Оглавление

1. Значение бизнес-плана в деятельности предприятия…………………3

2. Финансовый план (практическая часть)……………………………...12

Список литературы……………………………………………………….34

1. Значение бизнес-плана в деятельности предприятия

При всем многообразии форм рыночного предпринимательст­ва существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности, для разных предприятий и организаций, необходимые для того, чтобы свое­временно подготовиться, устранить потенциальные трудности, опасности и тем самым уменьшить риск в достижении поставлен­ных целей. Разработка стратегии и тактики производственно-хозяй­ственной деятельности фирмы является важнейшей задачей для любого бизнеса.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инстру­ментом и для вновь создаваемых и для действующих фирм, ис­пользуемых во всех сферах предпринимательства. Многие менед­жеры его недооценивают. Они не представляют, насколько нали­чие хорошего бизнес-плана способно помочь им добыть капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по которым можно будет оценивать, как развивается дело. Биз­нес-план побуждает менеджера тщательно изучить каждый эле­мент предполагаемого рискового рыночного занятия. Наверняка в этом процессе обнаружится множество слабых мест и пробелов, устранению которых придется уделить существенное внимание. Там же, где с такого рода проблемами справиться невозможно, сам факт их выявления позволит принять решение об отказе от инвестиций еще до того, как будут вкладываться средства.

Если предприниматель направится к коммерческому заимодавцу или потенциальному инвестору с отличными инновационными идеями, но без готового бизнес-плана, его обязательно попросят подготовить соответствующую плановую программу и придти еще раз, или, что еще хуже, его вообще не воспримут всерьез и больше не пригласят. Бизнес-план обязательно должен быть тщательно подготовлен и представлен, если предприниматель хочет, чтобы с ним имели дело.

Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды в со­ответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные проблемы:

- определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фир­мы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответ­ственных за реализацию стратегии;

-  выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить про­изводственные и торговые издержки по их формированию и реа­лизации;

- выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

-   определить состав маркетинговых мероприятий по изуче­нию рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

-    оценить финансовое положение фирмы и соответствие имею­щихся финансовых и материальных ресурсов возможностям дос­тижения поставленных целей;

-    предусмотреть трудности, «подводные камни», которые мо­гут помешать практическому выполнению бизнес-плана [2; 3].

Пренебрегая составлением бизнес-плана, российский менед­жер может оказаться не готовым к тем неприятностям, которые ждут его на пути к успеху. Чаще всего это кончается плачевно как для него, так и для бизнеса, которым он занимается. Поэтому лучше не пожалеть времени и серьезно заняться бизнес-планиро­ванием. Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда ситуация на рынке меняется довольно быстро.

Планирование деятельности фирмы сулит немало выгод. В ча­стности:

-  заставляет руководителей фундаментально изучить перспек­тивы фирмы;

-  позволяет осуществить более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;

-   определяет показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;

-    побуждает руководителей конкретнее определить свои цели и пути их достижения;

-   делает фирму более подготовленной к внезапным измене­ниям рыночных ситуаций;

-    четко формализует обязанности и ответственность всех руководителей фирмы [3].

Главное достоинство планирования заключается в том, что пра­вильно составленный план дает перспективу развития фирмы, то есть, в конечном счете, отвечает на самый важный для бизнесме­на вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.

Как правило, потребность в бизнес-плане возникает при реше­нии таких актуальных задач, как:

-  подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов;

-    обоснование предложений по приватизации государствен­ных предприятий;

-    открытие нового дела, определение профиля будущей фир­мы и основных направлений ее коммерческой деятельности;

-    перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих опе­раций;

-    составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций и об­лигаций) приватизируемых и частных фирм;

-    выход на внешний рынок и привлечение иностранных                             ин­вестиций [1].

В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем работ по составлению плана может изменяться в доста­точно большом диапазоне, т.е. степень детализации его может быть весьма различной. В одном случае план требует менее объемной проработки, часть разделов может вообще отсутствовать. В дру­гом - план предстоит разрабатывать в полном объеме, проводя для этого трудоемкие и сложные маркетинговые исследования.

