Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Понятия «учетная политика» и «управленческий учет»…………….…..5

2. Формирование и раскрытие учетной политики………………………...11

3. Изменение учетной политики………………………………….………...16

4. Учетная политика для целей налогового учета……………….………...19

5. Учетная политика и управленческий учет на примере

    ОАО «Кемеровогоргаз»…………………………………………………..25

Заключение…………………………………………………………………...35

Список литературы……………………………….………………………….37

Введение

Информация, полученная из бухгалтерского учета, является ос­новой для принятия большей части управленческих решений. Дан­ные, которые сгруппированы и детализированы по соответствующим признакам, позволяют сделать вывод о финансовом состоянии орга­низации и перспективах ее развития, оценить финансовые риски и сформировать инвестиционные программы. На базе учетных данных формируется бухгалтерская и статистическая отчетность, откуда об­щество узнает о состоянии экономики.

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регла­ментации учетного процесса со стороны государства в прошлом в на­стоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бух­галтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгал­терского учета заключается в основном в том, что на основе установ­ленных государством общих правил бухгалтерского учета организа­ции самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Следует отметить, что значение учетной политики недооценива­ется многими организациями, к разработке учетной политики они от­носятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее           элементов.

Между тем выбранная организацией учетная полтика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости про­дукции, прибыли, налогов на добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формиро­вания величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ по­казателей деятельности организации за различные периоды и тем бо­лее сравнительный анализ различных                              организаций.

Учетная политика организации является основным внутренним документом, регулирующим все существенные элементы организации и ведения бухгалтерского учета. При проведении налоговых проверок именно учетная политика и соблюдение ее положений являются объектами пристального внимания проверяющих. Поэтому необходимы глубокие знания о принципах разработки, утверждения и раскрытия учет­ной          политики.

Объект исследования – бухгалтерский (управленческий) учет.

Предмет исследования – учетной политики организации.

Цель исследования - изучить общие принципы формирования учетной политики, внесение в нее изменений, а также применение норм учетной политики организации в практической деятельности.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить перечень допущений и требований, которые должны быть учтены при формировании учетной политики организации.

2. Определить, какие элементы подлежат обязательному отражению в учетной по­литике организации.

3. Изучить понятие «существенные способы ведения бухгалтерского учета».

4. Изучить требования положений по бухгалтерскому учету по раскрытию информации в учетной политике организации.

5. Рассмотреть понятие «учетная политика для целей налогообложения», и изучить ее ос­новные элементы.

6. Рассмотреть особенности применения учетной политики на примере ОАО «Кемеровогоргаз».

1. Понятия «учетная политика» и «управленческий учет»

Управленческий учет появился на Западе под влиянием развития и углубления рыночных процессов как элемент практической деятельности предприятий и фирм.

Управленческий учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе управляемых объектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия в краткосрочной о долгосрочной перспективе [10].

Управленческий учет не есть учет в узком смысле слова как система сбора, регистрации и обобщения информации. Это скорее система управления предприятием, интегрирующая в себе различные подсистемы и методы управления и подчиняющая их достижению единой цели.

Предметом управленческого учета является производственная деятельность предприятия в целом и его структурных подразделений.

Объекты управленческого учета:

1. Издержки в целом по предприятию и по структурным подразделениям.

2. Результаты хозяйственной деятельности организации и ее подразделений.

3. Финансовые результаты центров ответственности.

4. Внутреннее ценообразование.

5. Бюджетирование и внутренняя отчетность [11].

Основной целью управленческого учета является калькулирование себестоимости.

Эффективное управление ресурсами опирается на основополагающие теоретические и практические исследования:

1.                В раскрытии управленческого учета как элемента системы бухгалтерского учета.

2.                В исследовании четкого понятия управленческого учета, метода и объекта исследования и задач, стоящих перед ними. Основополагающей задачей является эффективное использование вложенных в предпринимательскую деятельность средств и максимальное получение прибыли.

3.                Особое место занимает исследование управленческого учета в области контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия, где особая роль принадлежит влиянию управленческого учета на эффективность экономики предприятия.

4.                Для рационального управления затратами возникает очевидная потребность в их классификации по месту возникновения и ценрам ответственности.

5.                Для совершенствования контроля над затратами каждое предприятие в силу своих производственных особенностей должно выбрать самостоятельно метод калькулирования затрат, который отражается в учетной политике. Глубина, степень детализации затрат и периодических расходов должны определяться на предприятии самостоятельно.

6.                Немаловажная роль в области исследования управленческого учета отводится изучению взаимосвязи управленческого учета и налогового планирования, а также планированию, бюджетированию.

