Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3

1. Сущность прогнозирования и содержание прогнозов………………….4

2. Типология прогнозов……………………………………………………...6

3. Содержание и технология прогнозирования

     деятельности предприятия…………………………………………….....9

Заключение………………………………………………………………….12

Список литературы…………………………………………………………14

Введение

Важнейшей целью становления рыночных отношений в России, проведения экономических реформ являются повышение эффективности экономики, достижение вы­сокого благосостояния населения.

Однако вступление России на путь рыночных ре­форм вызвало в стране затяжной экономический кри­зис. За прошедшие годы была растеряна значительная часть научного потенциала и квалифицированных кад­ров, расстроена денежно-платежная система, рубль обесценился в десятки тысяч раз. Усилилась зависи­мость от импорта технологий, оборудования, продо­вольствия, капитала. Социальные функции государства сузились до минимального уровня при невиданном расслоении общества на богатых и бедных, Россия вы­тесняется с товарных мировых рынков, теряет эконо­мическую мощь.        

В условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям многие вопросы социальной и экономической жизни общества необходимо рассматривать по-новому. В процессе создания предпосылок для функционирования рыночного хозяйства в стране возникают проблемы, пути решения которых требуют тщательного обоснования. Становление рыночных отношений сопровождается формированием нового хозяйственного механизма, в котором важная роль отводится прогнозированию. Для эффективного прогнозирования в современных условиях развития экономики нашей страны необходимы новые современные виды и технологии, адекватные рыночным отношениям.

1. Сущность прогнозирования и содержание прогнозов

Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления [2].

Прогнозирование – разработка прогноза; в узком значении - специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо                   явления [5]. Прогнозирование как одна из форм конкретизации научного предвидения находится во взаимосвязи с планированием, программированием, проектированием, управлением, целеполаганием. Это проявляется в параллельных прогнозно-плановых, прогнозно-проектных и т.п. разработках.

Прогнозирование имеет две стороны или плоскости конкретизации: предсказательную (дескриптивную, описательную); предуказательную (предписательную). Предсказание означает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание означает решение этих проблем, путем использования информации о будущем в целенаправленной деятельности [2].

Таким образом, в прогнозировании различают два аспекта: теоретико-познавательный и управленческий.

Прогнозирование систем управления имеет своим объектом процесс конкретного расширение производства во всем его многообразии. Предметом  прогнозирования систем управления является познание возможных состояний функционирующих организаций, учреждений в будущем, исследование закономерностей и способов разработки прогнозов.

В основе прогнозирования лежит предположение о том, что будущее состояние какого-либо объекта (например, предприятия) в значительной мере предопределяется ее прошлым и настоящим состояниями. Будущее несет в себе и элементы неопределенности. Это объясняется следующими моментами:

- наличием не одного, а множества вариантов возможного развития;

-    действие экономических законов в будущем зависит не только от прошлого и настоящего состояний экономики, но и от управленческих решений, которые еще только должны быть приняты и реализованы;

-    неполнота степени познания экономических законов, дефицит и недостаточная надежность информации [3].

Единство определенности (детерминированности) и неопределенности будущего – решающая предпосылка прогнозирования. Если бы будущее было полностью определенным, то тогда бы не было потребности в прогнозировании. При неопределенности будущего сама возможность экономического прогнозирования исключается.

Важную роль в развитии прогнозирования играет прикладная научная дисциплина прогностика.

Прогнозирование следует рассматривать в комплексе с более широким понятием – предвидением, которое дает опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Различают три формы научного предвидения: гипотезу, прогноз и план.

Гипотеза характеризует научное предвидение на уровне общей               теории [6]. На уровне гипотезы дается качественная характеристика исследуемых объектов, выражающая общие закономерности их поведения.

Прогноз в сравнении с гипотезой имеет значительно большую качественную и количественную определенность и отличается большей достоверностью.

План представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение конкретных, детальных событий исследуемого объекта [2]. Его отличительные черты: определенность, конкретность, адресность, обязательность или индикативность. Между прогнозом и планом имеются существенные различия. Прогноз носит вероятностный, а план обязательный характер. План – это однозначное решение, прогноз же по своей сущности имеет вероятное содержание. В то время как планирование направлено на принятие и практическое осуществление управленческих решений, цель прогнозирования – создать научные предпосылки для их принятия [6].

Таким образом, задача прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования деятельности предприятия, опираясь на составленный прогноз.

