Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Товарооборот и его структура………………………………………………....4

2. Товароснабжение на предприятии…………………………………………….7

3. Прогрессивные технологии доставки грузов…………………………………8

4. Механизация и автоматизация технологических процессов в торговле…..10

5. Технология и организация транспортно-экспедиционных операций……..12

6. Складское хозяйство в оптовой торговле…………………………………...18

7. Технология разгрузки транспортных средств и внутрискладского  

     перемещение грузов………………………………………………………....20

8. Технология приемки товаров на складе…………………………………….24

9. Технология процесса складирования груза на складе……………………..28

10. Технология процесса комплектации товаров и отправки

      их потребителям……………………………………………………………..31

11. Управление персоналом в оптовой торговле……………………………...34

Заключение……………………………………………………………………….38

Приложения……………………………………………………………………...39

Введение

Я проходила практику на предприятии «ЧП Закиров».

Сроки прохождения практики: 02.06.2005г. – 30.06.2005 г.

«ЧП Закиров» (г.Кемерово) – это частное предприятие, основным видом деятельности которого является торговля продовольственными товарами оптом.

Основными целями практики являлись:

- изучить особенности организационно-технологической деятельности предприятий торговли;

- закрепить теоретические навыки, полученные в результате изучения торгово-технологических процессов в рамках соответствующих дисциплин;

- рассмотреть структуру и изучить особенности управления торгово-технологическими процессами.

1. Товарооборот и его структура

«ЧП Закиров» расположено на оптовом рынке по адресу: ул. Тухачевского, 100. Предприятие арендует торговую и складскую площадь у ЗАО «Агропромышленная палата». Предлагаемый товар продается либо со склада, либо поставляется под заказ.

Особенность рассматриваемого предприятия заключается в том, что «ЧП Закиров» является единственным в г.Кемерове дистрибьютором компаний:

- «Восток-Запад», которая занимается продажей морских сушеных продуктов;

- ООО «Торговая система», которая занимается продажей кукурузных палочек, чипсов, хлебцев;

- ООО «Эталонторг», которая занимается продажей тортов, элитной консервации, морских деликатесов.

В наиболее широком ассортименте (75% от всего ассортимента) в «ЧП Закиров» представлена продукция торговой марки «Штурвал», среди которых:

1. Коллекция морских закусок (щупальца кальмара соленые; пластинки кальмара солено-сушеные; кальмар солено-сушеный; полоски кальмара копченые; крылья кальмара солено-сушеные; морские чипсы; креветки; осьминог солено-сушеный; осьминог копченый; «Золотая рыбка» по-шанхайски; анчоус солено-сушеный и т.д.).

2. Рыбные консервы и морепродукты (кальмар натуральный; тунец натуральный; креветка натуральная очищенная; сайра натуральная с добавлением масла; мидии натуральные и т.д.).

Благодаря уникальной технологии приготовления морские деликатесы «Штурвал» не имеют аналогов ни на российском, ни на зарубежном рынках. До сих пор ни одной   компании не удалось воспроизвести ассортимент «Штурвала», как по качеству, так и по внешнему виду, потому что высокое качество и великолепный вкус нашей продукции обусловлено следующими факторами:                                                                         

- эксклюзивная фабрика компании «Атардо» находится не в Северном Китае, а в Южном, т.к. это самый развитый регион во всех смыслах: техническом, технологическом, экономическом и т.д. В последнее время именно Южный Китай обеспечивает бурное развитие всей китайской экономики;

-  у фабрики богатая история: в основе технологий приготовления продуктов «Штурвал» лежат многолетние традиции и национальные рецепты;

-  фабрика компании «Атардо» расположена в месте непосредственного вылова рыбы и морепродуктов, что полностью исключает их хранение в замороженном виде, позволяя приготавливать продукцию «Штурвал» сразу же, сохраняя природный йод и полезные микроэлементы, содержащиеся в морских деликатесах;

сама фабрика находится на острове в море, где постоянно дует ветер, таким образом, морепродукты сушатся на открытом воздухе, на свежем морском ветру. Благодаря этому они не теряют оригинального вкуса, вбирают в себя свежесть океанского воздуха и прекрасно сохраняются без консервантов;    

продукция компании «Атардо» под ТМ «Штурвал» поставляется не только в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города Российской Федерации, но и экспортируется в страны Балтии, Белоруссию, Украину и Казахстан, а таре в Швецию, Израиль и Японию.

Поставщиками «ЧП Закиров» являются: ООО «Кора», ООО «Альянс», ТД «Терем», ООО «Сибириада», ООО «Новотек», «ЧП Полищук», ЗАО «Оверс», ТД «Аква», ООО «Сибторг», ООО «Фудмарк», ООО «АлкоТЭК», ООО «Смит», ООО «Геба», ООО «Велес», ООО «Фуд Трейдинг», ООО «Счастье», ТД «Караван».

Потребителями «ЧП Закиров» являются: ЗАО «Система магазинов Чибис», ООО «Диал-С», а также другие организации и частные предприниматели.

На организацию процесса товародвижения «ЧП Закиров» оказывает влияние ряд факторов:

1. Производственные факторы:

- размещение производства, которое расположено достаточно недалеко (Южный Китай). В свою очередь, непосредственные поставщики находятся еще ближе (г.Кемерово, г.Новосибирск);

- специализация производства («ЧП Закиров специализируется, в основном, на продаже продукции ТМ «Штурвал». Об этом шла речь выше).

2. Транспортные факторы.

В распоряжении «ЧП Закиров» имеется два автомобиля «ГАЗель», на которых доставляется продукция от кемеровских и новосибирских поставщиков.

3. Торговые факторы.

