Оглавление

1. Концепция устойчивого развития: история создания,

    принципы и задачи. Киотский протокол и формирование

    экономического механизма решения глобальных экологических

    проблем…………………………………………………………………..3

2. Экологический и природно-ресурсный параметры при

    принятии макроэкономических решений (экологизация

   налоговой системы, «зеленые» национальные счета и т.д.).………...13

Список литературы……………………………………………………….25

1. Концепция устойчивого развития: история создания, принципы и задачи. Киотский протокол и формирование экономического механизма решения глобальных экологических проблем

Социальная экология (экология человека) есть наука, рассматривающая проблемы взаимоотношений человеческого общества и окружающей среды. Эти проблемы в современных условиях приобрели глобальный характер, поскольку угроза экологического кризиса приобретает реальные черты в мире в целом и в подавляющей части государств.

Теперь уже почти все понимают, что «человек вот уже многие века относится к природе как анархист и настолько корыстно, что даже не замечает тот критический момент, когда какой-либо природный ресурс уже использован им до предела, момент, крайне опасный для жизни. Еще великий мыслитель Солон предупреждал, что человек может погибнуть, превращая цветущие нивы в пустыни, но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, мы так и не вняли этому предупреждению».

Люди, как в прошлом, так и в настоящем, довольно активно интересовались всевозможными межчеловеческими отношениями, а вот выяснить характер отношений между человечеством и природой у большинства населения, проживающего на нашей планете, особого желания нет. Они считают, что это удел великих мыслителей или тех лиц, кто по долгу службы призван заниматься вопросами экологии. Эти бесстрастность и равнодушие уже дорого обошлись человечеству.

Рост масштабов хозяйственной деятельности человека, бурное развитие научно-технического прогресса резко усилили отрицательное воздействие человека на природу, привели к нарушению экологического равновесия на планете. Так, за 40 лет после второй мировой войны было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества. Поскольку запасы нефти, газа, угля, меди, железа и других минералов и металлов не возобновляемы, они, по расчетам ученых, будут исчерпаны через несколько десятилетий. Даже лесные ресурсы планеты, которые, казалось бы, систематически возобновляются, в действительности довольно быстро убывают [5; 10].

Главнейший источник жизни на Земле – почвы – повсюду деградируют. И это в то время, как Земля накапливает один сантиметр чернозема за 300 лет, а ныне один сантиметр почвы погибает за три года.

Особую опасность для жизни всего человечества представляет собой загрязнение планеты, значительно возросшее за последние десятилетия. Так, мировой океан постоянно загрязняется из-за расширения добычи нефти на морских промыслах и ее массовой транспортировки. В океан сбрасываются также миллионы тонн свинца, фосфора, серы, радиоактивных отходов. А ведь следствие мертвого океана – мертвая планета.

Важнейшей проблемой становится оптимизация условий человеческого существования как основная тенденция развития ноосферы. В ХХ веке, наряду с выдающимися позитивными достижениями, имело место варварское, хищническое, антинаучное и безответственное вторжение в окружающую природную среду, что в конечном счете поставило под вопрос само существование человека.

Особый беспредел в отношении к природной среде имел место на протяжении всех десятилетий советского периода. Задача заключалась только в том, чтобы хищнически, без ограничений выкачивать у природы ресурсы и ничего не давать ей взамен. Благодаря несметным (как казалось) природным и сырьевым богатствам, властвовавшая элита не только обеспечивала себе шикарную жизнь, но могла кое-что «уступить» и народу, чтобы он не роптал, вдоволь насыщенный идеологическими лозунгами и обещаниями о светлом завтрашнем дне.

Природа гармонична, благодаря этому она сохраняется и существует. Но люди не хотят взять в толк, что гармоничность – это еще и искусство ограничений, искусство устранять все лишнее, все, что невпопад, все, что препятствует или будет препятствовать продолжению жизни на Земле. К счастью, мировое сообщество уже начинает понимать жизненную важность этой экологической проблемы.

Особое место в современной глобалистике и глобальном прогнозировании занимают Концепции «устойчивости». Их генезис восходит к первым мировым моделям 1970-х годов, в частности, к популярным теориям «пределы роста» (the limits of growth) и «устойчивый рост» (sustainable growth).

Важной вехой в разработке теорий глобальной «устойчивости» стало опубликование доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» (1987). Деятельность этой исследовательской группы с самого начала находилась в фокусе внимания мировой общественности, так как она была создана по решению Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, которой и представила результаты своего проекта. Высокий авторитет данной комиссии был подтвержден и сделанными ею важными научными выводами. В плане нашего анализа наибольший интерес представляет выдвинутая членами МКОСР концепция «устойчивого развития» (sustainable development) [3].

