Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
1. Содержание, принципы и назначение управленческого учета………….5
2. Система законодательного и нормативного регулирования
бухгалтерского учета в России………………………………………..16
3. Закон РФ о бухгалтерском учете и Положения по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности…………………...21
4. Стандарт-кост как система учета нормативных затрат………………...26
5. Нормирование и контроль затрат труда и заработной платы
регулирование учета (на примере ОАО «Кемеровский
хладокомбинат»)………………………………………………………...33
Заключение…………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………………………………….39
Введение
Информация, полученная из бухгалтерского учета, является основой для принятия большей части управленческих решений. Данные, которые сгруппированы и детализированы по соответствующим признакам, позволяют сделать вывод о финансовом состоянии организации и перспективах ее развития, оценить финансовые риски и сформировать инвестиционные программы. На базе учетных данных формируется бухгалтерская и статистическая отчетность, откуда общество узнает о состоянии экономики.
В получении оперативной и точной бухгалтерской информации заинтересованы все, кто так или иначе связан с производством и реализацией продукции, работ или услуг.
В настоящее время в связи с углублением рыночных преобразований и усложнением задач, стоящих перед бухгалтерским учетом, возрастает требовательность к квалификации и профессионализму бухгалтерских работников.
Оперативность и качество бухгалтерской информации во многом зависит от того, насколько рационально организован бухгалтерский учет на предприятии или в организации и насколько эффективно осуществляется деятельность бухгалтерской службы.
Решение перечисленных задач возможно только при условии понимания базовых понятий, целей и задач бухгалтерского учета, овладения основными принципами и требованиями, которые установлены законодательными и нормативными актами.
Потребность в выработке общих принципов и требований к бухгалтерскому учету и возможности осуществления контроля за их выполнением обуславливает необходимость формирования системы законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета. Так как регулированию подлежат вопросы разной степени сложности, система регулирования бухгалтерского учета должна быть многоступенчатой — на более высоких уровнях устанавливаются общие принципы, на более низких — эти принципы детализируются.
Объект исследования – бухгалтерский управленческий учет.
Предмет исследования – нормативное регулирование российского учета и возможности использования принципов управленческого учета.
Цель исследования - изучить особенности системы законодательного и нормативного регулирования в бухгалтерском учете, общие требования законодательства о бухгалтерском учете.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Уяснить содержание, принципы и назначение управленческого учета.
2. Уяснить состав законодательных и нормативных актов, регулирующих бухгалтерскую деятельность.
3. Изучить основные требования Закона о бухгалтерском учете и Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
4. Составить общее представление о стандарт-косте, как системе учета нормативных затрат.
1. Содержание, принципы и назначение управленческого учета
Основу рыночной экономики государства составляют хозяйственные организации (предприятия, фирмы, компании) разных форм собственности, использующие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Она представляет собой сложный комбинационный процесс по производству и реализации товаров и услуг, в котором участвуют труд, земля и капитал. Каждый из перечисленных компонентов может быть представлен как затраты, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Все основные процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия: снабжение, производство, сбыт и координирующая их функция управления — непосредственно связаны с расходованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Эти расходы могут считаться оправданными, если в результате их осуществления получены доходы, превышающие произведенные затраты. По существу, управление предприятием — это комбинирование различных производственных и непроизводственных факторов, действий и возможностей предпринимательской деятельности, конечной целью которой является получение прибыли, т.е. превышение доходов над расходами.
Управление невозможно без информации или совокупности сведений о состоянии управляемой системы, управляющих действиях и внешней среде. В таком понимании экономическая информация выступает как основа процессов подготовки, принятия и реализации управленческих решений [9].
Процесс управления реализуется в виде некоторой последовательности решений, эффективность которых можно проверить лишь на основе получения информации о промежуточных и конечных результатах, достоверно и своевременно отражающих состояние и поведение управляемых параметров.
Все стадии и этапы процесса управления связаны с переработкой информации. Без информации невозможно определить цели управления, оценить ситуацию, сформулировать проблему, принять решение и проконтролировать его выполнение.
Экономическая информация для управления хозяйственными организациями формируется в системах планирования, учета и анализа производственно-финансовой деятельности. В условиях компьютерной обработки данных происходит интеграция функций этих систем. Формирование информации возлагается на финансовый и производственный (управленческий) учет, которые выполняют функции не только измерения и фиксации фактических величин наличия, движения и использования ресурсов, но и их планирования. Экономический анализ в равной степени должен быть присущ всем видам учета, в том числе финансовому и управленческому.
Финансовый учет призван обеспечить отчетной информацией главным образом внешних пользователей: акционеров и других собственников, кредиторов, инвесторов предприятия, его персонал, поставщиков и покупателей, налоговые и статистические органы государства, общественные и профсоюзные организации.
Управленческий учет — это область знаний и сфера деятельности, связанная с формированием и использованием экономической информации для управления внутри хозяйствующего субъекта (предприятия, фирмы, банка и т.п.) [9; 10]. Его цель заключается в том, чтобы помочь Управляющим (менеджерам) в принятии экономически обоснованных решений.
Управленческий учет в основном использует те же принципы, что и финансовый, и является логическим следствием развития бухгалтерского учета, его эволюции.
Вряд ли подлежит сомнению утверждение о том, что бухгалтерский учет изначально предназначался для управления предпринимательской деятельностью. Первоначально сам купец, хозяин мастерской или другой коммерсант, а затем нанятые или профессиональные бухгалтеры, делая записи о приобретениях и тратах, движимом и недвижимом имуществе, долгах кредиторам и задолженности дебиторов, делали их для себя, для собственных нужд управления бизнесом предприятия. Учет им нужен был, чтобы не забыть, чтобы, если дойдет до судебного разбирательства, в точности воспроизвести обстоятельства спорной сделки или долга. Отсюда мемориальный характер многих регистров и форм бухгалтерского учета (memorium - лат. - память), юридическая трактовка его развития. Даже когда учет стал включать подсчет затрат и калькуляцию себестоимости, делалось это для владельцев и управляющих предприятия в целях обеспечения экономичности его деятельности, ориентации в ценообразовании, оценки выгодности производства и продаж тех или иных товаров, т.е. для управления бизнесом.
