МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РФ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра коммерции и маркетинга

ОТЧЕТ

О прохождении производственной практики студентом

факультета коммерции и маркетинга, обучающимся по

специальности 061500 «Маркетинг»

Фамилия_________________________________________________

Имя______________________________________

Отчество__________________________________

Место прохождения практики_______________________________

Руководитель практики от кафедры_________________________

Руководитель практики от предприятия_____________________

Кемерово - 2004

СОДЕРЖАНИЕ        

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Общая характеристика предприятия…………………………………………..4

2 Анализ экономической деятельности ЗАО «Электрокомплектсервис»…...12

3 Внешняя среда предприятия………………………………………………….12

4 Анализ сильных и слабых сторон предприятия …………………………….18

5 Деятельность предприятия по товародвижению…………………………….21

6 Деятельность персонала предприятия в области

    управления маркетингом……………………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………….25

Введение

 

 

С 10 декабря 2003г по 10 марта 2004г я проходила производственную практику на базе ЗАО «Электрокомплектсервис».

Целью производственной практики было овладение комплексом практических навыков и методов по организации маркетинга на предприятии для дальнейшей производственной деятельности.

Задачами производственной практики явились:

- изучение макро- и микросреды предприятия ЗАО «Электрокомплектсервис», его организационно-правовой формы;

- ознакомление с системой маркетинговой информации;

- изучение       информационно-аналитической,       товарно-производственной,    сбытовой,    экономико-управленческой деятельности ЗАО «Электрокомплектсервис»;

- непосредственное участие в практической работе на функциональном рабочем месте в соответствии со специализацией;

- сбор и обработка материалов в соответствии с выбранной темой выпускной, квалификационной работы.

 Полученная в ходе прохождения практики информация была систематизирована в  четыре параграфа, которые отражают: общую характеристику предприятия; рассматривают внешнюю среду предприятия;  деятельность предприятия по товародвижению; деятельность персонала предприятия в области управления маркетингом.

1 Общая характеристика предприятия

           Закрытое акционерное общество «Электрокомплектсервис» создано в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством. Учредителями являются граждане РФ: Рылов Владимир Сергеевич и Глазунов Владимир Викторович. В г.Кемерове предприятие располагается по адресу:

           1. Торгово-выставочный зал – г.Кемерово, пр.Советский,31.

           2. Магазин «Электрика» - г.Кемерово, ул.Клары Цеткин,118.        

           ЗАО «Электрокомплектсервис» является коммерческой организацией, свою деятельность организует на основании Устава (Приложение А) и действующего законодательства.

Целями деятельности ЗАО «Электрокомплектсервис» являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.

ЗАО «Электрокомплектсервис» может создавать самостоятельно и совместно с другими обществами, товариществами, кооперативами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на территории РФ предприятия и организации с правами юридического лица в любых допустимых законом организационно-правовых формах. «Электрокомплектсервис» вправе иметь дочерние и зависимые общества с правами юридического лица.

«Электрокомплектсервис» может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации и за рубежом. Филиалы и представительства утверждаются Общим собранием акционеров и действуют в соответствии с Положениями о них.

Создание филиалов и представительств за границей регулируется законодательством Российской Федерации и соответствующих государств.

ЗАО «Электрокомплектсервис» самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность. Основу планов составляют договоры, заключаемые с потребителями продукции, а также поставщиками материально-технических и иных ресурсов.

Реализация продукции, выполнение работ и предоставление услуг осуществляется по ценам и тарифам, устанавливаемым ЗАО «Электрокомплектсервис» самостоятельно.

Предприятие вправе привлекать для работы российских и иностранных специалистов, самостоятельно определяя формы, размеры и виды оплаты труда.

Предприятие вправе совершать все действия, не запрещенные действующим законодательством. Деятельность предприятия не ограничивается оговоренной в Уставе. Сделки, выходящие за пределы уставной деятельности, но не противоречащие закону, являются действительными.

Уставный капитал ЗАО «Электрокомплектсервис» определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов, и составляет               13200 рублей. Все акции, рамещаемые предприятием, являются обыкновенными именными. Общее количество акций - 100 штук номинальной стоимостью 132 рубля каждая.

Количество голосов, которыми обладает акционер, равно количеству полностью оплаченных им обыкновенных акций.

Решение о размещении ценных бумаг принимает Общее собрание акционеров.

