ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

1. Понятие и формирование учетной политики………………………….5

      1.1. Общие положения…………………………………………………5

      1.2. Формирование и раскрытие учетной политики………………..10

      1.3. Изменение учетной политики…………………………………...16

2. Практическое применение учетной политики………………………..19

      2.1. Рабочий план счетов……………………………………………..19

      2.2. Учетная политика для целей налогового учета………………...21

Заключение………………………………………………………………..33

Библиографический список литературы………………………………...35

Приложение……………………………………………………………….37

ВВЕДЕНИЕ

Информация, полученная из бухгалтерского учета, является ос­новой для принятия большей части управленческих решений. Дан­ные, которые сгруппированы и детализированы по соответствующим признакам, позволяют сделать вывод о финансовом состоянии орга­низации и перспективах ее развития, оценить финансовые риски и сформировать инвестиционные программы. На базе учетных данных формируется бухгалтерская и статистическая отчетность, откуда об­щество узнает о состоянии экономики.

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регла­ментации учетного процесса со стороны государства в прошлом в на­стоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бух­галтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгал­терского учета заключается в основном в том, что на основе установ­ленных государством общих правил бухгалтерского учета организа­ции самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Следует отметить, что значение учетной политики недооценива­ется многими организациями, к разработке учетной политики они от­носятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее           элементов.

Между тем выбранная организацией учетная полтика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости про­дукции, прибыли, налогов на добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формиро­вания величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ по­казателей деятельности организации за различные периоды и тем бо­лее сравнительный анализ различных                              организаций.

Учетная политика организации является основным внутренним документом, регулирующим все существенные элементы организации и ведения бухгалтерского учета. При проведении налоговых проверок именно учетная политика и соблюдение ее положений являются объектами пристального внимания проверяющих. Поэтому необходимы глубокие знания о принципах разработки, утверждения и раскрытия учет­ной          политики.

Объект исследования – бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Предмет исследования – особенности учетной политики организации.

Цель исследования - изучить общие принципы формирования учетной политики, внесение в нее изменений, а также применение норм учетной политики организации в практической деятельности.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить перечень допущений и требований, которые должны быть учтены при формировании учетной политики организации.

2. Определить, какие элементы подлежат обязательному отражению в учетной по­литике организации.

3. Изучить понятие «существенные способы ведения бухгалтерского учета».

4. Изучить требования положений по бухгалтерскому учету по раскрытию информации в учетной политике организации.

5. Рассмотреть понятие «учетная политика для целей налогообложения», и изучить ее ос­новные элементы.

1. ПОНЯТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Порядок составления учетной политики организации установлен ПБУ 1/98. Из пункта 1 ПБУ 1/98 следует, что процесс составления учетной политики как внутреннего документа организации состоит из двух этапов: формирование (выбор и обоснование) и раскрытие (придание гласности) учетной политики1.

Первый этап обязателен для всех организаций, имеющих статус юридического лица. Исключение сделано только для кредитных организаций (в силу специфики их предпринимательской деятель­ности) и для филиалов и представительств иностранных организа­ций, находящихся на территории Российской Федерации (которые могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, при условии, что эти правила не противоречат Международным стандартам фи­нансовой отчетности).

Раскрывать учетную политику обязаны только организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству России, учредительным документам либо по собственной инициативе. К числу таких организаций относятся, например, открытые акционерные общества, публичность отчетности которых установлена законодательно (Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 30 декабря 1995 г. № 209-ФЗ)2.

_______________________

1 Положение по бухгалтерскому чету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. №60-н.

2 Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 30 декабря  1995 г. №209-ФЗ.

Учетная политика организации - это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета: 1) первичное наблюдение; 2) стоимостное измерение; 3) текущая группировка; 4) итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности3.

К способам ведения бухгалтерского учета (в соответствии с пун­ктом 3 ПБУ 1/98) относятся способы:

- группировка и оценка фактов хозяйственной деятельности;

- погашение стоимости активов;

- организация документооборота;

- инвентаризация;

- применение счетов бухгалтерского учета;

- система регистров бухгалтерского учета, обработка информации и иные соответствующие способы и приемы4.

В соответствии с пунктом 9 ПБУ 1/98, принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей органи­зационно-распорядительной документацией (приказами, распоряже­ниями и т.п.). Так как вид организационно-распорядительного до­кумента жестко не определен, наиболее целесообразно оформление учетной политики приказом руководителя организации, в котором должны быть изложены основные элементы, а элементы, требующие подробной разработки и занимающие сравнительно большой объем, помещать в приложения к данному приказу. В число таких прило­жений могут входить:

- формы первичной учетной документации, не предусмотренные  альбомами форм;

________________________

3 Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 592с.

