Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Понятие и проблемы категории «беженец»……………………………………5

    1.1. Понятие категории «беженец»……………………………………………..5

    1.2. Проблемы беженцев………………………………………………………...6

2. Социальная работа с детьми беженцев……………………………………….16

    2.1. Положение детей беженцев……………………………………………….16

    2.2. Социальная поддержка детей беженцев…………………………………21

Заключение………………………………………………………………………..24

Список литературы……………………………………………………………….30

Введение

Центральной задачей практической социальной работы считается содействие оптимальной адаптации как отдельных личностей, так и семей и других групп населения к социальной среде и, в частности, к своему окружению.

Социально-психологическая направленность (личность – общество) эволюционировала на протяжении всей истории профессиональной социальной работы в ХХ в. и привела к возникновению психосоциального подхода. Данный подход обычно связывают с именами М. Ричмонд (Mary Richmond) и Ф. Холлиз (Florence Hollis), а в 1950-1960-е гг. большое влияние оказали психоаналитические идей Фрейда, затем – работы Дж. Боулби.

В исследованиях, посвященных психосоциальному подходу, обосновывается необходимость понимать личность клиента в его взаимоотношениях с миром, который его окружает. Иначе говоря, не следует разделять такие понятия, как внутренний мир и внешняя реальность, чтобы понять целостность «человека в ситуации», т. е. психосоциальность.

Цель психосоциального подхода – поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. При психосоциальном подходе оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оцениваются потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих условий, ресурсов и помощи. Суть помощи – эффективное участие в решении психологических, межличностных и социальных проблем «личности в ситуации».

В отечественной методологии и практике социальной работы идея синтеза психологического и социального прослеживается на всех уровнях – в формулировке идей и задач социальной помощи населению, в квалифицированных требованиях и должностных обязанностях социальных работников, в государственных образовательных стандартах подготовки специалистов по социальной работе.

Соответственно, интегративный подход фактически заложен  в нормативных документах о деятельности социальных служб и должностных обязанностях социальных работников. Так, в них фигурируют такие виды деятельности, как оказание гражданам квалифицированной социально-психологической помощи, в частности осуществление консультирования; помощь клиентам в конфликтных и психотравмирующих ситуациях; расширение у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей; помощь клиентам в актуализации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния; стимулирование самоуважения клиентов и их уверенности в себе.

В работе предполагается рассмотреть социальную работу с беженцами.

Объект исследования – социальная работа с беженцами.

Предмет исследования – особенности социальной работы с беженцами.

Цель исследования – изучить особенности социальной работы с беженцами.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие категории «беженец»;

- изучить проблемы беженцев;

- рассмотреть положение детей беженцев;

- рассмотреть социальную поддержку детей беженцев.

1  Понятие и проблемы категории «беженец»

1.1. Понятие категории «беженец»

Прекращение существования Союза ССР привело к тому, что большинство русских и других русскоязычных граждан оказались жителями иностранных государств, в прошлом являвшихся союзными республиками. Во  многих государствах стали ущемляться права и свободы русскоязычного населения. Формы ущемления  прав и свобод принимали самые различные формы -  в странах Балтии  русскоязычному населению отказывали в предоставлении гражданства, появились ограничения в выборе профессии, русские школы стали сокращаться в количестве, средства массовой информации стали запрещаться.

В результате всего этого началось переселение русскоязычного населения в Россию.

Кроме того, в различных регионах  самой России стали вспыхивать острые межнациональные конфликты, что привело к  вынужденному переселению многих  граждан этих районов [5].

Нельзя не отметить и такой факт, что в странах Восточной Европы происходили достаточно бурные политические процессы. Гражданские войны на межнациональной и религиозной почве  в республиках бывшей Югославии заставили тысячи людей искать убежища в других странах. И  хотя иммиграция в Российскую  Федерацию из-за рубежа не носит столь массового характера, как из стран СНГ, однако и эта категория людей нуждалась в правовом регулировании  их статуса на территории Российской Федерации.  

Россия столкнулась с проблемой миграции. Возникла острая необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав людей. И в  феврале 1993 года принимаются Федеральные Законы  «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Эти законы определяют статус беженца и вынужденного переселенца, в них устанавливаются экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Следует отметить, что в 1993 году Российская Федерация присоединилась к Конвенции 1951 года о статусе беженца и Протоколу 1967 года, касающегося статуса беженцев [1; 2; 3; 4]

1.2. Проблемы беженцев

Глобальная проблема беженцев и лиц, перемещенных внутри страны, - это один из самых сложных вопросов, стоящих сегодня перед мировым сообществом.  Он является предметом активного обсуждения в Организации Объединенных Наций, которая продолжает поиск более эффективных средств защиты этих весьма уязвимых групп населения и оказания им помощи.

В то время как одни призывают к укреплению сотрудничества и координации деятельности учреждений, занимающихся оказанием чрезвычайной помощи, другие указывают на пробелы в области международного нормотворчества и призывают к разработке новых норм. Однако все согласны с тем, что эта проблема носит многосторонний и глобальный характер. 

