ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

1. Краткая характеристика организации……………………………………….4

         2. Планирование коммерческой деятельности………………………………...6

3. Характеристика целевого рынка……………………………………………13

4. Методы стимулирования сбыта…………………………………………….14

5. Финансово-экономическая деятельность предприятия…………………...17

ВВЕДЕНИЕ

По отзывам специалистов, салон цветов окупает себя и начинает приносить, прибыль примерно через 1,5 года. Консалтинговые фирмы берут за разработку бизнес-плана от $ 150.

Но,    если    будущий    владелец    салона    выполнит   эту    работу самостоятельно, он получит немало ценных сведений о цветочном бизнесе.

В бизнес-плане цветочного салона отражаются:

-    сумма    капитальных    вложений    и    текущих    затрат    и    график планируемого поступления средств; конкурентную среду; инфраструктуру района;

-  рыночная стратегия предприятия; затраты на аренду (или покупку) помещения;

-  затраты на ремонт и дизайн помещения; вложения в оборудование и товар; процент нереализованного товара; расходы на зарплату персоналу; расходы на рекламу;

-    планируемые    объемы    продаж;    спектр    дополнительных    услуг клиентам (изготовление букетов и композиций, оформление интерьеров на заказ, доставка  цветов  и др.);  время  выхода  на так  называемую  "точку безубыточности"   -   уровень,   когда   торговое   предприятие   начнет   себя окупать.

        

         1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

Салон цветов «Камелия» (г. Кемерово, пр. Советский 50), основан в 1999 году, как частное предприятие.

Салон цветов "Камелия" - уютный, элегантный салон-студия цветов приятно удивит выдержанным стилем интерьера, большим выбором живых цветов, эксклюзивных букетов, композиций, корзин из свежих срезанных цветов.

Салон специализируется на создании по предварительному заказу бизнес-букетов, букетов, украшении живыми цветами свадеб, юбилеев, торжеств, банкетов, флора-дизайном интерьеров и витрин.

Высокопрофессиональные мастера "Камелии" - выпускники известных флористических школ, имеющие многолетний опыт работы, всегда рады выполнить любые цветочные фантазии клиента. Все стили и направления флористики.

В последнее время только в Кемерово появилось огромное количество салонов розничной торговли и оптовых фирм, не говоря уже о мелких торговых точках. Но, на мой взгляд, место на этом рынке есть всегда. Вопрос только в том, чем вы будете отличаться от остальных в огромном разнообразии цветочного бизнеса. Если есть уверенность, что можно сделать бизнес лучше, и есть знание о том, что предложить людям, то всегда сможете отстоять свое право на существование. Вариантов здесь масса.

Можно стать индивидуальным флористом, создать свою маленькую частную компанию, найти несколько небольших заказов, может быть, даже корпоративных клиентов, и этого вполне достаточно для процветания небольшой фирмы. Если решили открыть сеть магазинов или доставки букетов,      например,      всемирную,     тут     нужен      другой      подход:      и капиталовложения необходимы большие, и трудозатраты соответственно увеличатся. Но самое главное для начала - оригинальная идея.

Когда салон только начинал работу, на рынке существовали очень строгие правила, например, нельзя было ввозить цветы из-за границы. Это сильно сужало возможности. Кроме того, об «оранжерованных» букетах мало кто тогда знал, цветы покупались, в основном, в маленьких государственных магазинах, об оформлении букетов речи вообще не было. Когда начали импортировать цветы из-за рубежа, работать стало гораздо интереснее.

На рынке появилось такое разнообразие, какого никогда раньше не видели. Это, безусловно, сыграло немаловажную роль в развитии бизнеса. Дальше пришлось искать изюминку. Сегодня салон позиционирует себя как сеть садовых центров голландского образца. Почему голландского? Дело в том, что в российских магазинах для сада и огорода вы всегда сможете купить то, что сеять и чем копать. Но только в голландских садовых центрах вы увидите и свежесрезанные цветы, и горшечные растения, и семена, и сухоцветы, и предметы для украшения дома, и многое другое. При этом огромное внимание уделяется именно флористике.