7.                Управленческий учет в обязательном порядке предполагает расчет точки безубыточности и ее анализ, что позволит предприятию избежать банкротства [10].

С понятием «управленческий учет» тесно связано понятие учетная политика организации.

Порядок составления учетной политики организации установлен ПБУ 1/98. Из пункта 1 ПБУ 1/98 следует, что процесс составления учетной политики как внутреннего документа организации состоит из двух этапов: формирование (выбор и обоснование) и раскрытие (придание гласности) учетной политики [6].

Первый этап обязателен для всех организаций, имеющих статус юридического лица. Исключение сделано только для кредитных организаций (в силу специфики их предпринимательской деятель­ности) и для филиалов и представительств иностранных организа­ций, находящихся на территории Российской Федерации (которые могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, при условии, что эти правила не противоречат Международным стандартам фи­нансовой отчетности).

Раскрывать учетную политику обязаны только организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству России, учредительным документам либо по собственной инициативе. К числу таких организаций относятся, например, открытые акционерные общества, публичность отчетности которых установлена законодательно (Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 30 декабря 1995 г. № 209-ФЗ) [8].

Учетная политика организации - это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета: 1) первичное наблюдение; 2) стоимостное измерение; 3) текущая группировка; 4) итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета (в соответствии с пун­ктом 3 ПБУ 1/98) относятся способы:

- группировка и оценка фактов хозяйственной деятельности;

- погашение стоимости активов;

- организация документооборота;

- инвентаризация;

- применение счетов бухгалтерского учета;

- система регистров бухгалтерского учета, обработка информации и иные соответствующие способы и приемы [13].

В соответствии с пунктом 9 ПБУ 1/98 [6], принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей органи­зационно-распорядительной документацией (приказами, распоряже­ниями и т.п.). Так как вид организационно-распорядительного до­кумента жестко не определен, наиболее целесообразно оформление учетной политики приказом руководителя организации, в котором должны быть изложены основные элементы, а элементы, требующие подробной разработки и занимающие сравнительно большой объем, помещать в приложения к данному приказу. В число таких прило­жений могут входить:

- формы первичной учетной документации, не предусмотренные  альбомами форм;

- структура и состав структурного подразделения, занимающегося бухгалтерским учетом и отчетностью, а также основные функции, выполняемые этим подразделением;

- график документооборота и т.п. [12].

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяют с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организацион­но-распорядительного документа. Это значит, что приказ (или распо­ряжение), который утверждает принятие учетной политики, должен быть подписан руководителем организации не позднее 31 декабря года, предшествующего тому, когда данная учетная политика будет применяться.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику в соответствии с названным пунктом ПБУ 1/98 до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регист­рации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

В соответствии с ПБУ 1/98, учетную политику основной орга­низации применяют все филиалы, представительства и иные под­разделения организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

ПБУ 1/98 устанавливает четыре допущения и шесть требований, которые должны учитываться при формировании учетной политики.

Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных пунктом 6 ПБУ 1/98, то эти допущения могут не  раскрываться  в   бухгалтерской   отчетности. При формиро­вании учетной политики организации исходя из иных допущений такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской            отчетности [6].

То есть в общем случае каким-либо особым способом описывать допущения учетной политики не нужно. Однако любое отклонение от них должно быть оговорено в учетной политике. Что касается требований, то отклонение от них в принципе невозможно.

При формировании учетной политики предполагается, что:

- активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и акти­вов и обязательств других организаций (допущение имуществен­ной обособленности);

- организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, у нее отсутствуют намерения и необходимость ликви­дации или существенного сокращения деятельности, и, следова­тельно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

- принятая организацией учетная политика применяется последо­вательно от одного отчетного года к другому (допущение последо­вательности применения учетной политики);

- факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени    поступления    или  выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности) [12]. 

Учетная политика организации должна обеспечивать:

- полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);

- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в     бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование    своевременности);

- большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов     и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

- отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из     экономического содержания фактов и условий хозяйствования     (требование приоритета содержания перед формой);

- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по     счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

- рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование     рациональности) [11].

Большая часть перечисленных требований и допущений выделяется в качестве отдельных принципов бухгалтерского учета.

2. Формирование и раскрытие учетной политики

Начиная с 1999 года учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации. Ранее ответственность за формирование учетной политики организации была закреплена за руководителем организации.

При формировании учетной политики утверждают ряд решений, регулирующих организацию бухгалтерского учета в организации.

Принято различать два аспекта учетной политики — организацион­ный и методологический.

При формировании учетной политики в части организационного аспекта разрабатывают и утверждают:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, который содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевре­менности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчет­ности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила оценки статей бухгалтерской отчетности;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского           учета [9].