Во-первых, ее можно рассматривать в известном смысле как связующее звено между исследованиями сегодняшней ситуации и разработанной ранее моделью будущего «устойчивого общества». Во-вторых, в данной концепции предпринята попытка соединения теоретических проблем глобального развития с практическими политическими рекомендациями и правовыми нормами, направленными на их решение.

Обсуждаемые концепции «устойчивости» как бы аккумулировали в себе накопленный к концу 1980-х годов опыт глобального прогнозирования. В отличие от многих предыдущих проектов в них сделан акцент не на конструирование абстрактных стратегий и схем, а на поиск, прежде всего, принципов мирового развития, на основе которых могли бы предприниматься совместные международные действия. Эти принципы выбирались с учетом общечеловеческой проблематики, с привлечением авторитетных экспертов и общественности различных стран [3].

Рассмотрим более подробно основные положения концепции «устойчивого развития», сформулированные в процессе ее генезиса и не утратившие своего значения и в наши дни. Создатели анализируемой концепции исходили из того, что во многих областях жизнедеятельности мирового сообщества наблюдались неблагоприятные тенденции, которые они характеризовали как «неустойчивое развитие». Оно ведет к тому, что удовлетворение потребностей человечества осуществляется с нанесением ущерба для будущих поколений землян. «Неустойчивое развитие» присуще целому ряду экосистем, отраслей экономики и географических районов современного мира. Оно проявляется в сокращении на планете площади лесов, уменьшении естественного плодородия почв, истощении продуктивных ресурсов Мирового океана, расширении использования минерального топлива, потеплении климата и т.п. Дестабилизация экологических процессов ставит под угрозу экономические системы крупнейших регионов современного мира, таких, как Африка, Индостан, Латинская Америка.

Определение фундаментальных принципов современного и перспективного мирового развития требовало сочетания различных методологических подходов и уровней теоретического осмысления данной проблемы. Все это в определенной мере оказалось свойственным анализируемой концепции.

Во-первых, при формировании идей «устойчивости» имело место обращение к историческому подходу. Он проявился, прежде всего, в учете и изучении кризисов и катастроф, происходивших в результате деятельности человека. Например, Л. Браун и С. Поустел, анализируя уроки прошлого, отмечали, что первопричиной краха социально-политических структур цивилизации индейцев майя, существовавшей на территории современной Гватемалы, Сальвадора и южной Мексики, был крах системы производства сельскохозяйственной продукции. Наряду с анализом минувшего в работах создателей концепции «устойчивого развития» присутствовала и взвешенная, компетентная оценка конкретно-исторической ситуации, сложившейся в мире на исходе двадцатого столетия.

Во-вторых, концепциям «устойчивости» уже на ранней стадии их формирования была присуща футурологическая направленность. Своеобразное переплетение поисковых и нормативных прогнозов способствовало созданию проектов, в которых делался особый акцент на предсказании возможных последствий их осуществления для мирового развития. Так, в рамках теории устойчивого развития имели место нормативные прогностические разработки, которые должны были наглядно и привлекательно очертить контуры «устойчивого будущего».

В-третьих, концепции «устойчивого развития» оказалась свойственна эвристическая направленность, которая проявила себя как бы на двух уровнях. На первом связь анализируемой теории с процессом познания природы и общества носила опосредованный характер. В процессе ее разработки осуществлялось расширение проблемного поля современной глобалистики. Это происходило благодаря постановке вопросов, имеющих существенный, а иногда и принципиально важный характер для определения путей и перспектив всемирного развития. Например, авторы обсуждаемой концепции большое значение придавали глобальной экологической ситуации. При этом они подчеркивали, что современные знания о многих параметрах функционирования природных систем, о связях внутри них, о влиянии деятельности человека на окружающую среду пока изучены весьма неполно. Поэтому разработка вопросов «устойчивого» развития этих систем в условиях все возрастающих антропогенных нагрузок на них крайне затруднена без проведения соответствующих исследований в области экологии, медицины, ряда естественных наук. На втором уровне происходит непосредственное выдвижение новых теоретических положений и практических рекомендаций. Прежде всего это касается общих вопросов, таких, как выработка неизвестных ранее альтернатив современному пути эволюции цивилизации и представлений о мире в целом.

В-четвертых, концепции «устойчивого развития» с момента своего формирования стали обретать междисциплинарный характер. Весь комплекс проблем «устойчивого развития» исследуется на основе методологии системного анализа. Правда, в понимании основных систем мирового развития среди сторонников анализируемой теории существуют определенные расхождения, абстрагировавшись от которых, в общем виде можно отметить следующее. Современный мир подразумевается состоящим из целого ряда взаимосвязанных и взаимодействующих систем. Условно среди них можно выделить два типа. К первому относятся системы обеспечения жизни на нашей планете: экологическая, энергетическая, биологическая, климатическая и т.д. Ко второму типу - системы, составляющие основу общественной жизни человечества: экономическая, политическая, социальная и другие.

