Оглавление
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы стратегии планирования производства…..5
1.1. Задачи и этапы планирования……………………………………5
1.2. Основные виды экономико-математических моделей,
применяемые в управлении……………………………………..10
Глава 2 Прогнозирование экономической эффективности
использования основных производственных фондов
ОАО «Кузбассэнерго»………………………………………………14
2.1. Характеристика предприятия……………………………………14
2.2. Составление прогнозного баланса………………………………15
2.2. Сетевое планирование…………………………………………...21
Выводы и предложения……………………………………………………..28
Использованная литература………………………………………………...30
Введение
Планирование - один из важнейших факторов функционирования и развития промышленных фирм в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции
Сбалансированный внутрифирменный план представляет фирме вполне ощутимые блага: четкую мгновенную программу производственной деятельности, эффективную обратную связь, апробированную стратегию совершенствования производства, высокую трудовую мораль работников и работниц, всеобщую устремленность персонала фирмы к инновациям, сокращение издержек производства.
Ведущими разделами внутрифирменного плана являются: маркетинг, определяющий объем продаж и доходы, суммарные затраты и коммерческие результаты. Исходными данными являются: производственные задания на базе данных о потенциальном спросе, насыщенности рынка, движении рыночных цен. На основе его формируется ассортимент продукции, определяются масштабы и принципы организации производства, что в итоге определяет объем продаж.
Объект исследования – стратегия планирования производства.
Предмет исследования – прогнозирование экономической эффективности использования основных производственных фондов.
База исследования – ОАО «Кузбассэнерго».
Цель исследования – спрогнозировать экономическую эффективность использования основных производственных фондов ОАО «Кузбассэнерго» на 2004-2007 гг..
Исходя из цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, задачи и этапы планирования;
- рассмотреть основные виды экономико-математических моделей, применяемые в управлении;
- проанализировать экономическую эффективность использования основных производственных фондов ОАО «Кузбассэнерго» на современном этапе.
В работе использованы публикации таких авторов как: П.В. Авдулов, Э.И. Гойзман, В.А. Кутузов [1], В.А. Агафонов [2], А.Б. Идрисов [6], И.Г. Попов [8], Т. Питерс, Р. Уотерман [10] и др.
Глава 1 Теоретические основы стратегии планирования производства
1.1. Задачи и этапы планирования
Содержание внутрифирменного планирования как функции управления крупной промышленной фирмой состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка [5]. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач [6].
Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий, входящих в фирму. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями фирмы, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.
Можно выделить некоторые характерные особенности планирования в зависимости от целей:
- в американских компаниях главное - это объединение стратегий всех подразделений и распределение ресурсов;
- в английских компаниях - ориентация на распределение ресурсов;
- в японских компаниях - ориентация на внедрение новшеств и повышение качества решений [13].
Планирование предполагает: обоснованный выбор целей; определение политики; разработку мер и мероприятий; методы достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений [5].
Планирование направлено на оптимальное использование возможностей фирмы, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности деятельности фирмы.
Планирование включает в себя определение:
- конечных и промежуточных целей;
- задач, решение которых необходимо для достижения целей;
- средств и способов их решения;
- требуемых ресурсов, их источников и способа и распределения [5; 14].
Процесс стратегического планирования состоит из семи взаимосвязанных этапов; осуществляется совместно руководством фирмы и сотрудниками маркетинговых служб:
1. Определение задачи организации.
2. Создание стратегических хозяйственных подразделений.
3. Установка целей маркетинга.
4. Ситуационный анализ.
5. Разработка стратегии маркетинга.
6. Слежение за результатом [3; 10; 14].
Формирование стратегических хозяйственных подразделений (СХП).
СХП - самостоятельные отделения или подразделения, отвечающие за ассортиментную группу, или какой-либо товарных отдел в рамках организации с концентрацией на конкретном рынке и управляющим, наделенным полной ответственностью за объединение всех функций в стратегию. СХП - это основные элементы построения стратегического плана маркетинга. Каждое из них имеет следующие общие характеристики: конкретную ориентацию; точный целевой рынок; одного из руководителей маркетинга фирмы во главе; контроль над своими ресурсами; собственную стратегию; четко обозначенных конкурентов; явное отличительное преимущество.
Установление целей маркетинга.
Каждое СХП в организации должно устанавливать собственные цели маркетинговой деятельности. Они обычно определяются как в количественных показателях, так и в качественных понятиях.
