Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

1. Учет расходов к распределению………………………………………….4

1.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Расчеты с

       покупателями и заказчиками……………………………………………4

1.2. Учет резервов по сомнительным долгам………………………………7

1.3. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам……………………...9

1.4. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению……… 10

1.5. Учет расчетов с персоналом по оплате труда………………………...13

1.6. Учет расчетов с подотчетными лицами……………………………… 14

1.7. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям………………….16

1.8. Учет расчетов с учредителями………………………………………...17

1.9. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами……………….18

1.10. Учет расчетов с филиалами…………………………………………..19

2. Практическая часть……………………………………………………… 22

Заключение…………………………………………………………………..23

Список литературы………………………………………………………….24

Введение

Экономический строй любого государства может основывается только на двух организационных началах: объективном, которое заложено в экономических законах, и субъективном, которое несет в себе руководящий орган. Объективное начало заложено в экономике, имеющей терминологическое определение «рыночная», а субъективное основывается на планово-директивных методах управления экономикой.

Рыночная экономика значительно усилила роль финансов в функционировании предприятий и определила для них новое место в системе хозяйствования. Воздействие финансов на деятельность хозяйствующего субъекта осуществляется через финансовый механизм. В структуру последнего входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационные обеспечение. Все пять элементов проявляются в образовании и использовании денежных фондов, которые требуют постоянного соизмерения их размеров. Осуществляется такое измерение посредством бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет представляет огромный интерес для всех людей, которые имеют отношение к предпринимательству, управлению собственностью, инвестированию и финансированию. Всем им необходимо знать «язык бизнеса», каким по праву является бухгалтерский учет.

В России была создана уникальная система учета, которая полнос­тью соответствовала предъявляемым к ней требованиям. Основными задачами реформирования системы бухгалтерского учета являются: формирование системы стандартов учета и отчетности, которые смогли бы обеспечить полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;  обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;  оказание необходимой методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

1. Учет расходов к распеределению

1.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Расчеты с покупателями и заказчиками

Учет расходов к распределению включает в себя учет: расчетов с поставщиками и подрядчиками; покупателями и заказчиками; резервов по сомнительным долгам; расчетов с бюджетом по налогам и сборам; расчетов по социальному страхованию и обеспечению расчетов с персоналом по оплате труда; расчетов с подотчетными лицами; расчетов с персоналом по прочим операциям; расчетов с учредителями; расчетов с разными дебиторами и кредиторами; расчетов с филиалами. Рассмотрим все перечисленное более подробно.

 В ходе осуществления хозяйственной деятельности предприятия производя расчеты за продукцию и услуги с поставщиками (подрядчиками) и покупателями. Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ, оказа­ния услуг либо одновременно с ними с согласия организации. Поставщикам и подрядчикам может быть выдан в соответствии с хозяйственным договором аванс [7].

Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подряд­чиками предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчика­ми». Все операции, связанные с расчетами за приобретенные матери­альные ценности, принятые работы, оказанные услуги отражаются на данном счете независимо от времени оплаты.

Типовые бухгалтерские проводки представлены  в Таблице 1 [3].

Таблица 1

Типовые бухгалтерские проводки по счету 60

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

Акцептованы счета фактуры поставщиков

07, 08, 10, 11,

15, 20, 23, 25, 26, 29,44

60

Начислен НДС

19

60

Оплачены счета поставщиков или подрядчиков, выданы авансы поставщика и подрядчикам

60

50, 51, 55

Отражены суммы, зачтенные при взаимных расчетах

60

62

На счете 60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим товарно-материальным цен­ностям, несоответствия цен, обусловленных договором счет 60 кредитуют на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).

Без согласия организации в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду электроэнергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги.

Учет выданных авансов осуществляется обособленно в отдельных регистрах аналитического учета с целью получения информации о рас­четах с конкретными поставщиками и контроля за их состояниями. Суммы выданных авансов перечисляются по платежному поручению с рас­четного или других счетов в банках.

Расчеты с покупателями и поставщиками производятся платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, в виде товарообменных операций (бартерные сделки), в порядке уступки права требова­ния, договора мены инкассовыми поручениями, аккредитивами, векселями, чеками [7].

Порядок учета расчета с покупателями и заказчиками зависит от выбранного метода учета реализации продукции.