В данном разделе учетной политики должны раскрываться вопросы, не нашедшие отражения в других разделах, но необходи­мые для организации бухгалтерского учета в организации.

В этом же разделе учетной политики утверждается выбор организационной формы бухгалтерского учета.

Далее в учетной политике должна быть определена форма сче­товодства (системы учетных регистров): журнально-ордерная, мемо­риально-ордерная, автоматизированная, упрощенная и т.п.

К решениям, которые принимают по методологии, относится выбор способов организации бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 8 ПБУ 1/98, при формировании учет­ной политики организации по конкретному направлению бухгал­терского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгал­терскому учету [6].

Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формиро­вании учетной политики осуществляется разработка организацией  соответствующего способа, исходя из ПБУ 1/98 и иных положений по бухгалтерского учету.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно вли­яющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользо­вателями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользо­вателями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансо­вых результатов деятельности организации.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относят:

1) способы амортизации: основных средств, нематериальных и иных активов;

2) оценки: производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;

3) признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг;

4) другие способы [12].

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соот­ветствующими положениями по бухгалтерскому учету.

В данном разделе учетной политики должны быть определены следующие элементы:

- способы начисления амортизации (по видам амортизируемого имущества);

- метод оценки материально-производственных запасов (при их поступлении в организацию и списании в производство);

- вариант учета материалов (с использованием счетов 15 и 16 или без них);

- метод оценки готовой продукции;

- вариант учета выпуска готовой продукции (с использованием счета 40 или без них);

- вариант оценки товаров — для организаций розничной торговли (по покупным или продажным ценам);

- оценка отгруженной продукции, товаров, работ и услуг;

- метод оценки незавершенного производства;

- порядок и сроки списания расходов будущих периодов;

- создание резервного фонда;

- создание резерва сомнительных долгов;

- создание резервов предстоящих расходов и платежей;

- порядок списания доходов будущих периодов;

- порядок признания коммерческих и управленческих расходов [13].

Из требований нормативных актов Минфина России вытекает необходимость раскрыть в учетной политике организации некоторые другие элементы. Элементы, которые подлежат раскрытию в бухгал­терской отчетности, должны быть отражены и в учетной политике. В данном случае речь о выборе вариантов, как правило, не идет.

В соответствии с пунктом 27 ПБУ 5/01, в бухгалтерской отчет­ности подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум, следующая информация:

- о способах оценки материально-производственных запасов по их группам (видам);

- о последствиях изменений способов оценки материально-производственных запасов;

- о стоимости материально-производственных запасов, передан­ных в залог;

- о величине и движении резервов под снижение стоимости мате­риальных ценностей [4].

Пунктом 32 ПБУ 6/01 предусмотрено, что бухгалтерская отчет­ность должна раскрывать с учетом существенности, как минимум, следующую информацию:

- о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец от­четного года;

- о движении основных средств в течение отчетного года по основ­ным группам (поступление, выбытие и т.п.);

- о способах оценки объектов основных средств, которые получе­ны по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами;

- об изменениях стоимости основных средств, в которой они при­няты к бухгалтерскому учету (достройка, дооборудование, рекон­струкция, частичная ликвидация и переоценка объектов);

- о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);

- об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;

- об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;

- о способах начисления амортизационных отчислений по отдель­ным группам объектов основных средств;

- об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и факти­чески используемых, которые находятся в процессе государственной               регистрации [7].

В соответствии с пунктом 17 ПБУ 9/99, в составе данных об учет­ной политике подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:

- о порядке признания выручки организации;

- о способе определения готовности работ, услуг, продукции, выручка от выполнения, оказания, продажи которых признается по мере                готовности [2].

В соответствии с пунктом 20 ПБУ 10/99, в составе информации об учетной политике подлежит раскрытию порядок признания коммерческих и управленческих расходов [3].

Пункт 31 ПБУ 14/2000 предусматривает, что в составе данных об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация: - о способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства; - о принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов (по отдельным группам); - о способах начисления амортизационных отчислений по отдель­ным группам нематериальных активов; - о способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам [5].

3. Изменение учетной политики

Перечень случаев, когда допускается изменение учетной полити­ки, приведен в пункте 16 ПБУ 1/98, он является исчерпывающим и  ограничивается всего тремя позициями.

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

- изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета; применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяй­ственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степе­ни достоверности информации;

- существенного изменения условий деятельности; существенное изменение условий деятельности организации может быть свя­зано с реорганизацией, сменой собственников, изменением ви­дов деятельности                 и т.п. [10].