Высшим органом управления ЗАО «Электрокомплектсервис» является Общее собрание акционеров. Один раз в год предприятие проводит годовое общее собрание акционеров. Проводимые помимо годового Общие собрания акционеров являются внеочередными. Единоличным исполнительным органом является Генеральный директор.

Органами управления предприятия являются:

- Совет директоров предприятия;

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общее собрание акционеров избирает Ревизионную комиссию (Ревизора).

Имущество ЗАО «Электрокомплектсервис» образуется за счет:

- доходов от реализации продукции, работ, услуг;

- кредитов банков;

- безвозмездных или благотворительных взносов, пожертвований Российских и иностранных организаций, предприятий, граждан;

- иных, не запрещенных законодательством РФ, поступлений.

Распределение прибыли ЗАО «Электрокомплектсервис» происходит следующим образом: часть чистой прибыли, подлежащей распределению, распределяется пропорционально по количеству акций, которыми владеет акционер.

С момента создания компании ЗАО «Электрокомплектсервис» было определено, что она будет являться торговой организацией нового поколения. Цель компании - не сиюминутная выгода дефицита, а достижение уровня мировых лидеров по обеспечению электротехники.

  В 2002 году был завершен 10-летний период становления компании «Электрокомплектсервис», в ходе которого был создан крупнейший в Сибирском регионе электротехнический центр по комплектации электрооборудованием и кабельной продукцией.

  Следующим этапом в развитии компании является возрождение новосибирской промышленности и науки. Руководство компании считает важным инвестировать ресурсы в модернизацию производства, налаживать выпуск высококачественного и нужного рынку товара, который вполне способен конкурировать с импортом. Доказательством этому является вхождение в состав компании АО «Новосибирский Электромеханический Завод», научно-исследовательского института НИИЭП, совместные проекты с институтом «Сибпроектэлектро», создание собственного инженерно-технического центра «Электрокомплектсервис».

Четким  убеждением компании является то, что жители сибирского региона должны получать качественные товары и услуги. Поэтому компания внедряет стандарты качества обслуживания потребителей на сибирском рынке. Для этого в Новосибирске, Барнауле, Омске и Нижневартовске была создана сеть торгово-выставочных залов «Электрика».

Торгово-выставочные залы компании призваны обеспечить всем диапазоном электротехнических товаров: от оборудования подстанций до выключателя настольной лампы. Главным критерием отбора продукции является ее качество и, особенно, пожарная и электрическая безопасность, что, по мнению руководства компании, можно достичь, только работая с ведущими отечественными и зарубежными производителями.

В течении 8 лет компания «Электрокомплектсервис» является официальным партнером фирмы Siemens. Результатом такого долговременного сотрудничества стала разработка проекта программы по реорганизации РАО ЕЭС совместно с фирмой Siemens, ИТЦ «Электрокомплектсервис», «Сибпроектэлектро».

  Главным показателем уровня компании является уровень образования и профессионализма сотрудников. На сегодня в компании работают около 550 человек. 80% из них имеют высшее образование. Ежегодно компания обучает 50 человек в российских ВУЗах и английской школе бизнеса.

Компания «Электрокомплектсервис» является крупнейшей электротехнической компанией за Уралом.

По результатам заключения независимой экспертной комиссии Межрегионального конкурса «Лучшие товары и услуги Сибири-ГЕММА» (в феврале 2004 года) сеть специализированных магазинов «Электрика» была награждена Золотой медалью, набрав 51 балл из 55 возможных.

На данный момент созданная компанией сеть магазинов «Электрика» охватывает 5 регионов:

- Новосибирск,

- Барнаул,

-  Кемерово,

- Нижневартовск,

- Омск.

Структурные подразделения ЗАО «Электрокомплектсервис» подробно представлены на рис. 1. 

 

Рисунок 1 – Структурные подразделения ЗАО «Электрокомплектсервис»

ЗАО «Электрокомплектсервис» имеет довольно развернутую организационную структуру, которая подробно представлена в Приложении Б. Особенно хочется отметить работу нескольких основных отделов данного предприятия.

В ЗАО «Электрокомплектсервис» создан и успешно функционирует региональный отдел, который специализируется на поставке товара предприятиям оптово-розничной торговли для его дальнейшей продажи. Ассортимент товаров и услуг, предлагаемых «Электрокомплектсервис» представлены в таблице 1.

