Оглавление
1. Порядок и сроки проведения инвентаризации…………………………...3
1.1. Сущность и роль инвентаризации………………………………………3
1.2. Общие положения проведения инвентаризации……………………….3
1.3. Правила проведения инвентаризации…………………………………..5
1.4. Учет результатов инвентаризации………………………………………9
2. Практическое задание…………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………….17
1. Порядок и сроки проведения инвентаризации
1.1. Сущность и роль инвентаризации
Для обеспечения контроля за сохранностью бюджетных средств, средств, полученных за счет внебюджетных источников, и достоверности данных бухгалтерского учета учреждения проводят инвентаризацию имущества (от лат. inventarium — нахожу, обнаруживаю) и финансовых обязательств [3].
Роль инвентаризации менялась во времени. В эпоху Древнего Рима инвентаризация применялась при оценке наследуемого имущества (по цене возможной продажи) для закрепления его за новым владельцем (наследником) и определения размера налогов (на наследство, а впоследствии — на имущество).
Почти (а может быть, и более чем) пятисотлетняя практика статического бухгалтерского учета выделяла на первый план физическую инвентаризацию имущества и долговых обязательств как основной этап выявления имущественного положения собственников, то есть построения баланса фиктивной или реальной ликвидации.
Идеи Жака Савари о контрольной функции инвентаризации (обеспечение сохранности имущества собственника через обеспечение соответствия фактически наличного имущества данным бухгалтерского учета), изложенные в 1673 г., нашли преломление спустя многие годы в период динамической бухгалтерской практики, когда одновременно со сплошной перманентной инвентаризацией свершившихся фактов хозяйственной жизни (отражение в первичных документах и в бухгалтерских регистрах последствий этих ФХЖ) периодически проводятся физические сплошные или тематические инвентаризации [5].
1.2. Общие положения проведения инвентаризации
Сегодня целями инвентаризация на российских предприятиях являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
Инвентаризация имущества и обязательств проводится в соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». Сроки проведения инвентаризации устанавливаются приказом по предприятию.
Проверка кассы на Предприятии проводится ежемесячно и внезапно по решению комиссии по проверке кассовых операций, назначенной Приказом руководителя Предприятия.
Для проведения инвентаризации на предприятии создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает приказом по предприятию руководитель.
Примечание 1. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.
Примечание 2. Следует иметь в виду, что с 1 января 2001 года ввели унифицированную форму первичной учетной документации № ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией» и ввести ее в действие с 1 января 2001 года (ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 27.03.2000 №26 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № инв-26 «ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией»).
Примечание 3. В этом же разделе отражаются особенности проведения инвентаризации МПЗ, например, виноматериалов и т.п. [1].
Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем учреждения, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации учреждения;
- в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) [1; 3; 5].
1.3. Правила проведения инвентаризации
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.), а также могут быть включены представители службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными [2].
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «...» (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера; такая проверка производится при обязательном участии материально ответственных лиц [4].
Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой) [2].
По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов. При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.
Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны [5].
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения исправляет выявленные ошибки в установленном порядке [2].
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.
В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации [2; 5].
1.4. Учет результатов инвентаризации
По данным инвентаризационных описей бухгалтерия составляет сличительные ведомости. Их содержание включает те наименования имущества, по которым выявлены расхождения относительно данных бухгалтерского учета. Информация вносится в ведомости в натуральных и стоимостных показателях.
По окончании инвентаризации комиссия составляет протокол, отмечая в нем свои решения и предложения, который утверждается руководителем предприятия. Затем определяют порядок регулирования выявленных разниц между данными инвентаризации и учета в соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» и Методическими указаниями о проведении инвентаризации.
Излишки товарно-материальных ценностей, обнаруженные при инвентаризации, оприходуются с отнесением на финансовые результаты организации. В бухгалтерском учете это отражается проводкой:
Дт сч.10, 50, 43, 41 Кт сч.99
Недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения вначале отражаются с целью контроля проводкой:
Дт сч.94 Недостачи и потери Кт сч.10, 50, 43, 41
от порчи ценностей
Недостающие и испорченные товарно-материальные ценности в пределах действующих норм естественной убыли рассматриваются как текущие затраты и списываются на издержки производства или обращения:
Дт сч.20, 44 Кт сч.10, 43, 41
В том случае, когда недостачи отсутствуют, применение норм естественной убыли на установленные материальные ценности не допускается.
