Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Организационно-правовая форма, форма собственности,

     учредители ООО «Крокус-ПРО»…………………………………………4

2. Структура управления организацией……………………………………11

3. Система управления организацией………………………………………34

4. Оценка основных экономических показателей…………………………40

Заключение…………………………………………………………………..46

Приложения………………………………………………………………….47

Введение

Я, Баранова Н.В., студентка V курса специальности 06.10.00 «Государственное и муниципальное управление», проходила производственную практику в ООО «Крокус-ПРО».

Целью производственной практики являлось закрепление теоретических знаний по экономике и управлению, а также изучение практического опыта и освоение методов, приемов и подходов к выполнению управленческих     решений в различных областях профессиональной деятельности                        менеджера.

В задачи производственной практики входило:

- изучить основные положения устава ООО «Крокус-ПРО»; нормативные законодательные акты федерального и регионального уровней, их применение в деятельности предприятия;

- изучить и оценить структуру управления, должностные инструкции;

- изучить и дать анализ бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках предприятия.

1. Организационно-правовая форма, форма собственности, учредители ООО «Крокус-ПРО»

Общество с ограниченной ответственностью «Крокус-ПРО» создано решением учредителя № 1 от 23.12.2002 г.

Место нахождения и почтовый адрес Общества: 650066,  Российская Федерация, г. Кемерово, пр. Ленина, 61.

ООО «Крокус-ПРО» осуществляет свою деятельность на основании Устава (Приложение 1). При осуществлении своей уставной деятельности Общество руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью, иными законодательными и нормативными актами РФ и учредительными документами.

Общество является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, учи­тываемое на его самостоятельном балансе, круглую печать, содержащую его полное фирмен­ное наименование и указание на место нахождения, вправе иметь штампы, бланки с фирмен­ным наименованием Общества, собственную эмблему, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации, вправе открывать расчетный, валютный и иные банковские счета на территории РФ и за ее пределами.

Для достижения целей своей деятельности Общество вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обя­занности, быть истцом и ответчиком в суде, совершать любые не запрещенные законодатель­ством сделки. Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенным настоя­щим Уставом.

Общество самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную и иную деятельность, а также социальное развитие коллектива.

Общество самостоятельно или на договорных началах устанавливает цены и та­рифы на производимые, работы и оказываемые услуги в соответствии с действующим зако­нодательством.

Общество приобретает доли (части долей) в своем Уставном капитале только в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

ООО «Крокус-ПРО» в праве размещать денежные средства в облигации и иные эмиссион­ные ценные бумаги в порядке, установленном действующим законодательством.

Общество в соответствии с действующим законодательством самостоятельно определяет формы, системы, размеры и виды оплаты труда.

Основными целями создания и деятельности ООО «Крокус-ПРО» являются организация хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли в интересах Участников, удовлетворение социально-экономических интересов работников Общества, а также на на­сыщение потребительского рынка товарами и услугами, производимыми или оказываемыми Обществом.

Видами деятельности ООО являются:

1. Оптовая и розничная торговля.

2. Пошив одежды.

3. Пошив и ремонт меховой одежды по заказам населения.

4. Операции с недвижимость.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, ООО «Крокус-ПРО» может заниматься только на основании специального разрешения (ли­цензии).

Учредителем ООО «Крокус-ПРО» (далее - «Участники») является     Пырх Сергей Иванович.

Участники Общества вправе:

-  участвовать в управлении делами Общества в порядке, установленном действую­щим законодательством и Уставом;

-  получать информацию о деятельности Общества, в том числе знакомиться с годо­выми балансами, отчетами о его финансово-хозяйственной деятельности, протоколами Об­щих собраний участников Общества и иной документацией, которую генеральный директор и главный бухгалтер должны предоставлять по первому требованию Участника;

-  принимать участие в распределении прибыли Общества и получать ее часть;

-  продать или иным образом уступить полностью или частично свою долю в Устав­ном капитале Общества другим юридическим или физическим лицам в порядке, предусмотренном действующим законодательством и  Уставом организации;

-  в любое время выйти в установленном порядке из Общества независимо от согла­сия других его Участников;

-  получить в случае ликвидации Общества часть имущества, оставшегося после рас­четов с кредиторами, или его стоимость;

-  вносить предложения на рассмотрение Общего собрания Участников Общества и других его органов, а также реализовывать другие права, предусмотренные действующим за­конодательством, Уставом и отдельными решениями Общего собрания Участни­ков Общества, принятыми в установленном действующим законодательством порядке.

Дополнительные права Участнику (Участникам) Общества могут быть предостав­лены по решению Общего собрания Участников Общества, принятому всеми Участниками Общества единогласно.

Прекращение или ограничение дополнительных прав, предоставленных всем участ­никам Общества, осуществляется по решению Общего собрания Участников Общества, принятому всеми Участниками Общества единогласно. Прекращение или ограничение дополни­тельных прав, предоставленных определенному Участнику Общества, осуществляется по ре­шению Общего собрания Участников Общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов Участников Общества, при условии, что Участник Общества, которому принадлежат такие дополнительные права, голосовал за принятие тако­го решения или дал письменное согласие.

Участник    Общества, которому предоставлены дополнительные права, может отказаться от осуществления принадлежащих ему дополнительных прав, направив письменное уведомление об этом Обществу. С момента получения Обществом указанного уведомления дополнительные права Участника прекращаются.

Дополнительные права, предоставленные определенному Участнику, в случае от­чуждения его доли (части доли) к приобретателю доли (части доли) не переходят

Участники Общества обязаны:

-   соблюдать положения учредительных документов, исполнять решения Общего собрания Участников Общества;

-  вносить вклады в порядке, в размерах, в составе и в сроки, которые предусмотрены действующим законодательством и Уставом;

-  не разглашать коммерческую тайну и конфиденциальную информацию о деятель­ности Общества;

-  оказывать Обществу содействие в осуществлении его уставных задач и функций, а также нести другие обязанности, предусмотренные действующим законодательством,  Уставом и отдельными решениями Общего собрания Участников Общества, приня­тыми в установленном действующим законодательством порядке. Дополнительные обязанности могут быть возложены на всех участников Общества. По решению Общего собрания Участников Общества, принятому всеми участниками Обще­ства единогласно, либо на определенного Участника Общества по решению Общего собра­ния Участников Общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от обще­го числа голосов Участников Общества, при условии, что Участник Общества, на которого возлагаются такие дополнительные обязанности, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие. Дополнительные обязанности могут быть прекращены по реше­нию Общего собрания Участников Общества, принятому всеми участниками Общества еди­ногласно.

Дополнительные обязанности, возложенные на определенного Участника, в случае отчуждения его доли (части доли) к приобретателю доли (части доли) не переходят

Участники Общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов в Ус­тавный капитал Общества. Участники, внесшие вклады не полностью, несут солидарную от­ветственность по обязательствам Общества в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из Участников. Участники несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с учреждением Общества и возникшим до его государственной регистрации. Об­щество несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его учреждением, только в случае последующего одобрения их действий Общим собранием Участников Обще­ства.

