Оглавление

1. Логистика: сущность и основная характеристика…………………….3

2. Организация управления товародвижением…………………………..7

Список литературы……………………………………………………….12

1. Логистика: сущность и основная характеристика

Логистика – наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя [2].

Проблемы логистики уже более 25 лет в нарастающих масштабах привлекают внимание ученых, специалистов, руководителей фирм, предприятий и корпораций развитых стран мира. Этот острый интерес проявляется в научном и практическом планах. Проникновение логистики в сферу экономики в существенной степени обязано компьютеризации управления. В действительности мы имеем дело с быстро развивающейся инфраструктурой в сфере экономики и организации производства и с новым научным направлением. Эта инфраструктура основывается на современных достижениях науки и техники. В России имеются некоторые удачные примеры логистических систем, хотя в своей повседневной практике мы не относим их к области логистики.

Внедрение логистических подходов в управлении товародвижением приобрело большую актуальность на современном этапе развития российской экономики. Это связано с интенсификацией и расширением товарно-денежных отношений, с динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей. Возросли возможности для улучшения их взаимодействия на основе расширения хозяйственной самостоятельности и инициативы посреднических структур и транспортных предприятий, совершенствование их договорных отношений и взаимного экономического стимулирования.

На основе логистических подходов экономические методы должны получить воплощение в практике производственных структур – у изготовителей и производственных потребителей, а также в системе коммерческо-посред-нических организаций и предприятий. С помощью этих методов обеспечивается экономическая заинтересованность хозяйствующих субъектов в повышении эффективности конечных результатов хозяйственной деятельности за счет экономии и прибыли от логистических операций и услуг.

Широкое применение логистики в практике хозяйственной деятельности объясняется необходимостью сокращения временных интервалов между приобретением сырья и поставкой товаров конечному потребителю. Логистика позволяет минимизировать товарные запасы, а в ряде случаев вообще отказаться от их использования, позволяет существенно сократить время доставки товаров, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса [2; 3].

Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Принципиальная новизна логистического – органическая взаимосвязь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему.

В условиях перехода к рыночным отношениям единые системы нормативов совершенствования материально-технической базы теряют свое прежнее значение. Каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет ее методами. Наиболее важно сейчас правильно и быстро производить распределение материальных потоков между поставщиками и потребителями.

В настоящее время логистика рассматривается как направление хозяйственной деятельности, заключающееся в управлении материалопотоками в сферах производства и обращения, а также как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.

Чаще всего в зарубежной литературе понятие логистики трактуется как процесс управления движением и хранением сырья, частей, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю (принцип уплаты –получения денег).

Главная цель логистики определяется как нужная продукция в нужном месте в нужное время при нужных затратах и в нужном состоянии.

Логистика, прежде всего, включает организацию и осуществление товаропередвижения в сфере обращения. К логистической деятельности правомерно относить следующие функции: формирование хозяйственных связей; определение потребности в перевозках продукции, их объемах и направлениях, последовательности и звенности передвижения продукции через места складирования; координацию оперативного управления поставками и перевозками; формирование и регулирование запасов продукции; развитие, размещение и организацию складского хозяйства; выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку продукции.

Указанным функциям присущи следующие особенности.

Во-первых, они представляют собой комплекс взаимосвязанных функций по формированию, организации, регулированию и реализации материалопотока в процессе товарообращения.

Во-вторых, носителями таких функций являются в той или иной мере все субъекты, участвующие в этом процессе: снабженческо-сбытовые и транспортные службы предприятий, объединений, хозяйственных ассоциаций, концернов и межрегиональные и региональные коммерческо-посреднические и торговые организации и предприятия. Причем координирующую роль в организации товародвижения могут осуществлять государственные структуры, управляющие транспортом, торговлей, материальными и энергетическими ресурсами.

В-третьих, критерием эффективной реализации данных функций является минимум удельных совокупных затрат на перемещение продукции, поскольку каждому из элементов этих затрат принадлежит значительный удельный вес в их общей сумме [5].

Актуальность развития функций логистического управления товародвижением многократно возросла в условиях перехода к рыночным отношениям. Это вызвано рядом причин и, прежде всего, динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей, в том числе производственной инфраструктуры. На современном этапе возросли возможности для радикального улучшения взаимодействия предприятий с коммерческо-посредническими структурами в сфере обращения средств производства и транспортными организациями на основе расширения хозяйственной свободы и инициативы.

Возникли новые условия для развития системы их взаимодействия в связи с формированием многообразных новых организационных структур: хозяйственных ассоциаций, консорциумов, союзов, в том числе межотраслевого характера. В составе этих формирований, например, региональных ассоциаций, коммерческо-посреднические и транспортные предприятия могут решать большинство оперативных вопросов, постоянно возникающих в процессе планирования, организации и осуществления перевозок. Причем принятие необходимых для этого мер не требует уже согласования с ведомственными органами управления. Однако с развитием прямых хозяйственных связей повышается роль регулирования материалопотоков на уровне государственного управления.

2. Организация управления товародвижением

Особенность складывающейся ситуации в современных условиях заключается в том, что оптимальные результаты субъектами товарного производства, обмена и потребления могут быть достигнуты лишь в случае реализации логистического подхода - рассмотрения и реализации различных стадий товародвижения в рамках единой системы. Действительно, коммерческий успех любого предприятия, компании, фирмы в существенной мере зависит от состояния развития торговли, торговой инфраструктуры, от того, насколько рационально организовано товародвижение, система распределения, движения продукции в сфере обращения. Логистический подход гарантирует системность, целостность, оптимизацию суммарных издержек и т.п., обеспечивает более точную увязку процессов планирования, организации, управления, контроля и регулирования движения потоков экономических ресурсов в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Подход к объектам товародвижения как к системам выражает главную особенность концепции логистики. Специфика торговой деятельности рассматривается с использованием понятия связности, позволяющего выявить отношения экономического подчинения, обмена деятельностью или договорных отношений между субъектами - участниками логистического процесса [2].

