Оглавление
1. Значение бизнес-плана в деятельности предприятия…………………3
2. Финансовый план (практическая часть)……………………………...12
Список литературы……………………………………………………….34
1. Значение бизнес-плана в деятельности предприятия
При всем многообразии форм рыночного предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности, для разных предприятий и организаций, необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться, устранить потенциальные трудности, опасности и тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей. Разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей задачей для любого бизнеса.
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых и для действующих фирм, используемых во всех сферах предпринимательства. Многие менеджеры его недооценивают. Они не представляют, насколько наличие хорошего бизнес-плана способно помочь им добыть капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по которым можно будет оценивать, как развивается дело. Бизнес-план побуждает менеджера тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия. Наверняка в этом процессе обнаружится множество слабых мест и пробелов, устранению которых придется уделить существенное внимание. Там же, где с такого рода проблемами справиться невозможно, сам факт их выявления позволит принять решение об отказе от инвестиций еще до того, как будут вкладываться средства.
Если предприниматель направится к коммерческому заимодавцу или потенциальному инвестору с отличными инновационными идеями, но без готового бизнес-плана, его обязательно попросят подготовить соответствующую плановую программу и придти еще раз, или, что еще хуже, его вообще не воспримут всерьез и больше не пригласят. Бизнес-план обязательно должен быть тщательно подготовлен и представлен, если предприниматель хочет, чтобы с ним имели дело.
Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные проблемы:
- определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
- выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их формированию и реализации;
- выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
- определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
- оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
- предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана [2; 3].
Пренебрегая составлением бизнес-плана, российский менеджер может оказаться не готовым к тем неприятностям, которые ждут его на пути к успеху. Чаще всего это кончается плачевно как для него, так и для бизнеса, которым он занимается. Поэтому лучше не пожалеть времени и серьезно заняться бизнес-планированием. Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда ситуация на рынке меняется довольно быстро.
Планирование деятельности фирмы сулит немало выгод. В частности:
- заставляет руководителей фундаментально изучить перспективы фирмы;
- позволяет осуществить более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
- определяет показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
- побуждает руководителей конкретнее определить свои цели и пути их достижения;
- делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций;
- четко формализует обязанности и ответственность всех руководителей фирмы [3].
Главное достоинство планирования заключается в том, что правильно составленный план дает перспективу развития фирмы, то есть, в конечном счете, отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.
Как правило, потребность в бизнес-плане возникает при решении таких актуальных задач, как:
- подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов;
- обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
- открытие нового дела, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;
- перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций;
- составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизируемых и частных фирм;
- выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций [1].
В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем работ по составлению плана может изменяться в достаточно большом диапазоне, т.е. степень детализации его может быть весьма различной. В одном случае план требует менее объемной проработки, часть разделов может вообще отсутствовать. В другом - план предстоит разрабатывать в полном объеме, проводя для этого трудоемкие и сложные маркетинговые исследования.
При составлении плана важна степень участия в этом процессе самого руководителя. Это настолько существенно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Это не значит, что не следует пользоваться услугами консультантов. Наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь идет о другом - составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь непосредственно в эту работу, он как бы моделирует будущую деятельность, проверяя целесообразность всего замысла.
Бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется на ряд лет вперед. Для первого и второго года основные показатели целесообразно давать в поквартальной разбивке, а при возможности, даже в помесячной. Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.
Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана - это краткость, т.е. изложение только самого главного по каждому разделу плана; доступность в изучении и понимании, т.е. бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам. И не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнера. Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться на успех своего дела [2].
Бизнес-план является принципиально новым для нашей экономики документом. В традиционном для отечественного планирования технико-экономическом обосновании оценке экономической эффективности проекта отводилось всего несколько страниц текста. Этого было вполне достаточно в условиях централизованно планируемой экономики, где инвестором выступал госбюджет, а своеобразным маркетингом занимался Госснаб. В отличие от технико-экономического обоснования бизнес-план детально характеризует все основные аспекты будущего предприятия, в нем анализируются проблемы, с которыми фирма может столкнуться, а также определяются способы решения подобных проблем.