Постепенно по мере того как экономические отношения стали все более развитыми и разнообразными, с появлением хозяйственных организаций коллективной собственности, предприятий на паях, а затем акционерных обществ бухгалтерский учет стал приобретать общественное значение. Понадобилось единство в его методике, необходимость в ее законодательном регулировании, введение единой отчетности и правил ее составления. К тому же постоянно укрепляющее свою власть государство сразу оценило роль бухгалтерского учета в налогообложении, в расчетах с бюджетом и стало активно вмешиваться в установление его правил и контроль за их соблюдением, прежде всего из фискальных соображений. Бухгалтерский учет, сохраняя принципиальные возможности участия в управлении предприятием, постепенно превратился в учет для сторонних потребителей его данных: акционеров, пайщиков, государства и третьих лиц (кредитных, инвестиционных организаций, поставщиков, покупателей и т.п.) [9].
Произошедшее в середине XX в. выделение управленческого учета из системы бухгалтерии связано с развитием техники и технологии производства, науки и практики менеджмента, появлением новых инструментов рынка, усилением конкуренции. Увеличилось количество вариантов решения экономических проблем и ситуаций, они усложнились. Возросла и цена ошибки из-за неправильно принятого решения по управлению предприятием. К этому времени были определены теоретические основы и принципы, методология управленческого учета в виде систем стандарт-коста и директ-коста, получила развитие теория принятия управленческих решений и наука, изучающая поведение людей [9].
В современном понимании управленческий учет является системой, обеспечивающей получение и поставку информации, необходимой для функционирования системы управления на предприятии. Частично эти функции выполняют производственный и бухгалтерский учет. Информация, формируемая в системах бухгалтерского, производственного и управленческого учета, призвана уменьшить степень неопределенности, свойственной рыночным условиям хозяйствования.
Управленческий учет состоит как бы из двух компонентов: производственного учета, предназначенного для внутреннего (внутризаводского, как говорили раньше) управления производством и сбытом продукции, и той части финансового учета, которая служит для управления финансовой деятельностью непосредственно в организации. Это не означает, что при организации управленческого учета, создании его системы нужно обязательно объединить обе эти функции. Они могут существовать и обособленно: производственная бухгалтерия ведет учет затрат и результатов производства и сбыта, а финансовая - кроме ведения бухгалтерского учета, составления баланса и других форм отчетности, участвует в управлении финансовыми операциями и потоками платежных средств и соответствующей деятельностью [12]. В небольших организациях функции управленческой и финансовой бухгалтерии следует объединить в единой службе.
Практика осуществления управленческого учета показала, что при любых формах его организации обязательно выделение в самостоятельный раздел или вид учетной работы измерение затрат и результатов основных видов деятельности предприятия. В промышленности это расходы на изготовление или добычу продукции, выполнение работ, оказание услуг и их реализацию и соответственно объем и стоимость производства и продаж, в строительстве - расходы на строительство, монтаж оборудования и ввод в эксплуатацию объектов, их сметная договорная стоимость, в торговле - издержки обращения, объем товарооборота и валовой прибыли.
Именно соотношение затрат и результатов деятельности свидетельствует об эффективности управления, служит основанием для принятия управленческих решений, для оценки целесообразности их осуществления.
Основным принципом управленческого учета является его ориентация на удовлетворение информационных потребностей управления, решение задач внутрифирменного менеджмента различного уровня прав и ответственности. При этом информация должна опережать принимаемые решения. Философия управленческого учета исходит из того, что затраты и результаты деятельности следует с большей или меньшей степенью достоверности определить до их осуществления и получения. Из их различных вариантов выбирается оптимальный, именно он включается в план и бюджет, выполнение которых контролируется методами учета фактических величин. На основе выявленных отклонений от плана, нормативов, сметных ассигнований бюджета принимаются меры, чтобы затраты и результаты были обеспечены на уровне заданных величин, или корректируется сам план [9].
Данные управленческого учета нужны в первую очередь тем, кто распоряжается тратой ресурсов или сам осуществляет эти траты. Поэтому одним из принципов учета для управления является ориентация на группировку затрат и результатов деятельности по внутризаводским, внутрифирменным подразделениям предприятия. Руководители низовых подразделений, зная затраты и результаты своей деятельности, могут осуществлять ее с минимальными расходами, а следовательно, с максимальной эффективностью. В результате повышается ответственность за экономичность производственно-хозяйственной деятельности.
Владея информацией управленческого учета, руководители высшего уровня могут осуществлять мониторинг всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, т.е. отслеживать протекающие процессы в режиме реального времени, оперативно контролировать результаты работы, своевременно принимать меры для устранения недостатков, ведущих к удорожанию себестоимости и снижению рентабельности производства и продаж. На основе мониторинга делаются выводы о сильных и слабых сторонах деятельности организации, динамике их изменения, о благоприятных и неблагоприятных тенденциях развития внешних условий, в которых работает предприятие.
Есть области, где затраты осуществляются только по решению вышестоящего уровня управления организацией (совета директоров, собрания акционеров и т.п.). Это главным образом решения, связанные с производственными и финансовыми инвестициями, освоением новых производств и рынков сбыта, приобретением или продажей предприятий или их составных частей. Такого рода затраты и результаты определяются в системе финансового учета, однако принятию решения об инвестициях или о продаже недвижимости должен предшествовать обстоятельный расчет с использованием методов управленческого учета.
Для управленческого учета важно не только исчисление абсолютного значения показателей, но, прежде всего, отклонений от заданных параметров исполнения, ориентация на выявление факторов, влияющих на отклонения. Их выявление лежит в основе управления по отклонениям, при котором корректирующее воздействие на управляемый объект осуществляется на основе информации об отклонениях от заранее заданных параметров состояния или поведения объекта. Этот принцип отличается [10]:
а) экономичностью: нет необходимости иметь полную информацию об объекте управления, достаточно знать отклонения и реагировать только на их величину;
б) оперативностью: управляющее воздействие, коррекция совершается, как правило, в момент возникновения отклонений;
в) конкретностью и целенаправленностью управления: корректирующее воздействие осуществляется с точным знанием причин, места и характера возникших отношений.
Эффективность управленческих решений существенно повышается.
Наиболее существенные различия между финансовым и управленческим учетом сводятся к следующему [9; 11]:
1. Финансовый учет предназначен для составления бухгалтерской отчетности установленной формы и содержания, в основном ориентированной на внешних пользователей: акционеров и других собственников имущества, государственные органы власти и управления, кредиторов и инвесторов. Цель этого учета и соответствующей отчетности - информирование собственников предприятия, государства и третьих лиц о наличии имущества и обязательств организации, ее финансовом состоянии и результатах деятельности, расчет налогооблагаемых показателей и налоговых платежей, управление дебиторской и кредиторской задолженностью, расчеты с клиентами и персоналом. Цель управленческого учета - обеспечение менеджеров организации информацией, необходимой для контроля экономичности производственно-хозяйственной деятельности, решения внутренних задач управления фирмой, поиска и обоснования управленческих решений.