4 Положение по бухгалтерскому чету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. №60-н.

- структура и состав структурного подразделения, занимающегося бухгалтерским учетом и отчетностью, а также основные функции, выполняемые этим подразделением;

- график документооборота и т.п.5

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяют с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организацион­но-распорядительного документа. Это значит, что приказ (или распо­ряжение), который утверждает принятие учетной политики, должен быть подписан руководителем организации не позднее 31 декабря года, предшествующего тому, когда данная учетная политика будет применяться.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику в соответствии с названным пунктом ПБУ 1/98 до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регист­рации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

В соответствии с ПБУ 1/98, учетную политику основной орга­низации применяют все филиалы, представительства и иные под­разделения организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

ПБУ 1/98 устанавливает четыре допущения и шесть требований, которые должны учитываться при формировании учетной политики.

Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных пунктом 6 ПБУ 1/98, то эти допущения могут не  раскрываться  в   бухгалтерской   отчетности. При формиро­вании учетной

_______________________

5 Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 304с.

политики организации исходя из иных допущений такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности6.

То есть в общем случае каким-либо особым способом описывать допущения учетной политики не нужно. Однако любое отклонение от них должно быть оговорено в учетной политике. Что касается требований, то отклонение от них в принципе невозможно.

При формировании учетной политики предполагается, что:

- активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и акти­вов и обязательств других организаций (допущение имуществен­ной обособленности);

- организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, у нее отсутствуют намерения и необходимость ликви­дации или существенного сокращения деятельности, и, следова­тельно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

- принятая организацией учетная политика применяется последо­вательно от одного отчетного года к другому (допущение последо­вательности применения учетной политики);

- факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени    поступления    или  выплаты денежных средств, связанных с этими

________________________

6 Положение по бухгалтерскому чету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. №60-н.

фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности)7

Учетная политика организации должна обеспечивать:

- полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);

- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в     бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование    своевременности);

- большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов     и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

- отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из     экономического содержания фактов и условий хозяйствования     (требование приоритета содержания перед формой);

- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по     счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

- рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование     рациональности)8.

Большая часть перечисленных требований и допущений выделяется в качестве отдельных принципов бухгалтерского учета.

________________________

7 Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 304с.

8 Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 587с.

1.2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАСКРЫТИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Начиная с 1999 года учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации. Ранее ответственность за формирование учетной политики организации была закреплена за руководителем организации.

При формировании учетной политики утверждают ряд решений, регулирующих организацию бухгалтерского учета в организации.

Принято различать два аспекта учетной политики — организацион­ный и методологический.

При формировании учетной политики в части организационного аспекта разрабатывают и утверждают:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, который содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевре­менности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчет­ности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила оценки статей бухгалтерской отчетности;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского           учета9.

В данном разделе учетной политики должны раскрываться вопросы, не нашедшие отражения в других разделах, но необходи­мые для организации бухгалтерского учета в организации.

В этом же разделе учетной политики утверждается выбор организационной формы бухгалтерского учета.

Далее в учетной политике должна быть определена форма сче­товодства (системы учетных регистров): журнально-ордерная, мемо­риально-ордерная, автоматизированная, упрощенная и т.п.

К решениям, которые принимают по методологии, относится выбор способов организации бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 8 ПБУ 1/98, при формировании учет­ной политики организации по конкретному направлению бухгал­терского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгал­терскому учету10.

Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формиро­вании учетной политики осуществляется разработка организацией  соответствующего способа, исходя из ПБУ 1/98 и иных положений по бухгалтерского учету.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно вли­яющие на оценку и

_______________________

9 Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480с.

10 Положение по бухгалтерскому чету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. №60-н.

принятие решений заинтересованными пользо­вателями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользо­вателями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансо­вых результатов деятельности организации.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относят:

1) способы амортизации: основных средств, нематериальных и иных активов;

2) оценки: производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;

3) признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг;

4) другие способы11.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соот­ветствующими положениями по бухгалтерскому учету.

В данном разделе учетной политики должны быть определены следующие элементы:

- способы начисления амортизации (по видам амортизируемого имущества);

- метод оценки материально-производственных запасов (при их поступлении в организацию и списании в производство);

________________________

11 Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 304с.

- вариант учета материалов (с использованием счетов 15 и 16 или без них);

- метод оценки готовой продукции;

- вариант учета выпуска готовой продукции (с использованием счета 40 или без них);

- вариант оценки товаров — для организаций розничной торговли (по покупным или продажным ценам);

- оценка отгруженной продукции, товаров, работ и услуг;

- метод оценки незавершенного производства;

- порядок и сроки списания расходов будущих периодов;

- создание резервного фонда;

- создание резерва сомнительных долгов;

- создание резервов предстоящих расходов и платежей;

- порядок списания доходов будущих периодов;

- порядок признания коммерческих и управленческих расходов12.

