Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1. Документальное оформление и учет реализации

    товаров за наличный расчет……………………………………………….4

2. Документальное оформление и учет реализации

    товаров за безналичный расчет…………………………………………..11

Заключение…………………………………………………………………...23

Список литературы…………………………………………………………..24

Приложения………………………………………………………………….25

Введение

При розничной торговле товар переходит из сферы обращения в сфе­ру потребления и движение товаров завершается у потребителя.

Отметим, что согласно ст. 492 Гражданского кодекса по договору роз­ничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупате­лю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Оборот розничной торговли приводится в розничных ценах - фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добав­ленную стоимость, на основе данных первичных документов: товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов.

Основными задачами бухгалтерского учета на предприятиях рознич­ной торговли являются:

-    обеспечение увеличения розничного товарооборота на торговом пред­приятии; для этого необходимо, своевременно проверяя товарные и кас­совые отчеты, обеспечить ежедневную сдачу выручки, контролировать правильность приемки товаров по количеству и качеству, соблюдение интересов предприятия в случае поставки товара ненадлежащего качества своевременным предъявлением претензий к предприятиям-поставщикам;

-    контроль наличия товарных запасов на предприятии в соответствии со спросом на потребительском рынке путем анализа при проверке то­варных отчетов, инвентаризационных описей и других документов;

-    контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей посред­ством правильной организации материальной ответственности в тор­говой организации.

1. Документальное оформление и учет реализации товаров

за наличный расчет

Предприятия розничной торговли реализуют товары за наличный расчет, по расчетным чекам, в кредит с рассрочкой платежа, по договору комиссии.

Объем реализации за наличный расчет определяется суммой денеж­ных средств, полученных от покупателей за проданные им товары. Де­нежные расчеты с населением производятся с обязательным применени­ем контрольно-кассовых машин. Выручка от покупателей поступает в кассу торгового предприятия, ее размер определяют по показаниям счет­чиков контрольно-кассовых машин, зарегистрированных в книге касси­ра-операциониста (как разница между показаниями счетчиков на конец дня и показаниями счетчиков на начало дня). При этом выручка умень­шается на сумму денег, выданных покупателям из кассы по возвращен­ным чекам, имеющим разрешительную надпись руководителя и оформ­ленным актом. Выручка от реализации сдается кассиром-операционистом кассиру, что отражается в квитанции к приходному кассовому ордеру. Правильность отражения полученной выручки от реализации товаров проверяется свер­кой сумм выручки, показанной в кассовом и товарном отчетах.

В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ (ранее - Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Феде­рации от 30.07.93 № 745 с учетом изменений и дополнений) [5] в ряде слу­чаев (мелкорозничная торговля с ручных тележек, из цистерн, с лотков, из корзин, вразвал овощами и бахчевыми культурами; торговля на рын­ках, ярмарках, выставках, иных комплексах, за исключением находящих­ся там киосков, ларьков, помещений и др.) при осуществлении торговых операций денежные расчеты (ранее до вступления в силу Федерального закона от 22.05.2003              №54-ФЗ только с населением) могут производить­ся без применения контрольно-кассовой техники. В этом случае объем реализованных товаров измеряют обычно суммой выручки, сданной про­давцами в кассу организации, инкассатору банка или на почту.

Сдача выручки в кассу отражается в учете следующей записью [7]:

Дт 50 «Касса»

Km 90 «Продажи», субсчет «Выручка».

Торговая выручка может быть сдана в банк представителем предприятия по объявлению на взнос наличными или. Операция передачи инкасса­торам оформляется препроводительной ведомостью. Выручка, передан­ная инкассатору или на почту (которая будет зачислена на расчетный счет по истечении определенного времени), учитывается следующей бухгалтерской записью:

Дт 57 «Переводы в пути»

Km 90 «Продажи», субсчет «Выручка»

Одной из форм реализации за наличный расчет является оплата покупателями товаров расчетными чеками банков. Полученные чеки магазины сдают в банк, который и зачисляет соответствующую сумму на счет торговой организации. При расчете чеками делается следующая запись:

Дт 50, субсчет 3 «Денежные документы»

Km 90 «Продажи», субсчет «Выручка».

