Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1 Оплата труда работников социально-культурного

              сервиса и туризма…………………………………………………5

1.1. Трудовые отношения в социально-культурном

       сервисе и туризме……………………………………………….5

1.2.   Современные  принципы  оплаты  труда  в  социально-

          культурном сервисе и туризме……………………………….7

Глава 2 Разработка бизнес-плана………………………………………...12

2.1. Резюме………………………………………………………….12

2.2. План сбыта……………………………………………………..13

2.3. Инвестиционный план………………………………………...18

2.4. Производство…………………………………………………..20

2.5. Финансовый план……………………………………………...22

2.6. Финансовые результаты……………………………………….36

Заключение………………………………………………………………..38

Список использованной литературы…………………………………….39

Введение

Социально-культурный сервис и туризм составляют важную об­ласть общественной жизни, является частью системы социаль­ной инфраструктуры, организации жизнедеятельности людей в со­ответствии с их потребностью в  общении, оздо­ровлении, отдыхе и досуге.

Отличительными особенностями социально-культурного сервиса и туризма являются  следующие  признаки:

-  они, как правило, осуществляются в рамках   свободного (досугового) вре­мени;

-  отражают свободу выбора людьми тех или иных форм до­суга на основе  принципа добровольности;

-   выражают широкий спектр индивидуальных и коллектив­ных потребностей и запросов, дифференцированных по поло­возрастному,   социальному,   профессиональному  и  т.п.   призна­кам;

-   могут осуществляться  в рамках специальных  государст­венных и негосударственных институтов и вне  их.

Сегодня, в условиях демократизации общественных отно­шений и реформирования политической структуры общества, рыночных преобразований в экономике, многообразия форм соб­ственности, социально-культурный сервис и туризм приобретают более вариативный, дифференцированный характер; изменение соци­ально-идеологических факторов опосредованно влияет и на смену культурно-досуговых приоритетов в жизни общества, приводит к формированию новых организационно-правовых и экономи­ческих основ функционирования социально-культурного сервиса и туризма.

Объект исследования – экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме.

Предмет исследования – оплата труда работников социально-культурного сервиса и туризма.

Цель исследования – изучить особенности оплаты труда работников социально-культурного сервиса и туризма и разработать бизнес-план какого-либо учреждения социально-культурного сервиса.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие трудовых отношений в социально-культурном сервисе и туризме.

2. Проанализировать современные принципы оплаты труда в социально-культурном сервисе и туризме.

3. Изучить методу составления бизнес-планов.

Информационной базой для написания работы послужили публикации таких авторов, как: М.М. Алексеева, Н.И. Волощин, Е.Н. Воронова,                     В.Г. Гуляев, Е.Н. Ильина, А.А. Федченко и др.

Глава 1 Оплата труда работников социально-культурного

 сервиса и туризма

1.1. Трудовые отношения в социально-культурном сервисе и туризме

Принципиальной особенностью социально-культурного сервиса и туризма яв­ляется потребность в квалифицированном труде, требующем от работников специальной подготовки. Если в сфере ма­териального производства производителями продукции яв­ляются рабочие, то в социально-культурном сервисе и туризме основное производственное звено представлено специалистами. Не случайно поэтому в данной сфере высшее образование имеет каждый тре­тий работник, в то время как в промышленности - каж­дый двенадцатый [4].

С учетом вида деятельности персонал учреждений социально-культурного сервиса и туризма классифицируется по группам: руководящий и художествен­но-руководящий, творческий и художественно-творческий, ху­дожественно-производственный, обслуживающий, а также специалисты, рабочие, младший обслуживающий персонал. За каждой группой персо­нала закреплен определенный объем должностных обязанностей и должностной оклад.

Позитивной тенденцией последнего времени в социаль­но-культурном сервисе и туризме стала реформа трудовых отношений. Сегодня, в соответствии с российским законодательством, основной фор­мой трудовых отношений с работниками социально-культурного сервиса и туризма является контрактная форма тру­дового договора [3; 14].

В условиях рыночной экономики контрактная система имеет значительные преимущества, позволяя нанимаемому работнику и руководителю учреждения (работодателю) на основе свободного волеизъявления учесть все необходимые условия и последствия, возникающие при использовании воз­можностей и квалификации данного работника в производ­ственном процессе.

Контракт представляет собой особую форму трудового договора, заключаемого в письменной форме и устанавливаюшего  взаимные  права  и  обязанности  сторон  в течение  определенного  срока [3].

Его   принципиальным   позитивным  отличием  от обычного трудового   соглашения   является  то,   что  трудовые  договоры регламентируются  только  законом,   в  то  время  как  контракт опирается   и   на   закон,   и   на  добровольное   согласие   сторон,  что позволяет   учитывать   и   защищать   интересы   субъектов, подписавших   контракт.

Контракт как особая форма регулирования трудовых от­ношений может эффективно использоваться лишь в условиях рыночной экономики, где есть свободное распоряжение сво­ей рабочей силой,  где функционирует рынок труда.

Современная социокультурная ситуация предъявляет но­вые требования к характеру трудовых отношений и трудовой деятельности в сфере социально-культурного сервиса и туризма, формирует принципиально новый социальный статус работников этой отрасли. Совре­менный специалист социально-культурного сервиса и туризма выступает в социальных ролях, ориентированных на потребности рынка. Это менеджмент, предпринимательство в сфе­ре досуга детей и молодежи, семейного отдыха; это роль по­средника, импресарио, антрепренера, обеспечивающего кон­такт между «производителем» и «потребителем» творческой продукции, организатора туристических поездок и т.п.; это инновационная творческая деятельность, связан­ная с разработкой и реализацией оригинальных идей и про­ектов в социально-культурном сервисе и туризме. Переход на новые условия хозяйствования, начатый на рубеже                 80-90 гг., существенно затронул и трудовые отношения, обусловив необходимость введения ка­чественно новой, дифференцированной системы оплаты тру­да.

1.2.   Современные  принципы  оплаты  труда  в  социально-культурном сервисе и туризме

Заработная плата является важнейшим средством повы­шения заинтересованности работников в результатах своего труда, его производительности, увеличении объемов произ­веденной продукции, улучшении ее качества и ассортимента. Заработная плата занимает значительную долю в затратах на производство продукции, работ, услуг. Будучи частью издер­жек производства, зарплата оказывает влияние на формиро­вание себестоимости продукции и в конечном итоге – на  получение   прибыли.