В условиях перехода к рыночной экономике овладение искусством составления бизнес-плана становится крайне актуальным, что обусловлено следующими причинами:
1. В нашу экономику входит новое поколение предпринимателей, многие из которых не имеют опыта руководства предприятием и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы.
2. Изменяющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей перед необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке, готовиться к такому непривычному ранее для них занятию, как борьба с конкурентами.
3. Рассчитывая получить иностранные инвестиции для подъема отечественной экономики, российские предприниматели должны уметь обосновать свои заявки и доказывать (на основе принятой на Западе документации), что они способны оценить все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран [1; 3].
Решению вышеперечисленных проблем и призван помочь бизнес-план, который является основным документом, определяющим стратегию развития фирмы. Следует подчеркнуть, что в настоящее время в России первоочередной целью бизнес-планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров. Бизнес-план, как правило, систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом. Таким образом, бизнес-план помогает руководителю оценивать прогресс своего дела на основе внутрифирменного и макроэкономического анализа, контролировать текущие операции.
Основной целью разработки плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Другие цели разработки плана бизнеса могут быть различными, например:
- уяснить степень реальности достижения намеченных результатов;
- доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;
- убедить сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте и др. [2].
Бизнес-план также призван помочь руководителю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:
- определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;
- оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;
- выявить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по реализации поставленных целей;
- проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;
- просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана [3].
В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции.
Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция - планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функция позволяет привлекать извне денежные средства -ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако получить кредит непросто.
Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, однако решающим фактором при предоставлении кредита является наличие тщательно проработанного бизнес-плана.
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени [2].
Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью функционирования любого предприятия, независимо от его размера. Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий, а также для получения финансирования,
Подготовка и эффективное использование бизнес-плана имеет, таким образом, первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы. Что касается временного аспекта планирования, то большинство фирм составляют планы на год. В них детально рассматриваются различные направления деятельности фирмы в этот период и бегло характеризуется дальнейшее развитие. Некоторые фирмы составляют планы на срок до 5 лет и лишь крупные компании, твердо стоящие на ногах, планируют на период более пяти лет.
Существуют два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что бизнес-план составляется наемной группой специалистов, а инициаторы проекта участвуют в нем посредством подготовки исходных данных. Другой подход - когда инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности, у возможных инвесторов. Для российской практики второй подход является наиболее правильным. Инициаторы проекта обычно являются специалистами в производственных вопросах, но, как правило, довольно слабо разбираются в тонкостях финансового обеспечения проекта и сбыта продукции. Эти вопросы разрабатывают наемные специалисты.
В плане оценивается перспективная ситуация как внутри фирмы, так и вне ее. Он особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности, так как именно при помощи бизнес-плана руководители компании принимают решение о накоплении прибыли и распределении ее части в виде дивидендов между акционерами. Этот план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников. Следует отметить, что указанный план, как правило, активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовывать совместное планирование развития групп фирм, связанных кооперированием и изготовлением одинаковых или взаимодополняющих продуктов. В таком случае фирмы-партнеры осуществляют общее финансирование.
Наряду с внутрифирменными функциями, бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.
Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее, при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.
2. Финансовый план (практическая часть)
2.1. Исходные данные
Наша коммерческая идея заключается в организации переработки молока. Суть инновации заключается в том, что совхоз «Береговой» не будет сдавать молоко на дальнейшую переработку по заниженным ценам, а сам будет производить из молока - масло под своей маркой и реализовывать в магазинах г. Кемерово. Таким образом, цель нашего бизнес-плана заключается в оценке эффективности (целесообразности) внедрения молокоперерабатывающего комплекса. В данном случае закупка оборудования по производству масла.
Маслозаготовительный комплекс КМП-0,1-01 производства Совхоза «Береговой»:
- производительность по молоку – 100л/час
- выход продукции: масло высшего сорта- 26-28%
- сливки - 21-23%
- молоко -49-53%
Итого: 100%
отходов и потерь при производстве - нет
- потребляемая мощность - 32 кВт
- стоимость оборудования с учетом доставки и монтажа - 580 тыс.руб.
