Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
1. Экономика экологического кризиса………………………………………5
2. Программы обеспечения экологической безопасности………………...11
3. Пути решения экологических проблем………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………………..25
Введение
Исследования взаимодействия в системе природа-человек и техника на всех этапах ее развития приводили к формированию противоречивых взглядов: техника и природа - антагонисты, гармония между ними невозможна; человек, техника и природа могут действовать согласованно и развиваться гармонично. Однако объективно существующие в системе общество - природа противоречия не должны носить антагонистического характера. Сохранить гармонию человека и природы - основная задача, которая стоит перед нынешними поколением. Это требует изменения многих ранее сложившихся мнений о соизмерении общественных ценностей. В этой связи, исключительно важное значение имеет развитие у каждого человека «экологического сознания», которое будет контролировать выбор вариантов технологий, рациональное использование природных ресурсов.
«Глобальной экологической политики пока не существует, это проблема XXI века, но изменение ориентации национальной экономики следует осуществить сегодня», - справедливо отмечают российские ученые. Необходимо разработка новой тенденции природопользовании, создание такого рыночного механизма, которой позволил бы комплексно решать эколого-экономические вопросы использования сырьевых ресурсов, отходов производства и в целом природопользования. Основной тенденцией современной экономики является ее «глобализация», этот решающий фактор нынешних международных экономических, отмечают многие исследователи в разных странах. Одно из распространенных мнений специалистов заключается в том, что мы переходим сейчас от исторического периода, для которого была характерна абсолютизация интересов собственно национальной экономики с законодательными и политическими рамками, к другому этапу - глобальной экономике, не имеющей единого жесткого регулирующего аппарата. Таким образом, глобальная экономика не сможет существовать и создать эффективную базу развитии в мировом масштабе без единых всепланетных законодательных и политических рамок. Сильнейшее воздействие на состоянии всемирного хозяйства, его подсистем, взаимодействие этих подсистем оказывает такой сложный глобальный фактор как обострение проблем окружающей среды, что оказывает влияние на все мировое хозяйство, на национальные и всемирные производительные силы.
Анализ взаимоотношения экономики и экологии, а также пути выходы из экологического кризиса были рассмотрены на Всемирной конференции ООН в июне 1992г. в Рио-де-Жанейро. Следует отметить, и еще нагрузки на природные ресурсы в которой и находится исчерпаемые ресурсы, окружающей среду и системы жизни-обеспечения людей, уже привели к столь широкому обострению экологической ситуации в мире неизбежно будут нарастать и дальше. Это значит, что в самом центре причинно-следственной системы, от которой зависит будущее человечества, находится взаимодействующие связи между окружающей средой и экономической деятельностью. С помощью которых может сохраниться и процветать жизнь человека, устанавливаются пределами окружающей среды. Таким образом, существует необходим связь между природой и экономическим развитием, от которой наше будущее зависит и как мы сможем в дальнейшим регулировать эту связь. Также обеспечение твердого, сбалансированного и контролируемого развития может реально гарантировать переход к следующему столетию необходимого и безопасного для мира экономического роста - это значит, что при разработке экономической политики в ходе ее осуществления в каждом секторе экономической жизни необходимо обеспечить гармоничное сочетание между экономикой и окружающей средой.
1. Экономика экологического кризиса
Высокий уровень урбанизации и загрязнения окружающей среды в высокоразвитых странах поставили их перед необходимостью изменения некоторых применяемых ранее методов обеспечения экологических условий экономического развития. Учеными установлено, что в настоящий момент для ликвидации глобальных последствий загрязнения окружающей среды прошлых лет необходимо уж 150 млрд. долл. Отсюда, очевидно, что перспективные вложения, направленные на разработку и создание комплекса природоохранных мероприятий, предотвращающих загрязнение является выгодной формой инвестирования, так как в будущем это значительно сократит расходы материальных и духовных ресурсов. В то же время продолжающиеся накопление загрязнителей и рост технической вооруженности человека, а также его осведомленности об отрицательных последствиях хозяйственной деятельности для всего живого, придает синхронную динамичность при установлении предельно допустимых норм, путем пересмотра их нормативов в сторону ужесточения [1].