При учете товаров по покупным ценам после отражения выручки по счету учета реализации списываются реализованные товары, что фиксируется записью:

Дт 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»

Km 41-2 «Товары в розничной торговле».

Согласно ст. 168 Налогового кодекса РФ [2] при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на яр­лыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.

На сумму начисленного НДС составляется проводка:

Дт 90 «Продажи», субсчет 3 «НДС»

Km 68-2 «Расчеты по налогам и сборам по НДС».

Согласно ст. 168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно на­селению, требования по оформлению расчетных документов и выставлению в течение пяти дней счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установлен­ной формы.

Кроме того, следует помнить, что в регионах, где действовал налог с продаж, его сумма также оплачивалась продавцу в составе выручки; этот налог отражался записью на счетах:

Дт 90 «Продажи»,

Km 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость про­даж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» и т. д. и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяется финансо­вый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».

При использовании покупных цен положительный финансовый результат отражает­ся следующей записью:

Дт 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»

Km 99 «Прибыли и убытки».

Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет [10].

Отражение отрицательного финансового результата фиксирует запись по дебету счета 99 в корреспонденции с субсчетом 90-9.

Если в учете используются продажные цены, то реализованные това­ры списываются в дебет счета 90 «Продажи» на основании товарных от­четов, в которых указывается общая сумма реализованных товаров по розничным ценам. Таким образом, по дебету и кредиту счета 90 «Прода­жи» отражается стоимость реализованных товаров в одинаковой оценке - по розничным ценам. Суммы по кредиту (на основании отчетов кассира) и по дебету (на основании товарных отчетов) счета 90 «Продажи» должны быть одинаковыми.

Когда в организации используется натурально-стоимостной метод Учета товаров, имеется возможность списывать конкретные реализован­ные товары по конкретным учетным ценам. При учете товаров по про­дажным ценам целесообразно по каждой партии товаров составлять ве­домость с указанием по каждому наименованию покупной и продажной Цены и наценки, это позволит списывать конкретную сумму торговой Наценки по каждому наименованию реализованного товара.

Когда в организациях розничной торговли не ведется натурально-стоимостной учет реализации или невозможно определить точный ассортимент проданных товаров, возникает необходимость списания торговой наценки косвенным расчетным путем.

Учет реализации товаров со скидками.

Наиболее распространенными на практике видами скидок являются скидки при приобретении товаров в определенном количестве или на установленную сумму. Скидка за приобретение определенного количества това­ров предоставляется, как правило, при покупке товаров одного наименования, а скидка за приобретение товаров на установленную сумму - при покупке товаров несколь­ких наименований.

На фактически полученную от покупателей сумму (за минусом скидки) составляется проводка по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка». На стоимость товаров по учетным ценам делается запись по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» и кредиту счета 41 «Товары».

Соответственно составляются проводки на начисле­ние бюджету НДС и НСП со стоимости проданных това­ров по ценам реализации. После этого на счете 90 «Про­дажи» выявится промежуточный результат от продажи товаров (при кредитовом сальдо счета 90 - валовой до­ход, а при дебетовом - убыток).

При учете товаров по продажным ценам следует так­же составить вышеуказанные проводки. Однако по окон­чании месяца необходимо составить расчет реализован­ной торговой надбавки и списать ее методом «красное сторно»:

Д-т сч. 90-2 «Себестоимость продаж»,

К-т сч. 42 «Торговая наценка».

После этой записи на счете 90 «Продажи» определит­ся кредитовое сальдо, показывающее валовой результат от реализации товаров. Однако оно будет меньше расчет­ной величины реализованной торговой надбавки на сумму скидок, предоставленных покупателям, и сумм НДС и НСП на реализованные товары.

В настоящее время большое распространение полу­чила продажа покупателям так называемых дисконтных карт, стоимость которых представляет собой уплачивае­мый покупателями аванс за последующее приобретение товаров со скидкой. Покупатель платит в кассу органи­зации розничной торговли определенную сумму, полу­чает карту, в зависимости от размера уплаченной суммы предоставляющую определенный процент скидки, и в Дальнейшем, приобретая по карте товары, получает ого­воренный размер скидки.

Факт получения от покупателя такого рода аванса от­ражается в учете организации записью по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» на фактически полученную сумму денеж­ных средств.

