью системы бухгалтерского учета.
Рабочий план счетов - обязательный элемент учетной политики организации, он представляет собой всю совокупность синтетических счетов, субсчетов и аналитических счетов, используемых в организации [11, c.129; 18, c.90]. Рабочий план счетов разрабатывают при создании организации и разработке ее учетной политики. В последующем рабочий план счетов ежегодно уточняется в зависимости от изменений нормативной базы бухгалтерского учета и изменения производственной, торговой и иной деятельности организации.
Так как в 2002 году все организации (за исключением бюджетных учреждений и кредитных организаций) перешли на новый счетный план, рабочий план счетов был не просто уточнен, а разработан заново.
Теперь в рабочий план счетов организации должны входить не только те счета, субсчета и субсчета аналитического учета, которые используются в организации, однако прямо не предусмотрены Инструкцией по применению нового Плана счетов, но и совокупность счетов, используемых в организации.
При этом рабочий план счетов целесообразно вынести в отдельное приложение к учетной политике и представить его в форме таблицы, где в первой графе указаны счета синтетического учета, второй - субсчета, в третьей - счета аналитического учета первого порядка, открываемые к субсчетам, в четвертой (при необходимости) - счета аналитического учета второго порядка, открываемы счетам второго порядка, и т.д. При разработке перечня аналитических счетов следует руководствоваться требованиями Инструкции применению Плана счетов (в части, регулирующей обязанности организации аналитического учета), а также спецификой организации и процессов управления, производства и реализации продую (работ, услуг).
Кроме того, целесообразным может быть привести в приложении к учетной политике корреспонденцию счетов, включенных в рабочий план, а также типовые проводки по отражению в учете операций, наиболее распространенных в данной организации.
Рабочий план счетов организации может иметь следующий (форма рекомендуемая, в рабочий план включены не все счета, которые на практике могут в него включаться) (Приложение 1) [2].
2.3. Учетная политика для целей налогового учета
С 2002 года организации обязаны дополнительно разрабатывать учетную политику для целей налогообложения.
Необходимость разработки учетной политики для целей налогового учета установлена главой 25 части второй Налогового кодекса России.
Статьей 313 НК РФ установлено, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому, а порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя [1].
Таким образом, на уровне федерального закона установлена обязанность включать в учетную политику организации дополнительный раздел (для целей налогообложения) или разрабатывать и утверждать отдельный аналогичный документ.
Учетная политика для целей налогового учета должна формироваться исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать:
- порядок формирования суммы доходов и расходов;
- порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
- сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
- порядок формирования сумм создаваемых резервов;
В учетной политике для целей налогообложения должны быть отражены:
- порядок и схема определения доли расходов (распределение прямых расходов между готовой продукцией и объектами незавершенного производства);
- состав и порядок формирования сумм отдельных резервов [1].
При формировании суммы доходов и расходов следует иметь в виду, что по целому ряду позиций требования налогового законодательства отличаются от положений нормативных документов по бухгалтерскому учету. Эти различия должны быть выделены особо, и при разработке форм первичных документов налогового учета целесообразно предусмотреть дополнительные графы или строки для наглядного представления этих расхождений.
Порядок формирования сумм создаваемых резервов для целей финансового учета и для целей налогообложения различается принципиально.
В часть учетной политики, которая регулирует организацию налогового учета, следует включить пункты, определяющие:
- ответственного за организацию налогового учета;
- ответственного за ведение налогового учета;
- график документооборота (в приложении к учетной политике) или сроки и состав документов, представляемых лицу, ведущему налоговый учет;
- формы первичных учетных документов и аналитических регистров налогового учета (в приложении к учетной политике для целей налогообложения). Обязательными реквизитами в формах аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы являются:
- наименование регистра;
- период (дата) составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись и расшифровка подписи лица, ответственного за составление указанных регистров [12, c.125-126].
В учетной политики для целей налогообложения целесообразно отразить выбор метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Далее необходимо определить форму, в которой будет осуществляться налоговый учет. Такие сложные формы, как журнально-ордерная или мемориально-ордерная, в налоговом учете вряд ли применимы. Поэтому на практике выбор будет осуществляться из двух форм: ручной и автоматизированной.
В части учетной политики для целей налогообложения, раскрывающей методологические аспекты, должны быть отражены, как минимум, следующие вопросы.
1. Дата признания отдельных видов доходов исходя из требований статьи 271 НК РФ, который определяет дату получения дохода для внереализационных доходов.
2. Условий, на которых заключены действующие кредитные договоры, а также порядок распределения доходов или определения доли дохода, приходящейся на каждый отчетный период, если договорами предусмотрено получение дохода на условиях, указанных выше.
3. Так как в данном подпункте пункта 4 статьи 271 НК РФ речь идет о различных видах доходов, получаемых в различные отчетные периоды, в учетной политике следует указать, в каких периодах предполагается получение дохода и, следовательно, отражение его в налоговом учете. Например, восстановленные резервы должны быть отражены в составе доходов в четвертом квартале отчетного года, а суммы по договору простого товарищества и договору доверительного управления имуществом, как правило, в первом или втором квартале.
