Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1. Сущность и роль бизнес-планирования в деятельности предприятий

     1.1. Роль планирования финансово-экономической деятельности

                      предприятий……..…………………………………………………….5

      1.2. Бизнес-план, как  метод осуществления финансово-

             экономической  деятельности предприятия………………………..8

2. Методика составления бизнес-плана…………………………………….10

     2.1. Принципы составления бизнес-плана………………………...........10

     2.2. Техника составления бизнес-плана…………………………….......12

     2.3. Содержание бизнес-плана…………………………………………..15

     2.4. Бизнес-планирование на примере ЗАО «Саламандер»……………23

Заключение…………………………………………………………………...26

Литература…………………………………………………………………...27

Приложение………………………………………………………………….29

Введение

Планирование является нормой любой предпринимательской деятельности. С развитием рынка и в России необходимость в бизнес-планах стала настолько очевидной, что с 1994-1995 гг. их применение становится обязательным.

Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в то же время необ­ходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соот­ветствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основ­ные аспекты коммерческого предприятия, анализируются пробле­мы, с которыми оно столкнется, и определяются способы их ре­шения. Следовательно, бизнес-            план - одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная работа.

Не будет преувеличением назвать бизнес-план основой управ­ления не только коммерческим проектом, но и самим предпри­ятием. Благодаря бизнес-плану, у руководства появляется возмож­ность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающего детальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляет мобилизоваться. Целью бизнес-плана может быть получение кредита, или привлечение инвестиций, определение стратегических и тактических ориентиров фирмы и др.

Бизнес-план дает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска, предлагает пути их снижения. Бизнес-план используется незави­симо от сферы деятельности, масштабов, собственности и орга­низационно-правовой формы компании. В нем решаются как внут­ренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоот­ношений с другими фирмами и организациями.

Объект исследования – бизнес-планирование.

Предмет исследования – особенности бизнес-планирования, как элемента управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

Цель исследования – изучить особенности бизнес-планирования, как элемента управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить роль планирования финансово-экономической деятельности предприятий;

- рассмотреть бизнес-план, как  метод осуществления финансово-экономической деятельности предприятия;

- рассмотреть содержание бизнес-плана, принципы и технику его составления;

- рассмотреть составление бизнес-плана на примере ЗАО «Саламандер».

1. Сущность и роль бизнес-планирования в деятельности предприятий

1.1. Роль планирования финансово-экономической деятельности предприятий

В настоящее время в России бурно протекает процесс формирования и совершенствования работы действующих предприятий  различных форм собственности. Планирование является важнейшей частью предпринимательской деятельности.

Понятие «планирование деятельности фирмы» имеет два смысла.

Первый – общеэкономический, с точки зрения общей теории предприятия, ее природы.

Второй – контрольно-управленческий. Здесь планирование – одна из функций менеджмента, умение предвидеть будущее предприятия и использовать это предвидение [1, c.45].

Обе стороны планирования тесно связаны между собой. Возможность планирования, как конкретного вида деятельности, вытекает из природы фирмы, напрямую определяется общими условиями хозяйствования.

Как показала практика, применение планирования создает важные преимущества:

- делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

- проясняет возникающие проблемы;

- стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

- улучшает координацию действий в организации;

- создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

- увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

- способствует более рациональному распределению ресурсов;

- улучшает контроль в организации [1, c.47-48; 7, c.116-118].

Можно было бы предположить, что планирование ведет к достижению фирмой экономического успеха, который может быть выражен в высоких величинах оборота, прибыли, роста и других впечатляющих финансовых показателях. Некоторые специалисты по планированию пытаются найти конкретные примеры, которые могли бы подтвердить такую зависимость. Однако дальше отдельных предположений дело обычно не идет. Напротив, как показывает опыт, быстрый рост и большой успех фирмы очень часто не связаны с формальным планированием, а скорее являются следствием предпринимательского таланта, энергичного и решительного руководства фирмой. Более того, многие предприятия, в том числе и российские, начинают применять планирование в тот период своего развития, когда уже прошел этап бурного роста, когда проявляются проблемы в закреплении достигнутого успеха, обеспечении стабильности.

Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в  применении планирования:

1. Вновь созданные частные фирмы. Бурный процесс накопления капитала привел к  увеличению и осложнению деятельности многих из этих фирм, а также к возникновению других факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству. Главная проблема, связанная с применением планирования в этой сфере, - недоверие к формальному планированию, основанное на мнении, что бизнес - это  умение «крутиться», правильно ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда недостаточное внимание даже к не очень отдаленному будущему. Тем не менее, многие из крупных фирм начали создавать подразделения планирования, или, по крайней мере, ввели должность финансиста-плановика.

2. Государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные предприятия. Для них функция планирования является традиционной. Однако их  опыт  планирования относится в основном к периоду централизованной экономики. Отсюда планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях, и, следовательно, не предполагало серьезного умения анализировать и предвидеть собственные цели развития [11, c.88-90].

 Поэтому, как организациям первого типа, так и государственным и приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменного планирования.

Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:

- увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;

- высокая нестабильность внешних условий и факторов;

- новый стиль руководства персоналом;

- усиление центробежных сил в экономической организации [10, c.56].

Возможности планирования в экономической организации предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из них являются:

- неопределенность внешней  (рыночной) среды;

- возможность слияния или поглощения другой фирмой;

- возможность монопольного установления цены реализации продукции;

- контрактные отношения [10, c.60].

Но в качестве выхода из такого положения можно предложить развитие и более тесное активное взаимодействие менеджеров и плановиков, как в процессе плановой деятельности, так и в обсуждении общих вопросов работы фирмы.

1.2. Бизнес-план, как  метод осуществления финансово-экономической деятельности предприятия

Планирование, бесспорно, необходимый элемент эффективной деятельности фирмы на рынке. Существует несколько подходов к разработке бизнес-плана. Между ними очень много общего, однако отдельные различия все-таки существуют. Возможен, в частности, вариант, характеризуемый схемой (Рис. 1.1) [3, c.7]:

Надпись: Согласованый и профинансированный бизнес-план

Сильные и слабые стороны

 
                                                                     КОРРЕКТИВЫ                        

                                                                                                 

Надпись: Проект бизнес-плана                                                                                                                

                       

                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                           

Глав-ная цель бизнеса

 

Планы, задачи, подзадачи

 

Страте-гия и тактика

 
Надпись: Анализ ситу-ации

Лич-ные цели

 
                                                                                                                        

                                                                        

                                  

Имеющиеся производственно-финансовые ресурсы

 
 

Необходимые производственно-финансовые ресурсы:

  • трудовые ресурсы
  • финансы
  • сырье и материалы
 
         

 

Рис. 1.1.  Схема разработки бизнес-плана

На первое место в данном случае ставится определение личных целей бизнесмена. После оценки ситуации как вне, так и внутри компании определяется главная  цель.  Затем можно перейти к разработке стратегии, которая представляет собой процесс конкретизации главной цели, разбивку ее на задачи и подзадачи. На каждом этапе реализации выбранной стратегии целесообразно вносить в план определенные коррективы, которые диктует реальный ход событий. Таким образом, вырабатывается оперативный план. На основе долгосрочных тенденций и оперативного плана разрабатывается долгосрочный план [3, c.8-10].

Замысел плана всегда нуждается в тщательном обосновании и проверке на осуществимость. С этой целью его разворачивают в систему частных стратегий: товарно-рыночную, НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), систему развития потенциала и финансовую систему, которая реализуется на втором этапе планирования. Стратегия НИОКР является ведущей. Она выявляет и формирует комплекс разработок, наиболее актуальных для потребителя и соответствующих научно-техническому потенциалу предприятия.

По итогам разработки  различных вариантов стратегии уточняются как ожидаемые размеры прибыли, так и потребности в капитальных вложениях. Эта информация поступает на вход финансовой стратегии, предназначенной для окончательного балансирования финансовых потребностей и определения размеров и форм привлечения заемных средств.

На третьем этапе формирования стратегического плана результатные данные по каналам обратной связи поступают на вход замысла плана с целью его корректировки. Окончательный вариант плана вместе с результатами анализа внешней среды, а также возможностей фирм оформляются в виде глобальной стратегии развития.

В целом можно сделать вывод, что перечисленные методики планирования весьма сходны и в основном дополняют друг друга, рассматривают бизнес-планирование с разных сторон и выделяет различные этапы планирования в качестве основных.