Если за момент реализации продукции принимается момент опла­ты ранее отгруженной продукции, то дебиторская задолженность учи­тывается по производственной себестоимости по Дебету 45 «Товары отгруженные» с Кредита 43 «Готовая продукция». По мере оплаты отгруженной продукции Дебет 51, 52 и других счетов, Кредит 90 «Продажи» ее списывают с Кредита 45 в Дебет 90. Одновременно начисляется НДС по реализованной продукции Дебет 90 Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Если за момент реализации продукции принимается момент ее отгрузки, то дебиторская задолженность, отражается по цене реализа­ции продукции на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К этому счету могут быть открыты субсчета:

1. «Расчеты в порядке инкассо».

2. «Расчеты плановыми платежами».

3. «Векселя полученные» и другие.

На субсчете 61/1 «Расчеты в порядке инкассо» учитываются рас­четы по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате расчетным документом за отгруженную продукцию (товары), вы­полненные работы и оказанные услуги.

На субсчете 62/2 «Расчеты плановыми платежами» учитывают рас­четы с покупателями и заказчиками при длительных хозяйственных связях с ними, когда расчеты носят постоянный характер и не заверша­ются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу.

На субсчете 62/3 «Векселя полученные» учитываются расчеты с покупателями и заказчиками, обеспеченные полученными векселями [2].

На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги предприятие предъявляет расчетные документы поку­пателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись (Таблица 2).

Таблица 2

Типовые бухгалтерские проводки по счету 62

№ п/п

Содержание операций

Корреспонди­рующие счета

Дебет

Кредит

1

Получен аванс от покупателя под отгрузку продукции

51

62/а

2

Начислен НДС с аванса

62/а

68

3

Отражена задолженность покупателя за про­данные товары

62

90/1

4

Восстановлен НДС по сумме аванса

62/а

68

5

Произведен зачет аванса

62

62/а

6

Поступление денежных средств от покупа­теля в окончательный расчет

51

62

7

Отражена задолженность покупателя на сумму стоимости реализуемого прочего имущества

62

91/1

8

Отражено получение векселя от покупателя

62

62/3

9

Списание неоплаченной задолженности за счет резерва по сомнительным долгам

63

62

10

Списание неоплаченной задолженности поку­пателя при отсутствии резерва по сомнитель­ным долгам

91

62

1.2. Учет резервов по сомнительным долгам

Для обобщения информации о резервах по сомнительным долгам предназначен счет 63 «Резервы по сомнительным долгам». Сомнитель­ным долгом признается любая задолженность перед предприятием, орга­низацией, учреждением, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, бан­ковской гарантией. Организации, предприятия, учреждения вправе созда­вать резервы по сомнительным долгам.

В бухгалтерском учете резервы создаются только по долгам, свя­занным с расчетами за товары (работы, услуги). Сумма резервов по сомнительным долгам для целей бухгалтерского учета не нормируется. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частич­но. Резервы по сомнительным долгам можно создавать каждый квар­тал, но лишь тем организациям, которые рассчитывают налог на прибыль методом начисления. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов равномерно в течение отчетного (налогового) периода [3].

На сумму создаваемых резервов делаются записи по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебе­ту счета 63 в корреспонденции с соответствующими счетами учета рас­четов с дебиторами. Аналитический учет по счету 63 ведется по каж­дому созданному резерву.

По окончании года сумма резервов сомнительных долгов, созданная в предыдущем отчетном году и не использованная в течении отчетного года, списывается с дебета счета 63 в кредит счета 91 «Прочие рас­ходы и доходы» и тем самым присоединяется к прибыли отчетного года. Одновременно организацией оформляется создание резерва по сомнительным долгам с включением во вновь образованный резерв не­погашенных долгов, выявленных по результатам инвентаризации деби­торской задолженности [1].

Дебиторская задолженность, по которой созданы резервы, в годовом бухгалтерском балансе уменьшается на суммы этих резервов (без кор­респонденции по счетам задолженности и счету 63 «Резервы по сомни­тельным долгам»). В пассиве бухгалтерского баланса сумма образован­ного резерва по сомнительным долгам отдельно не отражается. В след­ствии этого информация о дебиторской задолженности, обобщенная на соответствующих счетах бухгалтерского учета, не будет совпадать с соответствующими показателями бухгалтерского баланса.