Как экономическая категория зарплата представляет со­бой оплату труда наемных работников, форму распределения фонда личного потребления между работниками в соответст­вии с долей их участия в совокупном общественном труде, количеством  и  качеством  затраченного  ими труда [13].

С управленческой точки зрении оплата труда является важнейшим мотивационным фактором. Ее, наряду с самореализацией и общественным признанием, называют отдачей вклада сотрудников. «Менеджер не должен быть лучше, чем самый плохой его сотрудник» - это уже стало по­словицей у зарубежных предпринимателей, содержащей в себе определенный философский смысл. Это означает, что менеджер должен добиться создания такого коллектива, где «плохой» (на общем фоне) работник был бы работником хорошего уровня, тогда лучшие будут еще лучше. Как этого добиться? Это вопро­сы подбора кадров и мотивации труда [8].

Самый первый подход к проблеме мотивации труда - это создание удовлетворенности рабочих и служащих всеми сторо­нами своей деятельности [8; 10; 11].

Потребности работников к итогам своего труда можно выра­зить в виде равностороннего треугольника:

Только после удовлетворения каждой стороны деятельности человека можно говорить о его желании повышать свою квали­фикацию. Если одна из линий треугольника (рис. 1) отсутст­вует или не равна другим, то возникающий диссонанс в само­оценке труда часто снижает его качество, а соответственно и качество обслуживания туристов [8].

                                                                                               Самореализация

                                                                                               (удовлетворение

                  работой,

         Деньги                                                                                       самовыражение)

 

                                                                                 Общественное

                                                                                    признание

Рис 1. Потребности работников по результатам труда

Правильная оценка трудовой деятельности сотрудников по­зволяет добиваться, чтобы средние становились лучшими. Ана­лизируя место человека, его способности и потребности, можно координировать, стимулировать деятельность работников.

Для нанимающегося на работу важна престижность фирмы. И это также учитывается. В Австрии, например, в гостиницах «люкс» оплата обслуживающего персонала, как правило, немно­го ниже, чем в более скромных, хозяева которых вынуждены доплачивать служащим за «недостаток престижности».

Очень важна самореализация. Каждый человек должен де­лать свое дело с удовольствием. Часто некачественное обслу­живание клиентов происходит по причине того, что работник, их обслуживающий, делает «не свою» работу, а найдя работу «свою», трудится на хорошем уровне.

Внимательный подход к подбору кадров - это залог успеха туристского обслуживания. Это очень важно для профессий контактного уровня (гидов, экскурсоводов, инструкторов, руко­водителей туристских групп, портье, администраторов и др.), так как от них, их эмоционального участия часто зависит итог обслуживания [6; 7].

Стоит заметить, что до последнего времени в сфере социально-культурного сервиса и туризма наблюдалось серьезное отставание заработной платы от средних ее пока­зателей в народном хозяйстве. По сравнению с производст­венными отраслями зарплата работников данной сферы деятельности была почти в 2 раза меньше.

За последние пять лет статистика по заработной плате работников социально-культурного сервиса и туризма в России такова (табл. 1) [15].

Таблица 1

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников социально-культурного сервиса и туризма (руб.)

2000 год

2001 год

2002 год

2003  год

2004 год

гостиничное хозяйство

3480,0

5049,7

5896,4

6988,1

7586,0

оздоровительные учреждения и учреждения отдыха

1915,8

2773,2

3968,2

4589,1

5666,2

туризм

2474,2

3506,4

4789,5

6213,0

6584,3

Для наглядности данные табл. 1 представим на рис. 2-4.

Рис. 2 Динамика заработной платы работников гостиничного хозяйства (руб.)

Рис. 3 Динамика заработной платы работников оздоровительных учреждений и учреждений отдыха (руб.)

Рис. 4  Динамика заработной платы работников туризма (руб.)

Таким образом, за период с 2000 г. по 2004 г. среднемесячная заработная плата на одного работника увеличилась:

- в гостиничном хозяйстве - на 4106 руб. или 117,0%;

- в оздоровительных учреждениях и учреждениях отдыха -                             на 3750,4 руб. или  195,8%;

- в туризме - на 4110,1 руб. 166,1%.

Исходя из полученных данных, наибольший прирост заработной платы наблюдался в оздоровительных учреждениях и учреждениях отдыха.

Стоит также отметить, что формирование заработной платы в социально-культурном сервисе и туризме имеет свои особенности, т.к.  качество труда ее работников с трудом поддается измерению. Поэтому опреде­ляющими факторами при начислении зарплаты здесь являет­ся квалификация работника, уровень специальных знаний, стаж работы в данной должности, наличие организационно-мето­дических навыков и творческих способностей.

Глава 2 Разработка бизнес-плана

Бизнес-план в настоящее время является важнейшим инструментом развития малого и среднего бизнеса, его грамотная разработка фактические является алгоритмом решения серьезных экономических задач и освоения новых коммерческих проектов в различных отраслях. К рассматриваемому в данной работе социально-культурному сервису и туризму относится множество отраслей. Среди которых: туристический и гостиничный бизнес, торговля, общественное питание, сфера услуг и т.д.

В данной главе будет предложен бизнес-план кафе быстрого обслуживания.

 

2.1. Резюме

Цель проекта

Целью проекта является создание кафе быстрого обслуживания в Центральной части города Кемерова (Центральный район, недалеко от ЦУМа) для обслуживания жителей и гостей города.

Деятельность создаваемого предприятия направлена на оказание услуг в сфере общественного питания для людей со средним уровнем дохода.

Описание предприятия

Данный проект планируется реализовать без образования юридического лица для уменьшения налогообложения и упрощения финансовой отчетности.

Для финансирования проекта планируется взять льготный кредит в сумме 150 тыс. рублей сроком на 1 год под 20 % годовых в «Сибакадембанке».

Для организации производства требуется приобрести:

*                   технологическое оборудование (кофе-автомат, микроволновые печи, холодильные камеры, разделочный инструмент, посуду);

*                   мебель;

*                   произвести небольшой ремонт помещения направленный на улучшение интерьера. Помещение планируется взять на правах долгосрочной аренды.

Основные требования к персоналу - наличие необходимой профессиональной квалификации. Общее количество создаваемых рабочих мест, включая руководителя - владельца свидетельства на частную предпринимательскую деятельность - 12 человек.

Показатели эффективности проекта

Рассчитано для периода:  1 ... 24 мес.