2. Типология прогнозов

Типология прогнозов строится в зависимости от различных критериев и признаков. В их числе можно выделить следующие:

1) масштаб прогнозирования;

2) время упреждения или временной горизонт прогноза;

3) характер объекта;

4) функциональный признак;

5) степень детерминированности (определенности) объектов прогнозирования;

6) характер развития объектов прогнозирования во времени;

7) степень информационной обеспеченности объектов              прогнозирования [3].

По масштабу прогнозирования выделяют:

-    макроэкономический прогноз;

-    структурный (межотраслевой и межрегиональный) прогноз;

-    прогнозы развития народнохозяйственных комплексов (энергетического, инвестиционного, аграрно-промышленного и др.);

-    прогнозы отраслевые и региональные;

-    прогнозы развития отдельных предприятий, АО, а также отдельных производств и продуктов [3; 4].

По времени упреждения или временному горизонту все прогнозы подразделяются на:

-    оперативные (до 1 месяца);

-    краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);

-    среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

-    долгосрочные (от 5 лет до 15-20 лет);

-    дальнесрочные (свыше 20 лет) [8].

Временный горизонт прогноза можно определить как отрезок времени, в рамках которого изменения объема прогнозируемого объекта представляются соизмеримыми с его начальной (с точки зрения прогноза) величиной, и как период, в течение которого на объект прогнозирования оказывают влияние решения, применяемые сегодня, т.е. в момент разработки прогноза.

Применительно к комплексным национальным экономическим прогнозам принята следующая классификация: краткосрочные прогнозы до 2-3 лет, среднесрочные до 5-7 лет, долгосрочные до 15-20 лет. Каждый из указанных видов прогнозов опирается на те устойчивые циклы и процессы в развитии экономики, продолжительность которых укладывается в соответствующий временной горизонт.

Разрабатываемые прогнозы опираются на определенные заделы: краткосрочные – на имеющиеся виды продукции и финансовые ресурсы; среднесрочные – на накопленный инвестиционный потенциал; долгосрочные – на те или иные направления НТП и новые технологии [3].

По характеру исследуемых объектов различают следующие прогнозы:

-    развития производственных отношений;

-    развития НТП и его последствий;

-    динамики народного хозяйства;

-    воспроизводства основных фондов и капитальных вложений;

-    экономического использования природных ресурсов;

-    воспроизводства населения и трудовых ресурсов;

-    уровня жизни населения;

-    внешних экономических связей и др. [3].

По функциональному признаку прогнозы подразделяются на два типа:

-    поисковый прогноз, который основан на условном продолжении в будущее тенденции развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем, и отвлечении от условий, способных изменить эти тенденции;

-    нормативный прогноз, который представляет собой определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования, принимаемых в качестве цели [3; 6].

По степени детерминированности можно выделить следующие объекты прогнозирования:

-    детерминированные (определенные или предсказуемые), описание которых может быть представлено в детерминированной форме без существенных для задачи прогнозирования потерь информации;

-    стохастические (вероятностные), при анализе и прогнозировании которых учет случайных составляющих необходим для удовлетворения требований точности и достоверности прогноза;

-    смешанные, описание которых возможно частично в детерминированном, частично в стохастическом виде [3].

По характеру развития во времени объекты прогнозирования можно подразделить на:

-    дискретные (прерывные) объекты, регулярная составляющая (тренд) которых изменяется скачками в фиксированные моменты времени;

-    апериодические объекты, имеющие описание регулярной составляющей в виде непрерывной функции времени;

-    циклические объекты, имеющие регулярную составляющую в виде периодической функции времени [3].

По степени информационной обеспеченности объекты прогнозирования можно подразделить на:

-    объекты с полным обеспечением количественной информацией, для которых имеется в наличии ретроспективная количественная информация в объеме достаточном для реализации метода экстраполяции, либо статистического метода;

-    объекты с неполным обеспечением количественной информацией;

-    объекты с наличием качественной ретроспективной информацией;

- объекты с полным отсутствием ретроспективной информации (как правило, это проектируемые и строящиеся объекты) [3].

3. Содержание и технология прогнозирования деятельности предприятия

Эффективная деятельность предприятий и фирм в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть от прогнозирования.

Прогнозирование деятельности предприятий и фирм – это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период [1].

Результаты прогнозирования деятельности предприятий и фирм учитываются в программах предприятий по маркетингу, при определении возможных масштабов реализации продукции, ожидаемых изменений условий сбыта и продвижения товаров.

Прогнозирование как результат маркетинговых исследований является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю.

Основная цель прогноза – определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.

При прогнозировании деятельности предприятия обычно выделяют прогнозы краткосрочные – на 1-1,5 года, среднесрочные – на 4-6 лет и долгосрочные – на 10-15 лет.

Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Здесь учитываются также временные, случайные факторы.

Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов – конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли [7].

При среднесрочном и долгосрочном прогнозировании, как правило, не учитывают временные и случайные факторы воздействия на рынок. Если краткосрочные прогнозы нацелены на количественные оценки, прежде всего, уровня цен на рынке, то среднесрочные и долгосрочные прогнозы рассматриваются как вероятностные оценки динамики изменения цен.

В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и           рынку [1].

При прогнозировании деятельности предприятий по выпуску продукции производственного назначения учитывается анализ инвестиционной политики в отраслях, потребляющих соответствующие товары, тенденции развития НТП в этих отраслях, а также формирование принципиально новых потребностей и способов их лучшего удовлетворения.

При прогнозировании деятельности предприятий, выпускающих продукцию широкого потребления, обычно опираются на данные опросов потребителей и продавцов товаров. В этом случае используются такие методы изучения рынка как анкетирование, телефонные и персональные интервью.

Наибольшую сложность представляет прогнозирование внешнеэкономической деятельности предприятия и фирмы, что обусловлено высокой динамичностью, многофакторным и противоречивым характером формирования, а потому и неопределенностью, трудной предсказуемостью внешнеэкономических связей.

Поэтому применительно к прогнозированию внешнеэкономической деятельностью предприятия важно комплексное исследование целого ряда частных рынков (отдельных стран) конкретного товара, выявление специфических для каждого и общих для всех (или группы таких рынков) факторов формирования конъюнктуры рынка, анализ взаимосвязи этих рынков между собой, а также синтез частных прогнозов, учет взаимодействия и взаимовлияния в рамках мирового рынка данного товара [3].

Результаты прогнозирования деятельности предприятий (фирм) должны быть отражены в соответствующих разделах их бизнес-планов.

Заключение

В завершении работы хотелось бы отметить, что при современных условиях функционирования рыночной экономики, невозможно успешно управлять предприятием, без эффективного прогнозирования и планирования его деятельности. От того, на сколько прогнозирование будет точным и своевременным, а также соответствовать поставленным проблемам, будут зависеть, в конечном счете, прибыли, получаемые предприятием.

Для того, чтобы эффект прогноза был максимально полезен, необходимо создание на средних и крупных предприятиях так называемых прогнозных отделов (для малых предприятий создание этих отделов будет нерентабельным). Но даже без таких отделов обойтись без прогнозирования невозможно. В этом случае прогноз должен быть получен силами менеджеров и задействованными в этом процессе специалистами.

Что касается самих прогнозов, то они должны быть реалистичными, то есть их вероятность должна быть достаточно высока и соответствовать ресурсам предприятия.

Для улучшения качества прогноза необходимо улучшить качество информации, необходимой при его разработке. Эта информация, в первую очередь, должна обладать такими свойствами, как достоверность, полнота, своевременность и точность.

Так как прогнозирование является отдельной наукой, то целесообразно (по мере возможности) использование нескольких методов прогнозирования при решении какой-либо проблемы. Это повысит качество прогноза и позволит определить «подводные камни», которые могут быть незамечены при использовании только одного метода.

Также необходимо соотносить полученный прогноз с прецедентами в решении данной проблемы, если такие имели место при похожих условиях функционирования аналогичной организации (конкурента). И при определенной корректировке, в соответствии с этим прецедентом, принимать решения.

Без составления прогнозов финансово-хозяйственной деятельности предприятия невозможно оценить его будущую рентабельность и, соответственно, целесообразность функционирования в будущем. Кроме того, нельзя внести коррективы и максимально увеличить прибыль, если не проанализировать доходы от реализации продукции и затраты на ее выпуск.

Список литературы

1. Багриновский К.А., Рубцов В.А. Модели и методы прогнозирования и долгосрочного планирования: Учебное пособие. – М., 1992.-327с.

2. Идрисов А.Б. и др. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – М.: Филинъ,1997.-216с.

3. Курс лекций по социально-экономическому прогнозированию / Под ред. О.С. Пузикова. – Ростов н/Д: Рост. гос. строит.ун-т, 2000. – 186с.

4. Мотышина М.С. Методы социально-экономического прогнозирования: учебное пособие. – СПб.,1994.-266с.

5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М,1996.-С.12.

6. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Под ред.               Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ,1999.-318с.

7. Прогнозирование и планирование / Под ред. Е.А. Черныш и др. – М.: Приор,1999.-176с.

8. Стратегическое планирование / Под ред. Э.А. Уткина. – М.: ЭКМОС,1998.-312с.