Поэтому любой подход к ее анализу и любое ее решение должны быть всеобъемлющими и учитывать все ее аспекты: от причин массового ухода до разработки необходимых мер реагирования в самых разных ситуациях, возникающих в связи с проблемой беженцев, - начиная от оказания чрезвычайной помощи и кончая мерами содействия репатриации [8; 9].

В рамках ведущейся дискуссии ряд фактов не вызывает сомнений.  Первый состоит в том, что, хотя некоторые массовые перемещения населения и можно предотвратить, ни одно из них не бывает добровольным.  Никто не хочет и не стремится стать беженцем.  Быть беженцем - это не просто оказаться в чужой стране.  Это означает жить в изгнании и зависеть от других в обеспечении себя такими предметами первой необходимости, как продовольствие, одежда и жилье.

Имеется обширная информация о численности беженцев в мире, их географическом распределении и причинах их ухода. Анализируя информацию за последние пять десятилетий, можно сделать вывод о том, что проблема беженцев претерпела за это время существенные качественные и количественные изменения.

С момента своего создания Организация Объединенных Наций предпринимала усилия по защите беженцев в разных районах мира.  В 1951 году, когда было создано Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ), его мандат распространялся приблизительно на 1 млн. беженцев.  Сегодня их число возросло примерно до 17,5 млн., еще на 2,5 млн. беженцев распространяется мандат Ближневосточного агентства Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР);  кроме того, насчитывается 25 млн. лиц, перемещенных внутри страны.

В 1951 году большинство беженцев были европейцами.  Сегодня большинство составляют беженцы из Азии и Африки.  В отличие от прошлого нынешние потоки беженцев все чаще принимают форму массового ухода, а не бегства отдельных лиц. В настоящее время 80% беженцев составляют женщины и дети [7; 10].

Причины массового ухода также стали более разнообразными, и к ним в настоящее время относятся стихийные бедствия, экологические катастрофы и крайняя нищета.  В результате на многих сегодняшних беженцев не распространяется определение, содержащееся в Конвенции о статусе беженцев.  Оно включает жертв преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Система Организации Объединенных Наций весьма также обеспокоена увеличением за последние годы случаев массовых перемещений населения внутри страны.  "Лица, перемещенные внутри страны," - это лица, которые вынуждены покинуть свои жилища, но остаются на территории своей собственной страны.  Поскольку эти лица остаются в пределах своих собственных стран, они оказываются исключенными из нынешней системы защиты беженцев. 

Большинство лиц, перемещенных внутри страны, находятся в развивающихся странах, и их основная часть - это женщины и дети. В некоторых странах перемещенные внутри страны лица составляют свыше 10% населения.

Положение беженцев является классическим примером взаимозависимости международного сообщества.  Он наглядно показывает, как проблемы одной страны могут непосредственным образом сказываться на других странах.  Положение беженцев - это также пример взаимозависимости различных вопросов.

Существует очевидная взаимосвязь между проблемой беженцев и вопросом прав человека. Нарушения прав человека являются не только одной из основных причин массового ухода, но и исключают возможность добровольной репатриации до тех пор, пока они не прекратятся.  Нарушения прав меньшинств и межэтнические конфликты все чаще становятся причиной, как массового ухода, так и перемещений населения внутри страны,

Еще одним аспектом взаимосвязи между этими двумя вопросами является игнорирование минимальных прав беженцев и лиц, перемещенных внутри страны.  Во время поиска убежища все большее число лиц сталкиваются с ограничительными мерами, лишающими их доступа на безопасные территории. 

В некоторых случаях лица, ищущие убежища, и беженцы задерживаются или насильно возвращаются в районы, где их жизнь, свобода и безопасность оказываются под угрозой.  Некоторые подвергаются нападениям вооруженных группировок или призываются в вооруженные силы, где их принуждают воевать в рядах той или иной стороны в гражданских конфликтах.  Лица, ищущие убежища, и беженцы являются также жертвами грубейших проявлений расизма [11; 14].

Беженцы обладают правами, которые должны соблюдаться и до того, как они обращаются с просьбой о предоставлении убежища, и в период рассмотрения их просьб и после их удовлетворения.  Уважение прав человека является необходимым условием, как предотвращения сегодняшних потоков беженцев, так и решения связанных с ними проблем.  По словам Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев Садако Огаты, "отношение к проблеме беженцев должно стать проверкой приверженности всех правительств и народов делу защиты прав человека".

Революционные технические перемены в области транспорта и связи привели в двадцатом столетии к массовым перемещениям через границы людей, товаров и информации.

Однако не все перемещения населения в этом веке были добровольными.  Современная технология привела также к разработке оружия массового уничтожения.  В результате насилие стало самым мощным фактором, вынуждающим людей покидать свою родину.  Две мировые войны и приблизительно 130 вооруженных конфликтов с 1945 года стали причиной массовых перемещений и ухода миллионов людей во всем мире.

