Оглавление

1. Порядок и сроки проведения инвентаризации…………………………...3

1.1. Сущность и роль инвентаризации………………………………………3

1.2. Общие положения проведения инвентаризации……………………….3

1.3. Правила проведения инвентаризации…………………………………..5

1.4. Учет результатов инвентаризации………………………………………9

2. Практическое задание…………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………….17

1. Порядок и сроки проведения инвентаризации

1.1. Сущность и роль инвентаризации

Для обеспечения контроля за сохранностью бюджетных средств, средств, полученных за счет внебюджетных источников, и достоверности данных бухгалтерского учета учреж­дения проводят инвентаризацию имущества (от лат. inventarium — нахожу, обнаруживаю) и финансовых обяза­тельств [3].

Роль инвентаризации менялась во времени. В эпоху Древнего Рима инвентаризация применялась при оценке наследуемого имущества (по цене возможной продажи) для закрепления его за новым владельцем (наследником) и определения размера налогов (на наследство, а впоследствии — на имущество).

Почти (а может быть, и более чем) пятисотлетняя практика статического бухгалтерского учета выделяла на первый план физическую инвентаризацию имущества и долговых обязательств как основной этап выявления имущественного положения собственников, то есть построения баланса фиктивной или реальной ликвидации.

Идеи Жака Савари о контрольной функции инвентаризации (обеспечение сохранности имущества собственника через обеспечение соответствия фактически наличного имущества данным бухгалтерского учета), изложенные в 1673 г., нашли преломление спустя многие годы в период динамической бухгалтерской практики, когда одновременно со сплошной перманентной инвентаризацией свершившихся фактов хозяйственной жизни (отражение в первичных документах и в бухгалтерских регистрах последствий этих ФХЖ) периодически проводятся физические сплошные или тематические инвентаризации [5].

1.2. Общие положения проведения инвентаризации

Сегодня целями инвентаризация на российских предприятиях являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического нали­чия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризация имущества и обязательств проводится в соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49 «Об  утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». Сроки проведения инвентаризации устанавливаются приказом по предприятию.

Проверка кассы на Предприятии проводится ежемесячно и внезапно по решению комиссии по проверке кассовых операций, назначенной Приказом руководителя Предприятия.

Для проведения инвентаризации на предприятии создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает приказом по предприятию руководитель.

Примечание 1. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

Примечание 2. Следует иметь в виду, что с 1 января 2001 года ввели унифицированную форму первичной учетной документации № ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией» и ввести ее в действие с 1 января 2001 года (ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 27.03.2000 №26 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № инв-26 «ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией»).

Примечание 3. В этом же разделе отражаются особенности проведения инвентаризации МПЗ, например, виноматериалов и т.п. [1].

Инвентаризации подлежит все имущество организации незави­симо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числя­щиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хра­нении, арендованные, полученные для переработки), а также иму­щество, не учтенное по каким-либо причинам.

Порядок проведения инвентаризации (количество инвентариза­ций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем учреждения, за исключением случаев, когда прове­дение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 ок­тября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В учреждениях, расположенных в районах Крайне­го Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация това­ров, сырья и материалов может проводиться в период их наимень­ших остатков;                                                

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычай­ных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации учреждения;

- в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов кол­лектива (бригады) [1; 3; 5].

1.3. Правила проведения инвентаризации

Для проведения инвен­таризации в организации создается постоянно действующая инвен­таризационная комиссия. При большом объеме работ для одновре­менного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комис­сии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвен­таризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряже­ние) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о про­ведении инвентаризации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работни­ки бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, эконо­мисты, техники и т.д.), а также могут быть включены представители службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при про­ведении инвентаризации служит основанием для признания резуль­татов инвентаризации недействительными [2].

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Предсе­датель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и рас­ходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указани­ем «до инвентаризации на «...» (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к на­чалу инвентаризации по учетным данным. Материально ответствен­ные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности уч­тенных финансовых обязательств записываются в инвентаризаци­онные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экзем­плярах. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основ­ных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имуще­ства и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера; такая проверка производится при обязательном участии материально ответственных лиц [4].

Руководитель организации должен создать условия, обеспечива­ющие полную и точную проверку фактического наличия имуще­ства в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для переве­шивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой) [2].

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упа­ковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов. При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответствен­ное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной тех­ники, так и ручным способом. Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Наиме­нования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, при­нятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (шту­ках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны [5].

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комис­сии и материально ответственными лицами. В описях не допуска­ется оставлять незаполненные строки, на последних страницах не­заполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсче­та итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально от­ветственные лица дают расписку, подтверждающую проверку ко­миссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам ко­миссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. При проверке фактическо­го наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для пе­реработки, составляются отдельные описи.

Если инвентаризация имущества проводится в течение несколь­ких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обе­денный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи долж­ны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

В тех случаях, когда материально ответственные лица обнару­жат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедлен­но (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения исправляет выявленные ошибки в установленном порядке [2].