2. Финансовый учет обязателен для предприятия, управленческий учет - нет. Обязанность вести финансовый учет с использованием счетов бухгалтерского учета определена федеральным законом Российской Федерации, действие которого распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ. Вопрос о том, вести на предприятии управленческий учет или нет, решает сама организация. Сбор и обработка информации для управления считаются целесообразными, если ее ценность для управления выше затрат на получение соответствующих данных.
3. Финансовый учет охватывает все хозяйственные операции, всю деятельность предприятия, его имущество, обязательства и расчеты. Но это учет факта, прогнозные, ожидаемые величины бухгалтерский учет не включает. Управленческий учет - это главным образом исчисление затрат и результатов; выявление отклонений от оптимального использования хозяйственных средств. Обе разновидности учета для управления включают расчетные, ожидаемые, прогнозные, плановые величины.
4. Финансовый учет должен осуществляться в соответствии с нормативными документами Правительства РФ и органов, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. За нарушение методологии финансового учета предусмотрена ответственность по закону. Методика и организация управленческого учета государственными органами и законодательством не регламентируются [11]. Управленческий учет ведут по правилам, установленным самой организацией, учитывающим специфику ее деятельности, особенности решения тех или иных управленческих задач. Ограничений по выбору систем управленческого учета не существует. Его методологической основой является теория принятия решений.
5. Пользователями информации финансового учета и отчетности являются в основном собственники, кредиторы, инвесторы, налоговые органы, внебюджетные фонды, органы государственной власти, т.е. внешние потребители. Персонально их состав неизвестен предприятию, и всем представляются одни и те же данные, содержащиеся в финансовой отчетности. Информация управленческого учета предназначена для руководителей предприятия (менеджеров) разного уровня полномочий и ответственности [9]. Естественно, каждому из них необходим индивидуальный перечень учетных данных для управления, соответствующий их правам и обязанностям.
6. Финансовый учет ведется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Управленческий учет может придерживаться этого принципа полностью или частично, а может и не придерживаться. Измерение и оценка доходов, издержек, активов без использования системы специальных счетов управленческой бухгалтерии ведется статистическими методами накопления, выборки, сравнения и т.п. Если управленческий учет использует систему счетов, они должны отличаться от счетов финансового учета по форме и существу, но быть взаимосвязаны с ними в методологическом отношении.
7. Финансовый учет ведется в целом по предприятию, рассматривает его как единый хозяйственный комплекс. Затраты и результаты деятельности, расчеты с поставщиками и покупателями, налоги и другие обязательные платежи, резервы и целевые поступления учитывают в обобщенных по организации суммах, без разбивки по видам деятельности, структурным подразделениям и т.п. Управленческий учет ведется по секторам рынка, местам формирования затрат, центрам ответственности, причинам и виновникам отклонений, и лишь для высшего руководства его данные обобщаются в целом по предприятию.
8. Различны не только содержание, но и периодичность, и сроки представления отчетности. В финансовом учете отчетность может быть составлена по итогу за месяц, квартал, год, время ее представления - спустя несколько дней, недель, месяцев. В управленческом учете периодичность представления соответствующих данных ежедневная, недельная, месячная, часть отчетных данных формируется по мере потребности в них или к определенному, заранее установленному сроку [9]. Распространенным требованием к данным учета для управления является их оперативность, формирование информации по принципу «чем быстрее, тем лучше».
9. Информация финансового учета характеризует результат свершившихся фактов и хозяйственных операций за минувший период времени, отражает их по принципу «как это было». Данные управленческого учета ориентируются на решение «как это должно быть» и контроль исполнения принятого решения. Учет фактических величин для управленческого учета тоже важен, но в основном как база для принятия решений и анализа их эффективности. Поскольку управленческий учет не отменяет финансовый, он пользуется его информацией о фактических затратах и результатах деятельности, изменениях в стоимости активов и источников их формирования, долговых обязательствах и т.п.
10. Разной может быть точность финансового и управленческого учета, исчисления их показателей. Данные финансового учета должны быть довольно точными, иначе внешние пользователи отнесутся с недоверием к содержанию бухгалтерской отчетности. В управленческом учете допустимы приблизительные оценки, вероятностные расчеты, ориентировочные показатели. Здесь точность может не играть решающей роли, а первостепенное значение приобретает быстрота получения информации для управления, ее многовариантность, т.е. соответствие целям управления.
11. Финансовый и управленческий учет могут различать состав используемых показателей, единицы их измерения. Основой бухгалтерского учета является стоимостное, денежное измерение, финансовая отчетность составляется только в стоимостном выражении [8]. На счетах бухгалтерского учета нельзя учесть то, что невозможно оценить в рублях или другой валюте. В управленческом учете широко применяют как денежные, так и натуральные единицы измерения. Весьма распространена оценка затрат труда и трудоемкости производства в рабочем времени (часах, человеко-часах, нормо-часах). В ряде случаев они объективнее оценивают эффективность затрат и результатов, чем стоимостные показатели. В управленческом учете широко используют относительные показатели, сравнительно редко применяемые в бухгалтерском учете, и неизвестные ему стоимостные показатели добавленной стоимости, маржинальных затрат и прибыли, предельных издержек и др.
12. Различна степень открытости информации бухгалтерского и управленческого учета. Финансовая отчетность большинства предприятий (за исключением режимных) открыта для ознакомления. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» обязывает акционерные общества открытого типа и организации, создаваемые за счет частных, общественных и государственных средств и взносов, публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Существует принцип публичности финансовой отчетности, согласно которому ее данные должны быть опубликованы в газетах, журналах и других доступных изданиях, представлены в специальных буклетах, брошюрах и переданы территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям [9; 10].
Информация управленческого учета закрыта для сторонних физических и юридических лиц, налоговой службы и других государственных органов. Даже внутри предприятия она является объектом коммерческой тайны. Степень конфиденциальности информации для управления различна и во многом зависит от уровня руководства, которому она представляется: на уровне младших менеджеров (мастеров, начальников служб и т.п.) она, по существу, открыта, на уровне членов совета директоров, управляющего фирмой, его заместителей и начальников отделов - практически закрыта.