В-пятых, в концепции «устойчивого развития», по сравнению со многими другими глобалистско-футурологическими теориями, оказался существен политологический аспект. Причем наряду с сугубо теоретическими вопросами идет подготовка материалов, которые могли бы принести пользу лицам, занимающимся практической политикой [3; 5].

Таким образом, можно отметить, что концепция создавалась при помощи достаточно разнообразного методологического инструментария и затрагивала уже в начальный период становления весьма широкий круг вопросов планетарного диапазона. Однако центральной проблемой для этих исследований было определение самого понятия «устойчивое развитие». Ведь именно оно должно было в сжатой форме содержать основную идею концепции, отличающую ее от всех других довольно многочисленных теорий и проектов глобального прогнозирования.

Остановимся на сущности понятия «устойчивость».

Некоторые исследователи делали акцент на этимологическом значении слова «sustainable», отмечая, что в самом общем виде оно наводит на мысль о способности противодействовать давлению и нажиму со стороны каких-либо сил. В сущностном смысле под устойчивостью нередко понимали производную от: 1) внутренних характеристик системы; 2) природы и силы давления и потрясений, воздействующих на систему; 3) человеческой деятельности, способствующей возникновению и усилению указанных давлений и потрясений или наоборот их преодолению [3].

Уточнение трактовок понятия «устойчивости», формирование общепризнанного мнения по данному вопросу способствовало более углубленному осмыслению определения самого «устойчивого развития». В наиболее концентрированном виде такое определение было сформулировано в докладе комиссии Г.X. Брундтланд, где, в частности, записано: «Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Оно включает в себя два ключевых понятия:

 - понятие потребностей, в частности потребностей, необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного решения;

- понятие ограничений, обусловленных состоянием технологии и организацией общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности» [3].

В приведенном определении его авторы поставили во главу угла наиболее важные, с точки зрения многих глобалистов, планетарные проблемы и явления. В некоторых дефинициях их круг существенно расширялся, хотя выбор, по нашему мнению, в плане первостепенной значимости более чем дискуссионен. Не всегда при этом акцент делался на наиболее острых вопросах.

Итак, очевидно, что в приведенных формулировках идея «устойчивого развития» рассматривалась ее сторонниками в различных аспектах: в социально-экономическом, технологическом и экологическом. Некоторые авторы обращали внимание на потребность анализа ее этических, политических и иных принципов. Данная теория наиболее полно отразила в конце XX столетия взгляды специалистов по глобалистике на мировое развитие как на совокупность взаимообусловленных, динамичных, с изменяющейся иерархией взаимосвязей глобальных процессов, затрагивающих практически все основные сферы жизнедеятельности человеческого сообщества. Между тем для достижения «устойчивого развития» недостаточно мощного индустриального» потенциала и быстрого экономического роста. В тех регионах, где существуют указанные факторы, возникают в наши дни, как правило, и серьезные экологические проблемы. Для их смягчения и последующего преодоления необходима взвешенная и эффективная политика в области охраны окружающей среды и природопользования. Проведение такой политики невозможно без достижения высокой духовности общества, широкого распространения моральных и этических принципов, стиля жизни, соответствующих как потребностям настоящего периода, так и будущего. «Устойчивости» современной цивилизации нельзя достичь при сохранении социальной и политической напряженности в отдельных странах, регионах и в мире в целом.

Идеи, сформулированные в концепции «устойчивого развития», были положены в основу стратегии развития мирового сообщества, принятой на Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году.

Конференция в Рио-де-Жанейро подтвердила невозможность движения развивающихся стран по пути, по которому пришли к своему благополучию высокоразвитые страны мира. Эта проторенная дорога не пригодна для современного состояния природной среды, она ведет к катастрофе. Необходима здесь только новая модель оптимального и устойчивого развития экономики всех стран на основе должных самоограничений. Но при этом необходимо учитывать и использовать весь положительный опыт стран, сформировавших рыночную экономику [1; 6].

Важнейшим событием в решении глобальных экологических проблем стала разработка и принятие Киотского протокола.

Киотский протокол - пилотный этап глобального экологического соглашения по предотвращению катастрофических изменений климата. Климатический эффект от первой фазы Киотского протокола (2008–2012 гг.) невелик, но важно начать практическую деятельность и запустить механизмы международной кооперации [8].