Ставка дисконтирования:   18 %

Срок окупаемости: PBP =  3 мес.

Индекс прибыльности: PI =  1,39

Чистый приведенный доход: NPV =  240382 $ US

Внутренняя норма рентабельности: IRR =  9999,0 %

 

2.2. План сбыта

Описание рынка

На сегодняшний день проблема общественного питания в центральных районах города достаточно актуальна. Особенно остро это ощущается в Центральном районе, который является административным, деловым и культурным центром города (особенно в районе пресечения улицы Кирова и Советского проспекта - месте предполагаемого размещения кафе). Недалеко от этого места расположено большинство государственных учреждений, банков, офисов крупных и средних фирм, крупных предприятий торговли, высшие учебные заведения,  гостиницы, объекты культурного назначения (театры, парки, скверы и другие места отдыха горожан и гостей города).

Существующие на сегодняшний день в этом районе предприятия общественного питания можно условно разделить на два типа: крупные и мелкие предприятия быстрого обслуживания.

К первым можно отнести рестораны и кафе. Их отличительной особенностью является высокий сервис и качество обслуживания при достаточно высокой цене (средний обед обходится примерно в 300 рублей и выше), то есть они ориентированы на людей с высоким уровнем дохода.

Ко вторым относятся небольшие закусочные и бары. Их условно можно разделить еще на два типа:

1. Дорогие фирменные закусочные и бары (например, сеть Сильвер-пицца), которые отличаются высоким качеством обслуживания и достаточно высокими близкими к  крупным предприятиям общественного питания ценами.

2. Небольшие закусочные типа пирожковых, которые предлагают хотя и дешевую, но не всегда качественную продукцию.

Общей отличительной чертой является ограниченный ассортимент выпускаемой продукции, что вызвано небольшими размерами занимаемых им помещений.

Исходя из этого можно сделать вывод, что действующие в центре города предприятия общественного питания не могут в полной мере удовлетворить существующий на данном рынке спрос и существует реальная потребность в кафе быстрого обслуживания с широким ассортиментом предлагаемой продукции, высоким сервисом и качеством обслуживания и сравнительно не высокими ценами.

Данный проект предусматривает создание предприятия, которое должно занять пустующую на сегодняшний день нишу на рынке общественного питания в данном районе (район пересечения улицы Кирова и Советского проспекта).

Значительных сезонных колебаний спроса не предполагается, так как в рабочие дни основными потребителями будут люди, работающие в близлежащих зданиях и студенты, а в вечернее время и выходные дни - люди приезжающие из других районов для культурного отдыха и гости города.

Ценовая политика ориентирована на потребителей со средним уровнем дохода.

В силу того, что предприятий общественного питания подобного уровня в данном районе нет и ниша на которую будет ориентировано кафе практически свободна, серьезной конкурентной борьбы не предполагается.

Описание продукта

Для упрощения расчетов предполагаемый ассортимент сформирован в группы по типу продуктов, цены и себестоимость усреднены. Упрощенный список продуктов приведен в табл. 2. Номенклатура продуктов по каждому типу составляет от 5 до 15 наименований. Объемы сбыта продукции в количественном выражении приведены в табл. 3. Срок выхода на проектную мощность 2 месяца.

Таблица 2

Список продуктов

Наименование продукта

Ед. изм.

Цена

Цена, $ US

Экспорт, %

 Кофе

чашка

6,00

0,00

0

 Мороженное

порция

13,00

0,00

0

 Коктейли

250г

13,00

0,00

0

 Пирожное

шт.

7,50

0,00

0

 Бутерброды

шт.

5,00

0,00

0

 Горячие блюда

порция

18,00

0,00

0

 Десертные блюда

порция

14,00

0,00

0

 Спиртные напитки

бутылка

80,00

0,00

0

 Пиво

бутылка

19,00

0,00

0

 Окорочка гриль

порция

19,00

0,00

0

 Салаты

порция

17,00

0,00

0

 Шампанское

бутылка

125,00

0,00

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Инвестиционный план

В подготовительный период необходимо выполнить следующий объем работ:

1.  Получить кредит в «Сибакадембанке».

2.  Заключить договор на аренду помещения.

3.  Закупить необходимое для организации производственного процесса оборудование.

4.  Произвести доделку и дооборудованние помещения.

5.  Закупить мебель.

6.  Произвести подбор персонала.

7.  Заключить договора на поставку сырья и расходных материалов.

8.  Получить разрешения на продажу продуктов питания, спиртных напитков и оказание услуг в сфере общественного питания.

Порядок, длительность и стоимость этапов отражены в календарном плане.

Таблица 4

Календарный план

Наименование этапа

Длитель-ность

(дней)

Дата начала

Дата окончания

Стоимость этапа

(руб.)

Стоимость этапа

($ US)

1.

Оформление кредита

15

03.11.05

17.11.05

2.

Заключение договора аренды

5

18.11.05

22.11.05

3.

Покупка кофе-автомата

120

18.11.05

01.12.05

29 732

5 057

4.

Покупка оборудования

7

18.11.05

24.11.05

25 000

4 252

5.

Покупка мебели

7

18.11.05

24.11.05

25 000

4 252

6.

Отделка помещения

15

18.11.05

02.12.05

15 000

2 551

7.

Заключение договоров на поставку сырья

7

26.11.05

02.12.05

8.

Получение разрешений

7

26.11.05

02.12.05

9.

Производство

03.12.05

Длительность 3-го этапа «Покупка кофе-автомата» составляет 120 дней ввиду того, что Кофе-автомат покупается с рассрочкой платежа по следующей схеме:

1.  Авансовый платеж в размере 1 500 $ US.

2.  Поставка кофе-автомата в 14-ти дневный срок после поступления аванса на расчетный счет поставщика.

3.  Выплата остальной суммы в течение 4-х месяцев после поставки равными ежемесячными платежами.