Согласно п. 1 ст. 162 НК РФ сумма авансов, получен­ных под будущие продажи товаров, облагается НДС. На­числение задолженности перед бюджетом по НДС отра­зится в этом случае записью по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» на сумму НДС с полу­ченного аванса.

При продаже товаров по дисконтной карте погаше­ние задолженности перед покупателями передачей им товаров отражается проводкой по дебету счета 62 «Рас­четы с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» на сумму фактической цены продажи товаров за минусом предоставленной по­купателям скидки.

Одновременно на сумму предоставленной скидки, которая в данном случае уменьшает размер торговой на­ценки на проданные товары, составляется сторнировоч­ная запись по дебету счета 41 «Товары» и кредиту сче­та 42 «Торговая наценка». На сумму цены продажи то­варов за минусом предоставленной скидки составляет­ся проводка на их списание по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» и креди­ту счета 41 «Товары».

Сумма отраженной в учете задолженности перед бюджетом по НДС с полученного от покупателей аван­са отражается записью по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» методом красного стор­но. И одновременно на сумму задолженности перед бюд­жетом по НДС с оборота по реализации товаров со скид­кой составляется проводка по дебету счета 90 «Прода­жи», субсчет 3 «НДС» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Расходы по изготовлению дисконтных карт списыва­ются на издержки обращения.

Пример

Организация розничной торговли продает покупа­телю дисконтную карту на 10 800руб., дающую пра­во на приобретение товаров со скидкой 1%. Товары учитываются по продажным ценам, ставка НДС на товары - 20%. НСП в данном случае не уплачивает­ся. Стоимость проданных товаров по учетным це­нам - 12 000 руб. Расчетная величина реализованной торговой надбавки - 5000руб. Отразим факты про­дажи дисконтной карты и последующей реализации по ней товаров в бухгалтерском учете:

1.  Отражается получение от покупателя денег в оплату дисконтной карты:

Д-тсч.50 «Касса»,

К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчика­ми» - 10 800;

2. Начисляется НДС с суммы полученного аванса:

Д-т сч. 76 «Расчеты сразными дебиторами и кре­диторами»,

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» - 1800 (10 800:120x20);

3.  Отражается продажа товаров по карте:

 Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчи­ками»,

К-тсч.90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» - 10800;

4.  Списываются проданные со скидкой товары:

Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»,

К-т сч. 41 «Товары» - 12 000;

5.  Корректируется задолженность перед бюдже­том по НДС на сумму НДС по полученному авансу (ме­тодом красного сторно):

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кре­диторами»,

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» - 1800;

6.  Отражается задолженность перед бюджетом по НДС с оборота по реализации товаров, проданных со скидкой:

Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет 3 «НДС»,

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» - 1800;

7. Списывается реализованная торговая надбавка:

Д-т сч. 90-2 «Себестоимость продаж»,

К-т сч. 42 «Торговая наценка» - 5000.

Кредитовое сальдо счета 90 «Продажи» 2000руб. показывает валовой доход от продажи товаров. Он меньше расчетной величины реализованной торговой надбавки на 3000руб., в т. ч. 1800руб. - НДС и 1200 руб. - скидка, предоставленная покупателю.

2. Документальное оформление и учет реализации товаров

за безналичный расчет

Учет продажи населению товаров в кредит

Порядок продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит (с рассрочкой платежа) в предприятиях розничной торговли независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности изложен в Правилах продажи гражданам товаров длительного пользования в кре­дит, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 09.09.93 № 895 [3].

К товарам длительного пользования относятся непродовольственные товары, имеющие длительные сроки службы (годности): радиотовары; электробытовые товары; музыкальные инструменты; кинофотоаппарату­ра; мебель; садовые домики; стандартные дома с комплектами деталей к ним; ткани; одежда; обувь; ковровые, меховые и тюлегардинные изделия; изделия из хрусталя, фарфора, фаянса; транспортные средства; техниче­ские средства и оборудование, используемое в личных и фермерских (крестьянских) хозяйствах. При этом следует помнить, что конкретный перечень товаров длительного пользования, продаваемых гражданам в кредит, по наименованиям, стоимости, маркам и другим товарным при­знакам определяется и уточняется предприятиями торговли самостоя­тельно, после чего вывешивается в торговом зале как информация для покупателей.