В последнее время налоговым законодательством Российской Федерации введен новый вид учета - налоговый. Его отличие от управленческого учета очевидно из сопоставления названий: налоговый учет предназначен для исчисления налогов и контроля своевременности их уплаты, управленческий учет служит целям внутрихозяйственного управления, весьма далеким от налогообложения. Вместе с тем многие решения по управлению предприятием, в особенности на вышестоящем уровне, должны приниматься с учетом налоговых последствий, и в этом отношении управленческий и налоговый учет имеют определенную связь и взаимообусловленность.
В конечном счете управленческий учет в отличие от бухгалтерского не предполагает фактического учета величины имущества, затрат и доходов, состояния расчетов и обязательств и условий, влияющих на производственно-хозяйственную и финансовую деятельность организации. Его цель - дать информацию для принятия решений по управлению экономикой предприятия и проверить эффективность выполнения принятых решений [9].
Содержание понятия «управленческий учет» в разных странах различное. Впервые его начали использовать авторы, пишущие на английском языке. В Германии этим термином до последнего времени не пользовались вообще, предпочитая называть соответствующий учебный курс и практическое дело «Исчисление (учет) затрат и результатов». Соответственно область планирования, учета, контроля и анализа издержек ограничивается в основном выручкой от продаж и затратами текущего года. В англоязычных странах (США, Англии, Канаде) управленческий учет рассматривают шире. В его сферу входят финансовые и производственные инвестиции, результаты их использования. Во Франции предпочитают иметь дело с понятием «маржинальный учет» и ограничивают его поиском и обоснованием управленческих решений на перспективу с использованием показателей маржинальной прибыли. В России, видимо, нужно попытаться найти золотую середину с учетом традиций и опыта становления и развития бухгалтерского и управленческого учета в нашей стране.
2. Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в России
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации официальный статистический и бухгалтерский учет находятся в ведении Российской Федерации [1]. Это означает, что порядок организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в РФ регламентируется законодательными и иными нормативными актами, принимаемыми на федеральном уровне, а также на уровнях регионального и отраслевого управления.
Статьей 3 Закона о бухгалтерском учете определено, что законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из данного Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации [2].
Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:
- обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
- составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности [2; 8].
Таким образом, Закон о бухгалтерском учете устанавливает три уровня законодательного регулирования бухгалтерского учета. Разумеется, на федеральном уровне невозможно учесть все отраслевые и региональные особенности бухгалтерского учета. Поэтому наряду с законодательным используется нормативное регулирование бухгалтерского учета, осуществляемое прежде всего Минфином России, а также другими органами отраслевого и регионального управления. Кроме того, в каждой конкретной организации имеют место особенности, обусловленные технологическими, управленческими и иными причинами, что предполагает необходимость регулировать бухгалтерский учет и на уровне организации.
Следовательно, в системе законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета можно выделить следующие уровни [8; 11]:
Первый уровень - законодательство Российской Федерации: Закон о бухгалтерском учете, Налоговый, Гражданский и Бюджетный кодексы и т.п. Основным законодательным актом, регулирующим бухгалтерский учет, является Закон о бухгалтерском учете. Вместе с тем некоторые аспекты осуществления деятельности в области бухгалтерского учета могут регулироваться и иными законами Российской Федерации.
Второй уровень - указы Президента Российской Федерации. Указы Президента России могут регулировать (в пределах, определенных Конституцией страны) практически любую сферу общественной жизни, производственной и иной деятельности. В части бухгалтерского учета указы Президента могут устанавливать общие принципы для осуществления и отражения отдельных хозяйственных операций. В настоящее время, характеризующееся реформированием законодательной нормативной базы рыночных отношений, указы Президента России разрабатываются и принимаются тогда, когда тот или иной аспект предпринимательской деятельности законодательно не урегулирован, а его осуществление необходимо. Примерами такого рода являются указы, регулирующие аудиторскую деятельность, некоторые стороны земельных отношений и т.п. Как правило, через какое-то время в развитие указа разрабатывают соответствующий федеральный закон, который принимает Федеральное Собрание Российской Федерации. После этого указ Президента отменяется, и начинают действовать положения закона.
Третий уровень - постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Подобные документы разрабатывают, как правило, в развитие федеральных законов и указов Президента. В постановлениях и распоряжениях Правительства детализируются и уточняются отдельные требования федеральных законов и указов Президента России. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
Четвертый уровень - положения по бухгалтерскому учету, разрабатываемые и утверждаемые Минфином. Данные положения относятся к системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, а не к системе законодательного регулирования. В этих документах устанавливают общие правила ведения бухгалтерского учета в организациях и порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных видов хозяйственных операций или операций, осуществляемых организациями и предприятиями различных организационно-правовых форм. Основным документом данной системы является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Кроме того, в настоящее время действуют 14 отдельных Положений по бухгалтерскому учету. К документам этого же уровня следует отнести планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению. Требования положений по бухгалтерскому учету не могут противоречить документам более высоких уровней. Если же подобные противоречия имеют место, соответствующие пункты положений не должны применяться. Более подробная характеристика требований этих положений приведена в последнем параграфе дан ной главы.
Пятый уровень - методические рекомендации, инструкции и другие нормативные документы, разъясняющие применение отдельных положений по бухгалтерскому учету, которые разрабатывают и утверждают в федеральных органах управления (министерствах и ведомствах). Требования данных документов носят общий характер и обязательны к применению для всех организаций, ведущих бухгалтерский учет. Положения, противоречащие положениям документов более высоких уровней, применению не подлежат.
Шестой уровень - методические рекомендации, инструкции и другие нормативные документы, разъясняющие применение отдельных положений по бухгалтерскому учету, которые разрабатывают и утверждают в федеральных отраслевых органах управления (министерствах и ведомствах). К числу таких органов управления относятся, например, министерства обороны, образования, экономического развития и торговли Российской Федерации. Требования документов данного уровня обязательны к применению для организаций, осуществляющих деятельность в пределах полномочий соответствующих министерств или ведомств.
Седьмой уровень - указания, разъяснения, письма и другие документы, уточняющие порядок применения отдельных требований и положений документов более высокого уровня. В отличие от законодательных актов и документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности указания, разъяснения и письма отраслевых органов управления (прежде всего Минфина и МНС) не обязательны к применению для всех организаций, а носят рекомендательный характер.
Восьмой уровень - внутренние документы организации, разрабатываемые соответствующими структурными подразделениями (отделами или отделениями) организации и утверждаемые распорядительным документом - как правило, приказом руководителя организации [8; 11].