При составлении плана важна степень участия в этом процессе самого руководителя. Это настолько существенно, что многие за­рубежные банки и инвестиционные фонды отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится из­вестно, что бизнес-план был подготовлен консультантом со сто­роны, а руководителем лишь подписан. Это не значит, что не следует пользоваться услугами консультантов. Наоборот, привле­чение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь идет о другом - составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь непосредственно в эту работу, он как бы модели­рует будущую деятельность, проверяя целесообразность всего за­мысла.

Бизнес-план - документ перспективный и составлять его ре­комендуется на ряд лет вперед. Для первого и второго года основ­ные показатели целесообразно давать в поквартальной разбивке, а при возможности, даже в помесячной. Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.

Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана - это крат­кость, т.е. изложение только самого главного по каждому разделу плана; доступность в изучении и понимании, т.е. бизнес-план дол­жен быть понятен широкому кругу людей, а не только специали­стам. И не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнера. Только заинтересовав потенциального инвестора, пред­приниматель может надеяться на успех своего дела [2].

Бизнес-план является принципиально новым для нашей эко­номики документом. В традиционном для отечественного пла­нирования технико-экономическом обосновании оценке эконо­мической эффективности проекта отводилось всего несколько страниц текста. Этого было вполне достаточно в условиях центра­лизованно планируемой экономики, где инвестором выступал госбюджет, а своеобразным маркетингом занимался Госснаб. В отличие от технико-экономического обоснования бизнес-план детально характеризует все основные аспекты будущего пред­приятия, в нем анализируются проблемы, с которыми фирма мо­жет столкнуться, а также определяются способы решения подоб­ных проблем.

В условиях перехода к рыночной экономике овладение искус­ством составления бизнес-плана становится крайне актуальным, что обусловлено следующими причинами:

1.  В нашу экономику входит новое поколение предпринимате­лей, многие из которых не имеют опыта руководства предприяти­ем и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы.

2.  Изменяющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руко­водителей перед необходимостью по-иному просчитывать свои дей­ствия на рынке, готовиться к такому непривычному ранее для них занятию, как борьба с конкурентами.

3. Рассчитывая получить иностранные инвестиции для подъема отечественной экономики, российские предприниматели должны уметь обосновать свои заявки и доказывать (на основе принятой на Западе документации), что они способны оценить все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран [1; 3].

Решению вышеперечисленных проблем и призван помочь биз­нес-план, который является основным документом, определяю­щим стратегию развития фирмы. Следует подчеркнуть, что в настоящее время в России первоочередной целью бизнес-плани­рования является привлечение для участия в проектах потенци­альных инвесторов и партнеров. Бизнес-план, как правило, сис­тематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изме­нениями на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом. Таким образом, бизнес-план помогает руководителю оценивать прогресс своего дела на основе внутрифирменного и макроэконо­мического анализа, контролировать текущие операции.

Основной целью разработки плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностя­ми получения необходимых ресурсов. Другие цели разработки плана бизнеса могут быть различными, например:

- уяснить степень реальности достижения намеченных резуль­татов;

- доказать определенному кругу лиц целесообразность реор­ганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;

- убедить сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в про­екте                     и др. [2].

Бизнес-план также призван помочь руководителю решить следую­щие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

- определить конкретные направления деятельности, перспек­тивные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;

-  оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта про­дукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;

-    выявить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по реализации поставленных целей;

-    проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансо­вые ресурсы достижению намеченных целей;

-    просчитать риски и предусмотреть трудности, которые мо­гут помешать выполнению бизнес-плана [3].

В современной практике бизнес-план выполняет четыре функ­ции.

Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необ­ходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функция - планирование. Она позволяет оценить воз­можности развития нового направления деятельности, контроли­ровать процессы внутри фирмы.

Третья функция позволяет привлекать извне денежные средст­ва -ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако получить кредит непросто.

Главная причина заключается не столько в проблеме высоких про­центных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обес­печению возврата денежных средств, среди которых следует от­метить требования банковских гарантий, реального залога и другие, однако решающим фактором при предоставлении кредита явля­ется наличие тщательно проработанного бизнес-плана.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них техно­логию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражаю­щего курс развития компании на определенный период времени [2].

Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью функционирования любого предприятия, неза­висимо от его размера. Бизнес-план обобщает анализ возможно­стей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания со­вместных предприятий, а также для получения финансирования,

Подготовка и эффективное использование бизнес-плана име­ет, таким образом, первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Для определения стра­тегии развития крупной фирмы составляется развернутый биз­нес-план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы. Что касается временного аспекта планирования, то большинство фирм составляют планы на год. В них детально рассматриваются различные направления деятельности фирмы в этот период и бегло характеризуется даль­нейшее развитие. Некоторые фирмы составляют планы на срок до 5 лет и лишь крупные компании, твердо стоящие на ногах, планируют на период более пяти лет.

Существуют два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что бизнес-план составляется наем­ной группой специалистов, а инициаторы проекта участвуют в нем посредством подготовки исходных данных. Другой подход - когда инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а ме­тодические рекомендации получают у специалистов, в частности, у возможных инвесторов. Для российской практики второй под­ход является наиболее правильным. Инициаторы проекта обычно являются специалистами в производственных вопросах, но, как правило, довольно слабо разбираются в тонкостях финансового обеспечения проекта и сбыта продукции. Эти вопросы разрабаты­вают наемные специалисты.

В плане оценивается перспективная ситуация как внутри фир­мы, так и вне ее. Он особенно необходим руководству для ориен­тации в условиях акционерной собственности, так как именно при помощи бизнес-плана руководители компании принимают ре­шение о накоплении прибыли и распределении ее части в виде дивидендов между акционерами. Этот план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию ор­ганизационной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудни­ков. Следует отметить, что указанный план, как правило, активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, органи­зовывать совместное планирование развития групп фирм, связан­ных кооперированием и изготовлением одинаковых или взаимо­дополняющих продуктов. В таком случае фирмы-партнеры осу­ществляют общее финансирование.

Наряду с внутрифирменными функциями, бизнес-планирова­ние имеет большое значение при определении стратегии плани­рования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики плани­рования в рамках государственного регулирования экономики.

Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план использу­ется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее, при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпри­нимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фир­мы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной страте­гии планирования.

2.  Финансовый план (практическая часть)

2.1. Исходные данные

Наша коммерческая идея заключается в организации пере­работки молока. Суть инновации заключается в том, что совхоз «Береговой» не будет сдавать молоко на дальнейшую переработку по заниженным ценам, а сам будет производить из молока - масло под своей маркой и реализовывать в магазинах г. Кемерово. Таким образом, цель нашего биз­нес-плана заключается в оценке эффективности (целесообразности) внедрения молокоперерабатывающего комплекса. В данном случае закупка оборудования по производству масла.

Маслозаготовительный комплекс КМП-0,1-01 производства Совхоза «Береговой»:

- производительность по молоку – 100л/час

- выход продукции: масло высшего сорта- 26-28%

- сливки - 21-23%

- молоко -49-53%

Итого: 100%

отходов и потерь при производстве - нет

- потребляемая мощность - 32 кВт

- стоимость оборудования с учетом доставки и монтажа -  580 тыс.руб.

Оборудование размещается в реконструируемом помещении, оста­точная стоимость которого составляет 180 тыс.рублей, затраты на реконструкцию -320 тыс.рублей.

Все сырье собственного производства, то есть совхоза «Береговой»

Однако себестоимость производства молока составляет 7,0 тыс.руб./тн.

Сырьевая база неограничена.

Режим работы миолокоперерабатывающиего комплекса - две смены по 8 часов, 260 рабочих дней в году.

С учетом комплектации (состава) комплекса и режима его работы формируем штатное расписание, уровень и форму оплаты труда разных категорий работников. В нашем случае - это 6 человек в смену, две смены, плюс освобожденный брига­дир. Итого- 13 человек. Средняя заработная плата – 4,2 тыс.рублей в месяц.

Лаг освоения проекта (время с начала работы над проектом и до получения первой партии продукции) составит 6 месяцев.

Срок реализации проекта:

- дата начала освоения проекта 01.01.2006г. Таким образом, первую партию муки получим 01.07.2005г.

Расчеты проведем без учета НДС.

Валюта - рубль.

2.2. Расчет стоимости проекта (инвестиций)

Оплата труда

Затраты, относимые на эту статью, зависят от численности работающих (оп­ределяется штатным расписанием) и стоимости труда на рынке.

