Оглавление
Введение………………………………………………………………………3
1. Учет расходов к распределению………………………………………….4
1.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Расчеты с
покупателями и заказчиками……………………………………………4
1.2. Учет резервов по сомнительным долгам………………………………7
1.3. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам……………………...9
1.4. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению……… 10
1.5. Учет расчетов с персоналом по оплате труда………………………...13
1.6. Учет расчетов с подотчетными лицами……………………………… 14
1.7. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям………………….16
1.8. Учет расчетов с учредителями………………………………………...17
1.9. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами……………….18
1.10. Учет расчетов с филиалами…………………………………………..19
2. Практическая часть……………………………………………………… 22
Заключение…………………………………………………………………..23
Список литературы………………………………………………………….24
Введение
Экономический строй любого государства может основывается только на двух организационных началах: объективном, которое заложено в экономических законах, и субъективном, которое несет в себе руководящий орган. Объективное начало заложено в экономике, имеющей терминологическое определение «рыночная», а субъективное основывается на планово-директивных методах управления экономикой.
Рыночная экономика значительно усилила роль финансов в функционировании предприятий и определила для них новое место в системе хозяйствования. Воздействие финансов на деятельность хозяйствующего субъекта осуществляется через финансовый механизм. В структуру последнего входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационные обеспечение. Все пять элементов проявляются в образовании и использовании денежных фондов, которые требуют постоянного соизмерения их размеров. Осуществляется такое измерение посредством бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет представляет огромный интерес для всех людей, которые имеют отношение к предпринимательству, управлению собственностью, инвестированию и финансированию. Всем им необходимо знать «язык бизнеса», каким по праву является бухгалтерский учет.
В России была создана уникальная система учета, которая полностью соответствовала предъявляемым к ней требованиям. Основными задачами реформирования системы бухгалтерского учета являются: формирование системы стандартов учета и отчетности, которые смогли бы обеспечить полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказание необходимой методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
1. Учет расходов к распеределению
1.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Расчеты с покупателями и заказчиками
Учет расходов к распределению включает в себя учет: расчетов с поставщиками и подрядчиками; покупателями и заказчиками; резервов по сомнительным долгам; расчетов с бюджетом по налогам и сборам; расчетов по социальному страхованию и обеспечению расчетов с персоналом по оплате труда; расчетов с подотчетными лицами; расчетов с персоналом по прочим операциям; расчетов с учредителями; расчетов с разными дебиторами и кредиторами; расчетов с филиалами. Рассмотрим все перечисленное более подробно.
В ходе осуществления хозяйственной деятельности предприятия производя расчеты за продукцию и услуги с поставщиками (подрядчиками) и покупателями. Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации. Поставщикам и подрядчикам может быть выдан в соответствии с хозяйственным договором аванс [7].
Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы, оказанные услуги отражаются на данном счете независимо от времени оплаты.
Типовые бухгалтерские проводки представлены в Таблице 1 [3].
Таблица 1
Типовые бухгалтерские проводки по счету 60
Содержание хозяйственной операции |
Корреспондирующие счета |
|
Дебет |
Кредит |
|
Акцептованы счета фактуры поставщиков |
07, 08, 10, 11, 15, 20, 23, 25, 26, 29,44 |
60 |
Начислен НДС |
19 |
60 |
Оплачены счета поставщиков или подрядчиков, выданы авансы поставщика и подрядчикам |
60 |
50, 51, 55 |
Отражены суммы, зачтенные при взаимных расчетах |
60 |
62 |
На счете 60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором счет 60 кредитуют на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).
Без согласия организации в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду электроэнергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги.
Учет выданных авансов осуществляется обособленно в отдельных регистрах аналитического учета с целью получения информации о расчетах с конкретными поставщиками и контроля за их состояниями. Суммы выданных авансов перечисляются по платежному поручению с расчетного или других счетов в банках.
Расчеты с покупателями и поставщиками производятся платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, в виде товарообменных операций (бартерные сделки), в порядке уступки права требования, договора мены инкассовыми поручениями, аккредитивами, векселями, чеками [7].