2. Методика составления бизнес-плана

2.1. Принципы составления бизнес-плана

Бизнес-план - это документ, на основании которого ин­вестор или кредитор составляют свое мнение о фирме и при­нимают решение о предоставлении ей средств [2, c.67]. Поэтому при составлении бизнес-плана надо. прежде всего, представлять, кому он будет адресован: кредитору или инвестору, поскольку у этих двух групп заимодавцев различные цели, а следовательно, и различные принципы оценки бизнес-плана.

Кредитор, предоставляющий заемные средства на опреде­ленный срок, хочет убедиться в том, что кредитуемая им фирма достаточно надежна и он сможет вовремя получить долг и причитающиеся по нему проценты. Его мало интересует, ка­ковы размеры прибыли фирмы в целом, поскольку он заин­тересован лишь в том, чтобы получаемая фирмой прибыль по­зволяла ей выплатить основной долг и проценты по нему. Кроме того, его интересы охраняет кредитный договор, который га­рантирует кредитору первоочередное возмещение ссуды даже в случае банкротства фирмы-должника.

Риски инвестора намного выше. Во многих случаях он даже рискует потерять весь свой вложенный капитал. Поэтому для того, чтобы решиться на такой риск, инвестор должен иметь перспективу получения высокой нормы прибыли.

Следовательно, при оценке бизнес-плана кредитор будет ана­лизировать деятельность предприятия, прежде всего, с точки зрения его надежности и устойчивости, а инвестор — с точки зрения его доходности.

Однако на кого бы ни был ориентирован план, он должен легко читаться и быть хорошо оформленным. Рекомендуется, чтобы его размеры не превышали в среднем 40 страниц, а если материалов намного больше, то следует подумать, что вынести в приложение. В то же время если объем бизнес-плана получается намного меньше 40 страниц, значит, его состави­тели плохо знакомы с принципами и техникой подготовки этого документа [13, c.22-23].

Конкуренция между желающими получить кредит, харак­терная для современной эпохи бизнеса, заставляет предприни­мателей подумать и о презентабельности документа: внешнем виде, обложке, рисунках, фотографиях и проч. Бизнес-планы предприятий, для описания деятельности которых используются сложные технические термины, должны включать глоссарий терминов для непосвященного читателя.

Одним из важнейших принципов составления бизнес-плана является требование, согласно которому его составители дол­жны ориентироваться не на товар или услугу, производимые их предприятием, а на выбранный ими рынок и удовлетворение потребности потребителя. Что, например, приобретает потре­битель, покупая учебники? Он приобретает не товар «книги», а знания или доступ к знаниям. Именно на этом следует сфо­кусировать внимание в бизнес-плане. При этом надо подчерк­нуть, какие преимущества получит потребитель, приобретая данный товар или услугу, по сравнению с приобретением то­варов или услуг конкурентов [16, c.312-314].

Если есть возможность, надо обязательно подчеркнуть уни­кальность, но опять же не товара, а предприятия: владение патентами и секретами производства, наличие на предприятии людей редких профессий или талантов, уникальную выгодность местоположения и т.п. Принципы оценки предприятия, до­ставшиеся нам от плановой экономики, на первое место ста­вили основные фонды: насыщенность техникой, ее новизну и проч. В рыночной же экономике при оценке предприятия самое пристальное внимание уделяется человеческому фактору: кто является владельцем предприятия, из кого состоит команда менеджеров, каков их профессиональный уровень, какова мо­тивация их деятельности и почему, наконец, они собрались вместе на данном предприятии. Это и есть те вопросы, которые потенциальный инвестор в первую очередь задает себе, начиная работать с заинтересовавшим его бизнес-планом. Прямые и косвенные указания на высокую эффективность персонала ме­неджеров- предприятия должны появляться не только в специ­альном разделе, но и, по мере возможности, в других разделах бизнес-плана.

Если предприниматель берется за составление бизнес-плана, то он обязан показать в нем реалистичную, подкрепленную расчетами картину того, чего может достичь предприятие при соответствующем финансирования. Бизнес-план должен убе­дить кредиторов в возвратности кредитов, выплате процентов в необходимые сроки и обещать им первоклассные гарантии, а инвестора - убедить в высокой прибыли на вложенный ка­питал и ее получении в возможно короткие сроки.

2.2. Техника составления бизнес-плана

Титульный лист

Успешная подготовка бизнес-плана начи­нается с правильного оформления титуль­ного листа, который в обязательном порядке должен содержать излагаемые ниже компоненты.

1. Полное официальное название фирмы, под которым она значится в регистрационных документах. Если у фирмы есть фирменный знак, то следует также поместить его на титульном листе после названия фирмы.

2. Организационно-правовая форма предприятия.

3. Юридический адрес фирмы, т.е. адрес, указанный в ре­гистрационных документах предприятия.

4. Почтовый адрес фирмы, который может отличаться от юридического.

5. Телекоммуникационные реквизиты: номера телефонов, факсов, электронной почты.

6. Фамилии и должности сотрудников фирмы, которые будут выступать как контактные лица. При этом желательно указать несколько контактных телефонов, включая домашние.

7. Дата: месяц и год составления и рассылки плана.

8. Порядковый номер экземпляра.

9. Гриф конфиденциального характера документа [13, c.35].

Оглавление бизнес-плана

Каждый бизнес-план должен иметь подробное оглавление с указанием стра­ниц, что облегчает читателям работу с планом. Считается, что инвесторы, получающие в день по несколько десятков, если не сотен бизнес-планов, тратят в сред­нем на каждый из них не более пяти минут. И только в слу­чае, если при беглом просмотре что-то в плане привлекло вни­мание, этот план удостаивается более внимательного изучения.

Оглавление помогает привлечь внимание к наиболее инте­ресным разделам плана и быстро их отыскать. Инвесторы, как правило, не вкладывают капитал в любую внешне выгодную сделку, а специализируются на определенном направлении. Од­ни придерживаются отраслевого подхода, других интересует местонахождение предприятия, третьих — его размеры. Не сто­ит полагать, что все кредиторы и инвесторы ищут в бизнес-плане одно и то же. Наоборот, каждый из них ищет что-то свое, и хорошо составленное оглавление призвано помочь каж­дому отыскать это «свое» [13, c.36].

Глоссарий

Трудно представить себе кредитора или инвестора, который бы разбирался оди­наково хорошо во всех отраслях современного производства, учитывая его все возрастающую сложность и диверсификацию. Владельцы же предприятия или новой технологии, пытаясь убе­дить инвесторов в ее выгодности, часто невольно переходят в тексте бизнес-плана на техническую и квазитехническую тер­минологию. Малопонятные термины затрудняют понимание текста и быстро утомляют читателя. Для того чтобы этого из­бежать, целесообразно в приложении к бизнес-плану дать глос­сарий специальных терминов и не забывать в тексте почаще делать ссылки на него. При этом следует помнить, что малоизвестные термины или выражения могут встречаться не только в технике или науке, но и в области экономики.

 

 

Сопроводительные документы

В ходе составления бизнес-плана его авторы часто ссылаются на различные до­кументы типа регистрационного свиде­тельства, устава акционерного общества или патентную доку­ментацию. Включение этих документов в текст бизнес-плана может неоправданно расширить его и затруднить процесс чте­ния и восприятия [5, c.89]. Однако для кого-то из работающих с биз­нес-планом наличием подлинность этих документов имеет ос­новное значение при принятии решения о финансировании. Компромиссным вариантом для таких случаев будет выделение специального приложения в конце бизнес-плана, которое обыч­но обозначается подзаголовком «Сопроводительные доку­менты» [12, c.14-15].

К числу сопроводительных документов обычно относят всю документацию, использованную при составлении бизнес-плана, включая финансовые расчеты. Ниже перечисляются наиболее распространенные из документов, относимых в раздел сопро­водительных документов:

- описание постов, должностные инструкции, кадровые справки;

- товарные спецификации, буклеты, чертежи, фотографии;

- патентная документация;

- прейскуранты, инвентарные ведомости;

- образцы рекламных материалов;

- копии договоров и контрактов;

- финансовые документы: расчет и анализ валовой при­были бюджета, баланса движения денежных средств за год и за пять лет, анализ финансовых коэффициентов и расчет точки безубыточности [13, c.36].

Исполнительское резюме

Роль исполнительского резюме (краткого изложения бизнес-плана на 2-3 страни­цах) сродни роли оглавления: оно должно привлечь внимание читающего. Учитывая, что это первый раз­дел, который читает кредитор/инвестор, исполнительское ре­зюме, возможно, является самым главным элементом бизнес-плана. В исполнительском резюме составители документа дол­жны коротко и сжато рассказать о предприятии, его продукции (товаре или услуге), ресурсах, поставщиках и клиентах, а глав­ное, о его рыночных возможностях и перспективах, нарисовав полную финансовую картину с расчетом предполагаемой при­были и ее использования. При этом весь материал надо донести до читателя так, чтобы у последнего обязательно возник интерес к предлагаемой сделке.