Оборудование размещается в реконструируемом помещении, остаточная стоимость которого составляет 180 тыс.рублей, затраты на реконструкцию -320 тыс.рублей.
Все сырье собственного производства, то есть совхоза «Береговой»
Однако себестоимость производства молока составляет 7,0 тыс.руб./тн.
Сырьевая база неограничена.
Режим работы миолокоперерабатывающиего комплекса - две смены по 8 часов, 260 рабочих дней в году.
С учетом комплектации (состава) комплекса и режима его работы формируем штатное расписание, уровень и форму оплаты труда разных категорий работников. В нашем случае - это 6 человек в смену, две смены, плюс освобожденный бригадир. Итого- 13 человек. Средняя заработная плата – 4,2 тыс.рублей в месяц.
Лаг освоения проекта (время с начала работы над проектом и до получения первой партии продукции) составит 6 месяцев.
Срок реализации проекта:
- дата начала освоения проекта 01.01.2006г. Таким образом, первую партию муки получим 01.07.2005г.
Расчеты проведем без учета НДС.
Валюта - рубль.
2.2. Расчет стоимости проекта (инвестиций)
Оплата труда
Затраты, относимые на эту статью, зависят от численности работающих (определяется штатным расписанием) и стоимости труда на рынке.
Как уже отмечалось, в реализации нашего бизнес-плана будет задействовано 13 человек. Средняя заработная плата каждого с учетом районного коэффициента составит 4,2 тыс.рублей в месяц. Таким образом, годовой ФОТ составит:
4,2 тыс.рублей х 13 чел. х 12 мес. = 655,2 тыс.рублей.
Однако, надо задуматься над первым годом - годом внедрения комплекса. Здесь продукцию будут получать только 6 месяцев. Логично предположить, что эти люди (13 человек) также будут задействованы только 6 месяцев, т.е. принять всех на работу с 1 июля. Вряд ли такое решение будет оправданным. Работников надо готовить к освоению новых специальностей. На эту подготовку отведем 2 месяц. Она будет заключаться в ознакомлении с технологией на аналогичных предприятиях, участии в монтажных и пусконаладочных работах своего комплекса. Таким образом, в 1-й год работы ФОТ составит:
4,2 тыс.рублей х 13 чел. х 8 мес. = 436,8 тыс.рублей.
Единый социальный налог
Определяется законом. С 1-го января 2005г., согласно ст.241 Налогового Кодекса устанавливается для сельскохозяйственных предприятий:
- пенсионный фонд -15,8%,
- соц.страхование - 2,2%,
- ОМС-2,0%.
ИТОГО: 20,0%
Таким образом,
ЕСН06 = 87,36 тыс.рублей
ЕСН07 = 131,04 тыс.рублей.
Сырье и материалы
Рассчитаем годовую потребность в молоке. Воспользуемся информацией о производительности комплекса (0,1т/час) и режиме его работы (две смены по 8 часов 260 дней в году). Коэффициент загрузки примем 0,85.
Таким образом, годовой объем переработки составит:
2007г. - 0,1 х 8 х 2 х 260 х 0,85 = 353,6 тн.
2006г. – 353,6 : 12 х 6 = 176,8 тн. (6 рабочих месяцев комплекса)
При стоимости молока 7,0 тыс.рублей/тн, затраты на его производство соответственно составят:
2007г. – 353,6 х 7 = 2475,2 тыс.рублей
2006г. – 176,8 х 7 = 1237,6 тыс.рублей
Кроме основного сырья (молока) потребуются вспомогательные материалы (пластмассовая упаковка, тара, спецодежда и т.д.). Для исчисления затрат на их приобретение можно составлять калькуляцию, т.е. рассчитать их потребность в физических величинах и с учетом цен на рынке установить окончательную сумму. Однако, в практике аналогичных расчетов чаще используют иной подход - метод относительных величин. Например, мы должны быть уверены, что эти затраты не превысят 2% от стоимости основного сырья. Уточнить эту относительную величину можно с помощью экспертных оценок.
Итак, вспомогательные материалы составят:
2
2006 г. 1237,6 х ------- = 24,8 тыс.руб.