Ассортимент «ЧП Закиров», преимущественно, представлен коллекцией морских закусок. Ассортимент очень разнообразен и постоянно расширяется. Вся продукция обладает отличными вкусовыми качествами.

Технологическая цепь товародвижения показана на рис. 1.

                                ЧЕТЫРЕХЗВЕННАЯ СИСТЕМА

Произво-дитель

 
 

Рис. 1 Технологическая цепь товародвижения «ЧП Закиров»

«ЧП Закиров» в этой цепи занимает место мелко-оптовой торговли.

По состоянию на 01.06.2005г. у «ЧП Закиров» имелись товарные запасы на сумму 98 524 руб. Оборачиваемость товарных запасов – 63 дня.

2. Товароснабжение на предприятии

На характер процесса товароснабжения большое влияние оказывают звенность и форма организации товароснабжения. Процесс товароснабжения на различных предприятиях происходит по-разному. В практике     организации товароснабжения «ЧП Закиров» применяется складская                форма.

Складская форма товародвижения нашла свое применение в «ЧП Закиров», поскольку товары данного предприятия представлены в сложном ассортименте. При этом товары с целью их подсортировки следуют через складские звенья.

Схема товародвижения в «ЧП Закиров» происходит с участием посреднических оптовых предприятий, а потому является сложной (децентрализованной).

Важную роль в процессе товародвижения выполняет транспорт. Большое значение имеет правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование.

Выбранные «ЧП Закиров» для организации товародвижения транспортные средства (автомобили «ГАЗель») является достаточно удобными в применении. К тому же они обеспечивают:

- сохранность груза;

- своевременную доставку груза;

- соблюдение правил загрузки и траспортирования;

- применение прогрессивных технологий транспортирования;

- механизацию погрузочно-разгрузочных средств.

Иногда товары в «ЧП Закиров» доставляются с помощью железнодорожного транспорта, но чаще отдается предпочтение все же автомобильным перевозкам.

3. Прогрессивные технологии доставки грузов

Особым видом упаковки товара является тара, которая предназначена для транспортировки и хранения. Особенность тары заключается в требованиях относительно перевозимых товаров. Иными словами тара должна соответствовать всем характеристикам товара.

Основное предназначение тары – соблюсти сохранность товара и удобство транспортировки.

Тара и упаковочные материалы защищают товар от загрязнения, потерь массы, неблагоприятного влияния внешней среды (от механических повреждений, обсеменения микроорганизмами, повреждения амбарными вредителями). Они должны быть привлекатель­ными, прочными, гигиеничными.

Различают тару потребительскую (внутреннюю) и транспорт­ную (внешнюю). К потребительской таре относятся пакеты, коробки, тубы, бутылки, банки. Вместе с товаром эта тара продается потребителю. Она может быть разового и много­кратного использования. К транспортной таре относятся ящики, контейнеры, бочки, мешки. Применяется она для затари­вания товаров в местах производства и перевозки в пункты потребления.

Потребительской тарой продукции «ЧП Закиров» являются пакеты разового использования.

Транспортной тарой являются картонно-бумажные коробки. Так продукция ТМ «Штурвал» упакована следующим образом:

- 200 пакетиков по 9 г;

- 100 пакетиков по 18 г;

- 50 пакетиков по 36 г;

- 40 пакетиков по 36 г – только «Морские чипсы»;

- 36 упаковок по 54 г – только МИКСы: «Кальмар», «Рыбка», «6 вкусов»;

- 24 банки по 185 г – все консервы и по 118 г – только «Креветка».

Благодаря тому, что компания-производитель смогла создать особый, контролируемый режим производства, сроки хранения продукции ТМ «Штурвал» в 1,5 раза дольше, чем у конкурентов. Это связано с тем, что на данном производстве не используются химические добавки, расщепляемые при температуре 200С и выше. Срок хранения на солено-сушеные и копченые морские деликатесы под ТМ «Штурвал» - 12 месяцев, а на рыбные консервы и морепродукты – 36 месяцев.

Вся упаковка продукции ТМ «Штурвал» (в том числе каждого отдельно упакованного изделия) имеет соответствующую маркировку. Стандар­тами на отдельные виды товаров установлены требования к маркировке (перечень обязательных реквизитов, способы нанесе­ния, пр.). Обязательным требованием к единичной, потреби­тельской упаковке является наличие информации об изготови­теле и товаре. Все это, а также штриховой код, присутствует на упаковке продукции ТМ «Штурвал».

В дополнение к этому на упаковке размещен логотип ТМ «Штурвал», что является рекламным реквизитом маркировки.

Средства механизации погрузочно-разгрузочных работ (в основном тарооборудование) используются во всех звеньях технологической цепи товародвижения в «ЧП Закиров». Их применение позволяет более эффективно использовать транспортные средства и рабочую силу, существенно ускорить процесс товародвижения.

4. Механизация и автоматизация технологических процессов в торговле

Широкое использование в процессе товародвижения тары – оборудования в «ЧП Закиров» (о ней шла речь в предыдущем параграфе) позволяет не только исключить тяжелые ручные процессы. Значительно повышается производительность труда и культура торговли. Происходит значительный экономический эффект от внедрения тары – оборудования. Так, расходы на погрузку и разгрузку автомобилей сократились приблизительно в 4 раза.

Кроме того, использование «ЧП Закиров» тары-оборудования для доставки и продажи товаров позволяет сократить 8 тех­нологических операций в торговле и 13 - на транспорте и предприятиях с поставщиков. Применение тары-оборудо­вания - специальных малогабаритных контейнеров в ка­честве товароносителя наиболее эффективно при завозе в магазины «ЧП Закиров» небольших партий товаров. Тара-оборудование в этом случае выполняет функции продовольственной транспортной тары и немеханического оборудования. При этом товары фасуют в потребительскую упаковку, укладывают в тару-оборудование и доставляют непосредственно в торговый зал магазина, где они реали­зуются потребителям

Основной технологический процесс на общетоварных складах «ЧП Закиров» представляет собой материально-вещественный поток готовых к потреблению товаров.

