Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3
1. Регулирование системы финансовой отчетности в Германии………..4
2. Анализ функционирования системы бухгалтерского
учета и финансовой отчетности в Германии…………………………..6
Заключение………………………………………………………………..10
Список литературы……………………………………………………….11
Введение
Бухгалтерский учет в обществе возник не по чьей-то прихоти, а вследствие самых насущных нужд: нельзя вести хозяйство без меры, веса, счета, не сопоставляя доходы с расходами, не добиваясь превышения первых над вторыми. Это было важно всегда, во все времена и общественно-экономические формации.
Бухгалтерский учет имеет дело с числами. Не случайно Эсхил в поэме «Прометей прикованный» наряду с другими великими изобретениями и открытиями приписывал Прометею и изобретение чисел. Эсхил вкладывает в уста Прометея такие слова: «Премудрость чисел, из наук главнейшую, я для людей измыслил...»
История бухгалтерского учета насчитывает много веков. За это время практически каждая страна внесла в него свой достойный вклад. Кроме общих принципов и положений, используемых повсеместно, в бухгалтерском учете возникли и развились национальные школы и направления, отражавшие экономические особенности отдельных стран.
Современный немецкий бухгалтерский учет уходит своими корнями в глубь веков: его история прошла в своем развитии ряд стадий. За многие века своего существования он достиг высокой степени своего развития. Современные направления учета берут свое начало в древнем учете. Учет и экономика всегда привлекали внимание ученых и образованных людей. Объясняется это тем, что изучение их - это реализация объективной необходимости познания мотивов действия людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена.
1. Регулирование системы финансовой отчетности в Германии
Исторически в европейских странах, в число которых входят крупнейшие экономические державы (Франция, Великобритания, Германия), сложились свои национальные системы. Национальные системы финансовой отчетности отражают историю развития страны, уровень экономики, национальные традиции.
Механизм внедрения МСФО в Германии включает в себя последовательный набор процедур [4]:
1. Ясность и доступность стандартов бухгалтерского учета.
2. Своевременное опубликование интерпретаций и руководств по использованию МСФО.
3. Обязательный аудит.
4. Процедуры контроля по применению МСФО.
5. Эффективность санкций и мер принудительного воздействия.
Такой подход применим и в России. Единственно, учитывая неподготовленность российского бухгалтерского сообщества к МСФО, необходимо набор процедур дополнить, по крайней мере, еще одним пунктом:
6. Широкое распространение образовательных программ в ВУЗах и послевузовской системе образования, повышение квалификации бухгалтеров и аудиторов, введение обязательной сертификации по МСФО.
Для осуществления программы перехода на МСФО европейских листинговых компаний к 2005 г. было предложено создать два уровня поддержки: политический и технический. Данное положение было закреплено решением Парламента Европейского Союза от 13 февраля 2001 г. Политическая поддержка со стороны Правительства Евросоюза осуществляется Комитетом по регулированию бухгалтерского учета. Для технической поддержки решения Парламента в 2001 г. была создана организация EFRAG (European Financial Report Advisory Group). В задачи EFRAG входит непосредственное сотрудничество с лондонским комитетом IASB.
Все представители органов, регулирующих национальные СФО в странах-участницах ЕС, входят в состав EFRAG. Таким образом, осуществляется обратная связь со странами-участницами ЕС.
На рис. 1 графически представлена схема взаимодействия двух уровней внедрения МСФО в странах-участницах ЕС. Такое распределение прав и обязанностей позволяет учесть интересы всех заинтересованных пользователей [1, c.88].
Рис. 1 Организационная схема регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в странах-участницах ЕС.
Важное место в системе регулирования отводится контролю со стороны рынка ценных бумаг. В частности, Комитет по бухгалтерскому учету Европейского Парламента рассматривает FESCO (Европейскую комиссию по ценным бумагам) как мощный инструмент в развитии общего подхода по внедрению МСФО.
Для обеспечения функций контроля все страны имеют систему обязательного аудита.
2. Анализ функционирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Германии
Система бухгалтерского учета Германии имеет давние традиции и ориентирована, прежде всего, на четкое соблюдение норм принятого законодательства. Государство создает определенные общепринятые условия хозяйствования, которые обязательны для всех хозяйствующих субъектов и должны строго соблюдаться. Бизнес имеет тесные связи с банками, которые являются основными пользователями бухгалтерской отчетности и удовлетворяют финансовые запросы компаний. Среди западных учетных систем бухгалтерский учет Германии выделяется тесной взаимосвязью коммерческого и налогового учета, значительным проявлением формализма и консерватизма.
Основными поставщиками капитала для немецких компаний являются не индивидуальные инвесторы, а крупные банки. С помощью собственных аудиторских фирм они устанавливают каноны предоставления финансовой информации. В качестве регуляторов, формирующих учетные стандарты и процедуры, традиционно выступают центральные власти государства [3, c.25-26].
Присущий Германии консерватизм уходит своими корнями в тридцатые годы двадцатого столетия. Политический режим национал-социалистов того времени был крайне заинтересован в единообразии и точности сформулированных норм ведения бухгалтерского дела, что облегчало осуществление общенационального контроля за экономическими ресурсами страны. Такие давние традиции непосредственного участия централизованных властей в формировании немецких бухгалтерских норм и законов объясняют наличие двух особенностей развития немецкой бухгалтерской практики. Это - активное государственное вмешательство в экономическую деятельность компаний и сильные традиции антииндивидуализма.