100
2
100
Затраты на электроэнергию
Установленная мощность оборудования составляет 32 кВт. Таким образом, с учетом режима работы комплекса годовая потребность в электроэнергии только на технологию составит:
32 кВт х 8 час. х
Условно примем, что затраты на освещение и отопление помещения составят 20% от затрат на технологию. При стоимости одного кВт = 80 коп. Это составит:
20
100
Затраты на содержание и эксплуатацию основных фондов
Активная часть основных фондов (стоимость оборудования с учетом доставки и монтажа) составляет 850 тыс.руб..
Средневзвешенную норму амортизации можно принять на уровне 10%, затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт - 8%.
Таким образом, годовая сумма затрат по активной части составит:
10 8
850 х ------- + 850 х ------ = 153 тыс.руб.
100 100
Пассивная часть у нас включает: остаточная стоимость здания - 180 тыс.руб. Затраты на реконструкцию - 320 тыс.руб. Отчисления соответственно можно принять 4% и 3%.
4 3
В год это составит: 500 х ---- + 500 х ----- = 35 тыс.руб.
100 100
Итого:
2007г. - 153 + 35 = 188 тыс.руб.
2006г.- 188 : 12 x 6 = 94 тыс.руб.
Общепроизводственные и общехозяйственные расходы
Прямые эксплуатационные затраты составят:
- фонд оплаты труда:
- единый социальный налог:
- сырье основное:
- вспомогательные материалы:
- стоимость электроэнергии:
- содержание и эксплуатация ОФ:
ИТОГО:
Учитывая характер работ (высокую материалоемкость), накладные здесь можно принять на уровне 8-10% от прямых эксплуатационных затрат.
Накладные расходы:
2006г. – 1934,9 х 0,09 = 174,1 тыс.руб.
2007г. – 3607,5 х 0,09 = 324,7 тыс.руб.
Для наглядности все расчеты оформим в виде таблицы (табл.1).
Таблица 1.
Затраты на реализацию проекта, тыс.руб.
Затраты |
|
|
1. Затраты на оплату труда |
436,8 |
655,2 |
2. Единый социальный налог |
87,36 |
131,04 |
3. Сырье основное |
1237,6 |
2475,2 |
4. Вспомогательные материалы |
24,8 |
49,5 |
5. Стоимость электроэнергии |
54,3 |
108,6 |
6. Содержание и эксплуатация ОФ |
94 |
188 |
7. Накладные расходы |
174,1 |
324,7 |
8. Итого суммарных эксплуатационных затрат |
2109 |
3932,2 |
9. Стоимость оборудования |
850 |
- |
10.Строительно-монтажные работы (реконструкция)* |
320 |
- |
11.Всего затрат |
3279 |
3932,2 |
* - остаточная стоимость здания (180 тыс.руб.) не учитываем.
Таким образом, в первый год реализация проекта сумма инвестиций составит 3279 тыс.рублей. Из них только 1170 тыс.рублей (850 тыс. + 320 тыс.) будут направлены на формирование основных средств производства.
Распределение суммарных эксплуатационных затрат на условно-постоянные и условно-переменные.
Затраты на оплату труда и ЕСН - 50% переменных.
Сырье и вспомогательные материалы - 100 % переменных.
Электроэнергия - 80-% переменных и 20% (отопление и освещение) постоянные.
Содержание и эксплуатация ОПФ, накладные расходы - все 100% затрат постоянные.
Таким образом, состав эксплуатационных затрат можно распределить следующим образом:
2006г. - затраты переменные – 11567,9 тыс.руб.
- затраты постоянные - 279 тыс.руб.
2007г. - затраты переменные – 3004,7 тыс.руб.
- затраты постоянные – 534,4 тыс.руб.
2.3. Калькуляция себестоимости
Себестоимость продукции является важнейшим синтетическим показателем работы предприятия.
В нашем примере продукция представлена маслом, сливками и молоком. Распределить суммарные эксплуатационные затраты между ними не представляется возможным. Далее в расчетах введем такой показатель как «условная продукция», получаемая за счет переработки одной тонны зерна.