Из требований нормативных актов Минфина России вытекает необходимость раскрыть в учетной политике организации некоторые другие элементы. Элементы, которые подлежат раскрытию в бухгал­терской отчетности, должны быть отражены и в учетной политике. В данном случае речь о выборе вариантов, как правило, не идет.

В соответствии с пунктом 27 ПБУ 5/01, в бухгалтерской отчет­ности подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум, следующая информация:

- о способах оценки материально-производственных запасов по их группам (видам);

______________________

12 Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 592с.

- о последствиях изменений способов оценки материально-производственных запасов;

- о стоимости материально-производственных запасов, передан­ных в залог;

- о величине и движении резервов под снижение стоимости мате­риальных ценностей13.

Пунктом 32 ПБУ 6/01 предусмотрено, что бухгалтерская отчет­ность должна раскрывать с учетом существенности, как минимум, следующую информацию:

- о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец от­четного года;

- о движении основных средств в течение отчетного года по основ­ным группам (поступление, выбытие и т.п.);

- о способах оценки объектов основных средств, которые получе­ны по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами;

- об изменениях стоимости основных средств, в которой они при­няты к бухгалтерскому учету (достройка, дооборудование, рекон­струкция, частичная ликвидация и переоценка объектов);

- о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);

- об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;

- об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;

- о способах начисления амортизационных отчислений по отдель­ным группам объектов основных средств;

______________________

13 Положение по бухгалтерскому чету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. №44-н.

- об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и факти­чески используемых, которые находятся в процессе государственной               регистрации14.

В соответствии с пунктом 17 ПБУ 9/99, в составе данных об учет­ной политике подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:

- о порядке признания выручки организации;

- о способе определения готовности работ, услуг, продукции, выручка от выполнения, оказания, продажи которых признается по мере                готовности15.

В соответствии с пунктом 20 ПБУ 10/99, в составе информации об учетной политике подлежит раскрытию порядок признания коммерческих и управленческих расходов16.

Пункт 31 ПБУ 14/2000 предусматривает, что в составе данных об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация: - о способах оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства; - о принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов (по отдельным группам); - о способах начисления амортизационных отчислений по отдель­ным группам нематериальных активов; - о способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам17.

         ________________________

14 Положение по бухгалтерскому чету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. №26-н.

15 Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организаций». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г. №32-н.

16 Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г. №33-н.

17 Положение по бухгалтерскому чету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. №91-н.

1.3. ИЗМЕНЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Перечень случаев, когда допускается изменение учетной полити­ки, приведен в пункте 16 ПБУ 1/98, он является исчерпывающим и  ограничивается всего тремя позициями.

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

- изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета; применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяй­ственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степе­ни достоверности информации;

- существенного изменения условий деятельности; существенное изменение условий деятельности организации может быть свя­зано с реорганизацией, сменой собственников, изменением ви­дов деятельности и т.п.18

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения, соответствующим организационно-распорядительным документом.

Не считается изменением учетной политики утверждение спосо­ба ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельнос­ти, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

_____________________

18 Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 568с.

Это значит, что при возникновении таких фактов уточнение учет­ной политики можно производить и в течение календарного года. К числу таких фактов можно отнести, например, приобретение объектов основных средств, относящихся к группе, которая ранее в организации                              отсутствовала.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или спо­собные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельно­сти организации, оценивают в денежном выражении. Оценка в де­нежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгал­терского учета.

Если изменения в учетную политику вносят в результате изме­нения законодательной или нормативной базы, то в соответствую­щих актах, как правило, определяется порядок оценки последствий изменения учетной политики.

Если же изменение производится по иным причинам либо в со­ответствующих законодательных или нормативных актах порядок оценки последствий не установлен, последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финан­совые результаты деятельности организации, отражаются в бухгал­терской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в де­нежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточ­ной надежностью.

В таком случае измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяй­ственной                      деятельности, совершившимся только после введения та­кого                способа19.

Отражение последствий изменения учетной политики заключа­ется в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за от­четный период соответствующих данных за периоды, предшест­вующие отчетному.

Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

Корректировка бухгалтерской отчетности, как правило, связана с изменением вступительного баланса (валюты баланса или пока­зателей по отдельным строкам). В соответствии с пунктом 4.33 Инструкции о бухгалтерской отчетности, причины таких изменений должны быть подробно объяснены в пояснительной записке. В ней же должны быть раскрыты избранные при формировании учетной политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгал­терского учета.