Исследования показали, что для фирм, выпускающих продукцию производственного значения, наиболее важны маркетинговые цели, связанные с долей прибыли, усилиями торговых агентов, разработкой новой продукции, продажей основным потребителям и политикой ценообразования; для производителей потребительских товаров - с долей прибыли, стимулированием продаж, разработкой новой продукции и политикой ценообразования, усилиями торговых агентов и расходами на рекламу; для фирм, действующих в области сервиса, с усилиями торговых агентов, рекламными темами, обслуживающими потребителей и стимулированием сбыта.
Ситуационный анализ.
Определение маркетинговых возможностей и проблем, с которыми она может столкнуться.
Стратегия маркетинга.
Определение того, как нужно применять структуру маркетинга, чтобы привлечь и удовлетворить целевые рынки и достичь целей организации. В решениях о структуре маркетинга главное - планирование продукции, сбыт, продвижение и цена. Для каждого СХП в организации необходима отдельная стратегия; эти стратегии должны координироваться. Стратегия должна быть максимально ясной.
Маркетинговое планирование состоит из:
I. Ситуационного анализа:
1. Положение (в каком состоянии находится фирма?)
2. Прогноз (что ожидает фирму при существующем положении?)
3. Влияние среды (какое давление она оказывает?)
II. Маркетингового синтеза:
4. Выдвижение целей (что надо сделать чтобы исправить ситуацию?)
5. Оценка целей (почему надо делать так, а не иначе)?
6. Принятие решения (какой должна быть иерархия задач, решение которых необходимо для достижения главной конечной цели?) для стратегического планирования.
III. Стратегического планирования:
7. Выдвижение стратегий (как нужно действовать, чтобы достичь цели?)
8. Выбор стратегии (какая стратегия лучше и почему?)
9. Решение о разработке тактики.
IV. Тактического планирования:
10. Определение текущей тактики (какие действия следует предпринять и почему?)
11. Разработка оперативного плана (что, кто, где. когда должен делать?)
12. Реализация оперативного плана
V. Маркетингового контроля:
13. Сбор данных (каковы результаты деятельности?)
14. Оценка данных (насколько близко продвинулись к главной конечной цели?)
15. Решение о проведение ситуационного анализа [13].
Реализация тактики.
Тактика представляет собой конкретные действия, выполняемые с целью реализации заданной маркетинговой стратегии.
Обычно фирмы, успешно применяющие стратегическое планирование, обеспечивают лиц, принимающих решения, необходимой четкой информацией; обладают значительным отличительным преимуществом и беспокоятся о своих потребителях; стимулируют руководителей использовать свои способности и быть адаптивными, а также стимулируют гибкость и масштабность.
Слежение за результатами.
Слежение за результатами включает сравнение планируемых показателей с реальными достижениями на протяжении определенного периода времени.
Для этого можно использовать бюджеты, временные графики, данные сбыта и анализ издержек. Если реальное функционирование отстает от планов, то необходимо применять соответствующие меры после того, как будут определены области, в которых возникают проблемы.
В некоторых случаях планы приходится пересматривать из-за воздействия неконтролируемых переменных на сбыт и издержки. Некоторые дальновидные компании разрабатывают такие планы, которые заранее определяют, что нужно делать в случае неблагоприятных обстоятельств.
Этапы планирования [5; 7]:
- анализ стратегических проблем;
- прогноз будущих условий деятельности и определение задач;
- выбор оптимального варианта развития;
- исполнение составленных планов, разработка обеспечивающих планов, совершенствование методов и процедур, мобилизация людских и финансовых ресурсов фирмы.
1.2. Основные виды экономико-математических моделей, применяемые
в управлении
Использование математических методов при формировании представлений об экономических объектах и процессах в ходе экономического анализа, прогнозирования, планирования называют применением экономико-математических методов.
Существует значительное разнообразие видов, типов экономико-математических моделей, пригодных для использования в управлении экономическими объектами и процессами и в той или иной степени применяемых на практике. В предыдущем изложении были выделены аналитические и прикладные, детерминированные и стохастические модели. Экономико-математические модели делятся также на макроэкономические и микроэкономические в зависимости от уровня моделируемого объекта управления, на динамические, характеризующие изменение объектов управления во времени, и статические, описывающие взаимосвязи между разными параметрами, показателями объекта в одно и то же время [11].
Дискретные модели отражают состояние объекта управления в отдельные, фиксированные моменты времени, а непрерывные характеризуют непрерывное изменение показателей деятельности объекта во времени [8].
Имитационными называют экономико-математические модели, используемые в целях имитации управляемых экономических объектов и процессов с применением средств информационной и вычислительной техники. По типу математического аппарата, применяемого в моделях, выделяются экономико-статистические корреляционно-регрессионные модели, модели линейного и нелинейного программирования, матричные модели, сетевые модели. Возможны и другие способы классификации экономико-математических моделей [12].