В кредит продают товары гражданам, постоянно работающим (проживающим) или обучающимся (аспирантам) в населенном пункте, где находится торговое предприятие, независимо от места нахождения организации, начисляющей им заработную плату.

Продажа товаров производится по ценам, действующим на день продажи; при этом последующее изменение цен на проданные товары не влечет за собой перерасчета.

Для покупки товаров в кредит покупатель должен предъявить справку с места работы (учебы) или из органа, назначившего пенсию. Такие справки выдают, как правило, только лицам, которые проработали на постоянной работе не менее 6 месяцев. Перечень категорий лиц, кото­рым справки не выдаются, приведен на оборотной стороне поручения-обязательства.

Бланки справок должны быть пронумерованы, храниться и учитываться наравне с документами строгой отчетности. Повторная выдача справок для покупки товаров в кредит производится только после полно­го расчета за предоставленный по ранее полученной справке кредит на покупку товаров [8; 10].

Граждане при покупке товаров в кредит заполняют поручение-обязательство (обязательство) в двух экземплярах. Первый экземп­ляр магазин пересылает на место работы (учебы) покупателя (пенсионеру выдается на руки), а второй остается в магазине. Передача покупателям приобретенных ими в кредит товаров производится при уплате не менее 20%, а товаров по цене, превышающей двенадцатикратный размер ми­нимальной месячной оплаты труда, - не менее 40% их стоимости.

Остальная часть стоимости товаров оплачивается покупателями в срок от 6 месяцев до 3 лет, а товаров по цене, превышающей двенадцатикратный размер минимальной месячной оплаты труда, - в срок до 5 лет.

Сумма предоставляемого гражданам кредита не должна превышать: при продаже товаров с рассрочкой платежа на 6 месяцев - двухмесячной заработной платы лица, приобретающего товар в кредит; на 12 месяцев -четырехмесячной заработной платы, на 24 месяца - восьмимесячной заработной платы; на 36 месяцев - двенадцатимесячной заработной платы; на 48 месяцев - 18-месячной заработной платы; на 60 месяцев - 24-ме­сячной заработной платы. В случаях, когда стоимость товаров превышает предельную сумму кредита, соответствующая этому превышению разница должна быть оплачена покупателем при получении товара наличными деньгами или перечислением через банковские учреждения.

При продаже товаров в кредит с покупателей в пользу магазина взимаются проценты с суммы предоставляемого кредита, размер которых устанавливается магазином с учетом действующих процентных ставок за банковские кредиты. Последующее изменение процентных ставок за банковские кредиты не влечет за собой перерасчета по процентам, уплачиваемым в пользу магазина [10].

Взнос покупателями в кассу денег оформляется двумя кассовыми чеками: один - на сумму первоначального взноса, а другой - на сумму процентов за кредит.

После отпуска товаров продавцы записывают поручения-обязательс­тва (обязательства) в опись, в которой по окончании дня подсчитывают итоги стоимости проданных в кредит товаров, сумм, внесенных в кассу наличными, и сумм предоставленного кредита.

Вышеуказанные описи вместе с поручениями-обязательствами (обязательствами) сдают в бухгалтерию. Такие описи являются основанием для отражения в учете реализации товаров в кредит. Поручения-обязательства (обязательства) фиксируют в книге регистрации.

Стоимость товара в сумме предоставленного кредита погашается покупателем равными частями один раз в месяц в сроки, предусмотренные поручением-обязательством (обязательством), путем удержания из его зарплаты (заработка, стипендии) по месту работы (учебы) или путем внесения наличных денег в кассу магазина либо перечисления ему де­нежных средств безналичным путем через банк.

За несвоевременное внесение очередных платежей за купленные товары покупателями с них в пользу предприятия торговли взимается пеня 0,5% с просроченной суммы за каждый день просрочки.

Следует отметить, что предприятия торговли могут производить продажу товаров гражданам в кредит на более льготных условиях с возмещением возникающих в связи с этим дополнительных расходов за счет средств предприятия торговли [10; 11].