Пункт 22 ПБУ 1/98 уточняет, что информация об изменениях учетной политики, приводимая в бухгалтерской отчетности, должна, как минимум, включать20:

- причину изменения учетной политики;

- оценку последствий изменений в денежном выражении (в отно­шении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);

- указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшество­вавших отчетному, скорректированы.

_____________________

19 Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 304с.

20 Положение по бухгалтерскому чету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. №60-н.

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

2.1. РАБОЧИЙ ПЛАН СЧЕТОВ

Рабочий план счетов является составной частью системы бухгалтерского учета.

Рабочий план счетов - обязательный элемент учетной полити­ки организации, он представляет собой всю совокупность синтети­ческих счетов, субсчетов и аналитических счетов, используемых в организации21. Рабочий план счетов разрабатывают при создании организации и разработке ее учетной политики. В последующем рабочий план счетов ежегодно уточняется в зависимости от измене­ний нормативной базы бухгалтерского учета и изменения производ­ственной, торговой и иной деятельности организации.

Так как в 2002 году все организации (за исключением бюджетных учреждений и кредитных организаций) перешли на новый счетный план, рабочий план счетов был не просто уточнен, а разработан заново.

Теперь в рабочий план счетов организации должны входить не только те счета, субсчета и субсчета аналитического учета, которые используются в организации, однако прямо не предусмотрены Инструкцией по применению нового Плана счетов, но и совокупность счетов, используемых в организации.

При этом рабочий план счетов целесообразно вынести в отдельное приложение к учетной политике и представить его в форме таблицы, где в первой графе указаны счета синтетического учета, второй - субсчета, в третьей    -    счета   аналитического   учета   первого  порядка, открываемые к

___________________

21 Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 592с.

субсчетам, в четвертой (при необходимости) - счета аналитического учета второго порядка, открываемы счетам второго порядка, и т.д. При разработке перечня аналитических счетов следует руководствоваться требованиями Инструкции применению Плана счетов (в части, регулирующей обязанности организации аналитического учета), а также спецификой организации и процессов управления, производства и реализации продую (работ, услуг).

Кроме того, целесообразным может быть привести в приложении к учетной политике корреспонденцию счетов, включенных в рабочий план, а также типовые проводки по отражению в учете операций, наиболее распространенных в данной организации.

Рабочий план счетов организации может иметь следующий (форма рекомендуемая, в рабочий план включены не все счета, которые на практике могут в него включаться) (Приложение 1)22.

___________________

22 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. – М.: «Ось-89», 2003. – 112с.

2.2. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

С 2002 года организации обязаны дополнительно разрабатывать учетную политику для целей налогообложения.

Необходимость разработки учетной политики для целей налого­вого учета установлена главой 25 части второй Налогового кодекса России.

Статьей 313 НК РФ установлено, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налого­вого учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому, а порядок ведения налогового учета устанавли­вается налогоплательщиком в учетной политике для целей налого­обложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряже­нием) руководителя23.

Таким образом, на уровне федерального закона установлена обязанность включать в учетную политику организации дополнитель­ный раздел (для целей налогообложения) или разрабатывать и утверждать отдельный аналогичный документ.

Учетная политика для целей налогового учета должна форми­роваться исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать:

- порядок формирования суммы доходов и расходов;

- порядок определения доли расходов, учитываемых для целей на­логообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

- сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

- порядок формирования сумм создаваемых резервов;

_________________________

23 Налоговый кодекс РФ от 01.02.2003г. – Новосибирск: Сиб. унив. из-во,2003.-592с.

- сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на                 прибыль24.

В учетной политике для целей налогообложения должны быть отражены:

- порядок и схема определения доли расходов (распределение прямых расходов между готовой продукцией и объектами незавершенного производства);

- состав и порядок формирования сумм отдельных резервов25.

При формировании суммы доходов и расходов следует иметь в виду, что по целому ряду позиций требования налогового законода­тельства отличаются от положений нормативных документов по бухгалтерскому учету. Эти различия должны быть выделены особо, и при разработке форм первичных документов налогового учета целесообразно предусмотреть дополнительные графы или строки для наглядного представления этих расхождений.

Порядок формирования сумм создаваемых резервов для целей финансового учета и для целей налогообложения различается принципиально.

В часть учетной политики, которая регулирует организацию налогового учета, следует включить пункты, определяющие:

- ответственного за организацию налогового учета;

- ответственного за ведение налогового учета;

- график документооборота (в приложении к учетной политике) или сроки и состав документов, представляемых лицу, ведущему нало­говый учет;

_____________________

24 Налоговый кодекс РФ от 01.02.2003г. – Новосибирск: Сиб. унив. из-во,2003.-592с.