Составители Устава Организации Объединенных Наций помнили о страшном опыте всеобщего насилия и массовых страданий населения и призвали подписавшие его страны "... избавить грядущие поколения от бедствий войны...".  Они предложили Организации Объединенных Наций обеспечить "международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера", а также поощрение и развитие "уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка или религии"

Одним из первых вопросов в повестке дня Организации Объединенных Наций стала судьба беженцев, перемещенных лиц, апатридов и репатриантов, вынужденных в результате войны покинуть места своего жительства и нуждавшихся в помощи.  Эта проблема, безусловно, носила международный и гуманитарный характер.

Статус беженца с точки зрения международного права занимает правовое пространство, характеризуемое, с одной стороны, принципом суверенитета государств и связанными с ним принципами территориального верховенства и самосохранения, а с другой — конкурирующими гуманитарными принципа­ми, вытекающими из общего международного права (включая цели и принци­пы Организации Объединенных Наций) и из договоров [12].

Тем не менее, нормы международного права, регулирующие положение беженцев, еще не вполне сформированы как система правовой защиты, поскольку не обеспечивают необходимого регулирования ситуаций, которые следует считать чрезвычай­ными. В известной мере они облегчают положение лиц, пострадавших от на­рушений норм в области прав человека или в результате развала существо­вавшего ранее общественного порядка вследствие революций, гражданской розни или агрессии, но они не являются законченными, поскольку беженцам и лицам, ищущим убежища, по-прежнему может быть отказано даже в пре­доставлении временного убежища или временной защиты, в безопасном возвращении в свои дома или в компенсации.

Утверждение международно-правового статуса беженцев неизбежно вле­чет определенные правовые последствия, важнейшее из которых — обязан­ность государств постоянно соблюдать принцип non-refoulement (отказа от принудительного возвращения беженца туда, где ему угрожает опасность). На практике правовое обязательство уважать этот принцип при всей его без­условности и императивности, скорее всего, нелегко будет отделить от поли­тических возможностей, диктующих выбор того или иного решения. Послед­ний неизбежно зависит от политических факторов, в том числе от условий, вынуждающих людей к бегству; однако чтобы решение было удовлетвори­тельным по ключевым моментам, нельзя полностью игнорировать пожелание человека, связанное, например, с наличием у него связей с тем или иным государством.

Существование такой категории людей, как беженцы, не только влечет правовые последствия для государств, но и право и ответственность по их защите. В настоящее время данная обязанность возложена на Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам бежен­цев (УВКБ ООН), являющееся представителем международного сообщества, но государства также могут выполнять функции по защите беженцев, хотя это не всегда связано с их материальными интересами и, как правило, они этой проблемой занимаются неохотно.

Ныне, после всех событий, происшедших с 1939 г., ответственность стран происхождения основана не столько на концепции о попрании прав, сколько на нарушении, первоначальных обяза­тельств, касающихся прав человека и основных свобод. Тем не менее, право­вая теория остается несовершенной, если учесть отсутствие у субъекта меж­дународного права, уполномоченного осуществлять защиту, прав, которые четко соотносились бы с правами беженцев, а также неопределенность пра­вовых последствий, возникающих, когда нарушение обязательств приводит к исходу беженцев [6; 16].

Долг государств — сотрудничать друг с другом в соответ­ствии с Уставом ООН, но определение метода применения данного принципа в конкретных случаях, связанных с беженцами, требует осторожности. Поощ­рение "программ организованного выезда," как пример сотрудничества, пред­полагает известное признание права покидать свою страну и въезжать в другую, которое ныне, как правило, не подкрепляется практикой государств.

Принципы возмещения ущерба принимающим государствам также не разработаны. Правило, согласно которому "государства не должны "создавать" бежен­цев", является слишком общим и неполным. Тем не менее, действует неофициальный принцип, обязывающий государства проявлять осторожность в своих внутренних делах с учетом законных интересов других государств и сотрудничать в решении проблем беженцев. При необходимости такое сотрудничество может включать помощь в удалении или смягчение действия причин, вызывающих бегство, а также содействие по соглашению с другими государствами – процессам упорядоченного отъезда и воссоединения семей.

Ввиду неопределенного (и, возможно, бесперспективного) правового положения людей после бегства ныне все больше внимания уделяется методам и средствам предупреждения оттока беженцев. Осуществление прав челове­ка и основных свобод зависит, по крайней мере, частично, от способности отдельных лиц и групп участвовать в жизни нации и политической системы и извлекать из них пользу, а также от разумной посылки, согласно которой право властей управлять зависит от волеизъявления народа на периодиче­ских и подлинных выборах [9].

Ответственность государства, в свою очередь, вытекает из факта его контроля над территорией и жителями. A priori отдель­ные лица и группы должны иметь возможность свободно осуществлять права человека на территории, с которой они связаны общественным фактом или принадлежностью, имеющими международное значение; самоочевидно, что такое положение наиболее вероятно не тогда, когда оно навязывается извне, а там, где господствует национальное демократическое и представительное правление, гражданское общество и правопорядок.