На предприятии «Электрокомплектсервис» существует Отдел внешнеэкономической деятельности, основной  деятельностью которого является поставка продукции в страны ближнего зарубежья. На сегодняшний день это крупнейшие предприятия, занимающиеся снабжением энергетического комплекса Казахстана, ряд организаций, имеющих свою сеть розничных магазинов. В отделе работает квалифицированный персонал, имеющий опыт прохождения таможенной очистки, который в кратчайший срок подготовит все необходимые документы для беспрепятственного вывоза продукции.

При ЗАО «Электрокомплектсервис» успешно функционирует «Инженерно-технический центр».

ЗАО «ИТЦ Электрокомплектсервис» - одно из предприятий, входящих в состав крупнейшего электротехнического холдинга «Электрокомплектсервис».

Направление деятельности - создание систем комплексной автоматизации и энергосбережения в следующих отраслях хозяйственной деятельности:

- системы теплоснабжения и теплорегулирования (ЦТП, котельные, бойлерные);

-системы энергоснабжения (ТЭЦ, ГРЭС);

-системы управления технологическими процессами в машиностроении, нефтехимической, газоперерабатывающей, легкой, пищевой, лесоперерабатывающей промышленностях;

- системы технического и коммерческого учета потребления энергоресурсов;

Таблица 1 - Товары и услуги ЗАО «Электрокомплектсервис»

Кабель: кабель силовой, телефонный, контрольный, монтажный и т.д.

Провод: провод установочный, осветительный, гибкий, эмалированный и т.д.

Лампы: накаливания, люминесцентные, галогенные, ртутные,  натриевые, металлогалогенные  и т.д. 

Электротехническая продукция: выключатели автоматические, пакетные, рубильники, пускатели, электромагнитные, шкафы, щитки, контакторы и т.д.

Электроустановочные изделия: розетки, выключатели отечественные и импортные (Siemens, Летен) и т.д.

Светильники:

светильники настенно-потолочные, подвесные, встраиваемые, настольные, бытовые, садово-парковые, прожектора, стартеры, трансформаторы, Дюралайт  и т.д.  

Электромонтажные изделия: предохранители, клеммы, втулки, коробки, наконечники, кабельные каналы, металлорукав, гофротруба, муфты, изоляционные материалы и т.д.  

Преобразователи частоты преобразователи Siemens, Mitsubishi, электродвигатели со встроенными преобразователями и т.д.  

Устройства автоматики: реле, таймеры, датчики движения, УЗО, трансформаторы тока, счетчики  и т.д.

Электродвигатели: трехфазные асинхронные, крановые, шахтные, газовые, нефтяные  и т.д.  

Насосы: погружные, консольные, фекальные, вихревые, химические и т.д.

Вентиляторы:

Трансформаторы: тока, понижающие, сварочные, масляные  и т.д.

Теплотехника: калориферы, печи, радиаторы масляные, тэны, электроконфорки  и т.д.  

Средства защиты: перчатки, респираторы, плакаты  и т.д.

-системы энергосбережения (частотно-регулируемый привод);

- системы водоснабжения и водорегулирования;

-автоматизированные системы учета энергоресурсов (АСКУЭ).

Услуги «ИТЦ Электрокомплектсервис»:

--аудит технологического процесса;

-инжиниринговые решения (ПТК, анализ эффективности, проектно-сметная документация);

-поставка комплекса оборудования;

-монтаж и пуско-наладка оборудования;

-обучение специалистов;

-гарантийное и сервисное обслуживание.

Новые технологии – это создание принципиально иных, качественно отличных связей и взаимоотношений между человеком и технологической средой, что, в итоге, позволяет добиться существенного технико-экономического эффекта за счет:

-оптимизации технологического процесса;

-снижения производственных издержек;

-увеличения надежности и отказоустойчивости процесса;

-повышения производительности;

-повышения ресурса оборудования;

-снижения процента брака;

-исключения человеческого фактора.

 

2 Анализ экономической деятельности ЗАО «Электрокомплектсервис»

Исходя из данных бухгалтерского баланса (Приложение В и Г) произведем анализ экономической деятельности ЗАО «Электрокомплектсервис» по состоянию на 2002-2003 гг.

Исходя из данных, представленных в Приложении В и Г, следует, что стоимость основных средств за рассматриваемый период снизилась на 1365249 руб. (42%). Появилась сумма, затраченная на незавершенное строительство, в размере 4999714 руб. Увеличились запасы предприятия, прирост составил 5,2%.

За рассматриваемый период времени возросла дебиторская задолженность предприятия с 38743928 руб. до 55041993 руб. Таким образом, прирост составил 30,0%. Увеличение произошло за счет долгов покупателей и заказчиков и прочих дебиторов.