Технологический процесс на складе «ЧП Закиров» представляет собой совокупность  взаимосвязанных между собой  операций, которым подвергаются товары с целью подготовки их к последующему этапу товародвижения. Это комплекс после­довательно выполняемых операций, связанных с поступле­нием, подготовкой к приемке и приемкой товаров, размеще­нием их на хранение, организацией хранения, подготовкой к отпуску и отпуском товаров. Совокупность складских тех­нологических операций по разгрузке, перемещению, распа­ковке, приемке, размещению, укладке, хранению и отпус­ку товаров (доставке их покупателям) составляет содержание внутрискладского технологического процесса.

Содержание работ и операций определяется технологи­ческой схемой, размещением основных зон склада, систе­мой используемых машин и оборудования. В технологичес­кой схеме систематизация всех видов работ и операций осу­ществляется по принципу последовательности их выполне­ния. При составлении технологической схемы учитывают особенности товаров, их упаковка, способы доставки.

Внутрискладской технологический процесс в «ЧП Закиров» подразделяется на следующие составные части:

-  поступление и приемка товаров на складе;

-  хранение товаров на складе;

-  отпуск товаров со склада.

Отдельные части технологического процесса объединя­ются внутрискладским транспортом. Составные части внут­рискладского технологического процесса включают множе­ство разнообразных складских операций (разгрузка, пере­мещение, распаковка, приемка, укладка на хранение, от­борка, сортировка, упаковка, погрузка и т.д.).

Товары завозятся на склады автотранспортными средствами. Выполнение операций, связанных с поступлением товаров, предусматривает разгрузку транс­портных средств, доставку товаров в зону приемки, распаковку и приемку их по количеству и качеству. Принципиальная схема технологического процесса на складе представлена в Приложении 1.

5. Технология и организация транспортно-экспедиционных операций

Существенным условием нормального функционирования пред­приятия оптовой торговли является организация транспортных перевозок товаров. При решении этого вопроса «ЧП Закиров» ис­пользует два основных инструмента - собственную транспорт­ную службу и железнодорожные перевозки.

Так, при традиционном способе на первое место выдвигается система поставки товаров «строго по графику». При этом не имеет большого значения разовый объем транспортных перевозок. Это объясняется привязкой к графику производителя.

Необходимо учитывать интересы клиента, а именно сохранность и своевременность доставки товара. Речь идет о качестве перевозок. От качества перевозок зависит надежность предоставляемых услуг. Достигается это за счет экспедиции това­ра, постоянным контролем за грузом в пути следования, мобиль­ной связью с транспортом, информационным сопровождением.

Одной из важных функций транспортной службы является планирование транспортных перевозок. Для этого в «ЧП Закиров» учитываются следующие факторы:

- наличие товара на складе, его состояние и подготовленность к перевозке;

-  состояние транспортных средств;

-  готовность потребителя к приему товара.

Здесь необходимо добавить, что транспортная служба зачастую сталкивается с проблемами взаимодействия структурных подраз­делений предприятия: учет первого фактора зависит от работы складской службы по обеспечению товарных запасов, учет тре­тьего - от работы информационной службы.

С целью совершенствования грузопотоков транспортные служ­бы должны планировать маршруты. Маршрутизация позволяет точ­но определить объем перевозок, количество необходимых авто­мобилей. Планирование поездок в сочетании рационального объе­ма, направления, дальности, времени суток, загруженности транс­портных магистралей, последовательности движения позволяет оптимизировать процесс грузоперевозок. Для создания маршрута в «ЧП Закиров» заранее определяются сроки поставки, а также учитывается транспортная характеристика груза.

Помимо указанных функций, в обязанности транспортной служ­бы «ЧП Закиров» входит осуществление аналитического учета перевозок, кото­рый позволяет оперативно следить за изменением ситуации на рынке. Сюда включается:

-  динамика изменения объемов перевозок;

-  «сортировка» клиентов на сезонных, постоянных и разовых;

-  составление схем маршрутов к потребителям;

-  группировка потребителей по направлению, дальности, объе­му перевозок;

-  выбор транспортных средств для конкретных перевозок;

-  анализ изменения себестоимости перевозок (простои, по­ломки).

Естественно, что все вышеперечисленное имеет применение для организации автотранспортной службы предприятия.

Преимущества автомо­бильного транспорта, используемого «ЧП Закиров», также заключаются в следующем:

- мобильность в передвижении;

-  небольшая себестоимость перевозок;

-  возможность самостоятельного формирования графиков пе­ревозок;

-  высокая скорость доставки грузов.

Недостатками использование автомобильного транспорта для перевозки грузов являются:

- неэффективность использования на большие расстояния больших партий грузов;

- зависимость от дорожной инфраструктуры.

Стоит заметить, что транспортная служба предприятия, осуществляющего оптовую торговлю, не всегда в состоянии организовать перевозку продаваемых и закупаемых товаров. По этой причине «ЧП Закиров» иногда прибегает к железнодорожным перевозкам.

Преимущества железнодорожных перевозок заключаются в следующем:

1. Независимость от климатических условий.

2. Относительно невысокая себестоимость.

3. Способность перевозить широкую номенклатуру грузов.

4. Эффективность при перевозках на расстояние более 300 км и т.д.

Среди недостатков железнодорожных перевозок можно отметить следующие:

1. Привязка к федеральному графику движения поездов.