По прогнозам германской научно-исследовательской группы «Кайзер» в 2006г. в странах ЕС на разработку технологий по охране окружающей среды предположительно будет затрачено около 139.8 млрд. немецких марок, из них 44.5 млрд. на технологии очистки сточных вод; 40.5 млрд. на переработку и повторное извлечение ценных материалов; 22.5 млрд. на мероприятия по экономии энергии; 20.8 млрд. на технологии очистки воздуха. Такая структура затрат предполагает полную кардинальную перестройку все промышленности ЕС, отказ от дальнейшего наращивания ресурсоемкого, высокоотходного производства [7].
Как известно, основную экологическую опасность для окружающей среды представляют электростанции различных типов, металлургические, цементные, химические, биотехнические предприятия, транспортные средства.
Следовательно, в настоящее время значительное снижение уровня загрязнения без существенного увеличения финансовых затрат может быть при уменьшении интенсивности использования природных ресурсов, сокращении или стагнации потребления энергии, свертывании цементного производства и расширении ремонтно-восстановительных работ, сокращении сталелитейного производства и расширении вторичной переработки металла.
Доказательством эффективности предлагаемых немецким профессором Ю.Симонисом мер может служить увеличение валового национального продукта отдельных европейских городов при сокращении деградации природной среды. В этом плане наиболее ощутимые результаты были достигнуты в Швеции, где за период 1960-1987г. цементное производство сократилось на 47%, потребление стали на - 38%, грузооборот автотранспорта на 21% при значительном улучшении экологической ситуации в городах и стабильном росте валового национального продукта [1].
С другой стороны, предотвращение загрязнения окружающей среды до безопасного для природы уровня и здоровья в принципе можно достичь даже при нарастающей интенсивности природопользования, но при условии проведения широкого круга мероприятий экономического, научно-технического, организационно-управленческого характера, сопряженных с крупными затратами материальных и финансовых ресурсов. При этом сокращение использования сырья, количества затрачиваемой энергии на производство единицы продукции, а также повышение уровня квалификации, доступности информации и качества управления производством должно сочетаться с автоматизацией производства, развитием оптической технологии, технологии новых материалов, микроэлектроники, биотехнологии. Таким образом, практически весь мир признает, что настало время незамедлительного перехода к такой форме развития, при которой не было бы противоречия между экономическим ростом, природопользованием и сохранением целостности экосистем, а нынешнее поколение не подрывало бы природно-экологическую базу будущего.
Проблема экологической безопасности тесно связана с достижением экономической безопасности, утверждением равноправных экономических отношений, исключающих химическую эксплуатацию природных ресурсов, экспорт загрязняющих производств и опасных отходов,.- эта мысль подчеркивалась на упоминавшейся выше конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Американский ученый Браун, директор Вашингтонского Института всемирного наблюдения подчеркивал в этой связи, что экстенсивное разрушение природных обеспечивающих систем и ухудшающиеся экологические условия представляют угрозу национальной и международной безопасности, которая сейчас соперничает с традиционной военной угрозой.
Здесь как раз требуются наиболее развитые формы международного сотрудничества на основе единых критериев, общепризнанных универсальных подходов. В этих целях необходимо придать динамизм существующим международным экологическим организациям и создать целый ряд новых.
При этом ясно, что под них надо подвести соответствующую финансовую базу, возможно, наделить эти страны определенными наднациональными правами в деле регулирования процессов охраны окружающей среды. Пока что «экологические бюджеты» стран и международных организаций сравнительно невелики, не адекватны масштабам решаемых задач, хотя они и быстро возрастают. В 1970г. на природоохранные мероприятия человечество затратило 40 млрд. долл., в 1980г. - около 75 млрд. долл., в 1990г. - приблизительно 150 млрд., а в 2005г. -около 350 млрд. долл. В общем, хотя эти расходы и растут, но они несоизмеримы ни с грядущим экологическим кризисом, реально угрожающим человечеству, ни с совокупным оборонным бюджетом мирового сообщества, годовой объем которого прямо и непосредственно действует против сохранения жизни на Земле [3].
Эти соотношения между оборонными и экологическим бюджетами необходимо уже в самом ближайшим будущем поменять местами. Неконтролируемый характер развития экологического кризиса прямо обусловлен тем обстоятельством, что на природоохранные цели индустриальные страны расходуют 1-2% своего ВНР, не оказывают должной поддержки развивающимся странам, в то время как только расчетная стоимость ущерба, ежегодно причиняемого окружающей среде, составляет в среднем 4-6% стоимости их ВНР.