25 Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 304с.

- формы первичных учетных документов и аналитических регистров налогового учета (в приложении к учетной политике для целей на­логообложения). Обязательными реквизитами в формах аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы являются:

- наименование регистра;

- период (дата) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в де­нежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись и расшифровка подписи лица, ответственного за состав­ление указанных регистров26.

Нетрудно убедиться, что перечень обязательных реквизитов ос­нован на аналогичном перечне, приведенном в статья 9 Закона о бухгалтерском учете и относящемся к обязательным реквизитам пер­вичных документов бухгалтерского учета. Однако есть и некоторые различия, обусловленные спецификой налогового учета. В частно­сти, в регистрах налогового учета не указывают два реквизита, обя­зательные для регистров бухгалтерского учета:

- наименование организации, от имени которой составлен доку­мент;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение    хозяйственной операции и правильность ее оформления27.

Данное обстоятельство следует учитывать при формировании и  утверждении графика документооборота, состава должностных лиц, имеющих право подписи первичных документов налогового учета, и других элементов.

_____________________

26 Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480с.

27 Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 304с.

В этом же разделе учетной политики для целей налогообложения целесообразно отразить выбор метода определения выручки от реали­зации продукции (работ, услуг).

Далее необходимо определить форму, в которой будет осуществ­ляться налоговый учет. Такие сложные формы, как журнально-ордерная или мемориально-ордерная, в налоговом учете вряд ли приме­нимы. Поэтому на практике выбор будет осуществляться из двух форм: ручной и автоматизированной.

В части учетной политики для целей налогообложения, раскрывающей методологические аспекты, должны быть отражены, как минимум, следующие вопросы.

1. Дата признания отдельных видов доходов исходя из требований статьи 271 НК РФ, который определяет дату получения дохода для внереализационных доходов28.

В частности, датой получения дохода по кредитным и иным аналогичным договорам, заключенным на срок более одного отчетного (налогового) периода и не предусматривающим равномерное рас­пределение дохода (либо предусматривающим неравномерное полу­чение дохода), доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов ежеквартально. При этом доход опреде­ляется налогоплательщиком самостоятельно как доля предусмотренного условиями договора дохода, приходящегося за соответствующий квартал.

Доход в виде процентов либо части накопленного купонного (процентного) дохода признается полученным на дату выплаты процентного дохода и (или) дату реализации ценной бумаги - в за­висимости от того, что произошло ранее.

______________________

28 Налоговый кодекс РФ от 01.02.2003г. – Новосибирск: Сиб. унив. из-во,2003.-592с.

2. Условий, на которых заключены действующие кредитные дого­воры, а также порядок распределения доходов или определения доли дохода, приходящейся на каждый отчетный период, если договорами предусмотрено получение дохода на условиях, указанных выше.

Датой получения дохода является последний день отчетного (налогового) периода - по доходам:

- в виде сумм восстановленных резервов и иным аналогичным доходам;

- в виде распределенного в пользу налогоплательщика при его уча­стии в простом товариществе дохода;

- по доходам от доверительного управления имуществом;

- по иным аналогичным доходам.

3. Так как в данном подпункте пункта 4 статьи 271 НК РФ речь идет о различных видах доходов, получаемых в различные отчетные периоды, в учетной политике следует указать, в каких периодах предполагается получение дохода и, следовательно, отражение его в на­логовом учете. Например, восстановленные резервы должны быть отражены в составе доходов в четвертом квартале отчетного года, а суммы по договору простого товарищества и договору доверитель­ного управления имуществом, как правило, в первом или втором квартале.

В случае, если организация предполагает провести переоценку оборотного имущества организации, датой получения дохода явля­ется дата проведения переоценки имущества (на основании акта, со­ставленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета). Целесообразно такую переоценку проводить по результатам прове­денной инвентаризации активов. Однако она может быть проведена и в другие сроки. В учетной политике следует отразить возможность проведения такой переоценки, определить состав комиссии, участву­ющей в работе по переоценке, виды переоцениваемого имущества, а также сроки проведения переоценки.

4. Если организация получает доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), в учетной политике целесообразно отразить ос­новные условия арендных договоров, а также сроки и размеры предпо­лагаемых поступлений. То же относится к доходам от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуаль­ной собственности).

5. Если предполагается разборка или демонтаж объектов основ­ных средств и, следовательно, получение дохода в виде стоимости полученных материалов или иного имущества, в учетной политике целесообразно определить состав комиссии по ликвидации основных средств, а также принципы и схему определения стоимости активов, по­лученных от разборки. Если с достаточной мерой точности можно определить сроки демонтажа объектов основных средств в течение года действия учетной политики, целесообразно указать примерный срок (в пределах отчетного периода), когда будет утвержден соответ­ствующий акт.