2. Необходимость строить либо подъездные пути, либо пользоваться другим видом транспорта.

3. Возможность ограничения или остановки движения.

Общие условия перевозки каждым видом транспорта определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Основные документы при перевозке автомобильным транспортом таковы:

1. «Устав автомобильного транспорта РСФСР». Постановление Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 года №12 (с изменениями на 28 апреля 1995 года).

2. «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом». Приказ Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 1 января 1983 года.

3. «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом». Приказ Министерства транспорта РФ от 8 августа 1995 года №73.

К документам, регулирующим железнодорожные перевозки, относятся:

1. «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации». Закон РФ от 8 января 1998 года №2-ФЗ.

2. «Правила централизованного вывоза (завоза) грузов с железнодорожных станций, расположенных на территории Российской Федерации, выполняемого транспортно-экспедиционными предприятиями». Совместный Приказ Министерства транспорта РФ и Министерства путей сообщения РФ от 14 мая 1993 года №№А-7, ЦМ-180.

Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств.

Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки гру­за в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным дого­вором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользо­вание поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и ко­дексами, а также соглашением сторон.

Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответствен­ности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользо­вания поданных транспортных средств, если это произошло вслед­ствие:

-  непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного ха­рактера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

-  прекращения или ограничения перевозки грузов в определен­ных направлениях, установленного в порядке, предусмотрен­ном соответствующим транспортным уставом или кодексом;

-  в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреж­дение (порчу) груза. Перевозчик несет ответственность за несохран­ность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу, если не до­кажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза про­изошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается пере­возчиком:

- в случае утраты или недостачи груза - в размере стоимости утраченного или недостающего груза;

-  в случае повреждения (порчи) груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере его сто­имости;

-  в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза.

Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взыс­канную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза.

Документы о причинах несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в односто­роннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, кото­рые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза.

В процессе транспортно-экспедиционного обслуживания, под которым понимается вид деятельности, осуществляемый юридическими и физическими лицами с использованием собственных или арендованных помещений, транспортных и других технических средств с целью организации перевозки груза, заключается договор транспортной экспедиции.

Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязан­ностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК РФ. Размер возмещаемых убытков необ­ходимо оговорить в условиях договора.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства выз­вано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответ­ственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответству­ющий перевозчик.

Это может привести к ограничению ответственности при про­срочке доставки груза перевозчиком, когда последний уплачивает только неустойку и не возмещает убытки. Стороны могут предус­мотреть взыскание неустойки сверх возмещаемых убытков.

6. Складское хозяйство в оптовой торговле

Для «ЧП Закиров», как предприятия оптовой торговли, организация складской службы, разработка систем складирования товаров, решение вопросов складской переработки являются едва ли не самыми важными. Склад необходим для накопления продукции и сохранения ассортимента в период между поставками товаров, то есть для сохранения непрерывности процесса товарооборота.

Выбирая формы хранения товарных запасов, руководство «ЧП Закиров» руководствуется следующими факторами:

- формой осуществления оптовой торговли;

- товарными оборотами предприятия;

- финансовым потенциалом;

- сегментами рынка, освоенными предприятием;

- стажем работы предприятия;

-  видом товара;

-  ассортиментом.

Учитывая вышеперечисленные факторы, предприятие решило вопрос владения складом, выбрав при этом аренду помещения и оборудования.

Преимуществами такого подхода являются стабильный большой товарооборот, высокая степень контроля сбыта товаров, наличие постоянных клиен­тов, реальное обеспечение условий хранения товаров, возмож­ность вносить конструктивные изменения в инфраструктуру скла­да, возможность вносить изменения в пакет предлагаемых кли­ентам услуг, пр. Здесь также следует отметить следующее: предприятие после окон­чания срока аренды помещения имеет возможность «осмотреть­ся» и проанализировать результаты своей деятельности на опреде­ленной территории и в зависимости от результатов либо продлить договор аренды, либо передислоцироваться в другие районы. Ос­новным недостатком этого варианта является то, что предприя­тие должно затрачивать средства на ремонт (капитальный или (и) текущий) помещения и в случае расторжения договора аренды встают вопросы неотделимых улучшений.

«ЧП Закиров», отдавшему предпочтение наличию соб­ственных или арендованных складов, необходимо было своевременно решить ряд существенных вопросов, в числе которых:

1) размеры складского поме­щения (30 м2),

2) количество складов (1 склад),

3) месторасположение (рядом с торговой точкой),

4) выбор системы складирования:

- поставка товаров на склад (покупка товаров, завоз товаров на склад, транспортное обеспечение поставки, контроль за поставкой);

- размещение товара (прием товара, организация учета, внутрискладская транспортировка, размещение товаров по группам, видам, сортам с учетом условий хранения товара, контроль за условиями хранения, информационное обеспечение служб третьего этапа о товарных запасах);

- организация товаропотоков (сбор заказов, их обеспечение и комплектация, доставка клиентам, контроль за выполнением заказов, информационное обеспечение служб первого этапа о выполнении заказов);

5) подбор персонала (подбором персонала занимается непосредственно директор предприятия),

6) организация складской служ­бы (складская служба состоит из                6 человек – зав. складом, комплектовщик и 4 грузчика);

7) приобретение соответствующего оборудования (оборудование приобретается по договорам с кемеровскими и новосибирскими фирмами).

7. Технология разгрузки транспортных средств и внутрискладского перемещение грузов

Развернутая принципиальная технологическая схема общетоварного склада включает следующие виды работ.

I. Разгрузка транспорта.

Железнодорожных вагонов:

1.  Проверка целости пломб и вскрытие вагона.

2.  Осмотр состояния поступившего груза (проверяется состояние укладки и тары, отсутствие завалов).