После окончания подготовительного периода запускается производство. Срок выхода на проектную мощность определен в два месяца. Ввиду выгодного месторасположения проведение крупной рекламной кампании не планируется. На первоначальном этапе возможно проведение небольших рекламных мероприятий направленных на информирование потенциальных клиентов об открытии нового кафе быстрого обслуживания в этом районе. Основное требование к этим мероприятиям - целевое направление рекламы при минимуме затрат. Этого можно достичь путем размещения рекламных объявлений в холлах офисных и административных зданий, расположенных в этом районе, проведением презентации с приглашением представителей организаций предприятий и крупных фирм, находящихся в этом районе, оформлением вывески на фасаде здания в котором будет размещаться кафе и так далее. Такого рода мероприятия обеспечат целенаправленность и не требуют значительных финансовых вложений. Размещение подобной рекламы в газетах, как показывает опыт, малоэффективно, так как такая реклама не направлена на конечного потребителя и может оказаться не замеченной среди других рекламных объявлений, а для проведения рекламной компании в других средствах массовой информации (радио, телевидение) требует больших финансовых вложений и значительно увеличит стоимость проекта и срок его окупаемости, к тому же возможность финансирования крупной рекламной компании за счет кредитных средств маловероятно и может создать негативное впечатление о проекте у инвестора.  

2.4. Производство

Прямые издержки

Для упрощения финансовых расчетов прямые затраты указаны в общей сумме на единицу каждого вида продукции.

Схема расчета прямых затрат на единицу каждого вида продукции принята следующая:

·     наименование материала;

·     единицы измерения;

·     расход материала на единицу продукции в физическом измерении;

·     цена за единицу измерения;

·     % потерь материала при производстве.

Результаты расчетов прямых затрат приведены в табл. 5.

Таблица 5

Прямые издержки. Продукт: Кофе

Наименование

Сумма, руб.

Сумма, $ US

Кофе

2,00

0,00

Мороженное

8,0

0,00

Коктейли

9,0

0,00

Пирожное

8,0

0,00

Бутерброды

3,0

0,00

Горячие блюда

12,0

0,00

Десертные блюда

7,5

0,00

Спиртные напитки

65,0

0,00

Пиво

15,0

0,00

Окорочка гриль

12,0

0,00

Салаты

11,0

0,00

Шампанское

95,0

0,00

 

Общие издержки

В процессе производства запланированы следующие ежемесячные постоянные издержки (табл. 6).

        Таблица 6

Производство

Наименование

руб.

$ US

Выплаты

В течение...

 Налоговые платежи по упрощен. системе

3000

0

ежемес.

Всего проекта

 Аренда помещения

29000

0

ежемес.

Всего проекта

 Транспортные расходы

3500

0

ежемес.

с 2 по 24 мес.

 Охрана

3000

0

ежемес.

с 2 по 24 мес.

 Прочие расходы

7000

0

ежемес.

с 2 по 24 мес.

План персонала

Для обеспечения производственного процесса предусмотрено следующее штатное расписание (табл. 7).

        Таблица 7

План персонала

Должность

Кол.(чел)

руб.

$ US

Выплаты

Период

 Продавец

6

4700 * 6 = 28200

0

ежемес.

2...24 мес.

 Повар

2

3700 * 2 = 7400

0

ежемес.

2...24 мес.

 Уборщица

1

2300 * 1 = 2300

0

ежемес.

2...24 мес.

 Посудомойка

2

2300 * 2 = 4600

0

ежемес.

2...24 мес.

Подбор персонала планируется осуществлять перед пуском производства с учетом следующих требований:

1.  Наличие профессиональной подготовки и квалификации по данной специальности.

2.  Наличие опыта работы на аналогичных предприятиях общественного питания.

3.  Коммуникабельность, умение работать с клиентами.

4.  Знание нормативных документов, регламентирующих работу в сфере торговли и общественного питания.

 

2.5. Финансовый план

Для финансовых расчетов были приняты следующие исходные данные:

Дата начала проекта:   01.11.2005

Продолжительность:   2 года

Период времени от даты, на которую актуальны исходные данные, до даты начала проекта  4 мес.

Основная валюта проекта:   рубли.

Валюта для расчетов на внешнем рынке:   $ US

Курс на момент начала проекта:    1 $ US = 28,5 тыс. руб.

Капитал

Для финансирования проекта планируется взять льготный кредит в сумме 150 тыс. рублей сроком на 12 месяцев под 20% годовых в «Сибакадембанке». Выплаты процентов по кредиту планируется осуществлять ежемесячно. Погашение кредита одной суммой, через 12 месяцев с момента действия кредитного договора.

Кредитные средства планируется израсходовать на покупку оборудования, ремонт помещения и запуск производства (табл. 8).

Таблица 8

Кредиты

Наименование

 руб.

$ US

Дата

Срок

Процент

 Кредит

150 000

0

17.11.2005

12

20

      Отчет о прибылях и убытках

Таблица 9

Отчет о прибылях и убытках (руб.)