В нашей стране, согласно недавно принятой программе «Экологическая безопасность России» утверждается, что «примерно 10 млрд. рублей необходимо ежегодно вкладывать в восстановление экологических нарушений и предотвращение тотальной деградации природной седы». Но даже эта мизерная сумма, составляющая менее 1.3% от федерального бюджета, признается практически нереальной. Поэтому конференция ООН в Рио-де-Жанейро в документе «Повестка дня на XXI век» в IV разделе, определяющем финансовые ресурсы и механизмы, необходимые для осуществления экологической программы записала, что «все страны должны определить, как претворить Повестку дня на XXI век в национальную политику и программы». По оценкам Секретариата Конференции, среднегодовые расходы только на осуществление в развивающихся странах мероприятий, содержащихся в Повестке дня на XXI век по решению экологических проблем, должны составить свыше 600 млрд. долларов США. Программы обеспечения экологической безопасности. Главное направление борьбы против стремительного ухудшения качества окружающей среды - это разработка критериев экологической безопасности и массовое внедрение экологически безопасных технологий [6].
Конечно, такая переориентация с позиций современного мышления вызывает неприятие из-за своей первоначальной дороговизны. Однако надо осознать, что иного решения этой самой опасной для человечества проблемы нет. И здесь как нигде необходимо самое тесное международное сотрудничество. Специфика этого сотрудничества состоит в том, что оно предполагает использование практически всех существующих форм международных экономических отношений: промышленно- производственного и научно-технического сотрудничества, сотрудничества в области добычи, распределения и использования сырья, топливных и энергетических ресурсов, валютно-финансового сотрудничества и т.д.
Экологическое сотрудничество объективно должно базироваться на универсальной основе, отражать реальность самой проблемы. Возьмем проблему Мирового океана - здесь нет политических границ, океан не подчиняется мировоззренческим посылкам. Ветры, реки, грунтовые воды- все это части единой природы, действующей по своим законам. Ясно, что человечество должно объединить свои усилия для того, чтобы, во-первых, ослабить разрушение этой природы, во-вторых, в целях восстановления того, что еще можно восстановить для нормальной жизни человека на Земле. Поэтому необходимо смещение зоны интересов всех стран, национальных и международных организаций, занимающихся Мировым океаном, с военно-стратегических и политических позиций в сторону глобальных экологических задач цивилизации.
Значительную роль в международном экологическом сотрудничестве на Европейском континенте может запланированное Итоговым документов Венского Конгресса совещание по защите окружающей среды. В разделе «Окружающая среда» Итогового документа, в частности, записано: «Признавая необходимость предупредительных действий, государства- участники будут укреплять сотрудничество и активизировать усилия, направленные на защиту и улучшение окружающей среды, имея в виду необходимость поддержания и восстановления экологического равновесия в атмосфере, водах и почве. Они будут делать это, в частности, совершенствуя свое внутреннее законодательство, свои международные обязательства и применяя наилучшие доступные средства с учетом уровней развития, а также сдерживающих факторов экономического и технического характера. Они подчеркивают важность Региональной стратегии охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в странах - членах ЕСК на период до 2010г. и далее. Государства-участники убеждены в необходимости своевременного и эффективного сокращения выбросов серы или их трансграничных потоков. Они призывают Договаривающиеся Стороны и страны, подписавшие Конвенцию, присоединиться к Протоколу о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков по меньшей мере на 30%. Они рекомендуют тем государствам, которые еще не стали участниками Протокола, предпринять дальнейшие шаги по сокращению выбросов серы в соответствии с целями Протокола. Государства-участники полагают, что ограничение и сокращение выбросов окислов азота или их трансграничных потоков заслуживают того, чтобы им было уделено первоочередное внимание в их программах по уменьшению загрязнения. Они приветствуют разработку и принятие Протокола об ограничении выбросов окислов азота. Государства-участники будут укреплять международное сотрудничество по природным ресурсам, флоре и фауне. Они будут поощрять скорейшее присоединение к соответствующим соглашениям и эффективное их выполнение. Они также разработают дальнейшие эффективные меры по борьбе с деградацией почв, по защите флоры, фауны и среды их обитания на основе Декларации по этому вопросу, принятой Европейской экономической комиссией. Они будут активизировать обмен мнениями и опытом относительно путей и средств достижения более рационального использования природных ресурсов. Они признают необходимость разработки в рамках Конвенции положений о снижении выбросов других соответствующих загрязнителей воздуха, таких, как углеводороды, и тех, которые приводят к образованию фотохимических окислителей. Они будут соответствующим образом укреплять сотрудничество, в том числе путем сбора и обработки необходимой информации [7; 8].