В случае нарушения обязательств по внесению в установленный срок вкладов в Уставный капитал Общества Участник уплачивает за время просрочки в пользу Общества 10% годовых с неоплаченной суммы вклада.

Уставный капитал Общества составляется из номинальной стоимости долей его Участников.

Участники образуют Уставный капитал Общества в размере 10 000 тыс. руб. - 100%.

Номинальная стоимость и размеры долей Участников в Уставном капитале Обшества составляют:

-    доля Пырх Сергея Ивановича - 10 000 тыс.  руб. - 100 % Уставного капи­тала.

Общество не вправе принимать решение о распределении своей прибыли между Участниками Общества:

- до полной оплаты всего Уставного капитала Общества;

- до выплаты действительной стоимости доли (части доли) Участника Общества в случа­ях, предусмотренных ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

-  если на момент принятия такого решения Общество отвечает признакам несостоятель­ности (банкротства) или если указанные признаки появятся у Общества в результате при­нятия такого решения;

-  если на момент принятия такого решения стоимость чистых активов Общества меньше его Уставного капитала и резервного фонда или станет меньше их размера в результате принятия такого решения;

- в иных случаях, предусмотренных законодательством

Общество не вправе выплачивать Участникам Общества прибыль, решение о распре­делении которой между Участниками Общества принято:

-   если на момент выплаты Общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) или если указанные признаки появятся у Общества в результате выплаты;

-   если на момент выплаты стоимость чистых активов Общества меньше его Уставного капитала и резервного фонда или станет меньше их размера в результате выплаты;

- в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Высшим органом управления Общества является Общее собрание Участников. Общее собрание Участников может быть очередным или внеочередным.

К исключительной компетенции Общего собрания Участников Общества относится:

1)  определение основных  направлений деятельности  Общества,  утверждение его нов и отчетов об их исполнении, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

2)  изменение Устава Общества, в том числе изменение размера Уставного капитала Общества;

3) внесение изменений в Учредительный договор;

4)   образование исполнительных органов Общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа Общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее - управляющий), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;

5)  избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) Общества;

6) утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;

7) принятие решения о распределении чистой прибыли Общества между Участниками Общества;

8)  утверждение (принятие) документов,  регулирующих  внутреннюю деятельность (Общества (внутренних документов Общества);

9)   принятие решений о размещении Обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

10)  назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг;

11) принятие решений о реорганизации или ликвидации Общества;

12)  назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;

13) решение иных вопросов, предусмотренных действующим законодательством. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции Общего собрания Участников Общества, не могут быть переданы на решение исполнительного органа Общества.

Общество может быть реорганизовано или ликвидировано на основании и в порядке, предусмотренных статьями 57-62, 92 Гражданского кодекса РФ и статьями 51-58 Фе­дерального закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Реорганизация Общества может быть осуществлена в форме слияния, присоеди­нения, разделения, выделения и преобразования. Решение о реорганизации Общества принимается Общим собранием Участников Общества единогласно.

2. Структура управления организацией

Работы в ООО «Крокус-ПРО» выполняются ее Участниками, а также работниками, приня­тыми на работу в установленном порядке по  контрактам, трудовым и гражданско-правовым договорам.

Права и обязанности, трудовые отношения лиц, работающих в ООО «Крокус-ПРО» на ус­ловиях найма, продолжительность и распорядок рабочего дня, порядок предоставления вы­ходных дней, отпусков, минимум участия в общих работах Общества, иные вопросы трудо­вой дисциплины регулируются законодательством о труде, коллективным трудовым догово­ром, контрактами, другими договорами, правилами внутреннего трудового распорядка Об­щества и иными внутренними документами, принимаемыми Общим собранием Участников Общества.

Заработная плата каждого работника определяется конечными результатами его труда, личным вкладом работника в развитие Общества и в размерах не ограничивается.

Структура управления организацией выглядит так (рис. 1).

 

Рис. 1 Организационная структура ООО «Крокус-ПРО»

Как показывает рис. 1, организационная структура ООО «Крокус-ПРО» невелика. Всего на предприятии работает 22 человека.

Каждый работник ООО «Крокус-ПРО» выполняет свою работу согласно должностным инструкциям. Рассмотрим функции,  права и обязанности основного персонала организации.

1. Генеральный директор.

Генеральный директор руководит организацией в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений.

Обеспечивает выполнение предприятием всех обязательств перед федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, включая учреждения банка, а также хозяйственных и трудовых договоров (контрактов) и бизнес-планов.

Принимает меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды. Обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, материальных и моральных стимулов повышения эффективности производства, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки.

Генеральный директор должен знать:

- законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность предприятия, постановления федеральных, региональных и местных органов государственной власти и управления, определяющие приоритетные направления развития экономики и соответствующей отрасли;

- методические и нормативные материалы других органов, касающиеся деятельности организации;

- профиль, специализацию и особенности структуры организации;

- перспективы технического, экономического и социального развития отрасли и организации;

- кадровые ресурсы предприятия;

- налоговое законодательство;

- порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятия;

- рыночные методы хозяйствования и управления предприятием;

- систему экономических индикаторов, позволяющих предприятию определять свое положение на рынке и разрабатывать программы выхода на новые рынки сбыта;

- порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров;

-  конъюнктуру рынка;

- научно-технические достижения и передовой опыт в сфере торговли;

- управление экономикой и финансами предприятия, организацию торговли и труда;

- порядок разработки и заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений;

- трудовое законодательство; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации генерального директора - высшее профессиональное образование и стаж работы на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли не менее 5 лет.

2. Бухгалтер.

Бухгалтер относится к категории специалистов, принимается и увольняется на работу приказом директора предприятия.

На должность бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности бухгалтера не менее 3 лет

В своей деятельности бухгалтер руководствуется:

- законодательными и нормативными документами, регулирующими вопросы бухгалтерского учета и отчетности;                         

- методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;

- уставом предприятия;

- правилами трудового распорядка;              

- приказами и распоряжениями директора предприятия;  

- должностной инструкцией.

Бухгалтер должен знать:

- законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, руководящие, методические и нормативные материалы по организации бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций и составлению отчетности;

формы и методы бухгалтерского учета на предприятии;

- план и корреспонденцию счетов;

- организацию документооборота по участкам бухгалтерского учета;

- порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;

- методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;

- правила эксплуатации вычислительной техники;

- экономику, организацию труда и управления;

- рыночные методы хозяйствования;

- законодательство о труде;

- правила и нормы охраны труда.

На бухгалтера возлагаются следующие функции:

1. Ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности.

2. Произведение начислений и перечислений налогов и сборов в бюджеты разных уровней, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения.

3. Расчеты всех видов выплат работникам предприятия.

4. Методическая помощь сотрудникам предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа.

Для выполнения возложенных на него функций бухгалтер предприятия обязан:

1. Выполнять работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности, расчеты с поставщиками и заказчиками, а также за предоставленные услуги и т.п.).