1.3. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

В соответствии с первой частью налогового Кодекса РФ налоги Российской Федерации делятся на три группы: федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Данные налоги могут зачис­ляться в бюджеты различных уровней. К ним относят, например: НДС, водный налог, федеральные лицензионные сборы и т.д.

Региональные налоги, их отличительной чертой является установле­ние элементов налога в соответствии с законодательством страны и за­конодательными актами ее субъектов. Примером таких налогов могут слу­жить налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы и т.д.

Местные налоги, которые вводятся местными органами власти в соответствии с законодательством страны. Примерами таких налогов могут служить земельный налог, налог на рекламу, местные лицензион­ные сборы.

Уплата многих налогов (НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц и т.д.) регламентируется 2 частью Налогового кодекса РФ. По каждому налогу устанавливаются: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период;  налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога; налоговые льготы.

Примеры бухгалтерских проводок по отражению отдельных налогов в зависимости от источников отражены в Таблице 3 [5].

Таблица 3

Примеры бухгалтерских проводок по отражению отдельных налогов в зависимости от источников

Источники основных налогов с юридических лиц

Налог

Бухгалтерская проводка

Выручка от реализа­ции продукции, работ, услуг

НДС

Дебет 90-3 Кредит 68

Акцизы

Дебет 90-4 Кредит 68

Налог с продаж

Дебет 90 Кредит 68

Себестоимость продукции, работ, услуг

Земельный налог

Дебет 26, 44 и т.д. Кредит 68

Налог на пользова­телей автодорог

Налог с владельцев автотранспортных средств

Налог на игорный бизнес

Доход физических лиц

Налог на доход физических лиц

Дебет 70, 75 Кредит 68

Финансовый результат деятельности

Налог на имущество предприятия

Дебет 91 Кредит 68

Налог на рекламу

Прибыль

Налог на прибыль

Дебет 99 Кредит 68

Сроки уплаты устанавливаются законодательными органами субъек­тов РФ.

Из общего размера уплаченного налога 25% зачисляются в феде­ральный бюджет, в том числе 4% - в Федеральный дорожный фон­да РФ.

Синтетический учет расчетов с бюджетом ведется по счету 68 - в журнале-ордере №8. Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов [3].

1.4. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

В РФ образованы внебюджетные фонды, которые являются состав­ной частью финансовой системы России и созданы с целью обеспече­ния чрезвычайно важных для общества социальных расходов самосто­ятельными источниками покрытия.

Одним из источников формирования данных фондов являются еди­ный социальный налог (ЕСН), уплачиваемый работодателями, в соответ­ствии с 2 частью НК РФ. Работодателями могут являться как юриди­ческие лица, так и индивидуальные предприниматели.

Для обобщения информации о расчетах по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование персонала предприятия, а также в фонд занятости используется счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспе­чению». К счету 69 могут быть открыты следующие субсчета:

69/1 Расчеты по социальному страхованию;

69/2 Расчеты по пенсионному обеспечению;

69/3 Расчеты по обязательному медицинскому страхованию.

Объект обложения — выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателем в пользу работников по всем основаниям. Объект налогообложения зависит от категории плательщика ЕСН.

При расчете налогооблагаемой базы, учитываются начисленные работнику суммы независимо от источника их финансирования и разме­ров, за исключением сумм, не подлежащих налогообложению в соответ­ствии со статьей 238 2 части НК РФ и с учетом налоговых льгот установленных статьей 239 НК РФ.

Ставки налога зависят от налоговой базы на каждого работника, исчисленных нарастающим итогом с начала года. Основной особеннос­тью является регрессивная шкала ставок налога.

В соответствии с федеральным Законом РФ от 2.01.2000 г. № 10-ФЗ «О тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 г.» установлены страховые тарифы на обязательное социальное страхова­ние от несчастных случаев на производстве и профессиональных забо­леваний для страхователей в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям. Конкретный процент определяется в зависимости от класса профессионального риска [2].

Порядок расчета отчислений во внебюджетные фонды аналогичен. Однако, имеется особенность по Фонду социального страхования. Плательщики перечисляют ежемесячно в этот фонд не всю сумму взносов, а лишь остаток от начисленных страховых взносов за вычетом факти­чески произведенных расходов на санаторно-курортное обслуживание тру­дящихся и членов их семей и выплату всех видов пособий по соци­альному страхованию.

