Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Экономическая характеристика объекта……………………………………….4
2. Организационно-технологическая характеристика
деятельности предприятия……………………………………………………..19
3. Маркетинг………………………………………………………………………27
4. Менеджмент…………………………………………………………………….34
Выводы и предложения…………………………………………………………..49
Приложения……………………………………………………………………….51
Введение
Я проходила практику на предприятии «ИП Закиров».
Сроки прохождения практики: 01.02.2006г. – 11.04.2006 г.
«ИП Закиров» (г.Кемерово) – это частное предприятие, основным видом деятельности которого является торговля продовольственными товарами оптом.
Основными целями практики являлись:
- закрепить и углубить теоретические знания;
- изучить хозяйственную деятельность «ИП Закиров».
- приобрести практический опыт экономической работы и навыков управления деятельностью предприятия торговли, а также овладеть методами экономического анализа на примере конкретного предприятия»;
- собрать статистические и другие информационные материалы для выполнения дипломной работы.
Глава 1 Экономическая характеристика объекта
1.1 Экономическая характеристика места расположения объекта
«ИП Закиров» расположено по адресу: ул. Проездная, 2а. Предприятие арендует торговую и складскую площадь у ООО «Алди». Предлагаемый товар продается либо со склада, либо поставляется под заказ.
Экономика района деятельности: складское и торговое помещение «ИП Закиров» находится в рудничном районе г. Кемерова, который является промышленным районом.
Особенность рассматриваемого предприятия заключается в том, что «ИП Закиров» является единственным в г.Кемерове дистрибьютором компании «Восток-Запад», которая занимается продажей морских сушеных продуктов.
Таким образом, у данной фирмы нет конкурентов на поставку этих продовольственных товаров.
1.2 Товарооборот, его структура
В наиболее широком ассортименте в «ИП Закиров» представлена продукция торговой марки «Штурвал», среди которых:
1. Коллекция морских закусок (щупальца кальмара соленые; пластинки кальмара солено-сушеные; кальмар солено-сушеный; полоски кальмара копченые; крылья кальмара солено-сушеные; морские чипсы; креветки; осьминог солено-сушеный; осьминог копченый; «Золотая рыбка» по-шанхайски; анчоус солено-сушеный и т.д.).
2. Рыбные консервы и морепродукты (кальмар натуральный; тунец натуральный; креветка натуральная очищенная; сайра натуральная с добавлением масла; мидии натуральные и т.д.).
Благодаря уникальной технологии приготовления морские деликатесы «Штурвал» не имеют аналогов ни на российском, ни на зарубежном рынках. До сих пор ни одной компании не удалось воспроизвести ассортимент «Штурвала», как по качеству, так и по внешнему виду, потому что высокое качество и великолепный вкус продукции обусловлено следующими факторами:
- эксклюзивная фабрика компании «Атардо» находится не в Северном Китае, а в Южном, т.к. это самый развитый регион во всех смыслах: техническом, технологическом, экономическом и т.д. В последнее время именно Южный Китай обеспечивает бурное развитие всей китайской экономики;
- у фабрики богатая история: в основе технологий приготовления продуктов «Штурвал» лежат многолетние традиции и национальные рецепты;
- фабрика компании «Атардо» расположена в месте непосредственного вылова рыбы и морепродуктов, что полностью исключает их хранение в замороженном виде, позволяя приготавливать продукцию «Штурвал» сразу же, сохраняя природный йод и полезные микроэлементы, содержащиеся в морских деликатесах;
- сама фабрика находится на острове в море, где постоянно дует ветер, таким образом, морепродукты сушатся на открытом воздухе, на свежем морском ветру. Благодаря этому они не теряют оригинального вкуса, вбирают в себя свежесть океанского воздуха и прекрасно сохраняются без консервантов;
- продукция компании «Атардо» под ТМ «Штурвал» поставляется не только в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города Российской Федерации, но и экспортируется в страны Балтии, Белоруссию, Украину и Казахстан, а таре в Швецию, Израиль и Японию.
Потребителями «ИП Закиров» являются: ЗАО «Система магазинов Чибис», ООО «Кора», ООО «Элис», ООО «Аква», а также другие организации и частные предприниматели.
На организацию процесса товародвижения «ИП Закиров» оказывает влияние ряд факторов:
1. Производственные факторы:
- размещение производства, которое расположено достаточно недалеко (Южный Китай);
- специализация производства («ИП Закиров специализируется, в основном, на продаже продукции ТМ «Штурвал». Об этом шла речь выше).
2. Транспортные факторы.
В распоряжении «ИП Закиров» имеется пять автомобилей «ГАЗель», на которых доставляется продукция.
3. Торговые факторы.
Ассортимент «ИП Закиров», преимущественно, представлен коллекцией морских закусок. Ассортимент очень разнообразен и постоянно расширяется. Вся продукция обладает отличными вкусовыми качествами.
Технологическая цепь товародвижения показана на рис. 1.
ЧЕТЫРЕХЗВЕННАЯ СИСТЕМА
|
Рис. 1 Технологическая цепь товародвижения «ИП Закиров»
«ИП Закиров» в этой цепи занимает место мелко-оптовой торговли.
По состоянию на начало 2005г. у «ИП Закиров» имелись товарные запасы на сумму 2125,640 тыс. руб.
На характер процесса товароснабжения большое влияние оказывают звенность и форма организации товароснабжения. Процесс товароснабжения на различных предприятиях происходит по-разному. В практике организации товароснабжения «ИП Закиров» применяется складская форма.
В «ИП Закиров» нашла свое применение складская форма товародвижения. Товары данного предприятия представлены в сложном ассортименте. При этом товары с целью их подсортировки следуют через складские звенья.
Схема товародвижения в «ИП Закиров» происходит с участием посреднических оптовых предприятий, а потому является сложной (децентрализованной).
Важную роль в процессе товародвижения выполняет транспорт. Большое значение имеет правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование.
Выбранные «ИП Закиров» для организации товародвижения транспортные средства (автомобили «ГАЗель») является достаточно удобными в применении. К тому же они обеспечивают:
- сохранность груза;
- своевременную доставку груза;
- соблюдение правил загрузки и траспортирования;
- применение прогрессивных технологий транспортирования;
- механизацию погрузочно-разгрузочных средств.
Товары в «ИП Закиров» доставляются с помощью железнодорожного транспорта.
Рассмотрим динамику оптового товарооборота «ИП Закиров» (табл. 1).
Таблица 1 - Динамика оптового товарооборота «ИП Закиров»
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
Абсол. отклонение |
Относит. отклонение |
||
2004 |
2005 |
2004 |
2005 |
||||
Объем товарооборота |
4920430 |
5996400 |
5354620 |
1075970 |
434190 |
121,0 |
108,0 |
В 2004 г. товарооборот вырос на 1075970 тыс. руб. по сравнению с 2003 г., а в 2005 г. всего на 434190 тыс. руб., что говорит о снижении его динамики. Прирост товарооборота получен за счет роста физического объема оптового товарооборота, а его снижение в 2005 г. объясняется ростом цен на продукцию «ИП Закиров».
Теперь найдем средний темп роста и средний темп прироста товарооборота по формулам (1) и (2):
ТР = n-1√ (ТО2005 / ТО2003) * 100, (1)
ТР = n-1√ (ТО2005 / ТО2003) * 100 – 100, (2)
где: ТР – средний темп роста товарооборота;
ТПР – средний темп прироста товарооборота;
ТО – товарооборот соответствующих лет;
n – число лет в анализируемом периоде.
Получаем:
2005/2003 гг.
ТР = √5354620 / 4920430 * 100 = 104,3%;
ТПР = √5354620 / 4920430 * 100 – 100 = 4,3%;
2004/2003 гг.
ТР = √5996400 / 4920430 * 100 = 110,4%;
ТПР = √5996400 / 4920430 * 100 – 100 = 10,4%.
За 2003-2005 гг. среднегодовой темп роста товарооборота предприятия составил 104,3%, а средний темп прироста – 4,32%. За 2003-2004 гг. среднегодовой темп роста товарооборота равен 110,4%, в свою очередь, средний темп прироста 10,4%.
Средний темп прироста показывает, на сколько процентов изменился товарооборот 2005 г. (или 2004 г.) в сравнении с 2003 г. В «ИП Закиров» видна тенденция увеличения товарооборота на 4,32%.
Рассмотрим структуру оборота по товарным группам за 2003-2004 гг. (табл. 2).
Таблица 2 - Структура оборота по товарным группам за 2003-2004 гг.