Многие страны, особенно беднейшие, сильно страдают от изменения климата. В России серьезного ущерба пока нет, но серьезная опасность существует. Климатическая система Земли инерционна, и необходимо заранее решить, что и как делать, если неблагоприятные прогнозы ученых будут сбываться.

Если Правительство России сумеет создать действенные национальные механизмы Киотского протокола, он станет хорошим каналом привлечения дополнительных инвестиций для модернизации энергетики, ЖКХ, для перевода котельных с угля на газ и возобновимые источники энергии. Также не надо забывать, что при снижении выбросов парниковых газов, например, при переводе электростанций и котельных с угля на газ резко уменьшается загрязнение воздуха, что приводит к снижению заболеваемости легочными заболеваниями, астмой и т.п. Исследования в 6 городах России (Москва, Нижний Новгород, Воронеж и др.) позволили оценить общероссийский эффект от первоочередных мер по снижению выбросов парниковых газов как снижение смертности на 40 тыс. человек в год.

Протокол – неплохой дополнительный стимул для проектов и мер по повышению энергоэффективности и энергосбережению. В масштабах всей экономики России в денежном выражении эффект Киотского протокола порядка 1-2 млрд. долл. за 2008 –2012 гг.

Важно подчеркнуть, что Киотский протокол не вызывает никаких отрицательных эффектов для текущих российских социальных и экологических проблем. Не требуется никаких специальных мер по снижению выбросов парниковых газов, которые бы приводили к закрытию предприятий или нарушению социальной инфраструктуры [3].

В такой ситуации региональным администрациям, бизнесу и общественности имеет прямой смысл поддержать активное участие России в Киотском протоколе и, насколько возможно, воспользоваться дополнительными экологическими и социальными возможностями данного международного соглашения.

Сегодня подавляющее большинство ученых пришло к мнению, что нынешнее беспрецедентно быстрое изменение климата - это антропогенный эффект, вызванный, прежде всего, сжиганием ископаемого топлива.

Ученые считают, что безопасный уровень глобального потепления – 2 градуса Цельсия и человечество уже прошло треть «дистанции». По мнению экологов, нужно приложить все усилия для ограничения выбросов парниковых газов и не допустить потепления более, чем на 2 градуса. Ведь это «средние» градусы, во многих местах 2 означает 5 и даже 10 градусов, что очень много.

 Протокол вступит в силу лишь после того, как будет ратифицирован не менее 55% стран, подписавших этот документ. Кроме того, эти страны должны быть источником не менее 55% от объема выбросов углекислого газа.

В результате категорического отказа США, на долю которых приходится 36,1% такого рода выбросов, ратифицировать Киотский протокол по экономическим соображениям, выполнение этого условия стало чрезвычайно сложной задачей.

России является решающей для вступления или невступления Киотского протокола в силу. Выгода от ратификации Киотского протокола  для России будет огромной.

Российские власти полагают, что к моменту вступления протокола в силу количество выбросов в стране будет на 20% ниже, чем в 1990 году. Это означает, что Россия сможет продавать квоты на выбросы другим странам, зарабатывая таким образом десятки миллиардов долларов.

Эти деньги могут быть затем использованы для модернизации топливно-энергетического комплекса страны.

Однако сначала Россия должна доказать точность оценки количества выбросов на 1990 год. Если ей это не удастся сделать, то надежды на быстрое обогащение могут оказаться напрасными.

2. Экологический и природно-ресурсный параметры при принятии макроэкономических решений (экологизация налоговой системы, «зеленые» национальные счета и т.д.). Международный

и российский опыт

В период становления рыночных отношений важным инструментом, стимулирующим природоохранную деятельность государства, региона, предприятия, является комплексная система платежей за природопользование и налогообложение. Эта довольно сложная система включает не толь­ко платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов, но и плате­жи за выбытие природных ресурсов в результате физического и морально­го износа, всевозможные налоги с прибыли предприятий за производ­ство экологически опасной продукции, штрафы и другие экономические меры за нарушение правил и норм рационального природопользования.

В общую совокупность перечисленных видов платежей включается так­же суммарная величина льгот по налогообложению прибыли предприятий. Нельзя говорить о том, что платежная система за пользование при­родными ресурсами возникла в период развертывания перестроечного механизма. Отдельные виды платежей за природные ресурсы уже имеют давнюю историю своего существования. Проблема заключается в том, что до настоящего времени в природоохранной практике существовал так называемый фрагментный подход к образованию платежей за природные ресурсы.

Потребителям платно отпускались отдельные компоненты природных ресурсов (леса, воды, земли), выбывающие из сельскохозяйственного оборота. В геологоразведочных подразделениях в бюджеты отчисля­лись огромные суммы на проведение геологоразведочных работ. Однако научно обоснованной системы платежей за природопользование не суще­ствовало из-за отсутствия единого подхода к их формированию [6].