Исполнительское резюме обычно состоит из ключевых фраз других разделов бизнес-плана, но чтобы избежать механически-компиляционной формы изложения, первый вариант ре­зюме рекомендуется написать в самом начале, до работы над текстом бизнес-плана, когда мысли, чувства и идеи еще свежи, а второй — после его написания, выбрав из проработанного текста ключевые, «забойные» моменты. Затем два варианта сравниваются, из них выбираются наиболее удачные места и составляется один окончательный вариант, который содержит первоначальные идеи, тщательно отработанные в ходе написа­ния бизнес-плана [13, c.37-38].

2.3. Содержание бизнес-плана

 

Описание фирмы

Для кредиторов важно получить как мож­но больше сведений о предприятии (фир­ме), поэтому они проявляют большой интерес к его (ее) истории. Их, как правило, интересует все: начали ли предпри­ниматели новую деятельность или же купили готовое предприятие (фирму), расширяют ли они производственную деятельность или отпочковались от более крупной материнской фирмы. Должен быть указан статус фирмы (акционерное об­щество, общество с ограниченной ответственностью и т. п.), дата и место основания (регистрации) фирмы, ее владельцы и управленческий персонал со всеми изменениями перечислен­ных позиций за последние пять лет. Приветствуется даже из­ложение достижений и анализ ошибок (разумеется, исправи­мых) фирмы за весь или обозримый период ее деятельности [4, c.27].

Описание бизнеса

 В начале основного раздела бизнес-плана дается краткое описание бизнеса: направ­ления деятельности (производство, торговля, услуги); состояние отрасли в целом, и как данная фирма вписывается в отрасль, и какое место в ней занимает; кто является потребителем ре­зультатов деятельности фирмы; является ли бизнес сезонным, ориентирован ли он на производство небольшого количества высококачественных товаров (услуг) или на массовое про­изводство дешевых [4, c.28-29]. Здесь же обычно кратко излагаются це­ли бизнес-плана: какие средства хочет получить предпри­ниматель, на какие цели и в какие сроки, какая ожидается прибыль от вложений. Составитель плана должен объяснить, почему он уверен в успехе фирмы и ее прибыльности. Этот раздел дает еще один шанс обратить внимание инвесторов на наиболее привлекательные черты данного конкретного предприятия (фирмы) [6, c.326].

Описание товара или услуги

В этом маленьком, но важном разделе предприниматель должен рассказать о продукции своего предприятия (фирмы): описать ее физические свойства, объяснить, какие потребности удовлетворяют его товары или услуги, что отличает данный товар или услугу от других, имеющихся на рынке, каковы его (ее) преимущества и недостатки и что выигрывает потребитель, приобретая именно этот товар или услугу. Важно указать в данном разделе, какой интеллектуальной собственностью рас­полагает предприниматель: патенты, лицензии, секреты произ­водства.

Инвестор почувствует интерес к предприятию (фирме), если увидит, что производимый им (ею) товар или услуга имеют уникальные свойства, например существенные преимущества в цене или потребительских качествах. Такие преимущества обозначаются в мировой коммерческой практике специальным термином «уникальность товара» [15, c.80]. Если таких преимуществ нет, то это большой минус для предприятия (фирмы) и составителям бизнес-плана следует позаботиться об их разработке.

Производственный   (организационный) план

Основной целью составления производственного плана является доказательство потенциальным партнерам способности предприятия (фирмы) качественно и в срок производить товар (услугу), т.е. эффективности предприятия (фирмы) [1, c.68]. Было бы ошибкой полагать, что инвесторы на слово поверят обещаниям, даже документированным, возврата денег с прибылью. На самом деле любой серьезный инвестор лично изучает и оценивает организацию производства на пред­приятии (фирме), управленческие методы и управленческий персонал.

Но степень интереса стороннего вкладчика несоизмерима с интересом собственника предприятия (фирмы). Поэтому роль производственного плана в бизнес-плане зависит от ориентации последнего либо на внешних инвесторов, либо на внутренние потребности. В зависимости от этого производственный план может быть схематичным или развернутым.

Степень детализации производственного плана связана также с характером производства: чем выше технологическая слож­ность производственных процессов, тем подробнее производ­ственный план.

Обычно производственный план включает разделы с опи­санием технологии производства, ресурсов предприятия (фир­мы) и менеджмента [9, c.55].

Технология производства. В этом разделе составители биз­нес-плана рассказывают о процессе разработки продукта (товара, услуги или технологии), особенно нового, и его ре­зультатах в виде полученных патентов, лицензий, товарных зна­ков. Здесь же можно рассказать о подразделении предприятия, занимающемся разработкой новых товаров и технологий, и даже об отдельных изобретателях - авторах интересных разработок [9, c.56].

Можно также описать производственный процесс: последовательность операций, особенности производства (экологичность, безопасность, экстремальные условия), структуру издержек производства, перспективу их снижения и организа­цию сервиса [14, c.112].

Внешние факторы, оказывающие влияние на производствен­ную деятельность. К их числу относятся: доступ к экономи­ческим ресурсам, поставщики, клиенты, изменения в техноло­гии, а также изменения в федеральном и местном законода­тельстве.

Риск. В этом разделе предприниматель показывает инве­стору, насколько его бизнес рискован и какие меры приняты по защите от рисков. Для этого дается полный ранжированный перечень рисков, присущих данной отрасли бизнеса, опреде­ляется вероятность каждого из них, дается оценка убытков в случае их наступления, устанавливается допустимый уровень убытков, ниже которого риски не принимаются во внимание, и определяются организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков. Перечисляются также все виды страхо­вок с указанием названий страховых компаний, номеров стра­ховых полисов, сроков и условий страховки.

Ресурсы. Как правило, в бизнес-планах рассматриваются ма­териальные и людские ресурсы предприятия.

К материальным ресурсам (фондам) относятся про­изводственные помещения, транспортные средства, машины и оборудование, сырье и материалы, запасы готовой продукции [8, c.43]. В контексте бизнес-плана рассматриваются местоположение предприятия, наличие транспортной и коммуникационной ин­фраструктур, производственные площади, количество и техни­ческий уровень оборудования [13, c.48].

Наибольший интерес для кредиторов и инвесторов пред­ставляет анализ людских ресурсе в, и прежде всего управ­ленческого аппарата. Этот раздел раскрывает заинтересованным лицам, кто персонально стоит за данным бизнесом. Многие инвесторы начинают свое знакомство с бизнес-планом именно с этого раздела, полагая, что, как бы заманчивы ни были идеи, изложенные в документе, успех предприятия будет зависеть от того, кто их воплощает в жизнь.

Менеджеры/владельцы. В этом разделе не только по­именно перечисляется весь управленческий персонал, но и объ­ясняется, почему эти люди собрались вместе, какова мотивация их совместной деятельности. Отдельно рассматриваются такие группы, как: активные инвесторы, предоставившие пред­приятию капитал, консультации или экспертизу; сотрудни­ки на ключевых постах (директора по производству, маркетингу, кадрам, финансам и проч.); юрисконсульт; члены Совета директоров, в число которых помимо собственных директоров обычно включают известных в кругах бизнеса деятелей; консультантов из других фирм, в том числе юридических, банков, бирж, университетов и т.п. [9, c.60-61].

Организационная схема управления пред­приятием показывает, как взаимодействуют службы, кто и чем занимается, как осуществляются координация и контроль за различными видами деятельности. Банкиры и инвесторы обращают на это особое внимание, поскольку из-за организа­ционной неразберихи нередко терпят крах даже самые много­обещающие проекты.

У малых предприятий, только начинающих свою коммер­ческую деятельность, организационная структура, естественно, несложная, но и в ней должны быть заложены основы для ее дальнейшего роста и усложнения. В любом случае должна быть обеспечена тесная увязка между разработкой организационной схемы и остальными частями бизнес-плана: в схеме должны найти отражение стратегия и методы, изложенные в других разделах.

Кадровая политика и стратегия должны дать представление о философии, которой руководствуется фирма при решении кадровых вопросов, что в значительной степени определяет лицо фирмы, так как оказывает влияние на ее долго­временную эффективность. Здесь рассматриваются условия подбора и найма персонала, размеры и структура вознаграж­дения и другие формы стимулирования персонала, вклю­чая участие в прибылях [1, c.82-84].