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения, соответствующим организационно-распорядительным документом.

Не считается изменением учетной политики утверждение спосо­ба ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельнос­ти, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Это значит, что при возникновении таких фактов уточнение учет­ной политики можно производить и в течение календарного года. К числу таких фактов можно отнести, например, приобретение объектов основных средств, относящихся к группе, которая ранее в организации                              отсутствовала.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или спо­собные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельно­сти организации, оценивают в денежном выражении. Оценка в де­нежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгал­терского учета.

Если изменения в учетную политику вносят в результате изме­нения законодательной или нормативной базы, то в соответствую­щих актах, как правило, определяется порядок оценки последствий изменения учетной политики.

Если же изменение производится по иным причинам либо в со­ответствующих законодательных или нормативных актах порядок оценки последствий не установлен, последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финан­совые результаты деятельности организации, отражаются в бухгал­терской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в де­нежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточ­ной надежностью.

В таком случае измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяй­ственной                      деятельности, совершившимся только после введения та­кого                             способа [12].

Отражение последствий изменения учетной политики заключа­ется в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за от­четный период соответствующих данных за периоды, предшест­вующие отчетному.

Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

Корректировка бухгалтерской отчетности, как правило, связана с изменением вступительного баланса (валюты баланса или пока­зателей по отдельным строкам). В соответствии с пунктом 4.33 Инструкции о бухгалтерской отчетности, причины таких изменений должны быть подробно объяснены в пояснительной записке. В ней же должны быть раскрыты избранные при формировании учетной политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгал­терского учета.

Пункт 22 ПБУ 1/98 уточняет, что информация об изменениях учетной политики, приводимая в бухгалтерской отчетности, должна, как минимум, включать [6]:

- причину изменения учетной политики;

- оценку последствий изменений в денежном выражении (в отно­шении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);

- указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшество­вавших отчетному, скорректированы.

4. Учетная политика для целей налогового учета

С 2002 года организации обязаны дополнительно разрабатывать учетную политику для целей налогообложения.

Необходимость разработки учетной политики для целей налого­вого учета установлена главой 25 части второй Налогового кодекса России.

Статьей 313 НК РФ установлено, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налого­вого учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому, а порядок ведения налогового учета устанавли­вается налогоплательщиком в учетной политике для целей налого­обложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряже­нием) руководителя [1].

Таким образом, на уровне федерального закона установлена обязанность включать в учетную политику организации дополнитель­ный раздел (для целей налогообложения) или разрабатывать и утверждать отдельный аналогичный документ.

Учетная политика для целей налогового учета должна форми­роваться исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать:

- порядок формирования суммы доходов и расходов;

- порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

- сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

- порядок формирования сумм создаваемых резервов;

В учетной политике для целей налогообложения должны быть отражены:

- порядок и схема определения доли расходов (распределение прямых расходов между готовой продукцией и объектами незавершенного производства);

- состав и порядок формирования сумм отдельных резервов [1].

При формировании суммы доходов и расходов следует иметь в виду, что по целому ряду позиций требования налогового законода­тельства отличаются от положений нормативных документов по бухгалтерскому учету. Эти различия должны быть выделены особо, и при разработке форм первичных документов налогового учета целесообразно предусмотреть дополнительные графы или строки для наглядного представления этих расхождений.

Порядок формирования сумм создаваемых резервов для целей финансового учета и для целей налогообложения различается принципиально.

В часть учетной политики, которая регулирует организацию налогового учета, следует включить пункты, определяющие:

- ответственного за организацию налогового учета;

- ответственного за ведение налогового учета;

- график документооборота (в приложении к учетной политике) или сроки и состав документов, представляемых лицу, ведущему нало­говый учет;

- формы первичных учетных документов и аналитических регистров налогового учета (в приложении к учетной политике для целей на­логообложения). Обязательными реквизитами в формах аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы являются:

- наименование регистра;

- период (дата) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в де­нежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись и расшифровка подписи лица, ответственного за состав­ление указанных регистров [9].

В учетной политики для целей налогообложения целесообразно отразить выбор метода определения выручки от реали­зации продукции (работ, услуг).

Далее необходимо определить форму, в которой будет осуществ­ляться налоговый учет. Такие сложные формы, как журнально-ордерная или мемориально-ордерная, в налоговом учете вряд ли приме­нимы. Поэтому на практике выбор будет осуществляться из двух форм: ручной и автоматизированной.

В части учетной политики для целей налогообложения, раскрывающей методологические аспекты, должны быть отражены, как минимум, следующие вопросы.

1. Дата признания отдельных видов доходов исходя из требований статьи 271 НК РФ, который определяет дату получения дохода для внереализационных доходов.

