Оглавление
1. Состояние рынка кожаной обуви в РФ,
перспективы его развития…………………………………………………3
2. Производство бумаги. Влияние отдельных
этапов на формирование ассортимента бумаги………………………….7
3. Рассчитайте структуру ассортимента косметических
средств (на примере шампуня) для магазина…………………………...12
Список литературы………………………………………………………….14
1. Состояние рынка кожаной обуви в РФ, перспективы его развития
В настоящее время обувь в России выпускается на 260 крупных и средних предприятиях. Сложился круг относительно устойчиво работающих предприятий, причем около 90% общего объема производства обуви выпускается практически на 50 предприятиях.
В 2004 г. произведено 33 млн. пар обуви, что на 10,4% больше, чем в 2002г. Высокие темпы производства продукции позволили улучшить использование производственных мощностей в обувной промышленности, которое в 2004 г. составило 23%, (в 2002 г. - 14%) [4].
Объемы экспорта обуви ввиду ее низкой конкурентоспособности невелики, его доля в объеме отечественного производства в настоящее время не превышает 8%.
Насыщение российского рынка обуви на 70-80% происходит за счет импорта. Наибольший объем поставок приходится на страны Юго-Восточной Азии. Значительная доля товаров из этих стран низкого качества и ввозится по заниженным ценам. Крупнейшим импортером обуви остается Китай.
Следует отметить, что на внутреннем обувном рынке России значительное место занимает неучтенная продукция. По данным Госкомстата и ГТК России, 179 млн. пар обуви - это неучтенная продукция в 2003 г., а в 2004 г. - более 100 млн. пар, это свыше 60% от всего объема потребляемой обуви в стране.
Наносится ущерб отечественным товаропроизводителям, так как ввозимая контрабандным путем обувь на 50-60% дешевле обуви российских обувных предприятий, что создает неравные условия конкуренции.
Массовому незаконному ввозу обуви в страну способствует утвержденное постановлением Правительства РФ от 10.07.99 №783 положение "О перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации", согласно которому физическое лицо может беспошлинно провозить через границу до 50 кг, с пошлиной 4 ЕВРО за 1 кг - до 200 кг груза. На основании этого постановления предприимчивые коммерческие структуры разработали и осуществляют различные схемы контрабандного ввоза товаров в страну [1].
Для улучшения сырьевого обеспечения обувных предприятий, сокращения экспорта кожевенного сырья и углубления его переработки на отечественных предприятиях в последние годы с помощью Министерства промышленности, науки и технологий РФ вышли постановления Правительства Российской Федерации, в частности о лицензировании экспорта кожсырья, введении, а затем и увеличении вывозных таможенных пошлин.
Принятые меры тарифного и нетарифного регулирования экспорта кожевенного сырья позволили сократить его вывоз и увеличить производство отечественных натуральных кож, которые направляются в основном на изготовление обуви.
В целях стабилизации положения постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года №1024 вывозные пошлины на необработанное кожсырье увеличены с 15 до 20%.
В 2003-2004 гг. предприятиям выделялись бюджетные кредиты на сезонную закупку сырья РФ, это позволило увеличить долю прибыльных предприятий с 48 до 51% [4].
В Федеральном бюджете на 2005 г. статьей 57 предусмотрено возмещение из Федерального бюджета разницы процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. Проект порядка его реализации разработан Министерством и направлен на согласование в Минфин России.
Министерством также подготовлен Перечень технологического оборудования, не производимого в России, с целью снижения таможенных пошлин на такое оборудование в среднем на 50%.
Основными экономическими проблемами развития обувной отрасли, как и для всей легкой промышленности России, являются:
- недостаток собственных оборотных средств и невозможность использования для их пополнения кредитных ресурсов при сложившихся процентных ставках за использование кредитов;
- содержание на балансе многих предприятий отрасли объектов социальной сферы, подлежащих передаче муниципальным органам власти. Они отвлекают значительные средства, которые могли бы быть использованы для модернизации и развития производства [2].
Главная цель ближайших лет - увеличение выпуска отечественных изделий до объемов, позволяющих удовлетворить потребности населения, народного хозяйства и обороны независимо от складывающихся обстоятельств; уйти от критической зависимости страны от импорта товаров легкой промышленности, а также доведение доли отечественной продукции до 50% к 2006 г. и до 70% - к 2010 г.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Ресурсное обеспечение развития отрасли.
