Оглавление

1. Специфика взаимоотношений в армии…………………………………...3

2. Проблемы военнослужащих и их семей………………………………….7

3. Основные направления работы с военнослужащими……………………9

4. Правовые аспекты и особенности социальной работы

с военнослужащими…………………………………………………………12

5. Зарубежный опыт социальной работы с военнослужащими…………..15

Список литературы………………………………………………………….20

1. Специфика взаимоотношений в армии

После  распада  Советского  Союза  российская  армия  в   числе прочих унаследовала проблему  «неуставных  отношений», как элемент конфликтности. В основе этого лежат конфликтные  ситуации  либо противоречия, затрагивающие «социальный или социально-психологический статус личности  или групп, материальные духовные интересы, их честь и достоинство». 

При анализе неуставных взаимоотношений среди военнослужащих  срочной  службы необходимо выделять различные основания  этих  «посягательств»  и  «унижений», область проявления которых весьма широк.

Ярким примером взаимоотношений в армии является «дедовщина».

«Дедовщина» (получившая на  флоте  название  «годковщина») представляет собой  проявление  неуставных  взаимоотношений,  при  котором  в качестве доминирующего социального признака (а в соответствии с  ним  -  и комплекса «привилегий» или  «обязанностей»  в  неформальной  структуре подразделения) выступает срок службы [8].

Разделение военнослужащих на «категории» с соответствующими  для каждой из  них  своими  функциями  закрепляется   путем  создания  и проведения военнослужащими  старших  периодов  службы  порочных  ритуалов  и традиций.

Данные ритуалы, как  стихийно  возникшее  средство  упрочнения «дедовщины», исключительно разнообразны по своей  форме,  но  суть  их  одна: закрепить дифференциацию,  разделение  военнослужащих  срочной  службы  по периодам, «напомнить»  о  роли  каждого  в   структуре   искаженных, деформированных внутриколлективных связей,     порожденных     феноменом неуставных взаимоотношений.

Неформальная иерархическая структура («дедовщина»), существующая  практически  в  каждом воинском подразделении, компенсирует недостатки  формальной  (уставной)  структуры,  в  том числе   и слабость института младших командиров. Так же, как в  уставной  структуре существуют свои  системы  форм  дисциплинарного  воздействия  и  морального поощрения, призванные обеспечить  нормальное  функционирование  официальной структуры, так  и  в  неформальной  структуре  воинских  подразделений сложились  свои системы мер аналогичного предназначения.

Неформальная система морального поощрения заключается в основном в  том, что  неукоснительное  выполнение  «обязанностей»  младших  периодов службы гарантирует своевременное перемещение в  новое  качество  - старший  период службы с последующей утратой названных «обязанностей» и приобретением ряда «привилегий». Система - отлаженная,  безотказная  и  весьма действенная,  а потому  и  воспринимаемая  большинством  военнослужащих  как необходимая  и целесообразная в армейских условиях.

Разделение форм насилия на акты физического и  психического воздействия представляется весьма условным, так как  иногда  весьма  трудно определить, какая из этих составляющих доминирует. Психическое насилие  часто переходит в физическое или является его существенным дополнением.  Нельзя однозначно определить и  преобладающее  значение  того  или  другого  вида насилия  по степени воздействия на личность.

В случае с дедовщиной, главное состоит в  том,  что  обе противостоящие стороны  (старослужащие  и  молодые  солдаты)  во  всех  случаях вынуждены воспринимать  роли  («руководителей»  и   «подчиненных») навязываемые   им неформальной структурой (как в «Тюремном эксперименте» Ф. Зимбардо).

Еще одним видом взаимоотношений в армии является «землячество», которое представляет собой особый вид неуставных  взаимоотношений, основанный  на неформальном разделении  военнослужащих  по  национальной  или региональной принадлежности.