Порядок учета расчета с покупателями и заказчиками зависит от выбранного метода учета реализации продукции.
Если за момент реализации продукции принимается момент оплаты ранее отгруженной продукции, то дебиторская задолженность учитывается по производственной себестоимости по Дебету 45 «Товары отгруженные» с Кредита 43 «Готовая продукция». По мере оплаты отгруженной продукции Дебет 51, 52 и других счетов, Кредит 90 «Продажи» ее списывают с Кредита 45 в Дебет 90. Одновременно начисляется НДС по реализованной продукции Дебет 90 Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Если за момент реализации продукции принимается момент ее отгрузки, то дебиторская задолженность, отражается по цене реализации продукции на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К этому счету могут быть открыты субсчета:
1. «Расчеты в порядке инкассо».
2. «Расчеты плановыми платежами».
3. «Векселя полученные» и другие.
На субсчете 61/1 «Расчеты в порядке инкассо» учитываются расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате расчетным документом за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги.
На субсчете 62/2 «Расчеты плановыми платежами» учитывают расчеты с покупателями и заказчиками при длительных хозяйственных связях с ними, когда расчеты носят постоянный характер и не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу.
На субсчете 62/3 «Векселя полученные» учитываются расчеты с покупателями и заказчиками, обеспеченные полученными векселями [2].
На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги предприятие предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись (Таблица 2).
Таблица 2
Типовые бухгалтерские проводки по счету 62
№ п/п |
Содержание операций |
Корреспондирующие счета |
|
Дебет |
Кредит |
||
1 |
Получен аванс от покупателя под отгрузку продукции |
51 |
62/а |
2 |
Начислен НДС с аванса |
62/а |
68 |
3 |
Отражена задолженность покупателя за проданные товары |
62 |
90/1 |
4 |
Восстановлен НДС по сумме аванса |
62/а |
68 |
5 |
Произведен зачет аванса |
62 |
62/а |
6 |
Поступление денежных средств от покупателя в окончательный расчет |
51 |
62 |
7 |
Отражена задолженность покупателя на сумму стоимости реализуемого прочего имущества |
62 |
91/1 |
8 |
Отражено получение векселя от покупателя |
62 |
62/3 |
9 |
Списание неоплаченной задолженности за счет резерва по сомнительным долгам |
63 |
62 |
10 |
Списание неоплаченной задолженности покупателя при отсутствии резерва по сомнительным долгам |
91 |
62 |
1.2. Учет резервов по сомнительным долгам
Для обобщения информации о резервах по сомнительным долгам предназначен счет 63 «Резервы по сомнительным долгам». Сомнительным долгом признается любая задолженность перед предприятием, организацией, учреждением, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Организации, предприятия, учреждения вправе создавать резервы по сомнительным долгам.
В бухгалтерском учете резервы создаются только по долгам, связанным с расчетами за товары (работы, услуги). Сумма резервов по сомнительным долгам для целей бухгалтерского учета не нормируется. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Резервы по сомнительным долгам можно создавать каждый квартал, но лишь тем организациям, которые рассчитывают налог на прибыль методом начисления. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов равномерно в течение отчетного (налогового) периода [3].
На сумму создаваемых резервов делаются записи по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами. Аналитический учет по счету 63 ведется по каждому созданному резерву.
По окончании года сумма резервов сомнительных долгов, созданная в предыдущем отчетном году и не использованная в течении отчетного года, списывается с дебета счета 63 в кредит счета 91 «Прочие расходы и доходы» и тем самым присоединяется к прибыли отчетного года. Одновременно организацией оформляется создание резерва по сомнительным долгам с включением во вновь образованный резерв непогашенных долгов, выявленных по результатам инвентаризации дебиторской задолженности [1].
Дебиторская задолженность, по которой созданы резервы, в годовом бухгалтерском балансе уменьшается на суммы этих резервов (без корреспонденции по счетам задолженности и счету 63 «Резервы по сомнительным долгам»). В пассиве бухгалтерского баланса сумма образованного резерва по сомнительным долгам отдельно не отражается. В следствии этого информация о дебиторской задолженности, обобщенная на соответствующих счетах бухгалтерского учета, не будет совпадать с соответствующими показателями бухгалтерского баланса.