Наименование статьи

11/2005

12/2005

01/2006

02/2006

03/2006

04/2006

    Валовой объем продаж               

0

217724

235466

237703

239954

242233

    Потери и налоги с продаж           

0

0

0

0

0

0

  Чистый объем продаж                  

0

217724

235466

237703

239954

242233

    Сырье и материалы                  

0

96781

104666

105659

106662

107674

    Комплектующие изделия              

0

0

0

0

0

0

    Сдельная заработная плата          

0

0

0

0

0

0

    Другие прямые издержки             

0

0

0

0

0

0

  Суммарные прямые издержки            

0

96781

104666

105659

106662

107674

ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ                        

0

120943

130800

132044

133292

134559

  Налоги с дохода и на активы          

0

0

0

0

0

0

    Оперативные издержки               

33232

56668

57205

57748

58296

58849

    Торговые издержки                   

0

0

0

0

0

0

    Административные издержки          

0

0

0

0

0

0

  Суммарные постоянные издержки        

33232

56668

57205

57748

58296

58849

    Амортизация                        

0

0

0

0

0

0

    Проценты по кредитам               

1167

2500

2500

2500

2500

2500

  Суммарные калькуляционные издержки   

1167

2500

2500

2500

2500

2500

    Другие доходы                      

0

0

0

0

0

0

    Другие затраты                     

0

15000

0

0

0

0

ПРИБЫЛЬ ДО ВЫПЛАТЫ НАЛОГА              

-34399

46775

71095

71796

72496

73210

    Налог на прибыль                   

0

0

0

0

0

0

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ                         

-34399

46775

71095

71796

72496

73210

продолжение табл. 9

Наименование статьи

05/2006

06/2006

07/2006

08/2006

09/2006

10/2006

    Валовой объем продаж               

244533

246851

249188

251559

253946

256356

    Потери и налоги с продаж           

0

0

0

0

0

0

  Чистый объем продаж                  

244533

246851

249188

251559

253946

256356

    Сырье и материалы                  

108695

109727

110768

111819

112880

113951

    Комплектующие изделия              

0

0

0

0

0

0

    Сдельная заработная плата          

0

0

0

0

0

0

    Другие прямые издержки             

0

0

0

0

0

0

  Суммарные прямые издержки            

108695

109727

110768

111819

112880

113951

ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ                        

135838

137124

138420

139740

141066

142405

  Налоги с дохода и на активы          

0

0

0

0

0

0

    Оперативные издержки               

59408

59971

60540

61115

61695

62280

    Торговые издержки                  

0

0

0

0

0

0

    Административные издержки          

0

0

0

0

0

0

  Суммарные постоянные издержки        

59408

59971

60540

61115

61695

62280

    Амортизация                        

0

0

0

0

0

0

    Проценты по кредитам               

2500

2500

2500

2500

2500

2500

  Суммарные калькуляционные издержки   

2500

2500

2500

2500

2500

2500

    Другие доходы                      

0

0

0

0

0

0

    Другие затраты                     

0

0

0

0

0

0

ПРИБЫЛЬ ДО ВЫПЛАТЫ НАЛОГА              

73930

74653

75380

76125

76871

77625

    Налог на прибыль                   

0

0

0

0

0

0

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ                         

73930

74653

75380

76125

76871

77625

продолжение табл. 9

Наименование статьи

11/2006

12/2006

01/2007

02/2007

03/2007

04/2007

    Валовой объем продаж               

258787

261047

263330

265629

267950

270290

    Потери и налоги с продаж           

0

0

0

0

0

0

  Чистый объем продаж                   

258787

261047

263330

265629

267950

270290

    Сырье и материалы                  

115032

116037

117051

118073

119104

120145

    Комплектующие изделия              

0

0

0

0

0

0

    Сдельная заработная плата          

0

0

0

0

0

0

    Другие прямые издержки             

0

0

0

0

0

0

  Суммарные прямые издержки            

115032

116037

117051

118073

119104

120145

ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ                        

143755

145010

146279

147556

148846

150145

  Налоги с дохода и на активы           

0

0

0

0

0

0

    Оперативные издержки               

62871

63420

63974

64533

65097

65665

    Торговые издержки                  

0

0

0

0

0

0

    Административные издержки          

0

0

0

0

0

0

  Суммарные постоянные издержки        

62871

63420

63974

64533

65097

65665

    Амортизация                        

0

0

0

0

0

0

    Проценты по кредитам               

1333

0

0

0

0

0

  Суммарные калькуляционные издержки   

1333

0

0

0

0

0

    Другие доходы                      

0

0

0

0

0

0

    Другие затраты                     

0

0

0

0

0

0

ПРИБЫЛЬ ДО ВЫПЛАТЫ НАЛОГА              

79551

81590

82305

83023

83749

84480

    Налог на прибыль                   

0

0

0

0

0

0

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ                         

79551

81590

82305

83023

83749

84480

продолжение табл. 9

Наименование статьи

05/2007

06/2007

07/2007

08/2007

09/2007

10/2007

    Валовой объем продаж               

272651

275033

277435

279857

282303

284769

    Потери и налоги с продаж           

0

0

0

0

0

0

  Чистый объем продаж                  

272651

275033

277435

279857

282303

284769

    Сырье и материалы                  

121194

122253

123321

124398

125484

126580

    Комплектующие изделия              

0

0

0

0

0

0

    Сдельная заработная плата          

0

0

0

0

0

0

    Другие прямые издержки             

0

0

0

0

0

0

  Суммарные прямые издержки            

121194

122253

123321

124398

125484

126580

ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ                        

151457

152780

154114

155459

156819

158189

  Налоги с дохода и на активы           

0

0

0

0

0

0

    Оперативные издержки               

66239

66818

67401

67990

68584

69183

    Торговые издержки                  

0

0

0

0

0

0

    Административные издержки          

0

0

0

0

0

0

  Суммарные постоянные издержки        

66239

66818

67401

67990

68584

69183

    Амортизация                        

0

0

0

0

0

0

    Проценты по кредитам               

0

0

0

0

0

0

  Суммарные калькуляционные издержки   

0

0

0

0

0

0

    Другие доходы                      

0

0

0

0

0

0

    Другие затраты                     

0

0

0

0

0

0

ПРИБЫЛЬ ДО ВЫПЛАТЫ НАЛОГА              

85218

85962

86713

87469

88235

89006

    Налог на прибыль                   

0

0

0

0

0

0

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ                         

85218

85962

86713

87469

88235

89006

Отчет о движении денежных средств

Таблица 10

Отчет о движении денежных средств (руб.)

Наименование статьи

11/2005

12/2005

01/2006

02/2006

03/2006

04/2006

Поступления от сбыта продукции/услуг   

0

217724

235466

237703

239954

242233

Прямые производственные издержки       

0

96776

104664

105660

106663

107672

Затраты на сдельную заработную плату   

0

0

0

0

0

0

Поступления от других видов деятельности

0

0

0

0

0

0

Выплаты на другие виды деятельности    

0

0

0

0

0

0

Общие (постоянные) издержки            

33232

54514

55032

55554

56081

56613

Налоги                                 

0

0

2153

2174

2194

2215

  Кэш-фло от оперативной деятельности  

-33232

66434

73617

74315

75016

75733

Затраты на приобретение активов        

58820

5210

5221

5233

5245

0

Другие издержки подготовительного пер. 

0

15000

0

0

0

0

Поступления от реализации активов      

0

0

0

0

0

0

  Кэш-фло от инвестиционной деятельности

-58820

-20210

-5221

-5233

-5245

0

Собственный (акционерный) капитал      

0

0

0

0

0

0

Займы                                  

150000

0

0

0

0

0

Выплаты в погашение займов             

0

0

0

0

0

0

Выплаты % по займам                    

1167

2500

2500

2500

2500

2500

Банковские вклады                      

0

0

0

0

0

0

Доходы по банковским вкладам           

0

0

0

0

0

0

Выплаты дивидендов                     

0

0

0

0

0

0

  Кэш-фло от финансовой деятельности   

148833

-2500

-2500

-2500

-2500

-2500

Баланс наличности на начало периода    

0

56781

100505

166401

232983

300254

    Баланс наличности на конец периода 

56781

100505

166401

232983

300254

373487

продолжение табл. 10

Наименование статьи

05/2006

06/2006

07/2006

08/2006

09/2006

10/ 2006

Поступления от сбыта продукции/услуг   

244533

246851

249188

251559

253946

256356

Прямые производственные издержки       

108697

109725

110768

111818

112883

113950

Затраты на сдельную заработную плату   

0

0

0

0

0

0

Поступления от других видов деятельности

0

0

0

0

0

0

Выплаты на другие виды деятельности    

0

0

0

0

0

0

Общие (постоянные) издержки            

57150

57693

58240

58793

59350

59914

Налоги                                 

2236

2257

2279

2300

2322

2344

  Кэш-фло от оперативной деятельности  

76450

77176

77901

78648

79391

80148

Затраты на приобретение активов         

0

0

0

0

0

0

Другие издержки подготовительного пер. 