Как уже отмечалось, в реализации нашего бизнес-плана будет задействовано 13 человек. Средняя заработная плата каждого с учетом районного коэффициента составит 4,2 тыс.рублей в месяц. Таким образом, годовой ФОТ составит:

4,2 тыс.рублей х 13 чел. х 12 мес. = 655,2 тыс.рублей.

Однако, надо задуматься над первым годом - годом внедрения комплекса. Здесь продукцию будут получать только 6 месяцев. Логично предположить, что эти люди (13 человек) также будут задействованы только 6 месяцев, т.е. принять всех на работу с 1 июля. Вряд ли такое решение будет оправданным. Работников надо гото­вить к освоению новых специальностей. На эту подготовку отведем 2 месяц. Она будет заключаться в ознакомлении с технологией на аналогичных предприятиях, участии в монтажных и пусконаладочных работах своего комплекса. Таким обра­зом, в 1-й год работы ФОТ составит:

4,2 тыс.рублей х 13 чел. х 8 мес. = 436,8 тыс.рублей.           

 

 

 

 

 

Единый социальный налог

Определяется законом. С 1-го января 2005г., согласно ст.241 Налогового Ко­декса устанавливается для сельскохозяйственных предприятий:

- пенсионный фонд -15,8%,

- соц.страхование - 2,2%,

-  ОМС-2,0%.

ИТОГО: 20,0%

Таким образом,

 ЕСН06 = 87,36 тыс.рублей

ЕСН07 = 131,04 тыс.рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сырье и материалы

Рассчитаем годовую потребность в молоке. Воспользуемся информацией о про­изводительности комплекса (0,1т/час) и режиме его работы (две смены по 8 часов 260 дней в году). Коэффициент загрузки примем 0,85.

Таким образом, годовой объем переработки составит:

2007г. - 0,1 х 8 х 2 х 260 х 0,85 = 353,6 тн.

2006г. – 353,6 : 12 х 6 = 176,8 тн. (6 рабочих месяцев комплекса)

При стоимости молока 7,0 тыс.рублей/тн, затраты на его производство соответственно составят:

2007г. – 353,6 х 7 = 2475,2 тыс.рублей

2006г. – 176,8 х 7 = 1237,6 тыс.рублей

Кроме основного сырья (молока) потребуются вспомогатель­ные материалы (пластмассовая упаковка, тара, спецодежда и т.д.). Для исчисления затрат на их приобретение можно составлять калькуляцию, т.е. рассчитать их потребность в физических величинах и с учетом цен на рынке установить окончательную сумму. Од­нако, в практике аналогичных расчетов чаще используют иной подход - метод отно­сительных величин. Например, мы должны быть уверены, что эти затраты не превы­сят 2% от стоимости основного сырья. Уточнить эту относительную величину мож­но с помощью экспертных оценок.

Итак, вспомогательные материалы составят:

                               2

2006  г. 1237,6  х -------  = 24,8 тыс.руб.

                               100

                                 2

2007 г. - 2475,2  х -------- = 49,5 тыс.руб.

                                100

 

Затраты на электроэнергию

Установленная мощность оборудования составляет 32 кВт. Таким образом, с учетом режима работы комплекса годовая потребность в электро­энергии только на технологию составит:

32 кВт х 8 час. х 2 см х 260 дн. х 0,85 = 113152 кВт

Условно примем, что затраты на освещение и отопление помещения составят 20% от затрат на технологию. При стоимости одного кВт = 80 коп. Это составит:

                                                           20

2007 г. - [113152 кВт + (113152 х -------)] х 0,8 = 108,6 тыс.руб.

                                                           100

2006 г. – 108,6 : 12 х 6 = 54,3 тыс.руб.(12 и 6 рабочих месяцев)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затраты на содержание и эксплуатацию основных фондов

Активная часть основных фондов (стоимость оборудования с учетом достав­ки и монтажа) составляет 850 тыс.руб..

Средневзвешенную норму амортизации можно принять на уровне 10%, затра­ты на техническое обслуживание и текущий ремонт - 8%.

Таким образом, годовая сумма затрат по активной части составит:

            10                     8

850 х -------  + 850 х ------ = 153 тыс.руб.