Российская Федерация располагает собственными сырьевыми ресурсами. Требует разрешения проблема использования давальческого сырья, так как при этом интенсивно эксплуатируется технологическое оборудование без предоставления предприятиям средств для его замены, теряется прибыль предприятий и поступления в бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды.
2. Техническое перевооружение предприятий отрасли.
В настоящее время парк оборудования предприятий отрасли характеризуется наличием большого количества оборудования с физическим и моральным износом. В среднем около 50% оборудования находится в эксплуатации более 20 лет. Степень износа основных фондов доходит до 70% и продолжает расти. В связи с этим техническое перевооружение предприятий легкой промышленности на базе внедрения новых технологий и совершенствования структуры производства в направлении роста доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции становится главным условием развития производства.
Наиболее эффективной формой для этих целей является использование лизинга, который предусматривает заключение сделок между предприятиями (лизингополучателями), машиностроительными заводами - изготовителями оборудования (продавцами) и лизинговыми центрами (лизингодателями).
3. Развитие научно-технического и инновационного потенциала. Действующий хозяйственный механизм не обеспечил пока должной восприимчивости предприятий и организаций отрасли к научно-техническим достижениям. Замедлились темпы обновления техники и технологий, низки качество и конкурентоспособность продукции, недостаточна инновационная активность предприятий.
Вместе с тем, сформировавшийся в отрасли в предшествующие годы научно-технический потенциал позволяет решать сложные наукоемкие научно-технические проблемы.
Основным направлением решения научно-технических проблем и повышения инновационной активности предприятий будет являться обеспечение потребности отрасли в современных технологиях, прогрессивных химических и комплектующих материалах, технике новых поколений, высокоэффективных экономических моделях для создания высокотехнологичных производств.
4. Важным условием развития отрасли является проведение реформирования предприятий, с учетом организации современного менеджмента, системы маркетинга, бухгалтерского учета, создания собственной или на кооперативных началах с другими предприятиями товаропроводящей сети, управления издержками производства и установления на этой основе цен реализации, обеспечивающих конкурентоспособность продукции по этим показателям.
5. Требует разрешения проблема кадрового обеспечения отрасли, обострившаяся в последние годы. Необходимо восстановить эффективно действующую систему подготовки кадров (профтехучилища, техникумы, институты) с использованием современных форм обучения развивающихся в рыночных условиях [2; 5].
Решение перечисленных задач будет способствовать повышению эффективности работы как обувной отрасли, так и легкой промышленности в целом.
2. Производство бумаги. Влияние отдельных этапов на формирование ассортимента бумаги
В рамках ежегодного исследовательского проекта «Индустрия упаковки 2003», специалисты компании Abercade Consulting изучили основные характеристики российских бумажных рынков. Результаты исследования стали основанием для оценки текущей экономической ситуации на данных рынках и прогнозов их дальнейшего развития.
Объем потребления бумажной продукции в разных странах варьируется. Лидерами по потреблению бумаги являются американцы и бельгийцы - 347 и 321 кг на душу населения соответственно. В России этот показатель до последнего времени составлял всего 18,2 кг. Надежды на подъем отрасли с началом перестройки не оправдались. Россия, занимавшая ранее 4-е место в мире по производству бумаги и картона, переместилась на 18-е.
Наибольшая доля бумаги в России приходится на газетную (книжную) продукцию. Также значительной остается доля бланочной и печатной продукции, несколько меньшие объемы потребления приходятся на журнальную и этикеточную (Рис. 1) [3; 4].
Рис 1. Структура потребления печатной продукции на территории РФ в 2002 году
Спрос на продукцию российских ЦБК на внешнем рынке остается постоянным, зато на внутреннем - растет. Причина сохранения российскими производителями своей доли на мировом рынке - низкая цена на российскую целлюлозу. При этом, учитывая низкую себестоимость производства, у российских производителей еще остается значительный запас прочности в условиях падения мировых цен.
1. Газетная бумага
Потребление газетной бумаги стабильно и на внутреннем рынке России, и на внешнем. Объем производства газетной бумаги составляет более 50% всей бумаги на рынке РФ. На сегодня предложение на этом рынке на 99% состоит из отечественной продукции.
