Оглавление

1. Характеристика организации………………………………………………...3

2. Поставщики ЗАО «Система Чибис» и организация

    товароснабжения……………………………………………………………...7

3. Конкурентная стратегия ЗАО «Система Чибис»………………………….11

4. Реализуемые товары………………………………………………………...16

5. Финансово-экономическая деятельность………………………………….27

1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

Закрытое акционерное общество «Система Чибис» создана путем преобразования ТОО Фирма «Чибис» в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом РФ «Об акционерных обществах» в ЗАО «Система Чибис» и является правопреемником ТОО Фирма «Чибис».

Общество действует на основании законодательства Российской Федерации (РФ), законодательства стран местонахождения филиалов и отделений Общества, международных договоров и настоящего устава.

Местонахождение ЗАО «Система Чибис»: Российская Федерация, г. Кемерово, ул. 50 лет Октября, 16.

Закрытое акционерное общество «Система Чибис» было основано в 1993 г. На момент открытия фирмы существовал один магазин, занимающийся розничной торговлей, в нем работало всего 20 человек, сегодня - больше 1000, и это только в розничной торговли. На сегодняшний день она является одной из ведущих фирм в городе Кемерово.

Фирма известна по всей Кемеровской области:  в городах Кемерово, Ленинск - Кузнецкий, Мариинск, Березовский. Практически в каждом районе города мы видим магазины с фирменным логотипом. Логотип предприятия хорошо запоминается и выглядит привлекательно. Не ассоциируется ни в полном, ни в частях с чем-либо бранным и неприличным.

Закрытое Акционерное Общество «Система Чибис» - общество, уставной капитал которого делится на определенное число акций. Участники не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков только в пределах стоимости своих акций. В ЗАО высшим органом управления является общее собрание акционеров.

Генеральным директором ЗАО «Система Чибис» является Колесник Сергей Александрович. Председателем фирмы - Колесник Александра Георгиевна.

Основные цели фирмы:

1) повышение общего объема продаж;

2) увеличение роста чистого дохода;

3) повышение качества выпускаемой продукции ЗАО «Система Чибис»;

4) увеличение доли сервисных и сопутствующих услуг;

5) повышение качества предоставляемых услуг.

Организационная структура фирмы:

- служба по работе с кадрами;

- отдел технического снабжения;

- бухгалтерия;

- юрист;

- коммерческий отдел;

- отдел программистов;

- отдел операторов.

Производственная структура фирмы включает в себя сеть магазинов:

- самообслуживания (покупатели самостоятельно осматривают, выбирают   и доставляют   отобранные товары   к единому узлу расчета);

- индивидуального обслуживания (продавец обслуживает каждого конкретного  покупателя  и  помогает  ему  в  выборе  покупки, консультирует в вопросах пользования товара, упаковывает и отпускает товар);

- продажа с открытой выкладкой (покупатели знакомятся с ассортиментом товаров самостоятельно, а продавец проверяет качество, дает консультации, упаковывает и отпускает товар).

Кроме сети магазинов холдинг объединяет и другие подразделения, успешно сочетая управление оптовой и розничной торговлей, производством и индустрией развлечения:

1. Пельменный цех - Торговый дом «Ася», который изготавливает пельмени, вареники, полуфабрикаты. Его подразделением является кондитерский цех, изготавливающий булки, печенье.

2. Колбасный цех Компания «Высокие технологии» - занимается изготовлением п/к и вареных колбас, деликатесов, мясных полуфабрикатов.

3. Майонезный цех, изготавливающий майонез «Метелица».

4.  «Парк Чудес», включенный в систему всего два года назад. Этот парк вошел в десятку лучших парков России по числу развлекательных программ для семейного отдыха.

5. Фонд «Доброе дело», на счет которого система перечисляет крупную денежную сумму, известную всему Кузбассу. Тысячи людей получили адресную  поддержку из  средств  фонда и десятки отказных детей грудного возраста получили все необходимое для жизни.

6. Торговая компания «Терем», имеющая лучший в Кузбассе   торгово-распределительный центр (площадь складских помещений - 18000м2, железнодорожные    пути,    холодильное    оборудование).    Компания «Кузнецкий Терем», расположенная в Новокузнецке и работающая по югу области, обеспечивает партнерам « Чибиса» возможность сразу охватить весь регион.

К 2003 году ТК «Терем» является эксклюзивным представителем по Кузбассу 30 торговых марок.

7. Рекламное агентство РЭД, которое проводит рекламную политику не только   фирмы  «Чибис»,   но  и  предоставляет  свои  услуги  другим фирмам,    осуществляет    связь    со        средствами   распространения рекламной информации.

Функции фирмы во многом определены ее сущностью как формой товарного обращения. Основная функция - продажа (реализация) товаров потребителям, которая сопровождается превращением товарной формы стоимости в денежную.