            100                 100

Пассивная часть у нас включает: остаточная стоимость здания - 180 тыс.руб. Затраты на реконструкцию - 320 тыс.руб. Отчисления соответственно можно при­нять 4% и 3%.

                                             4                   3

В год это составит: 500 х ---- + 500 х ----- = 35 тыс.руб.

                                            100                100  

Итого:

2007г. - 153 + 35 = 188 тыс.руб.

2006г.- 188 : 12 x 6 = 94 тыс.руб.

 

 

 

 

 

 

 

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы

Прямые эксплуатационные затраты соста­вят:

- фонд оплаты труда:

2006 г. - 436,8  тыс.руб.,

2007 г. - 655,2  тыс.руб.

- единый социальный налог:

2006 г. - 87,36  тыс.руб.,

2007 г. - 131,04  тыс.руб.

- сырье основное:

2006 г. - 1237,6   тыс.руб.,

2007 г. - 2475,2   тыс.руб.

- вспомогательные материалы:

2006 г. - 24,8  тыс.руб.,

2007 г. - 49,5  тыс.руб.

- стоимость электроэнергии:

2006 г. - 54,3  тыс.руб.,

2007 г.- 108,6  тыс.руб.

- содержание и эксплуатация ОФ:

2006 г. - 94 тыс.руб.,

2007 г.- 188 тыс.руб.

ИТОГО:

2006 г. – 1934,9 тыс.руб.,

2007 г. – 3607,5тыс.руб.

Учитывая характер работ (высокую материалоемкость), накладные здесь мож­но принять на уровне 8-10% от прямых эксплуатационных затрат.

                                                           

Накладные расходы:

                          

2006г. – 1934,9 х 0,09 = 174,1 тыс.руб.

                         

2007г. – 3607,5 х 0,09 = 324,7 тыс.руб.

                         

Для наглядности все расчеты оформим в виде таблицы (табл.1).

Таблица 1.

Затраты на реализацию проекта, тыс.руб.

Затраты

2006 г.

2007 г.

1. Затраты на оплату труда

436,8

655,2

2. Единый социальный налог

87,36

131,04

3. Сырье основное

1237,6

2475,2

4. Вспомогательные материалы

24,8

49,5

5. Стоимость электроэнергии

54,3

108,6

6. Содержание и эксплуатация ОФ

94

188

7. Накладные расходы

174,1

324,7

8. Итого суммарных эксплуатационных

     затрат

2109

3932,2

9. Стоимость оборудования

850

-

10.Строительно-монтажные   работы

   (реконструкция)*

320

-

11.Всего затрат

3279

3932,2

* - остаточная стоимость здания (180 тыс.руб.) не учитываем.

Таким образом, в первый год реализация проекта сумма инвестиций составит 3279 тыс.рублей. Из них только 1170 тыс.рублей (850 тыс. + 320 тыс.) будут направ­лены на формирование основных средств производства.

Распределение суммарных эксплуатационных затрат на условно-постоянные и условно-переменные.

Затраты на оплату труда и ЕСН - 50% переменных.

Сырье и вспомогательные материалы - 100 % переменных.

Электроэнергия - 80-% переменных и 20% (отопление и освещение) постоян­ные.

Содержание и эксплуатация ОПФ, накладные расходы - все 100% затрат по­стоянные.

Таким образом, состав эксплуатационных затрат можно распределить сле­дующим образом:

2006г. - затраты переменные – 11567,9 тыс.руб.

            - затраты постоянные - 279 тыс.руб.

2007г. - затраты переменные – 3004,7 тыс.руб.

            - затраты постоянные – 534,4 тыс.руб.

2.3. Калькуляция себестоимости

Себестоимость продукции является важнейшим синтетическим показателем работы предприятия.

В нашем примере продукция представлена маслом, сливками и молоком. Рас­пределить суммарные эксплуатационные затраты между ними не представляется возможным. Далее в расчетах введем такой показатель как «условная продукция», получаемая за счет переработки одной тонны зерна.

В разделе 3.2. мы уже рассчитали, что объем переработки молока в 2006г. соста­вит 176,8 тн, в 2007 г. – 353,6 тн. Суммарные эксплуатационные затраты соответст­венно составят 2109 тыс.руб. и 3932,2 тыс.руб. Таким образом, себестоимость про­дукции, полученной за счет переработки 1 тонны молока составит:

2006  г. - 2109 : 176,8 = 11,93 тыс.руб./тн.

