Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Характеристика деятельности «Отдела контроля за

              состоянием окружающей природной среды»……………………...5

1.1. Общие сведения о деятельности Отдела…………………………5

1.2. Анализ организационной структуры……………………………10

1.3.  Принципы, методы управленческой деятельности Отдела…..14

1.4. Планирование управленческой деятельности………………….17

Глава 2. Оценка качества окружающей среды г.Кемерова……………….21

Заключение…………………………………………………………………..32

Приложения………………………………………………………………….34

Введение

Становление и развитие человеческого общества сопровождалось локальными и региональными экологическими кризисами антропогенного происхождения. Можно сказать, что шаги человечества вперед по пути научно-технического прогресса неотступно сопровождали, как тень, негативные моменты, резкое обострение которых приводило к экологическим кризисам. Однако если ранее имели место локальные и региональные кризисы, так как само воздействие человека на природу носило преимущественно локальный и региональный характер, то  в современную эпоху экологические кризисы становятся все более значительными и носят более масштабный характер.

Современная экологическая ситуация показывается, что «благодаря» научно-техническому прогрессу человек  начинает оказывать все более значимое негативное влияние  на природу. Так как в природе «все связанно со всем», то невозможно воздействовать на часть системы без последствий для всей системы (как для биосферы, так и для отдельного организма). Отсутствие или повреждение нескольких связей система может компенсировать, но если их будет нарушено много или будут затронуты наиболее существенные из них, система разрушается. Чем сложнее система, тем больше у нее скомпенсированных связей, что позволяет ей быть более устойчивой к антропогенным воздействиям. Но когда пройден порог адаптации,  наступают необратимые изменения.

В конституции Российской Федерации закреплена обязанность государственной и муниципальной власти защищать окружающую среду. Система мер по предотвращению и уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух имеет целью защитить человека и окружающую природную среду от вредных воздействий.

Реализацией природоохранных мероприятий в каждом регионе занимаются комитеты природных ресурсов, от эффективности работы которых зависит экологическое состояние региона и, как следствие этого, здоровье его граждан.

Объектом исследования  является деятельность Отдела контроля за состоянием окружающей природной среды г.Кемерова.

Предметом исследования – управление природоохранной деятельностью Отдела контроля за состоянием окружающей природной среды г.Кемерова.

Целью исследования является изучение особенностей управления природоохранной деятельностью Отдела контроля за состоянием окружающей природной среды г.Кемерова.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- представить общие сведения о деятельности Отдела контроля за состоянием окружающей природной среды г.Кемерова;

- провести анализ организационной  структуры Отдела;

- рассмотреть принципы, методы управленческой деятельности Отдела;

- рассмотреть особенности стратегического планирования управленческой деятельности Отдела;

- провести оценку качества окружающей среды г.Кемерова.

Глава 1. Характеристика деятельности

Отдела контроля за состоянием окружающей природной среды

1.1. Общие сведения о деятельности отдела

В целях обеспечения контроля за состоянием окружающей природной среды, взаимодействия Администрации города с контролирующими природоохранными органами и экологическими службами предприятий, организаций и учреждений  распоряжением главы Администрации г.Кемерова  от 28.07.2000 г. №1797 был создан «Отдел контроля за состоянием окружающей природной среды».

Отдел контроля за состоянием окружающей природной среды (далее – «Отдел») является структурным подразделением администрации города Кемерово с функциональным подчинением заместителю Главы города по вопросам чрезвычайных ситуаций, экологии и координации деятельности правоохранительных органов.

Осуществляя работу в сфере природоохранной деятельности, отдел руководствуется в своей деятельности следующими нормативными актами: Конституцией Российской Федерации, Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области, постановлениями и распоряжениями администрации города и Положением об отделе контроля за состоянием окружающей природной среды администрации г.Кемерова.

Задачами отдела являются:

1. Осуществление единой политики в области охраны окружающей природной среды на территории города.

2. Координация природоохранной деятельности на предприятиях всех форм собственности на территории и в зоне их жизнедеятельности, а также среди населения города.

3. Создание условий для функционирования и развития системы охраны окружающей природной среды на территории города.

4. Формирование у населения города природоохранного правосознания, бережного отношения к природе, активной позиции в защите своих прав на благоприятную окружающую природную среду.

Функции отдела определяются полномочиями органа местного самоуправления, предоставленными законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды, основные из них:

- осуществление взаимодействия со специально - уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды и природных ресурсов и другими государственными органами;

- определение основных направлений охраны окружающей природной среды города;

- учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов на подведомственной территории;

- учет и оценка объемов отходов производства и потребления на объектах, расположенных на подведомственной территории, независимо от форм собственности и подчиненности;

- организация разработки долгосрочных перспективных и текущих экологических программ в рамках планирования социально - экономического развития города и контроля за их реализацией;

- подготовка предложений к прогнозам и программам, принимаемым на областном и федеральном уровнях и затрагивающих интересы города;

- контроль за формированием целевого экологического фонда города согласно действующему порядку;

- участие в подготовке предложений по финансированию природоохранных мероприятий из бюджетов всех уровней;

- координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от их форм собственности и подчинения;

