Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1. Содержание, принципы и назначение управленческого учета………….5

2.   Система законодательного и нормативного регулирования

       бухгалтерского учета в России………………………………………..16

3.   Закон РФ о бухгалтерском учете и   Положения по ведению

      бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности…………………...21

4. Стандарт-кост как система учета нормативных затрат………………...26

5.   Нормирование и контроль затрат труда и заработной платы

      регулирование учета (на примере       ОАО «Кемеровский

      хладокомбинат»)………………………………………………………...33

Заключение…………………………………………………………………..38

Список литературы………………………………………………………….39

Введение

Информация, полученная из бухгалтерского учета, является ос­новой для принятия большей части управленческих решений. Дан­ные, которые сгруппированы и детализированы по соответствующим признакам, позволяют сделать вывод о финансовом состоянии орга­низации и перспективах ее развития, оценить финансовые риски и сформировать инвестиционные программы. На базе учетных данных формируется бухгалтерская и статистическая отчетность, откуда об­щество узнает о состоянии экономики.

В получении оперативной и точной бухгалтерской информации заинтересованы все, кто так или иначе связан с производством и ре­ализацией продукции, работ или услуг.

В настоящее время в связи с углублением рыночных преобразо­ваний и усложнением задач, стоящих перед бухгалтерским учетом, возрастает требовательность к квалификации и профессионализму бухгалтерских работников.

Оперативность и качество бухгалтерской информации во многом зависит от того, насколько рационально организован бухгалтерский учет на предприятии или в организации и насколько эффективно осуществляется деятельность бухгалтерской службы.

Решение перечисленных задач возможно только при условии понимания базовых понятий, целей и задач бухгалтерского учета, овладения основными принципами и требованиями, которые уста­новлены законодательными и нормативными актами.

Потребность в выработке общих принципов и требований к бухгалтерскому учету и возможности осуществления контроля за их выполнением обуславливает необ­ходимость формирования системы законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета. Так как регулированию подлежат вопросы разной степени сложности, система регулирования бухгалтерского учета должна быть многоступен­чатой — на более высоких уровнях устанавливаются общие принципы, на более низких — эти принципы детализируются.

Объект исследования – бухгалтерский управленческий учет.

Предмет исследования – нормативное регулирование российского учета и возможности использования принципов управленческого учета.

Цель исследования - изучить особенности системы законодательного и нормативного регулирования в бухгалтерском учете, общие требования законодательства о бухгалтерском учете.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Уяснить содержание, принципы и назначение управленческого учета.

2. Уяснить состав законодательных и нормативных актов, регулирующих бухгалтерскую деятельность.

3. Изучить основные требования Закона о бухгалтерском учете и Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

4. Составить общее представление о стандарт-косте, как системе учета нормативных затрат.

1. Содержание, принципы и назначение управленческого учета

Основу рыночной экономики государства составляют хозяйствен­ные организации (предприятия, фирмы, компании) разных форм собственности, использующие экономические ресурсы для осущест­вления коммерческой деятельности. Она представляет собой слож­ный комбинационный процесс по производству и реализации това­ров и услуг, в котором участвуют труд, земля и капитал. Каждый из перечисленных компонентов может быть представлен как затраты, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Все основные процессы производственно-хозяйственной деятельнос­ти предприятия: снабжение, производство, сбыт и координирующая их функция управления — непосредственно связаны с расходованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Эти расходы могут считаться оправданными, если в результате их осуществления полу­чены доходы, превышающие произведенные затраты. По существу, управление предприятием — это комбинирование различных произ­водственных и непроизводственных факторов, действий и возмож­ностей предпринимательской деятельности, конечной целью которой является получение прибыли, т.е. превышение доходов над расхо­дами.

Управление невозможно без информации или совокупности сведе­ний о состоянии управляемой системы, управляющих действиях и внешней среде. В таком понимании экономическая информация вы­ступает как основа процессов подготовки, принятия и реализации уп­равленческих решений [9].

Процесс управления реализуется в виде некоторой последователь­ности решений, эффективность которых можно проверить лишь на основе получения информации о промежуточных и конечных результатах, достоверно и своевременно отражающих состояние и поведение управляемых параметров.

Все стадии и этапы процесса управления связаны с переработкой информации. Без информации невозможно определить цели управле­ния, оценить ситуацию, сформулировать проблему, принять решение и проконтролировать его выполнение.

Экономическая информация для управления хозяйственными организациями формируется в системах планирования, учета и анализа производственно-финансовой деятельности. В условиях компьютер­ной обработки данных происходит интеграция функций этих систем. Формирование информации возлагается на финансовый и производ­ственный (управленческий) учет, которые выполняют функции не только измерения и фиксации фактических величин наличия, движе­ния и использования ресурсов, но и их планирования. Экономический анализ в равной степени должен быть присущ всем видам учета, в том числе финансовому и управленческому.

Финансовый учет призван обеспечить отчетной информацией главным образом внешних пользователей: акционеров и других собст­венников, кредиторов, инвесторов предприятия, его персонал, постав­щиков и покупателей, налоговые и статистические органы государства, общественные и профсоюзные организации.

Управленческий учет это область знаний и сфера деятельности, связанная с формированием и использованием экономической ин­формации для управления внутри хозяйствующего субъекта (предпри­ятия, фирмы, банка и т.п.) [9; 10]. Его цель заключается в том, чтобы помочь Управляющим (менеджерам) в принятии экономически обоснованных решений.

Управленческий учет в основном использует те же принципы, что и финансовый, и является логическим следствием развития бухгалтер­ского учета, его эволюции.

Вряд ли подлежит сомнению утверждение о том, что бухгалтерский учет изначально предназначался для управления предприниматель­ской деятельностью. Первоначально сам купец, хозяин мастерской или другой коммерсант, а затем нанятые или профессиональные бухгалте­ры, делая записи о приобретениях и тратах, движимом и недвижимом имуществе, долгах кредиторам и задолженности дебиторов, делали их для себя, для собственных нужд управления бизнесом предприятия. Учет им нужен был, чтобы не забыть, чтобы, если дойдет до судебного разбирательства, в точности воспроизвести обстоятельства спорной сделки или долга. Отсюда мемориальный характер многих регистров и форм бухгалтерского учета (memorium - лат. - память), юридичес­кая трактовка его развития. Даже когда учет стал включать подсчет затрат и калькуляцию себестоимости, делалось это для владельцев и управляющих предприятия в целях обеспечения экономичности его деятельности, ориентации в ценообразовании, оценки выгодности производства и продаж тех или иных товаров, т.е. для управления биз­несом.