Наименование |
2003 г. |
2004 г. |
Абс. изм. |
Структура оборота, % |
Темп роста, % |
|
2003 г. |
2004 г. |
|||||
Морские закуски сушеные |
1289153 |
1487108 |
197955 |
26,2 |
24,8 |
115,4 |
Рыбные консервы |
3631277 |
4509292 |
878015 |
73,8 |
75,2 |
124,2 |
ИТОГО |
4920430 |
5996400 |
1075970 |
100,0 |
100,0 |
121,0 |
Оборот оптовой торговли по предприятию «ИП Закиров» в 2004 г. составил 5996400 тыс. руб., что на 1075970 тыс. руб. больше, чем в 2003 г. (4920430 тыс. руб.). При этом в разрезе товарных групп наблюдается незначительная динамика показателей. Также мы видим, что преобладающую долю в структуре товарооборота занимают рыбные консервы (более 70%).
Рассмотрим показатели структуры оборота по товарным группам за 2004- 2005 гг. (табл. 3).
Таблица 3 - Структура оборота по товарным группам за 2003-2004 гг.
Наименование |
2004 г. |
2005 г. |
Абс. изм. |
Структура оборота, % |
Темп роста, % |
|
2004 г. |
2005 г. |
|||||
Морские закуски сушеные |
1487108 |
1472521 |
-14587 |
24,8 |
27,5 |
99,0 |
Рыбные консервы |
4509292 |
3882099 |
-627193 |
75,2 |
72,5 |
86,1 |
ИТОГО |
5996400 |
5354620 |
-641780 |
100,0 |
100,0 |
89,3 |
Данные табл. 3 свидетельствуют об уменьшении товарооборота предприятия. Однако, существенные изменений в структуре оборота по товарным группам за рассматриваемый период не наблюдается.
Проведем анализ товарных запасов предприятия (табл. 4).
Таблица 4 - Состояние товарных запасов в объемных показателях
Наименование |
2003 |
2004 |
2005 |
Средние ТЗ, тыс. руб. |
864640 |
425130 |
180100 |
Товарооборачиваемость – это один из важнейших показателей торговой деятельности, отражающий интенсивность работы торговой организации, в частности «ИП Закиров». Товарооборачиваемость измеряется скоростью товарного обращения в виде числа оборотов и времени обращения товаров в днях:
V = ТО / ТЗсред, (3)
где: V – скорость товарного обращения;
ТЗсред – товарные запасы средние.
V2003 = 4920430 / 864340 = 5,68
V2004 = 5996400 / 425130 = 14,1
V2005 = 5354620 / 180100 = 29,73
Тоб = (ТЗсред * Тд) / ТО, (4)
где: Тоб – время обращения товаров в днях;
Тд – число дней в рассматриваемом периоде (365 дней).
Тоб2003 = (864340 * 365) / 4920430 = 64,1 дн.
Тоб2004 = (425130 * 365) / 5996400 = 25,9 дн.
Тоб2005 = (180100 * 365) / 5354620 = 12,3 дн.
Скорость товарного обращения показывает, сколько раз в течение года возобновлялся товарный запас.
Время обращения отражает продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса до его реализации.
1.3 Трудовые показатели
В «ИП Закиров» сегодня работают 28 человек, среди которых: директор, заместитель директора, главный бухгалтер, бухгалтер, начальник отдела снабжения, зав. складом, комплектовщик, фасовщик, упаковщик, кладовщик, грузчик, сторож, дворник, уборщик.
В «ИП Закиров» существует сдельно-премиальная система оплаты труда, при которой работник сверх заработков по сдельным расценкам получает премию, предусмотренную условиями премирования.
Должностные оклады работников «ИП Закиров» представлены в табл. 5.
Таблица 5 - Должностные оклады работников «ИП Закиров»
Должность |
Среднемесячная заработная плата |
||
2003 год |
2004 год |
2005 год |
|
Директор |
16718 |
17654 |
20460 |
Заместитель директора |
11570 |
12400 |
12840 |
Главный бухгалтер |
11050 |
11500 |
11830 |
Бухгалтер |
5600 |
7600 |
8060 |
Начальник отдела снабжения |
7280 |
8840 |
9620 |
Зав.складом |
4550 |
4700 |
4860 |
Комплектовщик |
3900 |
4160 |
4390 |
Фасовщик |
3250 |
3445 |
3640 |
Упаковщик |
3185 |
3480 |
3820 |
Кладовщик |
2340 |
2400 |
2520 |
Грузчик |
3250 |
3575 |
3770 |
Сторож |
2210 |
2470 |
2800 |
Дворник |
1950 |
2145 |
2210 |
Уборщик |
1950 |
2145 |
2210 |
Общий ФЗП* в т.ч.: ППП |
207220 138450 |
220200 148080 |
274730 160500 |
* ФЗП был подсчитан исходя из общего количества человек по каждой должности
Данные, представленные в табл.3, свидетельствуют о том, что общий фонд заработной платы (ФЗП) в 2004 г. по сравнению с 2003 г. вырос на 6,2%. В 2005 г. заработная плата работников предприятия выросла на: 32,6% по сравнению с 2003 г. и на 24,8% по сравнению с 2004 г. При этом заработная плата производственно-промышленного персонала за весь период возросла на 15,9%.
Рассмотрим взаимосвязь товарооборота, численности и производительности труда. В анализе будем использовать среднесписочную численность работников.
Производительность труда – это экономическая категория, которая характеризует эффективность использования персонала предприятия. Это выработка на одного работника.
Таблица 6 - Данные о численности, производительности и оплате труда работников за 2003-2005 гг.
Показатели |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
Абс. прирост |
Темп роста, % |
||
2004/2003 |
2005/2003 |
2004/2003 |
2005/2003 |
||||
Товарооборот, тыс. руб. |
4920430 |
5996400 |
5354620 |
1075970 |
434190 |
121,0 |
108,0 |
Среднесписочная численность, чел. |
26 |
28 |
28 |
2 |
2 |
107,7 |
107,7 |
Производительность труда на 1 работника, тыс. руб. |
189247,3 |
214157,1 |
191236 |
24909,8 |
1988,7 |
113,2 |
101,1 |
ФОТ, тыс. руб. |
207220 |
220200 |
274730 |
12980 |
67510 |
106,3 |
132,6 |
Ср. зарплата на 1 работника, тыс. руб. |
7970 |
7864 |
9811 |
-106 |
1841 |
98,7 |
123,1 |
Как показывают данные табл. 6, численность работников предприятия не оказала значительного влияния на рост товарооборота, который за рассматриваемый период то увеличивался, то сокращался. В свою очередь, среднесписочная численность работников менялась незначительно (+2 человека).
Производительность труда на 1 работника в 2004 г. выросла на 24909,8 тыс. руб. по сравнению с 2003 г., а в 2005 г. снизилась по сравнению с 2004 г., но осталась выше уровня 2003 г. на 1988,7 тыс. руб.
Фонд оплаты труда также увеличился. В 2004 г. он вырос на 12980 тыс. руб. (+6,3%), а в 2005 г. на 67510 тыс. руб. (+32,6%) по сравнению с 2003 г.). Заработная плата на 1 работника в 2004 г. уменьшилась на 1,3% в связи с увеличением числа работающих, а в 2005 г. снова возросла.
Премирование работников в «ИП Закиров» производится по результатам работы за месяц, реже за квартал. Основанием для начисления премий являются данные бухгалтерской и статистической отчетности по итогам работы предприятия. Премия ППП начисляется пропорционально процентам перевыполнения плана. Размер премии в среднем составляет 40% от оплаты труда.
1.4 Издержки обращения
Издержки - это выраженные в денежной форме затраты производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей уставной деятельности.
Основным видом деятельности торгового предприятия является организация и обслуживание процесса товарного обращения, поэтому его издержки выступают в виде издержек обращения.
Издержки обращения являются важной составной частью текущих затрат предприятия. Затраты предприятия — это понятие более широкое, чем издержки. В их состав включаются затраты предприятия на закупку товаров, текущие издержки по организации процессов товарного обращения и финансовые затраты и расходы, осуществляемые за счет финансовых результатов деятельности предприятия и его чистой прибыли.
При этом издержки обращения и финансовые затраты и расходы являются затратами в чистом виде, а средства предприятия, израсходованные на закупку товаров, не затрачиваются окончательно, а лишь авансируются за счет собственного оборотного капитала и краткосрочных кредитов, поэтому постоянно находятся в обороте.