В ходе последующего изложения отдельные виды экономико-математических моделей, применимые и применяющиеся в управлении, выделены прежде всего по признаку области их практического приложения в задачах управления экономикой и связи с объектами управления. Краткое описание моделей, входящих в группу данного вида, позволяет понять сущность и назначение моделей этой группы, сферу их использования.
1. Факторные модели.
В группу экономико-математических факторных моделей входят модели, включающие, с одной стороны, экономические факторы, от которых зависит состояние и изменение управляемого экономического объекта, и, с другой стороны, - зависящие от этих факторов параметры (показатели) состояния объекта [15]. Если факторы известны, заданы, то модель позволяет определить искомые, неизвестные параметры.
2. Балансовые модели.
Балансовые экономико-математические модели, как следует из их названия, выражают в математической форме баланс определенного вида экономического продукта, включая и денежные средства [1; 15].
3. Оптимизационные модели.
Обширный класс экономико-математических моделей образуют оптимизационные модели, позволяющие выбрать из всех возможных решений самый лучший, оптимальный вариант [15]. В математическом смысле оптимальность понимается как достижение экстремума (максимума или минимума) критерия оптимальности, именуемого также целевой функцией. Оптимизационные задачи решаются посредством применения моделей с помощью методов математического программирования, реализуемых обычно с применением электронно-вычислительной техники [2].
4. Модели управления запасами.
Модели управления запасами призваны дать субъекту управления ответ на вопрос о том, какой уровень запаса ресурсов следует иметь, каком должен изменяться во времени, обновляться в связи с поступлением и расходованием ресурсов, чтобы обеспечить бесперебойность, надежность протекания экономических процессов и в то же время минимизировать издержки, связанные охранением, пополнением и расходованием запасов. Так как уровень спроса неожиданно возникающих потребностей в расходовании запасаемых ресурсов носит чаще всего случайный характер, то модели управления запасами должны быть стохастическими, вероятностными. Но в упрощенной постановке возможно и использование детерминированных моделей [15].
5. Игровые модели.
Игровые экономико-математические модели представляют математическое описание экономических ситуаций, в которых происходит столкновение, противопоставление интересов двух или нескольких противоборствующих сторон (игроков), преследующих разные цели и действующих таким образом, что линия, способ действия одного из участников зависит от действий другого. Математическая модель подобной конфликтной ситуации получила название игры, участвующие в ней лица, противостоящие стороны именуются игроками, а исход противостояния сторон называют выигрышем и, соответственно, проигрышем. Если выигрыш игрока равен проигрышу его противника, то такая игра двух лиц называется игрой с нулевой суммой или антагонистической [12].
6. Сетевые модели.
Специфическое свойство и основной признак этого вида моделей, используемых в планировании и управлении совокупностью взаимосвязанных действий, операций состоит в том, что они представлены в форме сетевых графиков выполнения работ, именуемых также сетевыми графами. Главными элементами, своего рода «строительными кирпичами» таких моделей являются работы и события. Под «работой» в сетевой модели имеются в виду любые действия, итог которых состоит в переводе управляемого объекта из одного состояния в другое [12]. Событие же отражает результат работы, выполняемой на определенном этапе.
Сетевые графики служат эффективным средством увязывания работ и событий во времени, устанавливая период осуществления каждой работы и время наступления каждого события. Это способствует управлению ходом работ, их координации [9].
При установлении общей продолжительности всех работ и времени их завершения по сетевому графику большую роль играет понятие «критического» пути. Когда работы разветвляются, то время перехода от одного события к другому будет зависеть от того, какой путь продолжительнее во времени. Более продолжительный путь, называемый критическим, лимитирует общее время проведения работ, так как при наличии разветвляющихся работ короткая по времени работа не ускоряет итоговое событие, ведь приходится все равно ждать, пока будет закончена параллельная более продолжительная работа. Поэтому при разработке сетевых моделей большое внимание уделяется выявлению критического пути и установлению возможностей его сокращения, что приближает срок завершения всех работ и наступления конечного события.
Глава 2 Прогнозирование экономической эффективности использования основных производственных фондов ОАО «Кузбассэнерго»
2.1. Характеристика предприятия
В настоящее время электро – и теплоэнергия является одним из основных источников жизнеобеспечения во всем мире. Энергия – это неотъемлемая, важнейшая часть экономики области и страны в целом. В частности в России вопросами снабжения электричеством и теплом занимается РАО «ЕЭС России».
ОАО «Кузбассэнерго» является одной из крупнейших энергосистем РАО «ЕЭС России». Она занимает седьмое место по установленной мощности среди теплофикационных энергосистем и третье по выработке электроэнергии. Кузбасская ордена Трудового Красного Знамени энергосистема - основной источник энергоснабжения Кузнецкого Края. Ее установленная электрическая мощность составляет 4718 МВт; установленная тепловая мощность 6789 Гкал. и паропроизводительность котлов 25100 т/час.