Постепенно по мере того как экономические отношения стали все более развитыми и разнообразными, с появлением хозяйственных ор­ганизаций коллективной собственности, предприятий на паях, а затем акционерных обществ бухгалтерский учет стал приобретать общест­венное значение. Понадобилось единство в его методике, необходи­мость в ее законодательном регулировании, введение единой отчетнос­ти и правил ее составления. К тому же постоянно укрепляющее свою власть государство сразу оценило роль бухгалтерского учета в налого­обложении, в расчетах с бюджетом и стало активно вмешиваться в установление его правил и контроль за их соблюдением, прежде всего из фискальных соображений. Бухгалтерский учет, сохраняя принци­пиальные возможности участия в управлении предприятием, посте­пенно превратился в учет для сторонних потребителей его данных: акционеров, пайщиков, государства и третьих лиц (кредитных, инвестиционных организаций, поставщиков, покупателей и т.п.) [9].

Произошедшее в середине XX в. выделение управленческого учета из системы бухгалтерии связано с развитием техники и технологии производства, науки и практики менеджмента, появлением новых ин­струментов рынка, усилением конкуренции. Увеличилось количество вариантов решения экономических проблем и ситуаций, они услож­нились. Возросла и цена ошибки из-за неправильно принятого реше­ния по управлению предприятием. К этому времени были определены теоретические основы и принципы, методология управленческого учета в виде систем стандарт-коста и директ-коста, получила развитие теория принятия управленческих решений и наука, изучающая пове­дение людей [9].

В современном понимании управленческий учет является систе­мой, обеспечивающей получение и поставку информации, необходи­мой для функционирования системы управления на предприятии. Частично эти функции выполняют производственный и бухгалтерский учет. Информация, формируемая в системах бухгалтерского, производ­ственного и управленческого учета, призвана уменьшить степень не­определенности, свойственной рыночным условиям хозяйствования.

Управленческий учет состоит как бы из двух компонентов: производственного учета, предназначенного для внутреннего (внутризаводского, как говорили раньше) управления производством и сбытом продукции, и той части финансового учета, которая служит для управления финансовой деятельностью непосред­ственно в организации. Это не означает, что при организации управ­ленческого учета, создании его системы нужно обязательно объеди­нить обе эти функции. Они могут существовать и обособленно: про­изводственная бухгалтерия ведет учет затрат и результатов производ­ства и сбыта, а финансовая - кроме ведения бухгалтерского учета, составления баланса и других форм отчетности, участвует в управлении финансовыми операциями и потоками платежных средств и соответ­ствующей деятельностью [12]. В небольших организациях функции управ­ленческой и финансовой бухгалтерии следует объединить в единой службе.

Практика осуществления управленческого учета показала, что при любых формах его организации обязательно выделение в самостоя­тельный раздел или вид учетной работы измерение затрат и результатов основных видов деятельности предприятия. В промышленности это расходы на изготовление или добычу продукции, выполнение работ, оказание услуг и их реализацию и соответственно объем и стоимость производства и продаж, в строительстве - расходы на строительство, монтаж оборудования и ввод в эксплуатацию объектов, их сметная договорная стоимость, в торговле - издержки обращения, объем то­варооборота и валовой прибыли.

Именно соотношение затрат и результатов деятельности свидетель­ствует об эффективности управления, служит основанием для приня­тия управленческих решений, для оценки целесообразности их осу­ществления.

Основным принципом управленческого учета является его ориен­тация на удовлетворение информационных потребностей управления, решение задач внутрифирменного менеджмента различного уровня прав и ответственности. При этом информация должна опережать при­нимаемые решения. Философия управленческого учета исходит из того, что затраты и результаты деятельности следует с большей или меньшей степенью достоверности определить до их осуществления и получения. Из их различных вариантов выбирается оптимальный, именно он включается в план и бюджет, выполнение которых контро­лируется методами учета фактических величин. На основе выявленных отклонений от плана, нормативов, сметных ассигнований бюджета принимаются меры, чтобы затраты и результаты были обеспечены на уровне заданных величин, или корректируется сам план [9].

Данные управленческого учета нужны в первую очередь тем, кто распоряжается тратой ресурсов или сам осуществляет эти траты. Поэ­тому одним из принципов учета для управления является ориентация на группировку затрат и результатов деятельности по внутризавод­ским, внутрифирменным подразделениям предприятия. Руководите­ли низовых подразделений, зная затраты и результаты своей деятель­ности, могут осуществлять ее с минимальными расходами, а следова­тельно, с максимальной эффективностью. В результате повышается ответственность за экономичность производственно-хозяйственной деятельности.

Владея информацией управленческого учета, руководители высше­го уровня могут осуществлять мониторинг всей финансово-хозяй­ственной деятельности предприятия, т.е. отслеживать протекающие процессы в режиме реального времени, оперативно контролировать результаты работы, своевременно принимать меры для устранения не­достатков, ведущих к удорожанию себестоимости и снижению рента­бельности производства и продаж. На основе мониторинга делаются выводы о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ди­намике их изменения, о благоприятных и неблагоприятных тенденци­ях развития внешних условий, в которых работает предприятие.

Есть области, где затраты осуществляются только по решению вышестоящего уровня управления организацией (совета директоров, собрания акционеров и т.п.). Это главным образом решения, связанные с производственными и финансовыми инвестициями, освоением но­вых производств и рынков сбыта, приобретением или продажей пред­приятий или их составных частей. Такого рода затраты и результаты оп­ределяются в системе финансового учета, однако принятию решения об инвестициях или о продаже недвижимости должен предшествовать об­стоятельный расчет с использованием методов управленческого учета.

Для управленческого учета важно не только исчисление абсолют­ного значения показателей, но, прежде всего, отклонений от заданных параметров исполнения, ориентация на выявление факторов, влия­ющих на отклонения. Их выявление лежит в основе управления по отклонениям, при котором корректирующее воздействие на управляе­мый объект осуществляется на основе информации об отклонениях от заранее заданных параметров состояния или поведения объекта. Этот принцип отличается [10]:

а) экономичностью: нет необходимости иметь полную информа­цию об объекте управления, достаточно знать отклонения и реагиро­вать только на их величину;

б) оперативностью: управляющее воздействие, коррекция совер­шается, как правило, в момент возникновения отклонений;

в) конкретностью и целенаправленностью управления: корректи­рующее воздействие осуществляется с точным знанием причин, места и характера возникших отношений.

Эффективность управленческих решений существенно повыша­ется.

Наиболее существенные различия между финансовым и управлен­ческим учетом сводятся к следующему [9; 11]:

1. Финансовый учет предназначен для составления бухгалтерской отчетности установленной формы и содержания, в основном ориентированной на внешних пользователей: акционеров и других собствен­ников имущества, государственные органы власти и управления, кре­диторов и инвесторов. Цель этого учета и соответствующей отчетнос­ти - информирование собственников предприятия, государства и тре­тьих лиц о наличии имущества и обязательств организации, ее финан­совом состоянии и результатах деятельности, расчет налогооблагаемых показателей и налоговых платежей, управление дебиторской и креди­торской задолженностью, расчеты с клиентами и персоналом. Цель управленческого учета - обеспечение менеджеров организации ин­формацией, необходимой для контроля экономичности производст­венно-хозяйственной деятельности, решения внутренних задач управ­ления фирмой, поиска и обоснования управленческих решений.