Суще­ствовавшие платежи были представлены мизерными величинами и не могли стимулировать рациональное использование природных ресурсов.

Важной стороной этой проблемы является то, что платежи за природные ресурсы должны носить рентный характер, определяющий богатство собственников природных ресурсов. Опыт зарубежных стран в этом плане свидетельствует о систематическом совершенствовании механизма диф­ференциальной ренты, правовых инструментов его регулирования.

Важ­ным моментом современной рыночной экономики является вхождение в современную практику отработанного механизма платы за природные ресурсы, основные положения которого законодательно закреплены в России.

На основе утвержденной системы платежей за природные ресурсы предпри­ятия не только обязаны оплатить воспроизводство их, но и затраты на их хозяйственное освоение.  Эта система платежей при четком ее использова­нии должна регулировать весь ход функционирования природно-ресурс­ного потенциала территории в интересах проживающего здесь населения и трудовых ресурсов. В то же время их особенности в том, что оказывается возможным регулирование распределения природных ресурсов террито­рии между конкурирующими пользователями.

В конечном счете можно констатировать, что все платежи являются базой для формирования стабильного финансового бюджета природоохранного назначения. Сюда же присоединяются все виды компенсацион­ных платежей, направленных на возмещение ущерба владельцу природ­ных ресурсов при их изъятии из сферы функционирования.

Система платежей, действующая в настоящее время в рамках России, включает плату за воду, полезные ископаемые, землю и лес, причем, плата за каждый компонент природных ресурсов имеет свои особенности. Эти виды оплаты, к сожалению, функционируют лишь несколько лет, и вряд ли можно ожидать за эти годы каких-либо разительных успехов в этом деле [5].

Всего неполных два года отделяют нас от того момента, когда для промышленных природопользователей была введена плата за воду, забираемую из поверхностных, а с 1994 года и из подземных источников. Тарифы платежей дифференцированы в зависимости от географических признаков и исходят из издержек водопользования и водорегулирования. При­чем, система АПК и коммунальное хозяйство не осуществляли платежи за воду, некоторый льготный процентный тариф был представлен ТЭЦ.

Нам представляется, что целесообразнее было бы дифференцировать систему платежей за воду в зависимости от дефицитности данного ресурса, что позволило бы разработать надежный механизм стимулирования и достоверного размещения водоемких производств, их тяготения к райо­нам с избыточным водным потенциалом.

Существующая практика в этом деле свидетельствует, что плата за сверхлимитное водопотребление в пять раз превышает плату за выбор свежей воды. Надо отметить, что это еще не значительная величина, ибо правильнее было бы взимать денежные ре­сурсы, равные ущербу от сверхлимитного водопотребления. Общая сумма платежей в значительной степени должна зависеть от качества отпущен­ной воды, и ни в коем случае здесь не может быть применен тезис о том, что плата за свежую воду должна быть равной плате за повторно исполь­зуемую.

Особый смысл приобретает безвозвратное водопотребление, согласно которому все платежи формируются по действующей инструкции, а сама величина платы устанавливается из расчета определенных квот. В качестве эталона берется свежая вода, и ее величина корректируется путем умно­жения на 1,25. Такая корректировка, конечно, формирует незначитель­ные суммы, и содержательная сущность платежей не полностью выпол­няет свои функции. При проведении такого рода расчета в основу должен быть положен также ущерб от безвозвратного водопотребления [7].

Кроме того, следует иметь в виду, что плата за сброс сточных вод определяется от величины наносимого ущерба. Довольно сложную историю и не менее сложный механизм имеют платежи за пользование недрами, которые пре­доставляются в пользование на основании лицензии. Получение ее требу­ется для проведения всевозможных работ геологического характера, раз­работки месторождений полезных ископаемых, функционирования подземных сооружений, рационального использования отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств, а также образования особо охраняемых объектов. Лицензии предоставляются геолкомом России с со­гласия вышестоящих природоохранных и других государственных организаций.

Мировой и отечественный интерес заслуживает формирование лицензий на право пользования теми или иными компонентами природно-ресурсного потенциала. В развитых странах мира, а в период функционирования рыночной экономики и в России, все лицензии предоставляются путем осуществления и проведения различного рода конкурсов и аукцио­нов.

Конкурсная система обычно признает победителем того участника ее, который полностью отвечает условиям конкурса и предоставил наи­более приемлемые с экономической точки зрения и полностью соответ­ствующие требованиям охраны окружающей природной среды техничес­кие решения. Что касается аукционной системы формирования лицен­зии, то существуют особые правила и нормы для победителей. В качестве последнего выступает соискатель, заявивший наибольшую плату за полу­чение права на пользование природными ресурсами.