На основе анализа бухгалтерских документов мною были проанализированы каждые статьи издержек и получены следующие результаты (табл. 7):
Таблица 7 - Издержки обращения «ИП Закиров»
Издержки обращения |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
|||||||||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
|||||||||
Расходы на перевозки |
195900 |
18,7 |
358500 |
20,3 |
293,6 |
17,8 |
||||||||
Расходы на оплату труда |
207200 |
19,8 |
220200 |
12,5 |
274700 |
16,7 |
||||||||
ЕСН |
69412 |
9,0 |
73767 |
4,9 |
92024 |
6,9 |
||||||||
Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря |
85000 |
8,1 |
87200 |
4,9 |
93600 |
5,7 |
||||||||
Амортизация основных средств |
53900 |
5,2 |
104700 |
5,9 |
100200 |
6,1 |
||||||||
Расходы на ремонт |
40400 |
3,8 |
197700 |
11,2 |
74200 |
4,5 |
||||||||
Износ МБП |
36100 |
3,5 |
63900 |
3,6 |
60400 |
3,7 |
||||||||
Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров |
46200 |
4,4 |
220800 |
12,5 |
130900 |
8,0 |
||||||||
Расходы на торговую рекламу |
2800 |
0,3 |
18900 |
1,0 |
33100 |
2,0 |
||||||||
Потери товаров в пределах норм |
22800 |
2,3 |
39600 |
2,3 |
31600 |
1,9 |
||||||||
Расходы на тару |
38600 |
3,7 |
65400 |
3,8 |
130000 |
8,0 |
||||||||
Налоги и сборы |
6151 |
0,8 |
11927 |
0,8 |
11959 |
0,9 |
||||||||
Прочие расходы |
156856 |
20,4 |
243016 |
16,3 |
236526 |
17,8 |
||||||||
Всего: |
768900 |
100 |
1490900 |
100 |
1328800 |
100 |
||||||||
Анализ данных, представленные в табл. 7, наибольший удельный вес в структуре издержек обращения «ИП Закиров» имеют прочие расходы, которые составляют в среднем ¼ часть от общей суммы издержек обращения. На втором месте находятся расходы на перевозки (2003 г. – 18,7%, 2004 г. – 20,3%, 2005 г. – 17,8%).
Существенную долю издержек обращения составляют расходы на оплату труда. В динамике их удельный вес снижается, хотя сумма расходов возрастает.
Самый незначительный удельный вес имеют расходы на торговую рекламу (от 0,3% в 2003 г. до 2,0% в 2005 г.)
В целом, общая сумма издержек обращения, за рассматриваемый период, увеличилась на 57,5%.
Так как к показателям издержек обращения относят их абсолютную сумму, а абсолютная сумма издержек обращения определяется путем суммирования расходов по всем статьям, то таким показателем абсолютной суммы является:
- в 2003 г. – 1043,1 тыс. руб.;
- в 2004 г. – 1766,5 тыс. руб.;
- в 2005 г. – 1642,8 тыс. руб.,
что составило 100% издержек «ИП Закиров». Этот показатель показывает, во что обходится предприятию товародвижение.
Абсолютная сумма издержек обращения тесно связана и зависит от абсолютной суммы товарооборота. Поэтому анализ расходов торгового предприятия необходимо увязывать с изучением товарооборота.
Исходя из данных «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 2), сумма товарооборота составляет:
- в 2003 г. – 4920,43 тыс. руб.;
- в 2004 г. – 5996,40 тыс. руб.;
- в 2005 г. – 5354,62 тыс. руб.
Уровень издержек обращения рассчитывается как процентное отношение суммы издержек к объему товарооборота. Таким показателем в «ИП Закиров» является: в 2003 г. – 21,2%; в 2004 г. – 29,5%; в 2005 г. – 30,7%. Этот показатель является одним из важнейших оценочных показателей результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия. В «ИП Закиров» он достаточно высок. Однако, руководству предприятия все же не следует забывать о важности экономии издержек обращения, так как она является источником повышения прибыли предприятия.
1.5 Доходы предприятия
В условиях рыночной экономики основным показателем хозяйственной деятельности торгового предприятия является прибыль. Это связано с тем, что для предприятий, несущих полную материальную ответственность за результаты своей торгово-хозяйственной деятельности, основной целью становится не обеспечение наибольшего объема товарооборота, а получение максимально возможной прибыли.
Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход от предпринимательской деятельности, получаемый как разница между совокупными доходами и совокупными затратами торгового предприятия.
Наиболее полно экономическая сущность прибыли торгового предприятия проявляется через выполняемые ею функции. Она выступает как:
- главная цель предпринимательской деятельности и фактор повышения материальной заинтересованности работников;
- мера эффективности торгово-хозяйственной деятельности;
- источник финансовых ресурсов для развития предприятия и источник увеличения его рыночной стоимости;
- источник формирования доходной части федеральных и местных бюджетов.
На основе данных «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 2) составим табл. 8 (см. приложение 1).
Данные табл. 8, свидетельствуют о том, что выручка от продаж продукции выросла в 2004 г. на 21,87%, а в 2005 г., по сравнению с 2004 г., напротив, сократилась на 10,7%. В 2005 г. выручка от продаж продукции составила 5354,62 тыс. р.
Себестоимость продаж товаров за рассматриваемый период сократилась на 3,86% и на конец периода составила 3695,87 тыс. р.
Коммерческие и управленческие расходы предприятия невелики, однако, имеют положительную динамику. Внереализационные расходы предприятия малы, за рассматриваемый период наблюдается их отрицательная тенденция.
Чистая прибыль «ИП Закиров» с 2003 г. по 2005 г. увеличилась практически вдвое (с 681, 14 тыс. р. до 1248,61 тыс. р.).
Распределение доходов происходит по следующим направлениям (данные приблизительные):
- закупка продукции – 70,0%;
- издержки обращения – 25-30,0%;
- прочие – 5,0%.
Политика ценообразования в «ИП Закиров» такова, что продукции предприятия продается по следующим видам цен:
1. Оптовые цены.
По оптовым ценам «ИП Закиров» реализует продукцию оптовым покупателям, имеющим сеть магазинов.
2. Розничные цены.
По розничным ценам продукция «ИП Закиров» реализуется индивидуальным покупателям.
Разница между оптовыми и розничными ценами составляет в среднем 12-15%.
Метод ценообразования, используемый «ИП Закиров» - «средние издержки плюс прибыль».
Глава 2 Организационно-технологическая характеристика деятельности предприятия
Производственная структура предприятия, организация поставки, приемки и хранения товаров
Существенным условием нормального функционирования предприятия оптовой торговли является организация транспортных перевозок товаров. При решении этого вопроса «ИП Закиров» использует два основных инструмента - собственную транспортную службу и железнодорожные перевозки.
Так, при традиционном способе на первое место выдвигается система поставки товаров «строго по графику». При этом не имеет большого значения разовый объем транспортных перевозок. Это объясняется привязкой к графику производителя.
Необходимо учитывать интересы клиента, а именно сохранность и своевременность доставки товара. Речь идет о качестве перевозок. От качества перевозок зависит надежность предоставляемых услуг. Достигается это за счет экспедиции товара, постоянным контролем за грузом в пути следования, мобильной связью с транспортом, информационным сопровождением.
Одной из важных функций транспортной службы является планирование транспортных перевозок. Для этого в «ИП Закиров» учитываются следующие факторы:
- наличие товара на складе, его состояние и подготовленность к перевозке;
- состояние транспортных средств;
- готовность потребителя к приему товара.
Поступление товаров на торговый склад и их приемку регламентируют:
- Гражданский кодекс РФ; «Положение о поставках товаров народного потребления»;
- инструкция «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (П-6);
- инструкция «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» (П-7);
- стандарты (ГОСТы) и Технические условия на товары (ТУ);
- уставы отдельных видов транспорта и правила перевозки грузов;
- договорные обязательства поставщиков и покупателей товаров.
Вообще, приемка товаров – это установление фактического количества, качества и комплектности товаров, а также определение отклонений и вызвавших их причин.
Приемка товаров по количеству предусматривает:
- отбор тарных мест для вскрытия;
- вскрытие тары;
- подсчет количества единиц или взвешивание товаров;
- сверка с транспортными и сопроводительными документами;
- укладка товаров на поддоны.
Порядок и сроки приемки товаров по количеству зависят от характера тары или упаковки, в которой поступил товар, его физико-химических свойств, способа доставки и других условий. Приемка затаренных товаров проводится, как правило, в два этапа: предварительная приемка и окончательная. Предварительная приемка заключается в проверке количества мест поступившего товара (ящики, мешки, бочки) и массы брутто. При окончательной приемке вскрывается тара и приемка проводится по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом тарном месте. Как правило, товар, поступивший на склад в исправной таре, вскрытию не подвергается. По массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте то вары принимаются на складе конечного получателя, где окончательно распаковываются.