2. Финансовый учет обязателен для предприятия, управленческий учет - нет. Обязанность вести финансовый учет с использованием счетов бухгалтерского учета определена федеральным законом Россий­ской Федерации, действие которого распространяется на все органи­зации, находящиеся на территории РФ. Вопрос о том, вести на пред­приятии управленческий учет или нет, решает сама организация. Сбор и обработка информации для управления считаются целесообразны­ми, если ее ценность для управления выше затрат на получение соот­ветствующих данных.                                           

3. Финансовый учет охватывает все хозяйственные операции, всю деятельность предприятия, его имущество, обязательства и расчеты. Но это учет факта, прогнозные, ожидаемые величины бухгалтерский учет не включает. Управленческий учет - это главным образом исчис­ление затрат и результатов; выявление отклонений от оптимального использования хозяйственных средств. Обе разновидности учета для управления включают расчетные, ожидаемые, прогнозные, плановые величины.

4. Финансовый учет должен осуществляться в соответствии с норма­тивными документами Правительства РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. За нарушение методологии финансового учета предусмотрена ответственность по закону. Методика и организация управленческого учета государственными ор­ганами и законодательством не регламентируются [11]. Управленческий учет ведут по правилам, установленным самой организацией, учитыва­ющим специфику ее деятельности, особенности решения тех или иных управленческих задач. Ограничений по выбору систем управленческого учета не существует. Его методологической основой является теория принятия решений.

5. Пользователями информации финансового учета и отчетности являются в основном собственники, кредиторы, инвесторы, налоговые органы, внебюджетные фонды, органы государственной власти, т.е. внешние потребители. Персонально их состав неизвестен предпри­ятию, и всем представляются одни и те же данные, содержащиеся в финансовой отчетности. Информация управленческого учета предна­значена для руководителей предприятия (менеджеров) разного уровня полномочий и ответственности [9]. Естественно, каждому из них необхо­дим индивидуальный перечень учетных данных для управления, соот­ветствующий их правам и обязанностям.

6. Финансовый учет ведется путем двойной записи на взаимосвя­занных счетах бухгалтерского учета. Управленческий учет может при­держиваться этого принципа полностью или частично, а может и не придерживаться. Измерение и оценка доходов, издержек, активов без использования системы специальных счетов управленческой бухгал­терии ведется статистическими методами накопления, выборки, срав­нения и т.п. Если управленческий учет использует систему счетов, они должны отличаться от счетов финансового учета по форме и существу, но быть взаимосвязаны с ними в методологическом отношении.

7. Финансовый учет ведется в целом по предприятию, рассматри­вает его как единый хозяйственный комплекс. Затраты и результаты деятельности, расчеты с поставщиками и покупателями, налоги и дру­гие обязательные платежи, резервы и целевые поступления учитывают в обобщенных по организации суммах, без разбивки по видам деятель­ности, структурным подразделениям и т.п. Управленческий учет ведет­ся по секторам рынка, местам формирования затрат, центрам ответст­венности, причинам и виновникам отклонений, и лишь для высшего руководства его данные обобщаются в целом по предприятию.

8. Различны не только содержание, но и периодичность, и сроки представления отчетности. В финансовом учете отчетность может быть составлена по итогу за месяц, квартал, год, время ее представления - спустя несколько дней, недель, месяцев. В управленческом учете пе­риодичность представления соответствующих данных ежедневная, не­дельная, месячная, часть отчетных данных формируется по мере по­требности в них или к определенному, заранее установленному сроку [9]. Распространенным требованием к данным учета для управления явля­ется их оперативность, формирование информации по принципу «чем быстрее, тем лучше».

9. Информация финансового учета характеризует результат свер­шившихся фактов и хозяйственных операций за минувший период времени, отражает их по принципу «как это было». Данные управлен­ческого учета ориентируются на решение «как это должно быть» и контроль исполнения принятого решения. Учет фактических величин для управленческого учета тоже важен, но в основном как база для принятия решений и анализа их эффективности. Поскольку управлен­ческий учет не отменяет финансовый, он пользуется его информацией о фактических затратах и результатах деятельности, изменениях в сто­имости активов и источников их формирования, долговых обязатель­ствах и т.п.

10. Разной может быть точность финансового и управленческого учета, исчисления их показателей. Данные финансового учета должны быть довольно точными, иначе внешние пользователи отнесутся с не­доверием к содержанию бухгалтерской отчетности. В управленческом учете допустимы приблизительные оценки, вероятностные расчеты, ориентировочные показатели. Здесь точность может не играть решаю­щей роли, а первостепенное значение приобретает быстрота получения информации для управления, ее многовариантность, т.е. соответствие целям управления.

11. Финансовый и управленческий учет могут различать состав используемых показателей, единицы их измерения. Основой бухгалтер­ского учета является стоимостное, денежное измерение, финансовая отчетность составляется только в стоимостном выражении [8]. На счетах бухгалтерского учета нельзя учесть то, что невозможно оценить в руб­лях или другой валюте. В управленческом учете широко применяют как денежные, так и натуральные единицы измерения. Весьма распро­странена оценка затрат труда и трудоемкости производства в рабочем времени (часах, человеко-часах, нормо-часах). В ряде случаев они объ­ективнее оценивают эффективность затрат и результатов, чем стои­мостные показатели. В управленческом учете широко используют относительные показатели, сравнительно редко применяемые в бух­галтерском учете, и неизвестные ему стоимостные показатели добав­ленной стоимости, маржинальных затрат и прибыли, предельных из­держек и др.

12. Различна степень открытости информации бухгалтерского и уп­равленческого учета. Финансовая отчетность большинства предпри­ятий (за исключением режимных) открыта для ознакомления. Феде­ральный закон «О бухгалтерском учете» обязывает акционерные об­щества открытого типа и организации, создаваемые за счет частных, общественных и государственных средств и взносов, публиковать го­довую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Существует принцип публичности финансовой отчетнос­ти, согласно которому ее данные должны быть опубликованы в газетах, журналах и других доступных изданиях, представлены в специальных буклетах, брошюрах и переданы территориальным органам государст­венной статистики по месту регистрации организации для предостав­ления заинтересованным пользователям [9; 10].