Судя из данных Приложения В и Г в период 2002-2003 гг произошло хотя и незначительное увеличение денежных средств в активе ЗАО «Электрокомплектсервис». Общая сумма бюджета  увеличилась на 19,3% (с 110402046 руб. в 2002г до 136728265 руб. в 2003г).

Уставный капитал предприятия «Электрокомплектсервис» составляет 13200 руб.

С 2002 г по 2003 г возросла сумма кредиторской задолженности 10,9% (с 66092061 руб. в 2002 г до 74144367 руб. в 2003г).. Увеличение долга произошло в основном за счет роста задолженности перед дочерними и зависимыми обществами (с 3353030 руб. в 2002 году до 5679899 в 2003 году) и перед персоналом организации (с 3479 руб. в 2002 году до 7064 руб. в 2003 году).

Для того, чтобы узнать насколько рентабельным является рассматриваемое нами предприятие, проведем оценку прибыли и убытков  проводится на основании данных  формы  № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение Д и Ж).

Прибыль отчетного года представляет собой сумму прибыли от продажи товарной продукции, товаров, услуг, реализации основных средств  предприятия, прочих внереализационных доходов за вычетом внереализационных расходов.

Для анализа составим таблицу о составе и динамике прибыли   (таблица 2).

 
Таблица 2 - Состав и динамика прибыли за 2002-2003гг.(руб.)

Показатель

2002

2003

Выручка от реализации

136552000

226559927

Себестоимость

114080000

184712570

Валовая прибыль

21976000

41847357

Коммерческие расходы

7105000

26653472

Прибыль от продаж

15367000

15193885

Прибыль (убыток)

До налогообложения

15358000

12813379

Налог на прибыль

948000

768802

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года)

14410000

10036750

Как видно из таблицы 2 в период с 2002 по 200 год произошло снижение прибыли предприятия на сумму 4373250 руб. или на 30,4%, что явилось следствием увеличения себестоимости товаров и коммерческих расходов. В то же время, как показывают данные «Отчета о прибылях и убытках» (Приложения Д и Ж), выручка от продажи продукции возросла в 1,7 раза.

Рассчитаем показатель рентабельности ЗАО «Электрокомплектсервис».

Общая рентабельность предприятий определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости ос­новных производственных фондов и нормируемых оборотных средств и рассчитывается по формул:

                             П  * 100

              R = -----------------------  

                           Оф   + Об                                      

где  R – уровень рентабельности , %;

       Р – прибыль;

       Оф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

       Об -  среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств;

                 14410000 руб. * 100%

R2002г = ----------------------------------------- = 13%

              3205125 руб. + 106796921 руб.

                  10036750 руб. * 100%

R2003г = ----------------------------------------- = 8%.

               1839876 руб. + 129888675 руб.

Таким образом, можно сделать вывод, что ЗАО «Электрокомплектсервис» является достаточно рентабельным предприятием, работает с прибылью. Однако, в 2002 году показатель рентабельности был выше (13%), чем в 2003 году (8%), следовательно, в 2002 году предприятие сработало лучше.

Для анализа экономической деятельности предприятия необходимо также рассчитать показатели финансовой устойчивости. При определении финансовой устойчивости применяются следующие неравенства:

1. Если Е*1>=0, Е*2>=0, E*3>=0 – абсолютная устойчивость;

2. Если Е*1<0, Е*2>=0, Е*3>=0 – нормальная устойчивость;

3. Если Е*1<0, Е*2<0, Е*3>=0 – неустойчивое состояние;

4. Если Е*1<0, Е*2<0, Е*3<0 – кризисное состояние, где

Е 1=4 раздел пассива – 1 раздел актива;

Е 2=Е 1 + 5 раздел пассива;

Е 3=Е 2 + краткосрочные заемные средства;

Е*1=Е 1 – запасы;

Е*2=Е 2 – запасы;

Е*3=Е 3 – запасы.

Сначала рассчитаем показатели по 2002 году:

Е*1 = 3605125 руб. – 60850191 руб.  = -57245066 руб.

Е*2 = (3605125 руб. + 80572061 руб.) – 60850191 руб. = 23326995 руб.

Е*3 = (3605125 руб. + 80572061 руб. + 14480000 руб.) – 60850191 руб. = 37806995 руб.

Исходя из полученных данных можно составить неравенство

Е*1<0, Е*2>=0, Е*3>=0,

которое характеризует предприятие, как нормально устойчивое.