2007 г. – 3932,2 : 353,6 = 11,12 тыс.руб./тн.

Имеет место некоторое снижение себестоимости во 2-й год работы комплекса. Логически - это понятно, экономически - оправдано.

Вместе с тем, эти цифры заставляют задуматься и служат предметом для ана­лиза. Строго говоря, появилась возможность оценить затраты, обусловленные имен­но переработкой (технологическим процессом). В расчете на тонну молока они соот­ветственно составляют в первый год - 4,93 тыс.руб. и 4,12 тыс.руб. - во второй год. Совершенно очевидно, что возникает вопрос об окупаемости этих дополнительных затрат (по отношению к стоимости молока - 7 тыс.руб./тн.).

2.4. Производственная программа и расчет выручки

Производственная программа определяется режимом работы комплекса, его производительностью (0,1 тн/час), принятым коэффициентом загрузки мощности (0,85). Структура ассортимента продукции - исходным сырьем и конструкцией ком­плекса.

Как уже отмечалось, мы можем переработать за 6 месяцев 2006г. – 176,8 тн молока и в 2007 г. – 353,6 тн.

В нашем примере, мы будем ориентироваться на оптовую рыночную цену производителей (переработчиков). Расчеты оформим в виде таблицы (табл.2).

Таблица 2.

 Производственная программа и расчет выручки от реализации

Продукция

Выход,

%

Цена,

руб./кг

Валовая продукция, тн.

Выручка, тыс.руб.

2006 г.

2007 г.

2005 г.

2006 г.

1. Масло сливочное

2. Сливки

3. Молоко

27

22

51

85,0

18,0

9,0

47,7

38,9

90,2

95,5

77,8

180,3

4054,5

700,2

811,8

8117,5

1400,4

1622,7

4. Итого

100

-

176,8

353,6

5566,5

11140,6

Расчет выручки выполнен из условия, что вся произведенная продукция будет реализована в соответствующем расчетном периоде.

Теперь представляется возможным рассчитать какую выручку от реализации обеспечит «условная» продукция, полученная за счет переработки тонны молока. Она составит:

2006 г. – 5566,5 тыс.руб. : 176,8 тн = 31,5 тыс.руб./тн

2007 г. – 11140,6 тыс.руб. :  353,6 тн = 31,5 тыс.руб./тн

2.5. Расчет прибыльности проекта и срока его окупаемости

Важнейшим критерием оценки целесообразности внедрения новых технологий (у нас переработка зерна) служит показатель окупаемости дополнительных затрат. Надо быть уверенным, что они действительно окупятся через дополнительную вы­ручку от реализации. Вкладывая дополнительные средства в переработку (раз­дел 2.3.) мы рассчитываем на добавленную стоимость, которая «возместит» эти из­держки.

          В

О = -------, где

          З

О - окупаемость дополнительных затрат (коэффициент);

В - приращение выручки за счет реализации масла, сливок и молока, тыс.руб./тн.;

З - дополнительные затраты, связанные с технологией (переработкой), тыс.руб./тн.

В разделе 2.4. мы рассчитали, что реализация «условной» продукции, полу­ченной из тонны молока обеспечит нам выручку 31,5 тыс.руб. Но в этой цене «лежит» себестоимость молока - 7 тыс.руб. и стоимость вспомогательных материалов 0,14 тыс.руб.

Добав­ленная стоимость составит: 31,5 - 7,14 = 24,36 тыс.руб./тн.

В разделе 2.3. мы рассчитали дополнительные затраты на технологию. В 2007г. они составят 4,12 тыс.руб./тн. Таким образом, окупаемость дополнительных затрат составит:

                                                          24,36

                                                  О = -------- = 5,9

                                                           4,12

Т.е., каждый дополнительный рубль, вложенный в технологию, обеспечит до­полнительную выручку в сумме 5,9 руб. Очевидно, что если АО < 1, то проект не имеет экономической целесообразности. В данном случае проект абсолютно экономически выгоден.