В принципе, если захотеть заняться торговлей цветами завтра - особых проблем не возникнет: надо будет просто арендовать какую-нибудь точку в любом, мало-мальски подходящем месте, заказать цветы у оптовой компании и - в путь! Лицензию получать не требуется, это не фармацевтика и не алкоголь. Поэтому на рынке порой трудно отличить настоящие компании, которые ставят перед собой долгосрочные задачи и вкладывают деньги в развитие своего бизнеса, от однодневок, открывающихся на сезон.

    2 ПЛАНИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цветочный бизнес, он не прост, он очень трудоемок, и его необходимо досконально изучить. То, что видит покупатель в итоге, - конечный результат. Но ведь огромная работа проводится при закупке цветов: надо правильно рассчитать их количество, ассортимент, понять, какие именно сорта и виды цветов будут пользоваться спросом в данном сезоне. Потому что общепринятая в торговле схема: «из 100% товара только 5% - звезда, 20% - дают жить, а все остальное ждет клиента», в цветочном бизнесе просто невозможно: цветок не будет ждать своего покупателя, он просто завянет. Кроме того, не стоит забывать и о том, что на цветы, как и на одежду, существует мода, а она очень переменчива.

К примеру, в последнее время резко упал спрос на гвоздики, производители в Израиле и Кении терпят огромные убытки, и голландский аукцион объявил в этом году гвоздику цветком года. А в России по-прежнему самым популярным цветком остается роза. Весной же предпочтение отдают тюльпанам. Однако представленное сегодня на рынке разнообразие экзотических цветов понемногу начинает приобретать своих почитателей, и это тоже необходимо учитывать.

Основную массу цветов лучше закупать на цветочном аукционе в Голландии. Почему в Голландии? Во-первых, ни у кого же не возникает вопрос, почему бананы привозят из Эквадора, а не выращивают у нас. То же и с цветами. Есть сорта роз, кстати, пользующиеся популярностью (с большим бокалом и длинной ногой), которые растут только в Эквадоре, природой там созданы идеальные для них условия.

Наши совхозы гоже выращивают хорошие и очень качественные розы, но маленького роста и с маленьким бокалом. Желающих покупать их, к сожалению, гораздо меньше, хотя это, безусловно, вопрос вкуса, лично мне они очень нравятся. Просто необходимо знать менталитет нашего покупателя: как правило, он дарит цветы по случаю и, разумеется, хочет, чтобы это был огромный букет из высоких и больших роз.

Во-вторых, с начала прошлого века в Голландии налажена система цветочного аукциона. Суть его состоит в том, что производители со всего мира посылают туда цветы разнообразных сортов, различного качества, начиная с простейшей зелени и заканчивая последними новинками селекции. В любой день и час вы имеете возможность купить именно тот сорт и именно то количество цветов, которые вам необходимы. На базе аукциона существуют аккредитованные фирмы, которые в точности выполнят заказ. Производители же всегда ограничены рамками собственного производства.

К примеру, растет у него сейчас волна роз - он предлагает вам именно розы, волна прошла - он уже ничего предложить не может, однако и цены снижать не торопится. Любой производитель, специализирующийся на одном виде (5-10 сортов роз), для увеличения ассортимента и роста продаж собственных цветов закупает на том же аукционе еще несколько видов, и, соответственно, очень хорошо знаком с голландскими ценами. Разумеется, он никогда не продаст свою розу гораздо дешевле, чем привозную.

Тем не менее, достаточно большое количество цветов салон закупает и здесь, в России: активно сотрудничаем со многими совхозами декоративного садоводства.

Один из старых цветочных гуру говорил: «Для магазина важны три вещи: первая - месторасположение, вторая - месторасположение и третья -  месторасположение».   Потому   что   цветочная  торговля,   как   ни   одна другая, сиюминутна. Например, вы проходите мимо цветочного салона и видите красивое растение - в семидесяти случаях из ста вы его купите, хотя до этого и не собирались.