Главной организацией бухгалтерского сообщества в Германии с 1931 года является Институт присяжных аудиторов. Он занимается разработкой рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и подготовке отчетности. Однако официальным контролирующим органом при Министерстве экономики является аудиторская палата, а решение спорных методологических вопросов предоставляется Верховному Налоговому суду.
Впервые общепринятые бухгалтерские принципы были законодательно закреплены в 1937 году в Законе об акционерных корпорациях, который долгое время оставался единственным нормативным документом, регламентирующим бухгалтерский учет.
В 1985 году, после принятия Германией четвертой, седьмой и восьмой директивы Европейского Союза, правила подготовки и публикации бухгалтерской отчетности претерпели значительные изменения. Вступил в действие Закон о директивах по бухгалтерскому учету, были внесены коррективы в основной источник нормативного регулирования - Коммерческий (Торговый) кодекс, введены в действие законы, регулирующие деятельность предприятий различных форм собственности.
Регулирование бухгалтерского учета в Германии исторически находится под контролем государственных органов. В соответствии с Коммерческим Кодексом Германии финансовая отчетность всех хозяйствующих субъектов должна быть составлена в соответствии с общепринятыми стандартами финансовой отчетности (Grundsatze ordnungsma?iger Buchfuhrung, или GoB, § 243 (1) Handelsgesetzbuch или HGB) [2, c.111-114].
Помимо этого, существует ряд законов, регламентирующих деятельность отдельных видов компаний. Закон об акционерных обществах (Aktiengesetz, или AktG) регулирует деятельность публичных компаний, Закон о компаниях ограниченной ответственности - соответствующие компании (GmbH-Gesetz, или GmbHG). Все большие компании действуют в соответствии с Публичным Законом (Publizitatsgesetz, или PublG). Согласно этому закону, все компании, удовлетворяющие критериям, указанным в параграфе § 1 PublG, должны представлять публично свою финансовую отчетность.
Начиная с 1998 г. вышеуказанные законы претерпели значительное изменение в связи с решением конвергировать немецкие общепринятые принципы бухгалтерского учета в сторону международных стандартов. Были приняты дополнительно следующие законы:
· Закон по контролю над прозрачностью финансовой отчетности предприятий;
· Закон об изменениях в уставном капитале;
· Закон об именных свидетельствах на акцию;
· Закон о партнерствах [1, c.95].
По аналогии с комитетом по стандартам (ASB) во Франции и комитетом по интерпретации стандартов в Великобритании (UITF), в Германии существует специализированный институт Institut der Wirtschaftspriifer (IDW), в задачи которого входит выработка практических рекомендаций по применению стандартов бухгалтерского учета. Институт работает в сотрудничестве с Техническим комитетом (HFA). Институт по применению стандартов Institut der Wirtschaftspriifer (IDW) для ускорения процесса конвергенции национальных стандартов в сторону международных стандартов, начал работу по пересмотру действующих стандартов. Эта классификация была сделана по аналогии с классификацией, используемой Международной федерацией бухгалтеров и аудиторов IFAC .
Комитет по стандартам Германии DRSC (Deutsches Rechnungslegungs Standards Committee) был основан в 1998 году по решению правительства в соответствии с параграфом Коммерческого Кодекса J 342 HGB. Организация является профессиональным сообществом, в задачи которого входит:
· разработка стандартов бухгалтерского учета для составления консолидированной отчетности компаний, стоящих в листинге;
· консультативная помощь министерству юстиции по принятию новых законов, касающихся стандартов бухгалтерского учета;
· поддержание связей с Международным комитетом по стандартам и представление интересов Германии в международных комитетах [1, c.96-97].
В соответствии с немецким хозяйственным правом бухгалтерский учет рассматривается как:
· информация для предпринимателя об имуществе, задолженности, прибыли, убытках, затратах и доходах;
· доказательство при судебных разбирательствах;
· отчет управляющих капиталом перед инвесторами;
· основа для определения налогов и финансового управления организациями;
· информация о кредитоспособности заемщиков и использовании кредитов [3, c.26-27].
Заключение
В завершении работы можно сделать следующие выводы:
1. Немецкая форма бухгалтерского учета основана на четком соблюдении норм принятого законодательства. При этом бухгалтерский учет в Германии находится в тесной взаимосвязи с коммерческим и налоговым учетом.
2. Главной организацией бухгалтерского сообщества в Германии является Институт присяжных аудиторов, который осуществляет разработку рекомендаций по ведению бухгалтерского учета.
3. Регулирование бухгалтерского учета в Германии осуществляют государственные органы. Основными законодательными актами, осуществляющими это регулирование являются: Коммерческий Кодекс Германии; Закон по контролю над прозрачностью финансовой отчетности предприятий; Закон об изменениях в уставном капитале; Закон об именных свидетельствах на акцию; Закон о партнерствах.
4. Бухгалтерский учет в Германии является информацией для предпринимателя об имуществе, задолженности, прибыли, убытках, затратах и доходах; доказательством при судебных разбирательствах; отчетом управляющих капиталом перед инвесторами; основой для определения налогов и финансового управления организациями; информацией о кредитоспособности заемщиков и использовании кредитов
Список литературы
1. Гуляев В. Основные модели бухгалтерского учета и анализа в зарубежных странах. – М., 2004. – 344с.
2. Гутник В.П. Политика хозяйственного порядка в Германии. – М., 2002. – 271с.
3. Миславская Н.А. Бухгалтерский учет в Германии // Финансовый менеджмент. – 2004. - №3.
4. http:// www.ipbr.ru // Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России.