6. Организация может также получать доходы в виде сумм кре­диторской задолженности (обязательства перед кредиторами), спи- . санных в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям. Если на момент формирования учетной политики существует кредиторская задолженность, по которой имеется вероят­ность списания, в учетной политике целесообразно указать состав такой задолженности, сумму, а также наиболее вероятные сроки ее спи­сания (например, отчетный период, в котором истекает срок исковой давности).

7. В учетной политике для целей налогового учета необходимо определить состав расходов с подразделением их на прямые и косвен­ные. Если в учетной политике для целей финансового учета не предусмотрено списание общехозяйственных расходов и расходов на продажу непосредственно на счета реализации, этот момент также необходимо отразить в учетной политике для целей налогового уче­та, так как в данном случае налицо прямое расхождение между дан­ными бухгалтерского и налогового учета29.

При получении доходов в течение нескольких отчетных (нало­говых) периодов, а также когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

В учетной политике следует отразить конкретный порядок распределения сумм таких расходов.

Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредст­венно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

При наличии подобных расходов при осуществлении налогопла­тельщиком предпринимательской деятельности в учетной политике для целей налогового учета следует просто отразить необходимость такого распределения. Конкретную схему и процентное соотноше­ние долей, на которые распределяются расходы, в данном случае определить невозможно, так как они непосредственно связаны с размером получаемых доходов. Разумеется, соответствующая запись должна быть сделана и в той части учетной политики, которая регламентирует распределение доходов организации.

Для целей налогового учета материальные расходы учитываются так же,    как  и   для целей финансового учета. Поэтому данный раздел в учетной

______________________

29 Налоговый кодекс РФ от 01.02.2003г. – Новосибирск: Сиб. унив. из-во,2003.-592с.

политике для целей налогообложения может отсутствовать. Однако в случае, если между схемами бухгалтерского и налогового учета имеются расхождения (например при оценке возвратных от­ходов), в учетной политике целесообразно отразить этот факт с приведением обеих схем учета.

Часть расходов на оплату труда, принимаемых для целей налого­вого учета, ограничена требованиями действующего законодатель­ства. В то же время руководство организации может принять решение о выплате отдельных сумм, которые относят к расходам по оплате труда, в размерах, превышающих установленные законодательством. В этом случае в учетной политике для целей налогового учета следу­ет отразить все те виды расходов, по которым выплаты производятся в повышенном размере.

Наибольшие различия между данными бухгалтерского и налого­вого учета могут иметь место по суммам начисленной амортизации объектов основных средств30.

Это связано с тем, что НК России31 устанавливает принципиально иную схему начисления амортизации, нежели ПБУ 6/0132 и другие документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

В учетной политике для целей налогового учета должен быть ука­зан выбранный способ начисления амортизации по каждой группе объектов основных средств. Если по каким-то группам объектов основных средств предусмотрено применение корректирующих ко­эффициентов, данное обстоятельство также должно быть отражено в учетной политике.                                        

_______________________

30 Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 592с.

31 Налоговый кодекс РФ от 01.02.2003г. – Новосибирск: Сиб. унив. из-во,2003.-592с.

32 Положение по бухгалтерскому чету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. №26-н.

Кроме того, целесообразно указать критерии отнесения объектов основных средств к амортизационным группам.

При отражении данных об организации учета расходов на ремонт объектов основных средств в учетной политике для целей налогового учета следует показать следующую информацию:

- о порядке формирования и списания расходов на ремонт основ­ных средств (единовременно - по осуществлении, на расходы будущих периодов, за счет соответствующего резерва);

- о порядке распределения сумм расходов на ремонт внутри нало­гового и отчетных периодов.

Организациям, в которых размер расходов на ремонт прини­мается к учету с ограничениями, целесообразно указывать:

- балансовую стоимость объектов основных средств, относящихся к каждой амортизационной группе, и, соответственно, норматив расходов на ремонт, которые могут быть приняты к учету едино­временно;

- способ списания части расходов, превышающих установленный норматив, применительно к каждой амортизационной группе.

8. Рассмотрение особенностей учета прочих расходов заслужива­ет отдельного разговора. Достаточно сказать, что количество видов прочих расходов в НК России увеличено по сравнению с Положе­нием о составе затрат с 14 до 47. Каждый из видов прочих расходов имеет свои особенности учета, большая часть которых подлежит раскрытию в учетной политике для целей налогового учета.

