Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Товарооборот и его структура………………………………………………....4
2. Товароснабжение на предприятии…………………………………………….7
3. Прогрессивные технологии доставки грузов…………………………………8
4. Механизация и автоматизация технологических процессов в торговле…..10
5. Технология и организация транспортно-экспедиционных операций……..12
6. Складское хозяйство в оптовой торговле…………………………………...18
7. Технология разгрузки транспортных средств и внутрискладского
перемещение грузов………………………………………………………....20
8. Технология приемки товаров на складе…………………………………….24
9. Технология процесса складирования груза на складе……………………..28
10. Технология процесса комплектации товаров и отправки
их потребителям……………………………………………………………..31
11. Управление персоналом в оптовой торговле……………………………...34
Заключение……………………………………………………………………….38
Приложения……………………………………………………………………...39
Введение
Я проходила практику на предприятии «ЧП Закиров».
Сроки прохождения практики: 02.06.2005г. – 30.06.2005 г.
«ЧП Закиров» (г.Кемерово) – это частное предприятие, основным видом деятельности которого является торговля продовольственными товарами оптом.
Основными целями практики являлись:
- изучить особенности организационно-технологической деятельности предприятий торговли;
- закрепить теоретические навыки, полученные в результате изучения торгово-технологических процессов в рамках соответствующих дисциплин;
- рассмотреть структуру и изучить особенности управления торгово-технологическими процессами.
1. Товарооборот и его структура
«ЧП Закиров» расположено на оптовом рынке по адресу: ул. Тухачевского, 100. Предприятие арендует торговую и складскую площадь у ЗАО «Агропромышленная палата». Предлагаемый товар продается либо со склада, либо поставляется под заказ.
Особенность рассматриваемого предприятия заключается в том, что «ЧП Закиров» является единственным в г.Кемерове дистрибьютором компаний:
- «Восток-Запад», которая занимается продажей морских сушеных продуктов;
- ООО «Торговая система», которая занимается продажей кукурузных палочек, чипсов, хлебцев;
- ООО «Эталонторг», которая занимается продажей тортов, элитной консервации, морских деликатесов.
В наиболее широком ассортименте (75% от всего ассортимента) в «ЧП Закиров» представлена продукция торговой марки «Штурвал», среди которых:
1. Коллекция морских закусок (щупальца кальмара соленые; пластинки кальмара солено-сушеные; кальмар солено-сушеный; полоски кальмара копченые; крылья кальмара солено-сушеные; морские чипсы; креветки; осьминог солено-сушеный; осьминог копченый; «Золотая рыбка» по-шанхайски; анчоус солено-сушеный и т.д.).
2. Рыбные консервы и морепродукты (кальмар натуральный; тунец натуральный; креветка натуральная очищенная; сайра натуральная с добавлением масла; мидии натуральные и т.д.).
Благодаря уникальной технологии приготовления морские деликатесы «Штурвал» не имеют аналогов ни на российском, ни на зарубежном рынках. До сих пор ни одной компании не удалось воспроизвести ассортимент «Штурвала», как по качеству, так и по внешнему виду, потому что высокое качество и великолепный вкус нашей продукции обусловлено следующими факторами:
- эксклюзивная фабрика компании «Атардо» находится не в Северном Китае, а в Южном, т.к. это самый развитый регион во всех смыслах: техническом, технологическом, экономическом и т.д. В последнее время именно Южный Китай обеспечивает бурное развитие всей китайской экономики;
- у фабрики богатая история: в основе технологий приготовления продуктов «Штурвал» лежат многолетние традиции и национальные рецепты;
- фабрика компании «Атардо» расположена в месте непосредственного вылова рыбы и морепродуктов, что полностью исключает их хранение в замороженном виде, позволяя приготавливать продукцию «Штурвал» сразу же, сохраняя природный йод и полезные микроэлементы, содержащиеся в морских деликатесах;
- сама фабрика находится на острове в море, где постоянно дует ветер, таким образом, морепродукты сушатся на открытом воздухе, на свежем морском ветру. Благодаря этому они не теряют оригинального вкуса, вбирают в себя свежесть океанского воздуха и прекрасно сохраняются без консервантов;
- продукция компании «Атардо» под ТМ «Штурвал» поставляется не только в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города Российской Федерации, но и экспортируется в страны Балтии, Белоруссию, Украину и Казахстан, а таре в Швецию, Израиль и Японию.
Поставщиками «ЧП Закиров» являются: ООО «Кора», ООО «Альянс», ТД «Терем», ООО «Сибириада», ООО «Новотек», «ЧП Полищук», ЗАО «Оверс», ТД «Аква», ООО «Сибторг», ООО «Фудмарк», ООО «АлкоТЭК», ООО «Смит», ООО «Геба», ООО «Велес», ООО «Фуд Трейдинг», ООО «Счастье», ТД «Караван».
Потребителями «ЧП Закиров» являются: ЗАО «Система магазинов Чибис», ООО «Диал-С», а также другие организации и частные предприниматели.
На организацию процесса товародвижения «ЧП Закиров» оказывает влияние ряд факторов:
1. Производственные факторы:
- размещение производства, которое расположено достаточно недалеко (Южный Китай). В свою очередь, непосредственные поставщики находятся еще ближе (г.Кемерово, г.Новосибирск);
- специализация производства («ЧП Закиров специализируется, в основном, на продаже продукции ТМ «Штурвал». Об этом шла речь выше).
2. Транспортные факторы.
