КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

                          СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

                                 Кафедра бухгалтерского учета

                          и анализа хозяйственной деятельности

                   КУРСОВАЯ РАБОТА

           на тему: АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

                                                                            Выполнила: ст-ка 5 курса

                                                                            Сп-ть «Экономика и управление»

                                                                            Крылова Юлия Владимировна

                                                                           Научный руководитель:

                                                                           профессор Зотов В.П.

                                      Кемерово 2005

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Анализ рентабельности предприятия …………………………………6

1.1. Экономическая характеристика показателей рентабельности ……………6

1.2. Факторный анализ показателей рентабельности …………………………15

Глава 2 Анализ рентабельности ОАО «Кемеровский хладокомбинат»

за 2001-2003 гг…………………………………………………………………...20

2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………20

2.2. Показатели рентабельности ОАО «Кемеровский хладокомбинат»……..22

2.3. Факторный анализ показателей рентабельности………………………….26

Заключение ………………………………………………………………………29

Список литературы ……………………………………………………………...31

Приложения……………………………………………………………………...33

Введение

Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.

Знание методов и владение приемами экономического анализа в современных условиях рыночной экономики приобретают особую актуальность, особенно для предпринимательских организаций, кото­рые, осуществляя предпринимательскую деятельность, стремятся при ограниченности используемых ресурсов максимизировать получение прибыли. Поэтому в долгосрочном и, особенно, в краткосрочном пе­риодах перед предпринимателями и менеджерами стоит проблема по­иска и реализации альтернативных решений. Касается ли это проблем выпуска новых товаров на рынок, способов их производства, приоб­ретения средств и предметов труда и др. На практике принятие реше­ния, направленного на достижение поставленной цели, — это сравни­тельная оценка конкурирующих, альтернативных курсов действий и выбор варианта, который в наибольшей степени отвечает целям орга­низации, а это невозможно осуществить, не владея приемами и мето­дами экономического анализа деятельности организации.

Особенно возрастает роль и значение экономического анализа, как важнейшей функции управления организацией на стадии реализации принятого решения. С помощью приемов и методов экономического анализа предприниматели и менеджеры осуществляют контроль и ре­гулирование процесса реализации принятого решения. Сравнивая фактические результаты с плановыми, выявляя отклонения, анализи­руя причины, вызвавшие их, администрация предприятия может кор­ректировать возникшие отклонения и приводить фактические резуль­таты в соответствие с запланированными. Если выявляются потенциаль­ные проблемы, данные, полученные с помощью экономического анализа, используются также для пересмотра целей и долгосрочных планов организаций. Результаты экономического анализа дают воз­можность принять меры, направленные на изменение целей и обяза­тельств, чтобы избежать в будущем возникновения потерь и снижения эффективной работы.

Важнейшим показателем хозяйственной деятельности любого предприятия является показатель рентабельности. Эффективность хозяйственной деятельности предприятия и эконо­мическая целесообразность его функционирования напрямую связа­ны с его рентабельностью, о которой можно судить по прибыльности или доходности капитала, ресурсов или продукции предприниматель­ской фирмы. Рентабельность — это относительный показатель уровня доходности предприятия, он характеризует эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельно­сти (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.).

Объект исследования – ОАО «Кемеровский хладокомбинат».

Предмет исследования – рентабельность ОАО «Кемеровский хладокомбинат».

Цель исследования – провести анализ рентабельности                             ОАО «Кемеровский хладокомбинат».

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать экономическую характеристику показателей рентабельности;

- рассмотреть основные составляющие факторного анализа показателей рентабельности;

- дать общую характеристику ОАО «Кемеровский хладокомбинат»;

- проанализировать основные показатели рентабельности ОАО «Кемеровский хладокомбинат»;

- провести факторный анализ показателей рентабельности.

Работа выполнена на базе следующих источников информации:

1. Публикации в учебных и периодических изданиях.

Для изучения теоретических основ анализа рентабельности предприятия использованы работы таких авторов как: М.С. Абрютина,             А.В. Грачев, М.И. Баканов, И.Т. Балабанов, Л.Е. Басовский, Л.А. Берстайн, В.В. Верещака,   В.П. Зотов, И.И. Каракоз, В.И. Самборский, Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина, А.Д. Шеремет.

2. Делопроизводственная документация.

Для изучения управленческой деятельности конкретного предприятия  была использована учетно-контрольная документации (финансово-бухгалтерские документы).

Методы исследования:

1) теоретические методы – функционально-документальный;

2) практические методы -  контент-анализ документов.

Среди методов научного познания нами также использованы:  анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция и дедукция.

Структура курсовой работы включает в себя: введение, две главы, в первой из которых два, во второй три параграфа, заключения, списка литературы, включающего в себя 20 источников, приложений.