2. Участвовать в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов.

3. Осуществлять прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и готовить их к счетной обработке.

4. Отражать на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств.

5. Составлять отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), выявлять источники образования потерь и непроизводительных затрат, готовить предложения по их предупреждению.

6. Производить начисление и перечисление налогов и сборов в республиканский и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы рабочих и служащих, других выплат и платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия.

7. Обеспечивать руководителей, кредиторов, инвесторов, аудиторов и других пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией по соответствующим направлениям (участкам) учета.

8. Разрабатывать рабочий план счетов, формы первичных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, участвовать в определении содержания основных приемов и методов ведения учета и технологии обработки бухгалтерской информации.

9. Участвовать в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, осуществления режима экономии и мероприятий по совершенствованию документооборота, в разработке и внедрении прогрессивных форм и  методов бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники, в проведении инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей.

10. Готовить данные по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности, следить за сохранностью бухгалтерских документов, оформлять их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.               

11. Выполнять работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации, вносить изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных.               

12. Участвовать в формулировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определять возможность использования готовых проектов, алгоритмов, пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки экономической информации.

  Бухгалтер имеет право:

1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными должностной инструкцией.            

3. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

  Бухгалтер несет ответственность:

1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ.

3. Инспектор по кадрам.

Инспектор по кадрам обязан:

1. Вести учет личного состава предприятия, его подразделений в соответствии с унифицированными формами первичной учетной документации.

2. Оформлять прием, перевод и увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями и приказами руководителя предприятия, а также другую установленную документацию по кадрам.

3. Формировать и вести личные дела работников, вносит в них изменения, связанные с трудовой деятельностью.

4. Подготавливать необходимые материалы для квалификационных, аттестационных, конкурсных комиссий и представления работников к поощрениям и награждениям.

5. Заполнять, учитывать и хранить трудовые книжки, производить подсчет трудового стажа, выдавать справки о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников.

6. Производить записи в трудовых книжках о поощрениях и награждениях работающих.

7. Вносить информацию о количественном, качественном составе работников и их движении в банк данных о персонале предприятия, следит за его своевременным обновлением и пополнением.

8. Вести учет предоставления отпусков работникам, осуществлять контроль за составлением и соблюдением графиков очередных отпусков.

9. Оформлять карточки пенсионного страхования, другие документы, необходимые для назначения пенсий работникам предприятия и их семьям, установления льгот и компенсаций.

10. Изучать причины текучести кадров, участвовать в разработке мероприятий по ее снижению. Подготавливать документы по истечении установленных сроков текущего хранения к сдаче на хранение в архив. Осуществлять контроль за состоянием трудовой дисциплины в подразделениях организации и соблюдением работниками правил внутреннего трудового распорядка. Составлять установленную отчетность.

Инспектор по кадрам  должен знать:

- законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по ведению документации по учету и движению персонала;

- трудовое законодательство;

- структуру и штаты предприятия;

- порядок оформления, ведения и хранения трудовых книжек и личных дел работников предприятия;

- порядок установления наименований профессий рабочих и должностей служащих, общего и непрерывного стажа работы, льгот, компенсаций, оформления пенсий работникам;

- порядок учета движения кадров и составления установленной отчетности;

- порядок ведения банка данных о персонале предприятия;

- основы делопроизводства;

- средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

- основы трудового законодательства;

- правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации инспектора по кадрам - среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование, специальная подготовка по установленной программе и стаж работы по профилю не менее 3 лет.

4. Товаровед.

Товаровед назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом Генерального директора.

Товаровед подчиняется непосредственно Генеральному директору, Заместителю Генерального директора.

На должность Товароведа назначается лицо, имеющее высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет.

 Товаровед должен знать:

- постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, касающиеся работы предприятия торговли;

- товароведение, стандарты и технические условия для товаров, основные свойства товаров, качественные характеристики, методы определения качества товаров;

- организацию складского хозяйства, условия хранения и транспортировки товаров;

- конъюнктуру товарного рынка; методы изучения покупательского спроса; современную моду и тенденции ее развития; порядок разработки планов товарного обеспечения, товарооборота;

- порядок составления заявок на товары;

- передовой отечественный и зарубежный опыт организации торговли и складского хозяйства;

- нормативы товарных запасов;

- поставщиков, ассортимент и номенклатуру выпускаемой или поставляемой ими продукции;

- структуру управления, права и обязанности работников и режим их работы;

- правила и методы организации обслуживания покупателей;

- основы экономики, организации труда и управления;

- основы маркетинга и организации рекламы;

- порядок оформления помещений и витрин;

- основы эстетики и социальной психологии;

- законодательство о труде;

- Правила внутреннего трудового распорядка;

- правила и нормы охраны труда;

- правила техники безопасности, производственной санитарии и гигиены,

- противопожарной безопасности, гражданской обороны.

Товаровед должен обладать организаторскими способностями, коммуникабельностью, должен быть энергичен и позитивно настроен.  Товаровед обязан:

1. Постоянно изучать спрос на все группы товаров и тенденции его развития.

2. Исследовать факторы, влияющие на сбыт товаров и имеющие значение для успешной их реализации, типы спроса (устойчивый, ажиотажный, кратковременный и др.), причины его повышения и снижения, дифференциацию покупательной способности населения, прогнозирует спрос на товары и объем продаж.

3. Изучать перспективы сбыта новых товаров с учетом социально-демографических особенностей различных групп населения, состояния и динамики их доходов, традиций и вкусов.

4. Анализировать опыт конкурентов с учетом изменений в налоговой, ценовой и таможенной политике государства.

5. Вести контроль за сбытом, проводит сопоставление запланированных данных с полученными результатами по объему, выручке, времени сбыта, выявляет отклонения и изменения конъюнктуры рынка.

6. Принимать участие в составлении планов товарооборота и товарного обеспечения.

7.  Контролировать соответствия товаров действующим ГОСТам и ТУ.

8. Осуществлять постоянные контакты с поставщиками.

9. Контролировать выполнение контрагентами договорных обязательств, в том числе поступление товаров в согласованном ассортименте по срокам, качеству, количеству.

10. Участвовать в составлении претензий контрагентам.

11. Принимать участие в подготовке ответов на претензии покупателей.

12. Принимать меры по ускорению оборачиваемости товаров, сокращению товарных потерь, изучает причины образования сверхнормативных товарных ресурсов и «неликвидов», разрабатывает меры по их реализации.

13. Информировать, при необходимости, работников склада и администрацию предприятия о правилах хранения, транспортировки товаров, осуществляет контроль за соблюдением правил хранения, транспортировки товаров, подготовкой товаров к отправке в торговый зал.

14. Проводить ежедневный контроль товарных остатков на складе предприятия.

15. Участвовать в проведении инвентаризации товаров.

16. Осуществлять оперативный учет итогов реализации товаров, составляет обзоры конъюнктуры, отчетность по установленным формам, оформляет документы, связанные с поставкой и реализацией товаров.