Компании, крепко обосновавшиеся в этом сегменте, получают высокие доходы за счет экономии на масштабах производства. Большая часть производимой ими продукции идет на экспорт. Уже сейчас почти у всех производителей газетной бумаги заключены контракты на поставку продукции в Германию, Швейцарию, Австрию и другие страны ЕС.
Мощности российских комбинатов по производству газетной бумаги в настоящее время превышают 2 млн. тонн в год. Дефицита бумаги на этом рынке нет. Выпуск газетной бумаги в России относится к тем немногим сегментам отечественной промышленности, которые сохранили свою стабильность в ходе реформ 90-х годов. Газетная бумага российского производства входит в число наиболее конкурентоспособных на мировом рынке товаров перерабатывающей промышленности. Степень открытости данного рынка для международной торговли является незначительной, о чем можно судить по небольшой доле импорта газетной бумаги в общем объеме ее реализации на территории Российской Федерации.
Рынок газетной продукции в России характеризуется преобладанием ограниченного числа крупных потребителей - полиграфических предприятий, на которые приходится заметная доля рынка. Поэтому значительная часть российского спроса на газетную бумагу формируется несколькими крупными полиграфическими предприятиями [3].
После периода спада объема производства газетной бумаги в 1995- 1996 гг., с 1997 г. начинает устойчивый рост выпуска, что связано с общим оживлением как на внутреннем, так и на внешнем рынках (Рис. 2) [5].
Рис. 2. Динамика производства газетной бумаги на территории РФ за период с 1995 по 2002 годы.
2. Этикеточная бумага
Ежегодный рост мирового производства этикетки составляет от 4% до 6%, в ближайшие годы эта тенденция останется неизменной. Наиболее крупными мировыми потребителями этикеток являются рынки пищевой, парфюмерной и фармацевтической промышленности. В последние годы на мировом рынке в роли крупного производителя этикеток все чаще выступают страны азиатского региона. Как показало исследование Abercade Consulting, в России пока не существует полиграфических предприятий, специализирующихся только на выпуске этикеточной продукции – чаще всего, производство этикетки является побочным видом деятельности.
По разным оценкам, доля импортной этикетки в общем объеме российского рынка составляет немногим больше половины, причем с каждым годом продолжает снижаться, что не может не сказаться на благополучии российских типографий.
Цена на российскую этикетку зависит от колебаний курса доллара. Такое положение дел вполне естественно, так как бумагу для производства этикетки приходится закупать преимущественно за рубежом, а отечественные мощности по производству этикеточной бумаги оставляют желать лучшего и по качеству значительно уступают иностранным образцам. К сведению, цена на расходные материалы составляет от 50% до 70% общей цены этикетки, и наиболее значительная часть расходов приходится как раз на этикеточную бумагу. Типографии более чем заинтересованы в том, чтобы организовать стабильную поставку бумаги по четко определенной цене. К числу стран - наиболее известных поставщиков бумаги в Россию, относятся Финляндия, Германия, Франция, Италия, Швеция [3].
Отечественное производство этикеточной бумаги ограничивается производством невлагостойкой бумаги, предназначенной для применения в упаковке сухих продуктов - консервов, шоколада, мягких сигаретных пачек.
В ближайшие несколько лет мы прогнозируем устойчивый спрос на этикетку и этикеточную бумагу в РФ. Все большая доля этикетки будет выпускаться отечественными типографиями. Что касается выпуска мелованной этикеточной бумаги отечественного производства, перспективы его возникновения на сегодняшний день достаточно малы, так как требуют основательных финансовых вложений, а вопрос по поводу конкуренции с иностранными производителями по-прежнему остается открытым.
3. Упаковочная бумага
Дать однозначную характеристику российскому рынку упаковочной бумаги сложно. В отдельных сегментах отрасли прогнозируется динамичный рост (например, тонкие упаковочные бумаги, пергамент, мешочная бумага), в других – стагнация и постепенный спад. Такое положение дел в первую очередь связано с тем, что отдельным видам бумаги составляют конкуренцию другие упаковочные материалы - полимерная упаковка и фольга. В тех сегментах рынка упаковки, где бумаге не находится достойной замены и она полностью удовлетворяет потребительским свойствам, рынок будет расти.
Еще одной очень интересной особенностью упаковочного рынка не только в России, но и в мире является ярко выраженная тенденция к переходу на экологически чистые и хорошо утилизируемые материалы.