- организация и проведение экологической экспертизы проектов и строящихся объектов, а также предприятий и организаций, загрязняющих воздушный и водный бассейны и не обеспечивающих функционирование очистных сооружений;

- организация экологического контроля в соответствии с действующими правилами;

- выдача разрешений на отдельные виды природопользования, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, захоронение токсичных веществ в отношении подведомственных природных ресурсов и природопользователей;

- подготовка предложений об ограничении, приостановке и прекращении деятельности объектов, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства;

- согласование участков, выделяемых под застройку и другие виды деятельности на подконтрольной территории;

- подготовка предложений о предоставлении в пользование в установленном порядке водных ресурсов городского значения. Разрешение в пределах компетенции споров о водопользовании, контроль строительства и эксплуатации сооружений водоснабжения;

- подготовка предложений о предоставлении в установленном порядке горных отводов для разработки месторождения полезных ископаемых, находящихся в ведении города, разрешении в пределах пользования недрами;

- информирование населения об экологической обстановке;

- взаимодействие с управлением по делам ГО и ЧС, МУП «Центральная диспетчерская служба «05» в случаях чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

- информирование соответствующих контролирующих государственных органов о действиях предприятий, учреждений, организаций, представляющих угрозу окружающей природной среде, нарушающих природоохранное законодательство;

- подготовка проектов распоряжений и постановлений администрации города, аналитических и справочных материалов, входящих в компетенцию отдела;

- подготовка предложений по осуществлению межрегионального сотрудничества в области охраны окружающей природной среды, организация изучения и распространения природоохранного опыта;

- оказание консультационной помощи территориальным управлениям города по природоохранным вопросам;

- участие в организации всеобщего непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения;

- рассмотрение писем, обращений, заявлений по вопросам своей компетенции;

- внесение предложений о применении санкций за нарушения природоохранного законодательства в соответствии с действующим законодательством;

- подготовка исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей природной среде в соответствии с действующим законодательством.

Рассматривая права и обязанности отдела контроля за состоянием окружающей природной среды, можно выделить следующие из них (Табл. 1).

Таблица 1

Права и обязанности отдела контроля за состоянием окружающей природной среды администрации г.Кемерова

Права

Обязанности

1

2

- принимать участие в рассмотрении вопросов, связанных с охраной окружающей природной среды и рациональным природопользованием, согласовывать подготавливаемые распорядительные документы по этим вопросам;

- готовить проекты распоряжений, решений администрации города, согласовывать их с заинтересованными организациями и должностными лицами своей компетенции;

Продолжение табл. 1

1

2

- получать от предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории города, сведения, информацию, необходимые материалы для осуществления своих задач и функций;

- подготавливать проекты договоров, заключаемых администрацией города по вопросам природопользования;

- организовывать проверки исполнения природоохранного законодательства предприятиями, организациями независимо от форм собственности;

- содействовать совершенствованию системы соблюдения природоохранного законодательства;

- требовать устранения выявленных недостатков и нарушений природоохранного законодательства, готовить материалы для привлечения виновных к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством;

- организовывать разработку природоохранных программ;

- отслеживать поступление и расходование целевых экологических средств в соответствии с действующим законодательством и порядком;

- готовить аналитические материалы по вопросам своей компетенции для руководства администрации города.

- вносить предложения для рассмотрения вопросов на коллегии администрации города;

- приглашать для рассмотрения вопросов своей компетенции хозяйственных руководителей, представителей администрации города;

- получать в установленном порядке необходимые статистические данные о работе предприятий и организаций;

- подготавливать предложения об ограничении, приостановке и прекращении деятельности предприятий, нарушающих природоохранное законодательство;

- вносить предложения о поощрении работников предприятий и организаций.

Завершая общий обзор деятельности отдела контроля за состоянием окружающей природной среды, стоит отметить, что отдел работает во взаимодействии с другими структурными подразделениями администрации города.

Отдел комплектуется специалистами, имеющими высшее образование, опыт работы, связанный с природоохранной деятельностью, и соответствующую квалификацию. Организационная структура отдела будет представлена в следующем параграфе.

1.2. Анализ организационной структуры

Отдел контроля за состоянием окружающей природной среды Администрации г.Кемерова возглавляет начальник отдела, назначаемый Главой города.

Структура и штатное расписание отдела утверждаются в установленном порядке. На современном этапе функционирования отдела его организационная структура выглядит следующим образом (рис. 1).

Надпись: Начальник отдела

Надпись: Главный специалист

Надпись: Ведущий специалистНадпись: Ведущий специалист

Рис. 1 Организационная структура Отдела контроля за состоянием окружающей природной среды администрации г.Кемерова

Как видно из рис. 1, организационная структура отдела контроля за состоянием окружающей природной среды Администрации г.Кемерова построена по функциональному принципу. В отделе работают всего четыре специалиста.

Функциональные обязанности и права специалистов отдела регламентируются должностными инструкциями. Так в обязанности ведущего специалиста входит:

1. Вести учет и оценку состояния окружающей природной среды и природных, ресурсов, объемов отходов производства и, потребления (по подведомственной сфере). 