Для реализации основной функции торговое предприятие выполняет множество сопутствующих функций:

1) изучает спрос потребителей;

2) заключает договоры на поставку товаров;

3) организует доставку товара из мест их производства в места потребления;

4) обеспечивает хранение товаров;

5) формирует товарный ассортимент и др.

Существование коммерческого отдела в фирме позволяет поддерживать и расширять ассортимент товаров в магазине. За счет большого объема закупаемой продукции, менеджерам удается приобретать товар по сниженным   ценам.   Получая   информацию   от   подразделений   фирмы, директоров магазинов, менеджеры разрабатывают мероприятия, направленные на более полное удовлетворение потребностей, учитывая цену товара, обеспечивающую необходимую величину прибыли.

2 ПОСТАВЩИКИ ЗАО «СИСТЕМА ЧИБИС» И ОРГАНИЗАЦИЯ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ

Хорошо зарекомендовав себя на рынке сбыта, фирма «Чибис» имеет очень большое количество поставщиков. По каждой группе товаров имеется 3-4 поставщика, а иногда и намного больше.

Заключая договора с фирмой, поставщики обязуются своевременно поставлять товар, как на общий склад фирмы, так и в ее подразделения. Именно своевременная поставка является необходимым условием для заключения договора со многими поставщиками.

Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения товаров народного потребления по количеству», «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», если в договорах - поставки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приемки товаров (приложение 1).

Приемка товаров по количеству - это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов (счет-фактура, товарно-транспортная накладная). Приемку товаров производят в определенные сроки, указанные в инструкциях. Недостачу оформляют коммерческим актом.

Приемка товаров по качеству - это выявление отклонений качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (качественное удостоверение, сертификат соответствия, санитарный сертификат, ветеринарное свидетельство или справка). Приемку товаров производят в установленные инструкциями     сроки.    При    обнаружении      недоброкачественных             или      некомплектных  товаров   приемку приостанавливают и составляют коммерческий акт.

Если рассматривать поставщиков по группам товаров, можно выделить следующие группы:

Кондитерские товары:

1. Компания     «Крафт»     -     поставляет     шоколад     «Альпен    Голд», «Воздушный», шоколадные наборы и чай, кофе.

2. ООО «Бэмби» - продукция марки «Красный Октябрь», «Ротфронт» -конфеты, шоколадные наборы и т.д.

3. ЧП Глушкова - шоколадные наборы, халва, зефир, весовые конфеты Новосибирской кондитерской фабрики.

Сигареты:

1.     ООО «Табачный Капитан».

Газированная вода:

1. ЧП Бабин - газированная вода марки «Юлвис».

2. ЧП Чернышов - газированная вода марки «Юсил».

3. ООО «Хрустальное» - газированная вода марки «Талинка».

Молочная продукция:

1. ООО «Скоморошка».

2.     ПБОЮЛ Тимошенко А.В. - новосибирская кисло-молочная продукция.

3.     Юргинский гормолзавод.

Торты и пирожное:

1. ПБОЮЛ Янчарина.

2. ПБОЮЛ Кафанова.

3. ЧП Булатова.

4. Топкинский хлебозавод.

Колбасные изделия:

1. Компания «Высокие технологии».

2. Торговый Дом Кемеровского мясокомбината.

3. ООО «Атлантис».

4. Крестьянское хозяйство Волкова.

5. Кузбасский пищекомбинат.

Алкогольные и слабоалкогольные напитки:

1. ООО «Элис Плюс».

2. ООО «Китат».

3. Мариинский ликеро-водочный завод.

4. Спиртовой комбинат.

Овощи и фрукты:

1. ЧП Шмидт.

2. ЧП Азизов.

Товары бытовой химии:

1. ООО «Цимус».

2. ООО «Леди-плюс».

3. ООО «Паритет-ЛТД».

Все поставщики собирают заявки, общаясь с администрацией подразделений. Заявки на определенную группу товаров администрация делает, изучая и анализируя объемы их реализации за определенный период времени. Товар доставляется в оговоренные сроки, и все транспортные расходы ложатся на поставщика.

Большая часть товаров поставляется от подразделения фирмы -коммерческого отдела, в котором работает пять человек, каждый из них отвечает за ту или иную группу товаров. Менеджеры отвечают за качество поставляемых товаров и своевременную поставку в надлежащем объеме.

Определенная часть товаров поставляется из оптовой базы ТД «Терем и К». Это кетчуп, майонез, чай, кофе, масло растительное, масло подсолнечное, маргарин, соки и нектары, сахар и мука.

Заявки на этот товар делаются два раза в неделю по прайс - листу, каждое подразделение фирмы заказывает товар в нужном ассортименте и необходимом количестве. Затем товар поступает в складские помещения и на прилавки магазинов.