В период с конца 70-х и вплоть до  начала   90-х годов  шел интенсивный процесс вытеснения «дедовщины» «землячеством»  (на национальной основе), как следствие сложившейся  демографической  ситуации,  при которой основной прирост населения  страны  происходил  за  счет среднеазиатских  и закавказских республик [6; 8].

Однако ввиду распада СССР на суверенные  государства  (и  как следствие этого   -   образование   национальных   республиканских   армий) проблема «землячества» в Вооруженных Силах Российской  Федерации  в настоящее  время утратила свое прежнее значение.

В армии существует такое понятие, как «культ силы». «Культ  силы»  -  это неформальное  разделение  военнослужащих  по наличию определенных  индивидуальных  качеств  и  особенностей.  Конфликты на  этой основе  особенно  контрастно  проявляются  в  подразделениях однопризывного состава. Этот фактор может  являться  основным  поводом для межличностного конфликта.  Особенно  в  армии,   где   проявляется   специфика юношеской психологии в условиях закрытого мужского сообщества, и  попытки компенсации дефицита свободного  времени,  мероприятий  культурно-досугового характера, различных видов довольствия, трудностей воинского быта и др.

«Религиозный фактор» - еще один особый вид неуставных взаимоотношений, основанный на разделении  военнослужащих  по  принадлежности  к  различным религиозным конфессиям, когда имеет место противоправное действие  одних военнослужащих к другим военнослужащим представителей  отдельных  конфессий  (в частности, мусульман). Данная   разновидность   неуставных взаимоотношений   имела ограниченное распространение, но исключать возникновение данной проблеме  в перспективе не стоит.

Следующим фактором, оказывающим влияние на взаимоотношения в армии, является «криминогенный  фактор», т.е. неуставные  взаимоотношения, основанные  на неформальном  разделении  военнослужащих  по  принадлежности   к различным группировкам криминогенной направленности до их призыва в  ряды Вооруженных Сил [4; 8].

Представители данной категории военнослужащих до призыва в армию имели непосредственные дружеские контакты с лицами, отбывавшими  сроки заключения в местах лишения свободы, и как следствие этого - перенявшие стиль и  форму  поведения, свойственные этому кругу лиц (от внешних признаков татуировка и жаргон, до восприятия особой  идеологии  о  «высших»  принципах и  нормах поведения).

В условиях, когда молодые люди, принадлежавшие до  призыва  к указанной группе лиц, попадают в подразделение, они, как правило,  в короткий  период времени  добиваются  привилегированного  положения,  не свойственному  их статусу ни с  точки  зрения  «дедовщины»  (срок  службы),  ни «землячества» (национальность или место  жительства).  При  наличии  же  в подразделении, части (на корабле) нескольких таких  военнослужащих,  создаются предпосылки для их объединения во внутренне  сплоченную  группу,  создающую себе  некий имидж высшей касты, столь характерный для мест лишения свободы.

«Общественно-политический   фактор»   -   неуставные взаимоотношения, основанные на неформальном разделении военнослужащих  по принадлежности  до призыва  в  Вооруженные  Силы  к  различным  политическим   и общественно-политическим организациям и объединениям.

Активное втягивание молодежи в политику может  со  временем привести  к созданию в  подразделениях  и  частях  группировок  военнослужащих, имеющих сходные общественно-политическую ориентацию, принадлежавших до призыва в  ВС к одним и тем же политическим  партиям  и  организациям. Противостояние  же подобных социальных образований создает предпосылки к возникновению системы посягательств противоположных группировок на интересы друг друга и к  борьбе за доминирующее положение в казарме. Усилению данной тенденции способствует всевозрастающее  расслоение  общества  на  различные  социальные группы  по уровню доходов [8].

2. Проблемы военнослужащих и их семей

Институт военной службы претерпел за последние 10 лет существенные изменения. Реформирование и связанное с этим сокращение Вооруженных Сил повлекли за собой пересмотр положений о статусе военнослужащих, правовых основ прохождения службы, комплектования силовых структур. На первый план вышла необходимость комплексного решения проблем социальной защиты военнослужащих и членов их семей, принятия на федеральном уровне действенных программ социальной адаптации как допризывной молодежи, так и ветеранов военной службы, уволенных в запас.