В распоряжении «ЧП Закиров» имеется два автомобиля «ГАЗель», на которых доставляется продукция от кемеровских и новосибирских поставщиков.
3. Торговые факторы.
Ассортимент «ЧП Закиров», преимущественно, представлен коллекцией морских закусок. Ассортимент очень разнообразен и постоянно расширяется. Вся продукция обладает отличными вкусовыми качествами.
Технологическая цепь товародвижения показана на рис. 1.
ЧЕТЫРЕХЗВЕННАЯ СИСТЕМА
|
Рис. 1 Технологическая цепь товародвижения «ЧП Закиров»
«ЧП Закиров» в этой цепи занимает место мелко-оптовой торговли.
По состоянию на 01.06.2005г. у «ЧП Закиров» имелись товарные запасы на сумму 98 524 руб. Оборачиваемость товарных запасов – 63 дня.
2. Товароснабжение на предприятии
На характер процесса товароснабжения большое влияние оказывают звенность и форма организации товароснабжения. Процесс товароснабжения на различных предприятиях происходит по-разному. В практике организации товароснабжения «ЧП Закиров» применяется складская форма.
Складская форма товародвижения нашла свое применение в «ЧП Закиров», поскольку товары данного предприятия представлены в сложном ассортименте. При этом товары с целью их подсортировки следуют через складские звенья.
Схема товародвижения в «ЧП Закиров» происходит с участием посреднических оптовых предприятий, а потому является сложной (децентрализованной).
Важную роль в процессе товародвижения выполняет транспорт. Большое значение имеет правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование.
Выбранные «ЧП Закиров» для организации товародвижения транспортные средства (автомобили «ГАЗель») является достаточно удобными в применении. К тому же они обеспечивают:
- сохранность груза;
- своевременную доставку груза;
- соблюдение правил загрузки и траспортирования;
- применение прогрессивных технологий транспортирования;
- механизацию погрузочно-разгрузочных средств.
Иногда товары в «ЧП Закиров» доставляются с помощью железнодорожного транспорта, но чаще отдается предпочтение все же автомобильным перевозкам.
3. Прогрессивные технологии доставки грузов
Особым видом упаковки товара является тара, которая предназначена для транспортировки и хранения. Особенность тары заключается в требованиях относительно перевозимых товаров. Иными словами тара должна соответствовать всем характеристикам товара.
Основное предназначение тары – соблюсти сохранность товара и удобство транспортировки.
Тара и упаковочные материалы защищают товар от загрязнения, потерь массы, неблагоприятного влияния внешней среды (от механических повреждений, обсеменения микроорганизмами, повреждения амбарными вредителями). Они должны быть привлекательными, прочными, гигиеничными.
Различают тару потребительскую (внутреннюю) и транспортную (внешнюю). К потребительской таре относятся пакеты, коробки, тубы, бутылки, банки. Вместе с товаром эта тара продается потребителю. Она может быть разового и многократного использования. К транспортной таре относятся ящики, контейнеры, бочки, мешки. Применяется она для затаривания товаров в местах производства и перевозки в пункты потребления.
Потребительской тарой продукции «ЧП Закиров» являются пакеты разового использования.
Транспортной тарой являются картонно-бумажные коробки. Так продукция ТМ «Штурвал» упакована следующим образом:
- 200 пакетиков по 9 г;
- 100 пакетиков по 18 г;
- 50 пакетиков по 36 г;
- 40 пакетиков по 36 г – только «Морские чипсы»;
- 36 упаковок по 54 г – только МИКСы: «Кальмар», «Рыбка», «6 вкусов»;
- 24 банки по 185 г – все консервы и по 118 г – только «Креветка».
Благодаря тому, что компания-производитель смогла создать особый, контролируемый режим производства, сроки хранения продукции ТМ «Штурвал» в 1,5 раза дольше, чем у конкурентов. Это связано с тем, что на данном производстве не используются химические добавки, расщепляемые при температуре 200С и выше. Срок хранения на солено-сушеные и копченые морские деликатесы под ТМ «Штурвал» - 12 месяцев, а на рыбные консервы и морепродукты – 36 месяцев.
Вся упаковка продукции ТМ «Штурвал» (в том числе каждого отдельно упакованного изделия) имеет соответствующую маркировку. Стандартами на отдельные виды товаров установлены требования к маркировке (перечень обязательных реквизитов, способы нанесения, пр.). Обязательным требованием к единичной, потребительской упаковке является наличие информации об изготовителе и товаре. Все это, а также штриховой код, присутствует на упаковке продукции ТМ «Штурвал».
В дополнение к этому на упаковке размещен логотип ТМ «Штурвал», что является рекламным реквизитом маркировки.
Средства механизации погрузочно-разгрузочных работ (в основном тарооборудование) используются во всех звеньях технологической цепи товародвижения в «ЧП Закиров». Их применение позволяет более эффективно использовать транспортные средства и рабочую силу, существенно ускорить процесс товародвижения.
4. Механизация и автоматизация технологических процессов в торговле
Широкое использование в процессе товародвижения тары – оборудования в «ЧП Закиров» (о ней шла речь в предыдущем параграфе) позволяет не только исключить тяжелые ручные процессы. Значительно повышается производительность труда и культура торговли. Происходит значительный экономический эффект от внедрения тары – оборудования. Так, расходы на погрузку и разгрузку автомобилей сократились приблизительно в 4 раза.