Приведенная классификация законодательных и нормативных документов условна и основана на их юридической значимости (исходя из того, какой из двух документов, противоречащих друг другу, подлежит выполнению). В других пособиях можно встретить подразделение всех документов на три-пять групп. Приведенная классификация представляется наиболее полной.
Следует отметить, что документом, имеющим высшую юридическую силу, является Конституция Российской Федерации. Однако ни одно из положений Конституции прямо не регулирует бухгалтерский учет. Поэтому ее нельзя отнести к системе законодательного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.
Законодательные документы первого-третьего уровней государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации не подлежат.
Нормативные документы четвертой группы подлежат обязательной регистрации в Минюсте. Документы пятого и шестого уровней могут не проходить процедуру регистрации в Минюсте РФ, но в этом случае они не имеют статуса нормативного документа, носят рекомендательный характер и не обязательны к выполнению.
Документы седьмого и восьмого уровней не относятся прямо к системе законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, а только дополняют эту систему.
Весьма часто возникают ситуации, когда требования документов одного или разных уровней противоречат друг другу. Возникающие коллизии решаются в судебном порядке. Поэтому при организации и осуществлении бухгалтерского учета следует учитывать судебную и арбитражную практику. Постановления и информационные письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации и Верховного; суда Российской Федерации не являются элементами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, но обязательны для всех участников хозяйственных отношений, включая органы управления (прежде всего налоговые и контролирующие органы).
3. Закон РФ о бухгалтерском учете и Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности
Основным законодательным актом, регулирующим организацию и ведение бухгалтерского учета, является Закон о бухгалтерском учете. В дальнейшем мы неоднократно будем обращаться к отдельным положениям этого федерального закона. Здесь же я приведу лишь его общую структуру и обращу внимание на наиболее важные элементы.
Закон о бухгалтерском учете регулирует следующие вопросы:
- определяет объекты и основные задачи бухгалтерского учета;
- однозначно определяет основные понятия, используемые в законодательном регулировании бухгалтерского учета;
- устанавливает права и обязанности должностных лиц организаций за организацию ведения бухгалтерского учета, а также ответственность за нарушение требований законодательства о бухгалтерском учете;
- определяет основные требования к ведению бухгалтерского учета, оформлению и ведению первичных бухгалтерских документов и учетных регистров бухгалтерского учета;
- устанавливает общие принципы оценки имущества и обязательств организации;
- устанавливает сроки и общие требования к проведению инвентаризации имущества и обязательства организации;
- определяет сроки, адреса и порядок представления бухгалтерской отчетности;
- устанавливает порядок хранения бухгалтерских документов [8].
Все перечисленные элементы более подробно определены и детализированы в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и иных документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации разработано во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации. Положение утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. №34н.
Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации. Положение не применяется в кредитных организациях и бюджетных учреждениях. Это обусловлено спецификой деятельности этих организаций и учреждений.
Положение разработано на основании Закона о бухгалтерском учете и уточняет применение отдельных его требований.
С другой стороны, Минфин России на основании Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации.
Таким образом, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности имеет вторичный характер по отношению к Закону о бухгалтерском учете и является основой для всех нормативных документов, разрабатываемых Минфином.
В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности дублированы основные требования к организации бухгалтерского учета, установленные Законом о бухгалтерском учете. Каждое из положений Закона о бухгалтерском учете детализировано и расшифровано.
Кроме того, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности установлена возможность выбора из двух или нескольких вариантов отражения отдельных хозяйственных операций. Например, организация может выбрать способ ведения и форму бухгалтерского учета, метод оценки материалов, списываемых в производство, способы начисления амортизации объектов основных средств и объектов нематериальных активов и т.п. Это расширяет самостоятельность организации в части организации бухгалтерского учета, но, с другой стороны, требует отражения выбранного варианта в соответствующем распорядительном документе - «Учетной политике организации» [8].
Отдельные разделы и параграфы Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ регулируют следующие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета:
- общие требования к ведению бухгалтерского учета;
- порядок документирования хозяйственных операций;
- порядок заполнения регистров бухгалтерского учета и основные требования, предъявляемые к формам учетных регистров;
- правила оценки имущества и обязательств;
- порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств и отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризаций;
- основные правила и порядок составления и представления бухгалтерской отчетности;
- основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности;
- правила оценки статей бухгалтерской отчетности (от оценки имущества и обязательств данный раздел отличается тем, что регламентирует порядок оценки стоимости активов и пассивов
- организации на отчетную дату, а оценка имущества и обязательств осуществляется при их поступлении, движении в процессе производственного цикла и выбытии), в том числе правила оценки:
- незавершенных капитальных вложений (вложений во внеоборотные активы);
- финансовых вложений;
- основных средств, средств в обороте и объектов нематериальных активов;
- материально-производственных запасов (сырья, материалов, готовой продукции и товаров);
- незавершенного производства и расходов будущих периодов;
- капитала и резервов;
- расчетов с дебиторами и кредиторами;
- прибылей и убытков организации;
- правила хранения документов бухгалтерского учета [8].
Базовые требования Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ являются основой для разработки нормативных документов более низких уровней.
С развитием нормативной базы бухгалтерского учета в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности вносятся соответствующие изменения и дополнения. При этом если положения других нормативных актов противоречат Положению, они не могут быть применены на практике.
Для того чтобы бухгалтерский учет в организации соответствовал требованиям Положения, необходимо обеспечить постоянное наблюдение за состоянием законодательной и нормативной базы. Наиболее вероятные изменения, которые могут быть внесены в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в ближайшее время, скорее всего, будут связаны с дальнейшим реформированием бухгалтерского учета и приближением его к международным стандартам, а также дальнейшим развитием налогового законодательства (принятием очередных глав Налогового кодекса Российской Федерации) [5].
4. Стандарт-кост как система учета нормативных затрат
В зависимости от характера целей использования в управлении данных о затратах предприятия на производство и продажу продукции и услуг различают управленческий учет по фактической и нормативной (плановой) стоимости (себестоимости) расхода ресурсов. В учете по фактической стоимости величина затрат отчетного периода определяется исходя из общего алгоритма [9]:
Rф = ∑ Qфi * Pфi , (i = 1, 2, ...4), (1)
где Rф - фактические затраты; Qф - фактическое количество расхода ресурсов; Pфi - фактическая цена использованных ресурсов; i - количество видов расхода.