После кризиса 1998 г., когда в отдельных сегментах объемы производства упаковочной бумаги упали на 35-40%, начиная с 1999 г. потребность в упаковочных материалах возросла со стороны потребляющих отраслей, что позволило отечественным производителям быстро вернуть прошлые обороты и даже превзойти их. Начиная с 2000 г. рост объемов производства стабилизируется.
По мнению экспертов нашей компании, данные 2002 года свидетельствуют о стабилизации объемов производства, которые на ближайшую перспективу будут предельными для рынка упаковочной бумаги. Общий рост объемов производства упаковочной бумаги будет возможен в случае положительной динамики в потребляющих отраслях.
По данным за 2002 год, среди основных видов упаковочной бумаги (мешочная, упаковочная, оберточная) по объему производства лидирует мешочная бумага. Далее следуют упаковочная и оберточная. Основной проблемой рынка оберточной бумаги является негативная тенденция перехода потребляющих отраслей на другие упаковочные материалы - полимерную пленку, фольгу и другие. Оптимистичные прогнозы ограничиваются ежегодным приростом емкости рынка в 2-3%, консервативные склоняются к тому, что роста рынка не ожидается, и важно удержать те объемы производства, которые уже достигнуты. Конкуренция в данном сегменте рынка достаточно высока, поэтому производители активно ищут выход из сложившейся ситуации, повышая качество производимой продукции и оперативно отслеживая конъюнктуру рынка [5].
Высоко оцениваются перспективы российских рынков пергамента и влагожиронепроницаемой бумаги – эксперты Abercade отмечают тенденцию применения экологически чистых и легко утилизируемых упаковочных материалов, к которым относится пергамент. Данный вид бумаги пользуется стабильным спросом на мировом рынке, прогнозируется ежегодное увеличение объемов продаж. Помимо этого российские производители исследуют новые виды применения пергамента и разрабатывают новые его разновидности.
3. Рассчитайте структуру ассортимента косметических средств
(на примере шампуня) для магазина
В магазине «Апрель» представлены шампуни различных марок: Сансилк, Шаома, Хеденшелдерс, Шамту, Эльсев, Ворожея, Хербл Эсенсес, Джонсен Беби, ВидалСанун, Фруктис, Палмолив, Линда, Тимотей, Чистая линия, Вэлла.
В данном магазине представлены практически весь ассортимент шампуней – Пф = 11 (74%).
Пб = 15 торговых марок шампуня.
Кn = Пф / Пб = 11 / 15 = 0,74
Шф = 4
В магазине «Апрель» имеются шампуни следующего предназначения:
1. Для детей.
2. Для мужчин.
3. Лечебные шампуни.
4. Для женщин.
Шб = 4
Кш = Шф / Шб = 4/4 = 1
Структура ассортимента:
1. Для детей – 12%.
2. Для мужчин – 28%.
3. Лечебные шампуни – 9%.
4. Для женщин – 32%.
Рассчитаем коэффициент устойчивости.
В магазине «Апрель» в течение месяца находилось в продаже следующее число наименований шампуней: 9, 13, 11. Среднее значение полноты – 11. Максимальное отклонение 4 (13-9). Коэффициент вариации V = 4 / 11 = 0,36.
Куст = 1 – 0,36 = 0,64. таким образом, ассортимент магазина «Апрель» достаточно устойчив, выше среднего.
Рассчитаем обновляемость ассортимента
Кн = Тн / Пф = 8 / 11 = 0,72
Таким образом, продукция магазина «Апрель» удовлетворяет спрос населения в шампуне. Однако можно было бы порекомендовать более внимательно относится к представлению в магазине всего перечня существующих шампуней -15, а не 11. И более оперативно реагировать на пополнение ассортимента, чтобы не было отклонения в 4 товарные марки за месяц.
Список литературы
1. Кожевенно-обувная промышленность России // Русский фокус. – 10.09.2001г.
2. Россия: рынок кожевенных товаров // БИКИ. – 25.05.2004. – С.6-7.
3. Шепелев А.Ф., Печенежская И.А. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров. – М.: ИКЦ «Март», 2003. – 344с.
4. http: // www.leathernet.ru Российская кожевенно-обувная промышленность в 2002-2004 гг.
5. http: // www.legprominfo.ru Информационный портал легкой промышленности