Информация управленческого учета закрыта для сторонних физи­ческих и юридических лиц, налоговой службы и других государствен­ных органов. Даже внутри предприятия она является объектом ком­мерческой тайны. Степень конфиденциальности информации для уп­равления различна и во многом зависит от уровня руководства, кото­рому она представляется: на уровне младших менеджеров (мастеров, начальников служб и т.п.) она, по существу, открыта, на уровне членов совета директоров, управляющего фирмой, его заместителей и началь­ников отделов - практически закрыта.

В последнее время налоговым законодательством Российской Фе­дерации введен новый вид учета - налоговый. Его отличие от управ­ленческого учета очевидно из сопоставления названий: налоговый учет предназначен для исчисления налогов и контроля своевременности их уплаты, управленческий учет служит целям внутрихозяйственного уп­равления, весьма далеким от налогообложения. Вместе с тем многие решения по управлению предприятием, в особенности на вышестоя­щем уровне, должны приниматься с учетом налоговых последствий, и в этом отношении управленческий и налоговый учет имеют опреде­ленную связь и взаимообусловленность.

В конечном счете управленческий учет в отличие от бухгалтерского не предполагает фактического учета величины имущества, затрат и до­ходов, состояния расчетов и обязательств и условий, влияющих на производственно-хозяйственную и финансовую деятельность органи­зации. Его цель - дать информацию для принятия решений по управ­лению экономикой предприятия и проверить эффективность выпол­нения принятых решений [9].

Содержание понятия «управленческий учет» в разных странах раз­личное. Впервые его начали использовать авторы, пишущие на анг­лийском языке. В Германии этим термином до последнего времени не пользовались вообще, предпочитая называть соответствующий учеб­ный курс и практическое дело «Исчисление (учет) затрат и результа­тов». Соответственно область планирования, учета, контроля и анализа издержек ограничивается в основном выручкой от продаж и затратами текущего года. В англоязычных странах (США, Англии, Канаде) уп­равленческий учет рассматривают шире. В его сферу входят финансо­вые и производственные инвестиции, результаты их использования. Во Франции предпочитают иметь дело с понятием «маржинальный учет» и ограничивают его поиском и обоснованием управленческих решений на перспективу с использованием показателей маржиналь­ной прибыли. В России, видимо, нужно попытаться найти золотую середину с учетом традиций и опыта становления и развития бухгал­терского и управленческого учета в нашей стране.

2.   Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в России

В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федера­ции официальный статистический и бухгалтерский учет находятся в ведении Российской Федерации [1]. Это означает, что порядок органи­зации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в РФ регламентируется законодательными и иными нормативными актами, принимаемыми на федеральном уровне, а также на уровнях регионального и отраслевого управления.

Статьей 3 Закона о бухгалтерском учете определено, что законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из данного Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской     Федерации [2].

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:

- обеспечение единообразного ведения учета имущества, обяза­тельств и хозяйственных операций, осуществляемых органи­зациями;

- составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности [2; 8].

Таким образом, Закон о бухгалтерском учете устанавливает три уровня законодательного регулирования бухгалтерского учета. Разумеется, на федеральном уровне невозможно учесть все отрасле­вые и региональные особенности бухгалтерского учета. Поэтому наряду с законодательным используется нормативное регулирование бухгалтерского учета, осуществляемое прежде всего Минфином России, а также другими органами отраслевого и регионального управления. Кроме того, в каждой конкретной организации имеют место особенности, обусловленные технологическими, управлен­ческими и иными причинами, что предполагает необходимость регулировать бухгалтерский учет и на уровне организации.

Следовательно, в системе законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета можно выделить следующие уровни [8; 11]:

Первый уровень - законодательство Российской Федерации: Закон о бухгалтерском учете, Налоговый, Гражданский и Бюджет­ный кодексы и т.п. Основным законодательным актом, регули­рующим бухгалтерский учет, является Закон о бухгалтерском учете. Вместе с тем некоторые аспекты осуществления деятельности в об­ласти бухгалтерского учета могут регулироваться и иными законами Российской Федерации.

Второй уровень - указы Президента Российской Федерации. Указы Президента России могут регулировать (в пределах, определенных Конституцией страны) практически любую сферу общественной жизни, производственной и иной деятельности. В части бухгалтерского учета указы Президента могут устанавливать общие принципы для осуществления и отражения отдельных хозяйственных операций. В настоящее время, характеризующееся реформированием законодательной нормативной базы рыночных отношений, указы Президента России разрабатываются и принимаются тогда, когда тот или иной аспект предпринимательской деятельности зако­нодательно не урегулирован, а его осуществление необходимо. Примерами такого рода являются указы, регулирующие аудиторскую деятельность, некоторые стороны земельных отношений и т.п. Как правило, через какое-то время в развитие указа разрабатывают соответствующий федеральный закон, который принимает Феде­ральное Собрание Российской Федерации. После этого указ Прези­дента отменяется, и начинают действовать положения закона.

Третий уровень - постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Подобные документы разрабатывают, как правило, в развитие федеральных законов и указов Президента. В постановлениях и распоряжениях Правительства детализируются и уточняются отдельные требования федеральных законов и указов Президента России. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Рос­сийской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Россий­ской Федерации.

Четвертый уровень - положения по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые Минфином. Данные положения относятся к системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, а не к системе законодательного регулирования. В этих документах устанавливают общие правила ведения бухгалтерского учета в организациях и порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных видов хозяйственных операций или операций, осуществляемых организациями и предприятиями различных организационно-правовых форм. Основным документом данной системы  является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Кроме того, в настоящее время действуют 14 отдельных Положений по бухгал­терскому учету. К документам этого же уровня следует отнести пла­ны счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению. Требования положений по бухгалтерскому учету не могут противо­речить документам более высоких уровней. Если же подобные противоречия имеют место, соответствующие пункты положений не должны применяться. Более подробная характеристика требований этих положений приведена в последнем параграфе дан ной главы.

Пятый уровень - методические рекомендации, инструкции и другие нормативные документы, разъясняющие применение отдель­ных положений по бухгалтерскому учету, которые разрабатывают и утверждают в федеральных органах управления (министерствах и ве­домствах). Требования данных документов носят общий характер и обязательны к применению для всех организаций, ведущих бухгал­терский учет. Положения, противоречащие положениям документов более высоких уровней, применению не подлежат.

Шестой уровень - методические рекомендации, инструкции и другие нормативные документы, разъясняющие применение отдель­ных положений по бухгалтерскому учету, которые разрабатывают и утверждают в федеральных отраслевых органах управления (мини­стерствах и ведомствах). К числу таких органов управления относят­ся, например, министерства обороны, образования, экономического развития и торговли Российской Федерации. Требования докумен­тов данного уровня обязательны к применению для организаций, осуществляющих деятельность в пределах полномочий соответству­ющих министерств или ведомств.