Нетрудно заметить прямую связь между этим показателем и рентабельностью продукции:

        П             В – З              В

Р = -----100 = -------100 = (----  - 1)100 = (О - 1)100, где

        З                 З                 З

Р - рентабельность продукции;

П - прибыль;

3 - затраты на производство и реализацию;

В - выручка от реализации произведенной продукции;

О - окупаемость затрат.

Таким образом, при окупаемости дополнительных затрат 24,36 рентабельность переработки (а не продукции) составит 2336%.

Важнейшим критерием приемлемости инвестиций выступает продолжитель­ность периода, в течение которого окупаются первоначальные затраты. При этом предполагается, что все последующие доходы представляют собой прибыль.

Так, вложения в производство за первый год составил 3279 тыс.руб., выручка – 5566,5 тыс.руб. Таким образом:

                С с.пр

Тп = n + ----------

                   В

Tп - срок окупаемости проекта (месяцев, лет);

Сс.пр - стоимость проекта, тыс.руб.;

В - выручка, тыс.руб;

n - лаг освоения (6 мес. = 0,5 года)

                    3279

Тп = 0,5  + -------- = 1,09года = 13 мес.

                   5566,5

Можно рассчитать срок окупаемости капитальных вложений:

                     Кв

Ткв = n + ----------, где

                  А + П

Кв - капитальные вложения, тыс.руб.;

А - годовая сумма амортизации, тыс.руб.;

П - годовая прибыль, тыс.руб.

                         900

Ткв = 0,5 + ------------------- = 0,8 года

                    48 + 3287,5

 

Расчет эффективности проекта оформим в виде таблицы (табл.3).

Таблица 3.

Сведения о предполагаемой эффективности проекта

Показатели

2006г.

2007г.

1. Объем переработки, тн.

176,8

353,6

2. Выручка от реализации, тыс.руб.

5566,5

11140,6

3. Эксплуатационные затраты, тыс.руб.

2109

3532,2

4. Финансовый результат, тыс.руб.

3287,5

6575

5. Рентабельность продукции, %

163,9

183,3

6. Окупаемость дополнительных затрат

24,32

24,36

7. Окупаемость проекта, мес.

13

-

8. Окупаемость капитальных вложений, мес.

8

-

2.6. Расчет точки безубыточности, запаса устойчивости и эффекта  произ­водственного рычага

Точка безубыточности

Это такой объем производства, при котором выручка от реализации продукции с точностью до нуля покрывает издержки производства. Предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли. Иногда это состояние называют «нулевой по­рог рентабельности» или «мертвая точка». Для каждого предпринимателя очень важно рассчитать эту точку за смену, неделю, месяц, квартал и т.д. Это можно вы­полнить двумя способами: аналитическим и графическим.

Аналитический

Здесь имеют место две ситуации:

-  расчет для конкретного продукта. Наш пример - «условная» продукция, по­лученная за счет переработки тонны молока;

-  расчет для ассортимента продукции (например, ларькового) или для пред­приятия в целом.

Расчетные формулы будут соответственно:

        Зconst

N = -------------      - для одного товара.

      Ц - Зпер

где, N - точка безубыточности за расчетный период;

3сonst - постоянные затраты за расчетный период;

Ц - цена реализации единицы продукции;

Зпер - переменные затраты в цене единицы продукции;

Результат оценивается в натураль­ном выражении (шт, тн, литры и т.д.).

Определим точку безубыточности для годового отрезка времени. Для этого расчета потребуются данные раздела 2.2. (распределение затрат на переменные и постоянные) и раздела 2.4. (расчет выручка на тонну зерна).

                 534,4              534,4

N = --------------------- = -------- = 23,2 тн

             31,5 -8,5              23

Зпер = 8,5 руб./тн. - рассчитали как частное от деления переменных затрат за год (3004,7 тыс.руб.) на объем переработки (353,6тн.)

Из этого следует, что при годовом объеме переработки молока в количестве 23,2 тн. разницы между ценой реализации единицы продукции и переменными затрата­ми на нее достаточно с точностью до нуля для возмещения годовых постоянных из­держек производства. Каждая последующая тонна молока будет уже «работать» на прибыль.