Хотя право искать убежища от преследований и угрозы пыток и другого подобного ущерба крайне важно для сохранения людьми жизни и свободы, оно не подменяет требования о наиболее полной защите прав человека на родине. Демографическое давление — явление не только статистическое: оно связано и с миграцией из сельской местности в города, с военными и социальными конфликтами, слаборазвитостью, недостаточной или непосле­довательной демократизацией и с ощущаемой людьми неспособностью или утратой способности воздействовать на свои жизненные перспективы.

Одна­ко столь же ясно, что в ответ относительно развитый мир нередко ограничи­вается принятием мер у своего парадного подъезда или черного хода; отсю­да стремление навесить побольше замков, "завинтить гайки", усилить стены и укрепить заборы, склонность к половинчатым мерам, а не реальным реше­ниям.

Все это создает далеко не радужный фон для спектра норм и принципов, составляющих международно-правовую систему защиты беженцев.

2. Социальная работа с детьми беженцев

2.1. Положение детей беженцев

Положение детей беженцев — глобальная проблема современности, характерная для многих стран и народов. Согласно американским источникам, в мире насчитывается более 16 млн. беженцев, а вместе с перемещенными лицами, эмигрантами это число доходит до 40 млн. человек.

Среди специалистов принято различать категории беженцев и перемещенных лиц. С одной стороны, и те и другие вынуждены в силу каких-либо серьезных обстоятельств, бедствий, опасностей оставлять свое постоянное местожительство в определенном регионе или даже покидать страну. Но когда речь идет о беженцах, это связывается прежде всего с притеснением, насилием над личностью, нарушением ее прав и т. п. В периоды особенно локальных войн, часто возникающих в различных регионах мира, беженцам приходится переносить очень тяжелые испытания, включая геноцид, массовое истребление людей, разрушение привычного уклада жизни, распад общины, семейных связей и т. п.

В данной работе не ставится задача дать глобальную характеристику и оценку феномена детей беженцев. Необходимо лишь привлечь внимание к тому, как отражаются на состоянии детей всевозможные физические и психические испытания, вызванные их изменившимся положением, какое влияние оказывают эти переживания на психику и дальнейшее развитие ребенка.

При этом следует, конечно, учитывать наличие жизнеутверждающих факторов в организме ребенка, заложенных самой природой. Ребенка нельзя рассматривать и вне зависимости от окружающей его микросреды. Он — часть семьи и одновременно более широкой социальной общности [13].

В контексте концептуальных позиций используется так называемая «стрессовая модель», которая предполагает, что определенный стресс требует от ребенка развитой способности преодолевать его. И чем сильнее стресс, тем больше жизненных ресурсов требуется ребенку, чтобы успешно преодолеть его.

В научной литературе анализируется много переменных величин, которые интегрируются в этой модели. К ним относятся генетические и другие биологические источники силы, а также степень уязвимости ребенка, индивидуальные его характеристики, особенно темперамент и умение выходить из трудного положения. В этих ситуациях крайне важна и социальная защита, поддержка со стороны социальных служб, которая поможет легче справиться с негативными последствиями стресса.

Случаются ситуации, когда ребенок может быть подвергнут риску, связанному с прямой угрозой для его жизни или так называемому «социокультурному риску», при котором он лишен жизненно необходимых социальных и психологических условий для нормального дальнейшего развития. Усиление того или другого риска может вызвать психические заболевания, нарушение поведения, что нередко проявляется в пристрастии к алкоголю, наркотикам. Такие обстоятельства могут сделать ребенка преступником или толкнуть его на самоубийство.

Однако риск это не фатальность, и ребенок может и должен справиться с трудностями. Но в этом ему следует помочь.

Тяжелые испытания, которые ребенку приходится переносить и которые подвергают его определенному риску, включают в себя такие понятия как «травма», «утрата» и «жестокое лишение». Такие, например, ситуации, когда человек оказывался свидетелем нанесения другому лицу телесных повреждений или видел растерзанное тело, или был на грани смерти в результате совершенного над ним насилия, могут служить примерами травматических стрессов. Такие травматические стрессовые ситуации могут негативно повлиять на состояние здоровья взрослых и особенно детей. Они нередко вызывают серьезные последствия на долгие годы.

Как раз дети беженцев часто получают психические травмы, будучи свидетелями убийства своих родителей [15].

К сожалению, имеется всего лишь несколько научных трудов, в которых изложены результаты исследований психического детского травматизма. Причем в одних исследованиях имеются методологические погрешности, а в других профессиональный уровень изложения оставляет желать лучшего.

Нельзя не отметить, что в проведенных исследованиях подчеркивается важная роль семьи, родителей, которые в чрезвычайных ситуациях оказываются в роли буфера, смягчающего силу психического стресса детей. Жизненная практика показывает, что дети, которые находятся в стрессовых ситуациях вместе с родителями, переносят тяжелые испытания намного легче, чем те дети, которых отрывают от родителей и увозят в безопасное место, как это обычно бывает в зонах военных конфликтов.