Выбирая формы хранения товарных запасов, руководство «ИП Закиров» руководствуется следующими факторами:
- формой осуществления оптовой торговли;
- товарными оборотами предприятия;
- финансовым потенциалом;
- сегментами рынка, освоенными предприятием;
- стажем работы предприятия;
- видом товара;
- ассортиментом.
Учитывая вышеперечисленные факторы, предприятие решило вопрос владения складом, выбрав при этом аренду помещения и оборудования.
Преимуществами такого подхода являются стабильный большой товарооборот, высокая степень контроля сбыта товаров, наличие постоянных клиентов, реальное обеспечение условий хранения товаров, возможность вносить конструктивные изменения в инфраструктуру склада, возможность вносить изменения в пакет предлагаемых клиентам услуг, пр. Здесь также следует отметить следующее: предприятие после окончания срока аренды помещения имеет возможность «осмотреться» и проанализировать результаты своей деятельности на определенной территории и в зависимости от результатов либо продлить договор аренды, либо передислоцироваться в другие районы. Основным недостатком этого варианта является то, что предприятие должно затрачивать средства на ремонт (капитальный или (и) текущий) помещения и в случае расторжения договора аренды встают вопросы неотделимых улучшений.
Организация и содержание предпродажной подготовки товаров, техническое оснащение торговых и вспомогательных помещений, методы и формы обслуживания
Принятые по количеству и качеству товары укладывают в тару, пакетируют и перемещают в зону хранения. Здесь их укладывают на стеллажи. На складе, где хранится продукция «ИП Закиров» созданы оптимальные условия хранения товаров для предотвращения порчи и обеспечения полной сохранности товаров. Здесь же разработана рациональная схема размещения товаров, которая предусматривает закрепление за товарами определенных групп, подгрупп и наименований постоянных мест хранения (секций, участков, стеллажей и т.д.). Соблюдение этой схемы позволяет осуществлять оперативный уход и контроль за товарами, быструю отборку и отпуск товаров. При разработке схем размещения товаров на складе учитывается объем и порядок поступления товаров на склад, условия их реализации, правильное товарное соседство, возможность повседневного наблюдения за сохранностью товаров.
При размещении товаров на хранение проводят индексацию (кодирование). Каждому месту хранения присваивается индекс или код, обозначающий номер стеллажа, номер секции, полки и номер яруса (места). Номера стеллажей, секций и ярусов наносятся на конструкциях стеллажей яркой краской. Кодирование мест хранения существенно упрощает технологию отборки товаров.
Схемы размещения стеллажей с указанием индексов вывешивают на складах и в зале товарных образцов. Например, индекс №247 обозначает стеллаж 2, полку 4, место 7. Индексация хранения товаров - обозначение с помощью букв, цифр или других способов каждого места хранения товара на складе. Индексация мест хранения применяется при наличии обширного ассортимента товаров. Она позволяет быстро отыскивать необходимый товар, вести оперативный учет товарных запасов, их поступления и расходования. Индексы хранения обозначаются в технологических схемах размещения товаров и используются в процессе управления складскими технологическими операциями с использованием компьютерной техники. В память компьютеров вносят коды хранения товаров, которые служат для автоматизированной системы поиска, перемещения и укладки товаров.
При размещении товаров, на хранение учитывают сроки хранения товаров и специфику хранимых товаров. Товары, которые хранятся на складе длительное время и которые относительно редко поступают на склад, размещают дальше от входов и выходов. Товары с высокой оборачиваемостью, крупногабаритные, с большим объемом поступления и отпуска размещают ближе к выходу и зоне комплектования заказов. На складе используют несколько основных способов хранения товаров:
- хранение товаров по принципу однородности;
- хранение товаров в зависимости от их размера и веса;
- раздельное хранение товаров повышенного и пониженного потребительского опроса;
- отдельное хранение специфических товаров.
Одним из условий рациональной организации хранения товаров является оптимальный выбор способа укладки товаров на хранение. На выбор влияют свойства, форма и масса товара, масса каждого тарного места, форма тары, особенности упаковки и другие факторы. В «ИП Закиров» предпочтение отдается такому способу укладки, при котором не допускается повреждение товара и тары. Кроме того, должны рационально использоваться складские помещения и оборудование, создаваемые удобства для контроля за состоянием товарных запасов. Технология хранения представляет собой сочетание способов хранения и способов укладки товаров. Применение рациональных способов обеспечивает сохранность товаров, исключает потери, создает удобства для правильной отборки товаров, способствует более эффективному использованию складского объема и площади. Выбор способа укладки и хранения зависит от специфики и физико-химических свойств товаров, условий их хранения (в таре, в распакованном виде, навалом), сложности ассортимента, емкости складских помещений.
При размещении, укладке и хранении товаров соблюдаются следующие требования:
- однородные товары укладываются в стеллажи по обе стороны одного прохода;
- при укладке товаров вручную их размещают в ячейках стеллажей по вертикали, с тем, чтобы они находились в одной или нескольких рядом расположенных секциях;
- тарные места укладывают (при любом способе хранения) маркировкой наружу;
- на верхних ярусах стеллажей размещаются товары длительного хранения, а также товары, отпускаемые со склада крупными партиями;
- поддоны применяют для эффективного использования площади склада и подъемно-транспортного оборудования;
- соблюдается техника и условия режима хранения товаров, применяется эффективное складское оборудование для обеспечения качественной и количественной сохранности товаров.
Отпуск товаров со склада является заключительным этапом складских операций. Товары со склада могут быть отпущены:
- железной дороге для доставки в адрес покупателя;
- транспортно-экспедиционной организации, осуществляющей завоз товаров в магазины;
- непосредственно покупателю для вывоза их собственными транспортными средствами.
В «ИП Закиров», в основном, применяются второй и третий способ отпуска товаров.
К основным операциям по отпуску товаров со склада относятся:
- оформление продажи товаров оптовым покупателям;
- отборка товаров с места хранения;
- перемещение товаров в зону комплектования заказов покупателей;
- комплектование заказов и упаковка (укладка в тару - оборудование);
- помаршрутное комплектование партий товаров;
- перемещение укомплектованных партий товаров в зону погрузки;
- погрузка автотранспорта, контейнеров, железнодорожных вагонов.
Операции отпуска начинаются с момента отбора товаров представителями покупателя лично или по их письменным или телефонным заявкам и заказам. Оформление продажи оптовым покупателям (магазинам) производится в зале товарных образцов. После получения на складе оформленного заказа (отборочного листа) или счета-фактуры работники склада отбирают и комплектуют товары. Отборка и комплектование товаров по заказам покупателей - наиболее трудоемкие операции в складской технологии. Основанием для отборки товаров с мест хранения служат отборочный лист или счет-фактура. Они должны быть оформлены таким образом, чтобы последовательность записи в них товаров соответствовала порядку размещения их в секциях стеллажей. Такой порядок оформления отборочного листа (счета-фактуры) значительно облегчает отборку товаров работникам склада. В этом случае отборщик, двигаясь вдоль стеллажей в одном направлении, может отобрать заказанный ассортимент товаров полностью, не возвращаясь за каким-либо товаром обратно. Различают два способа отборки товаров:
- ручная отборка товаров с мест хранения;
- механизированная отборка.
Ручная отборка осуществляется при отпуске небольшого количества товаров, мелкоштучных товаров сложного ассортимента, хранимых на стеллажах. В зависимости от характера заказов мелкие партии товаров, полученные от разных поставщиков, объединяются в более крупные. И наоборот, товары, полученные крупными партиями, дробятся на мелкие.
Механизированная отборка применяется в основном на крупных складах. При этом груз, спакетированный на поддоне, снимается с помощью механизма с места укладки и в виде целой транспортной единицы перемещается в зону комплектования заказов.
На складе применяется частично механизированная отборка товаров: ручная с нижних полок стеллажей, механизированная - с верхних. Наиболее совершенной является отборка товаров из ячеек стеллажей с помощью специальных отборочных машин (штабелеров-отборщиков). Они, двигаясь между проходами стеллажей, имеют площадку или кабину. Находясь в кабине, отборщик поднимается до необходимой полки и отбирает товар, не снимая поддон с полки. Отборочная машина такого типа может иметь вилы для подъема и снятия поддонов и действовать в автоматическом режиме.
В «ИП Закиров» существуют два метода отборки товаров:
- индивидуальный (для одного покупателя);
- комплексный (для группы покупателей).
Комплексная отборка предусматривает отбор товаров с мест хранения одновременно для нескольких покупателей, по сводному отборочному листу. При таком порядке отборки поддоны концентрируются в местах комплектования, где отборщик раскладывает товар в тележки, контейнеры, многооборотную тару. Комплексная отборка позволяет рациональнее организовать документооборот, более эффективно использовать технику, повысить производительность труда работников склада.