2. Условий, на которых заключены действующие кредитные дого­воры, а также порядок распределения доходов или определения доли дохода, приходящейся на каждый отчетный период, если договорами предусмотрено получение дохода на условиях, указанных выше.

3. Так как в данном подпункте пункта 4 статьи 271 НК РФ речь идет о различных видах доходов, получаемых в различные отчетные периоды, в учетной политике следует указать, в каких периодах предполагается получение дохода и, следовательно, отражение его в на­логовом учете. Например, восстановленные резервы должны быть отражены в составе доходов в четвертом квартале отчетного года, а суммы по договору простого товарищества и договору доверитель­ного управления имуществом, как правило, в первом или втором квартале.

4. Если организация получает доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), в учетной политике целесообразно отразить ос­новные условия арендных договоров, а также сроки и размеры предпо­лагаемых поступлений.

5. Если предполагается разборка или демонтаж объектов основ­ных средств и, следовательно, получение дохода в виде стоимости полученных материалов или иного имущества, в учетной политике целесообразно определить состав комиссии по ликвидации основных средств, а также принципы и схему определения стоимости активов, по­лученных от разборки.

6. Организация может также получать доходы в виде сумм кре­диторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанных в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям.

7. В учетной политике для целей налогового учета необходимо определить состав расходов с подразделением их на прямые и косвен­ные. Если в учетной политике для целей финансового учета не предусмотрено списание общехозяйственных расходов и расходов на продажу непосредственно на счета реализации, этот момент также необходимо отразить в учетной политике для целей налогового уче­та, так как в данном случае налицо прямое расхождение между дан­ными бухгалтерского и налогового учета [1].

При получении доходов в течение нескольких отчетных (нало­говых) периодов, а также когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. В учетной политике следует отразить конкретный порядок распределения сумм таких расходов.

В учетной политике для целей налогового учета должен быть ука­зан выбранный способ начисления амортизации по каждой группе объектов основных средств. Если по каким-то группам объектов основных средств предусмотрено применение корректирующих ко­эффициентов, данное обстоятельство также должно быть отражено в учетной политике [13].                                         

Кроме того, целесообразно указать критерии отнесения объектов основных средств к амортизационным группам.

8. Организациям, осуществляющим операции, связанные с арендой объектов основных средств, в учетной политике для целей налогового учета целесообразно отразить условия арендных дого­воров, а также схему распределения расходов между различными объектами и видами деятельности организации. Данную информа­цию следует увязать с аналогичной информацией о порядке призна­ния доходов от арендных операций.

9. Если в очередном налоговом периоде предполагается выпуск ценных бумаг (дополнительная эмиссия акций или выпуск облига­ций), целесообразно в учетной политике отразить размер вероятной эмиссии, ссылку на решение общего собрания общества об эмиссии ценных бумаг, а также оценить расходы, связанные с эмиссией.

10. Кроме того, следует иметь в виду, что Налоговый кодекс приравнивает к внереализационным расходам убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности:

- убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде;

- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок ис­ковой давности, а также суммы других долгов, не реальных к взысканию.

Если такие убытки по состоянию на дату формирования учетной политики могут быть оценены, они должны найти отражение в учет­ной политике. При этом целесообразно указать следующие данные:

- дата и причина образования убытков;

- размер убытка;

- порядок и сроки списания [13].

12. В том случае, когда предполагается создать резерв сомнитель­ных долгов, в учетной политике для целей налогового учета следует отразить следующие данные:

- состав сомнительных долгов — по суммам, должникам и срокам возникновения;

- размер создаваемого резерва;

- сумма резерва, подлежащая списанию в каждом отчетном периоде.

При формировании учетной политики на следующий год долж­ны уточняться не только эти данные, но и данные об остатках неиспользованного резерва.

13. При создании резерва на гарантийное обслуживание и гаран­тийный ремонт в учетной политике для целей налогообложения целесообразно указать следующие данные:

- состав создаваемых резервов по видам реализуемых товаров;

- схема расчета резерва;

- порядок и сроки уточнения резерва.

Напомним, что, в соответствии с главой 25 НК РФ, по истече­нии налогового периода налогоплательщик должен скорректировать размер созданного резерва исходя из доли фактически осуществлен­ных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за истекший период [1].

14. Другие вопросы, подлежащие раскрытию в учетной политике для целей налогового учета.

Учетная политика организации является обязательным элемен­том документального регулирования деятельности бухгалтерских служб организаций. В этом распорядительном документе устанавли­ваются общие принципы организации бухгалтерского учета, действу­ющие в конкретной организации, которые позволяют обеспечить непрерывность бухгалтерского учета, а также выполнение функций бухгалтерскими службами.