В разделе 3.2. мы уже рассчитали, что объем переработки молока в 2006г. составит 176,8 тн, в 2007 г. – 353,6 тн. Суммарные эксплуатационные затраты соответственно составят 2109 тыс.руб. и 3932,2 тыс.руб. Таким образом, себестоимость продукции, полученной за счет переработки 1 тонны молока составит:
2006 г. - 2109 : 176,8 = 11,93 тыс.руб./тн.
2007 г. – 3932,2 : 353,6 = 11,12 тыс.руб./тн.
Имеет место некоторое снижение себестоимости во 2-й год работы комплекса. Логически - это понятно, экономически - оправдано.
Вместе с тем, эти цифры заставляют задуматься и служат предметом для анализа. Строго говоря, появилась возможность оценить затраты, обусловленные именно переработкой (технологическим процессом). В расчете на тонну молока они соответственно составляют в первый год - 4,93 тыс.руб. и 4,12 тыс.руб. - во второй год. Совершенно очевидно, что возникает вопрос об окупаемости этих дополнительных затрат (по отношению к стоимости молока - 7 тыс.руб./тн.).
2.4. Производственная программа и расчет выручки
Производственная программа определяется режимом работы комплекса, его производительностью (0,1 тн/час), принятым коэффициентом загрузки мощности (0,85). Структура ассортимента продукции - исходным сырьем и конструкцией комплекса.
Как уже отмечалось, мы можем переработать за 6 месяцев 2006г. – 176,8 тн молока и в 2007 г. – 353,6 тн.
В нашем примере, мы будем ориентироваться на оптовую рыночную цену производителей (переработчиков). Расчеты оформим в виде таблицы (табл.2).
Таблица 2.
Производственная программа и расчет выручки от реализации
Продукция |
Выход, % |
Цена, руб./кг |
Валовая продукция, тн. |
Выручка, тыс.руб. |
||
2006 г. |
2007 г. |
2005 г. |
2006 г. |
|||
1. Масло сливочное 2. Сливки 3. Молоко |
27 22 51 |
85,0 18,0 9,0 |
47,7 38,9 90,2 |
95,5 77,8 180,3 |
4054,5 700,2 811,8 |
8117,5 1400,4 1622,7 |
4. Итого |
100 |
- |
176,8 |
353,6 |
5566,5 |
11140,6 |
Расчет выручки выполнен из условия, что вся произведенная продукция будет реализована в соответствующем расчетном периоде.
Теперь представляется возможным рассчитать какую выручку от реализации обеспечит «условная» продукция, полученная за счет переработки тонны молока. Она составит:
2006 г. – 5566,5 тыс.руб. : 176,8 тн = 31,5 тыс.руб./тн
2007 г. – 11140,6 тыс.руб. : 353,6 тн = 31,5 тыс.руб./тн
2.5. Расчет прибыльности проекта и срока его окупаемости
Важнейшим критерием оценки целесообразности внедрения новых технологий (у нас переработка зерна) служит показатель окупаемости дополнительных затрат. Надо быть уверенным, что они действительно окупятся через дополнительную выручку от реализации. Вкладывая дополнительные средства в переработку (раздел 2.3.) мы рассчитываем на добавленную стоимость, которая «возместит» эти издержки.
В
О = -------, где
З
О - окупаемость дополнительных затрат (коэффициент);
В - приращение выручки за счет реализации масла, сливок и молока, тыс.руб./тн.;
З - дополнительные затраты, связанные с технологией (переработкой), тыс.руб./тн.
В разделе 2.4. мы рассчитали, что реализация «условной» продукции, полученной из тонны молока обеспечит нам выручку 31,5 тыс.руб. Но в этой цене «лежит» себестоимость молока - 7 тыс.руб. и стоимость вспомогательных материалов 0,14 тыс.руб.
Добавленная стоимость составит: 31,5 - 7,14 = 24,36 тыс.руб./тн.
В разделе 2.3. мы рассчитали дополнительные затраты на технологию. В 2007г. они составят 4,12 тыс.руб./тн. Таким образом, окупаемость дополнительных затрат составит:
24,36
О = -------- = 5,9
4,12
Т.е., каждый дополнительный рубль, вложенный в технологию, обеспечит дополнительную выручку в сумме 5,9 руб. Очевидно, что если АО < 1, то проект не имеет экономической целесообразности. В данном случае проект абсолютно экономически выгоден.