Произведем расчет показателей финансовой устойчивости предприятия за 2003 год:

Е*1 = 6839590 руб. – 64147711 руб. = -57308121 руб.

Е*2 = (6839590 руб. + 109467693 руб.) – 64147711 руб. = 52159572 руб.

Е*3 = (6839590 руб. + 109467693 руб. + 35323326 руб.) – 6414771 руб. = 87482898 руб.

Данные по 2003 году также соответствуют неравенству Е*1<0, Е*2>=0, Е*3>=0. Это означает, что и в 2003 году финансовая устойчивость ЗАО «Электрокомплектсервис» была нормальной.

3 Внешняя среда предприятия

Доля рынка ЗАО «Электрокомплектсервис» составляет приблизительно 25% на рынке аналогичных услуг. Основными конкурентами компании являются:

1. Компания «Сэлл», имеющая представительства в г.Кемерове и г.Новосибирске и занимающаяся комплектацией электро-технического оборудования.

2. «СветоТехноПрибор» (г.Новосибирск).

3. Сибирская электро-техническая компания «Энергия».

Долю рынка каждой  компании можно увидеть на рис. 2.

Рисунок 2 - Доля рынка компаний, занимающихся электро-техническим оборудованием

Клиентами «Электрокомплектсервис» являются компании, имеющие свой электротехнический бизнес:

1. Монтажные предприятия, в числе которых: «ЗапСибЭлектромонтаж»              (1-ый и 2-ой филиалы); ООО «Строймикс»; МУП «ДЭК»; «Сибэлектромонтаж»; «Кемэлектросибмонтаж»; «ДСУ-1»; ООО «Электомонтажник»; ЗАО «Кузбассэнергосервис»; ООО Энергоресурс»; ЗАО «Евросервис»; ООО «Ремстрой»; Электрошахта «Строймонтаж» (г.Прокопьевск); СМП-160 (г.Белово); СМП 767 (г.Тайга) и т.д. 

2. Организации, имеющие сеть своих магазинов электро-технического профиля, либо помогающих в материально-техническом снабжении крупных производственных предприятий. В числе данных организаций: ЧП Рубина Магазин «Киловат» (г.Киселевск); ЧП Анурин «Опткомпьютер»; ЗАО «Наладка» и т.д.

3. Прочие предприятия: МП «Горэлектросеть» (г.Ленинск-Кузнецкий); МУП «Водоканал» (г.Топки); ГУП «Колмогоровский бройлер» и т.д.

Так же компания ищет региональных представителей, имеющих начальный капитал и желание начать свой бизнес по продвижению торговой марки и продукции, предлагаемой в «Электрокомплектсервисе». Клиенты «Электрокомплектсервис» являются в основном не  «покупателями», а «партнерами» по бизнесу. Компания не продает, а поставляет и ориентирована на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество.

Компания «Электрокомплектсервис» предлагает своим клиентам:

·                весь ассортимент торговой сети ЭКС по оптовым ценам;

·                систему скидок, которая закрепляется за клиентом и не зависит от объема разовой сделки;

·                различные схемы расчетов;

·                маркетинговую и рекламную поддержку партнеров, которая предолагает – образцы выставочных стендов, рекомендованный ассортимент, передовые технологии в продвижении продукции, рекомендации по техническим характеристикам, каталоги;

·                несколько вариантов сотрудничества: отсрочка платежей, франшиза;

·                поставки нестандартного электрооборудования и кабельно-проводниковой продукции;

·                отгрузка во все регионы РФ и страны ближнего зарубежья.

4 Анализ сильных и слабых сторон предприятия

Преимущество «Электрокомплектсервис» в том, что приоритетными направлениями ее деятельности являются:

1. Приемлемые цены - гибкие системы скидок, дисконтные карты. По сравнению с конкурентами цены в «Электрокомплектсервисе» выше. Однако, такое положение дел оправдано богатым ассортиментом продукции. Компания «Электрокомплектсервис» ориентируется на стопроцентную комплектацию.  Преимущество комплектации – «вы экономите время, мы экономим ваши деньги», - таков девиз компании.

2. ЗАО «Электрокомплектсервис» имеет единое программно-компьютерное обеспечение. Все представительства работают в одной сети и имеют единую ценовую политику (цены по всех представительствах одинаковые).

3. Сертифицированная продукция – «Электрокомплектсервис» поставляет только качественную, проверенную технику.

4. Компания «Электрокомплектсервис» сегодня «ушла» от оптовой торговли к розничной.