2.Организовывать сбор и подготовку предложений к прогнозам и программам природоохранных мероприятий различного уровня, контролировать исполнение принятых мероприятий.

3. Вносить   предложения   о   проведении   государственной экологической экспертизы проектов и строящихся объектов, а также предприятий и организаций, загрязняющих воздушный и водный бассейны и не обеспечивающих функционирование очистных сооружений. 

4. Рассматривать разрешительные документы на отдельные виды природопользования и готовить по ним предложения руководству отдела.

5. Осуществлять взаимодействие с управлением по делам ГО и ЧС города, МУП ЦЦС «01» - при расследовании случаев чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; со специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды - через начальника отдела.

6. Осуществлять   контроль  за  соблюдением  предприятиями, организациями,  учреждениями  (независимо  от  их  ведомственной подчиненности и формы собственности), гражданами, иностранными юридическими и физическими лицами законодательства об охране окружающей природной среды.    

7. Проводить расследование случаев загрязнения окружающей природной среды, произошедших в результате аварийных (залповых) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, осуществлять проверку соблюдения мероприятий по временному снижению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

8. По заданию начальника отдела участвовать с другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды в расследовании случаев загрязнения окружающей природной среды, причин и ликвидации последствий чрезвычайных экологических ситуаций, а также в плановых проверках.

9. Готовить   материалы   по   нарушениям   природоохранного законодательства, заявлениям и жалобам граждан и организаций, определять размеры ущерба, нанесенного окружающей среде в результате экологических правонарушений для передачи их органам, уполномоченным применять санкции к нарушителям природоохранного законодательства, а также иски в  судебные инстанции в соответствии с действующим законодательством.

10. Своевременно представлять руководству отдела планы-графики работы, отчеты о проделанной работе, аналитические обзорные материалы по результатам проделанной работы за отчетный период.    

Федеральная и областная структуры управления природоохранной деятельностью представлены в Приложении 1-3.

Контроль за выполнением работы ведущих специалистов осуществляет главный специалист, который непосредственно подчиняется начальнику отдела контроля за состоянием окружающей природной среды администрации г.Кемерова.

К работникам отдела предъявляются высокие требования. Каждый из них должен:

1. Иметь высшее образование, опыт работы в области охраны окружающей природной среды, смежных специальностей на производстве, проектном или научно-исследовательском учреждениях и других организациях, работа которых связана с природоохранной деятельностью.

2. Проходить периодическую - не реже одного раза в 4 года аттестацию на соответствие занимаемой должности в установленном порядке, а также внеочередную аттестацию по распоряжению Главы города или приказа заместителя Главы города, курирующую работу отдела.

3. 3нать законодательные и правовые акты по вопросам охраны окружающей природной среды.                         

4. Знать руководящие нормативные документы в области охраны окружающей природной среды.           

5. Знать структуру и основные функции, специально уполномоченных  природоохранных органов, администрации города; сроки и формы отчетности.       

6. Знать действующие нормативные документы, регламентирующие качество объектов окружающей природной среды, перечень и основные характеристики сбросов и выбросов загрязняющих веществ и образующихся отходов, уметь анализировать и эффективно использовать данные лабораторного контроля в своей деятельности.

7. 3нать и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка администрации города.   

Также общими для всех специалистов правилами работы отдела являются:

1. Постоянная   работа   над   повышением   уровня   своей профессиональной подготовки и проявлять необходимые моральные и деловые качества специалиста администрации города.       

2. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, охраны труда и техники безопасности, противопожарной безопасности.

Повышение квалификации специалистов отдела осуществляется на семинарах, курсах повышения квалификации.

Отдел организует свою работу в соответствии с правилами внутреннего распорядка администрации города.

Поскольку основной целью работы отдела является обеспечение природоохранной деятельности г.Кемерова, в следующем параграфе целесообразно будет рассмотреть работу отдела в этом направлении и дать оценку окружающей среды нашего города.

1.3.  Принципы, методы управленческой деятельности отдела

Основными целями управленческой деятельности Отдела являются:

1. Обеспечение адекватной системы решения проблем, связанных с угрозами для окружающей среды, возникающими при реали­зации проекта по созданию нового или реконструкции и модернизации старого предприятия.

2. Более полное соблюдение экологических стандартов.

3. Выявление потенциально опасных участков произ­водства, создание системы раннего оповещения и предот­вращения потенциально неблагоприятных воздействий на окружающую среду, создание системы управления риском в случае разви­тия чрезвычайных ситуаций.

4. Совершенствование системы финансово-экономи­ческого планирования возможных в будущем потребностей в капиталовложениях, связанных с ремонтно-восстановительными затратами.

5. Разработка мероприятий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.

6. Повышение экологической грамотности работников производства на всех уровнях управления.

7. Налаживание более тесных связей с контролирую­щими организациями.

8. Создание наиболее простой системы получения стра­ховки в случае нанесения ущерба окружающей среде.

Принципы и методы управленческой деятельности Отдела зависят от видов и форм деятельности данной организации. Основной формой работы Отдела является проведение экологического контроля. Отдел использует два вида контроля:

1. Прямой, то есть непосредственный контроль состояния окружающей среды с использованием всех технических средств по отслеживанию химических, физических, фотохимических, биологических параметров и факторов загрязнения атмосферы, гидросферы, почвы.