Специфична система лицензирования разработок месторождений радиоактивных руд и питье­вых подземных вод. Лицензии этого характера обычно формируются толь­ко на основе тщательно проводимых конкурсов с участием квалифицированных специалистов и заинтересованной научной и рядовой обществен­ности территории [4].

Обычно лицензирование является сложным процессом, и его форми­рование и статус ограничиваются определенными временными интерва­лами. В мировой и отечественной практике лицензии, связанные с геоло­гическим изучением природно-ресурсного потенциала, выдаются на срок не более пяти лет, а для целей иного характера — не более двадцати лет. В реальной практике при совмещении геологического исследования при­родных ресурсов и комплексном их научном обосновании лицензии могут выдаваться на период не более двадцати пяти лет. При проведении работ различного проектного характера и различного рода отработок месторож­дений полезных ископаемых период действия лицензий может быть про­длен по инициативе заинтересованных заказчиков, предпринимателей, представителей глобальных фирм.

Особый характер и довольно своеобразный смысл имеют лицензии, связанные со строительством и эксплуатацией всевозможных строитель­ных сооружений и специально охраняемых объектов. В зависимости от учета всех негативных и положительных факторов лицензии этого направления могут выдаваться на неограниченный срок.

Содержательные сущности любой лицензии международного и отечественного образца в какой-то степени согласуются друг с другом, иногда имеют какие-либо отклонения, а в целом они характеризуются целым рядом строго обязательных признаков. В качестве таковых выступают следующие основные информационные сведения, а именно: уровень добы­чи минерального сырья; условия выполнения согласно законодательству России, стандартам, нормам и правилам требований по охране недр и окружающей природной среды; количество, виды, состав направляющихся в недра отходов промышленно-производственной деятельности и индустриальных сточных вод.

Своеобразные показатели и признаки фиксируются при разрешенных лицензиях, связанных с захоронением вредных веществ, отходов и сбро­сом сточных вод. В качестве таковых в обязательном порядке регламентиру­ются максимально возможные объемы при сбросе сточных вод, величина захоронения и уровень определенной концентрации вредных веществ. При этом учету подвергаются также факторы, связанные с активизацией неблагоприятных геологических явлений, а также особенности негативного воз­действия в зоне влияния эксплуатации сооружений на водопользование, на экологические условия и на факторы, непосредственно воздействую­щие на весь ход эксплуатации инженерных объектов и сооружений [5].

Особыми учитываемыми признаками являются также формирование специальных временных квот, воздействующих на вероятное уменьшение поверхностных водных ресурсов и снижение водоносного грунтового уровня в результате действия проектируемого водозабора.

Все эти дополнительные условия и факторы обычно обсуждаются и согласовываются заинтересованными соискателями и представителями с центральными геологическими службами России, правительственными учреждениями по менеджменту, рациональному использованию водного природно-ресурсного потенциала, администрацией санитарного и горно­го надзора и экологических служб верхнего и нижнего иерархического уровня.

Все заинтересованные представители в лице предприятий и их подразделений при этом стоят перед проблемой платежей за пользование отдельными компонентами природно-ресурсного потенциала. В совокупную величину этих денежных расходов входят плата за право пользования недрами, всевозможные отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой структурной базы, затраты, связанные с использованием акваторий и шельфовых участков океанов и морей, а также весь комплекс затрат, формирующийся в рамках земельных участков и специально отведенных территорий.

Сначала определяются стартовые величины платежей за право пользования природно-охранными объектами и зонами, они в основном устанавливаются специальными геологическими подразделениями России и согласуются с экономическими службами Правительства. Фундаментом так называемого стартового платежа является рентная оценка месторож­дения полезных ископаемых или земельных территорий, отведенных для подразделений добывающей промышленности. Эта оценка определяется с учетом качества месторождений природных ископаемых, предполагаемо­го совокупного эффекта от их рационального использования и целого ряда экономико-географических нюансов [4].

Содержательная сущность совокупных платежей, их объемов и предпосылок определяются по каждому объекту, представленному к лицензи­рованию. Однако весь ход и порядок проведения этих интересных и до­вольно своеобразных мероприятий связан с конкурсной и аукционной системой. Наряду с общими условиями проведения таких конкурсов и аукционов допускаются довольно уникальные исключения, они связаны с заменой денежных ресурсов, поставками производимой промышленной продукции.

При всех равных обстоятельствах и условиях авторитетные геологические учреждения России в случае необходимости могут ходатайствовать о досрочном прекращении, временном приостановлении или временном ограничении пользования отдельными природно-ресурсными компонентами. В качестве таковых наиболее реальных предпосылок выступают интенсивно сформировавшаяся угроза жизнедеятельности трудовых ресурсов, занятого контингента в ограниченной зоне проведения специ­альных работ, а также случаи систематического нарушения владельцами лицензии общепринятых правил пользования природноресурсным по­тенциалом и т.д.