Государства-участники предпримут все усилия, с тем чтобы как можно скорее стать сторонам и Венской конвенции о защите озонного слоя. Государства-участники соглашаются, что следует предпринять дальнейшие шаги на национальном и международном уровнях по исследованию явления глобального потепления климата и роли, которую играют в нем выбросы токсичных, устойчивых и потенциально опасных веществ. Кроме того, они будут уделять особое внимание разработке соответствующих методов, альтернативных захоронению в море, с тем, чтобы постепенно и существенным образом сокращать дампинг опасных отходов и сжигание ядовитых жидких отходов в море с целью скорейшего прекращения использования таких методов.
Надо иметь в виду, что Европа - наиболее кризисный в экологическом отношении континент, вносящий наибольший «вклад» в мировое загрязнение окружающей среды. И в то же время успешное международное сотрудничество на этом континенте могло бы стать важным прорывом мирового сообщества к решению этой глобальной проблемы. Ясно, однако, и то обстоятельство, что международные усилия принесут желаемый эффект лишь в том случае, если они будут базироваться на усилиях каждой страны. Каждое новое техническое изобретение, новые технологии, изделия, деятельность на земле, связанная с водными бассейнами, реками и т.д. и т.п. - все это должно быть увязано в системе требований, среди которых экологическую безопасность надо ставить на первое место. При таком подходе международное сотрудничество по экологии будет эффективным, опираться на необходимую финансовую базу и прежде всего исходить из вполне осознанного экологического мышления как составной части нового международного экономического мышления.
2. Программы обеспечения экологической безопасности
Вполне очевидно, что игнорирование проблем защиты окружающей среды может привести в последствии к существенному увеличению расходов на их разрешение и неизбежно сузит возможность выбора экономических путей выхода из кризисного состояния в будущем. Поэтому уже сейчас в крупнейших корпорациях проблемам экологии уделяется особое внимание, причем их решение идет параллельно с решением всех остальных задач. Согласно вновь принятым законам по охране окружающей среды, американские компании должны уведомлять граждан какие именно химические вещества и в каких количествах выбрасываются в окружающую среду недалеко от их жилья. За уклонение от обязательного уведомления местных властей о выбросах загрязняющих веществ агентство по охране окружающей среды применяет огромные штрафные санкции. В авангарде решения экологических проблем, связанных с производственной деятельностью стоят фирмы ФРГ, Дании, Голландии, США, а наиболее плохо эти проблемы решаются компаниями Великобритании, Франции и Бельгии. В Голландии разработан национальный экологический план, с тем чтобы к 2008г. сократить загрязнение воздуха, воды и почв по крайней мере на 70%. Правительство этой страны в таком контакте с промышленностью намерено создать такие условия, когда продолжение индустриального роста не разрушало бы природу. Этот план разработан на основе принципа «кнута и пряника», наряду с жесткими ограничениями и тяжкими наказаниями за загрязнение он включает и поощрительные, налоговые скидки и субсидии тем предприятиям, которые улучшают свои показатели по охране окружающей среды. Почти 75% западногерманских и 90% датских компаний заявили о внесении различных изменений в свою продукцию и ее производство, с целью удовлетворения требований покупателей об их «экологической чистоте» [4].
В то же время только 25% голландских фирм намерены идти навстречу таким требованиям, а английские, французские и бельгийские фирмы в основном игнорируя их, не намерены придерживаться выпуска «зеленой продукции». Более 30% западногерманских и около 80% датских фирм установили специальные экологические стандарты на получаемые от поставщиков сырье и полуфабрикаты. Более 60% бельгийских компаний предъявляют требования об экологической чистоте к своим поставщикам, а английские компании даже не практикуют такую деятельность. Эксперты объясняют разницу в отношении фирм к решению экологических проблем во многом позицией их акционеров. Так, например 75% датских фирм ощущают плотный нажим держателей акций, требующих изменения качества продукции или технологического процесса в сторону их экологической чистоты, в то время как лишь к 90% английских компаний поступают аналогичные предложения. Многие компании, в особенности транснациональные корпорации, например, «ИБМ», «ЗМ», «Шелл» уже имеют собственные природоохранные программы, так как закон об охране окружающей среды в этих странах содержит целую систему мер контроля за условиями функционирования крупных примышленных предприятий. Контроль осуществляется на разных стадиях производства, включая проверку экологической чистоты и технологий, применяемых на предприятиях [2].