В первой главе «Анализ рентабельности предприятия» рассмотрены: сущность и значение показателей рентабельности; методики расчета методы и последовательность проведения факторного анализа предприятия.

Во второй главе «Анализ рентабельности ОАО «Кемеровский хладокомбинат» за 2001-2003 гг.» дается общая характеристика предприятия; анализируются основные показатели рентабельности предприятия.

Глава 1 Анализ рентабельности предприятия

1.1. Экономическая характеристика показателей рентабельности

         Экономическая целесообразность функционирования предприятия оценивается не только абсолютными и относительными показателями. Относительными являются системы показателей рентабельности.

         В широком смысле рентабельность означает прибыльность, доходность [3; 19]. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) кроме того образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

         Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл – определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала. И поскольку это относительные показатели, они практически не подвержены влиянию инфляции.

Рынок предъявляет определенные требования к субъектам хозяйствования в плане организации и реализации того или иного вида бизнеса. Динамичность рыночных отношений обусловливает принятие неординарных решений, связанных с финансовыми результатами деятельности. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат – прибыль – сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами [2].

         Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы.

         Вся предпринимательская деятельность в условиях рыночных отношений делится на три вида:

·        операционную (основную),

·        инвестиционную (вложения средств в акции, другие ценные бумаги, капитальные вложения),

·        финансовую (получение и уплата дивидендов, процентов и т.п.) [14].

В соответствии с этим в анализе финансовых показателей используются следующие группы показателей относительной доходности:

·        рентабельность продукции, работ, услуг,

·        рентабельность производственных фондов,

·        рентабельность всего имущества (всех активов),

·        рентабельность вложений (инвестиций) и ценных бумаг.

Доходность продукции (работ, услуг) характеризуется показателями:

·        рентабельность реализации (оборота, продаж),

·        рентабельность выпущенной продукции,

·        рентабельность отдельных изделий [14].

Эффективность хозяйственной деятельности предприятия и экономическая целесообразность его функционирования напрямую связаны с его рентабельность, о которой можно судить по прибыльности или доходности капитала, ресурсов или продукции предпринимательской фирмы. Рентабельность – это относительный показатель уровня доходности предприятия, он характеризует эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.).

         Рентабельность, в отличие от прибыли, полнее отражает окончательные результаты хозяйствования, так как показывает соотношение эффекта с наличными или потребительными ресурсами. Показатель абсолютной суммы прибыли при анализе результатов деятельности предприятия не может полностью охарактеризовать, хорошо или плохо оно работало, так как неизвестен выполненный объем работ. Только соотношение прибыли и объема выполненных работ, характеризующееся уровнем рентабельности, позволяет оценить производственно-хозяйственную деятельность предприятия в отчетном году, сравнить с результатами отчетных периодов, а также определить место анализируемого предприятия среди других предприятий отрасли. Показатели рентабельности предприятия используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования [18].

         Основными показателями рентабельности являются следующие:

1) Рентабельность активов (имущества) (Ра). Показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы:

                      Пч                                                                          

           Ра =  ----,

                      А

где  А – средняя величина активов (валюта баланса);

       Пч – прибыль чистая.

2) Рентабельность текущих активов (Рта). Показывает, сколько прибыли получает предприятие с одного рубля, вложенного в текущие активы:

                                           Пr

                                                Рта =  ---- ,

                                           Та

 где Та – текущие активы.

3) Рентабельность инвестиции (Ри). Отражает эффективность использования средств, инвестированных в предприятие. В странах с рыночной экономикой этот показатель выражает оценку «мастерства» управления инвестициями

                                            П

                            Ри =   ------------ ,

                                      СК + ДО

где П – балансовая сумма прибыли за период;

      СК – средняя величина собственного капитала;

      ДО- средняя величина долгосрочных обязательств.

4) Рентабельность собственного капитала (Рск). Отражает долю прибыли в собственном капитале         

                                                        Пr

                                         Рск  =   ------- ,

                                                       СК

где СК – средняя величина собственного капитала.

5) Рентабельность основной деятельности (Рд). Показывает, какова доля прибыли от реализации (работ, услуг) основного вида деятельности в сумме затрат на производство

                                         Пр

                             Рд =   ------- ,

                                          З

где Пр – прибыль от реализации;

      З – затраты на производство продукции.

6) Рентабельность производства (фондов) Рпф. Показывает, на сколько эффективна отдача производственных фондов

                                           П

                        Рпф =  ----------------- ,

                                            ОПФ + МОС

где ОПФ – средняя величина основ;

      МОС – средняя величина материальных оборотных средств.

         7) Рентабельность реализуемой продукции (Рп). Показывает размер прибыли на рубль реализуемой продукции

                                     П2

                        Рп =    ------- ,

                                     Vр 

где Vр – выручка от реализованной продукции (работ, услуг).