В оборот розничной торговли согласно Инструкции, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 30.11.01 № 89, включается стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю), в объеме полной стоимости товара. Следовательно, после отпуска покупателям товаров вся их стоимость (первоначальный взнос плюс сумма предоставленного кредита) включается в товарооборот тогда, когда оформлен договор купли-продажи.

Расчеты с покупателями за товары, проданные в кредит, можно учитывать на специально вводимом субсчете 62-4 «Расчеты за товары, проданные в кредит».

Бухгалтерский учет операций и расчетов по продаже товаров в кредит ведется по моменту отпуска товаров, при этом в товарооборот включается вся стоимость списанных товаров.

Сумма первоначального взноса приходуется в кассу (так же как и последующие), а оставшаяся часть стоимости товара (задолженность) учитывается по счету 62, что отражается проводкой [7]:

Дт 50 «Касса»

Дт 62-4 «Расчеты за товары, проданные в кредит»

Km 90 «Продажи».

Уплаченные за рассрочку платежа покупателями проценты у торговой организации отражаются по-разному в зависимости от использования предприятием кредитов банка на эти цели. Так, когда организация тор­говли получает кредит в банке, то поступление денег от покупателя от­ражается проводкой [7]:

Дт 50 «Касса»

Дт 51 «Расчетные счета»

Km 44 «Расходы на продажу».

Когда торговое предприятие не использует кредиты для реализации товаров с рассрочкой платежа, тогда полученные от покупателя проценты зачисляются в доходы бухгалтерской записью:

Дт 50 «Касса»

Дт 51 «Расчетные счета»

Km 91 «Прочие доходы и расходы».

Стоимость реализованных товаров списывается на счет реализации в обычном порядке проводкой:

Дт 90 «Продажи»

Km 41-2 «Товары в розничной торговле».

При использовании в учете продажных цен составляется также корреспонденция красным сторно на сумму торговой наценки по товарам, проданным в кредит:

Дт 90 «Продажи»

Km 42 «Торговая наценка».

Что касается определения торговым предприятием выручки для целей налогообложения по моменту оплаты (в случае отражения этого в учет­ной политике), то в этом случае в объем реализации сначала включается только сумма первоначального взноса покупателей. Остальная часть сто­имости товаров, реализованных в кредит, будет учитываться в выручке следующих периодов по мере погашения задолженности со стороны по­купателей.

Продажа по кредитным картам является разновидностью продажи товаров в кредит.

При этом покупатель заключает соответствующий договор на обслуживание с кредитной фирмой и получает от нее пластиковую карту, которую использует при покупках.

Эмитенты кредитных карт (компании и банки) заключают с торговы­ми организациями договор о продаже товаров владельцам кредитных карт. В договоре, в частности, указываются порядок авторизации карт, обеспечение магазина необходимыми техническими средствами, условия расчетов за товары и др. К договору прилагается инструкция о порядке обслуживания владельцев кредитных карт.

Авторизация карт, предъявленных в оплату товаров, заключается в проверке наличия обеспечения средств по карте. Одним из ее способов является установление связи (по телефону, компьютерным сетям) с эмитентом карт [6; 7].

Продажа товаров оформляется выпиской товарных чеков (слипов), которые прокатываются на специальных машинах. Слип заполняется в трех экземплярах под копирку: первый экземпляр вручается покупателю, второй сдается инкассатору, третий передается в бухгалтерию при кассо­вом отчете. Покупатель расписывается в слипе, подлинность его подписи проверяется работником магазина. В бухгалтерии составляются реестры, в которых указываются число слипов и суммы. Реестры со слипами сда­ют в банк для зачисления на расчетный счет магазина денежных средств за проданные товары. Учет инкассированных кредитных карт можно вес­ти на счете 57 «Переводы в пути».

Комиссионная продажа товаров

Прием товаров на комиссию и их продажа производятся в соответствии с Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.06.98 № 569 (в редакции от 22.02.01) [4]. Кроме того, реализация отдельных това­ров на условиях комиссии регулируется специальными законодательными актами (в зависимости от принадлежности товаров к той или иной группе).