0

0

0

0

0

0

Поступления от реализации активов      

0

0

0

0

0

0

  Кэш-фло от инвестиционной деятельности

0

0

0

0

0

0

Собственный (акционерный) капитал      

0

0

0

0

0

0

Займы                                   

0

0

0

0

0

0

Выплаты в погашение займов             

0

0

0

0

0

0

Выплаты % по займам                    

2500

2500

2500

2500

2500

2500

Банковские вклады                      

0

0

0

0

0

0

Доходы по банковским вкладам           

0

0

0

0

0

0

Выплаты дивидендов                     

0

0

0

0

0

0

  Кэш-фло от финансовой деятельности   

-2500

-2500

-2500

-2500

-2500

-2500

Баланс наличности на начало периода    

373487

447437

522113

597514

673662

750553

    Баланс наличности на конец периода 

447437

522113

597514

673662

750553

828201

продолжение табл. 10

Наименование статьи

11/2006

12/2006

01/2007

02/2007

03/2007

04/2007

Поступления от сбыта продукции/услуг   

258787

261047

263330

265629

267950

270290

Прямые производственные издержки       

115031

116039

117050

118073

119104

120145

Затраты на сдельную заработную плату   

0

0

0

0

0

0

Поступления от других видов деятельности

0

0

0

0

0

0

Выплаты на другие виды деятельности    

0

0

0

0

0

0

Общие (постоянные) издержки             

60482

61010

61543

62081

62623

63170

Налоги                                 

2367

2389

2410

2431

2452

2474

  Кэш-фло от оперативной деятельности  

80907

81609

82327

83044

83771

84501

Затраты на приобретение активов        

0

0

0

0

0

0

Другие издержки подготовительного пер. 

0

0

0

0

0

0

Поступления от реализации активов      

0

0

0

0

0

0

  Кэш-фло от инвестиционной деятельности

0

0

0

0

0

0

Собственный (акционерный) капитал      

0

0

0

0

0

0

Займы                                  

0

0

0

0

0

0

Выплаты в погашение займов             

150000

0

0

0

0

0

Выплаты % по займам                    

1333

0

0

0

0

0

Банковские вклады                      

0

0

0

0

0

0

Доходы по банковским вкладам           

0

0

0

0

0

0

Выплаты дивидендов                      

0

0

0

0

0

0

  Кэш-фло от финансовой деятельности   

-151333

0

0

0

0

0

Баланс наличности на начало периода    

828201

757775

839384

921711

1004755

1088526

    Баланс наличности на конец периода 

757775

839384

921711

1004755

1088526

1173027

продолжение табл. 10

Наименование статьи

05/2007

06/2007

07/2007

08/2007

09/2007

10/2007

Поступления от сбыта продукции/услуг   

272651

275033

277435

279857

282303

284769

Прямые производственные издержки       

121195

122251

123322

124397

125485

126582

Затраты на сдельную заработную плату   

0

0

0

0

0

0

Поступления от других видов деятельности

0

0

0

0

0

0

Выплаты на другие виды деятельности    

0

0

0

0

0

0

Общие (постоянные) издержки            

63722

64279

64840

65406

65978

66554

Налоги                                 

2495

2517

2539

2561

2584

2606

  Кэш-фло от оперативной деятельности  

85239

85986

86734

87493

88256

89027

Затраты на приобретение активов        

0

0

0

0

0

0

Другие издержки подготовительного пер. 

0

0

0

0

0

0

Поступления от реализации активов      

0

0

0

0

0

0

  Кэш-фло от инвестиционной деятельности

0

0

0

0

0

0

Собственный (акционерный) капитал      

0

0

0

0

0

0

Займы                                  

0

0

0

0

0

0

Выплаты в погашение займов              

0

0

0

0

0

0

Выплаты % по займам                    

0

0

0

0

0

0

Банковские вклады                      

0

0

0

0

0

0

Доходы по банковским вкладам           

0

0

0

0

0

0

Выплаты дивидендов                     

0

0

0

0

0

0

  Кэш-фло от финансовой деятельности   

0

0

0

0

0

0

Баланс наличности на начало периода    

1173027

1258266

1344252

1430986

1518479

1606735

    Баланс наличности на конец периода 

1258266

1344252

1430986

1518479

1606735

1695762

Баланс

Таблица 11

Баланс (руб.)

Наименование статьи

11/2005

12/2005

01/2006

02/2006

03/2006

04/2006

    Средства на счете                  

56781

100505

166401

232983

300254

373487

    Счета к получению                  

0

0

0

0

0

0

    Товарно-материальные запасы        

0

0

0

0

0

0

    Предоплаченные расходы             

0

0

0

0

0

0

    Ценные бумаги                      

0

0

0

0

0

0

  Суммарные текущие активы             

56781

100505

166401

232983

300254

373487

    Земля                              

0

0

0

0

0

0

    Здания и сооружения                

0

0

0

0

0

0

    Оборудование                       

50000

50000

50000

50000

50000

79729

    Другие активы                      

0

0

0

0

0

0

    Незавершенное пр-во (инвестиции)   