Травматические события оставляют в психике ребенка глубокий след, который долго сохраняется в его памяти. Особенно дети, бывшие свидетелями убийства, изнасилования или самоубийства родителя, испытывают ночные кошмары, их преследуют страх, навязчивые картины увиденного. Исследователи отмечают, что психологическая реакция таких детей сильно отличается от реакции детей, родители которых умерли естественной смертью.

Реакция на травматические события, формы поведения, в которых дети проявляют себя обычно во время стрессовых состояний, зависят от возраста, стадии развития детей, а также и от умения привлечь различные средства для своего спасения [12].

Например, дети дошкольного возраста, особенно привязанные к родителям, в травматических ситуациях проявляют в своей поведенческой манере еще более страстную привязанность к ним. Дети младшего школьного возраста, по свидетельству специалистов, резко меняются, пережив стрессовые ситуации. Они становятся раздражительными, грубыми, у них появляются жалобы на плохое самочувствие. Обычно после пережитого у них резко падает успеваемость в школе.

Реакция подростков в подобных случаях напоминает поведение взрослых. Они теряют чувство самообладания, ведут себя неосознанно, не отдавая отчета в своих действиях. После перенесенных стрессов некоторые подростки пессимистически смотрят на свое будущее. Их угнетает страх быть изгнанным из общества.

Все дети, пережившие психологический шок, страдают от его последствий. Кроме многих физических и психических расстройств у них наблюдается также нарушение процесса познания и поведения в обществе. Острота нарушений и их проявлений связана, как правило, со степенью жестокости насилия, наличием или отсутствием телесных повреждений у самого ребенка, а также утратой или сохранением семейной поддержки.

Другая категория «Утрата» является определяющей характерной чертой статуса беженца. При этом дети лишаются своих домов, привычных вещей, своих друзей, а часто родителей и близких родственников. Для большинства детей потеря родителей — это полная катастрофа, вызывающая тяжелые психические расстройства, которые могут неоднократно проявляться на протяжении их дальнейшей жизни. Для таких детей характерны неврозы, депрессии, ухудшение умственных способностей, ослабление активности. Не исключается для них и опасность оказаться в числе преступников.

Исследователи отмечают, что наиболее уязвимым в этом отношении является дошкольный и подростковый возраст.

К сожалению, дети беженцев испытывают также суровые лишения из-за недостатка пищи, воды, отсутствия медицинского обслуживания, надлежащего жилья. Все это ведет к физическому истощению организма. Развитие ребенка в результате замедляется, истощается и его эмоциональный потенциал.

Вместе с тем, есть немало документальных доказательств того, как наличие семьи помогает ребенку выстоять даже в самых мучительных ситуациях психологического шока. Специалисты рассматривают способность ребенка преодолевать невзгоды как поведение, защищающее его от внутренних и внешних стрессов. В зависимости от того, как ребенок беженцев воспримет и осмыслит стрессовую ситуацию, будет зависеть его способность проигнорировать угрозу или обойти источник стресса и не думать о возможных последствиях.

Ученые доказывают наличие защитных факторов у ребенка, которые помогают ему выжить в критических ситуациях. К ним они относят качества характера ребенка и окружающую среду, которая оказывает ему необходимую поддержку [13].

Неоценимую роль при этом играет семья. Чем выше ее социально-политический статус и чем стабильнее, сплоченнее семья, тем легче детям преодолевать невзгоды. Семья способна оказать ребенку поддержку, вселить в него чувство защищенности и уверенности. Она служит как бы амортизатором против всех внешних опасностей, угрожающих ребенку. Поэтому распад семьи по тем или иным причинам серьезно затормаживает развитие ребенка, как и длительная разлука с ней.

Часто бывает и так, что семья, родители детей беженцев не могут оказывать им должной поддержки, так как сами переживают сильные стрессы, боль и горе, что мешает им выполнять соответствующим образом свои родительские обязанности. Даже малейшее стрессовое состояние у родителей вредно действует на детей, провоцируя у них болезненные симптомы. Ребенок также страдает, когда оказывается разлученным с родителями. В таких ситуациях ребенку нередко приходится брать на себя обязанности взрослого в очень раннем возрасте.

Если же в семье родители применяют насилие по отношению к детям, то ее защитный потенциал сильно ослабевает. В подобных случаях ребенок нередко компенсирует родительский дефицит путем установления различного рода связей в окружающей среде, в том числе со школой и церковью. Жизненная практика показывает, что чем сильнее эти связи, тем более благоприятное влияние оказывается на ребенка.

Вместе с тем, положение детей беженцев в школе очень часто наносит ущерб их самоутверждению. Незнание языка и культуры страны нового поселения приводит к тому, что они чувствуют себя неловко, отстают от других учащихся в изучении школьных предметов. А стремление сохранить собственную идентичность, приверженность прежним ценностям лишь обостряет их пребывание в школе. Многообразные сложности, нерешенность проблем детей беженцев в школе могут подорвать возможности ребенка получать позитивные ощущения за пределами семьи, то есть в общине.

Хотя община многими рассматривается как географическое понятие, подлинное значение ее определяется тем, что она знаменует собой олицетворение коллективных интересов, ценностей и норм, которыми руководствуются во время совместной деятельности и на основе которых строятся различного рода взаимоотношения [10].