         Этот показатель свидетельствует об эффективности не только хозяйственной деятельности, но и процессов ценообразования. Его целесообразно рассчитывать как общему объему, так и по отдельным видам.

         8) Рентабельность объема продаж (Рпрод):

                                                            Пр

                                           Рпрод =  --------- ,

                                                            Vр    

где Пр – прибыль от реализации [1; 10; 12; 15].

         Оценка рентабельности предприятия может производиться с помощью следующих показателей.

1. Рентабельность продукции (Рпр) – исчисляется как отношение прибыли от продаж продукции к полной себестоимости этой продукции. Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.

Рентабельность продукции исчисляется по формуле

                                 Рпр = (Ппп) * 100%,

где Пп – прибыль от продаж продукции, работ, услуг, руб.;

Сп – полная себестоимость реализованной продукции, руб. [18].

         Учитывая, что прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам, т.е. к выручке от продаж [6; 18]. Поэтому следующий показатель рентабельности называется рентабельностью продаж.

         2. Рентабельность продаж (оборота) – Рп:

                                Рп = Пп/ В * 100%,

         где В – выручка от продажи продукции, работ, услуг.

         Данный коэффициент показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализуемой продукции. Рост показателя является свидетельством или роста цен на продукцию при постоянных затратах на производство реализованной продукции, или снижения затрат на производство при постоянных ценах. Соответственно снижение рентабельности  продаж свидетельствует о росте затрат на производство при постоянных ценах на продукцию либо о снижении цен на реализованную продукцию рассматриваемого предприятия, т.е. о падении спроса на нее [13].

         Показатели рентабельности продукции и рентабельности продаж взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. В связи с этим при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому весьма важно сформировать структуру производимой продукции в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью, с тем чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

         3. Показатели рентабельности капитала:

         а) рентабельность собственного капитала (Рск):

                                 Рск = (Пч / Кс) * 100%,

         где Пч – чистая прибыль;

         Кс – средняя величина собственного капитала [18].

         Этот показатель характеризует эффективность использования собственного капитала и показывает, сколько прибыли приходится на единицу собственного капитала предприятия. Изменение значений коэффициента рентабельности собственного капитала может быть вызвано, например, ростом или падением котировок акций предприятия на бирже, однако следует учитывать, что учтенная цена акций не всегда соответствует их рыночной цене [20]. Поэтому высокое значение коэффициента рентабельности собственного капитала не обязательно указывает на высокую отдачу инвестируемого в предприятие капитала;

б) рентабельность инвестиционного (перманентного) капитала (Ри):

                            Ри = Пч / Кик * 100%,

         где Кик – средняя величина инвестиционного капитала, которая равнв сумме средней за период величине собственного капитала и средней за период величине долгосрочных кредитов и займов [18].

         Показатель характеризует  эффективность использования капитала, вложенного на длительный срок. Величину инвестиционного капитала определяют по данным бухгалтерского баланса как сумму собственных средств и долгосрочных пассивов;

         в) рентабельность всего капитала предприятия (Рок):

                                      Рок = Пп / Бср * 100%,

         где Бср - средний за период итог баланса-нетто [18].

         Данный коэффициент показывает эффективность использования всего капитала предприятия, т.е. рост значения коэффициента свидетельствуют об увеличении эффективности использования имущества предприятия и наоборот. Снижение значения рентабельности всего капитала предприятия может также свидетельствовать о падении спроса на продукцию предприятия или о перенакоплении активов [1].

         4. Рентабельность оборотных активов (Роб):

                            Роб = (ПП / АОСР) * 100%,

         где АОср – средняя величина капитала и активов определяется по данным бухгалтерского баланса как средняя арифметическая величина итогов на начало и конец периода.

         5. Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов (Рв):

                                               Рв = Пп / АВср,

         где АВср – средняя за период величина основных средств и прочих внеоборотных активов [18].

         Рентабельность основных средств и прочих внеобортных активов отражает эффективность использования внеоборотных активов, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу стоимости средств. Этот коэффициент взаимосвязан с коэффициентом рентабельности всего капитала предприятия. Так, при снижении коэффициента рентабельности всего капитала рост рентабельности основных средств и прочих внеоборотных активов свидетельствует об избыточном увеличении мобильных средств, что может быть следствием образования излишних запасов, затоваренности готовой продукцией на складах в связи с падением спроса на нее, чрезмерного роста дебиторской задолженности или денежных средств.

         Однако следует отметить, что из перечисленных показателей рентабельности в практической деятельности чаще применяются не все, а только основные из них приведенные в табл. 1 [18].