5. Учетная политика и управленческий учет на примере

ОАО «Кемеровогоргаз»

Трест «Кемеровогоргаз» образован 12 августа 1959 года Решением  Кемеровского горисполкома.

Основной задачей, поставленной созданному тресту, была  организация газоснабжения жилых домов и промышленных предприятий на территории города Кемерово. За  45  лет  «Кемеровогоргаз» прошел большой путь от развития до становления и возможных экономических преобразований.

Работа треста началась со строительства в  1959 году газопровода (первого на территории города Кемерово), от КХЗ до ГРП-1. Общая протяженность построенного газопровода, сданного в эксплуатацию в августе 1961 года, составила 5,4 км.  В этот период газоснабжение города осуществлялось коксовым газом, получаемым от коксохимзавода, и лишь в 1979 году кемеровское газовое хозяйство было переведено на природный газ.

С развитием газификации развивался «Кемеровогоргаз», который в числе первых предприятий вступил на путь экономических преобразований.

В 1988 году трест «Кемеровогоргаз» отделился от «Кемеровооблгаза», став, таким образом, самостоятельным предприятием с выделенным имуществом, газовыми сетями и бухгалтерским учетом.

14 марта1991 года распоряжением Администрации города Кемерово, на базе «Кемеровогоргаз», создается - Организация арендаторов производственного треста по эксплуатации газового хозяйства города Кемерово (Арендное предприятие «Кемеровогоргаз»).

Постановлением № 270 Администрации города Кемерово от 23.06.1994 года Арендный трест «Кемеровогоргаз», в процессе приватизации проводимой для государственных предприятий, приватизируется и становится ДАО «Кемеровогоргаз». Форма собственности созданного акционерного общества смешанная: государственная, муниципальная, коллективная.

Основными видами деятельности предприятия на сегодняшний день являются:

- газоснабжение населения природным газом;

- газоснабжение промышленных предприятий;

- обеспечение населения сжиженным газом;

- эксплуатация, строительство систем газоснабжения.

- поставка, транспортировка и реализация газа (в том числе сжиженного) непосредственно его потребителям на территории города Кемерово и Кемеровского района;

- планово-предупредительный ремонт газовых сетей и сооружений предприятий;

-  организация технического обслуживания газопроводов, сооружений на них, газового оборудования и приборов у потребителей газа;

-  строительство и эксплуатация заправочных станций сжиженным газом;

- организация широкой пропаганды правил безопасности пользования газом в быту среди населения через сеть технических кабинетов, местную и многотиражную печать, радио и телевидение;

-  обеспечение сохранности объектов газового хозяйства;

- проведение по заявкам газификации квартир и предприятий, монтаж газоиспользующего оборудования и газовых приборов;

- подготовка и повышение квалификации специалистов газовых хозяйств;

- переаттестация работников на знание правил безопасности в газовом хозяйстве, строительных норм и правил;

- организация поставок, в том числе изготовление запасных частей для газоиспользующего оборудования и газовых приборов;

-  осуществление коммерческой деятельности.

Основной целью предприятия является надежное и безаварийное газоснабжение потребителей и получение прибыли, обеспечивающей устойчивое и эффективное экономическое благосостояние, создание здоровых и безопасных условий труда и социальную защиту работников предприятия.   

Учетная политика.

Учетная политика в ОАО «Кемеровогогаз» ведется согласно всем правилам бухгалтерского учета. На 1 декабря 2004 г. предприятие имело следующий баланс (табл. 1).

Таблица 1

Баланс ОАО «Кемеровогоргаз» на 1 декабря 2004 г., руб.

АКТИВ

ПАССИВ

Наименование статей

Сумма

Наименование статей

Сумма

Основные средства

1 520 000

Уставный капитал

1 929 200

Сырье и материалы

62 000

Нераспределенная прибыль

250 00

Денежные средства в кассе

400

Задолженность персоналу по оплате труда

100 000

Денежные средства на расчетном счете

840 000

Задолженность по социальному страхованию

38 200

Задолженность поставщикам

45 000

Задолженность по краткосрочной ссуде

60 000

Баланс

2 422 400

Баланс

2 422 400

На 1 декабря предприятием были открыты счета по следующей форме, то есть проставлены остатки на начало месяца:

   Счет «Основные средства»                                    Счет «Сырье и материалы»
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Сальдо          1520000 
 
Сальдо               62000
                     
                    
 
 
 
Оборот           -
Оборот                 -
Оборот             -
Оборот              -
Сальдо           152000
 