За крайне короткое время военнослужащие из категории сравнительно высокооплачиваемой части населения превратились в социальную группу с низким материальным достатком, так как именно денежное довольствие является для них основным, если не  единственным источником семейного бюджета. Новые реалии требуют более полного учета всех вопросов жизнеобеспечения военнослужащих и членов их семей, наличия и эффективного функционирования института военно-социальной работы с ними. Сейчас, как показывает практика Министерства обороны РФ и других силовых ведомств, сделаны только первые шаги для использования правового механизма взаимной ответственности военнослужащего и государства. Узловым вопросом выступает уровень социальной защищенности военнослужащих, ветеранов военной службы, членов их семей [6].

Меры, принимаемые, для поддержания этого показателя на должном уровне различными ступенями государственного управления до сегодняшнего дня не принесли должных результатов, поскольку проводились без серьезных концептуальных разработок и осуществлялись методом дорогостоящих проб и ошибок. Негативных примеров тому предостаточно. Мизерные оклады и разрыв в размерах денежного содержания государственных служащих и военнослужащих, отказ от системы социальных льгот, определяющих привлекательность военной службы, без их должной компенсации, не могли не привести к падению престижа военной службы в обществе, массовому оттоку молодых офицеров, снижению уровня профессиональной подготовки военных кадров.

Сегодня мы вынуждены констатировать, что состояние и уровень социальной защищенности  военнослужащих ВС РФ достигли критической черты. В силу причин социально-экономического характера большинство семей военнослужащих находится сегодня на грани нищеты и ни в коем случае не может причислять себя к слоям среднего класса со всеми вытекающими из этого последствиями.

Анализ показывает, что внутри военного ведомства к лету 2006 года скорее всего произойдет перераспределение средств, выделяемых на содержание личного состава Вооруженных Сил в пользу стимулирования службы молодых офицеров. Проводимые социальные новации следует рассматривать через призму будущего Вооруженных Сил. В выигрыше окажутся только младший офицерский состав, но не намного. Это  объясняет, почему помимо реформирования системы денежного довольствия основными социальными инструментами, выступают и другие, направленные, прежде всего, на создание экономически невыгодных условий для продолжения службы  старшими офицерами.

Это: сокращение в войсках количества должностей, замещаемых полковниками, запрет на продление срока службы при достижении предельного возраста, отмена пенсионной надбавки, исключение из общей суммы, по которой рассчитывается пенсионное содержание военнослужащих процентной надбавки за выслугу лет и месячной стоимости продовольственного пайка, снижение максимально возможного размера пенсии с 85 до 75%, предоставление первоочередного права на получение жилья, увольняемым с военной службы офицерам и др. социальные и организационные меры [6].

Представляется, что на этапе строительства профессиональной армии в России отказ от опытных кадров, вряд ли оправдан. Тем более, что эти меры уже привели к кризису высшей военной школы. В итоге мы можем получить армию с зачатками контрактной системы, обладающей довольно низким военно-профессиональным уровнем. С образованием разрыва связи поколений в офицерской среде лучшие армейские традиции периода Советской Армии  будут утеряны, а традиции российской армии до революционного периода вряд ли могут быть реанимированы в современных условиях. Негативные последствия таких шагов в  социальной сфере на фоне снижающегося престижа военной службы, и массового сокращения офицерского состава в Вооруженных Силах могут стать необратимыми для российской армии.    

Основными причинами низкого уровня  социальной  защищенности  военнослужащих являются [6]:

- неурегулированность в  законодательстве функций социальной защиты в Вооруженных Силах и  механизмов  их  использования;

- неполнота и фрагментарность  правовой базы, касающейся  вопросов социально-экономического обеспечения военнослужащих;

- неадекватная  современным условиям оплата воинского труда и пенсионное обеспечение;

- отсутствие действенных программ социальной адаптации  военнослужащих, подлежащих увольнению в запас;

- затянувшееся решение их жилищных  проблем;

- несовершенство системы  медицинского обеспечения.