Кроме того, использование «ЧП Закиров» тары-оборудования для доставки и продажи товаров позволяет сократить 8 технологических операций в торговле и 13 - на транспорте и предприятиях с поставщиков. Применение тары-оборудования - специальных малогабаритных контейнеров в качестве товароносителя наиболее эффективно при завозе в магазины «ЧП Закиров» небольших партий товаров. Тара-оборудование в этом случае выполняет функции продовольственной транспортной тары и немеханического оборудования. При этом товары фасуют в потребительскую упаковку, укладывают в тару-оборудование и доставляют непосредственно в торговый зал магазина, где они реализуются потребителям
Основной технологический процесс на общетоварных складах «ЧП Закиров» представляет собой материально-вещественный поток готовых к потреблению товаров.
Технологический процесс на складе «ЧП Закиров» представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой операций, которым подвергаются товары с целью подготовки их к последующему этапу товародвижения. Это комплекс последовательно выполняемых операций, связанных с поступлением, подготовкой к приемке и приемкой товаров, размещением их на хранение, организацией хранения, подготовкой к отпуску и отпуском товаров. Совокупность складских технологических операций по разгрузке, перемещению, распаковке, приемке, размещению, укладке, хранению и отпуску товаров (доставке их покупателям) составляет содержание внутрискладского технологического процесса.
Содержание работ и операций определяется технологической схемой, размещением основных зон склада, системой используемых машин и оборудования. В технологической схеме систематизация всех видов работ и операций осуществляется по принципу последовательности их выполнения. При составлении технологической схемы учитывают особенности товаров, их упаковка, способы доставки.
Внутрискладской технологический процесс в «ЧП Закиров» подразделяется на следующие составные части:
- поступление и приемка товаров на складе;
- хранение товаров на складе;
- отпуск товаров со склада.
Отдельные части технологического процесса объединяются внутрискладским транспортом. Составные части внутрискладского технологического процесса включают множество разнообразных складских операций (разгрузка, перемещение, распаковка, приемка, укладка на хранение, отборка, сортировка, упаковка, погрузка и т.д.).
Товары завозятся на склады автотранспортными средствами. Выполнение операций, связанных с поступлением товаров, предусматривает разгрузку транспортных средств, доставку товаров в зону приемки, распаковку и приемку их по количеству и качеству. Принципиальная схема технологического процесса на складе представлена в Приложении 1.
5. Технология и организация транспортно-экспедиционных операций
Существенным условием нормального функционирования предприятия оптовой торговли является организация транспортных перевозок товаров. При решении этого вопроса «ЧП Закиров» использует два основных инструмента - собственную транспортную службу и железнодорожные перевозки.
Так, при традиционном способе на первое место выдвигается система поставки товаров «строго по графику». При этом не имеет большого значения разовый объем транспортных перевозок. Это объясняется привязкой к графику производителя.
Необходимо учитывать интересы клиента, а именно сохранность и своевременность доставки товара. Речь идет о качестве перевозок. От качества перевозок зависит надежность предоставляемых услуг. Достигается это за счет экспедиции товара, постоянным контролем за грузом в пути следования, мобильной связью с транспортом, информационным сопровождением.
Одной из важных функций транспортной службы является планирование транспортных перевозок. Для этого в «ЧП Закиров» учитываются следующие факторы:
- наличие товара на складе, его состояние и подготовленность к перевозке;
- состояние транспортных средств;
- готовность потребителя к приему товара.
Здесь необходимо добавить, что транспортная служба зачастую сталкивается с проблемами взаимодействия структурных подразделений предприятия: учет первого фактора зависит от работы складской службы по обеспечению товарных запасов, учет третьего - от работы информационной службы.
С целью совершенствования грузопотоков транспортные службы должны планировать маршруты. Маршрутизация позволяет точно определить объем перевозок, количество необходимых автомобилей. Планирование поездок в сочетании рационального объема, направления, дальности, времени суток, загруженности транспортных магистралей, последовательности движения позволяет оптимизировать процесс грузоперевозок. Для создания маршрута в «ЧП Закиров» заранее определяются сроки поставки, а также учитывается транспортная характеристика груза.
Помимо указанных функций, в обязанности транспортной службы «ЧП Закиров» входит осуществление аналитического учета перевозок, который позволяет оперативно следить за изменением ситуации на рынке. Сюда включается:
- динамика изменения объемов перевозок;
- «сортировка» клиентов на сезонных, постоянных и разовых;
- составление схем маршрутов к потребителям;
- группировка потребителей по направлению, дальности, объему перевозок;
- выбор транспортных средств для конкретных перевозок;
- анализ изменения себестоимости перевозок (простои, поломки).
Естественно, что все вышеперечисленное имеет применение для организации автотранспортной службы предприятия.
Преимущества автомобильного транспорта, используемого «ЧП Закиров», также заключаются в следующем:
- мобильность в передвижении;
- небольшая себестоимость перевозок;
- возможность самостоятельного формирования графиков перевозок;
- высокая скорость доставки грузов.
Недостатками использование автомобильного транспорта для перевозки грузов являются:
- неэффективность использования на большие расстояния больших партий грузов;
- зависимость от дорожной инфраструктуры.
Стоит заметить, что транспортная служба предприятия, осуществляющего оптовую торговлю, не всегда в состоянии организовать перевозку продаваемых и закупаемых товаров. По этой причине «ЧП Закиров» иногда прибегает к железнодорожным перевозкам.