Салон старается разнообразить перечень предлагаемых товаров и услуг. Он может быть невероятно велик. Сегодня у людей появилась возможность покупать квартиры и строить дома, вы же предоставляете им возможность создать там приятную атмосферу. Свежесрезанные и искусственные цветы, горшечные растения, вазы и подсвечники - все это создает в помещении особый микроклимат и улучшает настроение. Не стоит также забывать и об оформлении рабочих мест, офисов. Там мы, как правило, проводим треть своей жизни, так почему бы не сделать их более уютными.

Кроме составления непосредственно букетов, дизайнеры салона занимаются оформлением квартир, домов, мероприятий и прочего. Развивайте индивидуальный подход к каждому клиенту. Для особых торжеств заказывайте специально для клиента цветы нужного цвета, размера, сорта. Сегодня техника флористики дошла до невообразимых высот: это и гирлянды, и композиции на стенах, и свадебные букеты, даже заколка или галстук-бабочка выполняются из цветов. Можно составлять комплексные букеты и цветочные корзины, например, из искусственных цветов и сухоцветов, из сухоцветов и живых цветов - смешение стилей образует новый стиль. Словом, возможности практически неограниченные.

Салон предлагает такую услугу, как заказ цветочных композиций и букетов по телефону и доставку их по любому указанному адресу.

В салоне плоды деятельности всегда на виду. Это как в ресторане: сколько бы вам ни рассказывали, как там вкусно готовят, пока сами не попробуете, мнения о кухне вы все равно не составите. Точно так же и с цветами. Эту работу просто необходимо увидеть, и здесь очень помогают выставки. Участие в них, как ничто другое, дает возможность показать, на что вы способны, и привлечь новых клиентов. Кроме того, уже достигнув определенного уровня, можно выступить спонсором всевозможных мероприятий, при этом дизайнеры-флористы украшают зал и составляют букеты для вручений.

Помещение.

Безошибочный выбор места на 50% определяет успех в цветочном бизнесе. Так как цветы - товар скоропортящийся, количество покупателей становится очень важным фактором, поэтому салон открыли в оживленном, людном месте.

Для обустройства цветочного салона выбрано помещение 30м2. В салоне цветов располагается торговый зал, офис, склад, комната для работы флориста, технические помещения. Оборудована в салоне специальная холодильная комната для срезанных цветов. Площадь такого склада в разных салонах города составляет от 6 до 100 м2. Нужная температура (от 10 до 180С) поддерживается с помощью кондиционера.

Придает салону индивидуальность также оригинальная торговая мебель и хорошо подобранная, спокойная фоновая музыка.

В салоне рабочее место флориста обустраивают прямо в демонстрационном (торговом) зале, и он работает на глазах у посетителей.

Оборудование.

Для обустройства цветочного салона имеются стеллажи, стойки и горки, на которых разместятся растения, а также рабочий стол дизайнера-флориста и холодильники для хранения живых срезанных цветов.

Для закупки оборудования владелец затратил $5 тысяч.

Стеллажи как стационарные, так и передвижные на колесиках. Профессиональную мебель куплена в фирме, занимающейся поставками торгового оборудования. Заказана мебель индивидуальному проекту в фирме, занимающейся изготовлением торговой мебели.

Для хранения живых срезанных цветов используется обычный профессиональный холодильник, какие используют в гастрономических магазинах. Его устанавливают в торговом зале, цветы в нем хранят в воде при температуре 5-70С.

Товар.

Для   комплектации   ассортимента  цветочного  салона  используются: - живые срезанные цветы (как правило, не менее 20 позиций):

-  горшечные цветы (обычно не менее 20 позиций);

- сопутствующие товары (керамика, подкормки, сувениры и др.);

- упаковка;

-  тэйп-ленты, "оазисы" для композиций из срезанных и сухих цветов;

- декоративные растения для оформления букетов и другие материалы для работы дизайнеров и дизайнеров-флористов.

Специалисты советуют ввести в ассортимент цветочного салона как минимум четыре-пять сортов роз (они остаются самыми популярными из срезанных цветов, а наибольшим спросом пользуются красные, розовые и белые розы), два вида хризантем, три-четыре вида гвоздик.