Закон Российской Федерации 20 декабря 2001г. «Об охране окружающей среды», разработан с участием именитых специалистов международного уровня в области природоохранного законодательства фактически открывает новый этап в развитии отечественной экоиндустрии. Закон четко определяет новое правовое пространство и экономический механизм охраны окружающей среды, дает основу для разработки подзаконных актов и инструкций по экономическим методам охраны окружающей среды включая конкретные системы:
- планирования и финансирования мероприятий по охране окружающей среды;
- оплаты за пользование природными ресурсов;
- оплаты за охрану и воспроизводство природных ресурсов;
- экономического стимулирования охраны окружающей среды;
- создания фондов охраны окружающей среды [8].
Это позволит уже в скором времени, создать современный действенный механизм сотрудничества между природоохранными структурами и хозяйствующими субъектами, включающий совместную подготовку и продвижение экологических программ и проектов, поиск источников их финансирования, оперативный обмен информацией в этой области, активизацию консультаций на начальных стадиях проекта и построить нормативно-экономическую базу для дальнейшего развития отечественной экологической индустрии.
Что касается зарубежных рынков экоиндустрии, то по большей части они уже сформировались. Экологическое законодательство и движение общественности за защиту окружающей среды от загрязнения в последние годы развиваются быстрыми темпами. К перспективным рынкам сбыта экологической техники и экологических услуг отнести страны Латинской Америки, некоторые европейские страны, претендующие на вступление в ЕЭС и район Азии и Тихого океана.
По мнению специалистов [1; 2] в сферу экоиндустрии должно войти восемь основных направлений хозяйственной и социальной деятельности общества:
1) воспроизводство человека;
2) демографическая регуляция;
3) экологическое воспроизводство и планирование;
4) измерительная и контрольная техника;
5) ресурсосберегающие технологии и техника;
6) использование вторичных ресурсов;
7) экологическое обучение;
8) рекреация.
Первое и второе из них связано непосредственно с формированием качества окружающей среды жизни человека природной и социальной, среды сохранения его здоровья, всего комплекса воспроизводства человека, в том числе и как трудового ресурса, отвечающего требованиям времени.
Глобальное экономическое сотрудничество и ООН, а также их программы включают в себя два основных момента:
а) Особенности и характер экономической деятельности ООН и структура ее организаций.
Организация Обьединенных Наций - эта самая крупная, универсальная и наиболее авторитетная международная организация современности, призванная заниматься главными политическими проблемами, волнующими человечество. Политическая деятельность ООН находится в неразрывной связи с экономическими и социальными задачами, непосредственно связанными с мировой политикой. Преамбула Устава ООН гласит, что его цель- содействовать экономическому и социальному прогрессу всех народов. В ней поставлены конкретные задачи в области исследования и разработки рекомендаций, создания специализированных учреждений, которые должны действовать в тесной связи с ООН. В деятельности этой организации экономическая и социальная сферы стали приоритетными. По некоторым данным, ими занимаются до 85% всего персонала Секретариата ООН. Остановимся на работе основных организаций ООН, непосредственно связанных с экономической деятельностью. Значительное место в системе международных организаций ООН занимают специальные программы. Это прежде всего: Программа развития ООН (ПРООН), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Университет ООН и Институт ООН.
б) Подсистема ООН-ЮНЕП.
Значение ЮНЕП (Программы по окружающей среде) быстро возрастает в системе организаций ООН. ЮНЕП действует как автономный орган ООН, координируемый ЭКОСОС. Он создан по рекомендации Стокгольмской международной конференции, созванной в 1972 году ООН в целях установления тесного международного сотрудничества по проблемам окружающей среды. Штаб-квартира находится в Найроби, программой управляет Совет управляющих ЮНЕП в составе около 60 человек, избираемых сроком на 3 года. Для финансирования этой программы создан добровольный фонд ЮНЕП. В его функции входит исследование широкого круга проблем, охрана почв и вод, растительного и животного мира, социально-экономические аспекты энергетики, градостроительные проблемы, сотрудничество в области образования и обмена информацией по охране окружающей среды, организация международных совещаний, симпозиумов и семинаров по рассматриваемой проблеме, разработка и реализация проектов, обеспечивающих практическое претворение в жизнь задач экологической безопасности. Одним из важных документов являющихся основой деятельности ЮНЕП, явилась резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущего поколений». В последующем резолюция 44/228 Генеральной Ассамблеи Организации Обьединенных Наций педоставила мандат Конференции ООН по окружающей среде и развитию на разработку стратегии и мер, направленных на прекращение и обращение вспять процесса ухудшения состояния окружающей среды в контексте более широких национальных и международных усилий по содействию устойчивому и экологически безопасному развитию. Отныне межправительственные мероприятия, связанные с конференционным процессом, будут осуществляться в рамках системы ООН. При этом главными, определяющим политику в этой области форумом станет Генеральная Ассамблея, которая будет обеспечивать общее руководство деятельностью правительств, системы ООН и соответствующих договорных органов [5].