В состав Кузбассэнерго входят:
- 8 тепловых электростанций;
- установлено 90 котлов и 60 турбин;
- 4 предприятия электрических сетей;
- 224 подстанции электрического напряжения;
- 32300 км. линий электропередач;
- управление тепловых сетей;
- Кузбассэнергоремонт;
- Кузбассэнергосвязь;
- Кузбассэнергоснабкомплект.
Первая электростанция районного значения - «Кемеровская ГРЭС» является одним из 22 предприятий входящих в ОАО «Кузбассэнерго». Она является основной энергосистемой Кузбасса. Турбогенератор мощностью 24 МВт. был включен в сеть 31 января 1934 года. Установленная мощность станции 460 МВт, она является одним из основных источников теплоснабжения города Кемерово. Топливом для электростанции служат кузнецкий уголь, природный и коксовый газ. Связь с системой осуществляется по линиям электропередач напряжением 110 кВ.
2.2. Составление прогнозного баланса
Эффективность применения основных фондов (ОФ) характеризуется системой показателей. Рассмотрение всей совокупности этих показателей дает достаточно полное представление об использовании средств труда в производстве продукции. Обобщающим показателем, характеризующим уровень эффективности использования основных фондов по их стоимости, является фондоотдача (ФО), она показывает какое количество продукции, может быть произведено при использовании одного рубля ОФ. Абсолютное значение ФО определяется отношением стоимости изготовленной за год продукции к среднегодовой стоимости ОФ, то есть фондоотдача показывает сколько произведено продукции на один рубль стоимости ОФ.
ТП
ФО = ---------------
ОФ ср.год.
Для расчета ФО принимается стоимость ОФ, в которой не учитываются фонды, сданные в аренду, резервные и находящиеся в консервации. Так же ФО можно определить по отношению к активной части ОФ.
Фондоемкость (Ф е.) - это показатель обратный ФО, который показывает затраты ОФ для производства единицы продукции, и определяется отношением среднегодовой стоимости.
Также показатель, который характеризует оборачиваемость ОФ – это оборачиваемость ОФ – показывает сумму выручки, приходящуюся на один рубль стоимости ОФ, он рассчитывается по выручке от реализации продукции:
Выручка
Ф об. = ----------
ОФ ср.
Вместе с тем в анализе хозяйственной деятельности широкое распространение получили фондовооруженность труда (Ф в.) , которая характеризует степень оснащенности рабочих и рентабельность ОФ (R о.ф.).
Рассмотрим три варианта прогноза экономической эффективности использования основных производственных фондов анализируемого предприятия.
1. Фактический вариант
На основе приведенных выше формул и согласно данным бухгалтерской отчетности ОАО «Кузбассэнерго» эффективность использования основных фондов в ее фактическом варианте выглядит следующим образом (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Эффективность использования основных фондов
Показатели |
Фактически, тыс. руб. |
Темп роста, % |
|
2002 год |
2003 год |
||
Выручка от реализации в сопоставимых ценах, тыс. руб. |
702323 |
918106 |
23,5 |
Среднегодовая стоимость ОФ в сопоставимых ценах, тыс. руб. |
1667571 |
2147179 |
22,3 |
ТП в сопоставимых ценах, тыс. руб. |
702323 |
918106 |
23,5 |
Прибыль от реализации продукции (балансовая), тыс. руб. |
18792 |
70547 |
73,3 |
Среднесписочная численность работников, принятая для исчисления ТП, чел. |
1564 |
1564 |
0 |
ФО, коп. |
42,11 |
42,76 |
1,5 |
Оборачиваемость ОФ, коп. |
0,421 |
0,428 |
1,6 |
R о.ф., % |
1,126 |
3,286 |
65,7 |
Ф в., руб./чел. |
1066,22 |
1388,86 |
23,2 |
Приведенные в табл. 2.1 данные показывают, что большинство показателей имеет тенденцию к росту, так фондоотдача увеличилась в 2003 году по сравнению с 2002 годом увеличилась на 2%. Оборачиваемость тоже увеличилась на 2%. Ф в. одного работника увеличилась в 2003 году по сравнению с 2002 годом на 30,3%. Также значительно выросла рентабельность основных фондов на 3,29 % (абсолютное отклонение) в 2003 году по сравнению с 2002 годом. В целом такое изменение показателей следует оценивать положительно.
На основе данных табл. 2.1. построим фактический прогноз до 2007 года (табл. 2.2.), то есть прогноз развития событий, аналогичного с имеющимся.