Сальдо             62000
 
 
       Счет «Касса»                                          Счет «Расчетный счет»
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Сальдо              400
 
Сальдо           840000
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оборот             -
Оборот         -
Оборот              -
Оборот      -
Сальдо             400
 
Сальдо             840000
 
 
Счет «Уставный капитал»                  Счет «Нераспределенная прибыль»
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Сальдо           1929200
 
Сальдо        250000  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оборот              -           
Оборот         -
Оборот              -
Оборот             -
Сальдо           1929200
 
Сальдо         250000
 
 
Счет «Расчеты с персоналом                Счет «Задолженность по
            по оплате труда»                       социальному страхованию»
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Сальдо            100000
 
Сальдо           38200
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оборот                 -
Оборот                -
Оборот              -
Оборот                   -
Сальдо             100000
 
Сальдо           38200
 
Счет «Задолженность                            Счет «Задолженность по
         поставщикам»                                    краткосрочной ссуде»
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Сальдо            45000
 
Сальдо            60000
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оборот               -
Оборот                -
Оборот                -
Оборот                   -
Сальдо           45000
 
Сальдо           60000
 

В течение декабря 2004 г. предприятием совершались различные хозяйственные операции (табл. 2).

Таблица 2

Хозяйственные операции ОАО «Кемеровогоргаз» за декабрь 2004 г.

Содержание операции

Сумма, руб.

1

Перечислено с расчетного счета в погашение ссуды

60 000

2

Получено в кассу с расчетного счета на выплату заработной платы

100 000

3

Выдана заработная плата

98 000

4

Создан резервный капитал за счет нераспределенной прибыли

50 000

5

Перечислено поставщику с расчетного счета в погашение

задолженности

15 000

6

Перечислено с расчетного счета органам социального страхования в погашение задолженности

38 200

7

Выдано из кассы подотчетному лицу

120

8

Приобретены материалы у поставщика

46 800

9

Перечислено поставщику с расчетного счета

46 800

Данные хозяйственные операции, соответственно, нашли отражение на счетах по принципу двойной записи:

   Счет «Основные средства»                                    Счет «Сырье и материалы»
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Сальдо          1520000 
 
Сальдо               62000
                     
                    
 
 
 
Оборот           -
Оборот                 -
Оборот            46800
Оборот              -
Сальдо           1520000
 
Сальдо             108800
 
 
 
 
 
       Счет «Касса»                                          Счет «Расчетный счет»
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Сальдо              400
                  98000
Сальдо           840000
                100000
                    100000
                      120
 
                  60000
 
 
 
                  15000
 
 
 
                  38200
 
 
 
                  46800
Оборот        100000
Оборот      98120
Оборот                  -
Оборот     260000
Сальдо             2280
 
Сальдо            580000
 
 
 
Счет «Уставный капитал»                  Счет «Нераспределенная прибыль»
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Сальдо           1929200
 
Сальдо        250000  
                 50000
 
 
 
 
 
 
 
 
Оборот              -           
Оборот         -
Оборот           -
Оборот     50000
Сальдо           1929200
 
Сальдо         200000
 
 
 
Счет «Расчеты с персоналом                Счет «Задолженность по
            по оплате труда»                       социальному страхованию»
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Сальдо            100000
 
Сальдо           38200
                   38200
                          98000
 
 
 
 
 
 
 
Оборот              98000
Оборот                -
Оборот             -
Оборот       38200
Сальдо             198000
 
Сальдо              0
 
 
 
 
Счет «Задолженность                            Счет «Задолженность по
         поставщикам»                                    краткосрочной ссуде»
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Сальдо            45000
                     46800
Сальдо            60000
                    60000
                         15000
 
 
 
                         46800
 
 
 
Оборот            61800
Оборот        46800
Оборот               -
Оборот       60000
Сальдо             60000
 
Сальдо                0
 
Счет «Задолженность                            Счет «Резервный капитал»
     подотчетного лица»                                   
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Сальдо                 0
                    
Сальдо                   0
                   
                         120
 
                        50000
 
                        
 
 
 
Оборот            120
Оборот        -
Оборот            50000
Оборот       -
Сальдо            120
 
Сальдо             50000
 

Далее составляется на основании счетов оборотная ведомость (табл. 3):

Таблица 3

Оборотная ведомость ОАО «Кемеровогоргаз» за декабрь 2004 г.