3. Основные направления работы с военнослужащими

 Складывающийся в настоящее время социальный институт социальной защиты является по своей сути институтом всего гражданского общества,  а не только его военной подсистемы.  Именно  поэтому проблема обеспечения высокой социальной защищенности военнослужащих имеет не узко-специфическое, или даже институциональное, а общесоциальное звучание. Справедливым представляется в связи с эти рассмотреть некоторые социоинженерные подходы к конструированию социальной  защиты военнослужащих как институционального образования. При создании современной, эффективной системы социальной защиты военнослужащих  желательно, прежде всего, определить ее функции.

Так в качестве общих ее функций могут быть определены задачи обеспечения в отношении данной социально-профессиональной  группы  всей  полноты прав граждан страны или компенсация ограничений, накладываемых на них военной службой, системой особых гарантий, социально-экономических  льгот  и  мер по подержанию их высокого социального статуса. Функциональная иерархия  внутри  данного  института предполагает ведущую роль правового компонента и институционального уровня обеспечения социальной защищенности военнослужащих.

Частными  (вспомогательными) функциями социального института социальной защиты являются функции:

- информационно-аналитическая;

- интегративная  (соотнесение  интересов членов семей военнослужащих и интересов военной службы) [6].

Возможные дисфункции данного социального института в современных условиях могут быть связаны:

- с недооценкой значимости его создания и функционального востребования органами военного управления;

- с недостатком ресурсов, выделяемых на его нужды;

- с отсутствием достаточного количества кадров социальных работников для осуществления целей социальной защиты;

- с отсутствием достаточно релевантных методик для отслеживания оптимальности функционирования данного института.

Отдельными элементами механизма реализации общих и частных функций  данного института могут быть:

- создание единого Кодекса социальной защиты военнослужащих;

- постоянная координации усилий министерств и ведомств по обеспечению высокой социальной защиты военнослужащих;

- создание в войсках специальных органов для социальной работы с военнослужащими и предоставление им большей самостоятельности.

Их реализация позволит  достигнуть следующих социальных результатов:

- повышение автономизации субъектов институционального взаимодействия;

- персонификации (индивидуализации)  социальных отношений;

- станет возможной свободная, ненасильственная селекция  и отбор наиболее жизнеспособных, органичных форм взаимоотношений военнослужащих  и  военной  организации;

- будет возможной самоорганизация и саморегуляция социального взаимодействия на уровне «личностно-социальная организация» посредством ненасильственного согласования их интересов, целей и установок.

Другим условием формирования  основ современной системы социальной защиты является повышение  научности анализа всего комплекса проблем, связанных с обеспечением социальной защищенности  военнослужащих  в  настоящее  время. Только на этой основе возможно  определение  приоритетных направлений приложения организаторских усилий и повышения  эффективности использования выделяемых ресурсов.

На современном этапе целесообразным является продолжать  совершенствовать организационные аспекты системы социальной защиты военнослужащих в  войсках.  Прежде  всего,  это  касается обоснования  ее штатных структур, корректировки  основных целей и задач. Требуют своего дальнейшего развития военно-социальные  отделы соответствующих  военно-организационных  структур. Можно предположить,  что эти органы,  как сами по себе, так и во взаимодействии с командирами,  офицерами воспитательных структур, кадровых органов и  тыла будут выполнять следующие функции в обеспечении  социальной  защищенности военнослужащих [5; 6]:

1) исследовательско-аналитическую. Под этим  подразумевается  мониторинговые исследования состояния социальной защищенности  военнослужащих как в целом,  так и в отдельных частях,  соединениях,  регионах,  а также подготовка необходимых материалов и предложений по локализации и  решению существующих проблем;