17. Участвовать в формировании цен.

18. Соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила и нормы охраны труда, требования производственной санитарии и гигиены, требования противопожарной безопасности, гражданской обороны.

19. Исполнять распоряжения и приказы администрации предприятия.

20. Информировать руководство об имеющихся недостатках в работе предприятия, возможных мерах по их ликвидации.

Товаровед имеет право:

1. Давать распоряжения и предпринимать соответствующие действия по устранению причин, создающих препятствия для осуществления Товароведом своих функциональных обязанностей.

2. Вносить предложения администрации предприятия по улучшению работы, относящейся к функциональным обязанностям Товароведа и всего предприятия в целом.

Товаровед несет ответственность за:

1. Невыполнение своих функциональных обязанностей.

2. Недостоверную информацию о состоянии выполнения полученных заданий и поручений, нарушение сроков их исполнения.

3. Невыполнение приказов, распоряжений администрации предприятия.

4. Нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных на предприятии.

5. Разглашение коммерческой тайны.

6. Утрату, порчу и недостачу товаров и иных материальных ценностей в соответствии с действующим законодательством.

 

 

5. Старший продавец.

Старший продавец отдела розничных продаж относится к категории специалистов.

Основными задачами старшего продавца являются: организация и ведение розничной торговли на торговой точке, управление персоналом торговой точки и оперативное руководство торговым процессом.

На должность старшего продавца назначается лицо, имеющее образование не ниже среднего, обладающее хорошими организаторскими способностями, стаж работы продавцом (старшим продавцом) не менее полугода.

Старший продавец назначается и освобождается от должности приказом Генерального директора по представлению начальника отдела розничных продаж и менеджера (управляющего розничной торговой сетью).

Старший продавец подчиняется непосредственно товароведу.

В своей деятельности старший продавец руководствуется:

- нормативными документами по вопросам выполняемой работы;

- методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;

- Уставом организации;

 - правилами трудового распорядка;

- приказами и распоряжениями начальника;

- должностной инструкцией.

Старший продавец должен знать:

- нормативные акты, правила и положения, регулирующие работу розничной торговли;

- формы, порядок и методы торговой и кассовой отчетности;

- стандарты, технические условия и особенности продаваемой продукции;

- отпускные розничные цены, ассортимент продаваемого товара;

- условия хранения и транспортировки реализуемой организацией продукции;

- действующие формы учета и отчетности;

- этику делового общения;

- психологию и принципы продаж;

- структуру коммерческой службы и отдела розничных продаж.

К обязанностям старшего продавца относятся:

1. Организация и ведение торгового процесса:

- оперативное руководство коллективом торговой точки: решать текущие задачи, следить за точным выполнением служебных обязанностей и соблюдением трудовой дисциплины подчиненными, разрешать возникающие конфликтные ситуации (предупреждать появление новых);

- оперативное реагирование на информацию, поступающую от подчиненных сотрудников торговых точек и покупателей, и доведение ее до сведения менеджера (управляющего розничной торговой сетью), а при невозможности этого, начальнику отдела розничных продаж;

- доводить до подчиненных, в устной форме или в виде письменных приказов, приказы, распоряжения или рекомендации, получаемые от вышестоящего начальства;

- в конфликтных ситуациях с властями, муниципальными службами, арендодателями, клиентами и т.д. разрешить конфликт оптимально для компании или вовремя переадресовать возникшую проблему вышестоящему руководству (в случае серьезного конфликта);

- корректировать работу подчиненных и обучать их эффективным приемам и формам работы, а также, по согласованию руководства, участвовать в организации или организовывать их обучение;

- оптимизировать деятельность торговых точек с целью улучшения работы и увеличения прибыли за счет снижения затратной составляющей;

- подбирать и представлять кандидатуры соискателей на должность продавцов менеджеру (управляющему розничной торговой сетью) (представить сначала резюме, затем лично), проводить собеседования с кандидатурами на данную должность и участвовать в принятии решения о приеме;

- проводить обучение (стажировку) отобранных кандидатур, по согласованной с менеджером (управляющим розничной торговой сети), схеме;

- изучение и обучение персонала работе с новыми моделями товара, поступившими в продажу, их назначению, характеристикам, особенностям;

- выполнять все обязанности продавца в случае его отсутствия, а также, когда того требует сложившаяся ситуация.

2. Планирование и аналитическая работа:

- участие в составление ежемесячного плана продаж;

- составлять заявки на заказ товара на торговую точку;

- анализ статистических данных о розничных продажах;

- сбор рыночной информации о конкурентах и участие в выработке предложений по ценовой политике;

- предоставление отчетов по итогам в работы в соответствии с регламентом работы отдела и Фирмы.

3. Обеспечение продаж:

- представление на рассмотрение и согласование менеджера (управляющего розничной торговой сетью) оптимальную линейку товара, с комментариями по тем или иным позициям и наилучшим размещением данной торговой линейки на торговой точке;

- регулярно (не реже одного раза в неделю) производить сверку заказов;

- своевременное составление заказа на обеспечение торговой точки необходимыми рекламными материалами, рабочей документацией, канцелярскими товарами;

- взаимодействие с подразделениями Фирмы с целью выполнения возложенных задач;

- участие в рабочих совещаниях;

- ведение рабочей и отчетной документации.

4. Контроль:

- контроль правильности и своевременности оформления на торговых точках, кассовой и торговой отчетности, накладных, участие в проведение инвентаризации и своевременное составление необходимых документов;

- контроль процесса торговли, трудовой дисциплины и качества работы персонала торговых точек;

- контроль чистоты и порядка на торговой точке и рабочих местах сотрудников торговой точки.

Правами старшего продавца являются:

1. Ставить вопрос о повышение размера оплаты труда себе и подчиненным сотрудникам, оплате сверхурочных работ в соответствии с положениями, документами и распоряжениями, регламентирующими систему оплаты труда сотрудников организации.

2. Докладывать вышестоящему руководству о всех выявленных недостатках в пределах своей компетенции.

3. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями.

4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и сотрудников отчеты и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

5. Требовать от руководителя отдела оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

6. Требовать от руководства обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

Ответственность:

1. Старший продавец несет дисциплинарную ответственность за качество и своевременность выполнения обязанностей и поручений, возложенных на него и подчиненных ему сотрудников.

2. Старший продавец несет дисциплинарную ответственность за нарушение им и подчиненными ему сотрудниками, норм и правил, установленных в положение о персонале Фирмы, положение о корпоративной культуре и других внутренних документах и распоряжениях, регламентирующих трудовые взаимоотношения между сотрудниками и Фирмой.

3. Старший продавец несет материальную ответственность за сохранность вверенных ему для продажи и работы имущества и других материальных ценностей и денежных средств.

4. Старший продавец несет ответственность за:

- нарушение правил и положений, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность организации;

- принятие к исполнению и оформлению документов по операциям, которые противоречат законодательству, утвержденным нормативным актам и документам;

- за нанесение материального ущерба и ущерба деловой репутации организации.