Нетрудно заметить прямую связь между этим показателем и рентабельностью продукции:
П В – З В
Р = -----100 = -------100 = (---- - 1)100 = (О - 1)100, где
З З З
Р - рентабельность продукции;
П - прибыль;
3 - затраты на производство и реализацию;
В - выручка от реализации произведенной продукции;
О - окупаемость затрат.
Таким образом, при окупаемости дополнительных затрат 24,36 рентабельность переработки (а не продукции) составит 2336%.
Важнейшим критерием приемлемости инвестиций выступает продолжительность периода, в течение которого окупаются первоначальные затраты. При этом предполагается, что все последующие доходы представляют собой прибыль.
Так, вложения в производство за первый год составил 3279 тыс.руб., выручка – 5566,5 тыс.руб. Таким образом:
С с.пр
Тп = n + ----------
В
Tп - срок окупаемости проекта (месяцев, лет);
Сс.пр - стоимость проекта, тыс.руб.;
В - выручка, тыс.руб;
n - лаг освоения (6 мес. = 0,5 года)
3279
Тп = 0,5 + -------- = 1,09года = 13 мес.
5566,5
Можно рассчитать срок окупаемости капитальных вложений:
Кв
Ткв = n + ----------, где
А + П
Кв - капитальные вложения, тыс.руб.;
А - годовая сумма амортизации, тыс.руб.;
П - годовая прибыль, тыс.руб.
900
Ткв = 0,5 + ------------------- = 0,8 года
48 + 3287,5
Расчет эффективности проекта оформим в виде таблицы (табл.3).
Таблица 3.
Сведения о предполагаемой эффективности проекта
Показатели |
2006г. |
2007г. |
1. Объем переработки, тн. |
176,8 |
353,6 |
2. Выручка от реализации, тыс.руб. |
5566,5 |
11140,6 |
3. Эксплуатационные затраты, тыс.руб. |
2109 |
3532,2 |
4. Финансовый результат, тыс.руб. |
3287,5 |
6575 |
5. Рентабельность продукции, % |
163,9 |
183,3 |
6. Окупаемость дополнительных затрат |
24,32 |
24,36 |
7. Окупаемость проекта, мес. |
13 |
- |
8. Окупаемость капитальных вложений, мес. |
8 |
- |
2.6. Расчет точки безубыточности, запаса устойчивости и эффекта производственного рычага
Точка безубыточности
Это такой объем производства, при котором выручка от реализации продукции с точностью до нуля покрывает издержки производства. Предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли. Иногда это состояние называют «нулевой порог рентабельности» или «мертвая точка». Для каждого предпринимателя очень важно рассчитать эту точку за смену, неделю, месяц, квартал и т.д. Это можно выполнить двумя способами: аналитическим и графическим.
Аналитический
Здесь имеют место две ситуации:
- расчет для конкретного продукта. Наш пример - «условная» продукция, полученная за счет переработки тонны молока;
- расчет для ассортимента продукции (например, ларькового) или для предприятия в целом.
Расчетные формулы будут соответственно:
Зconst
N = ------------- - для одного товара.
Ц - Зпер
где, N - точка безубыточности за расчетный период;
3сonst - постоянные затраты за расчетный период;
Ц - цена реализации единицы продукции;
Зпер - переменные затраты в цене единицы продукции;
Результат оценивается в натуральном выражении (шт, тн, литры и т.д.).
Определим точку безубыточности для годового отрезка времени. Для этого расчета потребуются данные раздела 2.2. (распределение затрат на переменные и постоянные) и раздела 2.4. (расчет выручка на тонну зерна).
534,4 534,4
N = --------------------- = -------- = 23,2 тн
31,5 -8,5 23
Зпер = 8,5 руб./тн. - рассчитали как частное от деления переменных затрат за год (3004,7 тыс.руб.) на объем переработки (353,6тн.)
Из этого следует, что при годовом объеме переработки молока в количестве 23,2 тн. разницы между ценой реализации единицы продукции и переменными затратами на нее достаточно с точностью до нуля для возмещения годовых постоянных издержек производства. Каждая последующая тонна молока будет уже «работать» на прибыль.