Размер потерь в пределах норм естественной убыли, когда выявлена фактическая недостача, определяется после зачета недостачи ценностей их излишками по пересортице. Зачет по пересортице допускается в случаях:
- по товарно-материальным ценностям одного и то же наименования;
- у одного и того же материально ответственного лица;
- за один и тот же отчетный период;
- в тождественных количествах [3].
Обо всех фактах допущенной пересортицы материально ответственные лица дают письменные объяснения комиссии.
Если после зачета по пересортице все же окажется недостача имущества, то нормы естественной убыли комиссия обязана применять только по тому его наименованию, по которому установлена действительная недостача. Сумма превышения стоимости недостающих ценностей по результатам зачета над стоимостью ценностей, оказавшихся в излишке, подлежит отнесению на виновных лиц.
Дт сч.73-2 Расчеты Кт сч.94
с персоналом
по возмещению
материального ущерба
Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.
Недостающие и испорченные товарно-материальные ценности сверх норм естественной убыли относятся в начет виновных лиц при подтверждении их вины. Если вина их не установлена или судебные органы отказали в возмещении ущерба с указанных лиц, то убытки от недостачи имущества списываются на финансовые результаты организации.
При получении письменного согласия материально ответственного лица с допущенной недостачей и по согласованию с руководителем предприятия возмещение ее может осуществляться следующими способами:
- ежемесячно удерживается из заработной платы часть недостачи до полного погашения
Дт сч.70 Кт сч.73
- внесение в кассу суммы недостачи материально ответственным лицом
Дт сч.50 Кт сч.73
Результаты инвентаризации отражаются в текущем учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Результаты годовой инвентаризации подлежат отражению в годовом бухгалтерском учете.
Излишки увеличивают доход предприятия. Недостачи в пределах норм естественной убыли относят на расходы отчетного периода, сверх норм — к взысканию с виновных лиц [2; 3].
Как правило, инвентаризация материальных ценностей, денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчетности проводится внезапно, а основных средств, незавершенного производства, капитального строительства, расчетов и других статей баланса — по состоянию на 1-е число месяца.
2. Практическое задание
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Баланс машиностроительного завода на 1 марта, руб.
АКТИВ |
ПАССИВ |
||
Наименование статей |
Сумма |
Наименование статей |
Сумма |
Основные средства |
1 520 000 |
Уставный капитал |
1 929 200 |
Сырье и материалы |
62 000 |
Нераспределенная прибыль |
250 00 |
Денежные средства в кассе |
400 |
Задолженность персоналу по оплате труда |
100 000 |
Денежные средства на расчетном счете |
840 000 |
Задолженность по социальному страхованию |
38 200 |
Задолженность поставщикам |
45 000 |
||
Задолженность по краткосрочной ссуде |
60 000 |
||
Баланс |
2 422 400 |
Баланс |
2 422 400 |
1. Необходимо открыть счета по следующей форме, то есть проставить остатки на начало месяца:
Счет «Основные средства» Счет «Сырье и материалы»
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Сальдо 1520000 |
|
Сальдо 62000 |
|
|
|
|
|
Оборот - |
Оборот - |
Оборот - |
Оборот - |
Сальдо 152000 |
|
Сальдо 62000 |
|
Счет «Касса» Счет «Расчетный счет»
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Сальдо 400 |
|
Сальдо 840000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оборот - |
Оборот - |
Оборот - |
Оборот - |
Сальдо 400 |
|
Сальдо 840000 |
|
Счет «Уставный капитал» Счет «Нераспределенная прибыль»
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Сальдо 1929200 |
|
Сальдо 250000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оборот - |
Оборот - |
Оборот - |
Оборот - |
Сальдо 1929200 |
|
Сальдо 250000 |
|
Счет «Расчеты с персоналом Счет «Задолженность по
по оплате труда» социальному страхованию»
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Сальдо 100000 |
|
Сальдо 38200 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оборот - |
Оборот - |