3. Пути решения экологических проблем
Главным исполнителем обеспечения экологической безопасности является государство - его многочисленный квалифицированный аппарат специалистов и чиновников. В их руках соответствующие рычаги управления: законодательство, внешняя и внутренняя политика; социальная и поселенческая политика; налоговая, экономическая и экологическая политика; информационная и техническая политика; политика образования и подготовки кадров; демократическая политика и политика обеспечения конституционных и общепризнанных прав человека [9].
Действующее в нашей стране законодательство выдвигает требование не истощительного, рационального природопользования. Данное требование не акцентирует внимание на недопустимости пользования той частью природных объектов, которая может подвергнуться деградации или уничтожению. Именно это, по мнению специалистов, привело к росту числа видов животных, занесенных в Красную книгу, истощению важнейших водных объектов. Например, понимание конституционного требования рационального использования вод на практике ограничивается рациональным использованием забираемой из водоемов воды, без учета радикальных интересов биосистемы водоемов и прилежащих территорий.
Инженерно-экологическим аксиомам в ряде случаев необходимо придавать статус требований законодательства. В частности, необходимо определить группу или часть группы природных объектов, которые могут иметь экономическое значение, в целях прямого и безвозвратного потребления, и другую группу, которая не может быть использована ни при каких обстоятельствах. С этой точки зрения видится целесообразным ввести такие понятия, как экологические ресурсы, природные ресурсы и природные богатства.
Экологическими ресурсами можно назвать оптимально необходимую часть земель, недр, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха и иных взаимозависимых объектов природы, представляющих единую благоприятно устойчивую среду обитания, нарушение соотношения которых может привести к необратимому нарушению ее устойчивости. В таком случае природными ресурсами (или экономическими ресурсами природы) является часть земель, недр, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха и иных объектов природы, экономическое использование которых, в том числе и путем изъятия из природы, возможно без нарушения благоприятной устойчивости среды обитания [8].
Природные богатства - это совокупность экологических и природных ресурсов. Основные принципы обеспечения экологической безопасности должны служить генеральными ориентирами в огромной массе текущих и перспективных задач. В качестве таких ориентиров могут служить требования комплексности и своевременности мер обеспечения экологической безопасности, ограничения пределов возможного загрязнения окружающей среды и изъятий природных ресурсов, недопустимости хозяйственного использования экологических ресурсов, участия общественности в принятии решений и открытости информации об экологических угрозах.
Принимая во внимание ведущую роль государства в обеспечении экологической безопасности, следует признать, что не может быть альтернативы целевым государственным программам. Такие программы следует утверждать актами законодательной ветви власти.
На исполнительском уровне необходимо работать на основе ведомственных, отраслевых и производственных планов по обеспечению экологической безопасности.
Важнейшей частью государственных мер является определение видов деятельности, представляющих особую экологическую опасность, и установление специального порядка осуществления таких видов деятельности. Необходимо установить виды и размеры компенсаций за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан, обусловленных наличием факторов экологического риска, предусмотреть возможность оказания безвозмездной помощи гражданам, пострадавшим от вредного влияния факторов экологического риска. Развитие экологически безопасных, чистых технологий, реабилитация нарушенных природных комплексов и объектов должны иметь реально действующие, эффективные и имеющие упрощенный механизм осуществления экономические стимулы. К примеру, льготы по налогообложению или по платежам за загрязнение окружающей среды могут применяться на основе совместных решений органов охраны природы и финансовых, либо налоговых органов на основании заключения органов охраны природы о том, что определенное действие объекта направлено на усиление гарантий экологической безопасности. Объекты, своевременно и полно реализующие планы экологической безопасности, должны освобождаться от выплаты экологического налога. На уровне местных органов государственной власти и управления видится целесообразным осуществлять разработку и выполнение соответствующих территориальных планов, выявлять объекты, представляющие особую экологическую опасность, организовывать регулярное информирование граждан об экологической обстановке, ходе осуществления программ по обеспечению экологической безопасности, выплачивать компенсации за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан, обусловленные наличием факторов экологического риска [5].