Таблица 2.2.
Фактический прогноз эффективности использования основных средств
Показатели |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Выручка от реализации в сопоставимых ценах, тыс. руб. |
918106 |
1133861 |
1400318 |
1729393 |
2135800 |
Среднегодовая стоимость ОФ в сопоставимых ценах, тыс. руб. |
2147179 |
2625999 |
3211597 |
3927784 |
4803680 |
ТП в сопоставимых ценах, тыс. руб. |
918106 |
1133861 |
1400318 |
1729393 |
2135800 |
Прибыль от реализации продукции (балансовая), тыс. руб. |
70547 |
122257 |
211873 |
367176 |
636316 |
Среднесписочная численность работников, принятая для исчисления ТП, чел. |
1546 |
1546 |
1546 |
1546 |
1546 |
ФО, коп. |
42,76 |
43,40 |
44,05 |
44,71 |
45,38 |
Оборачиваемость ОФ, коп. |
0,428 |
0,435 |
0,442 |
0,449 |
0,456 |
R о.ф., % |
3,286 |
5,445 |
9,022 |
14,949 |
24,772 |
Ф в., руб./чел. |
1388,86 |
1711,08 |
2108,05 |
2597,12 |
3199,65 |
Данные табл. 2.2. получены путем прибавления к сумме процентов, соответствующих приросту данного показателя в 2003 году по сравнению с 2002 годом. Например:
Выручка от реализации в сопоставимых ценах в 2003 году была равна 918106 тыс. руб., что на 23,5% превышало аналогичный показатель 2002 года. Следовательно, при фактическом прогнозе выручка в 2004 году составит:
918106 тыс. руб. + 23,5% = 1133861 тыс. руб. и т.д. по каждому показателю.
Таким образом, если предприятие желает, чтобы основные фонды вплоть до 2007 года использовались также эффективно, то необходимо поддерживать на том же уровне все показатели эффективности ОФ, то есть балансовая прибыль должна возрастать на 73,3%, рентабельность на 65,7% и т.д.
2. Оптимистический вариант развития
Построим оптимистический прогноз до 2007 года с целью увеличение оборачиваемости основных фондов. Прогноз будем строить на основе того, что произойдет ежегодное увеличение выручки от реализации на 10% плюсом к фактическому увеличению, которое равно 23,5%. Итого увеличение составит 33,5%. При этом остальные показатели остаются прежними (с фактическим увеличением тем же). Данные заносим в табл. 2.3.
Таблица 2.3.
Оптимистический прогноз эффективности использования ОФ
Показатели |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Выручка от реализации в сопоставимых ценах, тыс. руб. |
918106 |
1225672 |
1540349 |
1902332 |
2349380 |
Среднегодовая стоимость ОФ в сопоставимых ценах, тыс. руб. |
2147179 |
2625999 |
3211597 |
3927784 |
4803680 |
ТП в сопоставимых ценах, тыс. руб. |
918106 |
1133861 |
1400318 |
1729393 |
2135800 |
Прибыль от реализации продукции (балансовая), тыс. руб. |
70547 |
122257 |
211873 |
367176 |
636316 |
Среднесписочная численность работников, принятая для исчисления ТП, чел. |
1546 |
1546 |
1546 |
1546 |
1546 |
ФО, коп. |
42,76 |
43,40 |
44,05 |
44,71 |
45,38 |
Оборачиваемость ОФ, коп. |
0,428 |
0,467 |
0,479 |
0,484 |
0,489 |
R о.ф., % |
3,286 |
5,445 |
9,022 |
14,949 |
24,772 |
Ф в., руб./чел. |
1388,86 |
1711,08 |
2108,05 |
2597,12 |
3199,65 |
Таким образом, данные табл. 2.3. свидетельствуют о том, что при увеличении выручки от реализации продукции на 33,5% произойдет постепенный рост показателя оборачиваемости ОФ. В целом до 2007 года данный показатель возрастет на 12,5%.
3. Пессимистический прогноз
Для построения пессимистического прогноза возьмем крайне противоположную ситуацию. Допустим, что ежегодно будет происходить снижение выручки от реализации продукции на 10% (при прочих аналогичных фактическому прогнозу показателях). Тогда пессимистический прогноз будет выглядеть следующим образом (табл. 2.4.).
Таблица 2.4.