Преимущества железнодорожных перевозок заключаются в следующем:
1. Независимость от климатических условий.
2. Относительно невысокая себестоимость.
3. Способность перевозить широкую номенклатуру грузов.
4. Эффективность при перевозках на расстояние более 300 км и т.д.
Среди недостатков железнодорожных перевозок можно отметить следующие:
1. Привязка к федеральному графику движения поездов.
2. Необходимость строить либо подъездные пути, либо пользоваться другим видом транспорта.
3. Возможность ограничения или остановки движения.
Общие условия перевозки каждым видом транспорта определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Основные документы при перевозке автомобильным транспортом таковы:
1. «Устав автомобильного транспорта РСФСР». Постановление Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 года №12 (с изменениями на 28 апреля 1995 года).
2. «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом». Приказ Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 1 января 1983 года.
3. «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом». Приказ Министерства транспорта РФ от 8 августа 1995 года №73.
К документам, регулирующим железнодорожные перевозки, относятся:
1. «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации». Закон РФ от 8 января 1998 года №2-ФЗ.
2. «Правила централизованного вывоза (завоза) грузов с железнодорожных станций, расположенных на территории Российской Федерации, выполняемого транспортно-экспедиционными предприятиями». Совместный Приказ Министерства транспорта РФ и Министерства путей сообщения РФ от 14 мая 1993 года №№А-7, ЦМ-180.
Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств.
Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:
- непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
- прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;
- в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.
Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком:
- в случае утраты или недостачи груза - в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
- в случае повреждения (порчи) груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере его стоимости;
- в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза.
Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза.
Документы о причинах несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза.
В процессе транспортно-экспедиционного обслуживания, под которым понимается вид деятельности, осуществляемый юридическими и физическими лицами с использованием собственных или арендованных помещений, транспортных и других технических средств с целью организации перевозки груза, заключается договор транспортной экспедиции.
Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК РФ. Размер возмещаемых убытков необходимо оговорить в условиях договора.
Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
Это может привести к ограничению ответственности при просрочке доставки груза перевозчиком, когда последний уплачивает только неустойку и не возмещает убытки. Стороны могут предусмотреть взыскание неустойки сверх возмещаемых убытков.
6. Складское хозяйство в оптовой торговле
Для «ЧП Закиров», как предприятия оптовой торговли, организация складской службы, разработка систем складирования товаров, решение вопросов складской переработки являются едва ли не самыми важными. Склад необходим для накопления продукции и сохранения ассортимента в период между поставками товаров, то есть для сохранения непрерывности процесса товарооборота.
Выбирая формы хранения товарных запасов, руководство «ЧП Закиров» руководствуется следующими факторами:
- формой осуществления оптовой торговли;
- товарными оборотами предприятия;
- финансовым потенциалом;
- сегментами рынка, освоенными предприятием;
- стажем работы предприятия;
- видом товара;
- ассортиментом.
Учитывая вышеперечисленные факторы, предприятие решило вопрос владения складом, выбрав при этом аренду помещения и оборудования.
Преимуществами такого подхода являются стабильный большой товарооборот, высокая степень контроля сбыта товаров, наличие постоянных клиентов, реальное обеспечение условий хранения товаров, возможность вносить конструктивные изменения в инфраструктуру склада, возможность вносить изменения в пакет предлагаемых клиентам услуг, пр. Здесь также следует отметить следующее: предприятие после окончания срока аренды помещения имеет возможность «осмотреться» и проанализировать результаты своей деятельности на определенной территории и в зависимости от результатов либо продлить договор аренды, либо передислоцироваться в другие районы. Основным недостатком этого варианта является то, что предприятие должно затрачивать средства на ремонт (капитальный или (и) текущий) помещения и в случае расторжения договора аренды встают вопросы неотделимых улучшений.
«ЧП Закиров», отдавшему предпочтение наличию собственных или арендованных складов, необходимо было своевременно решить ряд существенных вопросов, в числе которых:
1) размеры складского помещения (30 м2),
2) количество складов (1 склад),
3) месторасположение (рядом с торговой точкой),
4) выбор системы складирования:
- поставка товаров на склад (покупка товаров, завоз товаров на склад, транспортное обеспечение поставки, контроль за поставкой);
- размещение товара (прием товара, организация учета, внутрискладская транспортировка, размещение товаров по группам, видам, сортам с учетом условий хранения товара, контроль за условиями хранения, информационное обеспечение служб третьего этапа о товарных запасах);
- организация товаропотоков (сбор заказов, их обеспечение и комплектация, доставка клиентам, контроль за выполнением заказов, информационное обеспечение служб первого этапа о выполнении заказов);
5) подбор персонала (подбором персонала занимается непосредственно директор предприятия),
6) организация складской службы (складская служба состоит из 6 человек – зав. складом, комплектовщик и 4 грузчика);
7) приобретение соответствующего оборудования (оборудование приобретается по договорам с кемеровскими и новосибирскими фирмами).
7. Технология разгрузки транспортных средств и внутрискладского перемещение грузов
Развернутая принципиальная технологическая схема общетоварного склада включает следующие виды работ.
Железнодорожных вагонов:
1. Проверка целости пломб и вскрытие вагона.
2. Осмотр состояния поступившего груза (проверяется состояние укладки и тары, отсутствие завалов).
3. Разгрузка товаров по вариантам механизации:
а) укладка товаров на поддон;
б) укладка товаров на тележку.