Очевидное достоинство системы учета по фактической себестоимости - реальность исчисленных затрат и простота расчетов. Однако с позиций внутризаводского управления этот метод имеет ряд существенных недостатков:
- фиксируются только ранее имевшие место прошлые затраты, а для управления нужно знать не столько прошлые, сколько ожидаемые расходы;
- величина фактических затрат не имеет альтернативы, в то время как управление не может осуществляться без альтернативного выбора из возможных вариантов оптимального, в том числе и по затратам;
- отсутствуют нормативы, необходимые для оценки и контроля величины затрат, количества использованных ресурсов и цен на них;
- затраты могут быть определены лишь по окончании отчетного периода (месяца, квартала, года), отсутствует информация, позволяющая повлиять на их величину в течение этого периода времени;
- отсутствует возможность выявления и анализа причин удорожаний, перерасходов, непроизводительных затрат [5].
Имеются и технические трудности ведения управленческого учета до фактической стоимости затрат: требуется перерасчет цен на каждую единицу использованных ресурсов, необходим расчет себестоимости каждой партии изделий, оценка незавершенного производства по фактическим затратам, что практически сделать нереально.
Перечисленные недостатки не позволяют использовать учет по фактической стоимости затрат в качестве основного, базового метода управленческого учета. Главным становятся учет по нормативной или плановой стоимости на основе полных или переменных расходов (сокращенной себестоимости).
Следует отличать учет расходов по нормативам от рассмотренного ранее нормативного учета фактической себестоимости и затрат. Учет по нормативам позволяет судить о том, какими должны быть затраты на выполненный объем деятельности. Нормативными расходами могут быть технически обоснованные нормы величины затрат рабочего времени на единицу измерения продукции и полуфабрикатов, сметы расходов по обслуживанию производства и управлению, освоению производства новой продукции и другим инновационным мероприятиям. Нормативный учет ставит конечной целью определение фактической себестоимости всего товарного выпуска и отдельных видов продукции. Учет затрат по нормативам предназначен для исчисления предстоящих расходов [9].
Нормативные затраты являются заданной величиной, эталоном (стандартом) издержек для оптимальных условий производства. В то же время на их основе оцениваются изменения в производственно-хозяйственной деятельности предприятия, эффективность оргтехмероприятий с точки зрения их влияния на затраты и прибыль.
Управление затратами с помощью заданных нормативов предотвращает бесполезные расходы, потери, стимулирует рациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.
Величина нормативных затрат на единицу продукции может служить ориентиром в ценообразовании, при оценке рентабельности производства, решении вопросов о целесообразности выпуска той или иной продукции. Нормативные сметы расходов по обслуживанию производства и управлению, на освоение производства и расчеты величин других дискреционных затрат являются для соответствующих подразделений организации заранее заданным лимитом в данных условиях.
В управленческом учете измерение и оценка предстоящих затрат осуществляется по правилам стандарт-коста.
Стандарт-кост представляет собой систему определения ожидаемых расходов предприятия и отдельных его подразделений [9]. В его основе лежит средний плановый уровень издержек прошлых периодов времени, апробированные стандарты (нормативы) затрат в целом на изделия и выполненные работы. Это может быть среднее значение за ряд предшествующих лет, скорректированная средняя величина по экстраполяции с поправками на изменение конструкции, технологии производства и т.п. [5; 9].
Для стандарт-коста важно, что до исчисления расходов были определены возможные варианты номенклатуры товарного выпуска изделий и услуг и плана оргтехмероприятий, т.е. все то, что предстоит сделать для снижения издержек. Величина затрат в предстоящем периоде времени рассчитывается исходя из их достигнутого уровня и запланированного снижения. По сравнению с учетом фактических затрат расчет ведется с большей степенью детализации по видам расходов, хотя и меньшей, чем при учете затрат по нормативной себестоимости. Если в учете по нормативной стоимости исчисление нормативов начинается с детале-операции, полупродуктов и каждой разновидности готовых изделий, то в стандарт-косте вполне допустимо вести расчет только по видам продукции, их группам, наиболее важным статьям расходов. Детализация расчетов предстоящих затрат по нормам и стандартам в разрезе мест формирования издержек может быть одинаковой.
Учет затрат по плановой (стандартной) стоимости в принципе во многом схож с учетом по нормативам расходов. В том и другом случае ведется расчет предстоящих, ожидаемых расходов, а затем выявляются и анализируются отклонения от их фактической величины. Предстоящие расходы определяют исходя из жестко заданной программы выпуска при нормативном учете и возможных вариантов - при стандарт-косте. Это же относится к показателям количества и цены расхода. В стандарт-косте могут использоваться разные стандарты количества и цены затрат, в учете по нормативам - только тот, который в данный момент считается оптимальным [9].
Фактические затраты в том и в другом случае определяются в системе бухгалтерского учета исходя из фактического объема производства и продаж и действительно имевших место расходов по количеству и цене затрат ресурсов в данном отчетном периоде времени.
Отклонения в стандарт-косте - это разница между плановыми и фактическими расходами, суммы которых могут быть исчислены разными способами. Величину отклонений выявляют расчетно.
Основные различия между стандарт-костом и нормативным учетом фактической себестоимости сводятся к следующему:
- стандарт-кост - это система планирования и анализа различных вариантов затрат, в том числе из-за разной загрузки производственных мощностей, а нормативный учет - система измерения их фактической величины при фактической загрузке;
- стандарт-кост непосредственно не связан с калькулированием фактической себестоимости единицы продукции, нормативный учет начинается с калькулирования нормативной себестоимости носителя затрат и завершается составлением калькуляции фактической себестоимости единицы продукции;
- в стандарт-косте отклонения от норм (стандартов) затрат выявляют расчетным путем после завершения процессов производства и сбыта, в нормативном учете - с помощью первичного документирования и до начала или в процессе расходования ресурсов;
- стандарт-кост широко используется для оценки запасов товарно-материальных ценностей, незавершенного производства и готовой продукции на складе, нормативный метод учета фактических затрат для этих целей не применяется;
- в стандарт-косте используется система специальных счетов для учета затрат по нормам и выявления отклонений от норм, в нормативном учете может применяться лишь один специализированный счет «Выпуск продукции», на котором выявляется сумма отклонений фактической производственной себестоимости фактического выпуска от его стоимости по учетным ценам [10].