3. Разгрузка товаров по вариантам механизации:

а) укладка товаров на поддон;

б) укладка товаров на тележку.

4. Первичная приемка товаров по количеству (провер­ка соответствия числа грузовых (тарных) мест сопроводи­тельным документам).

5.  Перемещение сформированных партий (пакета, те­лежки):

а) на участок приемки;

б) в экспедиционный склад;

в)  в зону хранения.

Железнодорожных контейнеров:

1.  Проверка целости пломб и состояния контейнера (отсутствие поломок и повреждений).

2.  Страховка и механическое перемещение контейне­ра на рампу.

3.  Перемещение контейнера в зону приемки товаров.

Автомобильного транспорта:

1.  Проверка целости упаковки, первичная приемка по количеству путем сопоставления числа поступивших грузовых (товарных) мест сопроводительным докумен­там.

2.  Укладка товаров по вариантам механизации:

а) на поддоны;

б) на электротележку.

3. Перемещение сформированных транспортных единиц:

а) в зону приемки;

б) в зону хранения.

 

II. Приемка товаров, поступивших в зону приемки

1. Вскрытие контейнеров и первичная приемка това­ров (соответствие числа грузовых мест сопроводительным документам).

2. Выгрузка товаров из контейнера на поддон.

3.  Приемка товаров по количеству:

а) отбор тарных мест для вскрытия;

б) вскрытие тары;

в) подотчет количества единиц товара или первичных потребительских блочных упаковок, сверка с сопроводи­тельными документами;

г) укладка товаров на поддоны,

4.  Приемка товаров по качеству:

а)  отбор и перемещение всех проверяемых партий к рабочему месту товароведа - бракера;

б) вскрытие тары;

в) бракераж;

г) укладка осмотренных образцов товаров в тару;

д) укладка тарных единиц на поддоны.

III. Укладка на хранение

1. Перемещение грузовых пакетов от зоны приемки в зону хранения.

2. Укладка на хранение в стеллажах или штабели.

IV. Хранение

Перемещение товаров с верхних в нижние ярусы стел­лажей по мере высвобождения последних.

V. Отборка товаров и комплектование заказов получателей

1.  Вариант комплексной отборки:

а)  целого грузового пакета;

б)  части пакета со снятием товаров с поддонов;

в) части пакета без снятия товара с поддона.

2. Вариант индивидуальной отборки:

а)  целого пакета;

б)  части пакета со снятием товара с поддона;

в) части пакета без снятия товара с поддона.

3.  Отборка из других устройств (вешал, ларей и др.).

VI. Перемещение в зону комплектования заказов покупателей

а) товаров на поддонах;

б) отборочных тележек с товаром.

VII. Комплектование заказов и упаковка (укладка в тару-оборудование)

а)  проверка правильности отборки товаров в соответ­ствии с заказом;

б) укладка товаров в инвентарную тару;

в) опломбирование тарных (грузовых) мест.

VIII. Помаршрутное комплектование партий товаров

Перемещение товаров в инвентарной таре со склада на участок маршрутного комплектования (экспедицию).

IX. Перемещение в зону погрузки

а) из экспедиции;

б) с участка комплектования;

в) из зоны хранения.

X. Погрузка

а) автотранспорта;

б) контейнеров;

в) железнодорожных вагонов.

На продолжительность, характер и способы выполнения складских технологических процессов «ЧП Закиров» влияют различные факторы:

-  ассортиментная структура поступающих товаров;

-  физико-химические свойства товаров, определяющих способы складской обработки товаров;

-  выбор складских помещений для хранения товаров;

-  механизация погрузочно-разгрузочных и складских работ;

-  оснащение складов соответствующим оборудовани­ем и средствами механизации;

-  структура запасов товаров и продолжительность их хранения;

-  наличие или отсутствие подъездных путей;

-  размер и планировка складских помещений и др.

При этом принципами организации складского технологического процесса «ЧП Закиров» являются: планомерность, пропорциональность процесса, параллельность, ритмичность, непрерывность, рациональная организация товарного потока, эффективность использования средств труда, полная сохранность свойств товаров, механизация и автоматизация складских операций.

8. Технология приемки товаров на складе

Организация работ по поступлению и приемке товаров на склад - первый этап технологического процесса складс­кой переработки товаров. Рациональная организация опе­ративных технологических процессов на окладе во многом зависит от равномерного поступления товаров от постав­щиков. Это позволяет лучше использовать складскую пло­щадь, оборудование и средства механизации. Поэтому в договорах с поставщиками «ЧП Закиров» предусматривает конкретные сроки, объемы поставки товаров и штрафные санкции за нарушение этих условий. Равномерному выполнению склад­ских операций способствует составление календарных пла­нов поступления грузов, в которых указываются согласо­ванные е поставщиками даты их поступления. Также в планах указывают частоту поступления грузов на склады. Составление календарных планов позволяет заблаговремен­но определять перечень и последовательность работ, свя­занных с приемкой товаров. К подготовительным мероп­риятиям по приемке товаров на складе относятся:

-  установление места разгрузки транспортных средств, максимально приближенного к помещениям для хранения;

-  определение необходимого количества грузчиков и распределение работы между ними;

-  расчет требуемого количества и видов подъемно-транспортного оборудования и подготовка их к прибы­тию товаров;

-  заблаговременное определение мест хранения номе­ров штабелей и т.п. для прибывающих на склад товаров;

-  подготовка документации, связанной с оформлени­ем приемки-сдачи товаров.

Кроме того, чтобы не допускать чрезмерного скопле­ния транспортных средств в отдельные часы и обеспечи­вать их своевременную разгрузку, планируют доставку то­варов на склады в течение всего рабочего дня.