4. Первичная приемка товаров по количеству (проверка соответствия числа грузовых (тарных) мест сопроводительным документам).
5. Перемещение сформированных партий (пакета, тележки):
а) на участок приемки;
б) в экспедиционный склад;
в) в зону хранения.
Железнодорожных контейнеров:
1. Проверка целости пломб и состояния контейнера (отсутствие поломок и повреждений).
2. Страховка и механическое перемещение контейнера на рампу.
3. Перемещение контейнера в зону приемки товаров.
Автомобильного транспорта:
1. Проверка целости упаковки, первичная приемка по количеству путем сопоставления числа поступивших грузовых (товарных) мест сопроводительным документам.
2. Укладка товаров по вариантам механизации:
а) на поддоны;
б) на электротележку.
3. Перемещение сформированных транспортных единиц:
а) в зону приемки;
б) в зону хранения.
II. Приемка товаров, поступивших в зону приемки
1. Вскрытие контейнеров и первичная приемка товаров (соответствие числа грузовых мест сопроводительным документам).
2. Выгрузка товаров из контейнера на поддон.
3. Приемка товаров по количеству:
а) отбор тарных мест для вскрытия;
б) вскрытие тары;
в) подотчет количества единиц товара или первичных потребительских блочных упаковок, сверка с сопроводительными документами;
г) укладка товаров на поддоны,
4. Приемка товаров по качеству:
а) отбор и перемещение всех проверяемых партий к рабочему месту товароведа - бракера;
б) вскрытие тары;
в) бракераж;
г) укладка осмотренных образцов товаров в тару;
д) укладка тарных единиц на поддоны.
III. Укладка на хранение
1. Перемещение грузовых пакетов от зоны приемки в зону хранения.
2. Укладка на хранение в стеллажах или штабели.
IV. Хранение
Перемещение товаров с верхних в нижние ярусы стеллажей по мере высвобождения последних.
V. Отборка товаров и комплектование заказов получателей
1. Вариант комплексной отборки:
а) целого грузового пакета;
б) части пакета со снятием товаров с поддонов;
в) части пакета без снятия товара с поддона.
2. Вариант индивидуальной отборки:
а) целого пакета;
б) части пакета со снятием товара с поддона;
в) части пакета без снятия товара с поддона.
3. Отборка из других устройств (вешал, ларей и др.).
VI. Перемещение в зону комплектования заказов покупателей
а) товаров на поддонах;
б) отборочных тележек с товаром.
VII. Комплектование заказов и упаковка (укладка в тару-оборудование)
а) проверка правильности отборки товаров в соответствии с заказом;
б) укладка товаров в инвентарную тару;
в) опломбирование тарных (грузовых) мест.
VIII. Помаршрутное комплектование партий товаров
Перемещение товаров в инвентарной таре со склада на участок маршрутного комплектования (экспедицию).
IX. Перемещение в зону погрузки
а) из экспедиции;
б) с участка комплектования;
в) из зоны хранения.
X. Погрузка
а) автотранспорта;
б) контейнеров;
в) железнодорожных вагонов.
На продолжительность, характер и способы выполнения складских технологических процессов «ЧП Закиров» влияют различные факторы:
- ассортиментная структура поступающих товаров;
- физико-химические свойства товаров, определяющих способы складской обработки товаров;
- выбор складских помещений для хранения товаров;
- механизация погрузочно-разгрузочных и складских работ;
- оснащение складов соответствующим оборудованием и средствами механизации;
- структура запасов товаров и продолжительность их хранения;
- наличие или отсутствие подъездных путей;
- размер и планировка складских помещений и др.
При этом принципами организации складского технологического процесса «ЧП Закиров» являются: планомерность, пропорциональность процесса, параллельность, ритмичность, непрерывность, рациональная организация товарного потока, эффективность использования средств труда, полная сохранность свойств товаров, механизация и автоматизация складских операций.
8. Технология приемки товаров на складе
Организация работ по поступлению и приемке товаров на склад - первый этап технологического процесса складской переработки товаров. Рациональная организация оперативных технологических процессов на окладе во многом зависит от равномерного поступления товаров от поставщиков. Это позволяет лучше использовать складскую площадь, оборудование и средства механизации. Поэтому в договорах с поставщиками «ЧП Закиров» предусматривает конкретные сроки, объемы поставки товаров и штрафные санкции за нарушение этих условий. Равномерному выполнению складских операций способствует составление календарных планов поступления грузов, в которых указываются согласованные е поставщиками даты их поступления. Также в планах указывают частоту поступления грузов на склады. Составление календарных планов позволяет заблаговременно определять перечень и последовательность работ, связанных с приемкой товаров. К подготовительным мероприятиям по приемке товаров на складе относятся:
- установление места разгрузки транспортных средств, максимально приближенного к помещениям для хранения;
- определение необходимого количества грузчиков и распределение работы между ними;
- расчет требуемого количества и видов подъемно-транспортного оборудования и подготовка их к прибытию товаров;
- заблаговременное определение мест хранения номеров штабелей и т.п. для прибывающих на склад товаров;
- подготовка документации, связанной с оформлением приемки-сдачи товаров.
Кроме того, чтобы не допускать чрезмерного скопления транспортных средств в отдельные часы и обеспечивать их своевременную разгрузку, планируют доставку товаров на склады в течение всего рабочего дня.