Таблица 1

Основные показатели рентабельности

Формула

Пояснения

Комментарий

1.Рентабельность продаж (Рп)

 Рп = Пп / В

В– выручка от продаж

Пп – прибыль от продаж

Показывает, сколько прибыли приходится на единицу продукции. Рост коэффициента – следствие роста цен при постоянных затратах на производство или снижение затрат на производство при постоянных цена

2. Рентабельность всего капитала предприятия (Рок)

Рок = П/ Бср

Бср – средний за период итог баланса

П – может выступать как валовая прибыль (Пб),так и прибыль от продаж

Показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение коэффициента – следствие падающего спроса на продукцию

3. Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных актив (Рв)

Рв = П /АВср

АВср – средняя величина внеоборотных активов за период

Показывает эффективность использования основных средств. Рост коэффициента при снижении коэффициента рентабельность всего капитала свидетельствует об увеличении мобильных средств

4. рентабельность собственного капитала Р(ск)

Рск = П / Кс

Кс – средняя величина источников собственных средств по балансу за период

Показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика коэффициента влияет на уровень котировки акций на фондовых биржах

5. Рентабельность инвестиционного (перманентного) капитал Р(и)

Ри = П / Ки

Ки – средняя величина долгосрочных кредитов и займов за период

Показывает эффективность использования инвестиционного капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок

         Данные показатели изучаются в динамике, и по тенденции их изменения судят об эффективности ведения хозяйственной деятельности предприятием. В табл. 1.2. представлено состояние двух основных показателей рентабельности – рентабельность продукции и рентабельность активов – в экономике России. Данные таблицы 2 показывают, что в течение 1998 – 2000 гг. в экономике России наблюдался рост рентабельности продукции и активов предприятий, однако в 2001г. произошло значительное снижение этих показателей, в первую очередь рентабельности продукции (с 18,9 до 14,4) [18].

Таблица 2

Рентабельность продукции и активов предприятий, %

Отрасли экономики РФ

1998

1999

2000

2001

Всего по отраслям экономики

Рентабельность продукции

Рентабельность активов

В промышленности Рентабельность продукции

Рентабельность активов

8,1

-0,9

12,7

-0,2

18,5

5,0

25,5

8,7

18,9

7,6

24,7

8,7

14,4

6,1

18,5

8,8

---------------------------

* Финансы Росси 2002.: Стат. Сб.

         Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономических явлений и процессов. Прежде всего, это совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики, повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы  расчетно-платежных отношений, индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования [7].

         Важным фактором роста рентабельности в современных условиях является работа предприятий  по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно, и росту прибыли [9]. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов. Снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства.

         В заключении нужно добавить, что при анализе показателей рентабельности необходимо принимать во внимание следующие моменты [3; 8]:

1)    рентабельность напрямую зависит от стратегии организации, а точнее, от уровня риска в предпринимательской  деятельности, который «требует» определенного уровня прибыли. Чем выше риск, тем большую прибыль должна получать предпринимательская организация;

2)    оценка числителя и знаменателя в показателях рентабельности различается за счет того, что прибыль отражает реальный результат деятельности предприятия за отчетный период, а стоимость активов, формирующаяся в течение ряда лет, отражается в учетной оценке, которая может сильно отличаться от рыночной;

3)    влияние временного аспекта проявляется следующим образом: показатели ликвидности могут быть относительно низкими в отчетный период за счет перехода на новые технологии и других долгосрочных инвестиций; следовательно, это снижение уже нельзя рассматривать как отрицательный момент.

1.2.         Факторный анализ показателей рентабельности

Показатели рентабельности можно объединить в четыре группы:

-         показатели, рассчитанные на основе прибыли;

-         показатели, рассчитанные на основе производственных активов;

-         показатели, рассчитанные на основе потоков денежной наличности;

-         показатели рассчитанные на основе рентабельности отдельных видов продукции [11].

Далее рассмотрим методику анализа этих групп показателей.

Первым этапом анализа является оценка рентабельности объема продаж и расчетов, влияющих на ее состояние (изменение цены продукции и ее себестоимости). С этой целью модифицируем формулу

                                      Пр       Vp – S

                      Рпрод  =    -----  =  ---------,

                                        VP            Vp

 

где S – себестоимость реализации, включая коммерческие и управленческие расходы.

Следующий этап анализа – исследование взаимосвязи между показателями рентабельности активов, оборачиваемости активов и рентабельности реализованной продукции:

                                      Пr      Vp       Пr

                                     Рa  = ----- = ----- + -----    (1),

                                        А       А     Vp

где Пr – чистая прибыль; А – сумма активов [4].

         Этот показатель отражает прибыльность активов, которая обусловлена как ценообразовательной политикой предприятия, так и уровнем затрат на производство реализованной продукции (уровень реализации). Кроме того, через рентабельность активов можно оценить деловую активность предприятия через оборачиваемость активов. Формула (1) указывает на пути повышения рентабельности средств:

-         при низкой прибыльности продукции необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости активов и его элементов;

-         и наоборот, низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована только снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, т.е. повышением рентабельности продукции [4].