Поступление товаров на торговый склад и их приемку регламентируют:

-  Гражданский кодекс РФ; «Положение о поставках товаров народного потребления»;

-  инструкция «О порядке приемки продукции произ­водственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (П-6);

-  инструкция «О порядке приемки продукции произ­водственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству»                  (П-7);

-  стандарты (ГОСТы) и Технические условия на това­ры (ТУ);

-  уставы отдельных видов транспорта и правила пе­ревозки грузов;

-  договорные обязательства поставщиков и покупате­лей товаров.

Вообще, приемка товаров – это установление фактического количества, качества и комплектности товаров, а также определение отклонений и вызвавших их причин.

Приемка товаров по количеству предусматривает:

- отбор тарных мест для вскрытия;

- вскрытие тары;

- подсчет количества единиц или взвешивание товаров;

- сверка с транспортными и сопроводительными документами;

- укладка товаров на поддоны.

Порядок и сроки приемки товаров по количеству за­висят от характера тары или упаковки, в которой посту­пил товар, его физико-химических свойств, способа дос­тавки и других условий. Приемка затаренных товаров проводится, как правило, в два этапа: предварительная приемка и окончательная. Предварительная приемка зак­лючается в проверке количества мест поступившего това­ра (ящики, мешки, бочки) и массы брутто. При оконча­тельной приемке вскрывается тара и приемка проводится по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом тарном месте. Как правило, товар, поступивший на склад в исправной таре, вскрытию не подвергается. По массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте то вары принимаются на складе конечного получателя, где окончательно распаковываются.

Товары, поступившие без тары, в открытой или по­врежденной таре, должны быть приняты по количеству в момент вскрытия (разгрузки) транспортных средств, но не позднее сроков, установленных для их разгрузки. Как правило, приемка товаров без тары, в открытой или поврежденной таре проводится сразу на складе получа­теля в момент получения их от поставщика. Также, в момент разгрузки осуществляется приемка по массе брут­то и количеству местотоваров, поступивших в неисправ­ной таре (предварительная приемка). Окончательная при­емка товара (по массе нетто и количеству товарных еди­ниц в каждом месте) производится одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортейщейся продукции - не позднее 24 часов с момента получения продукции от поставщика.

Приемка товаров по качеству предусматривает выполнение следующих операций:

- перемещение товаров к рабочему месту товароведов-бракеров;

- вскрытие тары;

- непосредственная проверка качества товаров и их соответствия условиям договора;

- укладка проверенных товаров на поддоны.

Сроки приемки товаров по качеству нормируются договорами поставки, ГОСтами или техническими условиями. Во всех остальных случаях приемка по качеству осуществляется в следующие сроки:

- на скоропортящиеся товары – не позже 24 часов с момента поступления;

- по остальным товарам – не позднее 10 дней при одногородних и не позднее 20 дней при иногородних поставках.

Документами приемки товаров по количеству и качеству служат:

1. «Удостоверение на право участия в приеме продукции по количеству и качеству» (Приложение 2).

2. «Акт о недостаче, излишке при приеме» (Приложение 3).

3. «Акт о приемке товаров народного потребления по качеству» (Приложение 4).

4. «Расходная накладная» (Приложение 5).

9. Технология процесса складирования груза на складе

Принятые по количеству и качеству товары укладыва­ют в тару, пакетируют и перемещают в зону хранения. Здесь их укладывают на стеллажи. На складе, где хранится продукция «ЧП Закиров»  созданы оптимальные условия хранения товаров для предотвращения порчи и обеспечения полной сохранно­сти товаров. Здесь же разработана рациональная схема размещения товаров, которая предусматривает закрепление за товарами определенных групп, подгрупп и наименований постоянных мест хранения (секций, участ­ков, стеллажей и т.д.). Соблюдение этой схемы позволяет осуществлять оперативный уход и контроль за товарами, быструю отборку и отпуск товаров. При разработке схем размещения товаров на складе учитывается объем и порядок поступления товаров на склад, условия их реали­зации, правильное товарное соседство, возможность повсед­невного наблюдения за сохранностью товаров.

При размещении товаров на хранение проводят индек­сацию (кодирование). Каждому месту хранения присваи­вается индекс или код, обозначающий номер стеллажа, номер секции, полки и номер яруса (места). Номера стеллажей, секций и ярусов наносятся на конст­рукциях стеллажей яркой краской. Кодирование мест хра­нения существенно упрощает технологию отборки товаров.

Схемы размещения стеллажей с указани­ем индексов вывешивают на складах и в зале товарных образцов. Например, индекс №247 обозначает стеллаж 2, полку 4, место 7. Индексация хранения товаров - обозна­чение с помощью букв, цифр или других способов каждо­го места хранения товара на складе. Индексация мест хранения применяется при наличии обширного ассорти­мента товаров. Она позволяет быстро отыскивать необхо­димый товар, вести оперативный учет товарных запасов, их поступления и расходования. Индексы хранения обозначаются в технологических схемах размещения това­ров и используются в процессе управления складскими технологическими операциями с использованием компь­ютерной техники. В память компьютеров вносят коды хранения товаров, которые служат для автоматизирован­ной системы поиска, перемещения и укладки товаров.

При размещении товаров, на хранение учитывают сро­ки хранения товаров и специфику хранимых товаров. Товары, которые хранятся на складе длительное время и которые относительно редко поступают на склад, размещают дальше от входов и выходов. Товары с высокой оборачиваемостью, крупногабаритные, с большим объемом поступления и отпуска размещают ближе к выходу и зоне комплектования заказов. На складе используют несколь­ко основных способов хранения товаров:

-  хранение товаров по принципу однородности;

-  хранение товаров в зависимости от их размера и веса;

-  раздельное хранение товаров повышенного и пони­женного потребительского опроса;

-  отдельное хранение специфических товаров.