6. Продавец (торговый агент).

Торговый агент относится к категории технических   исполнителей, принимается и увольняется на работу приказом директора предприятия.

На должность торгового агента назначается лицо, имеющее среднее профессиональное (экономическое) образование, без предъявления требований к стажу работы и среднее профессиональное образование и специальную подготовку по установленной программе, без предъявления требований к стажу работы.

Торговый агент подчиняется начальнику торгового отдела.

В своей деятельности торговый агент руководствуется:

- законодательными и нормативными документами по вопросам выполняемой работы;

- методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;

- уставом предприятия;

- правилами, трудового распорядка;

- приказами и распоряжениями директора предприятия (непосредственного руководителя);

- должностной инструкцией.

Торговый агент должен знать:

- нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и нормативные документы,  регулирующие организацию сбыта и продажи товаров, оказания услуг;

- основы финансового, хозяйственного, налогового и трудового законодательства;

- прогрессивные формы и методы торговли и сбыта;

- перспективы развития и потребности отрасли, предприятий, учреждений, являющихся потенциальными покупателями (заказчиками) производимой продукции и оказываемых услуг;

- порядок заключения договоров купли-продажи и оформления необходимых документов;

- условия заключения коммерческих сделок и методы доведения товаров (услуг) до потребителей;

- действующие ценники и прейскуранты;

- ассортимент, номенклатуру и типоразмер товаров, правила расшифровки кодов, артикулов и маркировки;

- требования стандартов и технических условий, предъявляемых к качеству товаров (услуг), основные их свойства, качественные и потребительские характеристики;

- передовой отечественный и зарубежный, опыт организации сбыта товаров и обслуживания населения;

- основы психологии, экономики и организации труда;

- правила внутреннего трудового распорядка;

- правила и нормы охраны труда.

На торгового агента возлагаются следующие функции;

1. Заключение сделок купли-продажи.

2. Выявление и учет потенциальных покупателей (заказчиков) на производимую продукцию, оказываемые услуги.

3. Консультация по вопросам технических и потребительских характеристик товаров (услуг), их реклама.

4. Организация доставки купленной продукции.

5. Оформление, учет и обеспечение сохранности документации.

Для выполнения возложенных на него функций торговый агент предприятия обязан:

1. Совершать сделки купли-продажи в качестве агента торгового с простыми правами или агента торгового с исключительными правами.

2. Осуществлять работу по внедрению прогрессивных методов торговли.

3. Оформлять договоры купли-продажи, контролировать их выполнение.

4. Контролировать оплату покупателями (заказчиками) счетов изготовителей продукции или осуществляющих услуги.

5. Вести учет претензий покупателей (заказчиков) по исполнению договоров купли продажи.

6. Выявлять причины нарушения условий договоров.

7. Обеспечивать сохранность оформляемой документации по договорам купли-продажи.

Торговый агент имеет право:

1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

3. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

Торговый агент несет ответственность:

1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.                    

3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ.

7. Начальник службы безопасности.

Начальник службы безопасности относится к категории руководителей, принимается и увольняется на работу приказом директора предприятия;

На должность начальника службы безопасности назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 5 лет.

Начальник службы безопасности подчиняется непосредственно директору предприятия.

В своей деятельности начальник службы безопасности руководствуется:

- положением о службе безопасности;

- методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;

- Уставом предприятия;

- приказами и распоряжениями директора предприятия;

- должностной инструкцией.

Начальник службы безопасности должен знать:

- законы и иные нормативно-правовые акты РФ, регламентирующие охранную деятельность;

- специфику и структуру предприятия;

- принципы организации охраны объектов предприятия;

- характеристики технических средств защиты объектов от несанкционированного доступа к ним;

- тактику защиты охраняемых объектов от преступных посягательств;

- стратегию и тактику ведения переговоров с преступниками;

- современную отечественную и зарубежную технику (системы сигнализации, связи и т.д.), поддержание ее в эксплуатационном состоянии;

- характеристику технических средств защиты информации от несанкционированного доступа;

- назначение и виды связи;

- правила вхождения в связь и правила поведения в эфире;

- общие принципы оказания первой медицинской помощи;

- правила приема, сопровождения и сдачи товарно-материальных ценностей;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, и противопожарной защиты.

На начальника службы безопасности возлагаются следующие функции:

1.Надежная защита объектов предприятия от краж. Хищений и других преступных посягательств, пожаров, аварий, актов вандализма, стихийных бедствий, общественных беспорядков и т.п.

2. Разработка и осуществление руководства мероприятиями по безопасности объектов.

3.Выработка адекватных угрозе средств защиты и видов режимов охраны.

Для выполнения возложенных на него функций начальник службы безопасности обязан:

1. Пресекать попытки несанкционированного проникновения на охраняемый объект.

2.Отражать угрозу и способствовать ликвидации вредных последствий непосредственного нападения на охраняемый объект.

3.Осуществлять проверку и оценку лояльности служащих охраняемого объекта.

4.Обеспечивать неприкосновенность перевозимых материальных ценностей, отражая попытки несанкционированного доступа к ним.

5.Осуществлять на охраняемом объекте связь с базовым органом службы охраны объекта, а в пути следования – с транспортными и территориальными органами внутренних дел.

6. В совершенстве владеть приемами рукопашного боя и самозащиты.

7. Владеть средствами индивидуальной защиты, холодным и огнестрельным оружием.

8. Пользоваться различными видами связи на охраняемом объекте.

9. Обнаруживать и устранять несложные технические неисправности в системах сигнализации и связи охраняемых объектов.

10. Обеспечивать соблюдение строгого контрольно-пропускного режима про осуществлении профилактических, ремонтных и других работ.

11. Оказывать всемерную помощь правоохранительным и другим государственным органам в расследовании случаев преступных посягательств на охраняемые объекты.

12. Оказывать неотложную медицинскую помощь при ранениях, травмах и т.д.

  Начальник службы безопасности имеет право:

1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися деятельности отдела охраны окружающей среды.

2. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению деятельности одела охраны окружающей среды.

3. Осуществлять взаимодействие с руководителями всех (отдельных) структурных подразделений предприятия.

4. Запрашивать лично и получать от руководителей подразделений информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

5. В пределах своей компетенции подписывать и визировать документы.

6. Вносить на рассмотрение директора предприятия представления о назначении, перемещении и увольнении работников отдела охраны окружающей среды; предложения об их поощрении или о наложении на них взысканий.

7. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

Начальник службы безопасности несет ответственность:

1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

2. За совершение в процессе осуществления своей деятельности правонарушений в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

3. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ.

3. Система управления организацией

Для успешного функционирования любого предприятия необходима грамотная стратегия управления предприятием  в целом. Современному руководителю, для того, чтобы сохранить эффективную деятельность своего предприятия, требуются  знания не только экономических наук, но и управленческих, таких менеджмент  менеджмента и маркетинг.