2. Косвенный, то есть использование законодательных, административных рычагов управления.

Принципы управления Отделом представлены в табл. 2.

Таблица 2

Принципы управления отдела контроля за состоянием окружающей

природной среды

 п/п

Принципы управления

Содержание принципов управления

1

2

3

1.

Разделение труда

Разделение труда непосредственно связано со специализацией. Специализация работ необходима для эффективного использования рабочей силы.

2.

Полномочия и ответственность

Каждому работающему делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы.

3.

Дисциплина

Работники подчиняются условиям соглашения межу ними и руководством предприятия. В свою очередь менеджеры  применяют справедливые санкции к нарушителям дисциплины.

4.

Единоначалие

(единство распорядительства)

Работник получает распоряжения и отчитывается  только перед одним непосредственным начальником.

Продолжение табл. 2

1

2

3

5.

Единство направления (дирекции)

Каждая специалист, действующий в рамках одной цели,  имеет план и одного руководителя.

6.

Централизация

Естественный порядок в организации имеющий управленческий центр.

7.

Склярная цепь (иерархия)

Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии.

8.

Порядок

Каждый работник иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым.

9.

Стабильность рабочего места для персонала

Для предприятия наиболее предпочтительными являются работники, которые держатся за свое место. Высокая текучесть кадров характеризует плохую работу управленческого персонала, снижает эффективность работы предприятия.

Отдел контроля за состоянием окружающей природной среды применяет следующие методы работы:

1. Информационные методы, которые включают мониторинг (отслеживание) параметров изменения всех составляющих элементов окружающей среды.

2. Предупредительные - различные виды экологической экспертизы.

3. Административные, в том числе административно-пра­вовые (нормы права, экостандарты, разрешения, лицен­зии, экологическая экспертиза), административно-предуп­редительные (проверка деятельности определенных объектов, вызывающих беспокойство как источник воз­можного загрязнения, экологический аудит, ОВОС и др.)

4. Карательные - различные формы пресечения (от за­крытия предприятия до уголовного преследования винов­ных), экономические и финансовые меры воздействия.

1.4. Стратегическое планирование управленческой деятельности

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

В свою очередь, стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Процесс стратегического планирования отдела контроля за состоянием окружающей природной среды  Администрации г.Кемерова состоит из следующих элементов (рис. 2).

Миссия организации

Цели организации

Оценка и анализ внешней среды

Управленческое обследование сильных  и слабых сторон

Оценка стратегии

Реализация стратегии

Выбор стратегии

Анализ стратегических альтернатив

Рис. 2 Процесс стратегического планирования

Так на основе оценки основных составляющих процесса стратегического планирования Отделом контроля за состоянием окружающей природной среды был разработан план-график проведения проверок на 2005 год. Основные объекты, подлежащие контролю и сроки проведения контроля представлены в табл. 3.

Таблица 3

План-график проведения проверок

за состоянием окружающей среды г. Кемерова

отделом контроля Администрации на 2005 год

№ п/п

Наименование объектов

Сроки проверки

1

2

3

1.

Прием и обработка  форм статистической отчетности 2-ТП (воздух, отходы) по предприятиям города

Январь-Февраль

2.

Завод «Химпродуктов»

Январь

3.

ОАО «Кемеровский завод электромонтажных изделий»

Январь

4.

ООО «Кора»

Февраль

5.

Восточные электрические сети ОАО «Кузбассэнерго»

Февраль

6.

ОАО «Пикем»

Февраль

7.

ОАО «Кемеровохлеб»

Март

8.

ОАО «Хладокомбинат»

Март

9.

Шламонакопитель ОАО «Химпром»

Март

10.

ОСК-1 ОАО «КемВод»

Март

11.

ОАО «Разрез Кедровский» тех состояние гидроотвалов

Апрель

12.

Кемеровский почтамт

Апрель

13.

АТП «Кузбассэнерго»

Апрель

14.

Золоотвалы КГРЭС, НК ТЭЦ, Кемеровская ТЭЦ

Апрель

Продолжение табл. 3

1

2

3

15.

МУП УЕЗТУ

Май

16.

ООО ФЭЦИТ

Май

17.

ОАО «Кузбассэнергосервис»

Май

18.

ОАО «Нефтемаш»

Июнь

19.

ООО «Кузбасский СКАРАБЕЙ»

Июнь

20.

ОАО 1-й Кемеровский авторемонтный завод

Июнь

21.

АБЗ «Пламя»

Июнь

22.

ОАО КОРМЗ

Июнь

23.

МУП «Спецавтохозяйство»

Июнь

24.

ДСУ-2

Июнь

25.

ОАО «КемеровоЛадаСервис»

Август

26.

Участок малой механизации трест «Кемеровогражданстрой»

Август

27.

СДРСУ-8

Август

28.

Полигон-М

Август

29.

МУП ДЭК Заводского района

Сентябрь

30.

МУП ПЖРТ Центрального района

Сентябрь

31.

МУП ПЖРТ Рудничного района

Сентябрь

32.