Одним из условий рациональной организации хране­ния товаров является оптимальный выбор способа уклад­ки товаров на хранение. На выбор влияют свойства, фор­ма и масса товара, масса каждого тарного места, форма тары, особенности упаковки и другие факторы. В «ЧП Закиров» предпоч­тение отдается такому способу укладки, при котором не допускается повреждение товара и тары. Кроме того, дол­жны рационально использоваться складские помещения и оборудование, создаваемые удобства для контроля за со­стоянием товарных запасов. Технология хранения представляет собой сочетание способов хранения и способов укладки товаров. Применение рациональных способов обес­печивает сохранность товаров, исключает потери, создает удобства для правильной отборки товаров, способствует более эффективному использованию складского объема и площади. Выбор способа укладки и хранения зависит от специфики и физико-химических свойств товаров, усло­вий их хранения (в таре, в распакованном виде, навалом), сложности ассортимента, емкости складских помещений.

При размещении, укладке и хранении товаров соблюдаются следующие требования:

-  однородные товары укладываются в стел­лажи по обе стороны одного прохода;

-  при укладке товаров вручную их размещают в ячейках стеллажей по вертикали, с тем, чтобы они на­ходились в одной или нескольких рядом расположенных секциях;

-  тарные места укладывают (при любом спо­собе хранения) маркировкой наружу;

-  на верхних ярусах стеллажей размещаются товары длительного хранения, а также товары, отпускае­мые со склада крупными партиями;

-  поддоны применяют для эффек­тивного использования площади склада и подъемно-транс­портного оборудования;

-  соблюдается техника и условия режима хранения то­варов, применяется эффективное складское оборудование для обеспечения качественной и количественной сохранности товаров.

10. Технология процесса комплектации товаров и отправки их потребителям

Отпуск товаров со склада является заключительным этапом складских операций. Товары со склада могут быть отпущены:

-  железной дороге для доставки в адрес покупателя;

-  транспортно-экспедиционной организации, осуще­ствляющей завоз товаров в магазины;

-  непосредственно покупателю для вывоза их собствен­ными транспортными средствами.

В «ЧП Закиров», в основном, применяются второй и третий способ отпуска товаров.

К основным операциям по отпуску товаров со склада относятся:

-  оформление продажи товаров оптовым покупателям;

-  отборка товаров с места хранения;

-  перемещение товаров в зону комплектования зака­зов покупателей;

-  комплектование заказов и упаковка (укладка в тару - оборудование);

-  помаршрутное комплектование партий товаров;

-  перемещение укомплектованных партий товаров в зону погрузки;

-  погрузка автотранспорта, контейнеров, железнодо­рожных вагонов.

Операции отпуска начинаются с момента отбора товаров представителями покупателя лично или по их письменным или телефонным заявкам и заказам. Оформление продажи оптовым покупателям (магазинам) производится в зале то­варных образцов. После получения на складе оформленного заказа (отборочного листа) или счета-фактуры работники склада отбирают и комплектуют товары. Отборка и комп­лектование товаров по заказам покупателей - наиболее тру­доемкие операции в складской технологии. Основанием для отборки товаров с мест хранения служат отборочный лист или счет-фактура. Они должны быть оформлены таким образом, чтобы последовательность записи в них товаров соот­ветствовала порядку размещения их в секциях стеллажей. Такой порядок оформления отборочного листа (счета-фактуры) значительно облегчает отборку товаров работникам склада. В этом случае отбор­щик, двигаясь вдоль стеллажей в одном направлении, мо­жет отобрать заказанный ассортимент товаров полностью, не возвращаясь за каким-либо товаром обратно. Различают два способа отборки товаров:

-  ручная отборка товаров с мест хранения;

-  механизированная отборка.

Ручная отборка осуществляется при отпуске неболь­шого количества товаров, мелкоштучных товаров слож­ного ассортимента, хранимых на стеллажах. В зависимо­сти от характера заказов мелкие партии товаров, полученные от разных поставщиков, объединяются в более крупные. И наоборот, товары, полученные крупными партиями, дробятся на мелкие.

Механизированная отборка применяется в основном на крупных складах. При этом груз, спакетированный на поддоне, снимается с помощью механизма с места уклад­ки и в виде целой транспортной единицы перемещается в зону комплектования заказов.

На складе применяется частично механи­зированная отборка товаров: ручная с нижних полок стел­лажей, механизированная - с верхних. Наиболее совер­шенной является отборка товаров из ячеек стеллажей с помощью специальных отборочных машин (штабелеров-отборщиков). Они, двигаясь между проходами стеллажей, имеют площадку или кабину. Находясь в кабине, отбор­щик поднимается до необходимой полки и отбирает то­вар, не снимая поддон с полки. Отборочная машина такого типа может иметь вилы для подъема и снятия поддо­нов и действовать в автоматическом режиме.

В «ЧП Закиров» существуют два метода отборки товаров:

-  индивидуальный (для одного покупателя);

-  комплексный (для группы покупателей).

Комплексная отборка предусматривает отбор товаров с мест хранения одновременно для нескольких покупателей, по свод­ному отборочному листу. При таком порядке отборки поддо­ны концентрируются в местах комплектования, где отборщик раскладывает товар в тележки, контейнеры, многооборотную тару. Комплексная отборка позволяет рациональнее организо­вать документооборот, более эффективно использовать техни­ку, повысить производительность труда работников склада.

11. Управление персоналом в оптовой торговле

На складе «ЧП Закиров», как уже указывалось ранее, работают шесть человек – зав. складом, комплектовщик и четыре грузчика.

Рассмотрим функциональные обязанности каждого работника склада:

1. Заведующий складом.