Общие же рекомендации можно свести к следующему:

- если между схемами бухгалтерского и налогового учета имеется различие, этот факт необходимо отразить в учетной политике с указанием вида расходов, а также схем учета и оценки возмож­ных расхождений;

- если по так называемым нормируемым видам расходов (коман­дировочные, представительские, рекламные) организацией установ­лены более высокие нормативы расхода, чем в НК РФ, в учетной политике следует указать эти виды расходов, повышенные нормы расходов, оценку вероятных расхождений между данными бухгал­терского и налогового учета и порядок корректировки данных33.

9. Организациям, осуществляющим операции, связанные с арендой объектов основных средств, в учетной политике для целей налогового учета целесообразно отразить условия арендных дого­воров, а также схему распределения расходов между различными объектами и видами деятельности организации. Данную информа­цию следует увязать с аналогичной информацией о порядке призна­ния доходов от арендных операций.

10. Если в очередном налоговом периоде предполагается выпуск ценных бумаг (дополнительная эмиссия акций или выпуск облига­ций), целесообразно в учетной политике отразить размер вероятной эмиссии, ссылку на решение общего собрания общества об эмиссии ценных бумаг, а также оценить расходы, связанные с эмиссией.

11. Кроме того, следует иметь в виду, что Налоговый кодекс приравнивает к внереализационным расходам убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности:

- убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде;

- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок ис­ковой давности, а также суммы других долгов, не реальных к взысканию.

Если такие убытки по состоянию на дату формирования учетной политики могут быть оценены, они должны найти отражение в учет­ной политике. При этом целесообразно указать следующие данные:

_____________________

33 Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 304с.

- дата и причина образования убытков;

- размер убытка;

- порядок и сроки списания34.

12. В том случае, когда предполагается создать резерв сомнитель­ных долгов, в учетной политике для целей налогового учета следует отразить следующие данные:

- состав сомнительных долгов — по суммам, должникам и срокам возникновения;

- размер создаваемого резерва;

- сумма резерва, подлежащая списанию в каждом отчетном периоде.

При формировании учетной политики на следующий год долж­ны уточняться не только эти данные, но и данные об остатках неиспользованного резерва.

13. При создании резерва на гарантийное обслуживание и гаран­тийный ремонт в учетной политике для целей налогообложения целесообразно указать следующие данные:

- состав создаваемых резервов по видам реализуемых товаров;

- схема расчета резерва;

- порядок и сроки уточнения резерва.

Напомним, что, в соответствии с главой 25 НК РФ, по истече­нии налогового периода налогоплательщик должен скорректировать размер созданного резерва исходя из доли фактически осуществлен­ных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за истекший период35.

_______________________

34 Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 592с.

35 Налоговый кодекс РФ от 01.02.2003г. – Новосибирск: Сиб. унив. из-во,2003.-592с.

14. Другие вопросы, подлежащие раскрытию в учетной политике для целей налогового учета.

Если организация осуществляет расходы, порядок списания которых в главе 25 НК РФ определен особо (расходы на освоение природных ресурсов, расходы на научно-исследовательские и опыт­но-конструкторские работы и т.п.), а также осуществляет виды де­ятельности, для которых установлен особый порядок организации налогового учета (торговля, страхование, ценные бумаги и т.п.), в учетной политике организации должна быть раскрыта дополнительная информация исходя из требований соответствующих статей главы 25 части второй НК России36.

Учетная политика организации является обязательным элемен­том документального регулирования деятельности бухгалтерских служб организаций. В этом распорядительном документе устанавли­ваются общие принципы организации бухгалтерского учета, действу­ющие в конкретной организации, которые позволяют обеспечить непрерывность бухгалтерского учета, а также выполнение функций бухгалтерскими службами. Кроме того, грамотно оформленная учетная политика позволяет оптимизировать налогообложение.

______________________

36 Налоговый кодекс РФ от 01.02.2003г. – Новосибирск: Сиб. унив. из-во,2003.-592с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся

- первичное наблюдение;

- стоимостное измерение;

- текущая группировка;

- итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ 1/98 допущений и требований.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организа­ции.

При этом утверждаются:

- выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организации по конкретно­му направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуще­ствляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законо­дательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учет­ной политики осуществляется разработка организацией соответству­ющего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организацион­но-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями органи­зации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от места их нахождения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс РФ от 01.02.2003г. – Новосибирск: Сиб. унив. из-во,2003.-592с.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организаций». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г. №32-н.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г. №33-н.

4. Положение по бухгалтерскому чету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. №44-н.

5. Положение по бухгалтерскому чету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. №91-н.

6. Положение по бухгалтерскому чету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. №60-н.

7. Положение по бухгалтерскому чету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. №26-н.

8. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 30 декабря             1995 г. №209-ФЗ.

9. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480с.

10. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. П.С. Безруких. – М.: Бухгалтерский учет, 2002. – 568с.

11. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 587с.

12. Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 304с.

13. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 592с.

14. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. – М.: «Ось-89», 2003. – 112с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рабочий план счетов

Наименование счета

Номер счета

Номер и наименование субсчета 1 порядка

Номер и наименование субсчета 2 порядка

1

2

3

4

Основные средства

01

01-1 «Здания»

01-1-1 «Здания собственные» 01-1-2 «Здания арендованные»

01-2 «Сооружения»

01-3 «Машины и оборудо­вание»

Налог на добавлен­ную стоимость по приобре­тенным ценностям

19

19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным ресурсам»

19-3-1 «НДС по оплаченные материальным ресурсам»

19-3-2 «НДС по оприходован­ным материальным ресурсам»

Основное производство

20

20-1 «Основное производство продукции, облагаемой НДС

20-2 «Основное производство продукции, не облагаемой НДС»

Товары

41

41-1 «Товары на складах»

41-2 «Товары в розничной торговле»

41 -3 «Тара под товаром и порожняя»

41-3-1 «Тара под товаром» 41-3-4 «Тара порожняя»

Kaccd

50

50-1 «Касса организации»

50-2 «Операционная касса»

50-2-1 «Касса остановочного пункта 1»

50-2-1 «Касса остановочного пункта 2»

Продолжение приложения 1

1

2

3

4

50-3 «Денежные документы»

50-3-1 «Почтовые марки»

50-3-2 «Оплаченные авиа­билеты»

50-3-3 «Оплаченные путевки»

55-2 «Чековые книжки»

55-3 «Депозитные счета»

55-4 «Средства целевого финансирования»

55-4-1 «Средства финансирова­ния капитального строительства 55-4-1 «Средства бюджетного финансирования»

Расчеты с по­ставщиками и подрядчи­ками

60

60-1 «Расчеты с поставщиками материально-производственных запасов»

60-1-1 «Расчеты с поставщика­ми по акцептованным докумен­там, срок оплаты которых не наступил»

60-1-2 «Расчеты с поставщика­ми по не оплаченным в срок расчетным документам»

60-2 «Расчеты с подрядчиками за выполненные работы и ока­занные услуги»

60-3 «Векселя выданные»

60-3-1 «Расчеты по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил» 60-3-2 «Расчеты по просрочен­ным оплатой векселям»

60-4 «Авансы выданные»

Продолжение приложения 1

 

1

2

3

4

60-5 «Расчеты по полученному коммерческому кредиту»

Расчеты с по­купателями и заказчиками

62

62-1 «Расчеты с покупателями и заказчиками по расчетным документам»

62-1-1 «Расчеты по документам, срок оплаты которых не наступил»

62-1-2 «Расчеты по просрочен-ным с оплатой документам»

62-2 «Авансы полученные»

62-3 «Векселя полученные»

62-3-1 «Векселя полученные, срок оплаты по которым не наступил»

62-3-2 «Векселя полученные, срок оплаты по которым наступил»

Расчеты с пер­соналом по оплате

70

70-1 «Расчеты с персоналом по оплате труда по основной и дополнительной заработной

70-1-1 «Расчеты по оплате труда с работниками основного про­изводства»

70-1-2 «Расчеты по оплате труда с работниками вспомогательных производств»

70-1-3 «Расчеты по оплате труда с работниками управления и общехозяйственным персоналом»

70-2 «Расчеты по премиям за основные результаты деятельности»

70-3 «Расчеты по премиям за счет прибыли»

70-4 «Расчеты по оплате временной нетрудоспособности»

и т.д.

Расчеты с раз­ными дебито­рами и креди­торами

76

76-1 «Расчеты по имуществен­ному и личному страхованию»

76-1-1 «Расчеты поличному страхованию» 76-1-2 «Расчеты по имуществен­ному страхованию»

Продолжение приложения 1

1

2

3

4

76-2 «Расчеты по претензиям»

76-2-1 «Расчеты по претензиям с поставщиками материально-производственных запасов» 76-2-2 «Расчеты по претензиям с транспортными организа­циями» 76-2-3 «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, подлежа­щим получению»

76-3 «Расчеты по причитаю­щимся дивидендам и другим доходам»

76-4 «Расчеты по депониро­ванным суммам»

Уставный капитал

80

80-1 «Уставный капитал объявленный»

80-2 «Уставный капитал под­писной»

80-3 «Уставный капитал опла­ченный»

Продажи

90

90-1 «Выручка»

90-2 «Себестоимость продаж»

90-3 «НДС»

90-4 «Акцизы»

90-9 «Прибыль/убыток от продаж»

и т.п.