Все материалы можно приобретать в оптовых фирмах. Большую часть живых цветов оптовики закупают на самом крупном в мире цветочном аукционе в Голландии, в городе Алмеере, недалеко от Амстердама. Аукцион проводится   в самом большом в Европе крытом здании площадью более 5 тыс. м2.

Цветы привозят отовсюду: из Голландии, Эквадора, Израиля, Франции и т.д. Торги идут в трех оборудованных для электронной торговли залах. Цветы стоят в вазах на движущейся транспортерной ленте, которая проходит через зал. Каждый баер должен быстро оценить качество образцов той или иной партии и, так как аукцион идет "на понижение", нажать кнопку электронного устройства, как только цена достаточно опустится.

Но, если цену снизили, а заявку никто не подал, то партия цветов снимается с торгов и тут же уничтожается. Полный срок хранения срезанных цветов составляет 20 дней. Цветы из Голландии в Петербург завозят 2 раза в неделю, в понедельник и пятницу. Таможенные пошлины на ввоз цветов и расходы на перевозку удорожают стоимость каждого стебля в 4-5 раз.

Оптовые фирмы поставляют товар торговым предприятиям с наценкой в 100%. Наценка салона цветов и цветочных павильонов составляет 100% от оптовой цены. Для розничных продавцов затраты на два непроданных цветка окупаются одним проданным. Для оптовиков затраты на пять непроданных цветков должны окупаться одним проданным. На этих условиях обеспечивается рентабельность бизнеса.

Получать дополнительные прибыли позволяют периоды пиковых.продаж, когда спрос на цветы становится ажиотажным. Такие    периоды приходятся на 8 марта, 1 сентября, а в последние годы и 14 февраля (День святого Валентина). Так, только в период со 2 по I I  марта салон делает 10-15% годового оборота. Цены на цветы 8 марта повышаются в 3-4 раза.

Кадры.

Есть два пути набора персонала в компанию. Первый - перекупить специалиста из какой-нибудь известной фирмы на более выгодных условиях. Второй - оплачивать обучение своих сотрудников, Правда, по первому пути салон не пошел, ведь когда начинали, даже такого понятия как дизайнер-флорист просто не было.

Сейчас, конечно, ситуация изменилась: в Москве существуют две очень хорошие школы: «Николь» и «Элита Флора Дизайн». Салон либо отправляет туда на обучение сотрудников, либо приглашает их выпускников к себе на работу.

В салоне созданы условия для карьерного роста сотрудников. Кроме того, как и в любой торговой организации, принята система бонусов в зависимости от уровня продаж. Что же касается карьерного роста дизайнеров-флористов, помните, что здесь очень важна конкуренция за место в составе, как в спортивных состязаниях.

Сотрудники должны находиться в непрерывном творческом процессе, быть всегда в форме и востребованными клиентами. Салон набрал больше флористов, чем нужно, чтобы они знали: если что-то не сделают они, это обязательно осуществит кто-то другой. Такой стимул подстегивает человека и заставляет все время двигаться вперед.

Лучшему сотруднику салон дает возможность заявить о себе в различных конкурсах. К примеру, если какой-то дизайнер-флорист хочет принять участие в конкурсе, особенно в международном, ему необходимо внести взнос в размере от 150 до 300 долларов. Все материалы и цветы он тоже закупает за свой счет, словом, удовольствие не из дешевых. Салон же, как правило, всегда все расходы своих специалистов берет на себя.

Кроме того, дает возможность дизайнерам-флористам участвовать в выставках. Им это всегда интересно: появляется возможность проявить себя, показать, на что они способны. Безусловно, это огромный и тяжелый труд, но для них это праздник. Они растут творчески и еще очень многому учатся у своих коллег. Всегда на виду, работают на свой имидж и на имидж компании. Поэтому в салоне никогда не бывает проблем с персоналом, так как работать здесь очень интересно.

Специалистов для работы в цветочном бизнесе выпускает петербургское отделение московской школы цветочного дизайна "Николь", факультет ландштафтных искусств Международного института искусств. Центр "Сигнум" и многочисленные курсы флористики.

Самыми ценными сотрудниками для салона цветов являются мастер-флорист (специалист по живым цветам и композициям из них) и флорист-дизайнер (специалист по композициям из сухих цветов). Иногда один специалист владеет обеими профессиями.