Организация товароснабжения по фирме осуществляется двумя формами:

1)  транзитная (поступление   товаров   в   магазины   непосредственно   от поставщика);

2) складская (поступление товаров через склады фирмы).

Принципы товароснабжения:

1) полномерностъ - завоз товаров на основе графиков завоза;

2) ритмичность   - завоз товара через одинаковые промежутки времени;

3) экономичность - минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных средств на доставку товара;

4) централизация - товароснабжение розничной сети силами и средствами предприятий-поставщиков.

На организацию товароснабжения влияют следующие факторы:

1) производственные;

2) транспортные;

3) социальные;

4) торговые.

3 КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ ЗАО «СИСТЕМА ЧИБИС» НА РЫНКЕ ТОВАРОВ

Деятельность розничного торгового предприятия связана с реализацией продукции конечному потребителю, что является завершающим этапом ее продвижения из сферы производства. Предметом розничной торговли является не только продажа товаров, но и торговое обслуживание, и предоставление дополнительных услуг покупателям. Для покупателей торговое обслуживание определяется имиджем предприятия, удобством и минимальными затратами времени на совершение покупки.

Торговое предприятие, выходя на потребительский рынок, где конкурентной борьбе осуществляется продажа товаров, должно соблюдать определенные правила, основное из которых гласит: чем лучше будут учитываться возможности и пожелания покупателей, тем больше можно продать товаров и ускорить их оборачиваемость.

Реализовав товар и получив заданную прибыль, торговое предприятие достигает своей цели. По своему экономическому содержанию затраченный капитал, который привлекается в качестве оборотных средств, должен компенсироваться продажей товаров. В условиях рынка необходимо реально оценивать динамику и адекватность отдачи денежных активов, вкладываемых в товарно-материальные средства розничным торговым предприятием.

Задачами ЗАО «Система Чибис» в новых условиях хозяйствования являются:

1) изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательскую способность;

2) определение ассортиментной политики;

3) формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями дея­тельности предприятия;

4) обеспечение заданного товарооборота материальными и трудовыми ресурсами.

При этом особое внимание уделяется взаимодействию розничного торгового предприятия с производителями товаров и оптовыми предприятиями. Все эти составляющие в совокупности образуют технологическую цепочку в процессе доведения продукции до конечного покупателя.

Исходя из задач, коммерческая служба фирмы ЗАО «Система Чибис» осуществляет свою работу в следующих направлениях:

1) формирование   необходимого   ассортимента   товаров   в   рамках покупательского спроса;

2) развитие закупочной деятельности;

3) организация хозяйственных связей с поставщиками,

4) осуществление процесса купли-продажи товаров, сопровождаемого коммерческими сделками, товарно-денежным обменом;

5) обеспечение   устойчивых   конкурентных   позиций   при  решении коммерческих задач.

Коммерческая деятельность фирмы должна развиваться с учетом происходящих изменений в экономике переходного периода. Для достижения этой цели может служить целевая программа стратегического планирования коммерческой деятельности розничного торгового предприятия. Она является экономическим обоснованием развития предприятия на коммерческой основе, позволяет оценить собственные потенциальные возможности, содержит контрольные показатели в решении коммерческих задач, обеспечивает формирование финансовых ресурсов.

С переходом к рынку роль торговли неуклонно возрастает. Она должна способствовать росту производства продукции, более полному удовлетворению потребностей населения, успешному развитию экономических процессов свойственных рынку. Для выполнения этих задач фирме необходимо постоянно расширять спектр коммерческих функций и повышать уровень коммерческой работы.

Конкуренция - это соперничество между субъектами рынка за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров. Основой рыночных отношений являются купля и продажа товаров. Следовательно, позиции конкуренции и коммерции взаимообуславливаются рынком. Каждый участник рынка выступает как конкурирующая сторона по отношению к другим участникам. Конкуренция заставляет производителей, входящих в холдинг ЗАО "Система Чибис", применять новые технологии, обновлять продукцию, повышать ее конкурентоспособность, снижать или сдерживать цены на выпускаемые продукты.

Главный показатель конкуренции - постоянное нарастание темпов обновления продукции.

Все способы и методы, связанные с поддержанием конкуренции, предопределяются вырабатываемой конкурентной стратегией исходя из возможностей торгового предприятия   и ситуации рыночной среды.

С переходом к рынку отношение к качеству продукции кардинально меняется. При этом в первую очередь решаются следующие задачи:

1)               приведения уровня качества продукции в соответствие с запросами и требованиями покупателей;

2) обеспечение производства обновляемой и конкурентоспособной продукции;

3) формирование цены в зависимости от потребительских свойств (пищевой ценности) товара;

4)               управление качеством продукции на этапах изготовления и продвижения к конечному потребителю с помощью маркетинга.