Организация дополнительных услуг
Среди дополнительных услуг «ИП Закиров» можно отметить доставку товаров потребителю мелкооптовыми партиями. Транспортные расходы, в размере 2%, включаются в стоимость продукции.
Глава 3 Маркетинг
Особенности изучения и формирования спроса и его прогнозирование
Компании «ИП Закиров» при изучении состояния спроса на свои услуги и задачи маркетинга приходится решать следующим образом в зависимости от конкретного состояния на те или иные услуги компании.
В основе процесса выбора целевых рынков лежит изучение такого показателя, как рыночный спрос. Рыночный спрос – это общий объем продаж на определенном рынке (частном или совокупном) определенной марки товара или совокупности марок товара за определенный период времени.
На величину спроса оказывают влияние как неконтролируемые факторы внешней среды, так и маркетинговые факторы, представляющие собой совокупность маркетинговых усилий, прилагаемых на рынке конкурирующими фирмами.
В зависимости от уровня маркетинговых усилий различают первичный спрос, рыночный потенциал и текущий рыночный спрос.
Первичный или нестимулированный спрос - суммарный спрос на все марки данного продукта, реализуемые без использования маркетинга.
Это спрос, который «тлеет» на рынке даже при отсутствии маркетинговой деятельности. С точки зрения влияния маркетинговой деятельности на величину спроса выделяют два крайних типа рынка: расширяющийся рынок и нерасширяющийся рынок; первый - реагирует на применение инструментов маркетинга, второй - не реагирует.
Рыночный потенциал - это предел, к которому стремится рыночный спрос при приближении затрат на маркетинг в отрасли к такой величине, что их дальнейшее увеличение уже не приводит к росту спроса при определенных условиях внешней среды. С определенными допущениями в качестве рыночного потенциала можно рассматривать спрос, соответствующий его максимальному значению на кривой жизненного цикла какого-то продукта для стабильного рынка. В этом случае предполагается, что конкурирующие фирмы для поддержания спроса прилагают максимально возможные маркетинговые усилия. Факторы внешней среды оказывают существенное влияние на рыночный потенциал. Например, рыночный потенциал легковых автомобилей в период спада экономики намного меньше, чем в период ее процветания.
Кроме того, выделяют абсолютный потенциал рынка, который следует понимать как предел рыночного потенциала при нулевой цене. Полезность этого понятия в том, что оно позволяет оценить порядок величины экономических возможностей, которые открывает данный рынок. Так, абсолютный потенциал рынка легковых автомобилей может определяться общей численностью населения, начиная с возраста получения водительских прав. Очевидно, что существует большой разрыв между абсолютным потенциалом рынка и рыночным потенциалом. Эволюция абсолютного рыночного потенциала обусловлена такими внешними факторами, как уровень доходов и цен, привычки потребителей, культурные ценности, государственное регулирование и т.п. Данные факторы, на которые предприятие не имеет реального воздействия, могут оказать решающее влияние на развитие рынка. Иногда предприятия могут оказать косвенное влияние на эти внешние факторы (например, путем лоббирования снижения возраста получения водительских прав), но эти возможности ограничены. Поэтому основные усилия предприятий направлены на предвидение изменений внешней среды.
Далее выделяют текущий рыночный спрос, характеризующий объем продаж за определенный период времени в определенных условиях внешней среды при определенном уровне использования инструментов маркетинга предприятиями отрасли.
Под селективным спросом понимается спрос на определенную марку какого-либо товара; возникновение и развитие этого спроса стимулируется путем концентрации маркетинговых усилий в достаточно узком направлении.
Другим важным показателем, величину которого необходимо определять и прогнозировать, является показатель рыночной доли. Рыночная доля - это отношение объема продаж определенного товара данной организации к суммарному объему продаж данного товара, осуществленному всеми организациями, действующими на данном рынке. Этот показатель является ключевым при оценке конкурентной позиции организации. Данное положение вытекает из следующего: если у организации выше показатель рыночной доли, то она больше реализует продукта на данном рынке, следовательно, она больше производит данного продукта, поскольку объем выпуска должен соответствовать величине потенциальной реализации. Если организация выпускает больше продукта, то себестоимость единицы продукта у этой организации, вследствие действия масштабного экономического фактора, согласно которому, чем выше объем выпуска, тем ниже величина себестоимости, будет ниже по сравнению с другими конкурентами. Следовательно, позиции данной организации в конкурентной борьбе будут более предпочтительными.
Показатели спроса на ряд товаров, рынки которых характеризуются ограниченным числом поставщиков (в первую очередь олигополистические рынки), поддаются статистическому анализу, поскольку собирается и публикуется информация об объемах проданной продукции и оказанных услугах в самых различных аспектах: для международных рынков, рынков отдельных стран и регионов, в разрезе отдельных отраслей и предприятий. Однако для многих видов товаров детальная, надежная статистическая информация отсутствует. Поэтому для определения и прогнозирования величин спроса и других рыночных характеристик требуется проводить специальные маркетинговые исследования, содержание которых будет охарактеризовано в следующем разделе.
Таким образом, на основе данных показателей «ИП Закиров» изучает рынок на основе использования трех подходов:
1) посредством анализа вторичной информации;
2) путем исследования мотивации и поведения потребителей;
3) путем анализа выпускаемой и реализуемой продукции.
Проблема прогнозирования, вследствие быстрых, порой плохо предсказуемых изменений внешней среды, за последнее десятилетие стала особенно сложной. С учетом этих трудностей и критичности ошибок в прогнозах некоторые специалисты были вынуждены заговорить о тщетности прогнозирования. На самом деле прогнозирование - это обязанность, которую в явной или неявной форме неизбежно должны выполнять все фирмы.
Помимо получения возможных будущих оценок тех или иных исследуемых параметров, целью прогнозирования также является побуждение к размышлению о том, что может произойти во внешней среде и к каким последствиям для фирмы это приведет. Прогнозирование повышает бдительность менеджеров и, следовательно, их способность реагировать на изменения. Этот эффект достигается даже тогда, когда план не-выполнен в связи с тем, что некоторые гипотезы, положенные в основу прогнозного сценария, не материализовались.
Методы прогнозирования, как и все методы, используемые при проведении маркетинговых исследований, можно классифицировать на эвристические, при применении которых преобладают субъективные начала, и на экономико-математические, при применении которых преобладают объективные начала, к числу которых относятся статистические методы.
Эвристические методы предполагают, что подходы, используемые для формирования прогноза, не изложены в явной форме и неотделимы от лица, делающего прогноз, при разработке которого доминируют интуиция, прежний опыт, творчество и воображение. К данной категории методов относятся методы социологических исследований и экспертные методы, рассмотренные ранее. Причем опрашиваемые, давая свои оценки, могут основывать свои суждения, как на голой интуиции, так и используя определенные причинно-следственные связи, данные статистики и расчетов.
Так, при прогнозировании спроса «ИП Закиров» применяет на практике эвристические методы. Он изучают предпочтения потребителей, где в качестве экспертов выступают торговый персонал, обслуживающий определенные территории, дилеры, дистрибьюторы, консультанты по маркетингу и т.д.
Организация работы по обеспечению конкурентоспособности предприятия
«ИП Закиров» при изучении позиций и возможностей собственной фирмы и фирм-конкурентов в целом пытается ответить на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией:
1. Каковы основные цели конкурента?
2. Каковы текущие стратегии достижения этих целей?
3. Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?
4. Каковы их вероятные будущие стратегии?
Ответы на первые три группы вопросов должны обеспечить исходные данные для предвидения будущих стратегий. Анализ совокупности сведений по указанным четырем областям дает достаточно полную картину действий конкурентов.
По сути дела разговор идет о сборе и анализе информации о потенциале фирм-конкурентов и уровне его использования. Имеются в виду такие составляющие потенциала, как финансово-экономическая, производственная, научно-техническая, кадровая, организационно-лоббистская, маркетинговая.
С точки зрения результативности деятельности фирм-конкурентов на рынке и завоевания ими там сильных позиций можно выделить следующие основные факторы, которые изучает «ИП Закиров»:
1. Имидж фирмы.
2. Концепция продукта, на которой базируется деятельность фирмы.
3. Качество продуктов, уровень их соответствия мировому уровню (обычно определяется путем опросов или сравнительных тестов).
4. Уровень диверсификации производственно-хозяйственной деятельности (видов бизнеса), разнообразие номенклатуры продуктов.
5. Суммарная рыночная доля главных видов бизнеса.
6. Мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, характеризующей возможности по разработке новых продуктов (размер бюджета НИОКР, число сотрудников, оснащенность предметами и средствами труда, эффективность НИОКР).
7. Мощность производственной базы, характеризующей возможности перестраиваться на выпуск новых продуктов и наращивать объемы выпуска освоенных продуктов (число занятых, оснащенность основными фондами, их уровень и эффективность использования, структура издержек, в том числе использование фактора экономии в зависимости от объема и особенностей выпуска).
8. Финансы, как собственные, так и привлекаемые со стороны.
9. Рыночная цена с учетом возможных скидок или наценок.
10. Частота и глубина проводимых маркетинговых исследований, их бюджет.
11. Предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности фирмы привлекать и удерживать потребителей за счет более глубокого удовлетворения их потребностей.
12. Эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов товародвижения.
13. Уровень стимулирования сбыта (работников сбытовых служб предприятия, торговых организаций и потребителей).
14. Уровень рекламной деятельности.
15. Уровень послепродажного обслуживания.
16. Политика фирмы во внешней предпринимательской среде, характеризующая способность фирмы управлять в позитивном плане своими отношениями с государственными и местными властями, общественными организациями, прессой, населением и т. п.
Виды рекламных мероприятий
Реклама является одним из важнейших видов деятельности, с помощью которого фирма передает информацию, убеждающую потребителя в целесообразности приобретения ее товара.
В зависимости от целей «ИП Закиров» использует следующие виды рекламы: первоначальная, конкурентная, поддерживающая.
Первоначальная реклама имеет целью ознакомить возможных потребителей с новым для данного рынка товаром или услугами путем предоставления подробных сведений о качестве, цене, способе потребления, месте продажи товара или услуги и т.д. Такая реклама призвана убедить потребителя в целесообразности купить новый товар или воспользоваться услугой.
Конкурентная реклама нацелена на выделение рекламируемого товара из массы аналогичных, выпускаемых конкурирующими фирмами, характеристику его отличий и стимулирование покупателя купить именно этот товар.
Поддерживающая реклама направлена на поддержание спроса на ранее рекламируемый товар. Она носит напоминающий характер. Иногда подобная реклама используется как средство временного воздействия на покупателя для ликвидации излишних запасов товаров на складах производителей или торговцев и сезонной распродажи товаров.
«ИП Закиров» использует следующие средства рекламы:
- реклама в периодической печати;
- печатная реклама;
- реклама по телевидению;
- наружная (внешняя) реклама;
- реклама в местах продажи;
- реклама путем показа товара в действии;
- рубричная реклама.
А также «ЧП Закиров» использует в своей деятельности накопительные системы скидок, бонусы, распродажи к праздникам.
Глава 4 Менеджмент
Изучение общих, частных и вспомогательных функций управления, применяемых на предприятии
Функции управления - это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности. Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный процесс ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление.
Содержание функции отвечает на вопрос, какие действия (набор действий) осуществляются в рамках данной функции? Так, например, функция планирования предполагает, что в организации осуществляются следующие действия:
- на основе изучения внешней среды и интересов основных групп влияния формулируется миссия организации;
- исходя из требований рынка и возможностей организации устанавливаются ее цели;
- исходя из установленных целей организации и состояния внешней и внутренней среды определяются альтернативные стратегии;
- для реализации стратегий в организации разрабатываются политика и процедуры, устанавливающие стандарты и нормы в действиях членов организации;
- практическая работа в подразделениях строится на основе оперативных планов;
- планы организации и ее частей обеспечиваются системой показателей и финансовыми ресурсами для их реализации.
Ознакомление с кадровым составом предприятия, организацией подбора и расстановки кадров, с особенностями работы кадровой службы, аттестацией кадров, подготовкой и повышением квалификации кадров
В «ИП Закиров» планирование трудовых ресурсов начинается со стратегического плана, который разрабатывается в результате оценки рыночных возможностей, конкурентной обстановки, политики правительства и широкого спектра других внешних факторов, которые сопоставляются с положительными и отрицательными сторонами деятельности организации. Исходя из этого формируется кадровый состав фирмы. В случае анализа имеющихся ресурсов в «ИП Закиров» выявляется недостаточность кадров ей осуществляется набор необходимого персонала.
Набор персонала в «ИП Закиров» проводится по следующему плану:
- характеристика работы;
- квалификационные требования (к исполнению определенной работы);
- реклама;
- заявление о поступлении на работу;
- сокращенный список;
- соответствующие тесты и собеседование;
- выбор кандидата.
Аттестация персонала в «ИП Закиров» проводится ежегодно. На основе полученных данных выявляется степень соответствия сотрудника занимаемой должности.
Переподготовка кадров проводится каждые 3 года или же в зависимости от степени необходимости.
Определение вида организационной структуры управления предприятия
«ИП Закиров» представляет собой организацию с функциональной системой управления (рис. 2).
|
Рис. 2 Функциональная организация
Распределение функций отдельных подразделений и работников в структуре управления, количество и состав административно-управленческих работников
На складе «ИП Закиров», работают шесть человек – зав. складом, комплектовщик и четыре грузчика.
Рассмотрим функциональные обязанности каждого работника склада:
1. Заведующий складом.
Функциональные обязанности заведующего складом определены на основе и в объеме квалификационной характеристики по должности Заведующего складом и могут быть дополнены, уточнены при подготовке должностной инструкции исходя из конкретных обстоятельств:
- руководит работой склада по приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей, по их размещению с учетом наиболее рационального использования складских площадей, облегчения и ускорения поиска необходимых материалов, инвентаря и т.п.;
- обеспечивает сохранность складируемых товарно-материальных ценностей, соблюдение режимов хранения, правил оформления и сдачи приходно-расходных документов;
- следит за наличием и исправностью противопожарных средств, состоянием помещений, оборудования и инвентаря на складе и обеспечивает их своевременный ремонт;
- организует проведение погрузочно-разгрузочных работ на складе с соблюдением норм, правил и инструкций по охране труда;
- обеспечивает сбор, хранение и своевременный возврат поставщикам погрузочного реквизита;
- участвует в проведении инвентаризаций товарно-материальных ценностей;
- контролирует ведение учета складских операций, установленной отчетности;
- принимает участие в разработке и осуществлении мероприятий по повышению эффективности работы складского хозяйства, сокращению расходов на транспортировку и хранение товарно-материальных ценностей, внедрению в организацию складского хозяйства современных средств вычислительной техники, коммуникаций и связи.
2. Комплектовщик:
- производит перед началом работы проверку исправности транспортировочных средств и приспособлений, наличие и исправность ручных товарных тележек. При необходимости производит их очистку, смазку, мелкий ремонт;
- осуществляет в течение рабочего дня своевременную погрузку и выгрузку товаров как поступивших на предприятие, так и направляемых в торговые секции;
- разрабатывает предложения и дает рекомендации по оформлению торговых, административных, служебных помещений предприятия, размещению внешней и внутренней рекламы;
- контролирует проведение и проводит сам оформительские работы в торговых помещениях предприятия;
- производит распечатку ценников. Контролирует правильность указанных в них цен и читаемость ценников на расстоянии;
- изучает и анализирует опыт других предприятий торговли в художественном оформлении помещений, размещении рекламы, оформление витрин, выкладку товаров, вносит предложения по использованию положительного и передового опыта;
- принимает меры по сохранности имущества предприятия;
- не разглашает информацию и сведения, являющиеся коммерческой тайной предприятия.
3. Грузчик:
- осуществляет погрузку, перевозку, перенос и выгрузку внутрискладского груза и других товарно-материальных ценностей, его сортировку, фасовку вручную и с применением простейших погрузочно-разгрузочных приспособлений;
- подкатывает и откатывает тележки с различным грузом к контейнерам, машинам или вагонам для осуществления погрузочно-разгрузочных работ, осуществляет непосредственно эти работы;
- открывает и закрывает двери складских помещений и контейнеров до и после осуществления погрузочно-разгрузочных работ;
- устанавливает подъемные блоки, лебедки и временные скаты для осуществления погрузочно-разгрузочных работ, производить сборку их после окончания работы;
- размещает и укрепляет грузы на складах и на транспортных средствах при транспортировке;
- выполняет распоряжения руководства в точном соответствии с полученными указаниями и с соблюдением правил техники безопасности;
- проверяет целостность упаковки (тары) и соответствия их внутреннего содержания этикетке (маркировке) во время приема продукции, отгрузки продукции заказчикам и во время проведения инвентаризаций;
- правильно размещает груз, не допуская порчи и боя в загружаемые транспортные средства;
- участвует в рациональном и правильном размещении товаров на складах в точном соответствии с указаниями кладовщика;
- следит за правильным укомплектованием отправляемых товаров принадлежностями, арматурой, крепежом, кронштейнами и пр. О замеченных недостатках немедленно сообщает кладовщику;
- производит уборку на рабочих местах, на складах и территориях, примыкающих к складам.