Маркетинговый план

В этом разделе фирме необходимо разъ­яснить потенциальным партнерам, как она намерена воздействовать на рынок и потребителя, чтобы обеспечить сбыт своей продукции. В зависимости от товара, региона, размера бизнеса и прочих факторов маркетинг-план может выглядеть по-разному, но, как правило, в нем содержатся следующие разделы: маркетинговая стратегия; анализ рынка; ценообразование, система продвижения товара [9, c.65-66].

Маркетинговая стратегия. Этот раздел должен строиться ис­ходя из самого понятия маркетинговой стратегии, означающего планирование и организацию сил и средств предприятия (фир­мы) и использование их в наиболее выгодных и перспективных направлениях. В этом разделе предприниматель детализирует цели маркетинга по продаже конкретных товаров (услуг), определяет рынки, на которые его предприятие (фирма) будет ориентироваться, основные сегменты рынков по каждому от­дельному виду товаров/услуг, тактику конкурентной борьбы, бюджет маркетинга и т.д. После этого определяется конкретная маркетинговая стратегия для достижения сформулированных целей.

Анализ рынка. Этот раздел должен начинаться с анализа со­стояния отрасли, к которой относится данное предприятие (фирма). Хороший анализ отрасли выявляет основных конку­рентов и показывает остроту конкуренции, сильные и слабые стороны конкурентов, а также их предполагаемое воздействие на данное предприятие (фирму). Результаты сравнительного анализа конкурентов часто бывают представлены в виде таблиц или диаграмм. Иногда специфика рынка позволяет на основе анализа не только выявить настоящих конкурентов, но и дать прогноз развития конкуренции в будущем.

Помимо конкурентов на развитие рынка оказывают влияние и другие внешние факторы, такие как государственное регу­лирование, политика поставщиков, политическое положение в стране и общественное мнение. Если какой-то из этих факторов играет для данного производства особо важную роль, то его следует рассмотреть подробнейшим образом.

Здесь также может быть рассчитан предполагаемый объем продаж предприятия (фирмы), при этом отдельно по периодам с учетом сезонности продаж; товарам и услугам; группам по­требителей.

По каждому из указанных критериев целесообразно рассчи­тать долю рынка и сделать не »дин, а несколько вариантов расчетов и прогнозов: консервативный, наиболее вероятный и оптимистический.

Ценообразование. При анализе ценообразования в бизнес-плане рассматривается общий подход фирмы к ценовой поли­тике, ее ценовая стратегия. Наиболее распространенные вари­анты обычно включают принцип ценообразования в зависи­мости от качества продукции — тем выше качество, тем выше цена; издержек производства - тем они ниже, тем соответст­венно ниже цена; цен конкурентов [9, c.66-71].

Любая фирма, претендующая на привлечение внешнего фи­нансирования, должна провести предварительное исследование относительно возможной реакции потребителей на повышение или понижение цены (рассчитать эластичность спроса по цене), а также рассмотреть комплекс мер, которые следует принять в случае изменения цен конкурентов.

При определении ценовой стратегии обычно исходят из це­лей фирмы, поэтому для разных фирм или различных стадий жизненного цикла товара ценовая политика может и должна быть различной. При выходе на новые рынки для привлечения покупателей устанавливаются заниженные цены.

Новый товар хорошо известной фирмы, наоборот, может претендовать на более высокие гены в течение периода, когда он находится вне конкуренции. Цена может быть подчинена достижению совершенно конкретной задачи, выраженной в конкретной цифре нормы прибыли или сроков окупаемости затрат и т.д.

Система продвижения товаров/услуг. Сюда относятся разра­ботка оптимальных схем логистики (вопросы транспортировки и складирования), создание кантов сбыта (магазинов, фирм-посредников, дилерской сети) и методов стимулирования про­даж, организация послепродажного обслуживания, рекламная кампания и формирование общественного мнения [13, c.41].

При описании методов стимулирования продаж предприни­матель сообщает будущим инвесторам, что представляет собой его фирменный стиль, использует ли он товарный знак, орга­низует ли ярмарки и выставки, осуществляет ли продажу в рассрочку и проч.

В области послепродажного обслуживания в биз­нес-плане должна быть изложена схема гарантийного, обслу­живания, приведены расчеты средней стоимости ремонта и за­пасных частей, а также средние сроки ремонта [9, c.71].

Относительно рекламной кампании фирмы надо сообщить в плане, сколько средств выделяется на рекламу, какие виды рекламы используются фирмой и есть ли связь между затратами на рекламу и прибылью фирмы.

Финансовый план

Это, вероятно, самый сложный раздел бизнес-плана. В финан­совом плане все изложенное в предыдущих разделах словами находит цифровое выражение, позволяющее оценить выгод­ность предприятия (фирмы) в конкретных категориях эффек­тивности [16, c.212].

Финансовый план, как никакой другой раздел бизнес-плана, важен не только для потенциальных инвесторов, но и для внутреннего использования, поэтому следует относиться с особой тщательностью к его составлению и постоянно его обновлять. Финансовые аспекты требуют особых знаний, прежде всего знаний бухгалтерского учета и анализа, поэтому для его под­готовки, если предприятие (фирма) настолько мало, что у него (нее) нет своего бухгалтера (финансовой службы) или он (она) недостаточно квалифицирован, часто приглашаются специали­сты из фирм по бухгалтерскому учету и финансовому менедж­менту. В зарубежной практике сложились достаточно строго формализованные требования к подготовке финансового плана, которые включают определенный набор финансовых плановых и отчетных документов и расчет безубыточной деятельности предприятия (фирмы) [6, c.305-306]. К сожалению, российская система бух­галтерского учета и анализа отличается от систем, принятых в большинстве зарубежных стран (хотя и между системами различных стран существуют некоторые отличия), однако на­чавшийся в России переход на международную систему учета должен упростить взаимопонимание во многих вопросах биз­неса, включая подготовку бизнес-планов. Многие российские банки уже полностью перешли на новую систему, другие находятся на подходе к ней. В настоящем исследовании будут приведены требования к составлению финансового раздела биз­нес-плана исходя из международных требований.

К числу плановых и отчетных форм, упомянутых выше, относятся:

- оперативные планы (отчеты) за каждый период и по каж­дому товару и рынку;

- планы (отчеты) о доходах и расходах по производству товаров/услуг, которые показывают, получает ли предприятие (фирма) прибыль или терпит убытки от продажи каждого из товаров;

- план (отчет) о движении денежных средств показывает поступление и расходование денег в процессе производственной деятельности предприятия (фирмы);

- балансовый отчет, подводящий итог деятельности [6, c.308].

Важным элементом финансового плана является анализ безубыточности коммерческой деятельности предприятия (фирмы), который может быть произведен двумя способами:

1) с использованием формулы;

2)  посредством построения гра­фика [14, c.82].

Подробный анализ коэффициентов, рассчитываемых на ос­нове финансовых документов, которые приводятся в финан­совом разделе          бизнес-плана, и методика их расчета изложены в специальной литературе по подготовке бизнес-планов.

2.4. Бизнес-планирование на примере ЗАО «Саламандер»

ЗАО «Саламандер» занимается производством металлопластиковых  ограждающих конструкций. Основным направлением деятельности предприятия является выпуск такой продукции, как окна, двери, витражи и прочие металлопластиковые ограждающие строительные конструкции.

Офисы предприятия находятся по адресам: г.Кемерово, ул.Весенняя, 24а и пр.Ленина, 89.

В целях создания данного предприятия был разработан бизнес-план (Приложение 1).

В связи с тем, что конкуренция на данном рынке достаточно высока, в процессе производства фирмы предполагалось использовать прогрессивную и экологически чистую технологию, специально заказанную за рубежом. Сырьевая база производства на 100% обеспечивается единым поставщиком в соответствии с единым технологическим замыслом, что повышает надежность готовой продукции.

Бизнес-план данного проекта включал в себя следующие разделы:

1. Резюме.

В данном разделе была дана общая характеристика предприятия, описаны цель  и задачи бизнес-плана.

2. Сведения о предприятии.

Указаны:

- инициатор проекта;

- форма собственности;

- основной вид деятельности;

- уставный фонд;

- учредители.

3. Характеристики продукции и услуг.

В данном разделе дана подробная характеристика предлагаемой предприятием продукции:

- преимущества продукции;

- номенклатура продукции;

- многовариантность изготовления, нацеленная на потребности потребителя;

- поставщики оборудования;

- технология производства.

4. Анализ рынка:

- состояние рынка сбыта продукции;

- конкурентный анализ;

- анализ рынка ресурсов.

5. Маркетинговая стратегия и обоснование цены.

Маркетинговой стратегией предприятия является ценовая конкуренция при обеспечении эксклюзивного качества изделий.