Оборот - |
Оборот - |
Сальдо 100000 |
|
Сальдо 38200 |
|
Счет «Задолженность Счет «Задолженность по
поставщикам» краткосрочной ссуде»
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Сальдо 45000 |
|
Сальдо 60000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оборот - |
Оборот - |
Оборот - |
Оборот - |
Сальдо 45000 |
|
Сальдо 60000 |
|
2. Отразить на счетах суммы следующих хозяйственных операций по принципу двойной записи, то есть проставить обороты:
Хозяйственные операции за март:
№ |
Содержание операции |
Сумма, руб. |
1 |
Перечислено с расчетного счета в погашение ссуды |
60 000 |
2 |
Получено в кассу с расчетного счета на выплату заработной платы |
100 000 |
3 |
Выдана заработная плата |
98 000 |
4 |
Создан резервный капитал за счет нераспределенной прибыли |
50 000 |
5 |
Перечислено поставщику с расчетного счета в погашение задолженности |
15 000 |
6 |
Перечислено с расчетного счета органам социального страхования в погашение задолженности |
38 200 |
7 |
Выдано из кассы подотчетному лицу |
120 |
8 |
Приобретены материалы у поставщика |
46 800 |
9 |
Перечислено поставщику с расчетного счета |
46 800 |
Счет «Основные средства» Счет «Сырье и материалы»
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Сальдо 1520000 |
|
Сальдо 62000 |
|
|
|
|
|
Оборот - |
Оборот - |
Оборот 46800 |
Оборот - |
Сальдо 1520000 |
|
Сальдо 108800 |
|
Счет «Касса» Счет «Расчетный счет»
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Сальдо 400 |
98000 |
Сальдо 840000 |
100000 |
100000 |
120 |
|
60000 |
|
|
|
15000 |
|
|
|
38200 |
|
|
|
46800 |
Оборот 100000 |
Оборот 98120 |
Оборот - |
Оборот 260000 |
Сальдо 2280 |
|
Сальдо 580000 |
|
Счет «Уставный капитал» Счет «Нераспределенная прибыль»
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Сальдо 1929200 |
|
Сальдо 250000 |
50000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Оборот - |
Оборот - |
Оборот - |
Оборот 50000 |
Сальдо 1929200 |
|
Сальдо 200000 |
|
Счет «Расчеты с персоналом Счет «Задолженность по
по оплате труда» социальному страхованию»
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Сальдо 100000 |
|
Сальдо 38200 |
38200 |
98000 |
|
|
|
|
|
|
|
Оборот 98000 |
Оборот - |
Оборот - |
Оборот 38200 |
Сальдо 198000 |
|
Сальдо 0 |
|
Счет «Задолженность Счет «Задолженность по
поставщикам» краткосрочной ссуде»
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Сальдо 45000 |
46800 |
Сальдо 60000 |
60000 |
15000 |
|
|
|
46800 |
|
|
|
Оборот 61800 |
Оборот 46800 |
Оборот - |
Оборот 60000 |
Сальдо 60000 |
|
Сальдо 0 |
|
Счет «Задолженность Счет «Резервный капитал»
подотчетного лица»
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Сальдо 0 |
|
Сальдо 0 |
|
120 |
|
50000 |
|
|
|
|
|
Оборот 120 |
Оборот - |
Оборот 50000 |
Оборот - |
Сальдо 120 |
|
Сальдо 50000 |
|
3. Составить на основании счетов оборотную ведомость за март по следующей форме:
Наименование счета |
Сальдо на начало месяца |
Обороты за месяц |
Сальдо на конец месяца |
|||
Дт |
Кт |
Дт |
Кт |
Дт |
Кт |
|
Основные средства |
1520000 |
- |
1520000 |
|||
Материалы |
62000 |
46800 |
108800 |
|||
Касса |
400 |
100000 |
98120 |
2280 |
||
Расчетный счет |
840000 |
- |
260000 |
580000 |
||
Уставный капитал |
1929200 |
- |
- |
1929200 |
||
Нераспределенная прибыль |
250000 |
- |
50000 |
200000 |
||
Задолженность персоналу по оплате труда |
100000 |
98000 |
- |
198000 |
||
Задолженность по социальному страхованию |
38200 |
- |
38200 |
0 |
||
Задолженность поставщикам |
45000 |
61800 |
46800 |
60000 |
||
Задолженность по краткосрочной ссуде |
60000 |
- |
60000 |
0 |
||
Задолженность подотчетного лица |
0 |
120 |
- |
120 |
||
Резервный капитал |
0 |
50000 |
- |
50000 |
Список литературы
1. Безруких П.С. Как работать с новым Планом счетов. – М.: Бухгалтерский учет,2001.-112с.
2. Камарджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский учет. – СПб.:Питер,2003.-304с.
3. Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. – М.: Омега-Л,2004.-640с.
4. Ладутько Н.И. Бухгалтерский учет. – Минск: АУ Информ, 2001. – 456с.
5. Стражев А.В., Старжева Г.И. Бухгалтерский учет. – М., 2001. – 344с.