Функциональные обязанности заведующего складом определены на основе и в объеме квалификационной характеристики по должности Заведующего складом и могут быть дополнены, уточнены при подготовке должностной инструкции исходя из конкретных обстоятельств:

- руководит работой склада по приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей, по их размещению с учетом наиболее рационального использования складских площадей, облегчения и ускорения поиска необходимых материалов, инвентаря и т.п.;

- обеспечивает сохранность складируемых товарно-материальных ценностей, соблюдение режимов хранения, правил оформления и сдачи приходно-расходных документов;

- следит за наличием и исправностью противопожарных средств, состоянием помещений, оборудования и инвентаря на складе и обеспечивает их своевременный ремонт;

- организует проведение погрузочно-разгрузочных работ на складе с соблюдением норм, правил и инструкций по охране труда;

- обеспечивает сбор, хранение и своевременный возврат поставщикам погрузочного реквизита;

- участвует в проведении инвентаризаций товарно-материальных ценностей;

- контролирует ведение учета складских операций, установленной отчетности;

- принимает участие в разработке и осуществлении мероприятий по повышению  эффективности работы складского хозяйства, сокращению расходов на транспортировку и  хранение товарно-материальных ценностей, внедрению в организацию складского хозяйства  современных средств вычислительной техники, коммуникаций и связи.

2. Комплектовщик:

- производит перед началом работы проверку исправности транспортировочных средств и приспособлений, наличие и исправность ручных товарных тележек. При необходимости производит их очистку, смазку, мелкий ремонт;

- осуществляет в течение рабочего дня своевременную погрузку и выгрузку товаров как поступивших на предприятие, так и направляемых в торговые секции;

- разрабатывает предложения и дает рекомендации по оформлению торговых, административных, служебных помещений предприятия, размещению внешней и внутренней рекламы;

- контролирует проведение и проводит сам оформительские работы в торговых помещениях предприятия;

- производит распечатку ценников. Контролирует правильность указанных в них цен и читаемость ценников на расстоянии;

- изучает и анализирует опыт других предприятий торговли в художественном оформлении помещений, размещении рекламы, оформление витрин, выкладку товаров, вносит предложения по использованию положительного и передового опыта;

- принимает меры по сохранности имущества предприятия;

- не разглашает информацию и сведения, являющиеся коммерческой тайной предприятия.

3. Грузчик:

- осуществляет погрузку, перевозку, перенос и выгрузку внутрискладского груза и других товарно-материальных ценностей, его сортировку, фасовку вручную и с применением простейших погрузочно-разгрузочных приспособлений;

- подкатывает и откатывает тележки с различным грузом к контейнерам, машинам или вагонам для осуществления погрузочно-разгрузочных работ, осуществляет непосредственно эти работы;

- открывает и закрывает двери складских помещений и контейнеров до и после осуществления погрузочно-разгрузочных работ;

- устанавливает подъемные блоки, лебедки и временные скаты для осуществления погрузочно-разгрузочных работ, производить сборку их после окончания работы;

- размещает и укрепляет грузы на складах и на транспортных средствах при транспортировке;

- выполняет распоряжения руководства в точном соответствии с полученными указаниями и с соблюдением правил техники безопасности;

- проверяет целостность упаковки (тары) и соответствия их внутреннего содержания этикетке (маркировке) во время приема продукции, отгрузки продукции заказчикам и во время проведения инвентаризаций;

- правильно размещает груз, не допуская порчи и боя в загружаемые транспортные средства;

- участвует в рациональном и правильном размещении товаров на складах в точном соответствии с указаниями кладовщика;

- следит за правильным укомплектованием отправляемых товаров принадлежностями, арматурой, крепежом, кронштейнами и пр. О замеченных недостатках немедленно сообщает кладовщику;

- производит уборку на рабочих местах, на складах и территориях, примыкающих к складам.

Развитие складского хозяйства, повышение его тех­нической оснащенности, увеличение масштабов деятель­ности усложняют трудовой процесс. В рыночных услови­ях меняется характер труда, усложняются его разделение и кооперация, появляются новые профессии. Требования, предъявляемые рынком к организации и оснащению ра­бочих мест, к уровню квалификации оптовых работников существенно изменились. Каждый работник заинтересо­ван в улучшении индивидуальных и общих результатов работы фирмы. Применяются материальные и моральные методы поощрения и стимулирования работников скла­дов, что привело к значительному повышению их произ­водительности труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В завершении работы можно сделать следующие выводы:

1. «ЧП Закиров» является оптовым предприятием, в задачи которого входит: поиск поставщиков для розничных предприятий и других покупателей; закупка товаров у производителей и их доставка, хранение; формирование торгового ассортимента и т.д.

2. «ЧП Закиров» является единственным в г.Кемерове дистрибьютором компаний «Восток-Запад», ООО «Торговая система», ООО «Эталонторг». В наиболее широком ассортименте представлена продукция ТМ «Штурвал» (коллекция морских закусок), рыбных консервов и морепродуктов.

3. Технологическая цепь товародвижения – четырехзвенная, в которой «ЧП Закиров» выступает в качестве предприятия мелко-оптовой торговли. При этом оборачиваемость товарных запасов составляет 63 дня.

4. В организации товароснабжения используется складская форма. Схема товародвижения децентрализованная. Вся продукция имеет соответствующую упаковку и маркировку.

5. Для доставки товаров применяются автоперевозки (автомобили «ГАЗель», находящиеся в собственности «ЧП Закиров») и железнодорожные перевозки.

6. Размер складского помещения составляет 30 м2. Количество складов – один. Товар размещается на стеллажах.

7. Труд работников «ЧП Закиров» частично механизирован.