В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это - задачи про­гнозирования спроса и производства, а следовательно, и объема перевозок, задачи определения оптимальных объемов и напра­влений материальных потоков, задачи организации складирова­ния, упаковки, транспортировки и многие другие. Рассмотрим, кем решаются эти задачи.

Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потре­бляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользую­щихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие пред­приятия и организации:

- транспортные предприятия общего пользования, различ­ные экспедиционные фирмы;

- предприятия оптовой торговли;

- коммерческо-посреднические организации;

- предприятия-изготовители, чьи склады готовой продук­ции выполняют разнообразные логистические операции [1].

Силами этих предприятий и организаций формируются ма­териальные потоки, непосредственно осуществляется и контро­лируется процесс товаропередвижения.

Каждый из перечисленных участников логистического про­цесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином «функция» в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однород­ных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающу­юся от другой совокупности действий, имеющих также опреде­ленную цель. Логистическая функция - это укрупненная груп­па логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

В табл. 1 дается перечень основных логистических функций и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса. Каждая из этих функций представля­ет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокуп­ность действий. Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между различными участни­ками логистического процесса, т.е. формирование связей между элементами макрологистических систем [5].

Таблица 1

Основные логистические функции и их примерное распределение

между различными участниками логистического процесса

Название логистической функции

Участник логистического процесса

Транспорт общего пользования, экспедиционная фирма

Предприятия оптовой торговли

Коммерчес-ко-посреднические организации

Склады готовой продукции предприя-тий-изготовителей

Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация

Х

Х

Х

Определение объемов и направлений материальных потоков

Х

Х

Прогнозные оценки потребности в перевозках

Х

Х

Х

Определение последовательности продвижения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации товародвижения

Х

Развитие, размещение и организация складского хозяйства

Х

Х

Управление запасами в сфере обращения

Х

Х

Осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения

Х

Выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров*

Х

Х

Управление складскими операциями**

Х

Х

*Под операциями, непосредственно предшествующими и завершающими перевозку товаров, продразумеваются упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы и ряд других операций.

**Складские операции включают в себя сдачу и приемку грузов по количеству и по качеству, хранение, подсортировку и подготовку необходимого покупателю ассортимента, организацию доставки мелкими партиями и т.д.

Отметим две характерные особенности приведенного ком­плекса логистических функций:

- все перечисленные в табл. 1 функции взаимоувязаны и напра­влены на управления материальным потоком. Другими словами, весь комплекс логистических функций, в совокупности, также подчинен единой цели;

- носителями перечисленных функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе [4; 5].

Критерием эффективности реализации логистических функ­ций является степень достижения конечной цели логистиче­ской деятельности, выраженной шестью правилами логисти­ки.

Рассмотрим теперь более детально, как распределяются задачи по управлению материальными потока­ми между различными подразделениями отдельного предприя­тия.

Планирование, управление, контроль и осуществление логи­стической деятельности тесно переплетается с другими видами деятельности на предприятии. Зачастую логистическая функция «растаскивается» по различным службам. Например, одно под­разделение производственного предприятия занимается закупка­ми материалов, другое - содержанием запасов, третье - сбы­том готовой продукции. При этом цели этих подразделений за­частую могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предпри­ятие.

Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение специальной логистиче­ской службы, которая должна управлять материальным пото­ком, начиная от формирования договорных отношений с по­ставщиком и кончая доставкой покупателю готовой продук­ции.

Рассмотрим, как взаимодействует служба логистики с дру­гими службами предприятия.

Наиболее существенная взаимосвязь у логистики с маркетин­гом. Выделим следующие задачи, решаемые на производствен­ном предприятии службой маркетинга:

1. Анализ окружающей среды и рыночные исследования.

2. Анализ потребителей.

3. Планирование товара, определение ассортиментной специ­ализации производства.

4. Планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по наивыгоднейшему сбыту услуг [1].

Если первые две задачи могут решаться службой маркетин­га без участия службы логистики, то задачи 3 и 4-я должны решаться совместно.

Допустим, служба маркетинга обосновала необходимость вы­пуска нового вида продукции. Тогда задачей службы логисти­ки будет обеспечение производства сырьем, управление запаса­ми, транспортировка, причем все в разрезе нового вида продук­ции.

Решая задачу 4-ю, маркетинг определяет для физического распределения строгие рамки требований логистического сер­виса. Выполняются эти требования системой логистики. Таким образом, логистику можно рассматривать как инструмент реа­лизации стратегии маркетинга.

Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства. Это обусловлено тем, что, во-первых, производство должно регулярно выдавать готовые из­делия, т.е. давать объемы работ для сбытовой логистики. Во-вторых, производство зависит от заготовительной логистики, т.е. от своевременной доставки сырья, материалов, комплекту­ющих частей в определенном количестве и определенного каче­ства. Слабая взаимосвязь производства с логистикой приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнитель­ной нагрузки на производство. Одной из основных составляющих цены товара являют­ся транспортные расходы. Контроль и управление транс­портными, а также складскими затратами это функция, ре­ализуемая совместно службой логистики и службой финан­сов.

Список литературы

1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. – М.: ИВЦ Маркетинг, 1996. – 124 с.

2. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. – М.: Центр эконмики и маркетинга, 1998. – 168 с.

3. Логистика : Учебное пособие / Под ред. Б.А.Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 327 с.

4. Рынок и логистика / Под ред. М.П.Гордона. – М.: Экономика, 1993. – 143 с.

5. Смехов А.А. Введение в логистику. – М.: Транспорт, 1993. – 112 с.