1.3. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам
В соответствии с первой частью налогового Кодекса РФ налоги Российской Федерации делятся на три группы: федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Данные налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней. К ним относят, например: НДС, водный налог, федеральные лицензионные сборы и т.д.
Региональные налоги, их отличительной чертой является установление элементов налога в соответствии с законодательством страны и законодательными актами ее субъектов. Примером таких налогов могут служить налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы и т.д.
Местные налоги, которые вводятся местными органами власти в соответствии с законодательством страны. Примерами таких налогов могут служить земельный налог, налог на рекламу, местные лицензионные сборы.
Уплата многих налогов (НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц и т.д.) регламентируется 2 частью Налогового кодекса РФ. По каждому налогу устанавливаются: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога; налоговые льготы.
Примеры бухгалтерских проводок по отражению отдельных налогов в зависимости от источников отражены в Таблице 3 [5].
Таблица 3
Примеры бухгалтерских проводок по отражению отдельных налогов в зависимости от источников
Источники основных налогов с юридических лиц |
Налог |
Бухгалтерская проводка |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг |
НДС |
Дебет 90-3 Кредит 68 |
Акцизы |
Дебет 90-4 Кредит 68 |
|
Налог с продаж |
Дебет 90 Кредит 68 |
|
Себестоимость продукции, работ, услуг |
Земельный налог |
Дебет 26, 44 и т.д. Кредит 68 |
Налог на пользователей автодорог |
||
Налог с владельцев автотранспортных средств |
||
Налог на игорный бизнес |
||
Доход физических лиц |
Налог на доход физических лиц |
Дебет 70, 75 Кредит 68 |
Финансовый результат деятельности |
Налог на имущество предприятия |
Дебет 91 Кредит 68 |
Налог на рекламу |
||
Прибыль |
Налог на прибыль |
Дебет 99 Кредит 68 |
Сроки уплаты устанавливаются законодательными органами субъектов РФ.
Из общего размера уплаченного налога 25% зачисляются в федеральный бюджет, в том числе 4% - в Федеральный дорожный фонда РФ.
Синтетический учет расчетов с бюджетом ведется по счету 68 - в журнале-ордере №8. Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов [3].
1.4. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
В РФ образованы внебюджетные фонды, которые являются составной частью финансовой системы России и созданы с целью обеспечения чрезвычайно важных для общества социальных расходов самостоятельными источниками покрытия.
Одним из источников формирования данных фондов являются единый социальный налог (ЕСН), уплачиваемый работодателями, в соответствии с 2 частью НК РФ. Работодателями могут являться как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.
Для обобщения информации о расчетах по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование персонала предприятия, а также в фонд занятости используется счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». К счету 69 могут быть открыты следующие субсчета:
69/1 Расчеты по социальному страхованию;
69/2 Расчеты по пенсионному обеспечению;
69/3 Расчеты по обязательному медицинскому страхованию.
Объект обложения — выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателем в пользу работников по всем основаниям. Объект налогообложения зависит от категории плательщика ЕСН.
При расчете налогооблагаемой базы, учитываются начисленные работнику суммы независимо от источника их финансирования и размеров, за исключением сумм, не подлежащих налогообложению в соответствии со статьей 238 2 части НК РФ и с учетом налоговых льгот установленных статьей 239 НК РФ.
Ставки налога зависят от налоговой базы на каждого работника, исчисленных нарастающим итогом с начала года. Основной особенностью является регрессивная шкала ставок налога.
В соответствии с федеральным Законом РФ от 2.01.2000 г. № 10-ФЗ «О тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 г.» установлены страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для страхователей в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям. Конкретный процент определяется в зависимости от класса профессионального риска [2].
Порядок расчета отчислений во внебюджетные фонды аналогичен. Однако, имеется особенность по Фонду социального страхования. Плательщики перечисляют ежемесячно в этот фонд не всю сумму взносов, а лишь остаток от начисленных страховых взносов за вычетом фактически произведенных расходов на санаторно-курортное обслуживание трудящихся и членов их семей и выплату всех видов пособий по социальному страхованию.