В данном пункте бизнес-плана произведет расчет затрат на рекламную компанию, которую планируется проводить с помощью следующих каналов распространения:

- рекламные растяжки на центральных улицах города;

- реклама в газетах;

- реклама на телевидении.

6. План производства.

В данном разделе представлены:

- расчет объема выпуска продукции;

 - расчет объема оборота предприятия в стоимостном выражении (при полной загрузки мощности);

- расчет стоимости закупаемого оборудования;

- расчет издержек производства.

7. Расчет прибыли и рентабельности.

В этом разделе бизнес-плана просчитаны показатели прибыли и рентабельности помесячно и за год.

8. Финансовый план. График погашения кредитных средств.

Этот раздел бизнес-плана отражает такие показатели работы предприятия, как: мощность; выручка от реализации; внереализационные расходы; издержки; возврат кредита; баланс платежей и поступлений.

9. Анализ экономических рисков.

Это последний раздел бизнес-плана, в котором представлены возможные виды рисков и их отрицательное влияние на прибыль. 

Заключение

По результатам работы можно сделать следующие выводы:

1. Бизнес-план почти всегда готовится для использования внешних источников финансирования инвестиций. Хотя су­ществует и другая функция бизнес-плана — планирование всей хозяйственной деятельности предприятия, на основании которого инвестор или кредитор составляют свое мнение о фирме и принимают решение о предоставлении ей средств.

2. При оценке бизнес-плана кредитор будет анализировать деятельность предприятия прежде всего с точки зрения его надежности и устойчивости, а инвестор — с точки зрения его доходности. Бизнес-план должен убедить кредиторов в возврат­ности кредитов, выплате процентов в необходимые сроки и обещать им первоклассные гарантии, а инвестора — в высокой прибыли на вложенный капитал и в получении ее в возможно более короткие сроки.

3. Помимо сопроводительных документов и исполнитель­ского резюме (краткого изложения содержания) бизнес-план состоит из описания компании, ее бизнеса, продукции, про­изводственного (организационного) плана, маркетингового и финансового плана. Последний является наиболее сложным разделом бизнес-плана.

4. Бизнес-план ЗАО «Саламандер», целью которого являлось обоснование рентабельности вода в строй цеха по производству металлопластиковых конструкций, включал в себя следующие разделы: резюме; сведения о предприятии; характеристики продукции и услуг; анализ рынка; маркетинговую стратегию; план производства; расчет прибыли и рентабельности; финансовый план; анализ экономических рынков. Грамотность составления данного бизнес-плана позволила предприятию успешно внедриться на рынок производства и реализации металлопластиковых конструкций.

Список литературы

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 248 с.

2. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: «ДИС», НГАЭ и У, 1997. – 385 с.

3. Бизнес-план инвестиционного проекта: методические указания / Сост. К.К. Шебеко и др. – М., 2002. – 35с.

4. Голышко В.Т. Бизнес – план. - М., 1997. – 112с.

5. Гуляев В.Г.  Организация бизнеса. - М.: Нолидж, 1996. – 372 с.

6. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. – М.: Аудит, 1994. – 435с.

7. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – М., 1997. – 348с.

8. Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 512с.

9. Ковалев В.В., Соколов Я.В. Основы управленческого учета. – СПб.: Лист, 1991. – 389с.

10. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. – М.: ИКЦ «Дис», 1997. – 390 с.

11. Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Полякова. - М: Банки и биржи, Юнити,1999. – 256с.

12. Слепов В.А., Щеглова Н.В. Финансовая и ценовая адаптация российских предприятий к рыночной среде // Финансы. -  1999. -  №3. -  С. 14 – 21.

13. Уткин Э.А. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. – М.: ЭКМОСМ, 1997. – 96с.

14. Финансовое управление фирмой / Под ред. В.И. Терехина. - М.: Экономика, 1998. – 260 с.

15. Финансы предприятий / Под ред. Е.И. Бородиной. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 380 с.

16. Финансы предприятий. Учебное пособие / Под ред. Н. В. Колчиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. - 413 с.

Приложение 1

Бизнес - план: производство пластиковых окон

1. Резюме

В рамках проекта планируется организовать производство выпуска металлопластиковых  ограждающих конструкций. Основным направлением деятельности предприятия является выпуск такой продукции, как окна, двери, витражи и прочие металлопластиковые ограждающие строительные конструкции.

В связи достаточно весомой конкуренцией на данном рынке, чтобы завоевать свою нишу, в процессе производства фирмы предполагается использовать прогрессивную и экологически чистую технологию, специально заказанную за рубежом. Сырьевая база производства на 100% обеспечивается единым поставщиком в соответствии с единым технологическим замыслом, что повышает надежность готовой продукции.

Общая стоимость проекта по введению в строй и эксплуатации производственного комплекса фирмы по выпуску металлопластиковых ограждающих конструкций - 6,7 млн. рублей. Планируемый объем выпуска готовой продукции  около 10 000 м кв. в год на общую сумму при цене 2000 руб./м. кв. около 20 млн. рублей в год на основе действующих и проектируемых производственных мощностей. В дальнейшем планируется увеличить производство продукции.

Рынком сбыта готовой продукции являются деловые круги и население г.Кемерова и Кемеровской области с уровнем доходов выше среднего, то есть по сути дела это предприниматели малого и среднего бизнеса, использующие нашу продукцию для оформления офисов, а также домашние хозяйства осуществляющие евроремонт.

Персонал фирмы состоит из высококвалифицированных специалистов и находится в состоянии комплектации. Общая планируемая численность работающих - 86 человек.

Конкурентоспособность фирмы обеспечивается низкими внутрипроизводственными издержками вследствие обеспечения сквозного технологического процесса, а также эксклюзивным качеством готовой продукции.

Целями бизнес-плана являются:

1.Обоснование рентабельности ввода в строй и эксплуатации цеха по производству металлопластиковых ограждающих строительных конструкций на действующих арендуемых производственных площадях и реализации готовой продукции на региональном рынке.

2. Выявление условий рынка и прогноз продаж готовой продукции при наращивании мощности производства в инвестиционный период.

1.                      Оценка ожидаемых финансовых результатов бизнеса и построение финансовой стратегии предприятия при расчетах с Центром занятости по заемным средствам.

Задачами предприятия в инвестиционный период является:

§ осуществить ввод в строй и эксплуатацию комплексного автоматизированного оборудования с целью обеспечения сквозного технологического процесса: закупка сырья (комплектующих и расходных материалов), производство (сборка) готовой продукции и услуг, реализация конечного продукта потребителю;

§ закрепиться и расширить управляемый сегмент регионального рынка сбыта металлопластиковых изделий.

Для размещения цеха по производству металлопластиковых ограждающих конструкций ЗАО «Саламандер» необходимо арендовать производственные площади в 200 м кв., оснащенные всеми необходимыми для производства коммуникациями: водоснабжением; канализацией; вентиляцией; отоплением от котельной; электропитанием, что составит 50000 руб. при 250 руб. за 1 кв. м.

 Предполагается приобрести технологическое оборудование, необходимое для производства металлопластиковых ограждающих конструкций, из Германии, а именно основное оборудование цеха по производству металлических конструкций, линия по производству стеклопакетов. Работа цеха будет организована по принципу сквозного технологического процесса, что обеспечит значительную экономию внутрипроизводственных издержек и существенно повысит рентабельность производства. Стоимость оборудования составит 5352000 руб.

Необходимо приобрести 2 автомобиля "Газель" (б/у) - 200000 руб. Необходимые производственные материалы на 1 мес. работы - 180000 руб. Затраты на рекламу составят около 884000 руб. в год.

Итого необходимо инвестиций на сумму 6666000  руб.

2. Сведения о предприятии

Инициатор проекта - закрытое акционерное общество «Саламандер». Форма собственности - частная. Основной вид деятельности -строительная деятельность. Уставный фонд составляет 55 тыс. руб.

Учредители ЗАО «Саламандер» - физические лица: Казенных Игорь Владимирович, Иванов Владимир Петрович, Маленков Петр Владимирович, - это директор, бухгалтер и технолог соответственно с равной долей в уставном капитале. Все они являются высококвалифицированными специалистами в своей области с большим стажем работы.

3. Характеристики продукции и услуг

Металлопластиковые ограждающие строительные конструкции - одна из относительных новинок Кемеровского рынка, сразу завоевавшая большую популярность среди бизнесменов и наиболее обеспеченного населения города.

Продукция, планируемая к выпуску ЗАО «Саламандер» в связи с настоящим проектом, включает в себя все виды металлопластиковых ограждающих конструкций, изготавливаемых и монтируемых на заказ.

Номенклатура продукции: оконные и дверные рамы, витражи, витрины, офисные перегородки, зимние сады, теплые крыши, теплицы и т.п.