В системе стандарт-коста используется значительно больше норм и нормативов и выявляется больше разновидностей отклонений, чем в нормативном учете. Кроме технических и технологических норм и нормативов, которыми ограничивается нормативный учет фактических затрат и расчет затрат по нормам потребления, стандарт-кост широко использует нормативы (сметы) затрат на управление, расходов на продажу, на освоение новых видов продукции. Помимо отклонений, выявляемых в нормативном учете, стандарт-кост может определить отклонения в ценах расхода или отклонения, вызванные изменением степени использования производственных мощностей, структуры выпуска продукции, квалификационного состава работающих и т.п. Если нормативный метод ориентирован на выявление отклонений по видам продукции, работ, услуг, в стандарт-косте основное внимание уделяется расчету отклонений в разрезе мест затрат [9].
Стандарт-кост включает и анализ отклонений, в том числе по альтернативным вариантам соотношения затрат и результатов деятельности. Здесь используют различные модели факторного анализа, экономико-математические методы.
Центральная проблема стандарт-коста, как и нормативного учета, - выявление, классификация и анализ отклонений. Значение информации об отклонениях, как результатах сопоставления нормативных и фактических расходов, основывается на следующем:
- информация о характере, величине, причинах и виновниках отклонений позволяет оперативно принимать экономически обоснованные решения по заранее ориентированному и целенаправленному регулированию процесса производства, дает определенный импульс для принятия решений. Уменьшение величины отклонений или их устранение свидетельствует о результатах экономического регулирования производства и его воздействии на конечные результаты;
- при оперативном выявлении отклонений рационализируется сбор и обработка информации об издержках. Отклонения характеризуют наиболее существенную с точки зрения контроля за расходами информацию, представляют собой результат фильтрации огромного количества данных о затратах на производство и реализацию продукции, избирающий только те из них, на которых должны базироваться решения по управлению [5].
В существующей практике стандарт-коста отклонениями по прямым затратам обычно считаются экономия или перерасход в количестве расхода. При этом они условно оцениваются по твердым учетным ценам и, таким образом, стоимостный фактор в расчет не принимается. Некоторые экономисты, рассматривая стандарт-кост как средство контроля затрат в процессе производства, считают такую практику вполне оправданной, поскольку отклонения в цене материалов или ставках заработной платы не зависят от цехов и участков. Причины, их обусловливающие, являются внешними с точки зрения производства.
Такая позиция, на наш взгляд, является непоследовательной. В конечном итоге затраты представляют собой оцененный расход материальных или трудовых ресурсов и зависят от количественного и от стоимостного факторов. Цеху или участку должно быть далеко не безразлично, дорогие или дешевые материалы, сырье или заготовки он расходует, потому что от этого зависят качественные показатели его работы и предприятия в целом. В случаях, когда сырье и материалы расходуются в виде смесей различного состава или изменяется состав рабочих по квалификации, отклонения по ценностному фактору находятся в определенной степени в сфере ответственности цеха или участка.
Следовательно, выявление отклонений не только по количеству, но и по цене за единицу ресурсов является необходимым для всестороннего контроля издержек производства и потому в условиях применения ЭВМ для обработки экономической информации обязательным. Как отмечалось выше, затраты на производство представляют собой сумму произведений количества на стоимостное выражение расхода по соответствующим калькуляционным статьям:
z
S = ∑rv * pv (2)
v=1
где rv - количество расхода определенного вида; pv - цена за единицу измерения количества этого расхода.
Отсюда следует, что оба фактора находятся в прямой пропорциональной зависимости от величины отклонений. Если их общая сумма:
z
Sф – Sн = ∑ (rvф pvф – rvн pvн) (3)
v=1
то, представив отклонения по количеству и цене расхода как ∆rv * ∆Pi , можем записать их в развернутом виде:
z
Sф – Sн = ∑ [(rvн + ∆rv )(pvн + ∆рv) - rvн pvн ] (4)
v=1
или после преобразования:
z
Sф – Sн = ∑ [(∆rv pvн + ∆pvrv + ∆rvн v + ∆pvн ] (5)
v=1
Общая сумма отклонений состоит, таким образом, во-первых, из перерасхода или экономии количества затрат по ценам, предусмотренным в нормативах, во-вторых, она содержит разницу между фактически и плановой стоимостью расхода, умноженной на его фактическую величину и в-третьих - часть обобщенной суммы отклонений по обоим причинам [9].
5. Нормирование и контроль затрат труда и заработной платы
(на примере ОАО «Кемеровский хладокомбинат»)
Открытое акционерное общество «Кемеровский хладокомбинат» учреждено в соответствии с Указом Президента Российской федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные Общества» от 1 июля 1992 года № 721. Акционерное общество является коммерческой организацией, действующей на основании Устава. Уставный капитал образован за счет вкладов акционеров Общества и разделен на равные доли, именуемые акциями, с каждой из которых связана одинаковая совокупность обязательств Общества перед оплатившими ее участниками.
Основной целью предприятия является получение прибыли.
Основными видами деятельности являются:
- коммерческая, сбытовая, посредническая деятельность;
- долговременное хранение продовольственных товаров;
- производство товаров народного потребления;
- создание собственных производственных и перерабатывающих мощностей, складских и других вспомогательных объектов, транспортной и торговой сетей (оптовой и розничной);
- организация совместных предприятий с зарубежными компаниями в интересах насыщения рынка Кемеровской области продуктами питания;
- осуществление экспортных, импортных, товарообменных операций;
- оказание услуг складского хозяйства;
- оказание посреднических, консультационных и иных услуг;
- оказание услуг населению;
-осуществление любых иных видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и в соответствии с его требованиями и целью своей деятельности.
ОАО «Кемеровский хладокомбинат» производит и/или реализует следующую продукцию: замороженную рыбную продукцию; рыбные консервы (пресервы); мороженное «Снежный городок».
В ОАО «Кемеровский хладокомбинат», как и на любом другом предприятии, ведется система бухгалтерского учета. Бухгалтерия осуществляет следующие виды работ:
1) ведет расчеты с работниками по оплате труда и социальному страхованию, осуществляет расчеты с финансовыми органами, банками и депонентами, составляет отчетность по труду и заработной плате;
2) занимается учетом расчетов с поставщиками, учитывает движение основных средств, материалов; проверяет правильность ведения складского учета;
3) учитывает наличие и движение готовых изделий на складе отдела сбыта;
4) составляет сводные и обобщающие документы, организует бухгалтерский архив.