                                                                                                  П

Показатель рентабельности производства ( Рпф =  ---------------      находится

                                                                                        ОПФ + МОА

в прямой зависимости от рентабельности продукции и обратной зависимости от изменения фондоемкости продукции.

         Повышение рентабельности продукции обеспечивается снижением себестоимости единицы продукции. Чем лучше используются ОПФ, тем ниже фондоемкость, выше фондоотдача и, как следствие этого, рост рентабельности производства. При улучшении использования материальных оборотных средств снижается их величина, приходящаяся на 1 рубль реализованной продукции. Следовательно, фактор ускорения оборачиваемости материальных оборотных средств является одновременно фактором роста рентабельности производства.

         При анализе рентабельности производства исходные формулы модифицируются путем деления числителя и знаменателя на объем реализованной продукции. Тогда модель имеет вид:

                                                                  П    Vp - S

                                                                     ----   --------

                                           Pпрд                      Vp      Vp

                                Pп =  ------------    = ----------------------- ,

                                         Ка. ос + Фе           ОПФ      МОА

                                                                --------  + ---------

                                                                       Vр                  Vр

где Фе – фондоемкость ОПФ;

Ка. со –  коэффициент закрепления материальных оборотных средств [4].

Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности производства определяется методом цепных подстановок.

Следующим этапом анализа является оценка влияния рентабельности отдельных изделий на общую рентабельность реализованной продукции (рентабельность продаж).

Анализ проводят в следующий последовательности:

-         определяют удельный вес каждого вида продукции в общем объеме реализации;

-         рассчитывают индивидуальные показатели рентабельности отдельных видов продукции;

-         определяют влияние рентабельности отдельных изделий на ее средний уровень для всей реализованной продукции путем умножения индивидуальной рентабельности на долю изделия в общем объеме реализации;

-         определяют влияние, связанное с изменением индивидуальной рентабельности выпускаемых изделий, путем умножения разности между рентабельностью отчетного периода и базисного на долю изделия в отчетном периоде;

-         определяют влияние структурного фактора путем умножения рентабельности базисного периода на разность удельного веса изделия отчетного периода и базисного [5; 16].

Поскольку информационной базой для анализа являются данные бухгалтерского учета, то этот вид анализа возможен лишь при аналитическом учете затрат по видам продукции. Он позволяет установить влияние производства и сбыта отдельных изделий на общую рентабельность в условиях сложившейся структуры реализованной продукции, а также оценить рациональность самой структуры реализации.

     Факторный анализ рентабельности продукции в процессе финансового анализа осуществляется на основе отчета о прибылях и убытках. Факторный анализ этих показателей проводится на основе следующей модели:

                       Рс =  Пп / Срп = (РП – Срп) / Срп ,

где Пп – прибыль от продаж продукции, руб.,

РП – объем продаж в отпускных ценах (без НДС и иных косвенных налогов), руб.;

Срп – полная себестоимость реализованной продукции, руб. [18].

Для факторного анализа используется метод цепных подстановок. При этом объем реализованной продукции будет количественным показателем, а ее себестоимость – качественным. Тогда прирост рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным будет определяться следующим образом:

рс = ПП / Срп – Пп / Срп = (РП1 – Срп / Срп – (РП0 – Срп / Срп = РП1 / Срп – РП0 / Срп = (РП1 / Срп – РП1 / Срп) + (РП1 / Срп – РП0 / Срп) =    рсС +   ррпС.

     составляющая    рсС характеризует влияние изменения себестоимости реализованной продукции на динамику рентабельности продукции, а составляющая    ррпС – влияние изменения объема реализации. Они определяются соответственно как

                                      рсС = РП1 / Срп – РП1 / Срп;

                                     ррпС = РП1 / Срп – РП0 / Срп.

Если предприятие ведет учет себестоимости и выручки по отдельным видам продукции, то в процессе анализа необходимо оценить влияние структуры реализации на изменение рентабельности продукции. Однако такое исследование возможно лишь по данным оперативной бухгалтерской отчетности, т.е. выполняется в процессе внутрифирменного анализа [17].

Связь показателей рентабельности продаж и активов. Показатели рентабельности оборотных активов (Роб) и продаж взаимосвязаны. Эта взаимосвязь может быть проиллюстрирована следующей формулой:

                       Роб = Пп / АО = (Пп / В) (В / АО),

т.е. Роб = Рп Коб,

где АО – величина оборотных активов, руб.;

Коб – коэффициент оборачиваемости оборотных активов [18].

         Используя метод цепных подстановок, можно определить степень влияния таких факторов, как рентабельность продаж и оборачиваемость оборотных средств, на изменение рентабельности оборотных активов предприятия

Глава 2 Анализ рентабельности ОАО «Кемеровский хладокомбинат»                   за 2001-2003 гг.