Так, организация производства в ООО «Крокус-ПРО» происходит на стыке менеджмента и маркетинга. Отрадно заметить, что руководство предприятия использует такие виды маркетинга и менеджмента как:

1) стратегический менеджмент, целью которого является достижение нормативов, конкурентоспособности управляемых объектов;

2) тактический менеджмент применяется ООО «Крокус-ПРО» как            деятельность по:

- тактической сегментации рынка;

- позиционированию товаров;

- организации рекламы;

- продвижению и стимулированию сбыта товаров.

Целью тактического маркетинга является – достижение высоких показателей реализации продукции за счет пошагового применения различных элементов комплекса маркетинга.

3) финансовый менеджмент. Управление финансами осуществляется руководителем предприятия. Только он распоряжается всеми финансовыми вопросами и осуществляет контроль в этой области.

Целью финансового менеджмента является достижение грамотного управления финансовыми ресурсами предприятия.

4) инновационный менеджмент применяется редко, лишь в исключительных случаях, когда требуется быстрое принятие нового неординарного подхода к решению проблем (например, с появлением конкурента).

Цель инновационного менеджмента – эффективное управление развитием предприятия.

5) управление персоналом, целью которого является достижение эффективности деятельности и справедливости во взаимодействиях между работниками.

В современных рыночных условиях важнейшим показателем деятельности любого предприятия является его конкурентоспособность. Если фирма неудачно конкурирует на рынке, ее продукция неконкурентоспособна. Конкурентоспособность – свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

По методике Д.Мерсера, которая представлена в виде анкеты (Приложении 2), произведем оценку конкурентоспособности ООО «Крокус-ПРО», отвечая на вопросы данной анкеты. Каждому ответу в данной методике присвоен какой-то балл. Соответственно, если мы выбираем ответ, то сразу обращаем внимание на балл, который стоит рядом с ним (балл указан в скобках).

1. Место объекта на рынке

Объект представляет уже имеющийся на рынке тип продукта (1 балл).

2. Вероятность морального старения объекта

Объект будет применяться в течение достаточно долгого периода           (2 балла);

3. Характеристики рынка для объекта

Рынок охватывает только один регион (2 балла);

4. Вероятность расширения рынка

Число потребителей объекта будет расширяться, но незначительно (2 балла);

5. Цена объекта по сравнению с ценой сходных объектов

Цена данного объекта равна цене сходных объектов (2 балла);

6. Степень патентной защиты

Объект может быть легко имитирован, секреты производства отсутствуют (1 балл).

7. Ожидаемая острота конкуренции

Выход на рынок для других конкурентов открыт (1 балл).

8. Наличие каналов распределения

Соответствующее внешнеторговое объединение имеет опыт торговли (продажи) аналогичных товаров или товар является дополнением к тем, которые успешно продаются  (3 балла);

9. Влияние на существующую торговлю

Новый товар будет способствовать расширению продаж товаров, которые уже реализуются  (3 балла);

10. Устойчивость к колебаниям объема продаж

Товар практически не подвержен никаким колебаниям (3 балла).

11. Потребность в оборудовании

Объект может изготавливаться на имеющихся производственных мощностях (3 балла).

12. Потребность в новом персонале или в переобучении имеющегося

Есть возможность справиться уже имеющимися силами (3 балла).

13. Наличие сырья и материалов

Имеются источники сырья и материалов среднего качества по невысокой цене (2 балла).

Теперь полученные баллы подставим в формулу (2.2.):

        m

К =  ∑  Pi Li     (2.2.)

       I=1

где:  P – весовой коэффициент;

L – показатель конкурентоспособности, оцениваемый в баллах;

m – количество показателей конкурентоспособности.

Весовые коэффициенты устанавливаются:

для показателей 1-4  -  0.13;

для показателей 5-7  -  0.08;

для показателей 8-13 – 0.04.

Оценка конкурентоспособности:

К = 0.13 (1+2+2+2) + 0.08 (2+1+1) + 0.04 (3+3+3+3+3+2) = 1,91

Вывод: поскольку К=1.91, предприятие недостаточно конкурентоспособено на мировом рынке (норматив конкурентоспособности К=2.5-3).

Заработная плата работников предприятия, как показывает анализ Приложения 3, в среднем достаточно хорошая. Каждый год руководство ООО «Крокус-ПРО» пересматривает фонд заработной платы. Так, в 2003 г по сравнению с 2002 г заработная плата в среднем увеличилась на 25%. В 2004 г по сравнению с 2003 г прирост составил 30%. Графически рост заработной платы можно представить следующим образом (рис. 2).

Рис. 2. Рост заработной платы на предприятии ООО «Крокус-ПРО»

Исходя из данных, представленных на рис. 2, можно сделать вывод, что рассматриваемое предприятие развивается вполне динамично. С этим и связан рост заработной платы, которая за последние два года (с 2002 г. по 2004 г.) возросла на 55%. Для ООО «Крокус-ПРО» увеличение заработной платы является одним из методов стимулирования персонала.

От анализа заработной платы перейдем к рассмотрению того, как происходит подбор кадров на рассматриваемом предприятии.

Итак, при подборе кадров руководство ООО «Крокус-ПРО» в основном использует следующие методы и оценки:

- профессиональный уровень,

- уровень образования,

- характер профессиональной подготовки,

- отношений к труду,

- заинтересованность в работе на конкретном предприятии,

- профессиональный опыт,

- частота перемен места работы,

- готовность осваивать новые специальности,

- квалификация,

- состояние здоровья,

- семейное положение,

- место жительства.

При приеме на работу в ООО «Крокус-ПРО» проводится собеседование.

На практике ООО «Крокус-ПРО» использует такие методы управления персоналом как:

 1) методы принуждения, когда объект имеет ограниченную свободу действий и субъект управления принуждает его исполнять свою волю;

2) методы побуждения, когда объект имеет большую свободу действий и субъект управления вынуж­ден искать обоснованные мотивы для побуждения объекта к выполне­нию заданий, его воли;

3) методы убеждения, когда объект имеет зна­чительную свободу действий, а субъект управления должен формиро­вать метод воздействия на объект с использованием психотехнологий, ставя во главу угла изучение психологического портрета личности и тен­денции его развития.

На совещаниях руководитель оценивает работу подчиненных. При положительных результатах выражается устная благодарность работникам. Система поощрения работников предприятия включает в себя чаще моральное, чем материальное вознаграждение.

Стратегия управления персоналом на ООО «Крокус-ПРО» недостаточно отражает разумное сочетание экономических целей предприятия, потребностей и интересов работников. Несмотря на то, что в организации существуют удовлетворительные условия труда, в то же время нет возможности развития и реализации способностей работников и т.п.).

В деятельности ООО «Крокус-ПРО» также недостаточно развита функция планирования. В основном все планы строятся в мыслях руководства и не доходят до других сотрудников. Это порой приводит к непониманию всех элементов деятельности предприятия, к размытости ценностей и в целом к непониманию миссии данной организации.

4. Оценка основных экономических показателей

Эффективность хозяйственной деятельности предприятия и экономическая целесообразность его функционирования напрямую связаны с его рентабельностью, о которой можно судить по прибыльности или доходности капитала, ресурсов или продукции фирмы. Рентабельность представляет собой относительный показатель уровня доходности предприятия, он характеризует эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности.