Запас устойчивости проекта - допустимое снижение объема производства против расчетного (353,6 тн.), при котором проект сохраняет экономическую целе­сообразность. Он (запас) может исчисляться в абсолютном или относительном вы­ражении. В нашем примере:

- проект сохраняет экономическую целесообразность даже при снижении объ­емов переработки на: 353,6 – 23,2 = 330,4 тн.;

- проект сохраняет экономическую целесообразность даже при снижении объ­емов производства против расчетного на:

330,4

-------- х 100 = 93,4%

353,6

 

Графический

Позволяет наглядно изобразить на графике (рис. 2) сочетание постоянных и переменных затрат, расчетную выручку, зоны прибылей и убытков. Для этого в прямоугольной системе координат по горизонтальной оси откладывают объем про­изводства, по вертикальной - затраты и выручка. Постоянные затраты будут здесь отображены горизонтальной прямой линией, выходящей из точки «А» (534,4 тыс.руб.). Суммарные затраты - условно описываются уравнением прямой линии АД:

Зсум = Зconst + N х Зпер, где

Зпер - переменные затраты, связанные с производством и реализацией единицы работ.

Выручка от реализации продукции при фиксированных ценах описывается уравнением прямой линии ОЕ, выходящей из точки «О»:

                                 В = N х Ц, где

N - объем переработки;

Ц - цена реализации единицы продукции.

Построив эти линии они пересекутся в точке «В». Здесь будет наблюдаться равенство затрат и выручки, а прибыль будет соответст­венно нулевой. Влево от этой точки будет зона убытков, вправо - зона прибыли. Точка «С» определяется расчетной мощностью проекта.

В нашем примере это 353,6 тн. в год. Прибыль соответственно составит: ЕД = ЕС - ДС = 11140,6 - 3532,2 = 7608,4 тыс.руб.

Запас устойчивости проекта: ВС = ОС - ВС, тн. Или (ВС : ОС) х 100%.

           11140,6 тыс. руб.

Надпись: Выручка, затраты, млн. руб.                                                                                         Е

    

      

      5                                                                                                    

            3532,2 тыс. руб.                                                   Д

      А           В                        З const =534,4 тыс. руб.                С

 

       0                                   Объем переработки, тн.                                      500

Рис.2. Расчет точки нулевой прибыли

ОЕ - выручка;

AD - суммарные эксплуатационные затраты.

При решении задачи максимизации темпов прироста прибыли обнаруживает­ся, что любое изменение выручки от реализации порождает более значимое измене­ние прибыли. Это явление называют эффектом производственного рычага.

Так, выручка от реализации в 2007г. составляет 11140,6 тыс.руб. (табл.2) при переменных затратах 3004,7 тыс.руб. и постоянных 534,4 тыс.руб. Общая сумма затрат 3532,2 тыс.руб. Соответственно прибыль будет равна 7608,4 тыс.руб.

 Предположим, что выручка от реализации возросла до 14000 тыс.руб. (на 20,4%). На те же 20,4% увеличатся и переменные затраты. Теперь они составят 3617,7 тыс.руб. Постоянные затраты при этом не изменятся. Тогда суммарные затраты будут 3617,7 + 534,4 = 4151,8 тыс.руб., а прибыль соответственно 14000 – 4151,8 = 9848,2 тыс.руб. Это на 22,7% боль­ше, чем в расчетном варианте. Таким образом, при увеличении выручки на 20,4% прибыль возросла на 22,7%. Таким образом, возможна экономия на постоянных затратах, в том числе и управленческих.

В практических расчетах для определения эффекта производственного рычага используют показатель отношения результата от реализации после возмещения пе­ременных затрат (валовая маржа) к прибыли.

В - выручка от реализации за расчетный период, тыс.руб.;

3 - затраты переменные, связанные с производством и реализацией продукции за расчетный период, тыс.руб.;

П - прибыль за расчетный период, тыс.руб.

В нашем случае этот показатель будет равен:

К = 11140,6 – 3004,7 : 7608,4  = 1,07

Это означает, что при изменении выручки от реализации, скажем на 5% при­быль изменится на 5,35% (1,07 х 5).

Список литературы

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 248 с.

2. Бизнес-план инвестиционного проекта: методические указания / Сост. К.К. Шебеко и др. – М., 2002. – 35с.

3. Уткин Э.А. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. – М.: Тандем, 1997. – 96с.