Пессимистический прогноз эффективности использования ОФ
Показатели |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
Выручка от реализации в сопоставимых ценах, тыс. руб. |
918106 |
826295 |
743666 |
669299 |
602369 |
Среднегодовая стоимость ОФ в сопоставимых ценах, тыс. руб. |
2147179 |
2625999 |
3211597 |
3927784 |
4803680 |
ТП в сопоставимых ценах, тыс. руб. |
918106 |
1133861 |
1400318 |
1729393 |
2135800 |
Прибыль от реализации продукции (балансовая), тыс. руб. |
70547 |
122257 |
211873 |
367176 |
636316 |
Среднесписочная численность работников, принятая для исчисления ТП, чел. |
1546 |
1546 |
1546 |
1546 |
1546 |
ФО, коп. |
42,76 |
43,40 |
44,05 |
44,71 |
45,38 |
Оборачиваемость ОФ, коп. |
0,428 |
0,314 |
0,232 |
0,170 |
0,125 |
R о.ф., % |
3,286 |
5,445 |
9,022 |
14,949 |
24,772 |
Ф в., руб./чел. |
1388,86 |
1711,08 |
2108,05 |
2597,12 |
3199,65 |
Таким образом, при построении пессимистического прогноза, при котором ежегодно снижается выручка от реализации на 10%, показатель оборачиваемости основных фондов также снизится. За весь период времени (с 2004 по 2007 год) произойдет снижение показателя на 70,8%.
Поскольку оборачиваемость основных фондов является важнейшим показателем деятельности предприятия, нельзя допускать его столь значительного снижения.
2.3. Сетевое планирование
Календарное планирование предусматривает определение моментов начала и окончания каждой работы и других временных характеристик сетевого графика. Это позволяет проанализировать сетевую модель, выявить критические работы, непосредственно определяющие срок выполнения проекта, провести оптимизацию использования ресурсов (временных, финансовых, исполнителей).
Возьмем целью сетевого планирования повышение оборачиваемости основных фондов. Составим параметры работ сетевого графика. Перечень работ выглядит следующим образом:
A – проанализировать показатели оборачиваемости ОФ за 10 лет.
B – выявить сильные и слабые стороны в использовании ОФ.
C – наметить возникшие потребности в ОФ.
D – разработать необходимые параметры для анализа оборачиваемости ОФ с целью повышения эффективности их использования.
E - провести оценку ОФ.
F – обработать полученные данные.
K – разработать альтернативные варианты для повышения эффективности использования ОФ.
L – составить программу реализации плана.
M – провести пробное исследование по намеченному плану.
N – контроль за реализацией плана.
P – анализ полученных данных за 3 месяца.
Q – корректировка плана по результатам трехмесячных испытаний.
S – начало внедрения плана на всем предприятии.
T – контроль за реализацией плана.
V – корректировка плана.
Расчет параметров работ сетевого графика
Ранний срок начала работы совпадает с ранним сроком свершения ее начального события.
Поздний срок начала работы можно получить, если из позднего срока свершения ее конечного события вычесть ее ожидаемую продолжительность.
Ранний срок окончания работы образуется прибавлением ее продолжительности к раннему сроку свершения ее начального события.
Поздний срок окончания работы совпадает с поздним сроком свершения ее конечного события.
Для всех работ критического пути, как не имеющих резервов времени, ранний срок начала совпадает с поздним сроком начала, а ранний срок окончания - с поздним сроком окончания.
Работы, не лежащие на критическом пути, обладают резервами времени. Полный резерв времени работы образуется вычитанием из позднего срока свершения ее конечного события раннего срока свершения ее начального события и ее ожидаемой продолжительности.
Частный резерв времени работы первого рода равен разности поздних сроков свершения ее конечного и начального событий за вычетом ее ожидаемой продолжительности.
Частный резерв времени работы второго рода равен разности ранних сроков свершения ее конечного и начального событий за вычетом ее ожидаемой продолжительности.
Свободный резерв времени работы образуется вычитанием из раннего срока свершения ее конечного события позднего срока свершения ее начального события и ее ожидаемой продолжительности. Свободный резерв времени может быть отрицательным.
Для работ, лежащих на критическом пути, никаких резервов времени нет и, следовательно, коэффициент напряженности таких работ равен единице. Если работа не лежит на критическом пути, она располагает резервами времени и ее коэффициент напряженности меньше единицы. Его величина подсчитывается как отношение суммы продолжительностей отрезков максимального пути, проходящего через данную работу, не совпадающих с критическим путем к сумме продолжительностей отрезков критического пути, не совпадающих с максимальным путем, проходящим через эту работу.
В зависимости от коэффициента напряженности все работы попадают в одну из трех зон напряженности: а) критическую, кнij>0,8; б) промежуточную, 0,5<кнij<0,8; в) резервную, кнij<0,5.
Параметры работ сетевого графика представлены в табл. 2.6.