Владельцы салонов советуют приглашать на работу не "свежего" выпускника курсов, а мастера с опытом и предпочтительнее всего имеющего дипломы профессиональных выставок и конкурсов. Хороший флорист зарабатывает до $ 1000 в месяц.

Подбор продавцов-консультантов владельцы салона обычно производят вместе с флористом. Обычно зарплата продавца складывается из фиксированного оклада (3 тысячи рублей в среднем) и процента от объема продаж (как правило, 5% от стоимости проданных цветов).

В среднем  по  городу  зарплата  продавца  цветочного  салона  составляет   7 тысяч рублей. Практически все салоны выплачивают своим сотрудникам премии в период пиковых периодов продаж. Размер премии продавца может доходить до 300% от месячной зарплаты. В штат салона входить также администратор, бухгалтер и кассир. Многие магазины цветов держат своего водителя, так как не все оптовики берут на себя доставку цветов заказчикам.

        

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕВОГО РЫНКА

Наряду с дорогостоящими букетами и экзотическими цветами салон предлагает клиентам более дешевые варианты, чтобы каждый ушел от вас удовлетворенным покупкой. Например, в группе компаний «Бизнес-букет» ценообразование очень гибкое: если клиент захочет купить цветы, завернутые в оберточную бумагу, это обойдется дешевле, чем в цветочном киоске. Совсем другое дело, если ему нужен оранжерованный букет, здесь оплачивается еще и работа дизайнера-флориста.

Есть еще и третий путь: покупатель просто приобретает необходимое количество и сорта цветов, флористическую губку, в которой, к слову сказать, цветы сохраняются гораздо дольше, чем в вазе, и составляет букет самостоятельно. Этот способ, кстати, очень распространен за границей. Там даже флористические губки продаются не в специализированных магазинах, а в обычных супермаркетах.

         

4 МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ СБЫТА

Главными преимуществом салона цветов «Камелия» является красочная упаковка.

Для фирмы главное получить признание на рынке, узнаваемость и популярность.

Для этого необходимо проводит выставки, распродажи и другие рекламные приемы.

Играя на понижении цен, можно будет привлечь большее число покупателей.

Понятно, что это повлечет за собой большие затраты, но если нас воспримет целевая аудитория, компания сможет получить большую прибыль.

На торговле цветами специализируются уличные цветочные павильоны и салоны цветов. Между этими двумя типами торговых точек существуют принципиальные отличия.

"С финансовой точки зрения цветочный павильон в бойком месте сейчас держать выгоднее, чем салон", - полагает генеральный директор салона "Цветы".

Суточная выручка одного павильона, расположенного вблизи оживленной станции метро, может достигать 4-6 тысяч рублей в день. При этом, например, возле супермаркета работает 2 цветочных павильонов, и ассортимент товара в них почти одинаков.

В то же время средний салон цветов при хорошо поставленном деле приносит 4-5 тысяч рублей выручки в день.

"Причем появление поблизости еще одного цветочного салона может составить серьезную конкуренцию и существенно уменьшить доходы".

Однако в последние год-два спрос на цветочном рынке заметно сместился в сторону дизайнерских букетов, композиций, горшечных растений. Покупатели все чаще предпочитают их обычным срезанным цветам, которыми, как правило, ограничивается ассортимент ларьков. Покупатели также предпочитают тот уровень сервиса, который им могут предложить в салонах цветов.

Опасения того, что изменение порядка ввоза цветов в Россию повлияет на состояние цветочного рынка, и грядущие весенние праздники не будут омрачены высокими ценами и отсутствием выбора, не оправдались. Цветы были представлены в изобилии, самые разные, а повышение цен носило обычный праздничный характер.

В первую очередь действия ГТК были направлены против нелегально импортировавшихся цветов, проходивших таможенную регистрацию под видом мха или зелени (на срезанные цветы ставка пошлины определена в 25% от таможенной стоимости, а на цветочные листья, ветки, мох - в 5%). ГТК обязал каждого поставщика иметь стандартную коробку и упаковывать в нее определенное количество цветов - объем зелени, использующейся для оформления букетов, не должен был превышать 20% от общего количества цветов.