5. Огромный спектр электротехнической продукции - постоянное наличие на складе большинства наименований оборудования.

6. Профессиональные консультации менеджеров – в компании каждому клиенту помогут выбрать именно то, что он хочет.

7.  Развитая система складских комплексов - экономия клиентов на транспортных расходах.

8. Компания имеет свою производственную линию по выпуску автоматических выключателей «ЭКС», соответствующих Евростандарту «DIN».

9. Компания имеет определенную цветовую символику (сине-бело-красные цвет), которая отражена на ее атрибутах и благодаря которой «Электрокомплектсервис» является узнаваемым.

10. В рамках предприятия «Электрокомплектсервис» существует программа обучения персонала:

- создана Школа корпоративных технологий, где дважды в год проводится обучение персонала по курсу «Товарный ассортимент и техника продаж»;

- обучающие семинары (выездные и в головном офисе).

11. Для персонала компании также создана возможность карьерного роста.

12. ЗАО «Электрокомплектсервис» для своих сотрудников проводит широкую социальную политику:

- обеспечение медицинской страховкой;

- выдача безпроцентных кредитов сотрудникам на лечение, приобретение жилья и т.д.;

- существует система вкладов, в рамках которой любой работник может вложить в деятельность предприятия имеющуюся у него сумму денег, а в конце года получить соответствующий процент;

- сотрудникам, имеющим детей школьного возраста, к 1 сентября выдается единовременное пособие, сумма которого зависит от стажа работы сотрудника;

13. По годовым итогам работы предприятия:

- производится выплата премий;

- ежегодно сотрудник, признанный за год лучшим по продажам, награждается поездкой на ярмарку в Лейпциг.

Несмотря на большое число преимуществ ЗАО «Электрокомплектсервис» имеет и ряд недостатков:

1. Важнейшее функциональное подразделение – служба маркетинга – было создано только в 2003 году.

2. Нет отдела ценообразования, а потому имеют место бесконтрольные входные цены.

3. На сегодняшний день предприятие «Электрокомплектсервис» не проводит маркетинговых исследований по сегментам рынка, не отрегулированы нормативы, что ведет к сбою поставок. Таким образом, создаются излишки товаров группы С и недостаток товаров группы А и В.

4. Наличие большого ассортимента продукции (более 5 000 наименований) влечет за собой расширение административного аппарата, а, следовательно, увеличение расходов, которые, так или иначе, отражаются на ценовой политике предприятия.

5. Еще одна проблема, связанная с ассортиментом и очень актуальная для кемеровского представительства, заключается в нехватке площадей складского помещения. В этой связи товар приходится подвозить несколько раз в течение дня, что отвлекает работников от продаж.

6. Существует задержка поставок уникального (штучного) товара – до 90 дней (в связи с невыгодностью перевозить товар небольшими партиями). Если сравнивать с конкурентами, то у них срок поставки не более 2-х недель. Такая ситуация вызвана тем, что «Электрокомплектсервис» получает уникальный товар непосредственно от производителя – фирмы «SIEMENS» (Германия). Конкуренты получают тот же товар из Москвы.

7. В компании «Электрокомплектсервис» отсутствует служба доставки товара по городу.

8. В связи с проведением внутрикорпоративного обучения, компания «Электрокомплектсервис» перестала привлекать на работу высококвалифицировнных специалистов. Руководство компании считает, что достаточно поверхностного знания ассортимента и умения его продавать. Следовательно, с целью экономии фонда заработной платы, происходит общее снижение квалификации персонала.

5  Деятельность предприятия по продвижению

ЗАО «Электрокомплектсервис» широко рекламирует свои товары и услуги.  От общей суммы прибыли на рекламу ежемесячно тратится около 6%. Компанией используются следующие виды рекламы:

1. Реклама в средствах массовой информации. ЗАО «Электрокомплектсервис» размещает рекламу в таких СМИ, как:

- «Магазин рекламы»;

- «Деловой Кузбасс»;

- «Оптовый рынок Сибири»;

- «Стройка»;

- «Мастерок»;

- «Коммерческое предложение» (региональный выпуск);

- «Из рук в руки»;

- «Воскресная газета»;

- «Кузбасс»;

- телефонные справочники г.Кемерова и г.Новосибирска.

Образцы рекламных объявлений представлены в Приложении З.

2. Реклама на телевидении. Данный вид рекламы используется в основном при проведении выставок, ярмарок.

3. Щитовая реклама (банеры, указательные знаки на дорогах).