Оптимизация сетевого графика
Перераспределение средств
Оптимизация основана на перераспределении ресурсов из резервной зоны в критическую так, чтобы время выполнения всего комплекса стало минимальным. Переброска ресурсов возможна только между работами, у которых время их выполнения полностью или в большей своей части перекрывается. Снимая часть персонала и других ресурсов с резервной работы и направляя их на критическую работу, мы удлиняем продолжительность выполнения первой работы и сокращаем продолжительность второй.
Таблица 2.6.
Параметры работ сетевого графика
Работа |
Срок начала, недели |
Срок завершения, недели |
Резерв |
||||||
I,j |
Б. |
Тi,j |
Ранний |
Позд-ний |
Ранний |
Позд-ний |
Пол-ный |
Воль-ный |
Свободный |
1,2 |
A |
3 |
0 |
7 |
3 |
10 |
7 |
2 |
2 |
1,3 |
B |
5 |
0 |
0 |
5 |
5 |
0 |
0 |
0 |
1,4 |
C |
6 |
0 |
3 |
6 |
9 |
3 |
3 |
3 |
2,6 |
D |
2 |
5 |
10 |
7 |
12 |
5 |
5 |
0 |
3,6 |
E |
2 |
5 |
10 |
7 |
12 |
5 |
5 |
5 |
3,5 |
F |
1 |
5 |
8 |
6 |
9 |
3 |
3 |
3 |
3,4 |
K |
4 |
5 |
5 |
9 |
9 |
0 |
0 |
0 |
4,7 |
L |
3 |
9 |
11 |
12 |
14 |
2 |
0 |
0 |
5,6 |
M |
3 |
9 |
9 |
12 |
12 |
0 |
0 |
0 |
4,10 |
N |
5 |
9 |
13 |
14 |
18 |
4 |
4 |
4 |
7,8 |
P |
2 |
12 |
14 |
14 |
16 |
2 |
2 |
0 |
7,9 |
Q |
3 |
12 |
15 |
15 |
18 |
3 |
0 |
-2 |
6,8 |
S |
4 |
12 |
12 |
18 |
18 |
0 |
0 |
0 |
8,10 |
T |
2 |
16 |
16 |
18 |
18 |
0 |
0 |
0 |
7,10 |
V |
1 |
12 |
17 |
13 |
18 |
3 |
5 |
3 |
При выполнении перераспределения ресурсов необходимо учитывать, что из-за ограниченности фронта работ численность исполнителей по отдельно взятой работе не должна возрастать или уменьшаться более чем в 1.5 ... 2 раза.
Привлечение дополнительных средств
Оптимизация основана на привлечении дополнительных средств на работы критического пути так, чтобы общий срок выполнения работ был равен директивному, а расход дополнительных средств минимален.
Ход оптимизации следующий. Выбирается работа критического пути, у которой коэффициент роста затрат минимален и производится сокращение ее продолжительности до большей из следующих величин:
а) самого минимально-возможного значения;
б) того промежуточного значения, при котором в сетевом графике параллельно данной работе появляется еще одна ветвь критического пути.
В случае (б) дальнейшее сокращение продолжительности одной работы не ведет к сокращению продолжительности критического пути, так как прежняя ветвь критического пути, проходившая через эту работу, исчезает. Теперь придется сокращать одновременно продолжительности двух работ, лежащих на старой и новой ветвях, критического пути, если окажется, что сумма их коэффициентов роста затрат минимальна.
Можно принять за правило, что претендентами на сокращение продолжительностей являются:
а) одиночные работы, если параллельно им не появляются новые критические пути в ходе самого сокращения;
б) две и большее число работ одновременно, лежащие на параллельных ветвях критического путей, существующих до начала сокращения работ или появляющихся в ходе такого сокращения.
В этом случае претендентов на сокращение продолжительности подбирают по минимуму коэффициентов роста затрат одиночных работ и сумм коэффициентов работ, лежащих на параллельных ветвях критических путей.
Выравнивание занятости работников
В ходе выполнения комплекса работ занятость работников различной категории оказывается неравномерной. Это приводит к завышению потребности в них с одновременным снижением среднего уровня занятости и, как следствие, к перерасходу заработной платы.
Оптимизация основана на сдвиге работ в пределах имеющихся у них резервов времени, чтобы, не изменяя общей продолжительности комплекса работ, обеспечить наиболее равномерную занятость работников.
Для приближенного решения этой задачи составляется карта проекта (график перераспределения ресурсов). Каждая работа вычерчивается в масштабе, причем работы критического пути вытягиваются в одну горизонтальную линию. Под стрелкой, изображающей работу, помещается в виде висящего флажка набор чисел, указывающих численность работников каждой категории, занятых выполнением данной работы. Резерв времени работы некритического пути показывается пунктирной линией. В исходной карте проекта все работы начинаются в свои ранние сроки.