ОАО «Кемеровохиммаш»

Октябрь

33.

ОАО «ОРТОН»

Октябрь

34.

МУП «Кемеровское трамвайно-троллейбусное предприятие»

Октябрь

35.

МУП «Кедровское КРЭУ»

Ноябрь

36.

ОАО «Термостепс»

Ноябрь

37.

АПТС

Ноябрь

38.

ООО «Норд»

Декабрь

Продолжение табл. 3

1

2

3

39.

ОАО «Кемеровский электромаши-ностроительный завод»

Декабрь

40.

ОАО «Велес»

Декабрь

41.

Оперативные проверки по расследованию поступающих заявлений, поручений территориального органа МПР России по Кемеровской области

В течение года

Таким образом, как свидетельствуют данные табл. 3, экологическому контролю подвергаются предприятия промышленности, связи, строительные предприятия и другие, оказывающие влияние на окружающую среду.

Подводя итог первой главы можно сказать следующее:

1. Управление природоохранной деятельностью г.Кемерова осуществляет Отдел контроля за состоянием окружающей природной среды, созданный в 2000 г. Распоряжением Главы г.Кемерова.

2. К основным задачам отдела относятся: осуществление единой политики в области охраны окружающей среды, координирование природоохранной деятельности на предприятиях, формирование у населения природоохранного правосознания и т.д.

3. Организационная структура отдела включает в себя четыре человека (начальник, главного специалиста и ведущих специалистов). На этот небольшой состав работников отдела возлагаются значительные по объему и масштабу деятельности функции по контролю за соблюдением норм экологической безопасности в г.Кемерове.

Глава 2 Оценка качества окружающей среды г. Кемерова

Оценка качества окружающей среды г.Кемерова – это наиглавнейшее направление деятельности отдела контроля за состоянием окружающей природной среды Администрации г.Кемерова.

Начиная с момента своего возникновения отдел постоянно проводит оценку качества окружающей среды г.Кемерова. Ниже автором будут проанализированы наработанные отделом данные по качеству окружающей среды г.Кемерова с 2000 г. по 2003 г.

Для начала отметим, что на 1 января 2004 года в городе зарегистрировано 16940 предприятий, объединений, их филиалов и других обособленных подразделений. Промышленных предприятий 1676, структура промышленного производства: электроэнергетика - 31,9%, топливная - 8,5%, черная металлургия - 20%, химическая - 23,7%, машиностроение и металлообработка - 8,6%, пищевая - 3,3%, прочие - 4%. В различных отраслях занято 169,9 тыс. человек, из них в промышленности - 50,3 тыс., в образовании - 23,5 тыс., в здравоохранении, физкультуре и социальном обеспечении - 21,1 тыс., на транспорте - 14,5 тыс., в жилищно-коммунальном хозяйстве - 11,0 тыс., в строительстве - 9,1 тыс., в торговле и общественном питании - 8,2 тысяч человек.

Проблема загрязнения атмосферного воздуха - одна из наиболее           острых      экологических     проблем   г.Кемерова,       так    как  основная       часть населения проживает в районах, где концентрации загрязняющих  веществ регулярно превышают предельно допустимые уровни.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников представлены в табл. 4.

Таблица 4

                                                                            

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу

от стационарных источников

(тыс. тонн)

Наименование загрязняющих веществ

2000

2001

2002

2003

Всего

в т.ч.:

67,054

61,778

61,36

58,39

Твердые

18,983

15,932

15,95

13,50

Жидкие и газообразные

из них:

48,071

45,846

45,41

44,89

Оксиды азота

18,332

18,011

17,124

17,510

диоксид серы

18,300

16,298

16,704

14,09

оксид углерода

7,264

7,282

7,429

8,89

Углеводороды

0,158

0,218

0,23

0,27

Летучие органич. соед-я

0,732

0,745

0,79

0,87

Прочие

3,285

3,292

3,133

3,26

Данные, представленные в табл. 4, свидетельствуют о том, что основными загрязняющими веществами в атмосферном воздухе г.Кемерова являются жидкие и газообразные вещества, среди которых преобладают  оксиды азота и диоксид серы. С 2000 г. по 2003 г. наблюдается некоторое сокращение количества загрязняющих веществ в атмосферном воздухе г.Кемерова. Однако, это сокращение очень незначительно.

Среднегодовая концентрация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе г.Кемерова представлена в табл. 5.

Таким образом, по данным наблюдений на восьми стационарных постах, расположенных в разных районах, атмосфера города более всего загрязнена бенз(а)пиреном, формальдегидом, аммиаком, сажей, диоксидом азота – среднегодовые концентрации этих примесей превышают ПДК.