Поступление товаров на торговый склад и их приемку регламентируют:
- Гражданский кодекс РФ; «Положение о поставках товаров народного потребления»;
- инструкция «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (П-6);
- инструкция «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» (П-7);
- стандарты (ГОСТы) и Технические условия на товары (ТУ);
- уставы отдельных видов транспорта и правила перевозки грузов;
- договорные обязательства поставщиков и покупателей товаров.
Вообще, приемка товаров – это установление фактического количества, качества и комплектности товаров, а также определение отклонений и вызвавших их причин.
Приемка товаров по количеству предусматривает:
- отбор тарных мест для вскрытия;
- вскрытие тары;
- подсчет количества единиц или взвешивание товаров;
- сверка с транспортными и сопроводительными документами;
- укладка товаров на поддоны.
Порядок и сроки приемки товаров по количеству зависят от характера тары или упаковки, в которой поступил товар, его физико-химических свойств, способа доставки и других условий. Приемка затаренных товаров проводится, как правило, в два этапа: предварительная приемка и окончательная. Предварительная приемка заключается в проверке количества мест поступившего товара (ящики, мешки, бочки) и массы брутто. При окончательной приемке вскрывается тара и приемка проводится по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом тарном месте. Как правило, товар, поступивший на склад в исправной таре, вскрытию не подвергается. По массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте то вары принимаются на складе конечного получателя, где окончательно распаковываются.
Товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, должны быть приняты по количеству в момент вскрытия (разгрузки) транспортных средств, но не позднее сроков, установленных для их разгрузки. Как правило, приемка товаров без тары, в открытой или поврежденной таре проводится сразу на складе получателя в момент получения их от поставщика. Также, в момент разгрузки осуществляется приемка по массе брутто и количеству местотоваров, поступивших в неисправной таре (предварительная приемка). Окончательная приемка товара (по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте) производится одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортейщейся продукции - не позднее 24 часов с момента получения продукции от поставщика.
Приемка товаров по качеству предусматривает выполнение следующих операций:
- перемещение товаров к рабочему месту товароведов-бракеров;
- вскрытие тары;
- непосредственная проверка качества товаров и их соответствия условиям договора;
- укладка проверенных товаров на поддоны.
Сроки приемки товаров по качеству нормируются договорами поставки, ГОСтами или техническими условиями. Во всех остальных случаях приемка по качеству осуществляется в следующие сроки:
- на скоропортящиеся товары – не позже 24 часов с момента поступления;
- по остальным товарам – не позднее 10 дней при одногородних и не позднее 20 дней при иногородних поставках.
Документами приемки товаров по количеству и качеству служат:
1. «Удостоверение на право участия в приеме продукции по количеству и качеству» (Приложение 2).
2. «Акт о недостаче, излишке при приеме» (Приложение 3).
3. «Акт о приемке товаров народного потребления по качеству» (Приложение 4).
4. «Расходная накладная» (Приложение 5).
9. Технология процесса складирования груза на складе
Принятые по количеству и качеству товары укладывают в тару, пакетируют и перемещают в зону хранения. Здесь их укладывают на стеллажи. На складе, где хранится продукция «ЧП Закиров» созданы оптимальные условия хранения товаров для предотвращения порчи и обеспечения полной сохранности товаров. Здесь же разработана рациональная схема размещения товаров, которая предусматривает закрепление за товарами определенных групп, подгрупп и наименований постоянных мест хранения (секций, участков, стеллажей и т.д.). Соблюдение этой схемы позволяет осуществлять оперативный уход и контроль за товарами, быструю отборку и отпуск товаров. При разработке схем размещения товаров на складе учитывается объем и порядок поступления товаров на склад, условия их реализации, правильное товарное соседство, возможность повседневного наблюдения за сохранностью товаров.
При размещении товаров на хранение проводят индексацию (кодирование). Каждому месту хранения присваивается индекс или код, обозначающий номер стеллажа, номер секции, полки и номер яруса (места). Номера стеллажей, секций и ярусов наносятся на конструкциях стеллажей яркой краской. Кодирование мест хранения существенно упрощает технологию отборки товаров.
Схемы размещения стеллажей с указанием индексов вывешивают на складах и в зале товарных образцов. Например, индекс №247 обозначает стеллаж 2, полку 4, место 7. Индексация хранения товаров - обозначение с помощью букв, цифр или других способов каждого места хранения товара на складе. Индексация мест хранения применяется при наличии обширного ассортимента товаров. Она позволяет быстро отыскивать необходимый товар, вести оперативный учет товарных запасов, их поступления и расходования. Индексы хранения обозначаются в технологических схемах размещения товаров и используются в процессе управления складскими технологическими операциями с использованием компьютерной техники. В память компьютеров вносят коды хранения товаров, которые служат для автоматизированной системы поиска, перемещения и укладки товаров.
При размещении товаров, на хранение учитывают сроки хранения товаров и специфику хранимых товаров. Товары, которые хранятся на складе длительное время и которые относительно редко поступают на склад, размещают дальше от входов и выходов. Товары с высокой оборачиваемостью, крупногабаритные, с большим объемом поступления и отпуска размещают ближе к выходу и зоне комплектования заказов. На складе используют несколько основных способов хранения товаров:
- хранение товаров по принципу однородности;
- хранение товаров в зависимости от их размера и веса;
- раздельное хранение товаров повышенного и пониженного потребительского опроса;
- отдельное хранение специфических товаров.