Качество продукции тесно связано с ее конкурентоспособностью, которая характеризуется соответствием потребительских и стоимостных показателей товара показателям товара аналога конкурента. Следовательно, конкурентоспособность определяется путем сравнения товаров однородного свойства, удовлетворяющих одну и ту же потребность. В зарубежной практике факторами, влияющими на конкурентоспособность товара, считаются: обновляемость, полезность, надежность, упаковка, цена, предпродажный сервис и др.

Помимо понятия конкурентоспособности товара существует понятие конкурентоспособности торгового предприятия. Под конкурентоспособностью предприятия понимаются его устойчивые позиции и место на рынке, где определяющим фактором является качество товаров. Эти две категории не только проявляются одновременно, но и обычно взаимодействуют с присущими им признаками. Обеспечение и поддержание на заданном уровне конкурентоспособности, как товаров, так и торгового предприятия являются залогом успеха на конкурентном рынке.

Проведение маркетинговых исследований стало реальной потребностью и прочно вошло в практику деятельности зарубежных фирм (компаний). Результатом исследований является оценка потенциальных возможностей и позиций фирмы, выступающей на конкретном рынке товаров или его сегменте.

В основу системы управления качеством продукции в международной практике положена «спираль качества» («петля качества»). Она представляет интерес с точки зрения маркетингового подхода к качеству и конкурентоспособности продукции. Ценность маркетинговой стратегии заключается в том, что она нацелена на обеспечение конкурентных преимуществ на рынке товаров, достигаемых путем новизны и сокращения жизненного цикла товара.

В нынешних условиях организация управления качеством продовольственных товаров должна строится на взаимодействии служб, занятых производством и обращением товаров (поставкой, хранением, переработкой, транспортировкой, реализацией). Функции управления качеством включают: обеспечение и сохранение параметров качества, начиная от производителя и заканчивая сбытом товара.

На стадии производства главная задача – гарантия заданных потребительских свойств и качества товаров, на стадии хранения – защита продукции от неблагоприятно воздействующих факторов. Необходимо создание условий и режима, способствующих  сохранности полезных свойств и минимальным потерям продукции. На стадии переработки требования к продуктам регламентируются действующими стандартами и нормативами качества. На последующих стадиях обращения: транспортировке, перемещении и реали­зации продукции - предусматриваются меры по сохранению кондиционного состояния и сокращению потерь товаров от физико-механического воздействия.

4 РЕАЛИЗУЕМЫЕ ТОВАРЫ

Ассортимент магазина Чибис-16 представлен сложными однородными группами пищевых продуктов (приложение 2).

Наиболее востребованными является молоко и молочные продукты, так как они  занимают  важное место в рационе питания. По физиологическим нормам, разработанным Институтом питания, каждый человек ежедневно должен употреблять 500г молока, кефира, кумыса или простокваши, 20г сливочного масла, 100г творога, 20г сметаны.

В продаже  имеется несколько видов молока: пастерилизованное,  стерилизованное, топленое, белковое. Кисло-молочные продукты обладают диетическими и  лечебными свойствами благодаря легкой усвояемости  и созданию в кишечнике благоприятной кислой среды. Некоторые молочно-кислые бактерии синтезируют естественные антибиотики, оказывающие терапевтическое воздействие на организм.

Молочные консервы – молоко сгущенное, сливки сгущенные.

Ассортимент реализуемых сыров в магазине следующий:

- твердые сычужные (Швейцарский, Алтайский, Советский, Голландский);

- полутвердые сычужные (Латвийский);

- плавленые (Костромской, Колбасный копченый, Городской и т.д.)

Жиры широко используются в питании человека. Это высококалорийный продукт, имеющий большое физиологическое значение.

Они употребляются для приготовления кулинарных блюд, выработки консервов, в пищевой промышленности, непосредственно в пищу.

По происхождению жиры подразделяют на растительные, животные переработанные (маргарин, кулинарные жиры), по консистенции на жидкие и твердые.

Растительные масла вырабатывают  из семян различных масличных культур (подсолнечника, сои, горчицы, хлопчатника и др.), зародыша зерна кукурузы, плодов оливкового  дерева, земляного ореха (арахиса) и других растений.

Ассортимент  растительного масла:

- Золотая семечка

- Ойлио

- Корона изобилия

- Мечта хозяйки

- Моя Семья

- Натура

Маргариновая продукция представлена в магазине в очень широком ассортименте. К ней относятся: маргарин, жир кулинарный, кондитерский жир.

В хлебном отделе ассортимент очень разнообразен. Зерномучные  товары, хлебо-булочные изделия. Один из важных продуктов питания в этом отделе после муки является крупа. Она обладает высокой пищевой ценностью. В ней содержатся биологически активные вещества – незаменимые аминокислоты, витамины, минеральные соли.