Разнообразие ассортимента дополняется также многовариантностью изготовления этих изделий в зависимости от заказа конкретного потребителя:

-     по площади (без ограничений);

-     по количеству степеней открывания (1, 2 или 3);

-     по густоте переплета (густой, мелкий);

-     по форме контуров (прямые или фигурные);

-     по виду стекла (простое, тонированное, бронированное и т.п.);

-     по другим параметрам.

Оборудование и закупаемая вместе с ним технология является на настоящий момент самой прогрессивной в мире и не имеет аналогов на региональном рынке Новосибирской области. Поставщик и производитель оборудования - фирма SCHUCO International, которая занимается крупномасштабными разработками в этой области уже более 40 лет и сейчас является общепризнанным мировым лидером на рынке технологий и оборудования для изготовления металлопластиковых конструкций.

Продукция ЗАО «Саламандер» будет изготавливаться на основе профиля, прошедшего сертификацию по европейскому стандарту (единственный подобный факт на местном рынке), что гарантирует эксклюзивное, недоступное остальным субъектам местного рынка, качество готовых изделий по следующим позициям:

1) морозоустойчивость;

2) защита от ультрафиолетового излучения;

3) неразрушение озонового слоя;

4) экологичность   (100%-ное отсутствие канцерогенных свойств).

Необходимым условием успешной реализации данного проекта является неразрывная связь поставок из единого источника не только полного комплекта оборудования, но и абсолютно всех комплектующих изделий и расходных материалов. Оборудование, ориентированное только на строго определенные, очень высокие стандарты исходного материала, гарантировано от использования некачественного сырья со стороны, благодаря чему обеспечивается исключительное качество готовых изделий.

В связи с этим положительный эффект бизнеса достигается по следующим позициям:

1. Происходит значительная экономия транспортных издержек (100- 200%) по сравнению с другими фирмами, вовлеченными в рассматриваемую сферу деятельности, и имеющими до 40 поставщиков.

     2. Заимствование прогрессивной технологии не только производства, но и складирования, когда сырье закупается не впрок, а под конкретный заказ. Как следствие, сокращаются и таможенные расходы, производственные запасы и незавершенное производство.

4. Анализ рынка

4.1. Состояние рынка сбыта продукции

ЗАО «Саламандер» планирует реализовывать свою продукцию на региональном рынке, емкость которого позволяет осуществить интервенцию с целью закрепления на управляемом сегменте рынка. В 1998г. объем продаж металлопластиковых ограждающих конструкций в г.Кемерове составил около 100.000 м. кв. продукции в год.

Планируемый ЗАО «Сибирские окна» объем производства - 10000 м.кв. в год. Таким образом, с учетом деятельности ЗАО «Сибирские окна», общий объем продаж металлических ограждающих конструкций на Новосибирском рынке в ближайшем будущем составит около 110000 м.кв. в год, что означает, что фирма претендует на долю местного рынка в размере около 10% . Насколько реально для ЗАО «Саламандер» занять эту рыночную нишу и закрепиться на ней, и каковы резервы рыночного спроса на металлопластиковые ограждающие конструкции?

Наблюдаемые в Кемеровской области стабильные тенденции роста объемов высоко комфортного частного строительства (до 7% год) и ежегодное увеличение спроса на коммерческую (офисную) недвижимость (до 11 % в год) и связанные с этим услуги на евроремонт помещений - предопределяют стабильный рост спроса на металлопластиковые ограждающие строительные конструкции. По предварительным оценкам, в 2005 г. объем спроса на эту продукцию составит не менее 115 - 120 млн. руб.

При наличии не менее 4 крупных конкурирующих в данной сфере производства фирм, и ввиду элитности самой продукции, когда фактор качества играет для потребителя даже большую роль, чем цена, - потребитель отдаст предпочтение наиболее качественной, наиболее экологически безопасной продукции, а более привлекательная по сравнению с конкурентами цена окажется решающим фактором в процессе принятия решения.

4.2. Конкурентный анализ

На рынке г.Кемерова, где ЗАО «Саламандер» предполагает реализовывать свою продукцию в первую очередь, уже работают следующие конкуренты:

- Фирма «БФК» - крупнейший производитель металлопластиковых конструкций на местном рынке (около 18 млн. руб. в год).

- Фирма «НовоЛит» (около 13 млн. руб. в год).

- Фирма «Профиль» (около 9 млн. руб. в год).

- Фирма «Интерпласт» (около 8 млн. руб. в год).

- Фирма «Юнако» (около. 5 млн. руб. в год).

- Прочие более мелкие фирмы с совокупным оборотом около 9 млн. руб. в год.

Общие черты, характерные для абсолютно всех фирм, действующих на рынке металлопластиковых конструкций:

-                   одинаковая номенклатура оборудования;

-                   одинаковая максимальная мощность этого оборудования.

Одно из главных различий между конкурентами - качество используемого оборудования и технологии. Так, незначительно представленные на местном рынке польская и российская технологии уже почти изжили себя и не выдерживают конкуренции по причине низкого качества при высокой себестоимости изделий. Наиболее распространенная технология немецкой фирмы ALUPLAST также уже морально устаревает и не обеспечивает тех высоких характеристик качества, которые уже достигнуты другой немецкой фирмой SCHUCO International, представляющей на мировом рынке действительно последнее слово технического прогресса.

Кроме того, никто из конкурентов не использует принцип единства поставок. Преобладает стремление приобрести комплектующие у разных фирм по более низким ценам. Это, во-первых, сильно отражается на транспортных издержках. Во-вторых, что самое главное, отсутствие единого поставщика не позволяет достигнуть единой технологии и создает вероятность несовпадения технических и иных параметров комплектующих изделий от разных поставщиков, что существенно ухудшает качество готовых изделий у подобных фирм.

Отличительной особенностью ЗАО «Саламандер», как уже отмечалось, является именно единство поставок. Заказываемое оборудование, представляющее собой автоматизированные сборочные места, предназначено для обработки только тех комплектующих изделий, технические и иные параметры которых отвечают строго определенным стандартам, гарантирующим исключительное качество готовой продукции.

Поэтому закупка у одной и той же фирмы не только производственного оборудования, но и всего комплекта комплектующих и расходных материалов является идеальным сочетанием с точки зрения гарантии качества.

ЗАО «Саламандер» - будет единственным предприятием, самостоятельно осуществляющим монтаж своей продукции (как неотъемлемую часть технологического процесса). Остальные фирмы привлекают сторонние организации для монтажа, что в итоге снижает его качество и сказывается на издержках производства в сторону увеличения.

Таким образом, что касается качества готовой продукции и услуг, то ЗАО «Саламандер» будет являться несомненным лидером в этой области.

В плане цен у ЗАО «Саламандер» также не будет серьезных конкурентов, так как средняя отпускная цена 1 м кв. условной продукции ЗАО «Сибирские окна» - 2000 руб./м.кв., а минимальная отпускная цена ближайшего конкурента - 3000 и более руб./м.кв.

В плане гибкости реагирования на покупательские потребности, на конкретное желание заказчика, ЗАО «Саламандер» также имеет неоспоримые преимущества. Наличие собственного производства стеклопакетов (основного комплектующего элемента) позволяют быстро откликаться на любые требования рынка.

4.3. Анализ рынка ресурсов

Для производства металлопластиковых ограждающих строительных конструкций требуются следующие основные комплектующие материалы.

1. Пластиковый профиль.

2. Металлопрокат.

3. Стекло.

4. Запорная арматура.

5. Фурнитура.

6. Расходные материалы.

Поставка всех материалов будет осуществляться из Германии автотранспортом на условиях Кемерова. Поставщик - SCHUCO International, поскольку для немецкой фирмы это отличная возможность проникнуть на один из самых емких и быстро развивающихся рынков в России.

Принцип поставок «под заказ» считается в данной сфере производства наиболее прогрессивным и экономичным (складские помещения не затовариваются, не остается неликвидных остатков, которые невозможно отправить обратно в Германии по причине взимания заново таможенных платежей).

5. Маркетинговая стратегия и обоснование цены

На основании фактов, изложенных в п. 1.3 «Характеристика продукции» изделия ЗАО «Саламандер» должны обладать самыми высокими на местном рынке характеристиками качества, а относительно низкая себестоимость продукции (благодаря значительному снижению внутрипроизводственных издержек) позволит установить отпускные цены на 15-20% ниже среднерыночных. Как следует из анализа рынка сбыта продукции, только такое сочетание качественных и стоимостных характеристик продукции позволит новому субъекту рынка обеспечить себе гарантированный сбыт.