Развитие складского хозяйства, повышение его технической оснащенности, увеличение масштабов деятельности усложняют трудовой процесс. В рыночных условиях меняется характер труда, усложняются его разделение и кооперация, появляются новые профессии. Требования, предъявляемые рынком к организации и оснащению рабочих мест, к уровню квалификации оптовых работников существенно изменились. Каждый работник заинтересован в улучшении индивидуальных и общих результатов работы фирмы. Применяются материальные и моральные методы поощрения и стимулирования работников складов, что привело к значительному повышению их производительности труда.
Практическое применение различных методов управления (экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических) на предприятии, оценка их эффективности
В «ИП Закиров» применяют следующие методы управления:
- экономические (премии, надбавки, бонусы и т.д.);
- организационно-распорядительные (ненормированное рабочее время);
- социально-психологические.
Данные методы управления очень эффективны, так как заставляют сотрудников работать усерднее.
Ознакомление с информационно-коммуникационными, организационно-распорядительными и контрольно-учетными операциями и работами в процессе управления
Полученная в ходе отслеживания информация в «ИП Закиров» используется для проведения корректировки действий. Отслеживание и обратная связь занимают в работе менеджера «ИП Закиров» много времени. При этом информация из первоисточника всегда лучше, чем подготовленный кем-то отчет или данные из «вторых» рук. В первом случае замечается больше деталей и нюансов, делается более правильная оценка и достигается более верное восприятие потенциальных проблем и их решений. Также это позволяет показать подчиненным интерес менеджера к выполняемому решению. В «ИП Закиров» вся информация поступает оперативно и используется максимально наилучшим образом.
Это достигается путем учитывания продукции как в книге по учету товара, так и в компьютерном варианте, отдельно предусмотрены механизмы заказа товара по наличному и безналичному расчету, оперативному приема заказа, круглосуточному телефону.
Так места на сладе всегда хватает под товары в нужном объеме для заказчика. Очень редки случаи простоя товаров на складе или его нехватки. Если такие случаи и происходят то не по вине «ИП Закиров», а по независимым от нее причинам (например, скачки валюты, удорожание бензина и т.д.). Однако фирма всегда находит взаимопонимание с партнерами и дальнейшему сотрудничеству с ними.
Изучение информационных потоков на предприятии, ознакомление с основными видами документов (организационных, распорядительных, справочно-распорядительных, по личному составу и др.), оценка их по форме и структуре
В «ИП Закиров» организационные, распорядительные, справочно-распорядительные документы, а также документы по личному составу и др. документы доводятся до всех сотрудников, во избежание недоразумений и всевозможных слухов, которые мешают производительности сотрудников, порождают конфликты и нарушают климат в организации.
Этапы принятия важнейших управленческих решений, система контроля за ходом их выполнения
Принятие решений в управлении «ИП Закиров» представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов и стадий, начинающийся с формулирования проблемы и заканчивающийся совершением действий, решающих эту проблему (Рис. 3) .
Стадия I. ПРИЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ
- восприятие и признание проблемы
- интерпретация и формулирование проблемы
- определение критериев успешного решения
Стадия II. ВЫРАБОТКА РЕШЕНИЯ
- разработка альтернатив
- оценка альтернатив
- выбор альтернативы
Стадия III. ВЫПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ
- организация выполнения решения
- анализ и контроль выполнения решения
- обратная связь и корректировка
Рис. 3. Процесс принятия решения в «ИП Закиров»
Первая стадия рассматриваемого процесса состоит в признании необходимости решения и включает в себя следующие этапы:
- признание проблемы;
- формулирование проблемы;
- определение критериев успешного решения проблемы.
Каждое новое решение в управлении «ИП Закиров» возникает на основе ранее сделанного решения, действия по которому либо завершились, либо отклонились от первоначально выбранного варианта, либо вошли в противоречие с изменениями, происшедшими во внешней среде. Отклонение ситуации от заданного состояния в процессе принятия решения обнаруживается менеджерами не сразу. На практике это отклонение представляет собой разрыв между целями организации и уровнем их достижения. Быстрота выявления этого расхождения зависит от двух факторов: способности системы управления делать это в режиме саморегулирования, опытности и индивидуальных характеристик менеджера.
Если исходить из того, что решение - это организационная реакция на возникшую проблему, то этап изучения ситуации направлен на признание или непризнание существующей в организации проблемы.
Стадия выработки решения состоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив. Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер может начинать работу по поиску альтернатив или возможных направлений действия для решения проблемы. Многие из альтернативных решений в «ИП Закиров» известны из предыдущего опыта, стандартны и легко вписываются в критериальные границы лучшего решения.
Однако нередко возникают новые, уникальные проблемы, решение которых не умещается в привычные и стандартные рамки. В этом случае в «ИП Закиров» применяется творческий подход. Существует много методов творческого поиска альтернатив: так называемая «мозговая атака»; выдвижения предложений; групповой анализ ситуации; причинно-следственная диаграмма; карта мнений.
В «ИП Закиров» с наибольшим успехом применяется метод дерева решений для уравнения и оценки выдвинутых альтернатив. Данный метод включает в себя следующие шаги:
- инвентаризация всех альтернатив;
- ранжирование выборов в хронологическом порядке;
- решение о предпочтительности последствий рассматриваемых альтернатив с учетом их капиталоемкости;
- оценка шансов того, что каждое из выделенных событий произойдет.
Выбор альтернативы является своего рода вершиной в процессе принятия решения. Многие не любят этот этап, пытаются избежать его или переложить на другого, так как в ходе данного этапа принимающий решение вынужден брать на себя определенные обязательства по будущему курсу действий. Хороший анализ альтернатив позволяет резко сузить рамки выбора. При выборе альтернативы могут использоваться три подхода: учет прошлого опыта; проведение эксперимента; исследование и анализ.
Привлечение прошлого опыта является, пожалуй, наиболее используемым подходом в выборе альтернативы. Опытные менеджеры не просто используют данный подход, но и испытывают сильную веру в него. Это лежит в основе утверждения о том, что чем выше уровень руководства, тем больше требуется опыта. В определенной степени опыт вырабатывает у руководителя умения и навыки принятия правильных решений.
Завершающая стадия - это выполнение решения. Она состоит из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения. Наиболее распространенной ошибкой менеджеров является предположение, что если выбор в отношении решения сделан, то решение обязательно будет выполнено.
Выполнение решения - это устранение проблемы, его породившей, по отношению к которой было принято решение.
Организация выполнения решения предусматривает координацию усилий многих людей. Менеджер должен стремиться избегать потенциальных конфликтов, делать людей заинтересованными и мотивированными на реализацию решения, таким образом расставить людей, чтобы максимально использовать их способности.
Для этого, во-первых, необходимо составить план мероприятий, превращающих решение в реальность.
Следующий этап - это встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения. Основой такого механизма в «ИП Закиров» является система обнаружения ошибок и достижений в действиях по выполнению решения. Когда система такого отслеживания отклонений работает эффективно, тогда проблемы в выполнении решений могут быть предотвращены до того, как они проявятся.
Изучение производственной среды в целом и организации рабочего места руководителя предприятия или одного из подразделений
Склад является основной составной частью оптового торгового предприятия. Он функционирует под общим руководством коммерческого (торгового) отдела предприятия. Структура складского аппарата и численность его работников зависят от:
- вида склада;
- объема товарооборота;
- ассортимента товаров;
- объема и сложности складских операций.
Разделение труда работников складов осуществляется по основным функциям, выполняемым на складах. Функции складов:
- управление;
- коммерческая работа;
- технологические процессы и операции с товарами;
- техническое обслуживание рабочих мест и торгово-технологического оборудования;
- общетехническое обслуживание здания и процессов (освещение, отопление, энергетика, охрана);
- прочие работы (ремонтные, строительные).
Выполнением каждой функции занимаются определенные работники. Функциональное и пооперационное разделение труда характеризуется значительным разнообразием и требует кооперации труда.
Изучение стиля и культуры руководства
Культура в «ИП Закиров» проявляет себя разными способами, некоторые из них четко выражены, другие – трудноуловимы.
Для понимания корпоративной культуры в «ИП Закиров» используются следующие критерии:
- естественная обстановка;
- корпоративная литература;
- отношение к клиентам;
- история;
- мобильность;
- главные вопросы;
- что говорят о компании.