Ассортимент ее в настоящее время очень увеличился: пшено, гречка, гречневый продел, овсяная, геркулес, рис, манная, полтавская, перловая, ячневая, кукурузная, горох (колотый и целый).

Широкий ассортимент макаронных изделий:

- продукция марки «Гранмулино» в целом ассортименте (более 20 наименований);

- весовые макаронные изделия – продукция г. Мариинск;

- изделия марки «Паста Зара»;

- макаронные изделия марки «Макар Макарыч».

Ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий  поддерживается за счет поставщиков:

1. Топкинский хлебозавод – хлеб таштагольский, белый, рябинушка; батон сибирский, подсолнечный, витой; плетенка; калач и т.д.;

2. Кемеровский хлебозавод – хлеб белый, урицкий, дарницкий; батон столичный и т.д.;

3. Торговый дом АСЯ – булки, калач, корж, печенье и т.д.;

4. ЧП Витвитская – зерновой хлеб.

Широкий ассортимент кондитерских изделий:

1. Сахаристые - конфеты, ирис, халва, карамель, шоколад, драже;

2. Мучные – печенье, вафли, пряники, кексы, торты, пирожное.

Кроме этого в отделе реализуется в широком ассортименте (более 20 наименований) вкусовые продукты, к которым относят чай, кофе, пряности.

В рыбном отделе в широком ассортименте реализуется Свежемороженая рыба:

- минтай б/г;

- скумбрия;

- спинки лимонема;

- камбала с/г;

- путассу;

- горбуша потрошеная и непотрошеная;

- навага;

- терпуг розовый (приморский).

 Замороженная продукция:

- куры св/м;

- лапки куриные;

- печень говяжья;

- желудки куриные;

- фарш индейки, куриный фарш и смешанный фарш;

- азличные мясные полуфабрикаты;

- палочки куриные;

- котлеты куриные.

Рыбные консервы, выработанные из различных видов рыб. Они пригодны для длительного хранения. В магазине имеются в трех основных группах:

1) натуральные:

- печень трески

- печень минтая

- консервы в собственном соку

- сельдь в желе

2) закусочные:

- консервы в масле

- консервы в томатном соусе, к этой группе также относятся котлеты  и фрикадельки  в томатном соусе

- рыбные паштеты – шпротный

3) рыборастительные консервы:

- котлеты и фрикадельки с овощным гарниром;

- голубцы в томатном соусе.

Пресервы – это соленая, пряная  и маринованная рыба, уложенная в полиэтиленовые банки и герметично укупоренная. В отличие от консервов презервы не подвергаются  стерилизации. При их производстве добавляют антисептики.

В небольшом ассортименте  имеется в продаже соленая, копченая и вяленая рыба:

- сельдь п/п и с/с;

- килька п/п и с/с;

- килька п/п и с/с;

- сельдь х/к;

- скумбрия х/к, с/г и б/г;

- мойва х/к;

- лещ х/к;

- вяленая вобла;

- вяленая щука;

- различные наборы к пиву и составных частей рыбы.

В рыбном отделе магазина имеется также в продаже яйцо. Яйцо содержит все питательные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма, и обладает исключительно высокой пищевой ценностью. Белки и жиры яйца  биологически ценные, они легко усваиваются. В яйце содержатся почти все известные витамины. В магазине реализуется яйцо 1 и 2 категории. Реализация яйца происходит только при наличии ветеринарного свидетельства.

Употребление некоторых вкусовых продуктов оказывает неблагоприятное влияние на организм человека, но в продаже продукты имеются и продаются  в вино-водочном отделе.

Алкогольные напитки –  водка, ликеро-водочные изделия, ром, виски, виноградные вина, коньяк.

Слабоалкогольные напитки – плодово-ягодные  соки, сиропы, экстракты, газированные напитки, хлебный квас, минеральные воды, чай, кофе и кофейные напитки.

Изучив ассортимент магазина Чибис-16 можно отметить существование товара повышенного спроса:

1) молоко и молочные продукты;

2) хлеб и хлебобулочные изделия;

3) колбасные изделия;

Они  имеют высокую скорость оборачиваемости и короткий срок хранения,  доставляются в магазин ежедневно, товароснабжение обеспечено силами и средствами предприятий – поставщиков.

Для обеспечения повседневных нужд покупателей в магазине существуют товары длительного хранения:

1. Товары  с ограниченным сроком реализации  могут храниться  от 1 месяца и более. К этой группе относятся – маргарин, масло, отдельные виды круп, рыба, чай, кофе, парфюмерные изделия.