В этом смысле община оказывает сильное влияние на процесс самосознания личности, ее развитие и определяет все взаимоотношения с другими людьми. Поэтому распад инфраструктуры общины, ее экономический развал и культурная разобщенность ведут к нарушению взаимопонимания, враждебности и росту преступности в данном регионе.

2.2. Социальная поддержка детей беженцев

В исследовательской литературе нередко упоминается о том, что когда отдельные личности и целые семьи теряли связь со своей местностью, они лишались одновременно поддержки людей и социальных институтов. В результате у них появлялось ощущение страха, чувство незащищенности, злобы, тревоги и депрессии. Дети беженцев наряду с родителями всегда остро переживают дезинтеграцию с прежней, родной для них общиной. А процесс формирования новой общины в «стране бегства» и адаптация к ней дается им очень трудно, как и приобщение к новой культуре.

Как известно, культуру составляют соответствующие институты, образ жизни и определенный тип мышления, что характеризует социальную жизнь в стране в целом. Культура является посредником в рамках коллективных интересов людей, представляющих общину. Она выступает цементирующим средством, которое интегрирует общину, придавая ей смысл и необходимую сплоченность. Существующие модели и структуры социализации способствуют передаче культуры от поколения к поколению.

Попадая в другую страну, детям необходимо адаптироваться к новой культуре, овладеть новыми ценностями, которые противоречат часто их традиционным ценностям и нормам, что приводит к напряженным отношениям в семье, неизбежным конфликтам [13].

Известно, что большую роль в процессе социализации играет школа. Она постепенно формирует в ребенке нравственные нормы и определенные стандарты поведения. Но в условиях положения беженцев процесс социализации ребенка существенно изменяется. Он уже связан с приобщением к новой культуре, отличной от привычного уклада жизни в семье.

Другой мощной силой в социализации ребенка, особенно в процессе формирования его моральных качеств и норм поведения является религия. Но в случае, если в стране нового поселения исповедуется в целом другая религия, то узы старой веры постепенно ослабевают, так как ребенок приспосабливается к новой микросреде. И это обстоятельство серьезно оказывается на его развитии.

Все вышеизложенное позволяет заключить, что изучение и понимание проблем, с которыми имеют дело дети беженцев, необходимо для того, чтобы разработать эффективную программу помощи им. Ясно, что идеальным решением этих проблем были бы соответствующие меры, направленные на предотвращение войн, конфликтов, насилия, пыток, распада семьи, родственных отношений и общинных структур.

В этом плане надо вести бой и выигрывать на политической арене. Но следует также стараться и что-то предпринимать, хотя бы ради частичного предотвращения насилия.

Основой большинства программ должны быть так называемые «вторичные предупредительные меры» на уровне общины, семьи или отдельной личности.

Необходимо помочь беженцам вновь создать свои общины на новой земле. Важно разработать пути и способы помощи семье, памятуя ее большую роль в период адаптации ребенка к новым условиям.

Следует также оказывать непосредственную помощь ребенку через систему служб здравоохранения, учитывая при этом соответствующие культурные стандарты данной семьи и общины. Все социальные службы должны помогать ребенку с учетом требований, связанных с его физическим, нравственным и духовным развитием [12].

Наконец, необходима и комплексная программа подготовки социальных работников для работы с беженцами, в том числе и с детьми. Эта программа должна быть пригодна для деятельности в разных условиях. Студентам следует знать корни этого феномена, причины возникновения, прослеживать все процессы, связанные с поселением беженцев, периодом их адаптации вплоть до приведения к нормальной жизни.

Накопленный рядом американских специалистов опыт практической работы с беженцами, решения этой сложнейшей социальной проблемы требует тщательного изучения и распространения в других странах.

Заключение

Суммируя все вышеизложенное, следует отметить, что в целом правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации, определенный законодательством РФ, позволяет лицам, обладающим или желающим обладать данным статусом, реализовать весь комплекс прав человека и гражданина, закрепленный в Конституции РФ и международных договорах РФ.

Сложившаяся в России в последние годы напряженная ситуация, связанная с массовым притоком вынужденных мигрантов, развивается на фоне сложной и неблагоприятной социально-экономической обстановки.  Многие семьи беженцев и вынужденных переселенцев  имеют несовершеннолетних детей, причем более одной трети этих семей составляют неполные и многодетные семьи. 

Такие семьи, лишившиеся привычного образа жизни и воспитывающие детей в крайне стесненных финансовых и материальных условиях, при отсутствии постоянного жилья и работы, чрезвычайно уязвимы.  Эти проблемы нашли отражение  в  Федеральной целевой программе «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев». Содержание этой программы соответствует общему смыслу государственной политики в интересах детей и согласуется с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка.

Данная программа предусматривает решение следующих задач:   - создание  условий   для   оказания    незамедлительной   помощи    детям семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- предупреждение  социального сиротства;

- охрана здоровья детей семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- оказание социально- психологической и педагогической помощи детям, внедрение новых педагогических технологий;

- определение правовых гарантий детей, защита их прав на образование, воспитание в семье, имущественных, жилищных и других интересов.