При отражении расчетов по социальному страхованию и обеспече­нию в учете возникают следующие проводки (Таблица 4) [3]:

Таблица 4

Примеры проводок при отражении расчетов по социальному страхованию

Содержание операции

Документы

Корреспонди­рующие счета

Дебет

Кредит

1. Начислен единый социальный налог (ЕСН) с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в фонд социального страхования

Бухгалтерская справка-расчет

20, 23, 25, 26, 29, 44

69/1-1

2. Начислен ЕСН с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в пенсионный фонд

Бухгалтерская справка-расчет

20, 23, 25, 26, 29, 44

69/2

3. Начислен ЕСН с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Бухгалтерская справка-расчет

20, 23, 25, 26, 29, 44

69/3-1

4. Начислен ЕСН с заработной платы работников в части, под­лежащей перечислению в терри­ториальный фонд обязательного медицинского страхования

Бухгалтерская справка-расчет

20, 23, 25, 26, 29, 44

69/3-2

5. Начислены взносы на соци­альное страхование от несчаст­ных случаев на производстве и профзаболеваний

Бухгалтерская справка-расчет

20,2 3, 25, 26, 29, 44

69/1-2

6. Начислены взносы на суммы выплат в пользу работников, производимых организацией за счет соответствующих источников

Бухгалтерская справка-расчет

91

69

7. Страховые взносы с сумм отпускных

Бухгалтерская справка-расчет

96

69

8. Фактическое перечисление отчислений по социальному страхованию и обеспечению

Платежное поручение

69/1-1, 69/1-2, 69/2, 69/3-1, 69/3-2

51

1.5. Учет расчетов с персоналом по оплате труда

Основными формами оплаты труда являются: повременная, сдельная и аккордная. Формы оплаты труда имеют свои системы: простая повре­менная, повременно-премиальная, прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная.

В зависимости от размеров предприятия учет личного состава работников может осуществлять специальная служба — отдел кадров или осуществляться бухгалтерией. Первичными документами по учету дви­жения персонала являются приказы (распоряжения) о приеме на рабо­ту (ф. № Т-1), переводе (ф. № Т-5), предоставлении отпусков, уволь­нении (ф. № Т-8) и др. Каждому работнику при приеме на работу (постоянно или временно) присваивается табельный номер и открывает­ся личная карточка (ф. № Т-2), содержащая основные данные о работ­нике. На основании копий приказов, поступающих в бухгалтерию, о при­еме на работу, бухгалтер открывает на каждого работника лицевой счет (ф. Т-54) или карточку-справку с занесением всех справочных данных. Лицевой счет открывается сроком на год. Срок хранения лицевых сче­тов — 75 лет. Ежемесячно бухгалтерией организации в лицевые счета работников заносятся сведения о размере начисленной оплаты труда и иных доходов работника, суммах произведенных удержаний и вычетов, а также о суммах, причитающихся к выплате. Основанием для заполне­ния лицевых счетов являются табели учета использования рабочего вре­мени, наряды на сдельную работу, наряды — заказы на выполнение работы, листки о временной нетрудоспособности, приказы (распоряже­ния) администрации о выплате премий, оказании материальной помощи исполнительные документы, поступившие в организацию.

Учет отработанного времени необходимого при начислении заработ­ной платы, а также правильного определения средней численности ра­ботников на предприятии организуется в табеле учета рабочего вре­мени (ф. № Т-12) [4].

Синтетический учет расчетов по оплате труда организации ведут на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», в развитие которо­го могут открывать соответствующие субсчета. К данному счету могут быть открыты следующие субсчета:

70/1 «Расчеты с сотрудниками, состоящими в штате организации»;

70/2 «Расчеты с совместителями»;

70/3 «Расчеты по договорам гражданско-правового характера».

По кредиту счета отражают суммы начисленной оплаты труда, пре­мий, пособий по временной нетрудоспособности. Основанием для начис­ления оплаты труда, премий, пособий и других выплат служат табели учета отработанного времени, наряды на сдельную работу, рапорты о выработке, листки о простоях, листки нетрудоспособности и т.д. Начис­ленные работникам организации суммы отражаются по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в дебет счетов: 08, 20, 23, 25, 26, 28, 44, 69, 96.   

По дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» учитываются выплаты работникам, сумма удержанного налога на доходы физи­ческих лиц, своевременно не возвращенные подотчетными лицами авансы, суммы за причиненный материальный ущерб, за брак, в погашение задол­женности по выданным займам, по исполнительным документам в пользу различных юридических и физических лиц. Выплаты и удержания отра­жаются по дебету счета 70 в кредит счетов: 50, 51, 68, 71, 73, 76 [7].

1.6. Учет расчетов с подотчетными лицами

Для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам выданным им под отчет на административно-хозяйственные и операцион­ные расходы используется счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Подотчетными называются денежные авансы, выдаваемые работникам организации из кассы на мелкие хозяйственные расходы и на расходы по командировкам. Минфином установлены нормы возмещения расходов, связанных с командировкой работников в организации, расположенные на территории РФ. Расходы по проезду к месту командировки и обратно оплачиваются по фактическим расходам, подтвержденным соответствую­щими документами. Руководители организаций могут разрешить, в поряд­ке исключения, производить дополнительные выплаты, связанные с коман­дировками, сверх установленных норм. Дополнительные выплаты относят на себестоимость продукции. Однако для целей налогообложения затра­ты на командировки принимаются в установленных пределах.

Сумму аванса, выдаваемого под отчет, определяют по предвари­тельному расчету стоимости проезда, суточных, квартирных и других рас­ходов. Полученные деньги разрешается расходовать подотчетными ли­цами только на цели, которые они выданы. В установленные сроки по­дотчетные лица обязаны представить отчеты о действительно израсхо­дованных суммах с приложением оправдательных документов. Отчеты о расходах по командировкам, например, должны быть представлены в течение 3 дней по возвращении из командировки. Неизрасходованные суммы аванса подотчетные лица возвращают в кассу. Новый аванс подотчетным лицам выдается только после полного расчета по ранее выданному авансу. В бухгалтерии авансовые отчеты проверяют и определяют расходы, подлежащие утверждению. Отчеты утверждает руково­дитель организации.

Согласно трудовому кодексу РФ предприятия обязано оплатить командированному сотруднику: проезд; наем жилья; в суточные; иные расходы, которые сотруднику поручил произвести работода­тель.

Затраты на проезд возмещаются в полном объеме при условии их подтверждения билетами [1].

Типовые проводки по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» представлены в Таблице 4 [6; 7].

Таблица 4

Типовые проводки по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

№ п/п

Содержание операций

Корреспонди­рующие счета

Дебет

Кредит

1

Выданы подотчетные суммы наличными

71

50

2

Подотчетные лица произвели расходы, связанные с приобретением, доставкой, оборудования, капитальными вложениями, материалов, животных

07,08, 10,11, 15

71

3

Подотчетные лица произвели расходы, кото­рые относятся к основному или вспомога­тельному производствам, а также на общепроизводственные и общехозяйственные

нужды

20, 23, 25, 26

71

4

Подотчетные лица возвратили неиспользо­ванные суммы полученного аванса

50

71

5

Незаконный расход подотчетных сумм, отне­сенный, согласно исполнительному листу, за счет подотчетных лиц или иных виновников

73

71

При журнально-ордерной форме учета расчеты с подотчетными ли­цами отражаются в журнале-ордере № 7. Аналитический учет по счет 71 ведется по каждой сумме, выданной под отчет.

1.7. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям

Учет расчетов с персоналом по прочим операциям ведут на синтетическом счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». К этому счету могут быть открыты следующие субсчета:

- 73/1 Расчеты по предоставленным займам,

- 73/2 Расчеты по возмещению материального ущерба и др. [6].

На субсчете 73 /1 «Расчеты по предоставленным займам» отра­жаются расчеты с работниками организации по предоставленным им зай­мам (например, на индивидуальное и кооперативное жилищное строи­тельство, приобретение или строительство садовых домиков и благоуст­ройство садовых участков, обзаведение домашним хозяйством и др.).

На субсчете 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущер­ба» учитываются расчеты по возмещению материального ущерба, при­чиненного работником организации в результате недостач и хищений денежных и товарно-материальных ценностей, брака, а также по возме­щению других видов ущерба.