2. Товары без ограниченного срока  могут сохраняться в течение нескольких лет без утраты основных потребительских свойств. К ним относятся отдельные виды пищевых продуктов: мука, крупа, рыбные товары, вино-водочные изделия. Для товаров этой группы устанавливаются лишь прогнозируемые сроки хранения.

Размер товарных запасов магазина в значительной степени определяется объемом и структурой товарооборота. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов – одна из важнейших задач торговых  предприятий: при недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; изменение запаса вызывает дополнительные потери; увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние фирмы.

Успеха добивается тот, кому удается удовлетворять потребности своих  целевых покупателей лучше, чем  это делают конкуренты.

В магазине присутствует следующая группа мясных товаров:

- колбасные изделия;

- деликатесы;

- мясные полуфабрикаты;

- мясные консервы;

- мясо птиц.

При формировании ассортимента мясных товаров особая роль отводится гибкой ценовой политике и своевременной доставки товаров.

В широком ассортименте в магазине продаются колбасные изделия Компании «Высокие Технологии». Это полукопченые колбасы -  Озерская, Одесская, Конская, Сибирская и Краковская; вареные колбасы – Московская, Столовая, Отдельная, Докторская; сосиски; сардельки.

Продукция поступает в магазин по первому требованию, имеет приятный вкус и запах.

Вторым поставщиком колбасных изделий является ООО «Атлантис». Продукция этой компании поступает в магазин два раза в неделю.

Основной ассортимент:

- вареные колбасы 1 сорт и 2 сорт  это батоны весом по 1,5кг, очень удобные в реализации для данного магазина, так как многие покупатели предпочитают   товар в 200-300 гр.;

- полукопченые колбасы: Московская, Деревенская, Посольская;

- сосиски Русские;

- сардельки в натуральной оболочке.

Совсем недавно руководство магазина начало сотрудничать с ООО «Торговый дом Кемеровского мясокомбината». В этом большую роль сыграло наличие двух видов продукции марки «Велес» и продукцию доступных цен «2-20». Эти виды существенно отличаются ценами  и рассчитаны на покупателей с различным уровнем дохода.

Магазин работал с ООО Энергия. Наибольшим спросом пользовались вареные колбасы: Московская, Отдельная, Молочная, Докторская и т.д.; ветчина; сосиски; сардельки.

В магазине  в продаже также имеется мясо птицы и ее потроха. Мясо птицы нежное, хорошо усваивается, находит применение  в диетическом питании. Это связано с особенностями его химического состава.

Доставка производится централизованно через менеджеров коммерческого отдела фирмы. Эта продукция пользуется большим потребительским спросом.

Ассортимент небольшой:

- куры св/м (Омск);

- куры св/м (Томск);

- куры св/м (Франция);

- лапки куриные;

- куриные желудки потрошенные;

- шеи куриные.

При приемке этого товара оценивается качество по степени его свежести, которую определяют органолептическим методом. Проверяют маркировку и упаковку продукции.

Компания «Мегаполис» и «Торговый Дом Ася» поставляют в магазин небольшой ассортимент мясных полуфабрикатов – это продукты, приготовленные из различных видов мяса, прошедшие механическую кулинарную обработку и подготовленные к тепловой обработке.

Натуральные  полуфабрикаты – куски мяса нежной мышечных тканей от говяжьих, мясных туш.

В продажу поступают следующие виды продукции:

1) порционные полуфабрикаты:

- бифштекс;

- антрекот;

- ромштекс;

2) мелкокусковые полуфабрикаты из говядины:

- бефстроганов;

- азу;

- поджарка;

- гуляш;

- суповой набор;

3) мелкокусковые полуфабрикаты из свинины:

- поджарка;

- гуляш;

- рагу.

Полуфабрикаты имеют правильную недеформированную форму, незаветренную поверхность.

Мясные рубленные полуфабрикаты выпускаются в охлажденном и замороженном виде. Для их производства используют мясо говядины, свинины.

Ассортимент реализуемых товаров в магазине:

- котлеты Московские, Домашние;

- ромштекс;

- бифштекс;

- пельмени – изделия из теста с мясным фаршем.

Мясокопчености в магазин поставляет КВТ.  В основном это изделия из свинины, так как они обладают наиболее высокими вкусовыми качествами, пищевой ценностью.

Вырабатывают в широком ассортименте:

- грудинка;

- мясо свиных голов;

- буженина;

- корейка;

- шейка;

- ветчина в форме;

- ребра копченые;

- рулька;

- шпик копченый.

Продукты  имеют запах копчения и ветчинности, вкус приятный, солоноватый, без посторонних привкусов и запахов.

Из мясных консервов, которые хорошо сохраняются, усваиваются, имеют высокую энергетическую ценность в  магазине  реализуются:

- паштет мясной;

- паштет печеночный;

- завтрак туриста – консервы из колбасных изделий;

- куры в собственном соку.