В условиях систематического функционирования в условиях рыночной экономики все лицензодержатели должны руководствоваться общепринятыми нормами и правилами, связанными с охраной недр, воздуха, зе­мель, лесов и других природоохранных объектов. Рекультивацию выбывших земельных территорий должны осуществлять лицензодержатели с та­ким расчетом, чтобы вся эта нарушенная территория могла быть в ближайшее время пригодной для дальнейшего ее использования [5].

Глобальной проблемой этого порядка является проблема стимулирования рационального природопользования, охраны и освоения земель, повышения качества почвенных структур, формирования специальных экологических фондов. Все эти меры и их механизм могут быть надежно осуществлены за счет введения платы за земли и другие компоненты при­родных ресурсов. Рациональное использование земельных ресурсов пре­дусматривает целую систему платежей и налогов, которыми облагаются все собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Исключе­нием из этого правила являются арендаторы.

Налоговый механизм в части рационального использования земельных ресурсов формируется с учетом не только структуры угодий их качества, но и целого ряда экономико-географических факторов. Своеобразно складываются и средние размеры налога с одного га пашни. За арендованные земельные территории взима­ется арендная плата. Все виды платежей этого направления систематичес­ки уточняются и корректируются на основе отдельных статей закона рос­сийской федерации «О плате за землю». С 1992 года в порядке исключе­ния, в порядке особого эксперимента был проведен аукцион продажи земли в Подмосковье, и тем самым рыночный механизм пополнился еще довольно своеобразной категорией в виде «рыночной цены земли» [1].

Только что отмеченная своеобразная технология формирования платежей за пользование природно-ресурсным потенциалом имеет глубокие корни и в равной степени может быть распространена почти на все мак­ро- и микрокомпоненты природно-ресурсного характера.

Весьма интересной проблемой современных рыночных отношений является процесс формирование цен за право пользования природно-ресурсным потенциалом, а также формирование совокупных платежей и денежных средств на стадии производства и потребления готовой продук­ции. Если цены на производимую продукцию, сформировавшиеся в ходе использования природного объекта, одобряются государством и правительством и поддерживаются на уровне ниже цен нынешнего свободного рынка, то в этом случае целесообразно включить в платежный оборот так называемые льготные ставки.

Всякий экономический субъект имеет пол­ное право при наличии лицензий использовать тот или иной компонент природно-ресурсного потенциала, но вместе с тем не расходовать его. Это следует понимать так, что наступил период конъюнктурных отношений, при котором природопользователи могут занимать выжидательные пози­ции, например, не вырубать лес, а заняться этим именно тогда, когда наступит подходящий момент с экономической точки зрения. Именно с этим связаны так называемые платежи, формирующиеся в процессе чрез­мерного расхода природных ресурсов.

Механизм этого процесса трудно поддается регулированию, а при формировании благоприятных предпо­сылок оно осуществляется в направлении интенсивности потребления при­родных ресурсов природовладельцами и тем самым образуется специаль­ный фонд средств, предназначенный для их воспроизводства. В процессе такого новообразования складывается так называемый нижний предел подобных платежей по тем или иным видам природных ресурсов, кото­рый включает в свой состав все затраты запасосберегающего характера и затраты, идущие на освоение новых видов запасов. Так или иначе сово­купность перечисленных затрат является не чем иным, как глобальным процессом восстановления условий ресурсообеспечения.

Эти и подобные им платежи не носят однопланового характера. Их фактическое значение в основной своей части устанавливается на основе договорных отношений между природоиспользующими предприятиями и подразделениями менеджмента, несущими полную и строгую ответственность за весь ход становления и развития процесса ресурсосбережения [5].

Перечисленный веер платежей все же не всегда достоверно отражает реально сложившиеся издержки производства, необходимые для экологической стабилизации и воспроизводства природно-ресурсного потенциала с учетом региональных особенностей в условиях приоритетного природопользования. Последний тезис является особенно характерным в рамках региональной политики.

Учитывая все возрастающее расширение деятельности предприятий в области нефтедобычи, нефтепереработки и нефтепродуктообеспечения, на руководителей компаний возлагается большая ответственность по  обеспечению защиты здоровья как своих работников, так и всего населения, проживающего в районах деятельности организаций. Необходимыми моментами являются также рациональное использование природных ресурсов и  сохранение благоприятной окружающей среды.