При отражении расчетов по социальному страхованию и обеспечению в учете возникают следующие проводки (Таблица 4) [3]:
Таблица 4
Примеры проводок при отражении расчетов по социальному страхованию
Содержание операции |
Документы |
Корреспондирующие счета |
|
Дебет |
Кредит |
||
1. Начислен единый социальный налог (ЕСН) с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в фонд социального страхования |
Бухгалтерская справка-расчет |
20, 23, 25, 26, 29, 44 |
69/1-1 |
2. Начислен ЕСН с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в пенсионный фонд |
Бухгалтерская справка-расчет |
20, 23, 25, 26, 29, 44 |
69/2 |
3. Начислен ЕСН с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
Бухгалтерская справка-расчет |
20, 23, 25, 26, 29, 44 |
69/3-1 |
4. Начислен ЕСН с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в территориальный фонд обязательного медицинского страхования |
Бухгалтерская справка-расчет |
20, 23, 25, 26, 29, 44 |
69/3-2 |
5. Начислены взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний |
Бухгалтерская справка-расчет |
20,2 3, 25, 26, 29, 44 |
69/1-2 |
6. Начислены взносы на суммы выплат в пользу работников, производимых организацией за счет соответствующих источников |
Бухгалтерская справка-расчет |
91 |
69 |
7. Страховые взносы с сумм отпускных |
Бухгалтерская справка-расчет |
96 |
69 |
8. Фактическое перечисление отчислений по социальному страхованию и обеспечению |
Платежное поручение |
69/1-1, 69/1-2, 69/2, 69/3-1, 69/3-2 |
51 |
1.5. Учет расчетов с персоналом по оплате труда
Основными формами оплаты труда являются: повременная, сдельная и аккордная. Формы оплаты труда имеют свои системы: простая повременная, повременно-премиальная, прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная.
В зависимости от размеров предприятия учет личного состава работников может осуществлять специальная служба — отдел кадров или осуществляться бухгалтерией. Первичными документами по учету движения персонала являются приказы (распоряжения) о приеме на работу (ф. № Т-1), переводе (ф. № Т-5), предоставлении отпусков, увольнении (ф. № Т-8) и др. Каждому работнику при приеме на работу (постоянно или временно) присваивается табельный номер и открывается личная карточка (ф. № Т-2), содержащая основные данные о работнике. На основании копий приказов, поступающих в бухгалтерию, о приеме на работу, бухгалтер открывает на каждого работника лицевой счет (ф. Т-54) или карточку-справку с занесением всех справочных данных. Лицевой счет открывается сроком на год. Срок хранения лицевых счетов — 75 лет. Ежемесячно бухгалтерией организации в лицевые счета работников заносятся сведения о размере начисленной оплаты труда и иных доходов работника, суммах произведенных удержаний и вычетов, а также о суммах, причитающихся к выплате. Основанием для заполнения лицевых счетов являются табели учета использования рабочего времени, наряды на сдельную работу, наряды — заказы на выполнение работы, листки о временной нетрудоспособности, приказы (распоряжения) администрации о выплате премий, оказании материальной помощи исполнительные документы, поступившие в организацию.
Учет отработанного времени необходимого при начислении заработной платы, а также правильного определения средней численности работников на предприятии организуется в табеле учета рабочего времени (ф. № Т-12) [4].
Синтетический учет расчетов по оплате труда организации ведут на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», в развитие которого могут открывать соответствующие субсчета. К данному счету могут быть открыты следующие субсчета:
70/1 «Расчеты с сотрудниками, состоящими в штате организации»;
70/2 «Расчеты с совместителями»;
70/3 «Расчеты по договорам гражданско-правового характера».
По кредиту счета отражают суммы начисленной оплаты труда, премий, пособий по временной нетрудоспособности. Основанием для начисления оплаты труда, премий, пособий и других выплат служат табели учета отработанного времени, наряды на сдельную работу, рапорты о выработке, листки о простоях, листки нетрудоспособности и т.д. Начисленные работникам организации суммы отражаются по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в дебет счетов: 08, 20, 23, 25, 26, 28, 44, 69, 96.
По дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» учитываются выплаты работникам, сумма удержанного налога на доходы физических лиц, своевременно не возвращенные подотчетными лицами авансы, суммы за причиненный материальный ущерб, за брак, в погашение задолженности по выданным займам, по исполнительным документам в пользу различных юридических и физических лиц. Выплаты и удержания отражаются по дебету счета 70 в кредит счетов: 50, 51, 68, 71, 73, 76 [7].
1.6. Учет расчетов с подотчетными лицами
Для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам выданным им под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы используется счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Подотчетными называются денежные авансы, выдаваемые работникам организации из кассы на мелкие хозяйственные расходы и на расходы по командировкам. Минфином установлены нормы возмещения расходов, связанных с командировкой работников в организации, расположенные на территории РФ. Расходы по проезду к месту командировки и обратно оплачиваются по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами. Руководители организаций могут разрешить, в порядке исключения, производить дополнительные выплаты, связанные с командировками, сверх установленных норм. Дополнительные выплаты относят на себестоимость продукции. Однако для целей налогообложения затраты на командировки принимаются в установленных пределах.
Сумму аванса, выдаваемого под отчет, определяют по предварительному расчету стоимости проезда, суточных, квартирных и других расходов. Полученные деньги разрешается расходовать подотчетными лицами только на цели, которые они выданы. В установленные сроки подотчетные лица обязаны представить отчеты о действительно израсходованных суммах с приложением оправдательных документов. Отчеты о расходах по командировкам, например, должны быть представлены в течение 3 дней по возвращении из командировки. Неизрасходованные суммы аванса подотчетные лица возвращают в кассу. Новый аванс подотчетным лицам выдается только после полного расчета по ранее выданному авансу. В бухгалтерии авансовые отчеты проверяют и определяют расходы, подлежащие утверждению. Отчеты утверждает руководитель организации.
Согласно трудовому кодексу РФ предприятия обязано оплатить командированному сотруднику: проезд; наем жилья; в суточные; иные расходы, которые сотруднику поручил произвести работодатель.
Затраты на проезд возмещаются в полном объеме при условии их подтверждения билетами [1].
Типовые проводки по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» представлены в Таблице 4 [6; 7].
Таблица 4
Типовые проводки по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
№ п/п |
Содержание операций |
Корреспондирующие счета |
|
Дебет |
Кредит |
||
1 |
Выданы подотчетные суммы наличными |
71 |
50 |
2 |
Подотчетные лица произвели расходы, связанные с приобретением, доставкой, оборудования, капитальными вложениями, материалов, животных |
07,08, 10,11, 15 |
71 |
3 |
Подотчетные лица произвели расходы, которые относятся к основному или вспомогательному производствам, а также на общепроизводственные и общехозяйственные нужды |
20, 23, 25, 26 |
71 |
4 |
Подотчетные лица возвратили неиспользованные суммы полученного аванса |
50 |
71 |
5 |
Незаконный расход подотчетных сумм, отнесенный, согласно исполнительному листу, за счет подотчетных лиц или иных виновников |
73 |
71 |
При журнально-ордерной форме учета расчеты с подотчетными лицами отражаются в журнале-ордере № 7. Аналитический учет по счет 71 ведется по каждой сумме, выданной под отчет.
1.7. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям
Учет расчетов с персоналом по прочим операциям ведут на синтетическом счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». К этому счету могут быть открыты следующие субсчета:
- 73/1 Расчеты по предоставленным займам,
- 73/2 Расчеты по возмещению материального ущерба и др. [6].
На субсчете 73 /1 «Расчеты по предоставленным займам» отражаются расчеты с работниками организации по предоставленным им займам (например, на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство, приобретение или строительство садовых домиков и благоустройство садовых участков, обзаведение домашним хозяйством и др.).
На субсчете 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» учитываются расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации в результате недостач и хищений денежных и товарно-материальных ценностей, брака, а также по возмещению других видов ущерба.