Мясорастительные консервы – каша перловая с мясом, каша гречневая и т.д.

При приемке  качество  консервов определяют органолептическим методом по внешнему виду банки, состоянию этикетки, качеству содержимого банки.

В магазине реализуется продукция не только Кемеровских производителей, но и  других областей России  (например, вареные колбасы – г. Москва, ветчина - Бельгия).

Расширяя и углубляя ассортимент, фирма старается добиться устойчивого конкурентного преимущества посредством изменения цен.

Широта ассортимента  - количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями:  действительной и базовой широтой, а также относительным показателем - коэффициентом  широты.

Действительная широта  – фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров,  имеющихся в наличии.

Базовая широта  – широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований  товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т.п.), или максимально возможное.

На насыщенном рынке изготовители и продавцы стремятся удовлетворить разнообразные потребности. Когда  спрос превышает предложение, требуются коммерческие усилия по созданию потребительских предпочтений, что достигается в числе прочих средств и за счет увеличения  широты ассортимента. Широта выступает в качестве одного из критериев конкурентоспособности фирм.

Полнота ассортимента – способность набора  товаров однородной группы удовлетворять  одинаковые потребности.

Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований  товаров однородной группы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.

Действительный показатель полноты  характеризуется  фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый – регламентируемым или планируемым количеством товаров.

Коэффициент полноты  – отношение действительного показателя полноты к базовому.

Наибольшее значение показатели полноты ассортимента имеют на насыщенном рынке. Чем больше  полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен.

Повышенная полнота ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами,  привычками и иными факторами.

Широта и глубина ассортимента должны зависеть  от общих целей и задач, которые ставит перед собой розничное предприятие, и предпочтений потребителя.

Заслуживает внимания опыт формирования и размещения товарного ассортимента в странах  с развитой рыночной экономикой.

Численность ассортиментных позиций в магазинах этих стран распределяется между продовольственными и непродовольственными товарами в процентном соотношении как 66:34.

В условиях перехода к рыночным отношениям работа по формированию ассортимента в магазинах значительно усложняется. Широта и глубина ассортимента  реализуемых товаров во многом зависят от квалификации работников  магазинов, коммерческой службы фирмы, которая должна располагать обширной информацией о спросе покупателей, источниках возможного поступления товаров, ценах на товары и  другой коммерческой информацией.

5 ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Динамика прибыли ЗАО «Чибис-16»

Для анализа уровня и динамики прибыли ЗАО «Чибис-16» необходимо подготовить таблицу, на основе которой и будет проведена оценка за анализируемый отчетный период  (табл. 1).

Таблица 1

Динамика прибыли ЗАО «Чибис-16»

Показатель

2004 год

2003 год

Изменение

абсо­лютное

2004год к 2003 году, %

1

2

3

4

5

Выручка от продаж продукции (работ, услуг) за минусом НДС, акцизов

385260

273485

11775

140,8

Себестоимость продаж товаров, продукции, работ, услуг

337842

233478

114364

151,2

Валовая прибыль

47418

40007

7411

118,5

Расходы периода (коммерческие и управленческие)

20653

29977

676

102,0

Прибыль (убыток) от продаж

16765

10030

6735

167,1

 

Продолжение табл. 1

1

2

3

4

5

Сальдо операционных результатов (стр. 090 – стр. 100)

-298

-6

-292

-4966,6

Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности (стр.140 – (стр. 120 – стр. 130))

16467

10024

6443

164,2

Сальдо внереализацион-ных результатов (стр. 120 – стр. 130)

-568

-214

-170

-265,4

Прибыль до налогообложения

15899

9810

6089

162,1

Прибыль от обычной деятельности

13336

8228

5108

125,0

Нераспределенная прибыль

13336

8228

5108

162,0

Из данных табл. 1 видно, что в 2004 г. прибыль до налогообложения составила 15899 тыс. руб., по отно­шению к предшествующему периоду она увеличилась на 62,1%. Со­ответственно нераспределенная прибыль также увеличилась на 62% и составила 13336 тыс. руб.

Следует отметить, что по отношению к 2003 г. выручка от продаж продукции в 2004 г. выросла на 140,8% (111775 тыс. руб.), однако себестоимость продаж продукции растет опе­режающими темпами (151,2%). Однако, это не стало причиной снижения прибыли от продаж. Напротив, в 2004 г. прибыль от продаж возросла на 67,1%.

Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности также увеличилась в 2004 г. по сравнению с 2003 г. на 64,2%. Однако при этом отрицательной динамикой является увеличение операционных расходов на 292 тыс. руб. по сравнению с аналогичным периодом 2003 г.