2) аналитико-прогностическую. Она предполагает разработку проектов нормативных документов для государственных  органов и органов военного управления различного уровня по вопросам социальной защиты; 

3) социально-коммуникационную. В ее содержание входит организация взаимодействия с местными органами власти и управления по вопросам социальной защищенности военнослужащих, содействия реализации действующих нормативных  актов по данному вопросу;

4) консультационную. Она включает организацию информирования  и консультирования различных категорий личного состава по вопросам юридических,  социальных и  других  средств обеспечения их прав;

5) массово–коммуникационную  - освещение вопросов социальной  защиты  военнослужащих в средствах массовой информации;

6) реализационную-практическую работу по организации и осуществлению социальной защиты военнослужащих, как в обычных условиях, так и в конфликтных ситуациях.

4. Правовые аспекты и особенности социальной работы

с военнослужащими

Правовую основу социальной работы с военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей образуют Конституция Российской Федерации [1], Федеральный закон «О статусе                 военнослужащих» [2], федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, прежде всего указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Статья 2 Конституции Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статья 18 Конституции Российской Федерации гласит: «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Органом государственной власти в Российской Федерации, непосредственно занимающимся вопросами социального обеспечения данной категории граждан, является Правительственная комиссия по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, образованная постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. № 1111 «О совершенствовании координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в решении вопросов социальной защиты военнослужащих граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей» [3]. Организационно-техническое обеспечение работы Комиссии возложено на Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

В обеих палатах Федерального Собрания Российской Федерации - Государственной Думе и Совете Федерации также ведется значительная работа по анализу правового и социально-экономического положения военнослужащих граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей и совершенствованию законодательства в этой сфере. Комитет Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны и комитеты Государственной Думы по обороне и по делам ветеранов неоднократно были инициаторами проводившихся с участием Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений парламентских слушаний по этой проблематике. Базовый закон в области социальной защиты военнослужащих и членов их семей - Федеральный закон «О статусе военнослужащих» был подготовлен именно депутатами комитетов Государственной Думы по обороне и по делам ветеранов.

Важным составным элементом системы правового обеспечения социальной работы с военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей является ежегодный мониторинг социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, положение о котором утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. №232 «Об организации ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей» во исполнение пункта 3 статьи 29 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Этот мониторинг представляет собой государственную систему непрерывного наблюдения за состоянием социальной защищенности указанных категорий граждан. Целью мониторинга является системный анализ основных показателей их социального обеспечения в интересах предупреждения негативных тенденций, прогнозирования социальных последствий принимаемых решений и выработки предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой сфере.

Основными задачами мониторинга являются:

- анализ деятельности органов исполнительной власти по соблюдению законодательством Российской Федерации прав и социальных гарантий;

- обоснование предложений по повышению адресной направленности мер социальной поддержки с учетом нуждаемости в них;

- предупреждение негативных тенденций, ведущих к возникновению очагов социальной напряженности;

- выявление социальных последствий принимаемых решений в области военного строительства;

- объединение информационных потоков, поступающих от федеральных органов исполнительной власти органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в мониторинге [2].

Мониторинг проводится в воинских частях и органах военного управления, военных комиссариатах, органах здравоохранения и занятости, социальной защиты населения и местного самоуправления. Объектом мониторинга являются отдельные социально-демографические группы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Основными направлениями мониторинга являются [3]:

- состояние денежного и пенсионного обеспечения, уровень среднедушевого дохода члена семьи;

- уровень продовольственного, вещевого, квартирно-эксплуатационного и других видов материального обеспечения;

- медицинское обеспечение;

- реабилитация инвалидов и социальное обслуживание пожилых ветеранов; - жилищное обеспечение;

- трудоустройство и переподготовка граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

- адресность предоставления льгот и социальных гарантий;

- реализация права на образование;

- обязательное личное государственное страхование.