В дебет счета 73 суммы, подлежащие взысканию с виновных лиц, относятся с кредита счетов 94 и 98 «Доходы будущих периодов» (за недостающие товарно-материальные ценности), 28 «Брак в производстве» (за потери от брака продукции) и др.
По кредиту счета 73 записи производятся в корреспонденции со счетами:
- 70 - на суммы удержаний из сумм по оплате труда;
- 94 - на суммы списанных недостач при отказе во взыскании ввиду необоснованности иска.
Аналитический учет по счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» ведется по каждому работнику организации [6; 7].
1.8. Учет расчетов с учредителями
Все виды расчетов с учредителями (акционерами АО, участниками полного товарищества, членами кооператива и др.), в том числе и по вкладам в Уставный капитал организации и по выплате доходов учитывают на счете 75 «Расчеты с учредителями». Государственные и муниципальные унитарные предприятия используют данный счет для учета всех видов расчетов с уполномоченными на их создание государственными органами и органами местного самоуправления.
Фактически внесенные учредителями материальные ценности и денежные средства отражают по дебету материальных и денежных счетов и кредиту счета 75/1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал».
При создании организации на установленную сумму вкладов учредителей в уставный капитал делают проводку: Дебет 75/1 Кредит 80.
Дивиденды в акционерном обществе начисляются на основании протокола и решения собрания акционеров, по справке бухгалтерии, в которой отражаются и суммы удержанных налогов.
Дивиденды, выплачиваемые акционерам, облагаются налогом на прибыль следующим образом:
- для российских организаций - 6%;
- для иностранных организаций - 15%;
- физическим лицам - резидентам РФ - 6%;
- физическим лицам - нерезидентам РФ - 30% [3].
Аналитический учет расчетов с учредителями по доходам ведется по каждому учредителю (участнику) в ведомости №7. Учет расчетов с учредителями (участниками) в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 75 «Расчеты с учредителями» обособленно.
Синтетический учет расчетов по доходам учредителей ведется в журнале-ордере № 8 [2; 3].
1.9. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
Для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами, не отраженных на счетах 60-75 предназначен счет 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами».
К счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» могут открываться следующие субсчета:
- 76/1 Расчеты по имущественному и личному страхованию;
- 76/2 Расчеты по претензиям;
- 76/3 Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам;
- 76/4 Расчеты по депонированным суммам и др. [1; 6].
На субсчете 76/1 отражаются расчеты по страхованию имущества и персонала (кроме расчетов по социальному страхованию и обязательному медицинскому страхованию) организации, в котором организация выступает страхователем.
На субсчете 76/2 отражаются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам. Взаимные претензии возникают в основном из-за несоблюдения условий договоров и обязательств по расчетам. Эти претензии могут быть урегулированы до передачи дела в суд (арбитраж) и в соответствии с Положением о претензионном порядке урегулирования споров.
Субсчет 76/3 используется для расчетов по причитающимся организациям дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества. Подлежащие получению (распределению) доходы отражаются по дебету счета 76 и кредиту счета 91. Активы, полученные организацией в счет доходов, приходуются по дебету счетов учета активов и кредиту счета 76.
Субсчет 76/4 предназначен для учета расчетов с работниками предприятия по депонированным суммам
Начисленные, но не выплаченные в установленный срок (из-за неявки получателя), суммы оплаты труда, дохода от участия организации отражаются по кредиту счета 76, субсчет «Расчеты по депонированным суммам» в корреспонденции со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 76 обособленно [7].
1.10. Учет расчетов с филиалами
В состав организации могут входить филиалы, представительства, обособленные подразделения.
Статья 55 Гражданского кодекса РФ определяет, что филиалы или представительства являются обособленными подразделениями юридического лица, расположенными вне места его нахождения. Основное различие между ними заключается в том, что филиалы полностью или частично выполняют любые функции создавшего его юридического лица, в т.ч. функции представительства, а представительство представляет интересы головной организации и осуществляет их защиту.
Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что обособленными подразделениями организации являются любые территориально обособленные от нее подразделения, по месту нахождения которых оборудованы стационарные рабочие места.
Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок не менее одного месяца.