По мнению таможенников, унификация ставок сделала это жульничество невозможным. На сегодняшний день ставка унифицирована до 15% для всей цветочной продукции, будь то сами цветы или растения для оформления букетов.

Можно было бы предположить, что нынешний указ будет способствовать укреплению местного производителя цветочной продукции, однако, как показывает практика, сибирские цветы представлены в небольшом ассортименте, и то только на рынках областного центра и поэтому пока не составляют заметной конкуренции своим зарубежным братьям. Хотя могли бы их очень сильно потеснить, ведь происхождение импортируемых цветов имеет весьма сомнительное происхождение.

На наших цветочных рынках, как свидетельствуют нелегальные источники информации, достаточно много контрабанды. Да и представление о том, что большая часть цветочного импорта приходится на Страну тюльпанов, ошибочно. Основная масса цветочной продукции, в том числе эквадорской и колумбийской, продается на голландских аукционах. Поэтому ее принято считать голландской.

Настоящих голландских роз, например, на нашем сибирском рынке, и в целом в России, не так много. Ведь, не секрет, что Голландия в основном скупает недорогие цветы в третьих странах: Анголе, Венесуэле, Мозамбике, в том же Китае, и везет к нам, где они могут стоить уже целое состояние. Зачастую такие цветы вянут на удивление быстро и, главное, - не пахнут. А если пахнут, то специальными отдушками для цветов.

Покочевав дней десять по разным самолетам и складам, а потом неизвестное количество времени у торговцев, они теряют свою стойкость и аромат, а в домашних условиях, без привычных для них консервантов, вянут на следующий день, заставив самых чувствительных дам усомниться в чувствах дарителя.

Есть на нашем рынке цветы из ближнего зарубежья. Но лучше всего, как показывает практика, цветы, выращенные в Сибири. Они не так чувствительны и к холодному воздуху, не требуют сильных консервантов. Внешне, может быть, уступают своим заморским сестрам, зато чудесно пахнут и долго стоят. Все эти достоинства, несомненно, усиливаются ценой, которая вдвое, а иной раз и второе ниже, чем на привозные цветы.

В последнее время, это подтвердили и предпраздничные распродажи - модно дарить цветы в горшочках. Тропические растения, делающие уютным любое жилище, давно выращиваются в Сибири. Центральный Сибирский ботанический сад СО РАН располагает огромным выбором тропических растений для закрытого грунта.

Это и совсем недорогие, травянистые растения типа фитонии, камнеломки, колеуса, мелкие фикусы, бересклеты и т.д. И великолепные тропические гиганты: фикус Бенджамина, монстера, нефролепис, филодендрон, кадиелум, плющ и многие другие, практически на любой вкус, более 200 видов.

Только здесь, например, растет бонсай - карликовые растения, выращенные специальным образом, уникальным специалистом своего дела Ю.В. Овчинниковым. Преимущество здешней заморской экзотики в том, что она дешевле импортной, а главное - адаптирована к нашим сибирским условиям, и по любой проблеме всегда можно проконсультироваться у специалиста.

5 ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Анализ прибыли и рентабельности Салона цветов «Камелия» будем проводить на основе данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Состав и динамика прибыли представлены в табл. 1.

Таблица 1

Состав и динамика прибыли за 2002-2004гг. (тыс. руб.)

Показатель

2002

2003

Абсо-лютное отклоне-

ние 

2004

Абсолют-ное отклоне-

ние 

Выручка от реализации

515370

517810

+2440

963307

+445497

Себестоимость

460333

457841

-2492

871842

+414001

Валовая прибыль

55037

59969

+4932

91465

+31496

Коммерческие расходы

14407

25577

-11170

31566

+5989

Прибыль от продаж

40630

34392

-6238

59899

+25507

Прибыль (убыток)

До налогообложения

20941

30204

+9263

51813

+21609

Налог на прибыль

9138

8097

-1041

12940

+4843

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года)

11803

22107

+10304

38999

+16892

Из табл. 1 видно, что за анализируемый период произошел рост прибыли предприятия. В 2003 г. это, в основном, было вызвано сокращением себестоимости продукции (-2492 тыс. руб.) и коммерческих расходов (-11170 тыс. руб.). В 2004  г. прибыли выросла за счет значительного роста выручки от реализации (+445497 тыс. руб.) и прибыли от продаж (+25507 тыс. руб.), которая в 2003 г., наоборот, имела  тенденцию к понижению.