Таким образом, маркетинговой стратегией ЗАО «Саламандер» является ценовая конкуренция при обеспечении эксклюзивного качества изделий. В связи с этим фирма сможет не только занять планируемую нишу на региональном рынке, но и закрепиться на ней, обеспечив себе стабильный гарантированный сбыт.

Существующий разброс цен на металлопластиковые конструкции - от 2300 руб./м кв. до 3000 руб./м кв. Точно так же велики качественные различия между продукцией разных фирм и условиями заказов.

Для того, чтобы конкурировать с минимальной ценой 2000 руб./м кв., ЗАО «Саламандер» планирует установить минимальную отпускную цену (наиболее простой вариант заказа) - не более 1900 руб./м кв. А _средняя отпускная цена 1м кв. условной продукции составит 2000 руб./м кв., что существенно ниже принятой практики. Данная цена позволит предприятию работать с рентабельностью не менее 20%.

Большой опыт предприятия в строительной деятельности, назначение на руководящие должности квалифицированных и уже зарекомендовавших себя специалистов и тщательный отбор претендентов на рабочие места - все это является дополнительным существенным фактором успеха бизнеса.

Одним из основных способов продвижения товара на рынок будет реклама - самый мощный стимулятор спроса. ЗАО «Саламандер» планирует использовать следующие каналы распространения рекламы:

- две рекламные растяжки на центральных улицах города в течение 6 месяцев. Стоимость размещения одной рекламной растяжки составляет $1000. Затраты на этот вид рекламы составят: 2 * 1000 * 32 руб. * 6 = 384000 руб. в год.

- реклама в газете «Экстра-КП»: 1/4 газетной полосы 4 раза в месяц. Затраты на этот вид рекламы составят: в месяц: 20000 руб. в мес.; в год: 240.000 руб. в год без учета скидки; в год с учетом скидки:200000 руб. в год;

- рекламный ролик на телевидении («СТС»): 10 сек. х З раза/день = 0,5 мин. в день изготовление ролика - 10000 руб. прокат ролика - 2000 руб. за 1 мин. в день: 1000 руб. месяц:  1000 руб. * 30 = 30000 руб. в мес.; в год: 30000 руб. * 12 = 360000 руб. в год без учета скидки в год с учетом скидки: 300000 руб. в год.

ИТОГО: рекламные расходы - 884000 руб. в год

Стратегия рекламной кампании: в течение первого месяца планируется сформировать у потенциальных потребителей мнение о товаре и фирме, в связи с чем в этот период целесообразна наиболее интенсивная реклама в средствах массовой информации, т.е. рекламные объявления будут выходить наиболее часто. Затем в течение всего года необходимо постоянно поддерживать в сознании потребителей заинтересованность в данном продукте, в связи с чем реклама будет появляться постоянно, но немного реже.

6. План производства

6.1. Расчет объема выпуска продукции

 Предполагаемый объем продаж в 2003 - 2004 гг. (м. кв.)

                                2003 - 2004 гг.

Июль

Авг.

Сент.

Окт.

Нояб.

Дек.

Янв.

Фев.

Март

Всего

Готовая продукция, м кв.

416

416

500

500

582

665

748

749

832

5408

Процент использования мощности

50

50

60

60

70

80

90

90

100

Планируемый режим работы предполагает 1 смену при 8 часовом рабочем дне. Планируемый фонд рабочего времени - 21 день. Расчетная производительность цеха после выхода завода на полную мощность[1]: 39,6 м кв. в смену

- в месяц: 39,6 * 21 = 831,6 м кв. в мес.

- в год: 10000 м кв. в год

Полное освоение мощностей планируется к концу первого квартала 2004 года, а до тех пор будет происходить постепенное наращивание мощности.

Объем выпуска продукции в месяц - 831,6 м кв. в мес. Объем оборота предприятия в стоимостном выражении:

- в месяц: 831,6 * 2000 = 1663200 руб./мес.;

- год: 19958400 руб./год.

6.2. Расчет объема оборота предприятия в стоимостном выражении (при полной (100%) загрузке мощности)

Розничная отпускная цена условной единицы продукции - 2000 руб./м кв.;

6.3. Расчет стоимости закупаемого оборудования

Стоимость оборудования - 150000$ (включая стоимость монтажа). В рублевом выражении это оборудование составит 150000 * 32 = 4800000 руб.

Таможенная пошлина составляет 10%, или 480000 руб. Сбор за таможенное оформление 0,15%, - 72000 руб.

ИТОГО затраты на оборудование составят - 5352000 руб.

6.4. Расчет издержек производства

Стоимость материалов, необходимых для изготовления стеклопакетов:

Расход, цена единицы материала, материальные затраты (в руб.) из расчета на одну условную единицу продукции (м кв.):

·             стекло (Ц=36 руб./м кв.): норма расхода - 2м кв./м кв.; стоимость расхода на одну усл. ед. - 72 руб.;

·             обечайка (Ц=11 руб./м.): норма расхода - 4 м кв./м кв.; стоимость расхода на одну усл. ед. - 44 руб.;

·             бутил (Ц=35 руб./кг): норма расхода - 0,1 кг/м кв.; стоимость расхода на одну усл. ед. - 3,5 руб.;

·             прочие расходные материалы: стоимость расхода на условную единицу - 5 руб.

Итого материальные затраты на производство одного м кв. стеклопакета - 124,5 руб.

Стоимость материалов, необходимых для производства металлопластиковых ограждающих конструкций (кроме стоимости стеклопакетов  см. выше):

è пластиковый профиль (Ц= 22 руб./м.), норма расхода -0,5 м /м. кв.; стоимость расхода на усл. ед. - 11 руб.;

è металлопрокат (Ц= 35,5 руб./м.), норма расхода -1,0 м /м кв.; стоимость на усл. ед. - 35,5 руб.;

è фурнитура, запорная арматура и другие расходные материалы - стоимость расхода на одну усл. ед.- 44 руб.

Итого: 90,5 руб./м кв.

ВСЕГО суммарные материальные затраты на одну усл. ед. продукции - 215 руб.

Затраты на материалы:

è в месяц: 215 * 831,6 = 178794 руб./мес;

è в год: 2145528 руб./год.

Затраты на оплату труда:

Среднемесячные оклады: работник АУ - 7000 руб.; основные рабочие - 4500 руб.; вспомогательные рабочие и охрана - 3000 руб.; уборщики - 2500 руб.

Число работающих:

Рабочие цеха по производству стеклопакетов.

-       Участок раскроя стекла - 4 чел. (из них 2 - вспом. раб.)

-          Участок раскроя металл, обечайки - 2 чел. (из них 1 - вспом раб.)

-          Участок бутилирования - 3 чел. (из них 2 - вспом. раб.)

-          Участок мойки - 7 чел. ( из них 3 - вспом. раб.)

-          Участок гибки металлич. обечайки - 3 чел. (из них 1 - вспом. раб.)

-          Участок сборки стекла и рамки 8 чел. (из них 4 - всмог. раб.)

-          Участок герметизации стеклопакета - 3 чел. (из них 1 вспом. раб.)

Всего в одну смену - 30 чел.

Рабочие:

§ Участок складирования - 1 чел.

§ Участок раскроя профиля- 2 чел.

§ Участок раскроя арматуры- 2 чел.

§ Участок сборки заготовок- 2 чел.

§ Участок фрезерования- 2 чел.

§ Участок сварки профиля - 3 чел. (из них 2 - вспомог. раб.)

§ Участок обработки швов конструкций - 2 чел.

§ Участок сборки конструкций- 2 чел.

§ Участок нарезки штапиков- 1 чел.

§ Участок установки фурнитуры- 2 чел.

§ Участок контроля качества- 1 чел.

§ Бригада упаковки готовых конструкций - 2 чел.

§ Бригада доставки - 3 чел. (из них 2 - вспомог. раб.)

§ Монтажная бригада - 10 чел.

Всего в одну смену - 35 человек

Аппарат управления:

è Директор-1 чел.

è Зам. директора - 1 чел.

è Бухгалтер-1 чел.

è Секретарь-1 чел.

è Сметчик- 2 чел.

è Начальник смены - 1 чел.

è Учетчик - 2 чел.

Всего - 9 человек

Охрана и уборщики:

è Охранники - 3 человек

è Уборщицы - 3 человек

Всего -12 человек

 ИТОГО ПО ЦЕХУ: 86 человек

Расчет месячного фонда з/п ( руб.)

Персонал

Численность

З/п в мес.

Фонд з/п в мес.