Одним из условий рациональной организации хранения товаров является оптимальный выбор способа укладки товаров на хранение. На выбор влияют свойства, форма и масса товара, масса каждого тарного места, форма тары, особенности упаковки и другие факторы. В «ЧП Закиров» предпочтение отдается такому способу укладки, при котором не допускается повреждение товара и тары. Кроме того, должны рационально использоваться складские помещения и оборудование, создаваемые удобства для контроля за состоянием товарных запасов. Технология хранения представляет собой сочетание способов хранения и способов укладки товаров. Применение рациональных способов обеспечивает сохранность товаров, исключает потери, создает удобства для правильной отборки товаров, способствует более эффективному использованию складского объема и площади. Выбор способа укладки и хранения зависит от специфики и физико-химических свойств товаров, условий их хранения (в таре, в распакованном виде, навалом), сложности ассортимента, емкости складских помещений.
При размещении, укладке и хранении товаров соблюдаются следующие требования:
- однородные товары укладываются в стеллажи по обе стороны одного прохода;
- при укладке товаров вручную их размещают в ячейках стеллажей по вертикали, с тем, чтобы они находились в одной или нескольких рядом расположенных секциях;
- тарные места укладывают (при любом способе хранения) маркировкой наружу;
- на верхних ярусах стеллажей размещаются товары длительного хранения, а также товары, отпускаемые со склада крупными партиями;
- поддоны применяют для эффективного использования площади склада и подъемно-транспортного оборудования;
- соблюдается техника и условия режима хранения товаров, применяется эффективное складское оборудование для обеспечения качественной и количественной сохранности товаров.
10. Технология процесса комплектации товаров и отправки их потребителям
Отпуск товаров со склада является заключительным этапом складских операций. Товары со склада могут быть отпущены:
- железной дороге для доставки в адрес покупателя;
- транспортно-экспедиционной организации, осуществляющей завоз товаров в магазины;
- непосредственно покупателю для вывоза их собственными транспортными средствами.
В «ЧП Закиров», в основном, применяются второй и третий способ отпуска товаров.
К основным операциям по отпуску товаров со склада относятся:
- оформление продажи товаров оптовым покупателям;
- отборка товаров с места хранения;
- перемещение товаров в зону комплектования заказов покупателей;
- комплектование заказов и упаковка (укладка в тару - оборудование);
- помаршрутное комплектование партий товаров;
- перемещение укомплектованных партий товаров в зону погрузки;
- погрузка автотранспорта, контейнеров, железнодорожных вагонов.
Операции отпуска начинаются с момента отбора товаров представителями покупателя лично или по их письменным или телефонным заявкам и заказам. Оформление продажи оптовым покупателям (магазинам) производится в зале товарных образцов. После получения на складе оформленного заказа (отборочного листа) или счета-фактуры работники склада отбирают и комплектуют товары. Отборка и комплектование товаров по заказам покупателей - наиболее трудоемкие операции в складской технологии. Основанием для отборки товаров с мест хранения служат отборочный лист или счет-фактура. Они должны быть оформлены таким образом, чтобы последовательность записи в них товаров соответствовала порядку размещения их в секциях стеллажей. Такой порядок оформления отборочного листа (счета-фактуры) значительно облегчает отборку товаров работникам склада. В этом случае отборщик, двигаясь вдоль стеллажей в одном направлении, может отобрать заказанный ассортимент товаров полностью, не возвращаясь за каким-либо товаром обратно. Различают два способа отборки товаров:
- ручная отборка товаров с мест хранения;
- механизированная отборка.
Ручная отборка осуществляется при отпуске небольшого количества товаров, мелкоштучных товаров сложного ассортимента, хранимых на стеллажах. В зависимости от характера заказов мелкие партии товаров, полученные от разных поставщиков, объединяются в более крупные. И наоборот, товары, полученные крупными партиями, дробятся на мелкие.
Механизированная отборка применяется в основном на крупных складах. При этом груз, спакетированный на поддоне, снимается с помощью механизма с места укладки и в виде целой транспортной единицы перемещается в зону комплектования заказов.
На складе применяется частично механизированная отборка товаров: ручная с нижних полок стеллажей, механизированная - с верхних. Наиболее совершенной является отборка товаров из ячеек стеллажей с помощью специальных отборочных машин (штабелеров-отборщиков). Они, двигаясь между проходами стеллажей, имеют площадку или кабину. Находясь в кабине, отборщик поднимается до необходимой полки и отбирает товар, не снимая поддон с полки. Отборочная машина такого типа может иметь вилы для подъема и снятия поддонов и действовать в автоматическом режиме.
В «ЧП Закиров» существуют два метода отборки товаров:
- индивидуальный (для одного покупателя);
- комплексный (для группы покупателей).
Комплексная отборка предусматривает отбор товаров с мест хранения одновременно для нескольких покупателей, по сводному отборочному листу. При таком порядке отборки поддоны концентрируются в местах комплектования, где отборщик раскладывает товар в тележки, контейнеры, многооборотную тару. Комплексная отборка позволяет рациональнее организовать документооборот, более эффективно использовать технику, повысить производительность труда работников склада.
11. Управление персоналом в оптовой торговле
На складе «ЧП Закиров», как уже указывалось ранее, работают шесть человек – зав. складом, комплектовщик и четыре грузчика.
Рассмотрим функциональные обязанности каждого работника склада:
1. Заведующий складом.