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально от­ветственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок пра­вильности проведения инвентаризаций.

В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвента­ризации материальных ценностей в местах их хранения и перера­ботки. Контрольные проверки правильности проведения инвента­ризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвен­таризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации [2; 5].

1.4. Учет результатов инвентаризации

По данным инвентаризационных описей бухгалтерия составляет сличительные ведомости. Их содержание включает те наименования имущества, по которым выявлены расхождения относительно данных бухгалтерского учета. Информация вносится в ведомости в натуральных и стоимостных показателях.

По окончании инвентаризации комиссия составляет протокол, отмечая в нем свои решения и предложения, который утверждается руководителем предприятия. Затем определяют порядок регулирования выявленных разниц между данными инвентаризации и учета в соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» и Методическими указаниями о проведении инвентаризации.

Излишки товарно-материальных ценностей, обнаруженные при инвентаризации, оприходуются с отнесением на финансовые результаты организации. В бухгалтерском учете это отражается проводкой:

Дт сч.10, 50, 43, 41                       Кт сч.99

Недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения вначале отражаются с целью контроля проводкой:

Дт сч.94  Недостачи и потери               Кт сч.10, 50, 43, 41

                от порчи ценностей

Недостающие и испорченные товарно-материальные ценности в пределах действующих норм естественной убыли рассматриваются как текущие затраты и списываются на издержки производства или обращения:

Дт сч.20, 44                                   Кт сч.10, 43, 41

В том случае, когда недостачи отсутствуют, применение норм естественной убыли на установленные материальные ценности не допускается.

Размер потерь в пределах норм естественной убыли, когда выявлена фактическая недостача, определяется после зачета недостачи ценностей их излишками по пересортице. Зачет по пересортице допускается в случаях:

-       по товарно-материальным ценностям одного и то же наименования;

-       у одного и того же материально ответственного лица;

-       за один и тот же отчетный период;

-       в тождественных количествах [3].

Обо всех фактах допущенной пересортицы материально ответственные лица дают письменные объяснения комиссии.

Если после зачета по пересортице все же окажется недостача имущества, то нормы естественной убыли комиссия обязана применять только по тому его наименованию, по которому установлена действительная недостача. Сумма превышения стоимости недостающих ценностей по результатам зачета над стоимостью ценностей, оказавшихся в излишке, подлежит отнесению на виновных лиц.

Дт  сч.73-2  Расчеты                     Кт сч.94

с персоналом

по возмещению

материального ущерба

Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.

Недостающие и испорченные товарно-материальные ценности сверх норм естественной убыли относятся в начет виновных лиц при подтверждении их вины. Если вина их не установлена или судебные органы отказали в возмещении ущерба с указанных лиц, то убытки от недостачи имущества списываются на финансовые результаты организации.

При получении письменного согласия материально ответственного лица с допущенной недостачей и по согласованию с руководителем предприятия возмещение ее может осуществляться следующими способами:

- ежемесячно удерживается из заработной платы часть недостачи до полного погашения

            Дт  сч.70                                       Кт сч.73

- внесение в кассу суммы недостачи материально ответственным лицом

Дт  сч.50                                        Кт сч.73

Результаты инвентаризации отражаются в текущем учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Результаты годовой инвентаризации подлежат отражению в годовом бухгалтерском учете.

Излишки увеличивают доход предприятия. Недостачи в пределах норм естественной убыли относят на расходы отчетного периода, сверх норм — к взысканию с виновных лиц [2; 3].

Как правило, инвентаризация материальных ценностей, денежных средств, денежных документов, бланков строгой отчетности проводится внезапно, а основных средств, незавершенного производства, капитального строительства, расчетов и других статей баланса — по состоянию на 1-е число месяца.

2. Практическое задание

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Баланс машиностроительного завода на 1 марта, руб.

АКТИВ

ПАССИВ

Наименование статей

Сумма

Наименование статей

Сумма

Основные средства

1 520 000

Уставный капитал

1 929 200

Сырье и материалы

62 000

Нераспределенная прибыль

250 00

Денежные средства в кассе

400

Задолженность персоналу по оплате труда

100 000

Денежные средства на расчетном счете

840 000

Задолженность по социальному страхованию

38 200

Задолженность поставщикам

45 000

Задолженность по краткосрочной ссуде

60 000

Баланс

2 422 400

Баланс

2 422 400

1. Необходимо открыть счета по следующей форме, то есть проставить остатки на начало месяца:

   Счет «Основные средства»                                    Счет «Сырье и материалы»
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Сальдо          1520000 
 
Сальдо               62000
                     
                     
 
 
 
Оборот           -
Оборот                 -
Оборот             -
Оборот              -
Сальдо           152000
 
Сальдо             62000
 
 
       Счет «Касса»                                          Счет «Расчетный счет»
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Сальдо              400
 
Сальдо           840000
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оборот             -
Оборот         -
Оборот              -
Оборот      -
Сальдо             400
 
Сальдо             840000
 
Счет «Уставный капитал»                  Счет «Нераспределенная прибыль»
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Сальдо           1929200
 