Несмотря на то, что миграционное законодательство РФ является одним из самых передовых и либеральных на сегодняшний день, проблема беженцев и вынужденных переселенцев требует  постоянного  и пристального  внимания и совершенствование законодательства по данной проблеме.   

Проблема беженцев продолжает оставаться вызовом для международного сообщества.  В то время как государства, принимающие беженцев, должны и впредь выполнять свои обязательства по обеспечению их защиты и способствовать созданию обстановки терпимости по отношению к представителям других народов государства происхождения беженцев обязаны предотвращать действия порождающие массовый уход их населения.

В то же время мировое сообщество должно определить наиболее эффективные пути предотвращения новых потоков беженцев.  Следует продолжить изучение глубинных причин этих явлении и деятельность по улучшению положения.  Если главной причиной потоков беженцев является нищета, то одним из вариантов решений могло бы стать предоставление помощи в целях развития или технической помощи.

Если основными причинами массового ухода являются нарушения прав человека, то решение проблемы может заключаться в постоянном наблюдении за ходом развития событий со стороны органов системы Организации Объединенных Наций по правам человека, осуждении нарушений международным сообществом и назначении специальных докладчиков для изучения конкретных ситуаций и подготовки рекомендаций. 

Если причинами потоков беженцев являются конфликты с применением насилия, то решения могут быть найдены в области превентивной дипломатии, в содействии посредничеству, как средству урегулирования конфликтов, а также в соблюдении положений гуманитарного права.

Однако международное сообщество всегда должно быть готово к действиям в чрезвычайных ситуациях.  В этой связи огромное значение могла бы иметь система раннего предупреждения, созданная Генеральным секретарем ООН.  Она могла бы играть важную роль в выявлении ситуаций, которые могут породить крупные потоки беженцев. Самым эффективным способом реагирования в чрезвычайных ситуациях всегда будет скоординированный и общесистемный подход.

Еще одним новым вызовом является проблема перемещенных внутри страны лиц, которые не могут пересечь границу и оказаться на территории, где они получили бы защиту и помощь, в которой они остро нуждаются.  По оценкам, в мире насчитывается свыше 24 млн. лиц, перемещенных внутри страны.  Многие из них находятся в отчаянном положении, поскольку зачастую они вынуждены оставаться в зонах боевых действий, страдают от недоедания и не имеют возможности пользоваться питьевой водой или медицинскими услугами. 

Проблема лиц, перемещенных внутри страны, возможно, станет самым крупным вызовом для международного сообщества в предстоящие годы. Как показывают неоднократные призывы Исполнительного комитета, Генеральной Ассамблеи, межправительственных организаций и других заинтересованных органов одним из главных объектов внимания международного сообщества с конца 70-х годов является тяжелое положение беженца, ищущего убежища.

Тем не менее, на одном уровне практика государств допускает лишь один вывод: у человека все еще нет права на получение убежища. Предоставлять его — право государств, а другие государства, если и обязаны что-то делать, так это уважать право предоставления убежища, как и любое другое проявление юрисдикции.

Само это право оставлено на усмотрение государства: только оно может решать, пользоваться ли этим правом, в чьих интересах, каковы будут его форма и содержание. В той мере, в какой эта свобода усмотрения государства не ограничена договорами и другими нормами, — например, требования выдачи военных преступников, — за государ­ством сохраняется свобода предоставлять убежище беженцам, являющимся таковыми по международному праву, а также любым другим лицам или группам — по своему усмотрению.

Аналогичным образом оно может свободно определять условия пользования убежищем. Так, оно может предоставить беженцу право постоянного или временного проживания, разрешить или запретить трудоустройство, либо поместить беженцев в лагерь, сделав их зависимыми от международной помощи до нахождения в будущем какого-либо решения, такого как репатриация или расселение.

Кроме того, беженцы могут подвергнуться мерам, которые не приравниваются к принудительному возвращению, но, тем не менее, не позволяют им реально ходатайствовать о предоставлении статуса или убежища либо добиваться приема в конкретной стране.

После 1951 г. многие государства фактически сделали определение             беженца критерием предоставления убежища и единственным критерием предоставления конкретной, ограниченной, но крайне важной защиты в виде non-refoulement. Аналогичным образом в практике многих государств — участников Конвенции 1951 г., Протокола 1967 г. беженец, признанный таковым - лицо, вполне обоснованно опасающееся преследований, — имеет не только  реальное право на защиту в виде предоставления возможности проживания, но и защищено от возвращения в страну, где ему угрожают преследования либо иной подлежащий оценке вред.

Тем не менее, в системе защиты, установленной Конвенцией 1951 г., протоколом 1967г. и общим международным правом, имеются определенные пробелы, как и между статусом беженца и решением проблем беженца Беженцы защищены принципом non-refoulement, а статус беженца, часто, хотя и не обязательно, является достаточным условием предоставления постоянного или долговременного убежища.