Функциональные обязанности заведующего складом определены на основе и в объеме квалификационной характеристики по должности Заведующего складом и могут быть дополнены, уточнены при подготовке должностной инструкции исходя из конкретных обстоятельств:
- руководит работой склада по приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей, по их размещению с учетом наиболее рационального использования складских площадей, облегчения и ускорения поиска необходимых материалов, инвентаря и т.п.;
- обеспечивает сохранность складируемых товарно-материальных ценностей, соблюдение режимов хранения, правил оформления и сдачи приходно-расходных документов;
- следит за наличием и исправностью противопожарных средств, состоянием помещений, оборудования и инвентаря на складе и обеспечивает их своевременный ремонт;
- организует проведение погрузочно-разгрузочных работ на складе с соблюдением норм, правил и инструкций по охране труда;
- обеспечивает сбор, хранение и своевременный возврат поставщикам погрузочного реквизита;
- участвует в проведении инвентаризаций товарно-материальных ценностей;
- контролирует ведение учета складских операций, установленной отчетности;
- принимает участие в разработке и осуществлении мероприятий по повышению эффективности работы складского хозяйства, сокращению расходов на транспортировку и хранение товарно-материальных ценностей, внедрению в организацию складского хозяйства современных средств вычислительной техники, коммуникаций и связи.
2. Комплектовщик:
- производит перед началом работы проверку исправности транспортировочных средств и приспособлений, наличие и исправность ручных товарных тележек. При необходимости производит их очистку, смазку, мелкий ремонт;
- осуществляет в течение рабочего дня своевременную погрузку и выгрузку товаров как поступивших на предприятие, так и направляемых в торговые секции;
- разрабатывает предложения и дает рекомендации по оформлению торговых, административных, служебных помещений предприятия, размещению внешней и внутренней рекламы;
- контролирует проведение и проводит сам оформительские работы в торговых помещениях предприятия;
- производит распечатку ценников. Контролирует правильность указанных в них цен и читаемость ценников на расстоянии;
- изучает и анализирует опыт других предприятий торговли в художественном оформлении помещений, размещении рекламы, оформление витрин, выкладку товаров, вносит предложения по использованию положительного и передового опыта;
- принимает меры по сохранности имущества предприятия;
- не разглашает информацию и сведения, являющиеся коммерческой тайной предприятия.
3. Грузчик:
- осуществляет погрузку, перевозку, перенос и выгрузку внутрискладского груза и других товарно-материальных ценностей, его сортировку, фасовку вручную и с применением простейших погрузочно-разгрузочных приспособлений;
- подкатывает и откатывает тележки с различным грузом к контейнерам, машинам или вагонам для осуществления погрузочно-разгрузочных работ, осуществляет непосредственно эти работы;
- открывает и закрывает двери складских помещений и контейнеров до и после осуществления погрузочно-разгрузочных работ;
- устанавливает подъемные блоки, лебедки и временные скаты для осуществления погрузочно-разгрузочных работ, производить сборку их после окончания работы;
- размещает и укрепляет грузы на складах и на транспортных средствах при транспортировке;
- выполняет распоряжения руководства в точном соответствии с полученными указаниями и с соблюдением правил техники безопасности;
- проверяет целостность упаковки (тары) и соответствия их внутреннего содержания этикетке (маркировке) во время приема продукции, отгрузки продукции заказчикам и во время проведения инвентаризаций;
- правильно размещает груз, не допуская порчи и боя в загружаемые транспортные средства;
- участвует в рациональном и правильном размещении товаров на складах в точном соответствии с указаниями кладовщика;
- следит за правильным укомплектованием отправляемых товаров принадлежностями, арматурой, крепежом, кронштейнами и пр. О замеченных недостатках немедленно сообщает кладовщику;
- производит уборку на рабочих местах, на складах и территориях, примыкающих к складам.
Развитие складского хозяйства, повышение его технической оснащенности, увеличение масштабов деятельности усложняют трудовой процесс. В рыночных условиях меняется характер труда, усложняются его разделение и кооперация, появляются новые профессии. Требования, предъявляемые рынком к организации и оснащению рабочих мест, к уровню квалификации оптовых работников существенно изменились. Каждый работник заинтересован в улучшении индивидуальных и общих результатов работы фирмы. Применяются материальные и моральные методы поощрения и стимулирования работников складов, что привело к значительному повышению их производительности труда.
Заключение
В завершении работы можно сделать следующие выводы:
1. «ЧП Закиров» является оптовым предприятием, в задачи которого входит: поиск поставщиков для розничных предприятий и других покупателей; закупка товаров у производителей и их доставка, хранение; формирование торгового ассортимента и т.д.
2. «ЧП Закиров» является единственным в г.Кемерове дистрибьютором компаний «Восток-Запад», ООО «Торговая система», ООО «Эталонторг». В наиболее широком ассортименте представлена продукция ТМ «Штурвал» (коллекция морских закусок), рыбных консервов и морепродуктов.
3. Технологическая цепь товародвижения – четырехзвенная, в которой «ЧП Закиров» выступает в качестве предприятия мелко-оптовой торговли. При этом оборачиваемость товарных запасов составляет 63 дня.
4. В организации товароснабжения используется складская форма. Схема товародвижения децентрализованная. Вся продукция имеет соответствующую упаковку и маркировку.
5. Для доставки товаров применяются автоперевозки (автомобили «ГАЗель», находящиеся в собственности «ЧП Закиров») и железнодорожные перевозки.
6. Размер складского помещения составляет 30 м2. Количество складов – один. Товар размещается на стеллажах.
7. Труд работников «ЧП Закиров» частично механизирован.