Основные рабочие

53

4500

238500

Вспомогательные рабочие

18

3000

54000

АУ

9

7000

63000

Охрана

3

3000

9000

Уборщики

3

2500

7500

Итого

86

372000

Затраты на топливо и энергию

· энергопотребление - 30 кВт/ч;

· стоимость 1 кВт/ч - 0.7 руб.;

· фонд рабочего времени в сутки - 8 час;

· месячный фонд рабочего времени в часах - 166 час.

Издержки на энергию в месяц: 166 * 30 * 0.7 = 3496 руб./мес.

Издержки на энергию в год: 41952 руб./год

· потребление топлива в год (котельная) - 3 тонн;

· стоимость топлива за 1т - 600 руб. Издержки на топливо в месяц (среднегодовые): 150 руб./мес.

 Издержки на топливо в год: 1800 руб./год.

ВСЕГО затраты на топливо и энергию: в месяц: 3646 руб.; в год: 43752  руб.

Затраты на услуги связи: в месяц: 3000 руб.; в год: 36000 руб.

Амортизация:

Стоимость собственных основных средств:

·         оборудование - 4800000 руб.

·         транспорт - 200 000 руб.;

·         норма амортизации - 5% в год

Амортизационные отчисления:

год: (4800000 + 200000) * 0,05 = 250000 руб.; в месяц: 20833 руб./мес.

Расходы на рекламу

в год: 884000 руб.; в месяц - 73667 руб.

Транспортные (эксплуатационные) расходы:

год: 34.817 руб.; в месяц: 2.901 руб.

Аренда помещений.

площадь - 200 м кв.; ставка - 250 руб./м кв./ мес.. Арендная плата: в месяц: 50000 руб.; в год: 600000 руб.

Проценты по кредиту

сумма кредитования - 6666000 руб.; процентная ставка - 19% годовых. Финансовые издержки: в год: 6666000 * 0,19 = 1266540 руб.; в месяц: 105545 руб./мес.

Налоги и отчисления.

Налоговые платежи (налог на добавленную стоимость - 20%)

Расчет налога на добавленную стоимость, подлежащего оплате в бюджет:

а) НДС, уплачиваемый за производство продукции (услуг):

- в месяц: 1663200 * 0,167 = 277200 руб.;

- в год: 3326400 руб.

б) НДС, уплачиваемый поставщикам за поставку материалов и комплектующих:

- в месяц: 178794 * 0,167 = 29858 руб.;

- в год: 358303 руб.

в) НДС, уплаченный за энергоресурсы:

- в месяц: 3646 * 0,167 = 609 руб.;

 - в год: 7308 руб.

г) Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет:

- в месяц: 277200 - 29858 – 609 = 246733 руб.;

- в год: 3326400 - 358303 - 7308 = 2960789 руб.

Единый социальный налог – 35,6%

Таким образом, отчисления от ФОТ: в месяц – 372000 * 0,356 = 132432 руб.;

в год – 1589184 руб.

Налог с продаж – 4%

В месяц – 1416467 * 0,04 = 56658 руб.; в год – 679904 руб.

Текущие издержки на производственную программу по статьям себестоимости на месяц, год (руб.)

Статья

в месяц

в год

1. Материалы и комплектующие

178794

2145528

Итого переменные издержки

178794

2145528

1. Заработная плата

372000

4464000

2. Топливо и энергия

3646

43752

3. Связь

3000

36000

4. Транспорт

2901

34817

5. Реклама

73667

884000

6. Аренда

50000

600000

7. Амортизация

20833

250000

Итого постоянные издержки

526047

6312564

9. Проценты

105545

1266540

10. Резервы

40058

480696

11. НДС

246733

2960789

12. Отчисления от ФОТ

132432

1589184

13. Налог с продаж

56658

679904

Итого себестоимость

1286267

15435204

7. Расчет прибыли и рентабельности

Расчет прибыли и рентабельности

Показатели

Стоимость (руб.)

    В месяц                     В год

1. Выручка от реализации услуг

1663200

19958400

2. НДС

246733

2960789

3. Доход с оборота

1416467

16997611

4. Внутрипроизводственные издержки

850444

10205328

5. Налоги и отчисления

189090

2387520

6. Валовая прибыль

376933

4523196

7. Налог на прибыль (ставка 24%)

90464

1085567

8. Чистая прибыль

286469

3347620

Рентабельность

22,27%

Расчет прибыли и рентабельности осуществлен, исходя из прогнозируемых объемов производства (в месяц, год), сложившихся цен на единицу продукции (услуг), внутренних издержек фирмы на производственную программу при полной загрузке мощности цеха.

По инвестиционному замыслу предприятия, на указанные в таблице экономические показатели фирма выходит в марте 2004 г. при условии своевременного заимствования искомой суммы.

Весь проект должен окупиться приблизительно за 1 год после выхода предприятия на полную производственную мощность.

Точка безубыточности в денежном выражении составляет:

(641650 / (1663200 - 178794)) * 1663200 = 718 935 руб. в месяц

В натуральном выражении:

(641650 / (1663200 - 178794)) * 832 = 359 кв.м. в месяц

Рентабельность: (286469 / 1286267) * 100% = 22,27%

8. Финансовый план. График погашения кредитных средств.

Финансовый план инвестиционного проекта отражает динамику поступления и расходования денежных средств фирмы при поэтапном (помесячном) наращивании мощности производства и реализации.

Накопление массы чистой прибыли по месяцам наращивания производственной мощности отражается в строке 3.1 "Финансового плана".

Финансовую устойчивость фирма приобретает в сентябре 2005 г., когда накопленной суммы прибыли достаточно для погашения кредитных средств.

Финансовый план (план денежных поступлений и выплат в 2003 - 2004 г.)

Показатели

Динамика показателей по инвестиционным периодам (тыс. руб.)

Периоды

Июль

Авг.

Сент.

Окт.

Нояб.

Дек.

Янв.

Фев.

Март

Апр.2004-Март2005

Апр.-Сент2005

Мощность, (%)

50

50

60

60

70

80

90

90

100

100

100

1. Поступления

7498

832

1000

1000

1164

1330

1496

1498

1664

19968

9984

1.1. Выручка от реализации

832

832

1000

1000

1164

1330

1496

1498

1664

19968

9984

1.2. Внереализационные доходы

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1.3. Кредит

6666

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2. Платежи

6463

911

1092

1092

1145

1222

1297

1299

1376

16512

14922

2.1. Переменные издержки

89

89

107

107

125

143

160

161

179

2148

1074

2.2.Постоянные издержки

526

526

526

526

526

526

526

526

526

6312

3156

2.3. Закупка оборудования и транспорта

5552

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2.4. Проценты и резерв

145

145

145

145

145

145

145

145

145

1740

870

2.5. Налоги и сборы*)

151

151

314

314

349

408

466

467

526

6312

3156

2.6. Возврат кредита

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

6666

3. Баланс платежей и поступлений

1035

-79

-92

-92

+19

+108

+199

+199

+288

+3456

-4938

3.1. То же нарастающим итогом

+1035

+956

+864

+772

+791

+899

+1098

+1297

+1585

+5041

+103

9. Анализ экономических рисков.

Финансово-экономические риски

Виды рисков

Отрицательное влияние на прибыль

Неустойчивость спроса

Падение спроса с ростом цен

Появление альтернативного про­дукта

Снижение спроса

Снижение цен конкурентов

Снижение цен

Увеличение производства у кон­курентов

Падение продаж или снижение цен

Рост налогов

Уменьшение чистой прибыли

Снижение платежеспособности потребителей

Падение продаж

Рост цен на сырье, материалы, перевозки

Снижение прибыли из-за роста цен на сырье, материалы, пере­возки

Зависимость от поставщиков, от­сутствие альтернативы

Снижение прибыли из-за роста цен

Недостаток оборотных средств

Увеличение кредитов или сниже­ние объема производства

Из данных видов риска наиболее значимыми для данного предприятия являются:

во-первых, зависимость от поставщиков, поскольку вся деятельность направлена на взаимодействие непосредственно с одним поставщиком для обеспечения сквозного производства, тем самым значительно снижая издержки;

во-вторых, снижение цен у конкурентов, поскольку это одно из основных конкурентных преимуществ данного предприятия наряду с высоким качеством продукции;

и наконец, также один из самых важных рисков – это рост цен на сырье и материалы, поскольку это также может повлиять либо на снижение прибыли, что в условиях расчета по кредиту крайне неблагоприятно, либо на рост цен, а это в свою очередь ведет к потери опять же одного из основных конкурентных преимуществ.

Остальные риски, как таковые, не достаточно актуальны, за исключением роста налогов, и поэтому особой опасности для организации данного вида деятельности не представляют.


[1] Примечание: условной единицей продукции, как уже упоминалось унифицированно принимается окно с двумя степенями открывания размером 1 м х 1 м.