Для того, чтобы узнать насколько рентабельным является рассматриваемое нами предприятие, проведем оценку прибыли и убытков  проводится на основании данных  формы  № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 4).

Прибыль отчетного года представляет собой сумму прибыли от продажи товарной продукции, товаров, услуг, реализации основных средств  предприятия, прочих внереализационных доходов за вычетом внереализационных расходов.

Для анализа составим таблицу о составе и динамике прибыли              (табл. 1).

Таблица 1

Состав и динамика прибыли за 1 квартал 2003г. и 1 квартал 2004 г.

(тыс. руб.)

Показатель

1 кв. 2003г.

1 кв. 2004г.

1

2

3

Выручка от реализации

5001

7286

Себестоимость

2907

4924

Валовая прибыль

2094

2362

Коммерческие расходы

1978

2016

Прибыль от продаж

116

346

Прочие операционные расходы

25

26

продолжение табл. 1

1

2

3

Прибыль (убыток)

до налогообложения

91

177

Налог на прибыль

69

81

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

22

96

Как видно из табл. 1 в период с 1 кв. 2003г. по 1 кв. 2004 г. произошло увеличение валовой прибыли предприятия на сумму 268 тыс. руб. или на 9,2%, что явилось следствием роста выручки от реализации на сумму 2285 тыс. руб.

Прибыль от продаж увеличилась почти в два раза (+230 тыс. руб.).

Чистая прибыль выросла на 74 тыс. руб. 

Коммерческие расходы  также увеличились. Однако, их рост не был столь существенным (+38 тыс. руб. или 1,9%).

Рассчитаем показатель рентабельности ООО «Крокус-ПРО».

Общая рентабельность предприятий определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости ос­новных производственных фондов и нормируемых оборотных средств и рассчитывается по формуле:

                             П  * 100

              R = -----------------------   (1)

                           Оф   + Об                                      

где  R – уровень рентабельности, %;

                  П – прибыль;

                 Оф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

                 Об -  среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств (запасы, незавершенное производство и остатки готовой продукции);

                     22 тыс. руб. * 100%

R1кв.2003г = -------------------------------------------- = 0,97%

                  701 тыс. руб. + 1553 тыс. руб.

                         96 тыс. руб. * 100%

R1 кв.2004г = ---------------------------------------------- = 3,01%.

                  674 тыс. руб. + 2508 тыс. руб.

Таким образом, можно сделать вывод, что рентабельность ООО «Крокус-ПРО» очень низка, хотя предприятие работает с прибылью. За рассматриваемый период рентабельность возросла на 2,04%, т.е. по результатам на 1 кв. 2004 г. предприятие сработало лучше.

Залогом выживаемости и основой стабильности положения ООО «Крокус-ПРО» служит его устойчивость. На устойчивость данного предприятия оказывают влияние различные факторы, такие как:

- положение предприятия на товарном рынке;

- продажа продукции, пользующейся спросом, по недорогим ценам;

- его потенциал в деловом сотрудничестве;

- степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов;

- наличие неплатежеспособных дебиторов;

- эффективность хозяйственных и финансовых операций и т.д.

При определении финансовой устойчивости применяются следующие неравенства:

1. Если Е*1>=0, Е*2>=0, E*3>=0 – абсолютная устойчивость;

2. Если Е*1<0, Е*2>=0, Е*3>=0 – нормальная устойчивость;

3. Если Е*1<0, Е*2<0, Е*3>=0 – неустойчивое состояние;

4. Если Е*1<0, Е*2<0, Е*3<0 – кризисное состояние, где

Е 1=4 раздел пассива – 1 раздел актива;

Е 2=Е 1 + 5 раздел пассива;

Е 3=Е 2 + краткосрочные заемные средства;

Е*1=Е 1 – запасы;

Е*2=Е 2 – запасы;

Е*3=Е 3 – запасы.

Сначала рассчитаем показатели на 1 кв. 2003 году:

Е*1 = (0-795 тыс. руб.) -1589 тыс. руб. = - 2384тыс. руб.

Е*2 = (-795 тыс. руб. + 10147 тыс.руб.) – 1589 тыс. руб.= 7763 тыс.руб.

Е*3 = (9352 тыс. руб. + 5651 тыс.руб.) – 1589 тыс. руб.=  13414 тыс.руб.

Исходя из полученных данных можно составить неравенство

Е*1<0, Е*2>=0, Е*3>=0,

которое характеризует предприятие, как нормально устойчивое.

Произведем расчет показателей финансовой устойчивости предприятия за 1 кв. 2004 год:

Е*1 = (0 - 768 тыс. руб.) – 2542 тыс. руб. = - 1774 тыс. руб.

Е*2 = (-768 тыс.руб. + 13727 тыс.руб.) – 2542 тыс. руб. = 10417 тыс.руб.

Е*3 = (12959 тыс. руб. + 6856 тыс. руб.) - 2542 =  17273 тыс. руб.

Данные за 1 кв. 2004 году также соответствуют неравенству Е*1<0, Е*2>=0, Е*3>=0. Это означает, что и в 1 кв. 2004 году финансовая устойчивость ООО «Крокус-ПРО» была нормальной.

Рассмотрим финансово-экономическое положение ООО «Крокус-ПРО» по состоянию за 1 кв. 2003г. – 1 кв. 2004 г. (табл. 2).

Таблица 2

Содержательная характеристика статей бухгалтерского баланса

ООО «Крокус-ПРО» (тыс. руб.)

АКТИВ

На 01.04.03г

На 01.04.04г

ПАССИВ

На 01.04.03г

На 01.04.04г

1

2

3

4

5

6

Нематериальные активы

0

0

Уставный капитал

100

100

В том числе:

Организационные расходы

0

0

Нераспределенная прибыль

1237

1324

Основные средства

701

674

Краткосрочные обязательства:

Займы и кредиты

5651

6856

Незавершенное строительство

82

82

Кредиторская задолженность

4496

6871

Доходные вложения в материальные ценности

12

12

В том числе:

Запасы

1589

2542

Поставщики и подрядчики

3548

4272

В том числе:

Перед персоналом организации

426

400

продолжение табл. 2

1

2

3

4

5

6

Сырье

221

220

Перед государственными внебюджетными фондами

133

216

Затраты в незавершенном производстве

0

0

По налогам и сборам

367

446

Готовая продукция

1332

2288

Прочие кредиторы

21

1537

Расходы будущих периодов

36

34

НДС по приобретенным ценностям

4

4

Дебиторская задолженность (платежи в течение 12 месяцев)

8827

11326

В том числе:

Покупатели и заказчики

1372

3235

Денежные средства

43

258

Прочие оборотные активы

226

243

БАЛАНС:

Исходя из данных табл. 2 (составленной на основе Приложения 5) следует, что стоимость основных средств уменьшилась на 27 тыс. руб. (4,0%). Запасы предприятия, напротив, возросли. Прирост составил 953 тыс. руб. или 59,9%. Прирост произошел, в основном, за счет увеличения запасов готовой продукции и товаров для перепродажи. В свою очередь, запасы сырья снизились, хотя и весьма незначительно – на 1 тыс. руб. (0,004%).