В обязанность министерств и ведомств желательно вменить разработку проектов и осуществление государственных программ обеспечения экологической безопасности, а также ведение государственного учета и контроля деятельности объектов, представляющих особую экологическую опасность, выявление факторов, объектов и зон экологического риска, проведение оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения или возникновения экологически опасных ситуаций.
Естественно, что усилия государственных органов направлены на решение общих задач. Основная обязанность по обеспечению экологической безопасности конкретного объекта лежит на его владельце. Критерием правопослушности этих лиц должно быть соблюдение ими требований законодательства об экологической безопасности. Вполне обоснованно, чтобы эти лица осуществляли оценку состояния экологической безопасности своих объектов, вели наблюдение за факторами экологического риска, прогнозировали их воздействие на окружающую среду и здоровье человека, разрабатывали и исполняли соответствующие планы, беспрепятственно допускали к объекту органы, ведущие государственный мониторинг, учет и осуществляющие государственный контроль деятельности объектов особой экологической опасности. Также должна быть отработана система информирования органов государственного управления и граждан об экологической обстановке и мерах по обеспечению экологической безопасности, возмещению вреда, причиненного здоровью граждан и их имуществу в результате вредного воздействия факторов экологического риска. Наибольших временных, интеллектуальных и финансовых затрат требует сама оценка состояния экологической безопасности. Она может быть осуществлена только с опорой на данные государственного мониторинга окружающей природной среды и государственную кадастровую информацию и должна включать всестороннюю характеристику ресурсов живой и неживой природы, загрязнения окружающей среды, прогноз вероятности техногенных аварий, а также опасных природных явлений и их воздействия на окружающую среду, анализ выполнения мероприятий по обеспечению экологической безопасности промышленных объектов и готовности к ликвидации техногенных аварий, опасных природных явлений и их последствий. Здесь же необходим анализ воздействия вредных факторов на население, экологические системы и объекты неживой природы, а также выявление способности биологических систем к самовосстановлению, степени устойчивости отдельно взятых объектов природы и биологических систем к воздействию вредных факторов.
На основе оценочных характеристик необходима разработка государственных программ обеспечения экологической безопасности. В силу особого значения таких программ, как было сказано ранее, их следует утверждать на уровне законодательной ветви власти [8].
Учитывая, что обеспечение экологической безопасности страны является обязанностью государства, источниками финансирования соответствующих государственных программ, государственных и территориальных планов должны служить средства, сформированные за счет взысканий экологического налога, а также средства фондов охраны природы. Не следует исключать возможностей использования средств федерального и местных бюджетов, сформированных из иных поступлений, на тот случай, если для выполнения наиболее важных мероприятий указанные средства окажутся недостаточными. Естественно, что планы экологической безопасности производственных объектов должны обеспечиваться за счет средств собственников этих объектов. Составной частью механизма обеспечения экологической безопасности должен быть всеобъемлющий и эффективный контроль. При этом контроль должен охватывать все звенья систем - от хозяйствующих субъектов до государственных органов. Здесь целесообразно использовать уже существующие системы контроля и надзора, которые представляют местные органы государственной власти, министерства и ведомства, прокуратура, а также ввести парламентский контроль. Если традиционный вид государственного контроля осуществляется исполнительной ветвью власти и направлен непосредственно на собственников хозяйствующих субъектов, то парламентский контроль должен быть ориентирован на исполнительную власть, на выявление того, насколько полно и эффективно она осуществляет возложенные на нее функции.
Наиболее объективным индикатором результативности законодательной системы, программ, планов, мероприятий является мнение граждан, общественности. В этой связи следует развивать институт общественного контроля и изучения общественного мнения по различным уровням обеспечения экологической безопасности. Данные общественного контроля необходимо использовать на уровне государственного и парламентского контроля, что позволит непрерывно повышать степень фактического обеспечения прав граждан на благоприятные условия проживания.
Тест
1. Экологизация экономической жизни - это:
а) нерациональное использование интеллектуального потенциала человека;
б) переход к природосберегающим методам хозяйствования, основанным на учете природно-ресурсных затрат;
в) большее осознание роли природы в жизни общества;
г) сохранение качества среды жизни на локальном, региональном, глобальном уровнях.