4. Реклама на собственном транспорте компании.

5. Фирменная реклама (на канцелярских принадлежностях, календарях, бейсболках, майках, форменной рабочей одежде).

6. Печатная реклама (каталог продукции «Электрокомплектсервис»).

7. Штендерная реклама (только в летний период).

ЗАО «Электрокомплектсервис» активно участвует на всех ярмарках и выставках, связанных со строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, металлургией.

В случае невозможности лично присутствовать на подобных мероприятиях, руководство компании использует форму заочного участия, путем распространения прайс-листов, буклетов, каталогов.

С 6 по 9 февраля 2004г. в г. Новосибирске проводилась Пятнадцатая Международная выставка в области архитектуры и строительства СТРОЙСИБ-2001.

В выставке приняли участие более 500 компаний из России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Активное участие в выставке принимала компания «Электрокомплектсервис», представляя Торговую сеть магазинов «Электрика». Посетителям выставки вручались подарки - лампочки в фирменных коробках и дисконтные карты на получение 15% скидки на покупку светильников «СОНЕКС» в магазинах сети «Электрика».

Говоря о деятельности предприятия по товародвижению, следует отметить, что компания «Электрокомплектсервис» имеет официальный сайт в Интернете. Адрес сайта:  www.elektro.ru. На сайте представлена подробная информация о деятельности компании: история создания, современное состояние, пакет предлагаемых услуг, прайс-лист на продукцию и т.д.

Недавно на сайте открылся раздел новостей, где все желающие могут узнать самые свежие новости о компании «Электрокомплектсервис».

На сайте также заработал «Форум», приглашающий обсудить насущные проблемы, связанные с деятельностью  компании. Форум работает по следующим направлениям:

1. Товары и цены:

- информация и объявления;

- продукция компании.

2. Обсуждение общих вопросов:

- разговоры ни о чем;

- сотрудники компании и качество обслуживания;

- вопросы и ответы.

Примечательно то, что на сайте ЗАО «Электрокомплектсервис» работает Интернет-магазин, где можно сделать заказ на любую продукцию компании. При отсутствии необходимого товара в Internet-каталоге, клиент может оставить заявку менеджеру.

Руководство компании порой прибегает к нетрадиционным методам в рамках осуществления политики товародвижения.

Так, в связи с назревшей необходимостью приобретения новых складских площадей в г.Новосибирске, Генеральным директором Компании назначено вознаграждение (15 000 руб.) за предоставление информации по подобным объектам, в случае реализации проекта.

Начальные данные:

- средняя удаленность (Ленинский, Кировский, Железнодорожный, Октябрьский, Заельцовский р-ны);

- площадь не менее 8 000 кв.м.;

- высота не менее 8 м.;

- тепло, электричество, огороженная прилегающая территория;

- наличие подъездных железнодорожных путей и кран-балки.  

Подобного рода акции способствуют рекламированию деятельности компании, формированию позитивного имиджа в глазах общественности.

  

6 Деятельность персонала предприятия в области управления маркетингом

В состав основных функциональных служб и подразделений, выполняющих маркетинговые функции входит отдел маркетинга, который был создан на предприятии относительно недавно. На сегодняшний день данный отдел насчитывает  двенадцать сотрудников в г.Кемерово. Отдел маркетинга работает по следующим направлениям:

1. Изучение рынка и потребителей.

2. Разработка сбытовой стратегии.

3. Дефференцирование услуг для различных сегментов рынка.

4. Разработка рекламной кампании.

5. Введение сейлз промоушн в деятельность Кемеровского представительства ЗАО «Электрокомплектсервис».

6. Осуществление PR.

Основными методами сбора и систематизации поступившей информации является первичные и вторичные документы.

В своей деятельности отдел маркетинга использует такие методы как: контент – анализ,  опрос и наблюдение.

Компания регулярно проводит изучение конкурентной среды. Опыт ее деятельности на рынке электротехнических услуг более 8 лет. За этот период произошло расширение сферы влияния, а это свидетельствует об успешности ее функционирования на этом рынке. Это говорит  о правильной стратегии и политики в области изучения и анализа конъюнктуры рынка.

Поскольку предприятие «Электрокомплектсервис» представляет электротехнический центр, его ассортиментная политика строится на принципах: все для работы и для дома. Таким образом, «Электрокомплектсервис» ориентирован на продажу своей продукции не только предприятиям и организациям, но и частным лицам.