Седьмой уровень - указания, разъяснения, письма и другие до­кументы, уточняющие порядок применения отдельных требований и положений документов более высокого уровня. В отличие от за­конодательных актов и документов системы нормативного регули­рования бухгалтерского учета и отчетности указания, разъяснения и письма отраслевых органов управления (прежде всего Минфина и МНС) не обязательны к применению для всех организаций, а носят рекомендательный характер.

Восьмой уровень - внутренние документы организации, разра­батываемые соответствующими структурными подразделениями (отделами или отделениями) организации и утверждаемые распо­рядительным документом - как правило, приказом руководителя организации [8; 11].

Приведенная классификация законодательных и нормативных документов условна и основана на их юридической значимости (ис­ходя из того, какой из двух документов, противоречащих друг другу, подлежит выполнению). В других пособиях можно встретить подразделение всех документов на три-пять групп. Приведенная классификация представляется наиболее полной.

Следует отметить, что документом, имеющим высшую юриди­ческую силу, является Конституция Российской Федерации. Однако ни одно из положений Конституции прямо не регулирует бухгалтерский учет. Поэтому ее нельзя отнести к системе законодательного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

Законодательные документы первого-третьего уровней госу­дарственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации не подлежат.

Нормативные документы четвертой группы подлежат обязательной регистрации в Минюсте. Документы пятого и шестого уровней могут не проходить процедуру регистрации в Минюсте РФ, но в этом случае они не имеют статуса нормативного документа, носят реко­мендательный характер и не обязательны к выполнению.

Документы седьмого и восьмого уровней не относятся прямо к системе законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, а только дополняют эту систему.

Весьма часто возникают ситуации, когда требования документов одного или разных уровней противоречат друг другу. Возникающие коллизии решаются в судебном порядке. Поэтому при организации и осуществлении бухгалтерского учета следует учитывать судебную и арбитражную практику. Постановления и информационные пись­ма Высшего арбитражного суда Российской Федерации и Верховного; суда Российской Федерации не являются элементами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, но обязательны для всех участников хозяйственных отношений, включая органы управления (прежде всего налоговые и контролирующие органы).

3.   Закон РФ о бухгалтерском учете и   Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности

Основным законодательным актом, регулирующим организацию и ведение бухгалтерского учета, является Закон о бухгалтерском уче­те. В дальнейшем мы неоднократно будем обращаться к отдельным положениям этого федерального закона. Здесь же я приведу лишь его общую структуру и обращу внимание на наиболее важные элементы.

Закон о бухгалтерском учете регулирует следующие вопросы:

- определяет объекты и основные задачи бухгалтерского учета;

- однозначно определяет основные понятия, используемые в законодательном регулировании бухгалтерского учета;

- устанавливает права и обязанности должностных лиц органи­заций за организацию ведения бухгалтерского учета, а также от­ветственность за нарушение требований законодательства о бухгалтерском учете;

- определяет основные требования к ведению бухгалтерского уче­та, оформлению и ведению первичных бухгалтерских документов и учетных регистров бухгалтерского учета;

- устанавливает общие принципы оценки имущества и обяза­тельств организации;

- устанавливает сроки и общие требования к проведению инвен­таризации имущества и обязательства организации;

- определяет сроки, адреса и порядок представления бухгалтерской отчетности;

- устанавливает порядок хранения бухгалтерских документов [8].

Все перечисленные элементы более подробно определены и детализированы в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и иных документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской от­четности в Российской Федерации разработано во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержден­ной постановлением Правительства Российской Федерации. Поло­жение утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. №34н.

Положение определяет порядок организации и ведения бухгал­терского учета, составления и представления бухгалтерской отчетно­сти юридическими лицами по законодательству Российской Феде­рации, независимо от их организационно-правовой формы, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгал­терской информации. Положение не применяется в кредитных организациях и бюджетных учреждениях. Это обусловлено специфи­кой деятельности этих организаций и учреждений.

Положение разработано на основании Закона о бухгалтерском учете и уточняет применение отдельных его требований.

С другой стороны, Минфин России на основании Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности разраба­тывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому уче­ту, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регули­рования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению органи­зациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации.

Таким образом, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности имеет вторичный характер по отношению к Закону о бухгалтерском учете и является основой для всех нормативных документов, разрабатываемых Минфином.

В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности дублированы основные требования к организации бухгалтерского учета, установленные Законом о бухгалтерском учете. Каждое из положений Закона о бухгалтерском учете детализировано и расшифровано.

Кроме того, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности установлена возможность выбора из двух или нескольких вариантов отражения отдельных хозяйственных операций. Например, организация может выбрать способ ведения и форму бухгалтерского учета, метод оценки материалов, списываемых в производство, способы начисления амортизации объектов основ­ных средств и объектов нематериальных активов и т.п. Это расширяет самостоятельность организации в части организации бухгалтерского учета, но, с другой стороны, требует отражения выбранного варианта в соответствующем распорядительном документе - «Учетной поли­тике организации» [8].

Отдельные разделы и параграфы Положения по ведению бух­галтерского учета и отчетности в РФ регулируют следующие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета:

- общие требования к ведению бухгалтерского учета;

- порядок документирования хозяйственных операций;

- порядок заполнения регистров бухгалтерского учета и основные требования, предъявляемые к формам учетных регистров;

- правила оценки имущества и обязательств;

- порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств и отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризаций;

- основные правила и порядок составления и представления бухгалтерской отчетности;

- основные правила составления сводной бухгалтерской отчет­ности;

- правила оценки статей бухгалтерской отчетности (от оценки иму­щества и обязательств данный раздел отличается тем, что регла­ментирует порядок оценки стоимости активов и пассивов

- организации на отчетную дату, а оценка имущества и обязательств осуществляется при их поступлении, движении в процессе про­изводственного цикла и выбытии), в том числе правила оценки:

- незавершенных капитальных вложений (вложений во внеобо­ротные активы);

- финансовых вложений;

- основных средств, средств в обороте и объектов немате­риальных активов;

- материально-производственных запасов (сырья, материалов, готовой продукции и товаров);

- незавершенного производства и расходов будущих периодов;

- капитала и резервов;

- расчетов с дебиторами и кредиторами;

- прибылей и убытков организации;

- правила хранения документов бухгалтерского учета [8].

Базовые требования Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ являются основой для разработки нормативных документов более низких уровней.

С развитием нормативной базы бухгалтерского учета в Положе­ние по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности вносятся соответствующие изменения и дополнения. При этом если положения других нормативных актов противоречат Положению, они не могут быть применены на практике.

Для того чтобы бухгалтерский учет в организации соответство­вал требованиям Положения, необходимо обеспечить постоянное наблюдение за состоянием законодательной и нормативной базы. Наиболее вероятные изменения, которые могут быть внесены в По­ложение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетно­сти в ближайшее время, скорее всего, будут связаны с дальнейшим реформированием бухгалтерского учета и приближением его к международным стандартам, а также дальнейшим развитием налого­вого законодательства (принятием очередных глав Налогового кодекса Российской Федерации) [5].