8820

14030

19251

24484

29729

0

СУММАРНЫЙ АКТИВ                        

115601

164535

235652

307467

379983

453216

    Отсроченные налоговые платежи      

0

2153

2174

2194

2215

2236

    Счета к оплате                     

0

0

0

0

0

0

    Краткосрочные кредиты              

150000

150000

150000

150000

150000

150000

    Полученные авансы                  

0

0

0

0

0

0

  Суммарные краткосрочные обязательства

150000

152153

152174

152194

152215

152236

  Долгосрочные займы                   

0

0

0

0

0

0

    Акционерный капитал                

0

0

0

0

0

0

    Нераспределенная прибыль           

-34399

12376

83471

155267

227763

300973

  Суммарный собственный капитал        

-34399

12376

83471

155267

227763

300973

СУММАРНЫЙ ПАССИВ                       

115601

164535

235652

307467

379983

453216

продолжение табл. 11

Наименование статьи

05/2006

06/2006

07/2006

08/2006

09/2006

10/2006

    Средства на счете                  

447437

522113

597514

673662

750553

828201

    Счета к получению                  

0

0

0

0

0

0

    Товарно-материальные запасы        

0

0

0

0

0

0

    Предоплаченные расходы             

0

0

0

0

0

0

    Ценные бумаги                      

0

0

0

0

0

0

  Суммарные текущие активы             

447437

522113

597514

673662

750553

828201

    Земля                               

0

0

0

0

0

0

    Здания и сооружения                

0

0

0

0

0

0

    Оборудование                       

79729

79729

79729

79729

79729

79729

    Другие активы                      

0

0

0

0

0

0

    Незавершенное пр-во (инвестиции)   

0

0

0

0

0

0

СУММАРНЫЙ АКТИВ                        

527166

601842

677243

753391

830282

907930

    Отсроченные налоговые платежи      

2257

2279

2300

2322

2344

2367

    Счета к оплате                     

0

0

0

0

0

0

    Краткосрочные кредиты               

150000

150000

150000

150000

150000

150000

    Полученные авансы                  

0

0

0

0

0

0

  Суммарные краткосрочные обязательства

152257

152279

152300

152322

152344

152367

  Долгосрочные займы                   

0

0

0

0

0

0

    Акционерный капитал                

0

0

0

0

0

0

    Нераспределенная прибыль           

374903

449556

524936

601061

677932

755557

  Суммарный собственный капитал        

374903

449556

524936

601061

677932

755557

СУММАРНЫЙ ПАССИВ                       

527166

601842

677243

753391

830282

907930

продолжение табл. 11

Наименование статьи

11/2006

12/2006

01/2006

02/2006

03/2006

04/2006

    Средства на счете                  

757775

839384

921711

1004755

1088526

1173027

    Счета к получению                   

0

0

0

0

0

0

    Товарно-материальные запасы        

0

0

0

0

0

0

    Предоплаченные расходы             

0

0

0

0

0

0

    Ценные бумаги                      

0

0

0

0

0

0

  Суммарные текущие активы             

757775

839384

921711

1004755

1088526

1173027

    Земля                              

0

0

0

0

0

0

    Здания и сооружения                

0

0

0

0

0

0

    Оборудование                       

79729

79729

79729

79729

79729

79729

    Другие активы                      

0

0

0

0

0

0

    Незавершенное пр-во (инвестиции)   

0

0

0

0

0

0

СУММАРНЫЙ АКТИВ                        

837504

919113

1001440

1084484

1168255

1252756

    Отсроченные налоговые платежи      

2389

2410

2431

2452

2474

2495

    Счета к оплате                      

0

0

0

0

0

0

    Краткосрочные кредиты              

0

0

0

0

0

0

    Полученные авансы                  

0

0

0

0

0

0

  Суммарные краткосрочные обязательства

2389

2410

2431

2452

2474

2495

  Долгосрочные займы                   

0

0

0

0

0

0

    Акционерный капитал                

0

0

0

0

0

0

    Нераспределенная прибыль           

835108

916698

999003

1082026

1165775

1250255

  Суммарный собственный капитал        

835108

916698

999003

1082026

1165775

1250255

СУММАРНЫЙ ПАССИВ                        

837504

919113

1001440

1084484

1168255

1252756

продолжение табл. 11

Наименование статьи

05/2007

06/2007

07/2007

08/2007

09/2007

10/2007

    Средства на счете                  

1258266

1344252

1430986

1518479

1606735

1695762

    Счета к получению                  

0

0

0

0

0

0

    Товарно-материальные запасы        

0

0

0

0

0

0

    Предоплаченные расходы             

0

0

0

0

0

0

    Ценные бумаги                      

0

0

0

0

0

0

  Суммарные текущие активы             

1258266

1344252

1430986

1518479

1606735

1695762

    Земля                              

0

0

0

0

0

0

    Здания и сооружения                

0

0

0

0

0

0

    Оборудование                       

79729

79729

79729

79729

79729

79729

    Другие активы                       

0

0

0

0

0

0

    Незавершенное пр-во (инвестиции)   

0

0

0

0

0

0

СУММАРНЫЙ АКТИВ                        

1337995

1423981

1510715

1598208

1686464

1775491

    Отсроченные налоговые платежи      

2517

2539

2561

2584

2606

2629

    Счета к оплате                     

0

0

0

0

0

0

    Краткосрочные кредиты              

0

0

0

0

0

0

    Полученные авансы                  

0

0

0

0

0

0

  Суммарные краткосрочные обязательства

2517

2539

2561

2584

2606

2629

  Долгосрочные займы                    

0

0

0

0

0

0

    Акционерный капитал                

0

0

0

0

0

0

    Нераспределенная прибыль           

1335473

1421435

1508148

1595617

1683852

1772858

  Суммарный собственный капитал        

1335473

1421435

1508148

1595617

1683852

1772858

СУММАРНЫЙ ПАССИВ                       

1337995

1423981

1510715

1598208

1686464

1775491

Начисленные налоги

В процессе работы кафе планируются следующие налоговые платежи (за исключением налогов уплачиваемых по упрощенной системе, которые отражены в разделе постоянных затрат) (табл. 12-15).

Таблица 12

Начисленные налоги (руб.)

Наименование статьи

11/2005

12/2005

01/2006

02/2006

03/2006

04/2006

Налог на прибыль                       

0

0

0

0

0

0

Налог с дохода и на активы             

0

0

0

0

0

0

Налог с оборота                        

0

0

0

0

0

0

НДС                                    

0

0

0

0

0

0

Налоги на зарплату и др.               

0

2153

2174

2194

2215

2236

ВСЕГО                                  

0

2153

2174

2194

2215

2236

Таблица 13

Начисленные налоги (руб.)

Наименование статьи

05/2006

06/2006

07/2006

08/2006

09/2006

10/2006

Налог на прибыль                       

0

0

0

0

0

0

Налог с дохода и на активы             

0

0

0

0

0

0

Налог с оборота                        

0

0

0

0

0

0

НДС                                    

0

0

0

0

0

0

Налоги на зарплату и др.               