Норматив затрат основной заработной платы на данном предприятии разрабатывается по каждой разновидности продукции и соответствующим центрам расходов. Он включает:
- норму затрат заработной платы рабочих-сдельщиков;
- норму затрат повременной зарплаты рабочих;
- нормативную ставку прочей повременной заработной платы;
- нормативные ставки премиальных доплат из фонда заработной платы;
- нормативные ставки доплат за специфические особенности изготовления продукции (например, для поставки на экспорт).
При разработке нормативов по заработной плате количество изделий, изготовленных в отдельных цехах производства в целом, умножают на сумму нормированной заработной платы по каждому виду продукции.
Более наглядным примером является соответствующий расчет при использовании показателей затрат нормируемого времени (табл.1).
Таблица 1
Расчет норматива затрат на оплату труда
Табе- льные номера рабочих |
Изде-лия |
Нормируемое время на выпуск продукции |
Норми-руемая расценка за 1 мин, руб. |
Сумма за-работной платы по нормативу |
|||||
1100 |
1101 |
1102 |
1103 |
1104 |
1105 |
Итого |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
117 |
5830 |
3260 |
2500 |
2150 |
- |
- |
13740 |
0,010 |
137,40 |
123 |
4350 |
4200 |
2170 |
- |
- |
- |
10720 |
0,010 |
107,20 |
124 |
- |
- |
- |
7480 |
4175 |
- |
11655 |
0,011 |
128,21 |
130 |
7500 |
- |
- |
- |
5900 |
- |
13400 |
0,011 |
147,40 |
131 |
3450 |
- |
- |
4560 |
- |
- |
8010 |
0,012 |
96,12 |
Продолжение табл. 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
133 |
- |
- |
- |
9580 |
- |
- |
9580 |
0,013 |
124,54 |
135 |
- |
4840 |
- |
- |
2760 |
5485 |
13085 |
0,013 |
170,11 |
80190 |
- |
910,98 |
Произведем расчет отклонений в оплате труда при изменении состава работающих. В цехе по производству мороженого заняты специалисты 3-го и 5-го разрядов с часовой тарифной ставкой сдельщика 10,00 и 15,00 рублей. При нормативном соотношении времени на обработку рабочими каждой классификации соответственно 60% и 40% средняя тарифная ставка будет равна 12,00 рублей (10,00 *0,6 + 15,00 * 0,4).
Данные о фактическом выпуске мороженного и расчет отклонений, обусловленных изменением квалификационного состава работающих, представим в табл. 2.
Таблица 2
Расчет отклонений в оплате труда при изменении состава работающих
Специалист 3-го разряда |
Специалист 5-го разряда |
||||||
Наиме-нование и номер изделия |
Коли-чество изделия |
Нормиро-ванное время изгото-вления на 1 изделие, мин |
Нормиро-ванное время на обра-ботку всех изделий, мин |
Наиме-нование и номер изделия |
Коли-чество изделия |
Нормиро-ванное время изгото-вления на 1 изделие, мин |
Нормиро-ванное время на обра-ботку всех изделий, мин |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
«Ежик» / 1 |
2120 |
12,0 |
25440 |
Пломбир «Класси-ческий» / 1 |
3400 |
8,0 |
27200 |
«Фруктовый лед» / 2 |
1600 |
8,0 |
12800 |
«Семейное» / 2 |
2120 |
10,0 |
21200 |
«Услада» / 3 |
2200 |
15,0 |
33000 |
«Рождест-венские кружева» /3 |
2200 |
17,0 |
37400 |
Продолжение табл. 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
«Ириска» / 4 |
1850 |
11,0 |
20350 |
«Джемка» / 4 |
2500 |
16,0 |
40000 |
«Шоко-ладное» / 5 |
2680 |
9,0 |
24120 |
«Пекин» / 5 |
2350 |
15,0 |
35250 |
Сумма |
115710 |
161050 |
Заработная плата при фактическом соотношении разрядов:
115710 : 60 * 10,00 + 161050 : 60 * 15,00 = 19285 + 40262 = 59547,49 руб.
Заработная плата при нормированном соотношении разрядов:
(115710 + 161050) * 12,00
------------------------------------ = 55352,00 руб.
60
Отклонения вследствие изменения квалификационного состава рабочих: 4195,49 руб.
Из приведенного расчета видно, что отклонения в издержках по заработной плате вследствие изменения квалификационного состава рабочих по сравнению с предусмотренными при расчете норматива составляют 4195,49 руб. Объясняется это тем, что фактическое соотношение рабочего времени токарной обработки по 3-му и 5-му разрядам составило 58:42 вместо нормативного соотношения 60:40. В результате себестоимость продукции повысилась на 4195,49 руб., причем это удорожание можно целиком отнести на конкретное место затрат.
Заключение
Переход Российской Федерации к рыночной модели хозяйствования с преобладанием частной собственности на средства производства вызвало необходимость проведения соответствующих изменений в надстроечных отношениях государства, включая и систему бухгалтерского учета.
В настоящее время в связи с реформированием национальной системы бухгалтерского учета — приведением ее в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, вопросы дальнейшего развития теоретических и методологических основ бухгалтерского учета, на базе использования имеющегося опыта отечественной и зарубежной теории бухгалтерского учета, являются особенно актуальными.
Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние организации, служит основой для планирования и анализа ее деятельности.
Бухгалтерский учет не только отражает хозяйственную деятельность, но и воздействует на нее. Являясь частью процесса управления, он дает важную информацию, позволяющую контролировать его стратегию и тактику; оптимально использовать ресурсы, измерять и оценивать результаты финансово-хозяйственной деятельности организации; устранять субъективность при принятии решений.
Нормативное регулирование российского учета осуществляется на основании Конституции РФ; Кодексов РФ; Закона о бухгалтерском учете; Указов Президента РФ; Постановлений и распоряжений Правительства РФ; Положений по бухгалтерскому учету, разрабатываемых Минфином РФ; методических рекомендаций, инструкций, разъясняющих отдельные положения по бухучету; указаний, писем и других документов, уточняющих отдельные требования; внутренних документов организации.
Список литературы
1. Конституция РФ. - М.: Юридическая литература, 1993.
2. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21.11.96г. №129-ФЗ.
3. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное приказом Минфина от 25 ноября 1998 г. № 56н.
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина России от 29.07.98г. №34-н.
5. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480с.
6. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 568с.
7. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 587с.
8. Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 304с.
9. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для вузов. – М.: Экономистъ, 2003. – 618с.
10. Камарджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский учет. – СПб.:Питер,2003.-304с.
11. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 592с.
12. Куттер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000. - 322с.
13. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000. - 456с.