Сальдо        250000  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оборот              -           
Оборот         -
Оборот              -
Оборот             -
Сальдо           1929200
 
Сальдо         250000
 
 
Счет «Расчеты с персоналом                Счет «Задолженность по
            по оплате труда»                       социальному страхованию»
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Сальдо            100000
 
Сальдо           38200
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оборот                 -
Оборот                -
Оборот              -
Оборот                   -
Сальдо             100000
 
Сальдо           38200
 
Счет «Задолженность                            Счет «Задолженность по
         поставщикам»                                    краткосрочной ссуде»
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Сальдо            45000
 
Сальдо            60000
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Оборот               -
Оборот                -
Оборот                -
Оборот                   -
Сальдо           45000
 
Сальдо           60000
 

2. Отразить на счетах суммы следующих хозяйственных операций по принципу двойной записи, то есть проставить обороты:

Хозяйственные операции за март:

Содержание операции

Сумма, руб.

1

Перечислено с расчетного счета в погашение ссуды

60 000

2

Получено в кассу с расчетного счета на выплату заработной платы

100 000

3

Выдана заработная плата

98 000

4

Создан резервный капитал за счет нераспределенной прибыли

50 000

5

Перечислено поставщику с расчетного счета в погашение

задолженности

15 000

6

Перечислено с расчетного счета органам социального страхования в погашение задолженности

38 200

7

Выдано из кассы подотчетному лицу

120

8

Приобретены материалы у поставщика

46 800

9

Перечислено поставщику с расчетного счета

46 800

   Счет «Основные средства»                                    Счет «Сырье и материалы»
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Сальдо          1520000 
 
Сальдо               62000
                     
                    
 
 
 
Оборот           -
Оборот                 -
Оборот            46800
Оборот              -
Сальдо           1520000
 
Сальдо             108800
 
 
       Счет «Касса»                                          Счет «Расчетный счет»
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Сальдо              400
                  98000
Сальдо           840000
                100000
                    100000
                      120
 
                  60000
 
 
 
                  15000
 
 
 
                  38200
 
 
 
                  46800
Оборот        100000
Оборот      98120
Оборот                  -
Оборот     260000
Сальдо             2280
 
Сальдо            580000
 
 
 
 
 
 
Счет «Уставный капитал»                  Счет «Нераспределенная прибыль»
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Сальдо           1929200
 
Сальдо        250000  
                 50000
 
 
 
 
 
 
 
 
Оборот              -           
Оборот         -
Оборот           -
Оборот     50000
Сальдо           1929200
 
Сальдо         200000
 
 
Счет «Расчеты с персоналом                Счет «Задолженность по
            по оплате труда»                       социальному страхованию»
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Сальдо            100000
 
Сальдо           38200
                   38200
                          98000
 
 
 
 
 
 
 
Оборот              98000
Оборот                -
Оборот             -
Оборот       38200
Сальдо             198000
 
Сальдо              0
 
Счет «Задолженность                            Счет «Задолженность по
         поставщикам»                                    краткосрочной ссуде»
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Сальдо            45000
                     46800
Сальдо            60000
                    60000
                         15000
 
 
 
                         46800
 
 
 
Оборот            61800
Оборот        46800
Оборот               -
Оборот       60000
Сальдо             60000
 
Сальдо                0
 
Счет «Задолженность                            Счет «Резервный капитал»
     подотчетного лица»                                   
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Сальдо                 0
                     
Сальдо                   0
                   
                         120
 
                        50000
 
                        
 
 
 
Оборот            120
Оборот        -
Оборот            50000
Оборот       -
Сальдо            120
 
Сальдо             50000
 

3. Составить на основании счетов оборотную ведомость за март по следующей форме:

Наименование счета

Сальдо на начало месяца

Обороты за месяц

Сальдо на конец месяца

Дт

Кт

Дт

Кт

Дт

Кт

Основные средства

1520000

-

1520000

Материалы

62000

46800

108800

Касса

400

100000

98120

2280

Расчетный счет

840000

-

260000

580000

Уставный капитал

1929200

-

-

1929200

Нераспределенная прибыль

250000

-

50000

200000

Задолженность персоналу по оплате труда

100000

98000

-

198000

Задолженность по социальному страхованию

38200

-

38200

0

Задолженность поставщикам

45000

61800

46800

60000

Задолженность по краткосрочной ссуде

60000

-

60000

0

Задолженность подотчетного лица

0

120

-

120

Резервный капитал

0

50000

-

50000

Список литературы

1. Безруких П.С. Как работать с новым Планом счетов. – М.: Бухгалтерский учет,2001.-112с.

2. Камарджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский учет. – СПб.:Питер,2003.-304с.       

3. Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. – М.: Омега-Л,2004.-640с.

4. Ладутько Н.И. Бухгалтерский учет. – Минск: АУ Информ, 2001. – 456с.

5. Стражев А.В., Старжева Г.И. Бухгалтерский учет. – М., 2001. – 344с.