При приеме товаров на комиссию в обязательном порядке составляет­ся договор комиссии (Приложение 1), в соответствии с которым одна сторона - торговая организация (комиссионер) принимает товар на комиссию с целью реализации за вознаграждение, а гражданин или организация (комитент) сдает товар торговому предприятию с целью его розничной продажи. Договор комиссии полностью регулирует отношения между комитентом и комиссионером [10].

Кроме того, составляется перечень товаров, принятых на комиссию, который является приложением к договору комиссии. Данные документы оформляются в двух экземплярах. Первые экземпляры договора и переч­ня вручаются комитенту, вторые - вместе с товарным отчетом передаются в бухгалтерию комиссионного магазина.

На комиссию принимаются товары новые и бывшие в употреблении, годные для использования, не требующие ремонта или реставрации, отвечающие санитарным нормам и требованиям. Правила комиссионной торговли содержат перечень товаров, не принимаемых на комиссию, к которым относятся товары, изъятые из оборота, розничная продажа ко­торых запрещена или ограничена, товары, не подлежащие возврату или обмену (парфюмерно-косметические; товары бытовой химии; лекарст­венные средства; товары для профилактики и лечения заболеваний в до­машних условиях; предметы личной гигиены; изделия швейные и трико­тажные бельевые и др.).

Товары на комиссию принимаются [9; 11]:

-    от граждан по предъявлении паспорта или иного документа, его заменяющего, удостоверяющего личность;

-    от юридических лиц по  предъявлении  накладной, оформленной  и выданной в установленном порядке уполномоченному лицу предпри­ятия, и его паспорта или документа, удостоверяющего личность.

При приеме товаров на комиссию на каждый товар прикрепляется товарный ярлык, а на мелкие недорогие вещи (часы, бусы, броши и другие аналогичные изделия) - ценник с указанием номера документа, оформленного при приемке товара и цены. Одновременно дается характеристика состояния товара (новый, бывший в употреблении, степень износа, указы­ваются и другие основные товарные признаки, недостатки), которая изла­гается в перечне товаров, принятых на комиссию, и товарном ярлыке.

Цена товара согласуется между комиссионером и комитентом и указывается в прилагаемом к договору комиссии перечне товаров, принятых на комиссию, товарном ярлыке или ценнике.

Принятые на комиссию вещи в соответствии с перечнем записываются в реестр (опись), который составляется в двух экземплярах, и передаются материально ответственному лицу для реализации. Материально ответственное лицо, приняв вещи, подписывает оба экземпляра реестра (описи). Первый экземпляр реестра (описи) подлежит передаче вместе с товарным отчетом в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица.

Если товар по вине комиссионера поступил в продажу позднее, чем на следующий день после его приема, комиссионер уплачивает комитен­ту неустойку в размере, определяемом договором комиссии, но не менее 3% причитающейся комиссионеру суммы за каждый день задержки.

Комитент вправе в любое время потребовать от комиссионера возврата принятого на комиссию, но еще не проданного товара по предъявлении договора комиссии, паспорта или иного документа, его заменяющего, удостоверяющего личность, возместив комиссионеру расходы по хранению товара.

При возврате вещи комитент расписывается в ее получении на оборотной стороне перечня товаров, принятых на комиссию, где одновременно указывается сумма, полученная с него за хранение этой вещи.

Договор, перечень с распиской комитента в получении вещи и товарный ярлык остаются у материально ответственного лица и по реестру (описи) сдаются с товарным отчетом в бухгалтерию [11].

Плата за хранение регистрируется на отдельном счетчике контрольно-кассовой машины.

Кассир ежедневно на деньги, полученные за хранение вещей, составляет приходную ведомость. В конце дня итоги этой ведомости сверяются с показаниями счетчика контрольно-кассовой машины. На общую сум­му, полученную с комитентов за хранение вещей, выписывается приходный кассовый ордер.

Приходная ведомость подписывается руководителем, кассиром и бухгалтером и вместе с приходным кассовым ордером прилагается к кассовому отчету.

Снятие с продажи вещей оформляется соответствующим актом (Приложение 2), составляемым представителями организации-комиссионера (руководителем, бухгалтером, материально ответственным лицом), с обязательным указанием причин (возврат комитенту, ремонт, химчистка, уценка и др.).

Порядок и размеры уценки товаров, принятых на комиссию, согласовываются комиссионером и комитентом при заключении договора комиссии.