5. Зарубежный опыт социальной работы с военнослужащими

Первые публикации о состоянии социальной защищенности военнослужащих иностранных армий появились в отечественной литературе лишь в 1990 г. В последующие годы было опубликовано более 80 статей на эту тему. Отмечая важность этих исследований, в то же время подчеркнем значение обобщающих работ, в которых представлена целостная картина социальной защиты военнослужащих. Сравнивать отдельные элементы социальной защиты военнослужащих в разных странах, безусловно, полезно, но важно иметь представление и об общих направлениях социальной защиты военнослужащих в той или иной стране, о том, какое место занимают институты социальной защиты в контексте аналогичных проблем для всего населения соответствующего государства [7].

Особого внимания заслуживает опыт восточноевропейских стран, которые в течение десятилетий были связаны с нашей страной общей внутренней и внешней политикой, а ныне, как и Россия, находятся на этапе перехода к рыночной экономике и реформирования своих вооруженных сил. Но в силу геополитических условий развития этих государств, они не несли и не могут, как Россия, нести ответственность за положение дел за пределами своих территорий. Пока Россия существует, она остается мировой державой со всеми вытекающими из этого последствиями.

Исходя из сказанного, как показал в своих работах М.В. Кибакин, все существующие в мире различные модели социальной защиты военнослужащих можно разделить на институциональные, частично институциональные и внеинституциональные.

1. Институциональная модель сложилась в странах с развитой правовой системой, благоприятными социально-экономическими условиями и стабильной общественно-политической обстановкой. Правовой статус вооруженных сил и военнослужащих при институциональной модели характеризуется тем, что четко прописаны условия применения вооруженных сил при всестороннем гражданском контроле, функционирует контрактная система службы, законом закреплены правовые гарантии защиты чести и достоинства военнослужащих. Существует развитая система материального и социально-бытового обеспечения военнослужащих и членов их семей. Государство способно обеспечить им уровень жизни выше, чем в среднем по стране. Военная служба в условиях институциональной модели имеет высокий престиж в общественном сознании, является привлекательной для значительной части молодежи.

Для правового регулирования в этих странах характерно стремление решить основные вопросы социальной защиты военнослужащих. Этому в решающей степени способствует постоянное совершенствование соответствующей законодательной базы в целях повышения их благосостояния, защиты чести и достоинства, поддержания высокого престижа военной службы.

2. Частично институциональная модель формируется в тех странах, где институт социальной защиты только начинает складываться и система гарантий, компенсаций, льгот военнослужащих носит как бы случайный и фрагментарный характер. В условиях частично институциональной модели особенностью правового статуса вооруженных сил и военнослужащих является реально существующая возможность привлечения войск для выполнения несвойственных им функций. Причем, решения об этом могут быть приняты военно-политическим руководством страны без согласования с законодательной властью. Ответственность военнослужащих в этих условиях перед государством значительно выше, чем ответственность государства перед ними. Государство поддерживает некоторые параметры уровня жизни военнослужащих, сравнимые со средними слоями населения. Социально-экономическое положение семей военнослужащих не позволяет им иметь стабильно высокий уровень жизни. Престиж военной службы ниже, чем в условиях институциональной модели. Военная служба неоднозначно оценивается в общественном сознании. Существуют непреодолимые трудности с комплектованием вооруженных сил. Добровольный выбор военной службы происходит в связи с еще более неблагоприятными социально-экономическими условиями для жизни вне армии.

3. Внеинституциональная модель характерна для стран, где военные являются самостоятельной политической силой, находятся у власти (или имеют на нее неограниченное влияние). Внеинституциональная модель, имеет значительные особенности прежде всего в статусе вооруженных сил и военнослужащих. Военнослужащие реально участвуют в принятии политических решений, используя при необходимости методы военного насилия. Они действуют на основании законов военного времени, военной диктатуры. Для них созданы особые условия социально-экономического обеспечения. Военное руководство и в целом военнослужащие получают существенно более высокий уровень социально-экономических благ, чем остальное население. Военные в обществе воспринимаются со страхом и настороженностью. Комплектование вооруженных сил происходит в основном за счет тех, кто рассматривает военную службу как средство обеспечить для себя более высокий уровень жизни и возможность избежать ответственности за противоправные поступки [5; 7].