4. Если организация получает доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), в учетной политике целесообразно отразить основные условия арендных договоров, а также сроки и размеры предполагаемых поступлений.
5. Если предполагается разборка или демонтаж объектов основных средств и, следовательно, получение дохода в виде стоимости полученных материалов или иного имущества, в учетной политике целесообразно определить состав комиссии по ликвидации основных средств, а также принципы и схему определения стоимости активов, полученных от разборки.
6. Организация может также получать доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанных в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям.
7. В учетной политике для целей налогового учета необходимо определить состав расходов с подразделением их на прямые и косвенные. Если в учетной политике для целей финансового учета не предусмотрено списание общехозяйственных расходов и расходов на продажу непосредственно на счета реализации, этот момент также необходимо отразить в учетной политике для целей налогового учета, так как в данном случае налицо прямое расхождение между данными бухгалтерского и налогового учета [1].
При получении доходов в течение нескольких отчетных (налоговых) периодов, а также когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. В учетной политике следует отразить конкретный порядок распределения сумм таких расходов.
В учетной политике для целей налогового учета должен быть указан выбранный способ начисления амортизации по каждой группе объектов основных средств. Если по каким-то группам объектов основных средств предусмотрено применение корректирующих коэффициентов, данное обстоятельство также должно быть отражено в учетной политике [19, c.78].
Кроме того, целесообразно указать критерии отнесения объектов основных средств к амортизационным группам.
8. Организациям, осуществляющим операции, связанные с арендой объектов основных средств, в учетной политике для целей налогового учета целесообразно отразить условия арендных договоров, а также схему распределения расходов между различными объектами и видами деятельности организации. Данную информацию следует увязать с аналогичной информацией о порядке признания доходов от арендных операций.
9. Если в очередном налоговом периоде предполагается выпуск ценных бумаг (дополнительная эмиссия акций или выпуск облигаций), целесообразно в учетной политике отразить размер вероятной эмиссии, ссылку на решение общего собрания общества об эмиссии ценных бумаг, а также оценить расходы, связанные с эмиссией.
10. Кроме того, следует иметь в виду, что Налоговый кодекс приравнивает к внереализационным расходам убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности:
- убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде;
- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, а также суммы других долгов, не реальных к взысканию.
Если такие убытки по состоянию на дату формирования учетной политики могут быть оценены, они должны найти отражение в учетной политике. При этом целесообразно указать следующие данные:
- дата и причина образования убытков;
- размер убытка;
- порядок и сроки списания [19, c.79-80].
12. В том случае, когда предполагается создать резерв сомнительных долгов, в учетной политике для целей налогового учета следует отразить следующие данные:
- состав сомнительных долгов - по суммам, должникам и срокам возникновения;
- размер создаваемого резерва;
- сумма резерва, подлежащая списанию в каждом отчетном периоде.
При формировании учетной политики на следующий год должны уточняться не только эти данные, но и данные об остатках неиспользованного резерва.
13. При создании резерва на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт в учетной политике для целей налогообложения целесообразно указать следующие данные:
- состав создаваемых резервов по видам реализуемых товаров;
- схема расчета резерва;
- порядок и сроки уточнения резерва.
Напомним, что, в соответствии с главой 25 НК РФ, по истечении налогового периода налогоплательщик должен скорректировать размер созданного резерва исходя из доли фактически осуществленных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за истекший период [1].
14. Другие вопросы, подлежащие раскрытию в учетной политике для целей налогового учета.
Учетная политика организации является обязательным элементом документального регулирования деятельности бухгалтерских служб организаций. В этом распорядительном документе устанавливаются общие принципы организации бухгалтерского учета, действующие в конкретной организации, которые позволяют обеспечить непрерывность бухгалтерского учета, а также выполнение функций бухгалтерскими службами.
Заключение
Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся
- первичное наблюдение;
- стоимостное измерение;
- текущая группировка;
- итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.
Учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ 1/98 допущений и требований.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются:
- выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.
Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от места их нахождения.
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ от 01.02.2003г. – Новосибирск: Сиб. унив. из-во,2003.-592с.
2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. – М.: «Ось-89», 2003. – 112с.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организаций». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г. №32-н.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г. №33-н.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. №44-н.
6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. №91-н.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. №60-н.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. №26-н.
9. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 30 декабря 1995 г. №209-ФЗ.
10. Ахметова Л.А., Афаунова Ж.Ч. Основы бухгалтерского учета: Учебное пособие. – Нальчик: Изд. Центр «Эльфа», 1996. – 345с.
11. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 367с.
12. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480с.
13. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 568с.
14. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 587с.
15. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет и налогообложение. – М.: Герда, 1999. – 376с.