Способ уведомления комитента о предстоящем вызове и сроки его явки определяются соглашением сторон. При отказе комитента от уценки ему возвращается товар с возмещением комиссионеру расходов по хранению вещи, если это предусмотрено договором.

Проведение оценок товара отражается в прилагаемом к договору перечне товаров, принятых на комиссию, товарном ярлыке и ценнике.

Уценка вещей оформляется актом уценки (Приложение 3), составляемым комиссионером в одном экземпляре, и фиксируется в перечне товаров, принятых на комиссию. Одновременно в товарном ярлыке, прикреплен­ном к вещи, проставляются новая цена и дата проведения уценки.

Акт уценки передается материально ответственным лицом с товарным отче­том в бухгалтерию, где на основании акта делается отметка об уценке вещи в перечне (втором экземпляре), учетной карточке и оборотной ведомости.

При продаже веши комиссионер выписывает товарный чек, в котором указываются номер товарного ярлыка продаваемой вещи, ее наименова­ние и цена реализации [10].

Чек вручается покупателю для предъявления в кассу и оплаты вещи.

Кассир, получив от покупателя деньги, выбивает на контрольно-кассовой машине кассовый чек и передает его покупателю вместе с товар­ным чеком, на котором ставит штамп «Оплачено».

Товарные чеки со штампом «Оплачено» фиксируются в реестре договоров и перечней. Если вещи, принятые на комиссию, проданы частично, для расчетов с комитентом составляется справка о продаже вещей, принятых на комиссию, где указываются номер договора, наименование проданных товаров, их количество и сумма к оплате.

Реестр (опись) и справка составляются в двух экземплярах, их итоги сверяются с показателями контрольно-кассовой машины и кассовым отчетом. Товарные чеки с их реестром (описью) и справкой прикладывают­ся к товарному отчету и передаются в бухгалтерию.

После продажи вещей договоры и перечни (вторые экземпляры), справки, заполненные и подписанные бухгалтером, по реестрам, составленным в двух экземплярах, с распоряжением комиссионера о выплате денег переда­ются в кассу под расписку кассира на втором экземпляре реестра. До расчета с комитентом договоры, перечни и справки хранятся в картотеке кассы.

Выплата денег комитенту за проданную вещь производится не позд­нее чем на третий день после ее продажи.

Для получения денег комитент предъявляет кассиру договор, перечень и паспорт или иной документ, его заменяющий, удостоверяющий лич­ность. При этом комитент расписывается в договоре (на втором экземп­ляре) и расходном кассовом ордере. По желанию комитента деньги, вы­рученные от продажи товара, могут быть перечислены комиссионером по безналичному расчету через банковские учреждения.

В случае совершения комиссионером сделки на условиях более выгодных, чем те, которые указаны комитентом, дополнительная выгода делится между сторонами поровну.

При частичной продаже вещей, принятых на комиссию, выплата комитенту производится на основании справки-распоряжения комиссионе­ра после сверки данных с учетной карточкой (Приложения 4, 5); при окончательном расчете в кассу передаются договор и перечень.

Договор, перечень, справка, расходный кассовый ордер сдаются с кассовым отчетом в бухгалтерию. Бухгалтер после проверки кассового отчета проставляет на договоре и справке штамп «Погашено».

Ежедневно материально ответственными лицами составляется товарный отчет в двух экземплярах, один из которых сдается в бухгалтерию под расписку на втором экземпляре.

К товарному отчету, сдаваемому в бухгалтерию, прикладываются соответствующие документы: договоры и перечни на принятые веши с их реестром (описью); реестр (опись) на возврат вещей комитентам; товарные ярлыки; товарные чеки со штампом кассы «Оплачено» на проданные вещи с их реестром (описью); справки; акты на уценку и снятие с продажи                  вещей [9; 10].

Бухгалтерский учет товаров, принятых на комиссию, ведется на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию», реализация товаров отражается на счете 90 «Продажи», расчеты с комитентами - на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Аналитический учет товаров ведется по материально ответственным лицам, индивидуально по каждой вещи, а расчетов с комитентами - по каждому комитенту. Для аналитического учета товаров и расчетов с комитентами используются договоры комиссии, перечни товаров, принятых на ко­миссию, и учетные карточки.