Под картой проекта в масштабе строятся диаграммы занятости работников соответствующих категорий, причем части графиков, изображающие занятость на работах критического пути, заштриховываются. Перемещая те или иные резервные работы вправо по оси времени на некоторую часть или полную величину их резерва времени, следует добиться максимального сглаживания пиков численности работающих каждой категории на всех диаграммах и тем самым получить более равномерную занятость работников. Окончательная карта проекта изображается аналогично исходной (рис. 2.1.).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Недели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
До опт. |
9 |
9 |
9 |
5 |
5 |
17 |
10 |
3 |
3 |
12 |
12 |
12 |
13 |
11 |
7 |
3 |
4 |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.10 |
11 |
5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.9 |
7 |
7 |
7 |
9 |
8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.10 |
10 |
10 |
10 |
7 |
7 |
9 |
11 |
10 |
6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.6 |
13 |
6 |
7 |
7 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3,5 |
8 |
11 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.6 |
9 |
9 |
9 |
5 |
5 |
5 |
8 |
10 |
10 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
После |
9 |
9 |
9 |
5 |
5 |
5 |
8 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
5 |
7 |
7 |
9 |
10 |
10 |
Рис. 2.1. Линейная диаграмма
Таким образом, как видно из рис. 2.1., для выполнения работ имеются резервы свободного времени. Так, если, к примеру, работа (1,2) задержится на 1 день, то это не помешает выполнению следующей за ней работы (2,6), так как имеется резерв в два дня и т.д.
Выводы и предложения
Динамический процесс планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции. Не используя преимущества планирования, организации будут лишены четкого способа оценки или направления корпоративного предприятия. Процесс планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
Планирование - это совокупность действий, таких как исследование, аналитика и др., с целью нахождения комплекса решений, направленных на достижение целей какой-либо организации.
Сегодня вполне очевидно, что для качественного планирования деятельности плановик должен быть как-то связан с результатом своей работы: он должен либо отвечать за произведенное им планирование либо проектировать и планировать собственное развитие и благополучие, то есть действовать в собственных интересах.
Эффективное планирование - это планирование, которое способствует переменам, ведущим к прогрессу. Многие действия подходят под это определение. Некоторые из них - мелкомасштабные и тривиальные, другие - грандиозные и инновационные. Когда цели хорошо понятны и определены, когда каждый знает, как достигать их, когда есть консенсус о дальнейших действиях, планирование может привести к переменам, важным и значительным.
Для достижения наиболее эффективного планирования целесообразно применять экономико-математические модели, такие как: факторные; балансовые; оптимизационные модели; модели управления запасами; игровые и сетевые модели.
Также любому предприятию можно предложить использовать в процессе планирования такую последовательность: 1. Анализ и оценка настоящего положения. 2. Определение целей. 3. Определение средств для достижения целей. 4. Определение и взвешивание альтернативных возможностей. 5. Определение препятствий и принятие мер для уменьшения их воздействия. 6. Уточнение мер, определение порядка их важности и времени исполнения. 7. Разбитие средств на конкретные работы со сроками 8. Контроль.
Использованная литература
1. Авдулов П.В., Гойзман Э.И., Кутузов В.А. и др. Экономико-математические методы и модели для руководителя. – М.: Экономика, 1984. – 325с.
2. Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. – М.: Наука, 1990. – 402с.
3. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1989. – 358с.
4. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1994.- 215с.
5. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. – М.: Финпресс, 1998. – 356с.
6. Идрисов А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – М., 1997. – 389с.
7. Исследование операций в экономике: Учебн. пособие для вузов / Н.Ш. Кремер, Б.А. Путко, И.М. Тришин, М.н. Фридман; Под ред. Н.Ш. Кремера. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 678с.
8. Математические методы в планировании отраслей и предприятий / Под ред. И.Г. Попова. – М.: Экономика, 1973.
9. Методика комплексного финансово-экономического анализа предприятий (для формирования промышленной политики региона): Учебно-методический курс. - М.: КОНСЭКО, 2000. – 387с.
10. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. – М.: Прогресс, 1986. – 344с.
11. Рабочая книга по прогнозированию / Под ред. И.В. Бестужев-Лада. – М.: Мысль, 1982. – 451с.
12. Райзберг Б.А., Фатхутдинов Р.А. Управление экономикой. Учебник. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. – 784с.
13. Уткин Э.А. Бизнес-план: организация и планирование предпринимательской деятельности. – М.: ЭКМОС, 1997. – 347с.
14. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. – 543с.
15. Федосеев В.В. Экономико-математические методы и модели в маркетинге. – М.: Финстатинформ, 1996. – 345с.