В области ценообразования «Электрокомплектсервис» использует три вида цен:

1. Оптовые цены, по которым предприятие реализует свою продукцию в большом объеме.

По оптовым ценам ЗАО «Электрокомплектсервис» реализует свою продукцию: крупным монтажным предприятиям; организациям, имеющим сеть своих магазинов электро-технического профиля.

2. Мелкооптовые цены, по которым предприятие реализует свою продукцию мелким оптом. Клиентами здесь также могут выступать монтажные и другие предприятия.

3. Розничные цены, по которым «Электрокомплектсервис» реализует свою продукцию непосредственно конечному потребителю – населения.

Разница между тремя видами цен составляет:

Розничные и мелкооптовые цены -  5%.

Розничные и оптовые – 10-12% (в зависимости от группы товаров).

Если клиент делает покупки товаров более, чем на 500 тыс. руб., то ему предлагается специальная цена со скидкой до 15-18%. Однако, размер скидок зависит, прежде всего, от выдерживания  15% рентабельности.

Каждое предприятие решает проблему ценообразования, выбирая себе методику расчета цен. Для предприятия с небольшими оборотами больше подходит метод ценообразования, основанный на расчете безубыточности. Для крупных компании – «средние издержки плюс прибыль».

Поскольку ЗАО «Электрокомплектсервис» относится к крупным предприятиям, в политике  ценообразования им используется второй метод – «средние издержки плюс прибыль».

Например, на товар группы С – пускатель-5 – установлена самая высокая цена, которая оправдана высокими издержками, связанными с перевозкой данного товара. Этот товар является штучным, спрос на него составляет 1-2 шт. в месяц. В этой связи для его доставки покупают контейнер, затраты на который компенсируют  за счет высокой цены на данный товар.

Размеры наценок варьируются в широких пределах в зависимости от вида товаров. Наценки на товары «Электрокомплектсервис» колеблются в широких пределах. Разница в размерах наценок отражает различия в стоимости товарных единиц, объемах продаж, оборачиваемости товарных запасов и т.д.

При назначении цен не логично пользоваться стандартными наценками. Любая методика расчета, не учитывающая особенностей текущего спроса и конкуренции, вряд ли позволит выйти на оптимальную цену. На рынке существует множество фирм, которые твердо держатся за свои стандартные наценки, в то время как конкуренты устанавливают цены со скидками.

Например, несколько компаний, в том числе и «Электрокомплектсервис», продают один и тот же товар – Лампа ЛБ-40. При этом цена на данный товар у «Электрокомплектсервиса» составляет 25 руб., а у конкурентов – 22 руб. Однако, «ЭКС» не стремится снизить цену, пытаясь завоевать покупателей наличием 100%-ной комплектации.

Методика расчета цен на основе издержек для «Электрокомплектсервис» остается выигрышной по следующим причинам:

1. Работники «ЭКС» больше знают об издержках, чем о спросе. Привязывая цену к издержкам, они упрощают для себя проблему ценообразования. Им не приходится слишком часто корректировать цены в зависимости от колебаний спроса.

2. Если этим методом ценообразования пользуются все фирмы отрасли, то их цены не будут сильно отличаться от цен «Электрокомплектсервиса». Поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму.

3. Методику расчета «средние издержки плюс прибыль» является более справедливой по отношению и к покупателям, и к продавцам. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли на вложенный капитал.

 

Заключение

  В заключении хотелось бы отметить, что предприятие «Электрокомплектсервис» занимает одну из лидирующих позиций в реализации электротехнической продукции и судя по данными бухгалтерского баланса и отчета о прибылях (Приложение В-Ж) имеет достаточно стабильное финансовое положение.

  ЗАО «Электрокомплектсервис» вкладывает прибыль не только в развитие производства, но и в поддержку подрастающего поколения новосибирцев и проекты по развитию родного города.

   Компания гордится тем, что является постоянным спонсором юниорской и юношеской команды Новосибирской области по биатлону и генеральным спонсором детско-юношеского танцевального клуба «Крепкий орешек».

В 2003 г  компания осуществляла целенаправленную политику по благоустройству родного города. В рамках проекта «Центр России» производит подсветку часовни на Красном проспекте, совместно с институтом «Сибпроектэлектро» и фирмой Siemens разрабатывает проект социальной программы «Огни Новосибирска» по современному освещению города.

Компания надеется, что при реализации заявленных целей и проектов будут созданы предпосылки для достижения более высокого качества жизни в нашем регионе, обеспечения здоровья и безопасности каждого человека.