Для учета движения принятых на комиссию товаров и расчетов с комитентами бухгалтерия на основании товарных и кассовых отчетов, а также договоров и учетных карточек ведет оборотную ведомость, которая составляется ежемесячно.

Суммы, полученные с комитентов за хранение вещей, отражаются в составе прибыли на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Принятие товаров по договору комиссии оформляется следующей записью:

Дт 004 «Товары, принятые на комиссию».

Списание реализованных, возвращенных товаров, а также уценка товаров отражается проводкой:

Km 004 «Товары, принятые на комиссию».

Поступление наличных денег в кассу от реализации принятых на комиссию товаров (по продажным ценам) и за хранение фиксируется бухгалтерской проводкой:

Дт 50 «Касса»

Km 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» - на сумму выручки за реализо­ванные товары;

Km 91 «Прочие доходы и расходы» - на сумму платы за хранение товаров.

По реализованным товарам должен быть начислен НДС:

Дт 90 «Продажи», субсчет 3 «НДС»

Km 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Списание издержек обращения фиксируется записью:

Дт 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

Km 44 «Расходы на продажу».

Начисление комитентам денег за проданные товары отражается проводкой на стоимость реализованных товаров по продажным ценам за вычетом комиссионного вознаграждения:

Дт 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»

Km 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Выплата денег комитентам отражается в обычном порядке:

Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Km 50 «Касса»

Km 51 «Расчетные счета».

Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по субсчетам счета 90 выявляется финансовый результат от реализации товаров, который заключительными оборотами списывается следующей проводкой:

Дт 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж»

Km 99 «Прибыли и убытки».

Кроме того, комитентам уплачивается неустойка за задержку выплаты средств и поступления товара в торговый зал для продажи (в сумме, предварительно определенной в договоре комиссии), которая относится к внереализационным убыткам:

Дт 91 «Прочие доходы и расходы»

Km 50 «Касса».

В соответствии с Налоговым кодексом РФ с граждан должен удерживаться налог на доходы физических лиц по ставке 13%. Операция удержания налога оформляется записью:

Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Km 68 «Расчеты по налогам и сборам» [6; 9; 10].

Следует отметить, что выявленные в процессе комиссионной торговли недостачи и порча товара находят отражение на бухгалтерских счетах в обычном порядке.

Заключение

В ходе работы над рассматриваемой темой было выявлено, что учет реализации товаров ведется по двум направлениям:

- за наличный;

- за безналичный расчет.

Реализации товаров за безналичный расчет ведется по следующим направлениям:

- продажа населению товаров в кредит;

-  комиссионная продажа товаров.

Реализация товаров  за наличный расчет предусматривает их учет с помощью контрольно-кассовых машин, который регулируется ФЗ №54-ФЗ и оформляется соответствующими бухгалтерскими  проводками.

Реализация товаров на безналичный расчет подразумевает учет продажи населению товаров в кредит и комиссионную продажу товаров, и также оформляется необходимыми документами и соответствующими бухгалтерскими проводками.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации по состоянию на 01.01.03 г. – М.: Юрайт, 2003.- 462с.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 01.02.2003г. – Новосибирск: Сиб. универ. изд-во,2003.-592с.

3. Постановление Правительства РФ «О продаже населению товаров в кредит» от 09.09.93 г. №895.

4. Постановление Правительства РФ «Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами» от 06.06.98 г. №569.

5. Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 г. №54-ФЗ.

6. Бухгалтерский учет: Учебник  / Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2005.-527с.

7. Геворкян Е.А. Бухгалтерский учет в торговле: Учебное пособие. – М., 2003. – 224с.

8. Геворкян Е.А. Бухгалтерский учет товарных операций в торговле: Учебное пособие. – М., 2003. – 342с.

9. Костюкова А. Бухгалтерский учет товарных операций. Задачи и тесты. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 272с.

10. Николаева Г.А., Блицау Л.П. Бухгалтерский учет в торговле. – М.: Приор-издат, 2004. – 352с.

11. Патров В.В., Пятов М.Л., Липатова В.А. Розничная торговля. – М.: МЦФЭР, 2003. – 304с.