Таблица 5                                                                                         

Средне годовые концентрации загрязняющих веществ

в атмосферном воздухе в г.Кемерово

(по данным ЦГМ)

доли ПДК

Наименование загрязняющих веществ

ПДК

2000

2001

2002

2003

Аммиак

0,04

2,1

1,6

2,2

2,3

Формальдегид

0,003

3,8

3,7

2,4

2,7

Фенол

0,003

0,7

0,33

0,43

0,33

Диоксид азота

0,04

1,4

1,3

1,2

1,3

Сажа

0,05

1,3

1,1

1,3

1,2

Сероуглерод

0,005

2,6

2,0

1,6

0,4

Диоксид серы

0,05

0,1

0,12

0,15

0,16

Бенз(а)пирен

2,5

3,3

4,1

Уровень загрязнения атмосферы города по критериям Росгидромета оценивается как очень высокий: СИ (стандартный индекс) = 10,9 по хлористому водороду, НП (наибольшая повторяемость) = 41,6% по саже, ИЗА5 (индекс загрязнения атмосферы) = 16,48.

В 2003 году, по сравнению с предыдущим годом, повысилось загрязнение бенз(а)пиреном, незначительное повышение отмечается по оксидам азота, озону, аммиаку и формальдегиду. Значительно снизилось загрязнение сероуглеродом. Немного уменьшилось загрязнение хлористым водородом и сажей.

За 2003 год зарегистрировано 15 случаев превышения ПДК в 5 и более раз, из них: 4 случая по диоксиду азота, 3 - по аммиаку, 3 - по хлористому водороду,  3 - по диметиламину, 2 – по саже.

Среднегодовые концентрации  взвешенных веществ, оксида углерода, фенола, сероуглерода, хлористого водорода, диметиламина, озона, изопропилового спирта, анилина, оксида азота, диоксида серы и хлора в целом по городу ПДК не достигают.  В атмосфере не обнаруживается: нафталин, бензол, ксилол, толуол. Загрязнение металлами невелико; средние из среднемесячных значений не достигают ПДК и не превышают значений природного фона.

Наиболее загрязненным остается Кировский район, где отмечается наибольшая повторяемость проб с концентрацией выше ПДК. Загрязнению атмосферы способствуют неблагоприятные метеорологические условия для рассеивания выбросов, наблюдавшиеся в течение 51 дня в году.

Атмосферные осадки, выпадающие над городом, в большинстве случаев имели нейтральную (45,2%), слабощелочную (41,2%) и равновесную (10,4%) реакцию и лишь в одном случае (0,6%) реакция осадков была слабокислой.

Рассмотрим долю вклада основных предприятий г. Кемерова и автотранспорта в загрязнение атмосферы (табл. 6, 7).

Таблица 6

Доля вклада основных предприятий города и автотранспорта

в загрязнение атмосферы

(%)

Загрязняющее вещество

Наименование предприятия

Доля вклада

Зола каменноугольная

Кемеровская  ТЭЦ

3,5

Кем ГРЭС

36,0

НК ТЭЦ

48,9

Диоксид азота

КемТЭЦ

2,1

КемГРЭС

30,9

НКТЭЦ

27,3

Автотранспорт

30,1

Аммиак

ОАО «Азот»

80,3

ОАО «Кокс»

10,5

ОАО «АК Химволокно»

3,9

Сероуглерод

ОАО «Азот»

91,4

ОАО «Кокс»

8,6

Оксид углерода

Автотранспорт

85,9

ОАО «Азот»

5,2

Таблица 7

Выброс загрязняющих веществ от вида автотранспорта

Вид

Количество, шт.

Выброс, тонн

2000

2001

2002

2003

2000

2001

2002

2003

 

Легковой

77959

79004

79912

75520

31598

31771

28971

22250

 

Грузовой

11315

12510

12924

15870

22211

25817

28683

29228

 

Автобусы

2740

3115

3161

4117

11664

9800

11378

18685

 

Мероприятия по охране атмосферного воздуха являются составной частью перечня природоохранных мероприятий города Кемерово на 2003 – 2010 годы. Мероприятия направлены для включения в региональную целевую программу «Экология и природные ресурсы Кемеровской области на 2005 – 2010 годы». За счет введения в эксплуатацию установки беспылевой выдачи кокса в ОАО «Кокс» выброс коксовой пыли сократился на 200 тонн.

Превышение установленных нормативов выбросов по твердым веществам и оксидам азота в большей части связано с работой трех электростанций города. Установленный электростанциям ПДВ превышается: по оксидам азота – на 11400 тонн в год, а по золам углей на 3076 тонн в год, при этом достигнутая степень очистки дымовых газов от золы составила на ГРЭС – 98,5%, на КемТЭЦ – 98,63%, на НК ТЭЦ – 97,56%, при проектном показателе 96,5 – 97%.

Решающий вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносит автотранспорт, доля его постоянно растет. Для решения проблемы требуется обновление подвижного состава, в первую очередь общественного транспорта, а также применение экологически менее опасных видов моторного топлива.

Рассмотрим долю выбросов загрязняющих веществ  различных отраслей в атмосферу г.Кемерова (табл. 8).

Таблица 8

Доля выбросов загрязняющих веществ различных отраслей

в атмосферу г.Кемерова

Отрасль промышленности

Выброшено в атмосферу,

тыс. тонн

Доля выбросов отрасли от валового выброса по городу, %

Электроэнергетика

39,311

67,3

Химическая

7,253

12,4

Черная металлургия

4,709

8,1

Угольная промышленность

2,145

3,7

Остальные отрасли

4,972

8,5

Для наглядности представим данные табл. 8 в виде диаграммы (рис. 3).