Но не существует обязательной связи между принципом non-refoulement и приемом либо предоставлением убежища. И в практике государств, и в международном праве свобода усмотрения государства при предоставлении убежища и обязательство со­блюдать принцип non-retoulement остаются разделенными, хотя их и связы­вает общий стандарт определения: вполне обоснованные опасения пресле­дований или риск пыток или иного значительного вреда.

Сегодня тщетно стремиться к идеалу — предоставлению убежища в качестве долговременного решения с соответствующим ему правом отдель­ного лица или без такового. Предоставление убежища остается правом, которое принадлежит субъектам международного права. Более того, в эпоху массового исхода, реальных или предполагаемых угроз для национальной безопасности государства не готовы принять на себя обязательство с не поддающимися определению характером и объемом. Опыт показывает, что усилия по достижению согласия по столь спорному вопросу приведут к недо­разумениям, оговоркам и исключениям, способным лишь размыть нормы и принципы, уже утвердившиеся в международной практике.

Но долговре­менное решение — лишь один из аспектов проблемы предоставления убе­жища, хотя предпочитают выделять именно его. На практике государства не только предоставляют постоянную защиту, но понятие убежища в целом не рассматривают в отрыве от понятия беженца и от нормативного принципа non-refoulement.

В той мере, в какой государство своими действиями может подвергнуть человека риску нарушения прав человека, его ответственность диктуется обязанностью, а не соотносится строго с каким-либо правом отдельного ли­ца. Отказ от возвращения беженцев в обстановку преследований либо опас­ности для их жизни или здоровья — обязательство государства перед между­народным сообществом, которое в данной сфере представляет УВКБ.

Анало­гичным образом международное сообщество вправе требовать, чтобы от­дельные государства предоставляли беженцам не только защиту его соблю­дения принципа non-refoulement, но и возможность окончательно вырваться из бедственного положения. Требуемая степень защиты соответствует си­туации, и с учетом существующего уровня развития международного права сохраняются исключения, выгодные государствам.

В этой области продолжа­ет преобладать свобода усмотрения государства, а не обязанности, но при анализе выясняется, что эта свобода усмотрения не только ограничена прин­ципами, но и конкретизирована иными юридически значимыми элементами, такими как международная солидарность, совместное несение бремени и пра­во УВКБ осуществлять функциональную защиту.

Свобода усмотрения государства при предоставлении постоянного убе­жища или отказе в нем сохраняется, но не в исключительных обстоятельст­вах; государства не вправе возвращать беженцев в обстановку преследова­ний или в определенные опасные ситуации. Обязанностью страны первого убежища является защита от реальных потенциальных угроз.

В той мере, в какой государство обязано предоставлять защиту, минимальным содержани­ем которой является длительное применение принципа non-refoulement, оно обязано также обращаться с беженцем в соответствии с такими стандартами, которые позволят найти надлежащее решение, будь то добровольная репат­риация, интеграция на месте или переселение в другую страну.

В прошлом некоторые государства поддерживали принцип общей первичной ответствен­ности первой страны убежища, но опыт Юго-Восточной Азии, Центральной Америки, Западной Азии, Африки и Европы, где так много государств отказа­лось разрешить беженцам урегулировать свой статус или иным образом ос­таться в их границах, высветил международный аспект совместного несения бремени.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изм. от 25.03.2004).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 29.06.2004).

3. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 11.11.2003).

4. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. от 10.01.2003).

5. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года // Экономика и жизнь, № 24, 2002.

6. Федеральная целевая программа «Юг России» (утв. постановлением Правительства РФ от 8.08.2001 № 581) (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 г. № 310) (с изм. от 04.12.2003)

7. Витковская Г. Путешественницы поневоле. Женщины-мигранты // Российское обозрение, № 9, 2002.

8. Вынужденные мигранты из стран СНГ и Балтии в России. Население и общество. Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. - М., 2003. Вынужденные мигранты из стран СНГ и Балтии в России. Население и общество. Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. - М., 2003.

9. Вынужденные переселенцы в России. Статистический бюллетень ФМС России.№ 1. - М., 2003.

10. Ганнушкина С. Беженцы и вынужденные переселенцы / Доклад. - М., Мемориал, 2003.

11. Чубаров Е. Сами мы не местные // Известия. 2001. 19 февраля. № 29.

12. Коробов А. Получить российское гражданство стало еще труднее // Время МН, № 141, 2003.

13. Кузикова В.Б., Голубцова Г.В. Социальная помощь вынужденным переселенцам и беженцам в условиях политического конфликта (по материалам Курской области).

14. Обобщение судебной практики рассмотрения дел, связанных с применением законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах // Подготовлено СК по гражданским делам Верховного Суда РФ, 2002 .

15. Филиппова Е.И. Способы оценки «вынужденности» региональных миграционных потоков. // Миграционная ситуация, переселение и адаптация в России. -М., 2003.

16. Филиппова Е.И. Латвия, Эстония. Стратегия поведения русского населения в новой политической ситуации // Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах. - М., 2002.