16. Воронина Л.И. Основы бухгалтерского учета и аудита: Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 1997. – 378с.
17. Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 304с.
18. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета. – М., 1998. – 344с.
19. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 592с.
20. Кутер М.И. Бухгалтерский учет: основы теории. – М.: Экспертное бюро-М, 1997. – 267с.
Приложение 1
Рабочий план счетов
Наименование счета |
Номер счета |
Номер и наименование субсчета 1 порядка |
Номер и наименование субсчета 2 порядка |
1 |
2 |
3 |
4 |
Основные средства |
01 |
01-1 «Здания» |
01-1-1 «Здания собственные» 01-1-2 «Здания арендованные» |
01-2 «Сооружения» |
|||
01-3 «Машины и оборудование» |
|||
… |
|||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
19 |
19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ресурсам» |
19-3-1 «НДС по оплаченные материальным ресурсам» |
19-3-2 «НДС по оприходованным материальным ресурсам» |
|||
… |
|||
Основное производство |
20 |
20-1 «Основное производство продукции, облагаемой НДС |
|
20-2 «Основное производство продукции, не облагаемой НДС» |
|||
… |
|||
Товары |
41 |
41-1 «Товары на складах» |
|
41-2 «Товары в розничной торговле» |
|||
41 -3 «Тара под товаром и порожняя» |
41-3-1 «Тара под товаром» 41-3-4 «Тара порожняя» |
||
Kaccd |
50 |
50-1 «Касса организации» |
|
50-2 «Операционная касса» |
50-2-1 «Касса остановочного пункта 1» 50-2-1 «Касса остановочного пункта 2» |
Продолжение приложения 1
1 |
2 |
3 |
4 |
50-3 «Денежные документы» |
50-3-1 «Почтовые марки» 50-3-2 «Оплаченные авиабилеты» 50-3-3 «Оплаченные путевки» |
||
55-2 «Чековые книжки» |
|||
55-3 «Депозитные счета» |
|||
55-4 «Средства целевого финансирования» |
55-4-1 «Средства финансирования капитального строительства 55-4-1 «Средства бюджетного финансирования» |
||
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
60 |
60-1 «Расчеты с поставщиками материально-производственных запасов» |
60-1-1 «Расчеты с поставщиками по акцептованным документам, срок оплаты которых не наступил» 60-1-2 «Расчеты с поставщиками по не оплаченным в срок расчетным документам» |
60-2 «Расчеты с подрядчиками за выполненные работы и оказанные услуги» |
|||
60-3 «Векселя выданные» |
60-3-1 «Расчеты по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил» 60-3-2 «Расчеты по просроченным оплатой векселям» |
||
60-4 «Авансы выданные» |
Продолжение приложения 1
1 |
2 |
3 |
4 |
60-5 «Расчеты по полученному коммерческому кредиту» |
|||
Расчеты с покупателями и заказчиками |
62 |
62-1 «Расчеты с покупателями и заказчиками по расчетным документам» |
62-1-1 «Расчеты по документам, срок оплаты которых не наступил» 62-1-2 «Расчеты по просрочен-ным с оплатой документам» |
62-2 «Авансы полученные» |
|||
62-3 «Векселя полученные» |
62-3-1 «Векселя полученные, срок оплаты по которым не наступил» |
||
62-3-2 «Векселя полученные, срок оплаты по которым наступил» |
|||
Расчеты с персоналом по оплате |
70 |
70-1 «Расчеты с персоналом по оплате труда по основной и дополнительной заработной |
70-1-1 «Расчеты по оплате труда с работниками основного производства» 70-1-2 «Расчеты по оплате труда с работниками вспомогательных производств» 70-1-3 «Расчеты по оплате труда с работниками управления и общехозяйственным персоналом» |
70-2 «Расчеты по премиям за основные результаты деятельности» |
|||
70-3 «Расчеты по премиям за счет прибыли» |
|||
70-4 «Расчеты по оплате временной нетрудоспособности» |
|||
и т.д. |
|||
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами |
76 |
76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» |
76-1-1 «Расчеты поличному страхованию» 76-1-2 «Расчеты по имущественному страхованию» |
Продолжение приложения 1
1 |
2 |
3 |
4 |
76-2 «Расчеты по претензиям» |
76-2-1 «Расчеты по претензиям с поставщиками материально-производственных запасов» 76-2-2 «Расчеты по претензиям с транспортными организациями» 76-2-3 «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, подлежащим получению» |
||
76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» |
|||
76-4 «Расчеты по депонированным суммам» |
|||
Уставный капитал |
80 |
80-1 «Уставный капитал объявленный» |
|
80-2 «Уставный капитал подписной» |
|||
80-3 «Уставный капитал оплаченный» |
|||
Продажи |
90 |
90-1 «Выручка» |
|
90-2 «Себестоимость продаж» |
|||
90-3 «НДС» |
|||
90-4 «Акцизы» |
|||
90-9 «Прибыль/убыток от продаж» |
|||
и т.п. |