Рис. 3 Доля выбросов загрязняющих веществ различных отраслей в атмосферу г.Кемерова (%)

Данные, представленные в табл. 8 и на рис. 3, свидетельствуют о том, что наиболее загрязняющим атмосферу производством является электроэнергетика (67,3%). На втором месте – химическая промышленность (12,4%), затем черная металлургия (8,10%).

Перечень предприятий – основных источников загрязнения атмосферы и их удельный вес даны в табл. 9 и на рис. 4.

Таблица 9

Ранжирование предприятий г. Кемерово по величине массы выбросов загрязняющих веществ в 2003 году

Наименование предприятия

Выброшено    в атмосферу, тыс.тонн

Доля выбросов предприятия от валовых  выбросов по городу, %

Доля выбросов предприятия от валовых по области, %

Кемеровская ГРЭС

19,233

32,9

1,5

Ново-Кемеровская ТЭЦ

16,864

28,9

1,4

КОАО «Азот»

6,768

11,6

0,5

ОАО «КОКС»

4,709

8,1

0,4

Кемеровская ТЭЦ

2,069

3,5

0,2

ОАО «Разрез Кедровский»

1,530

2,6

0,1

Рис. 4  Предприятия г. Кемерово, вносящие наибольший вклад в загрязнение воздуха (%)

Таким образом, наибольшее количество загрязняющих веществ (73,4%) выброшено тремя предприятиями города - Кемеровская ГРЭС, Ново-Кемеровская ТЭЦ, КОАО «Азот». Причем  32,9% выбросов приходится на Кемеровскую ГРЭС (рис. 4).

Отдел контроля за состоянием окружающей природной среды Администрации г.Кемерова осуществляет не только оценку качества атмосферного воздуха, о которой сейчас шел разговор, но и оценку водных объектов города.

Так специалисты отдела пришли к заключению, что основными загрязняющими веществами в реке Томи являются соединения азота, фенол, нефтепродукты, легкоокисляемая органика. Качество воды в реке в 2003 г., по сравнению с 2002 г., существенно не изменилось. Самая высокая среднегодовая концентрация нефтепродуктов выше города, в районе пгт.Крапивино, как и в 2002 году, – 16,4 ПДК.

В течение 2003 г. проводилось биотестирование проб воды на дафниях, отобранных в створах реки Томи г. Кемерова; исследовано 66 проб. В анализируемых пробах процент гибели дафний не превышал 40%, т.е. вода не оказывала острого токсического действия. Кислородный режим реки был удовлетворительным, среднее содержание растворенного кислорода повысилось по сравнению с предыдущим годом. В 2003 году наиболее загрязненным  на  всем  контролируемом    участке Томи был створ пгт.  Крапивино.

Таблица 10

Среднегодовые концентрации загрязняющих веществ

на постах контроля р.Томи, выше и ниже г. Кемерово                                                                                        

мг/л

1

2

3

4

5

6

Азот аммония

0,4

0,65

0,65

0,60

0,78

0,43

0,48

0,3

0,5

Азот нитритный

0,02

0,35

0,55

0,40

0,50

0,35

0,45

0,35

0,45

Продолжение табл. 10

1

2

3

4

5

6

ХПК*

15,0

0,73

0,80

0,80

0,88

0,67

0,77

0,55

0,68

Фенол

0,001

4,0

5,0

5,0

6,0

5,0

5,0

4,0

6,0

Нефтепродукты

0,05

2,8

3,4

2,6

3,8

2,4

2,6

2,0

2,4

БПК5 *

2,0

1,22

1,48

1,14

1,18

0,94

1,06

1,02

1,25

* - мг О2

Данные табл. 10 показывают, что за рассматриваемый период времени (2000-2003 гг.) в водах г.Кемерова снизилась концентрация таких вредных веществ, как: азот аммония (-0,35), ХПК (-0,18), нефтепродуктов (-0,8). Однако, содержание в воде нефтепродуктов, наряду с нитритным азотом и фенолом, выше предельно допустимых норм.

Мероприятия по охране водных объектов предусмотреные в программе, принятой Законом Кемеровской области от 22.04.2002 № 21 – ОЗ «О региональной целевой программе «Экология и природные ресурсы Кемеровской области» на 2002–2004 годы»,  также являются составной частью плана социально-экономического развития города, утверждаемого ежегодно городским Советом народных депутатов.

Основные проблемы:

1. Отсутствие очистных сооружений ливневых стоков от селитебной части города.

2. Переполнение иловых карт городских очистных сооружений канализации.

Необходимые первоочередные мероприятия:

1. Строительство установки по обезвоживанию осадков городских очистных сооружений канализации.

2. Проектирование и строительство очистных сооружений ливневых стоков.

В 2003 году для использования, обезвреживания и для захоронения отходов производства и потребления передано другим предприятиям и на свалки 4411,226 тыс. тонн отходов, из них 4371,896 тыс. тонн 5-го класса опасности, в том числе: 212,216 тыс. тонн твердых бытовых отходов (ТБО) и 4159,680 тыс. тонн вскрышных пород.