Признание обособленного подразделения производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительских документах.
От признания или непризнания наличия обособленного подразделения зависит порядок распределения налогов меду Федеральным и региональными бюджетами.
В соответствии с пунктом 8 ПБУ 4/99 (утвержденным приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 43-н) бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений, включая выделенных на отдельный баланс. Поэтому организация учета в филиале, представительствах и иных структурных подразделениях должна стать элементом учетной политики организации.
Отношения между филиалом и головной организацией определяются учредительными документами организации, положением о филиале и доверенностью, выданной руководителю филиала.
Расчеты организации со своими филиалами, выделенными на отдельный баланс, отражаются на счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты». К нему могут быть открыты следующие субсчета:
- 79/1 «Расчеты по выделенному имуществу»;
- 79/2 «Расчеты по текущим операциям» и др. [3]
В головной организации учет по счету 79 следует вести по каждому филиалу отдельно.
При создании филиала головная организация передает ему часть своего имущества.
Операции по передаче имущества от головной организации филиалу не могут рассматриваться как реализация. Данная операция отражается в бухгалтерском учете сторон следующим образом:
1) у головной организации:
Дебет 79/1 Кредит 01, 12 — списана первоначальная стоимость основного средства, переданного филиалу;
Дебет 02 Кредит 79/1 — списана сумма начисленной амортизации переданного основного средства;
Дебет 79/1 Кредит 10 — переданы материалы;
Дебет 79 Кредит 19 — списан НДС по переданным ценностям;
2) у филиала:
Дебет 01 Кредит 79/1 — отражена стоимость основного средства, полученного от головной организации;
Дебет 79/1 Кредит 02 — отражена сумма начисленной амортизации полученного основного средства.
Полученные от головной организации основные средства приходуются на балансе филиала на основании Акта (накладной) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1).
Дебет 10 Кредит 79/1 — оприходованы материалы от головной организации.
Дебет 19 Кредит 79 - отражен НДС.
Дебет 68 Кредит 19 - зачтен НДС [7].
Однако нельзя сказать, что любые обороты между головной организацией и филиалом не облагаются налогами. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения является не только стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), но и иное экономическое основание, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов.
2. Практическая часть
Составить корреспонденцию счетов:
А: выдана из кассы учреждения сумма в подотчет (например, 500 руб.)
Б: списано материалов на основании определенных документов (например, на суму 500 руб.).
А:
Д 50 К |
Д 71 К |
|||||
500 |
500 |
Д 71 К 50 |
||||
Б:
Д 10 К |
Д 010 К |
|||||
500 |
500 |
Д 010 К 10 |
||||
Заключение
При исследовании систем управления данные бухгалтерского учета играют существенную роль. В ходе исследования было выяснено, что основной функцией бухгалтерского учета является информационная функция, которая заключается в предоставлении данных в ходе бухгалтерского анализа, необходимых для управления предприятием.
Роль бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики невозможно переоценить. Бухгалтерская наука и практика является основным каналом предоставления информации о ходе осуществления деятельности предприятия.
Выбранные предприятием способы и методы бухгалтерского учета составляют учетную политику предприятия. Учетная политика определяет порядок осуществления первичного наблюдения, оценки в стоимостном измерении, формировании полной и достоверной информации о хозяйственной деятельности на основе бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет и учетная политика предприятия строятся в соответствии с нормативно-правовыми документами, которые составляют их методологическую основу.
Технология учетной политики - сложный процесс, связанный как с решением управленческих и организационных функций, так и с ее методическими аспектами.
Список литературы
1. Безруких П.С. Как работать с новым Планом счетов. – М.:Бухгалтерский учет,2001.-112с.
2. Камарджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский учет. – СПб.:Питер,2003.-304с.
3. Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалетрский финансовый цчет: Учебное пособие. – М.: Омега-Л,2004.-640с.
4. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет (пособие для начинающих). – М.,2001.-378с.
5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.,2001.-435с.
6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. – М.: «Ось-89», 2001.-112с.
7. Хахонова Н.Н. Основы бухгалтерского учета. – Ростов н/Д: Феникс,2003.-480с.