Кроме того, убыток от внереализационных операций в 2004 г.  составил 568 тыс. руб. (+165,4% от аналогичного периода прошлого года). Однако, это не повлияло на увеличение прибыли в 2004 г. на 43,6% (162,1% - 118,5%).

 

Анализ структуры прибыли ЗАО «Чибис-16»

При анализе структуры прибыли 2004 г. необходимо проанализировать удельный вес ее отдельных составляющих (табл. 2).

Таблица 2

Структура прибыли ЗАО «Чибис-16»

Показатель

2004 год

2003 год

Отклонение, %

Абсо-лютное значение

Удель-ный вес, %

Абсо-лютное значение

Удель-ный вес, %

1

2

3

4

5

6

Прибыль (убыток) 2003 года –

Всего

15899

100

9810

100

В том числе:

Прибыль (убыток) от продаж

16765

104

10030

102

2

Прибыль от финан-совых операций

-

-

-

-

-

Продолжение табл. 2

1

2

3

4

5

6

Прибыль от прочей реализации

-298

2,07

-6

0,06

2,01

Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности

16467

103,6

10024

100

3,6

Прибыль от внереализационных операций

-568

3,97

-214

2,3

1,67

Чистая прибыль

13336

92,7

8228

89,2

3,5

Изменения в структуре прибыли ЗАО «Чибис-16» характеризуются данными табл. 2, из которых следует, что в 2004 г. произошли положительные изменения в структуре прибыли данного предприятия. На 2% увеличилась доля прибыли от продаж продукции, на 2,01% возросла доля прибыли от прочей реализации. Также в 2004 г. по сравнению с 2003 г. возросла доля прибыли от внереализационных операций (на 1,67%) и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой) – на 3,5%.

Факторный анализ общей, валовой прибыли ЗАО «Чибис-16»

Факторный анализ прибыли будем проводить по следующим формулам.

1. Формализованный расчет балансовой прибыли определим по формуле:

Рб = Рр ± Рф ± Рвн,

Для расчета имеются следующие данные (табл. 3):

Таблица 3

Данные для формализованного расчета балансовой прибыли

Показатель

2003 год

2004 год

Прибыль от реализации продукции (Рр)

10030

16765

Результат от финансовой деятельности (Рф)

10024

16467

Сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций (Рвн)

-214

-568

Подставим значения, представленные в табл. 3, в формулу и получим следующее:

Рб 2003 г. = 10030 + 10024 + (-214) =  19840 тыс. руб.

Рб 2004 г. = 16765 + 16467 + (-568) = 28207 тыс. руб.

Расчеты показывают, что наблюдается положительная динамика балансовой прибыли ЗАО «Чибис-16» (с 19840 тыс. руб. в 2003 г. до 28207 тыс. руб. в 2004 г.; темп роста равен 42,1%). Рост балансовой прибыли предприятия произошел за счет увеличения на  67,3% прибыли от реализации продукции и улучшения результатов от финансовой деятельности на 64,0%.

2. Результат от реализации продукции (работ, услуг) по рассматриваемому предприятию определим следующим образом:

Рр = Np – Snp - Snep,

Для расчета имеются следующие данные (табл. 4):

Таблица 4

Данные для расчета результата от реализации продукции (работ, услуг) по

ЗАО «Чибис-16»

Показатель

2003 год

2004 год

Выручка от реализации продукции, работ, услуг (Np)

273485

385260

Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг (Snp)

233478

347842

Расходы периода (коммерческие и управленческие) (Snep)

29977

30653

Подставим известные данные в формулу:

Рр2003 г. = 273485 – 233478 – 29977  = 10030  тыс. руб.

Рр2004 г. = 385260 – 337842 - 30653 =  16765 тыс. руб.

Из расчетов видно увеличение результата от реализации продукции (работ, услуг). Так, если в 2003 году этот показатель был равен 10030 тыс. руб., то в 2004 году он составил 16765 тыс. руб. (+67,3%).  Такой прирост стал возможен за счет увеличения выручки от реализации продукции.

Подводя общий итог можно заметить следующее:

1. ЗАО «Чибис-16» является прибыльным предприятием. За 2004 г. прибыль до налогообложения составила 15899 тыс. руб. Показатели прибыли имеют положительную динамику. Однако, за анализируемый период наблюдалось увеличение операционных расходов предприятия.

2. В структуре прибыли ЗАО «Чибис-16» прослеживаются позитивные тенденции. Возросла доля прибыли от продаж продукции (+2%), доля прибыли от прочей реализации (+2,01%), прибыли от внереализационных операций (+1,67%) и чистая прибыль (+3,5%).

3. Факторный анализ общей, валовой прибыли показал увеличение балансовой прибыли предприятия на 42,1%. Результат от реализации продукции увеличился на 67,3%.