4. Стандарт-кост как система учета нормативных  затрат

В зависимости от характера целей использования в управлении данных о затратах предприятия на производство и продажу продукции и услуг различают управленческий учет по фактической и норматив­ной (плановой) стоимости (себестоимости) расхода ресурсов. В учете по фактической стоимости величина затрат отчетного периода опре­деляется исходя из общего алгоритма [9]:

Rф = ∑ Qфi  *   Pфi ,   (i = 1, 2, ...4),                    (1)

где Rф - фактические затраты; Qф - фактическое количество расхода ресурсов; Pфi - фактическая цена использованных ресурсов; i - коли­чество видов расхода.

Очевидное достоинство системы учета по фактической себестои­мости - реальность исчисленных затрат и простота расчетов. Однако с позиций внутризаводского управления этот метод имеет ряд сущест­венных недостатков:

-  фиксируются только ранее имевшие место прошлые затраты, а для управления нужно знать не столько прошлые, сколько ожидаемые расходы;

- величина фактических затрат не имеет альтернативы, в то время как управление не может осуществляться без альтернативного выбора из возможных вариантов оптимального, в том числе и по затратам;

- отсутствуют нормативы, необходимые для оценки и контроля величины затрат, количества использованных ресурсов и цен на них;

- затраты могут быть определены лишь по окончании отчетного периода (месяца, квартала, года), отсутствует информация, позволяю­щая повлиять на их величину в течение этого периода времени;

- отсутствует возможность выявления и анализа причин удорожаний, перерасходов, непроизводительных затрат [5].

Имеются и технические трудности ведения управленческого учета до фактической стоимости затрат: требуется перерасчет цен на каждую единицу использованных ресурсов, необходим расчет себестоимости каждой партии изделий, оценка незавершенного производства по фак­тическим затратам, что практически сделать нереально.

Перечисленные недостатки не позволяют использовать учет по фактической стоимости затрат в качестве основного, базового метода управленческого учета. Главным становятся учет по нормативной или плановой стоимости на основе полных или переменных расходов (со­кращенной себестоимости).

Следует отличать учет расходов по нормативам от рассмотренного ранее нормативного учета фактической себестоимости и затрат. Учет по нормативам позволяет судить о том, какими должны быть затраты на выполненный объем деятельности. Нормативными расходами мо­гут быть технически обоснованные нормы величины затрат рабочего времени на единицу измерения продукции и полуфабрикатов, сметы расходов по обслуживанию производства и управлению, освоению производства новой продукции и другим инновационным мероприя­тиям. Нормативный учет ставит конечной целью определение факти­ческой себестоимости всего товарного выпуска и отдельных видов про­дукции. Учет затрат по нормативам предназначен для исчисления предстоящих расходов [9].

Нормативные затраты являются заданной величиной, эталоном (стандартом) издержек для оптимальных условий производства. В то же время на их основе оцениваются изменения в производственно-хо­зяйственной деятельности предприятия, эффективность оргтехмероприятий с точки зрения их влияния на затраты и прибыль.

Управление затратами с помощью заданных нормативов предот­вращает бесполезные расходы, потери, стимулирует рациональное ис­пользование материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Величина нормативных затрат на единицу продукции может слу­жить ориентиром в ценообразовании, при оценке рентабельности производства, решении вопросов о целесообразности выпуска той или иной продукции. Нормативные сметы расходов по обслужива­нию производства и управлению, на освоение производства и расчеты величин других дискреционных затрат являются для соответству­ющих подразделений организации заранее заданным лимитом в дан­ных условиях.

В управленческом учете измерение и оценка предстоящих затрат осуществляется по правилам стандарт-коста.

Стандарт-кост представляет собой систему определения ожидае­мых расходов предприятия и отдельных его подразделений [9]. В его ос­нове лежит средний плановый уровень издержек прошлых периодов времени, апробированные стандарты (нормативы) затрат в целом на изделия и выполненные работы. Это может быть среднее значение за ряд предшествующих лет, скорректированная средняя величина по экстраполяции с поправками на изменение конструкции, технологии производства и т.п. [5; 9].

Для стандарт-коста важно, что до исчисления расходов были опре­делены возможные варианты номенклатуры товарного выпуска изде­лий и услуг и плана оргтехмероприятий, т.е. все то, что предстоит сде­лать для снижения издержек. Величина затрат в предстоящем периоде времени рассчитывается исходя из их достигнутого уровня и заплани­рованного снижения. По сравнению с учетом фактических затрат рас­чет ведется с большей степенью детализации по видам расходов, хотя и меньшей, чем при учете затрат по нормативной себестоимости. Если в учете по нормативной стоимости исчисление нормативов начинается с детале-операции, полупродуктов и каждой разновидности готовых изделий, то в стандарт-косте вполне допустимо вести расчет только по видам продукции, их группам, наиболее важным статьям расходов. Де­тализация расчетов предстоящих затрат по нормам и стандартам в раз­резе мест формирования издержек может быть одинаковой.

Учет затрат по плановой (стандартной) стоимости в принципе во многом схож с учетом по нормативам расходов. В том и другом случае ведется расчет предстоящих, ожидаемых расходов, а затем выявляются и анализируются отклонения от их фактической величины. Предсто­ящие расходы определяют исходя из жестко заданной программы вы­пуска при нормативном учете и возможных вариантов - при стандарт-косте. Это же относится к показателям количества и цены расхода. В стандарт-косте могут использоваться разные стандарты количества и цены затрат, в учете по нормативам - только тот, который в данный момент считается оптимальным [9].

Фактические затраты в том и в другом случае определяются в сис­теме бухгалтерского учета исходя из фактического объема производст­ва и продаж и действительно имевших место расходов по количеству и цене затрат ресурсов в данном отчетном периоде времени.

Отклонения в стандарт-косте - это разница между плановыми и фактическими расходами, суммы которых могут быть исчислены раз­ными способами. Величину отклонений выявляют расчетно.

Основные различия между стандарт-костом и нормативным учетом фактической себестоимости сводятся к следующему:

- стандарт-кост - это система планирования и анализа различных вариантов затрат, в том числе из-за разной загрузки производственных мощностей, а нормативный учет - система измерения их фактической величины при фактической загрузке;

- стандарт-кост непосредственно не связан с калькулированием фактической себестоимости единицы продукции, нормативный учет начинается с калькулирования нормативной себестоимости носителя затрат и завершается составлением калькуляции фактической себесто­имости единицы продукции;

- в стандарт-косте отклонения от норм (стандартов) затрат выяв­ляют расчетным путем после завершения процессов производства и сбыта, в нормативном учете - с помощью первичного документиро­вания и до начала или в процессе расходования ресурсов;

- стандарт-кост широко используется для оценки запасов товарно-материальных ценностей, незавершенного производства и готовой продукции на складе, нормативный метод учета фактических затрат для этих целей не применяется;

- в стандарт-косте используется система специальных счетов для учета затрат по нормам и выявления отклонений от норм, в норматив­ном учете может применяться лишь один специализированный счет «Выпуск продукции», на котором выявляется сумма отклонений фак­тической производственной себестоимости фактического выпуска от его стоимости по учетным ценам [10].