Наименование счета

Сальдо на начало месяца

Обороты за месяц

Сальдо на конец месяца

Дт

Кт

Дт

Кт

Дт

Кт

1

2

3

4

5

6

7

Основные средства

1520000

-

1520000

Материалы

62000

46800

108800

Касса

400

100000

98120

2280

Расчетный счет

840000

-

260000

580000

Уставный капитал

1929200

-

-

1929200

Нераспределенная прибыль

250000

-

50000

200000

Продолжение табл. 3

1

2

3

4

5

6

7

Задолженность персоналу по оплате труда

100000

98000

-

198000

Задолженность по социальному страхованию

38200

-

38200

0

Задолженность поставщикам

45000

61800

46800

60000

Задолженность по краткосрочной ссуде

60000

-

60000

0

Задолженность подотчетного лица

0

120

-

120

Резервный капитал

0

50000

-

50000

Таким образом, учетная политика в ОАО «Кемеровогогаз» проводится поэтапно. На начало месяца открываются счета с остатками. Затем происходит учет хозяйственных операций и в конце составляется оборотная ведомость.

Управленческий учет.

Рассмотрим управленческий учет ОАО «Кемеровогоргаз» на примере расчета отклонения от норм фактических общепроизводственных расходов (ОПР). С этой целью рассчитывается нормативная ставка распределения общепроизводственных расходов.

Таблица 4

Сметные и фактические ОПР, руб.

Показатели

По смете

Фактически

1

2

3

4

5

Постоянные ОПР

Переменные ОПР

Производство в нормо-часах

Нормативная ставка распределения пост. ОПР на нормо-час (стр.1 : стр.3)

Нормативная ставка распределения перем. ОПР на нормо-час (стр.2 :стр.3)

63 000

36 000

9 000

7

4

59 500

32 000

8 100

-

-

ОПР разделим на постоянную и переменную части.

Нормативная ставка распределения постоянных расходов – это частное от деления сметных постоянных накладных расходов на производство в нормо-часах:  63 000 / 9 000 = 7 руб. Это означает, что на один нормо-час приходится  7 руб. постоянных ОПР.

         Аналогично рассчитывается нормативная ставка распределения переменных ОПР: 36 000 / 9 000 = 4 руб., т.е. одному нормо-часу соответствует 4 руб. переменных ОПР.

         Эти ставки нужны для того, чтобы в дальнейшем скорректировать сметные ОПР с учетом фактически достигнутого объема производства.

         Отклонение по общепроизводственным постоянным расходам (DОПРп) определяется аналогично предыдущим расчетам – как разница между фактическими ОПР и их сметной величиной, скорректированной на фактический выпуск. Фактическое значение постоянных ОПР – 59 500 руб.

         Далее вычисляют то значение постоянных ОПР, которое по норме должно было соответствовать фактически достигнутому объему производства. Для этого фактический объем производства в нормо-часах умножают на ставку распределения накладных расходов: 8 100 х 7 = 56 700 руб.

         Отсюда отклонение фактических постоянных накладных расходов от сметных составляет:

         DОПРп = 59 500 – 56 700 = +2 800 руб. (Н)

         Это отклонение формируется под воздействием двух факторов:

1. За счет отклонений в объеме производства (Dq);

2. За счет отклонений фактических постоянных расходов от сметных (Ds).

Влияние первого фактора оценивается по формуле:

Dq = (Сметный выпуск продукции в нормо-часах – Фактический выпуск продукции в нормо-часах) х Нормативная ставка распределения постоянных ОПР.

В цифровом выражении это составит:

Dq = (9 000 – 8 100) х 4 = +6 300 руб. (Н)

Второй фактор оценивается как разность между фактическими и сметными постоянными ОПР: Ds = 59 500 – 63 000 = -3 500 (Б)

Таким образом, можно сделать вывод, что система учетной политики и управленческого учета представляет собой сложный трудоемкий процесс, требующий тщательной детальной проработки каждого из его элементов.

Заключение

Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся

- первичное наблюдение;

- стоимостное измерение;

- текущая группировка;

- итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ 1/98 допущений и требований.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организа­ции.

При этом утверждаются:

- выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организации по конкретно­му направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуще­ствляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законо­дательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учет­ной политики осуществляется разработка организацией соответству­ющего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организацион­но-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями органи­зации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от места их нахождения.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ от 01.02.2003г. – Новосибирск: Сиб. унив. из-во,2003.-592с.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организаций». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г. №32-н.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г. №33-н.

4. Положение по бухгалтерскому чету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. №44-н.

5. Положение по бухгалтерскому чету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. №91-н.

6. Положение по бухгалтерскому чету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. №60-н.

7. Положение по бухгалтерскому чету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. №26-н.

8. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 30 декабря             1995 г. №209-ФЗ.

9. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480с.

10. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 568с.

11. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 587с.

12. Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 304с.

13. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 592с.

14. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. – М.: «Ось-89», 2003. – 112с.