В дебет счета 73 суммы, подлежащие взысканию с виновных лиц, относятся с кредита счетов 94 и 98 «Доходы будущих периодов» (за недостающие товарно-материальные ценности), 28 «Брак в производ­стве» (за потери от брака продукции) и др.

По кредиту счета 73 записи производятся в корреспонденции со счетами:

- 70 - на суммы удержаний из сумм по оплате труда;

- 94 - на суммы списанных недостач при отказе во взыскании ввиду необоснованности иска.

Аналитический учет по счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» ведется по каждому работнику организации [6; 7].

1.8. Учет расчетов с учредителями

Все виды расчетов с учредителями (акционерами АО, участниками полного товарищества, членами кооператива и др.), в том числе и по вкладам в Уставный капитал организации и по выплате доходов учиты­вают на счете 75 «Расчеты с учредителями». Государственные и муни­ципальные унитарные предприятия используют данный счет для учета всех видов расчетов с уполномоченными на их создание государствен­ными органами и органами местного самоуправления.

Фактически внесенные учредителями материальные ценности и денежные средства отражают по дебету материальных и денежных сче­тов и кредиту счета 75/1 «Расчеты по вкладам в уставный (складоч­ный) капитал».

При создании организации на установленную сумму вкладов учредителей в уставный капитал делают проводку: Дебет 75/1 Кредит 80.

Дивиденды в акционерном обществе начисляются на основании протокола и решения собрания акционеров, по справке бухгалтерии, в кото­рой отражаются и суммы удержанных налогов.

Дивиденды, выплачиваемые акционерам, облагаются налогом на при­быль следующим образом:

- для российских организаций - 6%;

- для иностранных организаций - 15%;

- физическим лицам - резидентам РФ - 6%;

- физическим лицам - нерезидентам РФ - 30% [3].

Аналитический учет расчетов с учредителями по доходам ведется по каждому учредителю (участнику) в ведомости №7. Учет расчетов с учредителями (участниками) в рамках группы взаимосвязанных органи­заций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 75 «Расчеты с учредителями» обособленно.

Синтетический учет расчетов по доходам учредителей ведется в журнале-ордере № 8 [2; 3].

1.9. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами

Для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами, не отраженных на счетах 60-75 предназначен счет 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами».

К счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» могут открываться следующие субсчета:

- 76/1 Расчеты по имущественному и личному страхованию;

- 76/2 Расчеты по претензиям;

- 76/3 Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам;

- 76/4 Расчеты по депонированным суммам и др. [1; 6].

На субсчете 76/1 отражаются расчеты по страхованию имущества и персонала (кроме расчетов по социальному страхованию и обязатель­ному медицинскому страхованию) организации, в котором организация выступает страхователем.

На субсчете 76/2 отражаются расчеты по претензиям, предъявлен­ным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам. Взаимные претензии возникают в основном из-за несоблюдения условий договоров и обязательств по расчетам. Эти претензии могут быть урегулированы до передачи дела в суд (арбитраж) и в соответствии с Положением о претензионном порядке урегулирова­ния споров.

Субсчет 76/3 используется для расчетов по причитающимся орга­низациям дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыт­кам и другим результатам по договору простого товарищества. Подле­жащие получению (распределению) доходы отражаются по дебету счета 76 и кредиту счета 91. Активы, полученные организацией в счет дохо­дов, приходуются по дебету счетов учета активов и кредиту счета 76.

Субсчет 76/4 предназначен для учета расчетов с работниками пред­приятия по депонированным суммам

Начисленные, но не выплаченные в установленный срок (из-за неяв­ки получателя), суммы оплаты труда, дохода от участия организации отражаются по кредиту счета 76, субсчет «Расчеты по депонированным суммам» в корреспонденции со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами в рамках груп­пы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 76 обособленно [7].

1.10. Учет расчетов с филиалами

В состав организации могут входить филиалы, представительства, обособленные подразделения.

Статья 55 Гражданского кодекса РФ определяет, что филиалы или представительства являются обособленными подразделениями юридичес­кого лица, расположенными вне места его нахождения. Основное разли­чие между ними заключается в том, что филиалы полностью или час­тично выполняют любые функции создавшего его юридического лица, в т.ч. функции представительства, а представительство представляет ин­тересы головной организации и осуществляет их защиту.

Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что обособленными подразделениями организации являются любые территориально обособленные от нее подразделения, по месту нахождения которых оборудованы стационарные рабочие места.

Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок не менее одного месяца.

Признание обособленного подразделения производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительских до­кументах.

От признания или непризнания наличия обособленного подразделе­ния зависит порядок распределения налогов меду Федеральным и реги­ональными бюджетами.

В соответствии с пунктом 8 ПБУ 4/99 (утвержденным приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 43-н) бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представи­тельств и иных подразделений, включая выделенных на отдельный ба­ланс. Поэтому организация учета в филиале, представительствах и иных структурных подразделениях должна стать элементом учетной политики организации.

Отношения между филиалом и головной организацией определяются учредительными документами организации, положением о филиале и доверенностью, выданной руководителю филиала.

Расчеты организации со своими филиалами, выделенными на отдель­ный баланс, отражаются на счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты». К нему могут быть открыты следующие субсчета:

- 79/1 «Расчеты по выделенному имуществу»;

- 79/2 «Расчеты по текущим операциям» и др. [3]

В головной организации учет по счету 79 следует вести по каждо­му филиалу отдельно.

При создании филиала головная организация передает ему часть своего имущества.

Операции по передаче имущества от головной организации филиалу не могут рассматриваться как реализация. Данная операция отражается в бухгалтерском учете сторон следующим образом:

1) у головной организации:

Дебет 79/1 Кредит 01, 12 — списана первоначальная стоимость основного средства, переданного филиалу;

Дебет 02 Кредит 79/1 — списана сумма начисленной амортизации переданного основного средства;

Дебет 79/1 Кредит 10 — переданы материалы;

Дебет 79 Кредит 19 — списан НДС по переданным ценностям;

2) у филиала:

Дебет 01 Кредит 79/1 — отражена стоимость основного средства, полученного от головной организации;

Дебет 79/1 Кредит 02 — отражена сумма начисленной амортизации полученного основного средства.

Полученные от головной организации основные средства приходуют­ся на балансе филиала на основании Акта (накладной) приемки-переда­чи основных средств (форма № ОС-1).

Дебет 10 Кредит 79/1 — оприходованы материалы от головной организации.

Дебет 19 Кредит 79 - отражен НДС.

Дебет 68 Кредит 19 - зачтен НДС [7].

Однако нельзя сказать, что любые обороты между головной орга­низацией и филиалом не облагаются налогами. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения является не только стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), но и иное экономическое основание, с наличием кото­рого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов.

2. Практическая часть

Составить корреспонденцию счетов:

А: выдана из кассы учреждения сумма в подотчет (например, 500 руб.)

Б: списано материалов на основании определенных документов (например, на суму 500 руб.).

А:

Д             50             К

Д            71             К

500

500

Д 71 К 50

Б:

Д             10             К

Д           010             К

500

500

Д 010 К 10

Заключение

        

При исследовании систем управления данные бухгалтерского учета играют существенную роль. В ходе исследования было выяснено, что основной функцией бухгалтерского учета является информационная функция, которая заключается в предоставлении данных в ходе бухгалтерского анализа, необходимых для управления предприятием.

Роль бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики невозможно переоценить. Бухгалтерская наука и практика является основным каналом предоставления информации о ходе осуществления деятельности предприятия.

Выбранные предприятием способы и методы бухгалтерского учета составляют учетную политику предприятия. Учетная политика определяет порядок осуществления первичного наблюдения, оценки в стоимостном измерении, формировании полной и достоверной информации о хозяйственной деятельности на основе бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет и учетная политика предприятия строятся в соответствии с нормативно-правовыми документами, которые составляют их методологическую основу.

Технология учетной политики  - сложный процесс, связанный как с решением управленческих и организационных функций, так и с ее методическими аспектами.

Список литературы

1. Безруких П.С. Как работать с новым Планом счетов. – М.:Бухгалтерский учет,2001.-112с.

2. Камарджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский учет. – СПб.:Питер,2003.-304с.       

3. Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалетрский финансовый цчет: Учебное пособие. – М.: Омега-Л,2004.-640с.

4. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет (пособие для начинающих). – М.,2001.-378с.

5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.,2001.-435с.

6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. – М.: «Ось-89», 2001.-112с.

7. Хахонова Н.Н. Основы бухгалтерского учета. – Ростов н/Д: Феникс,2003.-480с.