В системе стандарт-коста используется значительно больше норм и нормативов и выявляется больше разновидностей отклонений, чем в нормативном учете. Кроме технических и технологических норм и нормативов, которыми ограничивается нормативный учет фактичес­ких затрат и расчет затрат по нормам потребления, стандарт-кост ши­роко использует нормативы (сметы) затрат на управление, расходов на продажу, на освоение новых видов продукции. Помимо отклонений, выявляемых в нормативном учете, стандарт-кост может определить от­клонения в ценах расхода или отклонения, вызванные изменением степени использования производственных мощностей, структуры вы­пуска продукции, квалификационного состава работающих и т.п. Если нормативный метод ориентирован на выявление отклонений по видам продукции, работ, услуг, в стандарт-косте основное внимание уделяет­ся расчету отклонений в разрезе мест затрат [9].

Стандарт-кост включает и анализ отклонений, в том числе по аль­тернативным вариантам соотношения затрат и результатов деятель­ности. Здесь используют различные модели факторного анализа, эко­номико-математические методы.

Центральная проблема стандарт-коста, как и нормативного уче­та, - выявление, классификация и анализ отклонений. Значение ин­формации об отклонениях, как результатах сопоставления норматив­ных и фактических расходов, основывается на следующем:

- информация о характере, величине, причинах и виновниках от­клонений позволяет оперативно принимать экономически обоснован­ные решения по заранее ориентированному и целенаправленному ре­гулированию процесса производства, дает определенный импульс для принятия решений. Уменьшение величины отклонений или их устра­нение свидетельствует о результатах экономического регулирования производства и его воздействии на конечные результаты;

- при оперативном выявлении отклонений рационализируется сбор и обработка информации об издержках. Отклонения характери­зуют наиболее существенную с точки зрения контроля за расходами информацию, представляют собой результат фильтрации огромного количества данных о затратах на производство и реализацию продук­ции, избирающий только те из них, на которых должны базироваться решения по управлению [5].

В существующей практике стандарт-коста отклонениями по пря­мым затратам обычно считаются экономия или перерасход в количестве расхода. При этом они условно оцениваются по твердым учетным ценам и, таким образом, стоимостный фактор в расчет не принимается. Неко­торые экономисты, рассматривая стандарт-кост как средство контроля затрат в процессе производства, считают такую практику вполне оправ­данной, поскольку отклонения в цене материалов или ставках заработ­ной платы не зависят от цехов и участков. Причины, их обусловливающие, являются внешними с точки зрения производства.

Такая позиция, на наш взгляд, является непоследовательной. В ко­нечном итоге затраты представляют собой оцененный расход материальных или трудовых ресурсов и зависят от количественного и от стоимостного факторов. Цеху или участку должно быть далеко не безразлично, дорогие или дешевые материалы, сырье или заготовки он рас­ходует, потому что от этого зависят качественные показатели его рабо­ты и предприятия в целом. В случаях, когда сырье и материалы расхо­дуются в виде смесей различного состава или изменяется состав рабо­чих по квалификации, отклонения по ценностному фактору находятся в определенной степени в сфере ответственности цеха или участка.

Следовательно, выявление отклонений не только по количеству, но и по цене за единицу ресурсов является необходимым для всесторон­него контроля издержек производства и потому в условиях примене­ния ЭВМ для обработки экономической информации обязательным. Как отмечалось выше, затраты на производство представляют собой сумму произведений количества на стоимостное выражение расхода по соответствующим калькуляционным статьям:

             z

S =  ∑rv * pv                      (2)

            v=1

где rv - количество расхода определенного вида; pv - цена за единицу измерения количества этого расхода.

Отсюда следует, что оба фактора находятся в прямой пропорцио­нальной зависимости от величины отклонений. Если их общая сумма:

                          z

Sф – Sн = ∑ (rvф pvф – rvн pvн)             (3)

                        v=1

то, представив отклонения по количеству и цене расхода как ∆rv * ∆Pi , можем записать их в развернутом виде:

                          z

Sф – Sн = ∑ [(rvн + ∆rv )(pvн + ∆рv) - rvн pvн ]      (4)

                                                             v=1

или после преобразования:

                         z

Sф – Sн = ∑ [(∆rv pvн + ∆pvrv  + ∆rvн v + ∆pvн ]      (5)

                        v=1

  

Общая сумма отклонений состоит, таким образом, во-первых, из перерасхода или экономии количества затрат по ценам, предусмотрен­ным в нормативах, во-вторых, она содержит разницу между фактичес­ки и плановой стоимостью расхода, умноженной на его фактическую величину и в-третьих - часть обобщенной суммы отклонений по обоим причинам [9].

5. Нормирование и контроль затрат труда и заработной платы

(на примере ОАО «Кемеровский хладокомбинат»)

Открытое акционерное общество «Кемеровский хладокомбинат» учреждено в соответствии с Указом Президента Российской федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные Общества» от 1 июля 1992 года № 721. Акционерное общество является коммерческой организацией, действующей на основании Устава. Уставный капитал образован за счет вкладов акционеров Общества и разделен на равные доли, именуемые акциями, с каждой из которых связана одинаковая совокупность обязательств Общества перед оплатившими ее участниками.

Основной целью предприятия является получение прибыли.

Основными видами деятельности являются:     

- коммерческая, сбытовая, посредническая деятельность;

- долговременное хранение продовольственных товаров;              

- производство товаров народного потребления;

- создание собственных производственных и перерабатывающих мощностей, складских и других вспомогательных объектов, транспортной и торговой сетей (оптовой и розничной);     

- организация совместных предприятий с зарубежными компаниями в интересах насыщения рынка Кемеровской области продуктами питания;

- осуществление экспортных, импортных, товарообменных операций;             

- оказание услуг складского хозяйства;      

- оказание посреднических, консультационных и иных услуг;          

- оказание услуг населению;

-осуществление любых иных видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и в соответствии с его требованиями и целью своей деятельности.

ОАО «Кемеровский хладокомбинат» производит и/или реализует следующую продукцию: замороженную рыбную продукцию; рыбные консервы (пресервы); мороженное «Снежный городок».