В 1 кв. 2004 г. дебиторская задолженность ООО «Крокус-ПРО» возросла на 2499 тыс. руб. (+28,3%). Увеличение произошло за счет долгов покупателей и заказчиков и прочих дебиторов.

Исходя из данных табл. 2 следует, что за рассматриваемый период произошел резкий скачок увеличения денежных средств в активе ООО «Крокус-ПРО» (приблизительно в 5 раз на 215 тыс. руб.). Общая сумма бюджета  увеличилась на 3667 тыс. руб. или 31,9%.

С 1 кв. 2003 г. по 1 кв. 2004 г. возросла сумма кредиторской задолженности на 3580 тыс. руб. или 35,3%. Увеличение долга произошло в основном за счет роста задолженности перед прочими кредиторами (с 21 тыс. руб. в 1 кв. 2003 г. до 1537 тыс. руб. в 1 кв. 2004 г.), перед государственными внебюджетными фондами (с 133 тыс.руб. в 1 кв. 2003  г. до 216 тыс.руб. в 1 кв. 2004 г.).

В целом, характеризуя финансово-экономическую деятельность рассматриваемого предприятия, можно сказать, что оно работает с прибылью, имеет нормальную финансовую устойчивость. Однако, рентабельность следует повышать.

Заключение

По результатам производственной практики, в ходе которой была изучена хозяйственная деятельность ООО «Крокус-ПРО», можно сделать следующие выводы:

1. ООО «Крокус-ПРО» осуществляет свою деятельность на основании Устава, руководствуется Гражданским, Налоговым, Трудовым кодексами РФ, Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и другими законодательными актами.

2. Основными видами деятельности ООО «Крокус-ПРО» являются: оптовая и розничная торговля; пошив одежды; пошив и ремонт меховой одежды по заказам населения; операции с недвижимостью.

3. В настоящее время основной акцент сделан на оптовой и розничной торговле. По этой причине организационная структура рассматриваемого предприятия включает: генерального директора; товароведа, имеющего в подчинении: а) старшего продавца, которому, в свою очередь, подчиняются рядовые продавцы; б) бухгалтера; в) инспектора по кадрам; 7) начальника службы безопасности; 8) завхоза, которому подчиняется обслуживающий персонал. По штатному расписанию на предприятии работает 22 человека.

4. В системе управления руководство ООО «Крокус-ПРО» использует элементы стратегического, тактического финансового, инновационного менеджмента и управления персоналом.

5. Кадровая политика рассматриваемого предприятия базируется на симбиозе трех методов управления персоналом: методе принуждения, побуждения и убеждения. С 2002 г. по 2004 г. произошел рост заработной платы (в среднем на 55%).

6. Несмотря на явные преимущества в системе управления,  конкурентоспособность и рентабельность предприятия низка. Хотя в 1 кв.              2004 г. по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. наблюдался рост прибыли. Валовая прибыль увеличилась на 9,2%, чистая прибыль возросла в 4,5 раза. Финансовая устойчивость предприятия нормальная.

Приложение 2

Анкета об оценке конкурентоспособности предприятия

1. Место объекта на рынке

Объект представляет новый тип продукта, который будет удовлетворять потребность, неудовлетворенную в настоящее время              (3 балла).

Объект представляет уже имеющийся на рынке тип продукта (1 балл).

2. Вероятность морального старения объекта

Объект будет применяться в течение достаточно долгого периода           (2 балла);

Объект будет применяться только в течение года (1 балл);

Сроки применения объекта не ограничены (3 балла).

3. Характеристики рынка для объекта

Рынок охватывает весь регион и имеет большое разнообразие потребителей (3 балла);

Рынок охватывает только один регион (2 балла);

Рынок охватывает только узкий круг потребителей (1 балл).

4. Вероятность расширения рынка

Число потребителей объекта будет расширяться в значительных пределах (планируется охватить близлежащие регионы - 3 балла);

Число потребителей объекта будет расширяться, но незначительно (2 балла);

Число потребителей объекта расширяться не будет (0 баллов).

5. Цена объекта по сравнению с ценой сходных объектов

Цена данного объекта несколько ниже всех цен сходных объектов, имеющих примерно то же качество и технические характеристики (3 балла);

Цена данного объекта равна цене сходных объектов (2 балла);

Цена данного объекта выше, чем у аналогичных производителей (1 балл).

6. Степень патентной защиты

Производство объекта строго засекречено (3 балла);

Объект может быть легко имитирован, секреты производства отсутствуют (1 балл).

7. Ожидаемая острота конкуренции

Выход на рынок с аналогичным товаром затруднен для предприятий-конкурентов (создание аналогичного продукта требует больших затрат на исследования и разработки, освоение производства и т.д. - 3 балла);

Выход на рынок для других конкурентов открыт (1 балл).

8. Наличие каналов распределения

Соответствующее внешнеторговое объединение имеет опыт торговли (продажи) аналогичных товаров или товар является дополнением к тем, которые успешно продаются  (3 балла);

Соответствующее внешнеторговое объединение не имеет опыта торговли (продажи) аналогичных товаров (1 балл).

9. Влияние на существующую торговлю

Новый товар будет способствовать расширению продаж товаров, которые уже реализуются  (3 балла);

Новый товар будет абсолютно не похож на другие товары (2 балла).

10. Устойчивость к колебаниям объема продаж

Товар подвержен значительным колебаниям (1 балл);

Товар подвержен колебаниям, но они не выходят за пределы средних колебаний основных экономических показателей  (2 балла);

Товар практически не подвержен никаким колебаниям (3 балла).

11. Потребность в оборудовании

Объект может изготавливаться на имеющихся производственных мощностях (3 балла).

Для изготовления объекта нужны дополнительные мощности (2 балла).

Для изготовления объекта необходимо полное обновление мощностей (1 балл).

12. Потребность в новом персонале или в переобучении имеющегося

Потребуется значительное обновление персонала (1 балл);

Потребуется незначительное обновление или переобучение старого персонала  (2 балла);

Есть возможность справиться уже имеющимися силами (3 балла).

13. Наличие сырья и материалов

Имеются источники сырья и материалов лучшего качества по невысокой цене  (3 балла);

Имеются источники сырья и материалов среднего качества по невысокой цене (2 балла).

Весовые коэффициенты устанавливаются:

для показателей 1-4  -  0.13;

для показателей 5-7  -  0.08;

         для показателей 8-13 – 0.04.

Норматив конкурентоспособности К=2.5-3

Приложение 7

Дневник прохождения практики

Студент                   семестр

Место прохождения практики_______ООО «Крокус-ПРО»__________

Дата

Раздел

Краткое описание выполнения работы

Начало практики_______________ Окончание практики_____________

______________________________

подпись практиканта