2. Устойчивое развитие предполагает:
а) равенство внутри поколения;
б) согласование экономических и социальных целей общества;
в) соблюдение экологических целей;
г) равенство поколений.
3. Кто страдает от производства отрицательного внешнего эффекта:
а) покупатели продукции, при производстве которой загрязняется окружающая среда;
б) третьи лица;
в) экспортеры;
г) импортеры.
4. Готовность платить - это базисный принцип оценки природных ресурсов, применяемый при использовании:
а) метода замыкающих затрат;
б) рентного подхода;
в) метода субъективной оценки;
г) метода прямых расчетов.
5. Основу экологических нормативов составляют показатели:
а)технологические;
б) научно-технические;
в) верны а) и б);
г) медицинские;
д) верны а), б) и г).
Заключение
При росте экономических процессов мирового производства образуется высокий уровень урбанизации и загрязнения окружающей среды. В разных странах поставили перед собой необходимость изменения некоторых применяемых ранее методов обеспечения экологических условий экономического развития. Отсюда следует, что перспективные вложения в разработку комплекса природоохранных программ предотвращающих процессы загрязнения, что в значительной форме является выгодное инвестирование, так как в будущем - это значительно уменьшит расходы материальных и духовных ресурсов.
Человечество сейчас переживает исторический переходный период, когда буквально как взрыв наступило осознание, что образуется мощный конфликт между человеческой деятельностью и непредсказуемый поведением окружающей среды. Которая занимает одно из первых мест в глобализации проблемы ХХI-го столетия нашей планеты. Вся эта проблема очень сложна и требует своего комплексного ухудшения. Ученые и политики в принципе сходятся в том, что современная цивилизация способна решить глобальную проблему, хотя даже это требует огромных ресурсов и время. Масштабы взаимодействия современного общества с природой оказались настолько велики, что возникла реальная угроза нарушения сбалансированности обмена между ними, введение образование серьезных изменений в этот обмен с нежелательными последствиями для человека и мирового развития.
Всевозрастающая интенсивность воздействия человека на окружающую среду и на структуру жизнеобеспечение нашей планеты вызывает к жизни такой риск, который в конечном счете может быть даже опасным и трудным, чем ядерная угроза. И разрешения этой проблемы основывается на сдерживании и принятий конкретных мер раньше, чем дело зайдет слишком далеко, опираясь на всечеловеческую экономическую базу решений экологического кризиса.
Проблема экономической безопасности тесно связано с достижением экономической безопасности, утверждением равноправных экономических отношений, исключающих химическую эксплуатацию природных ресурсов, экспорт загрязняющих производств и опасных отходов и выбросов эти приоритетные направления рассматривались на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Главное направление борьбы против стремительного ухудшения качества окружающей среды - это разработка критериев экологической безопасности и массовое внедрение экологических безопасных технологий , то есть разработка международного рынка экоиндустрии. Ясно, однако, и то обстоятельство, что международные усилия принесут желаемый эффект лишь в том случае, если они будут базироваться на усилиях каждой страны каждое новое техническое изобретение, новые технологии, изделия, деятельность на земле, связанные с водными бассейнами, реками и т.д. - все это должно быть увязано в системе требовании, среди которых экологическую безопасность надо ставить на первое место. При таком подходе международное сотрудничество по экологии будет эффективным, опираться на необходимую финансовую, законодательную и политическую базу и прежде всего исходить из вполне осознанного экологического мышления как составной части нового международного экономического мышления.
Конечно, такая переориентация с позиций современного мышления вызывает неприятие из-за своей сложности и дороговизны. Однако, надо осознать, что иного решения этой самой опасной для человечества проблемы нет.
Список литературы
1. Быстраков Ю.И., Колосов А.В. Экономика и экология. - М.: Агропромиздат, 1998.
2. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономические методы управления природопользованием. - М.: Наука, 1993.
3. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. – Рио-де-Жанейро, июнь 1992г. Информационный обзор РАН, Сибирское отделение. - Новосибирск, 1992.
4. Круть И.В. Экологические коллизии России // Вопросы философии. - 1995. - №3.
5. Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности. Ч. I. - СПб., 1998.
6. Международные экономические отношения: учебник / Под ред. И.П. Фаминского. - М.: Юристь, 2001.
7. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2001.
8. Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001.
9. Хачатуров С.Т. Экономика природопользования. - М.: Наука, 1987.