2.1. Общая характеристика предприятия

Открытое акционерное общество «Кемеровский хладокомбинат» учреждено в соответствии с Указом Президента Российской федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные Общества» от 1 июля 1992 года № 721. Акционерное общество является коммерческой организацией, действующей на основании Устава. Уставный капитал образован за счет вкладов акционеров Общества и разделен на равные доли, именуемые акциями, с каждой из которых связана одинаковая совокупность обязательств Общества перед оплатившими ее участниками.

Полное фирменное наименование Общества: Открытое акционерное общество «Кемеровский хладокомбинат». Сокращенное фирменное наименование: ОАО «Кемеровский хладокомбинат».

Место нахождения и почтовый адрес ОАО «Кемеровский хладокомбинат»: Российская Федерация, 650070, г. Кемерово-70, ул. Тухачевского, 52

Основной целью предприятия является получение прибыли.

Основными видами деятельности являются:     

- коммерческая, сбытовая, посредническая деятельность;

- долговременное хранение продовольственных товаров;              

- производство товаров народного потребления;

- создание собственных производственных и перерабатывающих мощностей, складских и других вспомогательных объектов, транспортной и торговой сетей (оптовой и розничной);     

- организация совместных предприятий с зарубежными компаниями в интересах насыщения рынка Кемеровской области продуктами питания;

- осуществление экспортных, импортных, товарообменных операций;             

- оказание услуг складского хозяйства;      

- оказание посреднических, консультационных и иных услуг;          

- оказание услуг населению;

-осуществление любых иных видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и в соответствии с его требованиями и целью своей деятельности.

Уставный капитал ОАО «Кемеровский хладокомбинат» составляет 21258 рублей, разделенный на 21258 штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 рубль каждая. Все акции Общества являются именными, равными по номинальной стоимости, размещенными. Общество выпускает акции в бездокументарной форме.

ОАО «Кемеровский хладокомбинат» производит и/или реализует следующую продукцию:

- замороженную рыбную продукцию;

- рыбные консервы (пресервы);

-         мороженное «Снежный городок».

В самом широком ассортименте представлено мороженое. Причем его ассортимент постоянно пополняется. Ассортимент мороженого в стаканчиках, рожках и на палочках  не менее 50 сортов.

На ОАО «Кемеровский хладокомбинат» начато производство новых видов щербета в глазури из фруктового льда, после реконструкции запущена в эксплуатацию импортная линия по изготовлению мороженого эскимо (10 видов с различными наполнителями) производительностью 3 тонны в смену, а также «семейного» мороженого в упаковке, весом более 300 грамм.

Продукция «Снежный городок» пользуется спросом в тридцати регионах России, а кроме того в Казахстане.

В 2005 г. планируется произвести около двенадцати тысяч тонн мороженого. На «Кемеровском хладокомбинате» работают линии по производству мороженого от мировых лидеров из Швеции, Италии, Польши.

2.2. Показатели рентабельности ОАО «Кемеровский хладокомбинат»

Насколько рентабельным является рассматриваемое предприятие видно из анализа прибыли и убытков, отраженных в отчетах о прибылях и убытках (Приложение 1, 2). В таблице 3 приведены данные о составе и динамике прибыли.

Таблица 3

Состав и динамика прибыли за 2001-2003гг. (руб.)

Показатель

2001

2002

Абсолют-ное отклоне-

ние 

Относите-льное отклоне-ние

2003

Абсолют-ное отклоне-

ние 

Относите-льное отклоне-ние

Выручка от реализации

198076485

263783481

65706996

24,9

314879442

51095961

16,2

Себестоимость

155522009

216713766

61191757

28,2

263035842

46322076

17,6

Валовая прибыль

42554476

47069715

4515239

9,6

51843600

4773885

9,2

Коммерческие расходы

22674166

25396000

2721834

10,7

29726939

4330939

17,1

Прибыль от продаж

19880310

21673715

1793405

8,3

22116661

442946

2,0

Прибыль (убыток)

До налогообложения

17904486

19697891

1793405

9,1

21661798

1963907

9,1

Налог на прибыль

3940786

4684387

743601

15,9

5281270

596883

11,3

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года)

13963700

15013504

1049804

6,9

16380671

1367167

8,3

Как видно из таблицы 3 в период с 2001 по 2003 год произошел рост прибыли предприятия:

- в 2002 г. по сравнению с 2001 г. чистая прибыль увеличилась на 1049804 руб. (+6,9%); 

- в 2003 г. по сравнению с 2002 г. на 1367167 руб. (+8,3%).

Коммерческие расходы предприятия также увеличились (в среднем на 11%), что легло в основу роста себестоимости продукции ОАО «Кемеровский хладокомбинат», прирост которой составил около 30%.