2257

2279

2300

2322

2344

2367

ВСЕГО                                  

2257

2279

2300

2322

2344

2367

Таблица 14

Начисленные налоги (руб.)

Наименование статьи

11/2006

12/2006

01/2007

02/2007

03/2007

04/2007

Налог на прибыль                       

0

0

0

0

0

0

Налог с дохода и на активы             

0

0

0

0

0

0

Налог с оборота                        

0

0

0

0

0

0

НДС                                     

0

0

0

0

0

0

Налоги на зарплату и др.               

2389

2410

2431

2452

2474

2495

ВСЕГО                                  

2389

2410

2431

2452

2474

2495

Таблица 15

Начисленные налоги (руб.)

Наименование статьи

05/2007

06/2007

07/2007

08/2007

09/2007

10/9

Налог на прибыль                       

0

0

0

0

0

0

Налог с дохода и на активы             

0

0

0

0

0

0

Налог с оборота                        

0

0

0

0

0

0

НДС                                    

0

0

0

0

0

0

Налоги на зарплату и др.                

2517

2539

2561

2584

2606

2629

ВСЕГО                                  

2517

2539

2561

2584

2606

2629

2.6. Финансовые результаты

Плановые показатели позволяющие оценить эффективность проекта приведены в табл. 16.

Таблица 16

Финансовые результаты

Наименование статьи

11/2005-10/2006

11/2006-10/2007

           Прибыльность                

0,00

0,00

Рентабельность активов (ROA), %        

86,37

57,37

Рентабельность собств. капитала (ROE), %

100,00

57,38

Рентабельность инвестиций (ROI), %      

103,79

57,46

Рентабельн. инвест. капитала (ROIC), % 

86,60

57,46

Рентабельность продаж (ROS), %         

28,24

31,21

Коэффициент оборачиваемости запасов (IT)

0,00

0,00

Прирост собственного капитала, тыс. руб.      

755557,00

1017301,00

Валовая прибыль / продажи (GPM), %     

55,55

55,55

Операционная прибыль / продажи, %      

29,87

31,26

           Финансовое состояние        

0,00

0,00

Сумм. задолж. / сумм. актив (DR1), %   

16,78

0,15

Долгоср. займы / сумм. капитал (DR2), %

0,00

0,00

Индекс покрытия % по кредитам (TIE)    

27,88

764,17

Текущая ликвидность (Current ratio)    

5,44

645,02

Коэфф."критической" оценки (Quick ratio)

5,44

645,02

Чистый оборотный капитал (NWC), тыс. руб.     

675834,00

1693133,00

Чистый оборотный капитал (NWC), $ US     

114938,00

287947,00

Коэф. оборачиваемости поступлений (RT) 

0,00

0,00

Период оплаты за продукцию (CP), дн.   

0,00

0,00

Z-счет (показ. вероятности банкротства)

10,89

410,88

Проведенный финансово-экономический анализ проекта позволяет говорить о том, что представленный проект может быть реализован с высокой эффективностью.

Так рентабельность продаж составляет 28,24% в первый год и 31,21% во второй год производства. Высокий уровень прироста собственного капитала говорит о высокой оборачиваемости средств.

В результате расчетов получены следующие интегральные показатели эффективности проекта:

·     Срок окупаемости: PBP =  3 мес.

·     Индекс прибыльности: PI =  1,39

·     Чистый приведенный доход: NPV =  240382 $ US

·     Внутренняя норма рентабельности: IRR =  9999,0 %

Проведенный анализ рынка говорит о том, что сегмент на который ориентирована деятельность создаваемого кафе, на сегодняшний день, в данном районе города практически свободен, что позволяет рассчитывать на то, что продукция создаваемого предприятия будет пользоваться устойчивым спросом, с тенденцией роста по мере развития деятельности и расширения номенклатуры оказываемых услуг.

                                          Заключение

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Социально-культурный сервис и туризм по сравнению с материальным производством отличается принципиальной потребностью в квалифицированных специалистах.

2. Преобладающей формой трудовых отношений в социально-культурном сервисе и туризме на современном этапе является контрактная форма, которая позволяет работнику и руководителю путем взаимных уступок учесть все необходимые условия и последствия, возникающие в процессе трудовых отношений.

3. Важнейшей составной частью трудовых отношений, а также мотивационным фактором в работе персонала, является оплата труда. По последним статистическим данным заработная плата работников социально-культурного сервиса и туризма с 2000 г . по 2004 г. возросла примерно в                2,5 раза.

4. В практической части работы был разработан бизнес-план кафе быстрого обслуживания. Основные результаты которого таковы:

- срок окупаемости – 3 месяца;

- индекс прибыльности – 1,39;

- чистый приведенный доход: NPV =  240382 $ US;

- внутренняя норма рентабельности: IRR =  9999,0 %

Реализация разработанного бизнес-плана позволит расширить инфраструктуру г.Кемерова за счет появления в центре города кафе быстрого обслуживания, ориентированного на покупателей со средним денежным доходом.

Список использованной литературы

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 248 с.

2. Бизнес-план инвестиционного проекта: методические указания / Сост. К.К. Шебеко и др. – М., 2002. – 35с.

3. Волощин Н.И. и др. Менеджмент туризма: туризм как объект управления. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 302с.

4. Воронова Е.Н. Экономика культуры: Учебное пособие. – Рязань: Узорочье, 1997. – 192с.

5. Голышко В.Т. Бизнес – план. - М., 1997. – 112с.

6. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 304с.

7. Ильина Е.Н. Туризм – путешествия. Создание туристической фирмы. Агентский бизнес. – М.: РМАТ, 1998. – 387с.

8. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 192с.

9. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – М., 1997. – 348с.

10. Менеджмент социально-культурной сферы: персонал-технология: Ч.2. Менеджер-сервис / Сост. Л.И. Рудич. – Кемерово: КемГАКИ, 1999. – 152с.

11. Менеджмент туризма: Учебник. – М.: РМАТ, 1996. – 344с.

12. Уткин Э.А. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. – М.: ЭКМОСМ, 1997. – 96с.

13. Федченко А.А., Одегов Ю.Г. Оплата труда и доходы работников. – М.: Дашков и К0, 2004. – 549с.

14. Финансовые отношения в туризме. Туристские фирмы. – СПб.: ОЛБИС, 1998. – 328с.

15. http: www.gks.ru // Официальный сайт Государственного комитета статистики Российской Федерации