В своей повседневной управленческой деятельности руководство «ИП Закиров» использует авторитарному стилю управления. Руководство строго следит за дисциплиной сотрудников, за качеством выполняемой ими работы. Управляющий внимательно следит за усердностью сотрудников и вознаграждает их за это стремление.
Оценка этики управленческой деятельности и деловых контактов
Все сотрудники «ИП Закиров» ведут себя с клиентами доброжелательно и учтиво. Даже если покупателям что-либо не понятно, продавцы ведут себя сдержано и никогда не повышают голос.
Выяснение основных видов конфликтов в коллективе предприятия, способы их устранения
Работающие в организациях люди различны между собой. Соответственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт в «ИП Закиров» определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. Менеджер согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя.
С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяется три типа конфликтов, которые иногда происходят в «ИП Закиров». Первый - это конфликт целей. В этом случае ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Существует много методов разрешения таких конфликтов. Второй - это конфликт, вызванный тем, что участвующие стороны расходятся во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует большего времени, чем разрешение конфликтов, связанных с противоречием целей. И наконец, третий - это чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия. Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности.
Для разрешения организационных конфликтов в «ИП Закиров» широко используются так называемые структурные методы управления конфликтом внутри организации. Эти методы связаны с использованием изменений в структуре организации для разрешения конфликтов, уже получивших развитие. Они направлены на снижение интенсивности конфликта. В группу этих методов входят:
- методы, связанные с использованием руководителем своего положения в организации (приказ, распоряжение, директива и т.п.);
- методы, связанные с «разведением» частей организации - участников конфликта («разведение» их по ресурсам, целям, средствам и т.д.) или снижением их взаимозависимости (дифференциация и автономизация подразделений);
- методы, связанные с созданием определенного «задела» в работе взаимозависимых подразделений (запас материалов и комплектующих);
- методы, связанные с введением специального интеграционного механизма для конфликтующих подразделений (общий заместитель, куратор или координатор и т.п.);
- методы, связанные со слиянием разных подразделений и наделением их общей задачей (например, объединение отдела труда и заработной платы и отдела кадров в отдел развития персонала, призванный заниматься развитием каждого отдельного работника в плане его роста, а не только расчетно-учетными функциями).
Изучение организационного поведения, в том числе мотивации трудовой деятельности, диагностики профессиональной пригодности персонала, контроля организационного поведения, роли руководителя в управлении им и т.д.
Очевидно, что восприятие и оценка своего опыта, а также процесс адаптации к условиям и требованиям организационного окружения, во многом носят индивидуальный характер. В одной и той же среде люди ведут себя по-разному. У человека как бы имеется две степени свободы в построении своего поведения в организации. С одной стороны, он обладает свободой в выборе форм поведения: принимать или не принимать существующие в организации формы и нормы поведения, с другой - он может принимать или не принимать ценности организации, разделять или не разделять ее цели и философию. В зависимости от того, в какой комбинации сочетаются эти основополагающие составляющие поведения, может быть выделено четыре предельных типа поведения человека в организации.
Первый тип: полностью принимаются ценности и нормы поведения. В этом случае человек старается вести себя таким образом, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами организации. Он искренне старается быть дисциплинированным, выполнять свою роль полностью в соответствии с принятыми в организации нормами и формой поведения. Поэтому результаты действий такого человека в основном зависят от его личных возможностей и способностей и от того, насколько верно определено содержание его роли. Такой тип поведения можно охарактеризовать как поведение преданного и дисциплинированного члена организации.
Второй тип: человек не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, полностью следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. Такого человека можно охарактеризовать как приспособленца. Он делает все правильно и по правилам, но его нельзя считать надежным членом организации, так как он, хотя и является хорошим и исполнительным работником, тем не менее может в любой момент покинуть организацию или совершить действия, которые могут противоречить интересам организации, но соответствовать его собственным интересам. Например, такой человек с готовностью будет участвовать в забастовке для того, чтобы добиться повышения зарплаты.
Третий тип: человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующие в ней нормы поведения. В данном случае человек может порождать много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством, он выглядит оригиналом. Однако если организация может позволить себе отказаться от устоявшихся норм поведения применительно к отдельным ее членам и создать состояние свободы выбора форм поведения для таких ее членов, они могут найти свое место в организации и приносить ей пользу.
Четвертый тип: индивид не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации. Это открытый бунтарь, который все время входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации. Было бы неверно считать, что такой тип поведения абсолютно неприемлем в организации и люди, ведущие себя таким образом, не нужны организации. Однако в большинстве случаев «бунтари» порождают множество проблем, которые существенно усложняют жизнь организации и даже наносят ей большой ущерб.
Таким образом, руководство «ИП Закиров» внимательно анализирует качества людей, которых они принимают на работу по следующим параметрам (статус; надежность; чувство принадлежности; соперник; признание; власть; независимость; достижения).
Исходя из полученных данных на основе исследования поведения сотрудников руководство «ИП Закиров» выбирает ту или иную модель поведения с конкретным сотрудником (преданный и дисциплинированный член организации; оригинал; приспособленец; бунтарь). Вырабатывая механизмы воздействия на сотрудника (мотивируя к труду) и возлагания на него ответственности (объем работы).
Выводы и предложения
В завершении работы можно сделать следующие выводы:
1. «ЧП Закиров» является оптовым предприятием, в задачи которого входит: поиск поставщиков для розничных предприятий и других покупателей; закупка товаров у производителей и их доставка, хранение; формирование торгового ассортимента и т.д.
2. «ЧП Закиров» является единственным в г.Кемерове дистрибьютором компании «Восток-Запад». В наиболее широком ассортименте представлена продукция ТМ «Штурвал» (коллекция морских закусок), рыбных консервов и морепродуктов.
3. Технологическая цепь товародвижения – четырехзвенная, в которой «ЧП Закиров» выступает в качестве предприятия мелко-оптовой торговли. При этом оборачиваемость товарных запасов составляет 63 дня.
4. В организации товароснабжения используется складская форма. Схема товародвижения децентрализованная. Вся продукция имеет соответствующую упаковку и маркировку.
5. Для доставки товаров применяются автоперевозки (автомобили «ГАЗель», находящиеся в собственности «ЧП Закиров») и железнодорожные перевозки.
6. На предприятии сегодня работают 28 человек. Труд работников «ЧП Закиров» частично механизирован. Общий фонд заработной платы на конец периода составил 274730 тыс. р. (вырос на 32,6%).
7. Основными доходами предприятия являются доходы от оптовой и розничной продажи продукции. Главным направлением расходов является закупка продукции (около 75,0%).
8. Руководство «ИП Закиров» в своей практике использует два вида цен: оптовые и розничные. Цена на продукцию предприятия формируется с помощью метода «средние издержки плюс прибыль».
9. В области маркетинга «ИП Закиров» занимается проведением рекламной компании, изучением рынка сбыта, использует в своей деятельности накопительные системы скидок, бонусы, распродажи к праздникам.
10. В области управления предприятием используется такие методы управления как: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические. Очень развитой является политика управления персоналом в рассматриваемой организации.
В качестве рекомендаций по совершенствованию деятельности «ИП Закиров» можно предложить следующие мероприятия:
1. Увеличение ассортимента продукции за счет внедрение на рынок г. Кемерова товаров-новинок.
2. Открытие представительств предприятия по городам Кемеровской области, чтобы наладить прямые поставки товаров в регионы.
3. Использование наступательных стратегий для сохранения конкурентного преимущества.
Следствием внедрения предложенных рекомендаций должно стать увеличение объема продаж и прибыли предприятия.
Приложение 2
ДНЕВНИК
Производственно-профессиональной и преддипломной практики студента специальности 060800 – экономика и управление
на предприятии (торговли)
Студент:_______Трубина Ксения Андреевна____________________________
С 01 февраля по 11 апреля 2006 г.
Дата |
Содержание работы |
Замечания руководителя и подпись |
01.02.-03.02.06г. |
Изучение экономической характеристики места расположения объекта практики |
|
04.02.-09.02.06г. |
Изучение товарооборота и его структуры |
|
10.02.-16.02.06г. |
Анализ трудовых показателей предприятия |
|
17.02.-23.02.06г. |
Изучение и анализ издержек производства и обращения «ООО ТПК Ник» |
|
24.02.-10.03.06г. |
Анализ доходов предприятия |
|
13.03.-23.03.06г. |
Изучение организационно-технологической деятельности предприятия |
|
24.03.-31.03.06г. |
Изучение маркетинговой деятельности предприятия |
|
03.04.-05.04.06г. |
Изучение управленческой деятельности предприятия |
|
06.04.-11.04.06г. |
Составление отчета по практике |