Рассчитаем показатели рентабельности ОАО «Кемеровский хладокомбинат».

1. Общая рентабельность предприятия (Р) определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости ос­новных производственных фондов и нормируемых оборотных средств и рассчитывается по формуле:

                                               P  * 100

                                              R = ----------------------- ,                

                                                          Оф   + Об                                      

где  R – уровень рентабельности , %;

       P – прибыль;

       Оф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

       Об -  среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств (запасы, незавершенное производство и остатки готовой продукции).

                  13963700 руб. * 100%

R2001г = ----------------------------------------- = 10,3%

              114604206 руб. + 19971908 руб.

                                15013504 руб. * 100%

R2002г = ----------------------------------------- = 27,3%

              19082121 руб. +  35817330 руб.

   

                   16380671 руб. * 100%

R2003г = ----------------------------------------- = 17,7%.

               31403579 руб. + 61275342 руб.

2. Рентабельность продукции  (Рпр) – исчисляется как отношение прибыли от продаж продукции к полной себестоимости этой продукции:

                                   Рпр = (Пп/Сп) * 100%,                     

где Пп – прибыль от продаж продукции, работ, услуг;

Сп – полная себестоимость реализованной продукции.

Рпр2001 =  (19880310 / 155522009) * 100% = 12,8%

Рпр2002 = (21673715 / 216713766) * 100% = 10,0%

Рпр2003 = (22116661 / 263035842) * 100% = 8,4%

3. Рентабельность продаж (оборота) – Рп – рассчитывается по            формуле:

                                        Рп = Пп / В * 100%,                     

где: Пп – прибыль от продаж продукции, работ, услуг;

        В – выручка от продажи продукции, работ, услуг.

Рп2001 =  (19880310 / 198076485) *100% = 10,0%

Рп2002 =  (21673715 / 263783481) * 100% = 8,2%

Рп2003 =  (22116661 / 314879442) * 100% = 7,0%

4. Рентабельность оборотных активов (Роб). Формула:

                                   Роб = (Пп / АОср) * 100%,             

где: Пп – прибыль от продаж продукции, работ, услуг;

        АОср – средняя величина оборотных активов.

Роб2001 =  (19880310 / 40239966) *100% = 49,4%

Роб2002 =  (21673715 / 76575379) * 100% = 28,3%

Роб2003 =  (22116661 / 101430636) * 100% = 21,8%

Рассчитав рентабельность предприятия по различным показателям, занесем их в таблицу 4.

Таблица 4

Показатели рентабельности ОАО «Кемеровский хладокомбинат»

Показатель рентабельности

Год

Отклонение

2001

2002

2003

2002/2001

2003/2002

Общая рентабельность предприятия (Р)

10,3

27,3

17,7

17,0

-9,6

Рентабельность продукции  (Рпр)

12,8

10,0

8,4

-2,8

-1,6

Рентабельность продаж (оборота) – Рп

10,0

8,2

7,0

-1,8

-1,2

Рентабельность оборотных активов (Роб)

49,4

28,3

21,3

-21,1

-7,0

Исходя из данных таблицы 4 можно сделать вывод, что практически все показатели рентабельности предприятия имеют тенденцию к понижению. Самый серьезный спад наблюдался в 2002 г., когда снизилась рентабельность оборотных активов на 21,1%.

2.3. Факторный анализ показателей рентабельности

Фактор­ный анализ рентабельности продукции проводится на основе следую­щей модели:

pс= Пп / Срп = (РП – Срп) / Срп,        

где Пп - прибыль от продаж продукции, руб.;

      РП - объем продаж в отпускных ценах (без НДС и иных косвен­ных налогов), руб.;

      Срп - полная себестоимость реализованной продукции, руб.

Для факторного анализа используется метод цепных подстановок. При этом объем реализованной продукции будет количественным показателем, а ее себестоимость - качественным. Тогда прирост рен­табельности в отчетном периоде (2003 г.) по сравнению с базисным (2001 г.) будет оп­ределяться следующим образом:

Δpс = П1п1рп – П0п  / С0рп = (РП1 – С1 рп / С1 рп - (РП0 – С0 рп / С0 рп =

= РП1 / С1рп - РПо /С0рп = (РП1 / С1рп - РП1 / С0рп) +

+ (РП1 / С0рп – РП0 / С0рп) = ΔpсС + ΔpрпС.

Составляющая Δр0С характеризует влияние изменения себестои­мости реализованной продукции на динамику рентабельности про­дукции, а составляющая ΔрРПС - влияние изменения объема реали­зации. Они определяются соответственно как

ΔрсС = РП1 / С1рп – РП1 / С0рп;

ΔрРПС = РП1 / С0рп – РП0 / С0рп.

Выполним факторный анализ динамики рентабельности продук­ции для ОАО «Кемеровский хладокомбинат» по данным Приложений 1 и 2.