В городе Кемерово имеются действующие на 01.01.04 г. технологии по утилизации промышленных отходов:

-                    опытно- промышленная установка по сжиганию жидких отходов, годовой объем утилизации жидких отходов составляет 4238,3 тонн при проектной мощности – 47520 тонн в год;

-                     установка по переработке отработанных ртутьсодержащих ламп типа УРЛ – 2М, проектная мощность установки 100 ламп в час, объем утилизации отработанных ртутных ламп за 2003 год составил 118 тыс.шт;        

-                    установка по переработке гальваношламов, проектная мощность 300 тонн в год, объем утилизации гальваношламов за 2003 год составил 16,2 т.

Характеристика объектов мест длительного складирования промышленных отходов дана в табл. 11.

На временных площадках предприятий накоплено 0,063 тыс. тонн отходов 1-го класса опасности.

Таблица 11

Характеристика объектов мест длительного складирования

промышленных отходов

№ п\п

Объекты

складирования промышленных

отходов

Занима-емая площадь, га

Количество накопленных отходов,

тыс.т  на 01.01.04 г.

2-й класс опасности

3-й класс опасности

4-й класс опасности

5-й класс опасности

1

2

3

4

5

6

7

1.

Свалки:

1.1.

ООО «Полигон-М»

38,8

-

2,115

37,227

103,334

1.2.

МУП «Спецавтохозяйство»

90,0

-

-

0,042

1128,825

1.3.

МУП ККПЭУ

9,9

-

-

-

2,643

1.4.

ФГУП «Прогресс»

10,7

-

0,812

0,418

2,161

1.5

Завод «Коммунар»

2,0

-

46,308

0,021

-

Продолжение табл. 11

1

2

3

4

5

6

7

1.6.

ОАО «Анилино-красочный завод»

3,2

31,452

6,477

17,910

-

1.7.

Всего накоплено отходов на свалках, тыс.т:

154,6

31,452

55,712

55,618

1236,963

2.

Шламонакопители:

2.1.

ОАО илино-красочный завод

30

-

-

290,641

-

2.3

ОАО «Химпром»

30

-

0,903

-

-

2.4.

Всего оходов в шламонакопителях, тыс.т.:

60

0,903

290,641

3.

Золоотвалы:

3.1.

НовокемеровскаяТЭЦ

137,6

-

-

3245,6

-

3.2.

Кемеровская ТЭЦ

66,5

-

-

3357,5

-

3.3.

Кемеровская ГРЭС

99

-

-

6337,79

-

3.4.

Всего накоплено золошлаковых отходов, тыс. т:

303,1

12940,9

4.

Породные отвалы:

4.1.

ОАО Разрез Кедровский

1612,89

-

-

-

40056,158

4.2.

Всего вскрышных пород, тыс. т:

1612,89

40056,158

В городе действует планово-регулярная система удаления бытовых отходов. Твердые бытовые отходы собираются без предварительной сортировки, временное хранение отходов, перед их вывозом, осуществляется в контейнерах, вывоз отходов производится мусоровозами МУП «Спецавтохозяйство».

Деятельность по обращению с бытовыми отходами регламентируется Правилами утилизации и переработки бытовых отходов в городе Кемерово, утвержденными городским Советом народных депутатов в декабре 2002 года.

Отделом проводится работа и по оценке состояния земель г.Кемерова. Так, отделом выявлено, что в 2003 г. горными выработками нарушено 43,55 га земель, проведена горно-техническая рекультивация на площади 29,3 га, биологическая – 11,39 га. На 01.01.2004 г. нарушено земель на площади 2880,14 га, а рекультивировано  всего 941,39 га.

Заключение

Социально-экономическое развитие общества в XX веке, в основном ориентированное на быстрые темпы экономического роста, породило беспрецедентное причинение вреда окружающей природной среде. Богатства природы, ее способность поддерживать развитие общества и возможности самовосстановления оказались не безграничными. Возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека. Устранение сложившихся противоречий возможно выполнить сегодня только в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего своей природной основы.

Для Кузбасса характерны те же проблемы и тенденции, что и для всего процесса развития России в последнее десятилетие. Они находились под влиянием институциональных изменений, связанных с радикальной трансформацией политической и социальной жизни общества, переходом экономики  от  плановой  к  рыночной,  формированием  рыночной инфраструктуры и изменением отношений собственности.

Вместе с тем Кузбасс, как сырьевой регион, имеет свою специфику. Интенсивная эксплуатация природных ресурсов, насыщенность крупными производствами в горнодобывающей, металлургической и химической отраслях; деформированная и однобокая структура валового регионального продукта (ВРП), страдающего низкой товарностью и невысокой добавленной стоимостью; удаленность рынков сбыта; значительные издержки производства, высокий износ основных фондов, их техническое и технологическое несовершенство - вот далеко не полный перечень проблем региональной экономики, которые в полной мере проявляются в экологическом неблагополучии территории.

В таких условиях экологическая политика должна стать неотъемлемой составной частью экономических преобразований.

С целью эффективного управления качеством природной среды, усиления экологического контроля, как одного из механизмов управления, были созданы муниципальные отделы по охране окружающей среды, в том числе в г.Кемерове.