Запас устойчивости проекта - допустимое снижение объема производства против расчетного (353,6 тн.), при котором проект сохраняет экономическую целесообразность. Он (запас) может исчисляться в абсолютном или относительном выражении. В нашем примере:
- проект сохраняет экономическую целесообразность даже при снижении объемов переработки на: 353,6 – 23,2 = 330,4 тн.;
- проект сохраняет экономическую целесообразность даже при снижении объемов производства против расчетного на:
330,4
-------- х 100 = 93,4%
353,6
Графический
Позволяет наглядно изобразить на графике (рис. 2) сочетание постоянных и переменных затрат, расчетную выручку, зоны прибылей и убытков. Для этого в прямоугольной системе координат по горизонтальной оси откладывают объем производства, по вертикальной - затраты и выручка. Постоянные затраты будут здесь отображены горизонтальной прямой линией, выходящей из точки «А» (534,4 тыс.руб.). Суммарные затраты - условно описываются уравнением прямой линии АД:
Зсум = Зconst + N х Зпер, где
Зпер - переменные затраты, связанные с производством и реализацией единицы работ.
Выручка от реализации продукции при фиксированных ценах описывается уравнением прямой линии ОЕ, выходящей из точки «О»:
В = N х Ц, где
N - объем переработки;
Ц - цена реализации единицы продукции.
Построив эти линии они пересекутся в точке «В». Здесь будет наблюдаться равенство затрат и выручки, а прибыль будет соответственно нулевой. Влево от этой точки будет зона убытков, вправо - зона прибыли. Точка «С» определяется расчетной мощностью проекта.
В нашем примере это 353,6 тн. в год. Прибыль соответственно составит: ЕД = ЕС - ДС = 11140,6 - 3532,2 = 7608,4 тыс.руб.
Запас устойчивости проекта: ВС = ОС - ВС, тн. Или (ВС : ОС) х 100%.
11140,6 тыс. руб.
Е
5
3532,2 тыс. руб. Д
А В З const =534,4 тыс. руб. С
0 Объем переработки, тн. 500
Рис.2. Расчет точки нулевой прибыли
ОЕ - выручка;
AD - суммарные эксплуатационные затраты.
При решении задачи максимизации темпов прироста прибыли обнаруживается, что любое изменение выручки от реализации порождает более значимое изменение прибыли. Это явление называют эффектом производственного рычага.
Так, выручка от реализации в 2007г. составляет 11140,6 тыс.руб. (табл.2) при переменных затратах 3004,7 тыс.руб. и постоянных 534,4 тыс.руб. Общая сумма затрат 3532,2 тыс.руб. Соответственно прибыль будет равна 7608,4 тыс.руб.
Предположим, что выручка от реализации возросла до 14000 тыс.руб. (на 20,4%). На те же 20,4% увеличатся и переменные затраты. Теперь они составят 3617,7 тыс.руб. Постоянные затраты при этом не изменятся. Тогда суммарные затраты будут 3617,7 + 534,4 = 4151,8 тыс.руб., а прибыль соответственно 14000 – 4151,8 = 9848,2 тыс.руб. Это на 22,7% больше, чем в расчетном варианте. Таким образом, при увеличении выручки на 20,4% прибыль возросла на 22,7%. Таким образом, возможна экономия на постоянных затратах, в том числе и управленческих.
В практических расчетах для определения эффекта производственного рычага используют показатель отношения результата от реализации после возмещения переменных затрат (валовая маржа) к прибыли.
В - выручка от реализации за расчетный период, тыс.руб.;
3 - затраты переменные, связанные с производством и реализацией продукции за расчетный период, тыс.руб.;
П - прибыль за расчетный период, тыс.руб.
В нашем случае этот показатель будет равен:
К = 11140,6 – 3004,7 : 7608,4 = 1,07
Это означает, что при изменении выручки от реализации, скажем на 5% прибыль изменится на 5,35% (1,07 х 5).
Список литературы
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 248 с.
2. Бизнес-план инвестиционного проекта: методические указания / Сост. К.К. Шебеко и др. – М., 2002. – 35с.
3. Уткин Э.А. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. – М.: Тандем, 1997. – 96с.