1. Полная себестоимость реализованной продукции:

С1рп = 263035842 руб.;

С0рп  = 155522009 тыс. руб.

2. Влияние изменения себестоимости на динамику рентабельнос­ти продукции:

ΔрсС =  314879442 / 263035842 - 314879442 / 155522009 = 1,197 – 2,024  = -0,827

3. Влияние изменения объема реализованной продукции на динамику рентабельности продукции:

ΔрРПС = 314879442 / 155522009 - 198076485 / 155522009 = 2,025 – 1,273 = 0,752

4. Общее изменение рентабельности продукции:

pс = -0,827 + 0,752 = -0,075.

Вывод: по сравнению с 2001 г. рентабельность продукции снизилась на 0,075 (7,5%) под влиянием следующих факторов:

1) за счет изменения себестоимости реализованной продукции уменьшилась на 0,827 (82,7%);

2) за счет изменения объема реализованной продукции в отпускных ценах возросла на 0,752 (75,2%).

Подводя общий итог можно заметить следующее:

1. ОАО «Кемеровский хладокомбинат» является прибыльным предприятием. За 2003 г. прибыль до налогообложения составила      21661798  руб. Показатели прибыли имеют положительную динамику. За анализируемый период также наблюдалось снижение операционных расходов предприятия.

2. Показатели рентабельности ОАО «Кемеровский хладокомбинат» достаточно высоки. Однако, за анализируемый период практически каждый из них имел тенденцию к понижению. Самый значительный спад наблюдался в 2002 г., когда снизилась рентабельность оборотных активов на 21,1%.

3. Факторный анализ рентабельности показал, что снижение  рентабельности продукции произошло, во-первых, за счет, изменения себестоимости реализованной продукции уменьшилась на 0,827 (82,7%); во-вторых, за счет изменения объема реализованной продукции в отпускных ценах возросла на 0,752 (75,2%).

Заключение

Основной источник денежных накоплений предприятий – выручка от реализации, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализа­цию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта – получить больше при­были при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в  расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

С показателем прибыли тесно связаны показатели рентабельности предприятия, более полно отражающие окончательные результаты хозяйственной деятельности предприятия. Анализ рентабельности предприятия на ту или иную дату позволяет ответить на вопрос: насколько правильно предприятие уп­равляло финансовыми ресурсами в течение периода, предшествующе­го этой дате. Важно, чтобы показатели рентабельности соответ­ствовали требованиям рынка и отвечали потребностям развития пред­приятия, поскольку недостаточная рентабельность может привести к неплатежеспособности предприятия и отсутствию у него средств для развития производства.

Анализ рентабельности ОАО «Кемеровский хладокомбинат» показал, что данное предприятие является достаточно прибыльным. Динамика показателей прибыли положительна. Показатели рентабельности ОАО «Кемеровский хладокомбинат» также находятся на достаточно высоком уровне, хотя и имели некоторую тенденцию к понижению. Отмеченное снижение  рентабельности продукции произошло, за счет, изменения себестоимости реализованной продукции на 82,7% и за счет изменения объема реализованной продукции в отпускных ценах (цена возросла на 75,2%).

В целях повышения рентабельности руководству предприятия  необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объектов ее реализации. С развитием предпринима­тельства и повышением конкуренции возрастает ответственность предприятий за выполнение принятых на себя обязательств. Таким образом, показатель рентабельности предприятия отвечает требованиям коммерческого расчета и, в свою очередь,  способствует развитию предпринимательской деятельности.

Список литературы

1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно – практическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. – 272 с.

2. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. – Новосибирск: Дело и сервис, 1999. – 324 с.

3. Баканов М.И., Шеремят А.Д Теория анализа хозяйственной деятельности. – М.: Финансы и статистика,1998. – 456с.

4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997.- 233 с.

5. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа. Учебное пособие: - М.: ИНФРА – М, 2002. – 222 с. – (Серия «Высшее образование»).

6. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Крмплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 366с.

7. Берстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 342 с.

8. Верещака В.В.  Экономический анализ  финансового положения предприятия // Экономист.-2000.-№12.

9. Григорьев В.В. Оценка предприятий. – М., 1998.

10. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия. – М.: АО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1994. – 322 с.

11. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 1999. – 367 с.

12. Зотов В.П. Комплексный экономический анализ: Учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001.

13. Каракоз И.И., Самборский В.И. Теория экономического анализа. – Киев, 1989. – 404 с.

14. Ковалёв В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 424 с.

15. Прыкин Б.В. Технико-экономический анализ производства: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 399 с.

16. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 336 с.

17. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 303с.

18. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятий. – М.: ИНФРА–М, 2004. – 296 с.

19. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 333 с.

20. Экономический анализ. Учебник для вузов / Под ред.                           Л.Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 527 с.