Все это становится реальным при внедрении новых технологий, созданных для ликвидации факторов, способных нанести ущерб здоровью людей и природным ресурсам. На сегодня многие компании занимаются разработками в области экологической безопасности.  Так, например, группой научных сотрудников ООО «СибТехКомплект» была создана и успешно опробована Универсальная  термохимическая  установка для переработки углеродосодержащих отходов, низкосортных видов сырья и прочих биомасс в газообразные и жидкие виды топлива.

Уникальность данной установки вполне очевидна. В основе принципа ее действия лежат методы широко применяемых в современном химическом производстве технологий переработки органических веществ. Но важнее тот факт, что все эти методы могут осуществляться непосредственно в процессе работы установки одновременно, и при этом нет необходимости в проведении сложной и трудоемкой переналадки системы или дополнительного подключения другого вспомогательного оборудования. А гибкость управления установкой позволяет осуществлять все перечисленные технологии как в последовательном, так и в параллельном режиме.

Кроме того, принятые концепции построения функциональной схемы и заложенные конструктивные решения позволили существенно сократить пути движения материальных и энергетических потоков и благодаря этому ощутимо снизить габариты и материалоемкость установки. Это, в свою очередь, позволяет существенно поднять КПД и удельную мощность. Нужно отметить и тот факт, что данная система имеет широкие возможности регулирования направлений и скоростей перемещения материальных и тепловых потоков, что значительно расширяет возможности по переработке разнообразного по химическому составу сырья, которое изначально может находиться в любом агрегатном состоянии.

Еще одной существенной отличительной особенностью новой установки является применение водопаровых плазмотронов и системы высоковольтных электродов, позволяющих эффективно эмитировать в полость реактора электрические заряды любого знака. Это позволяет создавать в определенной области реактора пространственно распределенные заряды достаточно высокой концентрации. За счет высокой объемной концентрации зарядов в зонах осуществления химических реакций могут быть созданы - без применения дорогостоящих химических окислителей и восстановителей - очень высокие окислительные и очень низкие восстановительные потенциалы. И благодаря этому создаются такие условия, которые способствуют эффективному протеканию разнообразных так называемых электрокаталитических окислительно-восстановительных реакций, которые при прочих равных условиях проходят либо с большим трудом, либо вообще принципиально неосуществимы.

Созданная с учетом всех требований, система является экологически чистой и позволяет производить переработку промышленных отходов с минимальным воздействием на окружающую среду. После отработки отходов в установке получаются товарные жидкое и газообразное топливо и тепловая энергия, используемая для собственных нужд. А в качестве отходов остаются безвредные нейтрализованные шлаки, по составу близкие к отожженному глинистому грунту, а также нейтрализованные отработанные газы, не содержащие вредных для окружающей среды веществ, и безвредная дистиллированная вода.

 По мнению разработчиков, наиболее эффективным применением этой установки является ее использование в области нефтедобычи и нефтепереработки, что позволит предприятиям ликвидировать нефтешламовые амбары и другие захоронения, независимо от срока их давности и загрязнения. Более того, новая технология рассчитана на переработку отходов до 12 тонн в сутки с выходом до 80% продукции, пригодной для дальнейшего использования в хозяйственной деятельности предприятия. А при необходимости увеличения количества переработки либо сокращения сроков их утилизации несколько установок могут легко объединяться в единую систему [2].

Стоит отметить, что для каждой отрасли промышленности, а порой и для каждого отдельного предприятия, могут применяться свои уникальные способы переработки сырья, создание экологически чистого, безотходного производство. Эффект от этого будет колоссальным не только для конкретного региона, где находится данное предприятие, но и для всей планеты в целом.

Список литературы

1. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. – М.: Аспект Пресс,1998.-346с.

2. Зайцев В.А. Промышленная экология: Учеб. пособие. - М.: ДеЛи, 1999. - 139с.

3. Косов Ю.В. Генезис концепции «устойчивого развития» //  Экология и образование. – 2002. - №1-2.

4. Макар С.В. Основы экономики природопользования. – М.: ИМПЭ, 1998. - 388с.

5. Рябчиков А.К. Экономика природопользования. – М.: ЭЛИТ, 2000. -192с.

6. Седов В.В. Экономика и экология. – Челябинск: ЧГУ, 1995. - 344с.

7. Тихомиров Н.П. Социально-экономические проблемы защиты природы. - М.: Экология, 1992. - 176с.

8. Чапек В.П. Экономика природопользования: Учебное пособие. - М.: «Издательство ПРИОР», 2000. - 208с.

9. Экономика природопользования / Под ред. Н.В. Похомовой. – СПб., 1993. - 395с.

10. Яндыганов Я.Я. Экономика природопользования. – Екатеринбург: УГЭУ, 1997. - 322с.