Рассчитаем показатели рентабельности.

1. Общая рентабельность предприятия (Р) определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости ос­новных производственных фондов и нормируемых оборотных средств и рассчитывается по формуле (1):

                                               P  * 100

                                              R = ----------------------- ,                 (1)

                                                          Оф   + Об                                      

где  R – уровень рентабельности , %;

       P – прибыль;

       Оф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

       Об -  среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств (запасы, незавершенное производство и остатки готовой продукции).

                  11803 тыс. руб. * 100                   1180300 тыс. руб.

R2002г = ----------------------------------------- = -----------------------  = 57,7%

              3832 тыс. руб. + 28781 тыс.руб.       32613 тыс. руб.

                         22107 тыс. руб. * 100                 2210700 тыс. руб.

R2003г = ---------------------------------------------- = ----------------------- = 148,9%

              8245 тыс. руб. +  6602 тыс. руб.              14847 тыс. руб.

   

                      38999 тыс. руб. * 100                      3899900 тыс. руб.

R2004г = --------------------------------------------- = -------------------------- = 72,0%.

               14141 тыс. руб. + 40020 тыс. руб.            54161 тыс. руб.

2. Рентабельность продукции  (Рпр) – исчисляется как отношение прибыли от продаж продукции к полной себестоимости этой продукции  (2):

                                   Рпр = (Пп/Сп) * 100%,                      (2)

где Пп – прибыль от продаж продукции, работ, услуг;

Сп – полная себестоимость реализованной продукции.

Рпр2002 =  (40630 / 460333) * 100 = 8,83%

Рпр2003 = (34392 / 457841) * 100 = 7,51%

Рпр2004 = (59899 / 871842) * 100 = 6,87%

3. Рентабельность продаж (оборота) – Рп – рассчитывается по            формуле 3:

                                        Рп = Пп / В * 100%,                      (3)

где: Пп – прибыль от продаж продукции, работ, услуг;

        В – выручка от продажи продукции, работ, услуг.

Рп2002 =  (40630 / 515370) *100 = 7,9%

Рп2003 =  (34392 / 517810) * 100 = 6,6%

Рп2004 =  (59899 / 963307) * 100 = 6,2%

4. Рентабельность оборотных активов (Роб). Формула 4:

                                   Роб = (Пп / АОср) * 100%,               (4)

где: Пп – прибыль от продаж продукции, работ, услуг;

        АОср – средняя величина оборотных активов.

Роб2001 =  (40630 / 102016) *100 = 39,8%

Роб2002 =  (34392 / 93080) * 100 = 96,9%

Роб2003 =  (59899 / 203807) * 100 = 29,4%

Рассчитав рентабельность предприятия по различным показателям, занесем их в табл. 2. 

Таблица 2

Показатели рентабельности

Показатель рентабельности

Год

Отклонение

2002

2003

2004

2003/2002

2004/2003

Общая рентабельность предприятия (Р)

57,7

148,9

72,0

+91,2

-76,9

Рентабельность продукции  (Рпр)

8,83

7,51

6,87

-1,32

-0,64

Рентабельность продаж (оборота) – Рп

7,9

6,6

6,2

-1,3

-0,4

Рентабельность оборотных активов (Роб)

39,8

36,9

29,4

-2,9

-7,5

Как показывают данные табл. 2, за рассматриваемый период произошло снижение всех показателей рентабельности. Особенно нестандартная ситуация наблюдалась по общей рентабельности предприятия, которая в 2003 г. выросла на 91,2%, а в 2004 г. сократилась на 76,9%.  Хотя, в целом, можно констатировать, что все показатели рентабельности достаточно высоки.