Анализ правового регулирования социальной защиты военнослужащих иностранных государств позволяет выделить ряд особенностей присущих нормам военного законодательства этих стран.

Во-первых, они регулируют статус военнослужащего не только как гражданина, но и как особого субъекта общественных отношений. Так, согласно военному законодательству США, социально-правовой статус военнослужащих охватывает: общегражданские права и свободы военнослужащих, военно-служебные права, а также их ограничения, военно-служебные обязанности и связанную с ними юридическую ответственность. Законы и подзаконные акты, определяющие статус военнослужащих США, постоянно совершенствуются. В 1992 г. было опубликовано сообщение о том, что в США разрабатывается специальный билль о правах военнослужащих, в основу которого взяты положения принятого в США билля о правах человека. В этом документе предполагается учесть и компенсировать в моральном и материальном отношении имеющиеся ограничения в правах и свободах военнослужащих и членов их семей.

Во-вторых, в основу правового регулирования системы социальной защиты военнослужащих положен принцип компенсации за конкретные тяготы и лишения военной службы.

Опыт США, ФРГ, Великобритании и других государств показывает, что преодолеть разнобой в определении разных систем льгот и компенсаций для военнослужащих различных видов вооруженных сил можно только при наличии общей стратегии в данной сфере, выработке общих принципов развития нормотворчества в области социальной защиты военнослужащих.

В-третьих, военное правотворчество должно осуществляться на законодательном уровне. Как показывает опыт западных стран, основной гарантией, обеспечивающей успешное функционирование системы и механизмов социальной защиты военнослужащих, является конституционное закрепление особого статуса военнослужащих. Именно в конституции должен быть четко прописан комплекс прав и льгот военнослужащих. Это ключевой момент для построения эффективно действующей системы социальной защиты военнослужащих.

В-четвертых, военное законодательство, чтобы быть эффективным, должно быть систематизировано. Как показывает зарубежный опыт, в решении проблемы систематизации военного законодательства (а эта проблема стоит в России в наши дни особенно остро) наиболее рационально идти по кодификации военного права. Именно это обеспечивает системное нормативное регулирование общественных отношений посредством издания единого, юридически цельного нормативно-правового акта [5; 7].

Отличительной чертой правового регулирования социальной защиты военнослужащих иностранных армий является создание и эффективное функционирование в органах государственного управления специальных структур, в чью компетенцию непосредственно входит разрешение данных проблем.

Анализируя зарубежный опыт социальной защиты военнослужащих, целесообразно принимать во внимание те результаты в этой области, к которым пришли развитые страны (Англия, Франция, США). Это широкая, детально разработанная правовая основа, регулирующая не только отношения в области социальной защиты, но и место и роль в решении этой проблемы всех звеньев законодательной и исполнительной власти. Конечно, следует иметь в виду, что изучение опыта социальной защиты это не только учет положительных моментов, но прежде всего изучение путей решения разного рода проблем.           А их, как видно на примере западных стран, немало.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.

2. Постановлением Правительства Российской Федерации «Об организации ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей» от 27 февраля 1999 г. №232.

3. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года №76-ФЗ (по состоянию 01.05.04г.)

4. Здравомыслов А.Г. Исследование конфликта на макроуровне. Теоретические предпосылки. – Н.-Новгород, 1994. – 276с.

5. Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: проблемы использования зарубежного опыта // Государство и право. - 1995. - № 3. - С. 30.

6. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М,1999.-368с.

7. Стариков В., Будаков Д. Пенсионное обеспечение военнослужащих США // Зарубежное военное обозрение. - 1990. - №6. - С.71-77.

8. Шепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. – СПб., 1993. – 288с.