В ОАО «Кемеровский хладокомбинат», как и на любом другом предприятии, ведется система бухгалтерского учета. Бухгалтерия осуществляет следующие виды работ:

1) ведет расчеты с работниками по оплате труда и социальному страхованию, осуществляет расчеты с финансовыми органами, банками и депонентами, составляет отчетность по  труду и заработной плате;

2) занимается учетом расчетов с поставщиками, учитывает движение основных средств, материалов; проверяет правильность ведения складского учета;

3) учитывает наличие и движение готовых изделий на складе отдела сбыта;

4) составляет сводные и обобщающие документы, организует бухгалтерский архив.

Норматив затрат основной заработной платы на данном предприятии разрабатывается по каждой разновидности продукции и соответствующим центрам расхо­дов. Он включает:

-  норму затрат заработной платы рабочих-сдельщиков;

-  норму затрат повременной зарплаты рабочих;

-  нормативную ставку прочей повременной заработной платы;

-  нормативные ставки премиальных доплат из фонда заработной платы;

- нормативные ставки доплат за специфические особенности из­готовления продукции (например, для поставки на экспорт).

При разработке нормативов по заработной плате количество изделий, изготовленных в отдельных цехах производства в целом, умножают на сумму нормированной заработной платы по каждому виду продукции.

Более наглядным примером является соответствующий расчет при использовании показателей затрат нормируемого времени (табл.1).

Таблица 1

Расчет норматива затрат на оплату труда

Табе-

льные номера рабочих

Изде-лия

Нормируемое время на выпуск продукции

Норми-руемая расценка за 1 мин, руб.

Сумма за-работной платы по нормативу

1100

1101

1102

1103

1104

1105

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

117

5830

3260

2500

2150

-

-

13740

0,010

137,40

123

4350

4200

2170

-

-

-

10720

0,010

107,20

124

-

-

-

7480

4175

-

11655

0,011

128,21

130

7500

-

-

-

5900

-

13400

0,011

147,40

131

3450

-

-

4560

-

-

8010

0,012

96,12

Продолжение табл. 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

133

-

-

-

9580

-

-

9580

0,013

124,54

135

-

4840

-

-

2760

5485

13085

0,013

170,11

80190

-

910,98

Произведем расчет отклонений в оплате труда при изменении состава работающих. В цехе по производству мороженого заняты специалисты 3-го и 5-го разрядов с часовой тарифной ставкой  сдельщика 10,00 и 15,00 рублей. При нормативном соотношении времени на обработку рабочими каждой классификации соответственно 60% и 40% средняя тарифная ставка будет равна 12,00 рублей (10,00 *0,6 + 15,00 * 0,4).

Данные о фактическом выпуске мороженного и расчет отклонений, обусловленных изменением квалификационного состава работающих, представим в табл. 2.

Таблица 2

Расчет отклонений в оплате труда при изменении состава работающих

Специалист 3-го разряда

Специалист 5-го разряда

Наиме-нование и номер изделия

Коли-чество

изделия

Нормиро-ванное время изгото-вления

на 1 изделие, мин

Нормиро-ванное время на обра-ботку всех изделий, мин

Наиме-нование и номер изделия

Коли-чество

изделия

Нормиро-ванное время изгото-вления

 на 1 изделие, мин

Нормиро-ванное время на обра-ботку всех изделий, мин

1

2

3

4

5

6

7

8

«Ежик» / 1

2120

12,0

25440

Пломбир «Класси-ческий» / 1

3400

8,0

27200

«Фруктовый лед» / 2

1600

8,0

12800

«Семейное» / 2

2120

10,0

21200

«Услада» / 3

2200

15,0

33000

«Рождест-венские кружева» /3

2200

17,0

37400

Продолжение табл. 2

1

2

3

4

5

6

7

8

«Ириска»

/ 4

1850

11,0

20350

«Джемка» / 4

2500

16,0

40000

«Шоко-ладное» / 5

2680

9,0

24120

«Пекин» / 5

2350

15,0

35250

Сумма

115710

161050

     Заработная плата при фактическом соотношении разрядов:

     115710 : 60 * 10,00 + 161050 : 60 * 15,00 = 19285 + 40262 = 59547,49 руб.

      Заработная плата при нормированном соотношении разрядов:

      (115710 + 161050) * 12,00

       ------------------------------------    = 55352,00 руб.                

             60

         Отклонения вследствие изменения квалификационного состава рабочих: 4195,49 руб.

Из приведенного расчета видно, что отклонения в издержках по заработной плате вследствие изменения квалификационного состава рабочих по сравнению с предусмот­ренными при расчете норматива составляют 4195,49 руб. Объясняется это тем, что факти­ческое соотношение рабочего времени токарной обработки по 3-му и 5-му разрядам составило 58:42 вместо нормативного соотношения 60:40. В результате себестоимость продукции повысилась на 4195,49 руб., причем это удорожание можно целиком отнести на конкретное место затрат.

Заключение

Переход Российской Федерации к рыночной модели хозяйствования с пре­обладанием частной собственности на средства производства вызвало необхо­димость проведения соответствующих изменений  в надстроечных отношениях государства, включая и систему бухгалтерского учета.

В настоящее время в связи с реформированием национальной системы бухгалтерского учета — приведением ее в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, вопросы дальнейшего развития теоретических и методологических основ бухгалтерского учета, на базе использования имеющегося опыта отечественной и зарубежной теории бухгалтерского учета, являются особенно актуальными.

Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отража­ет реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние организации, служит основой для планиро­вания и анализа ее деятельности.

Бухгалтерский учет не только отражает хозяйственную деятельность, но и воз­действует на нее. Являясь частью процесса управления, он дает важную инфор­мацию, позволяющую контролировать его стратегию и тактику; оптимально ис­пользовать ресурсы, измерять и оценивать результаты финансово-хозяйственной деятельности организации; устранять субъективность при принятии решений.

Нормативное регулирование российского учета осуществляется на основании Конституции РФ; Кодексов РФ; Закона о бухгалтерском учете; Указов Президента РФ; Постановлений и распоряжений Правительства РФ; Положений по бухгалтерскому учету, разрабатываемых Минфином РФ; методических рекомендаций, инструкций, разъясняющих отдельные положения по бухучету; указаний, писем и других документов, уточняющих отдельные требования; внутренних документов организации.

Список литературы

1. Конституция РФ. - М.: Юридическая литература, 1993.

2. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21.11.96г. №129-ФЗ.

3. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное приказом Минфина от 25 ноября 1998 г. № 56н.

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина России от 29.07.98г. №34-н.

5. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480с.

6. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 568с.

7. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 587с.

8. Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 304с.

9. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для вузов. – М.: Экономистъ, 2003. – 618с.

10. Камарджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский учет. – СПб.:Питер,2003.-304с.       

11. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 592с.

12. Куттер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000. - 322с.

13. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000. - 456с.